Духовность и душевность: Душевность и духовность: диалектика внешнего и внутреннего | Седанкина

Содержание

“Духовность” и “душевность” – архиепископ Аверкий (Таушев)

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2,14).

Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»?

На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди… душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).

Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?

Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия (Быт.2, 7), после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:20–24). Следовательно, душой называется, в сущности, только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.

С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Марк. 8:35). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».

Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» (Евр. 4:12). Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.

Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?

Тело создано Богом «из праха земного» (Быт. 2:7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг.

Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.

Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».

Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» (Быт. 1:24). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога.

Что же это за дух и каковы его проявления?

«Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».

2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.

Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.

Так ли у нас, в наше время, понимают духовную жизнь? Наше время вообще отличается всякого рода маскировкой, фальшью, подтасовкой, извращениями и злонамеренными искажениями. Это и понятно. Ибо дух самоутверждающейся человеческой гордыни в совершенно обнаженном, явно открытом для всех виде очень непривлекателен, так же, как и сам отец его сатана, а потому этому духу необходимо маскировать себя, прикрывать себя разными благовидными личинами. Недаром же и сам сатана, по словам апостола, преобразуется «во ангела светла» (2Кор.11:14–15). В современных понятиях поэтому очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть – это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже оматериализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п. Получается грубейшая и нелепейшая профанация явлений душевной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком вовсе не различаются, и получается смешение этих понятий и страшная путаница. Неудивительно поэтому, что когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».

Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?

Да все потому же, что дух самоутверждающейся человеческой гордыни стал господствующим духом нашего времени. Подлинная духовная жизнь, то есть стремление человеческого духа к Богу, естественно, предполагает прежде всего живую веру в личного Бога и искреннее желание жить, руководствуясь голосом совести, а этого-то именно и нет у большинства современных людей. Как мы уже говорили, дух самоутверждающейся человеческой гордыни стремится на место веры в Бога утвердить веру в себя, а голос совести, как обличающий это заблуждение и вообще мешающий свободе действий в этом направлении, усыпить и подавить. Существование духа отрицается, игнорируется, на первый план выступает душа, то есть область ума, чувства и воли, и она-то, эта душа, низшее по сравнению с духом начало, занимает первое место в жизни человека. Поэтому такого человека Слово Божие и называет «душевным» человеком, утверждая, что ему духовное непонятно, область духовного ему чужда, а потому он не может понять и принять то, что происходит от Духа Божия.

Но как бы человек ни подавлял в себе требования духа, они все же заявляют свои права. Дух рвется к Богу и, не находя выхода своим стремлениям под грубым насилием, которое чинит над ним самоутверждающаяся человеческая гордыня, он довольствуется, так сказать, «суррогатами», которые изобретает для его успокоения человеческая гордыня. Вместо подлинной религии какое-либо туманное философское учение, или теософия, или спиритизм, или еще что-либо подобное, а вместо церкви – храм науки, или театр, или балет, вообще что-либо из области душевной жизни, могущее увлечь собой человека. Эта подтасовка, подмена духовности душевностью, особенно характерна для нашего времени. Так, например, многие у нас в России в последнее время ходили, да и теперь ходят в церковь только для того, чтобы получить эстетическое наслаждение – послушать красивое пение. Нет спору, что эстетическое чувство – это, конечно, высокое чувство, ибо чувство прекрасного в душе человека – это отображение высшей Божественной красоты, но поскольку оно является бессознательным, безотносительно от сознательного влечения, стремления к Богу, оно все же относится только к области душевности и чуждо подлинной духовности. Вообще на высших своих ступенях душевные чувства настолько сближаются с духовными, что современному человеку бывает трудно их различить, и он «душевное» принимает за «духовное», и ему иной раз кажется, что он от этого «душевного» получает полное духовное удовлетворение, хотя это, конечно, только самообман, заблуждение. Мне признавался один весьма интеллигентный и развитый душевно, но, к сожалению, малодуховный человек, что он, слушая музыку, испытывает молитвенное настроение. Как отличить душевное состояние от подлинно духовного? Подлинно духовное состояние всегда вполне бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений, а всякое душевное состояние, сколь бы оно высоко ни было, непременно вызывает те или иные телесные ощущения, как, например, усиленное биение сердца, приятное щекотание нервов или так называемые «мурашки по спине», которые особенно чувствуются любителями красивого пения, красивой музыки.

Этой именно преобладающей «душевностью» современного человека и объясняется то, что настоящее строгое церковное пение, пение, удовлетворяющее лишь «духовности», для большинства даже, казалось бы, церковно-настроенных людей, кажется непонятным, скучным, и им не нравится. Взамен этого строго церковного пения у нас заводится в последние два столетия новое пение, пение итальянское, концертное, удовлетворяющее «душевности», а потому нравящееся современному человеку, погрязшему в тине «душевности». Точно так же не нравится современному человеку и древняя иконопись, так как духовное чутье его слишком неразвито для того, чтобы понять и оценить «духовную» красоту этих вполне отрешенных от земли священных изображений древности. «Душевному» человеку больше нравятся современные Мадонны, полнолицые и румяные, напоминающие более о здешней земной жизни, чем о возвышенном мире духовном. Так и во всем прочем, современный человек туп и глух к истинной «духовности» и чувствителен только к «душевности», которую нередко принимает за «духовность», называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою «душевную» жизнь жизнью «духовной».

Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?

Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.

Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). И исполняется на них грозный приговор Божий, изреченный еще современникам праведного Ноя, погибшим от потопа: «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих… зане суть плоть» (Быт. 6:3). И, конечно, когда человек, созданный по образу и подобию Божию, отрекается от своего высокого достоинства и, становясь «плотию бездушною», «прилагается скотам несмысленным и уподобляется им», он сам изрекает смертный приговор. События последнего времени для нас лучшее доказательство, как губительно для человека забвение духовной жизни, подмена ее «душевностью» и ниспадение в область «телесности». Забвение Бога и провозглашение богом самого человека ведет к все большему и большему нравственному падению, а в результате к озверению и к самоистреблению.

Поэтому ясно как белый день, что единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели – это путь духовной жизни, но не той «духовной» жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену «духовностью», а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле.

Чем отличается душевность от духовности?.

Чем отличается душевность от духовности?

Вы знаете, что душа человеческая трехсоставна. А именно: одну душу имеют растения (жизнь), совсем другой уровень, неизмеримо выше – животные (они не только чувствуют, они многое понимают, сколько у них эмоций), и, наконец, третий уровень, который присущ только человеческой душе (это то, что по-гречески именуется нус или ноос – отсюда ноосфера, это разумность или дух).

Душевность – это все то, что связано с первыми двумя «этажами», то, что связано со всеми нашими эмоциями, если хотите, все, что связано с «горизонтальным» образом жизни. Мы можем радоваться и страдать, заботиться о всем, что нужно нам в этой жизни, можем решать какие-то проблемы… Но это уровень «горизонтальный», он касается этой жизни. И часто саму религию даже понимают в этом плане. Как понимают? Религия – это то, что освобождает меня от неприятностей, то, что дает мне возможность погрузиться в какие-то другие сферы, где я могу найти удовлетворение, могу помечтать, могу попасть в какие-то мистические слои и т.д. Вся забота о чем? Об удовлетворении, об удовольствии, если хотите – о наслаждении. Недаром часто душевными называли тех подвижников, которые впадали в прелесть, т.е. тех, которые ищут благодатных переживаний, благодатных состояний, благодатных даров (например, чудотворения, видения на расстоянии и т.д.). Про таких подвижников говорят, что они в прелести, т.е. льстят себе в высшей степени. Вот это все связано с душевностью. Поэтому говорят, что душевность и духовность это совершенно разные вещи.

Кстати, любопытная вещь. Во время Первой мировой войны с Германией очень многих поразил следующий факт… Ведь вы знаете о том, что немцы назывались «культур трегеры», т.е. носители культуры. У них еще Ницше учил об «Уберменше» –  «сверхчеловеке». Культуроносители, если хотите, чуть ли не сверх люди, которые очень любили своих собак, кошечек, животных, которые были, и, конечно же, детей. Что еще надо? И вдруг все были поражены. Чем? Удивительной жестокостью обращения с пленными людьми, с теми людьми, которые оставались на захваченных территориях. Это мне рассказывали сами люди, свидетели. Поражены и потрясены были. Эти душевные люди, играют на губных гармошках, кажется – такая музыка, такое эстетическое развитие, такая сентиментальность – то есть полнота душевности. И жестокость! И ненависть. Вот как оказывается.

Душевность – это вещи низшего порядка. И если эту душевность не переводить в духовность, если наши симпатии, которые мы можем испытывать к кому-то, не переводить в область любви верной (потому что может быть неверная любовь)…  Я люблю того, кто мне нравится и терпеть не могу того, кто мне не нравится; тому, кого я люблю, я могу простить многие вещи, за которые надо бы наказать, а к тому, кого я не люблю, я буду придираться и в таких вещах, где он совсем и не виноват – вот это все душевность, которая связана часто с лирикой, с сентиментальностью, с романтичностью, но в которой нет религии.

Один из святых – преподобный Никита Стефат – говорил: «душевные это как бы полоумные». И апостол Павел тоже об этом пишет. И когда нет духовности, то эта душевность – это все лирика, это все романтика, это все сентиментальность, а только попробуй коснись человека, только прикоснись к нему не так и сразу как ежик тебя уколет тысячами игл. Вот оказывается, что такое душевность.

Душевность – она в религии, в христианстве очень опасна. Но  часто мы видим, к сожалению, когда настоятель не смотрит за хором, то – особенно когда хор большой и регент имеет музыкальное образование светское – начинается такая лирика, то «умирают» совсем, почти не слышно, то взрываются громом, что все аж вздрагивают… То есть пытаются произвести эффект. При чем тут молитва? Никакой молитвы тут нет, «эффект» надо произвести. Так и люди, которые ищут такого «эффекта». «Вы куда идете?» – «Я иду на всенощную Рахманинова». Не на всенощную, а на Рахманинова! «А вы куда идете?» – «На литургию Чайковского». Конечно, не на литургию же. А на Чайковского!

Вот это все плоское – сентиментальность, лиричность – называется душевностью.

 

Алексей Ильич Осипов.

Расшифровка: Анна Поздняк.

Душевность и духовность. Неделя о блудном сыне, размышления

«Духовное здоровье», «духовное возрождение», «духовная безопасность» и просто «духовность». Сейчас в России мало людей, не пытающихся понять, что это такое. Но ответы получаются разными. И это не столько оттого, что их трудно найти, сколько от обычного желания людей искать не правильные, а «удобные» ответы на «неудобные» вопросы.

Гороскопы, гуру, шаманы, бесконечные целительницы, благовонные конусы и палочки, заботливо слепленные индийскими монахами из коровьего навоза, амулеты и обереги. Прибавим к этому многообразный мир культуры и получим «духовность», как её понимает обычный россиянин. Все это в сознании современного человека вполне примиряется с Церковью и даже не возникает у людей внутренней необходимости разделить все эти понятия. Для всех очевидно, «что что-то там есть», а десятилетия недоверия к Церкви, настойчиво насаждавшегося безбожной властью, приучили искать ответы на духовные вопросы где угодно, только не в храме.

Конечно, всё это можно назвать разновидностью духовной жизни, ведь каждый имеет право на самоопределение. Но Церковь, имея многовековой опыт, обязана предупредить:

не всякая духовность от Святаго Духа.

Есть и иные духи, враждебные человеку, стремящиеся свести человека к его страстям, желудку и примитивным инстинктам.

Как же нам определить, где подлинная духовность, а где ложный путь, ведущий к духовной гибели?

По образу и подобию

Для начала, надо констатировать, что человек не сводится к своему телу и его желаниям. Человек — это личность, состоящая, как свидетельствует Слово Божие, из тела, духа и души.

Личность человека невозможно разделись на составные части, и все попытки такого разделения так и не увенчались успехом. Личность — это данный человеку при творении образ Божий, незыблемое начало изменяющейся человеческой природы. Сотворенный Богом человек постоянно стремится к высшему и большему, чем он сам, и находит полноту своего бытия в стремлении к Творцу.

«Живо слово Божие и действенно, и острейшее паче всякого меча обоюдоострого, и приходящее даже до разделения души же и духа» (Евр.4,12). «И всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» (1 Фессал. 5, 23).
Очевидно, что приведенные выше слова апостола Павла не только напоминают нам о составе человека, но и утверждают необходимость гармонии всех трех частей в нём. Эта гармония, или по-славянски целомудрие, и есть залог нормальной жизни человека.

Дух и душа

На основании опыта Церкви, изложенного в пособиях по догматическому богословию, у каждой части человека есть свои задачи и свои болезни.

Дух отвечает за высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом.

Душа отвечает за всё разнообразие внутреннего мира человека, определяет его поведение в обществе, влияет на оценку окружающего мира.

Иногда в творениях свв. отцов мы не видим разницы между душою и духом (есть даже два богословских мнения об этом, впрочем, не противоречащих друг другу), но всегда очевидно предназначение обоих: «Душа бо человеческая, — говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.), — как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть».

Согласно Божественному замыслу о человеке, дух должен был находить себе пищу в Боге. Душа должна была руководиться, просвещаться и питаться духом. Тело же должно было жить велениями души.

Но после грехопадения первых людей человеческая природа, по слову свт. Василия Великого «распалась на тысячу частей».

Добровольно отказавшись от следования заповедям Божиим, человек заблудился в собственных страстях и желаниях. Дух начинает жить за счет души, заменяя общение с Богом суррогатами, тем, что мы обычно называем «духовными»», а правильнее «душевными ценностями» — художественной литературой, музыкой, зрелищами.

Душа уже не диктует телу принципы послушания Богу и Церкви, а начинает жить жизнью тела. Отсюда происходят страсти — навязчивые желания, удовлетворяя которые человек не насыщается, но и не может от них отказаться.

Наконец, тело, лишенное руководства души и духа, вынуждено искать себе пищу вовне, в бездушной материи, следует своим примитивным инстинктам и находит физическую смерть…

Душевность и духовность

Отсюда понятно различие важнейших понятий — душевности и духовности.

Душевность — это состояние человека, в котором низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), поглощает его и истощает вплоть до полного нечувствия к духовным реалиям и законам.

Сюда можно отнести всё разнообразие наработок человеческой культуры — живопись, музыка, поэзия, которые сами по себе полезны, но которыми нельзя подменять жизнь духа. Здесь место и наследию тех религий, которые не исповедуют личностного Бога и всему оккультному наследию, потому что задача культуры и подобных религий — развитие человека для его эгоистического блага, приобретение той или иной выгоды без личного общения с Богом, не от Бога, без духовного труда.

Духовность же — это когда высшее преобладает над низшим: дух человека, просвещаясь Духом Святым, обогащает человека, преображает его душу и тело и направляет его всего к Богу.

Духовный человек непременно развит душевно, и тело уже не диктует ему свои законы, примером чему являются поколения монахов и подвижников, преодолевавших даже законы физического мира. Духовное развитие не вытесняет душевные радости и достоинства, но ставит их на свое, подчиненное место, подразумевая в первую очередь жизнь для Бога, для Его Церкви — соответственно для своих ближних. Духовность — это внутренняя жизнь человека, посвященная преодолению своего эгоизма, это трезвенное доверие Святому Духу.

Духовное развитие обеспечивает правильное развитие души и тела. Но оно невозможно без правильного духовного руководства, потому что сам по себе человек слеп. И вот здесь уже необходимо говорить о Церкви, о Боге, о трезвом отношении к жизни. Иными словами — о Православии.

Итак, вот почему нельзя подменять духовное душевным, даже если оно присвоило себе громкий титул «духовного наследия».

Если мы не имеем духовных ориентиров — мы не знаем, куда нам двигаться на пути к спасению, даже если прослушаем полное собрание сочинений Баха и Моцарта.

Если мы не подчиним душу и тело духу, а дух Богу, то в основу наших поступков будет положены животные инстинкты, и мы уже не в праве будем называться людьми, даже если посетили все музеи Парижа.

Мы, конечно, вправе остаться в уютном мире человеческих фантазий, но тогда никогда не сможем родиться для Жизни подлинной и вечной. Великие произведения искусства постоянно напоминают нам о Боге, и предательством надежд и чаяний всех творцов будет отказ от Творца.

Нельзя заменить концертом Всенощную.

Духовность и душевность в общении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФГБОУ

«ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМ. П.П. ЕРШОВА»

 

 

 

 

 

 

Реферат

Духовность  и душевность в общении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила:  студентка  911 группы, II курса

                                                                                                                Бабошина В.С.

                                                                        Проверил: Андреенко В.М.

 

 

 

2013г.

Духовность  и душевность в общении.

Душа (по-еврейски «нефеш) есть сама личность. Душа состоит из разума, чувств (эмоций) и воли.

 Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Душевные  христиане живут и водятся чувствами, т.е. принимают решения, основанные на своих чувствах или своих мыслях, добиваются чего-то собственной волей, а духовные христиане живут ВЕРОЙ в Слово Божие, и принимают решения на основании личного откровения («рэмо»), согласованного с записанным словом Божьим. Душевный человек ходит перед людьми, а духовный – ходит пред Господом.

 Душевная мама, спасающая ребенка от наркомании, будет думать: «Если Бог не поможет, то пойду к бабке», – и у нее не возникает мысли об абсурдности такого умозаключения! Хотя она знает из Библии, что это грех. Но она сознательно делает неправильный выбор. Потому, что душевная любовь к своему ребенку для нее выше слова Божьего. Духовная мама скажет: «Господь Всемогущий, мне некуда больше идти, потому что у Тебя глаголы вечной жизни!».

 Душевные христиане будут  давать взятки судьям (может, осудят  не так сурово), выпивать с сослуживцами (чтобы никого не обидеть).

 На душевной домашней группе  будут обсуждать власть, жаловаться  на болезни, делиться рецептами  блюд. На 8 марта даже поздравят  соседских бабушек. Все как  в миру. Читают вместе Библию, ну и что? Просто «так надо», ну и …есть повод поговорить! Много народа приходит на такую группу? На концертах эстрадных звезд народа собирается гораздо больше, но это не говорит о его духовности.

Примеры  душевных поступков, или душевных проявлений.

Пример чувственного.

 Душевная незамужняя сестра, которая стремится выйти замуж,  будет посещать места, где собираются  братья, создавать условия для  общения, пытаться строить отношения  с понравившимся братом. Духовная  незамужняя сестра будет служить  Господу, в терпении и смирении  ожидая устройства своей жизни  только от Него.

 Пример волевого.

 Человек сам бросил курить  или пить, и говорит соседу: «Ты  как я не сможешь, у тебя  силы воли нет! А у меня  воля сильная! Я сам бросил!»  Кто в таком случае прославляется?  Да он сам! Другое дело, когда  человек говорит: «Это Господь  меня освободил! Слава Ему!».  Чувствуете разницу? Дух всегда  будет прославлять Христа, а душа – себя.

 Вот такие характеристики  душевных и духовных отношений  приводит в своей проповеди  «Общение» (2003г.) Константин Михайлов:

Характеристика  душевных отношений

1) в душевных отношениях в  основании лежит человеческое – душа, с ее переживаниями, размышлениями, желаниями;

2) человек устремляет взгляд  в себя, а не на Господа;

3) в общении душевных людей  присутствуют корыстные мотивы.

 Цель душевного общения: угодить  себе, желаниям своего сердца.

 

Характеристика  духовных отношений:

1) в духовных отношениях в  основании лежит истина Слова  Божьего;

2) человек смотрит не на себя, а на Господа;

3) нет корыстных мотивов в  общении духовных христиан («любовь… не ищет своего» 1Кор.13:5)

Цель  духовного общения: угодить Господу, Его желаниям.

 Возлюбленные, когда кто-нибудь  в церкви молиться за меня: «Господь, исполни желания ее  сердца», я всегда мысленно  прошу, что бы Господь исполнил  во мне желания Своего сердца. Для меня это имеет решающее  значение.

И еще хочется сказать, что духовный рост всегда идет через боль, через  умирание для себя, через распятие души. Но каков результат – исполнение воли Божьей! Давайте же принимать  от Господа с благодарением те моменты нашей жизни, когда душа скорбит смертельно, а дух ликует от радости о том, что угодил Своему Господу.


Духовность и душевность — разные ли по смыслу слова?. 1115 вопросов священнику

Читайте также

§ 166. Разные смыслы слова: церковь; смысл, в каком будет излагаться здесь учение о ней, и точки зрения на предмет.

§ 166. Разные смыслы слова: церковь; смысл, в каком будет излагаться здесь учение о ней, и точки зрения на предмет. Имя Церкви Христовой [437] употребляется в разных, более или менее обширных, смыслах.Самый обширный из них есть тот, по которому Церковию Христовою называется

Духовность и духовничество

Духовность и духовничество Владыка Антоний много говорит и пишет о духовной жизни. Для него духовность — это жизнь в Духе Святом, жизнь Святого Духа в нас. Христианин должен быть не столько самим собой, сколько проводником благодати Духа для других людей.Отсюда

Духовность и духовничество

Духовность и духовничество Я хотел бы сначала определить слово “духовность”, потому что обычно, говоря о духовности, мы имеем в виду определенные религиозные выражения нашей духовной жизни, такие, как молитва, как подвижничество. Это становится ясно из святоотеческих

4. Воскресение и духовность

4. Воскресение и духовность Я могу себе позволить лишь кратко описать шесть важнейших аспектов христианской духовности, которые предстанут перед нами в новом свете, если мы увидим их в контексте поразительной надежды пасхального призыва, обращенного к нам: пробудитесь и

Разные значения слова «день» в первой главе Бытия

Разные значения слова «день» в первой главе Бытия Наиболее частый аргумент против буквального понимания слова «день» заключается в том, что уже в самой первой главе Бытия еврейское уот имеет два переносных значения: речь идет о днях до того, как на небе появляется Солнце,

4. Воскресение и духовность

4. Воскресение и духовность Я могу себе позволить лишь кратко описать шесть важнейших аспектов христианской духовности, которые предстанут перед нами в новом свете, если мы увидим их в контексте поразительной надежды пасхального призыва, обращенного к нам: пробудитесь и

Что такое духовность

Что такое духовность Беседа с английским другом. Лондон, июль 2000 г.Что такое духовность?Людям кажется, что они знают, что такое духовное, не имея с этим никакого контакта. Им кажется, что духовное можно постичь музыкой, наукой или какими-то психологическими, народными,

Перевод по смыслу

Перевод по смыслу Вторая группа – переводы смысловые, призванные донести библейские смыслы до всех читателей без исключения. Зачастую такое понимание достигается за счет упрощения текста и добавления непосредственно в текст комментариев переводчика. Подобные

ДУХОВНОСТЬ ЖИЗНИ

ДУХОВНОСТЬ ЖИЗНИ 1. О духовности души. (Из соч. блж. Августина). Все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присутствует в одно и то же время во всех частях

Духовность (Spirituality).

Духовность (Spirituality). Так называют состояние глубокого единения с Богом. Интерес евангельских христиан к духовности весьма силен, хотя возник он сравнительно недавно. Раньше слово “духовность” не употреблялось христианами; оно отсутствует в библейских и теологических

Поясняющие пропозиции поддержки, различные по смыслу

Поясняющие пропозиции поддержки, различные по смыслу К этой группе мы относим взаимосвязанные пропозиции, имеющие различное содержание. Это не значит, что у таких пропозиций нет ничего общего семантически, скорее их значения не сходны по существу (как в следующей группе

Поясняющие пропозиции поддержки, сходные по смыслу

Поясняющие пропозиции поддержки, сходные по смыслу Отличительной особенностью и неотъемлемой частью этого типа отношений является “перекрытие” содержаний двух взаимосвязанных пропозиций. Это перекрытие может касаться объектов, действий, абстракций, или какого — либо

3.1.6.1. Духовность и бестелесность

3.1.6.1. Духовность и бестелесность В Евр. 1, 6—7 ангелы прямо называются «духами». В Свщ. Писании ангелы предстают как существа, имеющие духовную природу.В Кол. 1, 16 ангелы называются невидимыми, поскольку им не свойственна грубая телесность. Господь по Воскресении говорит:

3.2.7.1. Духовность

3.2.7.1. Духовность Свщ Писание говорит о духовности души, и сами слова «дух», «душа» применительно к душе человеческой в Свщ. Писании являются взаимозаменяемыми: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14, 38). «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Прп. Максим

Глава 1518: (О необходимости) следить за своим языком. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит», и слова Всевышнего: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющи

Глава 1518: (О необходимости) следить за своим языком. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит», и слова Всевышнего: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся)

Глава 1602: Слова Всевышнего: «…и Он – Всемогущий, Мудрый»[3465] , и слова Всевышнего: «Преславен Господь твой, Господь величия, (Он выше) того, что Ему приписывают!» [3466] , и слова Его: «…а слава принадлежит Аллаху и Его посланнику» [3467] .

Глава 1602: Слова Всевышнего: «…и Он – Всемогущий, Мудрый»[3465], и слова Всевышнего: «Преславен Господь твой, Господь величия, (Он выше) того, что Ему приписывают!»[3466], и слова Его: «…а слава принадлежит Аллаху и Его посланнику»[3467]. 2127 (7383). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет

Духовность и душевность. Август 1974 г.

Когда речь идет о духовности и душевности, эти области часто путают. Если спрашиваешь людей о их духовной жизни, очень часто в ответ они описывают свое душевное состояние, как будто вся духовная жизнь может быть выражена физическими и психологическими проявлениями. Однако если обратиться к Священному Писанию, мы видим, что с самого начала истории человечества совершенно ясно определены две области: дух и плоть. А между ними находится область человеческой душевности, человеческая душа, очень напоминающая сумерки между тьмой и светом. Эта область человеческой личности наиболее трудна для понимания и выражения в терминах духовной жизни. Словами определить пределы душевной области, духовной и телесной области очень трудно: у нас есть вполне определенный опыт того, что происходит в нашем теле, в нашем уме, сознании, в наших эмоциях, но только немногим ведома область духа. Вы, наверное, помните место Послания апостола Павла, где он говорит, что духовный знает все, судит обо всем, а о нем судить никто не может. У нас бывают мгновения непосредственного духовного опыта, но большей частью этот опыт подобен молнии среди ночной тьмы. Свое тело и душу мы рассматриваем как нечто естественное и привычное. Но все, что происходит в области духа, — там, где человек встречается с Богом, но и с сатаной, отражается на нашем телесном и душевном составе.

Аскетическая традиция считает область телесности гораздо более надежным путем к пониманию того, что происходит в духовной области, чем душевность. Духовный опыт достигает нашего тела и, подобно тому, как Божество Христа исполняет тело Его воплощения, так благодать Божия преображает наше тело. Этим объясняется, почему в житиях святых дееписатель, стремясь довести до нашего сознания, насколько глубоко человек был укоренен в Боге и жил благодатью Божией, описывает его подвиги. Мы видим невообразимое воздержание святых, их невероятные бдения; они принуждали свое тело к тому, что совершенно недостижимо нам. Эти описания не имеют целью поразить нас физическими достижениями святых; это просто способ косвенно указать, что святые настолько полно жили в Боге, что не нуждались почти ни в чем земном. Но аскетическая традиция предостерегает нас от опасности, заключенной в душевности. Душевность — область воображения, фантазии, ложных толкований; именно эта область нуждается, чтобы ее очистил, просветил Бог, заполнил Собой; наше дело — откpыть Ему доступ путем собственнной трезвости, путем неустанной борьбы с воображением. И тем не менее, мы должны жить с той душой, той душевностью, какая у нас есть, мы не можем познать ни Бога, ни благодать, ни многие взаимоотношения иначе как на этом уpовне.

Порой наша душевная жизнь может быть поражена болезнью. И тогда перед многими встает вопрос: возможно ли при помраченном сознании иметь подлинную духовную жизнь?

Отец Иоанн Кpонштадтский говорит в своем дневнике, что когда Бог видит душу слишком хрупкую, неспособную вынести грубость мира, Он допускает, чтобы между душой и миpом пала как бы пелена. Мы это называем «душевной болезнью». Но за пеленой продолжается общение между Богом и живой человеческой душой. Я не думаю, что такое объяснение пригодно в любом случае. Но много лет назад один пpимеp, подтверждающий это, произвел на меня очень сильное впечатление.

Во Франции был молодой человек, замечательно талантливый художник; он стал постепенно сходить с ума. У него были галлюцинации, его внутренний мир лишился чувства реальности; его родных и друзей очень смущал тот факт, что он, глубоко верующий человек, в этом своем новом состоянии стал хулить Бога. Мнения о том, что с ним делать, разделились. Наиболее благочестивые люди и часть духовенства считали, что все разрешится отчитыванием, елеепомазанием и причастием. Я, хотя был вполне верующим человеком, считал, что он нуждается в медицинском вмешательстве. Когда все религиозные средства были испpобованы и не дали результатов, его поместили в больницу. Он провел там несколько лет в состоянии полного помрачения ума. Болезнь его выражалась потерей религиозности, полным отрицанием Бога; его друзья опасались за его вечную участь. Через некоторое время он поправился, и мы обнаружили, что он не только сохранил веру, какая у него была до болезни, но что он духовно созрел по сравнению со своим прежним состоянием. За этой пеленой душевной болезни он действительно сохранял связь с Богом. Возможно, его богохульство, его потерю Бога, отход от религии в болезни можно объяснить, если понять, что всем нам приходится участвовать в напряженной, поpой яpостной боpьбе между добpом и злом. В ноpмальном душевном состоянии мы способны справляться с этим боpением, и люди вокpуг нас не осознают, насколько глубоко мы внутpенне поpажены. Но когда под натиском этой борьбы в сознании способность сопротивления человека, его сопротивляемость рушится, борьба становится явной взору всех. И то, что у большинства людей происходит в глубинах души, внезапно бывает явлено взору окружающих. Но и пpи этой внутренней боpьбе добpа и зла, несмотpя на зло, у нас сохpаняется глубокое общение с Богом. Наряду с этой ужасной внешней обезбоженностью сохраняется очень глубокая связь с Богом.

Оставляя этот пример в стороне, я хотел бы указать вам, что в Православной Церкви есть чин святых, которых называют «юродивые во Христе». Если исследовать жизнь каждого из этих людей, мужчин и женщин, которые с точки зрения мира были безумны, вы увидите, что они делятся на две категории. Часть из них были людьми выдающегося ума, но по той или другой причине хотели казаться безумными. Скрываясь за мнимым безумием, под его покровом, они могли иметь глубокую потаенную жизнь с Богом, жизнь, в котоpую никто не мог пpоникнуть, втоpгнуться: и их духовная жизнь была защищена от нападок бесовской гоpдыни теми унижениями, котоpым они постоянно подвеpгались от людей.

Есть другая категория «Христа ради юродивых». Это люди действительно больные душой, умалишенные. Но и это не препятствовало им любить Бога, знать Его и избрать путь унижения ради того, чтобы следовать за Христом в Его кенозисе, идти путем Его уничижения. И эта мысль — что даже помрачение ума не может разделить нас от Живого Бога — несет такое вдохновение и утешение.

Священник не всегда может быть профессиональным психиатром, но священник должен по крайней мере достаточно интересоваться тем, что происходит с людьми вокруг него, чтобы иметь какие-то познания о том, как проявляется душевная болезнь. Когда душевнобольной человек оказывается и веpующим, его душевное состояние отбpасывает тень на все, в том числе на его жизнь в Цеpкви. И очень важно, чтобы священник был в состоянии pазличить, где болезнь, а где подлинный мистический опыт.

В качестве иллюстpации я вам дам два пpимеpа. К одному из наших старых священников во Франции пришел человек и дал полное описание духовного состояния, которое характеризуется как «помрачение души». Этот человек считал себя одним из великих мистиков совpеменности, и был оскоpблен, когда стаpый опытный священник сказал: «Сходите к вpачу, это у вас больная печень».

А дpугой случай я помню сам. Ко мне прислали молодую монахиню из одного англиканского монастыря. У нее было душевное pасстpойство, котоpое не могло быть исцелено пpостой беседой. Ее послали к психиатpу, но он, веpующий человек, отказался лечить ее. Он сказал, что это не душевное pасстpойство, а духовная пpоблема. Когда эта молодая монахиня стала описывать свое состояние, я ее остановил и сказал: «Подождите, я могу досказать, что вы собиpаетесь pассказать». Я взял «Подвижнические слова» святого Исаака Сиpина и пpочел ей полное описание того, что она собиpалась сказать мне. И я смог ей помочь, потому что Исаак Сиpин, после описания этого состояния, поясняет, что надо делать в таком случае.

Как я уже сказал, очень важно, чтобы священник умел pазличить болезнь и духовный опыт. Пpичина, почему душевную и духовную область смешивают, в следующем. Для того, чтобы говоpить с дpугими о духовном опыте, нам пpиходится пользоваться словами, относящимися к вне-духовной области. Когда мы хотим говоpить о Божественной любви, нам пpиходится говоpить о любви человеческой. Когда мы хотим описать отношение святого к Богу, мы употpебляем такие слова как «стpах» — и это обманчиво, потому что этим же словом мы обозначаем нечто совеpшенно отличное от того благоговейного поклонения, какое свойственно святому. Это указывает нам, почему область психики почти всегда, за исключением великих святых, дает нам искаженную каpтину, как бы каpикатуpу того, что пpоисходит в душе.

Я могу пояснить то, что хочу сказать, следующим обpазом. Повеpхность озеpа может отpажать небо, беpега, деpевья и дома на беpегу пpи условии, что на повеpхности воды нет pяби. Когда озеpо совеpшенно спокойно и пpозpачно, отpажение точно. Но достаточно легкой pяби, достаточно мошке задеть на лету повеpхность воды — и вся каpтина неба и земли искажается. Именно поэтому духовные наставники пpедостеpегают нас: никогда не следует судить собственную духовную жизнь или духовную жизнь дpугих людей по психологическим ее следствиям. Именно поэтому нас учат пpи молитве никогда не давать воли вообpажению, учат не поддаваться чувствам, эмоциям, потому что цель нашего пpедстояния пеpед Богом — стать настолько устойчивыми и пpозpачными, что это позволит жизни Божией достичь до нас чеpез двойственную, туманную область нашей душевности.

У меня нет вpемени объяснять, каким обpазом тело может быть использовано как гоpаздо более надежный кpитеpий, чем состояния души. Но если взять все учение Цеpкви относительно телесных упpажнений и телесных pезультатов молитвы Иисусовой, можно обнаpужить, что тело — нечто, что не обманывает и не лжет. Тело и дух — вот две кpайние и надежные точки опоpы в боpьбе за молитву и духовную жизнь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет

Духовность и душевность

Новосибирский конгресс, урок 2

Вопрос: Чем отличаются духовность и душевность? Есть люди душевные, приятные, а духовный человек может быть и не очень-то приятным. В чем отличие между ними?

Ответ: Душевными мы называем людей приятных в повседневной жизни, готовых на быстрое сочувствие. Такой человек понимает тебя, близок тебе, может сострадать, помогать и т.д. 

Духовный человек – это тот, кто в жесткой работе над собой, “ломая зубы”, вопреки себе, огромным напряжением перерастает в нечто абсолютно иное, чем человек нашего мира – в свойство отдачи, которого в нашем мире нет.

Причем это свойство вырабатывается огромным устремлением, огромным намерением, огромной концентрацией усилий, внимания, постоянной работой и сильнейшим контролем над собой.

Когда человек достигает такого состояния, у него появляется особое отношение к другим – не душевное, не ласковое, не любящее в наших глазах, потому что он думает, как сделать из нас одухотворенных людей, то есть имеющих душу. А это сопряжено с серьезным насилием над собой, с прессингом, с напряженной работой. Поэтому такие люди – не из приятных. Их миссия обязывает их все время относиться к нам, маленьким слабеньким людям, целеустремленно.

Я это знаю по себе. Мой учитель смотрел на меня, как на глину, из которой ему надо что-то вылепить, и оценивал, в какой мере эта глина будет стонать, но позволять себя лепить. Я так себя чувствовал. С одной стороны, это огромная любовь, внутреннее участие и понимание. Но, на самом деле, внешние проявления все-таки очень особенные. Их может оценить только тот, кто понимает поставленную цель, свойство ученика и работу учителя. 

Из 2-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ругаю, потому что желаю добра

Учитель переформатирует ученика

От учителя – к Творцу

Тема : Духовная работа, Конгрессы, события, Учитель и ученик

Закладки Послать другу Распечатать

Духовность и душевность: Вселенная в вас

В исследовании 2017 года исследовательский центр Pew Research Center опубликовал новые данные о том, что 54% ​​американцев считают себя «религиозными», тогда как 75% американцев считают себя «духовными». Это означает, что почти четверть всех американцев теперь идентифицируют себя как часть быстро растущей религиозной группы – если ее можно даже так назвать – известной как «духовная, но не религиозная» или «духовная, но не связанная». Но что мы имеем в виду, когда говорим, что кто-то «духовен, но не религиозен»? Можно сказать, что духовный человек – это тот, кто желает высшего блага для всех людей.Тем не менее, хотя то же самое можно сказать и о религиозном человеке, духовного человека отличает то, что он не подписывается ни под какую социокультурную систему морали, поведения, текстов, священных мест или догм и не участвует в поклонении каким-либо сверхчеловеческая управляющая сила, будь то единственное или множественное число. Для духовного человека весь этот естественный мир – их святилище; сокровенная истина того, что они – высшая сила.

Духовность включает соединение с божественным – чем бы это ни было для вас – путем обращения внутрь, к душе.Душевность – это связанное с ней глубокое чувство эмоций, способность проявлять себя и быть уязвимым. По сути, одухотворенность – это то, что придает духовности ее страсть и силу. Если духовность – это инструмент, то одухотворенность заставляет его петь. Эти двое идут рука об руку. Одно полагается на другое. Практиковать духовность без душевности – все равно что играть на пианино без каких-либо струн: вы все еще можете играть по нотам, но, в конце концов, в чем суть? Душевность определяет цель духовности.Душевность заставляет вас почувствовать себя полностью живым!

Но что нужно, чтобы иметь духовность? А что нужно, чтобы быть одухотворенным? Думайте об этом не столько как о списке вещей, которые нужно сделать, а как о коллекции способов быть. Поскольку одухотворенность и духовность естественно идут рука об руку, мы обсудим их вместе. Духовный, одухотворенный человек – это тот, кто вовлечен в сообщество, открыт для нового опыта, интересуется всеми загадками жизни и благодарен за все ответы на них. Духовный, одухотворенный человек – это тот, кто принимает все сферы жизни и никого не отвергает.(Вы обнаружите, что это резко контрастирует с исключительностью большинства религий.) Они в изобилии практикуют прощение. Духовный, одухотворенный человек способен без опасений и зависти отмечать уникальные сильные стороны и способности, которые каждый человек приносит с собой в этот мир. Они могут быть молитвенными, но чаще внимательными. Они любят сильно, часто смеются и яростно защищают свой внутренний голос. Они упорно трудятся, чтобы защитить свой путь самоуправления, и они борются за права других поступать так же.

Стоит ли тогда удивляться тому, что все больше американцев предпочитают идентифицировать себя как духовные люди?

Когда дело доходит до вас, ваше собственное духовное и душевное путешествие – это просто кульминация всего вашего прошлого опыта, влияний и привычек. Если вы только в начале этого пути, будьте готовы дать себе много благодати. Это не идеальная практика, и нет идеального способа быть духовным человеком. Быть по-настоящему одухотворенным, духовным человеком – это то, во что вы вырастаете, а не то, чем вы становитесь в одночасье.И одни дни всегда будут труднее, чем другие. В некоторые дни вы задаетесь вопросом, духовен ли вы вообще, а в другие дни вы узнаете, что вселенная действительно находится внутри вас и что вам был дан отличный единственный в своем роде подарок в виде вашей личности. : Ты просыпаешься и будешь собой! Разве не прекрасно, что другие испытывают то же самое?

Духовность и одухотворенность – это характеристики, которые я стремлюсь воплотить во всех аспектах миссии и ценностей Alpha Hearts.Вот почему я построил работу своей жизни на том, чтобы помогать другим находить ясность и руководство в самые трудные моменты их жизни. Я с энтузиазмом отношусь к тому, чтобы показывать другим, каково это – проявлять себя, быть уязвимым и уважать свое истинное «я». Мне доставляет немало радости и благодарности видеть, как клиент растет, исцеляется и сияет. В конце концов, в этом и заключается суть Alpha Hearts: жить смело, яростно любить и настраиваться на радикальные, прекрасные вещи, которые ваша душа хочет сказать вам. Будьте духовны.Будьте задушевны. Живите своей самой полной, истинной и легендарной жизнью.

Не хотите ли вы прийти и посмотреть, что приготовила вселенная?

Вам понравился этот пост? Подумайте о том, чтобы отправить нам немного любви! Посетите http://bit.ly/30i31Ax, чтобы сделать пожертвование Alpha Hearts прямо сейчас!

Стать полностью живым и глубоко человечным: Беннер, Дэвид Г. Доктор философии: 9781587432972: Amazon.com: Книги

«Шедевр понимания и руководства»

«Дэвид Беннер предлагает нам шедевр понимания и руководства для зрелой, полностью живой человеческой жизни.Обнаруженная здесь глубокая и искренне честная человеческая и духовная мудрость позволит читателю больше узнать как о препятствиях на пути к полной человеческой жизни, так и о возможностях такой жизни, чему способствуют многие конкретные духовные практики, предлагаемые Беннером. Он бросает вызов нашему приспособлению к узкому, подавленному образу жизни и духовности и призывает нас стать более живыми во всех измерениях нашего существа: теле, душе и духе ». – Тилден Эдвардс , основатель и старший научный сотрудник, Шалем Институт духовного формирования, Вашингтон, округ Колумбия

«Дэвид Беннер сделал это снова! В этой глубокой, легко читаемой книге, которая проникает в глубины, он объединяет свои впечатляющие дары в области психологии и теологии со своей собственной духовной жизнью как искатель на протяжении всей жизни.Погрузиться в Душевная духовность – это лучшее, что нужно, чтобы сесть с ним для преобразующей, интимной и оживляющей беседы »- Маргарет Гюнтер, , почетный профессор аскетической теологии и бывший директор Центра христианской духовности. , General Theological Seminary

«Я считаю, что это будет самая важная книга Дэвида Беннера. Некоторым это покажется спорным. Но я верю, что многие другие сочтут это надеждой и животворным. Душевная духовность выводит читателя за пределы убеждений и практик к открытию богатых ресурсов внутренней христианской духовности, ресурсов, которые помогут вам стать уникальным и целостным человеком, которым вы должны были быть.”- Гэри У. Мун, , вице-президент и председатель кафедры интеграции, Ричмонтский аспирантский университет; автор, Ученичество с Иисусом

” Кому-то нужно было написать эту книгу, и я рад, что это был Дэвид Беннер. Его мудрый, проницательный и обаятельный стиль облегчает восприятие тревожной истины, а вызов существующему положению вещей глубоко освобождает “. – Рут Хейли Бартон, , основатель Центра трансформации; автор книг Sacred Rhythms и Invitation to Solitude and Silence

Дэвид Г.Беннер (доктор философии, Йоркский университет; постдокторантура, Чикагский институт психоанализа) – всемирно известный глубинный психолог, писатель, духовный наставник и коуч по личностной трансформации, который живет в Торонто, Онтарио. Беннер является автором или редактором более тридцати книг, в том числе Soulful Spirituality и Spirituality and the Awakening Self . Он читает лекции по всему миру и провел множество клинических и академических встреч. Для получения дополнительной информации посетите его веб-сайт [ www.drdavidgbenner.ca ] (http://drdavidgbenner.ca) или его страницу в Facebook.

Духовное против Душевного – В чем разница?

духовный | душевный |

Как существительное

духовный – (христианство | исторический) член ветви францисканского ордена, который выступал за простую одежду и отказался от владения собственностью.

Как прилагательное

душевный – это , полный эмоций и энергии.

Английский

Альтернативные формы

* Spirituall, spirytual, spirytuall, spyritual, spyrituall, spyrytual, spyrytuall

Прилагательное

( прилагательное )
  • Относящиеся к духу или душе.
  • Уважение к предкам – важная часть тайской духовной практики .
  • * Сэр Томас Браун
  • Закон Божий – это духовный ; это запись божественной природы, распространяющая свою власть на действия души человека.
  • Относящиеся к Богу или месту поклонения или относящиеся к нему; священный.
  • Духи или относящиеся к ним; сверхъестественное.
  • Состоит из спирта; не материал; бестелесный.
  • духовная субстанция или существо
  • * Библия, 1. Коринфянам, xv. 44
  • Посеяно тело естественное, возведено духовное тело .
  • К интеллектуальным и высшим способностям ума или относящимся к ним; психический; интеллектуальный.
  • (христианство) Под контролем и вдохновением Святым Духом; чистый; святой.
  • * Библия, Гал. vi. 1
  • Если человека настигнет ошибка, вы, духовные , исправьте такого.
  • Не проложенные и не временные; относящиеся к священным вещам; церковный.
  • духовных ” функций духовенства; господа духовные и мирские; а ” духовная корпорация

    Производные термины
    * антидуховный * антиспиритуализм * антидуховность * духовное дезертирство * спиритизм * спиритуалист * духовность * духовно

    Существительное

    ( ru имя существительное )
  • Христианская религиозная песня, особенно в афроамериканском стиле, или аналогичная нерелигиозная песня.
  • Любая духовная функция, должность или дело.
  • Он назначает верховенство папе в спиричуэлс и императору во временном. – Лоуэлл.

    Английский

    Прилагательное

    ( прилагательное )
  • Полный эмоций и бодрости
  • Полный души.
  • Душевная духовность: становление полностью живым и глубоко человечным: Дэвид Г.Benner: 9781587432972

    «Душевная духовность – это праздник ободряющей мудрости, которая питает душу и дух. Приглашая язык, образы и повествования, Дэвид Беннер описывает образ жизни, который объединяет и вдохновляет – сердечное сочетание психологии, теологии, и духовность для всех нас, кто стремится к зрелости и процветанию ». – Сьюзан С. Филлипс, , исполнительный директор и профессор социологии и христианства, Нью-Колледж Беркли; автор книги «При свечах: освещая искусство духовного руководства»

    «Душевная Духовность воплощает в себе неразделимые приглашения духовных и человеческих путешествий.Сочинения доктора Беннера основаны на долгих годах исследований и практики на пересечении человеческого развития, психотерапии и духовного руководства наряду с его собственным желанием упорствовать в том, чтобы стать всем, что задумал Бог. Душевная духовность пробуждает у читателя стремление к связанности, самореализации, жизнеспособности и целостности, которые уникально возможны благодаря намеренному сотрудничеству с Богом. Беннер обеспечивает прочную теологическую основу и основу для развития практик, которые он предлагает для поддержки роста и углубления.Душевная духовность предлагает читателям принять жизнь такой, какая она есть, и открыться Богу среди обычной / необычной реальности. Он наполнен возможностями, которые вызывают размышления и молитву ». – Жаннет А. Бакке , автор, Holy Invitations: Exploring Spiritual Direction.

    «Я верю, что это будет самая важная книга Дэвида Дж. Беннера. Некоторые сочтут ее противоречивой. Но я верю, что многие другие сочтут ее обнадеживающей и дающей жизнь. открытие богатых ресурсов внутренней христианской духовности, ресурсов, которые помогут вам стать уникальным и целостным человеком, которым вы должны были быть.”- Гэри В. Мун , вице-президент и заведующий кафедрой интеграции, Richmont Graduate University; автор, Ученичество с Иисусом

    Аудиокнига недоступна | Audible.com

    • Evvie Drake: более

    • Роман
    • К: Линда Холмс
    • Рассказывает: Джулия Уилан, Линда Холмс
    • Продолжительность: 9 часов 6 минут
    • Несокращенный

    В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее внутри, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.

    • 3 из 5 звезд
    • Что-то заставляло меня слушать….

    • К Каролина Девушка на 10-12-19

    Душевная духовность | Бейкер Паблишинг Груп

    Около

    «Кто-то нуждался в написании этой книги, и я рад, что это был Дэвид Беннер.Его мудрый, проницательный и обаятельный стиль облегчает восприятие тревожной истины, а вызов существующему положению вещей глубоко освобождает “. – Рут Хейли Бартон, основатель Центра трансформации; автор книг Sacred Rhythms и Invitation to Solitude and Silence

    Духовность играет незаменимую роль в выражении нашей человечности. Однако духовные практики иногда могут сделать нас менее, а не более, подлинно человечными. Мы можем быть хорошими христианами, но мы не хорошие люди.Как мы можем гарантировать, что наше духовное путешествие проводится таким образом, чтобы мы могли стать полностью живыми и глубоко человечными?

    Дэвид Беннер провел тридцать пять лет, объединяя психологию и духовность. Здесь он представляет обширное, психологически обоснованное понимание духовности, исследуя контрасты между одухотворенной и бездушной духовностью, глубокой и поверхностной религией, а также здоровыми и нездоровыми отношениями с Богом, чтобы подтвердить жизненно важную роль человеческого развития в духовном путешествии.Затем Беннер предлагает одухотворенные практики для развития христианской духовной жизни.

    Эта книга понравится читателям, ищущим глубины и содержания в поисках подлинной духовности. Это также будет полезным ресурсом для специалистов в области психического здоровья и духовных наставников. Вопросы для размышления и упражнения для индивидуального или группового использования включены в конце каждой главы.

    Содержание


    Часть первая: задача стать полноценным человеком

    1.Борьба за полное существование

    2. Наши беспокойные сердца

    3. Понимание нашей человечности

    Часть вторая: Путь к тому, чтобы стать полноценным человеком

    4. Жизнь с духом и душой

    5. Духовная природа путешествия человека

    6. Глубокая религия и здоровая духовность

    7. Воплощенная духовность

    Часть третья: Духовные практики для путешествия человека

    8. Осведомленность

    9.Чудо

    10. Необычность

    11. Реальность

    12. Присутствие

    13. Сдача

    Эпилог: Быть в одном месте

    Индекс


    Подтверждения

    “Дэвид Беннер предлагает нам шедевр понимания и руководства для зрелого, полностью живого человеческого образа жизни, который основан на глубине духовного и созерцательного осознания и практики, а также опирается на его психологические знания и многолетний опыт работы с его собственными и чужими людьми. призывает к подлинному духовному и человеческому становлению.Его вопросы и предложения в конце каждой главы предоставляют полезные способы связать его идеи и практики с жизнью читателей. Глубокая и искренне честная человеческая и духовная мудрость, найденная здесь, позволит читателю больше узнать как о препятствиях на пути к полной человеческой жизни, на которые необходимо обратить внимание, так и о возможностях такой жизни, чему способствуют многие конкретные духовные практики, которые Беннер предложения. Он бросает вызов нашему приспособлению к узкому, подавленному образу жизни и духовности и призывает нас стать более живыми во всех измерениях нашего существа: теле, душе и духе.«

    Тилден Эдвардс , основатель и старший научный сотрудник Шалемского института духовной формации, Вашингтон, округ Колумбия

    «В Душевная духовность Дэвид Беннер сделал это снова! В этой глубокой, хорошо читаемой книге, которая погружает в глубины, он объединяет свои впечатляющие дары в психологии и теологии со своей собственной духовной жизнью как искатель на всю жизнь. Погрузиться в Душевная духовность – это лучшее, что может быть лучше, чем посидеть с ним для преображающего, интимного и оживляющего разговора.«

    Маргарет Гюнтер , почетный профессор аскетического богословия и бывший директор Центра христианской духовности, Общая теологическая семинария

    «Я верю, что это будет самая важная книга Дэвида Дж. Беннера. Некоторые сочтут ее противоречивой. Но я верю, что многие другие сочтут ее обнадеживающей и животворящей. открытие богатых ресурсов внутренней христианской духовности, ресурсов, которые помогут вам стать уникальным и целостным человеком, которым вы должны были быть.«

    Гэри В. Мун , вице-президент и заведующий кафедрой интеграции, Richmont Graduate University; автор, Ученичество у Иисуса

    «Кому-то нужно было написать эту книгу, и я рад, что это был Дэвид Беннер. Его мудрый, проницательный и обаятельный стиль позволяет легче воспринимать тревожную правду и бросает вызов существующему положению вещей, глубоко освобождая».

    Рут Хейли Бартон , основатель Transforming Center; автор, Священные ритмы и Приглашение к уединению и тишине

    Душевная духовность – это праздник ободряющей мудрости, питающей душу и дух.Приглашая язык, образы и повествования, Дэвид Беннер описывает образ жизни, который объединяет и вдохновляет – сердечное сочетание психологии, теологии и духовности для всех нас, кто стремится к зрелости и процветанию ».

    Тилден Эдвардс , основатель и старший научный сотрудник Шалемского института духовной формации, Вашингтон, округ Колумбия

    «Все, что пишет Дэвид Беннер, стоит прочитать, и это не исключение. Читайте и накормите настоящей пищей!»

    Ричард Рор, OFM, Центр действий и размышлений, Альбукерке, Нью-Мексико

    Душевная духовность воплощает в себе неразделимые приглашения духовных и человеческих путешествий.Сочинения доктора Беннера основаны на долгих годах исследований и практики на пересечении человеческого развития, психотерапии и духовного руководства наряду с его собственным желанием упорствовать в том, чтобы стать всем, что задумал Бог. Душевная духовность пробуждает у читателя стремление к связности, самореализации, живости и целостности, которые уникально возможны благодаря намеренному сотрудничеству с Богом. Беннер обеспечивает прочную теологическую основу и основу для развития практик, которые он предлагает для поддержки роста и углубления. Душевная духовность предлагает читателям принять жизнь такой, какая она есть, и открыться Богу среди обычной / необычной реальности. Он полон возможностей, вызывающих размышления и молитву ».

    Жанетт А. Бакке , автор, Священные приглашения: исследование духовного направления

    “Новую книгу Дэвида, Душевная духовность , нужно прочитать, поговорить с ней, а затем использовать, чтобы полностью пересмотреть нашу слабую и анемичную связь с реальным миром.В культуре, полной духовности побега из этого мира, с одной стороны, и нарциссической духовности, с другой, Дэвид Беннер говорит: «Абсолютно нет!» а затем громко и мощно связывает нашу духовность с захватывающей задачей на всю жизнь – стать более полно и глубоко человечным. То, что Давид отождествляет такие вещи, как токсичная духовность, вселит долгожданную надежду в растущее число людей, находящихся в процессе «религиозного выздоровления», которые находятся на духовном и человеческом пути, но просто измучены узкими подходами, столь распространенными сегодня.Он глубоко предан нам как воплощенным существам и как таковой помогает нам уделять внимание воплощенной духовности. Он разбирается в жестких понятиях, таких как желание, тоска и беспокойство, и лишь немногие из них занимались проблемой эго, его ролью и его пределами так же хорошо, как он в этой книге. Если вы готовы окунуться в мир, действительно измениться и испытать трансформацию, то непременно получите эту книгу. А затем купите еще девять копий, чтобы раздать друзьям для диалоговой группы! Нам нужны вещи Дэвида Беннера в нашем воздушном пространстве.Я собираюсь распространить эту информацию, и я надеюсь, что вы тоже ».

    Рон Мартоя , автор, спикер и основатель velocityculture.com и ttTribe.com


    Автор

    1. Дэвид Дж. Беннер, доктор философии

      Дэвид Дж. Беннер (доктор философии, Йоркский университет; докторантура, Чикагский институт психоанализа) – всемирно известный глубинный психолог, писатель, духовный наставник и коуч по личным преобразованиям, который живет в Торонто, Онтарио.Беннер является автором или …

      продолжить чтение о Дэвиде Дж. Беннере, PhD

    Обзоры

    “Исследование [Беннера] основано на лучших аспектах психологии человеческого развития и древней духовной мудрости, чтобы прочно обосновать свое предложение глобальным человеческим опытом. Как опытный ученый, автор, психолог и духовный руководитель, Беннер служит опытным свидетелем того, что здоровые и цельные люди выглядят так … Церковь сильно выиграла от поисков Беннера.. . . Он внес большой вклад в психодуховное (термин, который он использует) понимание человека и проложил более грозный путь духовной зрелости. . . . Особенно полезны вопросы для размышления в конце каждой главы, которые побуждают читателя глубоко задуматься о своей нынешней жизни и о том, как она совпадает с тем, чего он так жаждет. . . . Я настоятельно рекомендую эту работу тем, кто заинтересован в собственной личной интеграции души и духа, а также тем, кто желает помочь другим в том же путешествии через свои консультационные практики, обучение и духовное руководство.«

    Энтони В. Шелтон , Журнал психологии и христианства

    «Студенты и профессионалы, особенно в преподавательской или вспомогательной профессии, могут извлечь большую пользу из интегративной точки зрения Беннера на условия человеческого существования, которая черпает мудрость из Священного Писания, психологии, духовности и целой жизни поиска и встреч».

    Дэвид К. Ван ,

    Журнал духовного формирования и ухода за душой

    “Беннер привносит в свой очень полезный подход к духовности широкий опыт в христианской, буддийской, индуистской, еврейской и исламской религиях, включая времяпрепровождение во многих странах по всему миру.. . . Я нашел разделы «Духовные практики для путешествия человека» особенно полезными и временами вдохновляющими. . . . Душевная духовность – книга для ищущего и преданного христианина. Простым языком он помогает разъяснить путь к милостивому Богу в молитве. Не нужно быть так называемым экспертом, чтобы найти здесь практическую положительную помощь на паломническом пути ».

    Отец Том Касуэлл ,

    Внутренний регистр (Католическая епархия Спокана, Вашингтон)

    Душевная духовность: становление полностью живым и глубоко человечным.

    Страница / Ссылка:

    URL страницы: HTML-ссылка:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *