Буква с конспект урока обучения грамоте – План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Урок обучения грамоте “Буквы С.с.”

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Урок обучения грамоте "Буквы С.с."

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

2мин

Самоопределение к деятельности.

Учитель организует эмоциональный настрой  учащихся к уроку,  читает строчки:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде

На уроках и в игре –

Чётко, внятно, говори,

Слушай, думай и ищи.

- Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками.

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Психологический настрой на совместную работу

Регулятивные

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

4мин.

Актуализация знаний.

Мы продолжаем путешествие по городу Буквограду.

- Кто в нём живёт? Буквы решили поиграть в «Путаницу» и встали друг за другом.

- Рассмотрите рисунок, какие буквы перепутались?

- На какие группы мы можем разделить эти буквы?

Мальчики - образуйте слоги  согласных с буквой а.

Девочки – образуйте слоги с буквой и.

Какие слоги у вас получились? Прочитайте их.

Какая буква ещё осталась на рисунке?  (С)

Учащиеся выделяют буквы из рисунка и называют их.

Р М Н Л И А

Гласные и согласные

Дети выкладывают слоги на парте (буквы в конверте)

Ар ам ан ал ра на ма ла

Ир им ин ил ли ми ри ни

Буква С

Познавательные

Анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.

Использование звуково-символических средств

Извлечение необходимой информации из рисунка,

3.1

Постановка темы и цели урока

- Кто догадался, о какой букве  будем говорить на уроке?

Какова цель нашего урока?

Будем говорить о букве С

Узнать новое про букву.

Коммуникативные

Умение точно и полно высказывать свои мысли.

3.2

4мин.

Постановка учебной задачи.

- Определим задачи урока. Закончите предложения.

1. Узнать ____________________.

2. Определить какие ___________.

3. Научиться  _____________.

Дети читают и договаривают предложения.

1. Узнать название буквы.

2. Определить какие звуки эта буква обозначает.

3. Научиться  читать слоги, слова с новой буквой.

Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действия.

Личностные

смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

Регулятивные

Установка последовательности в работе

4.

8мин.

Открытие новых знаний. Решение учебной задачи.

  1. – Итак, первая задача нашего урока: Узнать название новой буквы.

- Ребята, где мы можем узнать название новой буквы?

- Откройте форзац и найдите в алфавите новую букву.

- После какой буквы она стоит?

- Перед какой буквой она стоит?

На какой вопрос мы с вами ответили?

  1. - Какая вторая задача урока?

Поработаем с  иллюстрацией по букварю Стр 84

- Рассмотрите рисунок. Найдите предметы, в названии которых есть звук [с], [с’]?

Давайте поработаем парами.

  1. Работа в парах (1мин)
  • Вспомните правила работы в паре.
  • Выберите модель слова для анализа
  • Нарисуйте недостающий звук.
  • Докажите товарищу по парте правильность вашего выбора.
  • Покажите готовность.

Проверка

- какой звук обозначает буква эс?

Создание кластера

                        С с

                      «ЭС»

На какой вопрос мы ответили?

  1. Физминутка. Игра «Поймай звук» Девочки приседают, если услышат мягкий согласный звук. А мальчики – если твёрдый.

Синица, сыч (ночная птица), сорока, сёмга, сойка, сипуха

- Какое слово можно назвать лишним?

  1. Переходим к третьей задаче урока, …

- Необходимо ответить на вопрос. Как может читаться в словах буква? И твёрдо и мягко. Почему? Потому что обозначает и твёрдый и мягкий согласный.

- С какими буквами  гласных звуков она читается твёрдо? Мягко?

1. Работа по таблице. Букварь стр. 84 Повторим правила чтения.

 а) Сопровождающее чтение: Учитель, ученик.

Название новой буквы мы можем узнать в алфавите.

Это буква называется «ЭС»

Она стоит после буквы «ЭР»

Она стоит перед буквой «ТЭ»

Мы узнали название новой буквы.

Определим, какие звуки обозначает буква «эс».

Сосна, лес, лось, лоси, листья

Учащиеся работают в парах, проводят звуковой анализ слов с новым звуком.

ПРОВЕРКА (слушаем пару)

- Я выбрал слово ЛЕС

Последний звук в слове

[с]- с., тв., гл.

- Я выбрал слово ЛОСЬ

Последний звук в слове

[с’]- с., мяг., гл.

Дети выполняют движения, запоминают слова.

Слово сёмга в ряду лишнее, так как это рыба, а остальные птицы. (если дети не называют, говорит учитель)

Научиться читать слоги и слова с буквой «эс»

Если после согласного стоит А О У Э Ы – то согласный читается твёрдо, если и – то мягко.

Дети читают слоги с новой буквой за учителем, за ведущим из учащихся.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу; следовать плану её реализацию;

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Познавательные

- анализ, синтез, сравнение, обобщение

- структурирование знаний

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.

Коммуникативные

- развитие внимания;

- развитие диалоговой речи.

Познавательные

Развитие фонематического слуха у учащихся.

Расширение словарного запаса, логики.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знание, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

5.

5мин.

Первичное закрепление.

б) Прочитать слоги в парах (девочки с мягким согласным звуком, а мальчики с  твёрдым согласным звуком)

в) Какие слоги  являются словами?

2. Я предлагаю разные виды чтения:

  • Прочитаем

(ус, си, ми, сам, сом, сны)

Дети читают с увеличением громкости чтения: от тихого до громкого.

Чтение с чередованием: громко, тихо.

Чтение с ускорением: 1, 2, 3 …слога

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные

Осознание способа чтения слогов с новой буквой.

6.

5мин.

Самостоятельная работа с проверкой.

Физкультминутка пройдёт в игре «Разведчики» (3мин)

Задание: 6 разведчиков должны найти слова, в которых буква «ЭС» обозначает согласный твёрдый или мягкий, но в разных позициях в слове.

- Ребята прочитайте каждый своё слово, знаете ли вы значение этого слова?

Вы можете обратиться к книге атлас –определитель «От земли до неба»., автор Плешаков Андрей Анатольевич.

- Прочитаем частоговорки стр. 85

СУ-СУ-СУ – мы _____________ лису.

СЫ-СЫ-СЫ – у лисы усы.

СНЫ- СНЫ-СНЫ – лиса у сосны.

Слова у детей: (сова, барсук, сойка, осина, сныть, ирис, неясыть, сирень, лиса, рысь, синичка, лоси, сипуха, сосна, ясень, сорока, барбарис, овсянка, подосиновик, сыроежка, брусника, костяника, барбарис) (слова подчёркнутые – для начинающих читать, а остальные для читающих)

Дети читают своё слово, делят на слоги для чтения, ставят ударение

ПРОВЕРКА Разведчики читают слова, которые выбрали.

Дети читают частоговорки (мальчики - девочки) .

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по проведению контроля и самоконтроля выполнения заданий.

Познавательные

Извлечение из текста нужной информации

7.

8мин

Включение знаний в систему.

Работа с текстом. Стр. 85

1. -Рассмотрите картинку, о чём будет говориться в тексте?

2. - В тексте встретятся слова, давайте прочитаем их, чтобы подготовиться к прочтению текста.

Прочитайте слова с ударением. (про себя)

Проверка

Прочитайте слова с ударением, правильное чтение повторяют все.

3.Мы готовы прочитать текст.

- Прочитайте название рассказа. Почему не можем? - Что нужно сделать, чтобы найти нужное слово?

- У вас на парте ещё один текст:, выберите тот текст, с которым вы хотите поработать.

(текст дан на осенних листочках)

В лесу росла старая осина. Однажды в осину ударила молния. Большая ветка обломилась. Она придавила лосиху. Лось поднял ветку рогами. Лосихе удалось выбраться.

  • Ветка придавила лося или лосиху?
  • А молния ударила в лося?

Выберите текст для чтения.

Работа с текстом (3мин)

Проверка Прочитайте текст, какое слово вы выбрали для заголовка?

Ответы на вопросы после текста?

(о лисе, лосях)

Чтение слов в полголоса друг другу.

В заголовке пропущено слово

- Чтобы найти нужное слово, надо прочитать текст.

АЛГОРИТМ

  1. Прочитайте тест.
  2. Подумайте, какое слово нужно вставить в название.
  3. Объясните, почему вы выбрали это слово?

Текст 1.

ЛИСА и ЛОСИ.

Текст 2.

ОСИНА и ЛОСИ.

Регулятивные

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Учащиеся выполняют задание по учебнику

Познавательные

Чтение текста, нахождение ключевого слова для названия текста. Ответы на вопросы.

Работа по алгоритму.

8.

3мин.

Итог

Рефлексия.

Все ли задачи урока мы выполнили?

Что нового узнали на уроке?

Вспомните урок и попробуйте закончить предложения:

Я сегодня узнал …

Я сегодня научился …

Мне было трудно

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.

Спасибо всем вам за внимание  и  за урок!

Ученики высказывают свои впечатления от урока

Регулятивные:

Оценка своих достижений на уроке.

Личностные: самоопределение.

9

1мин

Задание на выбор.

  1. Вспомните слова, которые начинаются с тв. или мягк. согл с, которые можно найти в лесу?
  2. Лабиринт (карточка с заданием)
  3. Узнай птиц  напиши их названия.

Дети выбирают задания по интересу

nsportal.ru

Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [с,с'], буквы С с"

Конспект урока обучения грамоте (чтение).

Заикина Анна Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ№11»

С. Алексеевское

Благодарненский район

Ставропольский край

Тема урока: Звуки [c, c’]. Буквы Сс.

Класс 1

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с глухими звуками[с],[с’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «с»; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД :развитие основ самоорганизации- организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе того, что уже известно и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделировать различные языковые единицы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Office Power Point

Ход урока:

I.Организационный момент.

Психологический настрой учащихся на дальнейшую работу:

- В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнулись тем, кто слева,

Улыбнулись тем, кто справа.

Вместе мы одна семья!

II.Актуализация опорных знаний. Речевая разминка

-Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки

Звуки эти разные- гласные, согласные.

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- Назовите согласные звуки, которые мы уже знаем.

( На доске модели изученных звуков, одна из них пустая)

III.Постановка общей проблемы.

- Что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?(Вопросы записаны на доске: Какой звук? Какой буквой он обозначен?)

Помогите мне закончить предложения. Игра «Доскажи словечко».

На слайдах появляются картинки.

Дети пошли в …(лес). Там они собирали …(смородину, семена клена). Вдруг на поляну вышел …(лось). Лось любит …(соль).

- Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста? Придумаем его название. Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.

- Подумайте и определите, какова тема урока, чему мы будем учиться ?

IV.Формулирование учащимися темы и задач урока. Учитель корректирует.

V.Усвоение новых знаний.

Знакомство с новыми звуками.

- На экране изображены предметы. Назовите их (Лес, смородина, семена, лось, соль)

- Что общего в этих словах?

- Исследуйте эти звуки, что можете рассказать о них?( Варианты ответов учащихся)

Работа по группам.

- А сейчас вы все будете работать учеными. Для этого разделимся на три группы. (учащиеся садятся по группам: 1-й ряд- первая группа, 2-й ряд- вторая группа и 3-й ряд- третья группа).

- Чтобы работа удалась, вспомним правила работы в группе.

Задание для первой группы: еще раз произнесите по очереди слова и сделайте вывод : звук [с] гласный или согласный?

Задание для второй группы: проанализируйте эти слова: лес , смородина, семена, лось, соль .Сделайте вывод: звук [с] звонкий или глухой?

Задание для третьей группы: проанализируйте эти слова и сделайте вывод: звук [с] в словах бывает твердый или мягкий?

Далее представители групп выходят к доске и делают выводы о звуке [ с].

Знакомство с новой буквой.

- Кто знает, как правильно называется новая буква?

- Где её место в алфавите?

-Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

-Давайте поселим эту букву на ленту букв.

Игра «Фантазеры»

- Давайте пофантазируем, на что похожа буква с?(на дугу, полуовал, подкову…)

-Что за буква светится старым ясным месяцем?

Физминутка .Игра «Хлопки»

Если в слове есть звук «с», хлопаем, если нет звука – топаем.

Сом, звон, рысь, маска, заря, колесо, печь, оса, базар, лопата, слон, цыпленок, заяц, лист.

VI.Первичное закрепление. Работа в учебнике «Азбука»с.56-57.

Чтение слогов, слов и предложений.

Слоги читают слабо читающие дети, слова- средне читающие, предложения – хорошо читающие дети.

Чтение текста «Россия»

Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и опорным словам

- Рассмотрите иллюстрацию, подумайте, о чем мы сейчас будем читать?

- Прочитайте слова, что они означают?

Родились, родители, Россия, аромат, смородина

Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.

Беседа по содержанию.

-О чем текст? Как называется наша страна? А наше село? Какие интересные места есть в нашем селе и её окрестностях?

Работа в парах.

Чтение текста по предложениям.(Один читает, второй слушает и наоборот)

VII.Итог урока.

- Какие цели ставили? Смогли мы их добиться?

- С какими согласными звуками и буквой познакомились?

Оцените свою работу и работу других детей.

infourok.ru

«Звуки [c, c’]. Буквы С с.»

Конспект урока обучения грамоте по теме: «Звуки [c, c’]. Буквы С с.»

1 класс. УМК «Планета знаний»

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с глухими звуками[с],[с’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «с»; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД :развитие основ самоорганизации- организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе того, что уже известно и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделировать различные языковые единицы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация ,рисунки предметов ( баранка, кружка, буква В), песочные часы.

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся на работу:

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.

Давайте проверим, все ли готово к уроку.( Букварь, тетрадь на печатной основе.пенал.)

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

-Ребята, как всегда начинаем урок с речевой разминки.

Речевая разминка:

В некотором царстве,

Звуко – государстве

Жили – не тужили,

С Язычком дружили:

Свистелочка  –  СССССС( Дети повторяют),

Звенелочка – ЗЗЗЗЗЗ,

Шипелочка – ШШШШШ,

Жужжалочка –  ЖЖЖЖЖЖ.

Вопелочка – ААААА,

Ревелочка – УУУУУ,

Пищалочка – ИИИИИ,

Гуделочка – ГУУУУУ.

Учитель.

-Молодцы.

-Ребята, я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их. Как только дети называют отгадки, на слайде появляются картинки-отгадки.

Загадки.

Все лето стояли
Зимы ожадали.
Дождались поры-
Помчались с горы.( Санки.)

Парашют  озорной 

Весело порхает
Он ажурный, резной, 
А в ладошке – тает…(Снежинки)

Во дворе стоит с метлой,
Дружит с нашей детворой,
Улыбается хитро,
Вместо шляпы - есть ведро!

(Снеговик)

Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аля и не Шурочка… Ее зовут…
(Снегурочка)

Слайд.

III.Постановка общей проблемы.

-Какие предметы вы видите?

- Что объединяет все эти слова? ( Тема : зима, Все начинаются с буквы с.)

-Назовите первый предмет. С какого звука начинается это слово? Давайте дадим характеристику этому звуку. ( Согласный ( почему?), твердый , глухой.)

Аналогично проходит работа проходит с другими словами.

-Ребята, а обозначает ли буква с мягкий звук, какой? Приведите пример слова.

-Молодцы, как вы думаете с какой буквой мы сегодня будем знакомится?

Цель урока.

IV.Формулирование учащимися темы и задач урока. Учитель корректирует.

Учитель .

Посмотрите перед вами печатная большая и маленькая буквы с, заглавная письменная и строчная буква с.

Слайд 2.

- Где её место в алфавите?

-Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

Работа в тетради. Печатание буквы С.

V.Усвоение новых знаний.

Работа с учебником с.71

Учитель.

- Давайте прочитаем столбики слов жужжащим чтением.

- Чтение и анализ каждого столбика слов.

- Что написано в первом столбике?

-Что общего в записи?

-Чем различны?

-Дополни словосочетание в четвертом столбике.

- Подбери слова с противоположным значением к словам четвертого столбика.

- Какая тема объединяет слова пятого столбика? ( Спорт.)

Физминутка . Игра «Хлопки»

Если в слове есть звук «с», хлопаем, если нет звука – топаем.

Сом, звон, рысь, маска, заря, колесо, печь, оса, базар, лопата, слон, цыпленок, заяц, лист.

VI. Первичное закрепление.

Прогнозирование содержания текста по иллюстрации

- Рассмотрите иллюстрацию, подумайте, о чем мы сейчас будем читать?

Чтение текста учителем ( первичное восприятие).

Беседа по содержанию.

- Что я прочитала? –Почему это текст? Какая тема текста?

-О чем текст? Что такое стадион? А словосочетание- спортивная команда?

-Как мы можем озаглавить данный текст? Сколько частей в этом тексте?

Работа в парах.

- Чтение текста про себя ( Жужжащее чтение.) Чтение текста по предложениям. (Один читает, второй слушает и наоборот)

Чтение текста учащимися по цепочке.

-Прочтите вопросительное предложение. Почему оно вопросительное? С какой интонацией надо читать вопросительные предложения?

Учитель.

-Какие виды спорта вы знаете? Какими видами спорта вы занимаетесь?

-Что дает человеку спорт?

Учитель.

-Ребята, помните мы с вами говорили, что буквы могут быть знаками, которые помогают ориентироваться человеку в жизни.( Например . что может человек понимать , когда видит букву т на легковой машине?)

-Сегодня мы рассмотрим, что еще нам могут рассказать буквы , которые написаны на одежде людей.

Слайд 3.

Учитель.

-Молодцы, ребята, а теперь будем работать в тетради на печатной основе. Стр.34.

Работа в тетради. №3.

Учитель.

- Сравни названия двух предметов. Какими звуками они различаются, Подпиши под рисунками буквы, обозначающие эти звуки.

Слайд 4.

Слайд 5.

( Марка-маска; колосок-колобок.)

Игра «Превращение в букву».

Работа в группе по рядам.( Три группы.)

Учитель.

-На доске нарисованы предметы( Баранка, кружка, мягкая игрушка Вахтенг-буква В), через одну минуту вы должны рассказать как из этих предметов сделать букву с.

Время будут измерять песочные часы.( Обсуждение выполнения задания в команде.)

VII.Итог урока.

- Какие цели ставили? Смогли мы их добиться?

- С какими согласными звуками и буквой познакомились?

infourok.ru

«Звуки [с], [с'], буквы Сс. Старый друг лучше новых двух».

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока обучения грамоте

в 1 «А» классе

18.10.2017г.

дата

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

УМК «Школа России», 1 класс, 1 ч., В. Г. Горецкий «Азбука», стр. 44-45

Тема урока: «Звуки [с], [с'], буквы Сс. Старый друг лучше новых двух».

Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся со звуками [с], [с'], буквами Сс; формирования навыка чтения (умения читать слоги, слова, предложения с изученными буквами).

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению звуков [с], [с'], букв Сс, по формированию навыка чтения.

Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, умение работать со схемами – моделями, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления при формировании навыка чтения.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуре учебного труда, интереса к предмету, умению работать в коллективе, культурного поведения на уроке; доброго отношения ко всему живому, уважения к мнению других людей.

Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.

Планируемые УУД:

Личностные: развитие интереса к предмету, логического мышления внимания, воображения, памяти, развитию речи; уважение к мнению других людей, осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, выполнение правил поведения ученика на уроке.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; расширение словарного запаса.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя; развитие умения участвовать в различных формах работы в классе.

Предметные: формирование умения выделять звуки в слове, устанавливать порядок звуков в слогах и словах; развитие умения выполнять слого - звуковой анализ; развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса; формирование навыка сознательного, правильного, слогового чтения.

Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. “Азбука”, толковый словарь Ожегова, тетрадь для работ по печатанию, приложение «Буква за буквой».

Ход урока

  1. Организация начала урока

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, меня зовут Ирина Дмитриевна.

2. Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: азбука,тетрадь для работ по печатанию, пинал с цветными карандашами.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

- Прежде, чем начать наш урок, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. Моё настроение, например, соответствует данному смайлику, оно бодрое, светлое, весёлое.

  1. Актуализация умений, знаний

1.Фронтальная работа

У.: - Вспомните, какие пословицы о дружбе и взаимопомощи вы изучили на

уроках обучения грамоте?

О.: - Берись дружно, не будет трудно

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

У.: - Может кто-то знает ещё пословицы и хочет поделиться со всем классом?

О.: - Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Дружба всего дороже.

Настоящему другу цены нет.

У.: - Ребята, как вы понимаете выражение «старый друг»? Расскажите о своем друге, с которым подружились в детском саду или во дворе в дошкольном детстве? Чем этот друг интересен, почему завязалась дружба? Поддерживаются ли отношения в настоящее время? Что совместно делаете с друзьями?

О.: - «Старый друг» - это тот друг, с которым давно знаком, долго дружишь.

2.Анализ учебной деятельности учащихся (на данном этапе).

У.: - Какие вы молодцы, я вижу у вас много хороших друзей и что вы очень дружный класс. Вы знаете, что новых друзей тоже нужно беречь, потому что через много лет эти новые друзья станут старыми друзьями. И когда вы окончите школу и встретитесь где-то, то вы обрадуетесь встрече. Ведь даже если вы не были дружны в школе, то опознаете, друг друга по характерным признакам и поможете, друг другу, если в этом есть необходимость. И будете помнить друг друга всю жизнь.

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: - Сейчас я расскажу скороговорку, слушайте внимательно. Вам предстоит ответить на вопрос, какой звук чаще всего произносится?

Ах, вы, сени, сени, Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.

О.: - Звук [с], чаще всего поизносится.

У.: - Верно, как вы думаете, какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке? Обратите внимание на «слова - помощники»: будем учиться, узнаем, научимся, познакомимся со звуками.

О.: - Сегодня на уроке мы познакомимся и узнаем о букве С.

У.: - Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [с], [с'], узнаем, какой буквой они обозначаются, будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой и другими буквами.

  1. Физминутка

Проговаривание чистоговорок.

У.: - К звукам [с], [с'] добавляем гласные и придумываем к получившемуся слогу рифму.

Попробуем: са – са – са

О.: - В лесу бегает лиса

У.: - Теперь все вместе.

О.: - Са – са – са – в лесу бегает лиса.

У.: - Молодцы.

Со – со – со

О.: - У Вовы колесо.

У.: - Все вместе.

О.: - Со – со – со – у Вовы колесо.

У.: - Ос – ос – ос

О.: - На поляне много ос.

У.: - Все вместе.

О.: - Ос – ос – ос – на поляне много ос.

У.: - Су – су – су

О.: - Было холодно в лесу.

У.: - Все вместе.

О.: - Су – су – су – было холодно в лесу.

У.: - Усь – усь – усь

О.: - На лугу пасется гусь.

У.: - Все вместе.

О.: - Усь – усь – усь – на лугу пасется гусь.

У.: - Молодцы.

  1. Открытие новых умений, знаний

Выделение новых звуков [с], [с'] (работа с предметными рисунками, составление схем-моделей слов)

У.: - Откройте Азбуку на странице 45, посмотрите на первую картинку, что изображено?

О.: - На картинке изображён лес.

У.: - Произнесём протяжно, выделяя последний звук.

О.: - Протяжно произносят слово, выделяя последний звук «лес».

У.: - Теперь произносим звук [с].

О.: - Произносят звук [с].

У.: - При произнесении звука [с]выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум, подобный свисту. Скажите, звук [с] гласный или согласный?

О.: - Это согласный звук.

У.: - Чтобы убедиться, что это согласный звук, посмотрим на ленту букв и проверим, правильно ли вы определили ей место.

О.: - Смотрят ленту букв.

У.: - Какие же вы молодцы. Теперь перейдём ко второй картинке. Кто на ней изображен?

О.: - На картинке изображён лось

У.: - Произнесём протяжно, выделяя последний звук.

О.: - Произносят протяжно [с′].

У.: - Теперь произносим звук[с′].

О.: - Произносят звук [с′].

У.: - Произнесите оба слова изображенных на картинке.

О.: - Лес, лось.

У.: - Какие звуки у нас получились?

О.: - Звуки [с] и [с′].

У.: - Чем отличаются звуки [с] и [с′]?

О.: - Отличается тем, что один звук твёрдый, другой мягкий.

У.: - Верно, в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с′] – мягкий.

Характеристика новых звуков [с], [с'] (гласный или согласный; звонкий или глухой, твердый или мягкий).

У.: - Охарактеризуйте звук [с], какой он гласный или согласный; звонкий или глухой, твердый или мягкий.

О.: - Звук [с], согласный, глухой, твёрдый.

У.: - Охарактеризуйте звук[с'], гласный или согласный; звонкий или глухой, твердый или мягкий.

О.: - Звук [с'], согласный, глухой, мягкий.

У.: - Верно молодцы.

Упражнения в слышании новых звуков [с], [с'].

У.: - Сейчас мы с вами поиграем в игру. Название которой «Твердый – мягкий».

Я буду назвать слова, а вы должны определить мягкий или твёрдый звук слышится в слове и где находится этот звук: в начале слова, в середине или в конце.

Твердый – показывается синий карандаш.

Мягкий – показывается зелёный карандаш.

Готовы?

О.: - Да.

У.: - Сад.

О.: - Твёрдый звук, находится в начале слова.

У.: - Карась.

О.: -Мягкий звук, находится в конце слова.

У.: - Рис.

О.: - Твёрдый звук, находится в конце слова.

У.: - Колос.

О.: - Твёрдый звук,находится в конце слова.

У.: - Бусы.

О.: -Твёрдый звук, находится в середине слова.

У.: - Синий.

О.: - Мягкий звук,находится в начале слова.

У.: - Суп.

О.: - Твёрдый звук,находится в начале слова.

У.: - Сосна.

О.: - Твёрдый звук,находится в начале и в середине слова.

У.: - Осина.

О.: - Мягкий звук, находится в начале слова.

У.: - Какие же вы молодцы, всё ответили верно.

Обозначение звуков [с], [с'] буквами. Откройте Азбуку на стр. 45

У.: - Посмотрите на буквы в правом верхнем углу.

О.: - Смотрят.

У.: - Звуки [с] и [с′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с. Назовите правильное произношение этой буквы

О.: - С (эс).

У.: - Почему одна буква заглавная, а другая строчная?

О.: - С заглавной буквы начинается предложение, пишутся все имена собственные, а строчная буква нужна для остальных слов и предложений.

Ознакомление с новыми буквами

Представление буквы С, с.

У.: - Я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно, что ответить правильно, на что похожа буква «С»?

1. Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.

О.: - Буква С похожа на подкову.

У.: - Правильно.

В небе вы не замечали?
Был он буквой «О» вначале.
Превратился в букву «С»,
А к утру совсем исчез.

О.: - Месяц.

У.: - Правильно. Может кто-то ещё скажет, на что похожа буква «С»?

О.: - Буква «С»похожа на кусочек сыра, на дольку арбуза, на дольку апельсина, мандарина, дыни, на разрезанный лимон, а так же на мармеладки - фруктовые дольки.

У.: - Молодцы. Открываем свою тетрадку по печатанию.

О.: - Открыли тетрадь.

У.: - Печатаем буквы Сс в тетрадях.

О.: - Записали.

У.: - Молодцы.

  1. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой,

9 - опустить левую руку на плечо,

10 - правую руку на плечо,

11 - левую руку на пояс,

12 - правую руку на пояс,

13 - 14 - хлопки руками по бедрам.

Повторить 4 - 6 раз.

Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

  1. Закрепление открытых умений, знаний

Чтение слияний.

У.: - Открыли Азбуку на странице 45, читаем слияния.

О.: - Си  са  со  сы  су

У.: - Читаем слияния, в которых звук [с].

О.: - Са  со  сы  су

У.: - Читаем слияния, в которых звук[с'].

О.: - Си

У.: - Правильно.

Чтение слов в столбиках.(прочитать слова в столбиках, выполнить задания)

У.: - Прочитайте слова и сравните.

- Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.

О.: - Читают и сравнивают.

Осина – осины имеют звук [с'], а сосна – сосны звук [с].

У.: - Верно, может кто - то ещё что-то заметил?

О.: - Осина – сосна они одни, а осины – сосны их много.

У.: - Правильно, одно – единственное число; много – множественное число.

Придумайте предложения с этими словами.

О.: - Сосны стоят на поляне.

У.: - Запишите схему этого предложения в тетрадь по печатанию (одного ученика вызываю к доске).

О.: - Записывают.

У.: - Кто ещё придумал предложение?

О.: - Осина качается от сильного ветра.

У.: - Запишите схему этого предложения в тетрадь по печатанию (одного ученика вызываю к доске).

Чтение текста.(прочитайте текст про себя, подготовьтесь к чтению вслух; прочитайте текст вслух).

У.: - Прочитайте текст.

Нина у осины.

Инна у сосны.

- Ау, Нина! Ау!

О.: - Читают текст.

У.: - Попробуйте продолжить текст.

О.: - Продолжают текст.

- Ау, Инна! Ау!

Девочки искали друг другу в лесу.

Смысловой анализ текста.

У.: - Девочки стояли возле одинаковых деревьев? Каких?

О.: - Нет, они стояли возле разных деревьев. Нина у осины, Инна у сосны.

У.: - Девочки были вдвоём в лесу?

О.: - Да, они были вдвоём.

У.: - А как вы считаете можно в лес ходить без взрослых?

О.: - Нет, без взрослых в лес ходить нельзя.

У.: - Верно, а то можно заблудиться как эти девочкт.

Графический анализ текста.

У.: - Сколько в тексте предложений?

О.: - В тексте 4 предложения.

У.: - Прочитайте предложения, в которых есть буква «с».

О.: - Нина у осины.

Инна у сосны.

У.: - Всё верно.

  1. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Возвращаемся к нашим «словам-помощникам, определяем, выполнили ли мы учебные задачи сегодняшнего урока:

будем учиться учились

узнаем узнали

научились познакомились

У.: - С какими звуками, какой буквой познакомились на уроке?

О.: - Сегодня на уроке мы познакомились со звуками [с], [с'], буквой Сс.

У.: - Что было интересного на уроке?

О.: - Мне понравилось рассказывать о своём лучшем друге; читать текст и придумать к нему продолжение; знакомится с новой буквой; разгадывать загадки.

У.: - Что вызвало затруднения? Почему?

О.: - У меня вызвало затруднения быстро придумывать предложение на букву С и записывать схему предложения.

У.: - Ребята, у вас на столах лежат смайлики, выберете тот, который соответствует вашему настроению.

О.: - Показывают выбранные смайлики.

У.: - Я очень рада, что настроение у вас изменилось в лучшую сторону. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными.

multiurok.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный  момент

Давайте вспомним правила поведения на уроке.

Скажите, как должен вести себя ученик на уроке?

Верно, я думаю, что сегодня каждый из вас будет следовать этим правилам и не нарушать их.

А теперь, внимание, посмотрите на меня, выпрямите спинки, сложите аккуратно руки на парту.

Покажите мне, что вы все готовы

При ответе поднимать руку, не выкрикивать, не мешать соседу, слушать внимательно учителя и тд

2. Актуализация знаний. (работа с буквами)

Посмотрите на доску, что мы видим?(«Вредный дымок»)

Дым закрыл буквы

Что мы можем сделать?

Назвать буквы, которые спрятал дым

Кто сможет назвать их?

Гэ,  пэ, тэ, эр, и, эн, ка;

Какая буква лишняя?

и

Докажите

Буква и называет гласный звук, остальные буквы согласных звуков

Посмотрите внимательно на доску. Что это?

Схема

Она заполнена?

Нет

Какое задание мы можем выполнить?

Заполнить пустые квадраты

Про что эта схема?

Про звуки

Какими бывают звуки?

Согласные  и гласные

Приведите примеры

Эн, а

На какие группы можем разделить согласные?

Звонкие и глухие

Приведите примеры

Гэ, ка

Кто сможет прочитать схему?

Наша речь состоит из звуков. Звуки делятся на две большие группы: согласные и гласные. Согласные бывают звонкими и глухими

Для чего мы выполняли это упражнение?

Мы повторяли ранее изученные буквы, чтобы запомнить их

3.Выход на тему урока, формулировка цели  и задач.

На экране картинки салют, стрела, сено, серп

Назовите предметы, изображенные на картинках

Распределите прозвучавшие слова на две группы и сформулируйте тему урока

В первую группу можно отнести слова салют, стрела, потому что они начинаются со звука с. Во вторую группу можно отнести слова сено, серп, потому что они начинаются со звука [с]. Значит тема сегодняшнего урока - "Звуки [с], [ с] и буква, которая их обозначает.

4.Знакомство с новым звуком

На экране иллюстрации лес и лось

Посмотрите на первую иллюстрацию. Что вы видите?

Лес

Что видите под картинкой?

Схему

Это схема слова лес

Сколько слагов в слове лес

Один

Почему?

Один гласный звук

Из каких частей состоит слово?

Слияние ле  и звука вне слияния с

Назовите первый согласный звук

л

Какой звук стоит после звука л ?  

э

Назовите последний согласный звук

Посмотрите на вторую иллюстрацию. Что видите?

Лось

Что видите под картинкой

Схему

Сколько слогов в слове лось?

Один

Почему?

Один гласный звук

Из каких частей состоит

Слияние ло и звука вне слияния с

Из каких звуков состоит слияние?

Согласного л и гласного о

Произнесите последний звук слова лес, лось

с

Свободно ли проходит воздух? Встречают ли преграду во рту

Мешают зубы, язык

Значит,  это какие звуки

Согласные

Закройте уши, произнесите эти звуки и прослушайте их

Услышали голос при произношении?

Нет, это глухие звуки

Расскажите о звуке ( с ). Какой это звук?

Согласный, глухой,твердый

Расскажите о звуке ( с ). Какой это звук?

Согласный, глухой, мягкий

Паравоз вез в вагончиках слова, в которых есть мяг. согл. зв.  и тверд. согл. зв. Вдруг он проехал по кочке, а из вагончиков рассыпались слова. Теперь нам надо собрать их по своим вагончикам.

Осина, стена, оса, нос, косточка, семга, вопрос, десять, сорока, сила

В какой вагончик поместим слово осина? И т.д.

во второй

Какую работу мы сейчас выполняли?

Читали слова и выделяли в них звуки с и с

Сейчас все встанем и проговорим чистоговорки со звуками с и с

Са- Са- Са- в лесу живет лиса.

Со-Со-Со- у Вовы колесо.

Ос- Ос- Ос- на поляне много ос.

Су- Су- Су- было холодно в лесу.

Усь- Усь- Усь- на лугу пасётся гусь.

Какой звук чаще встречался, твердый с или мягкий с?

Твердый с

Физминутка

5.Знакомство с новой буквой

Со звуком мы познакомились. А как же мы этот звук будем отображать на письме?

При помощи буквы

Какую задачу мы можем поставить перед собой?

Познакомится с буквой, которая означает звук с и с

Для обозначения звуков с, с служит буква эс

Это печатная буква с (заглавная) и (строчная). (напечатаны на доске)

Постарайтесь запомнить, как она называется: эс. Давайте хором проговорим 3 раза

Эс, эс, эс

На что похожа буква с?

На полумесяц, на полуовал, подкову

Послушайте стихи.

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Селы мышка в уголок,

Съела бублика кусок

Как вы думаете, когда мы пишем большую букву эс?

При написании имен, городов и названий рек

Приведите примеры

Света. Ставрополь. Сена

Откроем тетради для печатания на странице 17

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Печатать букву с

Взяли ручку синего цвета, сели красиво, спинка прямая. Смотрим как надо печатать.

Взяли в руки ручки, обведите данные буквы

Напечатайте еще столько букв, сколько слогов в слове Севастополь

Что такое Севастополь?

Город

Сколько слогов в этом слове?

4

Как определили?

4 гласных звука, можно это слово «прохлопать»

Сколько букв напечатаем?

4

Для чего мы выполняли это упражнение?

Чтобы уметь печатать букву эс

Чтение

А) слогов

Отложили тетради.

Теперь мы знаем как выглядит буквы эс. И мы можем читать слоги, слова и предложения с этой буквой

Откроем азбуку на странице 60. Что мы видим сверху?

Букву с и не закрашенная схема человечка

Как мы должны его закрасить?

На голове черную шляпу – звук глухой

Один башмачок синим, другой зеленым

Почему именно так?

Шляпа – так как он глухой

Синий –обозначает твердый звук

Зеленый – обозначает мягкий звук

Прочитаем первый столбик слогов справа от звуковичка. Читаем по цепочке.

На, кА, та, СА

Но, ко, то, со,

Ну, ку, ту, су,

Ни, ки, ти,си

В какой строчке находится буква, с которой мы сегодня познакомились?

В нижней

Какой столбик на ваш взгляд является лишним?

Последний?

Почему?

В последнем столбике все согласные мягкие

Дополните слоги так, чтобы получились слова

Нота, нитка, народ, кот, кит, каток, курица…

Попробуйте вспомнить слово, образованное при помощи 2 нот?

Фасоль

Каким бывает каток?

Ледяной, на котором катаются на коньках и машина-каток, которой делают дорогу

Как называется муж курицы?

петух

Читаем второй столбик. Читают девочки

Что вы заметили?

У них есть общая часть ус

Во 2 классе вы узнаете, что такая часть слова называется корень слова. Как вы думаете, почему эту часть так назвали?

От этой части образуются другие слова

Чем отличаются слова ус и усы?

Ус – один предмет, усы – несколько предметов

У кого усики?

У насекомых

Как из слова ус получилось слово усик?

При помощи части ик

Читаем второй столбик. Читают мальчики

Какой звук во всех этих словах обозначает буква эс?

Твердый

Прочитайте третий столбец шепотом.

Что общего есть у этих слов?

Часть слова сто

Что еще одинаково?

Отвечают на вопрос что?

Прочитайте слово, обозначающее слив воды

сток

Прочитайте четвертый столбец про себя

Что такое трос?

Это толстая стальная веревка

Найдите в следующих столбцах короткое слово, обозначающее большой предмет

сыр

Длинное слово, обозначающее маленький предмет

Сынок-сырок

Чему мы сейчас учились?

Читать слоги и слова

Что мы еще не читали?

Предложение

На этой же странице под картинками даны предложения. Прочитаем их. Первое предложения прочитает…

Тут сороки.

Кто такие сороки?

птицы

Ох, уж эта сорока! Как ее только не называют: белобока, болтушка, воровка! А на самом деле: красивая, подвижная, жизнерадостная и полезная птица. Сороки всеядны. Они уничтожают в огромном количестве вредителей леса. Истребляют также грызунов. Сорока очень неравнодушна к незнакомым и блестящим предметам. Поселившись вблизи человека, она может таскать и прятать в укромном месте металлические ложки, кусочки стекла или зеркала, ключи и тому подобное. Но не приучает ли она этим человека к порядку: зачем разбрасывать, где попало свои вещи или мусор? При приближении человека или животного, сорока начинает громко стрекотать. Так что это не просто «сорочья болтовня», а сигнал тревоги для других птиц.

Звуко-буквенный анализ

Сделаем звуко-буквенный анализ слова сорока

С чего начнем?

Обозначаем слово линией

Определим сколько слогов. Прохлопаем это слово. Сколько слогов?

3

Каким будет следующий шаг?

Постановка ударения

Как определим?

Позовем, ну сороооока

На какой слог падает ударение?

На второй

Произнесите первый слог

са

Из каких звуков он состоит?

Твердый согласный с и безударный гласный а

Какими цветами обозначим эти звуки?

Синим, красным

Произнесите второй слог

ро

Из каких звуков состоит?

Твердый согласный р и ударный гласный о

Какими цветами обозначим?

Синим и красным

Произнесите третий слог

ка

Какие звуки?

Твердый согласный к и безударный гласный а

Какими цветами обозначим?

Синим и красным

Проверим нашу схему. Проговорим хором.

ар о ка

Обозначим звуки буквами

сорока

Ребята, буква а уехала в отпуск, вместо нее на письме работает буква о

Получилась у нас схема?

Да

Ребята, подумайте. Что мы еще не прочитали? Слоги чтали, слова и предложение читали.

Текст

В азбуке на этой же странице. В самом низу дан текст. Будем читать по одному предложению.

Сопка - это горы на Дальнем востоке

Как можно одним словом назвать осины и сосны?

деревья

Осина – это подружка белой березы. Любит яркий солнечный свет. У осины ствол темно-серый. Листья у осины особенные. При ветре они дрожат, колышутся. Осина – очень полезное дерево. Почки и листья собирают для приготовления целебного отвара и мази.

Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосны – самые древние деревья на нашей планете.

Что такое ростки?

Почему в тексте говорится, что тут сыро?

Рядом с сопкой течет река

Итог урока

Урок подошел к концу. Подведем итоги урока.

Какой была тема урока?

Буква с и звуки с и с

Что у нас получилось?

Печатать букву, читать слова с новой буквой

Рефлексия

Поднимите руку, кто сегодня много узнал и все понял.Покажите на пальцах оценку, которую вы поставите себе за урок

nsportal.ru

Конспект урока обучения грамоте на тему:"Буква с"

СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8

Учитель: Одинцова Лидия Александровна

Методист: Фролова Оксана Анатольевна

Конспект

урока обучения грамоте

на тему: «Звуки [с], [с’]. Буква С с», проведенного

в ГБОУ СОШ №13 Невского района 09.11.2017г.

Выполнила: студентка 412 группы

Иванова Надежда Сергеевна

Санкт-Петербург

2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

Обучение грамоте

Класс

1

Тема урока

Звуки [с], [с’]. Буква С с

Дидактическая цель

Создать условия для ознакомления учащимися согласными звуками [с, с’], буквами С,с; формирование умения писать строчную букву с

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения (потребности).

Л2. Иметь способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

МР1. Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

МР2. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

МР3. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать свой выбор;

МП1. Строить речевое высказывание в устной форме;

МК1. Уметь работать в группах

МК2. Слушать и понимать речь других;

МК3. Уметь устно формулировать собственное мнение, осуществлять рефлексию.

П1. Знать особенности артикуляции звуков

[с, с’] ;

П2. Владеть навыками слогового чтения с буквой «С»;

П3. Читать предложения с интонацией и паузой в соответствии со знаками препинания;

П4.Уметь писать строчную букву с

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Познакомиться с согласными звуками [с], [с’] и буквой обозначающей эти звуки.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Звук, согласный звук [с], согласный звук [с’], звонкий, глухой, твердый, мягкий звук; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы С, с; слог, предложение, знаки препинания, родственные слова; близкие по значению слова

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая технология, групповая, рефлексивная

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучение грамоте

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПР

Ι. Организационное начало урока

Приветствие.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Проверим готовность к уроку. На столах у вас должны лежать учебник, дневник, пенал, разрезная азбука и карточки.

Приветствие.

Проверяют свою готовность к уроку.

Л1

ΙΙ. Актуализация знаний

Ребята, на доске перемешались буквы, наша задача разделить все буквы на 2 группы.

Задание выполняется в паре у доски

Как разделили, как еще можно разделить?

(вторая пара у доски)

Как еще можно разделить?

Какие звуки обозначает буква м?

В произношение гласных звуков мы используем только голос, в произношении согласных звуков и голос и шум.

Сообщение темы и постановка учебной задачи

Как воздух выходит из шарика?

Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]

Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]

Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]

Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]

Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]

Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]

Какой звук вы произнесли?

Сегодня мы отправимся в гости к новому звуку [с].

Как думаете, что нового узнаем на нашем уроке?

делят буквы на группы

(на доске Заглавные, строчные, печатные и письменные буквы)

С-с-с

Познакомимся с новым звуком [с] и буквой С

МР2

МР1,МП1

IΙΙ. Изучение нового материала

1. Знакомство с новыми звуками [с, с’]. Характеристика звуков.

а) Выделение звука [с] и характеристика

Отгадайте загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малиной,

А Васю — хворостиной.

(На доске схема-модель слова «лес»)

Посмотрите на схему-модель. Сколько слогов в слове?

Произнесите этот слог.

В слове «лес» звук [с] гласный или согласный? Почему?

Звук [с] твердый или мягкий?

звонкий или глухой?

Почему глухой?

Закроем уши и произнесем звук м, видите, мы слышим голос, поэтому м звонкий, а теперь произнесем звук с, слышим голос или только шум?

Кто попробует дать характеристику звуку [с]

б) Выделение звука [с’] и характеристика

Следующая загадка.

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый …

(На доске схема-модель слова «лось»)

Посмотрите на схему-модель. Сколько слогов в слове?

Произнесите этот слог.

В слове «лось» звук [с’] гласный или согласный? Почему?

Звук [с’] твердый или мягкий?

звонкий или глухой?

Кто попробует дать характеристику звуку [с’]

2. Звуковые упражнения на распознавание звука в словах, определение его места в слове.

А сейчас мы с вами поиграем в игру Друзья Симы и Сэма, кто догадался, как в нее играть?

Девочки-друзья Симы, а мальчики-друзья Сэма, когда называю слово со звуком [с’]-девочки хлопают в ладоши, когда называю слова со звуком [с]-мальчики топают

Слова: Сад, карась, сок, сирень, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина, осень

Продолжаем урок. Следующая игра «Волшебники»

Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову вам слово, а вы попробуйте изменить в нем первый звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кот - пот.

Слова для изменения первого звука: точка, лак, день, педаль, макет.

3. Знакомство с буквой.

Звуки [с] и [с’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс). На что похожа буква? Сравните с ранее изученными буквами. Найдите букву С на ленте букв. Что вы можете сказать об этой букве?

4.Чтение слогов с буквой с

На слайде абак

Читаем вместе, следите за указкой

А теперь наоборот прочитаем

5. Пальчиковая гимнастика

Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику .

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки. На счет- поочередно загибают пальчики на обеих руках)

6. Знакомство с написанием строчной буквы «с»

А) Анализ буквы

Рассмотрите образец строчной буквы. Из скольки элементов буква? Из какого элемента состоит буква? Назовите этот элемент На какие буквы похожа?

Б) Объяснение учителем написания строчной буквы «с»

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляем влево, доводим до верхней линии рабочей строки; ведем вниз округлую линию до нижней линии рабочей строки. Поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. Пропишите элементы буквы в воздухе.

6) Письмо строчной буквы «с»

Откройте азбуку на странице 22

Обведите в прописях уже написанную букву. Поставьте точку, где начинаем писать. Пропишите букву по линиям. Пропишите 3-4 буквы самостоятельно. Найдите букву, которая больше всего похожа на образец, подчеркните ее.

7.Чтение и письмо слогов

Прочитайте слоги со строчной буквой с. Какие соединения вы видите с буквой «с»? Везде ли одинаковые соединения? (только верхнее соединение) Обведите слоги, а потом отступите в право и пропишите по одному слогу.

8.Чтение и письмо слов

Прочитайте слова Какие соединения вы видите с буквой «с»? Везде ли одинаковые соединения? (только верхнее соединение) Обведите слова, а потом отступите в право и пропишите по одному слову. (если успеем)

лес

Один слог

Лес

Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.

В слове «лес» звук [с] твердый.

глухой

шум

Согласный, твердый,глухой

Слушают и отгадывают загадку

Лось

Один слог

Лось

Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.

В слове «лось» звук [с’] мягкий.

глухой

согласный, мягкий, глухой

Друзья Симы-слова со звуком [с’], а Сэма-[с]

Распознают звук [с] в словах.

infourok.ru

Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки [с] и [с’]. Буква С,с» для 1 класса - Обучение грамоте - Начальные классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подбельская средняя общеобразовательная школа

Похвистневского района Самарской области

Класс: 1

Учитель: Пижамова Н.В.

Тема урока: «Звуки [с] и [с’]. Буква С,с»

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии:

  • игровые

  • информационные

  • здоровьесберегающие

Цели и задачи урока:

- Закрепить навыки чтения с изученной буквой Н, н.

- Познакомить учащихся с буквами С,с.

- Формировать умение выделять звуки [с], [с’].

- Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

- Прививать интерес к чтению.

Оснащение урока:

Оборудование: учебник «Русская азбука», модель часов с гласными буквами,

  • иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс"

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.

- Если хочешь много знать,
Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

II. Актуализация знаний.

- Чем занимались на прошлом уроке?

- Какие новые звуки узнали?

1. Составление рассказа к иллюстрациям по сказке «Заюшкина избушка».

- Кто знает, как называется сказка, к которой нарисованы рисунки?

- Что изображено на первой иллюстрации?

- Опишите, как одета лиса.

- Рассмотрите следующие иллюстрации и скажите, почему больше нигде не изображено солнышко?

- Что произошло дальше?

Дети передают содержание сказки.

2. Чтение слогов с буквой Н.

(Проводится игра «Слоговые часы»)

На модели часов вместо цифр написаны гласные буквы, на стрелке изображена буква н, учащиеся читают слоги со всеми гласными буквами.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня вы научитесь читать слова с буквами С,с.

- Какую задачу поставите перед собой?

IV. Работа над новым материалом.

1. Слого–звуковой анализ слов «лес» и «лось». Выделить новые звуки.

2. Артикуляция звука.

Положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос.

Вывод: воздух задерживается – звук согласный, произносится без голоса – глухой, может быть твердым, мягким.

3. Игра «Узнайте звук».

Вставайте, если услышите в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

- Объясните, где находится звук: в конце, начале, середине слова.

4. Знакомство с новыми буквами.

- На что похожа буква?

- Где расположим буквы С,с на ленте букв?

5. Чтение слогов, слов, предложений.

Задания:

а) для начинающих: ис, ас, ос, ыс, ус, си, са, со, сы, су, иси, иса, исо, ысо, усо.

б) для средних: слова в учебнике на странице 49, предложения на странице 48.

в) для сильных: индивидуальные карточки с текстами. Дети самостоятельно читают текст 2-3 раза, стараются запомнить его. В конце урока пересказывают тексты.

(Например: Подарок. Де-воч-ки в са-ду цве-ты со-би-ра-ли. Цве-то-чек бе-лень-кий, цве-то-чек си-нень-кий, цве-то-чек а-лень-кий. А по-том из цве-тов бу-кет сд-ела-ли и по-да-ри-ли его сво-ей у-чи-тель-ни-це).

V. Физкультминутка.

Разминка с музыкальным сопровождением.

(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
1 (и далее) - действия соответствуют тексту песни.
2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют текст

VI. Упражнения для развития речевого аппарата.

1. Дыхательная гимнастика

а) Повторение упражнения Ароматный цветок».

Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнестифразу6 «Какой ароматный цветок».

б) Разучивание упражнения «Спущенная шина».

Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда.

2. Артикуляционная разминка.

а) Повторение упражнения «Зубная щетка».

Рот открыт. Чистим языком, как щеткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.

б) Разучивание упражнения «Лошадка» (цоканье языком).

Щелчок–пауза, щелчок-пауза, щелчок-пауза.

VII. Закрепление изученного материала.

Мультимедийная игра.

- Поставь в названии деревьев нужные буквы.

_ С И Н А, _ _ _ Н А

- Найди буквы на полянке и помоги животным поставить их на нужное место.

Л А Р И _ А, _ М М А, Р _ М А (С, Э, О)

- Убери в корзину буквы, которые волчонок написал неправильно.

- Какие слова подходят к схеме, соедини каждое слово с подходящей схемой. (Паучок помогает соединить слова со схемами).

Схема: НОС

СОМ  О 

СОН

ЛИС  Ы 

МИР

РИС

СЫР  И 
СЫН

МЫС

- Чем любят лакомиться мышата? Найди нужное слово.

СЫР  Ы 

СЫН

- Что нельзя совать в улей? Найди нужное слово.

НОС

СОМ  О 

СОН

- Чем можно накормить птиц? Найди нужное слово.

ЛИС

МИР  И 

РИС

VIII. Подведение итогов урока.

- С какой буквой познакомились?

- Чему научились на уроке?

- Что интересное было на уроке?

- Что осталось непонятным?

Используемые источники:

1. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. 2008 г.

2. www. nachalka.info

3. http://www.m-w-m.ru/

pedsovet.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о