Добро и зло конспект 4 класс орксэ – План-конспект урока (4 класс) по теме: ОРКСЭ урок “Добро и зло”

План-конспект урока (4 класс) по теме: ОРКСЭ урок “Добро и зло”

Урок 6. Тема “Добро и зло”.

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,  

           обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их

      с общечеловеческими ценностями;

  1. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий

      в коллективе.

Виды деятельности: беседа,  выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ  ситуаций, групповая  работа

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и

          проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям,  

          природе, книги о добре и зле, чашечные весы, изображение солнца.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Слайд 1.

Учитель:     В жизни по-разному можно жить –  

                     Можно в беде, а можно в радости.

                     Вовремя есть, вовремя пить,

                     Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать    (Слайд 2)

                   И подарить его людям.

– Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

  1. Определение темы урока.

– Какова была тема прошлого урока? (Добро и зло) Слайд 3

– Сегодня мы продолжим изучение данной темы. Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти. А так же на урок раскроет смысл одной из заповедей божьих: «Помни день субботний. Шесть дней занимайся своими делами, а один день посвящай Господу Богу. Кто может объяснить смысл этих слов? Слайд 4. (Смысл этой заповеди в следующем:

        Чтобы у человека жизнь была счастливой и с достатком, человек должен трудиться. Но один день в недели нужно посвящать молитве, добрым делам, помощи ближним, не ссориться, никого не обижать.)

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:

Учитель:

–    Какое домашнее задание было предложено вам? (1. Подобрать пословицы о добре и зле, объяснить слова однокоренные словам добро и зло.)

-А что такое добро для вас? (Ответы детей.)

– Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное, бескорыстное.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

 Чтение подготовленной ученицей стихотворения Ольги Слепенькой “Что такое добро?”

 (слайд 5)

Добро – это ты!

Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро –  это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама и папа рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

– Какие вы нашли пословицы о добре? Слайд 6.

1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро – добро найдешь.
3. Добрый человек – несет мир.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. На добрый привет – добрый ответ.
6. При солнышке тепло – при матушке добро.
7. Доброе дело дороже – богатства.
8. Доброе дело лечит, а злое калечит.
9. Делай людям добро – будешь сам в добре.

10. От добра добра не ищут.

– Как вы думаете, на  земле много добрых людей?

– Легко ли быть добрым? (Учащиеся исполняют песню «Доброта») Слайд 7

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

–  Приведите  примеры неравнодушного поведения людей в разных ситуациях. В этом вам поможет газета, которую мы коллективно оформили к уроку. Слайд 8.

– Как вы понимаете слова: Слайд 9

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Добросовестный – честно выполняющий свои обязанности, обязательства.

Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.

Добропорядочный – достойный одобрения.

Добронравный – отличающий хорошим поведением, хорошим нравом.

Добродетель – положительное нравственное качество, высоконравственный человек.

Добродушный – добрый и мягкий по характеру.

Доброжелатель – тот,  по доброму относится к кому-нибудь.

Добряк – добрый человек.

Будьте добры – просьба.

Доброго здоровья – пожелание благополучия.

В добрый путь! – пожелание успеха.

Добрый день – приветствие.

По доброй воле – без принуждения.

– Назовите добрых сказочных героев. Слайд 10

– Назовите понятие противоположное добру. (Зло)

Объясните слова: Слайд 11.

Зло – нечто дурное, вредное, плохое.

Злоба – чувство злости.

Злобный – исполненный злобы.

Зловещий – предвещающий зло.

Зловредный – очень вредный.

Злодей – человек, который совершает зло.

Злонравный – с дурным нравом, характером.

Злопамятный – долго помнящий зло.

Злорадный – подлый.

Злословие – злые, недоброжелательные слова.

Злюка – тот, кто постоянно злится из-за плохого характера.

Злость – враждебное чувство, настроение.

Злоумышленник – преступник.. или человек замышляющий зло.

– Назовите злых сказочных героев. Слайд 12.

3. Продолжение работы на понятиями «добро» и «зло». Чтение о обсуждение статьи учебника.

  – В ходе исторического развития общества и культуры, менялись и представления о добре и зле.

1)Работа по учебнику с.14-15. Слайд 13.

– Почему знания о добре и зле важно для людей?

– О чём мы узнали из статьи учебника? (Как менялись представления о добре и зле в разные эпохи истории.)

2) Беседа по картине Ф.Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод».

4. Релаксация.

– Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

– Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

– На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).

– А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).

– Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»).

– Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

– Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу)

5. Повторение золотого правила морали.

«Не  поступай по отношению к  другим  так,  как  ты  не хотел   бы, чтобы   они поступали  по  отношению  к тебе»

– Какую же мы с вами выберем дорогу в жизни? (Дорогу добра)

Дети исполняют песню «Дорога добра» Музыка В. Шаинского, слова М. Танича. Слайд 14


1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Припев:
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.

     2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба,
Ведет себя, не как сестра.

Припев:
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему всегда иди,
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.

5. Подготовка к выполнению домашнего задания:

– О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

– Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Слайд 15.

6. Домашнее задание:

1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 14-15).

2. Ответить на вопросы (с. 15)

7. Рефлексия:

Дети читают стихи:
1. То жара на планете , то вьюга
Только вместе нас не испугать.
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем уважать.

       2. Сердце бьется то громче, то тише,
Но любому всегда и везде
Так приятно “спасибо” услышать
И “пожалуйста” молвить в ответ.

       3. Всякой встрече грозит расставанье,
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать “до свиданья!”,
Чтобы ” здравствуйте” завтра сказать.

       4. Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять,
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.

Читает учитель или дети.
– Здоровайся при встрече.
– Не груби, даже если сердит.
– Проявляй доброжелательность.
– Будь вежлив и воспитан.
– Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
– Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
– Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

Групповая работа: пока одни дети читают стихи, другие слушают и коллективно читают правила поведения, группа ребят собирает символическое солнышко, лучи которого состоят из вырезанных из цветной бумаги ладошек учеников.

– Пусть наше солнышко сохраняет тепло ваших сердец, согревает нас и напоминает  об уроке.

8. Итог урока:

 – Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

– Какую же дорогу в жизни мы выберем?

– Всем спасибо за урок. Слайд 16.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

Открытый урок по светской этики

Тема: «Добро и зло»

4 класс

Учитель: Грушина Наталья Евгеньевна

2012 г.

nsportal.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: ОРКСЭ модуль “Светская этика” урок “Добро и зло”

Методическая разработка к уроку

по теме « Добро и зло»

в 4 классе

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль   «Светская этика»

   

                                                     

                                                     

 Автор:     Димкова Н.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5 Абинский район

     МО Абинский район

Цель урока:  познакомить с такими общечеловеческими понятиями как «добро» и «зло»

Задачи:

обучающая:    раскрыть смысл понятий «добро»  и  «зло»;

                          формировать умение правильно оценивать себя и других;

развивающая:   развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать  

                           словарный запас;

воспитательная:  воспитывать доброжелательность, уважительное

                               отношение друг к другу; осознать, что нужно и что не  

                               нужно делать для того, чтобы жить в ладу со своей

                               совестью, испытывая духовную радость.

Ключевые слова:  добро, зло;

Оборудование:  компьютер, презентация, мультимедийный  проектор,

                             презентация, толковый словарь Ожегова;

Педагогические технологии:  проектная деятельность, здоровьесберегающие;

Формы и виды работы:  беседа, устное высказывание на тему, работа с

иллюстрированным материалом, работа в группе.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Учитель: Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!
  3. Введение в тему.

Чтение и обсуждение  притчи.

О добре с умом

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

 – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

       Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили    в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

       Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

 – Зачем столько птиц? Император ответил:

 – У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

 – Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил император.

 – У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

 – Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:

 – У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

 – Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:

 – И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

Учитель: – Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить. Но для начала мы еще раз обратимся к тексту и ответим на некоторые вопросы:

– как называется наша притча?  О чём она?  (высказывания детей)

– назовите главные слова  (Предположительный ответ: добро и зло)

Учитель: – Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь. (Слайд 1-2)

Ш. Новая тема. 

1. Работа  со статьей учебника. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

2.  Беседа.

– Что же такое добро и что входит в это понятие?

– Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

– Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

– Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Добро – это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Как вы понимаете понятие «Добро»? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта,  добрый) Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? (Слайд 4)

Вывод: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят…

– Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.  Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя  сильным, запугать,  потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. (Слайд 5)

IV. Закрепление.

  1.  Работа со сказками.

– Ребята, вы любите сказки. Почему? Сейчас  посмотрим, как вы знаете  сказки?

  1. С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках  есть волшебная сила

Их девочка Женя о чем-то просила

Что надо сказать  лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»),  В. Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему,  вели.

– Это сказка о добре или зле? Аргументируйте свой ответ.

– А вот еще сказка.

Гнулись сосны до земли

           Злые люди в лес дремучий

           Сиротинку отвели.

                 Замолчать заставили

                  Замерзать оставили.

                  (Сказка «Морозко»).

                  -А эта  сказка о ком? Почему вы так решили? Докажите.

2. Работа в  тетради.

 Составьте пословицы и высказывания. Соедини линией.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

чтобы тебя не погубило зло

Твори добро, чтобы любя

От доброго – добро,

От злого – зло родится

Худо тому,

добро нашло тебя

Зла не верши,

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

кто добра не делает никому

 (Слайд 6)

– А чтобы зло не проникло , предлагаю вам собрать пословицу и выстроить из слов дорогу добра.

        

человек

словно

придёт

        

Ответ: (Слайд 7) Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

V.Физминутка. (Слайды 8-15)

VI. 1  Обсуждение  проблемного вопроса  «Как  можно  управлять и побеждать зло» (Слайды 16)

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше?  Сначала она приводит в движение руки и ноги.

Люди пускают в ход кулаки. Потом движется в область шеи. Здесь было широко, а здесь узко. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем. Зло часто оказывается сильнее.  «В гневе человек теряет свой человеческий облик».

– Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик? (1-осознать ошибку; 2- попросить прощение.)

VII. Мини-проект.   ( Слайд 17)

Учитель:

– Я предлагаю вам   построить надежный щит  на пути зла. В  помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.(Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

Учитель:

-Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: « От зла можно закрыться только добром!»   (Слайд 18-19)

2.  Работа с текстом В. Осеевой «Сыновья»

 Прочитай  рассказ  и ответь на вопросы.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.  А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Как ты понимаешь слова старика? Что значит быть сыном, дочерью?

        

VII. Итог урока.    О  чём мы сегодня с вами разговаривали? Что больше вам по нраву добро или зло?  Почему?

VIII.   Рефлексия (Слайд 20)

– Спасибо вам, ребята.  

 – Но мне хочется узнать,   понравился вам урок или нет. На столах лежат  цветочки, возьмите себе тот, который подходит вашему настроению.

       

 Красный – прекрасное, мы подружились;

 Желтый – не очень хорошее, сомневаетесь;

 Зеленый – плохое, со мной не согласны.

 – Поднимите ваши цветочки вверх и я увижу, какое настроение  осталось у вас после урока.

 – Я рада, что мне удалось подарить вам минуты радости творчества.

  – В конце урока хочу предложить вам стихотворение.

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

IХ.  Творческое домашнее задание. (Слайд 21-22)

(По выбору)  – сочинить сказку о добре совместно с родителями;

 – описать, нарисовать свой добрый поступок.        

                       

Список использованной литературы:

1. Внеклассные мероприятия: 4 класс / Жиренко О.Е., Яровая Л.Н.- Москва: ВАКО, 2008

2.Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов.  Москва: Лика, 2006

3. http : //festival.1september.ru/articles/600207/

nsportal.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Урок по теме «Добро и зло»

Исаева Г. Н.

МОУ «Каслинская СОШ №27»

г. Касли  Челябинской области

Урок по теме «Добро и зло» в 4 классе

по предмету  ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

Цель: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «Добро и зло»

Задачи: 

1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие;

2. воспитывать доброту,  милосердие, уважение друг к другу и окружающим;

3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;

4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.

Методы: эвристическая беседа, игровой, проблемно-поисковый, метод релаксации, моделирования, наглядный

Формы работы:   групповая, фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование  урока: пословицы, весы, кукла, учебник, корзинка «Добрых дел», словарь Ожегова, карточки сказочных героев, фонограмма песни «Дорогою Добра», презентация.

Планируемые результаты

Личностные

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные

1. Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;

3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.

Предметные

1. Знание смысла понятий  «Добро и зло»;

2.Умение анализировать поступки на основе морального выбора;

3.Уметь приводить примеры хороших  и плохих поступков.

Ход урока

  1. Организация, настрой

Мне приятно снова встретиться с вами. Сегодня урок называется открытым. В гостях у нас  учителя нашей школы. Я думаю, что у нас все получится. А сейчас улыбнитесь!

2. Введение в тему

         Послушайте притчу.

Однажды один старый мудрец – индеец вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком:

-Почему бывают плохие люди? – спросил внук.

-Плохих людей не бывает – ответил вождь.

В каждом человеке есть 2 половинки –  светлая и  темная. Светлая сторона души призывает к любви, доброте, миру, надежде. А темная сторона олицетворяет эгоизм, разрушение, ложь, измену. Это как битва 2 волков. Первый волк светлый, а другой темный.

-Понятно – сказал взволнованный малыш.

А потом спросил:

– А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель:

Что имел ввиду старый индеец, когда говорил о 2 половинках у человека , о белом и о темном волке ?

Какая тема урока? ( Добро и зло)

3. Целеполагание

Тема   урока « Добро и зло».

-Знакомы ли вам эти понятия?  Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории.

Задачи урока ставят дети:

1.Подробно разобрать, что такое добро и зло.

2.Научиться различать добро и зло.

3.Сделать правильный выбор: идти по дороге Добра или быть страшным человеком.

4.Новые знания

Работа в парах. Записать по 2 слова на карточках, которые относятся к понятию добро и зло (дружба, забота и т.д.).

-Давайте сформулируем, что же такое добро? (дети читают с листка)

-А теперь обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд 1

Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Работа с учебником

Чтение  абзаца о добре.

-Что же значит делать  добро?

(совершать поступки не за похвалу или награду, совершать бескорыстно)

 Давайте сформулируем, что же такое зло? (дети читают с листка)

Слайд 2

-А теперь обратимся к словарю Ожегова.

Чтение абзаца из учебника

Слайд 3

Учитель.

Злых поступков совершается немало, поэтому 10 декабря 1948 года была провозглашена Всеобщая декларация прав человека, то есть заявление людей всего мира о правах  и достоинствах человека. Декларация прав призывает к стремлению совершать добрые поступки и бороться со злыми.

Учитель

Вот и мы  сейчас попробуем избавиться от зла. Как? (порвем карточки на которых написано зло).

Это мусор, грязь, от которого нам плохо жить.

4. Применение новых знаний

Работа групп

« А что же говорят люди» ( пословицы ) -1 группа

« Кукла Настя»                                          – 2 группа

-Встречали ли вы  в жизни  невоспитанных людей?

 А какие они?

 Могли ли они  обидеть куклу Настю? Как?

(Ты такая неуклюжая. У тебя дешевый старый телефон.  Ты ничего  не умеешь. Ты некрасивая. Тебя никто не полюбит .)

 При оскорблении загибаются уголки у куклы.

Учитель

Что стало с куклой?  Такая была она в начале? Можно ли что-то изменить?  Как?

(дети говорят слова- извинения)

-Ты очень добрая. Тебя обязательно полюбят. Телефон не главное в жизни.

 При извинении дети разгибают уголки.

Учитель

Кукле стало лучше, но стала ли она такой, какая была в начале?

Вывод делают дети:

Боль остается в душе еще очень долго.

Слайд 4

Доброе слово лечит, а злое калечит.

А теперь посмотрите сценку и скажите:

Какую мудрую ценность вы увидели?   – группа 3

«Однажды Добро пришло в гости к Зло. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но не слова худого не сказало, только  поблагодарило его за угощение .

-Что-то сахар у Вас неочень сладкий. Возьмите деньги, купите конфет к чаю.

Зло все перекосилось, но пришлось взять.

Так Добро отплатило Злу добром.

Вывод делают дети:

Добро всегда сильнее зла.

Слайд 5

Побеждай зло добром.

Задание для 4 группы

В конверте у нас лежат карточки, на которых написаны имена героев разных сказок.

– Если герой положительный, кладем карточку на чашу весов «Добро», а если отрицательный – на чашу «Зло».

 Учитель:

Что заметили?  ( Чаша с добром перевесила чашу со злом)

Вывод делают дети:

Слайд 6

Добро побеждает зло.

5. Проблемные ситуации

Иногда человек бывает в такой жизненной ситуации, где нужно принять правильное решение, сделать правильный выбор:

– Как поступили бы вы  в следующих ситуациях?

1. У девочки нет папы. Он умер. Вы оказались      рядом, когда одноклассницы дразнили девочку. Безотцовщина. Как поступите?

2. Вы едете в маршрутке. Все места заняты. На остановке входят несколько человек.  Из них очень старая  бабушка с сумкой. Как поступите?

3.Твой друг  в раздевалке вытаскивает из карманов вещи и деньги. Как поступите?

6. Итог урока

Где взять доброе дело? Да просто быть внимательнее, потому что рядом живут люди, которые нуждаются в заботе и помощи.

Расскажите о добром поступке, который совершили вы и положите красное сердечко в «Корзинку добрых дел».

Какие чувства вы испытывали, когда совершали добрые дела?

А что чувствовали люди, которым вы помогали?

Вы добрые дети. Пусть добро растет с вами в ваше душе. Пусть как можно чаще в вашей жизни появляется желание делать добро.

7. Релаксация

Давайте вернемся к притче:

Мальчик спросил:

-А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и сказал:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель  

Что это значит?

У каждого человека свой путь: идти по дороге добра или быть страшным человеком.

Сделайте свой выбор.

На доске два плаката «Дерево добра» и «Дерево зла». (дети под фонограмму песни «Дорогою Добра», клеят листочек на осеннее дерево).

Я благодарю вас за теплый доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.

8. Домашнее задание

13 ноября отмечается Всемирный день Доброты. Подготовьте сюрприз и оформите открытку. Подарите ее тому, кто нуждается в этом.  

Используемая литература

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.;  А. Я. Данилюк.; 4 кл. М.: Просвещение, 2012.
  2. Основы светской этики.; Студеникин.; 4 кл.; М,: Просвещение, 2012.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение. 2012
  4. Пословицы русского народа.; В.И. Даль в 3 т. М, 1994
  5. Семейная педагогика и домашнее воспитание.; Куликова Т.А.; м.. 2000
  6. Хрестоматия по этике.; В.А. Сухомлинский.; М., 1990
  7. Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994

nsportal.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Конспект урока “Добро и зло”

Урок по модулю «Основы светской этики»

Урок №5

Тема урока: Добро и зло

Ямилова Ирина Платоновна,

учитель начальных классов, МБОУ «Мари Булярская СОШ»

 Цель урока: Формирование у младшего школьника  мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи: 

личностные

– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

–  воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру

– формирование уважительного отношения к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

– развивать умения работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся и культуру выражения мысли;

– формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

– развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Предметные

– формировать знания о добре и зле как  основных этических понятиях;

– знакомить учащихся с закономерностями проявления «добра» и «зла» в личности человека и в окружающей жизни

– формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

Оборудование: учебник, рабочие тетради, ноутбук, проектор, презентация, разноцветные полоски, таблички со словами, карточки  с пословицами, карточки с притчей, чашечные весы, фасоль двух цветов, лист ватмана, готовые детали для аппликации.

Интернет-ресурсы:

1.http://go.mail.ru/search_images?q=%EF%EE%EC%EE%F9%FC+%EF%EE%E6%E8%EB%FB%EC+%EB%FE%E4%FF%EC&is=0&type=all&rch=l

2.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8&rpt=image

3.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C&rpt=image

4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%BB%D0%BE&rpt=image

Ход  урока.

1.Организационный момент.

– Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих.

2. Сообщение темы урока.

– Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующее стихотворение.

 Гласит легенда, в смутное то время,

 Воды с тех пор немало утекло,

 Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

 И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

 Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

 Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

 С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло.  (слайд 2)

– О чем же мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

-Вы догадались верно, Мы попытаемся сегодня ответить на вопросы: что есть добро, а что зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла, что мы можем сделать, чтобы наш мир стал добрее?

 – Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.

3. Изучение нового материала

– Понятиями «добро» и «зло» руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому,  что люди понимают, что такое добро и зло, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом и запрещать, предотвращать ссоры, насилие, проявление жестокости. Рассмотрим подробнее, что же такое добро и что такое зло.

– А как вы думаете, что такое добро?  (мозговой штурм) (слайд3)

А) Работа над понятием «добро»

– Начнем с добра. Выберите из предложенных тот цвет, которым мы можем обозначить «добро», обоснуйте свой выбор.

(красный, черный, желтый, зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, коричневый, золотой)

– А теперь посмотрите, как объясняется слово доброта в толковом словаре.

 (В.И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».

 С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».)  (слайд4)

Прочитай текст учебника стр. 12 от слов «Добро- это…» до слов стр. 13 «Например, если…».

–  Прочитайте. Сделайте вывод, что такое добро.   (слайд5)

   -Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям

-Итак, на маршруте Добра мы сделаем 3 остановки.

(на доске таблички :  «Добрые слова»,  «Добрые мысли», «Добрые поступки»)

«Добрые слова»

–В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие? ( дети называют волшебные слова )                                                                          – Для чего они нужны людям?

– Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим. Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость  -добрыми словами можно его поздравить.    А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.

Вывод:  Говорите друг другу как можно больше добрых слов.

 Игра «Аукцион добрых слов»

 А сейчас встаньте в круг и скажите как можно больше добрых слов своему соседу.

Вывод:  Не  скупитесь и стесняйтесь, говорить добрые слова.

«Добрые мысли»

 Работа над  пословицами.

– С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

– Какие пословицы и поговорки о добре и зле  вы знаете? (высказывание ребят)

 Игра «Собери  пословицу» 

(каждый учащийся на карточке стрелками соединяет начало  пословицы с её концом)

 Кто любит добрые дела,                   будешь и сам без беды.

Делай другим добро –                            тому и жизнь мила.

Доброе слово человеку,                       на добрые дела.

Жизнь дана                                           а злое калечит.

Доброе слово лечит,                            что дождь в засуху

Добро помни, а                                    пожнёшь.

Что посеешь, то и                                зло забывай.

За добро                                               добра не делает никому.

Худо тому, кто                                    добром платим.

(Проверка по слайду  6)

Вывод:   В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли.

«Добрые поступки»

   – Только ли хорошие слова нужно говорить, чтобы быть добрым?
– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.

Понять и исполнить
Желание другого —
Одно удовольствие —
Честное слово!

Ученица. Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее — хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут.

 Работа в группах. ( слайд 7)

 Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;
  • приятель в компании беззастенчиво врёт;
  • родители несправедливо сердятся;
  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

Вывод:    Вы должны с уважением относиться друг к другу, понимать и чувствовать человека.

Физминутка.

 Б) Работа над понятием «зло».

– Выберите из предложенных тот цвет, которым мы можем обозначить зло. (красный, черный, желтый, зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, коричневый, золотой)                                                      

– Как вы думаете, что такое зло? ( слайд 8)

– Обратимся к толковому словарю.

(В. И. Даль: «Худое, лихое; противоположное добру»

 С.И.Ожегов: «Нечто дурное, вредное, противоположное добру. Беда, несчастье, неприятность». (слайд 9)

   – Как с точки зрения русского языка называются слова «добро» – «зло»? (антонимы)

– Прочитай текст учебника стр.13 от слов «Зло – это…» до конца стр. 13.  

Вывод :  Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро.

4. Закрепление нового материала

1) Задание в тетради.

Учитель. Ребята, распределите сказочных героев. В сказках встречаются добрые и злые герои.   Сейчас, мы с вами поиграем в игру и проверим правильно ли вы сделали задание. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич,  Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина. .

2) Работа с произведениями

Добро и зло можно увидеть в художественных произведениях, в устном народном творчестве – притчах.

– Возьмите карточку. Прочитайте притчу. Посовещайтесь и ответьте на поставленный вопрос.

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ответить на вопросы:

– Как вы понимаете слова вождя: «В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная»?

– Почему в притче сравнивается «битва» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?

– Понял ли внук сравнение «битвы» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?

– Как вы понимаете заключительные слова притчи: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

3) Практикум

Учитель. Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (слайд 10)

Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло”

 – Сначала мы ответим на вопрос: “Что такое зло?”    (В ходе ответов детей на чашечку весов  кладется темная фасоль)

– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,  по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

 (Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу белую фасоль. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки  добра, сливаясь, превращаются в ручеёк,  ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. (слайд 11)

      На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.

Учитель.  Ребята, как мы назовём эту картину? (высказывание ребят)

Учитель.  Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (высказывание ребят)

Учитель.  Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.

(слайд 12)

 Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

7. Подготовка к выполнению домашнего задания:

– О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

– Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

8. Домашнее задание:  (слайд 13)

1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).

2. Ответить на вопросы (с. 13)

3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.

4. Нарисуй символы добра и зла (по желанию)

9. Итог урока:

 – Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

– Какую же дорогу в жизни мы выберем?

– Оцените урок. Удовлетворены ли вы результатом своей работы? (слайд 14)

– Спасибо за урок!  (слайд 15)

nsportal.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Урок №5 по ОРКСЭ по теме “Добро и зло”

                                                                         Технологическая карта урока

Учитель: Шарахова Оксана Валерьевна

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Добро и зло.

Место урока в изучаемой теме: 5 урок

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.

 Задачи урока:

1.Образовательные:

– Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

– Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

– Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.

Технологии: 

– Проблемный диалог

– ИКТ

– Продуктивное чтение.

– Ситуативное обучение.

– Здоровьесберегающие

Методы обучения: 

– Проблемно-поисковые

– Практические

– Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

– Фронтальная

– Индивидуальная

– Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.

Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.

Планируемые результаты:

Предметные: высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Совершенствования понятий добра и зла.

Метапредметные:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(Планируемые результаты)

1.

Организационный

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

-Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Выйдите, пожалуйста, к доске. Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое  хорошее настроение, почувствуйте его тепло.

-Что символизирует наш круг? (солнце) Слайд2

-Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. Садитесь.

Берутся за руки

Эмоциональный настрой

2.

Постановка учебной задачи

 Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

 В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете…(мама)  Слайд 3

-Закройте глаза. Представьте маму такой, какой она была , когда вы были совсем маленьким ребенком. Вы прижались к ней, она вас обняла.

Что вы почувствовали?  Откройте глаза. У вас на столе незаконченная фраза, продлите одним словом.

Прижавшись к маме, я почувствовала…

(Предполагаемые ответы: тепло, ласку, любовь, покой, защиту).

– Каким одним словом(понятием) можно объединить эти слова? (ДОБРО)

– Посмотрите на следующий слайд. Что это? (война)

Слайд 4

– Что вы чувствуете, когда произносите это слово?

(Предполагаемые ответы: страх, ужас, смерть, темноту)

– Назовите одним словом. (ЗЛО)

– Назовите тему урока. Слайд 5

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

(Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)

Слушают, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Познавательные УУД:

– логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

– самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

– целеполагание

Личностные УУД:

– интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

– Ребята, а зачем нам это знать?

-Можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро?

– Сколько времени понадобиться для этого?

– Правильно, всю жизнь. Я сейчас вспомнила пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро,  и оно к вам вернется.  Слайд 6

– А как вы думаете, что такое добро?

– А что такое зло?

– Можно ли сразу разобраться в этих вопросах?

– Вы хотите в этом разобраться?

– Послушайте притчу «Помни добро и забывай зло»

Слайд 7

Как-то 2 друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Они продолжили путь и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул. Друг его спас. Когда он пришел в себя, написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину и который спас ему жизнь спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.»

-Подумайте, о чем эта притча?

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

-А вы хотите в этом разобраться? (выслушиваю ответы)

– На этот вопрос однозначно ответить сложно. Разрешить этот вопрос помогут нам весы. На одну чашу весов мы будем класть зло. Это будут черные фишки. А на другую – добро. Это будут белые фишки.

Но прежде, чем поработать с весами, выясним,  что такое добро и зло

Размышляют

Коммуникативные УУД:

– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

– умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

4.

Работа по теме

Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (словарь, учебник стр.12-13 )

– Вы распределены на группы. У каждой группы на партах вопросы.

1 группа:

-что такое добро?

-какие добрые поступки, дела вы совершили в своей жизни?

– примеры из литературы.

2 группа:

-что такое зло?

-каким себе представляете злого человека?

-примеры из литературы.

Работа в группах

Познавательные УУД:

– умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

– усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Физминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Звучит песня «Дорогою добра». Слайд 8-16

Выполняют гимнастику

6.

6.

Первичное закрепление

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Итоги урока

Цель: выяснение достигнутых результатов

Проверка полученных результатов.

От каждой группы выступает  ученик.  Начинает группа, которая готовила сообщения о зле.

– Какие поступки и качества вы можете назвать злом?

(Называем  и кладем фишки на весы)

– Что узнали о добре? (выступление 2 группы)

– Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте называть добрые поступки, и по капельке положим их на чашу весов.

– Что же у нас получилось?

 Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

– Вот видите, как можно победить зло.

– В ваших это силах? От чего это зависит?

– Только от человека зависит, что он вырастит в своей душе добро или зло. Слайд 17

– А зло можно причинить только действиями?  (Нет. Словами,  мыслями).

– А по отношению к кому мы еще  проявляем  добро или зло? ( К животным) Как?  Слайд 18

– Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?  

– Что вы узнали? Что поняли?  Слайд 19

– Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира.

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит много тысячелетий добро и зло существуют на земле. Но если мы с вами будем бороться со злом, то его станет меньше.  

Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

-Вы готовы к этому?

-Я предлагаю сделать одно доброе дело всем вместе. У меня на столе фигуры(дом, человечки, солнце, дерево, собака) Выйдите к доске. Наклейте фигуры на доску.

-Что у нас получилось? (Картина добра, мира, покоя, семьи)

-Вот в таком мире мы должны с вами жить.  Слайд 20

Дети приводят примеры.

Высказывают предположения

Слушают, отвечают на вопрос

Регулятивные УУД:

– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

– самоопределение

6.

Домашнее задание

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание   Слайд 21

– Можно выбрать одно или два задания,  по вашему усмотрению.

– Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Создание условий для рефлексии

  1. Сегодня я узнал(а).   Слайд 22
  2. Я понял(а)…
  3. Я почувствовал(а)…
  4. Я научился(ась)…
  5. Было интересно…
  6. Мне захотелось…
  7. Урок дал мне…

Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»   Слайд 23

-Спасибо за урок.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

nsportal.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Конспект урока на тему “Добро и зло”

Подготовила: Волкова Анна Александровна

                       

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Урок №5

Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Цели:

1)образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить  сущность известных понятий, пополнить  словарный запас учащихся;

2)развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам;развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;

3)воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного  отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.

Оборудование урока: басня Л.Н.Толстого «Волк и белка»; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры.

Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно – поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки «добро», «зло», жетоны, заготовки для композиции, зеркала.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Дорогою добра»)

Придумано кем-то просто и мудро

 при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

 Доброе утро приветливым лицам!

  1. Тема, цель, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?

Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 1)

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

(высказывания детей)

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло? (слайд2)
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым. (слайд3)

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 4,5)

  1. Подготовка к изучению нового

Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” – и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы – и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала – тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла – эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок…и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?


Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир – это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

  1. Изучение нового.

Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.  (плакат ха-ха-ха)

 Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (учебник, словарь)

5. Самостоятельная работа

У нас 4 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)

  1. Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, третья и четвертая группы  работают  со словарями Ожегова: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения. (слайд 6+ музыка)

Итак: (слайд 9)

  • Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
  • Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.

– Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему?

– Как вы поняли, что входит в современное понятие добра? (ответы учащихся).

На доске высказывание о добре и зле («Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла»).

– Прочитайте высказывание о добре и зле. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры, которые могут подтвердить вашу точку зрения (ответы учащихся).

На доске высказывание Г. Гегеля: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».

– Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.

– Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).

  1. Первичное закрепление. (слайды 12-16)
  1. Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?

Обсуждение картинок.

  1. Чаша (слайд 17)

Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.

( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик  читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она – о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета  – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу.

                     

Пословицы. (слайд 18)

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слова и железные воРота открывает.

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь – на беду набредешь. (Про зло).

Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

8. Напишите на листочке слово «добро» по букам, располагая их вертикально. Запишите слова или словосочетания на каждую букву , с которой начинается новая строка, как вы понимаете это слово. Выберите вариант для чтения всему классу. 9. Прочитайте определение понятия добра в учебнике на стр. 12 и сравните с вашими ответами. Как изменилось или дополнилось ваше представление о добре? Запишите понятие «добра» в тетрадь.

  1. Физминутка

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

Приготовились. (слайд 19)

Закрепление

Формирование умений и навыков.

1) Работа с устным народным творчеством (материал для работы: басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»). У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.

Л.Н.Толстой.

Белка и волк.

          Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

3. Как вы думаете , чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё продолжение этой сказки. ( Работа в группах) 4. Поделитесь с классом , зачитайте ваши ответы. 5. Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.       

   Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.

6. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ Белки? Что общего во всех ответах? Учитель фиксирует ответы детей и выделяет на доске ключевые слова, относящиеся к понятию «добро». 7. В чём же главная причина хорошей жизни белок? Что такое «добро»?

– Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).

2) Творческая работа (выполняется в тетрадях).

– Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни «Белка и волк», которую вы представили бы в облике человека.

– Какие черты лица будут говорить о ее доброте?

– Какого цвета у нее будет одежда?

Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам). Самостоятельная творческая работа предполагает дальнейшее развитие.

Добрый человек:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

4. Домашнее задание.

– Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле.

5. Итог урока.

– Пора подвести итог нашему уроку.

– Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? (ответы учащихся и коррекция ответов учителем).

6. Оценка знаний.

– Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

  1. Работа со сказками (работа в группах)

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.

Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? (Слайд 21)

Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. (слайд 22). Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

nsportal.ru

План-конспект урока (4 класс) по теме: Урок по ОРКСЭ. “Добро и зло”

Работа в группах.

Учитель:

– В начале урока каждый из вас выбрал фрагмент карточки. Это не просто кусок бумаги, если вы правильно соберете карточку, то сможете прочитать притчу.

Учащиеся собирают карточку в единое целое (пазлы) и читают притчи.

Учитель:

-А теперь я попрошу одного ученика от команды прочитать свою притчу для всего класса.

От каждого стола один из учащихся читает притчу вслух.

После происходит обсуждение услышанного.

Притча 1.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча 2.

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили за поучение и удалились в размышлении.

 Притча 3.

Был у гнева единственный сын. Звали его – зло. Такой, что ему самому было с ним очень трудно. И решил гнев его женить на какой-нибудь добродетели.

Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак. Но осталось от него дитя – злорадство.

Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!

 После прочтения Притчи №3:

Учитель:

-Ребята, а какие непонятные слова вы встретили в этой притче? (добродетель, злорадство.)

 – А кто знает, что они обозначают? (Варианты)

-Что нужно сделать, чтобы точно узнать значение слова? (Обратиться к толковому словарю)

-Пожалуйста, найдите значение этих двух слов.

Ученики читают определение. Учитель открывает на доске заранее написанные определения (можно сделать слайды).

  1. Добродетель – положительное нравственное свойство характера человека.
  1. Злорадство – радость, связанная с чужой неудачей.

Учитель:

-Какие еще два слова нам надо посмотреть в словаре? (Добро и зло)

Учащиеся находят эти слова.

  1. Добро – наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности. Близко к понятию хорошо.
  1. Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда

Учитель:

-А теперь запишите в наш словарик все эти определения.

Физкультминутка.

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *