Темы самообразования по фгос для воспитателей доу – Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС: повышаем уровень мастерства – Дошкольное образование – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС

 

Цели и направления образования воспитателей ДОУ

Самообразование - это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога. Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.

Воспитателю ДОУ следует целенаправленно составлять план по собственному самообразованию, включая в него все основные направления обучения:

  • осведомленность в вопросах нововведений в базе нормативной документации по дошкольному образованию;
  • ознакомление со свежей учебной литературой и методическими рекомендациями;
  • информированность о последних научных достижениях в области педагогической мысли, детской физиологии и возрастной психологии;
  • изучение новейших технологий в области педагогики, авторских методик, современных комплексных и парциальных программ, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
  • совершенствование общекультурного уровня; качественное расширение образовательного кругозора педагогов.

Для повышения своего профессионального уровня педагогу детского сада доступны самые разные формы самообразования, как требующие специального финансирования и участия коллег, так и бесплатные самостоятельные формы освоения новой информации:

  • чтение специальной периодической литературы и монографий;
  • работа с библиотечными изданиями;
  • создание личной тематической картотеки; продуктивная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, тренингов, научных конференций;
  • сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик;
  • обращение за консультацией к профессионалам учебных центров переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры вузов.

Формирование и реализация плана по самообразованию воспитателя ДОУ

Сформировать план и выбрать область, в которой воспитателю в первую очередь необходимо повысить уровень своих знаний и навыков, может помочь методист образовательного учреждения. Для облегчения планирования образовательной программы педсостава процесс образования можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовительно-диагностический. Воспитатель на этом этапе осознает внутреннюю мотивацию к самообразованию, потребности к расширению своего кругозора, расширению сферы компетенции, определяет цели и задачи. Старший воспитатель (методист) всесторонне анализирует деятельность педагога, проводит с ним индивидуальную беседу, анкетирования в целях выявления творческих способностей, интересов, склонностей.
  • Этап планирования. Воспитатель ДОУ определяется с темой, выделяет важные аспекты, указывает основные этапы, формы, методы своей работы, оформляет перспективный план по самообразованию. Старший воспитатель на этом этапе консультирует, методически сопровождает педагога.
  • Этап учебной деятельности. Воспитатель знакомится с теоретическими аспектами, изучает методическую литературу по выбранной теме. Методист подбирает учебную и методическую литературу, готовит видеоматериалы, при необходимости оформляет тематический стенд и выставки.
  • Этап практической деятельности. Воспитатель готовит и проводит с детьми занятия, игры, проекты, изготавливает дополнительные дидактические пособия. Методист посещает занятия, оценивает практический опыт педагога.
  • Подведение итогов. Воспитатель заполняет рабочую тетрадь о проделанной работе, отчетную папку с данными о динамике результатов у воспитанников, организует выставку детских работ, готовит итоговый доклад. Старший воспитатель консультирует педагога в вопросах оформления результатов проделанной работы.

Для грамотной организации процесса самообразования педагогам рекомендуется завести специальную рабочую тетрадь. В ней можно фиксировать инновационные предложения различных образовательных методик, в том числе авторских.

Особенности планирования програаммы самообразованию воспитателя ДОУ

Педагог может столкнуться с типичными проблемами, возникающими в самостоятельной учебной деятельности. Предлагаем ответы на стандартные вопросы, вызывающие у воспитателей трудности при составлении плана по самообразованию.

  • Проблема: Тяжело определить и сформулировать тему по самообразованию.

Решение: Педагогу предлагается выявить ключевую тему, которая будет оставаться значимой для него в ближайшей перспективе. На стадии формулировки темы следует обращаться к нормативно-правовым документам (учебным программам, государственным стандартам).

  • Проблема: Затруднения в выборе необходимой методической литературы.

Решение: Просмотр оглавления и аннотации книги поможет педагогу быстрее сориентироваться в ее содержании, и оценить степень полезности. Рекомендуется четко определить круг вопросов по теме самообразования в ДОУ по ФГОС, на которые воспитателю нужно найти ответы.

  • Проблема: Трудности с осмыслением прочитанного методического материала.

Решение: Педагогу предлагается использовать практику конспектирования, записи ключевых тезисов. В процессе работы следует систематизировать информацию: выделять главные мысли, факты, понятия. Для уяснения смысла непонятных терминов будут полезны толковые словари и справочники.

Проблема выбора темы по самообразованию в ДОУ для воспитателей по ФГОС

План самообразования воспитателя требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает много вопросов. Одна из первых проблема, которая может возникнуть перед педагогом, - это проблема выбора темы. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь методиста, однако также он может самостоятельно проанализировать актуальность и практическую значимость темы и сделать самостоятельный выбор.

Рекомендуемые темы по самообразованию варьируются в зависимости от опыта работы педагога. Для начинающих воспитателей ДОУ (стаж до 5 лет) рекомендуются темы по самообразованию, связанные с:

  • освоением практических навыков проведения конструктивной работы;
  • формированием базисного уровня профессионального мастерства;
  • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:

  • освоением методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
  • раскрытием творческого таланта;
  • применением учебно-методических знаний на практике.

Для опытных воспитателей, мастеров педагогического дела, предлагаются темы, затрагивающие:

  • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
  • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
  • раскрытие творческих возможностей; исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.

Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

  • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
  • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;

Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет). Проблема формулировки темы по самообразованию согласно ФГОС Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, области речевого развития, области физического развития. Формулируются темы для старших воспитателей и методистов.

Примеры формулировок тем для социально-коммуникативной области:

  • Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях ДОУ
  • Формирование навыков осознанного поведения у младших дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности
  • Социализация воспитанников среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
  • Становление у старших дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.

Примеры формулировок тем для художественно-эстетической сферы:

  • Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками
  • Раскрытие творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста путем освоения техники лепки и конструирования
  • Развитие навыков творческой свободы самовыражения и навыков самостоятельности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Примеры тем по самообразованию в детском саду для воспитателей по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  1. Активизация словаря воспитанников младшей возрастной группы.
  2. Влияние образовательной деятельности на игры младших дошкольников.
  3. Воспитание дошкольников с помощью трудовой деятельности.
  4. Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок.
  5. Половое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.
  6. Психолого-педагогическая помощь родителям дошкольников в их воспитании и развитии.
  7. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.
  8. Формирование у дошкольников способностей к самообслуживанию.
  9. Методы стимулирования умственной деятельности в процессе знакомства детей с природой.
  10. Создание психологически комфортной обстановки в группе ДОУ.
  11. Обучение воспитанников ДОУ грамоте. Методика формирования у дошкольников правильной осанки, профилактика нарушений.
  12. Значимость оздоровительной гимнастики после “тихого часа”.
  13. Методика работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
  14. Развитие у дошкольников сенсорных способностей.
  15. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о космосе.
  16. Развитие коммуникабельности у дошкольников Методы экологического воспитания детей в ДОУ.
  17. Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр.
  18. Развитие у дошкольников творческих способностей посредством кукольного театра.
  19. Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
  20. Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.
  21. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
  22. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
  23. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
  24.  Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
  25. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
  26. Дидактические игры в обучении детей основам математики.
  27. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  28. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
  29. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  30. Игра как средство общения дошкольников.
  31. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
  32. Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
  33. Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  34. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.
  35. Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
  36. Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
  37. Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
  38.  Обогащение социального опыта дошкольников.
  39. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
  40. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
  41. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
  42. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
  43. Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  44. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
  45. Правила дорожного движения для дошкольников.
  46. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
  47. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  48. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
  49. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).
  50. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
  51.  Развитие коммуникативных способносте старших дошкольников через общение с природой.
  52. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
  53. Развитие мелкой моторики дошкольников.
  54. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
  55. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
  56. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
  57. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  58.  Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.
  59. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
  60. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
  61. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
  62. Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
  63. Речевое развитие дошкольников 46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
  64. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
  65. Роль загадки в развитии дошкольника.
  66. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
  67. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  68. Современные подходы к реализации задач образовательной области "Познание".
  69. Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.
  70. Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
  71. Физическое развитие детей в игровой деятельности.
  72. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
  73. Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
  74. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
  75. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
  76. Формирование начал экологической культуры дошкольников.
  77. Формирование основ педагогического мастерства.
  78. Формирование патриотических чувств у дошкольников.
  79. Формирование речи детей в игровой деятельности.
  80. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
  81. Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
  82. Экологическое воспитание детей в детском саду.
  83. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

Приложение Пример рабочей тетради по самообразованию

Страница I.

 

 

МДОУ …….

 

……………………

         воспитатель

……….квалификационная категория

стаж работы в должности…….

 

Страница II.

 

Самообразование.

  • название темы:

(обоснование темы)

  • цели:
  • задачи:
  • предполагаемый результат:

 

 

 

страница III.

 

 

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

 предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

 

 

 

страница IV.

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

время работы с материалами

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

 

 

Страница V.

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

 

посещение и участие в городских и окружных мероприятиях

дата и место проведения

тип мероприятия

тема

отчет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ фото и отчеты о конференциях, круглых столах, семинарах

 

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

 

 

Страница VI.

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

 

  • Перспективный план работы по теме самообразования (отражение темы во всех образовательных областях)

 

Каким образом проводилось практическое применение теоретического материала?

 Какие формы работы, виды деятельности были использованы? (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей, в кружковой работе и пр.)

   Какими пособиями пользовался педагог при работе по данной методической теме? Какие методические пособия (игры, нетрадиционное оборудование и пр.) разработаны самостоятельно? Конспекты, сценарии  и фото( занятий, пособий)

 

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
 Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

 

 

Страница VII.

 

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
    Как работает выбранная тема под цель и задачи Вашего ГОУ?
    Проекция на будущее (предполагаемый результат). Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?

 

Литература:

 

  1. Н.А. Кочкина, А.Н. Чернышева Портфолио в ДОУ - М.: Издательство "Скрипторий 2003" 2008
  2.  Г.Б.Голуб, О.В. Чуракова Портфолио в системе педагогической диагностики  М., 2005

 

 

 

muratova.edumsko.ru

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ :: SYL.ru

В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?

Необходимость профессионального роста

Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога - обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Составление плана самообразования: этапы

Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:

  • обоснование выбора темы;
  • взаимосвязь темы работы с целями и задачами дошкольного учреждения;
  • предварительная работа, включающая изучение методик и программ по дошкольному образованию и воспитанию;
  • выбор форм взаимодействия с дошкольниками;
  • собственные методики;
  • ожидаемый результат работы над темой;
  • выводы и динамическая статистика развития детей;
  • перспективы улучшения работы;
  • итоги самообразования.

Как выбрать тему? Советы воспитателям

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос - выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами - важный момент самообразования педагога.

Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  • Амплификационные методы развития дошкольника.
  • Особенности педагогической диагностики в ДОУ.
  • Метод индивидуального подхода в ДО.
  • Методика по формированию ОБЖ.
  • Эмоциональный интеллект дошкольника.
  • Методы по руководству игровой деятельностью.
  • Формирование краеведческих представлений (малая родина).
  • Творческие способности дошкольников.
  • Подготовка к учебной деятельности.
  • Развитие любознательности.
  • Ознакомление с объектами окружающего мира.
  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  • Формирование ЭМП.
  • Развитие общительности.
  • Связная речь.
  • Элементарный анализ литературного произведения.
  • Обучение грамоте.
  • Применение нетрадиционных техник изодеятельности.
  • Основы ЗОЖ в ДОУ.
  • Формирование КГН и навыков самообслуживания.
  • Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении.
  • Информационно-коммуникативные технологии в ДО.
  • Приемственность детсада и школы.
  • Психолого-педагогическая поддержка семьи.
  • Основы инклюзивного образования в ДОУ.
  • РППС детского сада.
  • Парциальные программы ДОУ.
  • Инновационные формы взаимодействия с родителями.
  • Организация экспериментальной деятельности.
  • Качество и критерии оценки ДО.

Организация работы по темам

Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

www.syl.ru

Как сформулировать актуальную тему по самообразованию

В настоящее время, исходя из требований ФГОС ДО, определились приоритеты в развитии детей дошкольного возраста. На основании этих приоритетов педагог может выбрать себе актуальную тему по самообразованию (методическую тему) или скорректировать уже имеющуюся. Можно применять новые формулировки из «Закона об образовании в РФ». Например, не «дошкольник», а «воспитанник»; не «дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)», а «дошкольной образовательной организации (ДОО)».

Итак, приоритеты и темы:
1. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка. Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. С ними Вы можете ознакомиться в самом документе ФГОС ДО.

Формулировки тем по самообразованию могут быть следующие:
— «Развитие личностных качеств воспитанников ДОО в процессе нравственного воспитания».
— «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной (изобразительной) деятельности».
— «Приобщение воспитанников дошкольной образовательной организации к социокультурным ценностям».

2. Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС ДО является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Формулировки:
— «Развитие познавательной активности воспитанников ДОО в проектной деятельности».
— «Формирование естественнонаучных представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации в исследовательской деятельности».
— «Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации»

3. Стандарт дошкольного образования направлен на решение такой задачи как «создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

Формулировки:
— «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
— «Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».
— «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

4. Физическое развитие и оздоровление детей всегда было одним из основным направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений. В Стандарте дошкольного образования одной из задач является «формирование ценностей здорового образа жизни, развитие физических качеств ребенка».

Формулировки:
— «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни».
— «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у воспитанников дошкольной образовательной организации посредством современных технологий».
— «Физическое развитие воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».

Конечно же, это далеко не все приоритеты ФГОС ДО. При внимательном прочтении документа Вы сами сможете их найти и сформулировать тему по самообразованию (методическую тему).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности с формулированием методической темы, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

Примерные темы самообразования воспитателей

1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.

3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой  младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

infourok.ru

Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ — МегаЛекции



Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ — МегаЛекции

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ПЕТУШОК»

 

УТВЕРЖДАЮ ЗАВЕДУЮЩАЯ МАДОУ № … _____________ / / «___»_____________2015 года  

План самообразования

Воспитателя

фио

Гг.

ЛИЧНАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога:    
Дата рождения:    
Образование (когда и какое учебное заведение окончил):  
 
Специальность по диплому:  
Место работы:  
   
Занимаемая должность:    
Дата назначения на должность:    
Общий стаж трудовой деятельности:    
Педагогический стаж:    
Квалификационная категория, дата присвоения:  
Курсы повышения квалификации: ___________________________________
               

 

 

      ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема самообразования: Цель: Задачи: Перечень вопросов по самообразованию: -изучение психолого-педагогической литературы; -разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; проектная и исследовательская деятельность; анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей; продолжать изучать педагогический опыт других педагогов; планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса. Предполагаемый результат: Форма отчета по проделанной работе: Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)  
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) 2014 – 2015 год Курсы повышения квалификации . Изучение ФГОС Изучение психолого – педагогической литературы: Создание мини-сайта
Прогностический Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) 2015– 2016 год   Участие в тренинге личностного роста « Работа в команде. Законы установления партнёрских отношений» и семинарах Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте
Практический Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) 2016 – 2017 год    
Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы 2017-2018 год  

 



 

 

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2014-2015________ УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования –__2014-2015 г.________

Форма и место подведения итогов – ____МДОУ «Детский сад №53»__________

Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации.  
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.  
Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.  
Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом.  
Ноябрь Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Знакомство с литературой по данной тематике.  
Посещение занятий воспитателей . Обмен опытом по проблеме.  
Декабрь Работа над модернизацией группы Оформление уголка группы  
Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.  
Январь Разработка плана на месяц, год. Подбор материала.  
Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей подготовительной группы раздела образовательной программы: область «Познание» Знакомство с литературой  
Февраль Подготовка презентации по ФЭМП Подбор материала  
Создание паспорта группы. Проведение полной инвентаризации группы  
Март Создание методической разработки Изучение литературы  
Разработка картотек игр по ФЭМП Подбор материала  
Апрель Защита методической разработки Выступление с презентацией на метод объединении.  
Май Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.  

 

Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ

1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру

детей раннего возраста.

3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста

посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения

художественной литературы.

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего

к дошкольному детству.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой

младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике

с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования

в работе с детьми 2 – 3 лет.

17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её

нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами

изобразительного искусства.

24.Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей

младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе

ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)

дошкольного возраста.

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе

(4-7 лет).

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение

с природой.

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста

через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через

нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников

в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

40. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.

41.Развитие сенсорных способностей дошкольников.

42.Развитие сенсорных способностей посредством

дидактической игры.

43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной

деятельности.

44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами

кукольного театра.

45.Речевое развитие дошкольников

46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

47.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.

48.Роль загадки в развитии дошкольника.

49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

51.Современные подходы к реализации задач образовательной области

"Познание".

52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной

личности ребёнка.

54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.

55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

56.Формирование коммуникативных качеств у детей

младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего

дошкольного возраста через общение с природой.

58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.

60.Формирование основ педагогического мастерства.

61.Формирование патриотических чувств у дошкольников.

62.Формирование речи детей в игровой деятельности.

63.Художественная литература как средство всестороннего развития

дошкольника.

64.Художественно-речевое развитие детей через совместную

театрализованную деятельность детей и родителей.

65.Экологическое воспитание детей в детском саду.

66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

megalektsii.ru

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС

Инструменты самообразования воспитателя

Воспитатель разрабатывает план по самообразованию на год, тем самым выстраивая систему в своей преподавательской деятельности. В начале плана он пишет тему и поясняет её актуальность, далее структурирует годовую работу с использованием методической литературы. План работы дошкольного педагога – неотъемлемая часть организации учебной деятельности и профессионального развития. Также воспитатель оформляет папку, содержащую результаты и опыт его работы, накопленные в течение учебного года. Папка включает описание воспитательской работы, методические статьи, конспекты уроков с детьми. Помимо годового плана, воспитатель составляет и перспективный план обучения, где формируется работа на ближайшие годы. На протяжении всей учебной деятельности педагог ведёт рабочую тетрадь с заметками о проведённых мероприятиях – об оформлении стендов, выступлениях на педсоветах, непосредственно о самой учебной деятельности с дошкольниками, приобретённых пособиях, и прочих составляющих самообразования.

Оформление итоговой отчётности по ФГОС

Как упоминалось ранее, обучение педагога должно осуществляться в соответствии с требованиями ФГОС. При формировании итоговой отчётности необходимо придерживаться правильного оформления:

  • Титульный лист состоит из следующих компонентов:

- наименование муниципального дошкольного образовательного учреждения

- наименование документа (план воспитателя)

- информация о педагоге – ФИО, стаж работы, квалификационная категория

- тема плана, учебный год, группа, год составления

  • Вторая страница: тема, цель, задачи
  • Таблица ежемесячных работ
  • Представление практического применения
  • Список использованной литературы: автор, название, год издания, издательство

При постановке задач в итоговой отчётности рекомендуется прибегнуть к способам повышения воспитательского уровня знаний: изучению методической литературы, участию в собрании педагогического состава, разработке перспективного плана в обучении, подготовке диагностики на начало и окончание учебного года, организации учебных мероприятий, оформлении информационно-образовательного уголка, подготовке консультаций, мастер-классов и семинаров для воспитателей.

Что касается практического применения, педагог описывает опыт в проведении открытых уроков и организации информационных мероприятий (консультаций для родителей, семинаров и др.),  а также формирует отчёт о проделанной за учебный год работе.

Роль методиста в деятельности воспитателя

В успешной деятельности и самосовершенствовании воспитателя принимает участие методист, иными словами, старший воспитатель. Он оказывает содействие в разрешении сложных вопросов, ставит определённые цели и задачи, формирует работу воспитателя, помогает в осуществлении учебного плана, оценивает уровень обучения. Методист – своего рода эксперт в дошкольной педагогике и образовательной литературе. Как и воспитатель, методист должен повышать квалификацию в своей профессиональной области. Он работает над составлением плана, в котором описывает цели, задачи и средства, а также ожидаемые результаты. Его отчётность оформляется в виде презентации и докладов, с которыми он выступает на учебно-методическом объединении образовательных организаций.

Основные направления самообразования воспитателей:

  • Знакомство с новой нормативной документацией для ДОУ
  • Изучение новой методической литературы
  • Исследование последних достижений в педагогической науке, возрастной психологии и физиологии
  • Знакомство с инновационными программами и педагогическими технологиями
  • Знакомство с передовым опытом ДОУ
  • Совершенствование общего уровня развития

Темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС

Воспитатель определяет тему для своего самообразования, полагаясь на личный профессиональный опыт. Тема всегда должна быть актуальной для дальнейшего развития в воспитании и обучении дошкольников и органично вписываться в обучающий процесс ДОУ. Методист, как наставник, проводит консультации с воспитателем, выясняет наиболее интересующие аспекты педагога, при этом не навязывает собственное мнение. Допустимо объединение нескольких воспитателей одного ДОУ в работе над одной и той же темой, при условии, что тема близка к одной из задач всего учреждения или в ДОУ проходит подготовка к исследовательской деятельности.

Требования к темам по самообразованию содержатся в нормативно-правовых документах, во ФГОС дошкольного образования, куда вносятся изменения и дополнения. Необходимо выбирать тему, учитывая возрастные особенности детей в группе. Могут быть проработаны темы из разных областей:

  • Речевая область – активизация и развитие речевой деятельности
  • Социально-коммуникативная область – формирование ответственности и социализация в процессе учебно-игровой деятельности
  •  Художественно-эстетическая область – развитие эстетического восприятия окружающего мира
  • Познавательная область – формирование представлений об окружающем мире и законов природы
  • Нравственно-патриотическая область – развитие интереса к традициям своей Родины, воспитание любви и привязанности к своей семье, формирование толерантности и уважения к другим народам и традициям
  • Физическая область – развитие моторики, роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья

В 2016 году были внесены изменения и дополнения во ФГОС, затрагивающие проблематику обучения детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование в условиях дошкольной организации может стать темой для самообразования.

Возможные трудности в самообразовании и их решения
  • Сложно определить тему. Следует выявить интересующую проблему, используя наблюдения за детьми и анализируя свой опыт.
  • Трудности при выборе методической литературы. Необходимо чётко сформулировать ряд вопросов и начать поиск с классических педагогических трудов, затем перейти к исследованию современных методик.
  • Затруднённое осмысление материала. Для успешного усвоения информации можно составлять конспекты (выделять основную информацию), пользоваться ментальными картами и блок-схемами. Данные способы помогут структурировать информацию, что способствует продуктивному усвоению.   

Рекомендации воспитателям к процессу самообразования

  • Важно умение пользоваться поисковыми системами в сети «Интернет» и библиотечными каталогами. Это поможет сократить время поиска источников и литературы
  • Важно дополнять информацию, полученную из одного источника, сведениями из другого. Это поможет анализировать и сравнивать, формируя умозаключения и собственное мнение по теме
  • Важно умение собирать и упорядоченно хранить информацию. Это поможет при подготовке к выступлениям на педагогических мероприятиях и при организации прочей деятельности в рамках образовательного процесса

Зачастую с окончанием учебного заведения специалисту недостаточно диплома, он вынужден регулярно развиваться и повышать уровень мастерства в своём деле: посещать образовательные мероприятия, читать профильную литературу, обмениваться опытом с коллегами, консультироваться с методистами, составлять собственные образовательные планы. Самообразование воспитателя – это профессиональный рост и личностное развитие. При выборе темы для самообразования, педагогу следует осознавать для чего ему изучение неизведанной области и обладать мотивацией к исследованию темы. Ведь при работе над темой ему предстоит долгая и тщательная работа с литературой, а читать трудно и скучно, если предмет изучения не интересен. 

www.resobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *