Что такое библиотека 4 класс – Презентация к уроку (4 класс) на тему: Презентация “Что такое библиотека” | скачать бесплатно

Содержание

Библиотека - это... Что такое Библиотека?

Библиоте́ка (греч. βιβλιοθήκη / bibliothēkē, от βιβλίον / biblíon «книга» и θήκη / thēkē «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители (CD-ROM, DVD-ROM).

Разновидности

Региональная библиотека во французском Алансоне, построена в 1800 году

Библиотеки бывают:

  • Государственные
  • Муниципальные
  • Частные
  • Личные (семейные)
  • Учебные

и т. д.

Социальные виды универсальных библиотек:

  • Публичная
  • Для слепых
  • Детская
  • Юношеская
  • Вузовская
  • Академическая
  • Отраслевые
  • и другие

Специальные отраслевые библиотеки бывают:

  • Медицинские
  • Сельскохозяйственные
  • Технические
  • Художественные
  • и другие

Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (бывш. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.

Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.

Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.

Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.

Библиотеки для слепых обеспечивают доступ к информации для слепых и слабовидящих читателей. Такие библиотеки содержат книги, набранные рельефным шрифтом Брайля и аудиокниги на разных носителях. Крупнейшая в России библиотека для слепых — Российская Государственная библиотека для слепых. Помимо книг, набранных рельефным шрифтом и аудиокниг, она содержит большую коллекцию рельефно-объёмных моделей, позволяющих слепым узнать облик различных объектов[1].

Школьная библиотека нацелена на обеспечение учащихся литературой и не является общедоступной

Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих.

Деятельность

Каталог библиотеки

Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются, хотя не для всех единиц хранения возможны обе.

Другой важной характеристикой библиотеки является структура её фонда. В большинстве случаев часть изданий (наиболее востребованная читателями) располагается в открытом доступе и может быть просмотрена читателем непосредственно у книжной полки, тогда как большинство изданий располагается в книгохранилище и может быть оттуда получено лишь через некоторое время посредством заказа по каталогу. В некоторых случаях на выдачу особо редких, повреждённых или содержащих государственную тайну изданий накладываются ограничения, требующие от читателя специального запроса или разрешения; в СССР эта практика использовалась особенно широко и вошла в историю как спецхран[2].

Передвижные библиотечные пункты облегчают доступ к книгам и Интернету для населения удаленных районов, жителей домов престарелых и т. п. Для доставки книг и средств связи используются автобусы, автофургоны (англ. bookmobile, исп. bibliobús), а в некоторых странах (Зимбабве[3]) даже ишаки.

Как утверждал выдающийся российский историк и литературовед, просветитель и гуманист Дмитрий Лихачев:

«Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек — у мира и человечества будет возможность возродиться»

История

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII—XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамсесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса

mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями (см. книги на цепях).

Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.

Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг (по версии Google).[4]

Знаменитые в истории библиотеки

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

что такое? Определение, история библиотеки :: SYL.ru

Книга – это предмет, сопровождающий человечество с давних времен. Поэтому то, что люди придумали хранилища для книг, неслучайно. Наши далекие предки стремились сохранить накопленную за столетия мудрость и передать её нам - потомкам. Современный человек эту традицию продолжает. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой библиотека. Для выполнения каких функций она предназначена? Какова ее история?

Слово и его значение

Само понятие «библиотека» является составным существительным, и образовалось оно от двух греческих слов – «библио», что означает «книга», и «тека», то есть «хранилище». Соответственно, дословный перевод слова «библиотека» с языка эллинов – «книгохранилище».

Действительно, сегодня даже ребенку не составит труда определить значение слова «библиотека». Что такое библиотека и для чего она нужна? Это учреждение, где хранятся печатные и письменные собрания произведений, предназначенные для общественного пользования. Подобные книгохранилища имеются в каждом городе. Они могут быть универсальными или включать в себя произведения определенной направленности. Классификация таких учреждений представлена ниже.

В библиотеках осуществляется работа справочно-библиографического характера, а именно: подсчет имеющихся книжных единиц, систематизация изданий, помощь населению в выборе нужных материалов, консультирование читателей. Подобные организации представляют собой неотъемлемый элемент развитого государства. Ведь именно они отражают потребность народа в сохранении и приумножении, накоплении знаний, интеллектуальном и культурном развитии. Это в первую очередь касается литературы национальной, ведь преимущественно именно она представлена в библиотеках каждой конкретной страны.

Возникновение самых первых библиотек

Кому и когда пришло в голову создать подобную сокровищницу человеческих знаний? Исследования ученых указывают на то, что впервые это случилось на Древнем Востоке. Сегодня миру известно, кому принадлежала самая известная и обширная библиотека – её создателем стал Ашшурбанипал из Ниневии. В ней хранится собрание клинописных табличек из дворца последнего царя Ассирии.

Наиболее известная библиотека периода Античности – Александрийская. Она была основана в начале III в. до н.э., и в мире эллинов являлась центром культуры, науки и образования. Фонды Александрийского книгохранилища насчитывали около 750000 свитков!

К сожалению, более чем 1500 лет назад она оказалась разрушена. Согласно одной из версий, это случилось во время захвата Александрии турками-османами. В начале XXI века она была восстановлена. Сегодня Александрийская библиотека – одно из ключевых учреждений подобного рода в Египте, расположенное на берегу Средиземного рода, все в той же Александрии.

Средневековая библиотека

Что такое библиотека, ясно. Ответ на вопрос о ее создателе, тоже представлен выше. Но необходимо сказать пару слов и о периоде Средневековья. В это время популярностью начали пользоваться заведения, при которых действовали скриптории или мастерские, где переписывались рукописи. Таким образом осуществлялось увеличение числа экземпляров книг. После того как в XV веке Иоганн Гутенберг создал технологию книгопечатания, необходимость в скрипториях отпала, а количество библиотек начало стремительно увеличиваться. Очередной виток в истории развития библиотек дало Новое время: повсеместное распространение грамотности привело к увеличению книголюбов.

Типы библиотек

Итак, если с вопросами о том, что представляет собой библиотека, что такое книгохранилище, все определено, то нераскрытой остается тема, касающаяся видов учреждений подобного рода. В настоящее время они представлены в великом множестве: существуют региональные, национальные, специальные, публичные и учебные (при школах, институтах и университетах). Разумеется, в каждой из них набор материалов будет разным.

Библиотеки для детей

Детская библиотека, которая начала складываться в России еще с XIX века, благодаря деятельности книговеда А. Д. Торопова, открывшего в конце девятнадцатого столетия первое московское общедоступное учреждение с собранием произведений для детей, к настоящему моменту включает три основные составляющие. А именно:

  1. Адаптированные издания.
  2. Произведения, специально созданные для юных читателей.
  3. Книги, изначально предназначавшиеся для взрослых, но со временем прочно утвердившиеся в списке детской литературы.

В XX веке произошло отделение детских библиотек от публичных, что было связано с повышением внимания к необходимости изучения детской души, мыслей, чувств и эмоций. Продуктивная работа психологов, писателей и педагогов того периода породила большое количество статей, заметок, очерков и разнообразных публикаций на тему развития ребенка и, как следствие, повлекло за собой осознание необходимости библиотечного обслуживания подрастающего поколения. При этом детские книгохранилища были явлением качественно новым. Школьная библиотека к началу двадцатых годов имелась практически в каждом учебном заведении.

Сегодня детским библиотекам удалось избавиться от таких элементов, как преобладание идеологии над свободным выбором, авторитарность, проявляющаяся в навязывании сотрудниками населению определенных списков литературы. И все же на месте старых проблем возникли новые. Так как 72% семей имеют доход ниже прожиточного минимума, а 40% семей тратят деньги только на еду и бытовые нужды. В такой ситуации у ребят не остается возможности на минимальное культурное развитие. И семейная библиотека (книг, передающихся из поколения в поколение, можно увидеть сегодня далеко не в каждом доме) и коллекция из новых, только что купленных изданий, им может только сниться.

Сегодня детские библиотеки стараются бороться с неграмотностью и «неприкаянностью», обеспечивая выполнение компенсаторной функции и выполняя роль одновременно и детских кружков, и клубов по интересам, и кинотеатров. Однако действовать в условиях регулярного уменьшения финансирования подобным учреждениям с каждым годом становится все сложнее.

Электронная библиотека: что такое?

Относительно новым явлением для книжного мира является понятие электронной (или цифровой) библиотеки. Этот термин не имеет универсального, общепринятого научного толкования, но может быть определен как совокупность упорядоченных коллекций электронных разнородных документов, которая для пользовательского удобства снабжена вспомогательными средствами поиска и навигации.

Преимущество использования таких библиотек заключается в том, что для использования материалов, хранящихся в них, не нужно покидать стены дома: требуемый файл можно скачать на компьютер или любой другой электронный носитель, открыть и прочитать. В настоящее время электронные библиотеки делятся на 2 группы:

  1. Бесплатные. Например, «Библиотека Максима Мошкова», «Военная литература», ImWerden и многие другие.
  2. Коммерческие полнотекстовые базы данных. А именно: «Научная Электронная Библиотека», «Интегрум-Техно», «Публичная библиотека» и так далее.

Самая большая электронная научная библиотека

Это почетное звание принадлежит Всемирной цифровой библиотеке, торжественное открытие которой состоялось в апреле 2009 года. Учредитель данного проекта поистине глобального масштаба – Библиотека Конгресса США. Проект включает многочисленные сокровища культуры, науки и образования самых разных стран мира, в том числе и России. В ней имеются архивы и материалы на семи языках. К этой библиотеке сегодня имеют доступ миллионы людей со всей планеты.

Самая крупная библиотека в России

Российская государственная библиотека, которая в прошлом носила имя Ленина, является не только самым крупным книгохранилищем в стране, но и второй по величине в мире после вышеупомянутой Библиотеки Конгресса США. Созданная на основе Румянцевского музея, Российская государственная библиотека располагается в Москве, насчитывает в своих фондах 42 миллиона единиц, а общая длина её книжных полок равняется 275 километрам.

www.syl.ru

Доклад-сообщение про Библиотеку школьню

Домашняя полка с книгами или привычная библиотека – это книжный храм для любителей чтения. Библиотеки существуют много столетий. Впервые в нашей стране они появились в период образования Киевской Руси. В прошлых веках позволить себе содержать собственную библиотеку могли только образованные и знатные вельможи. Владея огромными особняками, они имели просторные кабинеты, заставленные до самого потолка шкафами с книгами. Это было интеллектуальное место для деловых встреч и непринужденных бесед. В 1795 году началось строительство Первой Российской Публичной Библиотеки и тянулось целых 19 лет. После октябрьской революции она была переименована в Российскую Национальную Библиотеку. Множество простых людей, следуя ленинскому призыву «Учиться, учиться и еще раз учиться!», получили возможность просвещаться, читая художественную и научную литературу. Эта «Императорская» библиотека одна из самых крупнейших в мире.

 На сегодняшний день по данным социологических исследований интерес к чтению в нашей стране снижается. На место бумажных книг приходят электронные и аудиокниги. Для привлечения читателей библиотеки стараются оперативно приобретать издания, пользующиеся популярностью и спросом. Современные библиотеки являются информационным центром, предлагающие помимо традиционных книг, доступ к местным архивам, ресурсы интернета, различные базы данных, бесплатный WI-FI, возможность копировать и сканировать документы. В каждом книжном хранилище есть читальный зал, где в уютной обстановке можно ознакомиться с первоисточниками, прочесть пожелтевшие газеты. Журнал «Библиотековедение» вошел в сотню известных научных изданий. В библиотеках хранятся книги из разных областей знаний, которых не найти в продаже. Эти источники знаний передаются по наследству, хранят тайны прошлого, имеют свою ценность. Листая страницы, лучше воспринимаешь прочитанное, вникаешь в каждую фразу, чувствуешь всем сердцем. В библиотеках работают квалифицированные специалисты, помогут в работе с каталогами, подберут нужную информацию.

Многие современные книжные хранилища имеют оригинальный дизайн и сложные конструкции. Например, библиотека в Нидерландах – это прозрачное здание с пирамидальной крышей. Она явно выделяется среди других сооружений, что служит рекламой для привлечения читателей. А библиотека Норвегии Веннесла является культурным центром страны. В здании есть кафе, конференц-залы, учебный центр.  В ней собраны основные государственные архивы, которые доступны любому желающему. Российская государственная библиотека или по-другому «Ленинка» считается самой большой в России. В ней собрано гигантское количество редких сборников, рукописных материалов, картографических, нотных, текстовых изданий, специальных видов научно-технической литературы, аудиозаписей, пластинок, лекций и диссертаций.

Умение читать художественную литературу, классику, справочники и словари, научно-популярную литературу непременно отразится на вашей жизни и сделает ее еще ярче, насыщенней и интересней.

Сообщение Библиотека

В наше время, каждому человеку известно, что такое библиотека. Место, где хранятся, множество различных книг на разные тематики называется библиотекой. В библиотеку приходят люди, для того, чтоб почитать книги или взять на некоторое время их домой для чтения. Библиотека по праву считается небольшим научным центром, так как здесь находится научная литература; например литература по медицине, истории, математике, технике и многие другие.
В библиотеке придерживаются определенных правил – это государственное учреждение. Вот несколько правил, которые должен соблюдать каждый посетитель библиотеки:

  • Книгу, которую берете на время домой для чтения необходимо вовремя возвращать
  • Бережно и аккуратно относится и не вымазывать книгу
  • Не мять листы и не перегибать
  • Не делать в книге пометок и разных записей
  • Обязательно пользоваться закладками

Существует множество различных видов библиотек:

  • Школьные
  • Детские
  • Научные
  • Городские
  • Сельские
  • Государственные
  • Частные
  • Электронные

Во всех этих библиотеках существую для всех общие правила. В ней работает два зала один читательский, где книгу можно почитать и абонемент – когда можно взять книгу домой на определенное время.

У всех знакомство с ней начинается со школьной библиотеки. Именно там нам рассказывают, как правильно вести себя посещая ее. Наше время библиотека значительно преобразилась. Она стала огромным информационным центром. Если, нет, нужной книги можно бесплатно воспользоваться интернетом. Но, самое интересное это придя в нее самому пройтись возле полок с книгами и самостоятельно найти нужную литературу по интересующему вопросу. Все это очень хорошо развивает внимательность и любознательность.

В библиотеке хранится живая история всего человечества. Так как ею пользовались люди, которые жили много лет назад. Библиотеку того времени мы бы с вами не узнали. Так как раньше писали на табличках, свитках, папирусах, и различных свитках.

Но ученые используют эту информацию накопленную тысячелетиями поколениями.

Библиотека – это не только то место, где мы можем пообщаться с людьми, но с любимыми книгами нашего детства, с нашими любимыми героями. В ней часто проводятся всевозможные выставки, проходят встречи с писателями современности. Очень интересно взять в руки книгу написанную писателем, которую еще не, кто не читал, побывать в роли первооткрывателя. Или наоборот прочитать книгу, которой очень много лет и именно она становится самой любимой и незабываемой. И снова и снова перечитывать эту книгу. Не одна электронная книга не доставит столько эмоций и радости, так как – живая, настоящая!

Библиотека – встреча с прекрасным миром, а не просто хранилище для книг.

2, 3, 4, 5  класс, по окружающему миру. Литература наша библиотека

Библиотека

Популярные доклады

  • Доклад на тему Лиса 1, 2, 3, 4, 5, 6 класс, окржающий мир биология

    Довольно часто в природе встречается такое животное как лиса. Представители этого вида живут на территории Северной Америке, в Европе, Северной Африки и даже Азии. Лисицу относят к классу млекопитающим. Несмотря на свой небольшой размер,

  • Доклад на тему История Владимира Мономаха 4 ,6 класс по истории

    Когда в 1054 году умер Ярослав Мудрый, он распорядился, чтобы его власть поделили между сыновьями. Старший отправился править в Киев, средний сын поехал в Чернигов, а младший правил Переяславлем. Недолго длилось правление Ярославичей.

  • Доклад на тему Правила дорожного движения

    Правила дорожного движения существовали ещё во времена правления Цезаря. Учитывая огромное количество гужевого транспорта в Риме, было введено на некоторых улицах одностороннее движение. Люди, которые приезжали в город на своих повозках,

more-dokladov.ru

Сочинение на тему "Библиотека" для школьников

Детям в школе может быть задано такое задание, как написать сочинение на тему «Библиотека». Каждый ребенок в силе осуществить такую миссию, независимо от склада ума и уровня знаний. Самое главное, чтобы родители смогли подсказать, как лучшим образом сделать такое задание. Для этого мамам и папам необходимо и самим изучить, какими по структуре и содержанию должны быть такие творческие задания.

Как помочь ребенку написать сочинение

Сочинение на тему «Библиотека» написать несложно, особенно если ребенок хотя бы один раз был в этом заведении. План может быть следующим:

  • Вступительная часть, в которой кратко рассказывается о том, для чего посещать библиотеку и с какой целью туда обычно ходят.
  • Основная часть должна описывать, как себя нужно в библиотеке вести, что интересного можно узнать в этом заведении.
  • В заключительной части произведения нужно кратко подвести итоги по написанному выше.

Такой план поможет мальчишкам и девчонкам написать хорошее сочинение, заслуживающее высокой оценки.

Краткое сочинение на тему «Библиотека»

Работа может быть разной по размеру и смысловой нагрузке. Вполне можно написать сочинение на тему «Библиотека» кратко, без подробностей и отступлений. Как вариант, можно показать ребенку следующее сочинение:

***

Я часто хожу в библиотеку, чтобы подготовить домашнее задание по русскому языку или литературе. Дома у меня есть младший брат, а он порой хочет играть и отвлекает меня от уроков. Поэтому мне легче сходить в это тихое, наполненное загадками и нераскрытыми тайнами местечко.

В библиотеке, помимо уроков, можно почитать интересные книги, в которых скрыто множество приключений и увлекательных событий. Считаю, что библиотека – это очень важное место для тех, кто хочет стать умным.

Я всегда буду часто ходить в это заведение, потому что хочу быть умным и развитым человеком.

Такое сочинение короткое, но описывает то, что необходимо изложить в подобной работе.

Развернутое сочинение на тему «Ребята в библиотеке»

Если у ребенка хорошо развита фантазия и мысли льются рекой, то можно написать развернутое, детальное сочинение. За пример можно взять следующий вариант:

***

Библиотека – это заведение для детей и взрослых, которые хотят быть умными и иметь глубокие познания. Сюда стоит прийти тем, кто любит в особенной атмосфере провести время, погружаясь в мир, находящийся за обложкой книги.

Ни в одном книжном шкафу не найдется столько полезной и нужной литературы, как в библиотеке. Какую бы тему вы ни придумали, каким бы ни было домашнее задание, здесь всегда найдут нужную литературу. Мне очень нравится в библиотеке, потому что здесь нет громких криков. Ребята, с которыми я туда хожу, перешептываются между собой и делятся впечатлениями от прочитанного. Мама говорит, что мы с друзьями большие молодцы, ведь посещение таких заведений полезно и вдохновляет на поступки.

Библиотека – это мир волшебных и красочных событий, это великолепное место для того, чтобы отдохнуть душой и расслабиться.

fb.ru

Сочинение Что дети делают в библиотеке 4 класс

Поход в библиотеку - это всегда очень интересно. Ведь в ней столько художественных книг, журналов, газет, словарей и энциклопедий, справочников, поэтому каждый может найти что-то познавательное для себя. Придя в районную или школьную библиотеку, дети сначала внимательно рассматривают стенды с литературой. На них представлены новинки или подборка литературы по определенной теме. Они знакомятся с каталогом книг, после этого они заказывают то, что им нужно. Читатели терпеливо ожидают свой заказ, пока библиотекарь подберет им необходимые книги или периодику.

Абонемент - это отдел библиотеки, в котором дети берут книги домой. Это не только художественная литература, которую читают в свободное время и на каникулах, но также энциклопедии, учебники, научная литература. С ее помощью ученики пишут рефераты, готовят доклады, делают презентации по различным школьным предметам.

В читальном зале книги и прессу не выдают на дом, поэтому дети изучают их, сидя за столами. Вести себя в библиотеке нужно тихо, не мешать другим людям, поскольку посетители вникают в то, что читают. В шумной обстановке разобраться и осмыслить прочитанный текст очень сложно.

Библиотека - это не только хранилище книг, это еще и место, где проходят открытые уроки и встречи с писателями. Дети с удовольствием участвуют в таких мероприятиях. Они внимательно слушают рассказы известных людей о том, как те начинали свой авторский путь, как создавали первую книгу, начинали работать иллюстраторами или издателями. Благодаря книгам дети расширяют свой кругозор, развиваются, приобретают новые знания, которые им пригодятся не только в дальнейшей учебе, работе, но и в жизни, отношениях с другими людьми.

Сейчас большой популярностью пользуются электронные библиотеки и книги. Но бумажный вариант всегда приятнее читать, да и не все книги, особенно это касается старых изданий, можно отыскать в электронном виде.

Вариант 2

Детям нравится посещать библиотеку. Здесь они могут прочитать много разнообразных книг: исторических, научных, художественных произведений. Когда ученики приходят в неё, то их всегда встречает библиотекарь. Они могут задать любые вопросы. При этом, получают различные советы о том, где взять информацию для доклада, нужного автора. Многим ребятам интересно читать фантастическую литературу, детективные сюжеты. Особенно школьникам нравится участвовать в конкурсах, викторинах. Выигрывать призы за знание литературных героев и произведений.

Ребята часто посещают библиотеку и знают, что все книги в библиотеке раставлены по стелажам и расположены по алфавиту.

Книги учат ребят правильно жить и не ошибаться, находить правильное решение. Они знают, что можно читать различные произведения и статьи в читальном зале. Рассматривать дорогие журналы. После того, как читатель открывает книгу, он поподает в увлекательный мир. Каждый ученик может представить себя на месте героя, попытаться понять и пережить с ним экстремальные ситуации. Сидеть за книгой отличники могут часами и забывать обо всём вокруг. Как хорошо, что можно прочитать стихотворения таких поэтов: Пушкина, Ахматову, Есенина, Некрасова и многих других. Писатели создавали для людей произведения и оставили свой след в жизни людей. Особенно ребята любят произведения о животных, сказки, фантастические путешествия.

Все дети знают, что книги учат нас добру. В них собрана вся мудрость. Её создавали много веков. Ребята понимают, что получать знания надо из книг. Для этого нужно уметь хорошо читать. Чем больше ученики берут книги в библиотеке и читают, тем лучше они пишут и разговаривают.

с глаголами Читают, знакомятся, изучают, рассматривают, вникают, слушают, ожидают, учавствуют, берут, пишут, развиваются

4 класс с глаголами (Читают, знакомятся, изучают, рассматривают, вникают, слушают, ожидают, учавствуют, берут, пишут, развиваются)

Другие сочинения:

Что дети делают в библиотеке

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Библиотечные уроки 1-4 классы

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема. «ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ»

ЦЕЛИ.

  1. Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ)-«библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».

  2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг-попросить подобрать себе книгу.

  4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Здравствуйте, дети!

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

«Библио» по- гречески - книга, а «тека»-хранилище. А знаете, сколько лшет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье -выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае -свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

И так, библиотека- это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.

В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку -ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беде, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература- энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,-

В вестибюли, коридоры!

Не мешайте нам читать

Фантазировать мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге тишина

Здесь особенно нужна».

Так что такое читальный зал? (ответы учащихся)

Книги- как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что?-БЕРЕЧЬ!

Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать

нельзя:

  • Нельзя книги перегибать.

  • Нельзя загибать книжные страницы.

  • Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

  • Нельзя писать и рисовать в книгах.

  • Нельзя читать книги во время еды.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1 В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим

читателям.

Правило № 2 Книги н6адо возвращать во время, ведь их ждут другие

Читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3 С библиотечными книгами надо обращаться особенно

бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4 Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной

библиотеке не останется не одной книги.

Правило № 5 Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит

точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не

сможет найти эту книгу для другого ученика.

А вот это, ребята, читательский формуляр, куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.

А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.

К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

« Спасите! Нас съел серый волк!»

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».

«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»

«От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос,

Что за сказка?-Вот вопрос?

«Золотой ключик»

Был похож на мяч немножко,

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

«Колобок»

Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

«Теремок»

Библиотечный урок во 2 классе

Тема: Структура книги.

Цель занятия: дать первое представление о структуре книги: обложка (переплет), корешок, страницы, иллюстрации. Своеобразие почерка разных художников.

К уроку оформлено: Выставка «второй автор книги».

  1. Наши любимые художники. Книги из серии «Художники – детям» ж. «Мурзилка» и «веселые картинки» с ил. В. Чижикова. Д. «милый художник». Раздел « Художник и книга».

  2. Рисунки Е. Сутеева Терем – теремок (любое издание) К. Чуковский «Телефон»-М., Дет. Лит., 1989, Сутеев «Кто сказал «мяу»? М., малыш, 1989, «Мужик и медведь»-М., Малыш, 1992 и др.

  3. Давайте познакомимся - В.М. Конашевич, К. Чуковский «Муха-Цокотуха» - М., Дет. Лит., 1987, К. Чуковский «Путаница». – М., Дет. лит., 1979, В. Одоевский « Мороз Иванович» - М., Дет. Лит 1986, «Гуси-лебеди» - М., Дет. лит., 1979 и др.

  4. Мир Чарушина.

Е. Чарушин. «Волчишко» - М., Дет. лит., 1988, Е. Чарушин «Тюпа, Томка и сорока- Каупа», Швиеса, 1981, С. Маршак «Детки в клетке» - М., Дет. лит., 1989, М. Прившин «Ярик». - М., Дет. лит., 1978 и др.

  1. Рисуем сами.

Таблички со словами: «Обложка», «Иллюстрации»

( Повторение правил библиотек)

Ребята, вы теперь все читатели библиотеки, вы видели, как много книг лежит на полках. Какую из них взять? Как выбрать самую интересную и нужную? Можно, конечно, попросить библиотекаря, но интереснее выбрать самому. Сделать это поможет и сама книга. Каждая книга очень много рассказывает о себе. В классе у вас бывают уроки русского языка или математики. У нас с вами будут библиотечные уроки, и говорить мы всегда будем о книге.

Давайте подумаем, с чего начинается книга? Книга начинается с обложки. Для чего обложка книге? Обложка сделана из плотной бумаги. С помощью обложки скрепляются листы книги. Обложка оберегает книгу, книга в обложке меньше мнется.

Еще лучше оберегают книгу картонные переплеты. Обложка знакомит читателей с книгой. Она как вход в книгу. И чтобы вам хотелось войти, открыть книгу, обложки делают яркими и интересными.

Посмотрите у меня в руках 2 книги (с иллюстрациями и без ). Какая вам нравится больше? Почему? (с картинками) Картинки, рисунки в книге называют иллюстрациями. – трудное слово, прочитаем, запомним его. Кто же делает иллюстрации в книге? (художник) А как вы думаете, работать художником трудно? Да, быть хорошим художником совсем не просто. Разве можно нарисовать воина древних времен, если не знать оружие и одежду того времени. И птицу тетерева не нарисуешь, если не видел сам в лесу – как она сидит на верхушке березы, как клюет бруснику, как машет крыльями в полете…. А рисунки к сказкам! Тут нужна еще фантазия. Художнику негде смотреть на Змея Горыныча, на гномов. Значит, он должен представить в своем воображении грозное чудище, и крохотного человека. И как бы срисовать их. Потом мы всю жизнь будем считать, что Змей Горыныч и гном именно такие, какими мы увидим их в книге.

Всему миру запомнился олимпийский медвежонок Миша, которого первым увидел – придумал художник В. Чижиков. В нашей стране проводили Олимпийские игры, вы знаете что это такое? Нужна была эмблема и был объявлен конкурс. Приняло в нем участие много художников. Одним из них и был художник В. Чижиков. Вот как он об этом рассказывает. («Можно ли рассмешить ворону?» - «Пионер»).

«Сначала Мишка никак не давался. То он получался слишком громоздким, то худеньким и чрезвычайно серьезным. Наконец получился, но… никакой связи с олимпиадой. Нужно было ввести эмблемы игр – 5 переплетенных колец. Но как. Чего только не перепробовал. Осенило ночью, когда все спали. Поясок! Когда строгая комиссия увидела медвежонка, сразу же заулыбались. Эмблема была найдена! Но как много работы надо было сделать. Однажды В. Чижиков рисовал сказочную ворону, которая должна была смеяться. Один набросок, другой… Птица угрюмо кривит рот…. Прошел день – на полу – груда листов, десятки эскизов. И только к концу второго дня – птица захохотала! Вот так работает художник, чтобы вам понравились рисунки, были привлекательны, и понятно с первого взгляда могли раскрыть содержание книги ».

Часто писатель и художник работают вместе. Вот, например, как работали два замечательных человека С.Я. Маршак и В. Лебедев.

Маршак писал книжки, Лебедев рисовал картинки. Они встретились, подружились и стали делать книжки вместе. Пишет Маршак сказки про глупого Мышонка или стихи про Усатого – полосатого Котенка, а Лебедев нарисует мышонка и котенка и еще многое другое.

Встречались они, обсуждали, как все сделать получше, позанимательнее. Работали дружно, с увлечением. Если получалось смешно, сами радовались и смеялись. И всем кругом становилась весело.

Сдвинет Маршак очки на лоб, разглядывает рисунки Лебедева. Иногда пошутит: «а ваш осел не будет лягать мой текст?» Так они работали долго. Первые книжки появились давно, их еще ваши мамы читали и рассматривали. Но любят эти книжки дома и сейчас.

В детских книжках рисунки, как близкие друзья. Следуют рядом со стихом или рассказом. Хорошие иллюстрации помогают лучше понять смысл текста, а на редко даже чуть-чуть дополняют его. Они очень нужны. Поэтому фамилия художника, так же как и фамилия автора, всегда указывается в книге. Наша выставка с которой мы сегодня работаем, так и называется «Второй автор книги».

Посмотрите, ребята, на рисунки художника В. Конашевича к сказке «Гуси-лебеди». Избушка стоит на опушке леса. Деревья высокие-высокие. Они стоят плотной стеной. А над ними летят гуси-лебеди и несут братца. Бежит маленькая девочка, испуганно всплеснула руками. Почему гуси унесли братца? Были такие слова в сказке. Нет. Но мы все это увидели на иллюстрации, они дополняли текст.

А вот в сказке А. Пушкина «О рыбаке и рыбке» очень трудно приходилось рисовать картинки. Трудная задача стояла перед художникам, ведь старик 6 раз приходит на один и тот же берег. Но посмотрим, какие разные рисунки и как они точно передают нам слова А. Пушкина.

Вот первый рисунок ( желательно, чтобы дети сами описали рисунки, увидели изменения, оттенки. Библиотекарь только помогает ).

Старик поймал золотую рыбку. Все спокойно. На другом рисунке как изменились скалы, небо, море. Все потемнело. На небе – темные тучи. На море неспокойные волны. Старик склонился перед рыбкой и беспомощно развел руками. Он недоволен своей старухой, но нет с ней сладу. Почему художник рисует все темными красками? На последнем рисунке последний раз старик у моря. Что мы видим? (буря) Как мы ее видим? Краски очень темные. Ведь Пушкин пишет: «На море черная буря.» Взметнувшиеся волны, рубаху на старике развивает ветер, старик придерживает шапку, чтобы ее не унесло ветром.

Теперь посмотрим на иллюстрацию другого художника – Е. Сутеева. Давайте полистаем страницы сказки «Кто сказал «мяу» ( по иллюстрациям получает рассказ сказки).

Мы читали сказки? (нет) По одним рисункам мы с вами «пролистали» сказку, поняли, что происходит с героями книги. Но художник передает не только движения, но и богатство мимики своих персонажей. Мы говорили, что щенок испуган, прислушивается, обиженный, грустный, строгий. Рисунки этого художника яркие, занятные, животные у него сказочные.

Совсем другая тема и исполнение у Чарушина. Художник хорошо знает повадки зверей и в своих иллюстрациях умело передает их. Рисунки этого художника не многокрасочные, в основном он использует коричневые и черно-синие оттенки. Но зато он с большой любовью выписывает своих персонажей.

«Больше всего на свете я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь. Я хочу понять животное, передать его характер, движения. Меня интересует его лик, когда ребенок хочет пощупать моего зверька, я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон»-так говорил о себе Е. Чарушин. И его трогательные, пушистые малыши надолго остаются в памяти.

Задание. Бианки «Мышонок Пик»

Зачитывается небольшой текст. Смотрим к нему рисунок т находим в тексте слова к рисунку.

Повторяем фамилии художников, с которыми познакомились. Предлагаю просмотр диафильма «Знаменитый утенок Тим». Задание: определить, кто из художников сделал рисунки?

Вопросы для повторения:

  1. Покажите обложку у книги, переплет. Для чего они нужны?

  2. О ком мы сегодня говорили? Кто способствует тому, чтобы книга была привлекательной? Как называется наша выставка? Почему она так называется?

  3. Кто из художников запомнился?

Обратите внимание на последнюю пустую полку. Задание на дом: попробовать стать художником. Рисунок к тексту.

Библиотечный урок в 3-ем классе.

Тема: Структура книги.

Цели урока: Формирование навыков самостоятельной работы с книгой, развитие интереса к чтению.

Для занятия необходимо подготовить достаточное количество книг со всеми элементами, о которых пойдет речь, чтобы каждое новое понятие иллюстрировать конкретными примерами, что-то можно показать, а в большинстве случаев -зачитать или предложить детям самим найти и определить.

Примерный текст урока:

Ребята, вы все, конечно, часто бываете в библиотеке и знаете, как много там книг. Как же не ошибиться и выбрать нужную? Оказывается очень просто. Ведь книга сама может многое рассказать о себе. Сегодня мы с вами познакомимся с элементами книги, по которым мы можем заранее узнать, о чем расскажет нам та или иная книга, интересна ли она.

Как вы думаете с чего начинается книга? С обложки. Она бывает мягкая и так называется «обложка», а бывает из твердого картона, и тогда называется «переплет». В «переплет» попадают толстые книги с большим количеством страниц которые трудно закрепить простыми скрепками. А иногда поверх обычного переплета делают еще дополнительную обложку из бумаги. Она охраняет основную, украшает ее и называется суперобложкой.

В старину переплеты делались из кожи и украшались тисненым рисунком. Особо ценные книги имели металлические застежки, а порой украшались драгоценными камнями и золотом.

Обложку можно назвать лицом книги. Посмотрите внимательно, на ней написано имя автора, т.е. человека который ее написал. Если книга вам понравилась, то обязательно запомните имя ее автора. И тогда вы сможете найти в библиотеке другие произведения этого же писателя.

А что еще мы можем узнать глядя на обложку? Правильно, как называется книга, ее заглавие. Но не всегда по заглавию узнаешь, о чем пойдет речь дальше. Например, с книгой Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» все ясно, а как быть в таком случае? Перед вами книга Е. Чарушина с названием «На нашем дворе». Как понять, о чем она? На помощь могут прийти иллюстрации: рисунки на обложке или внутри книги. Они расскажут читателю, кто герой книги, где происходят события.

Но и рисунок на обложке далеко не всегда дает полное представление о содержании книги. Тогда мы должны открыть обложку и посмотреть на первую страницу. Она называется титульный лист. Здесь так же мы найдем фамилию автора и заглавие. Но, кроме них, есть здесь другие сведения.

Посмотрите ниже заглавия более мелкими буквами пишется дополнительное заглавие. В библиотековедении это называется сведениями, относящимися к заглавию. Из них мы можем более точно узнать, о ком или о чем эта книга. Например , заглавие «Как открывали мир» и рядом сведения, относящиеся к заглавию: «Из истории путешествия и открытий».

А еще подзаголовок может сказать о жанре книги, т.е-стихи это, сказки, роман повесть, рассказы или справочное издание.

Теперь обратите внимание на самый верх титульного листа. Там в некоторых книжках указывается еще и название серии. Серия это-это несколько книг, объединенных одной темой. В каждой из таких книг в верхней части титульного листа помещается одинаковые название- название серии. Например: «Почемучкины книжки», «Школьная библиотека», «Читаем сами».

Вы конечно же, обратили внимание, что ваши книги яркие, в них много рисунков. Это работа художника. Он при помощи иллюстраций вводит нас в мир образов книги, дает определенное представление о содержании. Его фамилия тоже указывается на титульном листе.

Все вы знаете, что книжки не растут на деревьях, их печатают, или издают.

Где это делается, мы тоже можем узнать, посмотрев на титульный лист. Ниже заглавий и фамилии художника мы найдем сведения о том, в каком городе и в каком издательстве была выпущена книга. Кроме этого, есть еще и цифры-код, когда книга была напечатана. Для чего же нужен год издания?

Аннотация-это очень краткое изложение содержание книги. Из аннотации можно узнать не только о чем эта книга, но и кто ее главные герои, для кого она написана. Иногда есть сведения об авторе и других его произведениях. Располагается аннотация на обратной стороне титульного листа или на последней странице. Найдите аннотации в ваших книгах. Что вы из них можете узнать?

Предисловие-это статья, помещенная перед основным текстом книге. Из нее мы тоже можем узнать об авторе книги, ее содержании, героях.

Содержание или оглавление . В нем перечисляются название рассказов, сказок, глав, которые есть в книге, и указываются страницы. Как вы думаете для чего это нужно? При помощи оглавления удобнее и быстрее искать нужное стихотворение или рассказ.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Для чего нужна суперобложка?

  2. Как называется первый лист книги?

  3. О чем может рассказать титульный лист?

  4. Что можно узнать из оглавления?

  5. Какую роль играют в книге иллюстрации?

  6. Что такое аннотация?

Библиотечный урок.

4 класс.

Тема: Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

Цель: Познакомить с наличием энциклопедий в школьной библиотеке. Дать понятия об энциклопедиях, словарях и справочниках, цели обращения к ним и как ими пользоваться.

Форма проведения: Выставка- просмотр.

Оформление: Выставка энциклопедий и словарей имеющихся в библиотеке.

Ход урока:

1. Первые энциклопедии «Что такое?», «Кто такой?»

- структура энциклопедии

- расположение материала по алфавиту

2. Тематические энциклопедии:

- кино

- растения

- космос

- литература

3. Обзор серии «Все обо всем»

- организм человека

- доисторическая жизнь

- весь мир

4. выделить общие признаки:

- алфавитное расположение материала

- алфавитный указатель

- наличие вопросов в конце словарика.

multiurok.ru

Выбор книг в библиотеке 4 класс

Библиотечный урок «Выбор книг в библиотеке»

Библиотечный урок в 4 классе по теме: выбор книг в библиотеке.

Цели урока: обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители.

Книжные выставки, тематические полки помощники в выборе книг. Определение места книги на полке. Рекомендательные списки литературы.

Ход урока

Здравствуйте ребята!

Позвольте представиться.– Урожевская Лилия Эдуардовна заведующая библиотекой МБОУ «Кремнёвская школа».  Сегодня мы попробуем обучиться  самостоятельному поиску информации в открытом доступе к книжному фонду: определим порядок и правила расстановки книг, рассмотрим полочные разделители. Просмотрим книжные выставки, тематические полки, которые служат помощниками в выборе книг. Просмотрим рекомендательные списки литературы.

И здесь мне очень понадобится ваша помощь. Ребята, скажите, пожалуйста, что, прежде всего, привлекает вас в книге, когда вы видите ее впервые? (Яркая, красочная обложка, иллюстрации). А как вы считаете, для чего так старался художник? (чтобы заинтересовать будущего читателя) Правильно! Помните русскую народную поговорку: «Встречают по одежке, провожают по уму». Так и мы встречаемся первый раз с книжкой и оцениваем ее «одежку». Если обложка и иллюстрации яркие, красивые, красочные, то нам поскорее хочется ее прочесть, ведь каждая книга – это загадка. Что она прячет на своих страницах? (Библиотекарь раздает ребятам несколько красочных книг)

Ребята! Вы наверняка сталкивались с проблемой поиска нужной литературы. Действительно, как найти нужную книжку? Где она стоит? В нашей библиотеке вы имеете возможность свободно перемещаться, подходить к полкам, самостоятельно выбирать книги. Другими словами у вас есть доступ к библиотечным книгам. На что же, прежде всего, нужно обращать внимание, чтобы не заблудится в нашей библиотеке.  Конечно же, на подсказки, которые вы видите на каждом стеллаже. Посмотрите, как ярко и красочно оформлены полочные разделители  на стеллажах. Давайте вместе прочтем, что написано на них: (Справочная литература) Здесь стоят очень важные книги. Энциклопедии, словари, справочники. В этих книгах собрано очень много информации. Они, как правило, большие, объемные и очень красивые. В справочной литературе вы не найдете ни рассказа, ни сказки, ни повести.

Все, что я только что перечислила: повесть, рассказ, сказка… Как называется такая литература? (художественная) Посмотрите внимательно, есть ли в нашей библиотеке стеллаж, на котором написано «Художественная литература». Нашли(Продолжаем путешествие по библиотеке)

А теперь подойдем к полкам, где стоят книжки. Какие подсказки мы видим здесь? (Буквенные разделители) Как вы думаете, почему книжки разделены такими странным закладками, и к чему на закладках написаны буквы? Если приглядеться внимательнее, то легко догадаться. Вот перед нами разделитель с буквой «Н», а за ним книжки, фамилии авторов которых тоже начинаются на букву «Н», здесь и Носов и Некрасов

Сегодня я хочу поделиться с вами одним своим профессиональным секретом. Часто, приходя в библиотеку, вы обращаете внимание на выставки. Книжные выставки могут быть самые разнообразные, и чтобы знать все их виды, нужно быть настоящим профессионалом. Я хочу рассказать вам о том, зачем организуются выставки в библиотеке, какие цели преследует библиотекарь, обращая ваше внимание на те или иные, выделенные из общего фонда, книги. Итак, когда мы говорим о библиотечных выставках, то обычно добавляем слово «книжная». Безусловно, основу любой выставки в библиотеке составляют именно книги. Однако, помимо книг, выставка может содержать в себе массу других информационных источников: газеты, журналы, брошюры, плакаты  т. д. А иногда таким информационным источником является совсем необычная для библиотеки вещь. Например, веретено, старинный утюг,   плетеная корзина, старинный сундук – так выглядит   выставка «Народные традиции». Все эти замечательные вещи, находясь рядом с книгами, несут в себе живую информацию по обозначенной в названии выставки теме.

А теперь поговорим о названии. Выставка должна обращать на себя внимание читателя. Название может быть ярким,  броским, обращающим на себя внимание. Каким цветом, размером, шрифтом, на каком фоне написано название выставки, зависит, прежде всего, от темы выставки. Темы бывают самые разнообразные. Какие – зависит от возраста, потребностей и интересов читателей библиотеки. Такие выставки называются тематическими.

Выставки могут располагаться в различных местах библиотеки. Небольшие выставки, могут стоять прямо на полке, среди книг. Такие выставки называются «внутриполочными».  Внутриполочные выставки обычно являются персональными, т.е. посвящены непосредственно одной персоне, например писателю, и находится персональная выставка непосредственно среди книг этого писателя. Такая выставка содержит в себе минимум информации: некоторые биографические данные, или, например, выдержку из произведения. Организуются в библиотеке и экспресс выставки, выставки – викторины . Здесь библиотекари представили портреты известных персонажей произведений писателя с вопросом: «Кто это?». Такая выставка прекрасно тренирует память, знакомит вас с работами художников, оформлявших иллюстрации к произведениям писателя-классика.

Сегодня   библиотеки располагают массой прекрасно оформленных книг. Фонды библиотек пополняются целыми сериями великолепных изданий, поэтому библиотечные работники часто организуют выставки сразу целой серии книг. Например, серии «Я познаю мир», «Живая классика» где представлены книги по программной литературе.  

Выставки в библиотеке могут состоять из нескольких разделов и занимать целый стеллаж. Например, выставка «Хочу всё знать» где представлены три раздела: о животных, о растениях. Выставки имеют не только общее название, но и название подразделов, эпиграфы, цитаты, которые тоже являются подсказками для читателей.

Для того, чтобы вам было проще найти интересную книгу библиотекари составляют рекомендательный список. В этот список входят книги, интересные читателям вашего возраста. Они «хорошо себя зарекомендовали»,  т.е., ребята, которые уже их прочитали, отзываются о них, как об очень интересных, поучительных  книгах.

А теперь походите по библиотеке. Внимательно посмотрите, что написано на выставках,  ознакомьтесь с рекомендательным списком литературы и постарайтесь выбрать для себя книгу самостоятельно.

Практические задания:

Библиотекарь подводит читателей к стеллажу с незаконченной выставкой.

Посмотрите внимательно вокруг. Какие выставки вы видите? Подойдите к этой выставке. Чего здесь не хватает? (Названия)

А как бы вы назвали эту выставку?

Чему посвящена эта выставка?

Как бы вы оформили эту выставку?

Какой раздел вы бы добавили?

Результаты:

- возросла активность посещения библиотеки;

 - ребята ознакомились с фондом библиотеки

 

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о