Буква у звук у конспект урока школа россии – План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Гласный звук [у], буквы У, у

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Гласный звук [у], буквы У, у

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1

Организационный момент

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга и своих гостей.

-Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями, как это делают ученики.

-Я хочу нам с вами и нашим гостям пожелать доброго дня и удачи.

Учащиеся приветствуют учителя и гостей.

2.

Сообщение темы и цели урока

-На сегодняшний урок к нам пришла еще одна гостья .

Кто она, ответьте мне?

Возит домик на спине,

А вот ползает не прытко.

Называется … (Улитка)

-Давайте еще раз хором произнесем слово «улитка».

-Назовите  первый звук в этом слове.

- Какой  это звук? Дайте характеристику.

-Почему?

-Давайте его споем.

-О каком звуке пойдет речь на уроке?

Учитель на доске открывает тему урока «Гласный звук [У], буквы У, у.

- Сегодня на уроке мы с вами научимся выделять звук [У] в словах, составлять схему звуко-буквенного анализа слов со звуком [у]; понаблюдаем из каких элементов состоит буква; научимся ее печатать; будем искать букву У в словах; будем учиться читать.

Учащиеся вместе с учителем произносят слово «улитка»

-Это звук «У»

-Это гласный.

-Он поется.

Учитель вместе с учащимися поют звук «У»

-О звуке «У»

-Гласный.

На доске изображение улитки

Тема урока на доске «Гласный звук «У», буквы У, у

3.

Работа по теме урока

- Что мы уже  узнали о звуке У? Какой он? Давайте еще раз споем звук [У]

-Учитель обращает внимание на положение рта, губ (похоже на трубочку)

Учащиеся еще раз вместе с учителем произносят звук [У]

Звуко-буквенный анализ слова, составление схемы

-Составьте  звуковую схему к слову УЛИТКА.  

-Для этого выберите из трех схем, ту которая подойдет к слову «УЛИТКА», что для этого надо сделать?

-Разделите слово УЛИТКА на слоги и выберите нужную схему.

-Какая схема подходит?

Учитель вывешивает схему на доске.

-Произнесите слово по слогам.

-Произнесите первый  слог и составьте его звуковую схему.

Сколько звуков в первом слоге?

-Какой он?

-Как мы это отобразим на схеме?

-Произнесите второй слог и составьте его звуковую схему.

-Сколько в нем звуков?

-Назовите их.

-Назовите первый звук. Охарактеризуйте его.

-Назовите второй звук. Охарактеризуйте его.

 -Что это?

-Какой согласный в  слог-слиянии?

-Почему?

-Отобразите это на своей схеме.

-Что примыкает к нашему слог-слиянию?

-Дайте ему характеристику.

-Произнесите третий слог. Сколько в нем звуков.

-Назовите их. Дайте характеристику каждому звуку.

- Отобразите это на схеме.

-Произнесите слово полностью и определите ударный слог.

- Как слышится ударный гласный звук?

-Молодцы. Вы все старались, выполняя задание. Оцените свою работу при помощи наших листочков.

Зеленый цвет- выполнил работу самостоятельно, не испытывая трудностей.

Жёлтый – выполнил работу при помощи учителя.

Красный – тяжело выполнять работу, даже с помощью взрослого.

Учащиеся кладут перед собой схемы

-Разделить слово на слоги.

Учащиеся делят слово на слоги и выбирают ту схему, которая соответствует данному слову.

Схема, в которой 3 слога.

Учащиеся проверяют свои схемы.

Один из учащихся произносит слово по слогам

Один.

-Гласный [У]

Учащиеся произносят второй слог.

3.

[ЛИТ]

-Согласный

-Гласный.

-Слог-слияние.

-Мягкий.

-За ним стоит И.

-Звук [Т]

-Он согласный твердый.

2

-[КА] К согласный твердый, А – гласный. Значит это слог-слияние.

-Учащиеся выполняют задание.

-Ударный звук слышится четко и ясно

Учащиеся оценивают первый этап своей работы.

Учащиеся составляют схему первого слога

физкультминутка

«Вы наверное устали»

Работа в парах «Что лишнее?»

- О каком звуке мы сегодня говорим на нашем уроке?

-Какой он?

-Почему?

-Сейчас мы с вами поработаем с картинками. Для этого разобъемся на пары. Рассмотрите картинки. Укажите предметы, в названии которых вы слышите звук [У].

-Перед началом работы вспомните правила работы в парах.

-Как можно назвать все эти слова.

Молодцы. Вы все старались, выполняя задание. Оцените  работу своей пары при помощи наших листочков.

Зеленый цвет- выполнил работу самостоятельно, не испытывая трудностей.

Жёлтый – выполнил работу при помощи учителя.

Красный – тяжело выполнять работу, даже с помощью взрослого.

-о звуке [У]

-Гласный.

-Он поется.

-Мы работаем дружно, т.е. друг друга уважаем и не обижаем мнение своего партнера.

Учащиеся выбирают картинки, в которых слышится звук У.  Работа ведется в парах.

- Насекомые.

Учащиеся оценивают второй этап своей работы.

Иллюстрации находятся на партах.

В конце данного этапа все иллюстрации вывешиваются учениками на доске.

Физкультминутка

Физкультминутка для глаз

Работа с буквой

-Мы с вами знаем, что все что мы произносим это…

-Как мы звуки обозначаем на письме?

-Для обозначения на письме звука [У]  используют буквы У, у.

-На что они похожи?

Почему даны две буквы гласного звука [У]?

-Совершенно верно. В середине и в начале слова, которое стоит внутри предложения, пишутся маленькие буквы. Похоже ли они между собой по внешнему виду?

-Чем?

-Правильно. Давайте посмотрим, из каких элементов состоят буквы У, у. Для этого обратимся к нашему волшебному экрану

-Давайте попробуем собрать буквы У, у из элементов, которые находятся в ваших конвертах.

-Молодцы.  

-Звуки

-Буквами

-Ответы учащихся

-Предложения начинаются писать с заглавной буквы, имена людей, клички животных, название стран,  городов, улиц, рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы.

-Да.

-Состоят из одних и тех же элементов.

Учащиеся наблюдают из каких элементов состоит буква у

Учащиеся собирают буквы У, у.

На доске буквы У, у

На доске иллюстрации которые похоже на букву У

На интерактивной доске появляются буквы .

На столах конверты с элементами букв

Корректурная проба

-Найдите буквы У,  у  в текстах ваших тетрадей и подчеркните их.

-Сколько букв вы нашли?

-Передайте тетрадь своим соседям и проверьте работу еще раз, подчеркивая буквы У, у красным карандашом.

-Сколько букв вы нашли?

-Оцените свою работу

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся подсчитывают количество найденных букв.

Учащиеся оценивают третий этап своей работы.

Физкультминутка

Чтение

-Ребята, а зачем нам знать буквы?

-Совершенно верно. Волшебный экран приготовил нам задание, которое нам надо прочитать.

-Когда так говорят?

-Молодцы.

-Чтобы читать

Учащиеся читают слова с интерактивной доски

(ХОРОМ?)

4

Рефлексия

-Благодаря какой новой букве мы прочитали эти слова?

-Что мы узнали о букве?

-На что похожа буква У?

-Какой звук  обозначается буквой у?

 -Сегодня на уроке мы познакомились с новым звуком и буквой У, у. Для этого мы составляли звуко-буквенные схемы слова, выявляли звук У в словах, наблюдали из каких элементов состоит буква У  и учились ее составлять сами, читали слова с буквой У

Букве У, у

Она бывает заглавная  и строчная, т.к. с нее может начинаться предложение, имена, отчества фамилии, клички животных, географические названия.

Ответы

Охарактеризуйте его.

5

Самооценка

-Молодцы. Вы все старались, выполняя задания. Оцените свою работу  при помощи наших листочков. Для этого вспомните, какой цвет вы чаще всего выбирали на протяжении всего урока.

Зеленый цвет- выполнил работу самостоятельно, не испытывая трудностей.

Жёлтый – выполнил работу при помощи учителя.

Красный – тяжело выполнять работу, даже с помощью взрослого.

-Повесьте выбранный вами листик на наше дерево успехов.

Учащиеся оценивают свою работу.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Звук У, буква У.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

По теме «Гласный звук [у], буква У, у»

Учителя начальных классов

Родиной В.А.

2011 уч. год

Учебник «Азбука» Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева

Тема: Гласный звук [у], буква У, у.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.

Задачи: 1) обучающие:

  1. Совершенствование умения выделять звуки в словах;
  2. Формировать навык чтения;
  3. Совершенствование умения составлять предложения и тексты по иллюстрации.

 2) развивающие:

       1.  Развивать связанную и учебно-научную речь учащихся;

       2.  Развитие процессов синтеза и анализа;

       3.  Развитие памяти.

         3) воспитывающие:

       1.  Воспитание интереса к книге;

       2.  Воспитание культуры речи;

       3.  Воспитание любви и ответственности перед окружающим миром.

Оборудование:

                Для учителя: учебник «Азбука»; картинки «Утки»; карточки с изображением печатных букв У, у; картинки с предметами, которые похожи на букву У; карточки-звуки; наборное полотно; ИКТ.

                Для учащихся: учебник «Азбука»; индивидуальный набор карточек-звуков.

Ход урока

I. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация знаний.

  -На какие две группы можно разделить звуки?

  -Дайте общую характеристику гласным звукам:

-тянуться, поются

-воздух во рту не встречает преграду

-образуют слог

  -Дайте общую характеристику согласным звукам:

-не тянутся, не поются

-воздух во рту встречает преграду

-не образуют слог

III. Постановка темы и цели урока: (фонетическая зарядка)

-Как кричит филин? (Ух-ух)

-Как воет волк? (У-у-у)

-Как кричит кукушка? (Ку-ку)

-Как перекликаются в лесу? (Ау-ау)

-Как плачет малыш в коляске? (Уа-Уа)

-Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос? (Звук «у»)

-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся поближе? (Со звуком «у»)

А еще мы познакомимся с новыми буквами, которые обозначают на письме этот звук.

IV. Работа над новым материалом:

1. Выделение звука «у» из слова

Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать.

Загадка: Плавала, купалась, сухонькой осталась.

-Кто это? (Утка)

-Какой первый звук в слове ?

-Произнесите его.

-Он гласный или согласный?

-Докажите. (тянется-потяни, поётся-пропой, воздух во рту не встречает преграды, образует слог)

2. Артикуляция звука.

Посмотрите на меня и обратите своё внимание на положение моих губ. (Губы вытягиваются в узкую трубочку. Воздух проходит свободно, произносится голосом.)

3.Составим схему слова

(Дети выкладывают на парте схему, 1 ученик у доски)

4.Дайте характеристику каждому звуку.

-Слышу звук «у». Он гласный.

-Слышу звук «т». Он согласный, твёрдый.

-Слышу звук «к». Он согласный, твёрдый.

-Слышу звук «а». Он гласный.

-В слове два гласных звука, значит два слога.

-Позову, ударение. Ударение падает на первый слог ут на гласный «у». Звук «у» ударный.

5. Разгадайте ребус  У,        (улитка)

-Составьте схему слова улитка.

(1 ученик у доски, остальные на местах)

-Разделите на слоги.

-Позовите ударение.

Вывод: Звук «у» - гласный, тянется, поётся, воздух во рту не встречает преграду, образует слог.

6. Игра «Услышь звук»

Паук, цветок,  лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок.

V. Знакомство с буквами У,у: Звук «у» обозначается на письме буквой У

а) Игра «Вообразилия» - На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки) Покажите пальчиками букву у, ручками. Напишите букву У в воздухе, на парте, на ладошке, на спинке соседа.

VI. Упражнения для развития речевого аппарата:

1.Дыхательная гимнастика:

«Нюхаем фиалки»

«Пушинка»

2.Арктикуляционная разминка:

«Вкусное варенье»

«Чищу зубы»

«Лошадки»

3.Упражнения для глаз.

4.Работа над дикцией.

-Прочитаем буквосочетания.

 ао              аоу            аоуа – вместе с учителем

 ау              ауо            ауоа – девочки

 оа              оау            оауо – мальчики

 оу              оуа            оуао – 1 ряд

 уа              уао            уаоу – 3 ряд

 уо              уоа            уоау – 2 ряд                                    

радостно  ласково     громко

грустно    сердито     тихо

5.Заучивание стихотворения наизусть.

Утят учила утка-мать

Улиток на лугу искать

Улитки на лугу без шуток

Учились прятаться от уток.

VII. Физкультминутка.

Вышли уточки на луг…

Кря-кря-кря. (Шагаем)

Пролетел веселый жук…

Ж-ж-ж. (Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают…

Га-га-га. (Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют…

Га-га-га. (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал, Шарик тоже зарычал…

Р-р-р. (Наклонились вперед смотрим перед собой, руки на коленях)

Зашептал в воде камыш…

Ш-ш-ш. (Руки вперёд, делаем движения, как будто плывем)

И опять настала тишь…

Ш-ш-ш.

VIII. Работа по картине:

1. -Ребята, сейчас мы с вами отправимся в деревню на птичий двор.

    -Кого вы видите на иллюстрации?

    -Какой звук есть в названии каждой птицы? (Звук «у»)

    -Как их можно назвать, одним словом? (Домашние)

    -Почему этих птиц называют домашними? (Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух)

2.Кто как кричит: 1)индюк, 2)куры, 3)утки, 4)гуси, 5)петух.(Дети слушают голоса домашних птиц)

3.Составьте предложение об утятах. (Утка ведёт за собою утят. Важная утка ведёт утят купаться. Утята идут друг за другом. Утка учит малышей плавать, нырять, находить пищу, прятаться от врагов. Утята ни на шаг не отходят от матери, всюду следуют за ней – ведь главное правило утиной школы такое: плавать рядом с мамой, повторять всё, что делает она.)

4.Физкультминутка: «Танец маленьких утят».

5. -Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и её автора. (Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)  

    - Какой момент сказки изображён?

Примерный текст:

Утка-мать свила гнездо. В гнездо она снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Только одно самое крупное яйцо оставалось целым. Вскоре и из него вылупился утенок. Он не был похож на своих братьев и сестер. Но мама-утка все равно его любила.

Когда утята подросли, утка повела их знакомиться с другими жителями двора. Она шла впереди, а за ней друг за другом бежали утята. Все птицы поздравляли утку.

6. -На какие две группы можно разделить всех птиц? (Водоплавающие и неводоплавающие)

          Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая сверкающие на солнце брызги. Потом, выбравшись на песчаную отмель, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое пёрышко жиром.

Зачем же уткам такие купания? Веди, кажется, и так большую часть времени эти птицы проводят в воде? Оказывается, очень даже нужны. «Утка, которая несколько дней не купалась, не ухаживала за своим оперением, если её сразу пустить в воду она может утонуть». Итак, с грязными перьями птицы ни летать, ни плавать не могут.

Семейство утиных насчитывает множество видов. Кроме уток, в него входят еще гуси и лебеди. Самые распространенные их них утки – кряквы, пекинская утка, черная утка, каролинка, шилохвосты и чирки.  

IX. Работа по учебнику «Азбука». стр. 70.

  1. Работа по картине.

  2. Составление предложения по схеме.

  3. Чтение предложений.

  4. Игра «Третий лишний»

X. Итог урока.

  а) Основные выводы по теме урока.

-Какой звук учились слышать и выделять из слов?

-Дайте характеристику звуку «у».

-Как на письме обозначают звук «у»?

  б) Оценка работы учащихся на уроке.

        

nsportal.ru

Звук [у], буквы У, у.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка. Фонетическая игра

Коллективная. Словесный. Фонетическая игра

СЛАЙДЫ 2-5

– Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились в путешествие на поезде. Они едут и поют песенки. Я буду показывать на букву, а вы тянуть ее звук до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву: а, о, и, ы.

– Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка?

Поют песенку, например: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о]

– Буквы О, А, ы, И обозначают гласные звуки

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Проблемный . Словесный. Беседа, загадка

СЛАЙД 6

–Кто сел еще в поезд?

-Почему сели именно эти пассажиры?

– Кто сел первым в поезд?

-Кто будет помогать изучать новый материал?

– Утенок Утя

– Утенок

Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова утенок

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 8

1. Анализ слова утенок по схеме.

Первый звук в первом слоге – звук [у]. Он является гласным звуком, так как его можно петь, тянуть [уууу]. Обозначаем этот звук красным квадратом.

Проводят слого-звуковой анализ слова утенок

Выделяют звук [у]
в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [у]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [у] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ

2. Знакомство с буквой У

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы

СЛАЙДЫ 9-12

1.– Звук [у] на письме обозначается гласной буквой У.

2. – Мягкость или твердость предшествующего согласного звука обозначает буква У?

3.-Назовите слова на букву У.

4.– Найдите букву У на «ленте букв».

– На что похожа буква У?

Буква У совсем проста.

Тянет ушки из хвоста.

4.– Выложите букву У из счетных палочек.

Находят букву У на «ленте букв».

– Буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука

Высказывают свои предположения.

Из палочек выкладыва-ют букву У

Находят букву У на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руку правую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Руку левую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Ногу правую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Ногу левую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Работа со стихотворением В. Берестова (учебник, с. 37). Дифференцированное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение.

– О ком идет речь в стихотворении?

– Сколько слогов в слове малютки?

– Утята, утки.

– Три

Находят слова с буквой У в тексте стихотворения. Определяют количество слогов в слове

Коллективный. Чтение, устные ответы

4. Работа с пословицей «Ученье – путь
к уменью» (учебник, с. 36)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы?

– Кто такой – прилежный ученик?

– Кого из своих одноклассников можно назвать прилежным учеником?

Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя

Называют качества прилежного ученика.

Высказывают свои суждения по проблеме

Фронтальный. Устные ответы

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Составление рассказа по иллюстрации к сказке «Гадкий утенок» (учебник, с. 36)

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ

СЛАЙД 13-14

Утенок Утя привел нас к своим родственникам.

– Назовите одним словом, кто изображен на рисунке.

– Почему этих птиц называют домашними?

– Какие домашние птицы изображены на рисунке? В названии каких птиц есть звук [у]?

– Посмотрите внимательно
на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора.

– Какой момент сказки изображен?

– Домашние птицы.

– Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух.

Перечисляют названия птиц.

– Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Составляют рассказ
по картинке

Осуществляют классификацию предметов, определяя ее критерий. Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения

Групповой. Рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления глаз

Коллективный. Правильное выполнение движений

2. Работа с пословицами (учебник, с. 36)

Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв

– Найдите в пословицах буквы У.

-Сколько их?

– Почему так говорят..?

Находят буквы, считают.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой У в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц. Делают вывод о значении буквы У

Парный. Распознание буквы У. Устные ответы

7. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

СЛАЙД 15

– Где на «ленте букв» расположена буква У? -Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, ы, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает заглавная и строчная

Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы У и звука
[у]

Индивидуальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

1.»Доскажи словечко»

Я осла узнаю сам

По его большим…

Вот пришла и осень,

И придут метели,

И с печальным криком

Птицы…

Я не хвастаясь скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые-

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг

Электрический…

2.– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

( ушам )

( улетели )

( утюг )

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности

kopilkaurokov.ru

Урок 22. Обучение грамоте 1 класс "Звук [у], буквы У, у" УМК "Школа России"

3. Чтение стихотворения Ф. Бобылева (учебник, с. 38)

Фронтальная, индивидуальная. Чтение

– Прочитайте стихотворение.

– Расскажите, о чем это стихотворение

Читают, отвечают
на вопрос учителя

Понимают смысл прочитанного стихотворения

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы

4. Дидактическая игра «Кто больше?» (учебник, с. 39)

Групповая. Словесный, практический. Беседа, дидактическая игра

– Рассмотрите рисунок.

– Назовите слова с гласными звуками. Кто назовет слово последним, тот победил. Работайте дружно

По очереди называют слова с гласными звуками: сначала с одним звуком, затем с другим, и так со всеми изученными.

– Арбуз, пудель, мышка, утюг, индюк, осел

Работают в группе: совместно определяют цель задания, называют слова по очереди, контролируют правильность ответов друг друга, определяют, кто будет выступать перед классом (рассказывать о результатах совместной работы: как работали (дружно, соблюдали правила работы в группе, придумали много слов), кто победил)

Групповой. Игра

5. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

– Где на «ленте букв» расположена буква У? Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, ы, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает заглавная и строчная

Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы У и звука
[у]

Индивидуальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности

multiurok.ru

Урок обучения грамоте по теме "Звук [у]. Буквы У, у"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование понятий звук [У], буква У; формирование умений писать строчную и прописную буквы у,У; умения писать по образцу; составлять звуковые схемы, делить слова на слоги и ставить в словах с буквой У ударение;
  • развитие учебно-познавательной мотивации, развитие интереса к родному языку и потребности познавать его;
  • воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Компетентность - умение организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность при работе со звуком, буквой; формирование учебного сотрудничества.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Приложение 1 - Презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

Солнышко милое встало.
- Доброе утро!- сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим,
На утро похожим.
Если проснёшься, а дождь за окном
Стучит и стучит,
И без солнца темно.
- Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро.
Доброе утро…

Подарите улыбки нашим гостям, друг другу, учителю. Вы заметили, как в классе стало веселее, теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.

Упорядочивание и закрепление ранее пройденного материала.

1. Вспоминаем. Повторяем.

Учитель: Какие буквы и звуки мы прошли и изучили на прошлых уроках?

Дети: Мы изучили два звука [а] и [о]; научились писать буквы Аа , Оо.

Учитель: А сейчас послушаем рассказы ребят на тему: «Образ звуков [а] и [о]»

2. Вызываются ребята (по желанию), приготовившие рассказы - рассуждения об изученных звуках.

«Звук [а]»

Рассуждения Лошкаревой Олеси, ученицы 1 «Г» класса МОСШ №31

Здравствуйте, ребята! Я - звук [а]. На письме меня обозначают буквой А. Умею петь вот так: аааа… Живу в апельсиновом городе, на ананасовой улице, в умной книге. На завтрак ем абрикосы, на ужин – арбузы. А перед сном читаю «Азбуку».

В свободное время вместе с друзьями, такими же звукочеловечками как я, катаемся на желтом автобусе по самой настоящей радуге. (Рисунок 1)

Рисунок 1

«Звук [о]»

Рассуждения Павлоградского Святослава, ученика 1 «Г» класса МОСШ №31

Здравствуйте, ребята! Я - звук [о]. На письме меня обозначают буквой О. Умею петь вот так: ооо… Одеваю только модную одежду очаровательного цвета. Живу в оранжевом домике, на берегу голубого озера. Обожаю огурцы, они такие же круглые как моя буква О. Дружу с осликом, он носит очки и много читает. В воскресенье люблю охотиться на оленей с настоящим фоторужьём. И, когда получается классный снимок, можно услышать: «Ого-го, как классно!» (Рисунок 2)

Рисунок 2

Подготовительный этап к изучению новой темы.

1. Загадка

Две антенны на макушке,
А сама живет в избушке.
На себе её везет,
Очень медленно ползёт.
(Улитка)

Учитель: Да, у нас сегодня в гостях улитка. И она спрашивает вас, ребята: "- Кто в классе самый внимательный?..." Назовите, что изображено на рисунках.

Дети: Удочка, уточка, утюг.

Учитель: Какой одинаковый звук в словах?

Дети: [у]

2. «Звук [у]»

Рассуждения Скрипника Дмитрия, ученика 1 «Г» класса МОСШ №31

Здравствуйте, ребята! Я звук [у]. На письме меня обозначают буквой У. Умею петь вот так: уууу… Живу в ущелье. По утрам умываюсь и купаюсь в проруби. Дружу с улитками, уважаю уток. Люблю на ужин устриц с укропом. Ношу узкую одежду. Развожу в ульях пчёл.

Думаю, что я очень умный звук, потому что умею удивлять своих друзей, таких же звукочеловечков как я, умными мыслями и мудрыми советами. Конечно же, я много читаю.

Но главное, я люблю учиться и узнавать новое.

Ну вот и все, ребята. Удачи! Увидимся на следующем уроке. (Рисунок 3)

Рисунок 3

Изучение нового материала.

1. Определение темы урока.

Учитель: Над какой темой мы будем сегодня работать?

Дети: Звук [у]. Буквы У, у.

2. Целеполагание.

Дети с помощью учителя определяют цель урока и составляют план урока.

Дети: Сегодня на уроке мы научимся писать строчную и прописную буквы Уу, читать слова с буквой у.

3. Знакомство с планом работы на урок

Дети ориентируются на значки, выводят план урока.

Дети: Сегодня на уроке мы будем читать слова в азбуке, научимся писать буквы Уу в прописях, составим звуковые схемы, будем работать в парах и самостоятельно.

4. Читалочка

По Азбуке.

1. Читаем слоги в рамках:

- по строчкам
- по столбикам

2. Читаем слова с буквой У.

3. Читаем стихотворение «Коровушка».

5. Составление звуковых схем

Работаем в прописях, составляем звуковые схемы.

Условные обозначения:

- гласный звук

- звонкий

- мягкий

- согласный звук

- парный

- сонорный

«утюги»

«голуби»

«лук»

«люк»

6. Работа в прописи

  1. Повтор написания букв в воздухе (следим за волшебным карандашиком)

  1. Прописываем строчную букву у
  2. Прописываем прописную букву У
  3. Обводим слова с буквами Уу
  4. Прописываем слова с буквами Уу.

Первичное осмысление, закрепление и применение изученного материала.

 Работа в парах и индивидуальная работа с учеником.

Учитель: Есть в мире слов удивительное сочетание звуков, очень важное и нужное. На языке многих народов оно несёт в себе значение великого сотрудничества, взаимовыручки, отзывчивости, ответственности за своих друзей и близких. Это слово на доске. Но весёлые звукочеловечки составить его не могут. Им нужна ваша, ребята, помощь.

Какое же слово перепутали «Весёлые звукочеловечки»?

Дети: Это слово «дружба».

Учитель: Пока … ученик наводит «порядок», ставит «Весёлых звукочеловечков» на свои места в слове «дружба», вы, ребята, составляете звуковую схему к этому же слову. Работаете в паре по книжкам-малышкам.

(Учитель уточняет правила работы в паре, напоминает о знаке, который должны показать ребята по окончанию работы.)

 Итог инд. работы (с учеником у доски):

Итог работы в паре:

Оцениваем:

1. Правильность: + ( правильно, без ошибок)

 или – (неправильно, есть ошибки)

2. Сотрудничество:

- сотрудничали, вели диалог, дискуссию
- мало сотрудничали, вели диалог, но не спорили
- не сотрудничали, не вели диалог.

Рефлексия урока.

Учитель: Символ доверия и крепкой дружбы - открытая ладонь, рука. У вас на партах цветные «ладошки». Если при работе в паре вы сотрудничали, помогали, выручали, учили друг друга. Если сотрудничество в вашей паре получилось плодотворным, работа была выполнена без ошибок, давайте здесь и сейчас вырастим дерево. Но не простое, а самое настоящее дерево «ДРУЖБЫ». На нем будут шелестеть и радовать наш глаз удивительные листочки - цветные ладошки.

Дети подходят по одному, помогают учителю разместить ладошки. (Рисунок 4)

Рисунок 4

Учитель: Ребята, вам нравится то, что такое удивительное дерево мы смогли создать все вместе, дружно?

Дети: Да!

Учитель: Чему же новому вы научились, что интересное узнали? Чему сегодня на уроке научился каждый из вас?

Дети: Мы познакомились с новым звуком у и буквами его обозначающими – Уу. Научились писать букву Уу, составлять звуковые схемы, делить слова на слоги, ставить ударение в словах с буквой У.

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Молодцы!

А теперь поиграем:

- Кто-то где-то сделал парту…
Для кого?

- Для меня! Для меня! (Дети)

Начертили где-то карту…
Для кого?

- Для меня! Для меня!

Доски грифельные красят…
Для кого?

- Для меня! Для меня!

Все что в школе, все, что в классе…
Для кого?

- Для меня! Для меня!

И пришёл я на рассвете в первый раз,
В первый раз,
Как и все другие дети в первый класс,
В первый класс,
Тут звонки на переменке…
Для кого?

- Для меня! Для меня!

Ставят счеты возле стенки…
Для кого?

- Для меня! Для меня!

Значит надо так трудиться,
Значит надо так учиться,
Чтобы людям не стыдиться
За кого, ребята?

- За меня! За меня! (Дети)

Учитель: Урок окончен. Спасибо.

6.04.2009

urok.1sept.ru

Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Звук [у], буквы Уу"

Тема: Звук у, буквы У,у.

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [у], буквой У,у.

Задачи:

 1.Формировать умения анализировать звуковой состав, выделять из слова нужный звук и давать ему характеристику.

2.Познакомить с буквой У, учить распознавать ее в печатном тексте.

3.Учить применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Планируемые результаты:

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; знают особенности произнесения звука у и его характеристики; называют букву У,у как знак звука у; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; находят изучаемую букву на «ленте букв»; составляют небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке; учатся разгадывать ребус; анализируют слова по модели; составляют предложение по схеме.

  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

  • Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; логические – строят рассуждения в форме связи простых суждений; устанавливают причинно-следственные связи.

  • Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Звук у. буква У,у. Звуковая модель слова.

Образовательные ресурсы :Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой (1 СD). «Лента букв».


Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2 этап. Актуализация знаний.

-Кто слышал эхо? А кто с ним играл? Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы, как эхо, повторять последний звук и показывать нужную букву.

-Школа, игра, окно, кольцо, утро, пальто, стена, парта, колесо.

-На какие две группы можно разделить звуки?

-Дайте общую характеристику гласным звукам.

-Дайте общую характеристику согласным звукам.

3 этап. Постановка учебной задачи.

-Как кричит филин? (Ух-ух)

-Как воет волк? (У-у-у)

-Как кричит кукушка? (Ку-ку)

-Как перекликаются в лесу? (Ау-ау)

-Как плачет малыш в коляске? (Уа-Уа)

-Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос? (Звук «у»)

-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся поближе?

4 этап. Открытие нового знания.

-Посмотрите на рисунок с.70.

Как можно озвучить эту ночную картину? С помощью какого звука можно передать, как воет волчонок на луну?

-какой звук вы произнесли?

-Охарактеризуйте его.

-Звук у на письме обозначается буквой Уу.

-Почему мы ее называем гласной?

-Найдите букву Уу на «ленте букв».

-Рассмотрите букву Уу. На что она похожа?

У – сучок. В любом лесу.

Ты увидишь букву У.

В.Степанов.

-Рассмотрите модели слов, прочитайте слова по схемам, выполните звуковой анализ этих слов.

-Узнаем из текста, почему воет волчонок. Кто поможет прочитать текст? Все вместе прочитайте «речь» волчонка, передав его грустное настроение.

-Посчитайте, сколько раз встретились в словах этого текста буквы о и у.

-Как можно посчитать быстрее?

-Проверим, чья пара справится с заданием быстрее.

-Почему же так много букв о и у в словах этого текста?

Повторите ещё раз все вместе этот текст, протяжно выделяя гласные звуки о и у.

5 этап. Закрепление знаний и способов действий.

-Нужно учиться создавать при чтении звуковые картины. Для этого прочитаем строчки из стихотворения знакомой нам писательницы Агнии Барто.

-Кто сумеет прочитать название этого стихотворения?

-Рассмотрите иллюстрации, озвучьте схему, обозначающую крик петуха.

-Определите , где в схеме стоит звук у.

- Как вы считаете, о чём кричит петушок?

А как считает Агния Барто? Прочитайте об этом. В каком из этих слов слышится петушиное «ку»?

Перечитаем ещё раз все вместе слова петушка выразительно.

-Рассмотрите картинки и звуковые схемы, озвучьте их и выполните звуковой анализ.

-Как вы считаете, удалось ли вам создать при чтении звуковые картинки?

-Рассмотрите модели слов, прочитайте схемы слов, выполните звуковой анализ слов.

Сначала сравните слова по значению. Кто окажется лишним?

А если сравнить слова по звучанию? Что вам подсказывают звуковые схемы?

- Что общего в звучании всех трёх слов?

Выполните задания, предложенные в диске к теме «Уу».

6 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- С каким звуком и буквой вы познакомились сегодня на уроке?

-Какие знания приобрели?

-Что особенно понравилось? Почему?

-Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок. Все молодцы!

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Гласный звук [у]. Буквы У, у"

Чтение слогов на лесенке

Когда мы спускаемся с лесенки, мы идёт быстро, весело. А когда поднимаемся – тяжело, медленно.

Гу, пу, ту, ру, ну, ку

Ги, пи, ти, ри, ни, ки

1. Работа в «Букваре». 5

– Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.

– Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз.

– Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх.

– Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.

– Какой столбик остался? Прочитайте.

– Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)

– Давайте попробуем написать прописными буквами.

2. Работа в прописи.

1) Написание слогов.

– Прочитайте слова в прописи.

– Какая буква есть в каждом слове?

– Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У.

Ку, тут, пу, ут

– Отметьте [у] красной точкой.

– Какое соединение использовано для письма?

– Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.)

– А про что можно сказать тут?

– Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный – синий, гласный – красный).

ПАРНАЯ РАБОТА!!!

РЕФЛЕКСИЯ. Что помогло вам сделать работу вместе? (понимание, дружба)

Символ доверия и крепкой дружбы - открытая ладонь, рука. У вас на партах цветные «ладошки». Если при работе в паре вы сотрудничали, помогали, выручали, учили друг друга. Если сотрудничество в вашей паре получилось плодотворным, работа была выполнена без ошибок, давайте здесь и сейчас вырастим дерево. Но не простое, а самое настоящее дерево «ДРУЖБЫ». На нем будут шелестеть и радовать наш глаз удивительные листочки - цветные ладошки.

Дети подходят по одному, помогают учителю разместить ладошки

2) Анализ и запись заглавной буквы У.

– Когда нам понадобится заглавная У?

– Посмотрите на заглавную букву У.

– В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.)

– В чём отличие этих элементов?

Учитель показывает на доске с пояснением:

– Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево.

– Напишите пальцем букву на ладошке.

– Обведите на табло.

– Какие слова пишутся с заглавной буквы У?

Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если звук [у] встречается в слове.

– Возьмите зелёную ручку для письма.

Украина, Ульяна, Усольцев, Уренгой, Ужгород.

– Сколько букв получилось? (5.)

– Напишите свои буквы синим цветом. Сколько букв поместится на строке?

3) Письмо соединений с заглавной буквой У (используем два цвета ручки). Для письма учитель предлагает какое-либо задание. Например, повторить снизу те слоги, которые удалось добавить до целого слова.

– Чему научились сейчас?

– Что можно делать дальше? 3

3. Работа в «Букваре».

Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов.

– Прочитайте первый столбик (про себя). Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (Унты.)

– В каких словах буква У на первом месте? Подчеркните её двумя чертами. Чтение второго столбика (про себя и выборочно вслух).

– Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)

– Какое слово имеет несколько значений? (Порка.)

– Подчеркните слог с буквой У. Прочитайте его. Чтение третьего столбика (про себя, затем вслух). Работа над многозначностью слова караул.

Караул – это крик о помощи.

Караул – это солдат стоит на посту.

– Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров. (Труппа.) Чем интересно написание этого слова? (Есть удвоенная буква согласного звука.) Подчеркните две буквы П.

– В каком слове нет буквы У? Отметьте в этом слове все гласные звуки красными точками.

– Почему слово Украина написано с большой буквы?

4. Работа в прописи. Письмо под диктовку слов с буквой У на предпоследней строке прописи на с. 26.

– Рядом с буквами на последней строке есть свободное место, послушайте слово: тур.

– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

– Проговорите это слово.

– Запишите слово, диктуя его себе вслух.

– Послушайте следующее слово: уроки.

– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

– Проговорите это слово.

– Запишите слово.

5. Работа в «Букваре».

Чтение предложений на с. 56 «Букваря».

– Сколько предложений написано? (3.)

– О ком рассказывает первое предложение? Второе? Третье?

– Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его.

– С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной.)

– Сколько слов в первом предложении?

– Назовите первое, второе, третье, четвертое слова.

– Какое слово равно одной букве?

– Составим схему каждого предложения.

– В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему?

– Какие предложения начинаются со слова У?

– В каком предложении меньше всего слов? Больше всего слов?

– С чем сейчас работали? (С предложением.) 4, 4

6. Работа в прописи.

1. Работа над предложением (с. 27).

– Прочитайте написанное на верхней строчке.

– Каким словом заменим рисунок?

– Сколько слогов в этом слове?

– Сколько букв?

– С какой буквы пишется это слово?

– Запишем это слово рядом с рисунком – паук. Прочитайте эту строчку.

– Можно ли прочитанное назвать предложением? Почему?

– Чего не хватает? (Если испытывают затруднение: «Что нужно поставить в конце предложения?»)

– Посмотрите на следующие предложения. О ком они?

– У кого куры?

– У кого живёт утка?

– А что сказано про паука?

– Что сказано про парту?

– Что обозначают цифры над словами? 1 7 3

– Какое слово в каждом предложении станет первым? Обозначьте его уголком.

– Как пишется первое слово в предложении?

– Сколько слов в предложении?

– Прочитайте каждое предложение после того, как поменяли слова местами.

– Какой знак стоит в конце предложения?

– Прочитайте орфографически каждое предложение.

У Риты утка. (Утка у Риты). У Тони куры. (Вслух проговариваем, а записываем только слова, обозначенные картинкой.) У окна парта. (Парта у окна.) Тут урок. (Урок тут.)

2. Списывание предложений по выбору: кто хочет – про паука, кто хочет – про парту, а кто про урок.

3. Самостоятельное написание заглавной У с прямой наклонной и повторение заглавных букв (эта строчка для учащихся, испытывающих трудности при письме).

Проверка.

– Давайте проведём конкурс красоты и выберем самую красивую буквы на этой строке. Подчеркните её.

4. Письмо под диктовку.

– Что общего у всех букв?

– На какие группы их можно разделить?

– Послушайте слова и напишите на строчке внизу букву, с которой начинается каждое слово: Ирина, Гаврилов, Павел, Одесса, Тимофей, Руслан, Ушаков, Иванова, Рига, Иркутск.

– Прочитайте, какие буквы получились. Сколько букв гласных? Подчеркните их красной чёрточкой.

– Сколько букв согласных? Сколько букв, обозначающих звонкие согласные? Глухие согласные?

Самооценка по алгоритму.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты написал всё правильно или были недочёты?

– Ты записал всё сам или с помощью товарища?

– Молодец!

– Что у вас получилось лучше всего на обеих страницах?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях.

– Как оценили свою работу? Почему?

7. Работа с текстом (с. 56).

1) Чтение текста.

– Прочитайте три последних предложения про себя.

– Связаны ли они между собой по смыслу?

– Как можно назвать предложения, связанные между собой по смыслу? (Текст.)

– О чём этот текст? (У взрослых людей и животных когти и ногти, а у детей и детёнышей – коготки и ноготки.)

– Чего не хватает нашему тексту? (Названия.)

– Давайте прочитаем текст ещё раз и придумаем название. («Про коготки и ноготки».)

– Назовите всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)

– Почему в некоторых словах поставили ударение? (Они длинные, состоят из трёх слогов.)

– Прочитайте только первое слово каждого предложения. Выделите его уголком.

– Сколько точек понадобилось для этого текста? Подчеркните точки двумя чертами.

– А какой ещё знак использовали для составления текста? О чём напоминает этот знак?

– Прочитайте предложение с этим знаком.

– В каком предложении есть две части? (В первом и втором.)

– В каких словах текста ударение падает на первый слог? Подчеркните ударный слог у этих слов.

– Какие слова в тексте написаны с большой буквы? Выделите первую букву этих слов уголком.

– Назовите ещё раз всех героев, которые упоминаются в тексте.

(Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)

– Какое из этих слов можно заменить словами он, она, они?

– Что мы сейчас прочитали все вместе?

– Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. 2

2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». 5

а) – Как называется рассказ?

– Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа?

– Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать?

– А он большой или маленький? Почему?

– Прочитайте, кто автор рассказа.

– Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги.

б) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором.

Почему Тюпу прозвали Тюпой. 1 1 3

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...» (Представили, услышали?)

Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула – Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (Вот, оказывается, поиграть хочет и опять тюпает!)

Вот почему Тюпу прозвали Тюпой. Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. (Интересно, а кто это может быть? Ваши предположения?)

Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.

Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. (Хитрый!) Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг! Как схватит... Да не схватил. (А почему? Догадались?)

Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. (Вот, оказывается, почему!) Тюпа – ловкач неуклюжий.

в) Выявление первичного восприятия. 1

– Ловкач – это кто? А неуклюжий? Как такое может быть?

– Тюпа смешной?

– За что он получил свою кличку?

– Повторите, какие звуки произносит котёнок.

– А обычно котята такие звуки издают? А какие звуки?

г) Работа с текстом после чтения.

–Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.

– К какой части текста она относится?

– А может быть, ко всему тексту?

– Совпадают ли взгляды художника и автора на описание Тюпы?

– А если бы иллюстрации не было, понятно ли из текста, что автор рассказывает про котёнка?

– Какая подсказка есть в тексте? (Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг!)

– У кого из вас дома есть котёнок?

– Как его зовут?

– Что можете о нём рассказать?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *