Беседа права и обязанности школьника – Беседа “Права и обязанности школьника”

Беседа “Права и обязанности школьника”

Беседа: Права и обязанности учеников

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства прав и обязанностей; оказать содействие в осознании ребенком себя, как гражданина; способствовать формированию активной жизненной позиции; профилактика правонарушений.

Ход беседы.

1.Организационный момент.

– Скажите, знаете ли вы слова «Права» и «Обязанности»? Как вы их понимаете? (ответы детей)

2.Беседа по теме. Права человека – это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право высказать свое мнение. Право говорить то, что думаешь, называется «свобода слова». У человека есть и много других прав. Причем все права записаны в Конституции – главном законе той или иной страны.

Но не на все имеет право человек. Например, он не имеет право обидеть другого человека, или украсть у него что-либо. И это очень правильно. Представьте что бы было если бы людям разрешили грабить и обманывать и обижать других людей. Как говорят англичане «Свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».

Права ребенка – это то, что могут делать все дети на свете. Например, вы все имеете право просматривать свои любимые журналы, играть в любимые игры, отдыхать, учиться. Этими правами обладают все дети мира. Права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали ее, согласились защищать права детей. Чтобы права детей не нарушались, существует организация, которая называется Детский фонд ООН. Этой организацией разработана специальная программа защиты детей.

Если бы люди имели только права и не обязаны были что-то выполнять, даже если очень хочется, это было бы не правильно. Вы знаете, что такое обязанности? (ответы детей)

1.Дети должны ходить в школу, не потому, что так хотят взрослые, а потому, сто в школе учатся и узнают очень много интересного и полезного.

2.Помогать папе и маме по хозяйству. Так, как у родителей много обязанностей: они работают, убирают, готовят еду, обеспечивают своих детей. Если вы будете им помогать, то в свободное время они смогут с вами сходить в кино, в зоопарк.

3.Следить за личной гигиеной: мыть руки, чистить зубы, быть опрятными и аккуратными.

4.Выполнять Закон Краснодарского края № 1539-КЗ. Где прописана эта обязанность? (В приоритете закона «О мерах профилактики безнадзорности и беспризорности» )

3.Игра «Имена».

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята Конвенция «О правах ребенка».

Предлагаю сыграть в игру «Имена». (дети садятся в круг). Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например «Анна – аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего по правую руку от него и т.д. по цепочке.

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои име-на? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена , фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождению

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

4.Закрепление материала.

– Сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили свои права и обязанности. Для этого разгадаем кроссворд.

По горизонтали:

1.Я имею право на нем работать, выходить в интернет.

2.Я обязан проявлять это качество к взрослым людям и сверстникам.

3.Я имею право на это после окончания урока или после выполнен-ной работы.

4.Я имею право на это при рождении.

По вертикали:

1.Мне необходим этот урок, чтобы научиться читать.

2.Я обязан проявлять это качество, чтобы добиться положительного результата. Пословица « ……….. и труд все перетрут».

3.Я имею право их посмотреть, если выполню требования родителей и учителей.

4.Я обязан это выполнять после школы.

multiurok.ru

Методическая разработка (4 класс) по теме: Беседа на тему: “Твои права и обязанности”

Беседа на тему: «Твои права и обязанности»

                               

ЦЕЛИ

обеспечивать воспитание нравственности и правовой культуры,

формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, юридическим нормам, справедливости

                                          ОБОРУДОВАНИЕ

книга «Конвенция о правах ребёнка»

презентация

                                  использованы

материалы сборников «Классные часы в начальной школе»,

правила поведения для учащихся

                                         

ХОД  ЗАНЯТИЯ

– Что означают слова «права» и «обязанности»?

(Выслушиваются высказывания детей.

Из словаря Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».

 Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д.                                                                                 слайды

 «Обязанность -круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».

 Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

– Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

     Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.                                     слайды

                                               

Знакомство  с  правами  и обязанностями  учащихся  данной школы

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

1. Игра «Если бы директором был  я »

–  Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)

2.Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

-В школе я должен…

-В школе я имею право…

-Дома я должен…

-Дома я имею право…

  • На улице я должен…
  • На улице я имею право…
  • Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания
    детей.)
  • Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?
    Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

–        Как понимаете выражение «на ошибках учатся»

Вывод

Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное -научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка

Мы печем пшеничные Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные? («Приглашающие» движения руками.)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора. (Указательный палец показывает на всех приглашенных.)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже. («Приглашающие» движения.)

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы, (Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)

Пироги пшеничные

В печку посадили мы. (Движение обеими руками вперед – сажают пироги в печь.)

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

– Крошки, что останутся,

Воробью достанутся. (Имитация кормления крошками птицы.)

–        Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Разговор о домашних обязанностях

–        У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите,какую работу по дому выполняют ваши близкие; мама, папа, бабушка,дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

–        А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

  • Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение,работоспособность, продлевает жизнь.
  • Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
  • Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
  • Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

♦        Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

  • Вымойте за собой посуду.
  • Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чайи другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

  • Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
  • Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте
    пуговицу.
  • Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики,удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые,просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
  • Умейте постирать носовой платок, носки.
  • Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришитьпуговицы.
  • Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайтеее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
  • Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для
    уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

  • Какие права есть у учащихся?
    ,   – Какие есть обязанности?
  • Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Дополнительный материал для учителя Нельзя*

  1. Бездельничать, когда все трудятся.
  2. Смеяться над старостью и старшими людьми – это невежливо;о старших надо говорить только с уважением.
  3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми,особенно со стариками.
  4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
  5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
  6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.
  1.  Садиться обедать, не пригласив старшего.
  2. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелатьдоброго здоровья.

Беседа

  • Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)
  • Какие права есть у вас? (Нажизнь, на семью, научебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке…»

Ч

Обсуждение ситуации

  • Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
  • Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похожна других.)
  • Имеют ли право люди относиться так к человеку, который непохож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
  • Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?

Вопросы*

  • Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?
  • Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
  • Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?
  • Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?
  • Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?
  • Кто защищает ваши права? (Государство.)
  • Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)
  • Какие права ты считаешь главными для человека?

–        Еще одна обязанность школьника – беречь свои вещи и учеб
ные принадлежности.

nsportal.ru

Классный час “Права и обязанности учащихся”.

Цели:

  • Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.

  • Показать единство прав и свобод.

  • Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.

  • Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.

  • Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

  • Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.

  • Понять, что обязательный человек – это успешный человек.

План занятия

  1. Обобщение понятий “права” и “обязанности” школьника.

  2. Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)

  3. Решение кроссворда по теме занятия.

  4. Обязательный человек – это успешный человек (заключение)

Ход урока

1. Сообщение темы и цели классного часа Тема нашего классного часа “Права и обязанности школьников”

– Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: “Что люди могут делать и чего не могут делать?”, “Что они обязаны делать и чего не обязаны?”, “На что они имеют право и на что не имеют?” Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Работаем под девизом “Вместе дружно, а врозь – хоть брось”

Как вы понимаете эти слова?

2. Обобщение понятий “права” и “обязанности” школьника.

– Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право?

Право – это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

– Где права, там и обязанности. Что значит – обязанности?

– Обязанность – это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

– В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

– устав школы

– Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

– Как вы думаете, права – отдельно, обязанности – отдельно?

(-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности)

– Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства – это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь

  • право свободно выражать свои взгляды и мнения

  • право на образование

  • право жить с родителями

  • право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться

  • помогать по дому

  • заботиться о старших

  • стараться самому обслуживать себя

  • заботиться о младших

  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

Психогимнастика “Выйти к свету”

– А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)

– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)

– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

Работа с ситуациями(- Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

– Вспомните, что иногда случается на уроках.

(- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

– А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

– Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

– Посмотрите, как это можно изобразить.

(- Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

(- На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

(- разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)

(- Кто имеет право ограничить ваши права)

(- правила законопослушных людей)

Ответы на вопросы.

1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.

2. Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.

3. У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::

4. У всех есть право на…,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.

5. Вот, к примеру, право…
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
Она нам всем нужна.

-Обязательный человек – это успешный человек (заключение)

Итог урока.

– Обязанность – обязательный человек – это какой человек? (Ответы детей).

– Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт – трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

– После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.

infourok.ru

Классный час (1 класс) по теме: Права и обязанности школьника

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА

Форма воспитательной работы: коллективная; фронтальная.

Форма воспитательного мероприятия: классный час.

Форма классного часа: классное собрание.

Класс: 1А.

Тема классного часа: «Права и обязанности школьника».

Цели

Познакомить первоклассников с правами и обязанностями школьников.

Учить учащихся определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе.

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ход собрания

I.Организация классного собрания

Учитель.  У нас сегодня торжественный день. Впервые мы с вами проводим собрание всего класса. Когда мы с вами будем собираться все вместе, мы будем говорить о наших радостях и горестях, удачах и неудачах, победах и поражениях. Мы будем учиться дружить и говорить правду, учиться исправлять ошибки и радоваться успехам ребят всего класса.

А теперь я прошу вас встать и выйти из-за парты, повернуться лицом друг к другу, протянуть ладошку другому и пожать ее.

  (Звучит музыка «Ты, да я , да мы с тобой»)

II. Введение в тему

Учитель.  Во время собрания мы с вами будем учиться принимать коллективные решения, обсуждать их, обсуждать нашу школьную жизнь.   

– А что собой представляет человек, которого называют школьником?

– Чем отличается школьник от тех, кто не ходит в школу?

Ответы учащихся

Учитель.  Поэтесса Ирина Токмакова написала такие строки:

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть.

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается,

То значит он (вернее – я),

То значит он (вернее – я),

Он в школу собирается.

– Понравились ли вам эти строчки?  А можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счетных палочек?

III. Обсуждение прав и обязанностей школьника

  1. Обязанности школьника

Учитель.   А какие обязанности есть у школьника?

(Ребята по цепочке говорят о том, что должен делать школьник в школе)

Фиксируем на доске те утверждения, которые называют учащиеся.

Школьник не имеет права: (Приложение 1)

– опаздывать без уважительной причины;

– не выполнять домашние задания;

– плохо учиться;

– пропускать уроки без уважительной причины;

– врать старшим;

– обижать младших и своих сверстников;

– драться;

– молчать, если его обижают.

Учитель читает еще раз предложения, просит ребят объяснить, что значит то или иное положение.

Учитель.  Ребята, когда в стране принимаются очень важные решения, людям предлагают за эти предложения голосовать.

ГОЛОСОВАТЬ – значит отдать свой голос, свое мнение.

Мы с вами обсудили вопрос о том, что должен делать ученик. Давайте проголосуем за те обязанности, которые мы будем выполнять в классе, в школе.   (Дети голосуют)

  1. Права школьника

Учитель.  А какие права есть у школьника? Есть ли вообще у него права?

Школьник  имеет права: (Приложение 2)

– право на учебу;

– право на каникулы;

– право на занятии в кружках и секциях;

– право на общение друг с другом;

– право на помощь в учебе;

– право на жизнь;

– право на медицинский уход.

Учитель записывает ответы на доске. Ребята голосуют за права.

IV. Подведение итогов.

     В конце собрания ребята встают, поворачиваются друг к другу и пожимают руки.   (Звучит музыка «Ты, да я , да мы с тобой»)

nsportal.ru

Беседа на тему “Права и обязанности школьников”

Беседа на тему: «Права и обязанности школьников».

Цель: Обобщить знания детей об основных правах ребенка;  Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;  Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам. Оборудование:  Карточки – ситуации по разграничению «прав» и «обязанностей» учащихся в школе;  Выставка литературы по правовому воспитанию;  Анкета на закрепления материала. Ход занятия: 1. Приветствие (все встают в круг): Учитель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем, – кто родился зимой, летом, весной, осенью, -кто пришел с хорошим настроением. Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! Учитель: Радостно от того, что мы, повзрослевшие еще на один год, собрались снова вместе с вами для серьезного разговора. 2. Целеполагание: (рассказывают два ученика) Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза) Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пеленок, Но главней, нужней, важней для страны – ребенок! Кем он станет завтра, маленький и нежный? Всей Земле права его – право на надежду!!! – Как понимать последние слова? КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня – Международный день защиты детей 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека. Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности: 1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. 2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим 3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. 4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. 5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …… П о р я д о ч н о с т ь с п Р а в е д л и в о с т ь Р А з у м н о с т ь В о с п и т а н н о с т ь О б я з а н н о с т и 3. Основная часть. – Наш разговор о том, какие права ребенка вы знаете, как вы их понимаете.- Что такое право? (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова. – Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни). -Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на имя). – Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).Что значит забота? Кто о вас заботится? – Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения? – Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом). – А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу). – Посмотрите, вы все такие разные, но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Об этом говорит первая статья «Декларации прав человека». 4. Работа по группам. 1) Вам необходимо соотнести статьи «Декларации прав человека» с иллюстрацией сказки, где это право нарушено! (Колобок, Золушка, Золотой ключик, Заюшкина избушка, Морозко, Снежная Королева, Бременские музыканты, Федорино горе, Краденое солнце, Тараканище) 2) Нарисуйте знаки запрещающие и разрешающие по теме «Наши права и обязанности». – Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. – Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения). – Какая самая главная обязанность у вас в семье? – А у вашего папы? – У кого больше всего обязанностей? – А какие обязанности существуют у учеников? – А откуда вы это знаете? (Устав школы). – Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника! – А в Уставе школы ваши права прописаны следующим образом:  Уважать права, честь и достоинство всех участников;  Прилежно учиться;  Иметь аккуратный вид; Соблюдать правила техники безопасности;  Беречь школьное здание, оборудование;  Придерживаться общепринятых правил поведения;  Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы. 5. Анализ ситуаций. – Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? (Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать и проиграть перед слушателями). 1 ситуация: Командир: – Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы. Вася: – Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка! 2 ситуация: Ваня: – Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала! Вика: – Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом! 3 ситуация: Мария Степановна: – Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике! Ваня: – Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых! 4 ситуация: Первоклассник (обращаясь к учителю): – Меня обидел ваш ученик, вот этот. Учитель: – Успокойся, не плачь. Расскажи в чем дело. Первоклассник: – Он поставил мне подножку. Сережа: – А он не имеет право унижать мое достоинство, показывая мне рожицы. 6. Заключительная часть. – Для того чтобы узнать насколько, вы усвоили материал урока, я предлагаю вам заполнить анкету (каждому ребенку раздается анкета).

infourok.ru

Беседа с учащимися “Наши права и обязанности”

Муниципальное образовательное учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия №200

Конспект

внеклассного мероприятия

на тему: «Наши права и обязанности»,

проведенного учителем 4 «А» класса

Магариной Надеждой Евгеньевной.

Ульяновск

13.11.2007

Тема: «Наши права и обязанности»

Цель:

  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .

Оборудование:

  • Карточки-знаки по правам человека;

  • выставка литературы по правовому воспитанию;

  • на доске – кроссворд.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать – заботиться о ком-то).

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

– Как понимать последние слова?

– Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши родители, они будут участниками нашей беседы, помощниками, арбитрами.

Сегодня можно получить консультацию.

Что значит слово консультация?

– И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, работы следят, чтобы не было нарушения прав человека (представляю родителей – юрист, социальный работник).

– Вместе с нами – сказочный маленький человечек . Кто он такой?

(Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей).

-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых

государственной властью норм и правил,

которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

3. Игра по кругу «Подари шар человечку»

По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)

Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)

В книге про маленького человечка есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. Где? (По школе, по городу). А мы подведём итоги.

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре).

Какое право мы вспомнили?

Наши гости-юристы покажут нам сердечком, как мы знаем права

( красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее – недостаточно)

Разведение понятий «права» и «обязанности»

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей)

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся

называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).

4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: – Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: – Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: – Он подставил мне подножку.

Серёжа: – А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Покажите на «волшебной линеечке», как каждой группе удалось

реализовать право высказывать своё мнение («аналитики» каждой

группы отмечают успешность работы своей группы по анализу и

обоснованию ситуаций).

Родители – юристы снова подтверждают верность – неверность высказываний.

ИТОГ.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Вот поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…»

6.Творческое домашнее задание:

-Отвечая на вопросы анкеты, вы признавались в том, что вами чаще нарушаются обязанности. А почему? (высказываются дети, родители)

1. К нам обратились за помощью учителя первоклассников.

Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им показалось, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, другое. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать, прорисовать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?!

2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращаюсь к выставке).

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

7. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Представители закона вручают каждому визиткусимвол маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести» для дежурства по школе.

 АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

infourok.ru

Классный час на тему: Классный час “Права и обязанности школьников”

          Воспитательный час

       «     Права и обязанности Школьников»

Цель: 1. Знакомство с основными правами и обязанностями детей;

2. Формирование умения применять знание прав и обязанностей на практике.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; что все люди имеют равные права.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Как вы думаете, что помогает понять игру? (правила игры)

В нашей жизни тоже есть правила, по которым живут люди.

Как называются эти правила? (права)

Им и посвящается наше занятие. Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

А что такое права человека? Постарайтесь дать наиболее полное определение.

Права – это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.
Права есть  у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей.

Но мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности?

Обязанность – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные, и они проявляются по всюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное – помнить о своих обязанностях

Какие у вас есть домашние обязанности – школьные, домашние, по закону?

(Выполнять устав школы, требования учителя, работников школы, дежурных, распорядок дня, технику безопасности).

Определи, что  является обязанностью школьника

-Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье …. убирает свою комнату.
-После того, как …  достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку в классе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся должны иметь учебники по каждому предмету.

Важнейшие права человека, о которых вы должны знать: на жизнь, на нормальные условия для развития, охрану здоровья, защиту от разного вида жестокости.

Никто не имеет права лишать человека жизни или наносить вред его здоровью.
Чтобы твоя жизнь и жизнь твоих близких, друзей была в безопасности, ты должен чётко соблюдать правила безопасного поведения.
Какие правила безопасного поведения ты знаешь?
Вспомни, как нужно вести себя на улице, в школе, дома.
Что может случиться, если ты не будешь соблюдать этих правил.

Соблюдение каких правил поможет тебе сохранить собственную жизнь и не нанести вреда жизни и здоровью других людей?
-Соблюдение правил дорожного движения.
-Соблюдение правил безопасного поведения в школе.
– Соблюдение правил  “хорошего тона”
– Соблюдение правил русского языка.

Право на уважительное отношение
Люди должны относиться уважительно друг к другу. Никто не имеет права унижать, оскорблять другого человека. Поэтому, где бы ты не находился в школе или дома, библиотеке, на улице, ты должен внимательно следить за своим поведением, речью, чтобы случайно не оскорбить или  обидеть кого-нибудь.)

Ребята, как вы думаете, что могло бы случиться, если бы люди не соблюдали этого права? (люди бы ссорились, ругались, обижали бы друг друга и никто не мог бы защитить их)

     Коля – ответственный ученик,  всегда вовремя выполняет задания, а Петя привык надеяться на других. Однажды он попросил у Коли списать домашнее задание, но тот ему отказал. Петя разозлился и начал оскорблять одноклассника.

    Во время прогулки  мальчики увидели Лёшу. Лёша занимался баскетболом. Он очень высокий мальчик. Ребята начали кричать ему вслед:
“Колонча! Посмотрите, колонча идёт!”

Какое право нарушили дети?

Право на образование

Ребята, как вы думаете, к каким последствиям могло бы привести отсутствие права на образование? (большинство людей было бы безграмотным, страна не могла бы нормально развиваться)

А всегда ли в нашей стране дети имели право на образование?  

Раньше учиться могли только дети богатых, знатных людей, а простые крестьяне оставались безграмотными. Большинство крестьянских детей не умели читать, писать, считать. Вырастая, они также оставались безграмотными. Их было легко обмануть.

Потом всё изменилось, и все дети получили право на образование

Обязанности несовершеннолетних, касающиеся образования?

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование.
  • Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом образовательных учреждений.

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы.

1. Получение бесплатного общего образования.

2. Соблюдение устава.

3. Бережное отношение к школьному имуществу.

4. Уважение человеческого достоинства.

5. Добросовестно учиться.

6. Выполнение требований работников школы.

7. Уважение чести обучающихся и сотрудников школы.

8. Следить за своим внешним видом.

9. Посещать мероприятия в школе.

10. Не нарушать дисциплину в школе, не допускать пропусков занятий без уважительной причины.

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.

И в заключение хочется сказать: «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о