Добро и зло 4 класс по орксэ – Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Добро и зло | скачать бесплатно
Презентация к уроку ОРКСЭ по теме “Добро и зло” 4 класс”
ДОБРО
ЗЛО
все полезное, хорошее, все, что помогает
человеку и природе, идет им на пользу.
Спасибо
Отзывчивость
Любовь
Помощь
Мама
Забота
Родные
Польза
Словарь русского языка С.И. Ожегова
Добро –
1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. 2) Имущество, вещи.
Добро — понятие нравственности , противоположное понятию зла , означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
«ВикипедиЯ»
Ангел — символ добра и милосердия
отзывчивость, душевное расположение
к людям, стремление делать им добро.
Словарь русского языка С.И. Ожегова
Зло –
1) Нечто дурное, вредное.
2) Беда, несчастье, неприятность.
3) Досада, злость
- 1) Нечто дурное, вредное. 2) Беда, несчастье, неприятность. 3) Досада, злость
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
«ВикипедиЯ»
Картина Уильяма Блейка.
все плохое, дурное, вредное, обида,
всё, что относится к беде и несчастью.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта, Улыбка твоя, Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Соотнеси определения с их пожеланиями
Пожелания Определения
Добро пожаловать Формула вежливой просьбы
Будьте добры Пожелание благополучия при
отправлении в путь или в
каком-нибудь начинании
До добра не доведет Приветствие гостю
В добрый час Кто-либо (что-либо) не
приводит к хорошему результату
Найди дело, противоположное совершенному злу
УКРАЛ
ПОДАРИ
СОЛГАЛ
ПОПРОСИ ПРОЩЕНИЕ
ПОЖАДНИЧАЛ
ВЕРНИ
СКАЗАЛ ЗЛОЕ СЛОВО
НАБЕРИСЬ СИЛ СКАЗАТЬ ПРАВДУ
Объясни смысл пословиц
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Кто слишком долго думает о том, чтобы
делать добро, тому нет времени быть добрым.
Доброта – язык, на котором немые могут
Говорить и некоторые глухие могут слышать.
Закончите предложение.
“ Я могу простить другого человека, если ….”,
“ Мне было одиноко, когда ….”,
“ Я раздражаюсь, если …”,
“ Я страдаю, когда ….”.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
- Тема 4. (стр.39-49)
- Ответить на вопросы
multiurok.ru
Конспект урока по ОРКСЭ “Добро и зло” 4 класс
-Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее?
(Дети дают версии.)
– Конечно же, это добрые, теплые слова.
– Какие?(Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)
1. Парная работа
“Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, в парах напишите эти слова на листочках.
2. Игра « Доскажи словечко»
-Давайте мы немного поиграем.
-Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: … («Добрый день!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго … («Спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: … («Спасибо!»)
-Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа.
-Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.
-Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.
3. Работа с пословицами.
-Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?
Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
-Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.
(Древняя китайская история (рассказ учителя).)
ДОБРО БЕЗ УМА (обсуждение притчи)
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.
Вопросы и задания:
Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?
(Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют).
:Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
Учитель: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
Ученик.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»
– Какие поступки совершил волк?
-А какие совершил заяц?
-Почему его забрала полиция?
5. Работа в группах.
– Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
расстроенная подруга плачет;
приятель в компании беззастенчиво врёт;
родители несправедливо сердятся;
девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
мальчишки играли в футбол и разбили окно;
брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.
6.Работа на карточках (с экрана)
Закончите предложение.
“Я могу простить другого человека, если ….”,
“Мне было одиноко, когда ….”,
“Я раздражаюсь, если …”,
“Я страдаю, когда ….”.
Ученик
Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
В больницах так медлительны каталки,
А щель просвета так порой мала,
А ложь святая столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела
Учитель: «Спешите делать добро» – это изречение выбито на памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.
Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.
Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
docbase.org
Урок ОРКСЭ по теме: ” Добро и зло” 4 класс
Урок ОРКСЭ по теме “Добро и зло” 4 класс
Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.
Задачи:
– познакомить обучающихся с понятиями “добро” и “зло”, их лексическим значением и ролью в жизни человека,
-формировать потребность совершать добрые дела;
-прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
-воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Основные термины и понятия: добро, зло.
Методическое обеспечение: учебник “Основы религиозных культур и светской этики”, Москва, Просвещение, 2010 год (автор А. Я. Данилюк)
Ход урока
I. Организация класса
II. Повторение, обсуждение результатов выполнения домашнего задания
– О чём вы читали дома? Кто хочет задать классу свой вопрос по теме?
III. Актуализация знаний
Отгадайте слова: ОРБОД ОЛЗ
…Крошка-сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо
И что такое плохо?
– Знакомы ли Вам эти строки? Определите тему сегодняшнего урока.
-Что в вашем понимании “добро” и “зло”?
IV. Изучение нового
– А теперь работайте в паре. Попробуйте дать определения:
Добро – это…
Зло – это…
Найдите определения “добра” и “зла” в толковом словаре Ожегова.
Прочитайте.
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное.
-Как вы понимаете эти слова?
Добро – это то ,что приносит другим людям пользу, а зло – это то, что приносит другим вред.
– Если человек приносит пользу другим, то сам он испытывает удовольствие?
-Почему? А если вред, то ему самому хорошо? Почему?
Докажите при помощи сюжетов сказок.
У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.
V. Работа с учебником.
Работа с учебником (стр.12 – 14)
Учитель читает статью, обучающиеся отвечают на вопросы в конце статьи.
VI. Высказывания о добре
Прочтите, что говорили о добре и зле известные люди.
Добро по указу – не добро. (И. Тургенев)
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
(Василий Осипович Ключевский – видный русский историк к.19 – н.20 века)
Не уставайте делать добро! (А. Чехов)
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. (Л. Толстой)
– Выберите из этих высказываний одно и запишите в свою тетрадь.
V. Итог урока
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
– И помните: всё в ваших руках!
Какой вывод мы сделаем из сегодняшнего урока?
VI. Домашнее задание
Всем:
-Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь.
-Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.
kopilkaurokov.ru
Презентация на тему “Добро и зло” по ОРКСЭ
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Конспект урока по теме: «Добро и зло» 4 класс
Составила: Дроздова И.Н., учитель начальных классов МБОУСОШ № 15 г. Тулы
По курсу – 5-й урок, по теме – 1-й урок
Цель урока:
Продолжить формирование у учащихся представлений нравственных качеств: добро, доброта, зло.
Задачи:
1. Развивать представления учащихся о добре и зле.
2 . Учить видеть и различать добро и зло.
3. Воспитывать стремления совершать добрые дела и красивые поступки.
4. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету.
5. Воспитывать коллективизм и умение работать в группе.
6. Закреплять коммуникативные навыки.
Ход урока
1 Организация деятельности учащихся
2 Сообщение темы урока
– На уроке мы поговорим о таких этических понятиях, как добро и зло.
Слайд 1
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
– Мы попробуем с вами понять, что такое добро и что такое зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
3 Беседа по теме
Слайд 2
– Как вы понимаете слово добро? (по щелчку появляется слово, картинка)
– В толковом словаре С.И.Ожегова говорится: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду»
– Как вы понимаете слово зло? (по щелчку появляется слово, картинка)
– В толковом словаре С.И.Ожегова говорится: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»
Слайд 3
– Разбей данные картинки и фотографии на две группы. Как можно назвать эти группы?
Слайд 4
– Как назвать эту группу рисунков?
– Как оценить поступки этих детей?
– Расскажи о злых поступках, которые вы наблюдали.
Слайд 5
Как назвать эту группу рисунков?
– Как оценить поступки этих людей?
– Расскажи о добрых поступках, которые вы наблюдали.
Слайд 6
– Понятны ли вам слова добро и зло?
– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
– Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?
Слайд 7
Обсуди в паре:
– Многих ли знакомых можно назвать однозначно-добрый человек, злой человек?
– А что ты скажешь о себе?
Люди! Я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть над светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
4 Работа по учебнику «Основы светской этики» 4 – 5 кл.
– Прочитай статью на страницах учебника «Добро и зло» с. 12 – 13
(беседа по прочитанному)
5 Работа с пословицами
Слайд 8 Закончи пословицу.
(По щелчку соединяются части пословиц)
– Объясни эти пословицы.
Слайд 9 Работа в парах
– Обсуди с соседом различные ситуации из жизни.
Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.
Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
Мальчики дерутся на перемене в школе.
Старшие ученики обижают младших.
Ученики помогают учительнице.
Ребёнок помогает маме в работе по дому.
Мальчик помогает старушке донести сумки.
6 Проверка домашнего задания
Слайд 10
Дети читают сочинения на тему «Почему плохо быть равнодушным»
( по щелчку появляются строчки стихотворения)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.
Слайд 11
7 Подведение итогов
Попробуй ответить на вопросы:
– Какой я?
– Что мне нравится в себе?
– Что бы я хотел изменить в себе?
8 Задание на дом.
Подготовить рисунок на тему «Мой добрый поступок» на половинке альбомного листа.
Слайд 12 (музыкальный)
Исполняется песня «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук»)
– Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю беседу. Поделитесь своей добротой!
multiurok.ru
Конспект урока по ОРКСЭ “Добро и зло” 4 класс
– Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее?
(Дети дают версии.)
– Конечно же, это добрые, теплые слова.
– Какие?
(Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)
1. Парная работа
“Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, в парах напишите эти слова на листочках.
2. Игра « Доскажи словечко»
– Давайте мы немного поиграем.
– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: … («Добрый день!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго… («Спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: … («Спасибо!»)
– Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа.
– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.
– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.
3. Работа с пословицами.
– Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?
Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.
(Древняя китайская история (рассказ учителя).)
ДОБРО БЕЗ УМА (обсуждение притчи)
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.
Вопросы и задания:
Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?
(Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют). :
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
Учитель: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
Ученик.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»
– Какие поступки совершил волк?
– А какие совершил заяц?
– Почему его забрала полиция?
5. Работа в группах.
– Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
расстроенная подруга плачет;
приятель в компании беззастенчиво врёт;
родители несправедливо сердятся;
девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
мальчишки играли в футбол и разбили окно;
брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.
6.Работа на карточках (с экрана)
Закончите предложение.
“Я могу простить другого человека, если ….”,
“Мне было одиноко, когда ….”,
“Я раздражаюсь, если …”,
“Я страдаю, когда ….”.
Ученик
Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
В больницах так медлительны каталки,
А щель просвета так порой мала,
А ложь святая столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела
Учитель: «Спешите делать добро» – это изречение выбито на памятнике Ф. П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.
Ф. П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.
Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
www.testsoch.info
Урок по ОРКСЭ “Добро и зло” ( 4 класс)
Предмет: Основы мировых религиозных культур
Тема: Добро и зло в разных религиозных культурах.
Тип урока: урок обобщения изученного.
Цели урока:
Образовательные: сформировать представления учащихся о добре и зле, рассмотреть, как понимают добро и зло в разных религиозных культурах.
Развивающие: развивать умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе индивидуальной, фронталь-ной и групповой деятельности.
Воспитательные: сформировать духовно-нравственные ценности, уважительное отношение ко всем религиозным культурам.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная (работа с книгой, рассказ, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа, беседа).
Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Оборудование: мультимедийная презентация (MicrosoftOfficePowerPoint 97-2003.
Урок “Добро и зло. Компьютер. Проектор.
Учебник “Основы мировых религиозных культур” – 4 класс.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
1. Звучит песня из мультфильма. Песня маленького Мука “Дорогою добра” сл. Ю. Энтина муз. М. Минкова (слайд 1).
Учитель:
– Какая хорошая, добрая песня! – слайд № 2. Как прекрасно жить в мире, где все люди любят и понимают друг друга, умеют прощать обиды, поддержат, помогут в трудную минуту, порадуются твоим успехам. Все религии мира, все правила этики ведут человека по дороге добра. Ребята, скажите, что такое добро? Какого человека мы называем добрым?
(учащиеся отвечают с места).
II. Целеполагание и мотивация.
Учитель:
– Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества и рассмотрим понятия добра и зла, греха и покаяния в разных религиях. Но сначала вспомним пройденное.
III.Повторение изученного.
– Назовите религии в порядке их возникновения:
-ислам, христианство, буддизм, иудаизм. ( Уч-ся выходят к доске и прикрепляют таблички с названиями религий.)
– Хранители преданий: кто и в какой религии? (слайд №3)
– Как называются эти священные книги? (слайд №4)
– Назовите эти религиозные храмы.(слайд №5)
Звезда и полумесяц на мечете
Пятиконечная звезда напоминает мусульманам о пяти столпах, полумесяц напоминает им о Боге-Творце и лунном календаре, по которому вычисляются исламские праздники и памятные дни.
Правосланый храм символизирует тело Иисуса Христа.
Буддийский храм-дацан.
— Назовите «правило Гиллеля?» с. 79 учебника («Не делай другому того, что ненавистно тебе самому».(слайд №6)
IV. Изучение нового материала.
1. Работа со словарем и фронтальная беседа с учащимися.
Учитель:
– Все религии мира выясняют вопрос о добре и объясняют людям, что значит быть добрым. Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова.
Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры.
Материалы из словаря С. И. Ожегова (слайд № 7).
Добрый:
1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. Добрый человек. Доброе сердце. Добрые глаза. Он добр ко мне.
2. Несущий благо, добро, благополучие. В добрый час. Добрые известия.
3. Хороший, нравственный.
4.Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья.
5. Хороший, безукоризненный, отличный. Пожелание доброго здоровья. Добрый конь. Добрый молодец.
6. Безукоризненный, честный. Доброе имя.
Учитель:
– Добро – Все положительное, хорошее, полезное; противоположное зло. Желать добра. Сделать много добра людям. (слайд №8)
– А что означает ребята – поминать добром?
(ответы учащихся: вспоминать с благодарностью, с хорошим чувство)
– Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность (слайд №9).
Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Добродетельный человек, поступок.
– Вопросы добра и зла всегда волновали человечество (слайд № 10). Разные религии по-своему отвечали на них. Давайте послушаем сообщения на эту тему и выясним, что общего в рассуждениях о добре.
Сообщения учащихся.
Сообщение № 1(слайд №11).
Библия о происхождении добра и зла. ( Барышникова Настя)
Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.
Учитель:
– Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” – ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне.
Сообщение № 2 (слайд № 12).( читает учитель)
Притча о блудном сыне. (Евангелие).
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Учитель и ученики делают выводы. (слайд № 13)
В православии добро -(слайд № 14).– это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” Учитель:
Мусульмане также рассуждают о добре и зле (слайд № 15). О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, – написано в Коране. Ребята, объясните, как вы понимаете эти слова?Добро всегда отзовется добром. Послушайте притчу о добре, определите ее главную мысль.
Притча о добре (слайд № 16)( Читают учащиеся)
Помни добро и забывай зло (слайд №17- текст притчи)
Как-то, два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
– Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Учитель предлагает творческое задание: Ребята, продолжите притчу, как вы думаете, что ответил ему друг?
(Учащиеся работают самостоятельно, продолжая домысливать сюжет притчи.Через 5-7 минут по желанию они рассказывают, что они придумали).
Друг ответил: Слайд №18.
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
-Оцените поступки товарища в первом случае и во втором?
– В каждом из нас есть и доброе начало и злое.
Учитель:
Послушайте стихотворение великого поэта Саади. Он жил в 13в., но его размышления о судьбе человека, об отношении к миру не устарели и сегодня.
(Ученик читает наизусть стихотворение) –(слайд № 19.)
Когда добро и мир несем мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.
Ты здесь о жизни будущей своей
Заботься, не надейся на друзей.
Все, что имеешь, миру открывай
И в землю, словно клад, не зарывай.
Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
Твори добро, чтоб после не нуждаться.
Иди, давай бальзам больным сердцам,
Кто знает, вдруг больным ты будешь сам.
Учитель:
Мусульмане стараются быть добрыми и щедрыми (слайд № 20). Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху.
ФИЗМИНУТКА Слайд №21
До,ре,ми
До,ре,ми
Внутрь себя загляни
Ре,ми,фа
Ре,ми,фа
Там горит свет добра
Ми,фа,соль
Ми,фа,соль
Сердце миру открой
Фа,соль,ля
Фа,соль,ля
Как прекрасна Земля,
Соль, ля, си
Соль, ля, си
Солнце, Солнце ,свети!
3. Добро и зло в буддизме. (слайд № 22)
Сообщение (Кабулова Илона)
В буддизме добро и зло всегда идут вместе. Маленький Гаутама (Будда) жил в прекрасном гармоничном мире, который искусственно создал ему отец. Но четыре встречи разрушили гармонию, перевернули всю его жизнь. Из первой встречи со стариком Будда узнал, что есть на свете старость. Вторая встреча раскрыла, что существует болезнь. После третьей встречи юноша осознал, что все люди смертны. Четвертая встреча с отшельником открыла путь избавления от бед. Гаутама оставил своих близких и поехал прочь из родного дома, чтобы избавить мир от страданий и зла. В буддизме зло – это болезни и беды, ссоры, старость, смерть. Человек может избавиться от зла, если достигнет духовного просветления и перерождения. У буддистов это называется состоянием нирваны.
Учитель:
Давайте послушаем джатаку( притчу) буддистов, сформулируем ее главную мысль и объясним, как здесь раскрывается понятие добра.
Сообщение № 3. Чтение по ролям.
Мудрая притча о добре и сострадании.
Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
— Это все или ты хочешь чего-нибудь еще?
Его ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
— Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
— Ананда, ты хочешь стать просветленным, но постоянно забываешь об этом, ответил Будда. — Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня — это исход этого безумия и его жизни. Но может стать и освобождением. Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!
Человек слушал этот диалог. Он был смущен и озадачен. Он хотел оскорбить и унизить Будду, но почему-то униженным почувствовал себя. Любовь и сострадание, проявленные Буддой, были для него полной неожиданностью.
— Пойди домой и отдохни, — сказал Будда. — Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии и не беспокойся, оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли и рано или поздно вновь превратиться в пыль, и по нему будут ходить люди.
Человек устало поднялся и ушел, скрывая слезы. Вечером он пришел обратно и припал к ногам Будды и сказал:
— Прости меня!
— Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен, — ответил Будда. — Я тебя не осудил. Но я счастлив видеть, что ты пришел в себя и что для тебя прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром.
– Как же здесь раскрывается понятие добра?. ( слайд №23)
V. Первичное закрепление (слайд № 24)
Во всех религиях, в каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце и луна, дует ветер и идёт дождь . Основа основ нашей жизни на земле – научиться бескорыстно любить и принимать всех без исключения такими, какие есть.
. Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Не ждать взамен похвал или награды,
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна цветенье сада,
Так небо дарит голубую высь.
Бог посылает дождь и на плохих и добрых…
Воды живой всем подает глоток,
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
И нам нельзя пройти сквозь путь иначе,
Ведь мир велик и каждый странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь и подари тепло.
Составление синквейна о добре и зле. ( слайд №25)
Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро – забудь, получив – помни.
Польза.
Добро
бескорыстное вечное
помогает заботится созидает
Добро это гармония мира
Делай добро
Беседа по вопросам.
– Что такое добро? Приведите примеры добрых поступков своих близких, родных, знакомых (слайд № 26 – показать после ответов детей).
– Как называет непослушание человека Бог?
– Что значит быть добрым?” (слайд № 27)
– Легко ли быть добрым? Аргументируйте свое мнение примерами, которые вы услышали сегодня на уроке.
Стихи Трамова Руслана
VI. Домашнее задание (по выбору) – слайд № 28.
Напишите сочинение в форме эссе на тему:
“Быть добрым не всегда бывает просто”.
Подготовьте устные сообщения на тему: “Добрые поступки моих близких, родных, друзей”.
VII. Подведение итогов и рефлексия. ( слайд №29)
-В предверии Нового года пожелаем всем мира и добра в новом году.
Ребята самостоятельно заполняют карточки добрыми пожеланиями друг другу и вешают их на новогоднюю елку.
Звучит песня «Дорогою добра»
infourok.ru
Конспект урока ОРКСЭ на тему Добро и зло 4 класс
Конспект урока по предмету
«Основам православной культуры и светской этики»
4 класс
Тема: Добро и зло
Цель: пробудить у детей желание совершать хорошие поступки.
Задачи:
Образовательные: ознакомить с понятием «добро» и что входит в понятие добра; с понятием «зло» и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать мышление, способности к умозаключению и выводам; развивать устную речь, внимание и память.
Воспитательные: продолжать воспитание нравственного, к изучению предмета; работать над самооценкой учащихся; воспитывать культуру речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемно – поисковый; продуктивный,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, плакат, краски и кисти, пластилин, карточки с пословицами, индивидуальные листы для работы учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Введение в тему урока. (Беседа)
– Сегодня у нас с вами необычный урок. И начать бы мне его хотелось со сказки. Садитесь и удобно и слушайте внимательно.
(Звучит красивая музыка, на доске плакат, учитель рассказывает сказку, одновременно рисуя)
Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.
Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляю после себя выжженную, опустошенную землю и пустые умершие души.
– Да что же это такое? – сокрушалось Добро, – Строишь, строишь, а придет Зло – и все разрушит!
Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.
А зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?
И пойдет себе дальше. Добро глядь на свое плечо, а там кровавая рана – Зло прихватило с собой кусок.
Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?
А Зло сладенько так поет:
-Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.
А Добро доброе, возьми, да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь – и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет к себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может – сама ведь в дом впустила.
Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.
– Чего тебе? – спросило Добро.
– Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно хочется.
– Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, – ответило Добро и не открыло дверь.
Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое стр
weburok.com