Что такое золотое правило этики – его формулировка, его история, назначение.

Содержание

его формулировка, его история, назначение.

Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как  христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.

«Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

«Золотое правило» в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. « Не рой другому яму – сам в не попадешь», « как аукнется, так и откликнется».

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

(Вопрос 10-12 разобраны все вместе)

  1. Варианты этик -1: этика любви; этика успеха; этика доблести

  2. Варианты этик -2: этика «разумного эгоизма»; гедонистическая этика.

  3. Варианты этик -3: экологическая этика; религиозная этика.

Типы этики (жизнь ради ..):

  1. Этика доблести или этика чести

Пример:

Князю – славу, а дружине – аминь.

Воин добровольно принимает смерть.

  1. Этика любви

Пример:

Мать Тереза, взаимоотношения людей, любовь к родине.

  1. Этика успеха

  2. Этика выживания (благополучия)

  3. Этика творчества

Этика рассматривается как действие, которое мы совершаем, раздумывая о том, как сделать это (например, привлекать внимание или нет, заходя в аудиторию)

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Этика «разумного» эгоизма (противоположна этике любви) – стремление удовлетворения интереса (интерес – простые и понятные потребности, которые есть у каждого человека). Есть такое представление, что всем людям нужно одно и то же.

Эгоист думает только о себе, а разумный живет среди других людей и понимает, что у него присутствуют интересы такие же, как и у других, в результате между ними могут возникать конфликты, и идет стремление согласовывать свои отношения к удовлетворению своих интересов (альтруизм противоположность эгоизму). Закон согласовывает слабых и сильных.

Разумный эгоизм – как форма индивидуализма (человек начинает с себя, делает сам, он не требует от других действия и сам не навязывает свои действия). Противоположность индивидуализму – коллективная этика (целая часть, выполнение закона, этика социализма). Крайняя этика эгоизма – индивидуализм, коллективизма – этика экологии (почему мы убиваем животных и употребляем их в пищу, а с людьми так не делаем).

Действуй в интересах всего живого. То есть нужно исходить, что я есть жизнь, которая хочет жить и которая находится среди другой жизни, которая хочет жить; нужно жить так, чтобы эта жизнь не строилась за счет другой жизни. (книга

– «Не отпускай меня», автор – Кашио Ишигуро)

Этика религиозной веры – вера в Бога (действия, описанные в священном тексте т.е. как жить: Коран, Библия). Основана на понимании религиозного текста.

Можно положить принцип: «Делай то-то ради этого», здесь может быть жизнь как целое, любовь, благополучие, короче лежит какая- то ценность.

Свобода – это причина собственных действий. В истории европейской культуры свободе уделялось большое внимание, в отличие от восточной. Кант уделял большое внимание свободе. Есть различие между внешней (отсутствие принуждения) от внутренней ( свобода сознания, свобода решать, рефлексия дает человеку решать). Варлам Шаламов считал, что можно отключить в человеке принятие решения.

Этика – это явление, которое существует в окружении людей. Человек несет ответственность за свои действия, здесь и рождается этика. Преследуя свои ценности человек совершает действие – поступок – ответственность. Люди в любых условия имеют выбор совершать поступки, за которые они затем отвечают.

studfiles.net

Золотое правило этики

Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как  христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.

«Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

«Золотое правило» в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. « Не рой другому яму – сам в не попадешь», « как аукнется, так и откликнется».

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

ethicscenter.ru

Золотое правило этики

Всю ценность этики можно свести к одной простой и ёмкой фразе: поступай с людьми так же, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой. По сути, золотое правило этики – важнейший принцип, определяющий жизнь человека в обществе. Оно не имеет отношения к какой-либо конкретной религии: его черты можно обнаружить во всех вероисповеданиях – от буддизма до ислама. Не имеет это правило и возраста, ведь оно начало работать давным-давно: когда пещерные люди стали объединяться в племена, чтобы выжить, и у них возникло подобие общества.

В философии понятие золотого правила этики появилось только в 16-м веке, хотя его следы можно обнаружить и в трудах ученых, живших намного раньше. А также в древних книгах, в том числе и в Библии. В Ветхом завете рассказывается история некоего Тобита. Этот человек, переживший изгнание и потерявший зрение, не падает духом и учит сына, как правильно жить в мире людей. Его пожелание дать от хлеба своего голодающему и от одежды – тому, кто ее не имеет, а также не жалеть о поданной милостыне является образцом золотого правила этики. По-своему формулирует золотое правило и Книга изречений, призывающая каждого из нас не отказывать в добре и участии тому, кому они так необходимы. Новозаветные авторы – Матвей и Лука – тоже опираются на это правило, единодушно утверждая: человеку надо поступать сообразно тому, чего он ожидает от окружающих.

Пристальное внимание золотому правилу этики уделяли философы. Первым очертил его границы мыслитель Фалес, живший в Древней Греции в шестисотые годы до Рождества Христова. Описывая Диогена Лаерция, он отмечает: человек не должен сам делать того, за что не одобряет других. Сенека прямо предупреждает читателя: жди от людей того же, что делаешь для них. Конфуций так же, как и Фалес, формулирует правило, строя его на отрицании: не желаешь чего-то себе – значит, не делай этого другому.

Поздние философы пытались переосмыслить и даже отвергнуть золотое правило. Одним из самых яростных критиков этой нравственной нормы был Ницше, полагавший, что в отношениях между людьми не должно быть места этике сострадания. Но историческая практика показала: отдельные личности и целые империи, забывавшие о золотом правиле этики или считавшие, что оно изжило себя, испытали на себе всю тяжесть совершенных ими негативных дел.

В современном мире о золотом правиле этики нередко говорят однобоко: его воспринимают как пожелание творить добро и ожидать, что окружающие будут так же добры к тебе. Такая точка зрения далека от истины. Для любого человека не менее важно еще и не делать зла, а по сути, не нарушать 10 универсальных заповедей, предложенных людям Моисеем. Ведь зло, как и добро, способно возвращаться к человеку подобно бумерангу. В основе золотого правила этики лежат не только принципы гуманизма, но и пожелание для каждого из нас хорошенько подумать, прежде чем что-либо делать. А перед тем как решиться на какой-нибудь поступок, обязательно поставить себя на место субъекта, на которого будет направлено действие.

Золотое правило этики применимо во всех видах отношений: в супружеской жизни и воспитании детей, в отношениях с коллегами по «офисному муравейнику», в интернет-общении. Даже в простом приветствии. Ведь когда мы говорим знакомому человеку «здравствуйте!» и сопровождаем это пожелание здоровья приветливой улыбкой, то подсознательно надеемся, что он тоже тепло поприветствует нас и улыбнется в ответ.


Автор: Bill4iam


kvn201.com.ua

Золотое правило этики

Конспект урока «Золотое правило этики».

  • Мотивирование к учебной деятельности (3 мин).
  • Изучение и объяснение нового материала.

Цель: включить учащихся в деловой ритм.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

(Сегодня хорошая погода. Ярко светит солнышко! Вы рады нашей встрече! На уроке мы узнаем много нового и интересного.)

– Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами, чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.

– А с каким настроением вы пришли на урок? (ответы детей).

– Давайте улыбнёмся друг другу, настроим себя на позитивную работу.

Для начала послушаем как вы справились с домашним заданием.

II. Проверка домашнего задания:

– Ребята, давайте, вспомним: на какую тему мы с вами говорили на прошлом уроке?

(Мы говорили на тему «Милосердие и сострадание».)

– Я хочу задать вам ряд вопросов по этой теме: 1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

(Нет, за милосердную помощь плату не надо брать, иначе она не будет милосердной и бескорыстной.)

2. Какие дела милосердия ты совершал в своей жизни?

(-Я уступала место в автобусе пожилым людям.

– Я ухаживал за бабушкой, когда ей было плохо.

– Я вожусь с младшим братом, когда маме некогда, а ещё я ей помогаю по хозяйству.)

3. Кого в наше время можно назвать «самарянином»?

(В наше время «самарянином» можно назвать человека, который не оставит чужого ему человека в беде. Даже если тот ему когда-то причинил боль или обиду, он не пройдёт мимо человека, который нуждается в его помощи.)

Да, ребята, всё верно. Даже если человек виноват лично перед тобой, всё равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть свои личные обиды и протянуть руку помощи. Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Слайд 2.

4. Выбери верный ответ.

Заповеди даны человеку для того, чтобы:

● жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;

●жизнь человека стало материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

● жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек ближе к Богу и делается более нравственным.

Слайд 3

5. Выберите то поступок, который можно назвать милосердным:

● не обращать внимания на чужие беды и горести;

● помогать людям, которые в этом нуждаются;

● помогать людям, надеясь получить награду.

Слайд 4.

6. Продолжите предложение:

Ближний для меня …

Далеко не каждого человека можно назвать ближним. Сложен мир человека.

– Перед вами несколько словосочетаний. Объясните значение каждого словосочетания Какое из них «лишнее»? Слайд 5

  • Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)
  • золотое сердце (доброе сердце)
  • золотое кольцо (изготовлено из золота)
  • золотое правило (главное, самое важное)

(Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, остальные – в переносном) .

Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? Слайд 6

(Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).

– Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики». Слайд 7

Слайд 8 Мы узнаем:

Главное правило человеческих отношений;

Что такое неосуждение;

Хочется продолжить урок притчей. Послушайте ее, пожалуйста, и определите, о чем пойдет речь сегодня.

Ученик пришел однажды к своему старому учителю и спросил:

– Как мне научиться прощать, Учитель?

– Никогда не суди других, и тебе никогда не придется прощать.

( Мы будем говорить о человеческих взаимоотношениях.)

– Правильно, людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей в обществе была радостной, счастливой.

Давайте поразмышляем как философы и постараемся составить правило, соблюдение которого сделало бы жизнь людей радостней.

Слайд 9 Для того, чтобы другие люди нас

любили, прощали, не осуждали, помогали нам

нужно, чтобы мы сами

любили, прощали, не осуждали, помогали им.

– Можно ли все ваши выводы назвать жизненными правилами, которых должны придерживаться все люди?

Работа с учебником, стр. 46

Откройте учебник, прочитаем правило. (Чтение по учебнику правила).

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

А зачем Христос дал нам такое правило?

(Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, не дрались, чтобы не было войн на земле)

– Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики.

– Как вы думаете, почему это правило называют «золотым»?

(Если его выполнять, то всем будет хорошо, все люди будут счастливы.)

Оно основано на словах Иисуса.

(Звучит симфония № 6 В.А.Моцарта «Музыка ангелов»)

– запишите, пожалуйста, золотое правило этики.

(Звучит симфония № 6 В.А.Моцарта «Музыка ангелов»)

– Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Слайд 10

– В другом виде оно может звучать так: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Работа над новым материалом.

Как вы понимаете, что такое сплетни?

– Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?

(Это передача лживых сообщений.)

– Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

(Я думаю, что передавать даже верные подробности чужой жизни не хорошо.)

– Да, я считаю, что это очень плохо.

– Сплетни – слухи, основанные на неточных или неверных сведениях

– Почему сплетни сравниваются с грязью, с пылью?

– Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Слайд 12.

Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо?

(Если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть.)

– Вот также и дурные слухи о человеке мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это так же, как смотреть на мир сквозь грязное стекло. Представьте, что вы смотрите на мальчика через забрызганное грязью стекло. Слайд 13

Вы хорошо его разглядите? (ответы) А если стекло еще больше испачкать? (ответы) Вы даже не увидите, какого цвета у него волосы, глаза…

Также и наша душа: когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видим в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. Значит, он совершает грех, поэтому осуждение других людей – грех.

Если человек хочет рассказать о чём-то, то пусть это сделает сам. А другие на это права не имеют.

И последний вопрос – Является ли осуждение другого человека – грехом?

Итак, как же надо вести себя с другими людьми? И как сделать так, чтоб другие люди тебя уважали и относились к тебе доброжелательно? Вопросы непростые, давайте вместе попробуем найти на них ответ на сегодняшнем занятии.

Применение на практике. Работа в парах.

– Давайте представим, какой была бы наша жизнь, если бы люди каждый день совершали добрые дела и говорили друг другу только хорошие слова. Задумайтесь над вопросом: как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? (Ребята работают в парах в течение 5 минут). На карточках

Задание 2

Подумайте и напишите, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах _______________________________________

2. При встрече _____________________________________________

3. В трудной ситуации _______________________________________

4. Когда я ошибаюсь _________________________________________

5. Когда у меня что-то получается _____________________________

-Посмотрим, что у вас получилось. (Обсуждение всех работ)

Работа с учебником

Чтение 3 и 4 абзаца. Слайд 14, 15.

7. Знакомство с притчей.

-Для того, чтобы предостеречь вас от распространения сплетен, хочу рассказать вам еще одну притчу под названием «Чужие грехи».

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (христианский подвижник), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Слайд 16, 17 Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: «Это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи».

8. Работа с учебником (чтение заранее подготовленным учеником)

– Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди Слайд 18 (рубрика «Это интересно»). (Чтение)

– Объясни выражения, встретившиеся в словах Иисуса

«Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей

«Бревно в твоём глазе» – это наши плохие поступки

Лицемер – это человек, который осуждает других, не

замечая собственных ошибок, говорит неправду

Быть милосердным – это значит уметь прощать других

-Молодцы! О чем же говорится в обоих случаях (словах Иисуса Христа и притче)?

(Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.)

-Что помогает нам уберечь себя от осуждения других?

(Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, потому что судить – значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

9. Работа по картине В.Поленова «Христос и грешница».

– Уберечься от осуждения очень сложно. В этом нам должна помогать память о своих собственных ошибках и недостатках.

– Посмотрим на картину В Поленова «Христос и грешница» Слайд 19

-Что вы видите на картине ?

-Где происходит действие ?

-Как выглядят люди ?

-Что это за собрание ?

-Кто в роли преступника на суде ?

-Кто в роли судьи ?

-Кто такой Бог ?

-Как Христос защитил женщину?

-Как бы вы назвали эту картину ?

– Найдите здесь Христа. Почему вы так решили? (Ответы)

– Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете? (Ответы)

– Что здесь происходит? (Ответы)

– Женщину ведут на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему?

(Он исцелял, воскрешал, Его уважали как Великого Учителя…)

– Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.

Слайд 20. «Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил».

Слайд 21 «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень…

– Что же такое осуждение и не осуждение? Слайд 22.

– Почему же осуждение – это плохо?

(Люди сами не безгрешны; сами совершают дурные поступки)

Итак. Ребята, любить грешника – это значит помочь ему не совершать плохие дела и не допускать плохих мыслей.

Работа с пословицами. Слайд 23, 24

Работа с пословицами. Даны начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Игра « Разведчики»

– В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. У каждого из вас на парте лежит табличка с каким – то качеством. Предлагаю разделить их на две группы: положительные и отрицательные.

Завистливость

Откровенность

Сквернословие

Бессовестность

Внимательность

Проверка. Карточки помещаются на доску: с одной стороны доски – хорошие качества, с другой стороны – плохие качества.

Вывод.

– Так с какими качествами товарища вы бы хотели иметь? (Дети отвечают)

– Плохие и хорошие черты характера иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь ты сам. Я предлагаю вам подумать над тем, какие черты характера мешают каждому из вас, а какие вы бы хотели приобрести? Для этого нужно заполнить таблицу. Можно пользоваться словами (с доски )

Какой я? Слайд 25.

Хочу избавиться

Хочу приобрести

Подводя итоги, ответим на вопросы:

– Назовите золотое правило этики

– Чему учит золотое правило этики?

(- * Быть добрым. * Творить добро в жизни.* Учит правильно жить)

– Как уберечься от осуждения других людей? Слайд 26, 27.

– Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?

– Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились другие?

Учитель: – Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло?

Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

Вывод: Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!

Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений:

Слайд 28

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Теперь я буду…

Я почувствовал, что …

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание: стр. 46 – 47, ответить на вопросы теста. Слайд 29

Слайд 30.

1.Выбери верный ответ: Слайд 14.

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

2. Закончи предложение.

Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

●разрушает человека.

– Золотое правило существует тысячи лет, и оно не могло не оставить следа в устном народном творчестве. Одной из форм которого являются пословицы. Предлагаю вам их собрать и объяснить смысл.

Слова Христа из Евангелия.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

VIII. Первичное закрепление.

  • Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском.

Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.

– Почему так поступил Серафим Саровский?

xn--80adbffbr5cdlhmdff4dvi.xn--p1ai

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

_____________________________________________________________________________

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

  • принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;

  • принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;

  • принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

  • отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;

  • положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия»

Античная философия

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»

В иудаизме

В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Лев. 19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущимираввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись»

В христианстве

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.

  • В Евангелии от Матфея ( просто читать) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя»  (Мф. 19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»  (Мф. 22:38-40)

  • В Евангелии от Марка: ( просто читать)  «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв»  (Мк. 12:32-34).

  • В Евангелии от Луки:  ( просто читать)  «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»  (Лук. 6:31).

Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.

  • В Послании к Римлянам: ( просто читать)  «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя»  (Рим. 13:8-10).

  • В Послании к Галатам: ( просто читать)  «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»  (Гал. 5:13-15).

  • В Послании Иакова: ( просто читать)   «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого»  (Иак. 2:7-9).

  • В Деяниях Апостолов: ( просто читать)  «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»  (Деян. 15:28,29).

Блаженный Августин писал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-ой книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь.».

( просто читать) 

Папа Григорий Девятый в 1233 году в письме к французскому епископу указывал: Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi (“Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях”).

В исламе

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

Конфуций

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях». Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“ Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому».

Критика золотого правила

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

( просто читать) 

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

Категорический императив Наблюдать за этой страницей Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788). По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.[1] Таким образом, моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке [2]: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Нравственный закон, независящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным. В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, т.е. внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга. Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – самое высшее, чего может достичь конечный практический разум. В своем сочинении «Религия в пределах только разума», касаясь вопроса об отношении религии и морали, Кант пишет: Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. …ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. Следовательно, для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.

studfiles.net

Золотые правила этики. Этика отношений, служебная этика

На протяжении тысячелетий люди разных эпох и социальных структур искали наиболее верный путь общения между собой. Над тем, как привести общечеловеческие отношения к гармонии, трудились лучшие представители философской и религиозной мысли. В итоге оказалось, что, несмотря на разницу эпох и исторических реалий, «золотые правила этики» во все года остаются неизменными. Это определяется в первую очередь их общечеловеческим характером.

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Именно такой принцип, заложенный в основу нравственности и ставший «золотым правилом этики», в той или иной форме проповедуется всеми основными мировыми религиями как современности, так и давно минувших времён. Ещё в V веке до нашей эры это этическое правило было сформулировано в древнеиндийском эпосе “Махабхарата”. В более поздний период истории оно нашло отражение в Ветхом Завете, а затем было засвидетельствовано евангелистами Матфеем и Лукой как слова, произнесённые Иисусом Христом.

Этому простому, казалось бы, правилу часто бывает трудно следовать. Причина кроется в наших естественных человеческих слабостях, заставляющих нас руководствоваться прежде всего своими интересами и пренебрегать чужими. Эгоизм, присущий в той или иной мере каждому человеку, не позволяет ему, пренебрегая собственной выгодой, приложить усилия к тому, чтобы было хорошо другому. Ответ на вопрос: «Как я понимаю золотое правило этики и что оно для меня значит?» часто становится определяющим в формировании человека как личности.

Понятия норм поведения у древних шумеров

Исходя из общих принципов общечеловеческих отношений, на протяжении всей своей истории человечество вырабатывало свои золотые правила этики. Одну из первых таких попыток можно наблюдать у древних шумеров, населявших Месопотамию. Согласно дошедшим до нас письменным памятникам той эпохи, за соблюдением нравственных норм жителями государства неусыпно следили бог солнца Уту и богиня правосудия Нанше.

Ежегодно она вершила суд над людьми, безжалостно карая тех, кто, следуя путём порока, творил произвол, уклонялся от выполнения правил и договоров, а также сеял вражду между людьми. Доставалось от разгневанной богини и всякого рода жуликам, обманывающим на рынках доверчивых покупателей, и тем, кто, согрешив, не находил в себе сил признаться в содеянном.

Нормы этикета в Средние века

В период Средневековья появились первые пособия, в которых были сформулированы основы поведения людей в отношении к гражданским и церковным властям, а также к домочадцам. К этому времени выработался определённый стандарт поведения в тех или иных ситуациях. Обусловленные им правила были названы этикетом.

От умения вести себя в обществе, соблюдая этикет, во многом зависела не только успешная карьера придворного, но подчас и сама его жизнь. Подобным правилам, жёстко регламентировавшим все стороны общения между людьми, обязаны были следовать даже монархи. Это не была этика поведения в принятом нами смысле. При их дворах этикет носил форму некоего ритуала и был предназначен для возвеличивания августейших особ и закрепления сословного разделения общества. Этикетом диктовалось буквально всё, начиная от формы и размера пряжек обуви и заканчивая правилами приёма гостей.

Правила этикета в странах Востока

Известно много случаев, когда несоблюдение правил этикета становилось причиной срыва важных дипломатических миссий, а порой приводило к началу войн. Наиболее педантично соблюдались они в странах Востока, а особенно в Китае. Там существовали сложнейшие церемонии приветствия и чаепития, часто ставившие иностранцев в крайне неловкое положение. В частности, с этим столкнулись голландские купцы, установившие на рубеже XVII и XVIII века торговые связи с Японией и Китаем.

Договоры по обмену товарами и разрешение на торговлю достигались ими путём выполнения многочисленных и порой унизительных этикетных предписаний. Известно, например, что директор голландской фактории вместе со своими сотрудниками был вынужден регулярно являться с подарками к царствующей особе, именуемой сегуном. Считалось, что таким образом они выражали свою верность и преданность.

Как в восточных странах, так и при дворах европейских монархов требования этикета были столь сложны, что для контроля за их соблюдением появились специально подготовленные люди – церемониймейстеры. Следует заметить, что преподавалась эта наука отнюдь не всем, а лишь аристократам. Умение вести себя с соблюдением всех правил этикета считалось признаком социального превосходства и важной чертой, отделявшей привилегированные слои общества от грубого простонародья.

Старорусские печатные сборники правил поведения

На Руси этические принципы поведения впервые были достаточно полно изложены в знаменитом «Домострое» – бессмертном творении протопопа Сильвестра. В XVI веке им была сделана попытка сформулировать основные правила поведения, включившие в себя не только указания на то, что следует делать, но и поясняющие каким образом добиться лучшего результата.

Очень многое в нём перекликается с библейскими Десятью Заповедями, данными Моисею на горе Синай. Включает в себя Домострой и совет не делать другому того, чего не желаешь самому себе. Это отнюдь не случайно, ведь «золотые правила этики» являются фундаментом, на котором базируются все этические принципы.

Следующим шагом в установлении на Руси норм общественного поведения стал изданный во времена Петра I свод правил, известный под названием «Юности честное зерцало…». Он включил в себя подробные разъяснения того, как подобает вести себя в самых различных жизненных обстоятельствах. На его страницах объяснялось что прилично, а что нет в обществе, дома, на службе и так далее. Имелись конкретные указания на позволительность или недопустимость тех или иных действий при общении с другими людьми, во время разговора, за столом или на улице. В этой книге «золотые правила этики» были изложены применительно к конкретным ситуациям.

Вред от формализма в следовании этическим нормам

Важно отметить, что, усваивая те или нормы поведения, безусловно, необходимые в повседневной жизни, человек подвергается опасности, слепо исполняя заложенные в них предписания, впасть в весьма нежелательную крайность – лицемерие и склонность оценивать достоинства окружающих людей не по их человеческим качествам, а лишь по видимой респектабельности.

В прежние времена среди столичной аристократии бытовала мода придерживаться стиля жизни, именовавшегося французским выражением «comme il faut». Его последователями, равнодушными к своему внутреннему содержанию, этика поведения сводилась лишь к неукоснительному соблюдению установленных великосветских норм, касавшихся, главным образом внешней атрибутики – одежды, причёсок, манеры держаться и говорить. Яркая тому иллюстрация из русской литературы – образ Евгения Онегина в раннюю пору его жизни.

Правила поведения в простонародье

Все официальные трактаты, касавшиеся норм поведения, были ориентированы исключительно на представителей привилегированных классов и никоим образом не касались крестьян и ремесленников. Их этика отношений регламентировалась главным образом религиозными заповедями, а отношение к человеку определялось его деловыми качествами и трудолюбием.

Важное место в быту простых людей отводилось почитанию отца семейства. По неписаным, но строго исполняемым законам сыновьям положено было в его присутствии снимать шапки, запрещалось первыми садиться за стол и приступать еде. Особому же осуждению подвергались все попытки перечить главе дома.

К женщинам и девушкам предъявлялось требование физической и нравственной чистоты, способности к чадородию, умению вести хозяйство и оставаться при этом весёлыми, бережливыми и терпеливыми. Побои, часто перепадавшие им от мужей, считались не унижением достоинства, а «наукой». Жёны, уличённые в супружеской измене, жестоко наказывались в назидание другим, но из семьи, как правило, не изгонялись, чтобы не лишать детей материнской заботы.

Законы, неподвластные времени

С течением времени уклад человеческой жизни менялся, уступая место новым формам, обусловленным социальным и техническим прогрессом. В соответствии с этим уходили в прошлое многие правила поведения, являвшиеся чисто формальными, и ограниченные временными и сословными рамками. В то же время «золотые правила этики» остались неизменными. Преодолев временной барьер, они прочно заняли место в нашей сегодняшней жизни. Речь не идёт о том, что появились какие-то новые виды «золотого правила», просто, наряду с прежними, обозначились его современные формы.

Необходимость всестороннего воспитания

Даже не принимая во внимание соблюдение окружающими каких-либо конкретных правил поведения, не составляет труда выделить среди них людей культурных, с которыми возникает желание продолжить общение, и невоспитанных, отталкивающих от себя неприкрытой грубостью и хамством. Это свидетельствует об их низкой внутренней культуре, которая не может сложиться без целенаправленного вырабатывания её внешних форм. Каждый человек имеет в глубине души определённые желания, эмоции и порывы. Однако лишь воспитанный человек не позволит им выражаться прилюдно.

Этим и определяется необходимость обучения каждого человека, а молодёжи в особенности, тем правилам поведения, которые не позволят, как выразился выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, «сыпать соль на раны и стучать сапогами там, где подобает затаить дыхание». Отсутствие элементарного воспитания, в основе которого лежат культура и этика, способно сослужить весьма плохую службу даже талантливому и по-своему замечательному человеку.

Нет нужды упоминать о том, что каждому человеку хочется доброты, внимания и сочувствия. Желая получать их от окружающих, многие люди тем не менее сами остаются скупы на их проявление. Обижаясь на чужую грубость, не стесняются проявлять её при каждом удобном случае. Казалось бы, элементарные основы этики, диктуемые самой жизнью, должны научить человека ответить улыбкой на улыбку, уступить дорогу женщине или суметь во время спора сохранить доброжелательный тон, но происходит это весьма редко. Поэтому хорошие манеры и культура поведения являются, как правило, не природным даром, а результатом воспитания.

Внешний вид – залог выгодного впечатления

Важно отметить и такую деталь: среди факторов, формирующих общую картину нашего общения с окружающими, не может быть мелочей. Поэтому крайне ошибочно полагать, что в данном вопросе внешний вид играет второстепенную роль. Это следует и из заключения многих психологов, утверждающих, что большинство людей склонны оценивать наши достоинства и недостатки, руководствуясь внешностью, так как она во многом является характеристикой внутреннего содержания. Тут уместно вспомнить библейскую мудрость, гласящую: «Дух творит себе форму».

Безусловно, со временем, когда люди получают возможность более обстоятельно познакомиться друг с другом, их мнение друг о друге, в основе которого лежало чисто внешнее восприятие, может либо подтвердиться, либо измениться на противоположное, но в любом случае его формирование начинается с внешнего вида, который складывается из целого ряда деталей.

Кроме опрятности, обаяния и физической красоты, обращает на себя внимание умение человека одеваться сообразно своему возрасту и в соответствии с модой. Было бы неправильным преуменьшать её роль в жизни общества, ведь мода – это не что иное, как один из стандартов человеческого поведения, хоть и имеющий порой весьма кратковременную форму. Он формируется стихийно под влиянием превалирующих на данный момент в обществе настроений и вкусов, но влияние его на поведение людей бесспорно.

Помимо разумного следования моде, человек, желающий произвести на окружающих выгодное для себя впечатление, должен позаботиться о надлежащем состоянии собственного тела. Под этим следует понимать соблюдение правил личной гигиены и занятие физическими упражнениями, которые не только улучшат внешний вид, но и вызовут чувство уверенности в себе. Неоднократно доказана связь между удовлетворённостью собственным внешним видом и уверенностью как в решении личных вопросов, так и в профессиональной деятельности. Для более полной самореализации в ней следует учесть необходимость соблюдения сугубо профессиональных этических норм.

Деловая и служебная этика

Под служебной этикой принято понимать целую совокупность норм поведения человека, занимающегося какой-то конкретной деятельностью. Она состоит из целого ряда общих и частных составляющих. К ней относится профессиональная солидарность, порой приобретающая формы корпоративности, понятие долга и чести, а также сознание ответственности, налагаемой той или иной деятельностью. Также служебная этика определяет нормы взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, культуру служебного общения внутри коллектива и поведение его членов в случае возникновения тех или иных нештатных ситуаций и конфликтов.

Под деловой этикой принято в наши дни понимать совокупность законов бизнеса, порой юридически не оформленных, но общепринятых в деловых кругах. Именно они часто определяют порядок и стиль работы, партнёрские взаимоотношения и оборот документации. Этика современного бизнеса является совокупностью норм, выработанных в течение длительного исторического периода под влиянием культур различных народов и их этнических особенностей.

fb.ru

«Золотое правило» этики – Этика, эстетика, мораль, воспитание, нормы поведения, общество

Золотое правило этики гласит– поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как  христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.

 

«Золотое правило»носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

 

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило»,если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

 

«Золотое правило»в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило», которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. « Не рой другому яму – сам в не попадешь», « как аукнется, так и откликнется».

 

«Золотое правило»в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

 

 

«Золотое правило»составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

etika-estetika-moral.jimdo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *