Фонематика это – статья – Логопеды Лучегорска

что это, различие, таблица развития

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.

Но не только произношение беспокоит родителей, педагогов. То, насколько чисто говорит ребенок, зависит не только от умения выговаривать «коварные» звуки, но также от важной способности различать их. Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Конечно, мы говорим не о физиологической способности слышать или о музыкальных способностях. Умение улавливать отдельные, даже короткие элементы речи называется фонематическим слухом, именно о нем пойдет речь.

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют. Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.

Для малыша такое положение вещей — возрастная норма, но если подобные особенности сохраняются после двух лет, то следует обратиться за помощью к логопеду, поскорее начать занятия.

Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.

Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка, принять необходимые меры.

Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие. Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше. Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  1. Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  2. Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  3. Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  4. К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей

Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки, способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!

Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет. В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной речи.

Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:

  • Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими замечаниям по делу. Описывать словами нужно все, что интересно малышу, что привлекает его внимание.
  • Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например, бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь. Важно «подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
  • Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность. Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
  • Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.

Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.

Рейтинг автора

3

Автор статьи

логопед-дефектолог

Написано статей

32

orechi.ru

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это... Что такое ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?


ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (англ. phonemic hearing). Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо-речевой зоне коры больших полушарий головного мозга. Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Аудирование и проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Механизм Ф. с. существенно перестраивается при овладении чтением и письмом – в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов. См.
слух
, речевой слух.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ФОНЕМА
  • ФОНЕТИКА

Смотреть что такое "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ" в других словарях:

  • фонематический слух — Этимология. Происходит от греч. phoneoma голос, звук, речь. Категория. Форма слуха. Специфика. Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фонематический Слух — способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в… …   Психологический словарь

  • Фонематический слух — (Фонематика)  различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает,… …   Википедия

  • Фонематический слух — – способность различать фонемы, звуки речи. Недоразвитие или утрата такого слуха приводит к непониманию устной речи окружающих. Расстройство фонематического слуха может, повидимому, рассматриваться как отдельная форма патологии речи, имеющая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • слух фонематический — способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и одновременно при собственном проговаривании слов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СЛУХ — СЛУХ. Способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора. Различаются следующие разновидности С.: речевой (фонетический), фонематический, музыкальный,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • слух фонематический — (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем) …   Большой медицинский словарь

  • Слух — функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецеп торных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает… …   Педагогическое речеведение

  • Умения писать — сегодня остаются одними из наиболее важных в обучении в школе. Они могут измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность (творческость), точность изложения мысли, краткость, понятность. В связи с развитием компьютерной… …   Энциклопедия педагогических технологий


methodological_terms.academic.ru

Фонематика Википедия

Фонематический слух — фонетическая теория для обучению чтению и письму предложенная психологом Даниилом Элькониным с целью обучения чтению письму в курсе начальной школы, которая состоит в том, что по его предположению человек анализирует и выявляет отдельные звуки как фонемы и только из фонем можно составить слово, поэтому возможно обучение чтению как чтение подряд фонем и письмо как запись подряд фонем.

Термин не признается лингвистической наукой и в России и за рубежом, а за пределами территории бывшего СССР не признается и не используется и в области педагогики. Консенсус лингвистов состоит в том, что фонемы не являются элементарными частями речи и изучаются как отдельные звуки наукой фонологией как отдельные звуки без привязки к конкретному языку. Минимальной языковой единицей наука об том как говорят на конкретных языках, т.е. фонетика (не путать с фонологией) признает просодию, которая признает, что при образовании слога из фонем человеком еще используются суперсегментные фонемы (хронемы), небуквенные фонемы тона (тонемы) и др.[1]

Концепция Данила Эльконина была внедрена в 1982 году во многие начальные школы СССР, но затем была подвергнута резкой критике и многие психологи и дидакты усомнились в полезности применения концепции "фонематического слуха" даже для целей образования. Причиной критики являлся целый ряд аспектов:.[2][3]

  1. По мнению многих психологов и дидактов основной механизм быстрого чтения визуальный, а не фонетический. В дальнейшем ведущие мировые физиологи, изучив движение глазного яблока и активацию нейронных структур мозга при быстром чтении с пониманием пришли к консенсусу, что механизм такого чтения исключительно на визуальном распознавании и слово озвучивается уже после того как прочитано и понято, а не по буквам. Более того, быстрое чтение здорового человека оказалось базируется на элементарном уровне на распознавании характерных визуальных штрихов букв, а не самих букв целиком.[4]
  2. Предложенное Элькониным и его учениками концепция письма на основе фонематической транскрипции конечно приводит к стимулированию орфографических ошибок, т.к. слова пишутся не так как читаются.
  3. Стимуляция только быстрого "озвучивания текста" школьником по методике Эльконина часто приводило к ситуации, когда ребенок мог быстро прочитать текст, но если его попросить пересказать своими словами прочитанное не мог часто сформулировать ничего определенного, т.е. быстрое фонетическое чтение не означает чтение с быстрым пониманием написанного.
  4. Предположение Эльконина, что неспособность читать фонетическим способом (фонетическая дислексия) говорит об неспособности человека к эффективному анализу и синтезу (по его мнению письмо - это "логический синтез" фонем, а чтение "логический анализ" фонем), т.е. иными словами ребенок неспособный научится читать по его методике "фонематического слуха" автоматически следует считать умственно отсталым, отвергнуто современными исследователями доказавшими, что письмо и чтение устроено на других нейрофизиологических принципах, и дислексия почти никогда не связана падением интеллекта человека сама по себе. В ряде случаев у фонетического дислектика как у Тома Круза интеллект может быть выше среднего и такие люди могут научиться быстро читать, но визуально-образным, а не фонетическим способом.[5]

Последняя редакция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начального общего образованияв 1-4 классе (ФГОС НОО) исключила из себя какую-либо поддержку теории "фонетического слуха" и фонетических методик Эльконина на государственном уровне.[6][7] ФГОС формулирует требования к начальной школе обучить чтению по словам и главное - с пониманием прочитанного. Поскольку понимание, а не скорость чтения является главным критерием качества чтения, то из ФГОС были удалены все нормативы по скорости чтения предложенные Элькониным и его учениками.

Хотя наиболее популярные курсы обучения в российской начальной школе, базирующиеся на учебно-методических комплектах (УМК) "Школа России" и "Школа XXI век", используют традиционный фонетическо-слоговый метод обучения чтению как базовый, но в выпущенных к ним методических требованиях и планах обучения полностью исключено учение Эльконина о "фонетическом слухе", и избран компромисс со сторонниками концепции визуального обучения чтения путем введения со 2го класса начальной школы "словарных таблиц"[8][9], которые рекомендуется заучивать как слова целиком. В первую очередь это касается слов, где из-за орфографических особенностей попытка писать по фонетической транскрипции приведет к очевидному стимулированию безграмотности. На текущий момент методистами выпущены словарные таблицы с обобщением по всем одобренным Минобрнаукой учебникам для начальной школы.[9]

Тем не менее, методика Эльконина с концепцией "фонетического слуха" остается популярной среди многих преподавателей и дидактиков и продолжает применяться его сторонниками.[10] Для применения методики Эльконина школа согласно ФЗ "Об образовании" должна отказаться от УМК "Школа России" и "Школа XXI век" с их методическими пособиями и оформить использование методики как свой локальный нормативный акт утвердив его в РОНО. Это не снимает обязанности со школы при использовании методики на "фонетическом слухе" выполнить федеральные требования из ФГОС. Государственный контроль знаний при выпуске из 4-го класса будет производиться по федеральным требованиям, а не локальным актам школы.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Ответы@Mail.Ru: Что такое фонематический слух?

Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих  фонематической функции.  Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак,  лук-люк,  жук--щук) . Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания. Если у ребенка  недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма) . Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате негативное отношение к процессу обучения. Поэтому,  очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у вашего ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение. Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: СА –ЗА, ГА - КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ДА и т. д. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых) , например: миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак - Лак и т. д. В конце можно дать такое задание: я буду называть  разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а -п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов. Наиболее часто дети  путают звуки  похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению) . Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь, щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д.

различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного

фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу» , «лес» в «лист» или в «лису» , «Мишина машина» в «мыши на машине».

Типа"как слышу, так пишу" - услышал "баушка" и записал так графический облик слова!

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам. Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. [1

Это слух нормального, здорового человека, без отклонений.

Эт када фонит...))))))))))))

Исследователь детских речевых нарушений профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью. На первом, дофонемном этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь. На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок. На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности. На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи. Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка. В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи. Рассмотрим подробнее роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей. Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия. Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

способность различать членораздельную речь...

это нормальный слух человека без каких либо искажений

touch.otvet.mail.ru

фонематика — Викисловарь

В Википедии есть страница «фонематика».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.фонема́тикафонема́тики
Р.фонема́тикифонема́тик
Д.фонема́тикефонема́тикам
В.фонема́тикуфонема́тики
Тв.фонема́тикой
фонема́тикою
фонема́тиками
Пр.фонема́тикефонема́тиках

фонематика

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: --.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[

ru.wiktionary.org

Фонематический слух: слух, без которого не будет слов

Фонематический слух очень важен для ребенка. Без него нельзя отличить один звук речи от другого, правильно воспринимать слова и правильное их понимать. Специалисты советуют развивать такой слух у малыша с первых дней жизни.

Слух – это способность человека с помощью слухового анализатора (органа слуха) воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. Существует два вида «слухов»: неречевой (физический), сюда же относится и музыкальный, т.е. способность воспринимать музыку, и речевой (фонематический). Физический слух позволяет нам воспринимать бытовые и природные шумы: журчание ручейка, пение птиц, хлопанье двери, слышать и правильно воспроизводить мелодию. А фонематический слух – овладеть «кодом» языка и понимать человеческую речь.

Иными словами, фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуки, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, умел «опознавать» мышку и мишку, дом и том, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.

Советы специалиста подскажут, как узнать, что у малыша недостаточно развит фонематический слух, как и с какого возраста его развивать, когда можно решить проблему своими силами, а когда необходима помощь специалиста.

Этапы развития фонематического слуха

Фонематический слух начинает формироваться с момента рождения малыша. Взрослые должны учитывать, что кроха учится говорить, подражая окружающим его людям: видя их артикуляцию и слыша их речь. Как же развивается фонематический слух и что на каждом этапе развития могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку овладеть навыком дифференциации и воспроизведения звуков речи?

Находясь в животике у мамы, кроха воспринимает музыку, смех и другие довольно громкие звуки, но речь он не слышит.

В две недели - 1 месяц ребенок начинает различать именно речевые звуки.

К двум месяцам малыш уже реагирует на слова мамы: услышав ее голос, успокаивается и перестает кричать, если плачет, если мама обращается к нему во время еды, может сделать перерыв и перестать сосать. До 3 месяцев для ребенка главное – эмоциональное общение с мамой. Надо активно пользоваться мимикой и интонацией: говорить то тихо, то громко, менять тембр голоса, произносить одно и то же слово пискляво или нарочито басом, задавать вопросы и отвечать на них. Старайтесь, чтобы при разговоре ребенок видел лицо того, кто с ним разговаривает. Ребенок развивается, подражая взрослому. Чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук, он должен видеть артикуляцию, то есть движения губ.

Во время купания, переодевания, кормления комментируйте свои действия, называйте предметы, к которым прикасаетесь. Например, собираясь купать малыша, скажите: «Идем купаться». Окунув его в воду, спросите: «Какая вода?» и ответьте: «Вода теплая». Затем скажите, как вода капает: «Вода капает кап-кап». Фразы должны быть короткими, ответы ясными и четкими.

Начинайте играть с погремушками. Выбирайте их так, чтобы одна звучала громче, другая – тише, одна была мелодичной, а другая издавала более низкие звуки. Демонстрируйте, как звучат погремушки, и комментируйте: «Это низкий звук, это громкий» и т.д.

3-6 месяцев. В 3 месяца малыш с удовольствием слушает музыку, в 4 месяца начинает подражать услышанным звукам, в 5 – узнает голоса близких людей, прислушивается к звукам внешнего мира и к тем звукам, которые издает сам.

В этот период ребенок уже жаждет общаться с окружающими с помощью крика. Появляются отчетливо произносимые гласные звуки: «а-у-и» - так называемое гуление. Причем малыш получает от их произношения явное удовольствие. Окликайте его из разных мест комнаты, чередуйте шепот с громкой речью. В различных вариациях повторяйте имя крохи: «Ваня, Ванечка, Ванюша». Показывайте, как вы рады общению. Повторяйте вслед за ребенком произносимые им комбинации звуков, в этом случае гуление станет более эмоциональным.

6-9 месяцев. В 6 месяцев кроха различает на слух свое имя, в 7 – может понять и оценить осмысленные звуки. В этот период малыш начинает лепетать: в его речи появляются сочетания звуков, похожие на слоги. Причем в лепете присутствуют звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих его людей. Называйте все, что привлекает его внимание: «Вот кошка, вот собака, вот дом». Говорите новые слоги, побуждая кроху повторять их вслед за вами: «Скажи бы, бы, бы». Этому помогут потешки с повторением слогов. С выражением произнесите: «Ай, ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу».

9-12 месяцев. С 9 месяцев малыш начинает выделять любимые и нелюбимые мелодии и дать понять, какая ему нравится, а какая - нет. Лепет с каждым днем становится все больше похож на слова родного языка. Ближе к году в речи крохи появляется интонация и ударение. В этом возрасте ребенок отчетливо произносит первое слово. С 9 месяцев развивается способность подражать услышанному, повторять некоторым звукам. Это совершенно новая ступень развития фонематического слуха.

Учите ребенка слушать окружающие его шумы, объясняйте: «Это проехала большая машина, у нее мотор работает громче, чем у маленькой. А это шуршат листья под ногами, дождик капает: кап-кап».

1-3 года. Интенсивно развивается фонематический слух, малыш подражает разговору взрослых, копирует их интонацию. Почти у каждого ребенка в этом возрасте появляются свои любимые слова, которые он постоянно повторяет, может пропеть.

Будут полезны упражнения с музыкальными инструментами. Для начала достаточно двух: например, барабана и дудочки. Покажите барабан, продемонстрируйте, как он звучит. Покажите дудочку и извлеките из нее звуки. По очереди давайте инструменты ребенку в руки, пусть он попытается на них поиграть. Повторяйте такие упражнения несколько дней подряд, чтобы малыш запомнил, какой инструмент как звучит. Убедившись, что кроха освоился с инструментами, попросите его отвернуться. Побарабаньте. Повернувшись, ребенок должен показать, какой именно инструмент звучал. Усложните задание. Когда ребенок отвернется, поиграйте на обоих инструментах. Предложите ребенку назвать или показать, какой инструмент звучал сначала, какой – потом. Постепенно количество инструментов можно увеличить до 3-4. Играть можно также на маракасах, кастаньетах, колокольчиках, бубне.

В возрасте от 1,5 до 2 лет происходит удивительное событие – ребенок начинает говорить. Это самый яркий, важный и стремительный (быстрый) период речевого развития. Малыш узнает все новые и новые слова, повторяет их, соединяет в несложные фразы. Понимает и реагирует на слова, отличающиеся всего одной фонемой (звуком): например, «мишка» – «миска».

Разговаривая с крохой, четко проговаривайте слова и их окончания, так же тщательно надо проговаривать предлоги в, на, под. Они появляются в активной речи малыша первыми, и очень важно, чтобы ребенок с самого начала употреблял их правильно.

3-5 лет. На четвертом году жизни фонематическое восприятие настолько улучшается, что уже понятно, есть ли у ребенка проблемы с фонематическим слухом. В этом возрасте в его речи появляются развернутые фразы, он должен различать на слух шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Даже если малыш еще не может четко их произнести, на картинке он всегда покажет, где - мишка, а где - мышка, где - дочка, а где – точка. Если он путается, это веский повод обратиться за консультацией к логопеду. Ведь в норме к четырем годам кроха должен различать все звуки.

Примерно к этому же возрасту заканчивается формирование и правильного звукопроизношения. Если ребенок определенные звуки произносит неправильно, консультация логопеда обязательна. Обратите внимание также на правильное построение грамматических конструкций. В будущем умение согласовывать падежные окончания, время действия и не путать мужской и женский род поможет карапузу писать грамотно.

Что проверяет логопед

В идеале впервые показать ребенка логопеду следует в 3 года. Специалист скажет, надо ли ждать, пока все звуки сами собой «встанут на место» или с малышом необходимо серьезно дополнительно заниматься, так как своими силами устранить замеченные нарушения родители вряд ли смогут. При этом надо понимать, что звукопроизношение и фонематический слух в норме формируются до 4 лет. Когда ребенок развивается нормально, но, например, неправильно произносит какие-либо звуки или не согласовывает падежные окончания, поводов для паники или беспокойства нет. Но если эти нарушения сохраняются после того, как карапузу исполнилось 4-5 лет, ему требуется консультация логопеда.

Малыш с проблемами фонематического слуха нуждается в комплексном обследовании. Будьте готовы к тому, что логопед подробно расспросит вас о том, как протекали беременность и роды, как развивался ребенок: когда начал переворачиваться с боку на бок, когда сел, встал, пошел, когда начал гулить, произносить первые членораздельные звуки, слоги и слова. В первые годы психическое, речевое и физическое развитие ребенка тесно связаны, потому логопеду важно выяснить, было ли отставание на каком-либо этапе, не нарушалась ли последовательность этапов, к каким специалистам вы обращались, какое лечение назначалось и назначалось ли.

После этого специалист пообщается с ребенком: покажет картинки и попросить сказать, что на них изображено, разложить их по порядку, составить по ним короткий рассказ. В зависимости от возраста карапуза логопед может попросить его рассказать любимую сказку, причем с разными интонациями или одно и то же слово произнести сначала тихо, потом громко, изобразить вопрос и удивление. В общей сложности первая консультация длится, как правило, 45-60 минут. При незначительных нарушениях родители в дальнейшем могут заниматься с ребенком самостоятельно, при серьезных – с ребенком занимается специалист, при этом специальные упражнения даются и для отработки дома. В любом случае логопед рекомендует игры на развитие фонематического слуха.

Игры на развитие фонематического слуха

Речевые игры начинаются с простого: если в 1,5-2 года кроху просят изобразить, как мяукает кошка, лает собака, блеет коза или овца, то в 2,5-3 года уже можно предложить малышу закрыть глаза и на слух определить, кто едет – велосипедист, большая машина или маленькая, какая это птица кричит – ворона или воробей. Полезной также будет игра с музыкальными инструментами «Что звучит?»

Учим ребенка различать высоту, силу, эмоциональную окраску и тембр голоса:

* Читая сказки, говорите за героев то низким голосом, то высоким. Затем предложите ребенку угадать, кому принадлежат голоса.

* Игра «Далеко – близко»: предложите ребенку угадать, кто говорит «мяу», «му», «ко-ко», «гав». Расскажите, что когда котенок близко, голос звучит громко, когда – далеко, голос его звучит тихо. Предложите угадать, где котенок (далеко или рядом).

* Расскажите ребенку, как:
Плачет девочка – ААА (плаксиво)
Поет певица – ААА (чистый звук)
Стонет мальчик (у него болит зуб) – ООО
Удивляется девочка – ООО (с другой интонацией)
Гудит пароход – УУУ

Попросить ребенка угадать по звуку, кто или что это, и повторить звук за Вами.

* Когда у ребенка появится самостоятельная речь, рекомендуется играть с ним в «третий лишний». Произнесите несколько одинаковых слогов и один от них отличающийся, например, «ба-ба-ба-па», и поинтересуйтесь, какой из них лишний. Сначала «лишний» слог ставьте в начало или конец цепочки, через несколько дней, когда карапуз будет легко справляться с заданием, усложните его, поставив «лишний» слог в середину цепочки: «Ба-па-ба-ба». Так же рекомендуется играть не только с глухими-звонкими, но и с твердыми-мягким согласными.

*Попросите ребенка выделить определенный звук из последовательности звуков. Начинайте с гласных. Например, когда вы произносите: «а, о, у, и, э», ребенок, услышав звук «а», должен хлопнуть в ладоши, или повторить «а», или топнуть ногой, и т.д. Попозже то же самое проделайте с согласными.

* Игра «правильно-неправильно». Покажите малышу игрушку, назовите ее. Затем предложите карапузу хлопнуть в ладоши, когда вы произнесете это слово неправильно. Например, вы показываете крохе куклу и произносите: «Кукла». Затем говорите: «Кукла, гукла». Услышав «гукла», ребенок должен хлопнуть в ладоши.

В 5 лет начинайте формировать у ребенка навыки элементарного звукового анализа ( в школе – фонематический разбор слов):

  1. Когда ребенок освоится со звуками, переходите к слогам. Попросите выделить определенный звук среди слогов: «Подними руку, когда услышишь слог со звуком «к».
  2. Попросите выделить звук среди слов: «Топни ногой, когда услышишь слово со звуком «ш». Позже можно будет попросить ребенка определить, где находится этот звук: в начале, конце или середине слова.
  3. Попросите ребенка придумать слово с определенным звуком. Позже, к 5-6 годам, задание усложняется: карапуз должен придумать слово, где названный взрослым звук находится сначала в начале или в конце, а потом и в середине слова.
  4. Просите карапуза определить, на какой звук слово заканчивается, начинается, какой звук находится в середине слова.
  5. Игра «Шутки-минутки» совершенствует умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Вы читаете строчки из стихов, заменяя буквы в словах, ребенок должен найти ошибку и исправить ее. Например, «Хвост с узорами, сапоги со шторами», «Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану», «Божья коробка, полети на небо, принеси нам хлеба».
  6. «Тихо-громко говори». Упражняйтесь с ребенком в произношении слов и фраз с разной скоростью и громкость. Например, «По дороге едет машина» сначала произносите медленно, потом постепенно ускоряйте темп и прибавляйте силу голоса. После чего постарайтесь произносить фразу медленно и громко, а потом – быстро и тихо.
  7. Назови одинаковый звук в разных словах. Произнесите 3-4 слова с определенным звуком и попросите ребенка этот звук назвать. Например, «заяц, зима, резина, дрезина, гроза, егоза».
  8. Отвечай не торопясь. Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность. Например, попросите: придумать слово, которое начинается на последний звук в слове «заяц», вспомнить название домашнего животного, в котором был бы последний звук слова «утка» (корова, собака, кошка).
  9. Исправь ошибки. Например, колова дает молоко, коса прыгает через забор, кочка охотится на мышку и т.д.

Хорошо развитый фонематический слух помогает малышу понимать самую разную речь, слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков собственной и чужой речи. С таким навыком малыш сможет контролировать собственное произношение, писать без ошибок и осваивать иностранные языки.

Как развивается речь с 0 до 6 лет
Первые годы жизни являются решающими в речевом развитии малыша, т.к. именно в этот период ребёнок впитывает в себя звуки речи, собирает и запоминает слова. Так он накапливает свой пассивный запас слов, которым будет активно пользоваться позже. Читать далее

Почему детей с дефектами речи становится все больше
Еще 30 лет назад речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, а сегодня трудно найти дошкольника без нарушений речи. Почему это происходит, кто виноват и что с этим делать - рассказывают логопеды и дефектологи. Читать далее

Совершенствование речи: как помочь своему ребенку Если для дошкольников речь является практическим средством общения с людьми, то для детей школьного возраста речь является ещё и средством усвоения школьных знаний. И, естественно, без изучения самого языка (а именно – на этом этапе – чтения и письма) речь ребёнка не сможет выполнять функцию познания мира. Поэтому именно в этом возрасте язык становится предметом специального изучения. Читать далее

www.parents.ru

Фонематический Слух - это... Что такое Фонематический Слух?


Фонематический Слух
Фонематический слух - способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами - данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии - устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

Психологический словарь. 2000.

  • Фонема
  • Фоновые Языковые Знания

Смотреть что такое "Фонематический Слух" в других словарях:

  • фонематический слух — Этимология. Происходит от греч. phoneoma голос, звук, речь. Категория. Форма слуха. Специфика. Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — (англ. phonemic hearing). Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо речевой зоне коры… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Фонематический слух — (Фонематика)  различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает,… …   Википедия

  • Фонематический слух — – способность различать фонемы, звуки речи. Недоразвитие или утрата такого слуха приводит к непониманию устной речи окружающих. Расстройство фонематического слуха может, повидимому, рассматриваться как отдельная форма патологии речи, имеющая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • слух фонематический — способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и одновременно при собственном проговаривании слов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СЛУХ — СЛУХ. Способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора. Различаются следующие разновидности С.: речевой (фонетический), фонематический, музыкальный,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • слух фонематический — (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем) …   Большой медицинский словарь

  • Слух — функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецеп торных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает… …   Педагогическое речеведение

  • Умения писать — сегодня остаются одними из наиболее важных в обучении в школе. Они могут измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность (творческость), точность изложения мысли, краткость, понятность. В связи с развитием компьютерной… …   Энциклопедия педагогических технологий


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *