Диагностика воспитательного процесса в доу – – . , – .

Диагностика педагогического процесса в ДОУ

Диагностика педагогического процесса

(с 6 до 7 лет)

МБДОУ «Сидоровский детский сад»

комбинированного вида

на 201___/1___учебный год

Группа старшая

Воспитатели:

1. Щиголева Анастасия Геннадьевна

2. Туева Наталья Александровна

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей подготовительного к школе возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает

  1. этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще- групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в подготовительной к школе группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены Сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

Формы проведения педагогической диагностики:

Обратите внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба (показываем схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?»

Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).

Форма проведения: групповая.

Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».

  1. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям, в том числе изображенным.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и точное название картины).

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?»

  1. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Ребята, мы будем играть в «больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная

Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки.

Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.

  1. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.

Форма проведения: индивидуальная, подгрулповая.

Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще использовать?»

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

  1. Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы (бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки).

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

  1. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка...“ {любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.

infourok.ru

Презентация для воспитателей"Педагогическая диагностика в образовательном процессе ДОУ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

педагогическая диагностика система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования

3 слайд Описание слайда:

Цели педагогической диагностики Для педагога-практика целью (преимущественно) является изучение особенностей развития ребенка, контекста его социокультурного опыта, - для составления прогноза развития и выбора эффективного подхода к организации взаимодействия с дошкольником.

4 слайд Описание слайда:

предмет педагогической диагностики особенности сформированности социокультурного опыта ребенка, в том числе и особенности его индивидуальной субкультуры; результаты воспитания, обучения, образования, т.е. воспитанность, обученность, образованность, компетентность дошкольника; личностные и субъектные проявления ребенка, развивающиеся под влиянием условий педагогического процесса - его интересы, склонности, избирательность, продуктивность, деятельностная умелость и т.д.; особенности поведения ребенка в ситуациях познания, преобразования и взаимодействия с окружающим миром.

5 слайд Описание слайда:

Принципы педагогической диагностики Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики - конфиденциальная информация. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок

6 слайд Описание слайда:

Виды педагогической диагностики Основная Промежуточная Опреативная

7 слайд Описание слайда:

Основная диагностика Задача - выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз развития). Основной метод - включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. . Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. : основная первичная диагностика (сентябрь) Цель - выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка этому времени, а также проблемы развития Результат - определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год основная итоговая диагностика (май) оценивается степень решения сотрудникам детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

8 слайд Описание слайда:

Промежуточная диагностика Задача - оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития Основной метод - метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов. Результат - По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития.

9 слайд Описание слайда:

Оперативная диагностика проводится по мере необходимости в рамках образовательной работы, не требует сложного инструментария и помогает воспитателю в выборе верной тактики взаимодействия с детьми Задача - оценка качества решения текущих частных задач. Формы проведения - диагностическое занятие, несложная экспериментальная ситуация, беседа и др.

10 слайд Описание слайда:

Рекомендации по проведению диагностики 1. определение цели 2. определение показателей, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (идеальный результат). (отражены в психолого-педагогической литературе и образовательной программе) определение методов педагогической диагностики Зависит от цели диагностирования

11 слайд Описание слайда:

Необходимый материал: Отрывной блокнот на липкой основе небольшого формата Карандаш или ручка для записи Большой лист-экран (можно расчертить ватман), на который воспитатель будет фиксировать листки с записями из блокнота Описание того качества/качеств, которые будут диагностироваться (как идеальный вариант сопоставительной нормы) Критерии и показатели, по которым будет проводиться диагностика Лист-экран следует разместить в таком месте группы, где он не будет заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).

12 слайд Описание слайда:

Этапы первичной диагностики III этап – окончательный диагноз Метод – Экспертных оценок (обобщение данных их сравнение, сопоставление) Участвуют все педагоги, работающие с ребенком . I этап (длится около двух недель) – первичный диагноз Метод - наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности Результат - примерное представление об особенностях развития ребенка. II этап (по времени 1-2 недели) – уточняющий диагноз Метод - дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты Результат – проводится выборочно, не со всеми детьми группы и в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его .

13 слайд Описание слайда:

Результаты диагностики: диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка. Цвет можно выбирать произвольно. Мы предлагаем выбрать цвета светофора: зеленый: показатель проявляется ярко, это - достижение ребенка; желтый - показатель проявляется нестабильно, неустойчиво. Требуется поддержка ребенка в данном проявлении; красный: показатель почти не проявляется. Необходима помощь ребенку в данном направлении.

14 слайд Описание слайда:

Проектирование педагогического процесса по результатам педагогической диагностики На основе диагностики воспитатель ставит цели педагогической деятельности. Для постановки целей надо сформулировать ответ на три вопроса: В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка? Чего мы хотим достичь за несколько недель? (будьте конкретными и реалистичными в постановке задач) Какая специальная работа может помочь решению проблем и поддержке достижений (определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулируются рекомендации семье).

15 слайд Описание слайда:

Диагностика социального развития детей раннего возраста Цель: изучение особенностей личностно-социального развития детей третьего года жизни. Задачи диагностики: Изучение особенностей личностно-социального развития ребенка третьего года жизни. Определение своеобразия взаимодействия в педагогическом процессе в группах раннего возраста дошкольного образовательного учреждения.

16 слайд Описание слайда:

Метод естественного наблюдения за детьми и их проявлениями во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Цель наблюдения: изучение личностно-социальных проявлений ребёнка в условиях взаимодействия со значимым взрослым и сверстником. Общие рекомендации по организации: в ходе естественного наблюдения за ситуациями взаимодействия детей раннего возраста с воспитателем и сверстниками отмечаем в бланке степень выраженности, тех или иных проявлений Критерии оценки: показатель ярко выражен — 2 балла; умеренно выражен - 1 балл; не выражен - 0 баллов.

17 слайд Описание слайда:

Бланк наблюдения за ситуациями взаимодействия ребенка с воспитателем и сверстниками Параметры оценки 0 1 2 Испытывает интерес к сверстнику и взрослому Стремится к общению со взрослым и сверстником Испытывает потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, выражая свои чувства Открыт для контактов со взрослыми и сверстниками Ребёнок восприимчив к эмоциональному состоянию партнера по взаимодействию, реагирует на него Умеет вступать во взаимод. со взрослыми и сверстниками, владеет элементрными способами общения Инициативен во взаимодействии со взрослыми (часто обращается с вопросами и просьбами) Активен во взаимодействии со сверстниками Ребенок стремится быть самостоятельным в ситуации совместной деятельности со взрослыми и сверстниками).

18 слайд Описание слайда:

Метод создания индивидуального профиля социального развития ребенка по результатам длительного наблюдения Цель наблюдения:определение индивидуального профиля социального развития ребенка третьего года жизни. Общие рекомендации по организации: в ходе естественного наблюдения за ситуациями взаимодействия детей раннего возраста с воспитателем и сверстниками, необходимо отмечать в бланке степень выраженности, тех или иных проявлений в соответствии показателям. Для этого в таблице следует отметить то место на шкале, которое, наиболее соответствует утверждению, характеризующему поведение ребёнка. После заполнения таблицы отмеченные точки соединяются линиями. В результате педагог может наглядно представить, в сторону каких полюсов (положительных или отрицательных) смещён профиль. Данный профиль могут создать как воспитатели, так и родители воспитанников, в соответствии со своими наблюдениями за детьми в условиях взаимодействия в семье.

19 слайд Описание слайда:

Экспресс-диагностика игровой деятельности (О.В.Солнцева) Цель – выявление уровня освоения ребенком игровой деятельности деятельности, определение субъектных проявлений ребенка в речевой деятельности. Установление возрастной соотносительной нормы речевого развития ребенка Метод – наблюдение за самостоятельными играми детей диагностические ситуации

20 слайд Описание слайда:

Параметры наблюления Интерес к игровой деятельности (стремление играть, увлеченность игрой, эмоциональный фон игры) Предпочитаемые виды и сюжеты детских игр; Предпочитаемые игрушки; Продолжительность игр; Разнообразие сюжетов; Предпочитаемые роли; Наличие устойчивых игровых коллективов, отношения внутри коллективов; Индивидуальные проявления ребенка в игровой деятельности (любит сочинять сюжеты, разыгрывать роли, организовывать игры)

21 слайд Описание слайда:

Диагностические ситуации: Ранний возраст: «Кукла спать хочет. Я ее уложу баю-бай. И зайка спать хочет. Уложи его» Включение в игру 2 взаимосвязанных ситуаций «сварить кашу – покормить куклу». Воспитатель подхватывает игровые действия ребенка и вовлекает его в продол

infourok.ru

Учебно-методический материал (старшая группа) на тему: педагогическая диагностика в старшей группе ДОУ

Аналитическая справка

по результатам оценки индивидуальных достижений воспитанников

в освоении

основной образовательной программы дошкольного образования

старшей группы №  4

МБДОУ «Детский сад № 51» ЭМР Саратовской области

(на конец учебного года)

за 2016- 2017 учебный год

воспитатели: Куприянова В.А., Арутюнова В.И.

Списочный состав диагностируемых:  28

Дата проведения педагогического мониторинга  - 15 – 26 мая 2017 г.

Обследовано детей: 28

Цель: комплексно оценить уровень образовательной деятельности детей в группе и усвоения образовательной программы через  усвоение образовательных областей.

Педагогическое наблюдение за воспитанниками проводилось с целью изучения (оценки) особенностей индивидуального развития воспитанников и определения промежуточных результатов усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития ребенка выступали внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности,  во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В процессе педагогической диагностики использовались следующие формы и методы:

- наблюдения за ребенком,

- беседы,

- анализ продуктов детской деятельности,

Полученные результаты в ходе педагогического наблюдения фиксировались в индивидуальных картах развития, а полученные данные по группе в целом в сводных картах для определения результатов в целом по всей группе и дальнейшей корректировке рабочих программ и индивидуальных маршрутов. Диагностические карты по результатам оценки индивидуальных достижений воспитанников старшей группы были составлены на основе программ: «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. Образовательная область «Познавательное развитие» дополнена парциальной программой «Добро пожаловать в экологию» / под ред. О.Н.Воронкевич – СПб.: «Детство-Пресс», 2015; Образовательная область «Речевое развитие» дополнена парциальной программой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой; Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» дополнена парциальной программой:

Программой «Азбука общения»; Программой по ПДД; Программой «Основы Безопасности Жизнедеятельности», под редакцией Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2016 г.; Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» дополнена программой художественного воспитания «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе». Под редакцией Н.Н.Леоновой,2014г.

Педагогическая диагностика осуществлялась по направлениям:

 «Социально-коммуникативное развитие»- развитие ребенка в игровой деятельности и развитие социальных представлений о нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самопознания.

 «Речевое развитие» - сформированность всех сторон речи, особенности пересказа по опорной схеме, проявления эмоциональной заинтересованности драматизации произведений, умения образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами. Показатели представлены в приложении.

«Познавательное развитие» - развитие математических представлений, исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование; освоение безопасного поведения.

«Художественно – эстетическое развитие» - Приобщаем детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Приобщение к художественной литературе.

По итогам педагогического обследования степень усвоения программного материала по образовательным областям воспитанниками выглядит следующим образом:

Степень усвоения программного материала

по образовательным областям

№ п/п

Образовательная область

Кол-во детей

Навык сформ

%

Навык част сформ

%

Навык не сформ

%

Образовательная область

«Познавательное развитие»

28

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем

62

38

-

Развитие сенсорной культуры

71

29

-

Ребенок открывает мир природы

76

24

-

Формирование первичных представлений о себе и других людях

52

48

-

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве

59

41

-

Образовательная область «Речевое развитие»

28

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

37

63

-

Развитие речевого творчества

31

69

-

Владение речью как средством общения и культуры

57

43

-

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

28

Развиваем ценностное отношение к труду

85

15

-

Дошкольник входит в мир социальных отношений

85

15

-

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

87

13

-

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

28

Художественная литература

50

50

-

Изобразительное искусство. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

67

33

-

Изобразительное искусство. Изобразительно – выразительные умения

37

63

-

Изобразительное искусство. Технические умения

35

65

-

Анализ качества усвоения детьми данной группы ООП ДО МБДОУ по образовательным областям позволяет сделать следующий вывод: на конец учебного года средние показатели по образовательным областям имеют средний уровень освоения образовательной программы, что говорит о частичной сформированости навыков у детей. Данные педагогической диагностики занесены в карты по образовательным областям.

Диаграмма средних показателей по образовательным областям

Результаты педагогической диагностики

(уровни овладения необходимыми умениями и навыками по образовательным областям)

Количество детей: 28

Образовательные области

Уровни овладения программы в %

Навыки сформированы

Сформированы частично

Не сформированы

Познавательное развитие

64

36

-

Речевое развитие

42

58

-

Социально - коммуникативное развитие

86

14

-

Художественно эстетическое развитие

49

51

-

Вывод: Работа по повышению уровня развития детей в данной возрастной группе проведена на должном уровне. У детей наблюдается стабильная положительная динамика усвоения детьми материала программы. Сравнительный анализ результатов показывает рост уровня знаний детей в течение учебного года. Анализируя данный результат, можно говорить о том, что качество образования и воспитания дошкольников по сравнению с началом года выросло.  Из диаграммы средних показателей по образовательным областям видно, что отсутствуют несформированные навыки у детей, а также видно возросший процент сформированных и частично сформированных навыков. На высоком уровне детьми освоена образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - 86%, на среднем уровне можно отметить область «Познавательное развитие» - 64%, почти на равно уровне «Речевое» - 42% и «Художественно – эстетическое развитие»- 49%. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом программные задачи достигнуты, материал реализуемый программой по данным разделам детьми усвоен на среднем уровне – 60%.

Дальнейшие планы педагогов группы:

1.Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по образовательным областям и развитию интегративных качеств

2.Осуществлять дифференцированный подход к детям с целью улучшения

освоения программы и развития интегративных качеств.

3.При планировании воспитательно - образовательной работы учитывать результаты промежуточной педагогической диагностики.

nsportal.ru

6. Диагностика и оценка результатов воспитания.

Измерить, определить результаты воспитания гораздо сложнее, чем результаты обучения. Воспитание - процесс спорный и длительный, его результаты имеют удаленный характер и определить их очень сложно.

Под результатами воспитательного процесса понимают уровень воспитанности, который достигнут личностью или коллективом. Данные диагностического исследования сравниваются с восходящими характеристиками воспитанности, а разница между начальным и конечным результатом определяет эффективность процесса воспитания. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии.

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Регистрация результатов диагностики осуществляется путем предоставления количественных эквивалентов качествам, которые формируются. Для этого используются методы массового опроса, наблюдений, тестов, методы обобщения независимых характеристик, методы создания воспитывая ситуаций и т.п..

Методы диагностики воспитанности:

• прямые вопросы типа "Что такое честность?", "Зачем людям нравственность?" И др.;

• специальные вопросы (чтобы выявить отношение воспитанников к тем или иным явлениям, фактов, событий) в устной или письменной форме: "Какие профессии ты считаешь наиболее престижными?" И др.;

• произведения на тему: "Мой идеал современника", "Милосердие - как я это понимаю" и др.;

• наблюдение за поведением воспитанников;

• социометрические методы;

• метод воспитательных ситуаций - это создание природных искусственных ситуаций, в которых воспитанник вынужден в своих действиях разоблачить уровень сформированности у него определенных качеств. Наиболее эффективна - ситуация выбора (распределение обязанностей, поручений, подарков и наград и т.п.), когда поведение человека адекватна его внутренней позиции.

Тема 5. Общие методы воспитания План

  1. Понятие о методах воспитания.

  2. Методы формирования сознания личности.

  3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

  4. Методы стимулирования поведения и деятельности.

  5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

  6. Выбор методов воспитания.

Ключевые слова: метод воспитания; средство и прием воспитания; классификация методов воспитания, методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля.

Методические рекомендации к изучению темы 5.

При изучении темы 5. важно выяснить сущность понятия "метод воспитания"; характеризовать методы формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности, контроля и самоконтроля находить оптимальные средства, методы воспитания для эффективного решения конкретных педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

Изучая пункт 1, необходимо осветить вопрос о различных подходах к трактовке понятия "метод воспитания" и выяснить, чем обусловлена ​​разность подходов к классификации методов воспитания.

Изучая пункт 2, проанализируйте основные функции методов формирования сознания личности. Попробуйте привести конкретные примеры использования этих методов в практике А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Изучая пункт 3, надо иметь в виду, что педагогическая требование действительно является неотъемлемой частью методов организации деятельности и формирования опыта поведения, но главная их задача - воздействие на сознание ребенка. Требования опережают действие, поэтому их можно отнести как к первой, так и ко второй группе методов.

Изучая пункт 4, необходимо проанализировать роль методов стимулирования деятельности и поведения. Попробуйте охарактеризовать средства воспитания для этого метода.

Изучая пункт 5, проанализируйте методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Приведите примеры использования этих методов в учебно-воспитательном процессе.

Изучая пункт 6, выясните, от каких факторов зависит выбор методов воспитания. Следует помнить: чтобы воспитательный процесс был эффективным, методы воспитания используют в их взаимосвязи.

studfiles.net

виды, методы, цели и задачи

Педагогическая диагностика является обязательным компонентом образовательного и воспитательного процесса. Она позволяет определять уровень достижения целей, поставленных педагогами. Сложно без подобных исследований вести речь об эффективном управлении дидактическим процессом.

Особенности термина

Диагностика педагогической работы является особым видом деятельности, который представляет собой управление и анализ признаков, анализирующих состояние и результаты процесса обучения. Она дает возможность на основе полученных данных составлять прогнозы допустимых отклонений, выявлять пути их предупреждения, корректировки процесса воспитания и обучения, повышения их качества.

Суть понятия

Педагогическая диагностика не ограничивается проверкой универсальных учебных навыков школьников. Исследование предполагает контроль, оценивание, проверку, накопление статистической информации, изучение результатов, выявление динамики дидактического процесса и так далее.

Педагогическая диагностика в школе позволяет создавать обратную связь в педагогической деятельности.

Предназначение

В науке выделяют несколько функций диагностики, проводимой в образовательных учреждениях:

  • контрольно-корректировочная часть заключается в получении и корректировке воспитательного процесса;
  • прогностическая роль предполагает предсказание, прогноз изменений в развитии обучающихся;
  • воспитательная функция состоит в социализации школьников, формировании в них активной гражданской позиции.

Предмет

Педагогическая диагностика касается трех областей:

  • академических достижений школьников;
  • социальных, моральных, эмоциональных качеств личности и классных коллективов;
  • результаты педагогического процесса в виде новообразований и психологических качеств обучающихся.

Периодическому исследованию, анализу подлежит степень социального развития, уровень УУН.

Варианты контроля

В задачи педагогической диагностики входит сбор информации о семье, физическом здоровье, особенностях мышления, памяти, воображения, внимания школьника. В ходе анкетирования психолог выявляет эмоционально-волевые качества каждого ученика, его мотивационные потребности, взаимоотношения с другими членами классного коллектива.

Разные виды педагогической диагностики (анкетирование, беседы, анализ документов, наблюдение) позволяют педагогам создавать единую картину об ученике, создавать для его самосовершенствования индивидуальную воспитательную и образовательную траекторию развития.

Подразделение

Проведение педагогической диагностики связано с применением системы операций и действий для оценки усвоения школьниками умений, знаний, практических навыков. Контроль гарантирует установление обратной связи в процессе обучения, его результатом является получение информации об эффективности учебы.

Педагог выясняет уровень и объем знаний, усвоенный учеником, его готовность к самостоятельной деятельности.

Без периодической проверки сформированности УУН образовательный процесс не будет эффективным и результативным.

Педагогическая диагностика предполагает несколько вариантов контроля:

  • периодический;
  • текущий;
  • итоговый;
  • тематический;
  • предварительный;
  • отсроченный.

Проанализируем отличительные особенности каждого из них. Предварительный контроль проводится с целью выявления исходных навыков, умений, знаний школьников. Проводится подобная проверка в сентябре либо до начала изучения новой темы в рамках определенной учебной дисциплины.

Педагогический процесс предполагает проведение текущих проверок, позволяющих учителям выявлять уровень сформированности УУН, их полноту и качество. Он состоит в систематическом наблюдении педагога за деятельностью ребят на всех этапах образовательного процесса.

Периодический контроль позволяет подводить итоги за конкретный временной промежуток, например, за четверть либо полугодие.

Развитие педагогической диагностики неразрывно связано с тематическим контролем. Например, после изучения раздела, темы педагог предлагает своим воспитанникам различные задания. Они позволяют учителям определять степень усвоения ребятами конкретного научного материала.

Итоговые работы охватывают всю систему навыков, умений, знаний школьников.

Отсроченный контроль предполагает выявление остаточных знаний спустя некоторое время после изучения курса, раздела. Спустя 3-6 месяцев, ребятам предлагаются тестовые задания, результативность выполнения которых является прямым подтверждением качественного обучения.

Формы контроля

Такие методы педагогической диагностики подразделяют на группы:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Методы контроля представляют собой способы, благодаря которым определяется результативность всех видов деятельности учащихся, оценивается уровень квалификации педагога.

В российских школах в разном сочетании используют методы письменного, устного, машинного, практического контроля и самоконтроля.

Устный контроль способствует выявлению знаний обучаемых, помогает учителю проанализировать логику изложения школьниками учебного материала. При устном ответе оценивается способность ребенка применять теоретические знания для объяснения событий и процессов, доказательства собственной точки зрения, опровержения неверной информации.

Письменный контроль

Он связан с выполнением письменных заданий: сочинений, контрольных работ, упражнений, творческих отчетов. Этот метод контроля направлен на одновременную проверку знаний обучаемых. Среди его недостатков отметим существенные временные затраты педагога на проверку работ, составление полного отчета по уровню сформированности у школьников УУН.

Практический контроль

Эта форма диагностики применяется преподавателями химии, физики, биологии, географии. При выполнении лабораторных опытов и практических заданий ребята используют теоретическую базу, полученную во время лекционных занятий. Учитель анализирует сформированность умений и навыков, при необходимости осуществляет их корректировку.

Педагогическое тестирование отличается от традиционных вариантов контроля дифференциацией, эффективностью, объективностью.

Виды диагностики

Предварительный анализ направлен на выявление уровня развития, оценки навыков учащихся. Осуществляется такая диагностика в начале учебного года, направлена на выявление знаний основных элементов курса, актуальная для вновь созданных учебных коллективов. По результатам предварительной проверки учитель планирует предстоящую работу, подбирает методы и приемы преподавания.

В качестве основных функций предварительной диагностики выступают: контроль и корректировка.

Текущую диагностику учитель осуществляет в повседневной учебной работе во время занятий. Она позволяет своевременно оценивать уровень обученности школьников, дает педагогу возможность быстро реагировать на сложившуюся ситуацию, подбирать инновационные формы деятельности. Ее основное предназначение – стимулирование самостоятельной деятельности учеников.

После перехода российского образования на новые федеральные стандарты, функцию итогового контроля стала выполнять государственная итоговая аттестация выпускников:

  • ЕГЭ для учеников старшей ступени обучения;
  • ОГЭ для выпускников девятых классов.

Подобное диагностирование направлено на определение уровня обученности выпускников. Результаты свидетельствуют о полноте выполнения учреждением государственного образовательного стандарта.

Отличительные черты

По количеству и характеру вопросов выделяют фронтальную, индивидуальную, комбинированную, групповую диагностику. Фронтальный вариант предполагает постановку учителем вопросов, позволяющих проверять несущественный объем материала. Педагог предлагает вопросы, в их обсуждении принимает участие весь класс, краткие ответы ребята дают с места. Такая форма работы уместна для проверки домашнего задания, закрепления нового материала.

Ее разновидностью является комплексная проверка, диагностирующая способность школьников использовать знания и умения, приобретенные при изучении разных учебных дисциплин.

Индивидуальная диагностика направлена на проверку умений, знаний, навыков отдельных учащихся. В ее ходе педагог учитывает осознанность, обстоятельность, логичность ответа, умение перерабатывать теоретический материал, использовать знания в конкретных ситуациях. Для этого учитель, другие учащиеся задают школьнику наводящие и дополнительные вопросы.

Комбинированная форма состоит в сочетании с групповой, индивидуальной, фронтальной форм диагностики. Особенность подобной проверки в том, что за короткий временной промежуток времени педагог успевает проверить навыки и умения большого количества учащихся.

Методы диагностики

Они являются способами деятельности, которые позволяют осуществлять в процессе обучения обратную связь, получать детальную информацию об эффективности учебной деятельности.

Они должны удовлетворять определенным критериям качества измерений:

  • объективности, заключающейся в условиях и результатах измерений независимо от особенностей проверяющего;
  • валидности, позволяющей проверять уровень сформированности навыков и умений;
  • надежности, что определяет возможность повторяемости в равных условиях;
  • репрезентативности, подразумевающей возможность всесторонней проверки, получения объективной картины уровня обученности школьников.

Заключение

В современной педагогике используются различные способы диагностирования уровня обученности. Простейшим из таких приемов является наблюдение. Оно состоит в непосредственном восприятии, регистрации определенных фактов. По мере наблюдения педагогом за учащимися у него формируется полноценное представление об отношении подопечных к учебному процессу, степени самостоятельности, уровню познавательной активности, посильности и доступности учебного материала.

Без этого вида диагностики невозможно составление полноценного представления об отношении школьников к занятиям, посильности учебного материала. Результаты наблюдений не фиксируются в документах, они учитываются в итоговой отметке обучающихся. Но их недостаточно для того, чтобы получить объективную картину уровня обученности школьников.

Именно поэтому в педагогической диагностике, используемой в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, проводятся комбинированные виды исследования. Например, при переходе детей из начальной школы в среднее звено психолог анализирует их адаптацию к новым условиям, используя специальные диагностические тесты.

Различные виды изучения индивидуальных способностей школьников позволяют выявлять одаренных и талантливых детей, создавать для них индивидуальные образовательные траектории.

fb.ru

Методическая разработка по теме: Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Слайд 1

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она признана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

«Диагностика» (греч.) - «познание, определение».

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Слайд 2

Признаки диагностического обследования:

  1. Наличие целей педагогического обследования
  2. Систематичность и повторяемость
  3. Использование методик специально разработанных к данным конкретным ситуациям и условиям
  4. Доступность процедур для их проведения

Слайд 3

Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов  диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – зрительная наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

     Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на  коррекционную работу  в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

Слайд 4

 Существует большое количество методов педагогической диагностики. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- наблюдение

- изучения продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

-беседы

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечёт за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

Слайд 5

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная. С ребенком работает один взрослый, это может быть психолог или воспитатель. Родители присутствуют при обследовании дошкольников. Ребенка не торопят с ответом, дают возможность подумать. Нельзя выказывать свои чувства по отношению к ответам ребенка. Не обсуждают результаты обследования дошкольника с родителями в его присутствии. Родителям обязательно в той или иной форме сообщают о результатах обследования. Совместно с родителями разрабатывается план индивидуальной работы с ребенком. Диагностическое обследование дошкольников и педагоги, и родители рассматривают как необходимую и важную помощь ребенку.

Поскольку дошкольники уже на достаточном уровне овладели речью, реагируют на личность педагога, то возможно общение с ребенком, в ходе которого и проводится диагностики развития. Обследование дошкольников проводится как вербальным, так и невербальным методами. Так если психолог проводит беседу – диагностику, то в это время воспитатель осуществляет наблюдение за поведением ребенка во время обследования. Он наблюдает и фиксирует функциональное и эмоциональное состояние ребенка, проявления интереса (безразличия) к предлагаемым заданиям. Обследование проводится обязательно в игровой форме. Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику. Наблюдения дают ценный материал для правильной оценки уровня развития ребенка, меры сформированности познавательной и мотивационной сфер. При интерпретации результатов диагностики необходимо выслушать мнение и пояснение родителей.

Слайд 6

Следует отметить, что диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.  В середине учебного года диагностируются только дети группы риска, чтобы скорректировать планы индивидуальной работы с детьми по всем разделам программы. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу

nsportal.ru

Статья (подготовительная группа) по теме: диагностика в ДОУ

Диагностика в детском саду

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?

Диагностика детей в детском саду нужна. Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.

Психологической диагностикой ребенка принято считать исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях.

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения ребенка.

Методы и приемы диагностики в детском саду

Не секрет, что гармоничное развитие обеспечивается путем создания необходимых соответствующих условий. На выбор этих условий влияет наличие тех или иных приобретенных или врожденных качеств. Ясно, что врожденные характеристики, как бы нам не хотелось, практически не изменяются ни воспитанием, ни наказанием, в то время как приобретенные – поддаются коррекции и изменениям без вреда для психики ребенка. Чтобы не допустить травмирования психики из-за незнания этих особенностей и «из лучших родительских побуждений» (а ошибочные действия родителей смогут проявиться лишь в подростковом возрасте) нужна диагностика. Знание врожденных особенностей психики ребенка позволит грамотно подойти к выбору и созданию условий для его воспитания, развития и становления (от выбора няни до выбора программ обучения).

Диагностика в педагогике применяется для создания групповых, мини-групповых и индивидуальных методик обучения, что обеспечивает эффективность процесса обучения, повышает активность обучаемых. Психологическая диагностика в детском саду помогает осознанию внутренних ресурсов, соответствующей адаптации, самореализации в социуме, реализации врожденных способностей.

Примеры диагностики в детском саду:

  • диагностика раннего развития,
  • профориентационная диагностика,
  • диагностика готовности к школе,
  • диагностика предрасположенности к дисграфии,
  • диагностика психологического состояния,
  • предрасположенности к заболеваниям,
  • диагностика совместимости и многие другие.

На этапе раннего и дошкольного развития ребенка желаемым является диагностирование развития интеллектуального и творческого потенциала. Проводимая диагностика в детском саду поможет выявить особенности его развития, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать.

Уже с трехлетнего возраста можно провести диагностику профориентации. Она позволит выявить предрасположенность ребенка к тем или иным видам деятельности, спланировать выбор будущей профессии, выбрать соответствующий тип учебного заведения, формы обучения.

С трех лет представляется возможность проведения так называемой глубинной диагностики детей в детском саду. Ее название свидетельствует о том, что она помогает выявить глубинные мотивы всех его поступков, понять философию. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития и энцефалопатии. Учитывая, что многие проблемы обусловлены физиологическими причинами, глубинная диагностика проводится на основе анализа крови и сканирования головного мозга.

С полугодовалого возраста возможно диагностирование предрасположенности к заболеваниям. Диагностика заболеваний позволяет выявить заложенные от рождения болезни, провести их коррекцию и тем самым предупредить развитие хронических заболеваний.

В любом возрасте применима диагностика совместимости. Она позволяет сделать правильный выбор для ребенка няни, репетитора или даже первой учительницы.

Особый интерес для родителей представляет диагностика готовности их ребенка к обучению в школе. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах – интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Например, американские психологи большее внимание акцентируют на интеллектуальном аспекте готовности ребенка к школе. Чаще всего ими анализируются слуховые и зрительные различения (понимание на слух), общая осведомленность, словарный запас, уровень развития сенсорики и моторики, количественные понятия и т.д. Иной подход имеет диагностика готовности к школе института Гизелла. Сотрудниками этого института упор в диагностике делается не на интеллектуальный аспект развития, а на оценку уровня физического, сенсомоторного развития ребенка, его умение отвечать на поставленные вопросы.

Диагностические тесты

Существует множество тестов, позволяющих диагностировать уровень общего интеллектуального развития детей, овладения простейшими математическими понятиями, счетом, действиями, умениями читать, понимать смысл устной информации и т.д. Уже не протяжение многих лет популярностью в нашей стране пользуется тест готовности к школе Керна – Йирасека, который включает три задания:

Нарисовать мужскую фигуру.

Срисовать предложенные письменные буквы.

Срисовать группы точек.

Этот тест диагностирует не только интеллектуальный уровень готовности ребенка к обучению в школе, а и степень развития зрительной координации, тонкой моторики руки. Опыт применения теста на протяжении многих лет подтвердил его эффективность в прогнозировании успешности обучения ребенка в школе. Однако нужно заметить, что дети, плохо выполнившие тест, способны также к хорошей успеваемости в школе, в связи, с чем акцентируется внимание (тем же автором теста) на том, что предлагаемая методика является недостаточной для констатации школьной незрелости, а позволяет лишь достаточно точно диагностировать наличие школьной зрелости.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *