Детям о лесе в детском саду – ?. , – .

Содержание

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Лес в жизни человека"

Конспект проведения  занятия

по экологическому воспитанию

детей подготовительной группы

«Лес в жизни человека»

 

 

Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Задачи:

 

Образовательные задачи:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

 

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

 

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

 

Словарная работа:березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.

 

Предварительная работа:беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

Воспитатель:Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю:

Загадка
Я люблю гулять по лесу
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я — …
Дети: Лесник.

Воспитатель:Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего — от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях.  До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель:Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на  прогулку в лес.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

- Без чего  не возможно представит лес? (без деревьев)

- а какие деревья вы знаете мы сейчас проверим

1. от дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна.( береза)

- а если лист с березы, то он какой? …(березовый)

- если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

- что весной собирают с деревьев березы?... (березовый сок)

- он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

 

 

 

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет..(липа)

- какие листья …..(липовые)

-а какие дары нам приносит липа?.......(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

3. дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….( рябина)

- какие листья?.....(рябиновые)

4. у дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…( клен)

- какие же листья у клена?...( кленовые)

5. если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?..(дуб)

- какой лист у дуба?... дубовый

-- как называется лес, где растут одни дубы?...(дубрава)

- назовите дары дуба? Кому они нужны?

- а как называются деревья о которых мы говорили?... лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?...(осина, тополь, кедр, ольха..)

- если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?... (лиственный)

6. это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)

- если в лесу растут одни сосны?.... (сосновый бор)

Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.

7. что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год…( елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

- если в лесу растут одни ели?……….(ельник)

- что же у ели и сосны

 Вместо листьев?.........хвоя

8. есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

-если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?...........(хвойный)

- что же приготавливают из этих деревьев?.........

-таблетки, настои.

- Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?....(смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

- как мы его используем?...

- Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

- правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают  на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

 

- Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?...(грибами, ягодами, орехами)

- какие лесные ягоды вы знаете?....(земляника, черника, брусника, малина, костяника)

- Какие грибы можно найти в лесу?...( белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

- грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

- послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

                                       Украшая темный бор

                                        Вырос пестрый, как Петрушка,

                                        Ядовитый…….мухомор

- можно ли уничтожать мухоморы?

- правильно, нельзя,  мухоморы- лекарство для лосей.

 

 

 

Игра « 4-й лишний»

Воспитатель: рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Малина, черника, земляника, крыжовник

Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор

-  а из чего можно приготовить вкусный лесной чай?..( душица, зверобой, иван-чай, земляника..)

- все эти растения какие?... лекарственные

- почему их так называют?.....

- потому что они применяются  при лечении разных заболеваний.

Физкультминутка

                                                       Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

 

 

- Ребята, лесовик Спиридон, в своем письме написал нам рассказ, давайте послушаем..Лесовик: Гулял как-то я по лесу и сочинил рассказ. 
 «Однажды я пошел в лес и вижу: листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сиди на дупле. Дятел стучит к дереву. Гусеница ползет под веточкой. Заяц убегает к лисе. Цветы растут над деревом.» 

 

- Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?.....

(давайте вспомним правила поведения в лесу)…….

 

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

 

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

 

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

 

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

 

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

 

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

 

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
 

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

д/и « можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет0

можно(нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор,

 

 

 

 

 

 

- О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим

 

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

 

       1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

 

      2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

 

      3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

 

      4. Рощи да леса – всему свету краса.

 

      5. По лесу ходи – под ноги гляди.

 

      6. Лес и вода – брат и сестра.

 

      7. Растения – Земли украшения.

 

      8. Лес не школа, а всех учит.

 

      9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

 

      10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

 

      11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

 

      12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

 

      13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

 

Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.

 

Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу.  Мы много с вами узнали о пользе леса:  дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи.  В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!

nsportal.ru

Занятие о лесе с детьми старшей группы (5—6 лет)

Задачи занятия с детьми: формировать представления детей о лесе как о сообществе растений, о многоярусности леса, о разнообразии видов леса; уточнить представления детей о строении деревьев, развивать умение сравнивать и узнавать деревья по внешнему виду, определять их возраст; продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений, воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу.

Материал: слайды с пейзажами леса; аудиозапись звуков леса; корзинки с древесной корой, еловыми и сосновыми шишками, спилами разных пород деревьев; указатели «березняк», «ельник», «дубрава», «сосновый бор», «смешанный лес».

Ход занятия о лесе

Организационная часть.

Воспитатель показывает слайды о лесе.

Воспитатель (В.). Ребята, как вы думаете, куда ведёт эта тропинка? (В лес.) Вы хотите прогуляться по ней и узнать много чудес? (Ответы детей.) Прежде чем попасть в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу. (Ветки не ломать, деревья не качать; ни травинки, ни цветка зря не рвать; не шуметь, не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.)

Основная часть.

В. Вот мы и оказались в лесу (слайды с видами смешанного леса). Давайте поздороваемся с лесом! Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои и листвы, тишину, пение птиц, жужжание насекомых…)

Они вас видят, притаились и наблюдают, как же вы будете себя вести в их лесу? Нет, уважаемый Лес, мы пришли к тебе, как друзья! Ребята, как ведут себя в лесу его настоящие друзья? (Не кричат, не пугают животных, птиц, насекомых; не рвут цветы, не ломают ветки растений и т.д.).

Как называется такой лес? (Это смешанный лес). Почему он так называется? В нём растут разные деревья – назовите их.

Какие из деревьев растут в хвойном лесу? А этот лес можно назвать хвойным? Почему нет? В нём есть ещё и лиственные деревья, т.е. все деревья перемешались. Поэтому он называется смешанным.

Какие ещё растения есть в этом лесу? (Кусты, цветы и травы.) Давайте ещё раз прислушаемся к звукам леса.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

В. Ребята, посмотрите, кто-то оставил корзинку. Что в ней? Не грибы и не ягоды… Что это? (Это кора разных деревьев.) Кто мог её нам принести? (Это, наверное, лесник собрал кору с поврежденных деревьев.)

Как вы думаете, для чего дереву нужна кора? (Защищает от пересыхания на солнце, от холода зимой.) У каждого дерева своя кора. Посмотрите, от каких деревьев кора в этой корзине? (Береста от берёзы: её легко узнать по белому цвету. У сосны кора красноватая. Кора дуба очень тёмная и твёрдая. У осины кора светло-серая…)

Почему кора изменяется в толщине? (С каждым годом нарастает новый слой. Чем старше дерево, тем толще кора, а на молодых деревцах это просто кожица.) Для чего леснику надо знать возраст дерева? (Лесник старается сберечь каждое дерево. Старые деревья охраняются заповедниками. А больные спиливают.)

Как узнать, дерево больное или нет? (Листья вянут, засыхают, кора трескается, течёт по стволу сок, под корой много насекомых.)

Кто может помочь больному дереву? (Птицы, муравьи. Дятел. Эту птицу называют санитаром леса. Он уничтожает вредных для дерева насекомых, достаёт их из-под коры. Лесник замазывает трещины в коре, подвязывает надломленные ветки.)

Посмотрите, куда привела нас тропинка? Стало светло и радостно в лесу (слайд берёзовой рощи) В каком лесу мы сейчас? (Это березняк.) Кругом бегают солнечные зайчики… Послушайте, как поют в таком веселом лесу птицы. (Звучит аудиозапись с пением птиц.)

Какие ещё растения растут в березняке? (Травы, цветы – назовите их.)

О берёзах и берёзовых рощах написано много стихотворений, картин. Кто из вас помнит стихотворение или загадку о берёзке? (Ответы детей.)

Обратите внимание на этот указатель: что он обозначает? Дальше тропинка приведёт нас в лес, где растут только одни ели. В каком мы лесу? (Это ельник.) Почему в нём так темно и сыро? (Мало солнечного света проникает через большие еловые ветки.)

Ребята, много ли растений мы найдём в таком лесу? Нет, т.к. большинство растений любит солнечный свет. Но есть растения, которые любят влагу и прячутся под ёлочками. Это мох, грибы, папоротник.

Воспитатель показывает несколько еловых шишек.

В. Что это? Кто их сложил под деревом? (Белочка. Она очень любит еловые семена – это для неё лакомство). Наверное мы спугнули белочку, она не успела собрать все шишки. Ребята, посмотрите, здесь две корзины и шишки в них не одинаковые! Какие это шишки? (Еловые и сосновые.)

Физкультминутка «Соберём шишки»

Помогите белочке собрать эти шишки в корзины. Ищите везде, собирайте всё-всё. Белочка и бельчата будут рады.

Откуда здесь могли оказаться сосновые шишки? (Белка их собирала в другом месте.) Пройдём по тропинке дальше. В каком лесу мы теперь? (Слайд соснового бора.) Какие деревья здесь растут? (Сосны). Как называется такой лес? (Сосновый лес, сосновый бор.) Какой запах в этом лесу? (Запах чистоты, смолы, мха.) Как вам дышится в таком лесу? (Легко и здорово.) Считается, что этот воздух лечебный.

Что вы ощущаете под ногами? (Мягкий мох, много иголок.) Что такое мох? Какой он? Почему мох любит расти в лесу? (Мох растёт в тени деревьев, прячется от солнца.) Для чего он в лесу? Кто любит есть мох? (Олени, лоси, косули.) В сосновом бору светло и сухо.

Дети находят спилы деревьев.

В. Что это? (Это части ствола деревьев – спилы.) Что мы можем рассказать о дереве по его спилу? (По количеству колец можно узнать его возраст.) Можем ли мы узнать, в каких условиях росло это дерево? (Если кольца широкие и ровные, то дерево росло на просторе. А если кольца узкие или неравномерные, значит, это дерево росло в тени.)

Воспитатель предлагает детям придумать интересную историю о дереве.

В. Ребята, какие деревья растут в дубраве? (Дубы). Рассмотрите слайд дубравы и расскажите о ней: много ли там света? Что ещё в ней растёт? Кто любит жить в дубравах?

Ребята, любой лес похож на большой многоэтажный дом, в котором обитает много разных жильцов. Они все нужны друг другу. Как вы это понимаете? (Вместе живут и растения, и звери, и насекомые, и птицы.) Рассмотрите карточку «Этажи леса». Почему так говорят? (Лес похож на многоэтажный дом, в котором живут разные жильцы.) Кто же главный в этом доме? (Главные – все. Растения дают кров и питание насекомым, птицам, зверям.) А животные помогают растениям? (Многие представители животного мира помогают растениям переносить семена, лечат их.) Рассмотрите модель «Цепочка леса» и расскажите, кто чем питается, кто кому помогает выжить. Назовите, кто на кого охотится? Кто от кого прячется и убегает? (Ответы детей.)

Какие опасности могут подстерегать лес? Кто (что) может навредить лесу? (Пожар, насекомые-вредители, браконьеры-охотники и браконьеры-лесорубы.)

Для чего люди рубят лес? (Людям нужны дрова для отопления своего дома, брёвна для строительства домов, лодок. Для строительства кораблей раньше использовали самые красивые высокие и стройные сосны. Они так и назывались – корабельные. Сейчас корабли делают из металла, а дома чаще строят из кирпича и бетона.)

Что сегодня люди умеют делать из дерева? (Мебель, бумагу, игрушки, поделки и др.) Чем ещё важен лес для человека? (Очищает воздух, много даров – грибов, ягод…)

Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.)

Заключительная часть.

В. Как бы ни было хорошо на лесной тропинке, нам надо возвращаться. Что вам запомнилось из этой прогулки? Что понравилось? (Ответы детей.)

Рассмотрите слайд-плакат «Берегите лес!». О чём предупреждает или просит этот плакат? Почему? Где можно увидеть такой плакат?

Самостоятельно придумайте и нарисуйте плакаты в защиту леса.

Л. Ладутько

vscolu.ru

План-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме: конспект беседы о лесе

Конспект беседы о лесе.

(старшая группа)

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесе. Говорят, что лес – это зеленая кладовая чистого воздуха, свежей воды, древесины, ягод, грибов, полезных растений. Мы, люди, пользуемся этой кладовой и , значит, должны быть защитниками и настоящими друзьями леса. Послушайте пословицу: « Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню». Как вы понимаете сказанное в этой пословице?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, нельзя зря топтать лесные полянки, нужно стараться передвигаться по тропинкам. Это очень важное правило поведения в лесу, и его надо обязательно выполнять! А какие еще правила поведения в лесу знаете и выполняете вы?

(примерные ответы детей: «Не сори в лесу!», «Не ломай деревья», «Не шуми», «Не разоряй гнезд, муравейников», «Не разжигай огонь в лесу»).

Воспитатель: А теперь мы с вами мысленно перенесемся в лес и проверим, хорошо ли вы знаете деревья леса? Послушайте, о каком дереве эта загадка:

Стоит столб до небес, на нём шатер-навес.

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый. (Сосна).

- А вот загадка о другом лесном дереве:

Стоят дома высотные, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими. ( Ели).

- А это что за дерево?

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной, а на кончике ветвей

Много-много желудей. (Дуб)

- Слушайте следующую загадку:

Весной растёт, летом цветет.

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то – медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

Воспитатель: Много различных пород деревьев в нашем лесу, но это деревце любит и знает каждый русский человек:

По всем странам славится стройная красавица.

Белые одежки, золото-сережки, с расплетённою косой умывается росой.

                                                Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.

Что это за деревце? (Березка).

Любит наш народ зеленую красавицу, и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит. Расскажите об этом. (Рассказы детей).

Воспитатель: А сейчас послушайте рассказ Н. Сладкова «Березовый сок», (читает начало рассказа), здесь я прервусь и послушаю, как бы вы поступили на месте автора?

(ответы детей).

Вывод: брать самому нельзя. Это делается очень осторожно, брать сок нужно понемногу, умело, затем помочь дереву залечить рану. Поэтому без помощи взрослых здесь не обойтись.

( хоровод «Во поле береза стояла)

Воспитатель: О лесе говорят, что это легкие нашей планеты. И правда, не было бы на земле деревьев, не было бы и чистого, свежего воздуха так необходимого для жизни человека, животных, птиц – всего живого на земле, а значит, не было бы и жизни на планете. Лес дарит жизнь лекарственным растениям, насекомым, птицам, животным.

Вот и к нам сегодня прибыли лесные обитатели, чтобы рассказать, как им живется в лесу.

(дети надевают шапочки зверей, рассказывают о жизни в лесу ежа, зайца, дятла, синички).

Воспитатель: Спасибо вам за интересные рассказы о вашем родном доме – лесе. Но и нам с ребятами есть, что рассказать о лесе. Мы знаем пословицы и поговорки о нем.

(дети рассказывают пословицы, поговорки о лесе)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас ан выставку работ из природного материала. Нашим экскурсоводом будет  Полина.

(экскурсия по выставке)

Воспитатель: Да, ребята, лес – бесценная сокровищница нашей  Родины. Давайте еще раз расскажем, что же дает нам лес.

(дети называют примерный перечень: древесина для производства бумаги, топливо, чистый воздух, прохлада, убежище и столовая для птиц, животных, насекомых; грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения т.д.)

Воспитатель: С.Я. Маршак написал очень хорошее стихотворение, которое называется «Праздник леса». Давайте закончим нашу беседу этим стихотворением.

Приложение .

Примерное содержание рассказов детей и животных леса:

Еж: Я-еж. Мое тело покрыто острыми, серыми иголками. А брюшко и мордочка шерстью. На пальцах – коготки. Живу я в лесу. Питаюсь червями, улитками, гусеницами, уничтожаю грызунов, а осенью впадаю в спячку. Тепло мне под снегом в логове. Никто не найдет и не разбудит.

Заяц: Я-заяц. Шубка у меня зимой белая, а летом серая. Это для того, чтобы прятаться от врагов – лисы, волка, совы, рыси. Спасают меня быстрые лапы. Очень люблю я полакомиться корой деревьев. Днем я сплю, ночью кормлюсь. Так и живу в вечном страхе.

Синичка: Я- синичка. Динь-динь-динь. Осенью я не улетаю в теплые края, а остаюсь зимовать в родном лесу со своими подружками – желтопузами синичками. Питаюсь семенами кустарников и деревьев, личинками насекомых. С удовольствием съем и кусочек несоленого сала.

Дятел: Я-  дятел. Оперение у меня пестрое, а шапочка на голове красная. В лесу меня называют доктором. Простукиваю я ствол деревьев и помогаю им избавиться от вредных насекомых. Так и слышится в лесу мое тук-тук.

Белка: Почему грибы на елке, на сучках висят верхом?

                  Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор?

                  Это белкина кладовка, это белкин летний сбор!

                  Вот она по веткам скачет, промелькнула над кустом.

                  Точно бойкий, рыжий мальчик с пышной шерсткой и хвостом.

Примерное содержание рассказа экскурсовода:

Лес – это мастерская для человека с богатой фантазией. Надо только уметь увидеть вокруг себя сучки деревьев, похожие на жирафа или дракона, коряги, из которых можно сделать лешего или змею. Плоды деревьев, с помощью которых можно сотворить композицию. А сколько всевозможных забавных зверюшек и птиц можно сделать из шишек! Есть на выставке поделки, изготовленные руками ребят нашей группы. Все поделки этой выставки сделаны ребятами, воспитателями и родителями нашего детского сада, вот и получился настоящий праздник леса!

nsportal.ru

Игровое занятие «Лес» для детей ясельной группы

Конспект игрового занятия для детей 1-й младшей, ясельной группы детского сада (3-й год жизни), тема: «Лес»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Расширить знания детей о лесе и его обитателях.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Познакомить детей с понятиями «темный» и «светлый».
Продолжать учить детей слушать музыкальное произведение.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине, положении в пространстве.
Учить детей выполнять коллективную работу, не мешая товарищам.
Совершенствовать навыки лепки, нетрадиционного рисования (пальчиками и зубными щетками).
Упражнять в аккуратном наклеивании деталей изображения.
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Картинка-фон с изображением лесной опушки с вписанными в изображение геометрическими фигурами зеленого и коричневого цветов.
Квадраты темно-зеленого и светло-зеленого цветов.
Изображение дерева без листьев на большом листе бумаги, флексика: листья светло- и темно-зеленые.
Картинка-фон с изображением дерева с тенями-геометрическими фигурами, цветные изображения сов в виде этих геометрических фигур.
Картинка с изображением трех деревьев и одного гриба.
Заготовка для рисования «ива», зеленая гуашь, зубные щетки.
Картинка-фон с изображением леса (высокое и низкое дерево, ель, два облака, пенек, озеро, три лилии), силуэтные картинки (птица, 2 гриба, 3 цветка, змея, лягушка, солнце, утка).
Игра «Кто живет в лесу»: картинка-фон «лес», цветные силуэтные картинки зверей.
Игра «Чей хвост?»: картинка с изображением животных без хвостов, цветные силуэтные хвосты этих животных.
Картинка с изображением деревьев с дуплами трех величин, силуэтные картинки белок, листьев и желудей трех соответствующих величин.
Картинка-заготовка с изображением куста, пластилин коричневого цвета.
Лесные орехи. Шишки, корзина, блюдца из кукольной посуды.
Картинка-фон для аппликации, кроны деревьев, вырезанные из цветной бумаги, клей, пальчиковые краски.
Оборудование для динамической паузы: пеньки, искусственная елка, скамейка, «ручеек».
Аудиозаписи: «Утро в лесу» Э. Григ, «В лесу» Железнова, «Шум леса» Ференс Лист.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Едем в лес»

- Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Давайте построим из стульев автобус и отправимся в путь. (Можно использовать «Песенку друзей»).

Слушание музыки Эдварда Грига «Утро в лесу»

Воспроизводится аудиозапись.

Конструирование «На лесной опушке»

- Выложите геометрические фигуры на свои места. Покажите узкую тропинку, широкую тропинку. Какого цвета круг, овал и треугольник? Зеленого цвета. Какого цвета квадрат и прямоугольник? Коричневого цвета.

Знакомим детей с оттенками зеленого цвета

- Перед вами квадраты. Какого они цвета? Зеленого. И этот цвет зеленый и тот цвет зеленый, но они разные. Вот этот зеленый — светлый, а этот зеленый — темный.
Покажите светло-зеленый цвет, темно-зеленый цвет.

Коллективная аппликация «Дерево»

- Сейчас мы наклеим на это дерево листочки светло-зеленые и темно-зеленые.

Дидактическая игра «Совы на дереве»

- Рассадите сов на дереве. Каждую сову посадите на ее тень, подходящую по форме.

Дидактическое упражнение «Что лишнее?»

- Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней лишнее? Лишний гриб, потому что все остальные — деревья.

Рисование зубными щетками «Ива»

- У дерева ивы веточки опущены вниз, нарисуйте зеленые ветки с листьями. Для рисования используйте зубные щетки.

Музыкальное упражнение «В лесу»

Дети ходят по комнате под слова песни «В лесу» Железновой. Затем произносят «ау».

Дидактическая игра «В лесу»

Дети выкладывают мелкие цветные силуэтные изображения на картинку-фон.

- Перед вами картинка, на которой нарисован лес. Давайте дополним эту красивую картинку.
Пусть на самом высоком дереве сидит птица. А под низким деревом вырастет два гриба.
А вокруг пенька расцвели три цветка. На пенек залезла змея. На елке выросли шишки. На небе ярко светит солнце. Возле озера сидит лягушка, а по озеру плывет утка. Сосчитайте, сколько кувшинок расцвело в озере? Сколько облаков на небе?

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

- Давайте разложим на картинке жителей леса и назовем каждого из них.

Дидактическая игра «Белки»

- Помогите каждой белке найти свое дупло. Угостите белку желудем. Подбирайте дупло и желудь по размеру каждой белке. А теперь попробуйте угадать, с какого дерева упали эти листья.

Лепка «Ореховый куст»

- На ореховом кусте поспели орехи. Давайте сделаем их из пластилина. Какого цвета пластилин? Коричневого цвета. Отрывайте кусочки пластилина, скатывайте из них шарики-орехи, прикладывайте к кусту и придавливайте пальчиком.

Динамическая пауза «Прогулка по лесу»

Дети ходят по пенькам, обходят вокруг елки, перепрыгивают через ручеек, проходят по скамейке. (Воспроизводится аудиозапись «Шум леса» Ференса Листа).

Дидактическое упражнение «Чей хвост?»

- Помогите зверям найти свои хвосты.

Изобразительная деятельность «Лес»

- Приложите листву к стволам деревьев. Вот какие деревья в лесу! Наклейте их. А листочки на березке нарисуйте пальчиком.

Игры с шишками

Сосчитай шишки, забрось шишку в корзину, не урони шишку (пронеси на блюдце).

Дегустация лесных орехов

На прощание лес приготовил для нас подарок — лесные орехи. Попробуйте их.

Скачать конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Лес»

vospitatel.com.ua

«Путешествие в лес» для старшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№10 “Березка»

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в лес»

Подготовила: воспитатель первой категории

Ермакова Светлана Ивановна

НОД (познавательное развитие)

Тема: «Путешествие в лес»

Группа: старшая

Продолжительность: 25 минут

Место проведения: групповая комната

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края ХМАО - Югры.

Задачи:

Образовательные: Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять  знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

Развивающие: Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные: Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Речевые: Активизировать слова - березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес,  кедровый лес,  пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.

Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, голоса птиц, шум зимнего леса.

Материал: Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.

Предварительная работа: Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО- Югры, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;

Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Здоровье сберегающие технологии: физминутка, дыхательная гимнастика.

Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.

Планируемый результат: Дети могут классифицировать  деревья,  дети  знают о разном значении леса для животных и человека.

Ход

Вводная часть

Организационный момент:

 Воспитатель:

 - Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…радугу, солнечный лучик и т.п.»)

- Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

- А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей)

- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, кустарников, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)

- А вы знаете пословицы о лесе?

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку.

(Показывает диск.)

- Давайте его посмотрим (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок - лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес!  Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)

Воспитатель: - Ну что , ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?

Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

- Правильно, правила поведения в лесу.

1. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.

2. Нельзя разжигать костер.

3. Нельзя на дереве царапать слова.

4. Нельзя обдирать кору с дерева.

5. Нельзя ломать ветки деревьев,

6.А чтобы молодые деревца березки и елочки не замерзли, хорошо зимовали их нужно засыпать снегом.                              

- Ребята,  а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.

 (На поезде, самолёте, пешком).

- Ребята, у нас много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!

(Дети, под музыку «на лыжах» идут  в лес)

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа сосны стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях нет листочков

И трава  под снегом спит.

 Воспитатель: Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Слушаем голоса птиц. А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)

-Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.

Дыхательное упражнение:

дети вдыхают носом воздух

на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)

- Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».

(дети называют какие деревья знают)

- А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.

- Послушайте как шумит зимний лес.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане».     (Береза)

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Исполин сибирский – ... (Кедр).

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок… осины».  

 

 Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

- Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)

- Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?

(Разные. У  березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)

- Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)

(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

- Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)

( называется – ОСИННИК.)

- Как вы думаете, почему, где растут  березы,  осины и другие  деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)

(деревья,  имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

 Солнышко проснулось,

 И березки к солнцу потянулись.

 (руки вверх, встать на носочки)

 Поздоровались друг с другом,

 Наклонившись в стороны.

 (наклоны в стороны)

 С солнцем поздоровались,

 Радуясь дню новому.

 (руки вверх, помахать ими).

- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС.

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия "Краса леса - деревья"

1.

Организационный момент

  • создание игровой мотивации;
  • сюрпризный момент

Вводная часть. Она составляет 3-4 мин. 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:                (Слайд 1)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.

Дети: лес

Воспитатель: Да, ребята, в лес. Сегодня мы с вами  рассмотрим красоту природы. Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы ни описывалась природа.  Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. (Слайд 2)

Создание игровой мотивации – заинтересовать, мотивировать детей.

Введение детей в тему занятия – формировать представление о лесе

Дети отгадывают загадку

2.

Основная часть

разрешение проблемы с помощью:

  • описания методов и приемов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы;
  • использования здоровьесберегающих технологий;
  • использования коррекционно-развивающих технологий

Беседа

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое природа?

Дети: Природа – это то, что существует независимо от человека

Воспитатель: А что мы не можем назвать природой?

Дети: Мы не можем назвать природой то, что сделано руками человека

Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что природа существует независимо от человека.

Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать.

Скажите, что мы отнесем к живой природе?

Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.

Воспитатель:  Почему вы их отнесли к живой природе?

Дети: Потому что они  рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются,  умирают

Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе.

Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу.

Вы догадались, о чем я говорю?

Дети: Вы говорите о деревьях

Воспитатель:  Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже.

Что относиться к неживой природе?

Дети: камень, песок, земля

Экспериментирование

Воспитатель:  Правильно, неживая природа – это вода, снег, камни, земля.

Посмотрите на ваши столы, на них кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?  

Дети: нет

Воспитатель:  Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше. Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик.

Что стало с водой, она перестала быть водой или нет?  

Дети: нет

Воспитатель:  А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Дети: Они погибнут

Игра «Живое – неживое»  Если объекты живой природы, то дети двигаются, если объекты неживой природы – дети стоят. (Слайд 3)

Воспитатель:  Итак, мы отправляемся в лес. Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами).  (Слайд 4)

• Ломать деревья и ветки.

• Сажать больше деревьев.

• Ходить и топтать на лугах цветы.
• Ходить только по тропинкам.
• Рвать большие букеты цветов.
• Любоваться ими.
• Оставлять мусор в лесу.
• Собрать мусор в яму и закопать.
• Разжигать костры в лесу.

• В лесу шуметь.

Воспитатель:   А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам достаточно только закрыть глазки. (Звучат «Звуки леса»)

Вот мы с вами и в лесу. 

(Слайд  5)
Воспитатель: Ребятки, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым   людям. Давайте с лесом поздороваемся.

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,      

Что нам шепчешь на заре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи,
Ты же видишь, мы свои…

Воспитатель: А  что такое лес?  Как вы его себе представляете?

Дети: где много деревьев

Воспитатель:  Ребята!  Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам   настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними.

Например:  Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство всей планеты Земля.

Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете?

Дети: нам дают его деревья

Воспитатель: Да, ребята, правильно – нам дают  деревья. Зеленое вещество в листьях растений  – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете?

Дети: берёза, дуб, осина, ёлка

Воспитатель: Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно. (Слайд 6)

Белоснежная береза  - Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.  (Слайд 7)

Дуб - Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. (Слайд 8)

Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится  ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые  смолой деревья. (Слайд 9)

Вопросы к детям:  (Слайд 10)

  • Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
  • Какие части растений расположены под землей, над землей?
  • Что нужно для роста растений?
  • Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Воспитатель:  Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.  Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Физкультминутка

А мы  по лесу гуляли,

 И лисичку повстречали.

 Под кустом она сидит –

 Видно, зайку сторожит.

 А мы  по лесу гуляли,

 И зайчонка повстречали.    

 Зайка скачет по дорожке,

 Быстрые у зайки ножки.  

 А мы  по лесу гуляли,                  

 Ёжика мы повстречали      

 По дорожке он идет,

 На спине грибок несет.              

А мы  по лесу гуляли,                

Белочку мы повстречали.

Белка кушает без спешки,  

Зубками грызет орешки.

А мы  по лесу гуляли,  

И медведя повстречали.  

Мишка по лесу шагает,

Ребятишек он пугает.

Мы от страха задрожали,

И от мишки убежали.

Воспитатель:   Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу? (Слайд 12)

  • Чем питаются животные?
  • Как готовится к зиме медведь?
  • Как готовится к зиме белка?
  • Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья – это  самое главное богатство леса.

Воспитатель: А  сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо. (Слайд 13)

  • Кто живет в воздухе?
  • Чем отличаются птицы от животных?
  • Как называют птиц, которые улетают на зиму?
  • Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
  • Почему птицы улетают?
  • Чем питаются птицы?

Воспитатель:  Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель:  Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.

  • Назовите их. (Дети перечисляют)
  • Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован?

Дети: Насекомые

  • Кому нужны насекомые на земле?  

Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.

Воспитатель:  Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей)

 Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.

Задаёт вопрос – развитие мышления у детей

Развитие умений детей  отвечать на вопросы полным предложением

Обобщение знаний детей о живой и неживой природе

Формирование представлений о лесе

Развитие воображения детей, экспериментальных способностей

Развитие наблюдательности у детей

Умение анализировать, делать выводы

Умение детей различать живые и неживые природные объекты

Воспитание бережного отношения к природе, правил поведения в природе

Развитие внимания

Снятие психоэмоционального напряжения

Развитие речи детей

Формирование представлений о лесе, деревьях, растущих в нём

Задаёт вопросы – развитие мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи

Закрепление знаний детей о деревьях

Обобщение, уточнение  знаний детей о деревьях

Расширение знаний  детей о предметах, сделанных из дерева

Развитие двигательной активности детей

Закрепление знаний детей о животных леса

Умение детей устанавливать пищеварительные цепочки

Закрепление знаний детей о птицах

Закрепить знание детей о перелётных и зимующих птицах, о среде обитания

Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, умение обобщать

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети экспериментируют с мелом

Дети переливают воду

Ответы детей

Дети играют в игру

Дети перечисляют правила поведения в лесу

Дети играют в игру

Дети имитируют движения

Дети здороваются с лесом стихотворным текстом

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют физкультминутку

Дети отвечают на вопросы

nsportal.ru

Материал по окружающему миру (старшая группа) на тему: экологическая викторина для старших дошкольников "Путешествие в лес"

 Экологическая викторина для старших дошкольников                              «Прогулка в лес»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

                                                     

Цель: формировать навыки экологической культуры воспитанников

Задачи:  

«Познавательное развитие» - расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение  к ним.

«Социально – коммуникативное развитие» - формировать основы экологического сознания; развитие личностных и интеллектуальных качеств; формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

«Физическое развитие» -  воспитание физических и личностных качеств.

«Речевое развитие» - развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопроса и загадок, давать полный, содержательный ответ на них.

Предварительная работа: беседы о лесе и его обитателях; заучивание пословиц, загадок, стихотворений; чтение художественной литературы; беседы о правилах поведения в лесу; рассматривание иллюстраций о природе; знакомство с Красной книгой.

Ход  викторины

Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое    жюри: я предлагаю выбрать  Старичка-лесовичка.  За каждый правильный ответ  он  будут давать  карточку с изображением  ягодку  (показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.

 

                                         В лесу

Краснеют на солнце

Сосен стволы,

Разносится всюду запах смолы;

А ландышей белых

Кисти висят;

Как тонок и нежен их аромат.

По лесу иду я,

Песню пою,

И слушают сосны песню мою.

Сквозь ветви густые

Солнце глядит,

Зяблик в ответ мне

Песней звенит…

         И.Белоусов

Ведущая: Ребята, но прежде чем отравиться в путешествие давайте с вами вспомним правила поведения в лесу.(Воспитатель показывает знаки с изображением одного из правил поведения в лесу, а дети озвучивают , что оно означает).

                       Дидактическая игра «Что означает знак»

«Нельзя жечь костры»

«Нельзя уносить детёнышей диких зверей домой»

«Нельзя рвать полевые цветы»

«Нельзя оставлять после себя мусор»

«Нельзя разрушать муравьиные дома»

«Нельзя разорять гнёзда птиц»

«Нельзя шуметь в лесу»

Ведущая: Теперь мы смело можем отправляться в путешествие по лесу и первая наша остановка «Грибы – ягоды»

            1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»

 Ведущая: Ребята, сегодня мы  пойдем в волшебный лес и будем собирать не грибы и ягоды, а загадки  о растениях и обитателях леса. Какие же загадки  «растут»  в нашем лесу:


 На пеньке сидят братишки

Все в веснушках, как мальчишки

Эти дружные ребята

Называются…(опята)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису

Рыжеватые сестрички

Называются…(лисички)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой    (подосиновик)

В роще у березки

Повстречались тезки!             (подберезовики)

Растут на опушке

Рыжые  подружки

Их зовут…(волнушки)

Белая панамка,

Бледная …(поганка)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный   (мухомор)

                                                

                                                                    

 

Вопросы викторины:

— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? ( Съедобные и ядовитые).

—  Что значит – ядовитые?  Назовите их. (Ответы детей)

—  Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)

— Что значит – съедобные?  Назовите их. (Ответы детей)

 

Ведущая:  Вкуснее грибов могут быть только полезные и сладкие лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:

И красна, и кисла

На болоте росла  (клюква)

Много темно – синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка

Эти бусины -…(черника)

Ягоду сорвать легко –

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка –

Там созрела…(земляника)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте чай с…( малиной)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её пойди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,-

Вот и назван…(ежевика)

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка?   (калина)

 Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.

 

   2  остановка в нашем путешествии -  «Деревья – наши друзья»

Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

—  Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

—  Как надо относиться к лесным обитателям?

—  Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

—  Какую пользу приносит лес людям?

 

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.   (береза)

Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат…

Нет, не все еще – у этих

Листья тихо шелестят.   (осины)

Что же это за девица

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год.  (ель)

Весной зелена,

Летом загорела.

Осенью надела

Красные кораллы.  (рябина)

Желто-красная одежда,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он

Догадались? Это…(клён)

Он качает пышной кроной,

Шелестит листвой зелёной.

Погляди среди ветвей,

Сколько спеет желудей.  (дуб)

 Ведущая: А теперь, ребята,  я предлагаю вам поиграть .

                           Физкультминутка  «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Вот выходим мы на луг

(Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивание – рук в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр

И направо и налево

(Наклонится и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой рукой левой ступни)

К небу ручки потянули

Позвоночник растянули

(Потягивание – рук вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели

(Дети садятся)

Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете названия деревьев нашего леса. Количество «ягод» в ваших корзинах увеличилось. Отправляемся дальше в путешествие по нашему волшебному лесу.

 

                               3 остановка -  « В гостях у птиц »

Ведущая:    Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

        Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще   всего мы слышим их пение. Давайте, ребята, послушаем как они поют(прослушивание записи пения птиц).                

Вопросы викторины:

 —  Какие бывают птицы?  ( Перелётные и зимующие).

 —  Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

 —  Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

 —  А как вы, ребята, можете помочь птицам  зимой? (ответы детей)

По лесу летает трещотка,

Хвост длинный, сама белобока.

Шустра и вертлява красотка

Такая вот птица…(сорока)

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался в ширь –

До чего красив…(снегирь)

Желтенькое брюшко –

Воробья подружка.   (синица)

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами.  (сова)

Длины у птицы шея, ноги,

Лягушки от неё в тревоги.  (цапля)

Спереди шильце, сзади – вильце,

Сверху чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.   (ласточка)

 

Ведущая:   А  сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули,   давайте поиграем в игру «Лягушки и цапли»

Подвижная игра «Лягушки и цапли»

Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнезда цапли. Лягушки прыгают,  резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивая верёвку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли – они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и никого цапля не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2-3 игр выбирается новая цапля.  

Ведущая: Ребята, вы - молодцы, за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.

                                        4  остановка -  « Звериное царство »

Ведущая:  Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

 

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а всех боится. (заяц)

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?   (медведь)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - её краса.

Этот зверь лесной…(лиса)

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажет это- …(волк)

Бережлива и игрива.

Егоза. Ловка на диво.

Классно может вскачь бежать

И орехи разгрызать…(белка)

На спине его иголки,

Удивительно как колки,

Их руками не возьмёшь, Потому что это…(ёж)

Стройный, быстрый, рога ветвисты

Пасётся весь день, кто это?...(олень)

Вопросы викторины:

— Как заяц готовится к зиме?

—  Где живёт белка?

— У какого дикого животного есть рога и копыта?

—  Что такое «Красная книга»?

 

Ведущая:  Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Хитрая лиса».

                                        Подвижная игра «Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лису хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затем громче «Хитрая лиса , где ты?» . При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие  3 раза хором спросят и лиса скажет «Я здесь!». Если лиса выдаст себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Ведущая:  Но вот, ребята,  и подошло к концу наше путешествие. Кого же  вы сегодня  встретили  в нашем путешествии. (ответы детей)

Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям?   (ответы  детей)

                                               Чтобы сосны, липы, ели
                                               Не болели,
                                               Зеленели,
                                               Чтобы новые леса
                                               Поднимались в небеса,
                                               Их под звон
                                               И голос птичий
                                               Охраняет — кто?..

Дети:  Лесничий.

Ведущая:  Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.

                   В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

 

Подведение итогов

Ведущая:   Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе, и теперь настало время подвести итоги.  Старичок- лесовичок  готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ягод-очков).

Ведущая:   Давайте положим все «ягодки»  в коробочку, закроем её и я произнесу  волшебные слова, которые мне сказал  Старичок-лесовичок,  а вы слушайте внимательно:

                                      Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

                                      Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

                                      Машеньку – орешком,  Петю – сыроежкой.

                                      Что же это, ребята,  за богатырь?  (ЛЕС)

          После  волшебных слов открываем коробочку  и смотрим,  какой же подарок – сюрприз  для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.

(открываем  коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).

 Ведущая:   Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

                                   

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобится он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ёжика –

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята , природу охранять!

О ней ни на минутку не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и реки,

Это всё для нас навеки.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *