Конспект урока народные праздники изо 4 класс – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: ИЗО “Народные праздники”

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: ИЗО "Народные праздники"

 «Наши праздники»

Рахова Елена Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №21»

Нижнекамского

муниципального района

Республики Татарстан

Урок изобразительного искусства, 4 класс, УМК «Школа России»

Изобразительное искусство в 4 классе

по программе Б.М.Неменского

Учитель МБОУ «СОШ №21» Нижнекамского муниципального района

 Республики Татарстан

Рахова Елена Васильевна, I категории, пед.стаж – 29 лет

Тема урока: «Наши праздники»

\

Тип урока: комбинированный

Цели урока: 

  • Познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями предков;
  • Творчеством Б. Кустодиева.

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки,  умение сравнивать и делать выбор,  давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Здоровьесберегающая:

 Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

УУД

Личностные:  осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, эстетической оценке произведений художника Б.Кустодиева.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  проявлять  активность для решения познавательных задач.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы,  создать узор на бумажных костюмах фигурок людей.

Зрительный  ряд:  репродукции картин художника Б.Кустодиева, иллюстрации с народными костюмами.

Литературный ряд: русский фольклор, И. Токматова “Ярмарка”

Оборудование:  для учителя: репродукции, методические таблицы, наброски людей в движении, таблицы для словарной работы;

                               для учащихся: большой лист бумаги, альбомный лист, акварель, гуашь, ножницы, клей-карандаш.

Названия праздников  (на доске): Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.

План:

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание
  3. Введение в тему
  4. Объяснение последовательности работы
  5. Самостоятельная работа
  6. Рефлексия

Ход урока:

  1. Организационный момент

К нам сюда скорее просим,

Подходить честной народ!

Фейерверки зажигайте,

Дружно праздники встречайте!

  1. Целеполагание

-Назовите тему урока?(…)

-Что такое праздник?(…)

-Как вы понимаете выражение «праздничное настроение»?(…)

-Какова цель нашего урока?(…)

  1. Введение в тему

-Какие праздники вы знаете и любите?(…) Эти праздники мы отмечаем в наши дни. А кто назовет праздники, справляемые вашими прабабушками и прадедушками?(…)

на доске: Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.

-Наша страна многонациональна. У каждого народа есть свои праздники.

Праздником народ считал важное событие в своей жизни, например: смена времен года, завершение полевых работ. Праздники раскрывают душу человека, его характер.

-Русский народ провожал зиму, встречал весну. Какой это праздник?(…)

[Масленица] – табл.

-Какая главная традиция этого праздника?(…) Сжигают чучело-символ зимы.

-Татарский народ отмечает завершение посевных работ праздником …(…)

[Сабантуй] – табл.

-Народные праздники были всегда веселые, наполненные песнями, танцами, хороводами, играми, ярмарками. [Ярмарка] – табл.

Ученик:

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья.

-Что такое ярмарка?

В словаре: ярмарка – ежегодный рынок, повторяющаяся распродажа товара.

-На праздники обычно люди одевали свои лучшие наряды. Рассмотрите народные костюмы.

Русские народные костюмы

Татарские народные костюмы

-Что общего в этих нарядах?(…)(Узоры)

-Как можно их по другому назвать?(…)(Орнамент)

[Орнамент] – табл. – Прочитаем по слогам, проговорим с ударением.

-Любой народный костюм украшается орнаментом. Орнамент является оберегом.

[Оберег] – табл. – Подумайте, какой здесь корень? Подберите однокоренные слова.

В словаре: Оберег – «защитник» - магический предмет, функцией которого является защита его обладателя.

-Орнаменты хозяйки вышивали для защиты от недобрых духов.

Офтальмопауза.

-Посмотрите на репродукции картин русского художника Б. Кустодиева

ярмарка

масленица

-Что вы видите здесь?(…)

-Как бы вы назвали эти картины?(…)Почему?(…)

-Художник назвал их «Масленица», «Ярмарка». Прикрепите названия под картинами. Что хотел показать в картинах художник?(…)

(веселье, радость, хорошее настроение)

-Какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, восторг, праздничность?(…)

(яркими красками, нарядами, веселыми лицами, движениями людей)

Ученик:

Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая
Плясовая, жаркая
Глянешь – налево 
Лавки с товаром.
Глянешь – направо 
Веселье – даром.

И. Токмачева

  1. Объяснение последовательности работы

-Вспомните, когда вы были в последний раз на народном празднике?(…)

-Какой это был праздник?(…) Что вы там видели?(…)

-Давайте нарисуем свою картину на тему «Наши праздники» на этом листе».

-Возможно ли коллективно создать сюжет по данной теме?(…)

-Как это сделать?(…)

-Работа будет коллективная. Выберете одного ученика – он будет рисовать пейзаж.

-А что же будут делать остальные?(…)

(Рисовать фигуры людей, вырезать, наклеивать)

-Ваша задача – нарисовать людей для нашей картины, придавая им движение, улыбку. Фигуры людей мы уже рисовали, если подзабыли, то нам поможет игра и наброски.

Физкультминутка.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Танцующая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Поющая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Фигура борца замри!

- Какие позы вам больше всего понравились, нарисуйте их. Людей одевайте в народные костюмы

  1. Самостоятельная работа

Памятка:

  1. Нарисовать человека в движении.
  2. Оформить костюм орнаментом.
  3. Вырезать фигуру.
  4. Наклеить на картинку.

Индивидуальная помощь учителя.

  1. Рефлексия

-Что вы нарисовали?(…)(Праздник)

-Какое настроение вызывает праздник?(…)(Радость)

-Какое у вас настроение?(…)

-Как вы себя чувствовали на уроке?(…)

-Оцените свою работу через «смайлы», выберете свое настроение и приклейте в углу картины.

-Молодцы! Спасибо за урок!

nsportal.ru

Урок изобразительного искусства. 4 класс "Народные праздники" - Технология и ИЗО - Начальные классы

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского.

Тема урока : Народные праздники.

Цели урока: 1) дать представление о языческих богах древних славян,

2) познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков,

3) раскрыть идею произведения А.Г.Венецианова «На пашне. Весна.»

4) совершенствовать навыки изображения людей в движении,

5) воспитывать интерес к традициям русского народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Беседа по теме урока.

( слайд 2) Жизнь людей в далёком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы – прощай, урожай. Пойдут дожди – сгниёт сено, настанет бескормица у скота, жди зимой голода. Заблудится грибник в лесу, застанут путника по пути метель или мороз – всё это проделки чьей- то злой воли. И наделяли люди природу великой силой, обожествляли её, пытались задобрить .Верили люди в силы природы. Так появился ведизм ( от слова веда – знание) или язычество.

(слайд 3) Древние славяне поклонялись природе. Некоторые силы природы они вознесли в ранг богов. Самым почитаем и главным был Род. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной. Именно Род начал создавать видимый мир. Согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Род разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя - Явь. Нижний - мир прошлого. Туда уходили предки. Это - Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Кроме того это Род связывался с понятиями брака, любви и деторождения.

Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сварог был у славян Богом Неба, отцом всего сущего.

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». Создал 12 месяцевый календарь (Коло Сварога). Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил самые первые законы для людской общины. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов.

Он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых.

Велес - один из величайших богов древнего мира, хозяин дикой

природы. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость.

(слайд4) Перун - бог грозовых туч, грома и молнии, войны и оружия. Князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра.

Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна - "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников.

(слайд 5) Дажьбог был у языческих славян богом Солнца, податель тепла и света. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был ... крест! Прищурьтесь, глядя на Солнце, - и вы его увидите. Именно поэтому христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ и прижился столь быстро на Руси. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»

(слайд 6) Ярило (Ярила) - бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. Символ праздника возрождения жизни. Ярила был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

(слайд 7) Мокошь - богиня всей Судьбы. Макошь (Мокошь) покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали.

Люди населяли духами всё живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых деревьев была берёза. В начале лета её украшали лентами, вышитыми полотенцами, около берёзы водили хороводы.

В воде по мнению предков жили водяные и русалки. В лесу хозяйничал леший, а покой дома охраняли домовые и берегини.

( слайд 8) Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.

(слайд 9) Зимой в конце декабря колядовали: по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать беду на дом.

( слайд 10) Праздник проводов зимы и встречи весны назывался масленицей. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело. Разъезжали на лошадях, сжигали чучело масленицы.

( слайд 11)В середине лета был праздник Купалы. В этот день девушки купались в реке и пускали на воду венки. А если в эту ночь увидишь цветущий папоротник, то счастье придёт в твой дом. Ещё одной традицией было разжигание костра и прыжки через огонь. Считалось, что так можно избавиться от злых духов.

(слайд12) Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

(слайды 13-15) Народные праздники великолепно написал на своих картинах Борис Михайлович Кустодиев.

(слайд 16) Рассмотрите репродукцию с картины Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне.Весна» Художник написал поле, расстилающееся до самого горизонта, и раскинувшееся над полем высокое – высокое небо. Крестьянка ведёт лошадей, ещё одну мы видим вдалеке.

Рассмотрите картину внимательно. Есть ли в ней что-нибудь такое, что невозможно представить в реальности?

Действительно, работает женщина, а не мужчина, она идёт легко, как-будто плывёт по полю. На крестьянке красивый нарядный сарафан. На земле сидит толстенький ребёнок, а сама она намного выше лошади.

На картине художник не рисовал реальную сцену из жизни, а создавал образ весны. Весна – время рождения новой жизни. На заднем плане торчит чёрный кусок мёртвого дерева, а рядом – новая жизнь – цветущее деревце. Крепкий толстый малыш – это новая жизнь. И сама крестьянка, как весна, румяная, улыбающаяся, лёгкая.

В те времена, когда создавалась картина , считалось, что весну можно представить только античной богиней Флорой, окружённой танцующими нимфами. Впервые в русском искусстве художник показал весну в образе русской женщины в алом кокошнике и нарядном сарафане. Впервые Венецианов заметил красоту и плавность движений русской женщины, красоту её округлого лица.

  1. Индивидуальная работа.

Сейчас вам необходимо подумать какой из праздников вы нарисуете. Как расположите героев праздника, в каких позах будут герои рисунка. На каком фоне будет ваш рисунок.

( Затем идёт обсуждение нескольких детских идей)

  1. Итог урока.

Анализ лучших работ. Какие средства художественной выразительности вы использовали в своей работе для передачи праздничного настроения.

Использованная литература.

  • Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» Л.А.Неменская Москва «Просвещение» 2007

  • Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Автор-составитель Н.В.Лободина

  • http://ru.wikipedia.org/wiki

  • http://clubdruzey.ru/meet

  • http://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html

  • http://shteltn.ucoz.ru/

pedsovet.su

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Урок изобразительного искусства по теме "Народные праздники"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

Урок изобразительного искусства

«Народные праздники»

4 класс

        

Учитель Анисимова Л.И.

2014 – 2015 г.

Тема урока: Народные праздники

Цели: Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского       народа;

            Творчеством Б. Кустодиева;

            Русскими народными праздниками;

            Отработка графических навыков в работе восковыми карандашами,  

             работы в цвете     гуашью;

            Отработка техники -  аппликация;

 Развитие внимания, творческого мышления;

Привитие бережного отношения к традициям своего народа.

Оборудование: ИКТ

 1.Зрительный ряд:

Наглядно иллюстрированный материал “Русские народные праздники”;

Репродукции картин Б. Кустодиев “Автопортрет”

 “Праздник в деревне”

 “Ярмарка”

 2. Музыкальный ряд:

Со вьюном я хожу (хор)

3. Литературный ряд:

И. Токматова “Ярмарка”

Ход урока

 I. Организационный момент урока

II. Творчество Б.М. Кустодиева

Учитель: Борис Михайлович Кустодиев родился в 1887 году в г. Астрахани, семья арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил яркие представления о быте и нравах купечества. Интерес к рисованию пробудился у него рано. Посетив выставку художников – передвижников он твердо решил стать художником. Кустодиев заканчивает Академию художеств в Петербурге, работает в мастерской И. Репина. Художник в своих работах создает образ эпохи, рисует жизнь, быт, традиции русского народа, народные праздники.

Работа по репродукциям картин Б. Кустодиева “Автопортрет”, “Праздник в деревне”,

“Ярмарка”

III. Беседа о культуре, быте русских людей.

Учитель: Русские люди жили в средней полосе России, где росли могучие хвойные и лиственные леса, чудесные березовые рощи. Люди жили в деревянных избах. Строили избы плотники – мастера своего дела. Осенью они подбирали нужные деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу, возводили стены:

Русский народ всегда славился трудом. Он умел не только хорошо трудиться, но и веселиться.

Веселье – лучшее богатство. Праздники на Руси были всегда великими в жизни простых людей. Как не отметить конец страды, осень, когда закончили собирать урожай с полей, огородов. На ярмарочной площади весело играют гармони, хохот, шум. Играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Работа по наглядно иллюстрированному материалу “Народные праздники”

Ученик:

Ярмарка, ярмарка

 Огневая, яркая

 Плясовая, жаркая

 Глянешь – налево

 Лавки с товаром.

 Глянешь – направо

 Веселье – даром.

 И. Токмакова

Учитель: Сегодня мы отправимся в русскую деревню на праздник “Ярмарка”. Что такое ярмарка?

Ученик: Это прощальный праздник осени, где крестьяне, ремесленники, мастера на площади представляют свой товар, выполненный длинными, зимними вечерами. Праздник сбора урожая, веселый, яркий с народными гуляниями.

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости.

Давно вас ждут, друзья!

Ой, а это кто? (Петрушка)

На Руси ни одно гулянье, ни одно выступление странствующих актёров не проходило без выступления всеми любимого сказочного героя - Петрушки. Петрушка - длинноносая кукла в колпаке с кисточкой, смешившая «почтейнейшую публику» своими дурачествами и прибаутками.

 Петрушка:      «Подходите!

                         Спешите люди добрые,

                        От мала, до велика!

                        Потеха пришла, смех, веселье принесла.

                        Я – Петрушка! Шапка на макушке...

                        Буду сегодня вам помогать работать»

IV.Физминутка (упражнения для глаз – тренажер)

V. Практическая работа.

А сейчас мы обратимся к учебнику.

Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что должно быть в данной композиции?

  • Пейзаж (природа, поля, речка).
  • Постройки (избы).
  • Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда, овощи, фрукты)
  • Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

-Работать будем коллективно, по группам. Сделаем одну общую работу.

Распределимся на группы: (Петрушка руководит работой)

3 ученика работают на ватмане (большом формате) создают фон.

2 ученика (парой) - создают лоток с посудой и игрушками.

2 ученика (парой) - создают лоток с овощами и фруктами.

Все остальные работают индивидуально. На столе у каждого листок заданной величины. Вам нужно изобразить человека в русском народном костюме во весь лист, по заданию, которое написано на листочке. Работу выполняем гуашью. Затем вырезаем ножницами.

-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)

Затем, кто работу выполнит, приносит её к нашим главным художникам. И они вместе, приклеивают её на ватман, правильно, разместив.

Вот время выполнения работы звучит музыка: “Со вьюном я хожу (хор)”

VI. Итог урока

Анализ работы.

 - В какой технике мы сделали работу? (коллаж)

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

-Что, по вашему мнению, не удалось?

-Что вы считаете, получилось удачным?

- А что можно добавить в композицию?

VII.Оценивание.

 

nsportal.ru

"Народные праздники" - ИЗО - 4 класс

Конспект урока Ивановой К.В. учителя изобразительного искусства

ЧОУ СОШ «Экополис»

4 класс Тема «Народные праздники».

Цели: пояснить роль праздника в народной жизни;

познакомить с разнообразием русских праздников;

провести эстетическую оценку праздника в жизни и

в художественном изображении;

развивать навыки коллективной творческой работы;

познакомить с терминами «скученность», «акцент».

Вид деятельности: работа в смешанной технике: рисование, аппликация.

Создание коллективной работы.

Планируемые результаты: школьники узнают специфику праздника в жизни;

познакомятся с вариантами изображения праздника в искусстве;

повторят навыки коллективной работы;

закрепят умение работать с масштабными проектами, навыки

выполнения творческого задания.

Оборудование: ножницы, клей, ватман.

Ключевые слова и понятия: праздник, образ праздника, панно.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

  1. Повторение пройденного материала

- Что разбирали на прошлом уроке?

- Какие детали русского народного женского костюма вы знаете?

- На каком портрете вы изучали детали женского праздничного костюма?

- По каким признакам можно отличить праздничный костюм от наряда

повседневного?

- Какие вы знаете приметы праздника?

- По каким признакам можно догадаться, что сегодня праздник?

III. Беседа по теме урока

Наш разговор не зря коснулся праздничных примет, потому что сегодня вы будете не только вспоминать приметы праздника, но и изображать их на своих панно. Для большинства из нас праздник – это веселье и приятно проведенное время. Праздничный день связан с тем, что чаще всего в этот день люди не работают, отдыхают. Настоящий праздник отличают своя атмосфера, особая полнота и глубина переживаний, поэтому он отличается от остальных дней еще тем, что люди надевают свои лучшие наряды, на стол ставят угощение, часто дарят друг другу подарки.

- Назовите ваши любимые праздники.

- А какие еще вы знаете праздники?

Самые древние праздники народные, или, как их еще называют, фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарем, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники». Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями. Наступала весна – люди пахали пашню, сеяли семена. Тогда обращались к природе с просьбой быстрее прогнать зиму и ускорить приход весны. Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные – просили солнышко посильнее греть, а дождик – пашню поливать.

- Чем отличается праздничный день от будней?

- Что происходит в праздничные дни?

- Какие праздники являются самыми древними?

Сегодня вы будете работать над изображением народного праздника.

IV. Работа в тетради.

Откройте тетради, запишите тему урока: «Народные праздники».

- Какое панно вы уже изготавливали на одном из прошлых уроков?

- Что было изображено на этом панно?

- Эта работа была коллективной или индивидуальной?

- Что значит коллективная работа?

Сегодня вы продолжите работу над панно. Пусть это будет общий для всех праздник – праздник урожая, « Осенняя ярмарка».

  1. Работа с учебником с.40 – 41.

- Рассмотрите картины и расскажите, какие приметы праздника передал на них художник.

- Рассмотрите фрагмент картины Б. Кустодиева «Сенокос».

- Чем заняты люди, изображенные на этой картине?

- Как одеты? Сравните одежду людей на двух картинах Б. Кустодиева – «Праздник в деревне» и «Сенокос».

- Расскажите об отличиях повседневной одежды от праздничной, деревенской обуви от обуви праздничной.

VI. Задание для самостоятельной работы.

Делимся на бригады. Выбираем бригадира. Напомню последовательность коллективной работы над панно.

- Что означает слово «ярмарка»? ( большой торг, рынок, базар)

- Что означает название «Осенняя ярмарка»? Чем на такой ярмарке будут торговать в первую очередь? Наверное, дарами осени – овощами и фруктами. Помимо этого могут продавать воздушные шары и цветы, игрушки и сласти. Но, кроме торговли, на ярмарке устраивают развлечения. Это могут быть аттракционы – качели и карусели. Запомните слова, которые станут девизом на уроке: Ярмарка веселая, ярмарка цветная,

Приходи, хорошая, приходи, родная!

М. Давыдова

VII. Самостоятельная работа.

Бригадиры собирают совещание, раздают детали ребятам.

VIII. Физкульминутка.

IX. Продолжение самостоятельной работы. Завершение коллективной работы. Давайте еще раз произнесем девиз сегодняшнего урока про осеннюю ярмарку.

X. Рефлексия

- Назовите виды работ, которыми вы занимались сегодня на уроке?

- Какое произведение изобразительного искусства вы создавали?

- Что такое панно?

- Где его можно увидеть?

- Как называется панно, которое вы делали сегодня?

- С помощью каких деталей на картине можно передать ощущение крестьянского праздника?

- Картины какого художника передают моменты русских национальных праздников?

- Какова роль каждого из трех братьев – Мастеров в изготовлении ваших панно?

XI. Творческий момент, сочинение синквейна на тему «Ярмарка»

XII. Уборка рабочего места.

Подведение итогов. Подготовить рассказы по вашим панно на следующем уроке.

multiurok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: конспект урока по изобразительному искусству "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ" 4КЛАСС

                       Содержание деятельности учителя

                            Содержание деятельности ученика

                             Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.
- Давайте проверим, всё ли у вас готово к уроку? Беседа.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.
Ответы на вопросы.

П: Умение приготовиться к уроку самостоятельно.

Л:  Включение в деловой ритм, организация внимания.

Актуализация знаний.

УУД

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении. Р. Навык целеполагания, самокоррекции. П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.  Л: Использовать знания, полученные на прошлых уроках.

Формулирование темы урока, постановка цели. Постановка проблемного вопроса. - Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо разгадать ребус. Приложение 1. Пусть каждый напишет на листочке, какие ассоциации возникают у вас со словом праздник (заслушиваем). Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока? Вспомните темы прошлых уроков и сделайте вывод, о каких праздниках мы будем говорить (семейные, государственные, народные)? Какие творческие работы будут у нас в конце урока? Как нужно работать, чтобы вашу работу похвалили, чтобы ей заинтересовались?

- Праздник. Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, веселые игры. Определяют тему урока и цель. Определяют критерии оценивания работ. Отвечают на вопросы. Мыслительная деятельность – ребус. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Организация познавательной деятельности

УУД

П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Знать имена русских художников. Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека. Познакомиться с праздниками: Иван Купала, Масленица, Колядки, Троица, Семик, Рождество, День Петра и Февронии, Вербное Воскресенье, Красная горка, Спас, Крещение, Святки, Страстная неделя.К: Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств, с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка. Л:Формирование у детей образа родной страны –Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Повторение пройденного материала на основе изучения нового(Слайд 1).

- Вы сидите группами и сейчас работать будете группами. Я вам предлагаю вспомнить и записать все народные праздники, которые вы помните(Слайд 2). Чья же группа вспомнит больше праздников? - На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни. Предлагаю вам поработать с учебником (чтение текста и рассматривание репродукций в учебнике, рассматривание таблиц с русскими народными костюмами) Есть ли у вас любимый народный праздник? Поэты, музыканты, художники в своих произведениях отразили народную любовь праздников. (Слайд 3-8).

Картина Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» (Слайд 3) написана художником в его родном городе Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории. Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири. Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег.
В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника – Александр.

Борис Михайлович Кустодиев – «Масленица» (Слайд 4) - Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге..

К.Е. Маковский – «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (Слайд 5) Картина Маковского живо передает атмосферу праздничных развлечений мастерски запечатленной шумной многоликой городской толпы. Традиционное народное гулянье во время масленицы преобразило центральную петербургскую площадь, заполненную красочными балаганами с развевающимися наверху флагами, украшенную яркими, близкими к лубку афишами и вывесками, изготовители которых стремились привлечь внимание и поразить воображение зрителей. Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков».

Борис Михайлович Кустодиев «Троицын день» (Слайд 6).  В этой картине легко читается восторг художника. Его восторгает раннее лето, солнце, многоцветие гуляющей публики. Все залито солнечным светом, радостью, весельем. На первый план художник поместил купеческое семейство: мать с дочерью, отец и молодой франт, вероятнее всего, потенциальный жених. Компания ведет непринужденный разговор. Молодые торговцы предлагают публике цветы и лакомства. Извозчики катают дам, закрывающихся от солнца легкими зонтиками. Парк полон гуляющими. Троица - праздник церковный. Церкви в картине присутствуют, но играют роль фона, декорации. Белизна летних платьев, свежая зелень деревьев, золото куполов. Все вместе сливается в атмосферу счастливого летнего праздника.

К.Е.Маковский – «Святочное гадание» (Слайд 8) - «Святочное гадание» — одна из типичных его работ, воспевающая седую старину. На ней, в небольшой светлице, девушки затеяли гадать на женихов. Взяли зерна, воду, монеты и зеркало, принесли гордого петуха с синим хвостом и сели смотреть, к чему птица потянется. Если к зерну и монетам – муж будет богатым. Если к зеркалу – красивым. Если к воде – будет пить. На лицах девушек веселое любопытство, все тянутся посмотреть, что же выберет петух. Одна из них сидит в стороне, у стола, и выглядит грустной. Перед ней чашка – возможно, в неё капали воском и этой девушке выпало несчастливое предсказание. Старенькая бабушка дремлет, хотя должна бы наблюдать за девичьим весельем, чтобы слишком уж не разошлись. Перед образами в углу теплится лампада, на печи груда подушек и перин. Картина пронизана светом, лица девушек светятся им изнутри. Они смутно похожи, как сестры, и все по-своему красивы. Одна открыто смеется, другая прячет лицо под платком, третья склонилась поближе к птице, волосы облегают её, как плащ. Рыжий, золотистый, коричневый – от этой гаммы тянет стариной, она навевает ассоциации с иконами, написанными на дереве, и очень подходит сценке из давно ушедших дней. В картине видна своеобразная ностальгия, словно художник хочет вернуться туда, где никогда не был, и зрителю передает то же желание.

В праздничные дни родственники и друзья ходили друг к другу и праздновать, и с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.

Работа в группах. Зачитывают групповые работы. Работа с учебником. Ответы на вопросы. Обсуждение темы. Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни. Просмотр презентации  и иллюстраций с изображениями праздничных обрядов. Актуализация знаний, обратная связь.

Физкультминутка

УУД

П: Постараться запомнить материал.  Л. Умение сменить вид деятельности. Р. Развитие образного воображения.

Покружились, покружились и на ярмарке очутились! Солнце яркое встает, собирается народ. Под лучами яркими мы открываем ярмарку! Будут песни, пляски, шутки и веселые прибаутки! Мы предложим вам товары: чайники и самовары, Пряники и сушки, отличные игрушки. Все торговлю мы кончаем и веселье начинаем!

Коллективный отдых.

                                  Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.

УУД

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка.  П: Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа русского народа. Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока. Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов. Обсуждают, воспроизводят, делают выводы. Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном. Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия. Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны.

Хочу предложить вам изобразить народный праздник в виде коллективного панно.

Пусть это будет «Осенняя ярмарка». Вспомните наши уроки. Подумайте, какое время года вы изображаете. Вероятно, праздник не состоится, если погода хмурится. Праздник – это радость. Вспомните, как выглядят избы, разместите их так, чтобы можно было изобразить гуляние. А люди пусть наденут свои праздничные одежды. Предлагаю разделиться по группам на 4 человека в каждой (Нужно придумать название своей деревни и сюжет – эскиз празднования). Выбирайте, чем вы будете работать: красками карандашами или мелками. Вы можете работать как  в рабочей тетради, так и  на альбомном листе. А потом устроим выставку. Не забывайте о правилах работы. Кто напомнит? (во время выполнения задания звучит народная музыка, песни, колокольный звон) Желаю вам успехов. Пока учащиеся рисуют, учитель из корзинки выдаёт по  яблоку (из жёлтого, зелёного и красного картона).

Ученики  отвечают на вопросы, выбирают способ выполнения работы, выполняют творческую работу, учитель оказывает помощь в консультации учеников, контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества выполненной работы. По мере выполнения вывешивают на доску свои работы.

Выставка детских работ.

УУД

К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника. Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам.  П: Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку.

На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы(Слайд 10). Рассказывают о своей деревне. Выставление отметок группам. Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?

Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.

Рефлексия деятельности.

УУД

К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том, что нового они узнали. Контроль действий партнеров. Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний.  Навык саморефлексии, самокоррекции.

Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? На празднике всех угощали яблоками (Слайд 11). Перед вами на парте лежат 3 яблока: зелёное, жёлтое, красное. Выберите одно из них. Зелёное, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтое, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; Красное, если на уроке вам было трудно, скучно и вы ничего не поняли. Сложите их в нашу корзинку. Подсчёт  результатов. Подробнее о каждом празднике мы узнаем на следующих уроках. Урок окончен(Слайд 12).

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты Самооценка результатов: деятельности.

nsportal.ru

"Народные праздники" (обобщение по теме четверти)

Тема года: Каждый народ — художник.

Тема четверти: Искусство твоего народа.

Тема урока: Народные праздники. Обобщение по теме четверти.

Цели и задачи:

  • Познакомить детей с народными праздниками, обычаями и традициями. Прививать любовь к родному краю.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Совершенствовать навыки изобразительной деятельности.
  • Развивать речь.

Ход 1 урока

I. Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме четверти “Искусство твоего народа”. Мы познакомились с пейзажем родной земли. В своих работах вы показали гармонию жилья и природы, изображая пейзаж и конструируя русскую избу. Вы многое узнали о русском городе, сами создали коллективное панно путем аппликации и бумажной пластики. Вы узнали, что такое внешняя и внутренняя красота мужчины и женщины. Сильные и мужественные богатыри на ваших портретах, нарядные пары — это изделия ваших рук. Очень декоративна их одежда.

Удачны композиционные работы на тему труда в искусстве.

Работа в парах. Давайте решим кроссворд и узнаем тему сегодняшнего урока. (Выделенные буквы отсутствуют).

Какая же тема урока? Народные праздники. А какие вы знаете народные православные праздники?

II. Детям на парту ставится табличка с названием одного из праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала, Покров.

Отберите те слова и словосочетания, которые нужны для описания праздника, предложенного вам. Разложите их на парте и попробуйте составить рассказ о том, как отмечали этот праздник раньше на Руси.

(После прочтения слов, дети подходят к доске, выбирают карточки со словами, составляют рассказ и рассказывают его.)

Рождество.

Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, зажигают огни на дворах, поют.

Масленица.

Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои.

Пасха.

Весна, зеленые листочки, расписные яйца, куличи, свечи, хороводы, катание на качелях.

Троица.

Лето, хороводы вокруг березки, украшение березки лентами, посещение могил.

Иван Купала.

Лето, сбор цветов и трав, прыжки через костры, купание, венки в реке.

Покров.

Осень, первый снег, ярмарки, свадьбы.

Давайте выслушаем ваши рассказы, а я буду помогать.

1)

Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
И торжественно парит, новый день благовещая,
Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о Рождестве.)

2)

Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

3)

Звонко капают капели возле нашего окна.
Птицы весело запели, в гости Пасха к нам пришла!

4)

Радуйтесь, березы! Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут, к вам пироги несут,
Лепешки, яичницы. Ио, ио, Семик да Троица!

5) Иван Купала — хорошие травы. Иванов день пришел – траву собирать пошел.

6) Покров — конец хороводам, начало посиделкам.

III. Что особенно трудно в изображении народных праздников? (Люди, композиция, пейзаж, краски).Чтобы вам было легче, я покажу вам репродукции картин

русского художника Б. Кустодиева “Масленица”, “Троицын день”, “Ярмарка”.

Что вы знаете об этом художнике? (11 лет был прикован к инвалидному креслу, но писал картины). Как ярки и веселы его картины! Посмотрите еще и на детские работы, посвященные нашей теме. А это открытки-фотографии народных танцев. Ведь ни один праздник не обходится без песен и танцев. Вам нужно нарисовать эскиз народного праздника на листе малого формата в карандаше.

IV. Самостоятельная работа в парах. Помощь учителя.

Ход 2 урока

  1. Проверка готовности рабочих мест.
  2. Инструкции перед работой пастелью, красками на водной основе, восковыми мелками.
  3. Самостоятельная работа детей под народную музыку.
  4. Изготовление рамки для своей картины.
  5. Выставка работ. Высказывания детей.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Народные праздники"

История праздника

      Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день православной церковью отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.

      Христианская Пасха отмечается не по солнечному, а по лунному календарю и поэтому не имеет постоянной даты.

Как же произошло Воскресение Христа из мёртвых? Одно из свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию, официальному историографу Иудеи. В ночь на воскресенье Гермидий лично отправился к гробу, чтобы убедиться, что умерший не может воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень светло и над землёй появился человек, как бы сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Испуганная стража вскочила и тут же упала на землю. Камень, закрывавший вход в пещеру, откатился. Вскоре свет над гробом исчез. Но когда Гермидий приблизился к гробу, тела Погребённого там не оказалось. Врач не верил, что умерший может воскреснуть, но Христос, по его воспоминаниям, «действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами».

Традиции празднования Пасхи

Христианская Пасха празднуется уже более 2000 тысяч лет. 

    Из поколения в поколение, передавалась традиция праздновать День воскрешения Христова.

    Этот весенний религиозный праздник не имеет постоянной даты. День Пасхи зависит от того, когда наступит полнолуние после 21 марта, дня весеннего равноденствия. В этом году праздновать Пасху будем          5 мая.

     Самым известным пасхальным обычаем является приветствие словами «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!».      

Пасхе предшествует строгий семинедельный Великий пост, когда верующие воздерживаются от определённых видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

В день накануне Пасхи - Великую субботу - старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Наступает полночь, в церквях начинается крестный ход. Великая суббота сменяется Светлым воскресеньем.

Но праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была и другая сторона - мирская. Пока шла пасхальная служба, никто не смел предаваться праздничным развлечениям. Но когда «иконы прошли», начинались пасхальные гулянья.

Какие же развлечения приняты на Пасху? Во-первых, застолье. После семинедельного поста снова можно было позволить себе любую пищу - какую душа пожелает. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Устраивались (да и сейчас устраиваются) всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

На Пасху принято было обмениваться  крашеными яйцами

Почему на Пасху принято было обмениваться  крашеными яйцами?

На Руси называли Пасху - Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение.

После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок. У Марии ничего с собой не было, кроме простого куриного яйца. Она протянула его  императору и сказала: “Христос воскрес!”. Удивился император и произнёс: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным.

- Воистину воскрес! – воскликнул император.

 Так было подарено первое пасхальное яйцо.

С этого времени на Пасху  мы дарим пасхальные яйца и говорим: «Христос воскрес!», а в ответ слышим: «Воистину воскрес!»

Праздничные Пасхальные приметы

Православные верили, что на Пасху можно увидеть чудеса. В это время разрешается просить Бога об исполнении своих желаний.

С языческих времён остался обычай обливаться на Пасху колодезной или речной водой.

На Пасху старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).

А также,  в пасхальную трапезу делили  одно яйцо на всю семью, чтобы та была единой весь год.

Девушки, вернувшись с Всенощной службы, умывались водой, в которой лежала крашенка, чтобы быть такой же яркой и красивой весь год.

      Остатки праздничной трапезы не разрешалось выбрасывать. Крошки куличей, упавшие на пол, тщательно собирались. У некоторых народов принято хранить корочку пасхального кулича весь год как оберег. 

Пасхальные игры

Пасхальное яйцо – символ вечной жизни, и даря его близкому человеку, мы, тем самым, желаете ему здоровья.

Я  дарю вам пасхальные яйца,    будьте  всегда счастливы и здоровы, пусть ваши сердца наполнятся добротой и милосердием. Я хочу , чтобы каждый из вас прикоснулся к пасхальному  яйцу, передавайте его друг другу.

На  Пасху традиционно играют в  различные забавные игры. В игре примут участие, те у кого сейчас в руках оказалось яйцо. Народная игра, так  полюбившаяся на Кубани называется   «Катание яиц».

У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа. - Почему птичье яйцо называют "чудо-упаковкой"?

Чудо – упаковка

Скорлупа куриного яйца очень богата кальцием. На вид скорлупа кажется очень плотной. Она содержит до 8 тысяч микроскопических пор, через которые в яйцо проникает кислород, а наружу выводится углекислый газ, что необходимо для дыхания зародыша. При этом скорлупа и оболочки предохраняют зародыш от бактериальных инфекций.

Исследователи хотели бы использовать принцип строения яйца для создания конструкций с хорошей защитой .

Ученые поражены строением обычного яйца. Всеми силами они стараются воспроизвести подобный механизм, но у них не получается.

В центральной части яйца находится желток, окруженный тонкой желточной оболочкой.  Желток поддерживается в определенном положении благодаря белковым канатикам. Желток подвижен и располагается так, чтобы зародышевый диск всегда находился сверху — поближе к теплому телу насиживающей яйцо птицы.

Окраска скорлупы яиц различна. Яйца белого или светлого тона откладывают птицы, которые гнездятся в дуплах или  норах. У открыто гнездящихся птиц окраска яиц — маскирующая (темная или  пестрая). 

- Какие птицы в Краснодарском крае гнездятся в дуплах? А какие в гнездах – открыто?

- Чем полезны яйца?

Желток. В нем много витамина А, он необходим для зрения и  здоровья кожи, витамин Е - защищает от старения и сердечных приступов, витамины группы В отвечают за хорошее настроение, крепкий сон, делают волосы густыми и спасают от прыщей, витамин D помогает организму усваивать кальций.

Белок  усиливает иммунитет, помогает строительству новых клеток и обновлению тканей.

Скорлупa. В ней много кальция. Поклонники народной медицины готовят из нее порошок и добавляют его в пищу, чтобы укрепить кости и зубы. Перед тем как толочь скорлупку, надо тщательно вымыть  яйцо и подержать  его в кипятке хотя бы несколько минут. 

-Как красят яйца? На сегодняшний день создано много средств для окраски пасхальных яиц?  А чем красили  пасхальные яйца наши бабушки?

Для окраски яиц использовали луковую шелуху.

От цвета шелухи зависит окраска яиц. Красить можно и березовыми листьями или пищевыми красителями. 

Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавляли столовую ложку соли. 

В некоторых семьях хранятся свои обычаи крашения яиц.

Мокрые яйца обваливают в сухом рисе или обматывают их сухими листьями дуба, березы, крапивы,  петрушки, заворачивают в марлю (концы марли плотно завязывают ниткой) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. 

Какие существуют виды росписи пасхальных яиц?

Крашенки — от слова «красить». Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху или красители  и варят 15-20 минут.

Драпанки  

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами или  толстой иглой.

Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо.

Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки — настоящие произведения народного творчества.

Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля. 

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола.

В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки. 

Какие значения символов, использовали  при росписи пасхальных яиц?

Праздничные яйца легко превратить в настоящие арт-объекты. При этом необходимо знать значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

Сосна — символ здоровья. 

Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном. 

Голубь — символ души. 

Сеточка — символ судьбы.  

Дубок — символ силы. 

Точечки — символ плодородия. 

Сливы — символ любви. 

Хмель — символ плодородия. 

Любая ягодка — символ плодородия; матери. 

Какие традиции празднования Пасхи существуют у других народов?

  Пасхальные обряды очень сходны у всех христиан — православных, католиков, протестантов. На праздничном столе — яйца, окрашенные в красный цвет, творожная пасха, в Польше — баба, пляцки, в Финляндии и Эстонии — ячменная каша и пресные ячменные лепешки.

В Австралии очень популярны пасхальные яйца из шоколада или сахара.

А в Швеции Пасхальный период начинается еще за неделю до наступления праздника. Дети наряжаются в нечистую силу. Маленькие колдуньи ходят по улицам и спрашивают сладости, как в США во время Хеллоуина. Жители Швеции украшают свои дома пасхальными цветами — желтым, зеленым и белым. В своих домах шведы устанавливают повсюду желтых цыплят в зеленом и белом обрамлении нарядных перьев. Пасхальные яйца они делают даже из картона, а внутрь каждого кладут по большой, красивой конфете. 

- Можно ли построить бизнес на «пасхальных» потребностях?

Пасха является традиционным праздником. Многие люди соблюдают традиции и развивают их. Так сейчас стало принято дарить подарки на Пасху, декорировать дом к празднику. 

Можно  создать бизнес, основанный на «пасхальных» потребностях.

- производство яиц 

- плетение пасхальных корзинок 

- производство красителей для яиц 

- производство цветного декора для пасхальных булок

- производство декоративных символов и т.д. 

Самые "успешные" символы Пасхи — яйца, которые завоевали популярность во всем мире!

Императорские пасхальные яйца Фаберже 

Традиция дарить пасхальные яйца — символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии. 

«Киндер-сюрприз» — яйцо из шоколада с сюрпризом, содержащее внутри пластиковый контейнер с игрушкой или сувениром. Торговая марка принадлежит итальянской компании Ferrero. Производство шоколадных яиц этой компанией начато в 1972 году. К настоящему времени «киндер-сюрпризы» стали популярны не только среди детей, но и взрослых, коллекционирующих игрушки из этих яиц.

Человеческая фантазия — безгранична.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о