Дымковская игрушка гжель хохлома – Топ-6 регионов России, популярных у туристов благодаря художественным промыслам

Содержание

Топ-6 регионов России, популярных у туристов благодаря художественным промыслам

Куда отправиться путешествовать по России? Откуда привезти красивые подарки? Мы расскажем вам о шести регионах нашей страны и о шести промыслах, ради которых тысячи туристов посещают эти славные российские города.

1. Гжель, Жостово, Павловский Посад, Федоскино и Богородское (Подмосковье)

Так называемый «Гжельский куст» из 27 деревень, где производят гжельский фарфор и керамику. Из деревни Жостово родом жостовская роспись — декоративная роспись маслом на металлических подносах. Павловский Посад — город при слиянии рек Вохны и Клязьмы, где стоит купить знаменитый павловопосадский платок, шаль или шарф. Село Федоскино Мытищинского района известно как место рождения федоскинской лаковой миниатюры или шкатулки. В селе Богородское Сергиево-Посадского района находится фабрика художественной резьбы по дереву, на которой из мягких пород дерева вырезают богородскую игрушку.


2. Городец и Семенов (Нижегородская область)

В одном из древнейших городов на Средней Волге находится фабрика «Городецкая роспись». Здесь ярко и лаконично разрисовывают предметы домашнего обихода: шкатулки, сундуки и мебель. Особенность городецкой росписи — жанровые сцены из крестьянского и купеческого быта, а также фигурки петухов, коней и цветочные узоры. В деревне Жбанниково Городецкого района мастерят жбанниковскую игрушку — керамическую свистульку. А город Семенов славится хохломской росписью, семеновской матрешкой и семеновской резьбой.


3. Вологда (Вологодская область)

Место зарождения на Руси вологодского кружева. Его плетут из льна на коклюшках (деревянных палочках) и украшают изображениями, выполненными полотняной тесьмой (вилюшкой).


4. Киров (Кировская область)

Родина дымковской игрушки, город Киров на реке Вятке. Уже более 400 лет здесь лепится рукотворная игрушка из красной глины. После обжига при температуре 800–900 градусов, она расписывается уникальными орнаментами и украшается ромбиками сусального золота и золотой потали.


5. Палех (Ивановская область)

Палехская миниатюра — народный промысел, получивший развитие в городе Палехе. Лаковой миниатюрой, исполненной темперными красками на черном фоне, расписываются ларцы, шкатулки, панно и другие предметы домашнего обихода. Ее запоминающаяся особенность — сюжеты из произведений классической литературы и сказок.


6. Касли (Челябинская область)

Расположенный среди озер, город Касли известен благодаря каслинскому литью — художественным изделиям, сделанным из чугуна и производящимся на заводе архитектурно-художественного литья. С его помощью создают скульптуру, бюсты, барельефы, статуэтки, тарелки, блюда и другие интерьерные вещи.


Список составлен согласно рейтингу одного из ведущих туристических сервисов Travel.ru

www.culture.ru

Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

www.culture.ru

Дымка, Гжель и Хохолома

Ерошка и его друзья рассматривают красивые вещи, которые много лет уже делают русские мастера и мастерицы

Гжель – это город, в котором делают красивую глиняную посуду с бело-голубым узором. А название Гжель произошло случайно. Посуду, которую лепили, а потом бжигали в печи, называли жгель, ее ведь жгли. А потом народ переставил одну букву и Гжель стала Гжелью.

Дымка Давным-давно появилось село Дымковская слобода. Там жили мастера-печники и игрушечники. И теперь разноцветные расписные глиняные игрушки так и называют “дымковскими”.

Хохлома Так называют роспись деревянной посуды.Красные, зеленые и черные краски по золотому фону. Обычно на таких мисочках и ложечках рисуют ягоды рябины, землянику, веточки, птиц.

ЗАДАНИЕ: Что лишнее на каждой картинке

Теплый и красивый В Павловском Посаде мастерицы вышивали яркие цветастые платки! Такой платок был у каждой модницы.

ЗАДАНИЕ: Распечатай картинку. Дорисуй узор на платке. На одной чати – раскрась, на другой – соедини пунктир и раскрась, а на третьей – нарисуй сам и, конечно, раскрась!

Два красивых кувшина Все они украшены разными узорами. Или нет? Попробуй найти два одинаковых гжельских кувшина.

НАЙДИ 5 ОТЛИЧИЙ

Жостовский поднос В деревне Жостово много лет уже расписывают лакированные подносы. Обычно они черные, а на узорах – розы и другие красивые цветы. ЗАДАНИЕ: Соедини пары подносов и раскрась нераскрашенные.

Орехи в лукошке На Руси всегда плели чудесные корзинки и лукошки из бересты – березовой коры. ЗАДАНИЕ: Помоги Белочке разложить орешки по лукошкам.Каждый вид орехов – в отдельное лукошко. Проведи линии.

www.kp.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) на тему: “Гжель, дымковская игрушка, богородская резная игрушка, хохлома”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературному чтению 3 класс УМК Л. Ф. Климановой “Произведения декоративно-прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка”.

Цель презентации: познакомить учащихся с предметами  прикладного искусства, историей возникновения народных промыслов, назначением и использованием предметов в быту, знакомство с Музеем декоратив…

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен….

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Цель: понимать значение выражения «произведения прикладного искусства», познакомить с произведениями прикладного искусства, научить выделять основные признаки старинных промыслов Руси.Обор…

Открытый урок чтения в 3 классе Из быта русского народа В. Кузьмин, Э. Кубышкина «Гжель», «Дымковская игрушка»

Конспект открытого урока литературного чтения на тему “Из быта русского народа В.Кузьмин, Э.Кубышкина “Гжель”, “Дымковская игрушка”&quot…

Дымковская игрушка-оберег, забава, игрушка

Дымковская игрушка-оберег, забава, игрушка…

Стихи о народных промыслах России: Филимоновская, Богородская, Каргопольская игрушка, Жостово, Хохлома, Гжель. Автор Ольга Шарко

Подборка авторских стихотворений для дошкольников и младших школьников по темам “Хохлома”, “Гжель”, “Жостово”, “Филимоновская игрушка”, “Богородская игрушк…

nsportal.ru

Народные промыслы России – Внеурочка

Тема: Народные промыслы России

 

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

 

Задачи:

1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись)

2.Развивать образное мышление.

3.Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: Слайд-шоу «Народные промыслы », картинки с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.

 

Ход занятия:

I.Вступительная беседа

– Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т.д.)

-Россия  испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили своим трудом маленькие города и  села, где зародились их уникальные промыслы.  Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.

–  Сегодня наше занятие будет посвящено  знакомству с народными промыслами России.

– На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно,  вы даже знаете как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).

– Давайте попробуем разобраться.

II.Основная часть Просмотр презентации «Народные промыслы России»

 

  1. Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

 

  1. Городецкая роспись

Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

 

  1. Гжельская роспись

Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

 

 

4) Хохлома

Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

5)Жостовская роспись

Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

 

III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).

 

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она. 

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки. 

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены. 

Любит их и стар и млад.

 

Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

 

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

 

Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые, А может, солнцем залитые.

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе

И букет, в ночи горящий,

Птица-жар, что весть приносит.

Есть поднос, плоды дарящий.

 

Физминутка «Мы весёлые матрёшки»

 

IV. Творческая работа

– А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу.

Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о народных промыслах России.

 

Просмотр видеоролика.

 

Сядем рядком, посидим ладком.

Спинки ровные, прямые,

Мы – ребята удалые.

И я с вами поработаю.

Включу музыку народную,

Она в работе помогает

И настроение поднимает.

 

V. Итог:

О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

– А закончить наш разговор я хочу пословицей:

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

– Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?

– Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

Выставка детских работ.

multiurok.ru

Дымковская игрушка. Хохлома



Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».


К народным промыслам Центральной России относятся :

  • Дымковская игрушка.

  • Хохлома.

  • Гжель.

  • Жостовские подносы.

  • Палех.

  • Городецкая роспись.

  • Финифть.



«ДыМкОвСкАя ИгРуШкА».

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником СВИСТУНЬЯ, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мерзину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель “Вятская игрушка”Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

1.ТЕХНОЛОГИЯ

  • Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья.



1.1 ТЕХНОЛОГИЯ

  • Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.



rpp.nashaucheba.ru

гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Тема урока: Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Возраст обучающихся: 3класс

Название предмета: литературное чтение

Авторы: Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

Вид урока: традиционный

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать изделия прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку; учить находить информацию о разных видах прикладного искусства; обогащать словарный запас

Проблемы, решаемые обучающимися: освоить новые знания; получить информацию из разных источников

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать предметы прикладного искусства; называть отличия гжельской посуды от хохломской, дымковской игрушки от богородской

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение

Познавательные УУД: находить информацию о произведениях прикладного искусства в разных источниках

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе

Личностные результаты: ценить произведения русских умельцев; проявлять интерес к произведениям прикладного искусства

Оборудование: изделия прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка, проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, дополнительная литература

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

1.Мотивационный

создание и поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку; концентрирует внимание учащихся.

– Отбросим в сторону переживания.
Не опуская рук возьмемся за дела,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять
.

Настраиваются на работу

Регулятивные:

Эмоциональный настрой.

2. Актуализация знаний: пробудить интерес к получению новой информации; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями.

Включение учащихся в деятельность

Проводит фронтальную беседу.

Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (слайд 2)

– Как вы понимаете слово “устное”?

– Что означает слово “народное”?

– Что означает слово “творчество”?

Демонстрируют свои знания

Составляют выставку.

Участвуют в беседе, используя полученные знания.

Устное народное творчество.

– Передаваемое из уст в уста (рассказанное).

– Созданное народом (многими людьми), а не одним человеком.

– От слова творить, создавать, придумывать.

Р: целостное восприятие учебной ситуации..

П:устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать понятия слов “устное”, “народное”, “творчество”.

К:.формировать уважительное отношение к иному мне­нию.

3. Самоопределение к деятельности: в процессе диалога определение темы и целей урока.

Создание проблемной ситуации.

– Рассмотрите изделия на нашей выставке. Можно ли назвать их народным творчеством? Почему?

Предлагает выбрать правильное название для выставки (слайд3)

– Как вы понимаете слова “прикладное искусство”?

Предлагает сформулировать тему урока. (слайд 4)

– К каким видам прикладного искусства относятся изделия нашей выставке?

– Что бы вы хотели узнать на уроке об изделиях прикладного искусства?

(слайд 5)

Определить тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выбирают название, объясняя свой выбор.

Рассказывают, что такое прикладное искусство.

Формулируют тему.

Испытывают затруднения с ответом.

Ставят учебные задачи урока.

Л: проявлять желание узнавать новое.

П: определять тему и задачи урока.

Р: выполнять учебное задание, используя алгоритм.

К:.учитывать разное мнение.

4. Работа по теме: освоение новых знаний; получение информации из разных источников; применение приемов сравнения, анализа, умения делать выводы, делиться полученной информацией.

Организовать деятельность учащихся, направленную на поиск необходимой информации.

– Где можно найти ответы на поставленные Вами вопросы?

Организует работу в группах. Предлагает рассмотреть предметы прикладного искусства, их фотографии, прочитать текст в учебнике и дополнительной литературе (Приложение 1-4). Подготовить сообщение о выбранном виде прикладного искусства руководствуясь планом.

(слайд 5)

Предлагает заслушать одного ученика от каждой группы и составить вопросы по каждому виду прикладного искусства.

(слайд 6-9)

Проводит обобщение полученным знаниям.

Назовите характерные особенности гжельской и хохломской посуды, дымковской и богородской игрушки.

Включится в деятельность, направленную на освоение новых знаний.

-Учебник, справочник, интернет, библиотека.

Распределяются по группам, каждая группа готовит сообщение о выбранном виде прикладного искусства.

Рассказывают получившиеся сообщения, в ходе ответа остальные участники группы помогают товарищу.

Называют характерный признаки каждого вида прикладного искусства, о котором шла речь на уроке.

Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

К:.уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.

П: уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными источниками, формулировать главную мысль, совершенствовать устную речь.

5. Рефлексия: обмен мнениями по изученной проблеме самооценка усвоения знаний по теме.

Организовать оценку учеником результата своей деятельности.

Предлагает проанализировать полученную информацию, что понятно, а что требует уточнения.

Оценить результат усвоения знаний.

Анализируют, полученные знания, высказывают результат анализа.

П: уметь анализировать, делать выводы, оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается

К:.готовность слушать собеседника.

6. Итог: подведение итога урока; качественная оценка работы класса.

Подвести итог работы учащихся.

Предлагает вернуться к поставленным учебным задачам

(слайд 10)

Все ли вы узнали на этом уроке, что хотели?

– Так что же такое изделие прикладного народного искусства?

– Какой же вывод можно сделать?

(слайд 11)

Обобщить полученные знания.

Отвечают на вопросы учителя

Это изделие сделанное руками русских умельцев.

– Любой труд надо уважать, а трудом русских мастеров – гордиться.

Познавательные: уметь высказывать предположения, аргументировать свой ответ.

7. Домашнее задание

Сообщает и поясняет домашнее задание.

Записывают задание в дневник

«Приложение 1»

Гжель

Это местечко расположено под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал — фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина — наше золото». На скудных землях тех мест хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий. Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы были они не только теплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах. А потом из этой же глины стали и посуду делать, и игрушки.

  Говорят, не могли иначе расписывать в Гжели изделия. Выйдет, бывало, мастер на рассвете из избы, а кругом леса и долины, покрытые голубым туманом. Все вокруг, кажется, синим: каждая веточка, травинка, цветок и бутон. А зимой снежной, куда ни посмотри, расстилаются снега вокруг Гжели, и только синие дымки над крышами мастерских оживляют картину. Так и появилась сине-белая роспись, глядя на которую, ни с чем не спутаешь работу гжельских мастеров.

Особенностью гжельской росписи является использование трех основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

«Приложение 2»

Дымковская игрушка

Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом, а сейчас – водно-эмульсионными белилами. По белому фону выполняют роспись красками. Яркие тона красного, желтого, синего, зеленого цветов создают жизнерадостное настроение росписи.

«Приложение 3»

Богородская резная игрушка

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом

На самом же деле, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.

Фигурки этих игрушек выполняют из мягкой древесины: липы, осины, ольхи. Богородские фигурки не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

«Приложение 4»

Хохлома

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда со всех ближайших сел свозили на ярмарку расписную деревянную посуду. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Эти деревянные изделия, словно излучают солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод.

 Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный, чёрный и золотистый. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Хохломские художники за работой. Палех. 1929 г.

(Палех — поселок в Ивановской области)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *