Цветик семицветик конспект урока – План-конспект урока по чтению (2 класс): Урок внеклассного чтения “Цветик-семицветик” В.П. Катаева

План-конспект урока по чтению (2 класс): Урок внеклассного чтения “Цветик-семицветик” В.П. Катаева

Учитель : Беликова Нина Евгеньевна.

 

Тема урока:  Нам жизнь дана на добрые дела.

                       В.П. Катаев «Цветик-семицветик».

Цели урока:  раскрыть перед учениками значения близких по содержанию слов мечта и желание; познакомить с творчеством В.П. Катаева, его краткой биографией; подвести детей к мысли, что сказка учит задумываться над своими желаниями; научиться выбирать для себя дорогу в жизни; делать только добрые дела, ценить дружбу; способствовать формированию нравственных принципов; честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому языку, изобразительному искусству, интерес к творчеству В. Катаева.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выставка книг В. Катаева, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма «Цветик-семицветик», «Волшебный цветик-семицветик» (на доске), словарь С.И. Ожегова, карточки с домашним заданием.

 

Ход урока:

I.Организационный момент.

– Ребята! Сегодня к вам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь, пожалуйста. И, как настоящие хозяева, вам нужно быть гостеприимными, т.е. стараться, чтобы гостям было у вас хорошо. А для этого нужно активно работать и хорошо себя вести.

II.Актуализация знаний. Слайд 1.

– Ребята, какую книгу вы сегодня принесли для работы? Покажите мне ее, пожалуйста.

-Как она называется? («Цветик – семицветик»)

-Кто ее автор? (Валентин Петрович Катаев)

1. Рассказ учителя. Слайд 2.

– Посмотрите на экран. Перед вами портрет очень известного писателя, создавшего книги для взрослых и детей, – Валентина Петровича Катаева.

Родился Катаев в южном портовом городе Одессе, где на улицах звучала греческая, албанская, турецкая, французская, немецкая, английская речь, потому что приходили туда торговые пароходы со всего мира.

Родился он в семье учителя математики, учился в Одесской гимназии. Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.

По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр. Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их даже поместили в газете. Интересовался В. Катаев и политикой.

В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.

Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.

Книга «Цветик – семицветик» (книга в руках учителя) написана в 1940 году. Ей  уже почти 77 лет. Когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.

-А кому из вас понравилась эта книга?

-Всем? Я так и предполагала.

Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают ее.

-В чем же секрет? Сейчас разберемся.

2. Рассматривание выставки книг. Слайд 3.

Перед вами книжная выставка.

Две книги, представленные в ней, – это «Цветик – семицветик» и «Дудочка и кувшинчик». Изданы эти книги в разное время (1986, 1987).

А есть еще книга, изданная в 1988 году, самая красивая: она необычной формы, в ней яркие выразительные иллюстрации.

3. Постановка целей урока. Слайд 4.

-Сейчас мы познакомились с краткой биографией Катаева, выставкой книг – это является не основной целью нашего урока, а главная цель – раскрыть значение близких по содержанию слов мечта и желание; и мы должны выяснить над чем учит нас задуматься сказка «Цветик – семицветик».

III.Изучение нового материала.

Человек – особое существо на Земле. Он один умеет говорить, передавать в звуках речи свои мысли, а главное, может мыслить. Мышление человека связано с игрой его ума, мечтанием, фантазией, воображением.

– Мы познакомимся со значением двух важных слов русского языка, побеседуем о сказке Катаева и выясним, чему она учит и как помогает  понять себя и окружающий нас мир.

– Вот посмотрите на экран (Слайд 5).

Здесь записаны слова. Прочитайте их, подумайте и скажите, как вы понимаете значение каждого из этих слов.

Мечта – …(отвечают дети).

Желание -…(отвечают дети).

Слайд 6.

-Ребята, а вот Сергей Иванович Ожегов (ученый в области русского языка) в своем словаре русского языка дает такое разъяснение значения слова мечта – это…, желание – это… .

Слайд 7 .

-Как вы видите, эти слова очень похожи, это слова-синонимы.

-Откройте свои словари по русскому языку и давайте запишем эти слова, которые вызывают трудность и в написании.

мечта                                                        желание

-Ребята, мы не случайно разобрали эти слова, т.к. они очень связаны с нашей книгой. Мы выяснили с вами, какую роль сыграло слово «желание» в судьбе главной героини сказки (девочки Жени).

Анализ сказки. Слайд 8.

-Ребята, почему книгу «Цветик – семицветик» писатель назвал сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

(«Цветик – семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая неоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть цветок волшебный, исполняющий все желания; невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика. Это произведение Катаева похоже на народную сказку «По щучьему веленью»).

Слайд 9.

– Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала ее в булочную за баранками, и почему это произошло?

Слайд 10.

(Жене не очень хотелось идти в магазин, она не запомнила дорогу домой и заблудилась).

-Кто и как ей помог?

(волшебница).

Слайд 11.

-Посмотрите внимательно на экран. Найдите и прочитайте отрывок в книге, соответствующий этой иллюстрации.

(страница 5, где Фея…)

Чтение отрывка.

-Ребята, и у нас есть волшебный цветок.

(«Цветик – семицветик» на доске).

– Вы уже знаете, что в цветовом спектре краски располагаются в особом порядке, нарушать который нельзя.

(Порядок: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

-В радуге семь цветов и располагаются они в определенном порядке.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

И у нашего цветик – семицветика семь радужных лепестков.

– Итак, на что потратила девочка свой первый лепесток?

(вернуться домой)

-Разумное ли это желание?

(да)

(учитель убирает с доски желтый лепесток)

– Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

Давайте все вместе их вспомним и произнесем:

-Встали.

Физкультминутка:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по – моему вели…

 

-Какая неприятность случилась с Женей, когда она хотела поставить цветок в вазу?

(Разбилась любимая вазочка мамы).

Слайд 12.

-На что потратила девочка второй лепесток и почему?

(Чтобы склеилась разбитая ваза, которую очень любила мама. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь).

-Найдите в книге иллюстрацию, которая подтверждает ваши слова, посмотрите. (Страница 9).

-Итак…(учитель убирает с доски красный лепесток).

-Ребята, в следующем эпизоде из сказки говорится о мальчиках, которые играли во дворе в папанинцев.

Слайд 13.

Словарная и воспитательная работа.

Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смертью.

И вот, ребята, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

Чтение по ролям:

-Давайте, найдем этот эпизод и прочитаем его в лицах.

Словарная работа.

Сильное сжатие.

-Что почувствовала девочка, когда ее не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе).

(учитель убирает с доски синий лепесток)

Слайд 14.

-Ребята, знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там?

-Глядя на эту иллюстрацию, скажите, что Жене грозило?

(В обществе огромных белых медведей ей угрожала смерть, она могла замерзнуть в одном платьице и сандаликах).

-Разумным ли было это желание Жени, оказаться на Северном полюсе?

(Это глупое желание)

-Что она сделала, чтобы вернуться домой?

(она потратила свой четвертый лепесток на то, чтобы оказаться в родном дворе) Вот это желание было очень разумным.

(учитель убирает зеленый лепесток)

Итак, Женя снова оказалась во дворе.

-Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

(они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было)

-Что чувствовала Женя, когда девочки не взяли ее в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их?

(Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у нее во много раз больше игрушек, чем у них)

(учитель убирает оранжевый лепесток)

Слайд 15.

-Найдите в сказке отрывок, подтверждающий эту иллюстрацию и прочитайте его.

(Страница 13, дети читают вслух страница 12)

-Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему?

(Когда на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась; поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нудно только две, три игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)

-На что потратила Женя шестой лепесток?

(Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она их вернуть на место, в свои магазины).

Это разумное желание. (Учитель убирает фиолетовый лепесток).

Слайд 16.

Посмотрите на экран и скажите, кого встретила девочка на бульваре?

-Что она предложила мальчику и о чем пожелала, оторвав свой последний, седьмой лепесток?

(Учитель убирает голубой лепесток)

(Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы бегать, как все здоровые дети.)

Слайд 17.

-Это хорошее, доброе желание.

-Итак, у Жени истрачены семь лепестков. Она загадала семь желаний.

-Сколько из них у нее было разумных? Посчитайте и назовите ее разумные желания.

(Вернуться домой, склеить разбитую вазу, вернуться с полюса, отправить все ненужные игрушки опять в магазины, вернуть здоровье больному мальчику.)

Это пять разумных желаний.

И два – неразумных, глупых.

(Попасть на Северный полюс, иметь все игрушки мира).

Слайд 18.

-Почему у Жени появились такие глупые желания?

(Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она, не подумав, высказывает свои желания. Женя даже бывает злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму  из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.)

-Так какое же желание, на ваш взгляд, было самым важным?

(Седьмое желание, так как Женя истратила не на себя, а на то, что бы помочь человеку в беде.)

Слайд 19.

-Ребята, по мотивам сказок В. Катаева «Цветик – семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» режиссер Цехановский создал мультипликационные  фильмы. Но режиссер вправе вносить свои изменения, художественный вымысел в экранизацию произведения.

-Вы смотрели мультфильм «Цветик – семицветик»?

-Сейчас мы с вами посмотрим концовку мультфильма, чтобы увидеть разницу между художественным текстом Катаева и задумкой режиссера.

Просмотр видео.

-Дети, как вы думаете, с лепестками нового цветка Женя ответственно будет поступать? (Да)

Итог урока:

-Чему учит эта сказка?

Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, а не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям.)

Сказка учит, что надо не просить выполнять твое желание, а стараться больше знать и просить только очень важное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало.

Слайд 20.

-Давайте прочитаем пословицу, которая является темой нашего урока

«Жизнь дана на добрые дела»

-Как вы понимаете эту народную мудрость?

(Нужно делать добрые дела, человека они красят…)

-Ребята, посмотрите, осталась серединка от волшебного цветка. Все лепестки девочка израсходовала. Мы выяснили, что это были разумные и неразумные желания.

-Давайте представим, что серединка имеет тоже волшебную силу. Я прошу вас сейчас загадать свое заветное желание, но не для себя, а для друзей, близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.

(Ребята подходят к серединке, дотрагиваясь до нее, загадывают желание).

-Я тоже загадала желание:

  • Чтобы вы всегда делали добрые дела,
  • Чтобы вы всегда помнили о своих близких,
  • Чтобы вы не огорчали их,
  • Чтобы вы ценили настоящую дружбу.

 

Т.е творили добро на всей Земле.

Слайд 21.

-И я хочу закончить строчками стихотворения современной поэтессы Наталии Аркатовой:

Какой бы жизнь тяжелой не была,

В конце концов творим судьбу  мы сами.

Любите, люди, тех, кто рядом с вами!

Спешите  делать добрые дела!

 

Оценки за урок.

Задание на дом: Каждый учащийся получает карточку с вопросами, на которые они должны дать письменные ответы.

 

Учитель.

-Наш урок прошел не даром. Он научил вас ответственно, разумно подходить к своим поступкам и желаниям.

А это все нам удалось благодаря замечательному человеку Валентину Петровичу Катаеву. Давайте скажем ему: Спасибо!

Урок окончен.

 

 

 

 

 

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению по теме: Урок внеклассного чтения “Цветик-семицветик”

МБОУ «Тимирязевская средняя общеобразовательная школа»

УРОК

ВНЕКЛАССНОГО

ЧТЕНИЯ

В 3 КЛАССЕ

В.П. Катаев

«Цветик-семицветик»

                               Провела:

учитель начальных классов

                                                                   Проценко Г.А.

2013 год

Тема урока:  Нам жизнь дана на добрые дела.

                       В.П. Катаев «Цветик-семицветик».

Цели урока:  раскрыть перед учениками значения близких по содержанию слов мечта и желание; познакомить с творчеством В.П. Катаева, его краткой биографией; подвести детей к мысли, что сказка учит задумываться над своими желаниями; научиться выбирать для себя дорогу в жизни; делать только добрые дела, ценить дружбу; способствовать формированию нравственных принципов; честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому языку, изобразительному искусству, интерес к творчеству В. Катаева.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выставка книг В. Катаева, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма «Цветик-семицветик», «Волшебный цветик-семицветик» (на доске), словарь С.И. Ожегова, карточки с домашним заданием.


Ход урока:

I.Организационный момент.

– Ребята! Сегодня к вам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь, пожалуйста. И, как настоящие хозяева, вам нужно быть гостеприимными, т.е. стараться, чтобы гостям было у вас хорошо. А для этого нужно активно работать и хорошо себя вести.

II.Актуализация знаний. Слайд 1.

– Ребята, какую книгу вы сегодня принесли для работы? Покажите мне ее, пожалуйста.

-Как она называется? («Цветик – семицветик»)

-Кто ее автор? (Валентин Петрович Катаев)

1. Рассказ учителя. Слайд 2.

– Посмотрите на экран. Перед вами портрет очень известного писателя, создавшего книги для взрослых и детей, – Валентина Петровича Катаева.

Родился Катаев в южном портовом городе Одессе, где на улицах звучала греческая, албанская, турецкая, французская, немецкая, английская речь, потому что приходили туда торговые пароходы со всего мира.

Родился он в семье учителя математики, учился в Одесской гимназии. Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.

По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр. Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их даже поместили в газете. Интересовался В. Катаев и политикой.

В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.

Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.

Книга «Цветик – семицветик» (книга в руках учителя) написана в 1940 году. Ей  уже почти 70 лет. Когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.

-А кому из вас понравилась эта книга?

-Всем? Я так и предполагала.

Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают ее.

-В чем же секрет? Сейчас разберемся.

2. Рассматривание выставки книг. Слайд 3.

Перед вами книжная выставка.

Две книги, представленные в ней, – это «Цветик – семицветик» и «Дудочка и кувшинчик». Изданы эти книги в разное время (1986, 1987).

А есть еще книга, изданная в 1988 году, самая красивая: она необычной формы, в ней яркие выразительные иллюстрации.

3. Постановка целей урока. Слайд 4.

-Сейчас мы познакомились с краткой биографией Катаева, выставкой книг – это является не основной целью нашего урока, а главная цель – раскрыть значение близких по содержанию слов мечта и желание; и мы должны выяснить над чем учит нас задуматься сказка «Цветик – семицветик».

III.Изучение нового материала.

Человек – особое существо на Земле. Он один умеет говорить, передавать в звуках речи свои мысли, а главное, может мыслить. Мышление человека связано с игрой его ума, мечтанием, фантазией, воображением.

– Мы познакомимся со значением двух важных слов русского языка, побеседуем о сказке Катаева и выясним, чему она учит и как помогает  понять себя и окружающий нас мир.

– Вот посмотрите на экран (Слайд 5).

Здесь записаны слова. Прочитайте их, подумайте и скажите, как вы понимаете значение каждого из этих слов.

Мечта – …(отвечают дети).

Желание -…(отвечают дети).

Слайд 6.

-Ребята, а вот Сергей Иванович Ожегов (ученый в области русского языка) в своем словаре русского языка дает такое разъяснение значения слова мечта – это…, желание – это… .

Слайд 7 .

-Как вы видите, эти слова очень похожи, это слова-синонимы.

-Откройте свои словари по русскому языку и давайте запишем эти слова, которые вызывают трудность и в написании.

мечта                                                        желание

-Ребята, мы не случайно разобрали эти слова, т.к. они очень связаны с нашей книгой. Мы выяснили с вами, какую роль сыграло слово «желание» в судьбе главной героини сказки (девочки Жени).

Анализ сказки. Слайд 8.

-Ребята, почему книгу «Цветик – семицветик» писатель назвал сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

(«Цветик – семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая неоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть цветок волшебный, исполняющий все желания; невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика. Это произведение Катаева похоже на народную сказку «По щучьему веленью»).

Слайд 9.

– Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала ее в булочную за баранками, и почему это произошло?

Слайд 10.

(Жене не очень хотелось идти в магазин, она не запомнила дорогу домой и заблудилась).

-Кто и как ей помог?

(волшебница).

Слайд 11.

-Посмотрите внимательно на экран. Найдите и прочитайте отрывок в книге, соответствующий этой иллюстрации.

(страница 5, где Фея…)

Чтение отрывка.

-Ребята, и у нас есть волшебный цветок.

(«Цветик – семицветик» на доске).

– Вы уже знаете, что в цветовом спектре краски располагаются в особом порядке, нарушать который нельзя.

(Порядок: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

-В радуге семь цветов и располагаются они в определенном порядке.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

И у нашего цветик – семицветика семь радужных лепестков.

– Итак, на что потратила девочка свой первый лепесток?

(вернуться домой)

-Разумное ли это желание?

(да)

(учитель убирает с доски желтый лепесток)

– Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

Давайте все вместе их вспомним и произнесем:

-Встали.

Физкультминутка:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по – моему вели…

-Какая неприятность случилась с Женей, когда она хотела поставить цветок в вазу?

(Разбилась любимая вазочка мамы).

Слайд 12.

-На что потратила девочка второй лепесток и почему?

(Чтобы склеилась разбитая ваза, которую очень любила мама. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь).

-Найдите в книге иллюстрацию, которая подтверждает ваши слова, посмотрите. (Страница 9).

-Итак…(учитель убирает с доски красный лепесток).

-Ребята, в следующем эпизоде из сказки говорится о мальчиках, которые играли во дворе в папанинцев.

Слайд 13.

Словарная и воспитательная работа.

Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смертью.

И вот, ребята, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

Чтение по ролям:

-Давайте, найдем этот эпизод и прочитаем его в лицах.

Словарная работа.

Сильное сжатие.

-Что почувствовала девочка, когда ее не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе).

(учитель убирает с доски синий лепесток)

Слайд 14.

-Ребята, знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там?

-Глядя на эту иллюстрацию, скажите, что Жене грозило?

(В обществе огромных белых медведей ей угрожала смерть, она могла замерзнуть в одном платьице и сандаликах).

-Разумным ли было это желание Жени, оказаться на Северном полюсе?

(Это глупое желание)

-Что она сделала, чтобы вернуться домой?

(она потратила свой четвертый лепесток на то, чтобы оказаться в родном дворе) Вот это желание было очень разумным.

(учитель убирает зеленый лепесток)

Итак, Женя снова оказалась во дворе.

-Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

(они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было)

-Что чувствовала Женя, когда девочки не взяли ее в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их?

(Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у нее во много раз больше игрушек, чем у них)

(учитель убирает оранжевый лепесток)

Слайд 15.

-Найдите в сказке отрывок, подтверждающий эту иллюстрацию и прочитайте его.

(Страница 13, дети читают вслух страница 12)

-Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему?

(Когда на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась; поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нудно только две, три игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)

-На что потратила Женя шестой лепесток?

(Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она их вернуть на место, в свои магазины).

Это разумное желание. (Учитель убирает фиолетовый лепесток).

Слайд 16.

Посмотрите на экран и скажите, кого встретила девочка на бульваре?

-Что она предложила мальчику и о чем пожелала, оторвав свой последний, седьмой лепесток?

(Учитель убирает голубой лепесток)

(Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы бегать, как все здоровые дети.)

Слайд 17.

-Это хорошее, доброе желание.

-Итак, у Жени истрачены семь лепестков. Она загадала семь желаний.

-Сколько из них у нее было разумных? Посчитайте и назовите ее разумные желания.

(Вернуться домой, склеить разбитую вазу, вернуться с полюса, отправить все ненужные игрушки опять в магазины, вернуть здоровье больному мальчику.)

Это пять разумных желаний.

И два – неразумных, глупых.

(Попасть на Северный полюс, иметь все игрушки мира).

Слайд 18.

-Почему у Жени появились такие глупые желания?

(Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она, не подумав, высказывает свои желания. Женя даже бывает злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму  из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.)

-Так какое же желание, на ваш взгляд, было самым важным?

(Седьмое желание, так как Женя истратила не на себя, а на то, что бы помочь человеку в беде.)

Слайд 19.

-Ребята, по мотивам сказок В. Катаева «Цветик – семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» режиссер Цехановский создал мультипликационные  фильмы. Но режиссер вправе вносить свои изменения, художественный вымысел в экранизацию произведения.

-Вы смотрели мультфильм «Цветик – семицветик»?

-Сейчас мы с вами посмотрим концовку мультфильма, чтобы увидеть разницу между художественным текстом Катаева и задумкой режиссера.

Просмотр видео.

-Дети, как вы думаете, с лепестками нового цветка Женя ответственно будет поступать? (Да)

Итог урока:

-Чему учит эта сказка?

Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, а не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям.)

Сказка учит, что надо не просить выполнять твое желание, а стараться больше знать и просить только очень важное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало.

Слайд 20.

-Давайте прочитаем пословицу, которая является темой нашего урока

«Жизнь дана на добрые дела»

-Как вы понимаете эту народную мудрость?

(Нужно делать добрые дела, человека они красят…)

-Ребята, посмотрите, осталась серединка от волшебного цветка. Все лепестки девочка израсходовала. Мы выяснили, что это были разумные и неразумные желания.

-Давайте представим, что серединка имеет тоже волшебную силу. Я прошу вас сейчас загадать свое заветное желание, но не для себя, а для друзей, близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.

(Ребята подходят к серединке, дотрагиваясь до нее, загадывают желание).

-Я тоже загадала желание:

  • Чтобы вы всегда делали добрые дела,
  • Чтобы вы всегда помнили о своих близких,
  • Чтобы вы не огорчали их,
  • Чтобы вы ценили настоящую дружбу.

Т.е творили добро на всей Земле.

Слайд 21.

-И я хочу закончить строчками стихотворения современной поэтессы Наталии Аркатовой:

Какой бы жизнь тяжелой не была,

В конце концов творим судьбу  мы сами.

Любите, люди, тех, кто рядом с вами!

Спешите  делать добрые дела!

Оценки за урок.

Задание на дом: Каждый учащийся получает карточку с вопросами, на которые они должны дать письменные ответы.

Учитель.

-Наш урок прошел не даром. Он научил вас ответственно, разумно подходить к своим поступкам и желаниям.

А это все нам удалось благодаря замечательному человеку Валентину Петровичу Катаеву. Давайте скажем ему: Спасибо!

Урок окончен.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Цветик -семицветик

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большечакинская основная общеобразовательная школа»

Урмарского района Чувашской Республики

Методическая разработка урока

Семь

цветов

радости

По сказке В .Катаева

«Цветик—семицветик»

                                    Выполнила учительница

                          начальных классов

                                    Иванова Юлия Ивановна

 16.12.2013 год.

Тема урока:

Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик –семицветик»

Цели урока: Цель: развитие интереса к чтению.

Задачи:

  • обобщить знания по разделу «Читаем сказки, загадки, скороговорки»;
  • учить различать литературные жанры;
  • развивать устную речь, технику чтения, выразительность, умение читать по ролям;
  • развивать интереса к чтению; воспитание желания помочь одноклассникам.

1.Совершенствование умений и  навыков пересказывать прочитанное используя рисунки .

2.Воспитние любви к книгам, желания читать художественную литературу, формирование активной жизненной позиции детей по отношению к своему здоровью.

3.Развивать такие качества личности, как сострадание, желания помочь другим.

Оборудование и литература

 

Книга В.Катаева «Цветик-семицветик» , компьютер со слайдами, таблицы

« Волшебный мир сказок», дневники прочитанных книг, рисунки учащихся на тему «В гостях у сказки»,  выставка книжных новинок, раздаточный материал.

Тип урока: урок – обобщение

Ход урока.

1.Организационная часть.

  а)Аннотация

  б)Сообщение темы и цели урока.

 

    Здравствуйте, ребята ! Сегодня мы с вами  снова поговорим о сказке, встретимся с одной девочкой. Но сначала давайте попробуем угадать название этой сказки.

В

Ц

Т

Е

И

К

М

С

36

16

18

40

0

24

56

63

  • 4 ·4=             9 · 7=
  • 9 · 4=            10 · 4=
  • 8 · 5=            7 · 8=
  • 6 · 3=            17 · 0=
  • 0 · 9=            2 · 8=
  • 8 · 3=            6 · 6=

                      5 · 8=

                      2 · 9=

                     7 · 0=

                                        6 · 4=  

   

       Да, сегодня мы поговорим об этой сказке. А кто же её написал?(показ обложки этой сказки). Вы знаете что в жизни этой девочки произошло сказочное событие. А кто знает , как звали эту девочку? (Женя).Надеюсь , вам будет интересно не только слушать, но и принять участие в тех испытаниях, которые выпали на долю Жени.

       В одном городе жила –была девочка Женя. И как-то раз перед праздником она пошла в магазин ,чтобы купить несколько воздушных шариков. Давайте проложим для Жени тропинку, по которой она пойдёт в магазин. Откройте тетради и красиво выполните задание, напишите две строчки букв. Вот она купила 7 воздушных шариков. А на обратной дороге её испугала чужая собака и она заблудилась. Она долго искала дорогу. Рядом  в это время проходила добрая старушка. Она пожалела её и решила помочь.

–Не плачь, девочка, я превращу твои шары в волшебные.  Как только ты скажешь волшебные слова- они выполнят 7 твоих желаний. Ведь ровно столько шаров было у девочки. А теперь давайте узнаем, какие же это были волшебные слова?

   Лети, лети лепесток

    Через запад на восток

   Через север , через юг,

   Возвращайся , сделав круг

   Лишь коснёшься ты земли

   Быть по – моему вели.

Сказав это женщина ушла , Женя еле успела поблагодарить добрую старушку. Она тут же  сорвала один шар, сказала волшебные слова и оказалась дома. Но долго сидеть и скучать дома она не желала. Решила отправиться путешествовать на самолёте. Летит она и видит- внизу страна «Волшебный мир сказок».Спустилась,  а перед входом в страну задание  . Знаешь- ли ты сказки? Женя бросила один шар и у неё ответ был уже готов. А знаете вы ? Проверим.

 Работа по таблице « Волшебный мир сказок»

  Дополнительное задание:     Золушка.

            Кто автор этой сказки? (Ш.Перро)

            Где потеряла Золушка хрустальную туфельку?(на балу)

            Из чего была сделана карета Золушки?(тыквы)

 Дюймовочка.

           Кто утащил Дюймовочку с подоконика?(жаба)

          За кого вышла замуж Дюймовочка?(эльфа)

     Продолжить своё путешествие дальше она решила на корабле. Видит перед ней высокая гора . Странная- странная , с какими-то фигурами и слогами. Давайте прочитаем, что же здесь написано.

        1 слог находиться на нижней стороне треугольника. (ЖЕ).

       2 слог находиться в большом круге и в треугольнике .(НЯ)

        3 слог находиться в большом круге над треугольником (БЕ)

        4 слог находиться в маленьком круге, в треугольнике(РЕ).

      5 слог находиться в квадрате над треугольником(ГИ)

      6 слог находиться в маленьком круге и  под треугольником (СЕ).

      7 слог находиться в квадрате и в треугольнике.(БЯ)

 Давайте прочитаем что же было написано , хотя Женя давно сделала это и почему- то загрустила. Какая опасность угрожает Жене. Смотрите- это злая колдунья оказалась перед ней.

—Как ты посмела сюда явиться без приглашения. Если не  расскажешь мне интересную историю ,я накажу тебя. Ребята,  давайте поможем Жене .Расскажем ей то , что вы приготовили дома. Но за это придётся отдать злой колдунье ещё один шарик. Женя не решила больше искать приключений и решила вернуться домой. Она сорвала один шар и снова оказалась дома. И решила , пока не вырастет уходить из дома одна не будет.

   Но и здесь приключения Жени не кончились. Немного отдохнув, давайте отдохнём и мы. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

.танцевальные движения по музыку.

   Встали прямо сделаем зарядку для ушей , а теперь для глаз. Сложим руки в замок  и попробуем толкнуть небо. Отдохнули. А Женя уже давно на улице, чтобы показать всем свои волшебные шарики .Там один мальчик загадал очень трудную загадку. Давайте попробуем отгадать.

   О сказках в шутку и всерьёз.

                     Ей в приданое дано

                     Было зеркальце одно

                     Свойство зеркальце имело

                     Говорить оно умело

                    «Ой,  вы гости-господа

                   Долго ль ехали? Куда?

                  Ладно ль за морем иль худо?

                  И какое в свете чудо? (А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

          Но вы ,наверное, догадались, что Женя и тут сорвала один шарик и отгадала .

          И вот тут Женя задумалась, она истратила почти все шары, а никакого счастья. В это время он увидела мальчика, который не мог ходить . Сердце девочки сжалось от боли. Она отошла в сторону и произнесла волшебные слова и загадала желание. Будьте  всегда здоровы. Это очень хорошее желание . Я предлагаю её записать. Ведь здоровье важнее всего на свете.

      К сожаленью у нас кончились волшебные шары да и урок наш заканчивается. А вот о чём написал Катаев  в книге «Цветик- семицветик» вы узнаете, когда прочтёте настоящую сказку и на следующем уроке нам расскажете. Еще предлагаю нарисовать рисунок к сказке и  написать рассказ про  Женю.

    Хотите вы тоже загадать желание? .Давайте попробуем загадать такое желание, чтобы у всех в дневниках появились за урок самые лучшие оценки. Все вместе произнесем еще раз волшебные слова и, посмотрим, что у нас получиться.

    На прощание я хочу прочитать вам одно пожелание.

                  Пусть будут лучшими друзьями

                  Здоровье, счастье,  радость , смех

                 В семье- спокойствие , любовь

                 В учёбе- всяческий успех.

   

МБОУ «Большечакинсая ООШ»

Семь

цветов

радости

По сказке В .Катаева

«Цветик—семицветик»

Составила и провела Иванова Ю.И.

2013 год.

Тема урока:

Семь цветов радости.

Цели урока:

1.Совершенствование умений и  навыков пересказывать прочитанное используя рисунки .

2.Воспитние любви к книгам, желания читать художественную литературу, формирование активной жизненной позиции детей по отношению к своему здоровью.

3.Развивать такие качества личности, как сострадание, желания помочь другим.

Оборудование и литература

 

книга В.Катаева «Цветик-семицветик» , компьютер со слайдами, дневники прочитанных книг, выставка книжных новинок, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационная часть.

    Здравствуйте, ребята ! Сегодня мы с вами  снова поговорим о сказке, встретимся с одной девочкой. Но сначала давайте попробуем угадать название этой сказки.

В

Ц

Т

Е

И

К

М

С

36

16

18

40

0

24

56

63

  • 4 ·4=             9 · 7=
  • 9 · 4=            10 · 4=
  • 8 · 5=            7 · 8=
  • 6 · 3=            17 · 0=
  • 0 · 9=            2 · 8=
  • 8 · 3=            6 · 6=
  •                      5 · 8=
  •                      2 · 9=
  •                      7 · 0=

                                              6 · 4=  

   

       Да, сегодня мы поговорим об этой сказке. А кто же её написал?(показ обложки этой сказки). Вы знаете что в жизни этой девочки произошло сказочное событие. А кто знает , как звали эту девочку? (Женя).Надеюсь , вам будет интересно не только слушать, но и принять участие в тех испытаниях, которые выпали на долю Жени.

       В одном городе жила –была девочка Женя. И как-то раз перед праздником она пошла в магазин ,чтобы купить несколько воздушных шариков. Давайте проложим для Жени тропинку, по которой она пойдёт в магазин. Откройте тетради и красиво выполните задание, напишите две строчки букв. Вот она купила 7 воздушных шариков. А на обратной дороге её испугала чужая собака и она заблудилась. Она долго искала дорогу. Рядом  в это время проходила добрая старушка. Она пожалела её и решила помочь.

–Не плачь, девочка, я превращу твои шары в волшебные.  Как только ты скажешь волшебные слова- они выполнят 7 твоих желаний. Ведь ровно столько шаров было у девочки. А теперь давайте узнаем, какие же это были волшебные слова?

   Лети, лети лепесток

    Через запад на восток

   Через север , через юг,

   Возвращайся сделав круг

   Лишь коснёшься ты земли

   Быть по моему вели.

Сказав это женщина ушла, Женя еле успела поблагодарить добрую старушку. Она тут же  сорвала один шар, сказала волшебные слова и оказалась дома. Но долго сидеть и скучать дома она не желала. Решила отправиться путешествовать на самолёте. Летит она и видит- внизу страна «Волшебный мир сказок».Спустилась,  а перед входом в страну задание  . Знаешь- ли ты сказки? Женя бросила один шар и у неё ответ был уже готов. А знаете вы ? Проверим.

 Работа по таблице « Волшебный мир сказок»

  Дополнительное задание:     Золушка.

            Кто автор этой сказки? (Ш.Перро)

            Где потеряла Золушка хрустальную туфельку?(на балу)

            Из чего была сделана карета Золушки?(тыквы)

 Дюймовочка.

           Кто утащил Дюймовочку с подоконика?(жаба)

          За кого вышла замуж Дюймовочка?(эльфа)

     Продолжить своё путешествие дальше она решила на корабле. Видит перед ней высокая гора . Странная- странная , с какими-то фигурами и слогами. Давайте прочитаем, что же здесь написано.

        1 слог находиться на нижней стороне треугольника. (ЖЕ).

       2 слог находиться в большом круге и в треугольнике .(НЯ)

        3 слог находиться в большом круге над треугольником (БЕ)

        4 слог находиться в маленьком круге, в треугольнике(РЕ).

      5 слог находиться в квадрате над треугольником(ГИ)

      6 слог находиться в маленьком круге и  под треугольником (СЕ).

      7 слог находиться в квадрате и в треугольнике.(БЯ)

 Давайте прочитаем что же было написано , хотя Женя давно сделала это и почему- то загрустила. Какая опасность угрожает Жене. Смотрите- это злая колдунья оказалась перед ней.

—Как ты посмела сюда явиться без приглашения. Если не  расскажешь мне интересную историю ,я накажу тебя. Ребята,  давайте поможем Жене .Расскажем ей то , что вы приготовили дома. Но за это придётся отдать злой колдунье ещё один шарик. Женя не решила больше искать приключений и решила вернуться домой. Она сорвала один шар и снова оказалась дома. И решила , пока не вырастет уходить из дома одна не будет.

   Но и здесь приключения Жени не кончились. Немного отдохнув, давайте отдохнём и мы. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

   Встали прямо сделаем зарядку для ушей , а теперь для глаз. Сложим руки в замок  и попробуем толкнуть небо. Отдохнули. А Женя уже давно на улице, чтобы показать всем свои волшебные шарики .Там один мальчик загадал очень трудную загадку. Давайте попробуем отгадать.

   О сказках в шутку и всерьёз.

                     Ей в приданое дано

                     Было зеркальце одно

                     Свойство зеркальце имело

                     Говорить оно умело

                    «Ой,  вы гости-господа

                   Долго ль ехали? Куда?

                  Ладно ль за морем иль худо?

                  И какое в свете чудо? (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

          Но вы ,наверное, догадались, что Женя и тут сорвала один шарик и отгадала .

          И вот тут Женя задумалась, она истратила почти все шары, а никакого счастья. В это время он увидела мальчика, который не мог ходить . Сердце девочки сжалось от боли. Она отошла в сторону и произнесла волшебные слова и загадала желание. Будьте  всегда здоровы. Это очень хорошее желание . Я предлагаю её записать. Ведь здоровье важнее всего на свете.

      К сожаленью у нас кончились волшебные шары да и урок наш заканчивается. А вот о чём написал Катаев  в книге «Цветик- семицветик» вы узнаете, когда прочтёте настоящую сказку и на следующем уроке нам расскажете. Еще предлагаю нарисовать рисунок к сказке и  написать рассказ про Женю.

    Хотите вы тоже загадать желание? .Давайте попробуем загадать такое желание, чтобы у всех в дневниках появились за урок самые лучшие оценки. Все вместе произнесем еще раз волшебные слова и, посмотрим, что у нас получиться.

    На прощание я хочу прочитать вам одно пожелание.

                  Пусть будут лучшими друзьями

                  Здоровье, счастье,  радость , смех

                 В семье- спокойствие , любовь

                 В учёбе- всяческий успех.

 

   

     

 

nsportal.ru

Конспект метапредметного урока (литературное чтение, математика, окружающий мир) для 1 класса «Цветик-семицветик»

Цель: учить применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий.
Формируемые УУД:
Познавательные: применение знаний в нестандартных условиях; умение выполнять творческие задания.
Коммуникативные: умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями одноклассников при выборе общего решения в совместной работе.
Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности.
Личностные: устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, цветик-семицветик (из бумаги), танграмм (из цветной бумаги), листы бумаги, ручки.

Ход урока:

1.Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Внимательно посмотрите на экран. (На экране показывают отрывок из мультфильма «Цветик – Семицветик»). 
Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг. 
Лишь коснешься ты земли – Быть, по-моему, вели! 
– Ребята вы узнали, из какой сказки эти слова?  (Цветик-семицветик) СЛАЙД №2

Назовите автора сказки «Цветик – Семицветик». (Валентин Катаев) СЛАЙД №3

 

 

 

Кто главный герой сказки? (Женя)

СЛАЙД №4
–Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? Как вы поняли, что старушка была доброй феей?

Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать? (добрая, рассеянная, невнимательная.) Объясните, как вы это поняли.
–Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили?
–Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете.

СЛАЙД №5. На экране плачущая Женя

Женя: Мама меня отправила в магазин за баранками. Я купила: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую маленькую баранку для младшего братика Павлика. По дороге домой я размечталась и не заметила, как незнакомая собака съела все баранки. И мне не с чем возвращаться домой. 

Давайте вместе поможем Жене.
Добрая Фея сказок подарила мне волшебный цветок «Цветик – Семицветик».

 

 

Шаблон:

Цветок исполняет все желания. Но есть одно условие. Он исполняет желания в том случае, если мы сделаем это дружно.

Вспомните первое желание Жени.
( Хочу, чтобы все баранки оказались на связке.) Отрываем лепесток.
1-ый лепесток:  Женя купила в магазине: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую маленькую баранку для младшего братика Павлика. Сколько всего купила Женя баранок?

 

СЛАЙД №6

 Отрываем второй лепесток. Какое желание загадала Женя?
 (Я разбила мамину вазу, хочу, чтобы она стала целой)
2-ой лепесток: Ребята ваза разбилась на мелкие кусочки и нам надо её склеить.
Игра танграмм.
Ребята мы будем собирать вазу из геометрических фигур. Давайте разделимся на две команды и соберём разбившуюся вазу для Жени.
(Дети делятся на две команды и собирают вазу из геометрических фигур. Фигуры вырезаны заранее из цветной бумаги). 

 

 

СЛАЙД №7
 Второе желание исполнилось.

 

 

Отрываем третий лепесток. 
Какое третье желание Жени?
(Как бы мне хотелось попасть на Северный полюс и увидеть белого медведя)
3-ий лепесток:
Ребята, Женя мечтает увидеть белого медведя. Давайте поможем Жене.
Расскажите, что вы знаете о белом медведе. Какой он?

СЛАЙД №8

Вот и исполнилось третье желание. Отрываем следующий лепесток. 
Четвёртое желание Жени было вернуться назад с Северного полюса. Она очень замерзла, ведь как вы помните, на Северном полюсе очень холодно.
4-ый лепесток:
Физкультминутка «Цветы». Движения выполняются под музыку. 
     Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени).

Да головкой покачай-

Утром солнышко встречай. (Вращение головой)

Стебель наклони слегка – вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

      А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.)

Ну вот и исполнилось следующее желание.
Пятый лепесток и желание Жени «Хочу, чтобы все игрушки из Детского мира были у меня». 

СЛАЙД №9
 Ребята можем мы исполнить желание Жени? Что произойдет с нами, если все игрушки окажутся в зале?
Давайте поможем Жене ответить на задание «Цветика – Семицветика».
 В Детский мир привезли 2 машины, 3 куклы, 2 мяча, и 3 самолета. Сколько игрушечного транспорта привезли в Детский мир? Перечислите транспорт. (Ответы детей) .
Пора оторвать шестой лепесток.
Хочу играть.  – так сказала Женя
Давайте поможем Жене поиграть.
(Ребята делятся на 7 команд и решают примеры. Затем называют свои ответы, у всех должна получится цифра семь, как и лепестков на цветике-семицветике).

Вот ещё одно  желание исполнилось. Отрываем следующий лепесток.
Седьмой лепесток.
А последнее желание у Жени такое: «Желаю, чтобы дети  дружили!» 

 

СЛАЙД №10.
Давайте встанем в круг возьмёмся за руки, улыбнёмся соседу справа, соседу слева, пожмем друг другу руки.
Можете занять свои места.
Рефлексия.
Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями «Цветика – Семицветика» и исполнили все желания девочки Жени.
Какое задание на сегодняшнем занятии вам больше всего понравилось? Какое было самым легким?
Понравилось ли вам наше занятие?
У вас на партах лежат листочки и ручки.  Прошу вас, их взять и нарисовать один из смайликов.

Презентация “Цветик-семицветик”
PPT / 12.88 Мб

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект урока (литература, 5 класс) на тему: В.Катаев “Цветик-семицветик”

Открытый урок по чтению в 5 классе                         Дата: 27 октября 2012 г.

Тема: «Цветик-семицветик».   В.П.Катаев. 

Цели:

  1. Образовательная: ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева «Цветик- семицветик»;
  2. Коррекционно-развивающая:  обогащать речь, пополняя и обогащая пассивный и активный словарный запас, путём введения новых слов, объяснения их значения; развивать слуховое восприятие на основе слушания сказки, мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли) на основе работы с текстом, переключение внимания, увеличение объема внимания и  памяти) путем ответов на вопросы по ходу слушания сказки , развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и читать по ролям.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.

Знать: имя автора, название сказки,  главных героев сказки.

Уметь: внимательно  слушать, отвечать на вопросы к сказке, находить нужный отрывок и читать по ролям.

  Оборудование:

1.Портрет В.П.Катаева, тексты для чтения, тесты: Цветик-семицветик, плакат с изображением цветов «Сад, в котором растет цветик-семицветик», фломастеры для детей, мультфильм по сказке, песня «Дорогою добра», презентация.

Применение компьютера:  Портрет писателя В.П.Катаева, слайды к тексту проецируются на мониторе,  прослушивание песни «Дорогою добра» во время рисования.

                                    Ход урока

1. Организационный момент.

     – Ребята, сегодня на уроке чтения у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

2. Речевая разминка.

1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.

 «Свеча»,  «Насос».

2. Артикуляционная гимнастика.

    а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» – надо чередовать

    б) Круговые движения языком по часовой  и против часовой стрелки.

    в) «Лошадка»

3. Дикционные упражнения.

   а)Произнесение скороговорки.

     Мама мыла Милу мылом.

– Прочитайте скороговорку.

– Произнесите хором:

— медленно – быстрее – быстро;

— тихо – громче – громко.

1 ряд – произнесите громко

2 ряд–произнесите с интонацией вопроса

3 ряд – произнесите с интонацией восторга

      б) Работа над пословицей

— Прочитайте поговорку

    Спешите делать добро.

— Объясните смысл.

4. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний.

 – Мы с вами уже читали сказки? А какие? А помните, кто  написал её?  Кто были герои этих сказок? Да, сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости. Но ещё  есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы

–  Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? (Они приносят нам радость).

2. Вступительная беседа.

– Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но и волшебный. Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев (демонстрация портрета писателя).

3.Повторение.

– Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили смысл именно этой пословицы? (о добре)            

         4. Рассуждаем.

– Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до нас, читателей, Валентин Петрович Катаев?

        5. Открываем новые слова: баранки, тмин, заветный, Северный полюс, салки, уродливый.

– А знаете ли вы, ребята, слова, записанные на доске? Они нам встретятся при чтении.

  6.Учитель читает сказку « Цветик-семицветик»).

        …Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

(-Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад (на экране открывается слайд) «Волшебный сад».- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!

–     С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки…(Учитель срывает цветок).   У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой…

Но ваза нечаянно разбилась…

  -Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации?( Ответы детей)

У:-Во второй раз Женя использовала красный лепесток, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая.

  В третий раз Женя попросила синий лепесток, чтобы  сейчас же оказаться на Северном полюсе! Но там оказалось очень холодно и страшно…

-Скажите, ребята, как ей вернуться домой? ( Ответы детей. Дочитываем сказку)

6. Диагностика усвоения.

– Ребята, вам понравилась эта сказка? А можно её назвать волшебной? (Да). Почему вы так думаете? (В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса).

7. Физкультминутка. а) физические напряжения; б)восстановление дыхания: «В волшебном саду»

6(продолжаем…).

-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)

8. Закрепление.

-Какие свои желания исполнила Женя?( оторвите лепесток, называя желания)

– Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.

-А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?

8. Работа с текстом

– Да, действительно,  она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы.  Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.

-Давайте, ребята, найдем отрывок и прочитаем об этом.(чтение отрывка)

9. Д/з (запись в дневниках: выучить заветные слова (Саша, Павел), с.49, найти и прочитать отрывок к рисунку.)

Д.З. 1 В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать цветик-семицветик на листе (Включается фонограмма – тихая музыка, под которую дети рисуют).

 бумаги и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика- семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы…

Д.З. 2 – Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку?( Ответы детей).

-Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? (Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)

-Почему она захотела потратить последний лепесток  на выздоровление Вити?

-Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?

-Как вы оцениваете поступок Жени?

-Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко?

9. Итог урока:

– Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться? Прочитаем поговорку: Спешите делать добро.

– (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

10. Оценки.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: урок- конференция по творчеству В. Катаева и его книге «Цветик – семицветик».

Валентин Петрович

            Катаев

                           

Тема: урок- конференция по творчеству В. Катаева и его книге «Цветик – семицветик».

Цели:

-обобщить знания    детей о творчестве В. Катаева,

-пробудить интерес к творчеству писателя,

-воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, стремление помочь ближнему,

-работать над развитием связанной речи.

                                                    Ход урока.

1.Психологический настрой.

      а) Слушание стихотворения:

        Добрым быть совсем-совсем не просто,

        Не зависит доброта от роста.

        Доброта приносит людям радость

        И взамен не требует награды. (слайд №1)

      б) Чтение девиза урока: «Спешите делать…  (Слайд №2)

           Докончить эту мысль.

       в)Обсуждение проблемных вопросов:

          – Что такое добро?

          -Почему девиз написан красным цветом? (Слайд №3)

2.Знакомство с творчеством В. Катаева. (Слайд №4)

Сообщения учащихся:

А)Детство, отрочество и юность В. Катаева прошли в Одессе. Отец писателя

происходил из семьи священника, мать была украинкой и происходила из богатой дворянской семьи.

Б)Родители  Катаева увлекались литературой и искусством, посещали театры и концерты, лекции. Они прививали в детях любовь к русской литературе. Любимыми писателями в семье Катаевых были Пушкин, Л. Толстой, Чехов.

В)У Катаева был младший брат Женя.  Оба учились в гимназии. Брату Валентин помогал в учёбе. Именно в этот период начал свой творческий путь молодой писатель. В 13 лет появилось первое стихотворение «Осень». Большинство стихов он пишет о природе.

 Г)Началась первая мировая война. В 1915 г. Катаев добровольцем ушёл на фронт. Был дважды ранен. Работал военным корреспондентом. Работая в газете, много писал, его опыт накапливался.

Д) Началась Великая Отечественная война. Он вновь на фронте. В качестве военного корреспондента газеты «Правда» побывал на многих фронтах, видел боевые действия наших войск. Участвовал во многих сражениях. Главная тема его произведений – героизм  людей, которые защищали Родину.

Е) В творчестве писателя приметное место занимают и сказки. Они помогают

воспитывать у ребёнка трудолюбие. Скромность, доброту и многие прекрасные качества, украшающие человека.

 3. Экспресс – опрос по творчеству Катаева.( Слайд №5).

    1)В. Катаев родился на Украине в городе Одесса.

    2) У него был младший брат Виталий.

    3)Катаев учился в лицее.

    4)Сначала он писал рассказы. А потом – стихи.

    5)Первое стихотворение он написал в 13 лет.

    6)В стихах писал о море.

    7)Катаев дважды был на войне.

    8)Он работал военным корреспондентом газеты «Правда».

    9)Писал о героизме наших людей.

   10)Потом он писал и басни.

 

4. Проверка экспресс- опроса.( Слайд №6)

+ 1. В. Катаев  родился на Украине в городе Одесса.

–  2. У него был младший брат Виталий.

+ 3. Катаев учился в лицее.

–  4. Сначала он писал рассказы, а потом – стихи.

+ 5. Первое стихотворение он написал в 13 лет.

–  6. В стихах он писал про море.

+ 7. Катаев дважды был на войне.  

–  8. Он работал военным корреспондентом газеты

       « Правда»

+ 9. Писал о героизме наших людей.

– 10. Потом он писал и басни.

5. Сообщение учителя.

-Книга «Цветик – семицветик» написан в 1940 году. Ей почти 72 года. За это время её прочитали и взрослые и дети. Она нравилась всем.

6.Ответы на вопросы.

-Вам понравилась эта сказка? 

-Чем понравилось?

-Это произведение названо сказкой. Почему?

-Кто помнит начало сказки?

6. Сценка. (Волшебница дарит Жене цветок).

7. Чтение волшебного заклинания:( Слайд№7)

                         Лети, лети, лепесток,

                          Через запад на восток,

                          Через север, через юг,

                          Возвращайся, сделав круг.

                         Лишь коснёшься ты земли-

                          Быть по-моему вели.

8. Рассматривание волшебного цветка. (Слайд№ 8)

-Соответствует ли он  сказочному  цветику-семицветику?

(восстановление)

-Где в природе встречаются эти цвета?

9.Восстановление сказки по картинам. (Дети рассказывают краткое содержание)

10. Обсуждение сказки.

-Сколько лепестков Женя использовала?

-Давайте вспомним, на что были использованы лепестки

1).Жёлтый- на баранки.

2).Красный- на вазочку.

3).Синий- на Северный полюс.

4).Зелёный- чтобы вернуться с Севера.

5).Оранжевый- на игрушки.

6).Фиолетовый- чтобы игрушки убирались.

7).Голубой-на мальчика.

-Какое из семи желаний было самым важным? Почему?

11.Вывод: шесть лепестков были пущены на ветер, они вызваны завистью, желанием быть лучше других, а седьмой лепесток был истрачен на то, чтобы помочь в беде другому человеку.

   Одна из заповедей Библии гласит о том, что «возлюби ближнего своего как самого себя». Ближний – это человек, который находится в беде, которому нужна помощь. Человек живёт не для одного себя и не для своей пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего.

Жизнь дана на добрые дела.

12. Игра»Собираем добро».

       Учащиеся рассказывают о своих  добрых делах и на чашу весов кладут частицу своего доброго сердца в виде красного сердечка.

13. Фантазии детей.

Звучит вальс цветов. Входит  волшебница.

– Сейчас я подарю вам волшебный лепесток. Вы можете загадать одно единственное желание (рассказы детей).

14. Выбор подходящей пословицы к теме урока:

-Жизнь прожить- не поле перейти.

-Жизнь дана на добрые дела.

-Век живи – век учись.

13. Итог.

-Что нового узнали?

15. Обобщение.( Сайд №9)

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

nsportal.ru

План-конспект занятия (2 класс) на тему: Цветик-семицветик

.

Тема внеклассного занятия для 2 класса

«Интеллектуальная игра «Цветик-семицветик»

Цель:

Создание благоприятных условий для развития личности ребенка, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде

Задачи:

  • создать условия для самопознания и самореализации;
  • стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей;
  • развивать творческую активность;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.

Оборудование: мультимедийная презентация занятия, мультимедийная презентация-игра «Угадай мелодию», оценочные листы для рефлексии

План

1.Психологический настрой

А) Выбор фигуры  «Какой я?»)

-что значит работать в команде?

Б) Напутствие командам от учителя

Чтоб ошибок избежать

Ум свой надо развивать,

А в игре проверить можно

Просто будет или сложно. И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнования

Успех решает не судьба,

 А только наши знания!

2. Актуализация знаний

А) Докажите, что вы можете рабтать в команде: разгадайте записанные названия цветов

  1. азомим, икдубазен, напьлют, кёлисав, китевцимес-китевц, акшамор( мимоза, незабудка, тюльпан, василек, цветик-семицветик, ромашка)

-можно ли среди названных выбрать необычный, или «лишний» цветок?

-от какого числа он получил свое назание?

-значит, число  7 считается каким числом? (магическим, волшебным)

2.     Значение магического  числа 7( в неделе 7 дней, в музыке 7 нот, 7 чудес света, и т.д.)

В пословицах, поговорках, в исторических фактах встречается это число, что лишний раз подтверждает его необычные свойства. Можете привести пример? (семь раз отмерь, один раз отрежь;  лук от семи недуг, на седьмом небе; семеро одного не ждут; работать до седьмого пота, семь пятниц на неделе и т.д.)

-Даже в названии цветка используется число 7.

3. Постановка цели занятия  и его задач

4. Содержание игры.

Слайд «Цветика-семицветика».

Каждый лепесток хранит в себе занимательные задания. И я предлагаю вам разгадать тайну волшебных лепестков. Хотите? Глазки закрыли.(срываю лепесток)

-Какого цвета лепесток хранил в себе первое задание?

Область «математика». (Разноуровневые задания на количество баллов выбирает команда)

Уровень 1:

Мама послала Женю  в магазин купить  баранки: 1 баранку для бабушки, 1 баранку для дедушки, 1 баранку для мамы, 1 баранку для папы, 1 баранку для братика, 1 баранку себе. Сколько баранок должна купить Женя?

Уровень 2:      

Бревно распилили на три части. Сколько распилов сделали?

У трех братьев по  три сестры. Сколько детей в семье?

Уровень 3:

В трехэтажном доме жили три котенка:  белый, черный, рыжий. Котята с I и   II этажей не были черными. Белый котенок жил не на I этаже. Какой котенок на каком этаже жил? (Ответ: рыжий на 1 эт, бел – 2 эт, черн -3 эт)

                       Слайд «Цветика-семицветика». 

                        Закрываем глаза. (какого цвета лепесток взяла?)

                        Вспомним произведение В. Катаева: «Летом Женя играла в песочнице. Но                      

                        вдруг ей  захотелось побывать на Северном полюсе. Вспомните, какие слова она  

                        говорила.

                        «Лети, лети, лепесток

                        Через запад на восток,

                        Через север, через юг,

                        Возвращайся, сделав круг!

                        Лишь коснешься ты Земли,

                        Быть по-моему вели!»  

И Женя оказалась на Северном Полюсе. Скажите, какое время года она пропустила?

-Что вы знаете об осени?

Область « окружающий мир».

Уровень 1:

Загадка. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут

Уровень 2:

Какое растение в народе называют порезник, ранник?( ландыш, одуванчик, подорожник)

Уровень 3:

Какое тело может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии?(камень, древесина, вода)

У каких животных одной из стадий развития является куколка?  (рыбы, насекомые, земноводные)

                          Слайд «Цветика-семицветика».

                          -Скажите, ребята, что больше всего любят дети?(играть)

                          -Подберите слово-родственника к слову играть( игрушки)

Область «русский язык»

Уровень 1:

Вспомните произведение,  когда Женя захотела игрушки.

Найдите на карточках название игрушек, которые к ней прибежали

С

К

А

К

А

Л

К

А

П

А

О

И

У

О

К

В

Л

Ч

М

М

З

К

М

Б

И

Р

Ф

О

П

И

Л

Т

Д

Р

О

К

Л

Ь

М

А

Ш

И

Н

А

З

Е

Ю

Я

Д

У

А

Ы

Т

Ж

Т

Т

Ч

Н

Л

Я

Б

С

У

В

Е

Л

О

С

И

П

Е

Д

Д

Р

Я

Х

П

Ш

О

Н

А

Уровень 2:

Игра «Путаница». Исправьте ошибки, если таковые имеются

               «Зайку бросила лентяйка,

               Под дождем остался зайка» – А.Барто «Зайка».

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Крутит хвостом,  с лягушки глаз не сводит» – И.Крылов «Ворона и лисица»

«Жил старик со своею женою

У самого синего моря» – А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Уровень 3:

Ребусы. Ответ: колесо, коньки, кролева. 

                        Слайд «Цветика-семицветика». Глазки закрыли.

                        -Какой по счету лепесток я сорвала? (4)

Область «Музыка»

Мультимедийная игра «Угадай мелодию»

Обобщение

-Вспомните, какое последнее желание исполнил Цветик-Семицветик для Жени?

-Какие качества человека проявила Женя этим поступком?

  • Доброта
  • Отзывчивость
  • Милосердие

Значение слова «милосердие» – идеи и поступки, связанные с состраданием, сочувствием, оказании помощи в самых разных ее видах (проявление доброты и хорошего воспитания)

-Такие поступки украшают человека?

Противоположность милосердия — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

– В нашем семицветике остались три лепесточка. (раздаю командам)

-Попробуйте командой загадать желание

-Можете поделиться с нами?

-Пусть ваше желание обязательно исполнится!

Итог 

И вот пришел прощанья час,
Игра закончилась у нас.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин
И если ты запомнил их – 
Не зря твой день потрачен.
А нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… Низко
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… Близко
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты … Храбрец
Теперь начало я скажу,
Ну, говори… конец.
Понравилась ли вам игра?
С каким настроением вы уйдете?
Спасибо Вам за игру

.

Рефлексия

-Оцените свою работу  и работу команды на занятии!

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о