Фенологическое наблюдение за рябиной – [1971 .. – ]

Лабораторная работа "Фенологические наблюдения за изменениями в природе" 5-6 класс

Календарь природы для обучающихся 5-6 классов.

Пояснительная записка

 

Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение) - наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений.

Трудность организации натуралистической работы с учащимися заключается в том, что этот раздел тесно связан с наблюдениями и опытами непосредственно в природе, со сбором натуральных объектов и изготовлением учебно-наглядных пособий.

Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественно-научного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой. В своей работе я использую одну форм, позволяющих приобщить учащихся к непосредственным наблюдениям в природе.

Задачи фенологии

Во всех случаях фенология имеет дело с годичными циклами развития. Если это касается растений, то у однолетних берется весь период их жизненного цикла - ежегодно повторяющийся, от прорастания семени и до момента отмирания.

Процессы развития в фенологии описываются датами наступления определенных стадий и фаз, устанавливаемых по внешнему их проявлению. Так, на фенологическом языке развитие пшеницы будет характеризоваться датами появления всходов, начала колошения, цветения и созревания.

Главное в фенологическом освещении развития природных объектов - это точная привязка как развития в целом, так и каждого из его этапов к определенной календарной дате (календарному времени). Сведения о поэтапном календаре развития растений и животных составляют существенную часть их общей характеристики. Так, каждый биологический вид отличается присущей только ему привязкой развития к календарному времени. Занимаясь календарем развития биологических видов, фенология исследует, таким образом, одну из присущих всему живому форму их адаптации к среде обитания.

В зависимости от изменений условий существования календарь развития биологических видов может существенно изменяться. При этом очень часто влияние среды становится доминирующим. Внешне это проявляется в том, что одно и то же сезонное явление наступает по годам в несовпадающие сроки. Причем это присуще всем сезонным явлениям. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений, ее закономерности составляют главный предмет изучения фенологии, а каждое из сезонных явлений может считаться изученным в фенологическом плане, если известно, в каких пределах изменяются сроки его наступления по годам и чем обусловлена изменчивость этих сроков. Для получения таких сведений необходимы многолетние наблюдения, поэтому многолетняя повторяемость наблюдений и составляет основу метода фенологических наблюдений. Однако сроки наступления сезонных явлений изменчивы не только во времени (по годам в одном пункте), но и в пространстве. Вот почему для того, чтобы получить ясную картину сезонного развития природы в широком географическом плане, требуется проведение многолетних параллельных наблюдений в большом числе пунктов.

Сопоставляя наблюдение, установили, что между сроками наступления сезонных явлений существует определенная очередность и что временной промежуток между двумя интересующими нас явлениями довольно постоянен. Поэтому по сроку наступления одного явления можно предсказать вероятный срок наступления другого.

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений учащиеся могут получить представление о синхронизации развития растений, их реакциях на условия окружающей среды, установить причины, обуславливающие темпы развития, выявить надежные фенологические указатели сроков проведения различных сезонных работ. Располагая данными фенологических наблюдений, школьники могут научиться вычислять сроки наступления того или иного явления и связанных с ними работ, например по борьбе с вредителями и болезнями, уходом за садом, сбором лекарственных растений и т.д. Фенологические наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках.

Правила регистрации фенологических наблюдений

в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании. При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять, необходимо завести специальную тетрадь.

2. Регистрация наблюдения должна проводиться непосредственно в ходе их наблюдения . Откладывая записи, полагаясь на память, всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться.

3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из года в год.

4. В дневнике ежедневно после указания даты наблюдения следует отмечать:

состояние погоды и явления в неживой природе;

изменения (явления) в растительном.

5. В дневник следует заносить не только необходимые данные, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание.

6. Записи должны быть как можно более полными, с необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять.

Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: метеорологические, гидрологические, ботанические, зоологические).

Фенологические наблюдения за ___сентябрь___ месяц.

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Температура

Облачность

Осадки

Явления

Ветер

Давление

Состояние луны

У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я :

ОБЛАЧНОСТЬ

ОСАДКИ

НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА

ЯВЛЕНИЯ

Снег *

Туман ≡

Дождь ::

Град ∆

Роса Ω

Иней ˽

Гололед ~

Гроза Ϟ

Радуга ∩

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ ОСЕНЬЮ.

НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ

О с е н ь

Изменение цвета листьев

Начало листопада

Активный листопад

Окончание листопада

Опадение шишек

Береза

Тополь

Осина

Рябина

Лиственница

Шиповник

Ива

Клён

Сосна

Дуб

Сирень

Ель

Мать и мачеха

Одуванчик

Калина

Черемуха

Яблоня

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ.

НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ

В е с н а

Л е т о

Набухание почек

Начало распускания почек

Появление листочков

Начало цветения

Окончание цветения

Начало плодоношения

Массовое плодоношение

Сбор плодов

Береза

Тополь

Осина

Рябина

Лиственница

Шиповник

Ива

Клён

Сосна

Дуб

Сирень

Ель

Мать и мачеха

Одуванчик

Ландыш

Калина

Черемуха

Яблоня

Лабораторная работа

«Описание погоды за месяц и сезон»

Пользуясь данными календаря погоды, составьте описание погоды за месяц по плану:

1.Количество ясных и пасмурных дней;

  1. Количество дней с осадками и без осадков, какие виды осадков преобладали;

  2. Количество дней с температурой выше 0° С и ниже 0° С;

  3. Средняя температура месяца;

  4. День с самой высокой температурой и день с самой низкой температурой воздуха;

  5. Сколько дней дул северный, южный, западный и другие ветры; какие ветры преобладали, дни без ветра.

infourok.ru

Проект по биологии на тему "Фенологические наблюдения за весной в деревне Большое Седельниково"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

деревня Большое Седельниково

Фенологические наблюдения

за весной в деревне Большое Седельниково.

Выполнила:

Могильникова А.

Ученица 5 класса

Руководитель:

Глазырина Е.А.

Учитель

химии и биологии

2013 г

2

Глава 1. Фенология………………………………………………………………………

3

1.1 История фенологии…………………………………………………………………

3

1.2 Наблюдения и методы фенологии…………………………………………………

3

1.3 Характеристика подсезонов весны……………………………………………

4

Глава 2. Народное творчество о природе………………………………………………

6

Глава 3. Календарь природы Сысертского района деревни Большое Седельникого......................................................................................................................

7

3.1 Фенологические наблюдения: метеонаблюдения, наблюдения за растениями и животными………………………………………………………………………………

7

3.2 Наблюдение за погодой, фиксация и обработка собранных материалов………..

8

3.3 Наблюдения и измерения высоты снежного покрова…………………………….

11

Заключение………………………………………………………………………………

12

Список используемой литературы…………………………………………………….

13

Приложение………………………………………………………………………………

14

Введение

Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весна и лето, осень и зима неизменно дают знать о себе специфическим комплексом сезонных явлений, которые следуют друг за другом в определенной последовательности и через определенные промежутки времени. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение) - наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений. Развитие фенологии как отрасли знаний было вызвано запросами практики, а истоки фенологических знаний лежат на заре человеческой культуры. Как только человек обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы, он стал собирателем фенологических наблюдений. Увязывая их с производственным опытом, человек получал представление о лучших сроках проведения полевых работ и учился определять их. Однако прийти к этому он мог лишь путем сопоставления наблюдений за широким кругом сезонных явлений природы.

Особое значение имеют  фенологические наблюдения для воспитания экологически грамотных людей, знающих и понимающих  родную природу. Может быть, это самое значимое предназначение  фенологических наблюдений, так как наблюдение за природой могут проводить школьники разного возраста. Результаты таких наблюдений очень важны для понимания глобальных и региональных событий, которые развиваются в природе.

Проблема: Наличие отрывочных сведений о сезонном развитии природы в Сысертском районе в деревне Большое Седельниково.

Цель работы: изучение сезонного развития природы окрестностей деревни Большое Седельниково и составление фенологического календаря за март и апрель 2013 г.

Задачи:

1.определить методы и формы  фенологических наблюдений природы;

2. обобщить сведения о народных приметах погоды.

3. создать дневник наблюдений за природой окрестности деревни Большое Седельниково.

Глава 1. Фенология.

    1. История фенологии

Начало наблюдений над сезонными явлениями в связи с собирательством, охотой и примитивным сельское хозяйством восходит к глубокой древности. Становление современной научной фенологии относится к 18 веку Петр первый, заботясь о выборе мест для паркового строительства в окрестностях Петербурга, в 1721 писал А. Д. Меншикову: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки одних по недельно наклеивших на бумагу, с надписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна».

К середине 19 века фенологическими наблюдениями были охвачены все крупные страны Западной Европы и Россия. В 20 веке фенологические наблюдения и исследования распространились на все страны Центральной Европы и США, а в дальнейшем и на другие страны (Индия и другие). Фундаментальную базу под все фенологические исследования подвел Г.Э Шульц, первый руководитель фенологического сектора: в 1981 году вышла его книга «Общая фенология», где были освещены все теоретические, методические и прикладные аспекты  фенологии. Фенологические наблюдения - одно из древнейших занятий человека. Чтобы успешно хозяйствовать, нужно было следить за сезонным развитием природы, особенно в земледельческой практике.

1.2 .Наблюдения и методы фенологии

Гидрометеорологические (сезонные) наблюдения

1. Образование наста, или твердой ледяной корки на поверхности снега.

2. Появление первых проталин на полях.

3. Появление первых кольцевых проталин в лесу (указывать молодой лес или старый, хвойный или лиственный).

4. Таяние снежного покрова на полях.

5. Таяние снежного покрова в лесу.

6. Оттаивание почвы на глубину 10 см.

7. Полное оттаивание почвы.

8. Поздние весенние снегопады.

9. Поздние весенние заморозки.

Наблюдения над растениями

1. Времясокодвижения у кленов, берез.

2. Набухание почек (указывать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

3. Распускание почек (указывать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

4. Развертывание листьев.

5. Полное развитие листьев.

6. Появление бутонов, соцветий (указать у каких растений и в каких угодьях).

7. Цветение (начало, массовое, конец).

8. Созревание семян, плодов (хорошо сделать оценку урожая).

9. Осенняя раскраска листьев (начало, массовая; указать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

Традиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди, интересующиеся изучением природы - и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения.

1.3 Характеристика подсезонов весны.

Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.

1-й подсезон (таяние снега), по Михаилу Пришвину — «весна света», — начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой иорешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.

В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст,жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.

2-й подсезон (оживление весны) — начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей — желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15—20 апреля.

Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.

В этом подсезоне прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают шмели (комары-толкунцы, мухи и первые бабочки появляются раньше), уже порою раздаются «песни» лягушек. Оживляются дождевые черви. Заканчивают нерест щука и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают окунь и лещ (старшие возрастные группы, самые крупные, так называемые «берёзовики»). Заканчивается период с облиствением берёзы и «пылением» вяза.

3-й подсезон (разгар весны) — начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.

Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.

4-й подсезон (предлетье, «весна зелёной травы») — во время него обычно заканчивается цветение фруктовых садов, выколашиваются озимая рожь и луговые злаки, в сырых местах зацветает незабудка, а на суходолах — нивяник-поповник (называемый в просторечии ромашкой, «любит-не-любит»). Все эти явления совпадают по времени с вылетомстрекоз.

Глава 2. Народное творчество о природе.

Если во время грозы раскат грома слышатся долго и не резко – жди затяжного ненастья, если отрывисто - будет ясно.


В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.


Синие облака в апреле – к теплу и дождю.


Если темные облака движутся быстро – к затяжному дождю.


Кучевые облака ходят низко – к ненастью, высоко – к погожему деньку.


Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев или домов, то будет холодное лето и наоборот.


Вороны каркают стаей – к ненастью.


Снегири под окном чирикают – к оттепели.


Воробьи купаются ранней весной – к теплу.


Перелетная птица течет стаями - к дружной весне.


Жаворонок поет к теплу, зяблик – к стуже.

Муравьи спешно среди дня заделывают входы – будет дождь.

Глава 3. Календарь природы Сысертского района деревни Большое Седельникого

3.1 Фенологические наблюдения: метеонаблюдения, за растениями, за животными.

Каждый наблюдатель ведет наблюдения самостоятельно. Наблюдатель должен знать об этом и относиться к результатам собственных наблюдений с ответственностью. Это относится не только к самим наблюдениям, к методике, но и к обработке собираемых материалов.

По результатам наблюдений необходимо составлять хронологическую таблицу сезонных явлений. Такая таблица, которую часто называют Календарем природы, является основным научным документом - результатом фенологических наблюдений на данном участке. Календарь природы, составленный за несколько лет наблюдений, может быть использован для прогнозирования природных явлений и совпадающих с ними по срокам хозяйственных мероприятий.

Таблица 1

Фенологические наблюдения

3.2 Наблюдение за погодой, фиксация и обработка собранных материалов

Приборы и материалы: часы, термометр.

Указания к работе:

1. В течение месяца наблюдайте за погодой, отмечайте температуру воздуха, измеряя ее в одно и то же время дня, облачность и осадки.

2. Полученные данные записывайте в таблицу 4, пользуясь предложенными условными обозначениями:

Условные обозначения

* - снег

- дождь

Ο - ясно

Ο - облачно


Ο - пасмурно

Таблица 2

Фиксация результатов наблюдения за погодой в марте 2013 г.

Дата

Температура воздуха

Облачность

Вид осадков

17.03.

11

Ο

18.03

5

Ο

19.03

-5

Ο

*

20.03

-13

Ο

*

21.03

-9

Ο

*

22.03

-4

Ο

*

23.03

-10

Ο

*

24.03

-8

Ο

25.03

-6

Ο

*

26.03

-6,5

Ο

*

27.03

-3

Ο

*

28.03

-3

Ο

*

29.03

-6

Ο

30.03

-7,5

Ο

31.03

-6,5

Ο

Таблица 3

Фиксация результатов наблюдения за погодой в апреле 2013 г.

Дата

Температура воздуха

Облачность

Вид осадков

1.04

-1

Ο

*

2.04

1

Ο

*

3.04

7

Ο

4.04

1

Ο

5.04

-1

Ο

6.04

9

Ο

7.04

13

Ο

8.04

8

Ο

9.04

13

Ο

10.04

3

Ο

11.04

-1

Ο

*

12.04

-1

Ο

13.04

0

Ο

14.04

0

Ο

15.04

4

Ο

Обработка результатов наблюдений

1. По полученным данным построена температурная кривуая, т.е. график зависимости температуры от даты.

2. Средняя температура воздуха за данный месяц Тср = 0,5оС. За март Тср = -5 оС. За апрель Тср = 4 оС.

3. Наибольшая и наименьшая температура, наблюдавшаяся в этом месяце:

Март Тmax = -13. Тmin = 11. Апрель Тmax = 13. Тmin = -1.

4. Изменения температуры в течение месяца наблюдали из-за резкого перепада температуры, быстрого таяние снега, различные виды осадков.

Диаграмма 1.

Изменение температуры за март – апрель 2013 г.

3.3 Наблюдения и измерения высоты снежного покрова

Оборудование: метр, карандаш, тетрадь

Таблица 4

Высота снежного покрова

39

01.04

40

22.03

45

02.04

35

23.03

48

03.04

30

24.03

43

04.04

27

25.03

49

05.04

26

26.03

53

06.04

20

27.03

59

07.04

13

28.03

53

08.04

5

29.03

49

09.04

3

30.03

45

10.04

0

31.03

43

11.04

0,8

Диаграмма 2.

Вывод: высота снежного покрова изменяется от количества и видов осадков, которые выпадают и от температуры окружающей среды.

Заключение

     По материалам таблиц фенологического календаря построены диаграммы фенологических календарей за март – апрель 2013 год. Подготовлены иллюстрации календаря природы за 2013 год.

На основе проделанной работы приходим к следующим выводам:

1.  Для окрестностей деревни Большое Седельниково разработана схема фенологической периодизации весны.

2. Полученная фенологическая информация использована для составления календаря природы деревни Большое Седельниково; для углубления знаний учащихся по биологии, географии, экологии;

3. Природные приметы способствуют формированию представления о предстоящей погоде.

4. Высота снежного покрова меняется в зависимости от температуры воздуха и от количества осадков.

5. В деревне Большое Седельниково проходит 2-й подсезон весны.

6. Разработан дневник фенологических наблюдений за весной в деревне Большое Седельниково.

7. Данные исследования будут продолжены с целью сбора материала за летний – осенний период.     

8. Мне хочется отметить, что много интересных встреч принесли нам фенологические наблюдения. В 2013 году наблюдения продолжаются. И совершенно верно сказал Петр Ильич Чайковский: "Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства".

 

Список используемой литературы

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Фенология

  2. edudic.ru/she/891

  3. timuriego.com/fenologicheskie-n...

  4. rudocs.exdat.com/docs/index-441750....

  5. Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология: Учебник. 10-11-х кл. – Екатеринбург: «Сократ», 2000. – 224 с.: ил.

  6. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Первые проталины.

Измерение снежного покрова

Март 2013 г.

Апрель 2013 г.

Проталины на полях.

Мать-и-мачеха.

Вскрытие реки Арамилка.

Верба.

Снег в лесу.

«Средняя общеобразовательная школа №10»

деревня Большое Седельниково

ДНЕВНИК

фенологических наблюдений

___________________________

___________________________

___________________________

2013 г.

Правила фенологических наблюдений.

1. Проводить наблюдения только над теми объектами (видами животных и растений), которые хорошо знаешь. В случае, если название того или иного вида зверя, птицы, растения неизвестно, следует дать его подробное описание.

2. Точно указать место наблюдения, район, населенный пункт, угодье (какой лес, луг, поле и т. д.), на каком расстоянии оно расположено от данного населенного пункта.

3. Записывать наблюдения НУЖНО подробно и в тот же день, когда они проводились.

4. Вести наблюдения регулярно.

5.  Выбор участка для наблюдений. Он должен быть типичным по возможности для местности. На нем можно пронаблюдать большинство, если не все явления, принятой наблюдателем Программы наблюдений. Естественно учитываются возможности наблюдателя. Участком для наблюдений может стать в городе места прогулок, скверы, парки, маршрут следования на работу. В сельской местности есть возможность включить в участок ближний лес, луг, болото.

6.Весной и осенью, когда явления сменяются быстро, наблюдения проводятся ежедневно. Летом - через два-три дня, зимой - реже.

Наблюдения за растениями и животными, метеонаблюдения.

Измерение высоты снежного покрова

Дата

Высота снега, см

Дата

Высота снега, см

Характеристика населенного пункта

  1. Район ________________________________________________

  2. Населенный пункт _____________________________________

  3. Угодья (лес, луг, поле, болото) ___________________________

  4. Время проведения наблюдений __________________________



infourok.ru

Цикл наблюдений за рябиной осеню


Цикл наблюдений за рябиной осенью.
Наблюдение 1. Как выглядит рябина осенью.

Цель: Уточнить название дерева, особенности формы и цвета листьев, плодов.
Обогатить и активизировать словарь за счет слов: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной.
Форма работа: беседа, наблюдение, вопросы, худ. слово.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает деревья вокруг участка. Обращает внимание на рябину.
• Посмотрите, какое перед нами тоненькое деревце
• Как оно называется? Чтение стих-я М.Цветаевой « Красною кистью».
• Какого цвета и формы листья у рябины?
• Верно, лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы
• Что можно сказать о внешнем виде этого дерева?
• Да оно очень красиво. Все деревья осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, фиолетовые.
• Изменился ли наряд нашей рябинки?
• Да, листья постепенно покраснели и стали пурпурными.
• А что мы видим на рябине кроме листьев?
• Верно. На тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки. Ягод много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри.
Наблюдение 2. Рябина золотой осенью.
Цель:
Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.
Форма работы: Беседа, наблюдение, загадки, вопросы
Обходя с детьми территорию детского сада, воспитатель обращает внимание на нарядное убранство деревьев.
• Дети, как называется эта пора осени?
Отгадайте загадку:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина)
• Подойдем ближе к рябине.
• Какого цвета листья на ней?
• Да, золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно-оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину.
• Какое чувство вызывает эта картина у вас? (Чувства радости восторга)
• Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять. Мы сами являемся частью природы.
Наблюдение 3 Рябина во время листопада.
Цель:
Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме. Активизировать слова: листопад, гроздья, пурпурно-красный.
Форма работы: Наблюдение, беседа, сравнение, обследование листьев, дидактическая игра «С какой ветки детки?», вопросы.
Воспитатель с детьми рассматривают рябину.
• Дети, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?
• Верно, это явление называется листопадом.
У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в разное время.
• А что у нас сейчас под ногами?
• Откуда появился этот ковер?
• Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?
• А что произошло с ягодами?
• Верно, они по-прежнему вися

educontest.net

Тема 2. Фенология. Значение ее при изучении древесных растений.

Фенология — наука, изучающая периодические (сезонные) явления в природе и зависимость их от климатических факторов.

Слово фенология происходит от греческих слов phainomai — являюсь и logos — наука, что в переводе означает наука о явлениях. Термин предложен бельгийским ботаником Морраном. Изучение сезонных явлений и закономерных связей между этими явлениями и вызвавшими их условиями среды представляет большой научный и практический интерес.

Совершенно невозможно познать биологические и иные свойства растения, не изучив его фенологии и не выявив закономерностей сезонного развития каждой отдельной фазы и всего растения в целом.

Использование фенологических наблюдений в лесном хозяйстве.

Основным методом фенологических наблюдений является регистрация сроков наступления различных сезонных явлений. Наблюдения над важнейшими фазами развития интересующих нас растений могут проводиться в одном каком-либо пункте. Аналогичные наблюдения могут проводиться в различных районах страны по определенной программе. Они дают возможность проследить за ходом наступления определенных фаз развития у отдельных видов в пределах всего ареала или какой-то части страны. Данные наблюдений, проведенных в течение нескольких лет в одном пункте, позволят составить календарь развития природы в этом небольшом районе, а наблюдения, проведенные во многих районах, могут быть обобщены. По материалам таких наблюдений можно составить фенологические карты, на которых будут показаны закономерности развития определенного фенологического явления в пространстве в зависимости от изменения климата в широтном и долготном направлениях.

В настоящее время фенологические наблюдения ведутся над важнейшими фазами развития дикорастущих и некоторых интродуцированных древесных растений на лесных опытных станциях, в дендрариях, ботанических садах, на станциях гидрометеослужбы, в некоторых опытных лесхозах, стационарах и т. д.

Фенологические наблюдения в нашей стране имеют очень длинную историю. Они связаны с именем Петра I, который в 1721 г. писал Меньшикову: «Когда деревья станут раскидываться, то велите прислать нам листки оных понедельно, наклавши на бумагу, с подписанием чисел, дабы знать, где ранее началась весна». В то время слово «фенология» не было известно, однако Петр I превосходно понимал практическое значение наблюдений над сезонным развитием природы.

Фенологические наблюдения для лесного хозяйства так же необходимы, как и для сельского. Для лесокультурного дела исключительное значение имеют сроки посева семян древесных и кустарниковых пород и посадка сеянцев и саженцев. Фенологическими наблюдениями установлено, что наилучшим периодом для проведения лесокультурных работ является период, находящийся в границах от зацветания ольхи серой, орешника (лещины)' и ольхи черной до зацветания березы бородавчатой, так как с этим явлением совпадает набухание почек и распускание их у культивируемых в наших лесах таких пород, как сосна, дуб, клен, ясень, береза и др. Продолжительность благоприятного периода лесокультурных работ находится в зависимости от географического местоположения и резко уменьшается с севера на юг. На северо-западе европейской части СНГ он равен 25 дням, в центральной лесостепи — 16 дням, а в восточном Заволжье — 10 дням (Тюрин, 1959, 1960).

Не менее важны фенологические наблюдения над сроками цветения древесных и кустарниковых пород и созревания лесных семян и плодов для установления периодичности плодоношения в разных районах у разных пород, учета размера урожая семян и плодов по отдельным годам, начала их опадания или рассеивания и т. д.

Изучая фазы развития древесных растений и сопутствующие им по срокам другие явления, например кладку яиц вредными насекомыми, появление гусениц или личинок, развитие грибных болезней и т. д., можно и нужно наметить лучшие сроки борьбы с вредителями и болезнями лесных пород, а также установить критерии для их прогноза.

Весьма важны фенологические наблюдения при изучении разнообразия форм многих видов растений. Ботаникам и лесоводам хорошо известны фенологические формы дуба, ясеня, ели, осины, даже черемухи и других пород. Без фенологических наблюдений за сроками распускания листьев и цветения дуба мы не знали бы рано- и позднораспускающихся форм этой важной лесной породы, поскольку морфологически эти формы отличить нельзя.

Различаются некоторые виды деревьев и по срокам осенней раскраски листвы и листопада. Наблюдения над фазами развития осины показали, что между сроками осеннего листопада и устойчивостью осины к грибным заболеваниям существует определенная зависимость. Так, у деревьев с ранним сроком листопада число здоровых особей колеблется от 21 до 61%, у деревьев с поздним листопадом количество здоровых особей составляет 70—77%. Этот фенологический признак может служить хорошим ориентиром, или индикатором, для отбора здоровых деревьев осины при рубках ухода.

Важное значение для подсочного хозяйства имеет правильное определение сроков начала подсочки сосны и других подсачиваемых пород в различных районах их произрастания и подыскания для этих целей соответствующих индикаторов. Однако установление рациональных сроков подсочки возможно после проведения регулярных фенологических наблюдений не только над выделением живицы, но и над сопутствующими фенологическими явлениями из жизни леса.

Большой интерес фенологические наблюдения имеют для зеленого строительства и организации ботанических садов и дендропарков. Знание сроков развития важнейших фаз декоративных древесных растений позволяет подобрать такой ассортимент растений и так распределить их по территории, что цветущие растения будут встречаться на всех участках парка с ранней весны и до осени (см. приложение).

Составленный на основе фенологических наблюдений фенологический спектр для какого-либо парка или ботанического сада мог бы явиться прекрасным наглядным пособием при проведении экскурсий.

studfiles.net

Что такое фенология? Фенологические наблюдения

Регулярные наблюдения за сезонными изменениями осуществляются на основании заметных явлений в природе. Все полученные данные структурируются в единую систему. Называется она – общая фенология. Далее подробнее познакомимся с этой дисциплиной. Выясним, что изучает наука фенология.

Терминология

Официальная история фенологии началась в середине 19 столетия. Термин впервые был предложен Шарлем Морраном (ботаником из Бельгии). Фенология как наука представляет собой систему знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях в природе, их причинах и сроках появления. Наблюдения производятся на основе так называемых феноиндикаторов (что это такое - обсудим чуть ниже). Говоря о том, что изучает фенология, следует упомянуть и о том, что в ходе исследований определяются пространственно-временные закономерности циклического изменения природных объектов и их групп, связанных с перемещением Земли вокруг Солнца в течение года.

Индикаторы

Как было сказано выше, фенологические наблюдения производятся на основе заметных явлений природы. К ним, например, можно отнести цветение черемухи, появление "сережек" на березе или пожелтение листьев. Все эти признаки носят название "феноиндикаторы". Они характеризуют переход живой природы из одной сезонной фазы в другую.

Показатели средних температур

На основании этих параметров осуществляется более конкретное определение природных явлений. Так, к примеру, устойчивый переход к средней температуре в сутки выше 0 градусов считается климатическим приходом весны, а свыше 15 – лета. Говоря о том, что такое фенология, нельзя не сказать, что вся система исследований построена на анализе периодов разной продолжительности. Так, например, рассматриваются более узкие изменения температурных показателей – через пять градусов. В результате каждый сезон делится на короткие промежутки – фенологические фазы. В каждом периоде есть свой комплекс природных явлений (феноменов). Благодаря им исследователи отличают одни фазы от других. Периоды по наиболее характерным феноменам имеют свои названия, которые закрепляются в народных календарях.

Способ исследования

Сезоны и времена года соответствуют друг другу. Визуальные фенологические наблюдения, являющиеся традиционным приемом, или методом, исследования, позволяют регистрировать сроки наступления тех или иных явлений. Для достижения сопоставимости сведений, полученных разными исследователями, составляются специальные программы, атласы и разъяснения к ним. В таких методических изданиях описываются фенофазы растений и сезонные явления животного мира. Для научных целей фенологические наблюдения являются способом исследования географических и биологических объектов и установления закономерностей.

Весна: общие сведения

Выше, рассматривая вопрос о том, что такое фенология, мы упомянули, что эта система имеет особую структуру. Кроме того, что в дисциплине выделяют сезоны (сравнительно продолжительные периоды, соответствующие временам года), существуют и более короткие отрезки времени – фазы. Так, весна включает в себя 4 подсезона. В каждом из них есть свои индикаторы.

Таяние снега

Это первый подсезон весны. Начинается он с образования в поле первых проталин. Завершение периода определяется по первому цветению орешника-лещины и ольхи серой. На протяжение этого этапа прилетают жаворонки, скворцы, чайки и грачи. У берез и кленов отмечается набухание почек и движение сока. На полях начинает сходить и постепенно исчезает снег, водоемы освобождаются ото льда. В этом подсезоне завершается рыбалка по льду и начинается ловля на открытой воде. Некоторые обитатели водоемов (ерш, жерех, подуст, елец, язь, щука) начинают готовиться, а в некоторых местах приступают к нересту. На отдельных территориях достаточно хорошо ловятся в этот период лещ и плотва.

Оживление весны

Начало второго подсезона совпадает с зацветанием ольхи серой. Наиболее точным индикатором данного периода для жителей городов считается мать-и-мачеха, желтеющая на пустырях. Начало явлений, характерных для данного периода, в Центральной полосе отмечается обычно 15-20 апреля. В это время наблюдается окончательное исчезновение льда в водоемах. Почва начинает подсыхать сверху. При этом становятся проходимыми для людей и доступными для транспорта проселочные дороги. Это, в свою очередь, открывает путь рыболовам к глухим местам. Во втором подсезоне прилетают вальдшнепы и журавли, появляются шмели, начинают "голосить" лягушки. Тогда же отмечается оживление дождевых червей. Что касается речных обитателей, завершается нерест язя и щуки, у жереха и ерша он продолжается, а у окуня и леща – только начинается. В этом подсезоне на березах уже распустились почки, а вяз "пылится".

Разгар весны

В начале третьего подсезона березки уже оделись в зеленую листву. Приблизительно на протяжении двух декад в это время наблюдается потепление. Повышается температура воздуха не только днем, но и ночью. Зелень кустарников и деревьев становится гуще, начинается цветение фруктовых садов. Насекомых становится больше, равно как и певчих птиц, питающихся ими. В полях, на лугах и в лесах отмечается бурное зеленение и цветение. В прибрежных зарослях становятся слышны соловьиные трели, а в лугах и полях – перепелиные. Начинает петь и коростель-дергач. К прочим приметам следует отнести завершение нереста у язя и продолжение у подуста и плотвы. Начинается щучий жор, открывается ловля леща, успевшего частично отнереститься, голавля и карася. Об окончании подсезона свидетельствует цветение лиловой сирени и рябины.

"Предлетье"

Четвертый подсезон характеризуется завершением цветения фруктовых садов, выколашиванием луговых злаков и озимой ржи. Явления, происходящие в этот период, совпадают с вылетом стрекоз. На суходолах отмечается цветение нивяника-поповника, а на сырых участках – незабудки.

Лето: 1 подсезон

Прежде всего надо сказать, что этот период делится на три фазы. Первая – это начало лета. Об этом этапе свидетельствует зацветание шиповника. Оно, в свою очередь, сопровождается и прочими явлениями. Так, например, в садах цветут чубушник и калина, в поле – рожь, льнянка и василек, на воде – белая кувшинка. Температура повышается, воздух все больше прогревается. В это время самые длинные дни в году. Отмечается повышение температуры в водоемах.

"Полное" лето

Начало второго, основного, подсезона совпадает с цветением липы мелколистной. Это явление в Центральной полосе наблюдается, как правило, между 5 и 15 июля. В больших городах, впрочем, это случается несколько раньше. В качестве попутного указателя наступления полного лета следует использовать созревание черной и красной смородины, земляники садовой, а в лесу – черники. Начинают стихать соловьи и умолкают кукушки. На городских газонах зацветает желтая пижма и голубой цикорий. Появляются кузнечики в большом количестве.

Спад лета

Это последний, третий подсезон. Период характеризуется началом созревания брусники. Ночи становятся заметно длиннее. На зоре начинает выпадать холодная роса. Температура воды в реках и прудах понемногу снижается. Трава, которая была срезана во время сенокоса, к этому времени успевает подрасти.

Осень: начало

Этот сезон, как и летний, включает в себя три фазы. На европейской части РФ весь период длится чуть более 3 месяцев. Начало осени характеризуется появлением желтых прядей в кроне вяза, липы и березы. Завершение подсезона отмечается тогда, когда количество зеленых и расцвеченных листьев становится приблизительно одинаковым. Это чаще всего отмечается в последнюю декаду сентября, а во влажную и теплую осень – в начале октября. В лесу начинают появляться опята. В воздухе наблюдается тенетник, летающая паутина. Вода продолжает охлаждаться, однако в больших водоемах снижение температуры происходит неравномерно, начиная с верхнего слоя.

"Золотая осень"

Второй подсезон характеризуется повсеместным пожелтением и опаданием листвы. Леса постепенно начинают оголяться, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Готовятся к миграции и кочующие по обочинам дорог и окраинам полей скворцы и грачи. Окончание листопада у вяза, осины и березы свидетельствует о начале глубокой осени. Длится этот период до самого первого снега. Температура все ниже, перелетают на юг последние стаи уток, лебедей и гусей. Вода и приземный воздух охлаждаются все быстрее.

Предзимье

Завершает осень период, являющийся при этом переходом к зиме. Собственно, за это данный подсезон и получил свое название. В начале этого периода выпадает первый снег. Завершается фаза ледоставом и образованием санного пути.

Зима

Данный сезон исследователи разделяют также на три фазы. В течение всего периода растения пребывают в глубоком покое, а из всего многообразия птиц остаются только те, которые хорошо приспособлены к зимним холодам. В лесу становится практически пусто – почти все звери впадают в спячку, а кто не спит - прячется по норам. Как правило, зима начинается с конца ноября и продолжается примерно до второй половины марта.

Первозимье

В начале этого первого подсезона водоемы покрываются прочным льдом. С этого момента открывается подледная рыбалка. Завершается фаза в 20-х числах декабря, во время зимнего солнцестояния. Первое время интенсивный клев становится в некоторой степени "капризным", поскольку ледяной покров становится толще, дни короче, а в воде снижается объем растворенного кислорода.

Коренная зима

Это второй подсезон. Начинается он, как правило, в феврале. В это время начинает "петь" большая синица.

Перелом зимы

Завершающая фаза наступает с прибавлением светового дня. С этого момента наступает "весна света". Начинают расти сосульки, звенит капель. В течение дня заметно пригревает солнце.

Взаимосвязь явлений

Возвращаясь к вопросу о том, что такое фенология, заметим, что в рамках дисциплины исследуются не только природные явления. Здесь следует отметить зависимость продолжительности сезонов и фаз от ландшафта и географического положения территории. Все периоды взаимосвязаны. Каждая фаза наступает в определенный промежуток времени. К примеру, весеннее движение сока раньше всего наступает у клена остролистного. Спустя 2 недели после его начала будет отмечаться набухание почек у березы, что, в свою очередь, является сигналом для рыболовов: значит, язь становится активным. Как уже было сказано, большое значение имеет и средняя температура в течение суток. Пока она не поднимется выше 5 градусов (со знаком плюс), растения пребывают в вынужденном покое.

Зачем нужны исследования?

Методы и задачи фенологии имеют практическое значение, и в первую очередь - для народного хозяйства. Закономерности лежат в основе составления календарей сезонных мероприятий. Они, в свою очередь, применяются при организации работ по охране природы, борьбе с заболеваниями полезных растений, своевременному устранению вредителей. Сведения о периодах массового перелета птиц важны для авиации. Дистанционное исследование земной поверхности нуждается в данных об оптимальном времени для осуществления исследований сроков миграции пернатых. Результаты визуальных фенологических наблюдений применяются при проектировании санаториев, планировании туристических маршрутов. Исследования позволяют выявлять местные природные индикаторы, которые, в свою очередь, дают возможность определять сезонное состояние природы и прогнозировать характер вегетационного периода.

Фенологические карты, в особенности крупномасштабные, нужны для планирования тех или других сезонных производств. Природные сигналы важны при освоении территорий и выведении новых видов животных и растений. Таким образом, говоря о том, что такое фенология, можно сделать очевидный вывод: данная дисциплина является комплексной. Она включает в себя различные приемы и методы исследований. Все, что изучает фенология, позволяет наиболее рационально использовать природную среду.

fb.ru

Материал по биологии на тему: фенологическое наблюдение

                             Признаки весны

               

      Весна – один из сезонов года. Сезоном климатологи называют несколько месяцев в году, которые схожи по термическому режиму и условиям увлажнения. Весна – время переходной погоды от морозов к теплу.

      За изменениями, происходящими в природе, тщательно наблюдают специалисты-фенологи – они фиксируют сроки и на основе этих данных выводят закономерности о циклических изменениях в окружающем мире.

         Феноло́гия (от греч. fenomen — явление и logos — учение) — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца.

       Весна по климатическим меркам наступает, когда дневная температура переходит нулевую отметку. Нарастает  солнечное тепло, сильнее прогревается земная поверхность и воздух.

Для метеорологов понятие сезонов сдвинуто примерно на четыре недели вперед, и март считается зимним месяцем. Сроки наступления периодов могут отличаться, но их последовательность никогда не нарушается. Как правило, весна начинается в середине марта и завершается в начале июня.

Сезоны делятся на фенологические фазы, наступление которых определяется по наиболее заметным явлениям в природе (феноиндикаторы).

Весна имеет несколько фаз:

  1. Таяние снега (Пестрая весна)
  2. Оживление весны (Голая весна)
  3. Разгар весны (Зеленая весна)
  4. Предлетье

                                 Таяние снега, или Пестрая весна

Появляются первые проталины, ландшафт принимает черно-белый вид . В марте могут возвращаться холода, но в целом  температура уверенно идет вверх, уменьшается облачность, воздух становится прозрачнее и пропускает больше света.

Оживает вода – появляются лужицы, ручейки. Теплый воздух, идущий от проталин, рождает кучевые облака. Ткани деревьев реагируют на тепло: начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз.

         Постепенно сходит снежный покров, задерживаясь только в лесу, на северных склонах, в оврагах. Водоемы очищаются ото льда, наступает период половодья. Прилетают грачи, чайки, скворцы и серая ольха и орешник-лещина.

                              Оживление весны, или Голая весна

Преобладает серая окраска ландшафта. Деревья только-только начинают зеленеть, сошедший снег  открывает старую листву и траву. Тепло неустойчиво, могут пойти заморозки. Но водоемы окончательно освобождаются ото льда, оттаивает и подсыхает почва. Появляется мать-и-мачеха, зеленеют озими, показывается травка, выдвигает листья крыжовник. Появляются шмели, слышно кваканье травяной лягушки. Прилетают журавли, дрозды, вальдшнепы Ранее прилетевшие птицы устраивают гнезда, приступают к кладке и насиживанию яиц. Возобновляют жизнедеятельность дождевые черви. Окунь, ерш, щука, лещ идут на нерест. Зацветают осины, ивы. Проносятся первые грозы.

                                   

                                          Разгар весны, или Зеленая весна

    

           Береза покрывается листьями. Начинают зеленеть луга, деревья, цветёт черемуха, зацветают фруктовые сады. Массово появляются насекомые, и прилетают соловьи и другие насекомоядные птицы – в лесах не смолкает певчий гомон. Зацветают лекарственный одуванчики, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер.

                                                     

                                                       Предлетье

Зацветает рябина и лиловая сирень. Выколашиваются озимая рожь и луговые злаки, в сырых местах зацветает незабудка, на верховых лугах и опушках расцветают развесистый колокольчик, нивяник-поповник (в просторечии ромашка) и тысячелистник. Прилетают последние птицы: коростели, камышевки, иволги. У боровой и водоплавающей дичи появляются выводки. Вылетают стрекозы, слепни. Вместе с цветением шиповника наступает лето.

                                   Народные названия весенних месяцев:

  • март — протальник, свистун;
  • апрель—водостой, ледолом, снегогон;
  • май—цветень, травень, пролетень

                                 

                   

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
    Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней  Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

nsportal.ru

Когда придет весна, или дневник фенолога

Рейтинг:   / 3

В некоторых районах нашей планеты весны никогда не бывает. В экваториальном поясе нет сезонов – круглый год жаркое изнурительное «лето». В субтропическом и субэкваториальном климате есть два сезона – сухой и дождливый. А вот жителям умеренного пояса повезло – в умеренных широтах есть весна!
Наша страна расположена в нескольких климатических зонах, и в каждый регион весна приходит в свое время. Но наблюдателю-фенологу не составит труда предсказать, когда же придет весна.

Признаки весны

Весна – один из сезонов года. Сезоном климатологи называют несколько месяцев в году, которые схожи по термическому режиму и условиям увлажнения. Весна – время переходной погоды от морозов к теплу.
За изменениями, происходящими в природе, тщательно наблюдают специалисты-фенологи – они фиксируют сроки и на основе этих данных выводят закономерности о циклических изменениях в окружающем мире.


Справка
Феноло́гия (от греч. fenomen — явление и logos — уче¬ние) — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца.


Весна по климатическим меркам наступает, когда дневная температура переходит нулевую отметку. Нарастает солнечное тепло, сильнее прогревается земная поверхность и воздух.
Для метеорологов понятие сезонов сдвинуто примерно на четыре недели вперед, и март считается зимним месяцем. Сроки наступления периодов могут отличаться, но их последовательность никогда не нарушается. Как правило, весна начинается в середине марта и завершается в начале июня.
Сезоны делятся на фенологические фазы, наступление которых определяется по наиболее заметным явлениям в природе (феноиндикаторы).
Весна имеет несколько фаз:
1. Таяние снега (Пестрая весна)
2. Оживление весны (Голая весна)
3. Разгар весны (Зеленая весна)
4. Предлетье
Таяние снега, или Пестрая весна
Появляются первые проталины, ландшафт принимает черно-белый вид . В марте могут возвращаться холода, но в целом температура уверенно идет вверх, уменьшается облачность, воздух становится прозрачнее и пропускает больше света.

Оживает вода – появляются лужицы, ручейки. Теплый воздух, идущий от проталин, рождает кучевые облака.
Ткани деревьев реагируют на тепло: начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Постепенно сходит снежный покров, задерживаясь только в лесу, на северных склонах, в оврагах. Водоемы очищаются ото льда, наступает период половодья. Прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Время тока у оседлых промысловых птиц – глухарей и тетеревов. Начинает цвести серая ольха и орешник-лещина.
Оживление весны, или Голая весна
Преобладает серая окраска ландшафта. Деревья только-только начинают зеленеть, сошедший снег открывает старую листву и траву. Тепло неустойчиво, могут пойти заморозки. Но водоемы окончательно освобождаются ото льда, оттаивает и подсыхает почва. Появляется мать-и-мачеха, зеленеют озими, показывается травка, выдвигает листья крыжовник. Появляются шмели, слышно кваканье травяной лягушки. Прилетают журавли, дрозды, вальдшнепы Ранее прилетевшие птицы устраивают гнезда, приступают к кладке и насиживанию яиц. Возобновляют жизнедеятельность дождевые черви. Окунь, ерш, щука, лещ идут на нерест. Зацветают осины, ивы. Проносятся первые грозы.
Разгар весны, или Зеленая весна
Береза покрывается листьями. Начинают зеленеть луга, деревья, цветёт черемуха, зацветают фруктовые сады. Массово появляются насекомые, и прилетают соловьи и другие насекомоядные птицы – в лесах не смолкает певчий гомон. Зацветают лекарственный одуванчики, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер.
Предлетье
Зацветает рябина и лиловая сирень. Выколашиваются озимая рожь и луговые злаки, в сырых местах зацветает незабудка, на верховых лугах и опушках расцветают развесистый колокольчик, нивяник-поповник (в просторечии ромашка) и тысячелистник. Прилетают последние птицы: коростели, камышевки, иволги. У боровой и водоплавающей дичи появляются выводки. Вылетают стрекозы, слепни. Вместе с цветением шиповника наступает лето.

Фенологические карты
Результаты наблюдений сводятся воедино, создается Календарь природы.
Данные, полученные при фенологическом наблюдении позволяют устанавливать закономерности природы. Для наглядности составляются фенологические карты, которые позволяют увидеть скорость сезонных изменений в широтном, долготном и вертикальном (в горах) направлениях, в разных географических зонах.

Это интересно
• В центральных районах Европейской части России весенне-летние сезонные явления мира растений движутся с юга на север со средней скоростью 40–50 км/сутки, птицы летят со скоростью около 50–60 км/сутки.
• На берегах океанов весна наступает раньше, чем на тех же широтах в глубине континента. Несмотря на позднюю весну переход от зимы к лету в глубине континента совершается быстрее.
• В горах весенне-летние сезонные явления запаздывают с подъёмом на каждые 100 м в среднем на 3 суток.
• При любом характере весны черемуха зацветает на 28-й день после пыления орешника-лещины, а вегетация садовых ягодников начинается на 15–20-й день после схода снега.

 
В некоторых случаях составляется фенологический спектр – графическое изображение сезонного развития видов растений, животных и их сообществ.

Кстати
Исторически сложилось, что основным организатором фенологических наблюдений в России было Русское географическое общество. В конце XIX века добровольные корреспонденты-фенологи, численность которых была самой большой в мире, имели право бесплатной пересылки фенологической корреспонденции со специальным штампом «Фенологическое бесплатное». Наблюдения поступали в РГО и сохранялись в специальном фенологическом архиве.

 
Советы начинающим
Собственно говоря, фенологом может стать каждый. Для начала нужно выбрать район наблюдений – он должен быть типичным для местности. В городе это может быть сквер или лесопарк, в сельской местности наблюдают также за полем, болотом.
1. На участке выбрать несколько объектов, за которыми будет проводиться наблюдение – отметить деревья, обозначить границы площадки для наблюдения за травянистыми растениями. Нарисовать карту-схему маршрута.
2. Составить список явлений, над которыми будут вестись наблюдения. Как правило, это гид¬рометеорологические, ботаничес¬кие, зоологические явления.
Весной и осенью, когда явления сменяют друг друга очень быстро, наблюдения нужно проводить ежедневно. Напротив природного явления выставляется срок его наблюдения.
После года наблюдений можно составить хронологическую таблицу сезонных явлений – календарь природы.
Результаты наблюдений имеют общенаучную ценность и могут быть использованы научными учреждениями в интересах науки.
Календарь природы, составленный за несколько лет наблюдений, можно использовать для прогнозирования природных явлений.

Календарь природы Подмосковья (по наблюдениям 1880– 1970 годов)

Фенологическое явление

Средний срок  наступления

  • прилетают грачи (массовое появление)

  • обнажаются почки вербы

  • появляются первые проталины

середина марта

  • видны первые кучевые облака

  • прилетают жаворонки, скворцы

конец марта

Средняя суточная температура воздуха устойчиво переходит выше 0°С.

  • вылетают бабочки-крапивницы

  • вскрывается река Москва

  • начинает двигаться сок у бородавчатой березы

  • появляются первые мухи

  • прилетают заблики, белые трясогузки, чайки, чибисы

начало апреля

  • пролетают на север журавли

  • сходит снежный покров

  • зацветает мать-и-мачеха

  • вылетают бабочки-лимонницы

  • зацветают серая ольха, орешник

  • набухают почки черной смородины, крыжовника

  • видны скопления кучевых облаков

середина апреля

Средняя суточная температура воздуха устойчиво переходит выше 5°С.

  • полностью оттаивает почва

  • появляются лесные муравьи

  • зацветает медуница

  • вылетают шмели

  • развертывают почки черемуха, черная смородина, бузина красная, волчье лыко, сирень, душистый тополь, рябина, крыжовник, калина

  • выгоняют скот на пастбище

  • появляются первые комары-кусаки

  • начинает куковать кукушка

  • зацветают осина, фиалка душистая

конец апреля

  • первая весенняя гроза

  • оканчиваются заморозки в воздухе

  • развертывают почки малина, ольха, тополь черный, жасмин, клен, орешник, яблони

  • появляются сморчки

  • вылетают майские жуки

  • зацветают бородавчатая береза, душистый тополь, остролистный клен, осина, груша

  • прилетают ласточки

начало мая

Средняя суточная температура воздуха устойчиво переходит выше 10°С.

  • развертываются почки дуба

  • зацветают одуванчик, глухая крапива

  • развертывают почки дуб, липа, слива

  • зацветают крыжовник, красная смородина, анютины глазки, черемуха, бузина, сурепка, черная смородина, чистотел, желтая акация, яблоня, клен полевой, вероника дубравная, конский каштан

  • прилетают стрижи

  • начинают квакать лягушки

середина мая

  • зацветают сирень лиловая, дуб, слива, ландыш, незабудка, рябина, красный клевер

  • начинает колоситься озимая рожь

конец мая

Средняя суточная температура воздуха устойчиво переходит выше 15°С.

  • оканчиваются заморозки на почве

  • заколосилась рожь

  • зацветают боярышник, брусника, люпин синий, ромашка (поповник), тысячелистник, фиалка ночная, льнянка

начало июня

По материалам Н. Е. Сироткина, И. А. Здаиовского, А. А. Шиголева, М. Я, Шабашева,
П. В, Савинского и А. П. Моисеева


Однако сроки, установленные для явлений в прошлом веке, меняются вместе с климатом.
Так, перелетные птицы живут по световому дню, на который глобальное потепление не влияет. Насекомые, наоборот, зависят от окружающей температуры и в последние годы начинают «оживать» раньше. Получается, что птицы запаздывают, и ко времени вывода птенцов им не хватает корма – окружающая их природа уже далека от оптимального состояния.


Подготовила Евгения Сороколетова
http://www.rgo.ru/

{backbutton}

ulejmordovii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *