1 класс обучение грамоте гармония – Рабочая программа по чтению (1 класс) на тему: Рабочая программа по Обучению грамоте. 1 класс УМК «Гармония»

Обучение грамоте УМК Гармония «Звук [a], буквы А-Я» (1 класс)

Тема: Буквы А-Я (УМК Гармония)

Цель:

Образовательная: Познакомить детей со звуком [а], буквами а, я

и их употреблением в речи, учить выделять из слов

на слух гласный звук [а] , узнавать графический

образ этих букв.

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое

мышление и речь детей.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения, желание помочь тем,

кто попал в беду.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы звуков, веер букв

  1. Организационный момент

Прозвенел у нас звонок –
Начинается урок.

Сказка в гости к нам пришла,

Много новых знаний принесла.

Ты, дружок, повнимательнее будь

Чтоб пройти всех испытаний круг.

II.  Повторение изученного.

— Ребята, Вы любите сказки?

— Я Вам начну рассказывать, а вы мне помогите. Готовы? В некотором царстве, в некотором государстве был город невидимка. Кто из вас знает, какое название было у этого города?

— Правильно, город Звуков.

— Продолжаю. В этом городе жили разные звуки … Жили они дружно. Каждый звук имел свой характер: одни были очень веселые, любили петь и жили они в районе, который так и назывался…. (Гласные), а другие очень любили рычать, мычать, шипеть, свистеть… Их было очень много, и они жили в районе (Согласных). И все было бы хорошо, если б этот замечательный город не посетила злая колдунья. Она заколдовала город так, что все стали злыми и не желали дружить друг с другом. Не стали складываться слова. И что тут произошло…. (Высказывание детей: перестали люди понимать речь друг друга).

Но звук [а] был самый мудрый, он решил помочь буквам расколдоваться. Тогда он отправился к доброй феи спросить совета, как можно справиться с чарами злой колдуньи. И услышал такой совет: «Собирайся в дорогу и найди в городе Букв буквы, которые твой звук будет обозначать на письме. Тогда чары злой колдуньи станут бессильны».

III. Сообщение темы урока

— Ребята, так что необходимо сегодня нового узнать на уроке.

Д: Какой или какими буквами обозначается на письме звук [а].

[а] — ?

— Звук [а] отправился в путь в город Букв. Может ему понадобиться какая-то помощь? Давайте отправимся в путь вместе с этим звуком.

IV. Физминутка:

-Аист, аист, длинноногий,

Покажи нам путь дорогу.

Аист отвечает:

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой.

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда найдешь дорогу.

2.Актуализация знаний учащихся

И вот первое испытание:

Игра «Назови звук»

-Я буду загадывать загадки, вы отгадываете, картинка- ответ появится только в том случае, если вы ответите правильно.

Вы должны назвать первый звук в слове, показать соответствующую карточку из «звукового» пенала и доказать свой выбор (аист, радуга, парта, улитка, пила, иголка).

1. Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(Радуга)

2. Стоит чудесная скамья,

За ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс.

(Парта)

3. По дорожке лезут рожки —

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко —

Рожки спрятались опять.

(Улитка)

4. Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, —

Знать, невкусная доска.

(Пила)

5. Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

(Игла)

6. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

(Аист)

Покажите, какой буквой мы будем обозначать звук а. Как ее зовут?

Прочитаем?

— Вы видите, что в Азбуке две буквы А: одна- строчная, другая — заглавная.

Для чего нужны заглавные буквы?

— Так вроде бы нам уже и пора возвращаться. Мы нашли букву для звука [а]? Какую? Но почему-то чары злой колдуньи не исчезают. Что делать? (Наверное еще есть буква, которая будет на письме обозначать звук [а].)Поищем?

Звуковой анализ слов. Азбука с. 36.

Мак Мяч

  1. Произнесем каждый звук по отдельности:

1 2 3

Гласный Согласный Гласный Согласный Гласный Согласный

Твердый – мягкий Твердый – мягкий Твердый – мягкий

Звонкий глухой Звонкий глухой Звонкий глухой

— Какой первый звук в слове МАК? ( М — согласный, твердый, звонкий)

— Какой первый звук в слове МЯЧ? ( М — согласный, мягкий, звонкий)

— Одинаково они звучат? (Нет)

Назовите, какой буквой мы будем обозначать звук а в слове мак? А в слове мяч?

Как узнать: когда для обозначения звука [а] используется буква А, а когда буква Я?

— Посмотрим, чары злой колдуньи исчезли или нет, помирились звуки в городе Звуков

Буквы А, Я показывают, как читать согласные перед ними.

А- сигнал, что согласный читать твёрдо, Я- сигнал, что согласный читать мягко.

-И так мы с вами, не умея ещё писать, открыли правило грамотного письма: если звук [а] стоит после ,то пишем А;

если звук [а] стоит после, то пишем Я.

Разучим стихотворение:

Буква А и буква Я- нам нужны для звука [а].

Слышать нужно звук согласный,

Он нам всем подскажет ясно:

После твердых – буква А.

После мягких буква – Я.

6. Упражнение в чтении (Торопыжка)

а)Фронтальная работа с доской- Прочитайте слоги. (на, ля, па , ря, ся, мя, ра и т.д.)

Вал-вял, мал-мял

Вал- земляная насыпь грядой или гребнем, для укрепления и защиты места от неприятеля; Очень высокая волна.

Вял- от сова вянуть

Работа с веером: мама, мята, Ляля, лама, няня, Ната, тятя, танк, ряд, рад, вазы, вязы.

Итог

— С какой буквой познакомились?

— Какую работу она выполняет в русском языке?

— Скажем хором:

Буква а и буква я

Нам нужны для звука [а].

-Продолжите предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

infourok.ru

Конспект урока обучения грамоте по теме «Буквы З з- С с» 1 класс ,УМК » Гармония

МОБУ «Красномаякская средняя общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов Махмутарзинова Каламкас Кальяхметовна, педагогический стаж 29 лет.

Урок литературного чтения 1 класс. Учебник УМК «Гармония» «Букварь» II часть, автор М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е. Курлыгина, страницы 34 – 35.

Урок 14 (II четверть)

Раздел «Буквы парных по глухости — согласных звуков»

Тип урока: Освоение новых знаний.

Оборудование к уроку: ноутбук, мультимедийный проектор, документ –камера, маркерная доска, лента букв с изученными буквами, магниты-смайлики, магниты – фонарики; у учащихся: наборное полотно (с разрезными слогами) 1 на парту, у каждого набор звуковых схем, набор из трёх сигнальных кружков.

Тема: Буквы З з – С с.

Задачи:

  • Ввести понятие «парный по глухости — звонкости согласный».

  • Познакомить с буквами З з.

  • Учить выделять в словах звуки [з], [з’] и давать характеристику этим звукам .

  • Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

  • Познакомить с новым условным знаком, обозначающим — парный по звонкости и глухости согласный звук.

  • Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

  • Развивать познавательный интерес, речь, устойчивое внимание и память.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ;

осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания», понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала;

формирование умения осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной;

сравнивать информацию, представленную разными способами;

переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

выполнять логические действия с материалом;

Коммуникативные:

осознавать речь как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом нормы речевого поведения, культуры речи;

формирование умения слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения работать в парах;

вступать в учебное сотрудничество с учителем, и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

Личностные:

формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке;

формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формировать умение соотносить результат действия с поставленной целью и выражать их в речи.

План-конспект урока:

Этапы урока

ОНЗ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация к учебной деятельности.

— Руки

— ноги

— локти

— спинка

— работаем

— А что мы с вами уже узнали?

Отвечают хором:

— на месте,

— на месте,

— у края,

— прямая,

— дружно, узнаем всё, что нужно!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Работа по ленте букв

— Скажите, на какие 3 группы можно разделить все буквы нашего языка?

— Какую работу выполняют буквы гласных?

— На доске слоги с твёрдыми согласными записаны слева или справа?

— Прочитайте хором слоги с твёрдыми согласными.

— Прочитайте слоги с мягкими согласными.

— А когда после согласных нет этих командиров, как узнать, что согласный читать нужно мягко?

-Прочитайте согласные с мягким знаком.

С ленты букв убираются буквы гласных и ь.

— Среди букв согласных тоже не одна группа. Попробуйте догадаться, какие 5 букв образуют одну группу, а остальные 12 — другую?

— Назовите эти буквы .

— Что общего в этой группе?

— А как «живут» эти буквы звонких согласных в своих «квартирках»?

— Верно, эти 5 букв звонких согласных, у которых нет глухих пар, не случайно так расположены – они «одиночки» и потому ни с кем не делят свои «квартирки». Скажите: раз у звонких звуков, обозначаемых этими буквами нет глухих пар, то как их назвали в русском языке?

-Молодцы, правильно, в русском языке эти буквы называются — непарные.

С ленты убираются буквы непарных звонких согласных

— на буквы гласных,

— буквы согласных,

— буквы, не обозначающие звуков;

— А, о, у, э. ы — дают команду читать согласный твёрдо.

— Я ,ё, ю, у, и — дают

команду читать согласный мягко.

— Слоги с твёрдыми согласными записаны на доске слева.

па

но

ры

мэ

ку

ля

вё

си

пе

тю

— Когда после букв мягких согласных нет гласных, работает мягкий знак.

ль

ть

нь

-Буквы 5 звонких согласных образуют одну группу.

Называют буквы:

— н, м, л, р, й.

— Буквы этих согласных обозначают звонкие звуки.

— Эти буквы «живут» по – одному, «в одиночку».

Возможные варианты ответов:

— беспарные,

— непарные.

3. Выявление места и причины затруднения.

На ленте остались буквы парных согласных.

— А как «живут хозяева этих квартир»? Они тоже непарные?

— Если они «живут парами», догадайтесь, как их назвали в связи с этим?

— Совершенно верно!

— А мы знаем, какие согласные парные?

— Так о чём мы с вами будем говорить?

— Нет, они живут парами.

— Их назвали парными согласными.

— Нет

— Мы сегодня будем говорить о парных согласных?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Так какие учебные задачи мы определим для нашего урока? — Числа записываются в столбик на левой стороне доски

1

2 .

3

4

— Будем узнавать, какие согласные называются парными.

— Будем учиться читать.

— Будем учиться правильной речи.

— Будем узнавать новые буквы.

5. Реализация построенного проекта.

Работа с электронным сопровождением к уроку

(www.ass21vek.ru)

— Назовите первый звук в слове стучать

Послушайте, какой это звук и покажите карточкой .

— Проверьте себя по слайду.

— Назовите первый звук в слове звонить

Послушайте, какой это звук и покажите карточкой.

— Проверьте себя по слайду.

— Теперь назовите эти звуки в паре.

— Какие это звуки?

— Назовите первый звук в слове синий

Послушайте себя, какой это звук и покажите карточкой.

— Проверьте себя по слайду.

— Назовите первый звук в слове зелёный

Послушайте себя, какой это звук и покажите карточкой .

— Проверьте себя по слайду.

— Теперь назовите эти звуки в паре.

— Какие это звуки?

— Можно ли сказать, что звуки [с–з] и [с’–з’] составляют пары глухой–звонкий согласный?

— Можно ли о каждом из этих звуков сказать, что он парный по признаку «глухой–звонкий»?

-Давайте мы проведём один эксперимент:

Работа в парах.

Сейчас к доске выйдут два ученика, один из них скажет вслух слово зайка, а другой прошепчет это же слово на ухо товарищу.

— Какое слово хотел сказать Ваня?

— Какое слово получилось?

— Теперь все ребята, сидящие с левой стороны парты, скажут это слово вслух, а сидящие с правой стороны, прошепчут это же слово на ушко своему соседу.

— Какое же слово у нас получилось, когда мы произносили его без голоса?

— Что обозначает слово сайка? — Это название булки.

— Какой можно сделать вывод?

— Для каких звуков буква уже известна? (На слайде появляются буквы С с)

— С какой буквой будем сегодня знакомиться, догадались?

— Значит тема нашего урока:

(На слайде появляются буквы З з)

— А если мы говорим о паре, то тема нашего урока:

(вывешивается лист, разделённый по диагонали с буквами С с /З з.

— Для парных звонких и глухих согласных придумали вот такой общий знак:

Этот знак прикрепляется по диагонали в верхний правый угол листка с буквами.

-А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть.

Физминутка для глаз

— Возьмите ручку в правую руку, вытяните её перед собой, найдите глазами на доске красный смайлик, наведите ручку на него, пристально посмотрите на верх ручки, на смайлик, на верх ручки, на смайлик, медленно, не отводя взгляда от ручки, ведите её влево до жёлтого смайлика, теперь медленно переводите ручку вправо до зелёного смайлика,

положите ручки на место, погрейте ладошки, потирая ими, закройте ладошками глаза, не поднимая век, не убирая ладони, медленно посмотрите вверх, вниз, влево, вправо; нарисуйте глазами большой круг, откройте глазки, поморгайте раз 5. Ваши глазки отдохнули. И мы продолжим работу.

Анализируют звуки и показывают карточки -схемы

— [с]

— [з]

— [с], [з]

— Оба звука твёрдые, только один глухой, а другой звонкий.

— [с’]

— [з’]

[с’], [з’]

— Оба звука мягкие, только один глухой, а другой звонкий.

-Да.

— Да.

вслух: [зай’ка]

шёпотом: [сай’ка],

Зайка.

Сайка.

Сайка.

— Эти звуки мы произносим

почти одинаково, только один с голосом, а другой без голоса.

-Для звуков [с — с’] буквы уже знаем.(эс)

— Да, сегодня мы узнаем букву З.

Буква З.

Буквы з – с.

Выполняют указания учителя.

6. Первичное закрепление во внешней речи

— Прочитаем хором слоги с буквой – именинницей.

Назовите слова, в которых встречается звук [з]

— Теперь назовите слова, в которых встречается звук [з’].

(читают слоги по слайду)

— за зо зу зэ зы

— зя зё зю зе зи

Называют слова.

7.

Самостоятельная работа с самопро- веркой по эталону.

Работа по «Букварю»

Страница отображается на маркерной доске.

— Рассмотрите розовую рамку, назовите буквы и звуки, которые ими обозначаются.

— Найдите новый знак, о чём он нам говорит?

— Посмотрите на рисунок в верхнем левом углу страницы, определите время года, изображённое на рисунке.

— А кого вы видите на переднем плане рисунка.

— Расшифруйте верхнюю схему. Какой звук в начале слова? Покажите карточкой.

Вписывает маркером нужный знак в звуковую схему

— Какой буквой обозначим этот звук?

— Расшифруйте вторую схему, какой звук в начале этого слова? Покажите карточкой.

— Какой буквой обозначим этот звук?

Вписывает на отображаемую страницу «Букваря» маркером нужный знак в звуковую схему и подписывает буквой .

— Ребята, а какое задание для вас под схемами слов?

— Составьте предложение с расшифрованными словами.

— Как мы покажем начало предложения?

Физминутка

(Физминутку проводит дежурный по классу)

З з — [з] [з’]

С с — [с] [с’]

— Это общий знак для парных звонких и глухих согласных

— Время года – зима.

— На переднем плане рисунка мы видим зайца.

Анализируют I звук слова.

Показывают карточку

— Буквой з.

Анализируют I звук второго слова.

Показывают карточку

— Буквой з.

Составить предложение.

Зимой зайка белый.

— Зайке зимой холодно.

— Начало предложения нужно показать большой буквой.

Выполняют движения за дежурным.

Зайке холодно в лесочке.

Свяжем белому носочки. Зайку кто – то напугал,

Зайка – прыг и убежал!

8. Включение в систему знаний и повторение

Чтение слов, напечатанных на доске:

Обращает внимание на зависимость смысла слова от ударения, на созвучность парных согласных в словах.

Откройте «Букварь на с.34.

Работа по с.34 «Букваря»

Чтение и сравнение слов

— Как вы понимаете эти слова?

Поправляет учащихся, даёт объяснение словам.

Читающие дети читают вопросительные предложения в «Букваре»

Как ещё называют этот знак?

— Почему?

— О чём сообщает этот знак?

— Для чего он нужен?

— Вы соблюдаете ПДД?

— А две девочки, остановившиеся под знаком, они соблюдают ПДД?

— Найдите имена девочек, они записаны на этой странице в паре.

Работа в парах.

— У вас на партах лежит наборное полотно со слогами, соберите слово, подумайте над ударением, но не отмечайте пока, чтобы не ошибиться.

4 наборных полотна с разными словами располагаются под «документ – камеру»

— Ребята, очень часто эти слова употребляются неверно. — Давайте мы с вами правильно расставим ударения и запомним эти слова.

Хоровое чтение слов.

Хоровое чтение предложения.

— Кого вы видите на этой иллюстрации?

— Мы сейчас попробуем эту ситуацию проиграть. Девочку изобразит Аня, она прочитает вопрос, а мальчика – Роман, он прочитает ответ, все остальные – контролёры.

— Сколько человек разговаривали?

— Разговор двух людей называется диалог, а людей, участвующих в разговоре называют собеседниками.

роса коза Лиза сайка

роза коса лиса зайка

морозил Зина

моросил Сима

Читают хором слова, определяют, где необходимо ударный гласный и отмечают на доске «опасные при письме места»

занозы занозить

заносы заносить

Пытаются дать объяснение словам.

— Какой это знак?

— Ты знаком с этим знаком?

Пешеходный переход.

Зебра.

Отвечают.

— Девочек зовут Зина и Сима.

Слова : звонит, звоним, позвонит, позвоним

Пара, собравшая слово показывают «домик».

звонит позвонит

звоним позвонит

— Мне звонит мой знакомый.

Мальчик и девочка разговаривают по телефону.

Читают по ролям.

— Ты санки возьмёшь?

— Возьму?

— Разговаривали два человека.

9. Рефлексия учебной деятельности

— Давайте вспомним, какие учебные задачи мы ставили в начале урока:

— Узнали?

— Включаем возле числа 1 фонарик – магнит, решили и эту задачу

— Какую ещё ставили задачу?

— Учились читать?

— Включаем фонарик – магнит возле числа 2 — вторая задача была решена.

— Какая ещё у нас была цель?

— Учились правильно говорить?

— Включаем фонарик – магнит, и эту задачу решали.

— Какую ещё ставили задачу?

— Узнали новую букву?

— Какую?

— Включаем фонарик – магнит.

— А мы нашли для этой буквы «квартирку»?

— Как вы думаете, куда же нужно поселить «именинницу» нашего урока, ведь у неё есть своя законная «квартирка»?

— Почему вы так думаете?

— Сможете рассказать своей семье, что нового сегодня узнали?

— Ребята, кому на уроке было интересно, всё понятно и легко?

— Покажите зелёный сигнал.

— Кому было трудно отвечать на мои вопросы, читать на уроке?

— Покажите жёлтый сигнал.

— Поднимите красный сигнал, кому было на уроке скучно, неинтересно, ничего непонятно.

— Покажите зелёным сигналом, кто считает свою работу на уроке хорошей, успешной?

— Я считаю, что вы сегодня потрудились хорошо, молодцы!

— Урок окончен.Спасибо за работу

— Узнавать, какие согласные называются парными.

— Да.

— Учиться читать.

— Да.

— Учиться правильной речи.

— Да.

— Узнавать новые буквы.

— Да.

— З.

— Нет.

— Её нужно поселить с буквой С.

— Потому что буквы з – с составляют пару: звонкий – глухой согласный.

— Да!

Показывают кружки.

infourok.ru

УМК «Гармония» 1 класс

Обучение грамоте
Букварь. 1 класс. В 2-х частях
Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.

Букварь. Мой первый учебник. 1 класс. В 2-х частях
Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.

Пропись. Хочу хорошо писать. 1 класс. В 4-х частях
Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М.

Учусь быть читателем. Книга для чтения в период обучения грамоте. 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е., Самедова А.И.

Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать». 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.,Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е.

Наверх
Русский язык
Русский язык. Учебник. 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник. 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Русский язык. К тайнам нашего языка. Тетрадь. 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Русский язык. Тестовые задания. 1 класс
Сычева М.В., Мали Л.Д.

Русский язык. Итоговая проверочная работа. 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». 1, 2 классы. Пособие для учителя
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Русский язык. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации. 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Русский язык. Методические рекомендации. 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-2 классы
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Играю и учусь. Тетрадь по русскому языку для внеурочной работы. 1 класс
Соловейчик М.С.

Наверх
Литературное чтение
Литературное чтение. Учебник. 1 класс
Кубасова О.В.

Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс
Кубасова О.В.

Я хочу читать. Книга для чтения. 1 класс
Кубасова О.В.

Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс
Кубасова О.В.

Литературное чтение. Итоговая проверочная работа. 1 класс
Кубасова О.В.

Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс
Кубасова О.В.

Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов. 1-4 класс
Кубасова О.В.

Литературное чтение. Методические рекомендации к тестовым заданиям для 1-4 классов.
Кубасова О.В.

Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование 1 класс
Кубасова О.В.

Наверх
Математика
Математика. Учебник. 1 класс. В 2-х частях
Истомина Н.Б.
 не включен в федеральный перечень 
Тетрадь по математике. 1 класс. В 2-х частях
Истомина Н.Б., Редько З.Б.

Математика. Мои учебные достижения (контрольные работы). 1 класс
Истомина Н.Б., Шмырёва Г.Г.

Математика. Итоговая проверочная работа. 1 класс
Истомина Н.Б.

Уроки математики. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации. 1 класс
Истомина Н.Б., Редько З.Б.

Математика. Оценка достижения планируемых результатов по математике в начальной школе. 1-4 классы. Пособие для учителя
Истомина Н.Б., Смолеусова Т.В.

Программы общеобразовательных учреждений. Математика. Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование 1 класс
Истомина Н.Б.

Наверх
Математика (внеурочная деятельность)
Математика и информатика. Внеурочная деятельность. Общеинтеллектуальное напрвление. Пособие для учителя. 1-4 классы
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б., Редько З.Б.

Математика и информатика. Учимся решать комбинаторные задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 классы
Истомина Н.Б., Виноградова Е.П.

Математика и информатика. Учимся решать логические задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 классы.
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б.

Информатика. Рабочая тетрадь. 1-2 классы
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б., Немкина Е.С.

Учимся решать задачи. Тетрадь по математике. 1 класс (1-4)
Истомина Н.Б. (Издательство «Линка-Пресс»)

Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 1 класс
Истомина Н.Б., Редько З.Б. (Издательство «Линка-Пресс»)

Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия для 1-4 классов» (автор Н.Б.Истомина и др.). 1 класс
Истомина Н.Б., Редько З.Б. (Издательство «Линка-Пресс»)

Наглядная геометрия. Разрезные дидактические материалы. 1 класс. В 2-х частях
Истомина Н.Б., Редько З.Б. (Издательство «Линка-Пресс»)

Наверх
Окружающий мир
Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях
Поглазова О.Т.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях
Поглазова О.Т.

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс
Поглазова О.Т.

Окружающий мир. Итоговая проверочная работа. 1-4 классы
Поглазова О.Т.

Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс
Поглазова О.Т.

Наверх

schoolguide.ru

Обучение грамоте 1 класс по УМК Гармония

Урок обучения грамоте по УМК «Гармония»

 

Тема. Буква Т,т- буква согласных звуков [т][т,].

Цели. 1. Познакомить учащихся  с буквой Т,т- буквой согласных звуков [т][т,]

               2.Формирование  фонемных умений

               3. Формирование способа чтения (по слогам)

               4.Формирование грамматических умений

                   а) учить наблюдать, сравнивать, делать выводы

                   б) умение воспринимать инструкцию учителя

               5. Развивать речь учащихся

               6. Формировать умение работать в группе

               7. Отрабатывать санитарно-гигиенические умения

 

Оборудование: М.С.Соловейчик, Н.М. Бетенькова. Букварь «Мой первый учебник» 1 часть, тетрадь для печатания, карточки со звуками, карточки со слогами, картинка «кот»

 

 

Ход урока

 

1. Организация класса.(СЛАЙД 2)

 

      — Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Пора за дело браться,

Придется постараться.

Чтоб в жизни стать умелым,

Скорей займемся делом.

 

2. Повторение изученного.

 

Учитель: Итак, у нас урок обучения грамоте. Давайте скажем, что мы делаем на уроках обучения грамоте, чему учимся?

Ученики: Выполняем слоговые и звуковые схемы, делим слова на слоги, изучаем новые буквы, читаем слова и слоги, даем характеристику звукам, учимся пользоваться правильной и грамотной речью.

 

Учитель: Какая бывает речь?

Ученики: Устная и письменная.

Учитель: Из чего состоит устная речь? Письменная?

Ученики: Устная речь состоит из звуков, письменная из букв.

Учитель: Вспомните, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

Ученики: С буквой К (ка)

Учитель: Буква К  — буква каких звуков, назовите их? (СЛАЙД 3)

Ученики: Буква к- буква согласных звуков [к], [к’]

Учитель: На партах у вас лежат листочки со словами, возьмите простой карандаш, прочитайте слова с изученными буквами.

 

      ком        киска       эскимо

      кок         миска      молоко

      ком        кукла       ириска

      корм      клоун      сосиска

 

Учитель: Прочитаем эти слова вслух. Оцените правильность выполнения задания.(СЛАЙД 4)

    Дети читают слова вслух по столбикам, оценивая чтение товарища с помощью «светофора». Зеленый сигнал- задание выполнено без ошибок, красный сигнал- были ошибки.

Учитель: Молодцы.

 

3. Изучение нового материала. Знакомство с новой буквой.

 

Учитель: Вы знаете, что я очень люблю загадывать вам загадки. Послушайте загадку. (СЛАЙД 5)

 

Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы

У него усы, как спицы

Он, мурлыча, песнь поет

Только мышь его боится

Угадали? Это-…(кот)

 

Учитель: Посмотрите, какой кот пришел к нам на урок. (Показываю картинку) Что будем делать?

Ученики: Выполнять звуковой разбор.

 

Учитель: Приготовьте карточки, выполняем разбор слова кот.

     У учащихся дома сделаны карточки со звуками. Учитель на доске выкладывает звуковую схему слова, а ученики на парте. Характеристику звукам дают учащиеся.

 

Учитель: Назовите последний звук. Дайте ему характеристику.

Ученики: Звук [т]- согласный, потому что во рту встречается преграда, твердый, потому что преграда одна, глухой, потому что говорим без голоса.

Учитель: Проверьте себя. (Светофор)

 

Учитель: Вам нравится наш кот? Красивый? А как мы скажем про него ласково?

Ученики: Котик.

Учитель: Выполните самостоятельно  разбор слова котик.

   Дети на парте выкладывают карточки- выполняют схему слова.

 

Учитель: Назовите звук, который находится в середине слова, даем ему характеристику.

Ученики: Звук [т,]- согласный, потому что во рту встречается преграда, мягкий, потому что преград две, глухой, потому что говорим без голоса.

 

Учитель: Обозначим звук на доске карточкой.

   Ученик находит карточку с правильным обозначение звука и вставляет на нужное место в схеме слова на доске.

 

Учитель: Проверьте себя, как вы выполнили задание. (светофор)

 

Учитель:  Назовем еще раз звуки: последний в слове кот, какой он.

Ученики: Это звук [т] ( Дети еще раз дают полную характеристику этому звуку)

Учитель: Найдите в слове котик парный ему звук по твердости-мягкости.

Ученики: Это звук [т,]

Учитель: Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся, и будем учиться читать?

Ученики: С буквой согласных звуков [т][т,]. (СЛАЙД 6)

Учитель:  Согласные звуки [т][т,] обозначаются согласной буквой Тт  «тэ».

Открывается тема урока на доске: [т][т,]- Тт  «тэ».

Учитель: Скажите, почему буква большая?

Ученики: С большой буквы пишутся имена, фамилии, названия городов, улиц, первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Учитель:  Приведите примеры слов, которые пишутся с заглавной буквы Т.

 

4. Работа с учебником.

 

Учитель:  Откройте учебник по закладке. Найдите следующую страницу. Вот наш кот- котик. Найдите третью схему. Догадайтесь, какое слово спряталось?

Ученики:  Тимка.

Учитель: Что обозначает это слово?

Ученики: Кличка кота.

Учитель: Назовите первый звук. Обозначьте его в схеме (прямо в учебники). Дайте ему характеристику.

Учитель: Какой буквой обозначим?

Ученики: Большой.

 

5. Физкультминутка.

На болоте две подружки

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались

Полотенцем растирались

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет

Все друзьям – физкульт привет

 

6. Продолжение работы по учебнику. Чтение слогов, слов и новой буквой.

а) Повторение правила чтения (СЛАЙД 7)

 

Учитель:  На странице учебника- ученый. Он просит напомнить правила чтения. Скажите, в каких случаях буква т обозначает твердый согласный звук [т].

Ученики: Когда она стоит перед гласными а,о,э,у,ы.

 

Учитель:  Когда мягкий?

Ученики:  Когда стоит перед и.

 

б) Чтение слогов, слов.

 

Учитель:  Рядом  с правилом дано задание. Что надо сделать?

Ученики: Разделить на слоги, найти слова, прочитать.

Учитель: Взяли карандаши, готовим слоги и слова для чтения.

   Дети самостоятельно готовя т слова для чтения.

 

Учитель:  Читаем вслух.

    Учитель проверяет правильность чтения учащихся вслух.

 

Учитель:  Первый ряд находит слова в первом столбике. Второй ряд находит слова во втором столбике. Третий ряд- в третьем столбике. Прочитайте.

     Дети читают только слова из столбиков.

 

Учитель: Правильно ли выполнено задание? (Светофор)

 

 в) Составление слов из слогов. Работа в парах.

 

Учитель: А сейчас- поиграем. На столах лежат цветные карточки. Составьте из слогов слова.

     Учитель проводит работу с деформированными словами. Ученики сначала раскладывают карточки по цветам, а потом составляют слова(зеленый цвет- ни-тки, белый цвет- ли-сток, голубой цвет- сто-лы, красный цвет- то-ртик, желтый цвет- мо-ток)

 

Учитель: Проверяем, какие слова получились. (СЛАЙД 8)

    Ученики называют по одному какое слово они сложили из слогов, а учитель вывешивает на доску соответствующую цветную карточку со словом.

Учитель: Покажите, как выполнили задание (Светофор)

 

 

г) Работа с текстом.

 

Учитель: На стр. 79 Букваря найдите первое задание. Прочитайте про себя. (Дети читают про себя) Прочитайте слова, которые вы нашли..

 

Учитель: К нам пришел «хитрый» вопросик, который приготовил «хитрое» задание. Что надо сделать сначала?

Ученики: Разделить на слоги, прочитать

Учитель: Выполняем.

      Дети самостоятельно делят слова на слоги и читают.

Учитель: Проверяем. Что вы прочитали?

Ученики: Предложения.

Учитель: Прочитаем первое предложение.  Что это?

Ученики: Заголовок.

Учитель: Где его пишут?

Ученики: Посередине строки, до текста.

Учитель:  Если есть заголовок, значит, что вы читали?

Ученики: Текст.

Учитель: Какое предложение записано в заголовке?

Ученики: Вопросительное.

Учитель:  Прочитайте с нужной интонацией.

    Ученики пробуют читать заголовок с вопросительной интонацией.

 

Учитель:  Сколько предложений в тексте? Прочитаем их.

     Ученики читают по одному предложению.

 

Учитель: Прочитаем весь текст.

     Хорошо читающие  ученики читают весь текст.

 

Учитель: О ком этот текст?

Ученики: О детях.

Учитель: Ребята, а ведь у нас на уроке «хитрый» вопросик. В чем же хитрость?

Ученики:  На рисунках изображены дети. Но рисунки перепутаны: кактусы должны быть у Кати, а сок у Антона. (СЛАЙД 9)

 

7. Итог урока.

 

Учитель:  Итак, с какой буквой мы познакомились на уроке?

— Назовите, буквой каких звуков является буква Т т?

— Дайте еще раз характеристику звуку [т], [т,]

— Ну и напоследок поиграем в слова. Возьмите карточку с обозначением звуков [т], [т,]. Если в слове твердый согласный, то поднимаем левую руку, если мягкий- правую.

 

Ток, тигр, стол, стул, телевизор, точка, тучка, тетрадь, телефон, торт.

 

(СЛАЙД 10)

 

Используемая литература:

1.  М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова. Букварь «Мой первый учебник».1 часть. Смоленск. «Ассоциация XXIвек», 2010 год.

2. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать». Пособие для учителя. Смоленск. «Ассоциация XXIвек», 2007 год.

3. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия,Кº , Академия Холдинг, 2000год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

multiurok.ru

Урок обучения грамоте «Как хорошо уметь читать!» 1 класс УМК «гармония»

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

УМК « ГАРМОНИЯ»

ТЕМА УРОКА: Как хорошо уметь читать!

ЦЕЛЬ УРОКА: в игровой форме повторить и закрепить знания детей по курсу «Букваря».

-развивать речь учащихся, память, внимание, фонематический слух;

— воспитывать любовь к чтению и бережное отношение к книге.

Формирование УУД:

Личностные:

— обладать мотивационной основой учебной деятельности;

— использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

— использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

— проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

— осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.

Коммуникативные:

— строить понятные для партнёра высказывания;

— вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

— уметь давать характеристику звукам, выделять опасные места в словах.

ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Методы обучения: наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация,

выставка книг, листы с заданием, раздаточный материал (слоги для составления темы урока), звуковые схемы.

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

— Ребята, сегодня у нас последний урок обучения грамоте. Мы прощаемся с очень уважаемой и мудрой , а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – «Букварём». ( Слайд 1).

— Давайте вспомним ,чему мы учились эти 6 месяцев, какие задания выполняли, что нового узнали. Поделитесь своими впечатлениями: ( ставить ударение, делить слова на слоги, составлять звуковые схемы, находить « опасные места», составлять предложения и, конечно, читать…)

— Сегодняшний урок мы проведём под девизом: « То, что знаешь- не скрывай, на вопросы отвечай!» (слайд 2 )

  1. Актуализация знаний.

-Итак, мы отправляемся в путешествие, в удивительный город. А кто его жители, вы узнаете, отгадав загадку:

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!

-А где «живут» буквы? Как называется их город?(Алфавит)

— У меня в руках телеграмма, адресованная вам .Прочитаем её.

Дорогие ребята!

Вот вы и выучили все буквы. Мы знаем, что у вас сегодня последний урок по Букварю. Поэтому хотим пригласить вас в наш замечательный город Алфавит. И прежде чем королева Азбука встретит вас, мы хотели бы убедиться в том, что вы отлично изучили нас и с нами подружились. Ждём вас!

Жители города Алфавита.

-А доставит нас в этот город фантазия. Закройте глаза. Раз, два, три… Откройте глаза.

Мы с вами у ворот города Алфавита ( слайд 3)

-Для того, чтобы открылся замок больших ворот, нам с вами нужно прочесть заклинание-алфавит. ( Дети хором произносят алфавит).

-Сколько всего букв в алфавите? (33)

-Сколько гласных? (10)

-Сколько согласных?(21)

-Сколько букв, не обозначающих звуков? (2)

-Итак, входим в город. У ворот нас встречает королева города — Азбука. Королева провожает нас на улицу Гласных (Слайд 4)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу – звать и аукать,

А в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

-Поздороваемся с жителями этой улицы, называя каждого по имени. Это самая музыкальная улица в городе . Почему? (Слайд 5)

3. Сообщение темы урока.

Работа в парах.

-Буква О составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика , слоги рассыпались .Помогите букве составить эти слова.(Слоги на карточках у каждой пары на парте: как, хо, ро, шо, у, меть, чи, тать ).

-Что у вас получилось? (Как хорошо уметь читать!)

-Как вы уже догадались, это тема нашего урока ( Слайд 6)

4.Обобщение и систематизация знаний.

-А мы с вами возвращаемся на улицу Гласных.

-Некоторые гласные загадочно улыбаются. Они думают, что вы не знаете, почему на их лицах хитрые улыбки . (Слайд 7) (Дети рассказывают об особенностях букв Е,Ё,Ю,Я).

-Буква Я просит вас составить схемы слов: чтение, букварь. (Дети составляют схемы и дают характеристику каждому звуку).

-Ещё мы знаем, что гласные это «опасные места» при письме.

-Возьмите свои листы с заданием и определите в словах «опасные места».

Ягода трава земляника листочки ученик букварь

-Какие буквы гласных не встретились в словах? (э,ы,ё,ю)

-Укажите количество слогов в каждом слове.

-Назовите слово, где звуков больше, чем букв.

-Назовите слово, где букв больше, чем звуков.

-На улице Гласных вы справились со всеми сложными заданиями. Королева Азбука провожает нас на проспект Согласных.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

«Ссс…»- змеиный слышен свист.

«Шшш…»- шуршит опавший лист.

«Жжж…»- шмели в саду жужжат.

«Ррр…» — моторы тарахтят.

-Проспект Согласных – самый большой и шумный в городе. Почему?

— Некоторые согласные очень сдружились и гуляют по городу парами. Какие это согласные? (парные)

-Перечислите их . (Слайд 8)

-Что мы ещё знаем о парных согласных? (Это «опасные места»).

-Есть среди согласных добрые , мягкие звуки. Назовите их.

-А есть строгие согласные, с твёрдым характером. Кто они?

-Есть согласные, которые не хотят дружить с некоторыми гласными .Какие это согласные и с какими гласными они не дружат?

-Нас ждёт гномик Ошибалкин . Он приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились, он оставил нам записку.

Я ЖЫВУ В ЛЕСНОЙ ГЛУШЫ. (Слайд 9)

-Почему записка вызвала смех?

-Каких правил не знает Ошибалкин?

-Все вместе:

Знаем твёрдо: ЖИ и ШИ ( ЧА-ЩА), (ЧУ-ЩУ)

Пишем только с буквой И (А), (У). (Слайд 10)

-Ну вот, мы исправили ошибки, которые допустил гномик. И в благодарность он дарит нам учебник « Русский язык».

Игра « Доскажи словечко» (Слайд 11)

-Путешествие продолжается. Мы добрались до улицы Забавные недоразумения.

-Кого мы тут видим? Кто очень часто встречался нам на страницах букваря? (хитрый вопросик)

-Как всегда, хитрый вопросик приготовил нам ловушку.

— Какая-то путаница. Ребята, возьмите свои листочки с заданиями , составьте правильные предложения и выделите в них «опасные места» для парных согласных.

Огурцы играют в прятки.

Малыши растут на грядке.

Раки в цирк бегут ватагой.

Дети дремлют под корягой.

Волки плавают по дну.

Щуки воют на луну. ( Слайд 12)

-Молодцы, ребята! Королева Азбука очень довольна вашими знаниями. Идём за ней дальше.

-Вот маленький тихий переулок. В нём всего два домика. А называется этот переулок Беззвучный. Странное название. А почему оно такое?

-Кто живет в этих домиках? (ь и ъ)

-Какую работу выполняют эти знаки?

-Сегодня к нам пожаловал герой из произведений Н.Носова –Незнайка. Вот что он сообщил нам о себе: « Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля. Обявил каникулы».

-Каких помощников потерял Незнайка? (дети исправляют ошибки в своих листах)

(Слайд 13)

— А сейчас мы остановимся на самой любимой вашей улице под названием « Поиграй-ка».

Учащиеся объединяются в группы.

-Но сначала вспомним правила работы в группах:

* Выберите капитана.

* Выслушайте мнение каждого по решению данного задания.

* Примите совместное решение.

* Не ссориться.

* Представьте решение классу.

Проводится игра « Наборщик».

-Придумайте из букв, входящих в слово « первоклассники», как можно больше новых слов.

-Отправляемся дальше. Теперь мы с вами на Площади Смекалистых.

-У вас имеется шифр. Каждой букве из алфавита соответствует цифра.

-Составьте слово.

14 16 13 16 5 24 29

М О Л О Д Ц Ы (Слайд14)

5. Подведение итогов. Рефлексия.

— Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами прошли по городу Алфавиту, всех узнали, выполнили все задания. Молодцы, ребята. Королева Азбука очень довольна тем, что вы научились читать, подружились с буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова, дружно работать с другими ребятами.

( У учащихся на листах изображена « Лесенка достижений»- в виде вертикальной черты).

— Ребята возьмите свои листы и если вы уверенно себя чувствуете, у вас всё получалось, вам всё удалось, то нарисуйте * на вершине линии. Если несколько неуверенно и вам ещё надо немного поработать над какой — нибудь темой, то нарисуйте * чуть ниже.

-Я нарисовала себя на вершине горы, потому что довольна вашей работой.

Ученик читает стихотворение.

Беру букварь в последний раз,

Несу букварь в просторный класс,

И дорогому букварю я говорю:

«Благодарю! Ты — книга первая моя,

Теперь читать умею я,

На свете много книжек есть,

Все книги я смогу прочесть».

-Ребята, а почему важно уметь читать? (ответы учащихся)

-Книги могут открыть тебе много удивительных секретов. Сколько существует интересных книг! (выставка, стр. 124-125 букваря)

-А теперь мне хочется узнать, какое настроение было у вас во время урока.

Если вам было интересно и весело — поднимите две ладошки, если было и скучно и весело — поднимите одну ладошку, а если было совсем тоскливо и неинтересно руки совсем не поднимайте. И так, раз, два, три — как было на уроке покажи!

-А для чего нам ладошки? Давайте все дружно похлопаем.

ЛИСТЫ С ЗАДАНИЕМ

  1. Ягода трава земляника листочки

ученик букварь

2. Огурцы играют в прятки.

Малыши растут на грядке.

Раки в цирк бегут ватагой.

Дети дремлют под корягой.

Волки плавают по дну.

Щуки воют на луну.

3. Сел кашу. Веду сёмку. Забил коля.

Пю воду. Обявил каникулы.

4. 14 16 13 16 5 24 29

5. |

infourok.ru

УМК «Гармония» 1 класс Урок обучения грамоте Новая работа знакомых букв.

Урок обучения грамоте в 1 «б» классе.

Тема урока: Новая работа знакомых букв.

Цель урока:

Оборудование:

1.Орг. момент

2.Постановка учебной задачи.

3.Актуализация знаний.

Открытие новых знаний

Физминутка

Первичное закрепление знаний

Игра «Сколько звуков?»

Физминутка

Работа над лексическим значением слов.

Групповая работа по развитию речи.

Рефлексия

Помочь детям открыть новые знания о буквах е,ё.ю,я: буквы е,ё,я,ю могут обозначать два звука , когда мы их называем и когда они находятся в начале слова;

Развивать фонематический слух, внимание, речь; расширять словарный запас;

Формировать навык правильного осознанного чтения.

Компьютер, проектор, блок-сигналы, таблица №2 ( Буквы, обозначающие гласные звуки и служащие для обозначения мягкости согласных),презентация.

Ход урока:

1.Игра «Одуванчики» ( Если я показываю солнышко, то дети поднимаются на носочки и тянут раскрытые ладошки к солнышку, когда показываю тучку, то дети приседают и складывают ладошки).

2. Разминка.

*Чистоговорки .

-Прочитайте и закончите чистоговорки.

Ре-рё-ре- … (мы играли во дворе).

Яр-юр-яр- … (едем мы в Капьяр).

*Дикция.

Повторяйте за мной громко и чётко:

Ня-ню-ня

Ле-лё-лю

Ям-юн-ёр

*Дыхание. Упражнение «Ныряние».На счёт 1-3 набираем воздух, по команде: «Нырнули!» дети присаживаются, задерживая дыхание; по команде: «Вынырнули!» дети встают. Повторяют 3 раза.

-Внимание на экран.(2 слайд)

Прочитайте тему урока. Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух : «Новая работа знакомых букв».

— О каких же буквах сегодня будет идти речь? Я открываю букву , а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами .

— Внимание на экран. (3 слайд)

На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я.

-Эти буквы принесли нам сегодня 3 секрета.

— Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует)

— Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами.; будем работать над развитием фонематического слуха и формированием навыка чтения.

-А начнём мы урок с «Аукциона знаний» о данных буквах. Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я.

Предполагаемые ответы учеников:

  1. Данные буквы обозначают гласные звуки.

  2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных.

(На доске появляется таблица №2)

  1. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук.

— Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у.

Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному.

-В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите , проводя исследовательскую работу в парах. Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о.

Один из вас называет букву , которая служит для обозначения мягкости , а другой –для обозначения твёрдости. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие.

Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом :

Это обозначение появляется на втором слайде по щелчку мышки.

Танцевальная.

-Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» .

Вы должны читать хором слова ,появляющиеся на экране. ( Слайд4) На экране появляется сначала слово пел. Делаем 2 быстрых щелчка и буква п исчезает с экрана , а вместо неё появляется буква м. Дети читают слова мел, следующие 2 щелчка мышкой убирают букву м, и появляется буква с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е . По щелчку буква с исчезает , и дети читаю слова ел.

Что обозначает слово ел? ( Действие).

— Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук , а два звука [ й’ э ]

— Итак , открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука).

— А третий секрет мы должны раскрыть , наблюдая в какой позиции слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука.

-Откройте букварь на стр. 94.

Прочитайте слова ,которые предлагает девочка-резвушка. ( Слайд 5). Обозначьте карандашом те слова , в которых буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука. Взаимопроверка. Встаньте те пары, у которых возникли разногласия.

-С чем вы не согласны?

— Что нужно ,чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух))

( После анализа выбора детей того или иного слова на экране по щелчку исчезают слова, в которых буквы е, ё, я, ю исчезают.)

Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука?

Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет).

-Рассмотрите иллюстрацию на экране и назовите слова , которые начинаются на буквы е,ё,я,ю. ( Слайд 6. )

Дети называют слова ёжик, ели.

— В тетрадях выполните звуковой анализ слова ёжик самостоятельно.

-Сколько звуков в слове? ( 5). (На экране появляются 5 квадратов)

— Называем каждый звук хором , а характеристику звуку даёт один ученик. (Дети с помощью блок-сигналов показывают , согласны с ответом или нет).

-Каждый звук обозначаем буквой. Сколько букв? (4)

-Почему?

— А схему слова ели дополните в букваре карандашом. (Фронтальная проверка).

-Внимание, на следующую картинку. ( Слайд 7)

— Строим в тетради звуковую схему слова яхта. ( Работу ведём аналогичную работе со словом ёжик)

— Схему слова юг дополняем в учебнике.

-Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я?

-Следующая работа поможет нам проверить это пока с помощью игры.

Прочитайте пары слов в букваре на стр.94 под звуковыми схемами и зачеркните слова ,в которых изучаемые буквы обозначают 1 звук.

А теперь поиграем. (слайд 8) Я на экране показываю слово . Если изучаемые буквы обозначают 1 звук , то встают девочки , читая данное слово хором. Если – 2 звука , то встают мальчики , читая слово хором.

Гимнастика для глаз.

— А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением .

-Читаем первую группу слов. ( Слайд 9).

— Чем похожи данные слова? ( начинаются на букву е. обозначают действие предметов).

— Какое из данных слов может обозначать предмет? ( Ели-деревья).

-Читаем вторую группу слов. ( Слайд 10).

— В каком слове опасное место –парная согласна на конце? (Ястреб)

-Кто такой ястреб? ( Птица)

-Посмотрите на эту птицу. ( На экране по щелчку появляется ястреб, второй щелчок мышки убирает птицу)

— В каком слове букв столько же , сколько и звуков? ( В слове якорь буква я обозначает 2 звука, а буква ь не обозначает звука.)

— Что такое якорь? Рассмотрите его на экране .( По щелчку мышки появляется изображение якоря, а по второму –оно исчезает)

-Читаем третью группу слов. ( Слайд 11)

-Назовите односложные слова.( Ёж, ёрш).

— Чем эти слова ещё похожи ( Начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ш] – это опасное место).

— Чем отличаются данные слова ? ( Количеством букв и звуков, лексическим значением)

-На экране вы видите данную рыбу ,и я думаю вы сможете объяснить, почему её так назвали.

(На экране по щелчку мышки появляется изображение ерша).

Читаем четвёртую группу слова. ( Слайд 12)

-Назовите слово, обозначающее жилище. ( Юрта).

-Кто объяснит , как выглядит юрта? ( На экране по щелчку мышки появляется изображение юрты, по второму щелчку- исчезает)

— Какое слово для вас ещё непонятно? (Юнга)

Кто-то сможет объяснить его значение? ( Выслушиваем объяснения ребят, и на экране появляется изображение юнги)

А теперь я предлагаю вам объединиться в группы. Вам необходимо составить предложение или мини –текст ,используя как можно больше слов из прочитанных четырёх групп. Данные слова вы можете ещё раз прочитать на стр. 95.

( Звучит тихая музыка и дети выполняют творческую работу)

Представители групп зачитывают составленные предложения, мини-тексты и дети выбирают лучшие , интересные работы.

Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:

Я узнал …

Я понял…..

Мне интересно …

Я хочу узнать ….

Букварь стр.94-95, хр. стр прочитать и обозначить слова в которых буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука

Зелёный – доволен своей работой

Красный – у меня что-то не получилось

infourok.ru

Урок обучения грамоте «Повторение изученного» (1 класс, УМК «Гармония»)

Тема:«Повторение изученного»

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного

Формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Цель: систематизация и обобщение знаний о звуках и буквах.

Задачи:

Обучающие:

-повторить звуки и их буквы, их классификацию; известные признаки «опасных при письме мест»

/Познавательные УУД/

— совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.        

Развивающие:

-развивать фонематический слух и навык проведения    звукобуквенного анализа слов /Познавательные УУД/

— развивать и совершенствовать важнейшие      интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.

-развивать умение контролировать свой результат./Регулятивные УУД/

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь /Регулятивные УУД/

Воспитательные:

-прививать интерес и любовь к чтению.

 — воспитывать стремление к успеху в учёбе /Личностные УУД/, умение адекватно          оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/

— воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей    сотрудничать.                                                                                        /Коммуникативные УУД/            

Ход урока

1. Организационный момент

Какое нам с вами нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

(хорошее)

Я желаю вам сохранять хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи.

(пожимают друг другу руки)

А теперь настроимся на работу.

Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный, самый нужный человек на уроке?

(Дети предлагают свои ответы.)

У меня есть сказочный предмет: волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет узнать, кто самый важный и нужный человек на нашем уроке. Но пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы сможете его раскрыть.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, на каждом уроке мы открываем для себя и получаем новые знания.

Вот и сегодня постараемся углубить и расширить знания по литературному чтению.

  1. Работа в парах:    

Задание:

Зачеркните повторяющиеся буквы и угадайте зашифрованное слово. Только будьте внимательны!

ССТТБООУКННВЬЬОЕЕГРИИАДММ

БУКВОГРАД

— Что значит это слово?

— Кто живет в «буквограде»?

(открывается доска)

А наш Буквоград опустел.

Буквы вышли погулять:

Сидят на партах у ребят.

Буквы вы скорей найдите

И в дома свои верните!

— Кто живет в каждом домике? (Заселить буквы)

 Вывод

  1. Чтение слов, фронтальная работа

-Почему не получается прочитать слова? (Слова записаны наоборот)

генс делс амиз кёревз жром зрём онрез арон пиркс тсивс акер елоп

снег след зима зверёк морж мёрз зерно нора скрип свист река поле

— На какие группы можно разделить слова? Что заметили в этих словах?

(есть опасные места)

Проблемная ситуация

Кто сможет определить тему нашего урока?

Поставим перед собой задачи, которых мы должны достичь к концу урока.

3. Актуализация знаний

1. Работа в парах: найти опасные места в словах, выложить столбики на доске

— Какое опасное место не встретилось в этих словах?

Ши-жи

Физминутка

Ловим слова, в которых есть жи-ши – присели, если нет – похлопали

МАШИНА МАЛЫШ ШИНА ЛУЖА ЖИТЬ ШИП ДРУЖИТЬ МОРЖ СНЕЖИНКА МАЛЫШИ ЖУК УЖИ СТРИЖИ ЭТАЖ

4. Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

(ВКЛЮЧИТЬ ГОМОН ПТИЦ)

— Что случилось? Почему птицы так расшумелись?

-Какие правила надо соблюдать, чтобы не тревожить птиц в лесу?

— Работа с текстом: букварь, стр. 66

-Вместе с героями этого текста мы отправимся в лес!

Ой, ребята, посмотрите, кто-то рукавичку потерял. Это не вы?

А вдруг она волшебная: давайте возьмем ее с собой. Только в лес с пустыми руками не ходят, что возьмем с собой?

Положу я горсть зерна

Вдруг для птиц она нужна!

Положу кусочек сала,

Чтоб синичка поклевала!

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СЛОГОВОЕ ХОРОМ, ЧЕТКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ

— о ком этот текст? почему птицам надо помогать зимой?

— найдите в тексте слова, которые похожи? (зерна, зернышки)

2. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

— в чем ловушка?

— найдите слова с безударным гласным

— Ребята, а наш корм в рукавичке так и не пригодился, что же делать?

(после уроков пойти в парк и насыпать корм в кормушки)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Дифференцированная работа

слабочитающие дети работают со столбиками слов стр. 66

— чтение, найти и отметить

хорошо читающие дети работают с текстом стр. 67

— прочитать, найти слова с

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

— самопроверка выполнения задания, оценить свою работу

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Скажите мне, пожалуйста, чему вы научились  сегодня на уроке?

Что открыли для себя нового?

Что у вас сегодня получилось лучше всего?

Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Помните, в конце урока мы договорились выяснить, кто же является самым важным и самым нужным человеком на уроке. Загляните в шкатулку.

(Обучающиеся смотрят в шкатулку (там лежит зеркало)

Что же вы увидели?

Совершенно верно. Без вас бы урок сегодня не состоялся.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о