Автоматизация звука р в слогах и словах конспект – [] , . , – .

«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»

Конспект индивидуального занятия на тему:

«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»

Цели: автоматизировать звук [Р] в слогах и словах

Коррекционно-образовательные: уточнить артикуляцию звука [Р], правильно произносить звук в слогах и словах

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание говорить красиво

Оборудование: картинки

Ход занятия

  1. Организационный момент

-Здравствуй! Ты слышал, как рычит собака? У тебя хорошо получается, значит мы сегодня научимся выговаривать звук [Р] в слогах и словах. У нас будет много помощников

  1. Артикуляционная гимнастика

-Первый наш помощник – Язычок. Покажи Язычку нашу любимую «Чашечку». Сейчас – «Грибочек». Постучи по верхним бугоркам, как «Дятел». Умница! Язычок доволен тобой.

  1. Произношение изолированного звука

-Поиграем с остальными помощниками. Порычим, как Лев, как Собака, как Тигр. Животным понравилось с тобой играть.

  1. Анализ артикуляции звука [Р]

-Вспомним, где находятся губы, зубы и язычок, когда произносим звук [Р]. (Зубы приоткрыты, язычок находится наверху и дрожит, губы в улыбке). Как надо правильно выдыхать? (Выдыхаем громко с силой)

Связь звука и буквы

-Звук [Р] мы произносим с голосом, поэтому он звонкий. Проверим это. Положи ладонь на горло и произнеси звук [Р]. Что ты чувствуешь? (Горло звенит, вибрирует) Звук [Р] твердый, как камень и обозначается синим цветом. На письме обозначается буквой Р.

-Попробуй охарактеризовать звук сам

  1. Развитие фонематического слуха

Игра «Вертолет» Прослушать аудиозапись.

-Внимательно послушай и запомни, как рычит мотор самолета.

Послушай, как работает мотор и изобрази. Для этого руки согни в локтях, кисти рук сожми в кулак и вращай кистями рук перед грудью. Проделай такие движения только тогда, когда услышишь, как рычит мотор самолета (звук Р), а на другие звуки не реагируй.

  1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого) 
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки) 
Листья берёзы, листья рябины, (загибаем пальчики, начиная с большого) 
Листики тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём, 
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Чебурашка прыгает с кубика на кубик, а ты во время каждого прыжка произноси слог РУ.

Сколько у тебя много помощников и все они помогают тебе, чтобы ты правильно выговаривал звук [Р].

  1. Закрепление звука Р в словах, слогах в чистоговорках.

Ра-ра-ра — рама, радуга, гора.

Ры-ры-ры — рынок, рыба, комары.

Ро-ро-ро — роза, родина, ведро.

Ру-ру-ру — руки, ручки, кенгуру.

Ра-ра-ра — Рае нравится жара.

Ру-ру-ру — в роще бродит кенгуру.

Ры-ры-ры — Жора прыгает с горы.

Ро-ро-ро — быстро строится метро

Ар-ар-ар — повар, сахар, санитар.

Ир-ир-ир — пассажир, зефир, кефир.

Эр-эр-эр — ветер, вечер, офицер.

Ор-ор-ор — помидор, топор, забор.

Ур-ур-ур — шнур, контур, абажур.

Графическая запись

-Посмотри на картинки, назови первую (рыба). Есть в этом слове звук [Р], где он находится? (в начале) Воздушный шарик (в середине), сыр (в конце). Молодец!

-Назови все картинки (рыба, сыр, мухомор, роза, топор, рак). В каких словах есть два слога? (рыба, роза, топор)

Закончи слово

-Сейчас я буду называть начало слов, а ты покажи и назови тот предмет, который я загадала.

За…(бор)

Жи…(раф)

Во… (рона)

То…(пор)

Мухо…(мор)

Пов…(ар)

Поми… (дор)

-А сейчас мы не просто будем отгадывать, а слово, еще и рифмовать его.

Например, дор-дор-дор, красный помидор. Слушай внимательно слоги. Подбери к ним названия картинок, чтобы получилась короткая рифмовка.

Игра « Добавь в рифму» 
Дор-дор-дор, красный ….(помидор) 
Вей-вей-вей, кусачий ….(муравей) 
Бор-бор-бор, назову …..(забор) 
Мор-мор-мор, красный …. ( мухомор) 
Рона-рона-рона, чёрная ….. (ворона) 
Руза- руза-руза, в поле … ( кукуруза) 
Рога-рога-рога, ровная …(дорога) 
Рох-рох-рох, назову …. (горох) 
Руша –руша-руша, вкусная … (груша) 

  1. Домашнее задание:

Раскрасьте картинки, в которых есть звук Р.

  1. Итог занятия

-Что мы сегодня делали? Чему научились? (Учились правильно выговаривать звук [P] и т.д)

  1. Рефлексия

-Что для тебя было самым трудным?

infourok.ru

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

МАДОУ «Детский сад № 345 комбинированного вида» Московского района г. Казани

Конспект индивидуального занятия:

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Учитель-логопед Горшенина Е.Г.

Казань 2016

Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; уточнить артикуляцию звука [Р]; дать развернутую характеристику звука Р;

Коррекционно-развивающие: развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка; формировать правильное речевое дыхание; развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением. развивать фонематическое восприятие; формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука; расширять словарный запас;

формирование умения согласовывать имена существительные с прилагательными, с числительными; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие интонационной стороны речи.

Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии; формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игрушка “Львёнок”; набор для выкладывания домика; предметные картинки по темам “Овощи”, “Фрукты”; предметные картинки “Роза” (7 шт.)

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это львенок Рева. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. Давай расскажем львенку историю про язычок и его друзей.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко

высовывание языка

Посмотрел наверх и вниз

посмотрел по сторонам

почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку.

Сел на кораблик

подул ветерок

и кораблик приплыл к лягушке

Лягушка улыбнулась и позвала слоника

Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею.

Со змеей поиграл и дальше побежал.

Язычок встретил ежика в лесу.

Ежик с язычком поиграл и в норку убежал.

Встретил язычок лошадку

Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал

А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы и решил отправиться домой.

Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой

3. Изолированное произнесение звука [р]

Логопед: Однажды Рева обнаружил, что не умеет рычать.

Надо Реву выручать

И рычанью обучать.

Логопед: Покажи, как надо рычать (громко, тихо, шепотом)?

Ребёнок: р — р — р.

4. Произнесение звука [р] в слогах

Логопед: Обрадовался Рева. Прыгает по кочкам и песенки поёт

ра — ру — ро —ры — рэ

Ребёнок повторяет слоги

5. Автоматизация в словах и фразах, согласование прилагательных с существительными

Логопед: Строим дом для львёнка Ревы. Из чего мы построим дом?

Ребёнок:  Из кирпичей.

Логопед. Какого цвета кирпичи?

Ребёнок. Серого.

Логопед. Какая будет крыша?

Ребёнок. Красная.

Логопед. Какого цвета будет труба, рама, крыльцо, забор?

Ребёнок. Труба на доме будет чёрная, рама — розовая, крыльцо — серое, а забор — оранжевый.

6. Развитие фонематического восприятия

Логопед: Вокруг дома Рева посадит овощи, фрукты и ягоды, но только те, в названии которых есть звук [р]. Помоги ему выбрать овощи.

Ребёнок отбирает картинки: “Морковь”, “Помидор”, “Горох”, “Картошка”.

Логопед: А теперь фрукты.

Картинки: “Груша”, “Виноград”, “Персик”, “Хурма”.

7. Согласование числительных с существительными

Логопед:  В саду у Ревы выросли розы. Сосчитай, сколько их. Считать надо так: “Одна роза, две розы…”.

Ребёнок: Одна роза, две розы…пять роз…

8. Автоматизация звука Р в чистоговорках.

Логопед: Давай сейчас поиграем в игру, я буду читать чистоговорки, а ты должен повторить и вставить недостающее слово

Ры-ры-ры. У нас в руках — ? (шары)

Ра-ра-ра. Начинается — ? (игра)

Ру-ру-ру.Бью рукою по — ? (шару)

Ро-ро-ро. Шар упал в — ? (ведро)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая… (нора)

Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)

Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в.. (нору)

Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на …(гору)

Ру-ру-ру. А я ягод … (наберу)

Ра-ра-ра. Были мы в гостях  вче- … ра!

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, интересная иг.. ра!

Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо!

Ор-ор-ор. Вышли мы гулять во… двор.

Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.

Арь-арь-арь. Во дворе висит фонарь.

9. Итог: 

Логопед: Скажи, над каким звуком мы работали? Кто у нас был в гостях?

Ты сегодня хорошо занимался(ась), поэтому Рева тебе дарит картинку, которую ты сможешь раскрасить после занятия, и у тебя будет портрет Ревы.

infourok.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

Конспект

индивидуального  занятия на логопункте ДОУ

Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

Составила:  учитель-логопед  Дружко Л.В.

Цель: Автоматизация звука [Р].

Задачи:

1. Образовательные: 

- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

2. Коррекционно-развивающие: 

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

- развивать фонематический слух на звук [Р];

- развивать фонематическое восприятие;

- развитие речевого дыхания;

- развитие мелкой моторики;

- автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

3. Воспитательные: 

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Ход занятия:

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

Ранним утром кое-как  Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть, Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота, Не радует его работа.

Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).

Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

Артикуляционная гимнастика.

Я приглашаю тебя сегодня в зоопарк! Но перед тем как отправиться в эту увлекательную прогулку, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Упр. «Лягушка»

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.

Упр. «Лошадка»

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,

я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Упр. «Качели»

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Я – индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда.

Упр. «Индюк»

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упр. «Фокус»

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму И остатки оближу.

Упр. «Вкусное варенье»

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Упр. «Чашечка»

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.

Упр. «Чистим зубки»

Формирование направленного длительного выдоха

 Отправляемся в зоопарк! Давай сядем в машину и заведём мотор (р-р-р-р-р-р-р). Приехали! Посмотри, в клетках прячутся какие-то животные. Давай посмотрим, кто же там?

Вышли на полянку, сели все в кружок.        

Угадай картинку, милый мой дружок!

Перед ребёнком лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.

 Поднеси спрятанную картинку к своим губам. Положи язык на нижнюю губу и подуй на него так, чтобы картинка открылась (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

 Произношение изолированного звука.

Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Раз, два, повернись снова в (имя ребенка)  превратись!!!

 Анализ артикуляции звука.

- губы в улыбке

- между зубами широкое расстояние

- язычок поднят вверх и дрожит

- горлышко поёт

- воздушная струя сильная и тёплая.

(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].

Характеристика звука.

Логопед: звук [Р] согласный или гласный?  Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?  Каким цветом обозначается?  (выкладывается цветовое обозначение звука).

Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

Автоматизация звука в слогах.

Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

Игра «Повторялки»

РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА

РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО

РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ

РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

Автоматизация звука в словах.

А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки , тигр -… рог -… рысь -… крот -… корова -… рыба -… краб -… ворона -…

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

Игра «Гусеничка-Звуковушка». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела гусеницы, в зависимости от местоположения звука (начало слова, середина, конец).

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

Определение количества слогов в словах.

Игра “Новоселы” В нашем зоопарке  построен  дом для зверей. Посчитаем сколько этажей в доме (три). Нужно каждого жителя заселить на свой этаж: животного, в названии которого один слог – на первый этаж, если в названии два слога – на второй этаж, а на третьем этаже – жители, в названии которых три слога.

 Итог занятия.

Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

 Оценка речевой деятельности.

nsportal.ru

"Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах"

Конспект индивидуального логопедического занятия

в группе предшкольной подготовки.

Тема: « Автоматизация звука «Р» в слогах, словах»

Цель: Автоматизация четкого произношение звука [Р] в слогах, словах»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;

  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];

  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • формировать лексико- грамматический строй речи на речевом материале.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную, мимическую и мелкую моторику; фонематические процессы, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Ход занятия

Слайд 1. Организационный момент. (Приветствие)

Логопед: - Сегодня к нам в гости пришёл тигрёнок. Тигрёнок собирается на день рождения одного своего друга и очень переживает, что не умеет рычать, то есть правильно произносить звук Р. Тигрёнок услышал, что ты недавно научилась произносить звук Р, он тоже очень хочет этому научиться. Давай поможем Тигрёнку?

-Что нужно делать, чтоб научить Тигрёнка «рычать»? (делать артикуляционную гимнастику, тренировать дыхание и слух)

Слайд 2 . Артикуляционная гимнастика.

Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику под песню нашего старого друга Гномика.

Комплекс артикуляционной гимнастики с элементами бионергопластики:

«Лягушка – слоник»

«Тостячки- худышки»

«Качели»

«Часики» (с бусинкой)

«Маляр»

«Грибок»

«Дятел» «Улыбки»

Слайд 3. Дыхательная гимнастика.

- Расскажи Тигрёнку основные правила, которые необходимо соблюдать при выполнении дыхательной гимнастики. (Вдох носом, плечи не поднимаются, живот не надувается)

Комплекс дыхательной гимнастики:

«Вдох - короткий выдох»

«Вдох - два короткий выдоха»

«Вдох - длинный выдох»

«Ветродуйчик»

Слайд 4. Характеристика звука.
- Определи, какой это звук.
Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
- Проверь, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [р].
Звонкий.
- Этот звук твёрдый или мягкий?
Твёрдый.
- Какой фишкой мы его обозначим?
Фишкой синего цвета.
- Правильно, звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.

Слайд 5. Изолированное произношение звука на материале звуковых дорожек.

- Сейчас мы покажем Тигрёнку как мы тренируем звук, когда научились уже его говорить.

- Скажи какие линии ты видишь? (Прямая, волнистая и зигзаг)

Вопросы: - Какая линия была первой, какая последней, какая между прямой линией и зигзагом?

Слайд 6. Развитие фонематического слуха.

-Тигрёнок совсем не знает, что подарить своему другу, ведь его друг любит только те подарки, в названиях которых есть звук Р.

- У тебя на столе разложены картинки, я предлагаю тебе выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук Р.

Слайд 7. Автоматизация звука.

Л: Молодец Тигрёнок звук у него начал получаться, но этого мало. Необходимо его всегда произносить правильно. Сейчас мы с Дашей тебя научим тебя произносить звук в слогах, словах.

«Задания с картинками»

1. Назови каждую картинку, как чистоговорку. Например: РА—РА—РА — РАК, РО-РО-РО - РОБОТ и т. д.

2. Если картинка отмечена:

- назови данное слово во множественном числе.

- представь себе, что таких предметов пять и сосчитай их.

Слайд 9.

Л: - У Тигрёнка очень хорошо получается, а все потому, что он старательно выполнял все наши советы и совсем не ленился. Тигрёнок очень радостный и счастливый побежал на день рождения, он очень благодарен тебе Даша, за помощь.

Слайд 10. Рефлексия.

«Улыбка»

infourok.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

– РРРРРРРРРРРРРР

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

29.05.2010

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме: Автоматизация звука [р] в слогах,словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению.

Тема: Автоматизация звука [Р].

Цель: Автоматизация звука [Р].

Задачи:

1. Образовательные:

- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

- развивать фонематический слух на звук [Р];

- развивать фонематическое восприятие;

- развитие речевого дыхания;

- развитие мелкой моторики;

- автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем ребятам отыскать этот звук.

2. Объявление темы занятия.

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?

Звук [Р].

Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Упр. «Лягушка»

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Упр. «Лошадка»

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

На качелях я качаюсь

вверх-вниз, вверх-вниз,

я до крыши поднимаюсь,

а потом спускаюсь вниз.

Упр. «Качели»

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Упр. «Индюк»

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упр. «Фокус»

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Упр. «Вкусное варенье»

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Упр. «Чашечка»

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Упр. «Чистим зубки»

4. Произношение изолированного звука.

Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Раз, два, повернись снова в Полину превратись.

5. Анализ артикуляции звука.

- губы в улыбке

- между зубами широкое расстояние

- язычок поднят вверх и дрожит

- горлышко поёт

- воздушная струя сильная и тёплая.

(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].

6. Характеристика звука.

Логопед: звук [Р] согласный или гласный?

Ребёнок: согласный

Логопед: звонкий или глухой?

Ребёнок: звонкий

Логопед: твёрдый или мягкий?

Ребёнок: твёрдый

Логопед: каким цветом обозначается?

Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).

7.Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах.

Зайцы – серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у

зайцев, прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок – Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.

Встал зайчонок на пенёк. Встать прямо, руки опустить.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте.

Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют

движение «ножницы».

Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.

Все за ушком почесали. Почесать за ухом.

На «четыре» потянулись. Выпрямиться.

Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперёд.

Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд.

Зашагали как отряд. Шаги на месте.

8.Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

9.Автоматизация звука в слогах.

Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

Игра «Повторялки» (с пальчиками).

РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА

РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО

РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ

РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

10. Звуковой анализ слога «РА».

Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,

твёрдый, обозначается синим цветом.

Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом.

(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)

Сколько всего звуков в слоге [РА]? ( два).

11.Автоматизация звука в словах.

А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки тигр -… рог -…

Рысь -… крот -… корова -…

Рыба -… краб -… ворона -…

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

12. Автоматизация звука в предложении.

Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

13. Автоматизация звука в тексте.

Повтори двустишия о животных.

«Ловко и красиво ввысь «Как громаден носорог,

Прыгает по веткам рысь». Впереди огромный рог».

«Хоть высокий жираф, «Вот прыжок у кенгуру -

Но склоняется до трав». Десять метров он в длину».

Игра «Отгадай слово»

А сейчас я буду называть слова, в которых Звукоед съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь дети смогут поехать в зоопарк и прочесть названия всех животных.

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

15. Оценка речевой деятельности.

Ты прекрасно сегодня работала, правильно произносила звук.

16. Домашнее задание.

Заучить двустишия про животных.

Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [Р].

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – глубокая нора.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ру-ру-ру – коза грызёт кору.

Ры-ры-ры – полетели комары.

nsportal.ru

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

Коррекционно-образовательные задачи.

 

Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа. 

 

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

 

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе. 

 

Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, картинки к артикуляционной гимнастике, предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов, картинки для игры «Кто в домике живет?» 

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент.

 

Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

 

1. Сядет тот, кто назовет персонажей сказок, в именах которых есть звук «Р» в середине слова. (Буратино, Чебурашка, Карлсон, Петрушка, Крокодил Гена).

 

2. Работа на магнитной доске. Назовите предметные картинки? (таблица)   Какой одинаковый звук в этих словах? (В этих словах одинаковый звук «Р»)

 

Дети, догадались, с каким звуком будут связаны сегодня на занятии все задания? (Да, со звуком «Р»)

 

Логопед. Правильно, произносить мы будем звук «Р» четко и уверенно в слогах, словах и предложениях.

 

3.Стук в дверь.

 

Логопед. Дети, кто к нам пришел?

 

Петрушка. Это я, это я!В гости к вам пришел, друзья.Я знакомый вам, Петрушка,В яркой шапке на макушке.Бубенцы держу в руке,Бубенцы на колпачке.

 

Петрушка. Здравствуйте, ребята! ( Здравствуй, Петрушка!)

 

Логопед. Ребята, Петрушка тоже будет гостем у нас на занятии. Он хочет послушать, как вы научились правильно и четко произносить звук « Р», как умеете играть, отгадывать загадки, составлять предложения, выразительно читать стихотворения, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Тому, кто будет хорошо работать, будет внимательным, активным в конце занятия Петрушка вручит приз.Присаживайся, Петрушка.4.Правило чистой речи.

 

Логопед. А сейчас повторим наше правило.

 

Каждый день, всегда, везде,

 

На занятиях , в игре

 

Смело, четко говорим,

 

Никуда мы не спешим.

 

II. Основная часть.

 

1. Артикуляционная гимнастика.

 

Логопед. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).(Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики.)

 

«Чашечка»

«Лошадка»

«Грибок»

«Дятел»

«Гармошка»

«Качели»

«Маляр»

«Чищу зубы»

2. Фонетическая зарядка.  

Логопед. Дети, вспомните:

 

- как рычит собака? (р-р-р-р…)   

 

- как кричит ворона? (карр-карр! )

 

3. Характеристика звука «Р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).

 

4. Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях.  

 

1. Проговаривание чистоговорок .  

 

Логопед. Дети, какие чистоговорки вы знаете?

 

Ры - ры - ры - у нас в руках шары.

 

Ру - ру - ру - коза грызет кору.

 

Ры - ры - ры – мешают комары..

 

Ра - ра - ра – Кате спать пора.  

 

Логопед. А ты, Петрушка, знаешь чистоговорки?

 

Петрушка. Знаю: Ры - ры - ры – не заметили жары.

 

2. Задание на развитие фонематического слуха.

 

Логопед. Я буду показывать предметные картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук Р.

 

3.Составление слов. ( По первому слогу назвать слова).Логопед. А сейчас прошу со слогом ра

 

Мне помочь назвать слова. 

 

Ко - ра

Иг - ра

Жа - ра

Ю - ра

Но - ра

Го - ра

Ды - ра

Шу - ра

Сколько слогов в этих словах?Определите позицию звука Р.В каком слоге находится звук Р?

4. Составление предложений по предметным картинкам.

 

Логопед. Отберите предметные картинки, в названии которых есть звук «Р», назовите их и составьте предложения.

 

5. Игра «Кто в домике живет?»

 

Логопед. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто в домике живет?». В домике живут только те животные, в названии которых есть звук «Р». Необходимо этих животных поместить в домик. Так какие животные живут в домике? Почему?

 

6. Отгадывание загадок.Логопед. Дети, Петрушка уже засиделся, он очень хочет загадать вам загадки. А вы должны предмет - отгадку найти в кабинете и определить место звука «Р» в предметах- отгадках и составить предложение. 

Мой веселый колпачок

Сдвинут лихо на бочок,

Я веселая игрушка,

А зовут меня …(Петрушка) 

 

Это что за очень странный 

Человечек деревянный.  

На земле и под водой   

Ищет ключик золотой,  

Всюду нос сует он длинный  

Кто же это? (Буратино) 

 

Толстяк живет на крыше  

Летает он всех выше. (Карлсон) 

 

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.     (Помидор) 

 

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили.  (Картофель)

 

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечером,

Он раскрасит мне альбом.     (Карандаш)

7. Динамическая пауза.

(Движения с проговариванием под музыку).

Дети становятся в круг, Петрушка в центре.

Выполняют следующие упражнения: 

Петрушка потянулся, 

Руки в стороны развел

Раз - нагнулся,

Погремушку не нашел.

Два - нагнулся,

Чтобы погремушку нам достать

Три - нагнулся. 

Нужно на носочки встать. (Танцуют с Петрушкой). 

8. Чтение стихотворений со словами со звуком «Р». (Домашнее задание).

Петрушка. Ребята, а сейчас я хочу послушать стихотворения. 

(Дети читают наизусть стихотворения) 

Рыбки.

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

 

Телевизор.

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил,

Я люблю,- сказал он строго,

Чтоб полосок было много.

 

       Мухомор.

Возле леса на опушке.

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка

Ядовитый мухомор.

Грузовик.

Нет, напрасно мы хотели

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык

Опрокинул грузовик.

Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось! 

9. Игра с мячом «Лови - не зевай, правильно отвечай»

Логопед. Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ

- Чем рубят дрова? ( Дрова рубят топором)

- Где растут помидоры, огурцы?

- Чем мы пишем?

- Чем мы раскрашиваем картинки?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Груша это фрукт или овощ?

- Кто очень любит морковку? 

10. Задание от Петрушки. 

Петрушка. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения. 

- Расцвели на клумбе козы.  

В огород забрались розы.

 - У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.       

- Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак. 

- Я возьму от сыра кошку.        

Угощу я нашу корку.     

- Закрывает мышка ночку.       

Будет сладко спать всю норку.

11. Заучивание скороговорок.

- Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

- Сорок сорок воровали горох.

- Проворонила ворона вороненка.

III. Итог занятия.

1. Домашнее задание.

Выучить наизусть и проговаривать скороговорки.

2. Петрушка, тебе понравилось наше занятие?

Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, составлять предложения, играть, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Я не забыл о сюрпризе.

(Все дети получают подарки).

Всего вам хорошего, Ребята!

 

dohcolonoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *