Дцп коррекционная работа с детьми – 6. Коррекционная работа при дцп

Коррекционная работа при ДЦП

Контрольная работа по основам педагогики и психологии

Тема: Коррекционная работа при детском церебральном параличе.

Содержание:

1. Медицинская коррекция.

2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

3. Принципы психокоррекции ребенка.

4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений.

5. Коррекция нарушений речи.

6. Специальные коррекционные учреждения.

7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

1. Медицинская коррекция.

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.

Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

• снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;

• улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;

• улучшение координации движений и равновесия;

• стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

• расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;

• обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

• упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

• пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;

• упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;

• принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

• упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;

• игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.

В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотера-пия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.

Основные задачи психологической коррекции сенсорноперцептивных процессов:

· Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.

· Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

· Развитие скорости восприятия объектов.

С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий.

Сам процесс коррекции должен проходить параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969).

Важным направлением психокоррекции является развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:

1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

3. Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития

Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителям.

3. Принципы психокоррекции ребенка.

Принципы как основополагающие идеи пси

mirznanii.com

Коррекционная работа с детьми с ДЦП | Коррекционная педагогика

Коррекционная работа с детьми с ДЦП

Автор: Хохлова Елена Юрьевна

Организация: ГБУ ГППЦ ДОгМ

Населенный пункт: г. Москва

ДЦП – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных наводящих путей головного мозга.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП возникает в результате четырех факторов, которые приводят к повреждению головного мозга:

  • кислородная недостаточность из-за удушья, разрыва или закупоривания кровеносных сосудов в период кормления или рождения;
  • инфекции или внешние факторы, которые разрушают защитную миелиновую оболочку развивающихся клеток-нейронов;
  • нарушение процесса перемещения клеток мозга в процессе развития плода.
  • послеродовая травма или инфекции, которые приводят к нарушению связей между нейронами.

Симптомы ДЦП

Симптомы ДЦП разнообразны: это могут быть простые проблемы, связанные с мелкой моторикой (нарушение хватательной функции или трудности при письме), и вплоть до тяжелых симптомов, таких как неспособность сохранять равновесие или ходить. Нарушения речевой и слуховой функций, когнитивные расстройства и эпилепсия также являются основными симптомами данного заболевания.

  У детей с тяжелой степенью ДЦП часто наблюдаются проблемы с осанкой, а их мышечный тонус (напряжение мышц) часто бывает повышен. Наиболее часто признаки ДЦП проявляются, когда ребенку исполняется 6-9 месяцев. В данный период пациенты начинают совершать осознанные движения и у них становятся заметны отклонения в развитии - больше движений в одной из конечностей, неравномерное развитие конечностей и задержка психофизического развития.

Особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем - общего и профессионального бучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом строится с учетом следующих принципов:

  • Системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
  • Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
  • Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
  • Наблюдение за динамикой психоречевого развития.
  • Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
  • Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в ус

www.predmetnik.ru

Методическая разработка на тему: Коррекционная работа с детьми ДЦП в условиях санатория..

Коррекционной работа при ДЦП.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Необходимо раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 — 4 лет, В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогаческх воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо-речевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное общение с взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой) .

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных) .

Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.

В санатории для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания—    нужное оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей периодически обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляет дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

  • изобразительная деятельность и конструирование,
  • развитие предметной и игровой деятельности,
  • развитие речи и ознакомление с окружающим,
  • трудовое воспитание,
  • формирование элементарных математических представлений.

Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом санатория. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и методист ЛФК.

Весь лечебно-педагогический процесс в санатории строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах. Осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к своим возможностям. Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишёны в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что часто значительно снижает качество усвоения знаний, лишает их возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Воспитатель совместно с врачом оценивает двигательные возможности ребенка и определяют пути их коррекции. Его основная цель — преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путем воспитания, развития задержанных и коррекции нарушенных функций. Ребенок, начиная с того момента, как он открывает утром глаза, должен постоянно осознавать и целенаправленно производить каждое движение, необходимое для того, чтобы встать с постели, умыться, совершить туалет, позавтракать, двигаться по комнате и т. д. Педагог предлагает ребенку с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходное положение. Ребенок в этот момент напевает мелодии, помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению и по мере овладения этим движением, он проговаривает его, например: «Я стою», «Я иду», «Я пошел», «Я беру ложку» и т. д. Это активное осознание производимого движения, закрепляемое постоянно сильнейшим раздражителем — словом, чрезвычайно действенно для стимуляции двигательной активности и двигательных возможностей.

Уже само выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций. Так, в процессе вставания с постели осваиваются поднимание головы, повороты туловища, присаживание, вертикальная установка тела. Задача педагога — помочь ребенку выполнить эти двигательные комплексы путем словесных указаний, подражательных движений, коррекции пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей ребенка и его движений. Педагог фиксирует внимание детей на наиболее удачных приемах самокоррекции, помогающих им овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития движений происходит при максимальном осознании ребенком необходимости каждого двигательного комплекса.

Чрезвычайно большое значение имеет постоянный положительный эмоциональный фон.  Педагог помогает ребенку освоить движение, указывает ему на его достижения и на дальнейшие возможности развития осваиваемого двигательного комплекса, поощряет его за сделанное. Так, если ребенок начал стоять, инструктор хвалит его за это, говорит ему, как хорошо, красиво он стоит, теперь он может гораздо больше увидеть, посмотреть и на то, что делается в комнате, и на то, что происходит за окном. Вот теперь ему нужно научиться передвигать ножки, и он будет ходить, бегать, играть. При выполнении того или иного задания кондуктор стремится вызвать максимальную эмоциональную реакцию ребенка, разговаривает с ним в спокойном тоне, поощряет его за минимальный достигнутый успех, побуждает к повторению, ставя в пример другим детям его результаты. Педагог никогда не делает замечаний конкретному ребенку, а обращается ко всей группе. Он старается не давать указаний или приказов по выполнению того или иного движения. Жесткие указания — «сделай так», «сделай вот так» отсутствуют. Педагог стремится пробудить в ребенке активность, мотивацию, опираясь на ориентировочные познавательные двигательные реакции, развитие которых хотя и задержано, но не утрачено вовсе. Например, предлагается детям, которые никак не могут сделать первые шаги с помощью костылей, посмотреть в окно, как красиво идёт дождь и капли стекают по окну. Если присоединить музыку, то капли начинают танцевать. Включение положительной эмоциональной реакции побуждает желание начать передвигаться, как другие дети.

Педагогический подход к развитию функций предполагает групповые занятия. В группу объединены дети с различными двигательными возможностями. Это рождает стремление к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты. Обучение произвольной двигательной активности происходит в процессе повседневной жизни, т. е. составляет часть жизни самого ребенка. Группа под руководством педагога на протяжении дня осваивает различные виды деятельности — вставание с постели, умывание, совершение туалета, еду, уборку комнаты и т. д. Дети естественно включаются в комплекс движений, направленных на достижение какой-либо цели. педагог стремится развить у ребенка сразу сложные функции, в которые так или иначе включаются более примитивные, при этом он вначале не фиксирует внимание на качестве движений. Постепенно в процессе специальных упражнений и повседневной деятельности движения совершенствуются. В некоторых случаях основополагающее задание может быть расчленено на ряд простых действий, которые интегрируются в процессе деятельности. Каждому ребенку нужно подбирать свою, индивидуальную программу занятий.  Следить за выполнением всех движений, помогать довести их до конца, если ребенку на данном этапе это недоступно. Таким образом, у детей не возникает чувства неудовлетворения, которое может подавить стимул к действию. Достижение положительных результатов создает положительный эмоциональный фон и потребность повторить задание. Повторение в процессе повседневной деятельности двигательных образцов постепенно совершенствует моторику ребенка, речевое и психическое развитие.

Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками) . Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей — все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации, к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей) , постепенно роль взрослого уменьшается и наконец ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

nsportal.ru

3. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с дцп.

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы.

Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, т. е. с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.

Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне его ближайшего развития».

Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, т. е. кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц.

В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П. К. Анохиным. При разработке системы упражнений, направленных на коррекцию и развитие артикуляционной моторики, учитывалось положение Н. И. Жинкина о том, что отсутствие обратной связи (кинестезии) прекратило бы всякую возможность накоплений опыта для управления движениями речевых органов, человек не смог бы научиться речи, а усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает обучение речи.

Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.

Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

Выбор позы для занятий «Рефлекс запрещающие позиции».

Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.

1. Поза эмбриона — в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6—10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.

4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются следующие:

1) нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

2) развитие зрительного и слухового восприятия;

3) развитие эмоциональных реакций;

4) развитие движений руки и действий с предметами;

5) формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

6) развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I доречевом уровне развития,является стимуляция голосовых реакций.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

1)нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

2)вокализация выдоха;

3) развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;

4) стимуляция голосовых реакций;

5) развитие зрительной фиксации и прослеживания;

6) выработка слухового сосредоточения;

7) нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации.

Занятия с детьми проводятся индивидуально, как до кормления, так и после него. Во время занятий ребенок находится на пеленальнике в положении «рефлекс запрещающие позиции». Длительность занятия 7—10 минут. На занятиях должна присутствовать мать и обучаться приемам коррекционно-педагогической работы, с тем, чтобы в течение дня продолжать заниматься со своим ребенком.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на II доречевом уровне развития, является стимуляция гуления.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

1) нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

2) увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления;

3) развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;

4) формирование умения локализовывать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого;

5) развитие хватательной функции рук.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на III доречевом уровне развития, является стимуляция интонированного голосового общения и лепета.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

1) нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

2) выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

3) стимуляция лепета;

4) формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

5) выработка зрительных дифференцировок;

6) стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания;

7) выработка акустической установки на звуки и голос;

8) развитие слуховых дифференцировок;

9) формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

1) нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

2) увеличение силы и длительности выдоха;

3) стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;

4) развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;

5) формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. Занятия проводятся индивидуально, их длительность 25—30 минут. В силу того, что дети этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое внимание уделяется привлечению самого ребенка к выполнению задания.[3].

studfiles.net

ДЦП: причины, признаки, коррекционная работа

Детским церебральным параличом (ДЦП) называют заболевания нервной системы, при которых нарушается координация речи и движения, происходит задержка в интеллектуальном развитии, расстройство мышечной и двигательных систем. Эти нарушения вторичны и появляются на фоне аномалий головного мозга. Поражение опорно-двигательного аппарата происходит в утробе матери, при родах или в ранний послеродовой период.

Детский паралич обычно проявляется в раннем возрасте. Изменения в головном мозге, которые могут возникать у взрослых по разным причинам, имеют иные последствия.

Содержание:

Основные причины возникновения ДЦП у детей

Существует множество факторов и причин, которые предрасполагают к появлению у детей церебрального паралича.

Главными причинами являются:

  • Генетические факторы, наследственность. Отклонения в генетическом аппарате у родителей, способствуют возникновению ДЦП у детей.
  • Кислородное голодание и нарушение кровоснабжения. Они могут возникнуть и во время беременности, и при родах, при сопутствующем кровоизлиянии и сосудистых нарушениях.
  • Инфекционная причина. После рождения ребенок может перенести менингит, энцефалит, арахноидит из-за этих заболеваний возможно возникновение ДЦП. При этом заболевания протекают достаточно тяжело. Об этом свидетельствуют плохие результаты анализов, в которых обнаруживаются возбудители заболевания.
  • Действующие на плод токсические и ядовитые препараты. Это связано с приемом сильных препаратов в период беременности, работа в неблагоприятных условиях, где беременная контактирует с различными химическими и другими вредными веществами.
  • Физические факторы. Облучение и излучение, воздействующие на организм будущей матери, впоследствии негативно сказываются на психическом и эмбриональном развитии ребенка.
  • Механический фактор. Повреждения головного мозга ребенка во время родов или же через некоторое время после них. По неосторожности беременная женщина может получить травму до родов, что тоже может стать причиной патологических изменений  у ребенка.

Появление данной патологии у детей обусловлено множеством факторов. В связи с этим выделяют 3 группы детского церебрального паралича.

1 группа. Истинный, не приобретенный ДЦП. Заболевание передалось по наследству и является первичным, ребенок рождается с патологией. При этом имеются генетические изменения в мозге и нарушения в развитии.  Размер и объем мозга небольшой, кора головного мозга отличается недоразвитостью,  в ходе исследования обнаруживаются патологические нарушения в  анатомическом и функциональном плане. Мозг ребенка парализован и не выполняет все основные функции.

2 группа. Неистинный, приобретенный ДЦП. Возникновению приобретенного ДЦП способствуют травматическая ситуация и кровоизлияния в мозг ребенка во время родов.  Это приводит к гибели некоторых участков головного мозга. Также приобретенный ДЦП может быть вызван  воздействием токсических веществ, после тяжелых инфекционных заболеваний и др. В результате всех этих признаков  образуется тяжелая картина ДЦП. Невзирая на то, что поражается  головной мозг и нервная система, ребенок может  самостоятельно передвигаться и способен к самообслуживанию.

3 группа. Неистинный, приобретенный ДЦП. Эта группа имеет другое название ― ложный или вторичный синдром ДЦП. В отличие от других типов данный тип встречается достаточно часто.

До рождения у ребенка сформирован мозг, он с точки зрения биологических и интеллектуальных  функций полноценный. Полученные травмы при родах способствуют нарушению некоторых отделов мозга, которые затем приводят к парализации отдельных её функций. Дети с ложным ДЦП-синдромом по внешнему виду ничем не отличаются от других. У них сохраняется интеллект, что отличает их от других типов синдрома. Для таких детей имеются все шансы на дальнейшее восстановление.

Симптомы и признаки ДЦП

Главные симптомы, которые свидетельствуют о поражении головного мозга, можно обнаружить через некоторое время после рождения, постепенно они могут проявляться в грудном и старшем возрасте.

К основным признакам ДЦП относят:

  • Ригидность
  • Тремор конечностей
  • Атетоз
  • Спастичность
  • Атаксия (нарушение координации)
  • Неспособность к сохранению равновесия
  • При ходьбе наступание на носок
  • Нарушение слуха и зрения
  • Беспокойство и плохой сон
  • Вздрагивания и судороги
  • Эпилепсия
  • Нарушение развитие речи
  • Задержка эмоционального и психического развития
  • Нарушения мочевыделительной системы

Признаки ДЦП могут быть заметны родителям и окружающим, а также некоторые из  них может заметить только специалист. В зависимости от того, где располагаются патологические очаги в головном мозге, у ребенка имеются различные признаки и симптомы ДЦП.

Как в грудном возрасте, так и в старшем по таблице навыков можно определить имеющиеся признаки ДЦП. Установить точный диагноз способен только квалифицированный специалист.

Формы церебрального паралича

В зависимости от степени и локализации аномалий  выделяют несколько форм церебрального паралича. По типу расстройства движения выделяют следующие формы:

  • Спастическая
  • Дискинетическая
  • Атаксическая
  • Смешанная

При спастической форме поражается плечо и кисть руки на одной стороне тела. Может наблюдаться нарушение зрения, внимания, речи и умственного развития. Дети, страдающие данной патологией, начинают поздно ходить и передвигаются преимущественно на пятках, так как сухожилия пяток отличаются жесткостью.

Спастическая диплегия характеризуется поражением мышц нижних конечностей обеих ног. В раннем возрасте формируются контрактуры, приводящие к анатомической патологии позвоночного отдела и суставов.

Дискинетическая форма встречается у детей, которые переболели гемолитической болезнью. Характеризуется эта форма непроизвольными мышечными движениям, которые происходят в разных частях тела. Их  называют дискинезами. Движения у ребенка медленные, тягучие им могут сопутствовать судороги с сокращением мышц. При этом у детей нарушается привычная поза отдельных частей тела туловища. В умственном и  интеллектуальном развитии детей никаких изменений не наблюдается. Их можно вполне обучать в учреждениях образования, они склонны к нормальной жизни в детском коллективе.

Проявление атаксической формы церебрального паралича характеризуется уменьшением мышечного тонуса и наличием сильных судорожных рефлексов в сухожилии. У детей с атаксической формой нарушена речь. Это вызвано параличом голосовых связок, мышц гортани и т. д. Такие дети отличаются умственной отсталостью, они трудно поддаются обучению.

В зависимости от повреждения отдельной двигательной системы мозга (мозжечковая, пирамидная, экстрапирамидная) выделяют конкретную форму заболевания. При сочетании нескольких форм и  вариантов заболеваний с поражением отделов головного мозга возникает смешанная форма церебрального паралича.

Диагностика  и лечение ДЦП

Зачастую некоторые симптомы у новорожденных носят преходящий характер, а окончательный диагноз можно поставить только через пару лет после рождения.

  1. Диагностировать церебральный паралич можно путем наблюдения за наличием у ребенка каких-либо отклонений в интеллектуальном и физическом развитии, данных анализов и магнитно-резонансной томографии.
  2. Чтобы выявить синдром ДЦП проводят ряд мероприятий:
  3. Анализ всей имеющейся информация о болезнях ребенка
  4. Физический осмотр (слух, зрение, осанка и т. д.)
  5. Выявление скрытой формы заболевания
  6. Для исключения любых других заболеваний, назначают дополнительные исследования головного мозга: ультразвуковое обследование, томография, анкетирование.

Проведение всех диагностических мероприятий на выявление формы заболевания позволяет поставить правильный и окончательный диагноз.

Лечение ДЦП основывается на проведении тренировок, которые позволяют снизить выраженность дефектов. В основном это психофизические нагрузки. Чтобы улучшить мышечную функцию проводят различные виды терапии. Для развития речи с больным ребенком работает логопед. С целью поддержания равновесия и ходьбы применяют различные ортопедические приспособления и специальные фиксаторы.

Кроме этого, лечение детского паралича включает курсы массажа и лечебную физкультуру. Врачи рекомендуют принимать препараты для улучшения микроциркуляции и питания нервной ткани.

Одним из успешных методов в лечении  церебрального паралича является дельфинотерапия.

Дельфины устанавливают контакт с больными детьми. В свою очередь, прикасаясь к дельфинам, у детей активизируются рефлекторные зоны, которые отвечают за нервную систему. Эффект гидромассажа создает плавник дельфина, а вода при этом тренирует мышцы и снижает нагрузку на суставы.

В профилактических целях для расслабления мышц и контрактур назначают препараты Диазепам, Баклофен, Дантролен и др. Благоприятный эффект дает введение в пораженную мышцу Ботокса. При судорогах применяют антиконвульсанты. Пассивность движений в суставе, т.е. контрактуру лечат хирургическим путем. Процедура, заключающаяся в разделении сухожилия, называется тенотомия.

Если начать курс лечебно-восстановительных мероприятий для детей ДЦП, можно избежать больших отклонений в развитии.

Коррекционная работа с детьми ДЦП

Главные направления и задачи коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольном возрасте:

  • Формирование и коррекция временных и пространственных отношений
  • Развитие эмоционального, игрового, речевого и других видов деятельности  с окружающими
  • Развитие моторной координации и функциональных способностей кистей рук
  • Развитие скорости восприятия объектов и явлений
  • Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата
  • Развитие голоса, просодики и речевого дыхания
  • Коррекция нарушений произношения
  • Воспитание к самообслуживанию и личной гигиене

Для детей с двигательными нарушениями показаны различные  легкие физические нагрузки или лечебная гимнастика, направленные на уменьшение спастики и гиперкинезы, стимулирование функции паретичных мышц, увеличение подвижности позвоночника, суставов. Кроме этого упражнения  и нагрузки позволяют создать положительный и эмоциональный настрой.

Упражнения в бассейне с шариками и занятия фитбол-гимнастикой способствуют расслаблению мышц, а также увеличивают их сократительную способность, улучшают кровообращение и лимфоотток. Выпуклость мяча используется для коррекции деформации позвоночника.

В коррекционной гимнастике довольно часто используют упражнения с предметами.  Они вырабатывают силу, ловкость и координацию движений. Некоторые виды таких упражнений: перелезть через небольшое ограждение при этом не выпускать палку из рук, быстрая передача за спиной мяча и др.

Коррекционная работа способствует снижению небольших рефлексов и увеличению диапазона движения.

Основные упражнения для работы с детьми ДПЦ:

  • Упражнения на растягивание и укрепление мышц и связок
  • Упражнения на развитие чувствительности мышц
  • Тренировочные упражнения на расслабление, снятия спазмов, напряжения и судорог
  • Тренировочные упражнения для обучения нормальной ходьбе
  • Тренировочные упражнения для  органов чувств
  • Упражнения на подъем по вертикальной плоскости
  • На занятиях физическими нагрузками особое место отводится корригирующим и дыхательным упражнениям.

Эффективно воздействуют на двигательные способности комплексные чувствительные стимулы. Среди них выделяют:

  1. Зрительные. Практически все упражнения выполняются перед зеркалом. Тактильные. Поглаживание различных частей тела, опора на поверхность, которая покрыта тканями из различных материалов, ходьба по песку и др.
  2. Проприоцептильные. Упражнения на сопротивление, их чередование с открытыми и закрытыми глазами и др.
  3. Все упражнения полезно выполнять под музыку.
  4. На занятиях физическими упражнениями учитывают не только возраст ребенка и его качественные патологические изменения в организме, но главным образом его психологические особенности и уровень моторного развития.

Детям с таким серьезным заболеванием как церебральный паралич своевременно оказывается медицинская, психологическая, педагогическая, логопедическая и социальная помощь. Правильное обучение движениям, применение лечебной гимнастики, водолечение, массаж и ортопедические средства имеют огромное влияние на развитие детского организма. Массаж может быть направлен на расслабление и укрепление языка и губ, мышц шеи, лицевой и губной мускулатуры. Для этого проводят вибрационный и точечный массаж лицевой мускулатуры.

При этом эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия может возрасти при одновременном использовании медикаментозного лечения.

В приложенном видео Вы может посмотреть пример лечебной гимнастики для детей с ДЦП.

Коррекционная и лечебно-психологическая работа должна носить комплексный характер. Для этого следует руководствоваться действиями специалистов различного профиля и выполнять соответствующие рекомендации. Чем раньше начнется работа с ребенком, страдающим детским церебральным параличом, тем лучше для него.

Важно вести постоянное наблюдение за состоянием ребенка при продолжающем психоречевоми физическом развитии.

morehealthy.ru

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Библиографическое описание:

Гудкова Т. В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 97-99. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3332/ (дата обращения: 06.07.2019).

В настоящее время увеличивается распространенность детского церебрального паралича среди других видов нарушений. Согласно психофизиологическим данным, у детей в норме кинестетическое, предметно-зрительное восприятие, тактильные функции развиваются к 4–5 годам; соматогностические — к 6; структурно-топологические и координатные функции — к 6–7 летнему возрасту [1], мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 7 лет. В отличие от нормативных сверстников, у детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии двигательных, психических, речевых функций. ДЦП характеризуется повреждением всех структур двигательного анализатора мозга [2], при этом ведущими нарушениями в клинической картине являются задержка и патология в развитии двигательных функций. Трудности произвольного захвата, удержания предметов, выполнения различных манипуляций свидетельствуют о нарушении моторной сферы. Наличие гипертонуса мышц, как правило, сочетается с эмоциональной нестабильностью у детей, гипотонуса — с замедленной переключаемостью нервных процессов, что проявляется астенией, быстрой утомляемостью, пониженной мотивацией к разным видам деятельности.

Для детей с ДЦП характерен ряд особенностей в развитии, относящихся не только к двигательной сфере. Так, нарушение моторных функций сопровождается нарушениями в формировании сенсорных процессов, зрительно-моторной координации, ориентировке в пространстве. Нередко у детей наблюдаются пространственные и оптико-пространственные нарушения, которые выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами; нарушением целостного образа предметов; искаженном выполнении копирования изображений, неверном восприятии местоположения и удаленности предметов в пространстве; затруднением дифференциации правой и левой рук; недоразвитием представлений о схеме собственного тела. Так, дети испытывают трудности в ориентировке на плоскости листа бумаги: затрудняются при определении его сторон; при рисовании рисунок может быть смещен относительно центра, изображение расположено с одной стороны. У детей часто отмечается оптико-пространственная дисграфия — при письме наблюдаются искажения в написании букв. Кроме того, при письме, рисовании наблюдаются элементы зеркальности.

Однако часто патология двигательных функций сочетается со зрительными нарушениями, такими как косоглазие, отсутствие бинокулярного зрения, сужение поля зрения. У детей отмечаются недостатки глазодвигательных функций, характеризующиеся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, затрудняющие зрительное восприятие и влияющие на формирование представлений о предметах и окружающем мире. Суженность поля зрения затрудняет целостность, динамичность восприятия, отражается на правильности оценки пространственных отношений, пространственной ориентировки. Из-за нарушения зрительной функции возникает трудность перцепции изображений, ограниченность в восприятии внешнего мира, фрагментарность. Узнавание предметов воспринимается замедлено.

Такого рода патологические состояния в дошкольном возрасте могут привести к нарушениям познавательной сферы, бедности словарного запаса, недоразвитию речи. В дальнейшем при обучении в школе дети могут испытывать трудности при обучении таким предметам, как русский язык, география, черчение, геометрия. Наличие подобного рода проблем у младших школьников ведет к снижению успеваемости, зачастую приводя к негативным эмоциональным состояниям, затруднению адаптации.

Одним из важных направлений в коррекционной работе с детьми является формирование пространственных представлений, представлений о пространственных соотношениях. Для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению сюжетных картинок, например из кубиков с частями изображения или разрезных карточек с иллюстрациями; построению геометрических форм и изображений с помощью различных предметов, например палочек. Для нормализации оптико-пространственного гнозиса необходимо сформировать как навыки оптико-пространственной ориентировки плоского конструирования, так и объемного. Следует обращать внимание, что при нарушении зрительных функций, материал, которым пользуется ребенок (наглядные пособия, картинки), должны быть достаточно контрастными с фоном, на котором они изображены. Во время проведения занятий должно быть обязательное словесное сопровождение всех двигательных умений и навыков. Важно, чтобы у ребенка возникало ощущение позы и формировалась схема движения.

Характерной особенностью при ДЦП является несогласованность действия руки и глаза. Для формирования точности, координации движений и развития моторики рук можно использовать следующие упражнения: «Письмо» рукой в воздухе со зрительным контролем, написание дорожек (прямых, волнообразных, зигзагообразных линий) указательным пальцем в разных направлениях с помощью пальчиковых красок или цветными мелками, мокрым пальцем на грифельной доске. При рисовании пальчиковыми красками игру можно построить таким образом, чтобы все пальчики окунались в краску разными цветами. Можно, взяв руки ребенка, совместно провести плавные линии обеими руками в одну сторону, в разные направления. Также следует включать в работу обе руки, например, рисовать в воздухе одновременно двумя руками; собирать из скрепок цепочку, нанизывая одну на другую и чередуя по цвету или величине, разгибать их; прикреплять прищепки к разным предметам; наматывать нитки на разные предметы; завязывать на лентах бантики, разные узелки, развязывать их; скручивать ленточки в рулончики; изображать узоры нитями, шнурочками разного цвета, фактуры на бархатной или фланелевой основе; застегивать и расстегивать пуговицы, молнии; выполнять шнуровку, действия с предметами на липучке; подбирать пластмассовую гайку к винтику по размеру. Также можно рекомендовать упражнения с пластилином, соленым тестом («Чудеса из теста»). Так, разминая, вылепливая пальчиками обеих рук разнообразные фигурки из соленого теста, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев кисти.

Формирование пространственных функций необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад. Так, рекомендуется на листе бумаги, изобразив линии или клеточки, показать стрелками направления движения глаз. Начинать работу следует с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. Для развития глазодвигательных функций можно проводить такие упражнения, как написание букв или слов открытыми глазами, прослеживание глазами за предметом вверх, вниз, по диагонали. Рекомендуется чередовать такого рода упражнения с анимацией на компьютере — прослеживание глазами за движущимися предметами на экране [3].

Исходя из собственного опыта работы, следует обратить внимание на следующие аспекты по организации работы с детьми с ДЦП.

Поскольку поражения при ДЦП затрагивают разные группы мышц, то спектр двигательной патологии рук широк и проявляется гиперкинезами, паретическими состояниями мышц кисти, пальцев, атетозами. Поэтому в коррекционную работу должны включаться упражнения, направленные на разработку и восстановление нарушенных функций разных групп мышц обеих рук.

Также следует обращать внимание на вовлеченность обеих рук в выполнение движений. Выстраивая коррекционную работу, необходимо включать такие упражнения, в которых выполнение действий совершалось бы обеими руками. Как правило, одна из рук более ограничена в движении и совершении каких-либо манипуляций, поэтому чаще ребенок использует более здоровую руку, поскольку другой выполнение заданий затруднительно, неудобно. Нужно использовать в коррекционной работе такие игровые упражнения, при выполнении которых необходимо обязательное участие обеих рук — одна выполняет ведущую роль, другая — вспомогательную. В тоже время у ребенка формируется волевая позиция на достижение успеха, результата действия. Специалисты говорят о взаимосвязи руки и речи. Развитие пальцевой моторикой оказывает стимулирующее влияние на речевое, интеллектуальное развитие ребенка и систематические упражнения, игры с пальчиками улучшают умственные способности [3].

Можно рекомендовать занятия по нанизыванию бус на нитку, бисероплетение. Так, во время выполнения движений одна рука держит проволочку, другая захватывает и нанизывает на нее бусинки. Бисер и бусинки должны быть достаточно большими по размеру для удобного захвата пальцами рук. Занятия бисероплетением способствуют формированию у детей пространственных отношений, развитию мелкой моторики рук, развитию математических навыков счета. Можно отметить, что дети, которые систематически занимались в дошкольном возрасте бисероплетением, в школе не испытывали трудностей при счете и были более успешными на занятиях по математике по сравнению с другими учениками. При плетении косичек можно использовать цветные шнурки, ленты разнообразные по длине, ширине, фактуре, а также светящиеся оптические волокна. Пучки светящихся волокон интересно и удобно удерживать в руках, концентрируя внимание на цветовой гамме. Еще одно упражнение такого направления — «Ножницы потерялись». Оно заключается в отрывании кончиками пальцев кусочков от листа бумаги по контуру изображения. При этом одной рукой ребенок держит лист бумаги с изображением, а другой — выполняет выше указанное действие. Формат изображения на бумаге должен быть средним, чтобы было удобно держать в руках, само изображение лучше делать цветным и не на очень плотной бумаге. Самый простой вариант — силуэты разных форм предметов, например, яблока, лимона, груши, более сложный — домика, елочки, машинки, велосипеда и т. д. Вызывает у детей интерес групповая форма работы, когда у каждого ребенка своя картинка, которая составляет один элемент или общий сюжет изображения. Например, дети составляют сюжет из сказок («Репка», «Волк и козлята», «Колобок», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Двенадцать месяцев» и др.) в виде аппликаций. Далее они могут проиграть сказку, исполняя роли героев. А также при составлении целостного изображения из отдельных его элементов, каждый ребенок свой фрагмент общей картинки может изображать с помощью мимики, движений или звуков.

Для формирования пространственной ориентировки можно использовать графический диктант и применять следующую последовательность, состоящую из несколько этапов. После формирования ориентировки на листе бумаги, следует первоначально научить ребенка ставить точки в уголочке клеточки, затем соединять их линиями. Далее следует отработать навык проведения линий в клеточках по периметру в разных направлениях, проговаривая направления движений (вправо, влево вверх, вниз). Следующий шаг — проведение линий от одного угла клеточки к противоположному (наискосок) — сверху вниз и снизу вверх. При этом линии ребенок должен проводить с отрывом руки, без эмоционального напряжения. После этого отрабатываются навыки проведения линий в разных направлениях с использованием нескольких клеток. Чаще дети путают направления право-лево, поэтому при возникновении затруднений можно пользоваться условными обозначениями. Перед началом графического диктанта, детям предлагается, используя простой вариант задания, вести пальчиком от начала изображения вдоль по контуру. Затем приступаем к написанию графического диктанта под диктовку без образца (называя направления и количество клеточек). Начинаем с простых заданий, переходя к более сложным. После их выполнения дети по загадкам отгадывают изображения и дорисовывают недостающие элементы, раскрашивают, составляют небольшой рассказ. Затем приступают к самостоятельному выполнению задания по образцу без условных обозначений, с условным обозначением количества клеточек и направлений с помощью стрелочек, но без самого изображения предмета. В дальнейшем включаем задания с изображением клеточек наискосок, сначала под диктовку, затем самостоятельно. Далее переходим к самостоятельному выполнению детьми более сложных изображений. Рекомендуется первоначально использовать тетради с крупной клеткой, шаблон можно создать на компьютере.

При групповой форме работы коррекционную работу лучше проводить, используя уровневую модель с учетом особенностей и сложности нарушений, поскольку в группе создается атмосфера соревнования, что стимулирует ребенка на освоение новых навыков, достижение положительных результатов, требующих волевых усилий. Однако некоторые дети не удерживают необходимую концентрацию внимания, отвлекаются при групповой форме работы, поэтому с ними рациональнее проводить занятия индивидуально.

Литература:

  1. Ефимов О. И. Школьные проблемы: для умных родителей, педагогов и врачей СПб.: Диля, 2004. — 285 с.

  2. Левченкова В. Д. Морфологическая основа восстановительного лечения последствий перинатального повреждения центральной нервной системы и детского церебрального паралича //Коррекционная педагогика. № 3(27), 2008. С. 22–23.

  3. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. — 288 с.


moluch.ru

Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в нашей стране

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Необходимо раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо-речевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте - эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте - предметная деятельность; в дошкольном возрасте - игровая деятельность.

Для того, чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка в условиях патологии, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого необходимо активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу «гиперопеки» приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:

- Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция “комплекса оживления”, стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).

- Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата - спастического нареза, гиперкинезов, атаксии, тонические нарушения управления типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции.

- Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности, (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).

- Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни - до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов ( после 3-х месяцев).

- Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

- Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).

- Формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции - неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

- Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

- Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания.

- Формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации - мимики, жеста и интонации).

- Развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова).

- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия).

- Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

- Развитие игровой деятельности.

- Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи.

- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

- Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

- Формирование математических представлений.

- Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

- Подготовка к школе.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений, коррекция высших корковых функций, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация.

 

В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежит раннее выявление среди новорожденных еще в родильном доме или детской поликлинике всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психо-неврологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психо-неврологических больницах) или санатории. Дети, у которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также у которых родители по каким-либо причинам не могут обеспечить лечение и воспитание больных детей в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав), а затем в интернаты (Минсоцзащиты).

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания и связанных с ним особенностей детей с двигательной патологией. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель достигается при решении следующих задач:

1. Дифференциальная диагностика.

2. Развитие двигательных, психических, речевых функций, профилактика и коррекция их нарушений.

3. Подготовка к обучению к школе.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.

Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется медико-педагогическими комиссиями (МПУК). В эти учреждения поступают дети от 3-4 до 7-9 лет. Несколько недель после поступления в детский сад отводится на специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование детей. Комплексное обследование проверяет и уточняет уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляет основные трудности в овладении ими, определяет коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению является выраженная умственная отсталость. При выводе из дошкольного учреждения по достижению школьного возраста дети, которые не готовы к обучению в школе, могут быть оставлены до 8-9 лет.

В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией - необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу и контролирует правильность их выполнения. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляют дефектологи. Воспитатели формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

- Изобразительная деятельность и конструирование.

- Развитие предметной и игровой деятельности.

- Развитие речи и ознакомление с окружающим.

- Трудовое воспитание.

- Формирование элементарных математических представлений.

Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляют логопеды. Методисты ЛФК проводят специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечают за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психологи корригируют нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопеды, и воспитатели, и методисты ЛФК.

Несмотря на то, что контингент детей с двигательными нарушениями крайне неоднороден, подготовка детей к обучению в школе и к дальнейшей жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы дефектологов, логопедов, методистов ЛФК, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.

У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность, и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности. Некоторые лечебные мероприятия (медикаментозные препараты, процедуры), проводимые в детском саду, оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий. Весь лечебно-педагогический процесс в специальном ДОУ строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проживающие в крупных городах 60-70% детей с церебральным параличом обучаются в таких школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с легкой степенью умственной отсталости. В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшему обучению в школе по массовой, адаптированной удлиненной на два года или вспомогательной программе.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания, чтобы постепенно вырабатывать у ребенка объективное отношение к своим возможностям. Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишены в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что часто значительно снижает качество усвоения знаний, лишает их возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях. Профориентация детей с церебральными параличами проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психо-физическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские - швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки могут продолжать профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты. Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов необходимо строго следовать рекомендациям МСЭК (медико-социальные экспертные комиссии). При сохранном интеллекте подростки могут овладеть профессиями программистов, экономистов, бухгалтеров, библиотекарей, переводчиков и др. Люди с низким интеллектом занимаются клейкой коробок, штамповкой почтовых конвертов.

 




infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о