Царевна лягушка конспект урока 5 класс – План-конспект урока по литературе (5 класс): Конспект урока литературы в 5 классе по теме “Художественный мир сказки “Царевна-лягушка”. Иван-царевич, его помощники и противники” УМК В.Я. Коровина

План-конспект урока по литературе (5 класс): Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Художественный мир сказки "Царевна-лягушка". Иван-царевич, его помощники и противники" УМК В.Я. Коровина

Урок №6 Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».  Иван-царевич, его помощники и противники

Предметные: знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находят отличия в вариантах сказки; умеют выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.) Познавательные: умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме.  Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Предметные: умеют определять мораль сказки, композиционные части сказки, используют при сказывании характерные речевые обороты. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев. Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.

План

Орг.момент

Повторение

- К какой сказке мы отнесли сказку «Царевна-лягушка»?

Почему она волшебная? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните жанровые особенности волшебной сказки.

- В литературе выделяют три вида волшебных сказок: собственно волшебные, приключенческие, героические

- Запишем это в тетрадь.

Типы волшебных сказок

   

  волшебные

        приключенческие

героические

- С героической сказкой мы будем знакомится на следующих уроках. А сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.

Сообщение и запись темы урока

Слайд №1

Работа по теме урока

  1. Художественный мир волшебной сказки. Помощники и противники Ивана-царевича.

Слайд №2:

Запись в тетрадь:

Художественный мир сказки – вымышленный мир, который включает в себя время, сюжет, пространство, героев.

1). Слово учителя:

- Нарисуем большой круг. Почему круг? Потому что для человека, живущего мифом, т.е. сказкой мир реальный и мир воображаемый сливался в одно целое. Сюжет сказки начинается с описания реального мира и реального времени и реальной жизни. Но никогда не указывается конкретное место.

- Где жил Иван-царевич? (В некотором царстве, в некотором государстве.)

- Нет конкретного указания на название царства-государства.

- Возвращаемся к схеме художественного мира сказки. Хоть реальный мир и фантастический представляется древним человеком единым целым, тем не менее между ними существует чёткая граница. Проведём линию. И слева напишем реальный мир и реальное время, а справа – Фантастический мир и время

В каком мире живёт Иван-царевич. Его отец и братья? (В реальном)

- Отметим слово герой в круге там, где указали реальный мир.

- Назовите главного героя сказки «Царевна-лягушка». (Иван-царевич)

- Почему Иван-царевич хотел отступиться от своей находки – лягушки? (Никто до него не женился на лягушке; боялся, что люди засмеют.)

- Почему всё-таки он её взял с собой? (Не хотел ослушаться отца; любопытно стало, что будет дальше.)

- Каким мы можем охарактеризовать Ивана-царевича в этот момент? (Послушный, почтительный  воле отца). Запишем это в тетрадь.

- Продолжаем заполнять круг. В сказке всегда герой проходит испытания, в которых он проявляет смекалку, сообразительность, смелость, ловкость, доброту и другие положительные качества. Но чтобы пройти эти испытания, он нарушает запрет, что-то или кого-то теряет. Запишем в круге под словом герой следующее: нарушает запрет, теряет что-то, кого-то.

- Что нарушил Иван-царевич в этой сказке? (Сжёг лягушечью кожу)

- Прочитаем этот эпизод.

- Вы обратили внимание, что в этом эпизоде очень много глаголов? Как вы думаете, почему? Каждый из героев торопиться – один сжечь кожу, а другой её найти.

- Почему Иван-царевич сжёг кожу? Правильно ли он поступил?

- Почему нельзя было этого делать? Прочитаем, как об этом говорил старичок, который встретился Ивану-царевичу. Каким нам представляется старичок по его манере говорить? (Он мудрый, он представитель народа. Используется разговорная лексика «ну, да делать нечего, словами беды не поправишь».)

-Как он обращается к царевичу? (Добрый молодец) А о Василисе он говорит, что она «хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного». Какие  сказочные формулы используются здесь? (Постоянные эпитеты.) Зачем?

- Именно в  момент, когда сжигается кожа, он теряет Василису Премудрую и вынужден начать своё путешествие.

Слайд №3 Мультфильм «Царевна-лягушка»: Василиса превращается в белого лебедя и улетает

- Образ белого лебедя не случаен.  Лебедь в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом. Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем.

- Где нужно искать Василису? (В царстве Кощея.)

Слайд №4 Царство Кощея.

- А Кощей, по представлению славян, - это старик, стремящийся заковать землю вечным льдом, те есть сделать её безжизненной, мёртвой.  А с чем ассоциируется у нас холод? (С тем, что на небе нет солнца.)

- То есть Кощей похищает не просто Василису Премудрую, жену Ивана-царевича, он похищает солнце.

- Прочитаем, как собирался в дорогу царевич? Почему так подробно об этом говорится? (Он не торопится, так как понимает, что путь не близок, труден, опасен и поэтому нужно тщательно собраться в дорогу.)

- Быстро ли он шёл? Прочитайте, как об этом говорится. Почему сказитель замедляет время? (Чтобы показать, насколько труден и долог путь героя.)

- Что дал ему старичок? Что сказал ему царевич? Какой он? Запишем: вежливый, учтивый

- Возвращаемся к нашему кругу. Василиса Премудрая находится у своего отца Кощея Бессмертного, кстати, это фразеологизм, в фантастическом мире. Чтобы туда попасть герой должен пройти через заставу – избушку Бабы-Яги, это тоже фразеологизм, т.е. устойчивое словосочетание.

Слайд №5 Баба-Яга

Сообщение ученика о Бабе-Яге

 Баба Яга в сказках представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.

Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучей.

Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»)

Слайд №6 Избушка Бабы-Яги

- Прочитайте слова Ивана-царевича, обращённые к избушке. Эта конструкция используется во всех сказках. Это художественная формула. Избушка Бабы-Яги повёрнута к фантастическому миру, и чтобы туда попасть, надо повернуть избушку к себе дверью.

- Ивана-царевича встречает Баба-Яга. Прочитаем этот эпизод.

Слайд №7 Эпизод из мультфильма «Царевна-лягушка» (Баба-Яга и Иван-царевич).  

- В сказках Яга может быть помощником главного героя или вредителем, может помогать Кощею, а может быть против Кощея. А в этой сказке?

- Долго или коротко шёл Иван-Царевич до избушки Бабы-Яги? (Расскажите, как об этом говорится в сказке?

- Кого он встретил по дороге? Почему он их не убил, а предпочёл остаться голодным? Запишем это в тетрадь (Добрый, сочувствующий, сердобольный)

- И за свою доброту и терпение он был вознаграждён. Именно эти звери-помощники помогают Ивану-царевичу уничтожить зло в лице Кощея Бессмертного. И выбор животных тоже не случаен. Где живёт медведь, селезень и щука? (Медведь и заяц – на суше, селезень – летает по воздуху, а щука живёт в воде.)

- То есть они помогают Ивану-царевичу не просто победить Кощея, а освобождают мир от вечного холода.

Слайд №8  Животные-помощники на картинах художников

- Дорисуем мир сказки. От слова герой проведём стрелочку в сторону фантастического мира и запишем в фантастическом мире решает задачи с помощью помощников и дарителей. Теперь под этими словами проведём черту и запишем противники героя и злые силы. И помощники, и злые силы живут в одном мире – фантастическом.

- Расскажите, как Иван-царевич с помощью помощников победил Кощея?

2. Викторина

Стр.8 №6 «Рабочая тетрадь №1» - составитель Ахмадуллина.

Итог урока

Домашнее задание

Подготовиться к беседе по сказке (с.38-39 – вопр.)

Орг.момент.

nsportal.ru

Конспект урока "Волшебная сказка "Царевна-лягушка"" (5 класс)

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы: из фонохрестоматии.

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь... испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

- Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

«Василиса Премудрая ... пьет ... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей ... чего не допьют - в рукав льют, чего не доедят - в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение репродукции картины В. Васнецова.

Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина - Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая - обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание. Пересказать сказку от лица Василисы и Ивана-Царевича.

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: План-конспект урока "Сказка "Царевна-лягушка"

Тема:Царевна-лягушка 5 класс

Цели:

- выявление основной идеи сказки;

- формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;

- воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.

 Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

 3 слайд

Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):

- Что такое сказка?

- Для чего нужны чудеса в сказках?

- Какие виды сказок нам известны?

- Расскажите об особом построении сказок.

- Что такое эпитет, гипербола?

- Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

- Назовите любимых героев русских сказок.

 4 слайд

Анализ сказки.

Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать - уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

 5 слайд

- О чем эта сказка? Назовите ее героев.

 - Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

 - Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

 6 слайд

- Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

Индивидуальное сообщение ученика.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

- К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?

 7 слайд

Заполнение таблицы, план сказки

- Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке?

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Сватовство, приказы царя

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич убивает Кащея

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной

8 слайд

Беседа по вопросам

- Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?

У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.

 - Где нашли невест старшие братья?

 - Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

 - Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

 - Почему царь не стал противиться этому браку?

 9 слайд

Выразительное чтение эпизода сказки

- Эпизод «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу  и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине?

10 слайд

- Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

 - Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?

Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

 - Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?

Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.

 - В чем истинная красота героини сказки?

 - Как царевич оценивает работу Василисы?

В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

 11 слайд

Выразительное чтение эпизода сказки

Эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»

 12 слайд

- Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.

 13, 14  слайды

Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

- Какой вы представляли героиню?

- Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

 15 слайд

- Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу?

Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту.

 - Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?

Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин.

 16 слайд

- Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?

- Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

- О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?

- Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

 17 слайд

Кащей Бессмертный.

Индивидуальное сообщение ученика.

Кащей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу.

 18 слайд

- Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем? Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный».

 19 слайд

Баба Яга

Индивидуальное сообщение ученика.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

 20 слайд

- Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?

Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец его жизни. Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращал жизнь этого существа надежным и простым способом: зло раздавливалось в зародыше.

 - Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»?

Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.

 - Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной  победить силы зла, сотворить новый счастливый  и справедливый мир.

 21 слайд

Домашнее задание

Прочитать сказку «Чего на свете не бывает».

Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки "Чего на свете не бывает", составить устные комментарии к рисункам.

nsportal.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Народная мудрость в сказке "Царевна-лягушка"

Стуруктура

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Ответное приветствие

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели

*Мотивация учебной деятельности. Загадочная пауза

Домик маленький, а в нём
Уместились впятером:
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайчик был ещё косой.
А медведь к ним влезть не смог
И разрушил... (теремок).

***
Посмотри-ка, на печи
Наш герой по снегу мчит.
Он "по щучьему веленью"
Рад безделью, дружит с ленью.
Догадаться вы успели?
Это сказка про ... (Емелю).

***

Выросла она когда-то
Преогромной - в три обхвата!
И её, как пишет книжка,
Помогала вырвать мышка.
Если б не тянули крепко,
Кашки не было б из ... (репки).

*Эвристическая беседа

- Что объединяет все эти загадки? (сказки)

- Кто может ответить, что такое сказка? (произведение фантастического характера)

-На какие группы сказки можно разделить? (бытовые, волшебные, о животных)

-Каковы особенности каждой группы сказок? (в бытовых сказках люди являются главными героями, в сказках о животных – животные, в волшебных сказках  имеются чудесные предметы и герои)

-Чем отличается народная сказка от литературной? (народную сказку создал народ, литературную – написал автор)

*Постановка цели урока

- С каким произведением вы познакомились дома? (русской народной сказкой «Царевна-лягушка)

- Что на уроке мы должны с вами сделать?

-Верно, сегодня на уроке мы должны с вами проанализировать прочитанную вами сказку, выявить, главных героев и их качества, а также узнать, с какой целью русский народ создал данную сказку.

Дети разгадывают загадки

Учащиеся вступают в эвристический  диалог

Формирование учебной цели

Актуализация знаний

- О чем данная сказка?

- Кто является главными героями?

*Работа в парах: составление кластера

   Царь                царские сыновья      Иван-цареви

  медведь                       Герои сказки        Василиса

заяц, селезень,                                       Премудрая

 щука                                                      невестки

                                      Баба-Яга

                                  Кощей Бессмертный

*Фронтальная проверка кластеров

-В соответствии с персонажами произведения определите вид сказки (данная сказка является и бытовой, и о животных, и волшебной)

Составление самостоятельного речевого высказывания

Учащиеся в парах составляют кластер.

Дети высказывают мнение о виде сказки, доказывают собственное мнение

Первичное усвоение знаний

Перспективное домашнее задание

*Эвристическая беседа

-С чего начинается сказка? (царь велел сыновьям жениться)

-Почему царские сыновья безропотно выполнили волю своего батюшки? (в древности дети беспрекословно выполняли любую волю родителей, старших уважали, слушали)

-Куда попала стрела Ивана-царевича? (в болото)

-Почему не отказался жениться на лягушке? (выполнял родительскую волю)

- Какие испытания приготовил царь для своих невесток? (сшить рубашку, испечь хлеб, показать себя в обществе на пиру)

-Какая цифра встречается? (3)

-Вы заметили, что во многих сказках русского народа встречается данная цифра. Как вы думаете, почему?

Предлагаю дома вам найти ответ на данный вопрос.

- Что произошло после пира? (Иван-царевич сжег лягушачью шкурку)

- Почему Иван-царевич так поступил?  Какое качество характера можно увидеть? (эгоизм, т.к. в первую очередь подумал о себе)

*Словарная работа

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

*Фронтальная проверка найденной информации

-Эгоизм является положительным или отрицательным качеством характера? Почему вы так считаете? Докажите свое мнение, примерами из жизни, литературных произведений.

- Как царский сын искупил свою вину? (пришлось долго странствовать, пройти множество испытаний, прежде чем он нашел свою жену)

Учащиеся вступают в эвристический  диалог, при необходимости обращаются к тексту учебника

Индивидуальная работа со словарем

Построение самостоятельного речевого высказывания

Проверка понимания

*Работа над проблемным вопросов , работа в группах

-Почему народ создал сказку «Царевна-лягушка».

(старших нужно слушать и уважать, в семье нельзя думать только о себе)

*Фронтальная проверка

Учащиеся работают в группах, создают тезисы к сказке

Закрепление

*Рефлексивная беседа

- О какой сказке мы говорили на уроке?

-Вид данной сказки?

-Какова история Ивана-царевича и Василисы Премудрорй?

- Чему учит нас сказка?

Дети отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании

Домашнее задание дается на выбор.

1.Подготовить сообщение о значении цифры 3 в русских народных сказках

2.Нарисовать иллюстрацию к произведению.

3.Подготовить творческий пересказ от лица Василисы-Премудрой (девочкам), Ивана-царевича (мальчикам)

Учащиеся записывают домашнее задание

Рефлексия

*Закончи фразу

- Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;

-Я почувствовал (а)…;

-Мне было трудно…

Дети анализируют урок

nsportal.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

140055, МО, г.о.Котельники, мкр. Белая Дача, д.8                        тел/факс 559-96-00, 559-86-09

УРОК

по литературе в __5 б___ классе

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

(тема  урока)

Дата проведения урока: «15» сентября 2011 года 

Учитель:        Кабанова Елена Николаевна        

                                                                                подпись

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Оборудование: доска, портреты писателей

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке
  4. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова
  5. Беседа обобщающего характера
  6. Заключительное слово учителя
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА «СВАТОВСТВО  ЦАРЕВИЧЕЙ».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь... испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

-Что вы поняли, читая этот эпизод?

-Какие они - наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это

сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

- Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

«Василиса Премудрая ... пьет ... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей ... чего не допьют - в рукав льют, чего не доедят - в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное  неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина - Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая - обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание. Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

______________ О.В.Романова

«__»_______________ 20___ г.

nsportal.ru

Урок литературы в 5 классе на тему "Царевна-лягушка"

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».

СЮЖЕТ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР СКАЗКИ.

(литература 5 класс)

Цели:

  1. подготовить учащихся к чтению и анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра;

  2. развивать речевые умения путем пересказа произведения;

  3. помочь понять внутренний мир героев и раскрыть лучшие черты их характера.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. II. Чтение сказки учителем.

  3. Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно – повторы, ярко и назидательно – концовка. Заостряется внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Ивана-царевича, на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев.

  4. III. Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.

IV. Обучение художественному пересказу.

В давние времена существовала на Руси почетная профессия – «сказитель». Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы XX в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» – «И звери говорили? И мертвые воскресали?» – «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»

Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.

Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.

До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.

Вопросыпо тексту:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану.

Чтение эпизода «Сватовство царевичей».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность? (В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…)

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь… испугался Иван, хотел убежать…»? (Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным.) Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу:

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читая этот эпизод? Какие они – наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

Первое испытание.
«ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай – потом говори…»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

– Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

Второе испытание.
«ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

Чтение эпизода.

(Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой. Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)

Третье испытание.
«ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? («Василиса Премудрая… пьет… остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей… чего не допьют – в рукав льют, чего не доедят – в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина – Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая – обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»? В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание: подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».

multiurok.ru

Конспект урока литературы в 5 классе "Лягушка-царевна"

Конспект урока

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».

(литература 5 класс)

Учитель: Тихомирова О.А.

Цели:

  1. Познакомить с содержанием сказки

  2. Помочь учащимся увидеть художественные особенности жанра русской народной волшебной сказки;

  3. Способствовать развитию речевых умений обучающихся путем пересказа произведения;

  4. помочь понять внутренний мир героев, раскрыть черты их характера.

Средства обучения: учебник-хрестоматия – текст сказки, иллюстрации

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения

Межпредметные связи: живопись

Ход урока

Сказка – ложь, да в ней намёк –

добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин

  1. Приветствие. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):

– Что такое сказка?

– Для чего нужны чудеса в сказках?

– Какие виды сказок нам известны?

– Расскажите об особом построении сказок.

– Что такое эпитет, гипербола?

– Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

– Назовите любимых героев русских сказок.

  1. Чтение сказки.

(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.)

  1. Фронтальная беседа по вопросам учебника.

5. Обучение художественному пересказу.

В давние времена существовала на Руси почетная профессия – «сказитель». Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает это как правду.

Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.

Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной.

До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.

Пересказ эпизодов сказки.

Вопросы по тексту:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Какие особенности народной сказки можете назвать?

3. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

4. Почему Василису называют Премудрой?

6. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

- Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

- Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?

7. Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

8. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина – Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая – обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

9. Домашнее задание: 

- Перечитайте сказку.

-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

- Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).

- Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки (по желанию).

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о