Что такое социализация почему она важна для общества – Что такое социализация и почему она так важна?

Содержание

Что такое социализация и почему она так важна?

Являясь частью определенного общества, каждый из индивидуумов представляет собой уникальную личность со своим набором характеристик и идеологией. Тем не менее каждый из нас подвергается многим факторам в повседневной жизни, которые в дальнейшем создают из всех нас определенную группу людей со специфичной культурой, образом жизни и верой. 
 
Так почему же, несмотря на уникальность каждой персоны, люди подвергаются подобному эффекту? Почему мы становимся частью общества и имеем похожие аспекты жизни с другими людьми?

Значение социализации

Энтони Гидденс, английской социолог, написавший большое количество книг на тему общества, объясняет социализацию как процесс вхождения в систему общества и становления его частью. Основным аспектом данного процесса является изучение культуры, законов, веры и стандартов.

Процесс социализации не имеет конца и проходит у людей начиная с рождения и до самой смерти, пока индивидуум имеет связь с другими представителями человеческой расы и не изолирует себя от общества. Важность данного процесса заключается в том, что он считается неотъемлемой частью становления психологии развития у человека, которая также запускается с самого рождения.

Иными словами, социализация не только объясняет, каким образом человек становится частью общества, но и основную причину важности данного процесса.

Разновидности социализации

Социализация делится на два основных вида, которые происходят в жизни у человека и имеют свои специфичные факторы влияния. Если первичная социализация охватывает детство человека до возраста 10-11 лет, то вторичная продолжает существовать до конца жизни. Вдобавок, каждая из социализации имеет определенные социальные институты, влияющие на психологию человека и его пребывание в обществе.

Первичная социализация характерна для детей до 10-11 лет и основным фактором, или же социальным институтом, является семья. Начиная с рождения, для детей родители или же другие представители семьи являются главным источником изучения культуры, правил, моральных стандартов, гендерных ролей или же человеческого поведения. Именно в данном отрезке времени закладываются основы пребывания в обществе и остаются в дальнейшем, включая и период вторичной социализации.

Что касается вторичной социализации, тут происходит пополнение социальных институтов и, помимо семьи, большую роль играет информация из медиа, группа людей, в которой пребывает индивидуум и присутствие определённой веры. Так как тема общества всегда находится под влиянием историей и культуры, то и важность определенного социального института меняется в зависимости от времени. И если раньше религия играла большую роль в данном процессе, то сейчас, как отмечает социолог Кен Браун в своих книгах, доминирует массмедиа.

Отсутствие социализации

Дефицит социализации ведет к приравниванию человеческого поведения к животному. И если детская сказка «Книга Джунглей» Редьярда Киплинга описывает взросление маленького мальчика среди зверей как доброе семейное приключение, то реальная жизнь имеет совсем иное представление по поводу «детей-маугли».

«Феральные дети» или же «дети-маугли» являются одними из самых интригующих объектов для изучения среди социологов и психологов. Дети, выросшие без присутствия людей и окруженные представителями животного мира, будучи имея человеческую оболочку, ведут себя как отдельный вид зверей.

Одним из современных примеров является Оксана Малайя, чья ситуация заинтересовала социологов и психологов из Англии. Девушка, родившаяся в семье алкоголиков, была выброшена на улицу в младенческом возрасте, пока её не нашла стая собак. До шести лет она воспитывалась среди псов, пока её не нашли представители общества. Оксана до сих пор имеет характеристики собак в своем поведении и одно время имела трудности в разговорной речи.

Представители «феральных детей» до сих пор существуют в обществе и доказывают важность общества и социализации в жизни человека.

the-steppe.com

Что такое социализация личности – 9psy.ru

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

Содержание статьи

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией. Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.

9psy.ru

Социализация в обществе

Социализация человека в современном обществе

Общество является достаточно сложным организмом, в котором все элементы очень тесно связаны друг с другом. От каждого элемента напрямую зависит эффективность жизнедеятельности как всего общества в целом, так и по отдельности каждого человека, который является неотъемлемой частью общества.

Замечание 1

Человек, становясь частью общества, нуждается в том, чтобы получить всевозможные знания о нормах и ценностях, а также об образцах поведения. Процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, к которому он принадлежит, называется его социализацией в обществе.

Социализация включает в себя передачу знаний, умений и навыков, формирование ценностей и общественных, а также личностных идеалов, правил социального поведения. Сегодня в социологической науке принято выделять два ключевых типа социализации:

  • Первичная социализация в обществе – это непосредственное усвоение норм и ценностей в детском возрасте. Здесь важную роль играет семья, поскольку от родителей напрямую зависит, какие нормы и как будут восприняты ребенком, и как они повлияют на его дальнейшую жизнь;
  • Вторичная социализация в обществе – это процесс усвоения норм и ценностей уже во взрослом возрасте. Здесь на человека оказывает влияние его положение в обществе, роль, которую он играет в том или ином трудовом коллективе, а также то, как к нему относятся другие члены общества.

Социализация – это взаимодействие агентов социализации и институтов, которые отвечают за формирование, направление и стимуляцию личности человека. Также агенты могут ограничивать становление личности человека, затормаживать эти процессы, что приведет к тому, что человек перестанет воспринимать нормы и ценности, будет проявлять признаки асоциального (девиантного) поведения.

Агенты первичной социализации и агенты вторичной социализации могут отличаться друг от друга. Агенты первичной социализации – это родители, братья и сестры человека, его бабушки и дедушки, а также другие родственники, которые играют не последнюю роль в становлении личности. Сюда же следует отнести друзей и педагогов, лидеров молодежных группировок, если человек состоит в них и социализируется за их счет. Что касается термина «первичная», то в этом случае он относится к тому, что составляет ближайшее окружение человека и влияет на него с самых первых дней жизни.

Вторичная социализация предполагает, что к этой группе будут относиться представители администрации школьного учебного заведения, высшего учебного заведения, предприятия, на котором осуществляет свою трудовую деятельность человек. Важно отметить, что не самую последнюю роль в социализации индивида играют средства массовой информации. Они выступают главным источником, из которого люди узнают последние события, и благодаря которым могут формировать свое мнение о происходящем.

Этапы социализации в обществе

Социализация – это процесс очень многогранный и многоаспектный. Он предполагает, что человек проходит несколько основных этапов, в соответствии с которыми развивается, переходит на совершенно новые уровни своего развития. Все этапы должны быть последовательными, так как, при нарушении привычного порядка человек может столкнуться с проблемами и в детском возрасте во время первичной социализации, и в зрелом возрасте, находясь на стадии вторичной социализации.

Первый этап социализации – стадия адаптации. Она охватывает период с рождения до достижения человеком подросткового возраста. На этой стадии по сути происходит максимально некритическое освоение уже имеющегося в обществе социального опыта. Главный механизм – это подражание, когда человек не воспроизводит свои формы поведения, но перенимает чужие в качестве особого примера. За первым этапом следует второй этап социализации, при котором человек проявляет желание выделяться среди остальных. Эту стадию принято называть стадией идентификации. Если в начале он стремился подражать окружающим, считая их формы поведения единственно правильными, то теперь, на основе имеющегося опыта он может самостоятельно создавать новые ценности и нормы, чтобы в дальнейшем воспроизводить их и передавать другим.

Следующая стадия социализации – это интеграция. Она предполагает внедрение в жизнь общества, которая может происходить с достаточно разрозненным характером. Она может пройти и благополучно, и неблагополучно, все зависит напрямую от характера человека, а также от того, насколько он сам готов быть привлеченным к социальным нормам, и сможет ли он в дальнейшем быть в ответе за свое поведение и изменения, которые были предложены им. стадия интеграции плавно перетекает в трудовую стадию. Здесь перед человеком открываются возможности трудоустройства, а также происходит воспроизведение социального опыта. Он постепенно воздействует на окружающую среду, адаптируется к ее изменениям, но при этом привносит в нее новые элементы. Среда также воздействует на человека, и поэтому следует говорить о взаимном влиянии.

Последняя, очень важная стадия социализации – послетрудовая стадия. Она охватывает пожилой возраст человека. Характеризуется данная стадия передачей социального опыта новым поколениям, трансляция накопленных знаний, возможность оставить после себя память в своих детях и потомках. Для пожилых людей эта стадия очень важна, поскольку некоторые отмечают, что в старшем возрасте человек не может постигать новые социальные ценности, так как он уже очень стар. Но исследования доказывают, что даже в таком возрасте человек может успешно социализироваться и узнавать что-либо новое, что ранее было не известным.

Замечание 2

Таким образом, социализация в обществе – это сложный и многоэтапный процесс, который происходит с человеком на протяжении всей его жизни. Социализируясь, личность развивается, постигает новый опыт, а также может транслировать уже имеющийся опыт своим потомкам.

Здесь необходимо также учитывать особенности установок человека, поскольку воздействие и опыт могут быть как положительными, так и отрицательными.

spravochnick.ru

Социализация - это... Что такое Социализация?

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

См. также

Литература

Примечания

dic.academic.ru

Роль и значение социализации

Индивидуальное значение социализации

Замечание 1

Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе. Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.

Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. В процессе социализации индивид приобретает:

  • общие черты людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
  • собственные, индивидуальные черты, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически.

Если эти черты в процессе социализации личности формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.

В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных смысложизненных задач.

Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.

Значение социализации для общества

Замечание 2

Благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни.

Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к:

  • развитию конфликта между личностью и обществом,
  • конфликту поколений,
  • дезорганизации общественной жизни,
  • упадку культуры.

В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач.

Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.

Существует два подхода к рассмотрению процесса социализации:

  1. Социобиологический подход. Представители этого подхода утверждают, что несмотря на то, что культура оказывает влияние на социальную активность индивида, различные ее виды могут быть предопределены генетически. Социализация – это совокупность генетических обусловленностей, предопределяющих характер деятельности человека. Помимо прочего, биологические особенности человека характеризуют приверженность к определенному типу питания, стимулируют охрану территории существования, создание структур власти.
  2. Культурологический подход. Представители этого подхода считают, что сложные виды социального поведения в генах не запрограммированы (хотя людям характерны генетически обусловленные рефлексы). Дети вовлечены в культурные отношения общества, они учатся поведению в процессе жизнедеятельности. Поэтому социализацию личности обуславливают культурологические факторы.

Наиболее правильной является позиция, согласно которой биологические факторы (пол, гены, возраст, особенности нервной системы) выступают необходимой предпосылкой и материально-физической базой социализации личности. При этом социальная среда и общественные процессы являются факторами социализации.

Социализация возможна только среди других людей в обществе.

Роль социализации в формировании личности

Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль.

Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей. Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.

При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.

Замечание 3

Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.

Воспроизводство известных предметов или явлений, создание новых ведет к чувству удовлетворения соей деятельностью и к проявлению социальных качеств. Эти качества в процессе деятельности совершенствуются, индивид достигает мастерства, накапливает важный социальный опыт.

Духовная социализация личности характеризуется определенным осмыслением и обобщением деятельсноти, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.

spravochnick.ru

Что такое социализация и как она меняет человека

Попробуем разобраться, что такое социализация, в чем ее сущность и особенность. Ведь для каждой личности вхождение в общество и усвоение его основных норм является фундаментом к дальнейшей беспроблемной и успешной жизни и деятельности. Итак, что такое социализация? Любой современный учебник сообщит вам, что этот

термин подразумевает процесс приобщения личности к социальным парадигмам, знакомство с социальными ролями, вовлечение ее в коллективные связи, обучение общепринятому поведению, ценностям и установкам. Таким образом, этот процесс необходим каждому ребенку для последующей полноценной жизни в обществе, и происходит он посредством воспитания и обучения в семье, дошкольных учреждениях и школе.

Развитие понятия

Впервые вопрос о том, что такое социализация, был поднят еще античными греческим мыслителем Аристотелем, который рассуждал о том, общественным или нет организмом является человек. С зарождением собственно социальной науки в XIX веке этот вопрос вновь был поднят. Согласно популярному мнению того времени, изначальная человеческая природа отождествлялась со звериным началом, а процесс социализации рассматривался как буквальное очеловечивание и придание новорожденному социальных установок. Позже эта точка зрения потеряла

актуальность. С развитием эволюционных концепций и обществознания было доказано, что человек изначально общественное существо. Соответственно, вопрос о том, что такое социализация, изменил свои акценты. Теперь этот процесс рассматривался как плавное приспособление человека к требованиям конкретного социума. Ведь не секрет, что человеческая история знала множество обществ с различной культурой и социальными нормами. С постепенным изучением росли и знания об этом явлении. Немало тому способствовали также когнитивная психология, изучающая становление подростков, и психоанализ.

Этапы процесса

Современная теория социализации выделяет несколько этапов этого феномена на протяжении человеческой жизни:

  • Первичная социализация является первым знакомством ребенка с окружающим миром. Этот этап является, пожалуй, важнейшим, поскольку в первые годы жизни закладываются основные установки, которые и далее будут влиять на восприятие дальнейшего обучения. На этом этапе важнейшую роль играют родители ребенка, так как именно они дают ему первые представления об окружающем мире и обществе.
  • Вторичная социализация. Она происходит уже вне дома, в первых коллективах сверстников, в которые попадает человек: детский сад, школа. Здесь ребенок воспринимает новые социальные роли и учится взаимодействовать уже с численной группой. Самый главный фундамент уже заложен во время первичной социализации, но и на этом этапе прививаются очень важные черты, влияющие впоследствии на жизненные ценности и приоритеты, а также на личные качества человека.

Кроме этого, есть еще несколько видов этого феномена. Однако здесь предполагается, что происходит уже социализация молодежи и взрослых людей:

  • Ресоциализация. Процесс устранения неправильных или неблагоприятных моделей поведения и воспитания новых уже в сознательном возрасте. Такая ресоциализация происходит с каждым человеком в течение всей его жизни. В сущности, это процесс приспособления к динамичному окружающему миру: росту технологий, изменению государственной роли, экономических условий, социальных представлений и так далее.
  • Организационная социализация – процесс приобретения профессиональных знаний и навыков для выполнения определенной социальной роли в организации.

fb.ru

Почему социализация носит двусторонний характер 🚩 Разное

Обычно под социализацией понимают процесс вхождения человека в общество, усвоение социального опыта и формирование личных ценностных ориентиров через взаимодействие с другими людьми. С этой стороны социализация важна для человека, потому что помогает ему ощутить себя полноценной личностью, открыть в себе потенциал к полезной деятельности, уяснить собственные цели и интересы и в конечном итоге чувствовать себя в обществе комфортно.

Вторая сторона социализации – воспроизводство индивидом социального опыта, которое происходит из-за активной социальной деятельности. Усвоенные знания и умения не остаются всего лишь «багажом», они передаются следующим поколениям социализирующихся индивидов. С этой позиции социализация полезна для общества – благодаря ей оно развивается, получая все больше новых активных членов.

Социализация человека развивается в несколько этапов. Первичная социализация происходит еще в детстве, когда главным источником социального опыта для ребенка является семья. Именно семейные ценности усваиваются в первую очередь, именно благодаря семье индивид постепенно входит в другие социальные общности. Вторичная социализация происходит в течение всей остальной жизни человека и накладывается на результаты первичной.

Благодаря вторичной социализации индивид начинает считать себя частью какой-либо социальной группы: религиозной, политической, профессиональной и т.д. Даже если человек говорит о себе: «Я люблю смотреть футбол», «Я люблю ходить в баню с друзьями», «Я играю в онлайн-игры» - это тоже указывает на его успешную социализацию в различных общественных группах (в данном случае, в группах по интересам).

Социальный опыт как правило полезен для человека и имеет практическую ценность, но может и тяготить его. Тогда происходит ресоциализация – замена старых установок и ценностей на новые. Главное в этом процессе - чтобы человек знал, на какие новые ценности ориентироваться, иначе ресоциализация пойдет не лучшим путем, что повлечет за собой различные нарушения (правовые и социальные) со стороны индивида. Последним этапом является десоциализация. Этот процесс протекает с момента завершения трудовой деятельности (выхода на пенсию) до конца жизни индивида. Его круг общения резко сужается, и взаимодействие с другими членами общества становится проблематичным.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *