Движения ложкари – – – . , – .

Приемы игры на ложках

 

 

Обучение детей приёмам игры на ложках

       Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.

       Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

        Ложки относятся к группе шумовых ударных инструментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линейке, так называемой «нитке» без ключа и знаков.

       Играть можно на двух и на трёх ложках. Численный состав ансамбля пятнадцать-семнадцать человек. Необходимо обращать внимание детей на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, чётко простукивать ритм в одном темпе.

В работе с ансамблем можно выделить три этапа

Первый этап.

       Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой.

Второй этап.

       Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

1.Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки,           песни, затем простучать этот ритм на ложках.

2.Игра «Музыкальное эхо».

Педагог простукивает ритм – дети повторяют.

Можно предложить ребёнку простучать ритм – всем детям повторить.

3.Целесообоазно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.

4. Ритмическая импровизация.

Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.

Третий этап:

       Выступление на праздниках, концертах.

Приёмы игры на ложках

Части ложки: ручка, чашечка, «пяточка».

Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке»левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

       Все эти приёмы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка – за ручку (в правой руке), другая в левой руке приёмом «коробочка»  (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

       Удары «пяточкой» одной ложки по «пяточке» другой ложки. Ложки  можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

       Приёмом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по ручке и «пяточке» ложки в левой руке.

       В следующем приёме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им.

Приёмы игры:

1.Ударяют по ладони левой руки: перед собой; справа; слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу).

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3.Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

4.»Качалочка»

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладоне, одновременно делать небольшие наклоны влево – вправо.

5.Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая),

затем по ладони (длительность четвертная).

6. «Соседи»

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

в) «раз» удар по колену,

    «два» удар по ладоне слева,

    «три» удар по колену,

     «четыре» удар по левой ладоне, вытянутой вправо с наклоном туловища    

     вправо.

г) «раз» удар по колену,

    «два»- по локтю левой руки.

д) сидя нога на ногу, «раз» – удар по ладони,  «два»- по колену, «три»-по ладони, «четыре»-по пятке левой ноги.

Приёмы игры  на ложках в парах

1.Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные).

3. «раз» – удар в свои ложки, «два» – по ложкам друг друга

4. «Ладушки»

«раз» – удар в свои ложки,

«два» – правой  ложкой по правой ложке друг друга,

«три» – удар в свои ложки,

«четыре» – левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями

Дети держат ложки в двух руках.

  1. Два удара в ложки, три перетопа на месте.
  2. «Часики»

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

3. «Самоварчик»

а) «раз» – удар в ложки,

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами,

в) три перетопа.

4.»Ковырялочка»

а) «раз», «два» – правой ногой выполняют движение: носок, пятка,

б) три перетопа  с одновременным ударом в ложки.

Повторить тоже самое с левой ноги.

5. «Распашонка»

а) «раз» удар в ложки,

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук – руки развести в стороны.

Приёмы игры  на трёх ложках

       В левую руку берут две ложки: одна – на ладони чашечкой, ручкой вверх между первым и вторым пальцами, другая – между третьим и четвертым пальцами ручкой вверх. В правой руке держат одну ложку за ручку.

1. «Тремоло». Частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнять с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «Горка».

2. Ложки в левой руке зажаты в пальцах, ладонь вниз. Удары правой ложкой: раз – удар по пяточке первой ложки, два – удар по ручке первой ложки, три – удар по чашечке второй ложки и четыре – удар по ручке первой ложки.

3. Ложки в левой руке зажаты, раскрыты ладонью к себе. Раз – скользящий удар вниз по пяточке первой ложки, два – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке, три – повернуть левую ладонь вниз, выполнить скользящий удар вверх третьей ложкой по ручке первой, четыре – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке.

4. «Форшлаги». Скользящие удары по двум ложкам третьей. Удары от себя к себе, ложки держат в раскрытой ладони к себе.

       Чтобы повысить интерес к занятиям, устраивают соревнования между подгруппами ложкарей.

       Соединяют игру на ложках с пением, танцевальными движениями, используют и другие инструменты: трещетки, треугольники, бубны, ксилофоны, рубель. Тембровую красочность вносит игра на металлических (алюминиевых) ложках.

 

 

 

 

 

zhukova-shahds-3.edumsko.ru

Методическая разработка по музыке на тему: Методика работы с ансамблем ложкарей.

Методика работы
с ансамблем ложкарей

Учитель музыки I категории

Егорова Наталья Алексеевна


Методика работы с ансамблем ложкарей

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальные занятия, уроки музыки, в работу фольклорного кружка. Это помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Обучать игре на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля – 10 – 12 человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели педагога. На первом занятии можно показать детям расписные ложки и рассказать: «Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память». Надо обратить внимание детей на роспись, которая называется хохломской. «В Нижегородской области есть село Хохлома, где на фабрике изготавливают такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись назвали хохломской».

В работе с ансамблем можно выделить три этапа.

I этап

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Музыкальный руководитель (учитель музыки) должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребёнка музыкой.

II этап

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения.

Игра «Оркестр». Дети «Играют» – хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притоптывают ногой. Можно дать треугольник, трещотки, барабан, бубен.

Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Например, «Уж как шла лиса по травке…»

Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребёнок простукивает ритм – остальные повторяют.

Ритмическая импровизация.

Музыкальный руководитель (учитель музыки) играет любую плясовую мелодию, или звучит аудиозапись, а дети воспроизводят ритм.

На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделять трудные места, отрабатывать их отдельно. Затем соединяются все партии. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.

III этап

Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях. Выступление ансамбля ложкарей можно предварить исполнением песни или чтением стихотворения. Например:

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан,

Бубен потеряли.

В ложки ударяли.

Ой, жги – говори,

Заиграли ложкари!

В синем море – океане

Кит улёгся на диване,

Только ложки услыхал –

Плавниками замахал.

Под китом – плясуном

Ходит море ходуном!

Возле печки паучиха

Пляшет важно, как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки –

С каблучка

На носок,

А потом ещё разок!

Пляшет эхо,

Пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги – говори,

Заиграли ложкари!

(П. Синявский. Заиграли ложкари)

Играть можно на двух и на трёх ложках. Игра на двух ложках доступна всем детям. На трёх ложках могут играть только музыкально-подготовленные дети.

Приёмы игры на двух ложках

  1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
  2. «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
  3. «Мячики» – в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки, как мячики, отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют. Например: ♪ – удар по одному колену, ♪ – по другому,    – удар по руке.
  4. Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от прикосновения ложек с левой ладонью.
  5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
  6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
  7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

На счёт «Один» – удар по колену; «два» – полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счёт «три» – удар по колену; «четыре» – полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.

  1. На счёт «один» – удар ложками по колену. На счёт «два» – удар ложками по локтю левой руки.
  2. Глиссандо по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

Перечисленные приёмы игры можно использовать в любой последовательности , например, мелодия «Утушка, луговая» – четыре фразы.

I проведение темы:

1-я фраза – 4-й приём

2-я фраза – 5-й приём

3-я фраза – 4-й приём

4-я фраза – 5-й приём

II проведение темы:

1-я фраза – 4-й приём

2-я фраза – 6-й приём

3-я фраза – 4-й приём

4-я фраза – 6-й приём

В исполнении мелодии «Ах вы, сени» можно использовать 7-й приём и ввести рубель, на котором на сильную долю такта воспроизводят следующий ритм:

Чтобы повысить интерес к занятиям, я устраиваю соревнования между двумя подгруппами ложкарей; включаю аудиозаписи; соединяю игру на ложках с пением, танцевальными движениями; использую и другие инструменты: металлофоны, трещотки, треугольник, рубель, бубен, ксилофон. Тембровую красочность вносит игра на металлических ложках.

nsportal.ru

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных ложках. Создание ансамбля «Ложкари» в детском саду



Статья описывает опыт работы по обучению детей дошкольного возраста игре на деревянных ложках. Раскрываются задачи, этапы работы и особенности создания ансамбля «Русские ложкари» в дошкольном учреждении.

Как у наших у ворот

Собрались все в хоровод.

Заиграли ложки

В звонкие ладошки

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос.Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, противостоянии бездуховности и потребительства, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Осуществляя музыкальное воспитание детей с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки можно применять в самых разных видах деятельности детей: как в образовательной, так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.


Работая с дошкольниками, мы столкнулись с тем, что у большей половины детей в группе очень слабо развит ритмический слух. Это отражалось на качестве пения, танцев. Для развития ритмического слуха, детям было предложено простукивать музыкальные распевки на ложках. Это занятие вызвало у дошкольников огромный интерес. Так появились первые «ложкари». Столкнувшись с новым видом деятельности, возник интерес к опыту работы других педагогов в данном направлении. Первыми шагами по ознакомлению с «ложкарной» технологией стало методическое пособие по обучению детей игре на ложках, разработанное кандидатом педагогических наук Д.А. Рытовым.

В своей работе он рассказывал о том, что знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания, которые рождаются под воздействием многих факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т.п.). У него формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу.

Обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также – ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей.

Интересен опыт музыкального руководителя Петуховой Т.А из п. Таёжный Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Тюменской области. Авторская программа дополнительного образования кружка «Ложкари» Петуховой Т.А. рассчитана на детей с музыкально-слуховыми способностями. Ориентируясь на контингент воспитанников нашего ДОУ, нам приходилось перерабатывать данный материал, т к. большая часть детей в группе не обладала хорошими музыкально-слуховыми способностями. Нами были изучены рекомендации Н.Г. Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», раздел «Озвученные музыкальные игрушки – инструменты», где он рассказывает о том, как используются ложки в качестве ударных инструментов.

Первоначально в основу перспективного плана работы с ансамблем «Русские ложкари» были положены упражнения Петуховой Т.А. на развитие музыкально-слуховых способностей, разработки Д.А. Рытова, а также авторские разработки. Некоторые приёмы игры на ложках мы сами придумали с детьми и дали им свои названия.

Позже, практическое применение в нашей работе по обучению дошкольников игре на деревянных ложках получили программы И. Каплуновой «Ладушки» на развитие и формирование метроритмического чувства и Т.Э. Тютюнниковой «Весёлая шарманка». Игровая форма занятий оказалась очень привлекательной для детей, и показала высокие результаты. Изменилась структура занятия. Если в начале нашей деятельности занятие было разбито на три части:

1) попевка,

2) обучение игре на ложках,

3) подвижная игра,

то теперь, изучив технологию Тютюнниковой и других педагогов, мы стали экспериментировать на занятиях и пришли к выводу, что занятие должно состоять из четырёх-шести видов деятельности. Каждое занятие может начаться с любой части, будь-то: попевка, пальчиковая игра, слушание, музыкально-ритмическое движение, звучащие жесты, игра на ложках. Всё зависит от детей, с каким настроением они пришли на занятие, и какая цель поставлена на занятии. Но игровая деятельность должна присутствовать на каждом занятии. Эффективным является использование пальчиковых игр и звучащих жестов, что успокаивает и настраивает детей на рабочий лад.

В процессе своей работы мы учитывали психологические и индивидуальные способности каждого ребёнка, его физические возможности, состояние здоровья. Во время работы было выявлено, что дети могут играть не более 5-7 минут, а затем необходимо сменить вид деятельности, при этом занятие должно быть не более 15-20 минут. Работая над техникой игры, музыкальному руководителю пришлось научиться держать ложку в левой руке, т.к. зеркальное отображение детям более понятно. Играть на ложках стали не сразу.


На первом этапе на занятиях познакомились с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором, рассказали о ложках, воспитанники узнали: какие ложки бывают, из чего их делают, для чего они предназначены.

Обучение игре на ложках и народных музыкальных инструментах начали со второй младшей группы (подготовительный этап), используя несложные попевки. Упражнения для развития метроритмического слуха брали самые простые (Петушок, Жили у бабуси и т.д.), далее попевки усложнялись. Первоначальное обучение проводилось на занятии, а затем и во время индивидуальной работы с детьми. Сначала знакомили детей с попевкой, затем пропевали всей группой и индивидуально. С самого начала важно учить точно воспроизводить ритм. Для этого предлагали прохлопать ритмический рисунок попевки ладошками, а затем на народных инструментах (бубен, хлопушка т.д.). При этом необходимо учить согласовывать движения с движениями товарищей, чтобы не опережали и не отставали.

В группе ложкарей половина детей обладала низким метроритмическим слухом, и чтобы они могли правильно отстукивать ритм, мы использовали прием полукруга. В котором, левая часть состояла из детей со слаборазвитым ритмическим слухом, середина со средним уровнем, а правая часть – с высокоразвитым ритмическим слухом. Так дети со слаборазвитым ритмическим слухом, стоящие в левой части полукруга могли видеть, как стучат дети правого полукруга и стараться простукивать и повторять за ними. Через 3 месяца заметили, что дети левого полукруга стали более уверены в себе и отстукивали ритм правильно. Важно отметить, что нельзя от детей требовать моментального результата, это очень сложный вид игры.

Освоив основные приемы игры на ложках, объясняем детям, что ансамбль смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети играют «как один» одновременно. Для этого надо обязательно слушать и видеть рядом сидящего. Для исполнения мелодий использовали игру не только на двух, но и на трех ложках. Постепенно, чтобы придать ансамблю «Русских ложкарей» колорит внесли в ансамбль другие народные инструменты. Сейчас в нашем ансамбле звучат: ложки, трещотки, шумелки, погремушки, рубель, колотушки, колокольчики, бубен, свистульки, бубенцы и др.

Ансамбль «Русские ложкари» принимает участие во всех досугах и развлечениях: «Осенины», «День матери», «8 марта», «Выпускной» и др. На концертах в ДЮЦ «Русинка», ДК «Октябрь», в городских акциях и в открытиях областных выставок.

Участники ансамбля «Русские ложкари» МДОУ д/с № 63 «Звёздочка» г. Волжского являются многократными победителями международных и городских конкурсов.

Благодаря восприятию музыки и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается, как личность. Наша задача – сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство, не дать ему кануть в небытие.

Литература:

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. – Санкт-Петербург, 2010.- 63с.
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм – Санкт-Петербург, 2005.
  3. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей, 2001 г.
  4. Тютюнникова. «Бим! Бам! Бом!», – Санкт-Петербург, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): ложок, ребенок, занятие, игра, вид деятельности, инструмент, метроритмический слух, музыкальный руководитель, дошкольный возраст, ритмический слух.

moluch.ru

Методическое пособие «Техника обучения игре на ложках»

скачать
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей Ленинского района.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Техника обучения игре на ложках»

Составитель: Ковалёва Т.Н.

Педагог дополнительного

образования высшей категории

г.Нижний Новгород

2011

1.Сведения об авторе:

Ковалёва Татьяна Николаевна – педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель ансамбля ложкарей «Былина». Р.т. 240-09-59.

2.Краткая аннотация.

Методическая рекомендация по «Технике обучения на ложках» адресована педагогам дополнительного образования.

Она предусматривает создание условий для формирований интереса учащихся к творческой деятельности, к русскому народному творчеству и для информирования учащихся через приобщение их к творческой и общественной деятельности по изучению народных традиций.

Разработка составлена на основе многолетнего опыта работы с ансамблем ложкарей. Общения с другими руководителями ансамблей ложкарей.

3. Пояснительная записка.

Благодаря реализации моей программы «Зареченские ложкари» на 2007-2014 годы, в Центре дополнительного образования, участвуя в реализации программы, обучающиеся получают дополнительные знания по развитию традиций народного творчества Нижегородского края и России в Целом, получают навыки игры на ложках, музыкальных народных инструментах; (Балалайка, свирель, жалейка, колокольчики, ксилофон, кугиклы, свистульки) и инструментах самоделках ( Топор, стиральная доска, коса )

Главной целью методической разработки является:

Оказание помощи руководителям ансамблей ложкарей.

Так как при создании ансамблей подобного типа не всегда хватает времени на поиск необходимой дополнительной информации, для того, чтобы научить детей правильно исполнять ритмические рисунки на ложках. Методическая рекомендация позволяет педагогу использовать предложенную информацию для игры в ансамбле ложкарей.

Кроме того, она будет способствовать развитию мотивации воспитанников к более углублённому изучению русского народного творчества, созданию профессионального коллектива, который в дальнейшем будет принимать участие в различных концертах, фестивалях и конкурсах.

В этом пособии я поделюсь тем практическим опытом, который я накопила за семнадцать лет работы с ансамблем ложкарей. Я описала множество приемов игры на двух и трех ложках, которые я использую на занятиях со своим коллективом . Но вам не обязательно точно копировать все эти движения . Каждый начинающий педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ . Нужно всегда находиться в постоянном поиске . Не бойтесь экспериментировать . Сочиняйте, выдумывайте . Соединяйте звучание ложек с другими шумовыми и музыкальными инструментами . Находите интересные движения рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках. Всегда пытайтесь найти свое лицо.

Репертуар ансамбля ложкарей очень тесно связан с русской народной музыкой. Именно русская музыка всегда притягивала своей удалью, широтой, размахом и одновременно душевной теплотой и вдумчивой мелодией. И когда за дело возьмется человек, который по настоящему болеет за свое дело, понимает и ценит русскую музыку, то этой любовью он всегда сможет зажечь душу ребенка. Главное, никогда не быть равнодушным.

4. Рекомендации по обучению игре на ложках.

Обучение игре на ложках особенно привлекательно для юных музыкантов. Оно не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры ( на трёх, четырёх и большем количестве ложек).

В процессе знакомства с ложками и другими шумовыми инструментами, которые используются в ансамблях ложкарей, дети;

* Узнают об истории их создания.

* Изучают исполнительские особенности ( в том числе технические ) возможности каждого инструмента.

* Познают как образуется звук.

* Узнают свойства звука (неопределённая или определённа высота, динамические возможности и т.д.)

* Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов ( звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координация движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ.

Начиная создавать ансамбль ложкарей, я всегда пользовалась правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному. Поэтому обучение на двух ложках я поделила на два этапа.

1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

Если ребенок маленький, то ему трудно удержать в маленькой

ручке сразу две ложки, и поэтому целесообразно начинать обучение

детей, дав ложку в каждую ручку. Так ребенок быстрей усваивает все

приемы, которые ему предлагает педагог, легче передать ритмические рисунки, которые он изучает на уроке.

1 этап.

*Удар ‘шапочками” перед грудью.

* Удар “шапочками” над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

* Удар “шапочками” по ножкам стула, на котором сидит ребенок

* Удар “шапочками” по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.

* Удар “шапочками” попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по “шапочке”, то по « корешку” левой ложки. При этом “шапочка” левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

* Переменный удар по внешней стороне шапочки” и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне “шапочки” более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.

* Ударяя “шапочки” друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

*Приём «Игра с соседями» – Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками” о ложки соседей с обеих сторон.

* Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

* Прием “Ножницы“. Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, “шапочки” скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

*Приём «Скольжение»– это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками”. Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых “корешки” не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя то по внутренней стороне , то по внешней стороне кисти.

* Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.

* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

* Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

* Приём «Дуга» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.

*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник.

* Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

*Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.

*Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.

* Прием «Восьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается как бы восьмерка.

* Прием «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

* Приём «Усложнённая трещотка». Поочередный удар то по правому, то по левому колену. Можно добавить левую руку, то есть ложки от колена отскакивают вверх и ударяются о ладонь левой руки.

* Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло».

* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.

* Прием «Маятник» Это удары ложки об ложку, напоминающие движение маятника. Ложки двигаются вправо и влево. Движение рук повторяет и корпус.

* Приём «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

* Приём «Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

* Приём «Капельки» – одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ТРЁХ ЛОЖКАХ.

Самый сложный прием, это игра на трех ложках . Но к нему надо приступать только тогда , когда ребенок овладел игрой на двух ложках. Из практического опыта, этот прием всегда дается трудно и проходит, три – четыре месяца, прежде чем ребенок точно выполнит требование педагога. Первая ложка вкладывается в ладошку, углублением вниз, между большим и указательным пальцами левой руки. Большим пальцем ложка плотно прижимается к ладошке, в том месте, где соединяется вместе “корешок” и “шапочка”.Вторая ложка кладется между указательным и средним пальцем, углублением вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и вкладываются в углубление ложки, а мизинец с обратной, округлой стороны крепко прижимает ложку к трем этим пальцам. Корешки находятся в положении “от себя”.

На первых занятиях самое главное; удержать ложки в нужном положении, и медленно сгибая кисть левой руки, попытаться добиться удар «шапочек» ложек. Главное, чтобы ребенок не потерял первоначальный интерес к занятиям, так как у многих ложки еще долго будут выскальзывать из рук. Здесь опять пойдет обучение от простого к сложному.

* Пием « Тремоло». Ложка к правой руке очень быстро скользит по «шапочкам» ложек левой руки, создавая при этом непрерывный звук «тремоло».

*Прием «Шапочки, корешки». Скольжение ложкой, которая находится в правой руке, по «шапочкам» и «корешкам» ложек в левой руке. При этом кисть левой поворачивается ладошкой вверх и вниз.

* Еще один прием скольжения. Ложки в левой руке не соединяются, то есть кисть разжата. Одновременно с ударом правой ложки, кисть левой руки резко сжимается («шапочки» ложек ударяют друг о дружку, и получается тройной удар)

* “Сложный рисунок”. Этот прием нужно разучивать только после того, как ложки крепко удерживаются в левой руке, и когда при сжатии кисти левой руки, четко слышен хлопок “шапочки” о «шапочку».

1. Одновременно с ударом ложки в правой руке по ”шапочкам” ложек в левой руке сжимается кисть и происходит ‘удар «шапочек» друг о дружку.

2. Кисть левой руки резко разжимается и ложка правой руки ударяет «шапочку» первой ложки.

3. Кисть левой руки сжимается и происходит удар “шапочек”.

4. Кисть левой руки опять разжимается и ложка правой руки ударяет о «шапочку» второй ложки .

5. Удар правой рукой с одновременным закрыванием «шапочек» в левой руке получается примерно такой рисунок.

* Приём « Колокольчик» Две ложки в левой руке приподняты шапочками вниз. 3-я ложка между шапочками.

*Приём « Маленькая лошадка»

у – у – х

* Приём « Большая лошадка»

у – у – у – у – х

* Приём « Барабанчик маленький»

у – у – х у – х

* Приём « Барабанчик большой»

у – у – х у – х у – х у – х

* Приём «Гармошечка» (Руки разводятся как меха)

*Приём «Мельница» Руки двигаются перед грудью вверх и вниз, одновременно ударяя « шапочками».

*Приём «Вращение» Размашистым движением ложка в правой руке ударяет о шапочки ложек в левой руке сначала снизу. Второй вариант – удар сверху.

Ритмический рисунок можно выбрать, по желанию руководителя, совершенно разнообразный. Всегда можно использовать различные движения, которые были описаны выше заменив две ложки на три ложки, еще раз повторяюсь , помните . что у фантазии границ нет .

скачать

nenuda.ru

Советы и секреты » Основы игры на ложках

Ложки занимают особое место среди народных ударных инструментов.
Известно много различных способов и приемов игры на ложках.Однако в работе с ансамблем ложкарей существует проблема отсутствия специальной методической литературы и репертуара.Руководители ансамблей ложкарей используют собственные находки, придумывая различные приемы игры.

Основное-должна быть живая игра самого руководителя на на каком-то музыкальном инструменте (баян, аккордеон…)
Дети должны обладать чувством ритма.
Если в репертуаре несколько произведений, то один должен быть с танцевальными элементами.
Помимо ложек в ансамбле могут быть любые ударные русские инструменты (трещотка, рубель,бубенцы…)
Для выступлений необходимы красочные костюмы.

«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.
«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.
«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
А теперь приёмы игры на трех ложках.
«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

Мы уже с вами начали разучивать партию ложек к этой песне. Давайте вспомним, какие приёмы игры мы используем в этой партии? («лошадка», «форшлаг», «маятник»).
А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Гости тоже могут попробовать. Но сначала –  следующая премудрость.
Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа.
Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.

Работа с ложками. Повторение и отработка приёмов «лошадка», «форшлаг», «маятник»

Практическая работа: групповая –  в ансамбле,  и индивидуальная – с отдельными детьми. инфо

Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо. Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях. Описанная выше хватка является основной, но не единственной. Мастера-виртуозы очень ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по половникам.

Если будете покупать ложки в музыкальном магазине, обязательно проверьте, какие это ложки. Надавливаем ногтем на округлую часть: если остается продавленная канавка, то такую ложку для игры покупать не надо. Потому что, когда вы будете играть, она начнет шелушиться и со временем придет в негодность.

Хорошие ложки делаются из клена. Мастера используют самое основание дерева, это наиболее прочная часть ствола.

Первый способ. Методика Верткова

Берем три ложки. Правши берут две ложки в левую руку, тогда основная нагрузка придется на правую. Первая ложка вставляется за основание большого пальца и прижимается этим пальцем.

Вторую ложку зажимаем между средним и безымянным пальцем. А третью берем в правую руку. Самое сложное в этом приеме – научиться хлопать двумя ложками, которые находятся левой руке, чтобы они при этом никуда не девались. А правой ложкой мы выбиваем ритм. Например, триоль: удар, скольжение, хлопок; удар, скольжение, хлопок! Можно еще по черенкам играть: замах, проводим по черенку верхней ложки, переворачиваем и возвращаемся по другому черенку.

Если соединить хлопок ложками левой руки и удары по черенкам правой, то уже получится интересный ритмичный рисунок.

Второй способ игры – на четырех ложках

Этот способ пришел от скоморохов. В каждой руке находится по две ложки, которые закреплены в руках так, как в первом приеме. Получается что-то вроде кастаньеты и в правой, и в левой руке. Скоморохи еще прикрепляли бубенчики к черенкам, чтобы те звенели, когда они играют.

Третий способ

Мы можем ударить ложку о ложку двумя руками одновременно или чередовать в любой последовательности, получая новый музыкальный рисунок. В любом движении должна быть ваша свобода. Если вы будете зажаты, то игра постепенно перестанет нравиться, и вы оставите это занятие.

Четвертый способ – ложки веером

Берем в левую руку четыре ложки и играем по ним пятой ложкой, зажатой в правой руке. Бывает еще, за кушак кто-нибудь одну ложку заткнет или за пояс, а то и лоб подставит – тут уж кто во что горазд!

Пятый способ

Садимся с прямой спиной на край стула, берем две ложки в правую руку – держим большим и указательным пальцами, повернув друг к другу выпуклой частью чашечек. Держим руку с распрямленной ладонью над  коленом, ударяем ложками о верхнюю поверхность ноги, потом они отскакивают вверх – и останавливает их подставленная ладошка с характерным звуком. Основные приемы здесь: хлопок и подбой. Хлопок – это самый простой удар, а подбой – когда мы ударяем по ложкам снизу.

1 Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2 Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга.

4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов.

6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.
Источник: http://www.medn.ru/semiy/statyi/Igranalozhkax.html


ludmila Дети, Музыка

www.rnd-sale.ru

Статья по теме: Статья “Маленькие секреты ансамбля ложкарей”


Маленькие секреты ансамбля ложкарей.                                                                                        А. М. Зоткин, педагог дополнительного образования

Ложки – традиционный русский народный инструмент, к сожалению, сейчас не самый популярный. А ведь обучать игре на ложках можно всех детей.

Игра на этом инструменте  помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Начинали мы работу в коллективе с 8 человек. На сегодняшний день нас пятнадцать. В работе с ансамблем можно выделить три этапа.

I этап

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Видеозаписи, аудиозаписи и, конечно, мастерское исполнение на ложках руководителя кружка призваны вызвать интерес у ребят к освоению игры на таком замечательном инструменте, увлечь их народной музыкой.

II этап

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения.

Игра «Оркестр». Дети «Играют» – хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притоптывают ногой. Можно дать треугольник, трещотки, барабан, бубен.

Вначале используется импровизированная игра в оркестр, дающая возможность проявить творческую инициативу и индивидуальность. Далее целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Например, «Уж как шла лиса по травке…»

Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребёнок простукивает ритм – остальные повторяют.

Ритмическая импровизация.

Музыкальный руководитель (учитель музыки) играет любую плясовую мелодию, или звучит аудиозапись, а дети воспроизводят ритм.

На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделять трудные места, отрабатывать их отдельно. Затем соединяются все партии. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.

III этап

Концертная деятельность. Публичные выступления на праздниках, в концертах очень важны для юных музыкантов. Выступая перед слушателями, ребята раскрывают свои таланты, показывают, чему научились, учатся вести себя на сцене, приобретают ответственность за успех общего дела.

Начинать концертные выступления можно с мини-концертов в классе, затем наиболее яркие произведения выносятся на школьные концерты и концерты перед родителями, постепенно расширяя публику и усложняя исполнительские задачи.  Таким образом наш коллектив дошёл до районных и городских концертных площадок.

Приёмы игры на двух ложках

  1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
  2. «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
  3. «Мячики» – в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки, как мячики, отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют. Например: ♪ – удар по одному колену, ♪ – по другому,    – удар по руке.
  4. Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от прикосновения ложек с левой ладонью.
  5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
  6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
  7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

На счёт «Один» – удар по колену; «два» – полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счёт «три» – удар по колену; «четыре» – полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.

  1. На счёт «один» – удар ложками по колену. На счёт «два» – удар ложками по локтю левой руки.
  2. Глиссандо по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

Перечисленные приёмы игры можно использовать в любой последовательности , например, мелодия «Утушка, луговая» – четыре фразы.

I проведение темы:

1-я фраза – 4-й приём

2-я фраза – 5-й приём

3-я фраза – 4-й приём

4-я фраза – 5-й приём

II проведение темы:

1-я фраза – 4-й приём

2-я фраза – 6-й приём

3-я фраза – 4-й приём

4-я фраза – 6-й приём

Чтобы повысить интерес к занятиям, я устраиваю соревнования между двумя подгруппами ложкарей; включаю аудиозаписи; соединяю игру на ложках с пением, танцевальными движениями; использую и другие инструменты: металлофоны, трещотки, треугольник, рубель, бубен, ксилофон. Тембровую красочность вносит игра на металлических ложках.

С ростом мастерства воспитанников самим ребятам можно предлагать сочинять ритмические партии, наиболее удачные из которых затем  включаются в концертный номер.

nsportal.ru

Программа дополнительного образования кружка “Ложкари”

Одна из самых актуальных и «больших» проблем стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.
Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненным проблемам современного общества, обеспечение нравственного возврата, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях жажды потребности в активной интеллектуальной деятельности. Я думаю, что можно избежать этой ситуации если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах.

Применяя на занятиях различные музыкальные игрушки и инструменты, обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания деревянными ложками. Они пользуются ими в свободное от занятий время, играют на них дома. Работая над несложными потешками и песенками стала давать детям ложки, формируя навыки игры в ансамбле и приучая слушать себя и других. Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, учитывая большое желание детей играть на ложках и получив одобрение и всяческую поддержку родителей – организовала в детском саду ансамбль «Ложкари». С этой целью я разработала программу по обучению игре на русских народных инструментах «Ложкари», где развиваю музыкальные способности детей посредством игры на ложках и других народных инструментах. На занятиях знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором. Провожу народные фольклорные праздники, где дети вплотную соприкасаются с русской национальной культурой, играют на ложках и других народных музыкальных инструментах.

Разрабатывая программу, я опиралась на опыт ученых авторов, работающих над этой проблемой. Таких, как Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» на его методику обучения игре на инструментах оркестра, технику изготовления детьми народных инструментов, на его авторскую программу «Музыкальная народная культура».

Немецкий композитор и педагог Карл Орф (главное в концепции которого, элементарное музыцирование на основе народной музыки, которая неотделимо от ритмического движения, речи, танца, жеста).

Венгерский композитор Золтан Кодай (на основе его системы венгерский фольклор, народно-песенное творчество).
Рыбакова Э.Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» (основа ее методики – музыцирование на доступных детям народных инструментах, импровизация).

Обучение игре на ложках и народных музыкальных инструментах начала со средней группы (подготовительный этап), используя несложные попевки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем и во время индивидуальной работы с детьми. Большое внимание уделяю посадке детей во время игры, обеспечивая свободу корпуса и рук. Показ сопровождаю объяснением. Сначала знакомлю детей с попевкой, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учу точно воспроизводить ритм. Для этого прелагаю прохлопать ритмический рисунок попевки ладошками, а затем на народных инструментах (бубен, хлопушка, колотушка и т.д.). При этом учу согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не опережали и не отставали.

Упражнение «Уточки»

Дети поют:

Наши уточки с утра: кря-кря-кря   (ладошками)
                                   кря-кря-кря
Наши гуси у пруда: га-га-га (ладошками)
                                 га-га-га
Наши курочки в окно: ко-ко-ко (ладошками)
                                 ко-ко-ко
Наши дети очень любят: мо-ло-ко (ладошками)

После таких упражнений дети играют слаженней, дружнее. На следующем занятии ставлю задачу узнать ее по мелодии, спеть и прохлопать ритм. Дальше дети определяют попевку по ритму и только после того как все дети усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на ложках. К концу года дети сопровождают игрой на ложках и народных инструментах несложные песни, например: «Скок-скок поскок», «Матрешки», «Тень-тень потетень», «Жили у бабуси».

В старшем возрасте, в соответствии с критериями результатов обучения,  формирую две группы ансамбля: младшая группа ансамбля (дети 5-7 лет со средним уровнем развития чувства ритма и чуть выше). Старшую группу ансамбля (с высоким уровнем развития и чуть ниже). В течении года возможен перевод из младшей группы ансамбля в старшую.
Работа с ансамблем проводится организовано и последовательно, применяя разнообразные методы, приемы и формы работы. Дети всегда рассказывают, если видят ансамбль ложкарей или оркестр русских народных инструментов по телевидению. Оказалось, что у многих детей играют на гармошках, балалайках и даже дудочке бабушки и дедушки.
Параллельно со знакомством с комнатой русского быта «горенкой» ее экспонатами, начали знакомство с приемами игры на ложках. На этом этапе столкнулись с первыми трудностями: ложки никак не «держались» в наших ладошках, использовала пословицы: «Учение и труд – все перетрут» «Трудно в учении, легко на празднике». Дети играли на ложках в группе, давала домой, много занимались индивидуально. Желание играть на ложках перебороло все трудности. Постепенно все дети освоили технику игры на двух ложках. В некоторых песнях, чтобы придать им особое звучание, играем на железных ложках. Таким образом,  постепенно освоив первый этап обучения, перехожу к знакомству с произведением, которое они будут исполнять. Прослушиваем произведение, определяем характер, обращаю внимание на звучание. Если мелодия (песня, танец) нравится детям, показываю (исполняю сама или старшая группа ансамбля) как эта мелодия будет исполняться на ложках. Дети слушают, а затем высказывают свое мнение. В старшей группе ансамбля дети, бывает, вносят свои коррективы, предлагают другие приемы игры и свои варианты исполнения. На последующих занятиях идет работа над мелодией: знакомство с приемами игры, отработка техники, работа над ритмом.

Освоив основные приемы игры на ложках, объясняю детям, что ансамбль смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети (артисты) играют «как один» одновременно. Для этого надо обязательно слушать, чувствовать и видеть рядом сидящего. Понимать ответственность за правильное исполнение своей партии. Для виртуозного исполнения использую игру не только на двух на и трех ложках. Устраиваю соревнования между двумя подгруппами ложкарей: включаю грамзапись, соединяю игру на ложках с пением, танцевальными движениями. Постепенно чтобы придать ансамблю «Ложкарей» красивую тембровую красочность и колорит внесла в ансамбль другие народные инструменты. Сейчас в нашем ансамбле звучат: ложки, трещотки, кокошники, шумелки, погремушки, рубель, колотушки, колокольчики, бубен, ксилофон, жалейка, свистульки, дудочки, бубенцы и др.
Чтобы поддерживать интерес детей и желание заниматься в ансамбле, чтобы увлечь их новыми проектами, использую в работе «подручные» и экспериментальные музыкальные инструменты. Такие как: стиральная доска (украшенная цветной бумагой), ухват с колокольчиками, чугунок и др. С удовольствием дети изготавливают по образцу и придумывают сами экспериментальные музыкальные инструменты: из бумаги, пластмассовых баночек, ключей и фломастеров, дерева, пробок, скорлупок, карандашей, бутылочек и т.д. Изготавливают их в русской «горенке», в детском саду (в свободное время), и очень много дома с родителями.

Ансамбль «Ложкари» принимает участие во всех досугах и развлечениях: «Осенины», «Кузьминки», «Посиделки», «Ярмарка» и др. На праздничных утренниках: 8 марта, «Празднике Весны», «Прощании с детским садом». На концертах в доме культуры и фольклорных фестивалях. Неоднократно участники ансамбля принимали участие в районных конкурсах, где «украшали» свое выступление игрой на ложках и народных инструментах, занимая призовые места.
Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Я очень рада, что между нашим детским садом и школой существует преемственность того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка в детском саду. В школе работает кружок «Веселинка», где творческий педагог, Злотникова Алла Никаноровна, занимается с детьми русским фольклором. Дети поют и инсценируют русские народные песни, водят хороводы, поют частушки, используя русские народные инструменты. Все участники ансамбля «Ложкари» занимаются в фольклорном кружке «Веселинка». Более 50% участников ансамбля «Ложкари» занимаются в музыкальной школе.

Знакомство с традициями и историей развития русской культуры; ансамблевое исполнительство на народных и специально изготовленных экспериментальных инструментах, создание детьми композиций, танцевальных миниатюр для народных инструментов; поиск новых красок и их сочетаний в звучании инструментов во время активного музицирования; изготовление детьми экспериментальных инструментов – все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обуславливают его результативность. 

Своим опытом работы с ансамблем делюсь с коллегами и воспитателями. В 2003 году, когда была еще система работы с ансамблем, обобщала опыт работы в детском саду и на районном методическом объединении. Опыт был одобрен в детском саду, на районном методическом объединении и предложен к распространению среди музыкальных руководителей района.

Программа «Ложкари» вошла в пакет материалов, представленных на конкурс «Имидж дошкольного образовательного учреждения» и по итогам конкурса была опубликована в журнале «От А до Я».

Свою работу планирую в тесном контакте с педагогами. Регулярно провожу консультации по музыкальному развитию детей, выступаю с сообщениями и консультациями на педсоветах, участвую в творческих конкурсах. Для повышения культурного и образовательного уровня педагогов, провожу музыкальные гостиные, мастер-классы.
Особо хочу сказать о родителях, они мои активные помощники. Они принимают непосредственное участие в праздниках и развлечениях: «Мама, папа, я – веселая семья», «Югорская принцесса», «Коса – девичья краса», «Юморины», 8 марта, «Посиделки», «Кузьминки», «Колядки» и т.д. Помогают в оформлении зала, придумывают и изготавливают с детьми русские народные  и экспериментальные музыкальные инструменты. Делают атрибуты и шьют костюмы. Родители посещают родительские собрания и отчетные концерты, на которых имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Я регулярно провожу с родителями беседы, консультации по музыкальному развитию детей и выступаю с сообщениями на родительских собраниях. В помощь родителям провожу родительские лектории, семинары-практикумы, мастер-классы.

Благодаря восприятию музыки, пению народных песен и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается, как личность. Эмоциональный толчок активизирует познавательную сферу. На народном песенном и музыкальном материале постигаются нравственно-эстетические истины в соответствии с возрастом и музыкальным опытом. Это тем более важно в наше сложное время. Когда ребенка окружает, так называемая, «коммерческая музыка» низкопробного достоинства. Моя же задача – сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство, не дать ему кануть в небытие.

Приложения:

  • Приложение 1 – Программв кружка дополнительного образования «Ложкари»;
  • Приложение 2 – фотографии;
  • Приложение 3 – Рецензия на парциальную программу по музыкальному воспитанию для детей дошкольного возраста кружка «Ложкари».

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о