Древние образы в народном искусстве изо 5 класс конспект урока – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: План-конспект урока изо в 5 классе “Древние образы в народном искусстве”

Конспект урока № 2 ИЗО 5 класс "Древние образы в народном искусстве"

Бардикова А.Г.----------------------------------------Гимназия № 52 г.Луганск

Изобразительное искусство Класс 5,

урок № 2 дата 14.09

Тема: Древние корни народного искусства.

Древние образы в народном искусстве

Цели обучающие: расширять знания о декоративно-прикладном искусстве - о его древних корнях, выразительных средствах; знакомить с его образами, идущими из далекого прошлого, обучать способам использования древних образов при выполнении учебных заданий.

Развивающие: развивать ассоциативное мышление, фантазию, художественный кругозор, способности воспринимать особенности декоративно-прикладного искусства, приобретать опыт работы в различных видах художественно - творческой деятельности, с разными художественными материалами.

Воспитательные: обогащать нравственный опыт, воспитывать уважение к наследию своего народа, эстетические чувства, любовь к природе, её существам, интерес к декоративному искусству.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, образцы декоративно-прикладного искусства, Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2015, с.12-19

Материалы: тетради, альбомы, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, палитры, баночки для воды, тряпочки, уголь, сангина, клеёнки;

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, практическая работа.

ХОД УРОКА

І.Организация класса.

Учитель приветствует детей, проверяет подготовку к уроку, отмечает отсутствующих.

П.Актуализация чувственного опыта опорных знаний.

Вопросы:

1. Расскажи о предметах, которыми пользовались в быту твои родственники старшего поколения, опиши формы и украшения этих предметов.

2. Какое искусство называется декоративно-прикладным. Что это значит.

3. Приведите примеры образцов декоративно-прикладного искусства, которые нас окружают.

4. Что обозначает слово «декор». Какие изделия называют украшенными.

Ш. Новый материал.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, хранит вековые традиции, сохраняет народную мудрость, веру в людей, добро и счастье.

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги.... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл? Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи тех условных изображений, которые оставляла на теле изготавливаемого изделия его рука.

Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая или зигзагообразная линия – воду, вертикальные линии превращались в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом, эти условные знаки, отражающие понятия человека об окружающем его мире – символы (условные понятия), чередовались, ритмично повторялись, превратились в первые

орнаменты.

Орнаментальный узор - не просто символ. Это в некоторой степени язык и письмо наших предков своим потомкам.

  Символика явилась наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, своё мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху и в последующий период. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение у многих народов мира. Большинство примеров символики древности дошли до нас, когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки.

На глиняном сосуде, которому 5000 лет, изображена картина мира, представляемая нашими далекими предками. Сверху зигзагообразная линия символизирует небо с запасами воды. Посредине – движущееся солнце и косые линии – дождевые струи. Внизу две параллельные линии – земля. Этим орнаментом наш далекий предок как бы говорил: «Пусть прольётся дождь».

Древний земледелец, выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Тем самым человек выражал свои представления о мире в образах. Эти образы сохранились в народном крестьянском искусстве и до сих пор.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо», говорит народная пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Мать-сыра земля, конь, птица – все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества. Образ солнца, света неразрывно связан с образом матери-земли.

Крестьянин далекого прошлого исстари жил землей. Землю, её плодородие он связывал с образом матери - сырой земли. Женская фигура – это божество, выражавшая представление о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать - сыра земля великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Как условно решена женская фигура! Как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной фигурки, - тот же жест поднятый к небу рук (устремленные ввысь руки символизировали единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека).

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо - птицами, сидящими на ветках. Это дерево жизни. В народных представлениях дерево жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник часто предстаёт в образе святого воина Егория храброго.

Очень часто народными мастерами использовался образ птицы, птицы света, солнца. Торжественно-нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом, напоминает волшебную жар-птицу. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну красную, теплое летушко. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц – жаворонки. С песнями закличками обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на хвосте.

Жаворонки - жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите весну

На своём хвосту.

Все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином-земледельцем, для которого засеянная хлебом земля была как благо, подаренное землёй и небом. Люди в старину были мыслителями, и поэтому в эти образы они вкладывали свои поэтические представления о мире, в котором жили и который осваивали.

ІУ. Практическая работа.

1.Выполни рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву (мать-земля, дерево жизни, птица света, конь и др.) Преврати реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщенного изображения, исключая мелкие, ненужные подробности. Смело украшай, фантазируй! Создавая свой образ в орнаменте народной вышивки, включай в работу красный цвет. Используй гуашь или восковые мелки и акварель, цветные мелки и фломастеры. Создавая свой образ в резьбе по дереву, используй сангину и уголь. Они помогут тебе передать теплоту дерева.

2. Вылепи из пластилина или глины пластину-пряник с образами солнца, дерева жизни, птиц и т.д. Укрась пряник рельефным орнаментом.

3. Начни вместе с ребятами коллективный проект «Традиционное крестьянское искусство». Подбери в книгах, журналах, Интернете вместе со взрослыми изображения древних образов в росписи, резьбе по дереву, вышивке, народной игрушке.

У. Итог урока.

- Демонстрация детских работ.

- Вопросы:

1. Какими древними знаками-символами декоративно-прикладное искусство рассказывает о мире? Что они выражают?

2. Как отразились в древних образах народного крестьянского искусства поэтические представления наших предков об устройстве мира, земле, её плодородии?

3. Чем отличаются, например, образы коня друг от друга в разных видах народного творчества?

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Конспект урока Древние образы в народном искусстве

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

      Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве:

ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.

1.Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство».

2.Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ.

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент.

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Беседа о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении цвета. Беседа о значении образов в жизни крестьянина.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о древних  образах и символах. Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

-Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу.

Изображение древа жизни акварелью.

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Выставка рисунков. (самооценивание)

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

-Что такое ДПИ?

Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

- Подобрать иллюстрации изображений орнаментов со знаками-символами.

Запись д/з в дневник.

nsportal.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Конспект урока Древние образы в народном искусстве

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

      Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве:

ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.

1.Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство».

2.Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ.

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент.

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Беседа о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении цвета. Беседа о значении образов в жизни крестьянина.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о древних  образах и символах. Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

-Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу.

Изображение древа жизни акварелью.

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Выставка рисунков. (самооценивание)

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

-Что такое ДПИ?

Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

- Подобрать иллюстрации изображений орнаментов со знаками-символами.

Запись д/з в дневник.

nsportal.ru

«Древние образы в народном искусстве»

Технологическая карта урока

Предмет: искусство (ИЗО)

Учитель: Червякова Жанна Васильевна

Класс: 5 класс

Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских

Урок №1 согласно календарно-тематическому планированию

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока:

- познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей.

- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

- воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Задача: выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций

творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Методы и методические приёмы:

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: учебно-производственный труд

Основное содержание темы, понятия, термины Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Вид используемых ИКТ: презентация «Русская народная вышивка».

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Бумага, акварель.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль

I этап. Организационный момент

Беседа

Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладное искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!

Какая тема урока отсюда следует? Как будет звучать цель нашего урока? Какие задачи мы перед собой поставим?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Отвечают, высказывают свое мнение.

Дети высказывают своѐ мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Ученики размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока.

Фронтальная

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Личностные: стремятся хорошо учиться.

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Объяснитель-но-иллюстра-тивный.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве:

ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.

Беседа (с показом презентации) о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении цвета. Беседа о значении образов в жизни крестьянина.

1.Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство».

2.Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о древних образах и символах. Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина.

Фронтальная работа.

Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала.

Коммуникативные: планируют способы взаимодействия, выражают свои мысли, формулируют и аргументируют свое мнение.

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают представление о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д.

Регулятивные: планируют свою деятельность; определяют способы достижения своей цели.

Устные ответы

III. Творческая практическая деятельность.

Практический.

Задание: выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птиц).

Изображение по выбору древо жизни, мать-земля, птиц

Предметные:

- владеют художественными материалами

-соблюдают пропорции.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализируют правильность выполнения задания;

-осуществляют самоконтроль;

познавательные:

- проводят анализ своей творческой деятельности;

-проводят сравнение объясняя его критерии;

Коммуникативные:

слушают и понимают речь других;

- умеют развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

Рисунки

III.

Итоги урока.

Рефлексия.

Выставка работ.

Беседа в форме «вопрос-ответ»

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Самооценка ученика

Задание на самооценку.

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

Беседа по вопросам:

-Что такое ДПИ?

Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

3. Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Коммуникативные: умеют выражать свои мысли.

Познавательные:

-общенаучные: умеют структурировать знания;

оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные: оценка – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозируют.

Оценивание работ учащихся

infourok.ru

Конспект урока "Древние образы в народном искусстве", 5 класс

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства. Читать орнамент

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы  под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Ход урока.

1. Мотивация к деятельности.

2. Актуализация знаний.

- Знаете ли вы как  жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде.  Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно – прикладное искусство.

- Что такое декоративно – прикладное искусство?

- Назовите предметы нашего быта?

- Материалы ДПИ?

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

4. Решение учебной задачи.

 Декоративно–прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками.   Из этих знаков выстраивали узор. (показ таблиц со знаками, рассматривание иллюстраций в учебнике на стр.12-13).

Цвет тоже имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – жизнь.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Рассматривание иллюстраций в учебнике на стр. 15-18.

Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.

Ее часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ, и всегда ее фигура переплеталась с изображением птиц, растений, иногда напоминала дерево.

Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.

Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.

Удивительно красивым был труд трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпеть тяготы труда, пережидать суровую зиму, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.

5. Закрепление знаний. Практическая работа.

- Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Сегодня вы изобразите древо жизни акварелью. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения, фантазируя, украшайте свою работу.

6. Оценка.

- Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).

7. Итог. Рефлексия деятельности.

- Что такое ДПИ?

- Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

multiurok.ru

Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 1. Декоративно

Содержание страницы

Декоративно – прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве

Цели: познакомить учащихся с понятием «декоративно – прикладное искусство», произведениями искусства, рожденными в крестьянской среде; объяснить, что выражают древние образы и символы.
Материалы: иллюстрации предметов народного быта: посуда, полотенца, прялки; таблица знаков – символов; гуашь или акварель, кисти, бумага.

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Ребята, сегодня мы будем изучать декоративно – прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

Декоративно – прикладное искусство появилось в глубокой древности и в течение долгого времени развивалось в форме народных художественных промыслов. Предметы, относящиеся к декоративно-прикладному искусству, будто запечатлели жизнь древних людей, их нравы и обычаи, их мировоззрение. Начало декоративно-прикладному искусству положило появление первых орнаментов, различных узоров, изображений, в которые человек вкладывал свою душу и любовь.

Декоративно-прикладное искусство по большей части создает среду, в которой живут люди. Оно присутствует в нашем быту, постоянно развиваясь и радуя нас.

Материалами декоративно-прикладного искусства стали раз- личные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и многое другое.

На нашем уроке мы поговорим о крестьянском бытовом искусстве. Мы узнаем, что означают древние образы и символы, познакомимся с истоками образного языка искусства.

В древности люди наполняли свою жизнь всевозможной символикой: земля изображалась в виде горизонтальных линий, ромбов, прямоугольников; вода – в форме горизонтальных и вертикальных линий. Такие изображения называли солярными знаками, из них выстраивали узор.

Солнце изображали в виде кружка, разделенного крестом на четыре части, так как в году четыре времени года. Его также мог символизировать квадрат с косым  крестом.

Цвет тоже имел свое значение: черный символизировал землю; желтый – солнце; красный – жизнь.

Древний человек жил землей, он связывал ее с образом матери. Называли этот образ по-разному: великая богиня земли и плодородия, мать сыра земля, Макошь – «мать хорошего урожая». Женская фигура часто присутствовала в украшении различных предметов обихода, именно она выражала представления древних людей о земле, ведь женщина – это, прежде всего, продолжательница рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия – деревьями, птицами, различными животными.

Ее изображение довольно условно – тело будто прорастает в ветви, а на месте головы появляется ромб. Образ этот схож с изображением глиняной бабы в вышивке, где женщина тянет руки вверх – к небу, как будто молит о чем-то. Внизу таких глиняных баб нередко украшали символы солнца, а также побеги зерен. Вся женская фигура символизировала единство сил земли и неба, которому подвластен человек в течение всей своей жизни.

Также в произведениях народного искусства мы можем встре- тить разветвленное дерево – причудливый узор, который называ- ли древом жизни. В народных представлениях он символизировал силу растительной жизни, силу земной природы. С ним связывали счастливое продолжение рода.

Вы, скорее всего, знаете, что конь является одним из древнейших образов искусства. Без коня крестьянин не мог выращивать хлеб, поэтому относились к нему крайне уважительно. Данный образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни. Древние люди считали, что именно всадник на коне освобождал весну от угрюмой зимы, приводил солнце на землю. Всадник представал в образе Егория Храброго.

Среди символов древнего искусства присутствует птица. Птицу, как правило, изображали на вышитом полотенце с пышным хвостом и поднятым крылом. Ее образ чем-то напоминает жар- птицу, парящую в небесах. Древние люди верили в то, что птицы своим звонким пением прогоняли зиму, зазывая весну вступить в свои права. В форме птиц крестьяне выпекали обрядовое печенье «жаворонки». С песнями они обращались к птице, прося их привести весну. Птицы символизировали свет, тепло, весну, счастье.

Все эти образы неразрывно связаны с жизнью крестьянина. С ними было проще преодолевать тяготы жизни, горести, болезни. С ними же радостно встречали праздники, переживали суровую зиму.

3. Творческое задание

Сегодня мы попробуем изобразить древо жизни. Мы знаем, что в народных поверьях древо жизни играло большую роль. Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Русские художники нередко обращались к изображению именно этого образа.

Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения. Можно смело использовать различные цвета, фантазировать и украшать свою работу.

  • Выполните задание гуашью или акварелью.
4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Давайте повторим, чему мы научились на этом уроке.

  • Что такое  декоративно – прикладное искусство?
  • Какие предметы относятся к декоративно – прикладному искусству?
  • Что относится к материалам декоративно – прикладного искусства?
  • Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

Декоративно-прикладное искусство дает людям представление о многовековом опыте наших предков, их мировоззрении, жизни. Именно при помощи этого вида искусства мы учимся открывать для себя многообразие родной культуры!

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского «Древние образы в народном искусстве»

Урок изобразительного искусства в 5 классе

по программе Б.М.Неменского

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Задача: Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки.

Цели:

  • Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • Развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.

Литературный ряд: Русская народная песня, стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин.

Зрительный ряд:

  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов;

  2. Таблица с изображением знаков-символов;

  3. Иллюстрации с изображением вышитых полотенец;

  4. Вышитые полотенца, салфетки.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование: бумага, ножницы, кисть, краски.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  2. Повторение пройденного материала.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о русской прялке, о ее росписи, о русской избе).

- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).

- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.

4. Объявление нового материала.

- Посмотрите какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня я приготовила для вас, все они украшены вышивкой

- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

Чтение стихотворения.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

На доске чаша-календарь.

- Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

- Рассмотрим ее внимательно.

- Кто из вас сможет прочесть, что же древние пытались рассказать языком орнамента на этой чаше?

- Да, здесь волнистые линии, полоски, но это не просто линии и полоски. Волнистые линии сверху символизируют воду, косые – это изображение дождя, а снизу горизонтальные линии с точками обозначают землю.

Да, древняя чаша, а на ней представлена картина мироздания.

Ведь наши древние предки-славяне были издавна земледельцами, вот почему их помыслы были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их народа.

Наш предок обожествлял Солнце, Небо, Землю: воспринимал их как живые существа и всегда обращался к ним с поклоном за помощью

- Жизнь природы меняется: зимой – все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает.

И все это зависит от великого и могущественного светила? (Солнца).

Солнце считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, Теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше! Краснопогодное, лето хлеборобное!»

- А чтобы солнце светило, надо изобразить это желание.

- Как же изображали солнце в орнаменте?

Показ знаков солнца (таблицы).

- Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части – это тоже знак солнца. Почему? (в году четыре времени года).

- Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом и вот такими символами (показ).

По представлению наших предков с наступлением нового года, возрождалось новое солнце, выезжало на небо в колеснице, запряженной златогривыми конями. Их изображали и на прялках, и в резном узорочье избы, и, конечно же в вышивках. (показ таблиц).

- Ребята, сегодня мы более подробно поговорим о полотенце, рушнике, как его называли в старину.

Ведь именно полотенце обязательно вышивалось, украшалось теми символами, о которых мы говорим.

- Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи еще в девушках, уже тогда должна была она позаботиться о своем малыше, вышивая полотенце богатой защитной символикой, т.е. оно служило прежде всего оберегом.

- На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска – получился круг. А что это за символ? (конечно, Солнца, символ бесконечности).

«Распоясался» - значит открыт нечистой силе. Поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда умирал человек.

Так же существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталостей. Утром лицо утиралось нижним концом полотенца, где ромбы создавали композицию восхода, вечером наоборот – верхним концом, где композиция символизировала закат.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же отпускают в могилу.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.

- Ребята, а где еще в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца? (правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль).

На таких полотенцах вышивают птиц. А почему? (образ птицы – символ счастья). А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.

- Посмотрите, каких стилизованных птиц можно вышить на полотенце.

Показ образа птицы

(показ вышитого полотенца)

Женский образ (таблицы).

- Это очень значимая фигура в вышитых узорах. Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. И как этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит по солнечному диску. Посмотрите как угловата женская фигура, сильные плечи и крепкие руки.

- А вот и оно древо жизни (таблица).

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись. У поляков – липа, у украинцев – тополь. А у русских? (конечно же, береза).

Люди поклонялись тем деревьям, которые росли в том месте, где они жили, деревьям, которые они знали.

Очень часто в вышивках встречаются узоры с древом жизни и сидящими около него птицами (таблица).

Древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – это символ добра и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

-А это образ коня

-конь – первый помощник крестьянина – земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека и животных.

Образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков т.е. это олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

- Итак, мы можем сделать вывод: что все символы несут в себе глубокий человеческий смысл, связанный с жизнью, счастьем и благополучием. Мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл, расшифровать древние узоры и орнаменты. Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.

Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.

Показ детских работ.

- В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество – мужское начало, а белый – нежность, чистоту – женское начало.

5. Практическая работа.

Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.

6. Анализ детских работ.

7. Итог урока

-Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?

-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?

-О чем хотели сказать рукодельницы вышивая птиц?, а солнце?

8. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. Принести краски, кисти, альбом, ножницы.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *