Должностная инструкция педагог психолог в доу – Должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ

Содержание

Обязанности психолога в детском саду

Психологу в детском саду принадлежит очень важная роль.

Он является одним из основных специалистов.

Психолог наблюдает детей с первого дня их пребывания в дошкольном образовательном учреждении до самого выпуска.

При этом выполняет целый ряд должностных обязанностей.

Направления работы психолога в детском саду

Педагог-психолог обязан трудиться в нескольких направлениях:
  • работа с детьми;
  • сотрудничество с родителями воспитанников;
  • взаимодействие с персоналом дошкольного учреждения;
  • ведение документации;
  • повышение квалификации.

Обязанности психолога в детском саду

В должностные обязанности психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, входит широкий перечень действий.

Помощь ребенку в адаптации к детскому саду

Оказавшись в новой обстановке, многие дети могут пребывать в состоянии стресса.

Это относится не только к малышам, впервые переступившим порог дошкольного учреждения, но и к ребятам постарше, переведенным из другого садика в связи с переездом или по другим причинам.

Обязанность педагога-психолога – помочь каждому ребенку ощутить себя комфортно в условиях детского сада.

Работа ведется в детском коллективе в целом, в подгруппах, а также индивидуально.

Психологическая диагностика

Психолог проводит обследование детей. Плановая диагностика осуществляется минимум два раза за учебный год – в начале и в конце.

Ее цель – определить динамику развития каждого ребенка.

Для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, проводится промежуточное обследование в середине учебного года.

Дополнительная диагностика может быть организована по запросу педагогов или родителей.

При обследовании специалист использует различные методы:

  1. Наблюдение. Психолог выполняет роль зрителя. Он наблюдает за детьми в различных режимных моментах: в общении с другими ребятами, в игре, на занятиях, на прогулке. Особое место данному методу отводится в период адаптации.
  2. Методики исследования психических процессов: основных видов внимания и памяти, восприятия, мышления. Они предполагают применение специальных игр и упражнений.

Сравнивая результаты с установленными возрастными нормами, психолог получает общую картину развития ребенка. Специалист определяет состояние эмоционального фона, способности, наклонности, базовые навыки, знания и умения воспитанника. Кроме того, выявляет имеющиеся проблемы:

На основе материалов обследования специалист составляет психолого-педагогическое заключение. С ребятами подготовительной группы психолог проводит диагностику готовности к обучению в школе.

Участие в работе ПМПк детского сада

В каждом дошкольном образовательном учреждении функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, состоящий из педагогов детского сада.

Основная его цель – организация сопровождения воспитанников.

Особую роль ПМПК играет в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

В ходе консилиума каждый педагог, в том числе и психолог, делает заключение и дает свои рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Плановые заседания проходят три раза в год. Если возникает необходимость, педагоги могут собраться не по графику.

Работа с детьми

Основная обязанность психолога – содействовать развитию воспитанников и проводить психолого-педагогическую коррекцию выявленных проблем.

По итогам диагностики специалист выстраивает и организует групповые и индивидуальные занятия с детьми:

  1. Участвует в разработке развивающих и обучающих программ.
  2. Определяет методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков.
  3. Проводит игровые психологические тесты и упражнения.
  4. Осуществляет индивидуальную работу по коррекции нарушений поведения и личностного развития дошкольников: застенчивости, агрессивности, плаксивости, восприимчивости и других особенностей.
  5. Принимает участие в создании благоприятного микроклимата в детских коллективах.

Семейное консультирование

Одна из обязанностей психолога в детском саду – просвещение родителей воспитанников, которое может иметь различные формы:

  1. Индивидуальные консультации. Если психолог выявил проблему в развитии или поведении дошкольника, он приглашает на беседу маму, папу или того взрослого, который является законным представителем ребенка. В рамках беседы специалист подсказывает варианты решения проблемы. Старается донести до родителей важность слаженных действий семьи и детского сада. Если один из родственников испытывает трудности в общении с ребенком или замечает особенности в его поведении, он может проявить инициативу и обратиться к психологу за помощью и поддержкой. Для родителей будущих первоклассников специалист обязательно проводит индивидуальные консультации, на которых рассказывает об уровне готовности ребенка к школе.
  2. Выступления на родительских собраниях, а также участие в семинарах и клубах для родителей. На подобных мероприятиях психолог освещает определенную тему, способствуя повышению педагогической грамотности родителей.
  3. Подготовка буклетов
    , памяток и материалов для информационного стенда.

Помощь педагогам

Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:

  1. На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
  2. При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
  3. Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
  4. Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.

Ведение документации

В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.

Примерный перечень:

  1. План работы на неделю.
  2. Годовой перспективный план работы.
  3. Журнал учета проведенной работы.
  4. Журнал групповых занятий.
  5. Журнал индивидуальных занятий.
  6. Журнал консультаций.
  7. Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
  8. Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
  9. Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.

Повышение квалификации

Педагог-психолог обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы, посещать методические объединения психологов, участвовать в семинарах, осваивать новые технологии развития и обучения детей.

Педагог-психолог должен знать:

  1. Законы, постановления и другие нормативные правовые документы сферы образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка.
  2. Психологию: общую, дифференциальную, детскую, возрастную, психологию личности, социальную, медицинскую, основы психологии труда и психологического консультирования.
  3. Общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии.
  4. Нормы охраны труда и правила техники безопасности.
  5. Правила оказания первой доврачебной помощи.

От того, насколько профессионально психолог выполняет свои обязанности, зависит успешное развитие дошкольников, их эмоциональное благополучие и даже психологический климат в педагогическом коллективе. Это специалист, который помогает детям, их родителям и персоналу жить дружно, развиваться и учиться вместе, чувствуя себя легко и комфортно.

momjournal.ru

Должностная инструкция педагога-психолога детского сада

Согласовано Утверждаю
Председатель ПК Заведующий
МОУ детского сада N__ МОУ детского сада N __
_______________________ __________________________
«___» ______________200__г. «___» ______________200__г.

Должностная инструкция педагога-психолога

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог назначается на должность из числа лиц с высшим профессиональным образованием.
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.4. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.5. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.6. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия воспитанников.
2.2. Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию детей, и принимает меры по оказанию детям различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
2.4. Оказывает помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
2.5. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

2.6. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентирования педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
2.7. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
2.8. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.
2.9. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.10. Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуру полового воспитания.
2.11. Консультирует педагогов по вопросам практического применения психологии, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.

3. Педагог-психолог должен знать

3.1. Нормативные правовые документы сферы образования.

3.2. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психотерапии, сексологию, психогигиену, психологии труда, психологического консультирования.
3.3. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.4. Порядок оказания первой медицинской помощи.
3.5. Порядок действий в экстремальной ситуации.

4. Права

4.1. Продолжительность очередного отпуска — 42 календарных дня.
4.2. Продолжительность рабочей недели — 36 часов.
4.3. Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

5. Ответственность

Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________

deti-club.ru

Должностная инструкция педагога – психолога в ДОУ

Педагог – психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности руководителем ДОУ, и подчиняется непосредственно заведующей ДОУ. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие необходимую профессионально - педагогическую квалификацию и высшее психологическое образование

Образец должностной инструкции педагога-психолога

1.    Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.

1.2. Педагог – психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности руководителем ДОУ, и подчиняется непосредственно заведующей ДОУ.

1.3. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие необходимую профессионально - педагогическую квалификацию, высшее психологическое образование с подтверждающими документами об образовании. Без предъявления требований к стажу. 

1.4. Проходит медицинский осмотр согласно графику.

1.5. В своей деятельности педагог – психолог руководствуется: Конституцией и Федеральными законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, Законом «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка, иными нормативно – правовыми актами, регулирующими вопросы образования; Уставом и локальными актами ДОУ, в т.ч. правилами внутреннего трудового распорядка, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующей ДОУ и настоящей должностной инструкцией.

1.6. Педагог – психолог работает по графику, утвержденному заведующей ДОУ, с нагрузкой на 1 ставку – 36 часов в неделю. Из них: 18 часов – профилактическая, диагностическая, коррекционная и развивающая работа с детьми, консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами; 18 часов – организационно – аналитическая и статистическая работа, которая может выполняться как в учреждении ДОУ, так и за его пределами, по согласованию с руководителем ДОУ.

1.7. В соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ самостоятельно планирует свою работу при согласовании с заведующим ДОУ. План утверждается заведующей ДОУ

2.    Функциональное направление

Основными направлениями деятельности педагога – психолога являются:

2.1. Психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ;

2.2. Контроль за психическим развитием детей и своевременное оказание психологической помощи воспитанникам, родителям (лицам, их замещающим) и педагогическим работникам ДОУ.

3.    Должностные обязанности 

Педагог – психолог:

3.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в ходе воспитательно – образовательного процесса.

3.2. Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

3.3. Оказывает психолого – педагогическую помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем по запросу. 

3.4. В случаях, не входящих в профессиональную компетенцию, направляет детей на консультацию в медицинские, психолого – медико – педагогические центры.

3.5. Составляет психологические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентирования педагогического коллектива и родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

3.6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения, динамику и анализ данных в соответствие с планом работы, запросами администрации, педагогов и родителей и в рамках консультативного процесса:

Определение уровня психического развития детей и готовности их к обучению в школе;
Наблюдение и индивидуальная работа с детьми в период их адаптации к дошкольному учреждению;
Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей с задержкой психического развития (по запросу специалистов соответствующего профиля)
Индивидуальное обследование по запросам родителей (законных представителей) и педагогов.

3.7. Разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей по вопросам психического развития, воспитания и обучения детей, в т.ч. имеющих проблемы в умственном, эмоциональном и социальном развитии.

3.8. Разрабатывает и использует: коррекционно-развивающие  (апробированные и авторские) программы и технологии.

3.9. Проводит специальные развивающие и коррекционные занятия с воспитанниками по познавательному и эмоционально – личностному развитию на основании диагностических показаний,  в т.ч. в группах компенсирующего вида; тренинги для педагогов и родителей (законных представителей).

3.10. Консультирует всех участников воспитательно – образовательного процесса по вопросам практического применения психологии.

3.11. Ведет необходимую отчетно-учетную документацию по установленной форме и использует ее по назначению. 

3.12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию.

3.13. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников.

3.14. Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, способствует повышению социально- психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей). 

3.15. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующим федеральным государственным образовательным требованиям.

3.16. Участвует в заседаниях педагогического совета, психолого – медико – педагогической комиссии ДОУ, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий.

3.17. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространяет сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

4.    Права.

     Педагог – психолог имеет право:

4.1. Участвовать в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, определяемом Уставом ДОУ.

4.2. Получать от воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей) информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.5. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

4.6. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.7. Самостоятельно выбирать и использовать современные методики и практический инструментарий 

4.8. Повышать свою квалификацию

4.9. Иные права, предусмотренные законодательством РФ

5.    Ответственность

5.1. Педагог – психолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующей ДОУ, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.

5.2. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим или физическим насилием над личностью ребенка, педагог – психолог освобождается от занимаемой должности в соответствие с трудовым законодательством РФ и Законом «Об образовании».

5.3. За нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических правил педагог – психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

5.4. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог – психолог несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.

5.5. Педагог – психолог несет гражданско-правовую ответственность за причинение морального вреда участникам образовательного процесса действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

6.    Взаимоотношения. Связи по должности.

Педагог – психолог:

6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки в соответствии с расписанием, участия в обязательных плановых мероприятиях и самопланирования деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

6.2. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.

6.3. Получает от администрации ДОУ информацию нормативно – правового и организационно – методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с администрацией и педагогическим коллективом ДОУ.

6.5. Подотчетен руководителю ДОУ и руководителю психологической службы органов управления образованием.

www.pro-personal.ru

Методическая разработка на тему: «Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

г. Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»

Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов города Нижневартовска

Тема: «Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Воробьева Наталья Леонидовна

2016 год

Должностная инструкция - это документ, в котором регламентируются все основные моменты, связанные с выполнением работ по конкретной должности.

Она определяет квалификационные требования, функции работника, его права, обязанности, сферу ответственности.

Профессиональный стандарт предъявляет требования к квалификации «Педагог-психолог» и обязательность его применения предусмотрена ч.1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В профессиональном стандарте педагога-психолога конкретизируется трудовая функция, в связи с чем требования к функционалу, предусмотренному должностной инструкцией тоже конкретизируются (должен знать, должен уметь, выполнять)

Основания должностной инструкции

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Действующие "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155
  • «Профессиональный стандарт педагога-психолога», утвержденный приказом Министерства  труда и социальной защиты Российской Федерации от « 24 » июля 2015 г. №514н

Код обобщенной трудовой функции А

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.

Код трудовой функции 01 -07

  1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
  2.  Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений
  3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
  4. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися
  5. Психологическая диагностика обучающихся
  6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
  7. Психопрофилактика 

Содержание должностной инструкции

  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
  • ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
  • ПРАВА
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
  • ВЗАИМООТНОШЕИЯ

«Общие положения», «трудовые функции» и «должностные обязанности»

Учитываются все функции предусмотренные профессиональным стандартом

«Права», «ответственность», «организация труда», «взаимоотношения»

Формируются дошкольными образовательными организациями самостоятельно с учетом специфики деятельности

(примерная должностная инструкция, разработанная в соответствии со стандартов педагога-психолога)

Должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ

СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО

 Председатель профкома                            Заведующий

 _______   ФИО                                   Наименование ДОУ

 протокол № ____ от «__»___ 20__г.                __________ ФИО

                                                        Приказ №__ от "_"._.2016г.

Должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ


1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, действующих "Квалификационных характеристик должностей работников образования», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155, «Профессионального стандарта педагога-психолога», утвержденного приказом Министерства  труда и социальной защиты Российской Федерации от « 24 » июля 2015 г. №514н.

1.2 Педагог-психолог относится к категории педагогических работников и осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего образования.

1.3. Назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.4. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие высшее образование по профильным направлениям.
1.5. В процессе работы педагог-психолог руководствуется законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, требованиями ФГОС ДО и рекомендациями по их применению.

1.6. К работе допускаются лица, не имеющие и не имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.7. Педагог-психолог руководствуется данной должностной инструкцией педагога-психолога ДОУ по ФГОС, Уставом детского сада, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, Трудовым договором, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, приказами заведующего и другими локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.

1.8 Педагог-психолог работает по графику, утвержденному руководителем ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 ч в неделю. Из них 18 ч в неделю отводится на диагностическую, а также коррекционную и развивающую педагогическую работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в детском саду, на участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ; оставшиеся 18 ч в неделю проводит подготовку к работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, готовится к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями детей, осуществляет организационно-методическую деятельность, участвует в методических объединениях, ведёт документацию.

2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

- Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

- Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений

- Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

- Коррекционно-развивающая работа с обучающимися

- Психологическая диагностика обучающихся

- Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

- Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях)

3.   ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

  1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

Должен знать

-Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии

-Методологические основы организации и проведения мониторинга личностного развития и освоения основной общеобразовательной программы обучающимися

-Теория и методы организации психологического исследования

-Методы статистического анализа данных психологического исследования исследования

-Методы интерпретации и представления результатов исследования

-Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики

- Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ

-  Профессиональная этика

-Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей

-Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка

-Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности

Должен уметь

-Использовать качественные и количественные методы психологического обследования

- Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований

- Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся

-Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ

- Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы с использованием современных средств информационнокоммуникационных технологий  (ИКТ)

-Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся

- Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий

-Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями

Выполнять 

-Формировать и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей

- Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционной программы

-Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для одаренных обучающихся

- Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей

-Разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами

-Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

  1. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений

Должен знать

-Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге качества результатов и содержания образовательного процесса

-Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования

-Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды

Должен уметь

-Владеть приемами работы с педагогами по организации эффективных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой

-Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (и иных законных представителей), педагогов, администрации образовательного учреждения

-Разрабатывать совместно с педагогами образовательной траектории с учетом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся

-Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом

-Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательном учреждении

-Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды (ее безопасности и комфортности) и образовательных технологий

Выполнять

   -Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

- Психологическая экспертиза программ развития образовательного учреждения с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды

-Консультирование педагогов образовательных учреждений при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся

- Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса

-Ведение профессиональной документации ( по формам планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

  1. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Должен знать

- Современные теории и методы консультирования

-Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития

- Этические нормы организации и проведения консультативной работы

-Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической и медико-социальной помощи

-Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка

Должен уметь

-Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных взаимодействий обучающихся и их общения в образовательных учреждениях и в семье

- Разрабатывать совместно с педагогами образовательных траектории учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей

-Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности

Выполнять

  - Консультирование администрации, педагогов образовательных учреждений по взаимоотношениям в педагогическом коллективе и другим  профессиональным проблемам

- Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями

- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития,

-Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

  1. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися

Должен  знать

-Современные теории, направления и практика коррекционно-развивающей работы

-Современные техники и приемы развивающей работы и психологической помощи

- Закономерности развития различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями

- Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (дефектологами, логопедами и др.)

- Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы

- Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы

Должен уметь

-Контролировать ход психического развития обучающихся на различных ступенях образования различных типов

-Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы

-Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием

-Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками

- Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями

Выполнять

-Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении

- Организация и совместное осуществление педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации

- Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся

- Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся

  1. Психологическая диагностика обучающихся

Должен знать

-Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования

- Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи

- Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

-Методы математической обработки результатов психологической диагностики

-Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования

Должен уметь

-Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования

- Планировать и проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов

-Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации обучающихся к новым образовательным условиям

-Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психологической помощи

-Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе

- Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции

- Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов у обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования соответствующего уровня

-Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей

-Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений

Выполнять

-Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы

-Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

-Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации образовательных учреждений и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся

- Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся

- участие в работе психологомедико-педагогических комиссий и консилиумов

- Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности

  1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Должен знать

-Задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

-Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,

- Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых людей с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,

Должен уметь

-Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством

- Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством.

-Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения участников образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры

Выполнять

-Ознакомление педагогов, администрации образовательных учреждений с современными исследованиями в области возрастной психологии

- Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

- Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных учреждений и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в ходе консультирования, педагогических советов)

- Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации,

 - Информирование о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников, и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи

  1. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях)

Должен знать

-Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей к условиям образовательных организаций.

-Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей

-Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды

-Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития

-Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива

-Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе

- Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства)

Должен уметь

-Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, особенно социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации

- Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе

-Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды

- Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде

Выполнять

-Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся

- Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер

- Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации

- Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости и оценка результатов применения сберегающих здоровье образовательных технологий

-Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольное образовательное учреждение, переход на новую образовательную ступень, в новое образовательное учреждение и др.)

- Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся

4. ПРАВА

Педагог-психолог имеет право:
4.1. На участие в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Уставом дошкольного образовательного учреждения.
4.2. Свободного выбора и применения методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов согласно образовательной программе.
4.3. В рамках своей компетенции и в порядке, установленном Уставом Учреждения, находиться на занятиях, проводимых другими педагогами.

4.4. Самостоятельно планировать работу по всем направлениям практической деятельности.

4.5. Предоставлять на рассмотрение руководителя ДОУ предложения по улучшению работы Учреждения.
4.6. На получение от работников детского сада информации, необходимой для осуществления своей деятельности, от администрации детского сада – на оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
4.7. На участие в родительских собраниях воспитанников, в оздоровительных, воспитательных и иных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
4.8. На получение от руководителя дошкольного образовательного учреждения достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

4.9. На обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.

4.10. На повышение своей профессиональной квалификации, проходить оценку знаний.

4.11. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. Дисциплинарное расследование нарушений  педагогом - психологом образовательного учреждения этического кодекса и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогу-психологу. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть переданы гласности только с согласия заинтересованного педагога-психолога образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься психологической деятельностью, или при необходимости защиты   интересов воспитанников.

4.12. Получать ежемесячно денежную компенсацию (в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в личное пользование).

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


5.1. Педагог – психолог несет персональную ответственность за неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава, должностной инструкции психолога ДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующей детского сада, других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
5.2. Научно обоснованное, объективное и честное использование методов и средств психологической работы.

5.3. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. Неограниченное распространение психологических методик, разглашение их содержания, методов обработки среди лиц, не имеющих право допуска.

5.5. Не соблюдение профессионально - этических норм, в основе которых лежат благополучие обследуемых, корректность и сдержанность в публичных заявлениях, конфиденциальность, гарантирующая сохранность  информации  об  обследуемых.

5.6. За сохранность первичной документации (протоколов обследования, данных экспериментов, журналов, индивидуальных консультаций и др.)

5.7. Причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.8. Жизнь и здоровье детей находящихся в данный момент с педагогом - психологом. Оказывает первую медицинскую помощь.

6.    ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  1. В основе деятельности психолога лежит годовой план работы. План работы педагога-психолога предварительно согласовывается и утверждается заведующим детским садом. Внеплановая психологическая работа осуществляется с разрешения заведующего образовательным учреждением.
  2. Для работы педагога - психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимое условие для проведения диагностической, консультативной,    развивающей   и    коррекционной      работы.
  3. Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждение оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
  4. Нагрузка педагога -психолога в образовательном учреждении составляет 36-часов в неделю (приказ Министерства образования РФ от 01.03.2004 № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»), из них:

-        индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников составляет 18 часа в неделю;

-        подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации составляют 18-часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.

  1. Периодичность отчетности педагога - психолога определяет заведующий образовательным
    учреждением (по административной линии), специалист Департамента образования, отвечающий за деятельность педагога - психолога образовательного учреждения (по профессиональной линии).

7. ВЗАИМООТНОШЕИЯ

7.1. Получает от руководства детского сада информацию нормативно – правового и организационно – методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.2. Отчитывается перед заведующим ДОУ.
7.3. Действует в тесном контакте с воспитателями, профильными специалистами, родителями (законными представителями), обменивается информацией по вопросам, входящим в рамки его компетенции, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.
7.4. Предоставляет информацию заведующему ДОУ, руководителю  и в вышестоящие профессиональные структуры о возникновении трудностей в работе с родителями (законными представителями) и профорганизациями.

  1.  В целях обобщения передового опыта использует средства массовой информации.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____20___г. __________ (______________________)

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил(а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

nsportal.ru

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая

МБДОУ детский сад 

комбинированного вида №20

_________________Н.В. Семенова

«_____»________________20___г.

 

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

___________________№_________________

 

 

Педагога-психолога

1.  Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании Закона «Об образовании» от 29.12.2013 № 273 – ФЗ, квалификационной характеристики воспитателя (старшего воспитателя) образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел  "Квалификационные характеристики должностей работников образования», Трудового кодекса РФ от 21.12.2001 г., Устава МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 (далее ДОО).

1.2.   Педагог-психолог относится к категории специалистов.

1.3. На  должность  педагога-психолога  назначается  лицо,   имеющее среднее психологическое   или   среднее   педагогическое   образование  с дополнительной специальностью  "Психология"  или  высшее  психологическое (педагогическое) образование с дополнительной специальностью "Психология", без предъявления требований к стажу работы..

1.3. Назначение на должность педагога-психолога  и  освобождение  от нее по административной линии производится   приказом   руководителя  образовательного учреждения.

1.4. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно Руководителю образовательного учреждения, а по профессиональной – руководителю психологической службы управления образования района.

1.5. Педагог-психолог в своей работе сотрудничает с администрацией, воспитателями, методистами, со специалистами ПМПК.

1.6.  Во время отсутствия педагога-психолога (отпуск,  болезнь и пр.) его   обязанности   исполняет  лицо,  назначенное  приказом  руководителя учреждения.  Данное  лицо  приобретает  соответствующие  права  и   несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

1.7. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется;

- Конституцией РФ;

- Федеральными законами Российской Федерации;

- Уставом и законами Свердловской области;

- Указами Президента Российской Федерации;

- Решениями Правительства Российской Федерации, Правительства Свердловской области; органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;

- Декларацией прав и свобод человека;

- Конвенцией по правам ребенка;

- Нормативными документами, регулирующие вопросы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, здравоохранения, профориентации;

- Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения;

- Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

- Приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения;

- Настоящей должностной инструкцией, а также трудовым договором.

1.8. Педагог-психолог должен знать:

- общую психологию,  педагогическую психологию и  общую  педагогику,
психологию личности  и  дифференциальную психологию, детскую и возрастную
психологию, социальную  психологию,   медицинскую   психологию,   детскую
нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

- основы  дефектологии,  психотерапии,   сексологии,   психогигиены,
профориентации, психологии   труда,   психодиагностики,  психологического
консультирования и психопрофилактики;

- методы  активного  обучения,  социально-психологического  тренинга общения;
-   своевременные  методы индивидуальной и групповой работы, диагностики и коррекции нормального и аномального развития несовершеннолетнего;

-  основы доврачебной медицинской помощи.

2. Функции педагога-психолога.

Основными направлениями работы педагога-психолога являются:

2.1. Защита прав и свобод несовершеннолетних;

2.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

2.3. Консультативная помощь всем участникам УВП;

2.4. Пиходиагностика;

2.5. Психопрофилактика;

2.6. Психологическое консультирование;

2.7. Психокоррекция и развитие.

 

3. Должностные обязанности.

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Составлять перспективный план работы на год, осуществлять тематическое планирование.

3.2. Проводит просветительную, психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями), с людьми связанными с образованием, воспитанием и развитием несовершеннолетних;

3.3. В соответствии с планом или по запросам учителей, воспитателей и администрации образовательного учреждения изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности несовершеннолетних, их интересы и склонности;

3.4. Участвует в приеме детей в образовательные учреждения с целью раннего выявления психологических проблем, совместно с воспитателем разрабатывает программу

 индивидуальной работы с несовершеннолетними для обеспечения полноценного включения их в воспитательный и развивающий процессы с первых дней пребывания в образовательном учреждении;

3.5. Проводит психологическое обследование несовершеннолетних, составляя совместно с воспитателем программу индивидуальной работы с несовершеннолетними с учетом их психологической готовности к воспитанию, развитию и обучению на новом этапе;

3.6. Организует психолого-педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития несовершеннолетнего для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;

3.7. Разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии несовершеннолетнего;

3.8. Проводит индивидуальные и групповые занятия по проблемам воспитания, развития, обучения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;

3.9. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов образовательных учреждений, в общих и групповых родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к несовершеннолетнему;

3.10. Ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, способствует улучшению форм общения воспитателей с несовершеннолетними (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует работников образовательного учреждения по широкому кругу профессиональных и личных проблем;

3.11. Введет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;

3.12. Обеспечивает безопасное проведение психологической работы;

3.13. Соблюдает права и свободы несовершеннолетних;

3.14. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

3.15. Соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в образовательном учреждении, в быту, в общественных местах;

3.16. Организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;

3.17. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного и образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма несовершеннолетних, ухудшающих психологический климат в образовательном учреждении и условия необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних;

3.18. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

3.19. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные   мероприятия   по  профилактике  возникновения социальной дезадаптации.

3.20.Определяет    факторы,    препятствующие    развитию   личности  несовершеннолетнего и принимает меры по оказанию различного  вида
психологической помощи     (психокоррекционной,     реабилитационной    и
консультативной).

3.21. Оказывает помощь несовершеннолетним, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

3.22. Составляет  психолого-педагогические  заключения  по материалам
исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива,
а также   родителей  (лиц,  их  заменяющих)  в  проблемах  личностного  и социального развития  несовершеннолетних.

3.23. Ведет  документацию  по  установленной форме и использует ее по
назначению.
 3.24. Участвует   в   планировании   и   разработке  развивающихся  и
коррекционных программ    образовательной    деятельности    с     учетом индивидуальных и   половозрастных   особенностей   личности  несовершеннолетних, способствует развитию у них готовности  к  ориентации  в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

  3.25. Осуществляет  психологическую  поддержку  творчески  одаренных
несовершеннолетних, содействует их развитию и поиску.

 3.26. Определяет   степень   отклонений   (умственных,   физических,
эмоциональных) в развитии несовершеннолетнего, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
 3.27. Формирует      психологическую      культуру    несовершеннолетних, педагогических   работников   и   родителей   (лиц,   их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

3.28. Консультирует   работников   образовательного   учреждения  по вопросам развития   данного    учреждения,    практического    применения психологии, ориентированной    на   повышение   социально-психологической компетентности несовершеннолетних, педагогических  работников, родителей (лиц, их заменяющих).

4. Права педагога-психолога.

Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции

 4.1. Участвовать в управлении образовательного учреждения в порядке, определяемом Уставом;

4.2.На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. Повышать квалификацию;

4.7. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.8. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с несовершеннолетними и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;

4.9. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

4.10. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;

4.11. Иметь нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;

4.12. Приглашать родителей и несовершеннолетних на индивидуальные беседы, участвовать в советах профилактики;

4.13.  В случае необходимости рекомендовать родителям обследовать ребёнка на ПМПК;
4.14. Давать консультации воспитателям, методистам и родителям (лицам, их заменяющим) по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних.

5. Ответственность педагога-психолога.

5.1. Педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора образовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью несовершеннолетнего, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил сопровождения учебно-воспитательного процесса педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

 

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с несовершеннолетними и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т. п.

6.2. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения, при составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации;

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее пяти дней по окончании каждого квартала;

6.4. Представляет руководителю образовательного учреждения письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании учебного года;

6.5. Получает от руководителя образовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. Получает от руководителя психологической службы управления образованием района информацию организационно-методического характера;

6.6. Работает в тесном контакте с воспитателями,  родителями (законными представителями), несовершеннолетними, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками образовательного учреждения

 

 

С инструкцией ознакомлена:_________________________________________________

ФИО дата/подпись


detsad20.ru

Должностная инструкция педагога-психолога | МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 138"

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно заведующему ДОУ, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.
1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:
— Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и федеральными законами РФ, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти;
— Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования;
— Уставом и локальными правовыми актами ДОУ, в т.ч. правилами внутреннего трудового распорядка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующего ДОУ; настоящей должностной инструкцией; трудовым договором.
1.5. Педагог-психолог:
— работает по графику, составленному заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утвержденному заведующим ДОУ с нагрузкой на одну ставку 36 часов в неделю;
— в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ самостоятельно планирует свою работу при согласовании с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утверждении заведующим ДОУ;
— получает от заведующего ДОУ, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
— систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с педагогическим коллективом ДОУ;
— информирует заведующего ДОУ, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе о возникших трудностях в работе с родителями и профильными организациями;
— передает руководителю информацию непосредственно после ее получения на совещаниях и семинарах;
— подотчетен заведующему ДОУ.

2. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
— Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в ДОУ.
— Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
— Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников.
— Определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
— Оказывает консультативную помощь родителям воспитанников (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
— Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
— Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.
— Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
— Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
— Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующим федеральным государственным образовательным требованиям.
— Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
— Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
— Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
— Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
— Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
— Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
— Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
— Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
— Разрабатывает мероприятия по улучшению психолого-педагогических условий пребывания воспитанников в ДОУ.
— Направляет проблемных детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
— Проводит: индивидуальную и групповую психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с планом работы, запросом администрации и в рамках консультативного процесса; наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и при необходимости их корректировку; индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к детскому учреждению; специальные развивающие и коррекционные мероприятия с воспитанниками по познавательному и эмоционально-личностному развитию, в т.ч. в группах компенсирующего вида; тренинги для педагогов и родителей (законных представителей).
— Разрабатывает и использует: коррекционные (апробированные и авторские) программы и технологии развивающих мероприятий; индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников в соответствии с уровнем их психического развития.
— Соблюдает профессиональную этику, сохраняет профессиональную тайну, исходя из принципов информационной конфиденциальности, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, профилактической, консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку и его окружению.
— Обобщает и представляет опыт своей педагогической деятельности для коллег ДОУ и других дошкольных учреждений округа, города, края.
— Проходит медицинский осмотр в нерабочее время согласно графику.
— Педагог-психолог обязан: сообщать заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни, отпуска; ежедневно содержать в идеальном состоянии свое рабочее место.
— Педагог-психолог по необходимости привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.

3. Должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Декларацию прав и свобод человека;
— Конвенцию о правах ребенка;
— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости воспитанников и их социальной защиты;
— общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
— основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
— методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
— методы и приемы работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
— современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

5. Права
Педагог-психолог имеет право:
5.1. На ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
5.2. Принимать участие в разработке стратегии развития ДОУ (в пределах своей компетенции).
5.3. Получать от воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей) информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
5.4. Повышать свою квалификацию.
5.5. На иные права, предусмотренные законодательством РФ.

6. Ответственность
6.1. Педагог-психолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
6.2. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью ребенка, педагог-психолог освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании».
6.3. За нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законом РФ.
6.4. За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
6.5. Педагог-психолог несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОУ, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

ds138.centerstart.ru

Должностные инструкции педагог психолог по в доу. Должностная инструкция педагога – психолога в ДОУ. Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ (детском саду) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования », утвержденного Приказом Минздравсоцразвития №761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации » в редакции от 6 марта 2019 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология " без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология " без предъявления требований к стажу работы.

1.4. В процессе работы педагог-психолог руководствуется законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, требованиями ФГОС ДО и рекомендациями по их применению, инструментарием.

Также, педагог-психолог руководствуется данной должностной инструкцией педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, Уставом детского сада, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, Трудовым договором, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, приказами заведующего и другими локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.

1.5. Педагог-психолог ДОУ при выполнении обязанностей должен знать:

  • важнейшие направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения;
  • Декларацию прав и свобод человека;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ в редакции от 29.06.2013г "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ";
  • нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, занятости детей и их соцзащиты;
  • общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
  • основы дефектологии, психотерапии, психодиагностики, психогигиены, психологической консультации и психологической профилактики;
  • новейшие методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • методы, приемы и способы занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • методы и приемы применения образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • актуальные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, осуществление компетентностного подхода;
  • основы работы с персональным компьютером, принтером, электронной почтой и браузерами, текстовым редактором и презентациями, мультимедийным оборудованием;
  • методику убеждения, обоснования своей позиции, установления контакта с детьми разных возрастов, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
  • методы выявления причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и решения;
  • правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, порядок эвакуации при чрезвычайной ситуации в учреждении;
  • Также, психолог должен знать свою должностную инструкцию педагога-психолога в детском саду, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара и эвакуации.

1.6. Педагог-психолог работает по графику, утвержденному руководителем ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 ч в неделю. Из них 18 ч в неделю отводится на диагностическую, а также коррекционную и развивающую педагогическую работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по

teamnail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *