Что такое глобус 2 класс окружающий мир – Презентация по окружающему миру “Что такое глобус” (2 класс)

Содержание

Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Глобус – модель Земли"

Цели урока:

  • Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
  • Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
  • Объяснить значение понятий: «Экватор», «Полушария», «Полюсы», «Параллели», «Меридианы».

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • рабочие тетради;
  • презентация;
  • Глобус;
  • Клейкие метки для каждой группы

ХОД УРОКА

У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим  на вопросы:
За каждый правильный ответ вы получаете одну часть ракеты.

1. Что такое линия горизонта или просто  горизонт? Можно ли до него дойти? (Воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)
2. Какую форму имеет Земля?

(Земля имеет форму шара)
3. Что такое земля звезда или планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы)
4. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)
У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

Скомандует диктор:
Внимание, взлет!
И наша ракета  помчится вперед!
Как говорил Гагарин: «Поехали!»

У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 32. Посмотрите,  какой мы видим землю из космоса? (Голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели  мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?
Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.
У: Попробуйте сформулировать  тему нашего урока? (Глобус – модель Земли)
– С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе  и  раскроем тайны и загадки Земли.
Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение
И  не любит искажения.  (Глобус)

У: Глобус – это модель земли.  Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?
Д. Круглый.
Д. Шарообразный, шар.
У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. 
У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?
Д: Глобус – это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.

У: Как вы думаете, что на глобусе изображено, синим цветом? А что изображено другими цветами?
Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.
У: Голубой цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет – это вся суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно-коричневые – самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.           
У: Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?
Д: Внутри находится штырь.
У: А как при этом расположен глобус?
Д: Он наклонен.
У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли.
У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?
У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.
(Чтение текста на стр. 33)
У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.
Д. Происходит смена дня и ночи.

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: ФИЗМИНУТКА

У: На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

КОСМИЧЕСКАЯ  ЛАБОРАТОРИЯ

Практическая работа (по группам):

  1. Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку – стикер). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва  при вращении Земли?
  2. Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?
  3. Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.
  4. Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.
  5. Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.
У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.
У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.
Д: Это самая верхняя и нижняя точки.
У: Кто знает их названия?
Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).
У: На какой полюс показывает стрелка компаса?
Д: Северный.
У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.
У: В каком полушарии мы живем?
Д: В северном

Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 2

У: Какие ещё есть линии на глобусе?
Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

У: Есть ли такие линии на земле?
Д: Таких линий на Земле нет.
У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34
Д: Это параллели и меридианы.
У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?
Д: Параллели.
У: А как называются  линии, которые идут сверху вниз?
Д: Меридианы.
У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы – это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр. 10, задание 1

ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

У: Отгадайте загадки:

Ты держишь целый мир в руках Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач Что за предмет волшебный?

(Глобус)

Вокруг неё Земля вращается,
А  утро с ночью не встречается (Ось)

На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (Полюса)

КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Коллективная работа.

А теперь мы должны выбраться из ловушки,  для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус?  (Уменьшенная модель Земли)
2. Самая большая параллель Земли… (экватор)
3. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)
4. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У:  Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.
Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.

Итог урока:

– С чем познакомились на уроке?
– Что нового узнали?
– Вам понравился урок?

У: К  следующему уроку прошу вас

  • найти ответ на вопрос: «Какие  бывают  глобусы?»
  • выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5
  • подготовить интересный вопрос, загадку  по теме нашего урока.

urok.1sept.ru

Что такое глобус?

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рад нашей с Вами встрече! Мою книгу тайн звездного неба Вы уже полностью исследовали. Но у меня для Вас есть еще одна книга, в которой тоже храниться очень много интересных тайн. Ее я назвал «Большая книга секретов Земли и времени».

Хотите узнать, какие тайны в ней описаны? Тогда начнем! Первый секрет в  этой книги называется «глобус». Давайте поскорее перелистнём страницу и узнаем о чём он.

Чтобы было проще изучать земную поверхность, ученые придумали уменьшенное изображение Земли, ее модель. Посмотрите, ребята, как она выглядит.

Видите, это копия нашей планеты Земли, но только она уменьшена во много раз. Такую модель Земли называют

глобусом. А сейчас я раскрою вам секрет про самый большой глобус в мире. Его фотография есть в моей книге. Вот она!

Этот глобус, ребята, весит столько же, сколько вместе весят 5 слонов!!!

Глобус, как и Земля, имеет шарообразную форму, а его поверхность окрашена разными цветами: голубым, зеленым, желтым и коричневым. Как вы думаете, ребята, что на глобусе обозначает голубой цвет? Так-так-так…вспомните, почему нашу планету называют голубой? Все верно, потому что большая ее поверхность покрыта морями и океанами. Значит, ребята, голубой цвет на глобусе обозначает моря и океаны. А зеленый, желтый и коричневый – сушу.

Давайте с Вами подробнее рассмотрим, какие на Земле есть океаны. Их всего 4. Это Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан.

Морей же на нашей планете намного больше. Из всех океанов самым глубоким является Тихий океан. Определить это можно с помощью темно-синего цвета, которым на глобусе показывают самые глубокие места на Земле.

Тихий океан является и самым большим океаном на Земле, а вот самый маленький океан – Северный Ледовитый. Он самый холодный.

На глобусе, ребята, показывают не только океаны и моря, но и сушу. Так, большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками.

Давайте-ка попробуем посчитать, сколько всего материков выделяют на Земле? Так-так-так…посчитали? Ну, конечно же, всего на Земле 6 материков.

Это Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. Самым большим по своим размерам является материк Евразия. Это материк, на котором расположена наша страна. А вот самым маленьким материком является Австралия.

В самом начале этого секрета, ребята, я рассказал Вам, что сушу на глобусе окрашивают зеленым, желтым и коричневым цветом. Но почему такое большое количество цветов нужно для того, чтобы показать материки? Все дело в том, друзья, что эти цвета показывают высоту суши.

Низкие места на материках окрашивают в зеленый цвет, а вот высокие – в желтый и коричневый цвет. Так, самое высокое место в мире расположено в Евразии. Это горы Гималаи – самые высокие горы на нашей планете.

Но, ребята, не только зеленые и коричневые цвета мы можем с вами видеть на суше. Если Вы очень внимательны, то заметите, что практически на всех материках есть тонкие извилистые голубые нити. А вот, что они обозначают – вы узнаете, разгадав мою загадку:

Синяя сестрица, быстрая водица,

Вдоль дружков, бережков в океан стремится.

Так-так…ну что, разгадали? Все верно, ребята, Вы большие молодцы! Это – река! Голубыми извилистыми нитями на материках обозначают реки. Через горы и равнины, леса и луга несут они свои воды в моря и океаны.

Самой длинной рекой в мире является река Амазонка. Она расположена на материке Южная Америка.

Ну, вот и все секреты, которые я хотел Вам сегодня рассказать про глобус.

Чтобы Вы их не забыли, давайте еще раз их вспомним.

 

А чтобы Вы не забыли их названия, в моей книге Вы найдете два замечательных стихотворения, которые помогут Вам их запомнить.

  

videouroki.net

Глобус — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

История создания глобуса

Первые глобусы были созданы еще в Древней Гре­ции. В эпоху Великих географи­ческих открытий в 1492 году был создан первый из сохранивших­ся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все бо­лее точные глобусы.

Карта полушарий

Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каж­дом из которых будет изображена половина поверхности земно­го шара.

Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На гло­бусе же видна только та часть, которая обращена к наблюда­телю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.

Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.

Элементы глобуса

Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхно­сти Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для то­го, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Мери­дианы и параллели помогают ориентироваться, то есть опреде­лять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридиа­ны располагаются перпен­дикулярно друг другу.

На глобусах и картах прове­дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.

Градусная сетка

Градусная сетка — это сетка из условных тонких линий, которыми покрыт глобус и географическая карта, и образованная её элементами: пересечением параллелей и меридианов (рис. 37). Линии эти крайне необходимы. С их помощью легко оты­скать любую точку как на глобусе, так и на карте.

Параллели

Параллельно Экватору на глобусе через определённые промежутки проведены окружности, называемые параллелями. Параллели на карте и на глобусе вытянуты с запада на восток.

Параллели образуют окруж­ности, кольца, размеры ко­торых уменьшаются от эк­ватора к полюсам. Отсчет градусов по параллелям начинают с самой длинной парал­лели — с экватора. Его значение — 0 градусов. Экватор — нулевая, начальная и самая длинная параллель.

В Антарктиде, на Южном полюсе, есть американская научная станция Амундсен — Скотт. Гостей станции американцы ведут к памятному знаку, который установлен в географической точке полюса. Гость обходит вокруг него, и ему выдается свидетельство, что он обогнул земной шар по параллели.

Меридианы

Через Северный и Южный полюсы на поверхности Земли условно проведены окружности, ко­торые называют меридианами. Каждый меридиан идет с севера на юг. На глобусе видно, что меридианы — это половинки окружности и все они равны между собой.

Длина всех меридианов одинакова. Люди условились началь­ным, нулевым, меридианом считать меридиан г. Лондона. Его называют Гринвичским. В Гринвиче, пригороде Лондона, нахо­дится крупная астрономическая обсерватория. Нулевой меридиан и лежащий на противоположной стороне Земли 180-й меридиан делят Землю на Восточное и Западное полушария.

Тень, отбрасываемая гномоном в полдень, есть направление местного меридиана.

Полюсы

Полюсы — это такие точки на земном шаре, через которые проходит воображаемая ось Земли. Вокруг этой воображаемой оси Земля за 24 часа совершает один оборот. Полюсы на земном шаре никак не обозначены (рис. 38), но известно, что наблюдатель, находящийся на Северном полюсе, видит Поляр­ную звезду прямо над головой. На земном шаре два полюса — Северный и Юж­ный.

Экватор

На одинаковом расстоянии от полюсов по глобусу проведена окружность, которая называется Экватор. Он делит земной шар на две половины: Северное и Южное полушария. Длина зем­ного Экватора более 40000 км. На земном шаре Экватор, так же как и полюсы, никак не обозначен (рис. 39). Но известно, что если наблюдатель будет находиться на Экваторе, то По­лярную звезду он увидит у самого горизонта.

Линии тропиков и полярных кругов

Северный тропик — это парал­лель 23,5° с.ш., над которой в день летнего солнцестояния, 22 июня, в полдень солнечные лучи падают отвесно и предме­ты не дают тени. В Северном полушарии лето. Солнце по­долгу освещает Землю, а над Северным полярным кругом на широте 66,5° с.ш. 22 июня Солнце совсем не заходит. Зато зимой, 22 декабря, Солнце над Северным полярным кругом вообще не поднимается. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

22 декабря, в день зимнего солнцестояния, солнечные лу­чи падают вертикально вниз над Южным тропиком — па­раллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября, лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.

Линия перемены дат

см. Линия перемены дат

Географические координаты

см. Географические координаты

Географиче­скими координатами какой-либо точки называют ее широту и долготу. Координаты любого места земной поверхности можно определить по глобусу или по карте. И наоборот, зная координаты географического объекта, можно найти его место на карте или глобусе.

Измерение расстояний на глобусе

Для измерения расстояний на глобусе с помощью нитки измеряют нужное расстояние, затем, приложив нитку к линейке, определяют её длину в сантиметрах и миллиметрах и по масштабу, помещённому на глобусе, находят действительное расстояние.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Северный и южный полюс на глобусе 2 класс

  • Определить по глобусу длину экватора и длину окружности в сантиметрах

  • Назовите форму линии экватора на глобусе

  • Экватор место на глобусе

  • Длины параллелей и меридианов на глобусе

Вопросы к этой статье:
  • Что такое глобус?

  • В каких частях света расположена территория России?

  • Какая часть света находится на двух материках?

  • Какие две части света располо­жены на одном материке?

  • Что такое параллели?

  • Что такое меридианы?

  • Через какие материки проходят экватор и Гринвичский меридиан?

  • Назовите три летних месяца Северного полушария и три зимних месяца Южного полушария.

  • Когда в Австралии наступает Новый год, в самый жаркий или в самый холодный месяц?

  • Сколько Экваторов можно провести на глобусе?

  • Сколько парал­лелей и меридианов можно провести на глобусе?

wikiwhat.ru

Видеоурок по окружающему миру (2 класс) по теме: Конспект урока по теме "Что такое глобус?" 2 класс

             

ТЕМА:         Что такое глобус.

Методическая цель урока.  

  1. Познакомить с методикой организации учебных исследований.

Цель урока.

  1. Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся, формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Задачи:

Обучающие

Способствовать формированию понятий «модель», «глобус», «океан», «материк»,  умений работать с глобусом.

Развивающие

Развивать умение оперировать информацией, выделять главное в содержании изучаемого материала, совершенствовать умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные

Повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения. Создать на уроке атмосферу сотрудничества, содействовать формированию элементарных умений строить свои  межличностные отношения.        

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, глобусы, воздушные шары, модели предметов, документ-камера.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся получают знания

- о модели Земли;

- о материках и океанах;

- знакомятся с видами вращения Земли и  следствием этого вращения;

- развивают умение анализировать полученные результаты, делать выводы

                           ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Проверка пройденного материала.

(Вопросы-тест на слайде)

III.Формулирование темы и цели урока.

  1. Разгадайте кроссворд. (Использование документ-камеры)

1. Прибор, с помощью которого наблюдают за звездами. (телескоп)

2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела. (астроном)

3. Голубой шатер

    Весь мир накрыл. (небо)

4. В голубой станице

    Девица круглолица

    Ночью ей не спится –

    В зеркало глядится. (луна)

5. Бродит одиноко

    Огненное око.

    Всюду, где бывает,

    Взглядом согревает. (солнце)

- Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке? Чему будем учиться?

IV. Формирование понятий «модель», «глобус». Слайд

Что такое глобус?Давайте поразмышляем.

У.  - Как назвать предметы, лежащие на столе? ( лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка )

У.  - На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? … машинка?

У.  - Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой)

У.  - Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)

( Дети пробуют сформулировать понятие «модель»)

У.  - Как вы понимаете значение слова «модель»?

 Д. - Модель – это уменьшенное изображение предмета.

У. - Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.  Глобус – это модель Земли.

У.  - Как называется предмет, который стоит у вас на парте в каждой группе? (Глобус)

У.  - Давайте выясним, что означает слово «глобус»?

Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар, круглый.

Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.

У - Можно ли воздушный шарик (показать) и мяч (показать) назвать глобусом? Почему?

(Учащиеся  ведут дискуссию по этому вопросу)

А теперь поговорим по  второму вопросу нашего исследования: « Какие глобусы самые древние?» Слайд

 Посмотрите на слайд. Известно, что модель земного шара впервые построил греческий ученый, хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако,  она, к сожалению, не сохранилась, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал.

( слайд)
Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507).  Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На этой модели земного шара диаметром 54 см, именовавшейся «Земным яблоком», Бехайм разместил карту мира древнегреческого ученого Птолемея. Глобусом это маленькое подобие нашей планеты стали называть позже. Конечно, изображения на нем были далеки от истины. Глобус Мартина Бехайма экспонируется в Нюрнбергском музее в Германии.
Самый большой земной глобус диаметром 12,5 м построен в 1998 году в США.

Глобусы – “моряки”.

       Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях немало повидали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.

“Глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.

“Глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.

Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира.

 Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.  Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный путь.

У. - Наше исследование продолжается, впереди нас ждет еще один вопрос: «Как устроен глобус?»

Введение понятий «экватор», «параллели»,  «меридианы».        

( С опорой на демонстрацию  глобуса,  ученики отмечают все данные на воздушных шарах.)

- Северный полюс и Южный полюс. Поставьте там метки.

- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор– «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором  поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.

На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

Есть еще не видимая нам  ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

У: Повращайте  глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

( Д. Происходит смена дня и ночи.)

У: Пришло время и нам  сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть.

Слайд

V.Физминутка:

     На ноге стоит одной,

     Крутит-вертит головой.

     Нам показывает страны,

     Реки, горы, океаны.

     Ты как глобус покрутись,

     А теперь остановись!

V. Формирование новых понятий.

У.  Наше исследование подходит к концу, но нам осталось еще ответить на последний вопрос:

«О чем может рассказать глобус?»

У. - Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и  главными нашими помощниками станут глобусы.  (Слайд)

 Формирование понятий «океан», «материк».

У.  Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

(Слайды)

Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета»

- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)

- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)

У.  - Что обозначают цвета на глобусе?

Д. -Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают  сушу. Белый – снег или лёд.

У.  - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.

- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.

VI.  Этап промежуточных результатов и выводов.

Работа в группах.

У.- Сейчас  вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.

-Найдите и покажите на глобусе материки и океаны.

(Самостоятельная работа в группах.)

Задание для первой группы.

Найдите на глобусе материки, назовите их .

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

Задание для второй группы.

1). Найдите  на глобусе океаны  и назовите их.

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

У. Молодцы, ребята. Много нового и  интересного мы узнали о глобусе.

VIII. Игра «Задай вопрос»

http://www.klass39.ru/materiki-i-okeany/

VII. Итог урока.

 Молодцы! Победила дружба.

Очень важную информацию вы почерпнули на этом уроке.

Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах  к  нашей  необъятной  планете  ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь!

Игра « Гонка за лидером» начинается!

(Учитель в быстром темпе читает предложения , дети каждой группы  подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР,  ВОДА, СУША, СНЕГ,  ЛЕД, ЧЕТЫРЕ,  ШЕСТЬ,  ПАРАЛЛЕЛИ,  МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ.)

Модель Земли -  _______________ .  Это слово в переводе с латинского  означает_____.

На глобусе синим цветом  обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана  и _______ материков. «Главный пояс Земли» -  ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

VIII. Рефлексия

Оценка  работы на уроке .

 – А за что вы можете похвалить себя?

- Что осталось непонятным, вызвало скуку?

 - О чем захотелось узнать поподробнее?

 - Где могут пригодиться умения сбора информации?

IX. Домашнее задание по выбору.  

nsportal.ru

Окружающий мир 2 класс Планета Знаний "Что такое глобус"

ТЕМА: Что такое глобус.

ЦЕЛИ: 1. Способствовать формированию понятий «модель», «глобус», «океан», «материк», «географическая карта», умений работать с глобусом и картой.

2. Содействовать развитию умственных и познавательных способностей учащихся с опорой на эмпирическое мышление.

3. Создать на уроке атмосферу сотрудничества, содействовать формированию элементарных умений строить свои межличностные отношения.

I. Организационный момент.

Будь спокойным и внимательным.

Чтобы было всем понятно.

Смело можешь ты дополнить.

II. Проверка домашнего задания.

Заселяем звездное небо:

1. При помощи чего люди в древности наблюдали за Солнцем и Звездами?

2. Кто изобрел микроскоп?

3. Как называется механический аппарат для космических полетов и исследования космоса?

4. Когда был запущен первый спутник?

5. Какие возможности имеют современные спутники?

6. Какие живые существа первыми побывали в космосе?

7. Назовите первого космонавта?

8. Когда был совершён первый полет в космос?

9. Кто такие космонавты?

10. Каких еще космонавтов знаете?

11. Расскажите об устройстве космического корабля.

12. Сколько по времени длился первый полет в космос?

13. Расскажите о жизни космонавтов на космическом корабле.

II. Формулирование темы и цели урока.

  1. Разгадайте кроссворд.

1

2

3

4

5

1. Прибор, с помощью которого наблюдают за звездами. (телескоп)

2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела. (астроном)

3. Голубой шатер

Весь мир накрыл. (небо)

4. В голубой станице

Девица круглолица

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится. (луна)

5. Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (солнце)

- Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке? Чему будем учиться?

III. Изучение новой темы.

1. Формирование понятий «модель», «глобус».

- Как назвать предметы, лежащие на столе?

(лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка)

- На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? … машинка?

- Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой)

- Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)

Дети пробуют сформулировать понятие «модель»

- Как вы понимаете значение слова «модель»?

- Модель – это уменьшенное изображение предмета.

- Как называется предмет, который стоит у вас на парте в каждой группе? (Глобус)

- Можно ли воздушный шарик (показать) и мяч (показать) назвать глобусом? Почему?

- Что такое глобус?

- Глобус – это модель Земли. Шар, на который нанесены очертания суши и воды, так как они расположены на нашей планете. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.

2. Формирование понятий «океан», «материк».

- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)

Вывешивается рисунок

- Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – лёд.)

- Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны. Океан – это часть водного покрова Земли.

- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.

1 группа

- Сегодня на уроке вам предстоит изучить глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.

Задание №1

Найдите на глобусе океаны. Запишите их названия. Покажите океаны на карте.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

Задание №2

1) Определите самый большой и самый маленький океаны.

Самый большой океан - ________________________________________________

Самый маленький океан - ______________________________________________

2) Как называется океан, который ближе всего находится к нашему материку?

Трудные вопросы обведи в кружок.
Закончив работу, подними руку и продолжи работу в группе.

2 группа

- Сегодня на уроке вам предстоит изучить глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.

Задание №1

Найдите на глобусе материки. Запишите их названия. Покажите на карте.

1. _________________________________________________________

2. _________________________________________________________

3. _________________________________________________________

4. _________________________________________________________

5. _________________________________________________________

6. _________________________________________________________

Задание №2

1) Определите самый большой и самый маленький материки.

Самый большой материк - ________________________________________________

Самый маленький материк - ______________________________________________

2) Как называется материк, на котором мы живем?

Трудные вопросы обведи в кружок.
Закончив работу, подними руку и продолжи работу в группе.

3 группа

- Сегодня на уроке вам предстоит изучить глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.

1)Найдите на глобусе материк, на котором живем мы. Запишите название

___________________________________________________________

2)Найдите на глобусе столицу нашей Родины, запишите ее название

________________________________________________________

3) Запиши материки и океаны, которые омывают наш материк. Запиши их названия:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудные вопросы обведи в кружок.
Закончив работу, подними руку и продолжи работу в группе.

3 группа

- Сегодня на уроке вам предстоит изучить глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.

1)Найдите на глобусе материк, на котором живем мы. Запишите название

___________________________________________________________

2)Найдите на глобусе столицу нашей Родины, запишите ее название

________________________________________________________

3) Запиши материки и океаны, которые омывают наш материк. Запиши их названия:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудные вопросы обведи в кружок.
Закончив работу, подними руку и продолжи работу в группе.

Дополнительное задание №1

Разгадайте кроссворд

1 – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Назовите это одним словом.

2 – большой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

3 – модель Земли, имеющая форму шара.

4 – Материк, на котором расположены две части света – Европа и Азия.

Дополнительное задание №2

Прочитайте информацию о знаменитых глобусах Земли.

Поделитесь с другими.

«Земное яблоко»

ЗНАМЕНИТЫЕ ГЛОБУСЫ ЗЕМЛИ

Первый в Европе глобус Земли - "Земное яблоко", - изготовил астроном М.Бехайм более 500 лет назад.

Он готовил глобус как картографическое и художественное произведение, и разместил на поверхности более ста цветных рисунков и красивые надписи. На этом глобусе отсутствует Америка.

Глобус мира. Самый большой вращающийся глобус в виде шара шириной в 10 м находится в Италии. Глобус построен из дерева, и его размеры позволяют разместить внутри 600 человек на трех ярусах настилов.

Глобусы – гиганты. Один из них - глобус-планетарий шириной 3  метра - находится в Санкт-Петербурге в музее Кунсткамера. Снаружи на нем изображение земного глобуса, изнутри - звездное небо со всеми созвездиями. Глобус-планетарий вращался с помощью водяного колеса совершая один оборот в сутки. Внутрь шара вела четырехугольная выпуклая дверь. 

Вид глобуса изнутри.

IV. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

V. Продолжение изучения новой темы.

4. Ведение понятия «географическая карта».

- Сегодня в нашем путешествии по Земному шару нужен не только глобус, но и еще один помощник. Этот помощник называется географическая карта.

- Как вы думаете, что это такое «географическая карта»?

- Географическая картаэто изображение Земли на бумаге. А если быть точнее и говорить научным языком, то географическая карта – условное изображение поверхности нашей Земли на бумаге.

- Что общего у глобуса и карты? Чем отличаются? (Глобус – это целый шар, а на карте две половинки)

5. Проверка работы в группах – показ на карте.

- Теперь мы отправляемся в путешествие отдельными группами, а всем классом вместе вот на этом вертолете. Чтобы наше путешествие было интересным, я расскажу секреты работы с картой. Итак:

1)

2)

3)

От каждой группы у карты работает 1 ученик

6. Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы».

- Что интересного вы заметили, когда работали с глобусом? На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

- Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

7. Работа в тетради с. 37 задание 41.

VI. Итог. Выставление оценок.

- Кому было интересно на уроке?

- Что нового вы узнали? Что особенно запомнилось?

VII. Домашнее задание.

С. 56-57 читать, зад. 42 с. 37 в тет.

infourok.ru

Технологическая карта по окружающему миру "Что такое глобус?" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе

Учитель:

Пигарёва Олеся Анатольевна

Класс:

2

Предмет:

Окружающий мир

Авторы учебника:

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

Тема урока:

Что такое глобус?

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель:

Сформировать представления о том, что такое глобус

Задачи:

  1. Способствовать формированию понятий «модель», «глобус», «океан», «материк», умений работать с глобусом.

  2. Развивать умение оперировать информацией, выделять главное в содержании изучаемого материала, совершенствовать умение анализировать, делать выводы.

  3. Повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения. Создать на уроке атмосферу сотрудничества, содействовать формированию элементарных умений строить свои межличностные отношения.

Результаты:

Личностные:

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Метапредметные:

Предметные:

Оборудование

Презентация, наглядное пособие.

Межпредметные связи

Литературное чтение, география.

1.Мобилизующий этап.
Цель.
Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Вот звенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- У вас у каждого на столе лежит смайл, покажите мне тот смайл, который соответствует вашему настроению.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Показывают.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

2. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока
Цель.
Активизация учащихся.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на космическом корабле. А что нам предстоит изучить, вы скажите, если отгадаете загадку.


Шар не велик

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет.

(Глобус)

— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл, какие материки и океаны есть на нашей планете, раскроем тайны и загадки Земли.

Слушают.

- Воздух.

- Слушают учителя.

Познавательные УУД

3. Повторение изученного материала.

4. Открытие и первичное закрепление новой темы.

— Займите места в нашем космическом корабле, пристегните ремни, проверим готовность приборов. Ребята будут отвечать на вопросы теста, подчёркивать правильные ответы.

Тестирование по пройденным темам:

« Спутник земли – Луна» и «Исследования космоса».

- Подчеркните правильный ответ:

1. Земля – это

а) звезда;

б) планета.

2. Почему луну называют спутником земли:

а) Луна не излучает собственный свет;

б) на Луне нет воздуха;

в) Луна вращается вокруг земли;

г) Луна имеет шарообразную форму.

3. Итальянский учёный Галилео Галилей построил первый в мире:

а) телескоп;

б) спутник.

4. Первым космонавтом был:

а) Леонов;

б) Гагарин.

Подвод итогов.

– Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов.

- Кто знает, что за наука – география?

География – это наука о Земле. Интересно, что «гео» - это сокращение от «Гея» - так звали богиню земли.

- Давайте посмотрим на нашу планету, как астрономы. (Вид земли из космоса)

- Какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной).

- Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.

Глобус – это модель земли. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. Самый большой земной глобус диаметром 12,5 м построен в 1998 году в США.

- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)

- Какого цвета больше всего на глобусе?

- Это океаны и моря.

- Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.

- Морей же гораздо больше.

- На нашей Земле океанов –

Четыре:

ИНДИЙСКИЙ –

Самый соленый в мире,

Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ

Славен сельдями,

ЛЕДОВИТЫЙ

Все время спит подо льдами,

А ТИХИЙ,

Конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. Их 6: Евразия, Африка, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Австралия.

- На свете много островов,

Так много, что не счесть...

А вот больших МАТЕРИКОВ

На свете только ШЕСТЬ:

Африка, Америка

(Северная и Южная),

Австралия,

Евразия,

Антарктида

(Вьюжная).

Что такое Евразия?

Это — Европа плюс Азия:

Из двух частей света возник

Самый большой материк!

- На глобусе материки окрашены в зелёный и коричневый цвета. Эти цвета показывают высоту суши. Высокие места обозначены коричневым цветом, низкие - зелёным.

- Извилистые голубые нити на материках - реки. Через горы и равнины, леса и луга несут они свои воды в моря и океаны.

Слушают внимательно, отвечают на вопросы учителя.

Самопроверка.

- Слушают учителя и отвечают на вопросы.

- Голубого.

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

5. Физ. минутка.

- Пришло время, выйти в открытый космос и отдохнуть.

- Учитель включает электронную физ. минутку.

- Дети повторяют.

Личностные УУД

6. Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа.

Цель.

Поиск решения задач.

Практическая работа

- Много трудятся космонавты на борту корабля. Мы тоже проведём практическую работу.

- Найдите на глобусе материки и прочитайте их названия. Определите какой материк самый большой, а какой самый маленький.

- Какой материк самый большой?

/ Евразия/

- Какой материк самый маленький?

/ Австралия /

- Найдите на глобусе океаны и прочитайте их названия. Определите какой океан самый большой, а какой самый маленький.

- Назовите самый большой океан.

/ Тихий /

- А какой океан самый маленький?

/ Северный Ледовитый /

Интеллектуальный марафон и информационный поиск.

- Какие горы самые высокие? / Гималаи /

- Какой океан самый глубокий? / Тихий /

- Какая река самая длинная? / Нил /

- Какое озеро самое глубокое? / Байкал /

- А в какой стране мы живём?

- Столица нашей Родины.

- В какой области мы живём?

- А в каком регионе?

- А в каком городе?

- Давайте посмотрим, а наш город есть на глобусе?

Работа по рабочей тетради.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Евразия, Африка, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Австралия.

- Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Россия.

- Москва.

- Самарская.

- 63, 163.

- Новокуйбышевск

Познавательные

УУД

Регулятивные
УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные

УУД

7.Рефлексия.
Цель.

Осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

- Спасибо, вы умницы. Ребята, вам нравится путешествие? Но нам пора вернуться на родную Землю.

Чтение учителем стихотворения Е.Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

- Ребята, почему глобус просит беречь Землю?

- А что же такое глобус?

- Вот мы и приземлились на нашу голубую планету, которая из космоса кажется совсем крошечной.

-Что вспомнили?

-Что узнали?

-Чему научились?

-Молодцы!

- Теперь поднимите тот смайл, который соответствует вашему настроению.

-Спасибо за урок!

- Слушают учителя.

Определение достижения цели урока

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Глобус"

Конспект урока по окружающему миру класс УМК «Планета знаний»

тема урока: ЧТО ТАКОЕ ГЛОБУС.

Задачи: 1. Формировать представление о глобусе как модели Земли;

  1. Дать представление о материках и океанах;

  2. Развивать пространственное воображение учащихся, логическое
    мышление.

Оборудование: глобусы, карточки с названиями материков и океанов, диск «Природа, человек, общество», карта полушарий, слайды презентации, пластилин.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

С добрым утром начат день

Первым долгом гоним лень.

На уроке не зевать-

А работать начинать.

  1. Сообщение темы и целей урока:

- Давайте вспомним всё, что мы изучали. Для этого разгадаем кроссворд. А

главное слово, которое у нас получится в середине - это тема нашего урока.

  • Кто был первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин)

  • Назови одним словом - Юпитер, Марс, Сатурн (планеты)

  • Самая близкая к нам звезда? (солнце)

  • Путь, по которому движется планета? (орбита)

  • Спутник Земли. ( Луна)

  • Природное или созданное человеком тело, которое движется вокруг
    планет? (спутник)

Что будем сегодня изучать? ( в середине кроссворда – г л о б у с) Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (сформулируем цели урока)

(Что такое глобус?, Кто изобрёл?, Какие бывают?)

Чтобы понять, что такое глобус, посмотрите на экран.

- Чем похожи и чем отличаются фотография и модель? Сравни рисунки в
каждой паре.

Это машина. Это её модель. (Чем они похожи (один и тот-же предмет), чем отличаются?(рисунок-плоский, а машина имеет объём) )
Это фотография нашей планеты. Это её модель. (Чем они похожи( ивезде земля), чем отличаются?(большая-маленькая))
ВЫВОД: Что же такое глобус? – модель земли (проверим, правы ли мы оказались) -Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение - модель. Чтобы лучше представить себе внешний вид Земли, люди создали её модель – 

Глобус ( лат. - шар) - уменьшенная модель Земли (уменьшенное изображение земного шара)

- Какую форму имеет Земля? (шарообразную).

Но можно ли сказать, что Земля как мяч? (нет, Земля приплюснута) Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы – сообщения о своей удаленности от Земли.По этим сигналам специальные электронные машины определили высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму Земли. Оказалось, наша Земля не правильный шар – она немного сплюснута у полюсов У полюсов она сжата, т.к. вращается вокруг своей оси.

Практическая работа.

Мы тоже попробуем сделать модель глобуса. Из чего? (из пластилина 1м). Цель: Закрепить, наглядно увидеть сжатость Земли у полюсов. Подумайте дома, как сделать так, чтобы глобус можно было вращать.

Моря и океаны,

материки и страны,

Всё умещается на нём,

На этом шаре голубом.

Сообщения о глобусах. (4 человека)

  • первые глобусы

  • виды глобусов

  • один большой материк

  • зачем нужны глобусы (см. приложение 1)

Проверим, что вы узнали и запомнили.

  • Когда появился первый глобус? (ещё в Древней Греции, но до нас сохранился
    глобус, изготовленный Бехаймом более 500 лет назад)

  • Что означает слово глобус? (шар)

  • Как назвали один большой материк? (Пангея)

  • Как звали немецкого путешественника, который изготовил первый глобус?
    (Мартин Бехайм)

  • Зачем и кому нужны глобусы?

(пилотам самолётов, космонавтам, чтобы узнать своё местоположение)

- А вы любите путешествовать? Хотели бы посмотреть на нашу планету из
космоса? (развитие воображения)

Тогда закройте глаза, представьте, что вы надеваете скафандр и отправляетесь на космическом корабле в путешествие. 5. 4. 3. 2. 1. Старт! (пока у детей закрыты глаза, учитель расставляет на парты глобусы, звучит космическая музыка) Куда мы полетели? (в космос)На какую планету? (на планету Земля)Почему вы хотите слетать именно на эту планету? (дети говорят, что им интересно ещё узнать о планетах)

Практическая работа:

фронтальная

И вот мы с вами в космосе и видим нашу планету как будто со стороны. Рассмотрите внимательно глобусы.

  • Почему они крутятся? (Земля тоже вращается) А почему мы этого не
    замечаем? (движемся вместе)

  • Что можно увидеть на глобусе? (какие-то линии)

  • Конечно, на поверхности Земли таких линий нет. Они нанесены на глобус для
    удобства.

Меридианы идут с Севера на Юг.

Параллели с Запада на Восток. Зачем они нужны ? По ним можно

определить, где находится любой предмет (его координаты). Находить

координаты вы научитесь в старших классах.

Экватор - делит Землю на Северное и Южное полушария.

- Какого цвета больше? (синего) Почему? Почему же её надо беречь? (Много
воды, но она солёная, не пригодна для питья)

Океаны - огромные водные пространства. Всего на Земле 4 океана: Тихий - самый большой океан на планете. Тихим его назвал Магеллан, который первым из европейцев переплыл его. Но ему просто повезло во время плавания. Нередко здесь бывают страшные ураганы. Этот океан огромен, он самый глубокий.

Атлантический - второй по величине после Тихого. Назван по имени древнегреческого титана Атланта, который, как думали, держал на своих плечах небесный свод.

Индийский - ещё меньше, омывает берега Индии.

Северный Ледовитый - самый холодный, самый маленький и мелкий, почти весь покрыт льдом.

- Что обозначено жёлтым, коричневым и зелёным цветом? (суша) Огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой, называются материками. Их шесть.

(используется диск «Природа, человек, общество», учитель вместе с детьми делает выводы)

  1. Евразия - самый большой материк, на котором мы живём. Состоит из двух
    частей: Европа и Азия. Граница между ними идёт по Уральским горам.

  2. Африка - самый жаркий материк.

  3. Антарктида — там всегда холодно, температура воздуха достигает -88
    градусов по Цельсию зимой и до -20 градусов летом. Постоянного населения в
    Антарктиде нет, только исследователи, изучающие её. Часты сильные ветры,
    снежные метели, бури, по течениям движутся огромные айсберги. Нет здесь ни
    лесов, ни рек, только лёд.

  4. Северная Америка. Только в Северной Америке можно встретить бизона и
    скунса.

  5. Южная Америка - соединяются друг с другом узким Панамским
    перешейком. В Южной Америке водятся муравьеды, броненосцы, ленивцы, а
    также хищные рыбы - пираньи.

  6. Австралия - ( от лат. - «южная») самый маленький и засушливый материк,
    слабозаселён. Здесь можно встретить сумчатого медведя коала, кенгуру, ехидну
    и утконоса.

Вот мы и пролетели над всеми континентами. Ну что, полетим дальше? Но, сначала проведём Космическую разминку: (игра на внимание) Земля - присесть, Воздух - руки в виде ракеты поднять над головой.

(проводит ученик)

  • Всегда ли удобно пользоваться глобусом? (нет) Не видна вся поверхность
    земного шара. Для удобства учёные изображение поверхности Земли перенесли
    на карту. При этом глобус условно разделили на 2 полушария - западное и
    восточное. Получилась карта полушарий.

  • Сравните её с глобусом. Чем похожи и чем отличаются? (видны 2 половинки) Где точнее на карте или глобусе? (на карте) Найдите материки и океаны, которые вы запомнили. Кто может
    показать на карте материки и океаны?

Молодцы!

Самостоятельная работа в парах

Чтобы удачно приземлиться и проверить всех ребят, поиграем в игру «Угадай­ка» (детям раздаются задания)

Я раздам вам задания, вы внимательно их прочитаете, и ответите на вопросы. Какая группа готова?

Определи, о каком материке идёт речь.

  1. Самый маленький и засушливый материк на Земле. (Австралия)

  2. Самый большой материк на Земле, состоящий из двух частей. (Евразия)

  3. Второй по величине материк, где очень жарко. (Африка)

  4. Два материка, похожие друг на друга и соединённые маленьким перешейком.
    (Северная Америка и Южная Америка)

  5. Ледяной материк - самое холодное место на Земле. (Антарктида)

Узнай океан по описанию

  1. Самый маленький и самый холодный океан, покрытый льдами. Там находится Северный полюс. (Северный Ледовитый)

  2. Самый большой океан. Омывает Америку, Азию, Австралию и Антарктиду.
    (Тихий)

  3. Омывает берега Индии. (Индийский)

  4. Расположен между Америкой, Европой, Африкой и Антарктидой. Когда-то,
    по преданию, омывал берега легендарной Атлантиды. (Атлантический)

  1. Найди на глобусе столицу нашей Родины - Москву. Определи, есть ли на
    глобусе город, в котором ты живёшь.

Домашнее задание –стр.79 учебника

-Найди в справочнике учебника ответ на вопрос.

- Какие горы самые высокие? Попробуй найти их на глобусе.

-Найди в справочнике учебника ответ на вопрос.

- Какая река самая длинная? Попробуй найти её на глобусе.

- Найди в справочнике учебника ответ на вопрос.

- Какое озеро самое глубокое? Попробуй найти его на глобусе.

Вы удачно приземлились.

Подведение итогов.

Итак, что нового вы сегодня узнали? Что же такое глобус? (модель Земли) Что запомнили? (изобрёл Мартин Бехайм, в Греции)Что было интересно? (какие бывают глобусы) Что понравилось? (работать с моделью глобуса и по карте)Кто, по-вашему, заслужил пятёрку? А четвёрку?

Домашнее задание на выбор по степени сложности

1) придумайте загадку о глобусе.

2) работа в печатной тетради с.37 № 41, 42.

3) подумайте, как можно доделать глобус.

4) на карте полушарий подпишите все материки и
океаны, которые запомнили.

5)Сделайте модель Земли.

Приложение 1

Один большой материк

Давным-давно на нашей планете был один большой материк. И назвали его учёные материк Пангея. Это открытие сделал учёный Вегенер. Через много миллионов лет этот материк раскололся на 6 современных материков: Африку, Евразию, Южную и Северную Америку, Австралию и Антарктиду.

Однажды Вегенер решил вырезать контуры материков из карты и совместить их. Сколько было удивления, когда материки соединились в один большой материк. Так возникло у Вегенера предположение о едином в далёкие времена материке.

Первые глобусы

Уже в Древней Греции были сделаны первые уменьшенные модели земного шара. До наших дней сохранился один из глобусов, изготовленный более 500 лет назад (в 1492 году). Изобрёл его Мартин Бехайм немецкий путешественник и назвал «земным яблоком». Вот только Америки на этом глобусе нет, в его времена о ней в Европе ещё не знали.

Зачем нужны глобусы?

Ими начали пользоваться, как картами с тех пор как открыли, что Земля круглая. Они нужны, чтобы определять своё местоположение. Например, пилотам самолётов, космонавтам, чтобы знать, где они находятся в данный момент времени.

Какие бывают глобусы?

В Москве в Историческом музее хранится глобус, который был подарен царю Алексею Михайловичу. Это был медный шар диаметром 1 метр 70 сантиметров. Позже Петру I был подарен глобус диаметром 3 метра 50 см. Снаружи на нём была изображена поверхность Земли, а внутри - звёздное небо. В этот глобус могли войти одновременно 10-12 человек. В Париже хранится громадный глобус диаметром 12 метров (с четырёхэтажный дом), изготовленный в 19 веке.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *