Дифференциация звуков ш с в предложениях – Материал по логопедии по теме: Дифференциация звуков С и Ш

Содержание

Материал по логопедии по теме: Дифференциация звуков С и Ш

Дифференциация [С]   [Ш]

Упражнение № 1

Закончи предложение, подобрав рифму. Выучи , расскажи не путая звуки [С]  и [Ш].

Положили в миску ….

Надевал пожарный ….

Сладко спит в берлоге ….

На столе с салатом…

На лицо надета ….

Имя нашей кошки ….

Корзинка слов: каску-кашку, миска-мишка, Машка-маска.

Упражнение № 2

Раздели на слоги. Составь схему слова.  Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Образец: саша –  са-ша;   а  /  а;

саша              машинист

сушки            пастушок

шоссе             шерстка

солнышко      старушка

Упражнение № 3

Внимательно прочитай рассказ. Запомни слова со звуками [с] и [ш]. прочитай рассказ еще раз. Перескажи.

По улице из школы домой шли Маша и Саша. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул Саша, передал Маше свой рюкзак и бросился на помощь старушке.

Когда Саша вернулся, Маша спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет ответил Саша.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет.

– Ну тетя? Или знакомая?

– Да нет, нет, – ответил Саша. Это просто старушка.

                                     

Упражнение № 4

Назови предметы ласково. Запиши. Подчеркни буквы [с] и [ш]

Стих – ….                         Трус – ….

Соловей – ….                   Старуха – ….      

Саша – ….                         Пастух – ….

Стекло – ….                      Солнце – ….

Упражнение № 5

Подбери притяжательное прилагательное к существительному. Выполни задание по образцу

Образец: у мыши – мышиный хвост

У кошки – …….                       У лошади – …..                  У петуха – ……..

У мыши – …….                        У собаки – ……                 У медведя – ….                                          

Упражнение № 6

Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:

Сайка – шайка                         Сутки – шутки

Стуки – штуки                        Скала – шкала

Стопор – штопор                   Споры – шпоры

Стык – штык                          Срам – шрам

Сок – шок                                 Скот – шкот

Стиль – штиль

Упражнение № 7

Повтори пары слов:

Ваш – вас                              Наш – нас

Башня – басня                      Страшный – красный

Кашка – каска                     Чашка – часто

Пашня – паста                    Рубашка – колбаска

Грош – рос                           Пошла – росла

Камыш – кумыс                   Яшка – ясный

Клюшка – люстра               Пешки – песни

Мешки – мести                   Мишка – миска

Вишня – виснет                   Стишки – тиски

Стриж – рис                       Решать – тесать

Мешать – писать                Лошадка – посадка

Шалун – салют                    Шахтёр – сапёр

Шалаш – салат                   Шалфей – салфетка

Каша – касса                        Крыша – крыса

Лапша – колбаса                  Хороша – полоса

Ушанка – санки                  

Упражнение № 8  

Игра «Скажи  наоборот»:

Двойки получать плохо, а пятёрки …(хорошо).

Трава низкая, а дерево …(высокое).

Ручеёк узкий, а река … (широкая).

Горчица горькая, а сахар …(сладкий).

Ночью темно, а днем …(светло).

Гном маленький, а великан …(большой).

После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползёт медленно, а заяц бежит …(быстро).

   Измени предложение: 

Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

Упражнение № 9

По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.

Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.

Упражнение № 9

Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.

У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.

Упражнение № 10

   Выучи:

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?

Упражнение № 11

Взрослый читает ребёнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Сосна

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,— большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой.

Вопросы: зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

Пушок и Машка

У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

Вопросы: Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьёт Даша Машке? Где будет спать Машка?

Старшая сестра

У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолёты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.

Вопросы: Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши?  В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

nsportal.ru

Дифференциация звуков с-ш в слогах,словах,предложениях,текстах.

С – Ш №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш В СЛОГАХ

ША – СА ОШ – АС СА – ША – СА СТА – ШТА – СТА

СА – ША ОС – ОШ СО – ШО – СО СТО – ШТО – СТО

ШО – СО УС – УШ СУ – ШУ – СУ СТУ – ШТУ – ШТУ

СО – ШО ИС – ИШ СЫ – ШИ – СЫ СТЫ – ШТЫ – СТЫ

ШУ – СУ ЕС – ЕШ СЕ – ШЕ – СЕ АСА – АША – АСА

СУ – СУ ЮШ – ЮС ША – СА – Ш ОСО – ОШО – ОСО

ШИ – СЫ ЯС – ЯШ ШО – СО – ШО УСУ – УШУ – УСУ

СЫ – ШИ ОШ – ОС ШУ – СУ – ШУ ЫСЫ – ЫШИ – ЫСЫ

ШЕ – СЕ АС – АШ ШИ – СЫ – ШИ АША – АСА – АША

СЕ – ШЕ ЁС – ЁШ ШЕ – СЕ – ШЕ ОШО – ОСО – ОШО

С-Ш №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш В СЛОВАХ

Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.

Споры – шпоры крыса – крыша

Стуки – штуки просо – Проша

Суд – шут басня – башня

Мыс – мышь каска – кашка

Свет – швед миска – мишка

Сутки – шутки сайка – шайка

Сток – шток сурик – Шурик

Стык – штык сытый – шитый

Стиль – штиль Моська – мошка

Срам – шрам сырок – широк

Фарс – фарш пасли – пошли

Брось – брошь солить – шалить

Сила – шило усат – ушат

Сифон – шифон носить – нашить

С – Ш №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Смешные стишки. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Пушистая шапка. Стальной шлем. Толстые шпалы. Веселая шутка. Шумный класс. Сладкий шоколад. Пушистый снег. Большая собака. Скошенный луг. Шумное шоссе. Высокая башня. Соленые волнушки. Пенистый шампунь. Синяя шаль. Лисья шапка. Душистый ландыш. Шелестят камыши. Лесная глушь. Лесная опушка. Спелая вишня.

Шесть котят есть хотят. Шуре сшили шубу. Поспешишь – людей насмешишь. Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет. Ранним утром петушок подал звонкий голосок. Саша ест сушку. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое. Ваша серая кошка сидит на крыше. В слякоть надевай шляпу и калоши. У Сони пушистая шапка. Сашин отец – шахтер. Толстый шмель гудит над кустом шиповника. Солдат доставил шпиона в штаб. Лукошко вишен стоит на столе. Петушок уселся на шест. В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой. В тишине далеко слышен гул самолета. Леша поймал большого усатого сома. Малыши с удовольствием слушают смешные стишки. Пушистая кошка сидит на окошке. Наташа посолила кашу. Саша успешно пошел в шестой класс.

Черепаха Я взяла под мышку

Всех смешит, Плюшевого мишку,

Потому что не спешит. В ванну посадила

Но куда спешить тому, И пошла за мылом.

Кто всегда в своем дому? Оглянулась – ой, ой, ой!

Расшалился мишка мой.

С – Ш №4 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-С В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки. Сластена Саша любит шоколад. Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс. Шелест листьев осины слышен в любую погоду. Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. В кадушке у старушки соленые волнушки. В нашем классе шесть Саш и пять Миш. Кошка лакает кашку из миски. Собаке налили кашку в старую солдатскую миску. Маша сделала маску мишки. Саша сынишке сшил ушастого мишку. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышей несли шесть грошей. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шесть шестов. Саша сушит сушки. Сколько ушек у шести лягушек? А сколько ушек у шести подушек? У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат. Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится. Брось эту брошь. Надо суметь тут не шуметь. Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мошка летает, а моська лает. У моря – скала, у прибора – шкала. На голове – каска, а в миске – кашка. У малышки соска, а у пахаря – сошка. Остро шило, да мала в нем сила.

С – Ш № 5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш В ТЕКСТЕ

Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.

Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.

В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.

В школе был большой зимний праздник – елка. Дети долго ждали Новый год, но вот праздник наступил. Посередине зала стояла большая красивая елка. На ней висели разные игрушки: шоколадные шары, мишки, лошадки, хлопушки и много других игрушек. Вокруг елки танцевали дети и пели песенку:

Здравствуй, наша елочка!

Здравствуй, дед Мороз!

Покажи нам, дедушка,

Что в мешке принес!

Потом дети пошли гулять на улицу. Прибежал Миша и сказал:

Ребята, будем играть в снежки!

Хорошо, будем, – сказала Маша.

Очень хорошо, – сказала Наташа.

Дети играли в снежки, было очень весело. Миша, Катюша и Маша слепили снежную бабу. Потом пришла мама и увела детей домой.

С-Ш №6 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш В ТЕКСТАХ

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

Побежала мышка-мать, Мышонку снился странный сон,

Стала кошку в няньки звать. Что не мышонок он, а слон,

Приходи к нам, тетя-кошка, Что в Африку приехал он,

Нашу детку покачать. В слоновью лег кровать.

Стала петь мышонку кошка: Стал спать и там увидел сон,

Мяу, мяу, спи, мой крошка, Что он мышонок, а не слон,

Мяу, мяу, ляжем спать, И что не в Африке спит он,

Мяу, мяу, на кровать! А дома он опять.

Глупый маленький мышонок «Какой мне странный снится сон!» –

Отвечает ей спросонок: Во сне проснувшись, думал он

Голосок твой так хорош, И спрашивал спросонок:

Очень сладко ты поешь. «Я слон? Или мышонок?»

С – Ш №7 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ

Шла по улице машина, Петушки распетушились,

Шла машина без бензина, Но подраться не решились,

Шла машина без мотора, Если очень петушиться,

Шла машина без шофера, Можно перышек лишиться.

Шла, куда сама не зная, Если перышек лишиться –

Шла машина… заводная. Нечем будет петушиться.

ШИШКИ СТРАШНЫЙ СОН

Белка с ветки в свой домишко – Мышка, мышка, что не спишь,

Перетаскивала шишку. Что соломою хрустишь?

Белка шишку уронила, – Я боюсь уснуть, сестрица,

Прямо в Мишку угодила. Кот усатый мне приснится!

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

Большую морковку зайчишки тащили, Лягушка – попрыгушка –

Они от морковки чуть-чуть откусили, Глазки на макушке.

Потом захотелось еще откусить, Прячьтесь от лягушки,

Потом… уже нечего было тащить. Комары да мушки.

С – Ш №8 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СКОРОГОВОРКАХ

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

Слышен шорох в камышах, На окошке крошку мошку

От него шумит в ушах. Ловко ловит лапкой кошка.

В ночной тиши у шалаша Парус наш на совесть сшит,

Чуть слышен шорох камыша. Нас и шторм не устрашит.

Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу.

Садись, гостья желанная, остынет каша манная.

Но руками Маша машет:

Не хочу я кашу вашу!

infourok.ru

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

1) Произносить звуки

Звуки твёрдые согласные, окрашены синим цветом.

2) Произносить (читать) слоги

  • ша-са
  • шо-со
  • шу- су
  • ши- сы
  • са- ша
  • со- шо
  • су- шу
  • сы- ши
  • аш- ас
  • ош- ос
  • уш- ус
  • ыш- ыс
  • яш- яс
  • иш- ис
  • еш- ес
  • ас- аш
  • ос- ош
  • ус- уш
  • ыс- ыш
  • яс- яш
  • са – ша – са – са
  • со – со – шо – со
  • су – шу – су – су
  • ша – ша – са – ша
  • шо – со – шо – шо
  • шу – шу – су – шу

3) Придумать слова со звуками [C] и [Ш] в начале, середине и в конце слова, составить схемы

Образец:

С

Киска
 с 

Санки
С  

Ананас
  с

Ш

Кошка
 ш 

Школа
Ш  

Камыш
  ш

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.

4) Произносить (читать) слоги, слова парами

ша-са
  • шапка-сайка
  • решать-тесать
  • мешать-писать
  • лошадка-посадка
  • шалун-салют
  • шахтёр-сапёр
  • шалаш-салат
  • шалфей-салфетка
шо-со
  • мешок-лесок
  • пушок-кусок
  • вершок- песок
  • ремешок- носок
  • мышонок- спросонок
  • шорох- сорок
шу- су
  • пишу- несу
  • пашу- пасу
  • пляшу- плясун
  • шуметь- суметь
ши -сы, ши-си
  • ширь-сыр
  • шип-сыпь
  • наш-нас
  • ваш-вас
  • башня-басня
  • шило-сила
  • шитый-сытый
  • мыши-крысы
  • решил-спросил
  • страшный-красный
аш-ас
  • кашка-каска
  • пашня-паста
  • чашка-часто
  • рубашка-колбаска
ош – ос, ыш – ыс, яш – яс, ющ – юс
  • пошла-росла
  • камыш-кумыс
  • грош-рос
еш – ес, иш – ис, иш – ис
  • пешки-песни
  • вишня-виснет
  • мешки-мести
  • стишки-тиски
  • мишка-миска
  • стриж-рис
шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа
  • шляпа-слякоть
  • шторы-сторож
  • шмель-смел
  • шпалы-спали

5) Произносить (читать) слова со звуками [C] и [Ш]

  • Саша
  • суша
  • шест
  • шесть
  • шоссе
  • скошу
  • смешу
  • спешу
  • сушки
  • свыше
  • сушить
  • несешь
  • смешок
  • шелест
  • стишок
  • шалость
  • смешно
  • слышать
  • слушать
  • спешить
  • сынишка
  • смешить
  • успешно
  • усмешка
  • Сашенька
  • солнышко
  • смешинка
  • душистый
  • пушистый
  • стёклышко
  • послушный
  • бесшумный

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Синяя шаль.
  • Лисья шапка.
  • Пушистый снег.
  • Большая собака.
  • Скошенный луг.
  • Шумное шоссе.
  • Высокая башня.
  • Пушистая кошка.
  • Лесная глушь.
  • Лесная опушка.
  • Спелая вишня.
  • Пушистая шапка.
  • Стальной шлем.
  • Толстые шпалы.
  • Весёлая шутка.
  • Шумный класс.
  • Сладкий шоколад.
  • Смешные стишки.
  • Весёлый пастушок.
  • Солдатская шинель.
  • Послушный малыш.
  • Солёные волнушки.
  • Пенистый шампунь.
  • Душистый ландыш.
  • Шелестят камыши.
  • Опасное путешествие.
  • Спасательная шлюпка.
  • Сушёные шампиньоны.

7) Проспрягать предложения

  • Я спешу на поезд.
  • Я шумел(а) в классе.
  • Я сушу сушки на солнышке.
  • Я шагаю по шумному шоссе.
  • Я вымыл (а) Мишкину миску.
  • Я высушил(а) сушки для пастушка.

Образец:

  • Я слышу шум.
  • Ты слышишь шум.
  • Он (она) слышит шум.
  • Мы слышим шум.
  • Вы слышите шум.
  • Они слышите шум.

8) Произносить (читать) предложения

  • У Саши машина.
  • У Сашеньки босоножки.
  • У Сони пушистая шапка.
  • Саша шла со ста¬рушкой.
  • Шесть котят есть хотят.
  • Шпалы свалены у насыпи.
  • Петушок уселся на шест.
  • Лукошко вишен стоит на столе.
  • Паша – трусишка, страшно ему.
  • По шоссе с шумом несутся машины.
  • Толстый шмель гудит над кустом шиповника.
  • Испугался петушок, упал с крыши на шесток.
  • Расшумелись на опушке сойки да кукушки.
  • Шелест листьев осины слышен в любую погоду.
  • Малыши с удовольствием слушают смешные стишки.
  • Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами.
  • Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.
  • Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.
  • Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
  • Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.
  • Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка¬мыши.
  • Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста¬ло, короче становился день.

9) Произносить (читать) скороговорки

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Шесть мышей несли шесть грошей.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Швыряет Сашка шапку шавке.
  • Шишки на сосне, шашки на столе.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
  • Шел Стас по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.
  • Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке.

10) Произносить (читать), пересказывать текст

Серый плутишка

Был у Миши котишка – серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

11) Произносить (читать) стихотворения

У нашего луня
У милого друга
Сорок кадушек
Соленых лягушек.

Шёпот шёпоту
Шепнул:
– Я не сплю,
А ты уснул?

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

Шёл Стас по шоссе, нёс сушки в мешке.
Сушку – Грише, сушку – Мише,
Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
Ещё две сушки Нюше и Петруше.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

12) Выучить наизусть стихотворение

Саша шустро сушки сушит,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

www.logopeda.net

Дифференциация звуков “Ш–С” в слогах, словах, предложениях

Цели:

  • Закреплять правильное произношение звуков С,Ш в слогах, словах,предложениях.
  • Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
  • Уточнение и сравнение звуков по артикуляции.
  • Формировать фонематический слух.
  • Способствовать развитию речевого дыхания.
  • Способствовать формированию грамматического строя речи.
  • Способствовать развитию логического мышления, моторики рук.
  • Воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: картинки, таблицы, проигрыватель, карточки с буквами С, Ш; тетради, карточки для    сравнения артикуляции.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровья, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка ).

Дети делают вдох и выдох.

II. Артикуляционная гимнастика

Делаем гимнастику для языка, для того чтобы нам красиво, четко произносили звуки, слова. Упражнения «Маляр», «Качели», «Трубочка», «Футбол», «Часики».

– Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к работе.

III.Логопед: Сейчас какое время года? (Зима)
– Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)
– Какой месяц будет после февраля? (Март)
– Назовите признаки зимы (…, …, …)
– К нам в гости на занятие пришел Снеговик. Он пришел посмотреть как вы работаете и не знает различие звуков С,Ш. И вы поможете ему. Принес он радиограмму. (Слово «радиограмма» детям объяснялость на предыдущих занятиях)

IV. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы будем учиться различать согласные С,Ш Возьмите зеркала и произнесите эти звуки.
– Чем они похожи? Чем они различаются?

V.  Сравнение по артикуляции

а) Как образуется звук С?

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при этом звуке «И».
Струя воздуха направляется на передние зубы. Когда произносим звук «С» струя воздуха плавная и холодная. Звук «С» – согласный, глухой, щелевой.

б) Как образуется звук Ш?

Губы вытянуты вперед «окошком», кончик языка поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Струя выдуваемого воздуха тёплая.
Звук «Ш» – согласный,глухой, щелевой.

– Ребята, чем похожи звуки [С]-[Ш
– В чём их отличие? – Где находится язык при произнесении звука С?
– Внизу за зубами.
– А где находится язык при произнесении звука Ш?
– Вверху в виде чашечки, воздух теплый.

VI.  Работа по таблице

– Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [Ш], а вниз звук [С].

(Дети по очереди произносят: С-Ш-С-Ш-С-Ш.)

– Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму.

VII.  Игра «Повтори за мной»

– А теперь Снеговик хочет с вами поиграть

Ша-са     шу-су     ош-ос    ас-аш-аш
Са-ша    су-шу     яш-аш    ашл-ашл-асл

– Молодцы, а теперь слова.

Ваш – вас    мыс – мышь   сытый – шитый   миска – мишка
усы – уши    касса – каша      нас – наш            сутки – шутки

– Замени в словах звуки С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:

Сутки – шутки           марс – ……      крыса – …
стуки  – …                 сок – …             усы – …
Скала – …                 басня – ….        сорт – …

VIII.  Работа в тетради. Запишите эти слова в тетради

IX.   Логоритмическое упражнение

– Давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним.

Ша-ша-ша – мы щагаем не спеша.
Са-са-са – голубые небеса.
Шу-шу-шу – птичкам крошек накрошу.
Ши-ши-ши – наши детки хороши.
Сы-сы-сы – надо спрятать нам носы.
Ошки-ошки-ошки – нам похлопайте ладошки. (Выполнение действий в соответствии с текстом)

X.  Физминутка

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, подтягиваются– руки вверх, потом на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)
Будем вместе приседать –
Раз,два,три,четыре,пять. (Приседание)

– Мы размялись от души и за парты поспешим. (Дети садятся за парты.)

XI.  Игра «Волшебные снежинки»

Логопед: Ох, ребята, сколько же снежинок надули. А снежинки волшебные с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] – в сани.
На снежинках картины: лошадка, мышка, груша, чашка, носок, автобус, кактус, санки, весы.

– Молодцы! (Дети дают характеристику звуку С,Ш.)

XII.  Закрепление изученного Работа у доски

Логопед: Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой.

И сказал он: Что за …?  (сутки, шутки)                 В каждой  … есть мораль (башня, басня)
Еду я вторые …?                                                       На Спасской  … есть часы.

XIII. Составление предложений из слов

Составь предложения из слов, запиши их. Подчеркни С одной чертой, Ш – двумя.

Саша, нести, груши. Сухие, шуршать, листья. Сестра, рубашка, шить, Саша.
Бабушка, вязать, свитер, шерстяной. Ландыш, на, поляна, лесная, растет.

XIV. – Ребята,а теперь давайте, и мы Снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх:ша-ша-ша,
Каша,пирожки,лапша.
Язык вниз:са-са-са,
Сахар, масло, колбаса.

XV.  Релаксация.Итог занятия

– Отметьте свое настроение цветными карандашами.
– Чему сегодня научились?
– Вам понравилось играть со Снеговиком?
– А что вам запомнилось больше всего?
– Вы хорошо отвечали, играли, Снеговику у вас тоже очень понравилось. Он многого узнал про звуки С, Ш.

Снеговик прощается.

urok.1sept.ru

Дифференциация звуков С–Ш в слогах, словах, предложениях и текстах

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Конспект занятия №1

Тема: Дифференциация С – Ш в слогах и словах

Цель: Научить различать звуки С – Ш в слогах и словах.

Задачи:

  • Коррекционная: развивать правильное произношение и написание слогов и слов со звуком С – Ш; логическое мышление; фонематический слух и анализ слов; развивать слоговой анализ и синтез слов.
  • Развивающая: развивать ручную и общую моторику и координацию движения, умение и точность бросать мяч.
  • Дидактическая (образовательная): формировать навыки деления слов на слоги; закреплять знания о правописании слов с сомнительными согласными С – Ш.
  • Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.
  • Психологическая: создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщать школьников к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (в программе PowerPoint), карточки со слогами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент

Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2. Сегодняшнее занятие – путешествие в гости к сказочным героям. Устраивайтесь поудобнее, в это путешествие мы отправляемся на самолете. Слайд 3. Посмотрите в иллюминатор, Вы видите, как мы пролетаем над Тауэрским мостом, а сейчас Вы видите живописную и красивую деревеньку Англии. Мы прилетели в загородный дом нашего героя. Слайд 4. Знакомьтесь – это наши новые друзья Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Слайд 5. Они дружат со звуками, с какими, угадайте. Для этого посмотрите, что изображено на картинке.

II. Основная часть

Задание №1: “Зашумлённые картинки”. Развитие зрительного восприятия, логическое мышление. Формирование наглядно-образных представлений, развитие зрительного внимания и памяти.

Логопед: Перед вами картинка хорошо известных вам растений, животных или предметов. Попробуйте отгадать, что здесь изображено. Отгадав первые буквы слов в спрятанных рисунках, вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать, выделите их и запишите. Слайд 6. Молодцы, вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается.

Задание №2: Объяснение характерных признаков глухих звуков С – Ш (артикуляция и звучание звуков С – Ш). Закрепление знания норм артикуляции звуков С – Ш.

Логопед: Мы с вами отправляемся в гости к нашим новым друзьям Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в страну твёрдых звуков С – Ш. Возьмите зеркала и произнесите по очереди звуки С – Ш. При произнесении этого звука С: губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов. Струйка воздуха выдыхается посередине языка, на поднесенной ладони ощущается холодный воздух. При произнесении этого звука Ш: губы округлены и слегка вытянуты вперёд трубочкой. Зубы сближены. Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба. Выдыхаемая струя воздуха, на поднесенной ладони ощущается тёплый воздух. Слайд 7. С – Ш – глухой, произносится только при помощи шума без голоса. Слайд 8.

Задание №3: Дифференциация звуков С – Ш в слогах. Закрепление звуков и букв С – Ш. Работа над темпом речи. Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков С – Ш в слогах и фразе.

Логопед: Перед вами внучка соседей доктора Ватсона – Пеппи “Длинныйчулок”, которая очень любит петь и танцевать. Давайте то же вместе с ней попоем ее любимые песенки. Для этого произносите (читайте) слоги за мной Слайд 9. Сначала мы будем пропевать медленно, затем быстрее и быстро.

Логопед: У вас всё так хорошо получается. Молодцы! Пеппи вами очень довольна.

Физкультурная минутка: Упражнения на формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения. Развитие фонематического слуха, различение звуков С – Ш на слух, работа над ритмом речи.

Логопед: Сейчас немного отдохнем и сделаем упражнения вместе с подругой Пеппи, Сюзанной, а упражнение называется “Матрёшки” Слайд 10. Когда Вы услышите звук Ш, то хлопните в ладошки, а услышите звук С, то топните ногой, если же услышите и С – Ш, то и хлопните, и топните.

Мы – веселые матрёшки,
Ладушки – ладушки!
На ногах у нас сапожки,
Ладушки – ладушки!

Завязали мы платочки,
Ладушки – ладушки!
Раскраснелись наши щёчки,
Ладушки – ладушки! [1, с. 90]

Задание №4: “Осенний лес” Развитие фонематического и слогового анализа и синтеза слов. Закрепление знаний о слоге. Дифференциация звуков С – Ш в словах.

Шерлок Холмс поручил Пеппи выучить шуточное стихотворение, помогите ей справиться с заданием. Устное задание: Посмотрите на экран и прочитайте стихотворение. Слайд 11. Определите, сколько слогов в слове. Сколько слогов, столько раз и отхлопайте в ладошки. Объясните, почему автор написал некоторые слова с ошибками. Скажите, как правильно пишутся эти слова. Письменное задание: Запишите стихотворение себе в тетрадь, разделив слова со звуками С – Ш на слоги. Подчеркните звук Ш одной чертой, звук С – двумя чертами.

Что в ле-су на букву Ш?

Что у нас в ле-су на букву Ш?
Это шиш-ка шлёп-ну-лась, шур-ша.
Шмель и шер-шень шум-но ша-рят в каш-ке.
Ше-бур-шат в ши-пов-ни-ке бу-каш-ки.
Что ещё в ле-су на букву Ш?
Шум и шо-рох возле ша-ла-ша.
Ну, а ес-ли полон рот мо-рош-ки –
ши-ро-еж-ки и шо-ро-ко-нож-ки!
Михаил Яснов [1, с. 10]

Логопед: Молодцы! Хорошо поработали и справились со сложным заданием Шерлока Холмса.

III. Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Шерлоку Холмсу и Доктору Ватсону в страну твёрдых звуков С – Ш подошло к концу. Попрощайтесь с нашими новыми друзьями. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением Вас.

Спасибо Вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли друзья помогать друг другу?

Дети дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное. Слайд 12. До свидания! До новых встреч! Слайд 13.

Список литературы.

  1. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб, 2005. – 272 с.
  2. Яснов М.Д. Что в лесу на букву Ш? //Мурзилка. – 1984. – №11. – с.10

Конспект занятия №2

Тема: Дифференциация С – Ш в предложениях и текстах.

Цель: Научить различать звуки С – Ш в предложениях и текстах.

Задачи:

  • Коррекционная: развивать правильное произношение и написание предложений со звуком С – Ш; языковой анализ и синтез на уровне предложения; логическое мышление.
  • Развивающая: развивать точность произвольных движений; учить школьников переключаться с одного движения на другое.
  • Дидактическая (образовательная): учить развитию навыка по согласованию слов в словосочетаниях.
  • Воспитательная: воспитывать честность, взаимовыручку, дружелюбие.
  • Психологическая: развивать эмоциональный подъем и разрядку нервно – психического напряжения.
  • Здоровьесберегающая: обеспечить физическое здоровье, средствами физического воспитания и развития потребности к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (в программе Power Point), карточки со словами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент

Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2. Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие вместе с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном по сказочной стране твёрдых звуков Ш – С.

II. Основная часть

Задание №1: Припоминание характеристики согласных.

Логопед: Возьмите зеркала и давайте вспомним, как правильно произносятся глухой звуки С – Ш. Слайд 3 – 4.

Задание №2: “Письмо Шерлока Холмса к другу”

Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Развитие языкового анализа и синтеза. Работа на уровне предложения и текста. Закрепление знаний о согласных звуках С – Ш.

Логопед: Однажды доктору Ватсону почтальон принес загадочное письмо от друга – Шерлока Холмса. Слайд 5. Текст этого письма зашифрован, чтобы его прочитать, нужно расшифровать письмо. В письме были пропущены буквы, а некоторые слова и вовсе отсутствовали и вместо них стояли картинки. Вот текст этого письма, посмотрите на экран: Слайд 6.

“Добрый день, дорогой друг! Прошу Вас помочь мне! Жду Вас в гости. Поспешите. Мой адрес Вы найдете, расшифровав мое послание. Как ко мне добраться, Вам подскажет ответ 1. Возьмите ответ 2, он лежит в ответе 3. Садитесь в ответ 4. Чтобы Вас никто не заметил и не узнал, наденьте ответ 5.

Будьте внимательны и правильно р

urok.1sept.ru

Дифференциация звуков с — ш — Мегаобучалка

Задание 1. а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка.

б) Сравни звуки с и ш по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2. Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.

Образец. Сом (с), шум (ш).

Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох.

Задание 3. а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда.

Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз — с.

С ШС ШСС Ш С и т. д.

б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам.

Логопед показывает детям карточки с изображением стре­лок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответ­ствующий звук.

Образец, с ш

в) Произнеси звук с и ш по условным значкам.
Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с

губы улыбаются, при произнесении звука ш — губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук.

Задание 4. Произнеси слоги отраженно.

СА – ША ША – СА АСА – АША

СО – ШО ШО – СО АСО – АШО

СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ

СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ

СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ

Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот.

Образец: СА ША СО ШО

ША СА ШО СО

СУ ШУ ШИ СЫ

Задание 5. Запомни и воспроизведи ряд слогов.

СА—ША —СА ША —СА—ША ША—ША —СА

СО—ШО —СО ШО —СО—ШО СА —СА—ША

СУ—ШУ —СУ ШУ —СУ—ШУ ШУ—ШУ —СУ

Задание 6. Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог.

Образец. Сани (са), шали (ша).

Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит.

б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу).

Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, ко­шу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса.

Задание 7. Закончи слово, добавив слоги са или ша с опо­рой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком.



Ли.. .(са), на.. .(ша), коле.. .(со), гало.. .(ша), кры.. .(ша).

Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.

У.. .(ши), у.. .(сы), но.. .(сы), мы.. .(ши), кры.. .(сы), кры.. .(ши).

Задание 8. Произнеси слова парами отраженно.

усы — уши нос — нож

крыса — крыша носки — ножки

миски — мишки нас — наш

Какими звуками отличаются пары слов?

Уши — усы; крыса — крыша; басня — башня; нас — наш;

вас — ваш.

 

Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.

Задание 10. Произнеси слова отраженно.

Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услы­шал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый.

Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов.

Задание 11. Запомни и назови ряд слов.

Спешить — поспешил — спешка; сшить — сшили — расшить; сушь — сушили — засушили — сушка — вы­сушили.

Задание 12. Вспомни слова, похожие на слово сушь.

Задание 13. Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Кто ведет поезд?

Что светит днем людям?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

Воспитательница прочитала детям рассказ, и де­ти рассмеялись.

Какой был рассказ?

Задание 14. Закончи предложения одним словом.

Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом.

Да здравствует мыло … (душистое). И полотенце … (пушистое). И зубной … (порошок). И густой … (гребешок).

Задание 15. Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш.

Картинки подбирает логопед.

Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.

Задание 16. Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый.

Задание 17. Закончи предложение одним словом по опор­ным картинкам.

У зайца длинные … (уши). У кота длинные … (усы). Под полом шуршит … (крыса). На доме но­вая … (крыша). Саша помог … (старушке). У Шуры новые … (сапожки).

Звуки с—ш в предложениях

Задание 18. Произнеси отраженно словосочетания.

Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая тра­ва. Шелкова головушка, масляна бородушка.

Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосоче­тания.

Задание 19. Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком.

Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пу­шистый.)

Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие?

У кого шелкова головушка, масляна бородушка?

Задание 20. Прослушай предложения. Ответь на вопросы.

На болоте растет камыш. Камыш густой и высо­кий. Саша и Сима срезали камыши.

Что растет на болоте?

Какой камыш?

Кто срезал камыши?

Задание 21. Произнеси предложения отраженно.

Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.

Задание 22. Составь предложения по сюжетным картин­кам про Сашу и Машу.

 

 

 

 

Кто поступает правильно?

Задание 23. Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки.

Как постелишь, так и поспишь. Ой, какой мороз, Все окошки занес!

Береги нос в большой мороз. Сидит, свесив ножки, Как лапша на ложке

Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над мышкой.

Совушка, совушка, Большая головушка. Стоит, как камыш над рекой.

Песней поле не вспашешь. Листья? как живые, шепчутся,

Поспешишь — людей насмешишь. а придет пора — и зашумят. Девять мышей вместе потянули —

Крышку с кадушки стянули.

Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

Отольются кошке мышкины слезки.

Задание 24. Произнеси скороговорки в трех темпах: мед­ленном, среднем и быстром.

Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Сосна шумит со сна,

Со сна шумит сосна.

Саша мал,

Саша мил.

Саша с мылом уши мыл.

Задание 25. Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям.

Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам.

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор.)

И крыша со мной.

(Черепаха.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок —

Остался стебелек.

(Одуванчик.)

Из дома я вышла

И вынесла крышу.

Вернулась домой

 

Стоит Антошка

На одной ножке.

(Гриб.)

Гладкое, душисто,

Моет чисто.

(Мыло.)

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой.

(Белый гриб.)

(П. Расс-Серебряная.)

Конспект занятия.

Тема. Звуки с и ш.

megaobuchalka.ru

Речевой материал на дифференциацию звуков “С”-“Ш.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш

ША – СА ОШ – АС СА – ША – СА СТА – ШТА – СТА

СА – ША ОС – ОШ СО – ШО – СО СТО – ШТО – СТО

ШО – СО УС – УШ СУ – ШУ – СУ СТУ – ШТУ – ШТУ

СО – ШО ИС – ИШ СЫ – ШИ – СЫ СТЫ – ШТЫ – СТЫ

ШУ – СУ ЕС – ЕШ СЕ – ШЕ – СЕ АСА – АША – АСА

СУ – СУ ЮШ – ЮС ША – СА – Ш ОСО – ОШО – ОСО

ШИ – СЫ ЯС – ЯШ ШО – СО – ШО УСУ – УШУ – УСУ

СЫ – ШИ ОШ – ОС ШУ – СУ – ШУ ЫСЫ – ЫШИ – ЫСЫ

ШЕ – СЕ АС – АШ ШИ – СЫ – ШИ АША – АСА – АША

СЕ – ШЕ ЁС – ЁШ ШЕ – СЕ – ШЕ ОШО – ОСО – ОШО

АСТ – АШТ            АСК – АШК      

УСТ – УШТ            УСК – УШК       

ИСТ – ИШТ            ИСК – ИШК       

ЁСТ – ЁШТ             ЁСК – ЁШК        

     ОСТ – ОШТ            ОСК – ОШК

     ЕСТ – ЕШТ             ЕСК – ЕШК

     ЮСТ – ЮШТ         ЮСК – ЮШК

     ЫСТ – ЫШТ           ЫСК – ЫШК   

Слова

Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.

Споры – шпоры крыса – крыша

Стуки – штуки просо – Проша

Суд – шут басня – башня

Мыс – мышь каска – кашка

Свет – швед миска – мишка

Сутки – шутки сайка – шайка

Сток – шток сурик – Шурик

Стык – штык сытый – шитый

Стиль – штиль Моська – мошка

Срам – шрам сырок – широк

Фарс – фарш пасли – пошли

Брось – брошь солить – шалить

Сила – шило усат – ушат

Сифон – шифон носить – нашить

Предложения

Весёлый пастушок.

Послушный малыш.

Пушистая кошка.

Смешные стишки.

Опасное путешествие.

Спасательная шлюпка.

Солдатская шинель.

Пушистая шапка.

Стальной шлем.

Толстые шпалы.

Веселая шутка.

Шумный класс.

Сладкий шоколад.

Пушистый снег.

Большая собака.

Скошенный луг.

Шумное шоссе.

Высокая башня.

Соленые волнушки.

Пенистый шампунь.

Синяя шаль.

Лисья шапка.

Душистый ландыш.

Шелестят камыши.

Лесная глушь.

Лесная опушка.

Спелая вишня.

У Сони пушистая шапка.

Сашин отец – шахтер.

Шесть котят есть хотят.

Шуре сшили шубу.

Саша ест сушку.

Наташа посолила кашу.

Поспешишь – людей насмешишь.

Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет.

Ранним утром петушок подал звонкий голосок.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое.

Ваша серая кошка сидит на крыше.

В слякоть надевай шляпу и калоши.

Толстый шмель гудит над кустом шиповника.

Солдат доставил шпиона в штаб.

Лукошко вишен стоит на столе.

Петушок уселся на шест.

В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.

В тишине далеко слышен гул самолета.

Леша поймал большого усатого сома.

Малыши с удовольствием слушают смешные стишки.

Пушистая кошка сидит на окошке.

Саша успешно пошел в шестой класс.

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки.

Сластена Саша любит шоколад.

Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс.

Шелест листьев осины слышен в любую погоду.

Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога.

Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами.

В кадушке у старушки соленые волнушки.

В нашем классе шесть Саш и пять Миш.

Кошка лакает кашку из миски.

Собаке налили кашку в старую солдатскую миску.

Маша сделала маску мишки.

Саша сынишке сшил ушастого мишку.

Вымыли мышки миски для Мишки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шесть мышей несли шесть грошей.

В болотной тиши бесшумно шуршат камыши.

Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон.

Шесть шестов. Саша сушит сушки.

Сколько ушек у шести лягушек?

А сколько ушек у шести подушек?

У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат.

Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится.

Брось эту брошь.

Надо суметь тут не шуметь.

Стал солить – не надо шалить.

Наш посол не туда пошел.

У нашей Иришки сладкие ириски.

Крыса не сидит на крыше.

Шестые сутки шутим шутки.

Мошка летает, а моська лает.

У моря – скала, у прибора – шкала.

На голове – каска, а в миске – кашка.

У малышки соска, а у пахаря – сошка.

Остро шило, да мала в нем сила.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш в предложениях

Весёлый пастушок.

Послушный малыш.

Пушистая кошка.

Смешные стишки.

Опасное путешествие.

Спасательная шлюпка.

Солдатская шинель.

Пушистая шапка.

Стальной шлем.

Толстые шпалы.

Веселая шутка.

Шумный класс.

Сладкий шоколад.

Пушистый снег.

Большая собака.

Скошенный луг.

Шумное шоссе.

Высокая башня.

Соленые волнушки.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое.

Ваша серая кошка сидит на крыше.

В слякоть надевай шляпу и калоши.

У Сони пушистая шапка.

Сашин отец – шахтер.

Толстый шмель гудит над кустом шиповника.

Пенистый шампунь.

Синяя шаль.

Лисья шапка.

Душистый ландыш.

Шелестят камыши.

Лесная глушь.

Лесная опушка.

Спелая вишня.

Шесть котят есть хотят.

Шуре сшили шубу.

Поспешишь – людей насмешишь.

Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет.

Ранним утром петушок подал звонкий голосок.

Саша ест сушку.

Лукошко вишен стоит на столе.

Петушок уселся на шест.

В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.

В тишине далеко слышен гул самолета.

Леша поймал большого усатого сома.

Малыши с удовольствием слушают смешные стишки.

Пушистая кошка сидит на окошке.

Наташа посолила кашу.

Саша успешно пошел в шестой класс.

Солдат доставил шпиона в штаб.

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки. Сластена Саша любит шоколад. Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс. Шелест листьев осины слышен в любую погоду. Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. В кадушке у старушки соленые волнушки. В нашем классе шесть Саш и пять Миш. Кошка лакает кашку из миски. Собаке налили кашку в старую солдатскую миску. Маша сделала маску мишки. Саша сынишке сшил ушастого мишку. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышей несли шесть грошей. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши.

Саша сушит сушки. Сколько ушек у шести лягушек? А сколько ушек у шести подушек? У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат. Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится. Брось эту брошь. Надо суметь тут не шуметь. Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мошка летает, а моська лает. У моря – скала, у прибора – шкала. На голове – каска, а в миске – кашка. У малышки соска, а у пахаря – сошка. Остро шило, да мала в нем сила. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шесть шестов.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш  В ТЕКСТЕ

Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.

 Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.

 В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.

СОБАКА ПУШОК.

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок шалун. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож.

ВОЛК И СОВА.

– Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и у меня когти, ты хищница, и я хищник. Почему же встречают нас люди по – разному? Тебя хвалят – расхваливают, меня клянут – проклинают. Нет на земле правды!

– А ты, Волк, что ешь – то?

– Да всё больше жирных барашков, да козлов, да телят…

– Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Потому и встречают нас не по одёжке. а по делам. Хоть мы с тобой и похожи, да совсем не одно и то же!   

    Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

 Побежала мышка-мать,                                         Мышонку снился странный сон,

 Стала кошку в няньки звать.                                 Что не мышонок он, а слон,

 – Приходи к нам, тетя-кошка,                               Что в Африку приехал он,

 Нашу детку покачать.                                             В слоновью лег кровать.

 Стала петь мышонку кошка:                                  Стал спать и там увидел сон,

 –    Мяу, мяу, спи, мой крошка,                              Что он мышонок, а не слон,

 Мяу, мяу, ляжем спать,                                          И что не в Африке спит он,

 Мяу, мяу, на кровать!                                              А дома он опять.

 Глупый маленький мышонок                               «Какой мне странный снится сон!» –

 Отвечает ей спросонок:                                         Во сне проснувшись, думал он

 –      Голосок твой так хорош,                                И спрашивал спросонок:

 Очень сладко ты поешь.                                      «Я слон? Или мышонок?»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ

 Шла по улице машина,                                                     Петушки распетушились,

 Шла машина без бензина,                                                Но подраться не решились,

 Шла машина без мотора,                                                 Если очень петушиться,

 Шла машина без шофера,                                                Можно перышек лишиться.

 Шла, куда сама не зная,                                                   Если перышек лишиться –

 Шла машина… заводная.                                                Нечем будет петушиться.

 ШИШКИ                                              СТРАШНЫЙ СОН

Белка с ветки в свой домишко                                  – Мышка, мышка, что не спишь,

 Перетаскивала шишку.                                               Что соломою хрустишь?

 Белка шишку уронила,                                               – Я боюсь уснуть, сестрица,

 Прямо в Мишку угодила.                                            Кот усатый мне приснится!

 Застонал, заохал Мишка – 

 На носу вскочила шишка.

 Большую морковку зайчишки тащили,                           Лягушка – попрыгушка –

 Они от морковки чуть-чуть откусили,                            Глазки на макушке.

 Потом захотелось еще откусить,                                     Прячьтесь от лягушки,

 Потом… уже нечего было тащить.                                 Комары да мушки.

 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СКОРОГОВОРКАХ

Шишки на сосне, шашки на столе.

 В шалаше шесть шалунов.

 Шапкой Саша шишку сшиб.

 Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.

 Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

 Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

 Шила шубку – сшила юбку.

 Шила шапку – сшила тапку.

 Сшила Саша Саньке шапку.

 

 Слышен шорох в камышах,                    На окошке крошку мошку

 От него шумит в ушах.                          Ловко ловит лапкой кошка.

 В ночной тиши у шалаша                     Парус наш на совесть сшит,

 Чуть слышен шорох камыша.                 Нас и шторм не устрашит.

 

 Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу.

 -Садись, гостья желанная, остынет каша манная.

 Но руками Маша машет:

 -Не хочу я кашу вашу!

Связная речь

Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.

Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.

В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.

В школе был большой зимний праздник – елка. Дети долго ждали Новый год, но вот праздник наступил. Посередине зала стояла большая красивая елка. На ней висели разные игрушки: шоколадные шары, мишки, лошадки, хлопушки и много других игрушек. Вокруг елки танцевали дети и пели песенку:

Здравствуй, наша елочка!

Здравствуй, дед Мороз!

Покажи нам, дедушка,

Что в мешке принес!

Потом дети пошли гулять на улицу. Прибежал Миша и сказал: Ребята, будем играть в снежки! Хорошо, будем, – сказала Маша. Очень хорошо, – сказала Наташа. Дети играли в снежки, было очень весело. Миша, Катюша и Маша слепили снежную бабу. Потом пришла мама и увела детей домой.

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

Стихи

Побежала мышка-мать, Мышонку снился странный сон,

Стала кошку в няньки звать. Что не мышонок он, а слон,

Приходи к нам, тетя-кошка, Что в Африку приехал он,

Нашу детку покачать. В слоновью лег кровать.

Стала петь мышонку кошка: Стал спать и там увидел сон,

Мяу, мяу, спи, мой крошка, Что он мышонок, а не слон,

Мяу, мяу, ляжем спать, И что не в Африке спит он,

Мяу, мяу, на кровать! А дома он опять.

Глупый маленький мышонок «Какой мне странный снится сон!» –

Отвечает ей спросонок: Во сне проснувшись, думал он

Голосок твой так хорош, И спрашивал спросонок:

Очень сладко ты поешь. «Я слон? Или мышонок?»

Черепаха Я взяла под мышку

Всех смешит, Плюшевого мишку,

Потому что не спешит. В ванну посадила

Но куда спешить тому, И пошла за мылом.

Кто всегда в своем дому? Оглянулась – ой, ой, ой!

Расшалился мишка мой.

Шла по улице машина, Петушки распетушились,

Шла машина без бензина, Но подраться не решились,

Шла машина без мотора, Если очень петушиться,

Шла машина без шофера, Можно перышек лишиться.

Шла, куда сама не зная, Если перышек лишиться –

Шла машина… заводная. Нечем будет петушиться.

ШИШКИ СТРАШНЫЙ СОН

Белка с ветки в свой домишко – Мышка, мышка, что не спишь,

Перетаскивала шишку. Что соломою хрустишь?

Белка шишку уронила, – Я боюсь уснуть, сестрица,

Прямо в Мишку угодила. Кот усатый мне приснится!

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

Большую морковку зайчишки тащили, Лягушка – попрыгушка –

Они от морковки чуть-чуть откусили, Глазки на макушке.

Потом захотелось еще откусить, Прячьтесь от лягушки,

Потом… уже нечего было тащить. Комары да мушки.

Скороговорки

Слышен шорох в камышах, На окошке крошку мошку

От него шумит в ушах. Ловко ловит лапкой кошка.

В ночной тиши у шалаша Парус наш на совесть сшит,

Чуть слышен шорох камыша. Нас и шторм не устрашит.

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *