Что такое инсценированное чтение басни – Блог Епанчинцевой Ирины Сергеевны: Инсценировка басен И.А.Крылова

«Люблю, где случай, есть пороки пощипать»


Методическая разработка для 5-ых классов


Инсценировка Басен И.А. Крылова:

«Люблю, где случай, есть пороки пощипать»


Амбросова Юлия Борисовна


Музыка:


Часть первая


Ведущий 1: Я один из старейших жанров литературы.


Ведущий 2: Я очень короткий стихотворный или прозаический рассказ.


Ведущий 2: Я обязательно чему-то учу, у меня есть МОРАЛЬ.


Ведущий 1: Во мне все животные говорят, думают, чувствуют, как люди.


Ведущий 2: Уже в Древней Греции широкую известность получили басни ЭЗОПА.


Это имя мы встречаем у историка Геродота в Vвеке.


Ведущий 2: Но самое интересное для нас – это то, что Эзоп был рабом. Вокруг этого человека было много тайн, о нём ходило много анекдотов. Вот какая история произошла в Vвеке с Эзопом и его хозяином Ксанфом.


 


Сценка из жизнеописания Эзопа.


Самое прекрасное и самое негодное на свете.


Эзоп


Ксанф


Ученики


Автор


На сцене: стол, стулья, белые простыни.


Ксанф ходит по сцене, разговаривая с Эзопом.


Ксанф: Эзоп! Сегодня к обеду придут мои друзья. Так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!


Ученики и Ксанф далее разговаривают, а Эзоп рассуждает вслух:


Эзоп: Ладно, ужо я научу его не давать глупых приказаний…


Автор: Пошёл он в мясную лавку, купил языков от свежезаколотых свиней. Пришёл домой и одни приготовил жареными, другие – варёными, третьи – холодными с приправой.


Снова друзья и Ксанф за столом.


Ксанф: Эзоп! Принеси нам поесть!


Автор: Эзоп раскладывает варёные языки под соусом.


Ученик 1: Ого, учитель! Даже обед у тебя философский! Ничего не упустишь из виду!


Ученик 2: Только мы устроились за столом, а нам уже подают языки!


Эзоп уходит, пятясь назад.


Ксанф: Эзоп! Принеси же нам поесть!


Автор: Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.


Ученик 3: Божественно, учитель! Великолепно!


Ученик 4: От огня да ещё с перцем и солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.


Ксанф: Эзоп! Принеси нам наконец поесть!!!


Автор: Эзоп снова подаёт каждому холодный язык с кореньями.


Ученики между собой:


Ученик 1: Ох, уж у меня у самого язык болит от стольких языкрв!


Ученик 2: Неужели тут больше ничего нет!


Ученик 3: Видно, где старается Эзоп, там добра не жди,


Ксанф: Эзоп! Подай же нам скорей похлёбки!!!


Эзоп: Вот вам отвар из языков…


Ученики (вместе): Ну вот и последний удар на нашу голову: доканал ты Эзоп нас своими языками!


Ксанф: Эзоп! Больше у нас ничего нет?


Эзоп: Больше у нас ничего нет.


Ксанф: Больше ничего мерзавец!!! Да разве я не сказал тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете».


Эзоп: Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать: ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку.


Всей нашей жизни основа – язык. Нет ничего лучше на свете!


Ученики: Клянёмся музами, он отлично рассуждает! Ты не прав учитель! (все вместе)


 


Часть вторая


Встреча с И.А. Крыловым


Ведущий 1: Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «Дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.


Ведущий 2: И.А. Крылов(1769 – 1844) родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил свой армейский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты. Но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Будущий баснописец начал служить в одном казённом учреждении «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством.


Ведущий 1: Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.


Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.


Ведущий 2: Крылов написал 205 басен. Он любил свою родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны своему широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок, черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваюсь с жадностью к речам простолюдинов…»


Ведущий 1: По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа». В.Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.


Ведущий 2: Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом «органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».


Ведущий 1: Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли. Их легко инсценировать.


 


Часть третья


Инсценировка басен


Ведущий 1: Сегодня вы были и артистами, и знатоками басен И.А. Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и замечательно!


Ведущий 2: Стихотворение М.В. Исаковского о Крылове и его баснях.


Кто не слыхал его живого слова?


Кто в жизни с ним не встретился своей?


Бессмертные творения Крылова


Мы с каждым годом любим всё сильней.


Всё знал и видел ум певца пытливый,


Всего сильней желая одного,


Что жили жизнью вольной и счастливой


Народ его и родина его.


Ведущий 1:


Мы пригласили вас в театр,


Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,


Раскрыть свой начинающий талант


И показать, как исполняли роли.


Учитель: Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!»


А великий критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».


Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.


 


Часть четвёртая


Викторина по басням И.А. Крылова


1.    В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?


(В Петербурге, в Летнем саду)


1.    Что означает слово «квартет»?


(музыкальное произведение из четырёх инструментов)


2.    Из каких басен взяты эти строки:


·         Да только воз и ныне там?


(«Лебедь, рак и щука»)


·         Не оставь меня, кум милый!


Дай ты мне собраться с силой


И до вешних только дней


Прокорми и обогрей?


(«Стрекоза и муравей»)


·         А вы, друзья, как ни садитесь,


Всё в музыканты не годитесь?


(«Квартет»)


·         Вертит очками так и сяк:


То к темю их прижмёт,


То их на хвост нанижет,


То их понюхает, тот их полижет;


Очки не действуют никак?


(«Мартышка и очки»)


·         У сильного всегда бессильный виноват:


Тому в истории мы тьму примеров слышим,


Но мы Истории не пишем.


(«Волк и ягнёнок»)


·         Голубушка! Как хороша!


Ну что за шейка, что за глазки!


Рассказывать так право сказки?


(«Ворона и лисица»)


·         Он порча, он чума, ое язва здешних мест!


(А Васька слушает да ест)?


(«Кот и повар»)


·         Вот то-то мне и духу придаёт,


Что я совсем без драки,


Могу попасть в большие забияки.


(«Слон и Моська»)

aneks.spb.ru

Конкурс инсценировки басен Ивана Андреевича Крылова.

Конкурс инсценировки басен

«В гостях у И. А. Крылова»

Подготовила Петрунина Л.Б., учитель начальных классов

Цели:

  • Показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;

  • развивать творческие и актёрские способности учащихся;

  • формировать чувство прекрасного, интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом;

  • прививать любовь и интерес к чтению.

Участники: учащиеся 4 класса

Оформление:

Сцена условно делится на две части; каждая из них в нужный момент освещается и декорирована соответствующе; в правой части сцены — кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; мультимедийная установка, презентация.

Эпиграф:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Ход мероприятия:

СЦЕНА 1

Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука.

Артист 1: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко

бежит.

Артист 3: Каков есть, такова и честь.

Артист 4: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 5: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2

Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность –

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Звучит музыкальный фрагмент.

«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 3 Инсценировка басни

«Демьянова уха»

Маленький стол и 2 стула. Фока, распоясанный, доедает из тарелки остатки супа и, пыхтя, отваливается на спинку стула.

Демьян сидит напротив, но сам не ест. Встает, подливает Фоке ухи и снова садится.

Жена Демьяна – в сарафане, платке, в руках полотенце, которым она вытирает тарелки. Осуждает Демьяна за навязчивость, даже с каким-то страхом следит, как Фока доедает.

Демьян: «Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай». —

Фока: «Соседушка, я сыт по горло». — Демьян:»Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —

Фока: «Я три тарелки съел». — Демьян: «И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» —

Жена Демьяна (неодобрительно):

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот. (Фока вытирает пот)

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

(удивленно и восхищенно)И — очищает всю. Демьян: «Вот друга я люблю! —

Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой —

Фока, выскочив из-за стола, прыгает с эстрады прямо за кулисы, а оттуда опасливо пробирается на авансцену и, отдуваясь и грозя пальцем, заявляет зрителям:

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Крылов:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Инсценировка басни

«Осел и Соловей»

(пение соловья)

Осёл : Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?».

(Во время пения соловья на сцену выходят, обнявшись, три девочки, с другой – два мальчика: они тоже пришли послушать пение соловья)

Соловей (дирижирует, оглядывает все кругом):

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец.

Осёл (очень важно, медленно, многозначительно):

Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Крылов:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

(Все мальчики и девочки)

Избави Бог и нас от этаких судей.

Викторина для болельщиков «Из какой басни фраза?»

1.Лето красное пропела

2.С ним была плутовка такова

3.А воз и ныне там

4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит

Инсценировка басни

«Стрекоза и Муравей»

Слева из глубины на авансцену выходит съежившаяся, дрожащая от холода Стрекоза. В руке – зонт в виде большого желтого кленового листа. На Муравье рабочий фартук, в руках молоток.

Чтец слева: Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(Чтец подбрасывает вверх горсть мелко нарезанных белых бумажек, осыпая Стрекозу снегом)

Стрекоза: Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым мне листком

Был готов и стол и дом.

Чтец: Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт; (Чтец подходит к Стрекозе и участливо кладет ей руку на плечо.

Стрекоза (отталкивает его и неожиданно грубо отвечает):

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Чтец (показывает домик Муравья) Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Стрекоза (требовательным, капризным тоном):

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» — Стрекоза лезет в дом Муравья, не дождавшись разрешения

Муравей (выходит из-за занавеса) «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

Стрекоза «До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас —

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».

Муравей «А, так ты…» —

Стрекоза «Я без души

Лето целое всё пела». —

Муравей «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Муравей за плечи легонько выталкивает стрекозу из дома

Инсценировка басни «Квартет»

На сцену выбегает Мартышка со свертком нот в руках. Она ищет подходящую поляну, считает пни – прекрасно! – и зовет остальных.

Чтец : Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Мартышка : Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, — (Мартышка всех рассаживает)

Пленять своим искусством свет.

(«И-и-и раз!» — скомандовала, взмахнув прутиками, Мартышка)

Чтец Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

(Чтец заткнул уши и отбежал подальше)

Мартышка «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Чтец Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдёт.

Осёл «Постойте ж, я сыскал секрет? —

Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Чтец Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Звери вместе: «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

Соловей «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Викторина «Что это за басня?»

Инсценировка басни

«Свинья под дубом»

Свинья Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Ворон : «Ведь это дереву вредит, —

Ей с Дубу Ворон говорит, —

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Свинья «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». —

Дуб : «Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут».

Крылов:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Инсценировка басни

«Ворона и Лисица»

Крылов:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (м.б.плавленый сырок в блестящей обертке)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Ворона разворачивает сыр, нюхает его, зажмуривается от удовольствия и наполовину засовывает сыр в рот)

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

Слева появляется Лиса. На руке – хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает куриное яйцо, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, —

Лисицу сыр пленил,

Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Лиса, чтобы усыпить подозрения Вороны, отошла назад, уселась на пенек и продолжает говорить как бы сама с собой.

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Ворона прислушивается, высовывается из-за дерева все больше, любуется собой, вытягивая то одну руку, то другую.

Какие пёрышки! Лиса поднимается, вздыхает, идет мимо дерева, направляясь в правую кулису. Опять, как будто случайно, замечает Ворону и прямо взвизгивает от восторга.

какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

(как будто осененная мыслью, молит)Спой, светик, не стыдись!

(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

infourok.ru

Материал (9 класс) на тему: Инсценирование басни И.А. Крылова «Разборчивая невеста» на школьном конкурсе инсценировки басен.

Инсценирование басни И.А.Крылова «Разборчивая невеста» на школьном конкурсе инсценировки басен.

Подготовила классный руководитель 9 класса Ульяновская Надежда Николаевна.

Действующие лица:

1. Автор И.А.Крылов

2. Матушка невесты

3. Разборчивая невеста

4. Сваха

5. Женихи первого порядка

6. Женихи второго порядка

7. Главный жених

 Реквизит для выступления:

Клюшка, шляпы и фраки для женихов, платок для свахи, бокалы, чашки, карты для пасьянса, фотографии женихов, букет цветов, настольное зеркало.

Инсценировка:

Под музыку заходят автор, мать невесты, невеста и сваха.

Сваха: Невеста- девушка смышляла жениха;

Тут нет ещё греха,

Да вот что грех: она была спесива.

Невеста (свахе): Сыщи мне жениха, чтоб был хорош, умён,

И в лентах, и в чести, и молод был бы он.

Автор: (Красавица была немножко прихотлива)

Невеста (свахе): Ну, чтобы всё имел- кто ж может всё иметь

Ещё и то заметь,

Чтобы любил меня, а ревновать не сметь.

Сваха: Хоть чудно, только так она была счастлива,

Что женихи, как на отбор,

Презнатные катили к ней на двор.

Музыка. Заходят женихи первого порядка.

Сваха: Но в выборе её и вкус и мысли тонки:

Такие женихи другим невестам клад,

А ей они на взгляд

Не женихи, а женишонки!

Невеста (показывает на женихов): Ну, как мне выбирать из этих женихов?

Тот не в чинах, другой без орденов;

А тот бы и чинах, да жаль, карманы пусты;

То нос широк, то брови густы;

Тут этак, там не так;

Ну, не прийдёт никто по мысли ей никак.

Музыка. Женихи уходят.

(Невеста в это время рассматривает фотографии женихов)

Автор:  Посмолкли женихи, годка два перепали;

Другие новых свах заслали:

Да только женихи середней уж руки.

(Бросает фотографии, уходит)

Музыка.Заходят женихи второго порядка, усаживаются за стол. За ними появляется невеста. Жених дарит ей букет.

Невеста: «Какие простаки!-

Автор: Твердит красавица,

Невеста- по них ли я невеста?

Ну, право, их затеи не у места

И не таких я женихов

С двора с поклоном проводила:

Пойду ль я за кого из этих чудаков?

Как будто б я себя замужством торопила,

 Мне жизнь девическа ничуть не тяжела:

День весела, и ночь я, право, сплю спокойно:

Так замуж кинуться ничуть мне не пристойно».

(Женихи вскакивают, негодуют, забирают букет и уходят).

Сваха: Толпа и эта уплыла

Потом, отказы слыша те же,

Уж стали женихи навёртываться реже.

(Сваха, мать, невеста сидят за столом и играют в бостон)

Автор: Проходит год,

Никто нейдёт;

Ещё минул годок, ещё уплыл год целой:

К ней свах никто не шлёт.

Вот наша девушка уж стала девой зрелой.

Зачнёт считать своих подруг

(А ей считать большой досуг):

Невеста (загибает пальцы): Та замужем давно, другую сговорили;

Меня как будто позабыли.

(Мать ставит зеркало на стол)

Автор: Закралась грусть в красавицыну грудь,

Посмотришь: зеркало докладывать ей стало,

Что каждый день, а что- нибудь

Из прелестей её лихое время крало.

Невеста: (рассматривает себя в зеркало):

Сперва румянца нет, там живости в глазах;

Умильны ямочки пропали на щеках;

Весёлость, резвости как будто ускользнули;

Там волоска два- три седые проглянули:

Беда со всех сторон!

Бывало без меня собранье не прелестно;

От пленников моих вкруг меня бывало тесно:

А ныне, ах! Меня зовут уж на бостон!

(Припудривается)

Автор: Вот тут спесивица переменяет тон.-

Сваха: Рассудок ей велит замужством торопиться:

Перестаёт она гордиться.

Как косо на мужчин девица не глядит,

А сердце ей за нас всегда своё твердит.

Чтоб в одиночестве не кончить веку,

Красавица, пока совсем не отцвела,

За первого, кто к ней присватался, пошла:

(Музыка, появляется главный жених с клюшкой, еле идёт, сваха помогает ему, усаживают за стол, предлагают чашку чая, жених встаёт, падает, его поднимают, все хлопочут вокруг него. Невеста его обнимает.)

Автор: И рада, рада уж была,

Что вышла замуж за калеку.

Невеста ( встаёт): Судьба моя красавицам урок

Не ждите, выходите замуж в срок.  

 Автор: О судьбе разборчивой невесты вам рассказали: (Представляет всех действующих лиц)

 

nsportal.ru

Урок внеклассного чтения по литературе на тему «Инсценирование басен И.А.Крылова» 5 класс

Урок : Вн.чт. Инсценирование басен И.А.Крылова.

Цель: обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.

Задачи урока:

  1. Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения басни,

  2. Обучающая: расширять представление о басне, формировать умение находить мораль в басне, аллегорический смысл.

  3. Воспитывающая: делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова;

  • выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;

  • плакаты: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» (И.А.Крылов)

  • высказывание А.С.Пушкина о Крылове: «Крылов — самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев».

  • эпиграф «Его басни переживут века» (К.Н. Батюшков).

Ход урока

  1. Слово учителя. 

  «Забавой он людей исправил,

Сметал с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят». (Пётр Андреевич Вяземский)

-Как вы думаете, о ком идёт речь в этом стихотворении?

(О Крылове)

-Ребята, на протяжении нескольких уроков мы знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. Сегодня вы будете инсценировать его басни, т.е выразительно читать басни наизусть по ролям.

-Трудно ли было вам учить свою роль?

Цель нашей работы — показать характеры героев. Костюмы мы специально не готовили, характеры вы должны показать речью, интонацией, жестами.

Сегодня мы с вами не просто зрители, но и критики. Будем не только слушать, но и оценивать исполнение басен. Я попрошу Диму, Аню, Нелли, а также Зою Ивановну побыть в роли жюри и оценить наших артистов.

-Вы не против?

— Сейчас я познакомлю с критериями оценивания исполнения басни:

Первый критерий: выразительность чтения (речь исполнителя (актёра) должна звучать ясно, без запинок (3-2-1)

Второй критерий : актёрское мастерство (здесь будет оцениваться представление образа через игру актёров (мимика, жесты) (3-2-1)

Третий критерий: костюмы, декорации, музыкальное оформление (3-2-1)

Четвёртый критерий: актёры помогают друг другу в сценке (не торопятся, не перебивают друг друга, смотрят на своего партнёра там, где нужно по ролям)

Кто набирает большее количество баллов (максимум можно набрать 9 баллов), тот получает 5 в журнал.  Также сегодня мы выберем среди вас самых артистичных.

  1. Слово учителя. Каждая группа показывает заранее подготовленную инсценировку басни. Учащиеся поясняют значение морали каждой из показанных басен; напоминают, что басня состоит из двух частей: рассказа и морали; также сообщают, что басня может быть написана прозой; ее героями могут быть люди.(при инсценировании на слайдах иллюстрации к басням)

  2. Инсценирование и анализ басни «Ворона и лисица».

Анализ басни по вопросам:

    • Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

    • Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

    • В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

    • Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.

    • В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

    • Какой людской порок высмеивает баснописец?

    • Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

Таким образом сделаем вывод….. (хлопают)

  1. Инсценирование басни «Зеркало и обезьяна».

Анализ басни по вопросам:

    • Над чем смеется автор?

    • Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»?

( Они не видят своих недостатков, но видят их в других.)

    • — Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

    • — Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.

    • — Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

    • ( «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?»)

— Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие. Как вы думаете, встречаются ли такие недостатки у людей в наше время?

  1. Инсценирование басни «Волк на псарне».

Анализ басни по вопросам:

  • Каким изображён ловчий, какой у него характер

  • Каким изображён волк, какой у него характер?

Вывод. Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

Таким образом сделаем вывод….. (хлопают)

Итак, для подведения итогов

Даём мы слово представителям жюри.

Жюри оглашает результаты.

Награждение победителей.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Беседа.

*Устарели ли сегодня басни И.А.Крылова? Аргументируйте свой ответ.

*Что нового узнали на уроке?

*Какие выводы для себя сделали?

2. Чтение и анализ отрывка стихотворения И.А.Крылова «К другу моему».

Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе,-

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе,-

Чин человека; в нём лишь быть

Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

Считал одной неложной славой…

  • Какова, по мнению Крылова, самая главная ценность? (Быть человеком)

  • Какие пороки человека любил «пощипать» русский баснописец? (Лень, хвастливость, высокомерие, ханжество, подлость, жестокость, лицемерие и т.д.)

  • А какими качествами (добродетелями) должны обладать мы, чтобы с гордостью носить имя Человек? Аргументируйте свой ответ.

И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

VII. Домашнее задание.

Выписать из басен выражения, ставшие крылатыми.

Прочитать балладу Жуковского Кубок стр.

Спасибо за урок. Урок окончен.

(Крылатые слова — это  меткие слова, образные выражения, изречения историческихлиц, краткие цитаты, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными»[1].Изучаются фразеологией.

Афоризм — краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения)

infourok.ru

Инсценировка басен Крылова — литература, мероприятия

Внеклассное мероприятие

В гостях у дедушки Крылова

( инсценирование басен Крылова)

Цель: закрепить знания учащихся о баснях, развивать их творческие и актерские способности, прививать любовь и интерес к чтению.

Оборудование: портрет баснописца, запись «Иван Андреевич Крылов (1769-1844)». Вокруг портрета иллюстрации к разным басням Крылова, выполненные детьми. Высказывания о Крылове.

Всякий шаг вы свой

 должны обдумать так…

И.А.Крылов

Ход мероприятия

  1. Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами в гостях у дедушки Крылова. Великого русского баснописца И.А.Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Он прожил 75 лет. За свою долгую жизнь написал около 200 басен. У его памятника в Петербурге в Летнем саду всегда собираются дети. Они внимательно рассматривают сидящего в кресле поэта, с интересом вглядываются в изображенных на памятнике героев басен – разных зверей и птиц.
  2. Сообщение о биографии Крылова с презентацией.
  3. Продолжение слова учителя. Крылов был не только талантливым баснописцем, поэтом, но хорошо играл на скрипке, рисовал, любил театр. Поэтому сегодня, говоря о творчестве Крылова, вы увидите наших шестиклассников в роли актеров. Много горькой правды говорил баснописец о несправедливости в стране. Мы смеемся над героями басен – потешными зверями, иногда глупыми, иногда хитрыми и злыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, невежество. И каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные. Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Народная мудрость гласит:
  4. Выступают помощники-ученики с заранее подобранными пословицами
  5. Учитель. Мудрые басни Крылова призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые дела, любить труд. Посмотрите и слушайте внимательно басни, вдруг узнаете себя? И , конечно же, сделайте для себя выводы на всю жизнь
  6. Выступление учеников-артистов.
    1. Инсценирование басни «Квартет». Поводом к ее созданию явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.
    2. Ученик с рекламой: покупайте сыр «Лесной».
    3. Инсценирование басни «Ворона и Лисица».
    4. Вопросы к зрителям.                                                                                               – Кто запомнил начало басни, где содержится мораль (основная мысль)?        – Почему же у Вороны вскружилась голова?                                                       — Какой вывод мы делаем?
    5. Следующая инсценировка «Волк на псарне». Эта басня патриотическая. Она написана, когда Россия в 1812 году воевала с французской армией Наполеона, которая вторглась в Россию.
    6. Инсценирование басни «Демьянова уха». Вопрос к зрителям: какое человеческое качество высмеивает Крылов в этой басне?
    7. Реклама басни.
    8.  Инсценирование «Мартышка и очки».                                                                 – Понравилась вам эта басня и игра актеров?                                                      – Какова основная мысль басни?
    9. Басня «Слон и Моська»
    10.  Реклама.
    11.    Инсценирование « Стрекоза и Муравей».                                                          – О чем эта басня?                                                                                                   – Какие пословицы о труде вы знаете?
    12.  Вопросы к зрителям: внимательный ли ты слушатель и зритель.                    – Почему Моська отчаянно лает на слона, который ее совсем не замечает?     — Подберите эпитеты, характеризующие следующих героев басен Крылова: а) Волк, Ловчий ( «Волк на псарне»)

б) Слон, Моська

в) Стрекоза, Муравей

г) Ворона, Лисица

д) Фока, Демьян

е) Осел, Козел, Мишка, Мартышка

— Угадайте название басни по началу:

а) « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

б) « Проказница-Мартышка, Осел, Козел…»

в) « Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…»

— Кто больше назовет животных и птиц – действующих лиц басен Крылова?

                 13. Реклама « Читайте басни Крылова»

 VII.    Учитель. Итак, мудрые басни Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, неназойливыми, благородными, справедливыми. Они призывают нас любить Родину, совершать хорошие поступки и полезные дела и мы все скажем словами Крылова : Всякий шаг мы « свой должны обдумать так, чтоб было не к чему злословью и придраться»! ( хором все участники)                               


Просмотр содержимого документа

«Инсценировка басен Крылова »

Внеклассное мероприятие

В гостях у дедушки Крылова

( инсценирование басен Крылова)

Цель: закрепить знания учащихся о баснях, развивать их творческие и актерские способности, прививать любовь и интерес к чтению.

Оборудование: портрет баснописца, запись «Иван Андреевич Крылов (1769-1844)». Вокруг портрета иллюстрации к разным басням Крылова, выполненные детьми. Высказывания о Крылове.

Всякий шаг вы свой

должны обдумать так…

И.А.Крылов

Ход мероприятия

  1. Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами в гостях у дедушки Крылова. Великого русского баснописца И.А.Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Он прожил 75 лет. За свою долгую жизнь написал около 200 басен. У его памятника в Петербурге в Летнем саду всегда собираются дети. Они внимательно рассматривают сидящего в кресле поэта, с интересом вглядываются в изображенных на памятнике героев басен – разных зверей и птиц.

  2. Сообщение о биографии Крылова с презентацией.

  3. Продолжение слова учителя. Крылов был не только талантливым баснописцем, поэтом, но хорошо играл на скрипке, рисовал, любил театр. Поэтому сегодня, говоря о творчестве Крылова, вы увидите наших шестиклассников в роли актеров. Много горькой правды говорил баснописец о несправедливости в стране. Мы смеемся над героями басен – потешными зверями, иногда глупыми, иногда хитрыми и злыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, невежество. И каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные. Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Народная мудрость гласит:

  4. Выступают помощники-ученики с заранее подобранными пословицами

  5. Учитель. Мудрые басни Крылова призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые дела, любить труд. Посмотрите и слушайте внимательно басни, вдруг узнаете себя? И , конечно же, сделайте для себя выводы на всю жизнь

  6. Выступление учеников-артистов.

    1. Инсценирование басни «Квартет». Поводом к ее созданию явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.

    2. Ученик с рекламой: покупайте сыр «Лесной».

    3. Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

    4. Вопросы к зрителям. – Кто запомнил начало басни, где содержится мораль (основная мысль)? – Почему же у Вороны вскружилась голова? — Какой вывод мы делаем?

    5. Следующая инсценировка «Волк на псарне». Эта басня патриотическая. Она написана, когда Россия в 1812 году воевала с французской армией Наполеона, которая вторглась в Россию.

    6. Инсценирование басни «Демьянова уха». Вопрос к зрителям: какое человеческое качество высмеивает Крылов в этой басне?

    7. Реклама басни.

    8. Инсценирование «Мартышка и очки». – Понравилась вам эта басня и игра актеров? – Какова основная мысль басни?

    9. Басня «Слон и Моська»

    10. Реклама.

    11. Инсценирование « Стрекоза и Муравей». – О чем эта басня? – Какие пословицы о труде вы знаете?

    12. Вопросы к зрителям: внимательный ли ты слушатель и зритель. – Почему Моська отчаянно лает на слона, который ее совсем не замечает? — Подберите эпитеты, характеризующие следующих героев басен Крылова: а) Волк, Ловчий ( «Волк на псарне»)

б) Слон, Моська

в) Стрекоза, Муравей

г) Ворона, Лисица

д) Фока, Демьян

е) Осел, Козел, Мишка, Мартышка

— Угадайте название басни по началу:

а) « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

б) « Проказница-Мартышка, Осел, Козел…»

в) « Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…»

— Кто больше назовет животных и птиц – действующих лиц басен Крылова?

13. Реклама « Читайте басни Крылова»

VII. Учитель. Итак, мудрые басни Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, неназойливыми, благородными, справедливыми. Они призывают нас любить Родину, совершать хорошие поступки и полезные дела и мы все скажем словами Крылова : Всякий шаг мы « свой должны обдумать так, чтоб было не к чему злословью и придраться»! ( хором все участники)

kopilkaurokov.ru

Чтение басни заранее подготовленными учащимися. — КиберПедия

Беседа по вопросам.

– Какой способ высказывания правды придумали мудрецы? (Басню.)

– Как мудрецы называли басню? (Чудесным зеркалом.)

– Почему чудесным зеркалом? Найдите слова подтверждения в тексте басни. («…зрелище сколь занимательное, столь и поучительное…»)

– Почему люди не могли рассердиться на басню?

Чтение текста учащимися про себя.

– Как же можно ответить на вопросы Г.-Х. Андерсена, заданные в последнем абзаце текста?

Работа над басней Эзопа «Лисица и Козёл».

Название басни записано на доске: «Лисица и Козёл».

сведения об эзопе

Создателем басни как самостоятельного жанра литературы считается Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец.

Словесный портрет Эзопа, данный его современниками.

Эзоп – баснописец, величайший благодетель человечества, – по доле своей был раб, а по роду – фригиец из самой Фригии (географическая область в центральной части Малой Азии. В древности на этой территории располагалось Фригийское царство. В данном случае подчеркивается, что Эзоп – чужеземец). С виду он был урод уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.

– Внимательно рассмотрите все подробности описания Эзопа и попробуйте доказать, что в этом описании он весь в отметинах чужого мира, мира «наоборот».

– Ну а теперь прочитайте басни, которые написал не сказочный персонаж, но реальный великий Эзоп.

– Что вы заметили при чтении басни? (Названия животных написаны с большой буквы.)

– Почему?

Чтение басни учащимися по абзацам.

Беседа по содержанию басни.

– Какие мысли у вас возникли после прочтения этой басни?

– Какой изображена Лисица? (Хитрой.)

– А каким изображен Козел? (Глупым.)

– Что же высмеивает Эзоп? (Глупость.)

– В каких строках заключена мораль басни? (Умный человек не должен браться за дело, не подумав прежде, к чему это может привести.)

Работа с пословицей.

– Есть такая народная пословица: «Не за бороду – за ум жалуют». Как вы ее понимаете?

– Подходит ли эта пословица к басне «Лисица и Козел»?

III. Подведение итогов урока.

– Что такое басня?

– Что обязательно должно присутствовать в басне? (Мораль – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо.)

Домашнее задание: прочитать выразительно басни Г.-Х. Андерсена и Эзопа; выполнить задание 2 учебника, ч. 2 (с. 9).


Урок 31
И. А. КРЫЛОВ. «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Цели:развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы; развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса; пробуждать у детей добрые чувства; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; «волшебная» шкатулка; карточки с выдержками из изученных басен.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были сочинить свою историю к морали басни «Лисица и Козел». Как вы справились с этим заданием, мы сейчас и проверим.

Несколько учащихся рассказывают свои истории.

III. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя.

– Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим «русский»? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, высмеивал зло. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

На доске написаны слова М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Дети читают текст с доски.

Повторение изученных басен.

– В «волшебной» шкатулке лежат карточки с выдержками из басен Крылова.

Выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержки из басен; остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и выполняют задание, записанное на карточке. Шкатулка должна быть яркая, красочная.


Карточки:

1) Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный?

(«Стрекоза и Муравей».)

Выразительное чтение наизусть или по книге.

2) Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу

клонит.

(«Мартышка и Очки».)

Чтение по ролям по книге.

3) Проказница Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли играть Квартет.

(«Квартет».)

Вспомните действующих лиц и назовите их.

4) Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

(«Зеркало и Обезьяна».)

Вспомните действующих лиц и объясните выдержку.

5) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Ворона и Лисица».)

Инсценирование басни.

cyberpedia.su

Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему: КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ БАСНИ (по басням И. А. Крылова)

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ БАСНИ (по басням И. А. Крылова)

Цели и задачи конкурса:
1. Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, закрепить умение отличать басню от других стихотворных жанров;
2. Выявить умение определять актуальность прочитанного произведения, способствовать формированию умений выразительного чтения как средства постижения идеи произведения и характеров персонажей;
3. Продолжить работу по формированию умений учащихся осмысливать свои поступки, видеть и понимать жизненные факты через знакомство с баснями И.А.Крылова.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, презентация, элементы костюмов участников инсценировок басен.

Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент из произведения конца 18-начала 19 вв. как заставка между сценами постановки.

Ход мероприятия

Звучит музыкальный фрагмент.

Ведущий: Сегодня мы проводим конкурс по творчеству известного баснописца И. А. Крылова. Участвуют ребята 5 – 6-х классов со своими инсценировками. Оценивать творчество ребят будет жюри, в состав которого входят: Бесян Е. Н, учитель биологии и химии; Усевич Н. Л., учитель начальных классов; Штальбаум Т. А., учитель английского языка.

Эпиграф конкурса

Кто, служа высоким целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет.
Н. А. Некрасов

Ведущий: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас…

Ведущий: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину. Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглашаем на жеребьевку по одному человеку от каждого класса.  Ребята называют номер, под которым будут выступать.

Пока ребята готовятся, зрители показывают свои знания по басням Крылова:

— я читаю цитату, а вы называете басню. 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

«Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

Продолжите фразу из басни Крылова

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Ведущий: Итак, друзья, будьте внимательны. Смотрите инсценировки ребят и не забудьте, что:
Сказка – ложь, подчас и басня — то ж.
Но учат обе обернуться на себя,
Исправить вовремя грешки,
Чтоб стыдно не было перед людьми.
А чтоб конкретно в этом убедиться,
Не худо б нам к живым примерам обратиться.

(согласно жеребьевке ребята показывают свои инсценировки)

Ведущий: все отлично выступили, показали эрудицию, актерское мастерство, но конкурс есть конкурс. Строгое, но пока справедливое жюри подводит итоги,  мы вновь окунемся в мир героев И. А. Крылова.

По отрывку угадайте басню:

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.             («Ворона и лисица»)

2. Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом.

Так; он и без замка;

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою».

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдаётся:

«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.

Потел, потел; но, наконец, устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.            («Ларчик»)

3. Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры[52]:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.

Избави, бог, и нас от этаких судей.    («Осел и соловей»)

4. По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас —

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, —

Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт

Вперёд

И лаю твоего совсем не примечает».

«Эх, эх! – ей Моська отвечает. —

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

„Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!“» («Слон и Моська»)

5. Проказница Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!»

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». («Квартет»)

6. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;

Да только воз и ныне там.    («Лебедь, рак и щука»)

Ведущий: слово  жюри. Церемония награждения.

Огромное спасибо всем участникам и зрителям, которые поддерживали ребят.

Помните:

 Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о