Давайте говорить правильно – Давайте говорить правильно, Вербицкая Л.А., 2008

биография, награды. "Давайте говорить правильно!"

Героиня статьи – Людмила Вербицкая – известный филолог и человек, который привнёс очень много в развитие современного русского языка, науки и образования.

Семья

Отец девочки Алексей Бубнов занимал должность секретаря Ленинградского горисполкома с 1943 года. Через некоторое время его арестовали в ходе реализации Ленинградского дела. В 1950 году мужчину расстреляли из-за обвинения в участии в контрреволюционной деятельности и содействии врагам. Уже через 4 года он был посмертно реабилитирован. Все члены семьи Алексея Александровича автоматически попали под подозрение, за что их тоже арестовали. Мать девочки отправили в Тайшетский лагерь, а сама Людмила попала в детскую трудовую исправительную колонию, где она жила до 1953 года.

Начальник колонии, Виктория Николаевна, сразу заметила активную и способную девочку. Они общались между собой, и Виктория Николаевна сделала всё для того, чтобы дать малышке возможность построить свою жизнь. Людмила Вербицкая училась в школе, а затем смогла сдать вступительные экзамены во Львовский университет на филологический факультет. После того как отец был реабилитирован, Вербицкая смогла перевестись в Ленинград.

Начало карьеры

Вербицкая Людмила Алексеевна, биография которой описывается в этой статье, с отличием окончила вуз. С Ленинградским университетом у неё надолго связалась жизнь. После окончания учебы она была лаборантом, затем аспирантом, а скоро стала младшим научным сотрудником. Её карьера потихоньку шла вверх, и Людмила Вербицкая стала ассистентом, а через время - доцентом.

В 1979 году она становится профессором на кафедре фонетики и методов преподавания иностранных языков. Спустя 6 лет Людмила уже была заведующей кафедрой общего языкознания. За год до этого она стала проректором учебной работы, а вскоре и первым проректором. В мае 1993 году была исполняющей обязанности ректора СПбГУ, а весной 1994 года стала первой женщиной-ректором университета. В 1999 и 2004 годах была избрана вновь.

За время её управления в учебном заведении появилось два новых факультета – медицинский и международных отношений. В 2008 году Людмила Вербицкая становится президентом СПбГУ. Весной 2010 года, по совместительству со своей основой должностью, стала деканом филологического факультета.

Научная деятельность

Вербицкая Людмила Алексеевна написала примерно 300 учебных и научных пособий в сферах фонетики, филологии и общего языкознания. В её трудах большое внимание уделяется выбору эффективной методики преподавания. Многие из них рассматривают проблемы современного произношения слов. Они легли в основу создания новых направлений в филологии, которые связаны с интерференцией звуков и произносительными нормами. Важное место в её трудах принадлежит проблемам культуры речи, семантики, лексики и стилистики.

Женщина никогда не останавливалась на достигнутом, поэтому в 1965 году Вербицкая Людмила Алексеевна защищает кандидатскую диссертацию, а уже в 1977 году – докторскую работу. За год до защиты кандидатской работы её избирают членом Российской академии образования. Осенью 2013 года осваивает новую должность – президент Российской академии образования. Людмила Вербицкая получает правительтсвенное утверждение на должности.

При Президенте РФ Людмила Вербицкая является членом ряда Советов: по науке, языкознанию, а также гарантированию конституционных прав граждан. В правительственных органах женщина является членом методического совета по учебным изданиям при Минобрнауки. В Петербурге работает советником губернатора города по вопросам образования и СМИ. В 1998 году стала Президентом отделения Союза англоговорящих, который был создан под патронатом королевы Елизаветы. Также женщина является вице-президентом ЮНЕСКО в сфере женского образования.

Личная жизнь

Муж Людмила имел похожую историю. Он был сыном Александра Вербицкого, которого репрессировали по тому же Ленинградскому делу. Всеволод Александрович был единственным мужем Людмилы. В браке у пары родилось две девочки - Виктория и Елена. Мужчина умер в 1998 году.

Вербицкая Людмила Алексеевна: «Давайте говорить правильно!»

Эта монография была издана в 1993 году. Книга представляет собой небольшой словарь-справочник, который пригодится каждому, кто желает правильно говорить. Она предназначена для того, чтобы человек мог уточнить сведения об ударении и произношении некоторых слов, которые вызывают наибольшие сомнения по ряду причин.

Первый параграф словаря содержит общие слова, которые очень часто встречаются в обыденной речи. Второй параграф содержит слова, которые отсортированы согласно отраслевым и толковым нормам языка. Наиболее пригодится для людей, которые работают в экономической и политической сфере. Третий параграф посвящен словам, которые вызывают наибольшие трудности. Чаще всего это заимствованные из других языков слова, которые ещё не полностью влились в русский.

Что ещё оставила нам Людмила Вербицкая? «Давайте говорить как петербуржцы» - это новое творение филолога, которое посвящено вопросам молодёжного сленга. Проект заключается в том, что жители города смогут узнать о молодежных словах и о том, как правильно их произносить. Для этого на улицах Питера на рекламных щитах, в метро, в общественном транспорте и т. д. развесили плакаты, которые содержат познавательную информацию. В интервью Людмила Вербицкая говорит, что этот проект направлен не только на гостей города, а на всех, ведь многие годами не знают элементарных правил. Кроме того, она отмечает, что очень интересно наблюдать за тем, как меняется язык.

Награды

Людмила Вербицкая имеет огромное множество наград, поэтому здесь будут перечислены только некоторые из них. Среди наград филолога следует отметить такие: Орден «За заслуги перед Отечеством» (всех четырёх степеней), Орден Почёта, Орден Дружбы, Орден святой равноапостольной княгини Ольги, а также звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга.

Первый орден «За заслуги…» она получила в 2000 году за весомый вклад в российское образование. Тот же орден III степени женщина получила зимой 2004 года за развитие науки и вклад в подготовку профессиональных кадров. Летом 2006 года Вербицкая получает II степень за многолетний преподавательский труд и вклад в развитие отечественного образования. Летом 2016 года Людмила получает I степень за плодотворную работу и неоценимый вклад в развитие образования.

Труды

Наиболее популярная работа филолога – это монография «Давайте говорить правильно!». Также женщина написала «Практическую фонетику и беседы на РЯ», «Основные черты современной русской литературной произносительной нормы», «Пособие по фонетике», «Основы фонетики», «Проблемы и методы анализа речи» и т. д. Всю свою жизнь Людмила Вербицкая писала труды, которые могут помочь каждому!

fb.ru

Файлы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Автор проекта: ученик 5а класса

Сафарова Ралина

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Рябова Е . И.

«Говорим правильно»

С благоговеньем прикасайся 

К тому, чем ты вооружён, 

Твори светло и упивайся 

Безбрежным русским языком !  

"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Как мы пишем - это разговор отдельный. А вот как мы говорим?  

Давно известно, что многие слова в своей речи мы говорим неверно, либо не зная правильной постановки ударения, либо неверно употребляем слово,  не зная его значения.

  • ЭТИМОЛОГИЯ- наука о происхождении слов, а также само происхождение того или иного слова
  • ОРФОЭПИЯ- наука, занимающаяся нормами произношения , их обоснованием и установлением.

Цель проекта : повысить уровень акцентологической грамотности учащихся школы.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Мы редко задумываемся над правильным ударением, а ведь незнание акцентологических норм

свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека, поэтому я решил привлечь внимание учащихся их родителей к решению данной проблемы. Данный проект поможет

ученика при подготовке к экзаменам учащимся 9, 11 классов, их родителям усвоить правильное ударение в словах повседневного обихода, повысить акцентологическую грамотность .

Задачи:

  • изучить литературу, посвященную специфике русского ударения.
  • провести анкетирование с целью определения ошибок в словах речи учащихся 5 классов и их родителей
  • разработать способы решения проблемы по устранению и предупреждению ошибок в словах
  • создать «Запоминалки»
  • разработать плакаты по культуре речи

Методы исследования я взял:

·          Изучение материалов.

·          Интервьюирование   

·          Анкетирование

·          Личные наблюдения

Объект исследования:

культура речи учащихся, членов их семей.

Предмет исследования:

правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.

Гипотеза:

уровень культуры речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования орфоэпическим словарём.

Имена существительные

Имена прилагательные

бАнты, ш А рфы, склАды, фОрзац, обеспЕчение, танцОвщица, сирОты, договОр, каталОг, квартАл, в тУфлях, с тОртом, свЁкла, жалюзИ, водопровОд, мусоропровОд

Глаголы

СлИвовый, оптОвый, украИнский, кУхонный, новорождЁнный, экспЕртный

НачалсЯ, облегчИт, вручИт, включИт, насорИт, баловАться, кАшлянуть, отдалА, прогналА, ворвалАсь, дождалАсь, включИшь, откУпорить

«Запоминалки»

звон И т т О рты

Он звон И т, Долго ели т О рты-

Они звон Я т. Не налезали шорты!

Очень встретится хотят.

ш А рфы б А нты

Как у нашей Марфы Если есть в тебе таланты

Есть в полоску ш А рфы! Завяжи на праздник б А нты

твор О г жалюз И

Баба испекла пирог, Любопытные вблизи?

Да забыла про твор О г! Закрывайте жалюз И !

св Ё кла крас И вее

В огороде Фёкла Быть куда крас И вее

Вырастила св Ё клу. Поможет платье синее

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный речь.

  И.Бунин

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

mir-olymp.ru

Давайте говорить правильно! Крылатые слова в современном русском языке | В. М. Мокиенко, Е. И. Зыкова (Авт.)

On July 20, we had the largest server crash in the last 2 years. Mostly the data of the books and covers were damaged so many books are not available for download now. Also, some services may be unstable (for example, Online reader, File Conversion). Full recovery of all data can take up to 2 weeks! So we came to the decision at this time to double the download limits for all users until the problem is completely resolved. Thanks for your understanding!

Progress: 30.52% restored

Main Давайте говорить правильно! Крылатые слова в современном.. В. М. Мокиенко, Е. И. Зыкова (Авт.)

Краткий словарь-справочник "Давайте говорить правильно! Крылатые слова в современном русском языке" предназначен для широкого читателя. Как и в уже вышедших справочниках этой серии ("Трудности современного русского произношения и ударения", "Трудности грамматического управления в современном русском языке", "Трудности современной русской фразеологии"), целью этого словаря остается компактная информация о трудных случаях понимания и употребления языковых единиц. Объектом лексикографического описания становятся крылатые слова и выражения

Year: 2006

Language: russian

Pages: 352

ISBN 10: 5-7695-2749-8

Series: Давайте говорить правильно!

File: DJVU, 3.55 MB

The file will be sent to selected email address. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you've to add our email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more.

b-ok.org

Давайте говорить правильно!

 

-Димка, ну чё, прочитал?

-Прочитал.

-Прикольно или стрёмно?

-Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой.  Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

-Вот лох!

-А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

-Ух ты!

-Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

Задание № 3.Какие слова-паразиты доминируют в этом монологе? Запишите в исправленном виде.

Учитель:Засоряют нашу речь и слова – паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся, примерно, так.

“Объяснительная”.

“Вот, как бы, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы, на свое место. А начальник говорит, как бы: “Иди домой, говорит. Я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит” Вот я так и получил, как бы, дополнительный день отдыха”

 (На доске появляется запись: слова – паразиты.).

Задание № 4.Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя В. Некрасова о Борисе Житкове. Проанализируйте диалог с точки зрения речевого этикета.  Почему Б.С.Житков не сразу помог иностранцу?

Однажды в редакцию журнала, где работал писатель Борис Степанович Житков, зашел какой-то иностранец и спросил: - Кто здесь у вас говорит по-английски?
- Никто, - на английском языке ответил Житков.
- А по-немецки?
Житков ответил на немецком языке, что и по-немецки здесь никто не говорит.
- Тогда, может быть, по-французски?
- Нет, никто, - на французском языке ответил Борис Степанович.
Иностранец очень расстроился.
- А что случилось-то? - спросил Житков.
Иностранец, оказывается, заблудился: не может найти дорогу в гостиницу. Житков объяснил ему, как добраться до гостиницы, сначала по-английски, потом по-немецки, наконец, по-французски.
- Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что говорите по-английски, по-французски, по-немецки?
Житков ответил ему:
- Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим по-английски, во Францию - по-французски, в Германию - по-немецки. А здесь мы все говорим по-русски.
И посоветовал иностранцу выучить русский язык.
                                                                                                                   (В. Некрасов)

 

Задание № 5.Запишите как можно больше  примеров

Слова приветствия

Слова вежливости

Слова прощания

 

 

 

 

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи.
-Прочти, Сережа.
-«Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда, побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам».
- вед. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.
-Сережа: (взмахнув портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда, вали.
-Миша: Ну, как контрольная прошла?
Сережа: Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино. Там говорят фильм идет такой блеск!
- вед. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня 2 языка: один для занятий, а другой для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.
-вед. А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.
А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.Учитель:Как вы думаете, правильно поступает Сережа? Почему? Может ли у человека быть два языка, как у Серёжи?

Ответы учеников.(Ученики делают вывод о том, что соблюдение речевого этикета  и литературной нормы обязательно в любой ситуации).

Учитель:Акцентология..Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; во французском - на последнем слоге; в польском – почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях.

Задание №6: Объясните значение слов

 А'ТЛАС- АТЛА'С

 И'РИС- ИРИ'С

МУКА'- МУ'КА

 ХЛО'ПОК- ХЛОПО'К

О'РГАН- ОРГА'Н

ПА'РИТЬ- ПАРИ'ТЬ

ТРУ'СИТЬ- ТРУСИ'ТЬ

А'ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.
АТЛА'С Шелковая гладкая блестящая ткань…

 

И'РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.
ИРИ'С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…

 

МУКА' Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.
МУ'КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…
 

ХЛО'ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).
ХЛОПО'К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.

О'РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств(глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.

ОРГА'Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…
 

ПА'РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.
ПАРИ'ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.


ТРУ'СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.
ТРУСИ'ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…

   

Задание №7: Найдите слова с ошибками, поставьте в них правильное ударение.

ЗвОнит,  красИвее,  тОрты, кухОнный, нАчала, баловАтькопИровать, срЕдствами, добЫча, отУпорить, газопровОд.

 

Задание №8: Выберите правильный вариант:

Плещет- плескает

Полощет- полоскает

Щипет –щиплет

Сыпет-сыплет

Выздоровеют –выздровят

Манжет-манжета

Банкнот-банкнота

Канделябр-канделябра

 

Задание №9: Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа.

Блюдца, граммы, мандарины, носки, яблоки, чулки, рельсы, помидоры, мечты, колдунья, будни, вафли

Задание №10:Поставьте слова в форму именительного падежа множественного числа.

Дно, шило, якорь,  порт, редактор, договор, цех, офицер, шофёр.

 

Задание №11: Заполните пустые ячейки таблицы

Предложение с ошибкой

Виды ошибок

Как правильно

Он был моим коллегой по работе.

плеоназм (употребление лишних слов)

 

Он был моим

коллегой

Она пригласила на своё день рождения обоих подруг

грамматическая ошибка: зависимое слово не согласовано с главным, ошибка в употреблении числительного.

Она пригласила на свой день рождения обеих подруг

Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

неоправданное употребление просторечных и диалектных слов

Уже сейчас многие москвичи уезжают в глубинку

Были приняты эффектные меры

смешение паронимов

 

Были приняты эффективные  меры

Он пришёл со школы в полдень

грамматическая ошибка в употребление предлога

Он пришёл из школы в полдень

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.

 

стилистические (нарушения требований коммуникативной целесообразности высказывания, выбор слова, не соответствующего по своей дополнительной - функциональной или экспрессивной - окраске условиям и задачам речи)

 

Девушка по секрету призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее подходит её  внешности

Шёл дождь и два студента.

семантические (нарушение требований точности словоупотребления

Два студента шли под дождём

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

-тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов)

 

В этом рассказе повествуется  о реальных событиях.

Наступила война

семантические (нарушение требований точности словоупотребления)

Началась война

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

грамматическая ошибка в употреблении деепричастного оборота

Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа.

 

 

 

Задание № 12:Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.

(по С.Маршаку)

Воспитание словом. О мастерстве. Мысли о словах.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. 

 

ext.spb.ru

Давайте говорить правильно!

 

-Димка, ну чё, прочитал?

-Прочитал.

-Прикольно или стрёмно?

-Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой.  Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

-Вот лох!

-А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

-Ух ты!

-Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

Задание № 3.Какие слова-паразиты доминируют в этом монологе? Запишите в исправленном виде.

Учитель:Засоряют нашу речь и слова – паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся, примерно, так.

“Объяснительная”.

“Вот, как бы, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы, на свое место. А начальник говорит, как бы: “Иди домой, говорит. Я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит” Вот я так и получил, как бы, дополнительный день отдыха”

 (На доске появляется запись: слова – паразиты.).

Задание № 4.Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя В. Некрасова о Борисе Житкове. Проанализируйте диалог с точки зрения речевого этикета.  Почему Б.С.Житков не сразу помог иностранцу?

Однажды в редакцию журнала, где работал писатель Борис Степанович Житков, зашел какой-то иностранец и спросил: - Кто здесь у вас говорит по-английски?
- Никто, - на английском языке ответил Житков.
- А по-немецки?
Житков ответил на немецком языке, что и по-немецки здесь никто не говорит.
- Тогда, может быть, по-французски?
- Нет, никто, - на французском языке ответил Борис Степанович.
Иностранец очень расстроился.
- А что случилось-то? - спросил Житков.
Иностранец, оказывается, заблудился: не может найти дорогу в гостиницу. Житков объяснил ему, как добраться до гостиницы, сначала по-английски, потом по-немецки, наконец, по-французски.
- Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что говорите по-английски, по-французски, по-немецки?
Житков ответил ему:
- Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим по-английски, во Францию - по-французски, в Германию - по-немецки. А здесь мы все говорим по-русски.
И посоветовал иностранцу выучить русский язык.
                                                                                                                   (В. Некрасов)

 

Задание № 5.Запишите как можно больше  примеров

Слова приветствия

Слова вежливости

Слова прощания

 

 

 

 

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи.
-Прочти, Сережа.
-«Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда, побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам».
- вед. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.
-Сережа: (взмахнув портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда, вали.
-Миша: Ну, как контрольная прошла?
Сережа: Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино. Там говорят фильм идет такой блеск!
- вед. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня 2 языка: один для занятий, а другой для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.
-вед. А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.
А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.Учитель:Как вы думаете, правильно поступает Сережа? Почему? Может ли у человека быть два языка, как у Серёжи?

Ответы учеников.(Ученики делают вывод о том, что соблюдение речевого этикета  и литературной нормы обязательно в любой ситуации).

Учитель:Акцентология..Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; во французском - на последнем слоге; в польском – почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях.

Задание №6: Объясните значение слов

 А'ТЛАС- АТЛА'С

 И'РИС- ИРИ'С

МУКА'- МУ'КА

 ХЛО'ПОК- ХЛОПО'К

О'РГАН- ОРГА'Н

ПА'РИТЬ- ПАРИ'ТЬ

ТРУ'СИТЬ- ТРУСИ'ТЬ

А'ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.
АТЛА'С Шелковая гладкая блестящая ткань…

 

И'РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.
ИРИ'С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…

 

МУКА' Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.
МУ'КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…
 

ХЛО'ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).
ХЛОПО'К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.

О'РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств(глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.

ОРГА'Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…
 

ПА'РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.
ПАРИ'ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.


ТРУ'СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.
ТРУСИ'ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…

   

Задание №7: Найдите слова с ошибками, поставьте в них правильное ударение.

ЗвОнит,  красИвее,  тОрты, кухОнный, нАчала, баловАтькопИровать, срЕдствами, добЫча, отУпорить, газопровОд.

 

Задание №8: Выберите правильный вариант:

Плещет- плескает

Полощет- полоскает

Щипет –щиплет

Сыпет-сыплет

Выздоровеют –выздровят

Манжет-манжета

Банкнот-банкнота

Канделябр-канделябра

 

Задание №9: Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа.

Блюдца, граммы, мандарины, носки, яблоки, чулки, рельсы, помидоры, мечты, колдунья, будни, вафли

Задание №10:Поставьте слова в форму именительного падежа множественного числа.

Дно, шило, якорь,  порт, редактор, договор, цех, офицер, шофёр.

 

Задание №11: Заполните пустые ячейки таблицы

Предложение с ошибкой

Виды ошибок

Как правильно

Он был моим коллегой по работе.

плеоназм (употребление лишних слов)

 

Он был моим

коллегой

Она пригласила на своё день рождения обоих подруг

грамматическая ошибка: зависимое слово не согласовано с главным, ошибка в употреблении числительного.

Она пригласила на свой день рождения обеих подруг

Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

неоправданное употребление просторечных и диалектных слов

Уже сейчас многие москвичи уезжают в глубинку

Были приняты эффектные меры

смешение паронимов

 

Были приняты эффективные  меры

Он пришёл со школы в полдень

грамматическая ошибка в употребление предлога

Он пришёл из школы в полдень

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.

 

стилистические (нарушения требований коммуникативной целесообразности высказывания, выбор слова, не соответствующего по своей дополнительной - функциональной или экспрессивной - окраске условиям и задачам речи)

 

Девушка по секрету призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее подходит её  внешности

Шёл дождь и два студента.

семантические (нарушение требований точности словоупотребления

Два студента шли под дождём

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

-тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов)

 

В этом рассказе повествуется  о реальных событиях.

Наступила война

семантические (нарушение требований точности словоупотребления)

Началась война

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

грамматическая ошибка в употреблении деепричастного оборота

Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа.

 

 

 

Задание № 12:Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.

(по С.Маршаку)

Воспитание словом. О мастерстве. Мысли о словах.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. 

 

ext.spb.ru

Давайте говорить правильно!

 

-Димка, ну чё, прочитал?

-Прочитал.

-Прикольно или стрёмно?

-Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой.  Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

-Вот лох!

-А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

-Ух ты!

-Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

Задание № 3.Какие слова-паразиты доминируют в этом монологе? Запишите в исправленном виде.

Учитель:Засоряют нашу речь и слова – паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся, примерно, так.

“Объяснительная”.

“Вот, как бы, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы, на свое место. А начальник говорит, как бы: “Иди домой, говорит. Я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит” Вот я так и получил, как бы, дополнительный день отдыха”

 (На доске появляется запись: слова – паразиты.).

Задание № 4.Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя В. Некрасова о Борисе Житкове. Проанализируйте диалог с точки зрения речевого этикета.  Почему Б.С.Житков не сразу помог иностранцу?

Однажды в редакцию журнала, где работал писатель Борис Степанович Житков, зашел какой-то иностранец и спросил: - Кто здесь у вас говорит по-английски?
- Никто, - на английском языке ответил Житков.
- А по-немецки?
Житков ответил на немецком языке, что и по-немецки здесь никто не говорит.
- Тогда, может быть, по-французски?
- Нет, никто, - на французском языке ответил Борис Степанович.
Иностранец очень расстроился.
- А что случилось-то? - спросил Житков.
Иностранец, оказывается, заблудился: не может найти дорогу в гостиницу. Житков объяснил ему, как добраться до гостиницы, сначала по-английски, потом по-немецки, наконец, по-французски.
- Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что говорите по-английски, по-французски, по-немецки?
Житков ответил ему:
- Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим по-английски, во Францию - по-французски, в Германию - по-немецки. А здесь мы все говорим по-русски.
И посоветовал иностранцу выучить русский язык.
                                                                                                                   (В. Некрасов)

 

Задание № 5.Запишите как можно больше  примеров

Слова приветствия

Слова вежливости

Слова прощания

 

 

 

 

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи.
-Прочти, Сережа.
-«Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда, побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам».
- вед. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.
-Сережа: (взмахнув портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда, вали.
-Миша: Ну, как контрольная прошла?
Сережа: Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино. Там говорят фильм идет такой блеск!
- вед. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня 2 языка: один для занятий, а другой для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.
-вед. А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.
А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.Учитель:Как вы думаете, правильно поступает Сережа? Почему? Может ли у человека быть два языка, как у Серёжи?

Ответы учеников.(Ученики делают вывод о том, что соблюдение речевого этикета  и литературной нормы обязательно в любой ситуации).

Учитель:Акцентология..Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; во французском - на последнем слоге; в польском – почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях.

Задание №6: Объясните значение слов

 А'ТЛАС- АТЛА'С

 И'РИС- ИРИ'С

МУКА'- МУ'КА

 ХЛО'ПОК- ХЛОПО'К

О'РГАН- ОРГА'Н

ПА'РИТЬ- ПАРИ'ТЬ

ТРУ'СИТЬ- ТРУСИ'ТЬ

А'ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.
АТЛА'С Шелковая гладкая блестящая ткань…

 

И'РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.
ИРИ'С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…

 

МУКА' Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.
МУ'КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…
 

ХЛО'ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).
ХЛОПО'К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.

О'РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств(глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.

ОРГА'Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…
 

ПА'РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.
ПАРИ'ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.


ТРУ'СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.
ТРУСИ'ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…

   

Задание №7: Найдите слова с ошибками, поставьте в них правильное ударение.

ЗвОнит,  красИвее,  тОрты, кухОнный, нАчала, баловАтькопИровать, срЕдствами, добЫча, отУпорить, газопровОд.

 

Задание №8: Выберите правильный вариант:

Плещет- плескает

Полощет- полоскает

Щипет –щиплет

Сыпет-сыплет

Выздоровеют –выздровят

Манжет-манжета

Банкнот-банкнота

Канделябр-канделябра

 

Задание №9: Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа.

Блюдца, граммы, мандарины, носки, яблоки, чулки, рельсы, помидоры, мечты, колдунья, будни, вафли

Задание №10:Поставьте слова в форму именительного падежа множественного числа.

Дно, шило, якорь,  порт, редактор, договор, цех, офицер, шофёр.

 

Задание №11: Заполните пустые ячейки таблицы

Предложение с ошибкой

Виды ошибок

Как правильно

Он был моим коллегой по работе.

плеоназм (употребление лишних слов)

 

Он был моим

коллегой

Она пригласила на своё день рождения обоих подруг

грамматическая ошибка: зависимое слово не согласовано с главным, ошибка в употреблении числительного.

Она пригласила на свой день рождения обеих подруг

Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

неоправданное употребление просторечных и диалектных слов

Уже сейчас многие москвичи уезжают в глубинку

Были приняты эффектные меры

смешение паронимов

 

Были приняты эффективные  меры

Он пришёл со школы в полдень

грамматическая ошибка в употребление предлога

Он пришёл из школы в полдень

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.

 

стилистические (нарушения требований коммуникативной целесообразности высказывания, выбор слова, не соответствующего по своей дополнительной - функциональной или экспрессивной - окраске условиям и задачам речи)

 

Девушка по секрету призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее подходит её  внешности

Шёл дождь и два студента.

семантические (нарушение требований точности словоупотребления

Два студента шли под дождём

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

-тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов)

 

В этом рассказе повествуется  о реальных событиях.

Наступила война

семантические (нарушение требований точности словоупотребления)

Началась война

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

грамматическая ошибка в употреблении деепричастного оборота

Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа.

 

 

 

Задание № 12:Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.

(по С.Маршаку)

Воспитание словом. О мастерстве. Мысли о словах.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. 

 

ext.spb.ru

Справочник русского языка. Давайте говорить правильно!

Словарь-пособие содержит сведения об ударении, произношении и образовании основных форм слов, которые по разным причинам вызывают или могут вызвать затруднения во время употребления.

Материал был отобран на основе современных толковых и отраслевых глоссариев, а также были использованы периодические издания средств массовой информации и Интернет.

Словарь русского языка предназначен для самого широкого круга лиц и должен помочь им избежать распространенных ошибок в речи.

Категория:class="strong"> Словарь ударений русского языка
Издательство:class="strong"> М.: Академия
Год выходаclass="strong">: 2008
Авторы:class="strong"> Вербицкая Л.А., Богданова Н.В., Скляревская Г.Н.
Объем:class="strong"> 160 страниц
Формат:class="strong"> pdf
Язык:class="strong"> русский
Размер файла:class="strong"> 70,1 Мб

 

 

litres.ru

Название: Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения. Краткий словарь-справочник
187.00 р.

В магазин i

labirint.ru

Название: Лазарева, Шушков: Давайте говорить правильно! Паронимы современного русского языка. Краткий словарь-справочник
Автор: Лазарева О. А.
229 р.

В магазин i

uchiyaziki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о