Консультации педагога психолога для воспитателей в доу – Консультации педагога-психолога в ДОУ | Социальная сеть работников образования

Содержание

«Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми»

Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада.

1. Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке. Для этого принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем, как за содействие в различных областях деятельности (вовремя прийти на помощь, продемонстрировать поддержку инициативы, обеспечить возможность реализации плана и т.д.), так и ненавязчивыми положительными высказываниями типа: «Саша всегда хочет всех чем-то угостить», «У нас Саша никогда не забудет собрать игрушки на площадке», «Чтобы я без тебя делала?», к другому ребенку: «Обратись к Саше, он тебе охотно поможет» и т.п. Разумеется, количество таких высказываний должно быть соразмерным и касаться разных детей, иначе захваливание отдельного ребенка может привести к обратному эффекту. Неадекватная чрезмерная похвала формирует у детей искаженное представление о мире и себе, и, в конце концов, тормозит процессы самоотношения и саморазвития.

2. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу, такие как аплодисменты в ситуациях успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой пальчик за успех ребенка; разнообразные ритуальные движения (могут быть придуманы воспитателем вместе с детьми) и др.

3. Используйте соответствующую лексику, поддерживающие, действия и жесты: «Я тебе сочувствую!», «Чем я тебе могу помочь?», «Не знаю, что так получилось!», «В следующий раз у тебя обязательно получится», «Это с каждым может случиться!», «Я с тобой! », «Ты заслуживаешь уважения», «Тебе есть за что любить себя», «Ты достоин доверия», «Мне кажется, ты все понял и больше так не будешь делать»; жесты - взять за руку, погладить по голове, похлопать по плечу, подмигнуть; поступком - пригласить к игре, поделиться игрушкой и тому подобное.

4. Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. Для этого рядом с соответствующим словесной лексикой ( «спасибо», «ты мне очень помог», «без тебя я не справилась бы», «ты приятный человек», «тебе все радуются», «ты излучаешь ...», «тебе доверяют») можно использовать специальные приемы, например, написание писем благодарности друг другу. Этот прием производит сильное впечатление как на адресующего, так и на адресата. Письма готовят вместе с воспитателем и вкладывают в специальный ящик, который можно назвать «ящиком благодарности». Конечно, воспитатель подскажет, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать. После окончания или месяца, или недели, или дня письма зачитывают в присутствии всех детей. Стоит позаботиться о том, чтобы каждый ребенок получил письмо благодарности.                  

5. Стоит обогатить практику педагогической деятельности проведением организованной утренней встречи. Сущность ее заключается в том, что сразу после прихода детей в садик, или перед самым завтраком, или сразу после него, малыши собираются вместе для общего приветствия, обсуждения планов на день. Продолжительность этого мероприятия не более 8-10 мин. Именно в это время стоит позаботиться о создании позитивного настроения у детей всей группы, предложить игры, упражнения, направленные на формирование дружеских отношений, чувств симпатии и привязанности (о конкретном их содержание мы поведем речь далее). Если эта форма работы станет традиционной, дети легко и быстро по словесному или иному сигналу будут  собираться вместе.

6. Особое внимание должно быть обращено на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении. Стоит приложить все усилия, чтобы каждый ребенок переживал радостные чувства успешности. Если ребенок продемонстрировал неприемлемые формы поведения, был или агрессивным, или неискренним и вызвал справедливый протест у других детей, стоит подтвердить ценность его как личности («Ты у нас такой молодец!», «Мы привыкли тобой гордиться!» «Ты же у нас умница! »), вместе с тем решительно признать недопустимость такого поведения. Детей группы нужно успокоить и объяснить, что намерения их товарища были хорошими, но тот пока не умеет правильно себя вести.

7. Обратите внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, при этом имеют неуверенный, тревожный вид, а иногда являются демонстративными или придирчивыми. Чаще приглашайте их к совместным делам, одновременно с уважением относитесь к их желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течение дня для индивидуального общения, помогите им найти друзей, предложите интересное дело. Сделайте так, чтобы они периодически попадали в центр внимания всей группы, например, поручите именно им выдавать билеты на спектакль, заводить колонну детей в зал.

class="eliadunit">

8.  Организуйте «День ребенка». Это может совпадать с днем рождения или именинами, и в таком случае каждый ребенок в течение года побудет в этой роли. Устройте в этот день настоящий праздник! Тайно обсудите подарки, подготовьте сюрпризы, игры. Обустройте специальное место - трон - где будет сидеть именинник, проведите с ним интервью о его предпочтениях, интересах, желаниях и тому подобное. Изготовьте вместе с детьми поздравительную газету, где проиллюстрируйте в фотографиях и рисунках «героический путь» и «достижения» именинника. Собравшись за праздничным столом или в праздничный круг, дайте возможность детям в свободной форме высказать пожелания, похвалить именинника за положительные качества характера и добродетели - умелость, самостоятельность, исполнительность. Пусть в этот день он сам решит, в какие игры играть, кто первый будет стоять в колонне и тому подобное.

9.  Обустройте в группе уголок мира или коврик доверия. Для этого выделите отдельное уютное место, поставьте туда кресло, положите коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом. Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях (не могут поделить игрушку, определиться с местом в колонне, договориться об очереди и т.д.) и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать и находить приемлемое для всех решение.

Для начала проиллюстрируйте на конкретном случае, как можно пользоваться уголком мира. Например, в группе появилась новая заводная машина. Сергей и Саша оба хотят поиграть с ней. Предлагается сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсуждается также продолжительность игры каждым ребенком.

Постепенно этот уголок станет символом дружбы, партнерства, доверия. Впоследствии предложение воспитателя сесть на коврике мира будет означать для детей обсудить и справедливо решить проблему.

10.  Организуйте совместные партнерские проекты. Для этого актуализируйте для детей проблемы, требующие совместного обсуждения и решения. Например, уход за комнатными растениями, подготовка к празднику, сбор информации об определенном явлении и его презентация; организация выставки детских рисунков к празднику, организация музыкального конкурса, организация туристического похода и тому подобное. Не стоит ожидать от детей, особенно на первых порах, оригинальных предложений и активных действий.

Рассмотрим для примера, какой может быть реализация проекта «Поможем нашим меньшим братьям перезимовать». Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой животные и птицы переживают тяжелые времена: им не хватает пищи, они мерзнут, часто становятся жертвами автомобилистов. Предлагает детям выразить свои предложения, как можно облегчить их жизнь. Принимаются любые предложения, в том числе и те, которые не могут быть реализованы. Из всего предложенного выбирают несколько, над которыми будет работать группа, например, чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме, подготовить выставку рисунков о жизни животных зимой; изготовить кормушки для птиц и взять под контроль их постоянное наполнение семенами и крошками; взять за правило носить еду бездомным животным.

Далее предлагается детям самостоятельно решить, кто из них и чем хочет заниматься. Воспитатель предлагает определиться, кто из детей хочет рисовать, кто будет делать кормушки и, наконец, кто берет под свой контроль своевременное наполнение их семенами, крошками. Желательно зафиксировать детский выбор (с помощью специальных листовок или предложить детям вписать свои имена в список). Это нужно для того, чтобы лишний раз сосредоточить внимание детей на характере их выбора (без этого дети могут быстро забыть, что они собирались делать). Вся дальнейшая работа может быть завершена только при условии поддержки и непосредственной помощи воспитателя.

psichologvsadu.ru

Образовательный сайт-психолог в детском саду

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моего сайта!

Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Поэтому, рада приветствовать на своем сайте всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.

Сайт адресован детским психологам и воспитателям, специалистам,работающим в системе дошкольного воспитания, а также родителям детей дошкольного возраста. 

Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.

В зависимости от запросов и установок администрации ДОУ психолог в детском саду может играть разные роли:

- консультанта, который занимает отдельный кабинет и при необходимости оказывает помощь детям и родителям по вопросам развития детей;

- наблюдателя, который посещает занятия в группах, диагностирует детей и консультирует воспитателей по работе с конкретными детьми;

- активного участника учебного процесса, который разрабатывает программы вместе с воспитателями, проводит занятия для детей;

- ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса, улучшает работу воспитателей, проводит семинары для педагогического состава, консультации воспитателям и т.д.;

- исследователя, наблюдателя, в целом, за учебным процессом.

От того, какая из этих ролей выбрана для психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции. Они могут быть очень разными в разных детских садах, но, в целом, их можно свести к нескольким пунктам:

- информационная функция - предоставление специализированных сведений;

- диагностическая-определение общих и индивидуальных особенностей развития детей, их готовности к школе,  мониторинг личностного развития дошкольников и т.д.;

- профилактическая - создание условий для гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;

- коррекционная - помощь в решении существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;

- пропедевтика - обучение педагогического персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей, педагогов, дошкольников.

Основные цели работы:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе;

- профилактика дезадаптации новоприбывших детей;

- психологическое сопровождение детей «группы риска»;

- психологическая подготовка детей к школе;

- психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;

- психологическое развитие креативности у детей;

- консультирование родителей и консультирование педагогов по вопросам психологии, ее практического использования в организации начально-воспитательного процесса.

Что   делает   детский   психолог?

Психодиагностика детей и педагогов

Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые - детские. Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру - а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.

Многие дети нуждаются в  развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.

Коррекционно-восстановительная работа

Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.

   и   семейное   консультирование

Каждый психолог знает, что все проблемы детей - это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины  находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог  помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.

В теории решения изобретательских задач имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический психолог в детском саду-это:

- «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;

- «скорая помощь»;

- садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;

- мостик между ребенком и другими детьми;

- взрослый, который по-настоящему любит играть;

- создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала ...

Уважаемые Коллеги!

На сайте использованы мои авторские материалы, присылаемые другими авторами материалы,  и материалы, которые находятся в открытом доступе в сети Интернет. Если Вы считаете, что нарушены Ваши авторские права и на сайте опубликован материал, который принадлежит Вам, можете обратиться ко мне через форму КОНТАКТЫ. 

 

psichologvsadu.ru

Консультации - «Дошколёнок.ру»

Опыт работы по составлению индивидуальных образовательных маршрутов Автор: Иванова Ольга Сергеевна, воспитатель, МДОУ № 14 " Солнышко" г. Ртищево
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Автор: Якубейко Наталья Вячеславовна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №51 Красносельского района, г. Санкт-Петербурга
Организация прогулки в ДОУ в холодный период времени Автор: Носкова Анастасия Николаевна, воспитатель, МКДОУ Детский сад №254 г. Новокузнецк
Ручной труд как средство развития воображения у детей подготовительной группы Автор: Шумакова Евгения Александровна, воспитатель, МАДОУ Детский сад №12 г.Камышлов
Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников Автор: Хисмятова Светлана Владимировна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №136" г.о.Самара
Использование технологии «План – дело – анализ» во второй младшей группе (из опыта работы) Автор: Штыкова Ирина Николаевна, воспитатель, МБОУ "Лицей" МОК №2", Воронеж
Дети с задержкой психического развития Автор: Ковалёва Инна Николаевна, воспитатель, ГБОУ г.Москвы Школа №1208 им. Героя Советского Союза М.С.Шумилова
Основные нарушения детско-родительских отношений Автор: Ковалёва Инна Николаевна, воспитатель, ГБОУ г.Москвы Школа №1208 им. Героя Советского Союза М.С.Шумилова
Специфика работы педагога хореографа в детском хореографическом коллективе Автор: Зельман Валерия Владимировна, преподаватель, МАУ ДО "Детская хореографическая школа" г.Набережные Челны
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии Автор: Нуриева Елена Сагитовна, МБДОУ ДСОВ №20 г.Усинск
Использование игрового парашюта в музыкальной деятельности дошкольников Автор: Тимофеева Светлана Александровна, музыкальный руководитель, ЧДОУ "Рыжики"
Консультация «Культурные практики» Автор: Леткова Надежда Егоровна, воспитатель
Консультация для воспитателей и родителей «Осторожно ГРИПП» Автор: Дубинина Галина Юрьевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 1 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Особенности работы с детьми и родителями, переводимыми из группы в группу в течение года» Автор: Васильева Валентина Владимировна, воспитатель ГБДОУ №52, Приморского района Санкт-Петербург
Сноубук как новое образовательное средство для дошкольников Автор: Деменева Ольга Анатольевна, воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 103"
Возможности использования полифункциональных игр в познавательном развитии дошкольников Автор: Валова Светлана Владимировна, воспитатель, МКДОУ №179, г.Киров
Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Автор: Шутова Галина Павловна, воспитатель, МДОУ детский сад №29 г.Черемхово
«Путешествие по малахитовой тропе» (Консультация для воспитателей) Автор: Кожокарь Елена Юрьевна, педагог по изодеятельности, МАДОУ д/с № 6 г. Нягань ХмаО-Югра
Использование дидактических игр, как средство формирования дружеских отношений у дошкольников, на логопедических занятиях Автор: Верховцева Марина Евгеньевна, учитель-логопед, БМАДОУ №19 г. Берёзовский
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников Автор: Заболотская Екатерина Валерьевна, воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 8 «Звёздочка», г. Няндома» ОСП «Детский сад № 7 «Солнышко»

dohcolonoc.ru

Консультация на тему: Консультация для родителей и воспитателей: «Специфика работы педагога-психолога в ДОУ»

Слайд 1

Консультация для родителей и воспитателей: «Специфика работы педагога- психолога в ДОУ» Педагог-психолог: Турищева Наталья Олеговна с.Девица, 2018

Слайд 2

Кто такой психолог? ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА создание благоприятных условий для психического развития каждого ребенка, оказание своевременной помощи всем участникам педагогического процесса ПСИХИАТР - врач, занимающийся отклонениями в психической сфере человека. ПСИХОЛОГ (Детский) - не врач, а педагог работает с детьми, не имеющими нарушений в психическом развитии. помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком.

Слайд 3

Психодиагностика В младших группах (3-4 года) для определения уровня психического развития. В старших группах с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. Основные направления деятельности педагога-психолога

Слайд 4

Стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о возрастных кризисах и т.д. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей. Психологическая профилактика

Слайд 5

ориентация на средневозрастные нормы развития; решение проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Коррекционная и развивающая работа

Слайд 6

- повышение уровня психологических знаний; Проведение родительских собраний на темы: 1. Адаптация ребенка к ДОУ. 2. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. 3. Психологическая готовность к обучению и др. Психологическое просвещение

Слайд 7

Плановая диагностика познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка. Индивидуальная и коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению. Работа с детьми

Слайд 8

Работа с родителями 1. Индивидуальное консультирование родителей. 2. Участие в тематических встречах

Слайд 9

Плановая диагностика старший возраст (5-6 лет): по параметрам внимание, память, мышление, воображение; общая моторика; самооценка; статус в группе; произвольность поведения; коммуникативные навыки.

Слайд 10

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность –игра. Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности; Активное развитие познавательных способностей Активное общение со сверстниками.

Слайд 11

Проявляется творческая активность во всех видах деятельности; Развивается фантазия; Осознание полового различия. Особенности возраста Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

Слайд 12

Рекомендации для родителей: С уважением относитесь к фантазиям ребёнка; Предоставьте ему возможности для разного творчества; Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их; Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов; Помогите ребенку справляться со страхами.

nsportal.ru

медицинское, методическое и психологическое консультирование

Содержание статьи:

Несмотря на то, что воспитатели детского сада консультируют родителей дошкольников касательно вопросов возрастного развития, освоения учебной программы, воспитания и здоровья, консультации для воспитателей — неотъемлемая часть взаимодействия педагогов с психологами, медперсоналом, инструкторами по физкультуре и руководством. Консультирование преследует следующие цели:

Консультация для воспитателей: "Детское творчество летом"
Скачать бесплатно в .docx

  • расширение профессионального сознания воспитателей;
  • улучшение понимание условий труда и выдвигаемых к педагогу требований;
  • углубление знаний касательно возрастной психологии, физиологического развития детей;
  • получение новых практических навыков и знаний касательно реализации учебно-воспитательного процесса;
  • помощь в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Консультации для воспитателей в детском саду

Консультирование — это помощь в осознании и решении проблемы, рекомендации касательно того, как справиться со сложившейся ситуацией. Педагоги обращаются за помощью к узким специалистам и коллегам, чтобы расширить свои навыки и знания, найти выход из профессионального затруднения. Консультативная помощь воспитателям нужна и в связи с внедрением ФГОС, который требует от педагогов переформатирования работы в том, что касается организации образовательной деятельности и подготовки детей к школе.

Консультации для воспитателей в детском саду проводятся индивидуально или в форме групповых бесед, если возникшая ситуация вызывает сложности у нескольких педагогов одновременно.

Взаимодействие со специалистами проходит на добровольных началах и принципах равноправия. Воспитателей детского сада консультируют:

Психолог Консультирование по вопросам адаптации детей, подготовки дошкольников к школе, устранению конфликтных ситуаций
Логопед, дефектолог Касательно коррекции дефицитарных навыков, психофизического развития детей, совершенствования речевых навыков и мыслительных операций у дошкольников, проведения артикуляционных упражнений, дыхательной гимнастики, осуществления познавательно-развивающей деятельности. 
Медицинская сестра По вопросам здоровья и физического развития дошкольников, питания, проведения профилактических мероприятий, особенностей реализации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья
Старший воспитатель Оказывает помощь в социально-правовой адаптации, знакомит воспитателей с трудовым законодательством, Гражданским кодексом, государственными программами и другой нормативной документацией для повышения правовой грамотности сотрудников 
Инструктор по физическому воспитанию Беседует с воспитателем на тему физического развития детей, внедрения здоровьесберегающих технологий, музыкально-ритмических движений, проведения корригирующей гимнастики, процедур закаливания. 
Музыкальный руководитель Консультирует по развитию ритмических движений, музыкальному воспитанию дошкольников, индивидуальной работе с детьми. 

Отдельной категорией консультаций для воспитателей является взаимодействие с юристами. Педагоги обращаются за квалифицированной помощью по вопросам Трудового и Гражданского кодексов, в случае возникновения спорных ситуаций по поводу:

  • заключению или расторжению трудового договора;
  • дополнительных выплат;
  • расчета педагогического стажа;
  • прохождения курсов повышения квалификации;
  • выхода в декретный или ежегодный отпуск;
  • конфликтных ситуаций с родителями воспитанников, коллегами или администрацией ДОУ, которые требуют судебного рассмотрения.  

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа "Менеджмент дошкольного образования". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Виды консультаций для воспитателей ДОУ

Консультирующий специалист, будь то психолог или инструктор по физвоспитанию, должен помогать воспитателю принять решение, однако не давать советы, а лишь помогать самостоятельно найти ответ.

Консультирование воспитателей позволяет осуществить ряд важных задач:

  1. Повысить профессиональное мастерство педагогов.
  2. Активизировать их творческий потенциал.
  3. Сформировать условия для повышения комфортности профессиональной деятельности воспитателей.
  4. Способствовать коммуникативной компетентности педработников.
  5. Создать условия для повышения социально-правовой культуры педагогов.

Консультации старшего воспитателя или администрации (методическая работа)

Кадровая методическая работа меняется в контексте перехода на ФГОС и в связи с повышением требований к качеству дошкольного образования. Мотивация к саморазвитию и внутреннему движению — залог эффективной профессиональной подготовки. Для развития педагогических кадров представители администрации или старший воспитатель сперва анализируют работу воспитателя, а после реализуют методы и формы методической работы, направленные на устранение выявленных пробелов в знаниях и навыках. Наиболее эффективным методом взаимодействия являются групповые или индивидуальные консультации, проблемные и информационные, которые вносятся в годовой план работы учреждения.

Консультант стремится сформировать у педагога творческое отношение к работе, используя метод объяснения. Во время консультаций используются конкретные факты и их научная трактовка, информация дается в логической последовательности. В начале встречи формируется проблема, а после — вопросы. Воспитатель должен высказывать свое мнение, догадки и делать заключения.

Медицинское консультирование воспитателей

Медсестра в детском саду для воспитателей и родителей систематически проводит индивидуальные и групповые консультации, использует средства наглядности (плакаты, схемы, презентации). Особое внимание медицинский работник уделяет вопросам поддержания здорового образа жизни дошкольников, навыкам гигиены, распорядку дня. Методические консультации помогут организовать подвижные игры, спортивные праздники и ежедневную утреннюю гимнастику, необходимую для стимулирования двигательной активности детей.

Психологическое консультирование педагогов

Психологическое консультирование воспитателей — это форма сотрудничества психолога и педработников, организованная для устранения трудностей в решении профессиональных задач воспитателя, проблем в реализации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с дошкольниками и их родителями.

К консультациям для воспитателей ДОУ, которые проводит психолог, прибегают по инициативе педагога, что способствует благоприятной атмосфере и эффективному взаимодействию, либо же по рекомендации психолога, который стремится ознакомить воспитателя в теми или иными аспектами реализации учебно-воспитательного процесса с учетом психофизического развития дошкольников. Ввиду подавляющего слабого здоровья большинства дошкольников психолог консультирует воспитателей также по вопросам устранения задержек психического и речевого развития, психологических проблем у дошкольников.

Специфика консультирования:

  1. взаимодействие воспитателей и психолога строится на принципах равноправия;
  2. консультирующий дает педработнику установку на самостоятельное решение проблем, не предлагая готовые алгоритмы, а стимулируя работу над ними;
  3. воспитатель должен признавать ответственность за решения и алгоритмы действий, принятые совместно с психологом;
  4. профессиональные функции равномерно делятся между воспитателем и психологом.

Консультирующие психологи в работе с воспитателями сталкиваются с рядом проблем:

  • отсутствие мотивации или низкая мотивация на достижение результата;
  • отсутствие доверия или низкий уровень доверия к посторонней помощи в профессиональной сфере;
  • административная установка не на помощь, а на оценочную деятельность психолога;
  • опасения воспитателей, что работа будет строиться не на принципах равноправия, а по принципу «сверху-вниз»;
  • отсутствие разработанных схем консультирования воспитателей;
  • деликатность и сложность тем, с которыми сталкиваются психологи и педагоги;
  • воспитатели не осознают значение самооценки в профессиональной деятельности.

Направления психологического консультирования воспитателей:

  1. Взаимодействие по вопросам разработки и осуществления учебно-воспитательных программ психологически адекватных и эффективных.
  2. Консультирование по вопросам межличностного взаимодействия воспитанников, проблем воспитания и обучения детей.
  3. Разрешение межгрупповых или межличностных конфликтов между воспитателями, воспитателем и родителями воспитанника, воспитанниками ДОУ.

Психолог становится союзником воспитателя в решении вопросом эффективного личностного развития и обучения дошкольников. Психолого-педагогическое просвещение воспитателей проводится в формате тренинговых занятий, семинаров и лекций, тематику которых предлагают педагоги. Во время групповых консультаций специалисты делятся опытом, обсуждают конкретные проблемные ситуации, варианты работы с детьми разных возрастных групп. Тренинговые занятия положительно влияют на повышение уровня профессионального мастерства воспитателей детского сада.

Одной из разновидностей консультирования является дистанционное взаимодействие воспитателя и психолога, эффективность которого доказана ввиду занятости специалистов. Дистанционные консультации для воспитателя в ДОУ по ФГОС позволяют возвращаться к полученной информации, повторно изучать рекомендованные психологом источники, общаться с коллегами в неформальной обстановке, что способствует результативному обмену опытом и мнениями. Дистанционное консультирование воспитателей психолог может сочетать с консультированием родителей по вопросам практической и возрастной психологии, благоприятного психического развития дошкольников.

Когда воспитатели обращаются за консультацией к психологу?

Консультация для воспитателей детского сада по ФГОС проводятся по ряду причин, однако чаще всего педагоги обращаются за квалифицированной помощью психолога в случае конфликтных ситуаций с детьми или их родителями, а также в ситуациях эмоционального выгорания.

Конфликтные ситуации

Имея достаточный практический опыт и специализированные знания, психологу легче понять особенности развития и поведения дошкольников, а потому именно он помогает воспитателю подобрать наиболее эффективные способы взаимодействия при фронтальном обучении, в воспитательной деятельности и разрешении конфликтных ситуаций.

Нередко воспитатели обращаются к психологу за консультацией, требуя конкретного ответа и оперативной коррекции поведения ребенка. В этом случае психологу важно донести до педагога, что только комплексная продолжительная работа способна принести результат. Психолог сохраняет толерантность и деликатность в общении с педработником, избегает сложной психологической терминологии. Он внимательно выслушивает жалобы, вникая в сложившуюся ситуацию, подталкивая воспитателя к поиску причин затруднений. Психолог дает информацию дозированно, чтобы воспитатель мог осмыслить и обдумать ее, однако никогда не предлагает готовые алгоритмы действий, а только подсказывает пути их поиска.

Даже если воспитатель не испытывает сложностей с ребенком ни в воспитательной, ни в познавательной деятельности, психолог может проводить консультации по запросу, прогнозируя изменения состояния дошкольника, планируя работу с членами его семьи. Консультации профилактического характера позволяют предотвратить конфликтные ситуации или помогают воспитателю выработать алгоритм выхода из них.

Эмоциональное выгорание

Синдром эмоционального выгорания педагогов — последствие продолжительного стресса и процесс постепенной утраты физической, когнитивной и эмоциональной энергии. Ощущая физическое утомление, умственное истощение и отсутствие удовлетворения от своей работы, воспитатели обращаются за квалифицированной помощью к психологу, который оценивает наличие физических (повышение давления, истощение, спазмы, нервный тик), эмоциональных (агрессивность, беспокойство, страх, чувство беспомощности, путаница мыслей) и поведенческих (невозможность сосредоточиться, апатия или раздражительность, повышенная возбудимость) признаков эмоционального выгорания. Такие консультации для воспитателей проходят исключительно в индивидуальном порядке, а инициаторами взаимодействия может стать администрация ДОУ, коллеги или сам воспитатель.

Узнать больше о консультировании в детском саду можно в статьях:
1. Семейное консультирование в коррекционно-развивающей работе с детьми
2. Первичное консультирование родителей дошкольников
3. Консультации для родителей в детском саду
4. Консультирование обучающихся с помощью "Ящика откровений"

www.resobr.ru

Тематическая консультация для педагогов ДОУ «В детский сад без слез»

Автор: Караваева Татьяна Анатольевна
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Педагогу-психологу, Ранний возраст

 

Тематическая консультация для педагогов ДОУ «В детский сад без слез»

Цель: повышение уровня психологической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Задачи:

— оказать психологическую помощь педагогам в вопросах сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ;

— познакомить педагогов с новыми методами и педагогическими технологиями для проведения игр с детьми в период адаптации к детскому саду;

— развивать позитивные и доверительные способы взаимодействия с родителями и педагогов детского сада.

Современные родители следуют в ногу с прогрессом, как техническим, там и «воспитательным». Прочитав большое количество психологических книг, родители приступают к подготовке малыша к походу в садик заранее. Прогулки на улице, развитие коммуникации, приглашение в гости других малышей и малышек с родителями. Рассказы о том, как же замечательно ходить в садик. На вопрос «Хочешь ли ты садик», ребеночек с уверенностью кивает «Да»! А вот пришел день «…..», мамочка исчезла с вида, вокруг незнакомые дети, чужие тети. Итог – истерика, слезы, сопли, все такое, что делать?

И тогда педагога начинают мучить вопросы: как поступить, если малыш плачет при расставании с родителями? Как снизить эмоциональное и мышечное напряжение, импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию, а самое главное как обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Педагогу приходится мобилизовать все свои силы: педагогический опыт, хитрость, внутренний потенциал. Проще говоря, ему приходится на какое-то время становится актёром.

Существуют хорошо известные и часто используемые в практике воспитателей педагогические формы и методы работы с воспитанниками, но иногда и они не действуют.

Но все же, если ваше чадо капризничает во время расставания с родителями, не стоит приходить в отчаяние, важно помнить, что для детей

с 2 до 3 лет — это самый непростой период. С одной стороны, ребенок начинает отделяться от мамы, с другой – боится отпускать ее (ведь без мамы он уже не такой «сильный»). Малышу хочется побольше узнать об окружающем его мире, но как это сделать самому? Выход один – рискнуть расстаться с мамой хотя бы ненадолго. Для ребенка это выбор непростой. А если мама тоже не готова к «отделению», проявляя чувства повышенной тревоги за него, то любое расставание может быть очень тяжелым.

В любом случае, перед тем как отделиться от матери, ребенок будет «цепляться за нее» больше и чаще, чем раньше. И не всегда это бывает связано с разлукой – просто настал период отделения, когда ребенок почувствовал, что часть ответственности ему придется брать на себя.

Как помочь малышу?

Что мы взрослые можем сделать, чтобы он легче пережил разлуку?

Что делать воспитателям, чтобы не видеть каждый день глаза, полные слез, и не наблюдать истерики?

Вашему вниманию хочу предложить несколько простых, но полезных советов, которые надеюсь, помогут вам и вашим воспитанникам.

Ребенок утром долго плачет во время расставания с родителями? Что делать?

Когда ребенок плачет, во время расставания он испытывает чувство эмоциональной незащищенности. И чем ребенок младше, тем это чувство сильнее. Для полноценного развития ребенку необходимы постоянное эмоциональное тепло и любовь близких. Чем можно помочь? Что можно сделать?

— Можно придумать что-то вроде ритуала — поцеловать в щечку и помахать ручкой. Прощаться нужно быстро, без долгих расставаний;

— Интересной выручалочкой может стать «ключ от дома». Возьмите ненужный ключ и отдайте его ребенку как ключ от дома. Кроха будет его рассматривать как залог того, что родители за ним обязательно вернуться;

— Дайте ребенку какую-то свою вещь. Например, повяжите девочке ваш шарфик или заколите вашу невидимку, заколку для волос. Мальчику положите в кармашек платочек от вас или что-то подобное. А возможно, и разрешите взять ребенку с собой ваше фото.

Что делать, чтобы плач во время расставания с родителями не перерос в страх?

во-первых:

— Задолго до прихода ребенка в детский сад начинайте вместе с родителями готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми, а для этого в группе детского сада можно организовать «Адаптационные встречи»;

— Наблюдайте за ребенком – как он ведет себя в подобных ситуациях, помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?», «Во что ты играешь?», «Смотри, что у меня есть!», «Давай играть вместе!» Если ребенок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения.

во-вторых:

— играйте вместе с детьми, можно попробовать такую игру «Волшебный ковер». Выберите в группе удобное место, где было бы удобно рассказывать забавные истории. Положите там маленький плед и назовите его «волшебным ковром». Сядьте на него вместе с детьми. Пусть малыши закроют глаза и представят, что он отправляется в страну чудес. Конечно, дети должны быть одним из героев сказки. Начните со слов: «Сегодня наш ковер-самолет полетит…» После этого пусть кто-нибудь из детей продолжает фразу, выбирая место, куда направится волшебный ковер. Это может быть Диснейленд, Африка, Марс или зоопарк. Пусть дети сами пофантазируют. Продолжайте «путешествовать» до тех пор, пока малыши не успокоятся. Сделайте так, чтобы волшебный ковер, возвратившись, опустился прямо в группу, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия.

— Дети очень любят игры типа пряток, так как именно они помогают преодолевать страх разлуки, показывая, как кто-то исчезнувший появляется

— Хорошо бы проигрывать с малышом посредством кукол или мягких игрушек ситуацию ухода родителя из дома

Хочу так же сказать о том, что нередко замечала, что с папами детки расстаются гораздо легче и быстрее, нежели с мамами, никаких истерик и слез.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — то это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для педагога, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.

Спасибо за внимание! Удачи Вам и терпения!

Список литературы

  1. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ [Текст]: практическое пособие для воспитателей / Л. В. Белкина. — Воронеж «Учитель», 2004.
  2. Ларечина, Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Е. В. Ларечина.- СПб.: Речь, 2004.
  3. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л Печора. – М.: Владос, 2002.
  4. Сотникова, В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ [Текст] / В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

Название: Тематическая консультация для педагогов ДОУ «В детский сад без слез»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Педагогу-психологу, Ранний возраст
Автор: Караваева Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 5»
Месторасположение: г. Анжеро-Судженск Кемеровская область

konkurs-dlya-pedagogov.info

Сайт психолога ДОУ - Психолог в ДОУ

 Что делает психолог в детском саду?

 

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

 Задачи

  • Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
  • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам


В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группаЧто делает психолог?

I младшая группа

(2 - 3 года)

  • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
  • ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой
  • игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
  • консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
  • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

(3 - 4 года)

  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

средняя группа

(4 - 5 лет)

  • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа

(5 - 6 лет)

старшая группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(5 - 6 лет)

подготовительная группа

(6 - 7 лет)

подготовительная группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(6 - 7 лет)

 

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

psiholog-ds.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *