Факторы эффективности воспитания – Объективные и субъективные факторы воспитания

Объективные и субъективные факторы воспитания

Объективные и субъективные факторы воспитания

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Воспитание трудно подвергается анализу. Причина тому кроется в огромной сложности механизмов образования воспитанности и невозможности предугадать результат. Тем не менее, можно выделить факторы, которые обуславливают течение и эффективность воспитательного процесса.

Факторы воспитания

Определение 1

Фактором называют причину, влияющую, тем или иным образом, на воспитание.

Факторы воспитания бывают 2-х видов: объективные и субъективные.

Определение 2

Объективные факторы – это такие причины, которые не зависят от воспитанника.

Примерами объективных факторов служит следующее:

  • Место рождения;
  • Среда обитания;
  • Природа и климат;
  • Традиции и господствующие нормы в обществе.

Данные факторы предопределяют стержневые черты человека такие, как национальность, раса, религиозная направленность. Поменять что-то в действии объективных факторов воспитания почти не представляется возможным.

Субъективность воспитания

В остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность.

Определение 3

Субъективные факторы – это причины, зависящие от самого воспитанника и его учителей, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений.

Субъективный фактор – это, в частности:

  • Склонность ученика к воспитанию и его умения воспринимать воспитательные влияния;
  • Направленность воспитанника;
  • Стремления, желания и намерения воспитанника;
  • Личностные интересы воспитанника;
  • Духовная связь между воспитанником и учителем;
  • Взаимодействие учителей и воспитанников;
  • Воспитательная система;
  • Непосредственная деятельность воспитателей;
  • Организация процесса воспитания;
  • Педагогические программы воспитания;
  • Морально-психологический настрой в коллективе.

Сильно влияет на воспитательный процесс воспитуемость ученика. Дети с высоким показателем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, прислушиваются к советам воспитателя. Все это сказывается на правильном использовании и преобразовании усвоенных способов социального поведени

zaochnik.com

Субъективные факторы воспитания

Факторы воспитания

Воспитание анализировать достаточно сложно. Причина заключается в невероятной сложности механизмов образования воспитанности, а также в невозможности предвидеть результат. Постепенно все же выделяются факторы, обусловливающие течение и эффективность воспитательного процесса.

Определение 1

Фактор – это причина, влияющая, так или иначе, на воспитание.

Выделяют объективные и субъективные факторы воспитания. К объективным факторам относятся те, которые не зависят от воспитанника. Таких факторов немного: место рождения, природа и климат в которых происходит развитие, среда обитания, традиции и господствующие нормы в обществе. Эти факторы определяют стержневые признаки человека: национальность, расу, религиозную направленность. Изменить что-либо в действии объективных факторов воспитания практически невозможно.

Субъективность воспитания

В остальном воспитание обладает ярко выраженной субъективной направленностью. К субъективным факторам относятся причины, которые зависят от самого воспитанника и его педагогов, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений. Среди таких факторов можно выделить:

  • личностные предпочтения;
  • склонность воспитанника к воспитанию и его способность воспринимать воспитательные влияния;
  • направленность воспитанника;
  • стремления, желания и намерения воспитанника;
  • воспитательная система;
  • непосредственная деятельность воспитателей;
  • организация процесса воспитания;
  • педагогические программы воспитания;
  • духовная связь между воспитанником и воспитателем;
  • взаимодействие воспитателей и воспитанников;
  • морально-психологических климат в коллективе.

Огромное влияние на процесс воспитания оказывает воспитуемость воспитанника. Дети с высоким уровнем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, следуют советам педагога. Все это приводит к правильному использованию и преобразованию усвоенных способов социального поведения в жизни и резко повышает эффективность воспитания. Низкий уровень воспитуемости у ребенка проявляется в его закрытости для развития, нежелании прислушиваться к педагогу. У таких детей затруднена ориентировка в новых условиях жизнедеятельности.

Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.

Определение 2

Воспитательная система - комплекс взаимосвязанных компонентов, развивающийся в пространстве и во времени. В качестве компонентов системы выступают: цели, совместная деятельность людей, сами люди в качестве субъектов воспитательной деятельности, среда, отношения.

Велика роль личности педагога и его влияние на продуктивность воспитательного процесса.

Педагог, являясь главным генератором духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Только многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий порождает проблему эффективности. Актуальность этой проблемы возрастает по мере взросления воспитанника, параллельно возрастает и его рационально-критическое отношение к окружающему миру и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. Сила воспитательного воздействия зависит не от его направленности, а от того кто и каким образом его реализует. Поэтому основным фактором эффективности процесса воспитания является личность педагога.

Замечание 1

Субъективные факторы очень переменчивы, непостоянны. При этом их действие может достигать достаточно большой силы.

Субъективные факторы возникают и оказывают воздействие чаще всего ситуационно, в коротком временном промежутке. Их использование в педагогической деятельности требует высокого педагогического мастерства. В каждом определенном случае сложное сочетание объективных и субъективных факторов наделяет воспитание своим неповторимым характером.

spravochnick.ru

Закономерности воспитательного процесса

 

Закономерности воспитания обычно понимаются как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих в воспитательном процессе связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на воспитательный процесс. Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания. Таким образом, закономерности воспитания можно определить как зависимости эффективности воспитания от некоторых факторов, условий.

Эффективность воспитания зависит…

1. От сложившихся воспитательных отношений. Одно и то же воспитательное воздействие может привести к разным результатам, если не учитывать те отношения, которые сложились между педагогом и воспитанником.

 

2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя специально упорядоченную совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха.

 

3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. При этом необходимо, чтобы у педагога слово не расходилось с делом, а то, чему учит педагог, находило подтверждение и применение в жизни и опыте ребёнка.

 

4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся личностные особенности педагогов и воспитанников, влияющие на взаимодействие между ними. Объективные факторы отражают условия воспитания: материальные, педагогические и др.

 

5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Наличие у личности этих умений является результатом воспитания.

 

6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии.

 

7. От эффективности сопутствующих воспитанию процессов: развития и обучения. Чем эффективней организовано обучение, чем успешней происходит развитие личности, тем выше результаты воспитания.

 

8. От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью.

 

9. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника. «Внутренняя сфера» - система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование. В воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения школьника.

 

10. От интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу.

studfiles.net

Условия эффективности воспитания | PSYERA

Условиями эффективности воспитания личности и детских сообществ являются: субъектно-личностные условия, социокультурные условия, социально-методические, организационно-управленческие и другие условия.

Субъектно-личностные условия: осознание взрослыми (педагогами, родителями) важности развитие оптимизма у ребенка, их активное сотворчество и эмоциональное сопереживание с детьми, а также создание доверительных отношений, готовность прийти на помощь ребенку, уважение к личности воспитателя и авторитет педагога, личные качества воспитателя. Создание благоприятных доверительных отношений между педагогами, детьми и родителями предполагает развитие в ребенке активности. Позитивно-эмоциональное общение ребенка в процессе деятельности со сверстниками, воспитателями, социальным педагогом, психологом, музыкальным работником, и родителями формирует искреннее доверие и оптимизм к окружающему миру. Доверительные отношения детей и взрослых должны основываться на сотрудничестве, сотворчестве и сочувствии. Тогда эти связи будут действительно подлинными, направленными на созидательную деятельность и саморазвитие. Построение таких отношений должно отвечать потребностям ребенка в совместных действиях со взрослыми, так как это период интенсивного накопления знаний и опыта.

Стимулом для сотрудничества является готовность педагога прийти на помощь ребенку. Готовность прийти на помощь человеку связано с чувством сострадания и милосердия. Издавна на Руси желание и готовность помочь ближнему, страждущему, слабому, больному называлось человеколюбием и почиталось как одно из важнейших качеств личности. Готовность помочь ребенку тесно связано с такими гуманистическими ценностями как принятие любого ребенка, защита и помощь ему.

Я. Корчак считал, что начальным условием воспитательного процесса является создание в семье или образовательном учреждении взаимного доверия.

А. Фрейд писала, что начать психоаналитическую работу с ребенком не могла до тех пор, пока не завоевала доверие, используя при этом различные способы: в играх, беседах показывала свою находчивость, ум, силу. Поэтому она стала для ребенка интересным и полезным человеком и сильной личностью, которой можно доверить свои «тайны». Однако надо помнить, что чистота помыслов педагога, уверенность ребенка, что воспитатель его «не предаст» являются необходимыми показателями в развитии доверительных отношений.

Проблеме уважения ребенка к личности педагога, родителя, его авторитету были посвящены труды К.Д. Ушинского («Три элемента школы»), Н.А. Добролюбова («О значении авторитета в воспитании»), А.С. Макаренко («Методика воспитательной работы»), И.С. Кона («Психология старшеклассника»), М.Ю. Кондратьева («Слагаемые авторитета») и других. Результатом упрочения авторитета личности воспитателя оказывается признание за ним права принимать значимые для ребенка решения. Однако это не означает снижения их самостоятельности. Атмосфера, создаваемая авторитетной личностью педагога, стимулирует ребят к творческой деятельности. А.С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного авторитета (авторитета подавления, расстояния, педантизма и т.п.) подлинный авторитет личности педагога [224]. Авторитет педагога различается в зависимости от возрастных особенностей детей. Авторитетным становится тот педагог, который обладает такими личностными качествами, как человечность, оптимизм, чувство юмора, готовность к помощи и поддержке, пониманию детей. Новизна и интерес к действиям авторитетного педагога повышает эффект развития оптимизма как качества личности у детей, приводит к положительным результатам. В психиатрии это описывается как эффект Хоторна.

Важным условием являются развитие личностных качеств педагогов и их профессионализма. Родители отмечают, что для успешного развития их детей необходим высокий уровень педагогического мастерства воспитателей. Доброта, отходчивость, справедливость, оптимизм -качества, выделенные родителями как приоритетные для администрации, педагогов.

К социокультурным условиям относятся также морально-психологические, эмоциональные условия, т. е. создание нормальной психологической атмосферы, основанной на сотрудничестве воспитателей, детей и родителей, педагогической поддержке, оптимистическом настрое в коллективе.

Взаимоотношения с другими образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования как условие - культурное сотрудничество по вопросам управления, деятельности разных сообществ, проведения совместных культурных акций, обмена опытом педагогической деятельности, использования образовательных инноваций.

Социально-методические условия. К социально-методическим условиям относятся повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов, повышение педагогической культуры родителей, стимулирующие условия. Повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов - это консультирование различными специалистами по интересующим педагогов вопросам, обмен опытом, участие в семинарах, дискуссиях, повышение квалификации, участие в научно-исследовательской работе, изучение научной и методической литературы, самообразование. Повышение педагогической культуры родителей включает в себя оказание помощи родителям в формировании социально-личностных качеств у детей. Организационно-управленческие условия. К ним относятся: организационно-методические условия, административные условия, нормативно-правовые условия, финансовые условия.

Организационно-методические условия. Данное условие включает в себя оказание помощи родителям воспитанников по вопросам социально-личностного развития детей, организацию взаимодействия между школой и семьей, привлечение родителей к участию мероприятий, проходящих в школе (праздники, утренники, «веселые старты»). Формирование в образовательном учреждении самоуправляющихся сообществ педагогов, родителей, способных к самостоятельной творческой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

Административные условия. Формирование оптимизма детей во многом зависит от позиции администрации. Администрация должна заниматься обеспечением правовых, психологических, материальных, финансовых, профессионально развивающих условий. Культуросообразная позиция современной администрации характеризуется переходом от «заданьевой» (т. е. приказной, выполнение строго определенных поручений) системы управления к «задачной» (постановка стратегических и тактических задач перед коллективом, совместное определение организаторов их выполнения, тем самым предоставление полномочий в выборе средств, форм их реализации), от контрольного администрирования к координационному соуправлению, опирающемуся на научный анализ осуществляемой деятельности, прогнозирование, проектирование учебно-воспитательного процесса и культурного развития школы.

Нормативно-правовые условия - определение обязанностей и прав в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения как воспитателей, родителей, так и детей. Финансовые условия - адекватная жизнедеятельности и вариативная оплата труда педагога за работу с детьми.

Таким образом, выявленные условия эффективности воспитания позволяют улучшить процесс воспитания в образовательных учреждениях.

psyera.ru

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ | sibac.info

THE FACTORS OF EFFECTIVENESS OF FAMILY UPBRINGING

Marina Mazalova

candidate of philological sciences, associate professor, head of the chair of pedagogy and methods of primary education, Saratov state university,

Russia, Balashov

 

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются отдельные аспекты организации воспитания ребенка в семье, выделяются некоторые факторы, влияющие на его эффективность, к которым относятся воспитательный потенциал, педагогическая культура родителей, ориентация на лучшие высокоэффективные практики семейного воспитания. В числе лучших образцов рассмотрены исторические традиции элитного семейного воспитания.

ABSTRACT

The paper discloses separate aspects of organizing a child’s upbringing in the family; we single out some factors influencing its effectiveness to which belong educational potential, the pedagogical culture of parents, an orientation to the best highly effective practices of family upbringing. Among the best samples historical traditions of elite family upbringing are considered.

 

Ключевые слова: Воспитание ребенка в семье, факторы эффективности семейного воспитания, воспитательный потенциал, педагогическая культура родителей, высокоэффективные практики семейного воспитания.

Keywords: child’s upbringing in family, factors of effectiveness of family upbringing, educational potential, pedagogical culture of parents, highly effective practices of family upbringing.

 

Семья традиционно является первичной и главной окружающей средой для ребенка. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из социальных институтов не может сравниться с семьей.

В семейной педагогике имеются многочисленные исследования, рассматривающие различные аспекты семейного воспитания, вопросы его содержания, принципов, организации, отклонений и проблем в домашнем воспитании детей. Безусловно, одним из главных направлений в исследованиях семейного воспитания является важнейший практический вопрос о факторах, позитивно влияющих на его эффективность.

Среди таких факторов следует выделить воспитательный потенциал, которым обладает в той или иной степени каждая семья. Он складывается из совокупности материальных и духовных, объективных и субъективных условий жизнедеятельности семьи, ее наличных возможностей. Воспитательный потенциал семьи определяется комплексом системообразующих элементов: обеспеченности жильем и материальными средствами для организации и предоставлении условий для гармоничного развития личности ребенка; уровнем образованности отца и матери; сложившимся в семье социально-психологическим климатом и уровнем доверия детей ко взрослым членам семьи, наличием не всегда осознаваемой, но тем не менее существующей целостной системой воспитательных воздействий.

В оценке воспитательного потенциала выделяются критерии эффективности воспитания детей в семье: понимание родителями целей и задач семейного воспитания, осознание родителями личной и социальной ответственности за результаты развития детей, положительное отношение родителей к восприятию психолого-педагогических знаний, их активное присвоение; умение применять полученные знания в практике семейного воспитания, единство и согласованность школы и семьи в воспитании детей.

Другим не менее важным фактором успешности и результативности семейного воспитания является высокий уровень развития педагогической культуры родителей, которую мы понимаем как часть общей культуры личности, основанную на освоении родителями психолого-педагогических теоретических и эмпирических знаний, овладении опытом эффективного взаимодействия с детьми и развитии определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющуюся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей [3].

На практике педагогическая культура родителей реализуется через достигнутый ими уровень педагогического мастерства и педагогический такт, который предполагает разумное сочетание требовательности и чуткости, оценку поступков детей с позиции гуманизма и безусловной любви, внимание к их чаяниям и устремлениям. Характеризуя педагогическую культуру родителей, необходимо отметить наличие у родителей таких качеств личности, как гражданская и социальная активность, жизненный опыт, уровень образованности родителей, профессиональные и индивидуальные черты личности.

Педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. Вместе с тем исследования убедительно показывают, что в современной социокультурной ситуации отмечаются кризисные явления в семейном воспитании [6]. Основными причинами снижения воспитательного потенциала семьи в настоящее время являются значительная занятость родителей на работе, недостаточный уровень педагогической культуры родителей, экономические трудности.

Анализ потенциала семьи как среды, обеспечивающей возможности для формирования и развития лучших качеств и черт элитной личности, представляется весьма перспективным направлением научных изысканий. В истории отечественного семейного воспитания сложились традиции, ориентированные на высокий уровень развития креативных способностей личности, ее неадаптивной и гражданской активности, поддержку и высокий уровень воспитанности лучших, наиболее способных, одаренных в какой-либо сфере представителей молодежи. В этой связи «обращение к наследию отечественной педагогической науки и практики, в котором рассматривались различные стороны подготовки элиты русского общества, позволяет выявить наиболее оптимальные пути и средства элитного образования и воспитания» [4, с. 621]. Таким образом, ориентация на лучшие элитные практики семейного воспитания прошлого – еще один фактор эффективности и результативности воспитания современного.

Особую значимость в этом плане приобретает выявление прогностического значения сложившихся в семьях лучших представителей различных сословий России ценностей, установок, систем, механизмов, психолого-педагогических условий элитизации личности и разработкой на этой основе методических рекомендаций по организации семейного воспитания для родителей, классных руководителей, педагогов-психологов. Всестороннее развитие ребенка, ориентация на реализацию его талантов в общественно значимой деятельности, высокий уровень духовно-нравственной воспитанности конкретизируют характеристику элитного в семейном воспитании [1; 2; 5].

Лучшее, что было создано в воспитательном наследии прошлого в сочетании с инновациями и современными наработками, позволит интенсифицировать обучение и эффективнее использовать возможности семейного воспитания. Элитное семейное воспитание и домашнее образование всегда и без исключения базируется на индивидуальном подходе, уделяет большое внимание развитию творческого начала в личности, дает возможность раскрыть ее оригинальность и своеобразие. В современной социокультурной ситуации семейное воспитание, основанное на исторически сложившихся элитных традициях, может стать той уникальной средой, где реализуется система развития ребенка по индивидуальной траектории, что и соответствует критериям элитности.

 

Список литературы:

  1. Мазалова М.А. Воспитание элитной личности в семье // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. – Саратов, 2016. – С. 919–924.
  2. Мазалова М.А. Об «элитном» и «элитарном» как сущностных характеристиках практики семейного воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 11 (139). – С. 156–161.
  3. Мазалова М.А. Развитие педагогической культуры родителей // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2016. – С. 208–212.
  4. Мазалова М.А. Становление и развитие элитивистских тенденций в теории и практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 14. – № 2 (3). – 2012. – С. 621–625.
  5. Мазалова М.А. Эволюция элитности в семейном воспитании купечества в XIX веке // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5 (120). – С. 91–95.
  6. Остробородова А.С., Мазалова М.А. Кризисные явления в семейном воспитании // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2016. – С. 265–269.

sibac.info

Фактор оказывающий активное влияние на процесс воспитания. Объективные и субъективные факторы воспитания

Факторы воспитания

Воспитание анализировать достаточно сложно. Причина заключается в невероятной сложности механизмов образования воспитанности, а также в невозможности предвидеть результат. Постепенно все же выделяются факторы, обусловливающие течение и эффективность воспитательного процесса.

Определение 1

Фактор – это причина, влияющая, так или иначе, на воспитание.

Выделяют объективные и субъективные факторы воспитания. К объективным факторам относятся те, которые не зависят от воспитанника. Таких факторов немного: место рождения, природа и климат в которых происходит развитие, среда обитания, традиции и господствующие нормы в обществе. Эти факторы определяют стержневые признаки человека: национальность, расу, религиозную направленность. Изменить что-либо в действии объективных факторов воспитания практически невозможно.

Субъективность воспитания

В остальном воспитание обладает ярко выраженной субъективной направленностью. К субъективным факторам относятся причины, которые зависят от самого воспитанника и его педагогов, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений. Среди таких факторов можно выделить:

  • личностные предпочтения;
  • склонность воспитанника к воспитанию и его способность воспринимать воспитательные влияния;
  • направленность воспитанника;
  • стремления, желания и намерения воспитанника;
  • воспитательная система;
  • непосредственная деятельность воспитателей;
  • организация процесса воспитания;
  • педагогические программы воспитания;
  • духовная связь между воспитанником и воспитателем;
  • взаимодействие воспитателей и воспитанников;
  • морально-психологических климат в коллективе.

Огромное влияние на процесс воспитания оказывает воспитуемость воспитанника. Дети с высоким уровнем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, следуют советам педагога. Все это приводит к правильному использованию и преобразованию усвоенных способов социального поведения в жизни и резко повышает эффективность воспитания. Низкий уровень воспитуемости у ребенка проявляется в его закрытости для развития, нежелании прислушиваться к педагогу. У таких детей затруднена ориентировка в новых условиях жизнедеятельности.

Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.

Определение 2

Воспитательная система - комплекс взаимосвязанных компонентов, развивающийся в пространстве и во времени. В качестве компонентов системы выступают: цели, совместная деятельность людей, сами люди в качестве субъектов воспитательной деятельности, среда, отношения.

Велика роль личности педагога и его влияние на продуктивность воспитательного процесса. Педагог, являясь главным генератором духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Только многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий порождает проблему эффективности. Актуальность этой проблемы возрастает по мере взросления воспитанника, параллельно возрастает и его рационально-критическое отношение к окружающему миру и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. Сила воспитательного воздействия зависит не от его направленности, а от того кто и каким образом его реализует. Поэтому основным фактором эффективности процесса воспитания является личность педагога.

Замечание 1

Субъективные факторы очень переменчивы, непостоянны. При этом их действие может достигать достаточно большой силы.

Субъективные факторы возникают и оказывают воздействие чаще всего ситуационно, в коротком временном промежутке. Их использование в педагогической деятельности требует высокого педагогического мастерства. В каждом определенном случае сложное сочетание объективных и субъективных факторов наделяет воспитание своим неповторимым характером.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника – к воспитателю (обратная). Управление здесь строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

БС
Внимание!

Опробуем еще один способ тестирования – с использованием так называемой контрольной суммы. Вам придется выбирать один (или несколько) из предложенных ответов. Все номера ответов суммируются и в результате получается контрольная сумма. Например, из первого теста выбран ответ № 3, из второго – № 2, 3, 5 и т. д. Номер

megagiper.ru

Условия эффективности профессионального воспитания

Одним из важнейших условий эффективности трудового воспитания есть педагогически целесообразная организация трудового общения учеников, или иначе - общения их в трудовой деятельности. Здесь имеет место довольно важная для воспитания диалектическая взаимосвязь. С одной стороны, организация производственной деятельности неизбежно влияет на содержание и форму общения учеников. Одно дело, например, такая организация работы, где каждый выполняет свою часть работы и несет только за нее ответственность. В этих случаях общение ограничивается преимущественно чисто техническими или технологическими связями, преемственностью в выполнении технической задачи. Другое дело - бригадный подряд, где работающие связаны не только логикой технологического процесса, но и общей ответственностью за дело.

С другой стороны, особенности общения не могут не влиять на производственную деятельность коллектива. Ясно, что положительно влияют на процесс и результаты труда дружеские отношения, осознанное чувство коллективной ответственности.

В условиях профтехучилища можно выделить такие варианты трудового общения, как взаимное общение учеников с инженерно-педагогическими работниками, общения между учениками-соисполнителями задач, общения между учениками, которые находятся в соподчиненном положении.

Отметим некоторые психолого-педагогические условия эффективности такого общения.

Общения руководителя с управляемыми им учениками имеет в виду, прежде всего, соблюдения известных требований педагогического такта. Наряду этим важны:

- четкий инструктаж и постановка цели технической задачи;

- разъяснение общественного значения работы, если это не очевидно по ее целям;

- раскрытие и организация деловых связей между исполнителями;

- наблюдение за ходом работы, корректная помощь учеником в необходимых случаях;

- обеспечение неуклонного соблюдения трудовой дисциплины и техники безопасности;

- объективная оценка выполненной работы, конкретный анализ недостатков и их причин.

Очень важно разъяснить ученикам значения правильно организованного общения в работе, диалектику отношений в коллективе, обратить их внимание на то, что в разное время им придется выступать и в роли руководителя, и в роли управляемого, подчиненного, и что этому надо учиться. Например, бригадир руководит работой членов бригады и в то же время подчиняется начальнику цеха или другому должностному лицу. Полезно рассказать учеником о качествах личности, которая нужны руководителю, об организациях отношений в трудовом коллективе, причинах конфликтов и путях их предупреждения и разрешения.

В процессе производственного обучения, когда ученики выполняют разные производственные функции, от них надо потребовать серьезного, ответственного отношения к своим обязанностям (руководителя, подчиненного) и не превращать это в игру. Недопустимо поручать руководящие роли каким-то "избранным" ученикам: это со временем неизбежно вызовет отрицательную реакцию у других подростков и приведет к конфликту. Обязанности руководителя должны по возможности выполнять все ученики в порядке готовности каждого и очередности. И конечно, целесообразно готовить учеников к тому, чтобы они сами выбирали своего руководителя, и обеспечить это на деле.

Нужно преодолевать зазнайство, заносчивость отдельных учеников, помочь коллективу увидеть эти отрицательные качества как противопоказания к выполнению обязанностей руководителя.

У учащихся должна быть определенная готовность к работе. Это важнейшее интегральное качество личности, которое включает осознания роли работы, своего места и роли в трудовом коллективе, стремления работать целеустремленно, активно, добросовестно, творчески, доказывать всякое начатое полезное дело до конца. Чтобы ученик успешно трудился, необходимо дать ему профессиональные знания, умения и навыки, сформировать у него определенные нравственно-волевые качества. Необходимо научить его деловому общению с людьми, культуре общения. Для этого в период производственной практики надо создать такие условия, в которых от ребят потребуется взаимная ответственность и взаимная зависимость. Каждому ученику необходимо точно определить его роль, а также место и цель работы; должна быть поставлена и общая цель перед всем коллективом. По завершению работы следует дать объективную оценку работе коллектива и оценку работе каждого, показать его взнос в общее дело.

Психологическая подготовка учеников к работе осуществляется на протяжении всего их обучения и воспитания в ПНЗ. На основании проведенных исследований Э.А.Фарапонова выделяет специальную группу качеств личности, которые имеют полипрофессиональный характер, то есть качеств, присущих передовым представителям разных сфер производства:

  • общественная направленность, которая включает общественно значимые трудовые ориентации, трудовая направленность и коллективизм;

  • трудолюбие - привычку, потребность, желания трудиться;

  • ответственность, которая выражается и в ответственности за свой личный труд, и за работу коллектива, а в целом - за работу предприятия и всей отрасли;

  • организованность, то есть способность к самоорганизации и саморегуляции работы, к его анализу и учету результатов, способность осуществлять целесообразное трудовое общение и взаимопомощь в процессе работы с другими членами трудового коллектива, умения подчинять себя общим целям работы.

Уважение к профессии, отличное знание своего дела - это необходимые качество современного работника. Профессионализм требует не только высокой квалификации работника, но и полного, творческого использования его потенциала, ответственности за результаты своей работы и работы коллектива.

Воспитательные задачи мастера производственного обучения

Воспитательные задачи мастера производственного обучения целесообразно определять, исходя из положений Декларации о государственном суверенитете Украины и Закона "Об образовании". Целью образования, как указано в Законе, есть всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способность, воспитания высоких моральных качеств, формирования граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащения на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечения народного хозяйства квалифицированными работниками, специалистами.

Учебно-воспитательный процесс в профтехшколе может обеспечивать условия для полного удовлетворения национально-культурных потребностей личности. Обучение учеников в ПТУ выступает важным фактором овладения культурно-историческими и национально-культурными традициями, обогащения их общечеловеческим содержанием.

Инженерно-педагогические работники профтехшколы должны глубоко понимать воспитательное значение национального компонента содержания образования, который включает знание родного языка и литературы, истории своего народа, его традиций, обычаев, идеалов, истоков и особенностей родной культуры, народного творчества, знания про общественное и государственное устройство Украины, ее международное положение, население, естественные условия и ресурсы, экономику, науку, культуру и быт других народов, которые проживают на территории Украины.

Мастер производственного обучения, как и другие инженерно-педагогические работники училища, должен учитывать, что воспитательный процесс базируется на принципах ученического самоуправления, предусматривает отношения взаимного доверия и уважения преподавателя, мастера и учеников, их общую ответственность за дела коллектива, за судьбу каждого его члена. Ученические самодеятельные организации функционируют на демократических основах, на основе гражданских прав и свобод, общечеловеческих ценностей и морали.

Во внеучебной деятельности могут использоваться разнообразные формы работы, клубы и кружки художественного, технического творчества, рационализаторов и изобретателей, университеты народоведения, творческие объединения исследователей исторического наследия и т.п.. Утверждению и развитию национально-культурных и профессиональных традиций оказывают содействие эстетичное воспитание, многоаспектная краеведческая, туристская работа, широкое участие воспитанников в охране памятников природы, истории и культуры, в возрождении народных промыслов, фольклора, песенной и музыкальной культуры разных регионов Украины.

Успешное педагогическое руководство воспитанием будущих рабочих предусматривает объединения внешних и внутренних стимулов.

Внешние стимулы - это требования, которые исходят от мастера и побуждают учеников к определенным действиям. К этим стимулам относят также условия и обстоятельства, в которых происходит педагогический процесс.

Внутренние стимулы исходят от самих учеников, они включают реакцию воспитанников на советы и указания мастера. Когда внешние требования принимаются учеником и становятся его внутренними требованиями к себе, тогда применяемые воспитателем средства и методы воспитания получают, как бы удвоенную силу педагогического действия.

Проблема стимулов органически связанная со стилем педагогического руководства: воспитательная работа должна отвечать уровню развития юношей и девушек, условиям, в которых они живут и работают. Поэтому, планируя воспитательную работу с учениками, следует включать в план целиком конкретные мероприятия коллективного и индивидуального характера.

Для того чтобы воспитательная работа по своим формами и методам отвечала содержанию учебно-воспитательной деятельности учеников, следует дифференцировать ее по периодам обучения: вступительный, подготовительный, период освоения профессии и контрольно-заключительный.

В каждом из периодов перед учениками ставятся целиком конкретные задачи, так как уровень трудовой и моральной воспитанности находится в постоянной динамике, изменяются степень развития коллектива, характер воспитательной работы.

Разнообразие условий, в которых осуществляется профессиональная подготовка учеников, неодинаковая ее продолжительность, специфика форм обучения, особенности профилей подготовки не разрешают сформулировать универсальные требования к воспитательной работе мастеров производственного обучения. Вместе с тем, можно определить основные из них в форме определенных задач.

Воспитание у учеников любви и уважения к работе как первой жизненной потребности связанной с такой организацией учебного процесса, которая обеспечивает сознательное усвоение учениками знаний, формирования у них навыков, развитие познавательных способностей, навыков самообразования.

Большое воспитательное значение имеет проведения собраний самими учениками. На обсуждение общего собрания следует выносить вопрос подготовки к экзаменам и к представлению квалификационных пробных работ, результаты учебной работы группы за определенное время, состояние успеваемости и дисциплины учеников, их отчеты о выполнение коллективных поручений.

Важная задача состоит в том, чтобы систематически учить учеников всему новому, передовому, что внедряется в производство: организация, нормы, технологические процессы, рабочий инструмент, устройства. С самого начала обучения ученики должны хорошо представлять себе свою профессию в развитии, знать, какими знаниями и производственными умениями им придется овладеть для квалифицированного выполнения работ.

Воспитательная работа мастера может направляться на развитие у учеников сознательного отношения к обучению, повышение уровня своих знаний, усовершенствования навыков, овладения передовыми методами работы. У него всегда есть возможность показать ученикам значение их общеобразовательной подготовки. В особенности важно это для тех воспитанников, которые недооценивают теоретические знания.

Необходимо привлекать учеников не только к производственной, а и к активной общественной жизни. Важное воспитательное значение имеет их участие учеников на заключительной стадии обучения в деятельности комплексных бригад рабочих.

Необходимым условием эффективности воспитательных усилий мастера есть его личный пример, деловая квалификация, глубокое знание дела, моральные качества, строгая требовательность к себе, доброжелательное отношение к ученикам, тактичность, непринужденность поведения. Мастер должен быть в глазах учеников образцом выдержки, принципиальности и справедливости. Его личный пример помогает и в формировании у учеников заботливого отношения к общественной собственности. Задача состоит в том, чтобы сделать бережливость потребностью ученика, неотъемлемым компонентом его производственной деятельности.

Ведущее место в системе воспитательной работы, осуществляемой мастером производственного обучения занимает индивидуальный подход к ученикам. Сущность этого подхода в том, что мастер определяет положительные и отрицательные влияния во время учебно-воспитательной работы, которые испытывает ученик, устанавливает пути устранения отрицательных влияний, помогает осознать допущенные ошибки и указывает, как их исправить. Чтобы достичь успеха в учебно-воспитательной работе, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, знать их интересы, наклонности и стремления, способности и привычки, уровень знаний и умений, приобретенных раньше.

Одним из принципиально важных условий обеспечения индивидуального подхода мастера к ученикам есть воспитание в них самостоятельности, а именно:

  • умения разбираться в требованиях, которые относятся к работе, планировать свою деятельность и добиваться выполнения намеченного плана;

  • обеспечение выполнения производственных норм;

  • умение преодолевать трудности в работе;

  • применения новых приемов работы на основе опыта передовиков производства;

  • экономное расходование материалов и электроэнергии;

  • содержание оборудования, инструмента и приспособлений в образцовом состоянии;

  • старания изготавливать изделия лишь отличного качества.

Тем не менее, предоставлять молодому человеку самостоятельность надо с определенной осторожностью, учитывая степень его трудовой подготовки. Важно не подсказывать ученикам готовых решений, а подводить их к самостоятельным выводам и действиям.

Положительным фактором в воспитательной работе есть правильные взаимоотношения мастера и учеников, которые базируются на взаимном уважении. Мастер должен давать возможность ученику высказать свои мысли, проявлять доверие к его знаниям, сдерживаться от поспешных и категоричных возражений и выводов. Мастер советуется с учениками по производственным вопросам, обсуждает с ними планы работы, раскрывает перед ними перспективы роста, то есть создает атмосферу доверия, вызывает учеников на откровенный разговор, советуется с ними прежде чем принять общее решение.

Индивидуальный подход к ученикам требует от мастера большого педагогического такта. Надо принимать лишь продуманные решения, в особенности при первых пробах наладить самостоятельную работу учеников. Выводы, основанные на поспешных суждениях, могут привести к ошибочным решениям и лишить ученика даже небольшой уверенности в своих силах.

Успешное выполнение наставительно-производственных воспитательных задач требует объединения в лице мастера чуткости и принципиальности высокого уровня общей и педагогической культуры, отличных профессиональных умений, любви к своей специальности и к педагогической работе, чувства нового, постоянного усовершенствования профессионального педагогического мастерства.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *