Сценарий русских народных праздников – Сценарий на тему русских народных праздников «Свет души русской».

Содержание

Сценарий на тему русских народных праздников «Свет души русской».

«Свет души русской».
(Сценарий на тему русских народных праздников).

На сцене уголок быта – начало века: лавка, стол с самоваром, прялка, на полу половики и др. В зале столы, накрытые к чаю.

Действующие лица, участники:
КРАСНА ДЕВИЦА,
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ,
ГОСТИ.
(Желателен фольклорный ансамбль).

КРАСНА ДЕВИЦА. С тех пор как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, много воды утекло. Так много, что не каждый нынче знает: посиделки на Руси обычно начинались 1 сентября по старому стилю на Семена – летопроводца. Полевая страда завершалась, домашняя начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. Жужжали прялки, лилась протяжная песня, вспоминались старинные предания, были, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились.
Следуя мудрости прадедов наших, решили и мы на посиделках собраться.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Основу большинства народных праздников составляли обряды и обрядовые игры.

КРАСНА ДЕВИЦА.

О христианских праздниках и играх сейчас пой¬дет речь. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигурки, изображающие маленьких коров, быков, овец, животных и пастухов. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и дает скоту.
«Пришли колядки – блины да ладки» – то есть наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.
«Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания – создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. На всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещенья.
Каждая семья ожидала колядовщиков – приготавливала для них угощенье, с неподдельный удовольствием выслушивала колядки.
Коляда – маляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю,
Гулять на просторе!
Сею – вею – посеваю
С Новым годам поздравляю.
Гуси-лебеди летели!
Мы Малешеньки, Калядовщички,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
Открывайте сундучок
Доставайте пятачок
Хоть блин, хоть сала клин.

КРАСНА ДЕВИЦА. И одаривали хозяева ряженых печеньем, конфетами, различными угощеньями.

ВЕДУЩИЙ. Ряженые благодарили хозяев:
Дай бог тому,
Кто в этом году
Полтораста коров, девяносто быков.
Надели Вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!

Но если же ничего не давали, могли сказать и такое:

Коляда, Маляда!
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Сведем корову за рога.
Кто не даст лепешки,
Завалим окошки.
Кто не даст ни копейки,
Завалим лазейки.
Кто не даст хлеба,
Уведем деда.
Кто не даст ветчины,
Тем расколем чугуны.

ВЕДУЩИЙ. Угрозы в адрес очень жадных хозяев могли быть и страшнее.
На Новый год –
Осиновый гроб,
Кол на могилу.
Ободрану кобылу.
Но таких страшных угроз почти не было, потому что праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась и одной избе и устраивала общую пирушку – съедали все, чем их одаривали односельчане.
Вот такие двухнедельные новогодние празднества – святки проводятся и поныне.

КРАСНА ДЕВИЦА. Несколько недель, отделяющие Крещение от Масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Масленицу праздновали накануне Великого поста, широко, раздольно. Длится этот праздник неделю, а ждали его целый год. Каждый день недели имел свое название:
Понедельник – «встреча».
Вторник – «заигрыш».
Среда – «лакомка, разгул, перелом».
Четверг – «разгуляй четвертог» – «широкий».
Пятница – «темны вечера», «тещины вечерки».
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы».
Воскресенье – «прощеный день».
Вся же неделя именовалась «Честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица».
Именно на масленицу дети закликали птиц, звали весну.
Ой, кулики – жаворонушки,
Прилетите к нам у оконушки.
Прилетите к нам, поспешите к нам
Весну – красную принесите нам.
Уходи зима, приходи весна.
Уходи зима ко дну
Присылай весну.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. И уступала Зима порогу Весне в говорила ей такие слова: «Ну, что же видно и вправду мне пора уходить – царствуй Весна на славу, твое время пришло».
Дети провожали Зиму – пели ей величальную.
Ты прости, прощай Зима белая,
Ты прости, прощай Зима белая.
Зима-матушка, зима-матушка!
Ты прости прощай – да. (Протяжно).

КРАСНА ДЕВИЦА. Когда мы печем блины? На поминки, на Масленицу. По народным приметам считалось, что Солнцу надо помочь победить злую зиму, поэтому не случайно обязательной едой на празднике считались блины. Крутые с пылу, с жару они были символом светила Ярилы – Солнца и Весны.

ЧАСТУШКИ:
Мы давно блинов не ели –
Мы блиночков захотели
Ой блины, мои блины,
Ой блиночки мои.
Моя родная сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть.
На поднос блины кладет,
И сама гостям несет.
Гости будьте же здоровы
Вот блины мои готовы
Ой, блины, мои блины,
Ой, блиночки мои.

(Ставят блины на стол гостям).

КРАСНА ДЕВИЦА. В завершение праздника Масленицы разыгрывали представление «Похороны масленицы». Делали чучело – соломенную бабу и сжигали ее, при этом пели веселые, прощальные песни.

Прощай, Масленица-вертушка.
Настает Великий пост.
На деревне все приели.
Подают селедки хвост!
Прощай. Масленица,
Прощай, Красная!
Наступает Великий пост,
Радует нас редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. И в преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения.
С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли блины на могилах и поклонялись праху родных.

КРАСНА ДЕВИЦА. Сразу за семью днями разгульного масленично¬го веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет» и многие старались подкараулить это мгновение, молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, а дети обращались к солнцу с песенкой.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

ВЕДУЩИЙ. Во время пасхальной службы девушки тихонечко шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках!», «Дай Бог жениха хорошего в сапогах, да с галошами, не на корове, а на лошади!»

ВЕДУЩИЙ. На Пасху совершался еще один обход дворов, напоми¬нающий святочное колядование и исполнялся он группой молодых ребят.
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пойдемте в то село,
Поздравим их с праздничком,
Их с праздничком, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
И не шум шумит, и не гром гремит –
Христос Воскрес на весь свет!
Хозяинушка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Ай спишь лежишь, оли так лежишь?
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас, молодых ребят!
Христос Воскрес на весь свет!
Наши дары не велики, малы.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!
Рюмку вина, да кусок пирога!
Христос Воскрес на весь свет!
Хозяюшка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Что у твоем дворе случилося!
Христос Воскрес на весь свет!
Зажги огонь, сходи на двор.

Христос Воскрес на весь свет!
На твоем дворе три радости.
Христос Воскрес на весь свет!
Перва-то радость корова телилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Друга-то радость овечка ягнилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Третья-то радость кобыла жеребилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Твоим дочкам на приданочки.
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас молодых ребят.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!

ВЕДУЩИЙ. Хозяева выносили яйца, сало, денег, пирогов, молока. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись.
Кто не даст нам яйца — околеет овца,
Не даст сала кусок — околеет телок.
Нам не дали сала — коровушка пала.

ВЕДУЩИЙ. Как всякий большой праздник, неделя Пасхи заполнена различными играми, развлеченьями, хождением в гости. На пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами.

ВЕДУЩИЙ. Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю Пасхи – наступает Троица. Седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, это был обряд прощания с весной и встреча лета. Прославляется зеленеющая земля с центральным персонажем – березой. Дома и улицы украшали срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.

ВЕДУЩИЙ. После обедни девушки меняют свой наряд на лучшее платье, идут в лес, подходят к березе и начинают ее украшать цветами, напевая песню:
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные.
Ты не радуйся, осина,
А ты радуйся, береза:
К тебе красные идут
Со куличками, со яичками!
Завивайся ты, береза,
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли.

ВЕДУЩИЙ. На Троицу девушки вьют венки и потом эти венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет. Одно и то же «поведение» венков в разных местах понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену иди конец любви, а также противоположное – свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует,

Святой дух – Троица!
Позволь нам гуляти,
Венки завивати!
Завью я веночек
На круглый годочек,
Пойду на реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду,
Отойду, погляжу
Тонет ли, не тонет
Мой веночек на воде.
Мой веночек потонул.
Меня милый вспомянул.
О свет, моя ласковая,
О свет, моя приветливая.

К вечеру снимают с деревца ленты, отламывают по прутику, но их не выкидывают, а втыкаются они над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек от мышей. А саму березку бросают в воду с криком: «Тони березка, топи сердитых мужей!»

ПЕСНЯ БЕРЕЗЫ:
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю
И поплачьте надо мной да над березонькой.

ВЕДУЩИЙ. И несчастная березка плывет туда, куда понесет ее течением воды.
Также на Троицу девушки спрашивают у кукушки, когда она кукует, долго ли мне быть в доме у отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.

ВЕДУЩИЙ. Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды. Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться и такого рода купанию приписывается целебная сила. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, водят хороводы и поют.

Девицы цветы щипали
да у Ивана пытали:
«Что это за цветы? –
Это цветы купалы,
Девицам – умывалы,
А пареням – воздыханья!»
Сохнут, сохнут парни
На девиц смотрючи,
Что девицы хороши,
А ребята голыши.

ВЕДУЩИЙ. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее. Костры устраивали за селением обычно на высоком месте, в огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали их с пригорков. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Слова к игре:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Диги – дон, диги – дон –
Убегай скорее вон.

ВЕДУЩИЙ. Однако главным на Ивана Купалу было предание о папоротнике. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая поднимается все выше и выше – то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском и взору представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть, невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать этого. Невидимкою обладатель цветка пробирается к любой красавице и нет ничего, что было бы невозможно для него, такова сила и власть этого цветка.
Петров день «разговения» – конец Петровского поста. В этот день ходят в гости, принимают у себя гостей. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.
Молодежь еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь «карауля солнце». По народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. В эту ночь жгли костры, гуляли всю ночь, до рассвета звучали песни. Сугубо Петровских песен известно мало, вот одна из них.
Петровская ночка,
Ночка невеличка
Реля, реля, реля!
Ночка невеличка!
А я молодая,
Я не выспалась
Реля, реля, реля!
Я не выспалась,
Я не выспалась,
Яне нагулялась,
Реля, реля, реля!
Не нагулялась
Я с милым дружочком,
Не настоялась!
Реля, реля, реля!
Не настоялась!
Не настоялась,
Не наговорилась.
Реля, реля, реля!
Не наговорилась!
Я пришла до дому,
С печали свалилась
Реля, реля, реля!
С печали свалилась!
А пока молода
У сени войду я
Реля, реля, реля!
У сени войду!
В сени войду я
Постель постелю я,
Реля, реля, реля!
Постель постелят!
А ложуся спать я,
Слезой обольюся
Реля, реля, реля!
Слезой обольюсь!

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Не только талантлив, но мудр русский народ. Им создана огромная изустная литература – сказки, пословицы, прибаутки, песни, загадки. В старину говорили: «Красна речь с притчею». Кто из вас назовет больше всех пословиц, приговорок, прибауток?

КРАСНА ДЕВИЦА. Особой любовью среди жанров фольклора пользуются загадки. Попробуем мудреные народные загадки отгадать?

ЗАГАДКИ:
1. На горе, горушке стоит старушка, руками машет, хлеба просит. Дашь ей хлеба – назад отдает. (Мельница).
2. Что за зверь: в зиму ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не свезет. (Печь).
3. По-блошьи прыгает, по человечески плавает. (Лягушка).
4. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петух).

КРАСНА ДЕВИЦА. Молодцы! Все мои загадки отгадали. А что называют самым большим чудом в народном творчестве? Я думаю – сказку. Все вы, наверное, любили и любите, чтобы на сон бабушка или мама рассказывала вам сказку, а вы, засыпая, уносились бы в зачарованный мир.
«Было это на море – океане, на острове Кидане,
Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву
Кот Баюн ходит, вверх идет – песню поет,
А вниз идет – сказки рассказывает».
Благодаря собирателям-фольклористам дошли до нас сказки русские, какие нашим прадедам сказатели сказывали. А вот и к нам сказательница пожаловала. Встречайте бабушку Настасью, слушайте сказку волшебную. Не обходятся посиделки без чая.

КРАСНА ДЕВИЦА. Самовар наш греется. Вот-вот закипит. Давайте, гости, располагайтесь поудобнее:
Вот уже струится пар,
Закипает самовар.
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
(Гости пьют чай с пирогами. Пока наливает чай в чашки – небольшой рассказ о чае).

КРАСНА ДЕВИЦА. Чай появился на Руси в XVII веке, а до этого наши предки пили другие напитки. Кто назовет исконно русские напитки? (Сбитень, квас, морсы, рассолы, и др.). Одни напитки согревали, другие освежали, третьи – утоляли жажду. Главное же в них то, что только натуральные компоненты использовались.
У каждого народа, пьющего чай есть много пословиц и поговорок о нем.
Японская: «В хорошей посуде и чай вкуснее».
Китайская: «Выпьешь чаю – прибавятся силы».
Туркменская: «Пей чай, удовольствие получай».
А какие пословицы и поговорки знаете вы, гости дорогие?
«Самовар кипит – уходить не велит».
«Выпей чайку – позабудешь тоску».
«С чая лиха не бывает».
«Чай сладок, если друг рядом».
«Чай пить, не дрова рубить».

Загадки о чае.
«Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо». (Самовар).
«В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да и та на спине». (Чайник).
Молодцы! Хорошо отгадывали загадки.
Вот и закончились наши посиделки. Приходите еще! И захватите с собой сказки, да загадки, былины да песни русские – кто чем богат.
Милости просим!

prazdnovik.ru

сценарии народных праздников | Социальная сеть работников образования

Коляд-коляда.

Дети рядятся в одежды, идут и поют песню, подыгрывая на инструментах:

Пришла Коляда накануне Рождества

Приходят в гости:

Ребенок:

Щедровочка  щедровала,

Под оконце подбегала

Что ты тетя наварила,

что ты тетя напекла

Выноси нам поскорей

и порадуй нас, детей!

Все: хозяева, коляду кликать?

Хоз. Не кличьте, расходитесь по домам

Ничего я вам не дам

(поют) У Федула жена

очень жадная была

у ней шуба не зашита

и рубаха не помыта

да и муж не дюж:

лентяй, неуклюж!

Какая жадная хозяйка, а вот что с жадными бывает (надувает шар, прокалывает его иглой)

Хоз. Ой, напугали!

Восп. Хозяйка, у нас корова больна

Хоз. Где корова? (дети мычат)

Восп. Хозяйка, у нас лошадь падучая!

Хоз. где лошадь (дети изображают)

Восп. Хозяйка, у нас коза не встает!

Хоз а как ее лечить – вылечить?

Восп. Нашей козе немного надо:

Решето пирогов, сковородку блинов

Полпуда колбаски, чтоб открыла глазки

Три куска сала, чтобы она встала

Хоз. Хорошую колядку сказали!

Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки, кушайте, детки!

Ай спасибо, хозяюшка за мягкие пирожки

Ай лю ли ай лю ли з мягкие пирожки

Да спасибо тому, кто хозяин во дому

Ай лю ли, ай лю ли кто хозяин во дому!

Восп. а пойдемте на другой двор!

Идут, поют:

Пришла Коляда накануне Рождества

Приходят в зал

Здравствуйте!!!

Реб. С Новым годом, со всем родом, чтоб здоровы были, много лет жили

Мы ничем не берем, ни мукой, ни просом,

Дома ли хозяюшка?

Хоз. В гости просим!

Дети поют, посевают:

Сею вею посеваю

С Новым годом поздравляю

Счастья, радости желаю!

Чтобы в поле уродило

Чтобы в хлеву удвоило

Чтобы парни подрастали

И девчонок замуж брали

Сею вею посеваю

С Новым годом поздравляю

Хоз. Проходите в дом, гости дорогие, да рассаживаетесь где угодно! Посмотрите, у нас детки,  леденцы да конфетки мальчишки – прянички, девчонки - оладушки. Пляшут да поют – так и живут!

Дети средней группы исполняют песню.

Хоз. Что-то гости засиделись, пора в игры поиграть, вставайте все!

Игра «Воротики»

Коляда пришла, и праздник привела

Сама прошла, всех детей провела

А самого маленького оставила!

Выходят ряженые – коза и медведь

Медведь: где ты, козочка ходила?

Коза: ходила я по темным лесам да по широким борам

Медведь: как тебя козочка волки не съели? \

Коза а не боюсь я не волка, ни охотника только умных опасаюсь

Медведь посмотри, сколько здесь ученых сидит! Коль отгадают твои загадки, веселить их будешь. А я вот шибко умных люблю! Обнимать три раза буду!

Коза загадывает загадки:

Четыре братца под одной крышей стоят (стол)

Маленькое, сдобное колесо съедобное

Я его не  съем, подарю ребятам всем (бублик)

Комочек пуха, два длинных уха

Скачет ловко любит морковку (заяц)

Летом спят, зимой бегут

В гору  - деревяшка, под гору – коняжка (Санки)

Медведь: ну, как, все загадки отгадали, пора тебе коза поиграть с нами

Игра «коза»

Хоз. Ох, играете вы весело да задорно, а петь умеете?

Дети подг. группы поют песню

Полно вам петь да кричать пора в колечко поиграть.

Игра Колечко

Катилось колечко по высокому крылечку, по саду-огороду и упало прямо в воду, рыбынька плыла, колечушко нашла,

На берег вынесла, на песочек выбросила..

Кольцо, кольцо, выйди на крыльцо!

Хозяйка знакомится.

На кольцо-серебро загадаю, что выйдет, то сбудется, не минуется…

Хозяйка обходит девочек, собирает колечки

Кому вынется-тому сбудется!!!

Этому кольцу – свиданьеце, этому – к добру-счастью, дороги, богатого мужа, веселого праздника, прибавления, нового платья и т.д.

Коза: что-то замерзла я у вас!!!

Хоз. Давайте греть Козу, одевайте на нее что у кого есть (дети надевают на Козу платки, воротники, кушаки)

Хоз. Тепло  ли тебе, Коза?

Коза Жарко!!!!

С Козы снимают вещи, кладут на разнос, начинают разыгрывать фанты.

Коза Эх, сударыни подружки, запевайте-ка частушки!!!

  1. Хорошо колядка пелась милые подружки

Только что за посиделки без нашей частушки!

  1. Дай бог снежку гладеньку дорожку

Неудача чтоб ушла от мово окошка

  1. Снега белого надуло на колодец не пойдешь, на свиданье не походишь чаю вволю не попьешь
  2. Раз пошла я за водой увидала милогоопустила ведра в воду и про них забыла
  3. Ой, бядя-бяда-бяда в речке кончилась вода я вот снега наберу и на печке растоплю
  4. Все пришли, все пришли и на лавку сели твоего и моего видно волки съели
  5. Извини меня родная, что вчера я не пришел толко вышел за вороиа сразу дождичек пошел
  6. Ой пол провались, потолок обвались

На лоске останемся, с колядкой не расстанемся!

Здоровья вам гости дорогие! А чтоб  целый год не болеть, чихнем разок все вместе!

Все АПЧХИ!!!

Счастья будет вам горой, урожая воз большой

Уродись у вас пшеничка,

И овес, и чечевичка

На столе всегда пирог

Легким вам всегла дорог

Жить нам вместе лет двести!!!

А вот нвам на потешки

Конфеты да орешки

Вафли да пряники, будьте удаленьки!

Угощение, чаепитие

nsportal.ru

Сценарий русского народного праздника для взрослых

Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!
Ребенок:  Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют. 

(русская народная песня «___________________________»)

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте  загадку.

1.Стоит девица в избе,

А коса – на дворе (печь)

Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)

Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.

(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)

Хозяйка: Ванюшу разбудили.

(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)

Ай люли, люли, люли,

Прилетели гуленьки,

Стали гульки ворковать,

Мово Ваню забавлять.

Aаа-ааа-ааа…

(Хозяйка положила младенца в люльку)

Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.

Ржаной хлебушко –

Калачам дедушка.

(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)

Хозяин: Заходите, гости дорогие!

(Заходят гости.)

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.

Если величать –

так на пороге встречать.

1-й гость:

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

2-й гость:

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(Гости низко кланяются печке.)

Хозяин:

Хозяйка, что есть в печи –

всё на стол мечи.

Гости дорогие, чем богаты –

тем и рады.

(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)

Хозяйка:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

Запахом дразнят!

(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)

Хозяйка:

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

(Кушайте, гости дорогие.)

Гости: Спасибо, хозяйка.

 (Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)

Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!

Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!

(Из-за печи выходит Домовой)

Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я — Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.

  1. Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  3. Четыре братца под одной крышей живут (стол) 
  4. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  5. Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
  6.  Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Ребенок:  Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
(Игра на ложках -мальчики) 

Ведущий:  И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Домовой:  Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. (Игра с родителями)

Скороговорки.

  1. У осы не усы, не усищи, а усики.
  2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли. 

1 ИГРА «ПИРОГ»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинрький» — поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

2 ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

Ведущий:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)


Ведущий: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте! 

scenariilandia.ru

Народные праздники - сценарии для учебных заведений

Добро пожаловать на сайт редакции газет «Педсовет» и «Последний звонок»!

Здесь вы найдете лучшие разработки по внеклассной работе для школ, детских садов, домов творчества, клубов и библиотек, а также, дополнительные материалы к урокам, опубликованные на страницах наших изданий.

Сценарии народных праздников для внеклассной работы с учащимися, фольклорные игры, деревенские посиделки, театрализованные представления, игровые программы.

Народно-спортивный праздник для младших школьников

Цели:

1. Познакомить детей с эпизодами народных гуляний, самобытностью русского народа, проявляющейся в культуре проведения праздников.

2. При помощи игр обогащать словарный запас детей и их знания о фольклорном жанре.

3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции.

4. Воспитывать интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Местом проведения мероприятия может быть спортивный зал школы, украшенный воздушными шарами, цветными лентами. У одной стены зала – изображение деревенской улицы, расписной терем, перед ним – завалинка, береза, скамейка, изгородь с петухом. У другой стены – деревенское окошко, под ним накрыт праздничный стол (самовар, посуда, цветы), развешаны вышитые полотенца, расставлены предметы народно-прикладного творчества.

Перед входом в зал гостей праздника встречает объявление:

Внимание! Внимание!
Народное гулянье!
Торопись, честной народ, –
Всех вас ярмарка зовет!

Под фонограмму русских народных песен гости занимают места в зале.

Звучит веселая мелодия. В зале появляются скоморохи Фома и Ерема.

Фома.

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

Ерема.

Эй! Не стойте у дверей –
Заходите к нам скорей!

Две команды, сформированные заранее, заходят в зал.

Фома.

И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!

Ерема.

Народ собирается!
Наша ярмарка открывается!

Ведущий.

Сегодня на нашей ярмарке состязаются две команды – «Бояре» и «Купцы».

Ерема.

Эй, девчоночки-подружки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Веселее попляшите,
Всех гостей повеселите!

Игра «Разноцветные змейки»

Под медленную мелодию капитан «змейкой» ведет команду соперников, постепенно увеличивая темп движения. Он старается сделать так, чтобы от цепочки оторвалось как можно больше ребят. Игрок, разорвавший цепь, садится на скамейку, а остальные, соединив руки, продолжают движение. Выигрывает команда, капитан которой выведет из игры большее количество соперников.

Фома.

Просто так и для утехи
Начинаю я потеху.
Выходите, женихи –
Кто тихи и кто лихи, –
Удаль, силу показать,
Свои косточки размять.

Ведущий.

Повеселились, ребятишки, а теперь померимся силой и ловкостью.

Народно-спортивный праздник «Ярмарка»

pedbank.ru

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного праздника

Библиографическое описание:

Демина Г. Д., Гусельникова А. М. «Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного праздника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1243/ (дата обращения: 23.01.2019).



Цель праздника:

Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры.

Задачи:

‒ Развивать любовь к фольклору, к его малым формам;

‒ Воспитывать любовь к Родине;

‒ Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа;

Закреплять навыки правильной, выразительной речи, четкой артикуляции звуков.

Развивать память, внимание, наблюдательность, творчество;

‒ Развивать связную речь, обогатить словарь детей.

Оформление зала:

Музыкальный зал украшен в народном стиле, на стене надпись «Фольклор Град». Зал разделен на «улицы», соответствующие названиям с атрибутами.

Ход праздника:(занавес закрыт)

(Звучит фонограмма русской народной мелодии «Светит месяц»

в исполнении ансамбля Свешникова)

(К гостям выходит хозяюшка.)

Хозяюшка: Ой, батюшки! Народу — то, народу- то собралось! От всех областей.

Добрый день гости званые, гости желанные!

Мы всегда рады гостям, как добрым вестям! Всех на праздник приглашаем да весельем угощаем! А что — то мои судари да сударушки задерживаются?

Дети: Мы здесь! — (дети заходят в зал)

Хозяюшка:Здравствуйте, судари мои! Здравствуйте, сударушки! Рада встречи с вами всегда, а особенно сегодня. Мне хочется с вами отправиться в город со сказочным названием «Фольклор Град». Вы скажите, что за такое название городу? А я вам отвечу, да есть и правда такой город. Ведь фольклор — это народная мудрость, это русские народные песни, частушки, танцы, потешки, поговорки, дразнилки — это устное народное творчество. А устное народное творчество живет вечно! Хотите попасть в мой волшебный город? А кто же нам поможет туда побыстрее добраться? (ответы детей). Да, верно это наш чугунок, да волшебный уголек, которые всегда приходят к нам на помощь и нас выручают. К нам пришли и ваши родители, давайте их возьмем с собой в наше путешествие? Только уважаемые гости, смотрите, не затеряйтесь в нашем сказочном городе, здесь столько много улиц, да переулков и площадей, что не ровен час, и потеряться можно. Будьте осмотрительны!

Хотите, я буду экскурсоводом и познакомлю Вас с моим чудесным городом под названием «Фольклор Град»? Так чугунок, да уголек пришел и ваш черед нам помогать!

(Хозяюшка берет в руки чугунок и уголек, говорит волшебные слова: «Чугунок наш покрутись в чудо- граде окажись!»)

(занавес открывается) А вот и полюбуйтесь, город «Фольклор Град». А живут в нашем городе люди с открытой душой и добрым сердцем. И все в городе сделано руками русских умельцев, да так красиво, глаз не отвести. Издавна наш народ славился своими мастерами. Одни делали посуду из глины, другие ее расписывали искусно. Одни изготавливали поделки, и посуду из дерева, а другие ее также расписывали, да разной росписью и гжелью, и хохломой. Славились мастера по рукоделию, вышивке, сказочным узором. И все это передавалось и передается по наследству, из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам, так и дошло до нашего времени. И так весело в нашем городе, ведь живут в нем люди талантливые и певцы, и танцоры, и музыканты, да вы в этом сами убедитесь. Итак, начнем!

Песенная улица здесь песни не смолкают. Одна песня заканчивается, другая начинается, а самые голосистые на улице — семья Матрёшкиных. А как песни поют, да все русские. А почему русские? — да потому, что написал песни народ. Давайте с ними познакомимся с семьей Матрешкиной? А вот и глава семейства Матрена Ивановна.

Матрена: Я Матрена не простая, я Матрена расписная, да веселая такая, как начну плясать петь, никому не усидеть. А где же мои детишки?

Проводится игра «Стала Матрена детей собирать»

Матрена: А где Матрёшечка, доченьки?

Все: Опять в прятки играет матушка!

Матрена: Пойдемте, ее искать, нужно песни петь, да гостей развлекать!

Игра «В прятки» (идет Матрешечка)

Матрена: Ты где была доченька?

Матрешечка! Пошла я в зеленый сад, сорвала два яблочка. (показывает)

Матрена: Молодец! Запевай, милая!

Исполняется русская народная песня «Пойду я в зеленый сад»

Хозяюшка: А какие русские песни вы знаете? (отвечают) А спеть нам русскую народную песню, не хотите ли?

Матрешечки: Хотим!

Исполняется русская народная песня «У ворот сосна зелёная»

(хвалят) Ой, да какие же вы молодцы!

(Слышится запись частушек, и голос: «Спешите к нам на улицу Частушечную. Подходите, не зевайте, инструменты разбирайте»).

Хозяюшка: Ой, как зазывают, да частушки весёлые поют, поспешим на эту улицу, да посмотрим, кто нас зовет?

(Братья Затолокины встречают детей, поют частушки «Тырна» и предлагают детям спеть частушки)

Исполняются «Частушки» русская народная мелодия

Хозяюшка: Пойдём-ка дальше, посмотрим, кто на улице живет! Да на этой улице у Федорки на затворках, поселились Тараторки. Начинают тараторить с самого утра, тра-та-та, небылицы, пословицы, поговорки.

Дети соревнуются в рассказывании небылиц, дразнилок.

«Как у Маши на кармашке васильки да ромашки»

Хозяюшка: Ну, затараторили тараторки, тараторки-метеорки! Пойдемте скорее на Затейную околицу, да отдохнем от этих тараторок. А живет на этой околице фольклорный ансамбль «Русская песня», под руководством Валентины Григоровой. В ансамбле поют люди, влюбленные в русскую песню, несмотря на свой возраст и профессию. Они нам дарят встречу с прекрасными русскими напевными песнями.

Песня «Варенька» русская народная песня

Русская народная игра «Дед Семак»

Хозяюшка: Как здорово! Как красиво вы поете! Голоса сливаются, звонкие, задорные. А какой характер песни дети? (плясовая, игровая, радостная, танцевальная, веселая, озорная, шутливая) Спасибо Вам, гости дорогие за встречу с прекрасными русскими народными песнями, которые так необходимы в наше время.

Гость из ансамбля: Что это за сундучок? И к какой улице он относится, ничего не понятно?

Хозяюшка: Сейчас посмотрим? Да тут что-то есть? Мешочек — какой-то интересный да чудесный, загадочный. А не улица ли загадок это? Точно!

Улица загадок. Придется отгадать загадки! (из сундучка выглядывает скоморох Тимошка) Начинает загадывать загадки, про музыкальные инструменты, они убегают.

Оркестр «Ах, вы сени» русская народная мелодия

Хозяюшка: Приглашаем всех на Широкую улицу.(Дети наряжаются)

На эту улицу приходят со всех концов города, каждая улица шла нарядная, одна с частушками, другая с песнями, третья с оркестром — кто с косой, кто с ухватом, кто с пилой. И мы с вами пойдем на улицу, да спляшем, как настоящие артисты.

Танец «Кадриль» русская народная мелодия

«Гармонь моя» русская народная песня в обработке М. Мордасовой

Хозяюшка: Ну, вот и закончилось наше путешествие, посмотрите, мы никого не потеряли? Как вам понравилось в нашем городе? А где вам больше всего понравилось? Мы прикоснулись к русской старине, которой не подвластно время, потому, что оно передается из поколения в поколение, это наша история, это наши традиции. И вы, пожалуйста, берегите все то, что копилось веками, преумножайте вековую память наших прабабушек и прадедушек.

Хозяюшка: А вот еще загадку отгадаете?

Он пыхтит как паровоз, важно к верху задрав нос.

Пошутит, остепенится, пригласит чаю напиться? (самовар)

В каждом доме красовался важный самовар. Встречали гостей по русскому обычаю с самоваром, с бубликами да пирогами.

С чая доброе здоровье, украшение стола,

Чаепитие в России — вот хорошие дела.

Везите нам скорей чайку! (взрослые везут самовар на колясах с чашками)

Исполняется танец «Самовар» муз. Каретного

Исполняются «Чайные частушки»

Хозяюшка: А сейчас, как гостеприимные хозяева просим отведать чаю с пирогами, да бубликами.

Основные термины (генерируются автоматически): русская народная мелодия, хозяюшка, улица, песнь, гость, город, Ребенок, русская народная песня, зеленый сад, устное народное творчество.

Похожие статьи

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Музыкальный фольклорный репертуар, исполняемый детьми и взрослыми в ходе различных мероприятий, включал сезонные песни и заклички; русские народные песни Костромской области;кадрильные, колыбельные, обрядовые песни;частушки; хороводы; наигрыши: «Ты не...

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр

фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня, окружающий мир, народное творчество, народная песня, фольклорный материал.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Развитие речи детей раннего возраста посредством... Словесное русское народное творчество заключает в себе...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо. Сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием. Человека и Отечества, их красоты и величия. В. Сухомлинский. Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в соответствии с программой...

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по...

Русская народная песня «Тень-тень» висполнении детей.

Основные термины (генерируются автоматически): хозяюшка, мешок, ребенок, воспитатель, СКАЗКА, добрый молодец, веселый бубен, народно-прикладное искусство, народный быт, русская народная музыка.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Ключевые слова: Русское народное творчество, деревянные ложки, потешки, ритм, ансамбль, музыкальные инструменты, звукоизвлечение, приёмы игры на

В хорах и ансамблях народной песни, фольклорных коллективах используют инструмент при исполнении народных песен.

Колыбельная песня как источник формирования личности...

Аникин, В. П.Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, колыбельная песня, колыбельная песнь, песенка, педагог, дошкольный возраст, музыкальный жанр, старший возраст, мама, бай.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей...

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

moluch.ru

Зимние сценарий русского народного праздника

Цель:

 - приобщать детей к русскому народному творчеству;

 - развивать звуковую культуру речи посредством потешек, небылиц; частушек;

 - расширять кругозор детей, пополняя знаниями о народных обычаях русского народа;

 Дети заходят в зал под русскую народную песню "А я по лугу", обходят по кругу и садятся на стульчики.

 1й Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети!

 2й Ведущий: Добрый вечер молодцы, да девицы - красавицы!

 1й Ведущий: Зима - трёх месяцев владыка. Декабрь начинает стужу - холодную зиму. Всё ниже ходит солнце, всё короче дни. В народе ласковых прозвищ для зимы не нашлось - всё больше бранные - злюка, седая чародейка. Зима румянит и бодрит человека. Славится гуляньями и забавами.

 2й Ведущий: Вот и мы вас пригласили, в нашем доме посидеть, песни попеть, да поплясать от души. Январь - середина зимы. А ещё в январе проводятся рождественские Новогодние праздники или зимние святки, которые длятся две недели. Начинаются праздники с весёлых посиделок.

 1й Ведущий: Шутками перебрасываются, небылицы рассказывают, в весёлые хороводные игры играют. Давайте и мы с вами посиделки устроим.

 2й Ведущий: Я вам сейчас расскажу весёлую историю - небылицу. Вы девицы - красавицы садитесь по правую сторону от меня. Сидите тихо, не вертитесь, в окно не выглядывайте, на молодцев не заглядывайте. А вы добры - молодцы, садитесь по левую сторону от меня, не вертитесь и слушайте внимательно.

 Слушайте!

 По поднебесью, братцы, медведь летал.

 Медведь летал, хвостом вилял.

 Свинья на ели гнездо свила.

 Гнездо свила, деток вывела.

 Милых деточек - поросяточек.

 Поросяточки по сучкам сидят,

 По сучкам висят, полететь хотят.

 А вы, ребята, небылицы знаете?

 1й ребёнок: Сидит белка на тележке, продаёт свои орешки.

 Лисичке - сестричке, мишке толстопятому, заиньке усатому.

 Кому в зубок, кому в лоток, кому в лапочку.

 2й ребёнок: Ходит ко по лавочке,

 Водит кошку за лапочки.

 Топы, топы, по лавочке,

 Топы, топы, за лапочки!

 3й ребёнок: Петушки распетушились,

 но подраться не решились.

 Если очень петушиться, можно пёрышек лишиться.

 Если очень петушиться,

 Нечем будет петушиться.

 1й ведущий: Вот так и сидят девицы в светлицах, щёлкают орешки и творят потешки. Да только надоедает им в доме сидеть, хороводы хотят водить.

 русский народный хоровод "Весёлый хоровод"

 2й Ведущий: А ещё, ребята, в старину играли в очень весёлые игры.

 (за ширмой слышится храп Бабы Яги)

 Дети ищут: кто - где храпит. Ведущий обращает внимание на Бабу Ягу, которая спит. Дети подходят к ней и дразнят.

 Дети: Баба Яга - костяная нога.

 печку топила, кашу варила.

 С печки упала, ногу сломала,

 вышла на улицу, раздавила курицу.

 Баба Яга догоняет детей приговаривая:

 "Да, вам Бабушка - Ягушка покоя не даёт? Ну, тогда бегите, кого поймаю - заморожу".

 Подвижная игра "Догонялки"

 1й Ведущий: Ну, что оставим Бабу Ягу на наших посиделках?

 Дети: Оставим.

 2 й Ведущий: Давайте споём Бабе Яге песню про Иванушку.

 русская народная песня "Где был Иванушка? "

 1й Ведущий: А теперь послушаем частушки, которые нам приготовили добры молодцы да красны девицы.

 Частушки

 2й Ведущий: А вот однажды случай был во деревне Ольховка. И про этот случай нам сейчас споют ребята из нашего детского сада.

 песня "Во деревне то было в Ольховке"

 2й Ведущий: В круг всех музыка зовёт

 становитесь в хоровод.

 И станцуем при народе

 Во саду ли в огороде.

 Хоровод

 1й Ведущий: Принесла нам Коляда сто четыре пирога.

 Плюшки, ватрушки, сладкие пампушки.

 Угощайтесь, не стесняйтесь!

 Дети угощаются пирогами.

obrazbase.ru

Сценарий русского народного праздника в школе

 Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.

 Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.

 Слова ведущего:

 «Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Похожа она у нас на деревенскую избу, не хватает только большой русской печки, такой как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные и пуховые нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. Тогда ребята не было телевизоров, компьютеров, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.

 Слова хозяйки:

 «Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!

 Давно мы вас ждем — пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?»

 Один из гостей:

 «Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?»

 Слова хозяйки:

 «В тесноте — не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки».

 Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:

 — Федул, что губы надул?

 — Кафтан прожег.

 — Можно зашить.

 — Иглы нет.

 — А велика ли дыра?

 — Да один ворот остался.

 Слова хозяйки:

 «Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно — это слово «кафтан». Кафтан- это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его. А мы продолжаем слушать небылицы в лицах».

 — Фома, что из леса не идешь?

 — Да медведя поймал!

 — Так веди сюда!

 — Да он не идет!

 — Так сам иди!

 — Да он не пускает!

 — Сынок, сходи за водицей на речку!

 — Брюхо болит!

 — Сынок, иди кашу есть!

 — Что ж, раз мать велит — надо идти.

 Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:

 Посею лебеду на берегу,

 Посею лебеду на берегу,

 Мою крупную рассадушку,

 Мою крупную зеленую.

 Погорела лебеда без дождя,

 Погорела лебеда без дождя,

 Моя крупная рассадушка,

 Моя крупная зеленая.

 Пошлю казака по воду,

 Пошлю казака по воду,

 Ни воды нет ни казаченьки,

 Ни воды не ни молоденького.

 Посею лебеду на берегу,

 Посею лебеду на берегу,

 Мою крупную рассадушку,

 Мою крупную зеленую.

 Слова мальчиков:

 — Что ваши девчата делают?

 — Шьют да поют!

 — А матушки?

 — Порют да плачут.

 — Фома, у тебя в избе тепло?

 — Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

 Слова хозяйки:

 «Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!»

 Парни приглашают девочек в круг на игру. 

Проводится русская народная игра «Бояре»:

 (Запевают девочки)

 Девочки:

 «Бояре, да вы зачем пришли,

 Молодые, да вы зачем пришли?»

 Мальчики:

 «Княгини, да мы невесту выбирать,

 Молодые, да мы невесту выбирать.»

 Девочки:

 «Бояре, а какая вам мила,

 Молодые, а какая вам мила?»

Мальчики:

 «Княгини, нам вот эта мила,

 Молодые, нам вот эта мила.»

 Девочки:

 «В нашем полку убыло, убыло»

 (2 раза.)

 Мальчики:

 «В нашем полку прибыло, прибыло.»

 (2 раза.)

 Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

 Две девочки читают частушки перед исполнением пляски:

 – Эх топни, нога

 Топни правенькая,

 Я плясать пойду

 Хоть и маленькая.

 – Пойду плясать

 По соломушке

 Раздайся народ

 По сторонушке!

 Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:

 – Шире круг, шире круг,

 Дайте круг пошире.

 Не одна иду плясать,

 Нас идет четыре.

 – Не хотела я плясать

 Стояла и стеснялася,

 А гармошка заиграла

 Я не удержалася.

 – А у нас во дворе

 Квакали лягушки,

 А я с печки босиком,

 Думала подружки.

 – По деревне я шла

 И Ванюшку видела,

 Под кустом сидел и плакал,

 Курица обидела.

 – Я плясала в три ноги,

 Потеряла сапоги,

 Оглянулася назад

 Сапоги мои лежат.

 – Балалаечка – гудок

 Свое дело знает,

 Она в Ваниных руках

 Хорошо играет.

 – Сидит ежик на березе-

 Белая рубашка.

 На головке- сапожок,

 На ноге- фуражка.

 – Если б не было воды,

 Не было б и кружки,

 Если б не было девчат,

 Кто бы пел частушки.

 Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.

 1 девочка:

 «Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник».

 2 девочка:

 «Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки.»

 Слова хозяйки:

 «Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле — сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки».

 Мальчик:

 – Акуля, что шьешь не оттуля?

 1 девочка:

 – А я, батюшка, еще пороть буду.

 Слова хозяйки:

 «Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?»

 (угощает гостей конфетами)

 Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».

 (Слова и музыка народные)

 – Во поле береза стояла,

 Во поле кудрявая стояла,

 Люли, люли стояла.

 – Некому березу заломати,

 Некому кудряву заломати.

 Люли, люли заломати.

 – Как пойду я в лес погуляю,

 Белую березу заломаю.

 Люли, люли заломаю.

 – Срежу я с березы три пруточка,

 Сделаю себе я три гудочка,

 Люли, люли три гудочка.

 – Во поле береза стояла,

 Во поле кудрявая стояла,

 Люли, люли стояла.

 Мальчик:

 «А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!»

 Звучит песня «Ах вы сени мои сени», мальчики и девочки исполняют танец.

 Две девочки:

 – На улице две курицы

 С петухом дерутся.

 – Две девицы-красавицы

 Смотрят и смеются:

 «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

 Как нам жалко петуха!

 Мальчик:

 «А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!»

 Слова хозяйки:

 «Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

 Дети, взявшись за руки, ходят, вокруг сидящего в центре ,и поют:

 – Сиди, сиди, Яша,

 Ты забава наша.

 Погрызи орехи

 Для своей потехи.

 Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

 – Свои руки положи,

 Имя правильно скажи.

 По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

 Девочка:

 «Кум-куманек, где же ты живешь?

 Что куманек, ко мне в гости не идешь?»

 Мальчик с самоваром:

 «Я иду, иду, иду,

 Самовар в руках несу.

 Эх, чай, чай, чай!

 Уж ты кумушка, встречай!»

 (Самовар ставится на заранее приготовленный столик)

 Девочка:

 «Не красна изба углами,

 А красна пирогами!»

 Слова хозяйки:

 «Подходите, подходите!

 Угощение берите!

 Чаем запивайте!

 Нас добрым словом вспоминайте!»

 Слова ведущей:

 «Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!

scenariilandia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *