Что такое монотипия в изо – Монотипия – это что такое? Особенности нетрадиционной техники рисования :: SYL.ru

Содержание

Монотипия – это что такое? Особенности нетрадиционной техники рисования :: SYL.ru

Монотипия – это удивительный вид творчества, который занимает среднюю позицию между графикой и живописью, психологией и искусством. Монотопия является одним из способов самовыражения и проявления своей индивидуальности. Простая, но в то же время удивительная техника рисования позволит создавать уникальные работы всего за один прием.

Техника создания

Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.

Этот вид искусства без особого труда могут освоить дети младшего дошкольного возраста. Предоставьте им возможность рисовать различных бабочек и цветы, и пусть они «печатают» эти изображения. Малыши будут в восторге от такого творческого процесса, но в то же время они приобщатся к данному искусству и будут овладевать техникой работы с кистями и красками. Главная задача – пробудить в малышах фантазию. Для этого также подойдет техника «монотипия пейзажная». С помощью оттисков получаются уникальные картины и пейзажи, которые помогают развить у детей:

  • воображение;
  • мелкую моторику рук;
  • образное мышление;
  • творческие (художественные) способности.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:

1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.

2. Краски:

  • Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Ее главный минус заключается в том, что при высыхании рисунки становятся блеклыми и непрезентабельными, а все из-за того, что в состав красителя входит мел. Ситуацию исправляют с помощью обычного молока, небольшую часть которого разбавляют с гуашью в отдельной емкости.
  • Акварель прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты.
  • Масляные краски – лучший вариант для профессиональных мастеров. Такие красители не подходят для работы с детьми, поскольку предварительно поверхность необходимо смазать машинным маслом. Однако художник за один раз может сделать несколько оттисков.
  • Акрил также подходит лишь для взрослых мастеров. Он быстро сохнет, при этом нужно использовать спецодежду.

3. Бумага, на которую будет перепечатываться изображение (можно использовать фактурную).

4. Кисти. Лучше всего подойдет жесткий ворс, он лучше держит краску и не так сильно скользит. Можно использовать шпателя или валики.

5. Вода.

Изобразительное искусство: история создания монотипии

Нетрадиционное рисование «монотипия» было изобретено гравером и художником итальянского происхождения Джованни Кастильоне. Хотя его работы смутно напоминали монотипии художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом. Наиболее яркими представителями этого направления являются такие мастера, как Эдгар Дега и Уильям Блейк.

Рисование: монотипия пейзажная

Название данной техники говорит само за себя: благодаря ней можно рисовать пейзажи. В работе используют самые разнообразные красители: гуашь, акриловые или масляные краски, акварель и т. д. После того как комбинация из красок будет перенесена с гладкой поверхности на бумагу, нужно дорисовать пейзаж. В данном случае очень важно рассмотреть какой-нибудь рисунок в оттиске, чтобы законченная работа выглядела гармонично.

Монотипия пейзажная – нетрадиционная техника рисования, которая очень проста в исполнении, поэтому ее очень часто применяют для обучения творчеству юных художников.

Как рисовать картины в технике монотипия

Первым делом необходимо подумать над тем, что именно вы хотите получить в итоге, и как будет выглядеть готовая картина. Краски наносятся на стеклянную или другу поверхность, не пропускающую влагу. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).

Монотипия – это творчество, подразумевающее оттиск краски с одной поверхности на другую. Когда картина будет нарисована на стекле, сверху на нее накладывают белый лист, аккуратно руками придавливают и разглаживают.

Со всей аккуратностью лист снимают со стекла – эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами:

  • верхний лист бумаги нужно проглаживать с разной силой нажима;
  • на оригинал можно наносить меньшее или большее количество краски;
  • накладывая бумагу на оригинал, его можно слегка сдвигать в разные стороны.

Таким образом монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться.

Монотипия в психологии

Наиболее известные примеры использования монотипии в психологии – это пятна Роршаха. Многие слышали о психологическом тесте, который позволяет исследовать личность. В 1921 году психиатр из Швейцарии Герман Роршах создал десять черно-белых и цветных монотипий. Человеку предлагают взглянуть на них и описать, что же они видят на картинке. Каждый человек интерпретирует картинки по-своему. В данном тесте не существует неправильных ответов, однако психолог, отталкиваясь от описаний испытуемого, может четко представить особенности его психического и эмоционального состояния.

Ассоциации, которые возникают у пациента, могут рассказать о его фобиях, которые создают неразрешимые внутриличностные конфликты, и глубоко скрытых желаниях.

Советы

  • Техника «монотипия» подразумевает использования принципа зеркальности. Об этом не стоит забывать, иначе вместо продуманных сюжетов и надписей выйдут непонятные кляксы.
  • Для картин, выполненных с помощью оттисков, лучше всего использовать акриловые краски. Преимущество таких красителей заключается в сочности цветов и плотной консистенции. Благодаря этому работы получаются яркими. Краску нужно обильно наносить на поверхность, но при этом не переборщить, иначе вместо задуманных картинок могут получиться кляксы.
  • Монотипия – техника рисования, благодаря которой можно создавать один уникальный отпечаток. Конечно, можно создавать несколько отпечатков, но они будут схожи по форме и цвету. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам.

Интересные факты

Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.

На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.

www.syl.ru

Бабочка монотипия техника рисования для детей поэтапно

Монотипия техника рисования – один из видов нетрадиционного творчества. Ее используют как дошкольники, так и художники-профессионалы. При чем, дети особенно любят этот вид искусства. Ведь это легко и весело, каждая работа уникальна, а создать ее очень просто. Техника не требуют специальных навыков и подготовки, зато дает возможность каждому выразить себя. Монотипия бабочка — легкий и красивый рисунок, который понравится и детям и взрослым.

Что такое монотипия?

Монотипия  (Monotype)— это графическая техника рисования, название которой в переводе означает — «один отпечаток». При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Как проходит занятие монотипия бабочка, что потребуется?

Перед тем как приступить к работе обязательно следует показать малышу принципы данной техники. В качестве примера педагог делает показательный рисунок и на примере объясняет ребенку. как проходит работа. После чего следует позволить малышу погрузиться в творческий процесс, делать все на свое усмотрение.

Внимание! Рисование в технике монотипия не имеет жестких рамок и ограничений. Не стоит вмешиваться в процесс тогда, когда это не нужно.

Что понадобится для работы:

  1. Альбомная бумага или ватман
  2. В качестве дополнительных материалов можно использовать любые гладкие поверхности: картон, доска для рисования, стекло, пластик, сухие листья деревьев

Какие используют краски:

  • Гуашевые
  • Масляные
  • Акриловые
  • Пальчиковые

В качестве кистей подойдут:

  • Ватные палочки
  • Щетки
  • Губки
  • Кисти для рисования жесткие
  • Собственные пальчики.

Рисунок также можно украсить элементами декора. Для декорирования используют:

  • Пайетки
  • Глиттер (разноцветные блестки)
  • Мелкие стразы и бусинки
  • Яркие наклейки
  • Глиттерные ручки (разноцветные гелевые ручки с добавлением блесток)

Также понадобиться клей ПВА и стакан с водой.

Справка. Для монотипии лучше всего подойдет акриловая краска. Она наиболее яркая и не теряет цветовых свойств при создании отпечатков. Также подойдут гуашевые краски, это менее затратный вариант.

Урок рисования монотипия бабочка поэтапно

Этап № 1 Начало работы

  1. Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
  2. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.
  3. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.

Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.

Этап № 3 Создание отпечатка

  1. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
  2. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
  3. Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла!

Этап № 4 Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.

Этап № 5 Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Монотипия техника рисования бабочки, видео

В видеоролике наглядно показано как нарисовать бабочку в технике монотипия

Галерея рисунков в технике монотипия

Ниже представленны рисунки сделанные в технике монотипия:

 

 

Заключение

Прелесть монотипии в ее необычности и простоте. Монотипия техника рисования всегда непредсказуема и несет в себе элемент чуда. Ни один рисунок не похож на другой, и никогда не известен результат. Именно за это монотипию так любят дети. Ведь здесь не надо ни учиться, ни стараться, требования минимальны, результаты – неповторимы, а удовольствие — гарантировано.

 

Статью прочитали: 6 470

naturopiya.com

"Монотипия-как средство развития художественного восприятия у школьников"

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Государственный университет имени Шакарима города Семей

Болатова Анара Жанболатовна

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Монотипия- как средство развития художественного восприятия у школьников»

по специальности 5В010700 – «Изобразительное искусство и черчение»

Семей

2018

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена монотипии – предмету, достаточно не освещенному специальной литературой, или, скорее, освещенному более литературой естественнонаучной, чем искусствоведческой. Причиной ли тому простота техники, которая действительно интуитивна в понимании и не требует особых познаний, или примитивность ее (которая очень спорна), или относительная ее невостребованность современным искусством – на самом деле не так уж и важно.

Что же такое монотипия? В общем, монотипия - это техника нетиражного живописного эстампа, печати с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить. Монотипия относится к графическим техникам. За более точным описанием данной техники обратимся к словарным определениям:

Монотипия (греч. «monos» – один и «typos» – отпечаток) – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования.

Монотипией принято называть также произведение искусства, полученное путем перенесения изображения с не гравированной доски на бумагу при помощи пресса, вала офортного станка или путем прижатия бумаги к доске пластиной, линейкой или другими предметами.

Актуальность темы. В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из строительных и природных материалов. Одной из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.

Считаю данную тему актуальной, т.к. в этой технике можно рисовать легко и непринуждённо, использовать разные краски и необычные поверхности. С точки зрения психолога Колошиной Т. Ю., монотипия помогает преодолеть страх чистого листа, снять напряжение, проявить фантазию и воображение. Эту технику можно применять на уроках ИЗО, делая занятия более живыми и интересными.

Объект исследования: Изучение монотипии как один из альтернативных методов для развития творческих способностей детей на уроках ИЗО.

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

В школе недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе.

Цель исследования: определение технологии обучения нетрадиционной технике рисования для развития творческого воображения. Изучить монотипию с точки зрения её использования на уроках ИЗО и применить на практике этот вид графического искусства.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме;

  2. Найти общую информацию о монотипии, историю возникновения, её использование в работах художников;

  3. Изучить особенности техники монотипии;

  4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционной техники рисования;

  5. Познакомить детей с техникой монотипии и провести ознакомительный мастер-класс;

  6. Проанализировать результаты исследования и разработать методические рекомендации для воспитателей;

  7. Выполнить самостоятельную работу в технике монотипии;

  8. Сделать выводы.

Состав дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Первая глава освящает роль и значение монотипии как искусства воображения, знакомит с историей возникновения монотипии, классифицирует ее по видам и способам рисования.

Вторая глава знакомит с практической частью выполнения творческой работы в технике монотипия. Знакомит с материалами и оборудованием в создании работ. Исследует этапы и последовательность выполнения работ.

Третья глава посвящена изучению монотипии на уроках по изобразительной грамоте в школе. Приводит мастер классы и отдельные занятия по теме монотипия.

Основные задачи данной дипломной работы – изучить, насколько это возможно, технику монотипии, её значение, обозначить возможности применения, технологии выполнения и наиболее широко осветить аспекты работы в этой технике.

1.1 История возникновения и развития монотипии

Как и любая другая графическая техника, монотипия имеет свою историю и хорошо отработанную технологию. Принято считать временем появления монотипии XVII век, хотя ещё с XI в. известны оттиски китайской гравюры с многих досок, без чёрного контура, что свидетельствует о применении простейших приёмов монотипии.

Это отдельная и самостоятельная графическая техника она долгое время не признавалась и являлась вспомогательным приёмом в других техниках. Пробы получить цветной оттиск с травленой доски удались голландскому художнику Геркулесу Сегерсу в XVI в. Выполненную офортным способом доску художник покрывал разноцветными красками. Это была первая попытка объединить монотипию с офортом. Эксперименты Сегерса дали ему возможность получить с одной доски неповторимые по цвету эстампы. Это было началом многих графических техник, в том числе цветной монотипии. Под влиянием Сегерса Рембрандт изучал и использовал не только технику офорта, но и монотипию. Подобные эксперименты Сегерса наложили отпечаток на творчество многих художников. Приёмы монотипии в раскрашивании своих офортов использовал итальянский живописец и график Джованни Бенедетто Кастильоне (1610 –1663/65). Сохранилось около двадцати его монотипий.

Монотипия (от греч. monos – один, единичный и typos - отпечаток) – разновидность печатной графики, выполняемая с помощью одного прикосновения. Рисунок в технике монотипии отличается причудливой формой, интересными цветовыми сочетаниями. Получить изображение в техники монотипии очень легко: для работы необходим лишь один лист бумаги, который следует сложить по полам. А далее? Краска наносится другой половину, которая прикрывается другой половиной. Сложенный лист проглаживается. Что остается автору? Дорисовать образованное пятно до образа. Выполнять рисунок можно и гуашевыми красками, и акварелью, и тушью. Разную фактуру может иметь и бумага: шероховатая (для акварели), гладкая (глянцевая для графических работ или для черчения), рыхлая (писчая), тонкая (калька) и т.д.

В технике монотипия выделим несколько разновидностей.

  1. Перед тем как нанести краску на одну половинок листа, смочите его водой (если взяли слишком большое количество воды, уберите излишки бумажной салфеткой). Влажная поверхность создает эффект легко растекания. И в этом случае более подходят акварельные краски (см. рис. 1).

  2. Монотипия может быть монохромной. Для ее выполнения нужна краска одного цвета. Это может быть акварель, гуашь, тушь. Получив пятно дорисуйте краской такого цвета, контуром (для рисования по стеклу или ткани), где левой ручкой (см. рис. 2).

Основные задачи преподавания различных видов рисования в школе

Нетрадиционные техники рисования, которые используются в разных возрастных группах:

Младший возраст

  • рисование  жесткой полусухой кистью

  • пальчиком

  • рисование ладошкой

  • печатками из картофеля

  • оттиск пробкой

Средний возраст 

    • оттиск поролоном

    • оттиск печатками из ластика, листьев

    • восковые мелки + акварель

    • рисование штрихом

    • рисование мятой бумагой

    • монотипия предметная

Старший возраст

      • монотипия пейзажная

      • набрызг

      • кляксография с трубочкой

      • кляксография обычная

      • кляксография с ниткой

      • тычкование

      • печать по трафарету

      • акварельные мелки

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Для достижения поставленных целей и задач, в работе используются, доступные для детей, нетрадиционные техники рисования.  

1. Тычок жесткой полусухой кистью: используется в любом возрасте. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками.  Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: Ученик опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: Ученик опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Оттиск пробкой. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: Ученик прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

5. Оттиск печатками из картофеля. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: Ученик прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

6. Оттиск поролоном. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: Ученик прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

7. Оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ученик прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. [21, с.10]

8. Восковые мелки + акварель. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ученик рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

9. Печать по трафарету.  Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ученик прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

10. Монотипия предметная.  Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ученик складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист пос-ле рисования нескольких украшений.

11. Кляксография обычная.  Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ученик зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

12. Кляксография с трубочкой.  Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).Способ получения изображения: ученик зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

13. Набрызг.  Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ученик набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

14. Акварельные мелки.  Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ученик смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

15. Монотипия пейзажная.  Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ученик складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

16.  Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.  Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во-первых, хотелось бы сказать о монотипии как об отдельной технике графического листа. Графическим листом, выполненным в технике монтипии, считается исключительно оттиск, получаемый при печати. Все остальное, каким бы оно ни было, - смешанная техника - любые доработки после оттиска превращают графический лист в таковую. Это именно выделяет монотипию в качестве отдельного искусства.

Данная работа посвящена монотипии - предмету, достаточно не освещенному специальной литературой, или, скорее, освещенному более литературой естественнонаучной, чем искусствоведческой. Причиной ли тому простота техники, которая действительно интуитивна в понимании и не требует особых познаний, или примитивность ее, которая очень спорна, или относительная ее невостребованность современным искусством, которая, на мой взгляд, является плачевным недосмотром художников.

Смешанные техники с использованием монотипии имеют возможность самого разнообразного приложения. Монотипный оттиск может быть использован в создании графического листа. В частности, на большой графический лист может быть нанесен прозрачный монотип через трафарет, или при создании фактуры могут быть использованы различные печатные формы и цвета. Так же вариантом использования монотипии в смешанной технике может быть штамп.

Монотипия в смешанной технике может использоваться и в декоративном искусстве.

Кроме того, замечательные живописные работы можно получать при использовании масляной монотипии.

Смешанная техника монотипии и компьютерной графики имеют большой потенциал, но недооценены в графическом дизайне.

Таким образом, монотипия - эффективная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.

infourok.ru

Пейзаж в технике "монотипия". 3-й класс (школа искусств)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Цели урока:

  • выполнить пейзаж в технике “монотипия”;
  • создать условия для развития полноценного восприятия  окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально-эстетического отношения  к исследуемому предмету, явлении.

Задачи:

1) развивать навыки работы в технике “монотипия”;
2) обучать приемам техники “монотипия”, изображению природы;
3) развивать творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;
4) воспитывать интерес и любовь к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: рисование по представлению.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Приемы: педагогический показ, сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: бумага формата А3, масляные краски, слабопахнущий растворитель, оргстекло, кисти, салфетки, валик.

Для учителя: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Тема нашего урока: “Пейзаж в технике монотипия”.

Что же такое монотипия?

Слайд 2

Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Монотипия: два слова: “моно” и “типия”. Монотипи?я (от “моно” – один и греч. “типос” — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики.

Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой (“Концерт в кафе “Амбассадор”). Слайд 3

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново “открывшей” эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно “открыла” монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Слайд 4

Главным отличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайности в окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактный образ, чем изобразительный. Однако и в создании изобразительных образов монотипия обладает большим потенциалом зрелищности и неожиданности. 

Основной сложностью при выполнении изобразительных работ текучими красками является предвидение и контроль поведения краски после разделения матрицы и бумаги. 
Элемент непредсказуемости, уникальность, легкость выполнения, богатство возможностей хорошо характеризуют монотипию как графическую технику. 

Монотипия как графическая техника 

Метод выполнения монотипии можно описать просто – любая красящая субстанция наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия к матрице  целевой поверхности оттиска. 

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь некоторые.

Перейдем к более подробному рассмотрению материальной части данной техники. 
Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! “Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картона, пластик разной толщины, пластины из разных металлов: цинк-медь-сталь-латунь. А также стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям художника”. 

Относясь к типам красок, следует отметить, что в зависимости от цели, художник должен варьировать густоту и текучесть краски согласно целям своей работы. При высокой текучести краска образует характерные фрактальные образования, а при высокой густоте или, наоборот, при сильной разжиженности и тонком слое нанесения – фактуры, схожие с точечными или образованными мелкими пятнами. Фактуры эти равномерны при разжиженной краске и повторяют движения и фактуру кисти (как полусухой тушевой кисти) при большой густоте. Однако окончательного обобщения здесь сделать нельзя, – все зависит от выбранного автором типа красочного материала. Например, при работе маслом фрактальные образования будут, скорее всего, в области объемной фактуры одного цветового пятна. 

Что же касается поверхности, то тут любой выбор будет обуславливать вид работы. В расчет следует принимать смачиваемость матричной поверхности и ее способность к впитыванию красочного материала и растворителя (воды или другого) как факторы, важные для создания работы. В частности, например, при акварельной монотипии, если поверхность сильно впитывает краситель, а требуется высокая прозрачность, то следует ожидать белых пятен. При монотипии, например, гуашью, если поверхность сильно впитывает растворитель, то можно предположить, что густота краски будет более высокой, и т. д. 

Таким образом, с помощью красочного материала, поверхности матрицы и поверхности, на которую производится печать, можно косвенно контролировать окончательный результат. 
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем,   что придет в Вашу творческую голову.
Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок. 
Для выбирания краски с печатной поверхности   используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ватные палочки... 

Способы создания монотипии

Слайд 5

Первый способ, из самых простых, его еще называют — “фрактальная монотипия”. 

Берете выбранную твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете  бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии”. 

Следует заметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можно контролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краски там, где должны проявиться фрактальные узоры. Важным является то, что узоры начинают проявляться при нарушении пленки поверхностного натяжения, что происходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направление ветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы. То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, то фракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении. 

Второй способ. Слайд 6

Когда краска  наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные  реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ.  Слайд 7

Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань  или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента.  Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника. 

Четвертый способ. Слайд 8

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. 

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Если вы не уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение на листе, то,  до того, как вы положите его на краску,  легкими движениями простого карандаша можете  наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее начинаете рисовать то, что   наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую хотите получить. 

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. 

Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу. 

Пятый способ. Слайд 9

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от  внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим. 

Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду (один край, а потом только, как бы по дуге, второй край). И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания, как в калейдоскопе.

Шестой способ — смешанная техника Слайд 10

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.

Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия! Слайды 11-23

III. Формулировка задания практической работы

Задание. Изобразить пейзаж, используя технику “монотипия”.

Прежде, чем перейти к практической работе, давайте вспомним что такое “пейзаж”?

Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от французского paygag – природа).

Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, “радостной” или “мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

IV. Инструктаж

Слайд 24

Первый этап:

Для работы нам понадобится материал:

  • бумага формата А3;
  • масляные краски;
  • валик;
  • кисти;
  • тряпочка или салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности;
  • оргстекло;
  • баночка с растворителем;
  • палитра для смешения цветов;
  • газета.

Второй этап:

Далее мы подготавливаем линеарный или тоновой эскиз (рисунок) для работы. Подкладываем рисунок под оргстекло. И мы с вами можем приступать к работе в цвете.

Третий этап:

Выбор темы, цветовой гаммы (в зависимости от эмоциональной окрашенности пейзажного мотива). Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию.

Можно подправить рисунок на стекле, используя шпатель, ватные палочки. Сбрызнуть растворителем.

Четвертый этап:

После того, как выполнили эскиз в цвете, мы берем лист бумаги, предварительно смоченный водой, чтобы масло не приставало к бумаге, и накладываем на окрашенную поверхность.

Пятый этап:

Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, прокатать валиком. Поверх, в зависимости от задумки, черенком кисти можно прорисовать детали.

Шестой этап:

Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла. Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.

Седьмой этап:

Затем полученный оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.

V. Практическая работа

Во время работы звучит музыка Вивальди “Времена года”, звуки природы.

VI. Подведение итогов. Просмотр работ.

Литература:

  1. Википедия.
  2. http://tigelclub.ru/

Презентация

30.03.2014

urok.1sept.ru

Проще простого! Техника рисования под названием монотипия

Монотипия – это очень простая, но довольно красивая нетрадиционная техника рисования, с помощью которой можно создать уникальные рисунки за один прием. Ее используют не только для написания абстрактных картин, пейзажей, необычных портретов. Монотипия нашла свое применение и в науке. Наиболее известным примером ее использования в психологии являются пятна Роршаха.

Монотипия была изобретена гравером и художником Джованни Кастильоне. Хотя его работы весьма отличались от монотипных изображений художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом.

Монотипные картины пишут посредством нанесения красок на ровную поверхность, а затем делают оттиск рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Изображения всегда получаются разными. Их оставляют либо в первоначальном виде, либо дорисовывают различные мелкие детали, создавая законченную работу.

Монотипию без труда осваивают даже маленькие дети. Данный вид творчества весьма полезен для развития у них воображения, мелкой моторики рук, образного мышления и творческих способностей.

В данной технике рисования главным является принцип зеркальности. Об этом не стоит забывать, так как вместо задуманного сюжета можно получить  всего лишь непонятные кляксы. Для написания монотипных картин используют разнообразные краски: гуашь, акрил, масляные краски, акварель и т. д. Краски наносят на стекло или другу поверхность, не пропускающую влагу, не сильно густо, но следя за тем, что бы между ними не было никаких просветов. Мазки делают быстро, что бы краска не успела высохнуть. Для картин, выполненных с помощью оттисков, предпочтение отдается акриловым красителям. Они более сочные по цветовой гамме и имеют плотную консистенцию.

Когда картину рисуют на стекле, сверху на нее кладут белый лист, затем аккуратно придавливают его руками и разглаживают. Так же аккуратно его снимают с поверхности. Полученный отпечаток всегда будет уникальным, так как создать две одинаковых работы просто невозможно. Даже несколько отпечатков одного и того же рисунка будут иметь различия. Кстати, стекло и пластик создают разные отпечатки. Поэтому полученный оттиск одного и того же рисунка на их поверхностях так же будет отличаться.

Монотипия в чистом виде в живописи используется редко. Обычно мастера применяют ее в смешанной технике. На  отпечатанной картине они сочетают различные формы и текстуры. Нужные детали художники дорисовывают при помощи обычной кисти.

Реклама от Google

ainteres.ru

"Тающий мир". Монотипия | podelki-doma.ru

Приглашаем принять участие в конкурсе сценариев! Призы для каждого участника! Подробнее...

Тающий мир

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,
член Профессионального Союза Художников, преподаватель худ.графа МПГУ,
учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,
преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,
Москва.

Упасть и вздрогнуть, сникнуть, расцвести,
Сливовой веткой, росчерком узора…
Так с чем еще бы мне соотнести
Игру шелков в сознаньи фантазера?

Из стихотворения «Тающий мир» Л. Зымалевой

Портрет юного художника. Л.Зымалева

Многим знакома игра «На что похоже облако?» Ребята считают ее очень веселой – так интересно догадываться по очертанию, на что же действительно оно похоже, а взрослые полезной – ведь игра развивает внимательность, ассоциативное мышление, фантазию (яркий пример монотипий в психологии – пятна Роршаха). Вариаций этой игры множество: можно искать образы в трещинах стены или кусочках сосновой коры, имеющей причудливые формы. А можно самим создать основу, с которой не только интересно играть в «угадайку», но и которую легко можно превратить в удивительную творческую работу.
Сравнительно недавно «весь Интернет» обошла картинка с подписью «Крышка от банки рисует лучше, чем я» (см. фото).

То, что отпечаталось на крышке и явственно выглядело, как красивый горный пейзаж являлось случайно получившейся монтипией.

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.

Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670)

Джованни Бенедетто Кастильоне Голова жителя Востока

Француз Эдгар Дега (1834-1917) соединил монотипию с темперой в работе «Концерт в кафе «Амбасадор».

Эдгар Дега. Концерт в кафе Амбасадор

Англичанин Уильям Блейк (1757-1828) создал на основе монотипии картину «Ньютон».

Уильям Блейк. Исаак Ньютон. 1795 – около 1805.

 В России начала XX века технику монотипии активно практиковала Елизавета Сергеевна Кругликова. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавались ее ученикам, многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

Репродукция 185068 Танго в Луна парке 1914г — Кругликова Елизавета

Горят глаза, работа тоже горит: руки бывают иногда, как говориться, «по локоть в краске» (в защитной одежде это нестрашно), вслух звучат предположения, на что похоже, кто-то уже начал рассказ о получившемся герое или сюжете — это юные художники в школе «Москвич» знакомятся с монотипией!

Если рассказывать кратко о процессе изготовления монотипии, то метод выполнения весьма прост: краска наносится на любую гладкую или фактурную поверхность, затем поверх накладывается лист бумаги или иного материала и с помощью надавливания руками, или валиком происходит печатание, также может быть и наоборот: поверхность с краской может быть оттиснута на лист. В итоге на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые зачастую напоминают очертания холмов и рек, гор, ветки деревьев, водоросли и многое другое.

Краска на печатную поверхность может наноситься как спонтанно (рекомендуется для занятий с детьми с целью развития фантазии), так и осознанно, когда взрослый или достаточно опытный юный художник частично представляет, какой результат он бы хотел получить.

Материалы для монотипии используются самые разнообразные:

  • Оттиски можно делать с разнообразных поверхностей: бумага, картон, пластик, пластины из разных металлов, кафельные плитки, стекло, фанера и пр.
  • Выбор краски тоже разнообразен: акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские даже строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде — в зависимости от задач.
  • Краска наносится на печатающую поверхность также различными инструментами: кисти, мастихин, даже рука художника.
  • Виды поверхностей, на которых будет сделан оттиск: различные виды бумаги, картон, фанера, холст, ткани и пр.
  • Для создания отпечатка используют нажатие рук, прокатывание валиком, для печати с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

В процессе практики и экспериментирования с различными сочетаниями краски и поверхности для оттиска у художника появляется понимание того, для решения какой именно задачи подходит то или иное сочетание и появляются свои личные предпочтения.

Не менее, чем материалы, разнообразны и способы получения монотипии, вот некоторые из них, подходящие именно для занятий с дошкольниками:

Первый способ или «фрактальная монотипия»

На основу наносится краска, изобразительная поверхность придавливается к основе руками или валиком, снимается. Получается красочное пятно со множеством «узоров», которое интересно рассматривать, творческое осмысление которого мотивирует к созданию художественного образа. Этот способ достаточно трудно управляем, особенно, если используются водорастворимые краски: акварель, гуашь. Трудно заранее сказать, каким именно получится оттиск, таким образом этот способ как нельзя лучше подходит для занятий с дошкольниками, так как не требует особенной аккуратности и значительно развивает творческую фантазию. Подходит для занятий в больших группах.

Кит на волне. Никита Петляков 5 лет

Жар-птица. Настя Воронова 6 лет

Второй способ

Полноценный рисунок на тему (или детали рисунка) выполняется плотными красками (гуашь, акрил, темпера) красками на листе или картоне. Затем бережно накладывается бумага или картон, аккуратно прокатывается валиком. Получаются довольно точные копии основы, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

Под крылом самолета. Федя Сильницкий. 6 лет

Третий способ

В емкость (таз, фотографическая ванночка) наливается вода. Берутся типографские или масляные краски, в некоторых случаях акрил или темпера, наносятся на воду тонким слоем до создания плавающего на поверхности узора. Затем лист бумаги кладется на воду, как бы по дуге, сначала один, затем второй край и также снимается. Полученное изображение сушится и дорабатывается. Вариант с акрилом и темперой вполне подходит для занятий с детьми, тогда как масло не рекомендуется, не смотря на то, что именно с помощью масляных красок получаются самые качественные цветовые пленки на воде. Способ как довольно трудоемкий рекомендуется для занятий в небольших группах.

Четвертый способ

На пластик или стекло валиком накатывается плотный слой краски, по нему острым предметом (палочка, шпатель, карандаш и пр.) рисуется изображение. Затем накладывается лист и аккуратно прокатывается тем же валиком (руками при этом способе лучше не пытаться прижимать лист). Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

И пятый способ. Симметричная монотипия.

Для занятий с дошкольниками я бы особо обратила внимание на метод выполнения симметричной монотипии, когда лист-основа складывается пополам и часть рисунка наноситься относительно линии сгиба. Такой способ подходит для занятий с маленькими детьми. Я со своими учениками традиционно выполняю монотипию «Бабочка» или «Стрекоза» на уроках-знакомствах, на первом занятии по моей авторской программе для дополнительного образования «Я и образ» в НОЧУ СОШ «Москвич» и АНО ДУТМ «Скоморохи». Когда ребенок видит, как половинка бабочки, нарисованной вдоль линии сгиба после печатания превратилась в полноценное изображение – причем крылышки покрыты тончайшими узорами – линиями, получающимися при оттиске, это сильно повышает его заинтересованность предметом, помогает быстрее войти в творческий коллектив. А также значительно повышает творческую самооценку ребенка: ведь получить симметричное изображение для дошкольника задача трудновыполнимая, а разнообразные объекты, та же бабочка, требуют именно такого умения, и тут на помощь приходит способ симметричной монотипии.

Бабочка. Майя Запуниди 5 лет

Забавное чудище. Леша Запаренчук 5, 5 лет

Я достаточно подробно рассказала о технических аспектах, но самый важный момент работы с монтипией – «угадайка», придумывание ребенком, на что же похоже получившееся изображение. Затем проговаривание этого вслух, обсуждение с педагогом и другими учениками, и только затем бережная дорисовка некоторых значимых деталей (опять же, значимые детали обсуждаются с окружающими), призванная подчеркнуть характерные особенности того, что видит юный художник в своей работе. В процессе этой деятельности происходит не только развитие фантазии и абстрактного мышления, но и способности отделять главное от второстепенного, стилизовать, понимать что означает «характер предмета/героя/явления». Таким образом, при создании монотипии происходит не только художественное, но более всестороннее развитие ребенка.

Как художник и как педагог я очень люблю монотипию, применяю ее в своей личной профессиональной художественной деятельности и на занятиях с учениками. Каждый раз создание монотипии – и для ребенка, и для взрослого захватывающий процесс, вдохновляющий не только на дальнейшее изобразительное творчество, но и на многое другое из творческой сферы, например на стихосложение:

Красота незаконченных линий
В ожерельях мерцающих пятен…
Цвет глубокий: фиалковый, синий
Притягателен и непонятен.

Ускользающий образ рождаться
Обречен между светом и тенью.
Вам пришлось без остатка отдаться
Этой силе, чье «Я» — вдохновенье.

Из стихотворения «Красота незаконченных линий… » Л. Зымалевой

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Посмотрите также:

Пони из мультика - рисунок карандашом и аппликация
Пони – это очаровательные маленькие лошадки, которые уже очень давно стали героями разнообразных ком...

Валентинка "Очаровашка"
Мастер-класс: Валентинка «Очаровашка». Автор: Тимофеева Ульяна, 8 лет. Студия ИЗО и керамики «Подсо...

«Мое село – ты песня и легенда»
День села (сценарий) Сценарий праздника "День села" подготовила Заведующая клубом Валентина Алексан...

Мастер-класс "Создание панно посредством традиционных материалов угорских народов»
Дорогие читатели! На наш конкурс мастер-классов "Осенний калейдоскоп" пришла первая работа - очень п...

Крокодил из компакт-дисков
Работа на конкурс поделок "Вторая жизнь вещей" - мастер-класс Золотой Виктории Анатольевны, педагога...

Подвеска из узелков (народная игрушка)
Воспитатель МБДОУ д/с №1 "Солнышко" (п.Некрасовское) Ларионова Ирина Владимировна подготовила мастер...

Сценарий зимнего праздника «Масленица – широкая»
Сценарий Масленицы для средней группы детского сада Зимний праздник «Масленица – широкая» Составит...

Новые снежные фигуры Ижевского детского сада № 267
Дорогие читатели, вы, конечно, помните фотографии снежных фигур, сделанных руками воспитателей детск...

Сувенир "Груша" в технике декупаж
Автор работы: Неробова Татьяна Борисовна, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образов...

Маленькие секреты граттографии
Мастер-класс Кольбиной Марины о рисовании в технике граттаж. Граттаж или граттография (от фр. Gratt...

Эбру - рисунок на воде
Вот и первая работа на наш конкурс, ее прислала Эльвира из Челябинска. Номинация "Учусь быть волшебн...

"В сосновом лесу"
Работа на конкурс "Осенние рисунки". Федор Сильницкий, 8 лет, АНО Детская учебно-творческая масте...


Поделиться новостью в соцсетях