Функции управления доу – Статья на тему: Основные функции управления в деятельности заведующего ДОУ | скачать бесплатно

Содержание

27. Понятие управления и педагогического менеджмента. Основные функции педагогического управления в дошкольном образовательном учреждении.

В условиях формирующихся рыночных отношений профессиональные образовательные учреждения (ПОУ) получили большую самостоятельность, которая проявилась в передаче им части основных полномочий с верхних уровней управления. Они получили право осуществлять выбор типа учреждения, специализации образования с учетом спроса и предложения на образовательные услуги, отбор и формирование нового содержания образования, формирование новых организационных структур и механизмов управления; проводить опытно-экспериментальную работу по новым педагогическим технологиям обучения и воспитания. При этом в процессе развития и последующей аттестации стал возможным переход образовательного учреждения в новый статус – профессионального лицея, колледжа, центра непрерывного профессионального образования, интегрированного учебного комплекса.

Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Под управлением вообще понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования.

Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

Демократизация и гуманизация жизни ДОО возможны лишь на основе новых принципов управления. Управлять - это значит уметь анализировать состояние дел, наметить цель, пути достижения этой цели, принять управленческое решение. В ДОО присутствуют следующие функции управленческого цикла:

- педагогический анализ,

- планирование,

- организация,

- контроль,

- регулирование.

Основные функции педагогического управления (целеполагание, прогнозирование, планирование, регулирование, анализ) лежат в основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса ДОО, который реализуется через следующие формы контроля: оперативный, предупредительный, тематический, комплексный.Управленческий цикл начинается с определения стратегии и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании.

Цель планирования в дошкольном образовательном учреждении заключается в выработке действий педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы с социально-образовательной инфраструктурой городского поселения - с другой, поскольку ДОУ не может быть только образовательным учреждением - это социально-педагогический комплекс, решающий воспитательно-образовательные задачи.

studfiles.net

1.1 Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и структура. Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ

Похожие главы из других работ:

Дошкольное образовательное учреждение

2. Правовое регулирование организационной деятельности по управлению дошкольным образовательным учреждением

...

Место изучения растительности в экологических исследованиях

Структура и состав растительных сообществ

Структура растительного сообщества наиболее ярко проявляется в его вертикальной ярусности. Она характерна для всех типов наземной растительности: лесов, лугов, болот и т.д. Ярусы выделяются по жизненным формам (деревья, кустарники, кустарнички...

Основные принципы образовательной политики в России

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

...

Основные принципы образовательной политики в России

1.1 Сущность управления муниципальным общеобразовательным учреждением

Согласно ст.8 Закона Российской Федерации «Об образовании», система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих (см. рис...

Основы построения системы воспитания

2. Система управления образовательным учреждением

Управление ГОУ НПО ПУ-73 осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями в редакции соответствующих федеральных законов...

Педсовет как средство управления деятельностью учреждения дошкольного образования

1.2 Управление дошкольным образовательным учреждением

В предыдущем разделе было сказано, что управление это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности...

Правовой статус участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

2.5 Управление дошкольным образовательным учреждением

Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом...

Проблемы и перспективные решения управления качеством образования в образовательном учреждении

Глава 1. Теоретические аспекты управления образовательным учреждением

...

Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей с природой

1.3 Преемственность в словарной работе между дошкольным учреждением и начальной школой

Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой...

Решение проблем мотивации педагогического коллектива в условиях реорганизации школьного образовательного учреждения

1.3 Стимулирование как функция управления образовательным учреждением

Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению...

Совершенствование деятельности муниципального дошкольного учреждения

1.1 Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации

Идея децентрализации управления, определенная в законе РФ «Об образовании», вызвала необходимость разработки новых схем управления дошкольным образовательным учреждением. Рассмотрим...

Управление дошкольным образовательным учреждением в условиях автономии

1.3 Структура управления автономным учреждением

...

Управление начальной школой в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт

1.1 Понятие и содержание управления образовательным учреждением

Наука управления включает в себя всю сумму знаний об управлении, накопленных за сотни лет практики и обобщённых в виде теорий и методов. Искусство управления рассматривается...

Формирование информационной компетенции при изучении темы "Поиск и хранение информации"

1.3 Структура и состав информационной компетенции при обучении теме «Поиск и хранение информации»

Выделим основные составляющие информационной компетенции...

Электронное портфолио учителя информатики, ориентированное на тему "Алгоритмизация" в базовом курсе информатики

1.1 Электронное портфолио. Состав, структура, функции и типы электронного портфолио

Нами было выявлено, что под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово "портфолио" пришло из английского языка и означает - предмет для хранения и переноски письменных работ...

ped.bobrodobro.ru

1.3 Функции управления. Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ

Похожие главы из других работ:

Анализ деятельности профессионально-педагогического колледжа Свердловской области

1.8 Формы управления ОУ, наличие органов самоуправления, их функции

В Профессионально-педагогическом колледже технологии и красоты есть орган студенческого самоуправления. Целями деятельности Студенческого совета являются: формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов...

Информационное обеспечение управления школой

Совершенствование управления школой

Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно...

Информационное обеспечение управления школой

1.1 Понятие управления

Управление - это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т.д...

Методика изучения показательной и логарифмической функции в курсе средней школы. Простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства

4. Методика изучения логарифмической функции, ее свойств и их приложения. Производная показательной и логарифмической функции

Методика изучения логарифмической функции Изучение логарифмической функции начинается с выделения определения: функцию, заданную формулой называют логарифмической функцией с основанием...

Основы управления образовательными системами

Базовые понятия: управление, менеджмент, педагогический менеджмент, менеджер образования, принципы управления, методы управления, формы управления.

1. Сущность управления образованием Вопросам управления образовательными учреждениями педагогическая наука всегда уделяла большое внимание...

Принципы управления педагогическими системами

2.1 Сущность управления

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер...

Реализация законов и принципов управления в системе образования

1.1 Понятие и законы управления

В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты...

Реализация законов и принципов управления в системе образования

1.2 Принципы управления

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления, под которыми понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности...

Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ

1.3 Функции управления

Управление должно обеспечить стабильное функционирование дошкольного образовательного учреждения и в то же время его развитие, т.е. изменения, перестройку в соответствии с новыми педагогическими идеями и доктриной образования страны. К.Ю...

Система образования Канады

Органы управления

Обычно, для каждого типа публично финансируемой школы (такой как Общественно английской или Общественно французской), область разделена на районы (или подразделения)...

Социально-исторический опыт управления учебным заведением

1.2 Принципы управления

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления универсальны, т. е...

Социально-исторический опыт управления учебным заведением

1.3 Законы управления

Деятельность организации подчиняется ряду законов. Один из них, закон синергии, формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов...

Структура практикумов системы Фобус

3.1. Элементы управления при обучении

Для локального и сетевого режимов элементы управления процессом обучения могут быть разными. Меню главного окна программы Фобус состоит из трех команд: Обучение, Сервис и ? (справка)...

Эволюционные теории управления в образовании

2. Эволюция управления как науки

Древнейшему искусственному сооружению около 6000 лет. Изуродованное и обезображенное, оносохранилось и до наших дней. Гениальный Менеджер сотворил его всего за три дня...

Эволюционные теории управления в образовании

4.3 Модель управления

В соответствии с принципами синергетики построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы...

ped.bobrodobro.ru

2.Реализация функций управления руководителем доу.

Сущность управленческой деятельности в ДОУ. Принципы и методы управления. Структура управления. Административное и коллегиальное управление в ДОУ. Проблемы соуправления. Целеполагание в деятельности руководителя. Технологии принятия решения. Особенности реализации организационной функции руководителем ДОУ в режиме развития. Планово-прогностическая функция: особенности осуществления в условиях инновационной деятельности. Контрольно-диагностическая функция: проблемы организации и осуществления. Мониторинг качества образования в ДОУ.

Правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога. Повышение квалификации, аттестация педагогических работников. Локальные акты ДОУ.

4.Управление функционированием и развитием ДОУ.

Характеристика нововведений в ДОУ. Проблема стихийных и программно-организованных инноваций. Планирование нововведений. Программа развития ДОУ. Технология программного управления развитием ДОУ. Технология разработки прораммы развития.

5.Проектная деятельность руководителя ДОУ.

Основы социального проектирования. Особенности проектирования управленческой деятельности. Технология проектирования деятельности ДОУ. Управление проектами. Особенности презентации управленческих проектов.

6.Информационная среда организационной деятельности руководителя ДОУ.

Информационное обеспечение как основа правового регулирования деятельности руководителя. Виды информации, методы сбора, способы использования и хранения информации. Особенности организации системы информационного обеспечения деятельности управления дошкольным учреждением в режиме развития.

Список литературы.

  • А.А.Майер. Программа развития ДОУ. Построение и реализация. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2004

  • А.Б.Вифлеемский, О.В.Чиркина. Оплата труда в ДОУ. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2004

  • А.Б.Вифлеемский, О.В.Чиркина. Справочник руководителя образовательного учреждения. – М.: Народное образование, 2003. Школьные технологии, 2003

  • А.Б.Вифлеемский, О.В.Чиркина. Трудовые отношения в ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004

  • Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. – М.: АСТ, 1997

  • В.В.Крыжко, Е.М.Павлютенков. Психология в практике менеждера образования. Материалы для специалистов образовательных учреждений. – СПб.: КАРО, 2002

  • Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобразования России. №9, май 2003 г. – М.: Издательство «Просвещение», 2003

  • Всероссийский эксперимент «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях». Выпуск 3. Сборник статей и документов. – М.: Школьная Пресса, 2001

  • Всероссийский эксперимент «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях». Выпуск 4. Сборник статей и документов. – М.: Школьная Пресса, 2002

  • Г.Б.Ларионова. Должностные инструкции сотрудников ДОУ. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2004

  • Г.Г.Биличенко. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2005

  • Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. №6, 2004

  • Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001

  • Журнал «Нормативные документы образовательного учреждения». №1, январь 2006. – М.: ЗАО «МЦФЭР», 2006

  • Журнал «Обруч». №1, 2006. – М.: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», 2006

  • Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения». №1, январь 2006. – М.: ЗАО «МЦФЭР», 2006

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004

  • Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко. Управление дошкольным образованием. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999

  • Л.В.Поздняк. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994

  • Л.И.Лукина. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2005

  • Л.И.Лукина. Номенклатура дел и приказы в ДОУ. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2005

  • Л.И.Лукина. Охрана труда в ДОУ. Организационные документы, планирование, контроль работа с персоналом. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2005

  • Л.И.Фалюшина. Управление дошкольным образовательным учреждением (современный аспект). – М.: Педагогическое общество России, 2003

  • Л.И.Фалюшина. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003

  • Л.М.Волобуева. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004

  • Л.М.Денякина. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Новая школа, 1997

  • М.Д.Маханева. Управление развитием ДОУ. Проблемы, планирование, перспективы. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2006

  • Н.Ю.Честнова. Настольная книга методиста детского сада. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

  • Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2006. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006

  • Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003

  • О.И.Давыдова, А.А.Майер. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2005

  • О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2005

  • О.Л.Князева, М.Д. Маханева, Р.Б.Стеркина. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

  • П.Н.Лосев. Управление методической работой в современном ДОУ. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2005

  • Под ред. М.М.Поташника. Управление качеством образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000

  • Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. – М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997

  • Под редакцией Т.И.Ерофеевой. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999

  • Р.Б.Стеркина. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. – М.: Издательство АСТ, 1997

  • С.К.Ильина. Аттестация рабочих мест в ДОУ. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: Творческий центр «Сфера», 2004

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила. – М.: «Интерсэн», 2000

  • Сост. Г.Л.Фриш. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003

  • Т.А.Стяжкина. Делопроизводство предприятия. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

  • Т.В.Болотина. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, ПК и ПРО, 2003

  • Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: Новая школа, 2003

  • Фриш Г.Л. Трудовой кодекс. Практическое руководство для заведующих дошкольными образовательными учреждениями. – М.: УЦ «Перспектива, 2002

  • Честнова Н.Ю. Настольная книга заведующей детского сада. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

  • studfiles.net

    Диссертация на тему «Содержание и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением» автореферат по специальности ВАК 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

    1. Абдрахманова Г.С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 1998. - 22 с.

    2. Абрамова Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1996. - 23 с.

    3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методол. проблемы. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.

    4. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ. Г.Б. Рубальского; Под. ред. И.А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1974. - 271 с.

    5. Анохина Т. Педагогический совет: как сделать эту форму работы действенной //Дошкольное воспитание. -1991. № 4. - С. 21-27.

    6. Астахов А.С., Головко Н.К. Технология прорывов и школа В. Эрхарда. М.: Знание, 1989. - 64 с.

    7. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Ред. сост. Р.Б. Стеркина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ACT, 1997. - 431 с.

    8. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений в Челябинской области (из опыта работы) / Под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Г.Н. Панкратовой, А.Н. Троян. -Челябинск: ИИУМЦ "Образование", 1998. 100 с.

    9. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1982. - С. 26-46.

    10. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. 2-е изд,. доп. - М.: Политиздат, 1973. - 392 с.

    11. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.

    12. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом: Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. М.: ACT, 1997. -393 с.

    13. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов. М.: ACT, 1998. - 176 с.

    14. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1991. - № 12. - С. 26-30.

    15. Беликов В.А. и др. Педагогический мониторинг эффективности образовательной деятельности / Магнитогорск, пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-34 с.

    16. Березняк Е.С. Руководство современной школой. М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

    17. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Ин-т развития проф. образования. М., 1995. - 336 с.

    18. Блауберг И.В., Мирских Э.М., Садовский Н.В. Системный подход и системный анализ // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1982. - С. 47-64.

    19. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.

    20. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход в социальном познании // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. - С. 157-190.

    21. Бондаренко А.К. и др. Заведующий дошкольным учреждением: Пособие / А.К. Бондаренко, JI.B. Поздняк, В.И. Шкатулла. М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

    22. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами / Отв. ред. В.В. Кульба. М.: Наука, 1994. -270 с.

    23. Бурков В.Н., Кондратьев В.В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981. - 348 с.

    24. Васильев В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -139 с.

    25. Васильев Ю.В. Новые подходы к теории управления школой // Советская педагогика. 1989. - № 8. - С. 57-63.

    26. Васильев Ю.В. Школа как объект управления // Советская педагогика. 1984. - № 5. - С. 14-16.

    27. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений. 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 143 с.

    28. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, К.А. Нефедова, П.И. Третьяков; Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. - 192 с.

    29. Гвишиани Д.М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка проблем глобального развития // Системные исследования: Ежегодник. -М.: Наука, 1982. С. 7-25.

    30. Герасимова А.Г. Передовые методы управления в практику // Специалист. - 1990. - № 11. - С. 34-35.

    31. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой; Общ. ред. Ю.П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. - 496 с.

    32. Глинский Б.А. и др. Моделирование как метод научного исследования: Гносеологич. анализ / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. - 246 с.

    33. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. 2-е изд., доп. и испр. - Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО ИПЦ "Крылья", 1998. - 224 с.

    34. Гонтарева Г.А. Структура и содержание организационно-педагогической деятельности руководителей учебных заведений профтехобразования. Дис. канд. пед. наук. - С-Пб, 1993. - 219 с.

    35. Городенцева Л. Об оценке воспитательной деятельности школы // НОТ в системе народного образования: М-лы II Республик, науч.-практ. конф. Рига, 1983. - С. 58-66.

    36. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. (Самопознание, диалектика и жизнь) / Челяб. гос пед. ин-т. -Челябинск: ЧГПИ, 1991. 128 с.

    37. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 208 с.

    38. Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. М.: Знание, 1984. - 80 с.

    39. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом: Для молодой заведующей. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1972. -159с.

    40. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. -М.: Новая школа, 1997. 48 с.

    41. Денякина Л.М. Профессия: руководитель // Обруч. 1996. - № 6. -С. 7-8.

    42. Диалектика познания сложных систем / Под ред. B.C. Тюхтина. -М.: Мысль, 1988. -316 с.

    43. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. М.: Технолог, школа бизнеса, 1992. -192 с.

    44. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. - 128 с.

    45. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. -Челябинск, 1996. 71 с.

    46. Ерошин В.И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. М.: Ин-т управления образованием РАО, 1994.-34 с.

    47. Ефимова Л.П. Педагогические условия реализации комплексно-интегративного подхода к аттестации профессиональных училищ. Дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 198 с.

    48. Закон Российской Федерации об образовании. Екатеринбург: Уральское юридическое изд-во, 1998. - 60 с.

    49. Зарубежный опыт внутрифирменного управления: Методические указания / Сост.: В.Д. Немцов, В.И. Герасимчук, Л.Г. Смоляр. Киев: КПИ, 1990. - 36 с.

    50. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа, 1997. -320 с.

    51. Зверева В.И. Основные направления организационно-педагогической деятельности директора общеобразовательной школы. -Дис. канд. пед. наук. М., 1981. - 239 с.

    52. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Ведение в теорию организации и управления / Пер. с польск.; Под ред. Г.Э. Слезингера. М.: Прогресс, 1971. - 311 с.

    53. Каган М.С. Система и структура // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1983. - С. 86-106.

    54. Каган М.С. Челевеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

    55. Калуве Л.Де и др. Развитие школы: модели и изменения / Л.Де Калуве, Э. Маркс, М. Петри; Пер. с англ. Е.Н. Максимовой; Науч. ред. А.П. Зайцева. Калуга: Калуж. ин-т социологии, 1993. - 240 с.

    56. Капто А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991. -46 с.

    57. Капто А.Е. Управление школой в условиях ее демократизации // Советская педагогика. 1988. - № 3 - С. 56-60.

    58. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учеб. пособие. М.: Изд-во БЕК, 1997.-288 с.

    59. Колесников Л.Ф., Турченко В.Э., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. - 296 с.

    60. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии. -1971. -№6. С. 101-Ш.

    61. Коломинский Я.Л. Социометрия в социально-психологическом исследовании: ее возможности и ограничения // Методология и методы социальной психологии: Сб. статей / АПН СССР; Ин-т психологии; Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977. - С. 72-85.

    62. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993. - 140 с.

    63. Конаржевский Ю.А. О некоторых проблемах управления школой // Советская педагогика. 1985. - № 2 - С. 50-53.

    64. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой: Учеб. пособие / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1978.- 102 с.

    65. Конаржевский Ю.А. Подход к анализу урока как к процессу // НОТ в системе народного образования: М-лы II Республик, науч.-практ. конференции. Рига, 1983. - С. 37-46.

    66. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие / Челяб. гос пед. ин-т. -Челябинск: ЧГПИ, 1986. 133 с.

    67. Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива: Пособие для директоров и заместителей школ. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1997. - 60 с.

    68. Конаржевский Ю.А., Троян А. Н. Инспектирование состояния управления дошкольным учреждением: Методические рекомендации. -Магнитогорск: МГПИ, 1980. 54 с.

    69. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. - № 9. - С. 103-116.

    70. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. - 383 с.

    71. Крутова Е.М. Объединения людей в обществе и их особенности // Вопросы психологии. -1971. № 6. - С. 112-121.

    72. Кубулинь Б.А., Саметис О.С., Шмите А.К. Определение уровня и внедрения НОТ в школах и управленческих учреждениях просвещения: Методические рекомендации. Рига, 1985. - 36 с.

    73. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Пер. с англ.; Под ред. Д.М. Гвишиани. -М.: Прогресс, 1981. 267 с.

    74. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. - 144 с.

    75. Ленин В.И. Как нам реорганизовать Рабкрин // Избр. произведения. В 4-х т. Т.4. М.: Политиздат, 1986. - С. 470-473.

    76. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Избр. произведения. В 4-х т. Т.З. М.: Политиздат, 1986. - С. 162-192.

    77. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

    78. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. - 311 с.

    79. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми: Монография. М.: Прометей, 1992. - 80 с.

    80. Машовец С.П. Совершенствование функции организации внутришкольного управления как фактор повышения эффективностидеятельности руководителей школ. Дисс. канд. пед. наук. - Челябинск, 1992. - 228 с.

    81. Менеджмент организации: Учеб. пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др.; Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. - 432 с.

    82. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992. 702 с.

    83. Методические рекомендации по разработке нормативов бюджетного финансирования детских дошкольных учреждений: Сборник нормативных документов и рекомендаций. М.: Новая школа, 1990. -127 с.

    84. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. -172с.

    85. Михайленко Н., Коропкова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания: Методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 1992. - № 5-6. - С. 17-27.

    86. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Научно-методическое пособие. М.: Высш. шк., 1987. - 200 с.

    87. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. - Челябинск, 1998. - 38 с.

    88. Найн А .Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. - 256с.

    89. Найн А .Я. Психолого-педагогические методы управления трудовым коллективом в условиях рынка: Учебно-методическое пособие. -Челябинск: ОблИУУ, 1992. 127 с.

    90. Найн А. Я., Найн А. А. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа / Магнитогорск, пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1998. - 150 с.

    91. Основы внутришкольного управления / Под ред. П.В. Худоминского. М.: Педагогика, 1987. - 168 с.

    92. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / О.А. Зайцева, А.А. Радугин, А.К. Радугин, Н.И. Рогачева; Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. - 429 с.

    93. Основы управления: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Радукина. -М.: Высшая школа, 1986. 271 с.

    94. Основы экономики и управления производством: Учеб. пособие / Под ред. проф. И.И. Сигова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономика, 1973.-399 с.

    95. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

    96. Пикельная B.C. Теоретические основы управления (школоведческий аспект): Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1990. -175 с.

    97. Поздняк Л.В. Содержание и технология подготовки студентов к управленческой деятельности // Дошкольное воспитание. 1998. - № 11. -С.106-114.

    98. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. - 256 с.

    99. Попов В. О некоторых подходах в руководстве дошкольными учреждениями // Дошкольное воспитание. 1990. - № 9. - С. 49-51.

    100. Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1991. -191 с.

    101. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. -М.: Наука, 1986.-288 с.

    102. Поташник М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990. - 76 с.

    103. Поташник М.М. Оптимизация управления школой // Советская педагогика. 1989. - № 4 - С. 35-40.

    104. Поташник М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1998. - 176 с.

    105. Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / РАО; Ин-т управления образованием. М.: Новая школа, 1997. - 350 с.

    106. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1983.- 176 с.

    107. Принципы организации социальных систем: Теория и практика / Под ред. проф. М.И. Сетрова. Киев, Одесса: Выща школа, 1988. - 242 с.

    108. Программы развития дошкольных образовательных учреждений / Науч. ред. А.Н. Троян; Магнитогорск, пед. ин-т. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. 40 с.

    109. Проскура Е. Заведующая глазами воспитателей // Дошкольное воспитание. -1991. № 4. - С. 21-27.

    110. Птушенко А. Качества эффективности и эффективность "качества" // Наука и жизнь. 1990. - № 6. - С. 108-111.

    111. Пушкаренко 3. Из опыта управления системой дошкольного образования в Тульской области // Дошкольное воспитание. 1997. - № 12. - С. 34-38.

    112. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / Воронеж, гос. арх.-строит, акад.; Воронеж. Высшая школа предпринимателей. Воронеж, 1995. - 195 с.

    113. Распопов В.М. Основы менеджмента: вопросы теории и практики выполнения лабораторных работ: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей пед. институтов / Магнитогорск, пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1994. - 112с.

    114. Раченко В.П Научная организация педагогического труда. М.: Педагогика, 1972. - 318 с.

    115. Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. 1994. - № 5. - С. 2-15.

    116. Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории Российской Федерации // Дошкольное воспитание. 1993. - № 8. - С. 4-20.

    117. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях / Пер. с англ.; Под ред. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1980. -176 с.

    118. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. -158 с.

    119. Русия Л.Г. Организация коллективного планирования в детском саду. Дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1985. - 127 с.

    120. Садовский В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1978.-С. 7-25.

    121. Саметис О.С., Спружа Р.Я. Совершенствование управления и повышение уровня организации труда в дошкольных учреждениях: Методические рекомендации. Рига, 1985. - 34 с.

    122. Связь и обособленность / М.А. Парнюк, А.С. Кирилюк, В.В. Кизима и др. Киев: Наукова Думка, 1988. - 296 с.

    123. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

    124. Сериков Г.Н. Теоретические основы системного управления. -Челябинск: ЧИПКРО, 1993. 171 с.

    125. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998. -664 с.

    126. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. 4.1. Системное видение образования / Челяб. гос. техн. унт. Челябинск: ЧГТУ, 1994. - 167 с.

    127. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 264 с.

    128. Системный анализ и структуры управления / Под общ. ред. В.Г. Шорина. М.: Знание, 1975. - 304 с.

    129. Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сб. науч. тр. / АПН СССР; НИИ общей педагогики; Под ред. Т.С. Комаровой. М.: НИИОП, 1981. -189 с.

    130. Социально-психологические аспекты первичного коллектива: Сб. науч. тр. / Яросл. гос. пед. ин-т; Отв. ред. Л.И. Уманский. Ярославль: ЯГПИ, 1978.- 134 с.

    131. Спружа Р.Я. Содержание и формы планирования педагогической работы дошкольного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1985.- 145 с.

    132. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. - № 6. - С. 2-14.

    133. Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 1992. - № 2. - С. 4651.

    134. Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. - 145 с.

    135. Татьянченко B.C. Системный подход как средство повышения уровня внутришкольного планирования. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1977. - 22 с.

    136. Тейлор Ф.У. Менеджмент / Пер. с англ. А.И. Зак; Науч. ред. и предисл. Е.А. Кочерина. М.: Журнал "Контроллинг", 1992. - 137 с.

    137. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. А.И. Зак; Науч. ред. и предисл. Е.А. Кочерина. М.: Журнал "Контроллинг", 1991. - 104 с.

    138. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: ACT, 1996.-С. 147-155.

    139. Тихомиров Ю.А. Научная организация управления. М.: Сов. Россия, 1973. - 173 с.

    140. Толковый словарь по управлению / Сост.: С.Н. Петрова, И.Г. Лукманова и др.; Под ред. В.В. Позднякова. М.: Алане, 1994. - 252 с.

    141. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995. - 336 с.

    142. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. - 288 с.

    143. Тропина Л.К. Формирование у студентов умения планировать работу дошкольного образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1996. - 173 с.

    144. Троян А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1984. -174 с.

    145. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. -272 с.

    146. Уманский Jl.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии: Сб. статей / АПН СССР; Ин-т психологии; Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977. - С. 54-71.

    147. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство / Под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М.: Сентябрь, 1995. -336 с.

    148. Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай(гор)оно / Под ред. М.И. Кондакова, М.Л. Портного, В.Г. Худоминского. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

    149. Управление по результатам / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, И.Х. Ниссинен; Пер. с финск.; Общ. ред. и предисл. Я.А. Лейманна. М.: Прогресс, 1993. - 318 с.

    150. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / РАО; Ин-т упр. образованием; Под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. - 462 с.

    151. Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.

    152. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г.Форд; Сост. Г.Л. Подвойский. - М.: Республика, 1992. - 349 с.

    153. Уткин Э. А. Управление компанией / Ассоц. авторов и издателей "Тандем". М.: Тандем, ЭКМОС, 1997. - 303 с.

    154. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. - 128 с.

    155. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. В 5 т. Т.1: Основы управления. Планирование как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992. - 168 с.

    156. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. В 5 т. Т.2: Организация как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992. - 142с.

    157. Фалюшина Л.И. Обучение воспитателя планированию деятельности в системе методической работы детского сада. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1992. - 156 с.

    158. Фалюшина Л.И. Сколько "стоит" ребенок // Обруч. 1997.- № 6. - С. 5-6.

    159. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учеб-практ. пособие. -2-е изд. М.: Бизнес-шк. "Интел-Синтез", 1997. - 350 с.

    160. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. - 168 с.

    161. Франчук В.И. Основы современной теории организаций / Акад. организац. наук; Ин-т организационных систем. М, 1995. - 75 с.

    162. Чоботарь А.В. Демократизация внутришкольного контроля. -М.: Знание, 1991. -62 с.

    163. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. - 226с.

    164. Шамова Т.И. Управленческая деятельность руководителя школы в условиях ее обновления // Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. -С.59-113.

    165. Шептулин А.П. Принцип системности // Философские науки. -1985.-№5.-С. 56-63.

    166. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М.: Наука, 1967.-375 с.

    167. Шиленок Т. Организация и проведение проблемных семинаров // Дошкольное воспитание. 1992. - №5-6. - С. 28-30.

    168. Шкатулла В.И. Дошкольное образовательное учреждение. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностные инструкции: Методические рекомендации к составлению документов. Образцы документов. Ростов-на-Дону, 1994. - 132 с.

    169. Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1963. -128 с.

    170. Шубин Н.А. Внутришкольный контроль: Пособие для руководителей. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

    171. Эксперимент по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в РФ // Вестник образования. 1994. -№11.-С. 2-93.

    172. Элементы технологии обучения: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей школ / Магнитогорск, пед. ин-т; Сост. В.А. Беликов, Н.В. Сычкова, Н.Я. Сайгушев, Ф.А. Мустаева. -Магнитогорск: МГПИ, 1997. 88 с.

    173. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / Отв. ред. В.Н. Иванов. М.: Наука, 1987. - 248 с.

    www.dissercat.com

    Сущность и цель, функции организации управления деятельности в доу

    5. Планово-прогностическая  функция

    Она является основой управления и важнейшей  стадией управленческого цикла  на всех уровнях управления.

    Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа. Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

    Подготовка  плана работы дошкольного учреждения предполагает не только процесс составления  плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для  достижения поставленных целей.

    Планирование  должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Это единство долгосрочного  и краткосрочного планирования, осуществление  принципа сочетания государственных  и общеобразовательных начал, обеспечение  комплексного характера прогнозирования  и планирования, стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

    Планирование  будет эффективным, если соблюдаются  три главных условия:

    • объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
    • четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
    • выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

    Сущность  планирования заключается в определении  основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении  сроков исполнения. Деятельность дошкольного  учреждения регламентируется многочисленными  документами. Все они должны учитываться  при составлении плана работы на год.

    В процессе развития плана проходит его  уточнение и корректировка в  зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно  свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

    Необходимым условием реального планирования работы является также учет специфических  особенностей конкретного педагогического  коллектива, дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, а  также индивидуальных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике намеченные мероприятия.

    При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.

    6. Организационно-исполнительская  функция

    Это особая функция во всей цепочке взаимосвязанных  этапов управленческого цикла, от которой  зависит качество развития объекта.

    Понятие «организация» многогранно. Объектом организационной деятельности руководителя прежде всего являются члены педагогического  коллектива: дети, педагоги, родители. Их практическая деятельность по выполнению плана работы дошкольного учреждения, их интересы, профессиональное мастерство, потребности — все это объекты  организационной деятельности. Функция организации предполагает выполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка цели и определение конкретных задач; планирование самого дела; отбор оптимального содержания, форм, методов предстоящей деятельности; создание условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем конкретной задачи; создание определенного настроя на работу; непосредственная помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и результатов конкретного дела. В этой последовательной цепочке элементов деятельности руководителю важно хорошо знать возможности каждого исполнителя, опираться на их сильные стороны, координировать работу.

    В процессе совместной деятельности между  членами коллектива устанавливаются  организационные отношения с  учетом закрепленных за ними определенных функций. Важнейшей задачей организационно-исполнительской  функции является повышение эффективности  системы этих отношений.

    Руководитель  должен объединить усилия для коллективной творческой работы. А такая организаторская  работа предполагает три взаимосвязанных  между собой этапа.

    Первый этап — разработка творческими группами исполнителей моделей предстоящей работы. Модели могут быть оформлены в виде планов, памяток, схем, с обозначением действий, от которых зависит решение задач.

    Второй этап — перевод разработанных моделей предстоящей деятельности в решения с четким указанием, кто и что будет делать, какими средствами и в какие сроки — т.е. распределение обязанностей.

    Третий этап организаторской работы связан с мобилизацией усилий исполнителей (воспитатель, обслуживающий персонал, родители) на выполнение разработанной программы. На этом этапе важно правильно определить и использовать стимулы общественной активности исполнителей и различные методы и средства регуляции их поведения и деятельности.

    Чтобы качественно обеспечить внедрение  всех нововведений, необходимо преобразовать  и структуру управления дошкольным образованием на всех уровнях. (См. материал лекции № 1 и приведенные там схемы 3 и 4.)

    В структуре управляющей системы  большинства детских садов, работающих в режиме функционирования, выделяют три уровня управления:

    1-й  уровень — заведующая детским  садом; 
    2-й уровень — заместители заведующей и другие члены администрации; 
    3-й уровень — специалисты и воспитатели.

    Руководитель  дошкольного учреждения должен понимать, что выполнить привычные действия в рамках устоявшейся педагогической технологии — это одно, а выйти  за эти рамки, осваивая новые методики, — нечто совершенно другое. При  функционировании образовательной  системы в традиционном режиме используются имеющиеся возможности: финансовые, кадровые, программно-методические, материально-технические  и др. В развивающемся учреждении происходит наращивание этих возможностей и повышение эффективности их использования, идет поиск новых  моделей управления, форм взаимодействия управляющей и управляемой системы.

    Изменения структуры управления происходят в  процессе создания в педагогическом коллективе временных творческих групп, экспертных комиссий, школ педагогического  мастерства и др. Все эти создаваемые  структуры должны иметь четкий статус. Построение новых организационных  структур управляющей системы в  дошкольном образовании — сложный  процесс, требующий от руководителя знаний основных положений современной  теории управления.

    Организационно-исполнительская  функция хранит в себе огромные резервы  повышения эффективности управления дошкольным учреждением.

    К основным направлениям повышения эффективности  реализации данной функции относится:

    1. Реализация личностно-ориентированного  подхода в организации деятельности.

    2. Научное и практическое обоснование,  распределение функциональных обязанностей  между аппаратом органов управления, руководителями ДОУ и членами  педагогического коллектива.

    3. Рациональная организация труда.

    4. Формирование относительно автономных  систем внутрисадовского управления.

    7. Контрольно-диагностическая  функция

    Благодаря контролю управление приобретает принципиально  важный компонент, без которого оно  не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

    Рассматривая  контроль как вид управленческой деятельности, можно отметить, что контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

    Дошкольное  учреждение получило право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность  за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовки их к  школе.

     

    II. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Сущность управленческого  труда заведующего дошкольным

    учреждением, требования к  личности, стили руководства.

    Руководитель в системе  управления дошкольным образованием.

    Труд руководителя как  специфическая, профессиональная

    деятельность. Сущность управленческого  труда, его назначение, предмет и 

    продукт труда руководителя.

    Общие функции руководителя. Руководитель как администратор,

    организатор, специалист, общественный деятель, воспитатель коллектива.

    Требования к руководителю. Структура личности руководителя.

    Деловые, профессиональные, нравственно-психологические качества

    руководителя. Направленность, социальная активность личности, еѐ 9

    истоки и механизмы  формирования. Структура профессиональных умений

    руководителя дошкольным образованием.

    Стиль руководства. Сущность стиля руководства, его построения.

    Характеристика делового стиля работы руководителя в соответствии с 

    целями и задачами дошкольного  учреждения. Стиль работы руководителя.

    Сочетание единоначалия и  коллективности в управлении дошкольным

    учреждением.

    Авторитет и престиж руководителя. Пути формирования и 

    укрепления авторитета. Воспитание взаимной требовательности в 

    коллективе. Учет в руководстве  особенностей женского коллектива.

    Индивидуальный подход к  людям.

    Организация подготовки руководителей  для системы дошкольного 

    воспитания. Пути самовоспитания.

    Целевые и процессуальные функции управления.

    Роль управления в обществе. Управление - обязательный компонент 

    общественного труда.

    Основные понятия научного управления. Эволюция управленческой

    мысли. Системный и ситуационный подходы как методология управления.

    Управление функционированием  и развитием. Основы управления

    педагогическим коллективом. Управление и руководство; субъект  и объект

    управления. Механизм управления. Общие принципы управления. Цели

    управления, их иерархия. Функции  управления, критерии их выделения.

    Целевые и процессуальные функции управления. Управленческий цикл.

     

    VI.СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ

     

    1. Изучение педагогического  коллектива – основа для создания  эффективного механизма управления  
    Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее постоянного совершенствования и повышения эффективности, зависящей от взаимодействия различных факторов.  
    Выделим из них те, которые, в конечном счете, обуславливают решение проблем ДОУ: знание всех и каждого члена педагогического коллектива; четкое, продуманноеразделение и кооперация труда руководителей дошкольного учреждения; рациональная организация личного труда руководителя, самоанализ, рефлексия и самооценкарезультативности организационно-педагогической деятельности.  
    Рассмотрим первый фактор – изучение руководителем коллектива и определим его влияние на создание эффективного механизма управления.  
    В.И. Зверева обращает внимание руководителей на то, что педагогический коллектив – это, прежде всего, коллектив людей, разных по возрасту и опыту педагогической работы, по характеру и коммуникабельности, по интересам и ценностным ориентациям, по темпераменту и волевым качествам.  
    Исследователь приходит к выводу, что руководитель должен обязательно решить сложные задачи, стоящие перед ним, по определению места каждого из сотрудников в коллективе и его трудовых свершениях, включению каждого в круг необходимых организационных отношений.  
    Поэтому методы управленческого воздействия, применяемые организаторами с целью стимулирования более эффективного достижения конечного результата, должны быть направлены на изучение каждого члена педагогического коллектива. Руководитель ДОУ должен в совершенстве овладеть методиками изучения педагогических кадров.  
    Какие же методы и формы лучше всего использовать руководителю для изучения на практике деловых и личностных качеств отдельных педагогов, их групп и коллектива в целом?  
    Начинать работу по изучению сотрудников ДОУ руководителю целесообразно со сбора предварительных данных. Для этого необходимо изучить анкетные данные в личных листках по учету кадров или трудовых книжек сотрудников. Статистика цифр, полученная руководителем ДОУ на основе анализа указанной документации, позволяет выявить и оценить возрастной состав коллектива; его интеллектуальный и профессиональный уровень; узнать, где и как осуществлялось обучение по избранной педагогической специальности и др.  
    Более глубокому изучению педагогических кадров способствует наблюдение за работой педагога. Желательно понаблюдать взаимодействие детей и педагога в совместной деятельности, при специально организованном обучении детей, за его манерой общения с коллегами и родителями. Причем особое внимание необходимо обратить при анализе деятельности на настроение педагога, его речь, жесты, мимику, выражения глаз в различных педагогических ситуациях и т.д.  
    Эффективными методами и формами изучения личностных и деловых качеств сотрудников также являются: анкетирование педагогов; беседы с ними по различным вопросам организации педагогического процесса, психолого-педагогическим проблемам; анализ педагогической документации.  
    При изучении личностных качеств каждого педагога важно не только понять его характер, стиль его отношений в коллективе, но и выяснить интересы и склонности, увлеченность, ораторские и творческие способности.  
    В основу изучения деловых качеств педагогов целесообразно положить выявление уровня их научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки; эффективности применяемых педагогических воздействий на детей и способов (форм) взаимодействия с ними; степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах.  
    Знание педагогов также является одним из условий эффективности расстановки педагогических кадров и содержания работы с ними.  
    Система работы с педагогическими кадрами должна ориентироваться на выбранную в коллективе педагогов цель, которая определяет формы, методы и содержание деятельности каждого воспитателя и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства.  
    Различие целей и задач, индивидуальность каждого педагога должны предопределять индивидуальность целей, форм, методов, содержания и разнообразие компонентов системы работы с педагогическими кадрам.  
    В основу создания системы такой работы целесообразно положить диагностику профессиональной деятельности педагогов ДОУ, которая поможет руководителю не только оценить педагогическую компетентность каждого педагога, но и выявить их профессиональные запросы и потребности с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении.  
    Определить достаточность и необходимость компонентов такой работы можно на основе раскрытия функциональных свойств каждого из них, ибо каждый компонент в системе призван выполнять относительно самостоятельную и только ему присущую функцию. Если в системе какие-либо функции дублируются, или каких-либо функций недостает, значит, в системе есть лишние элементы, или наоборот, если каких-то элементов не хватает, то следует вернуться к поиску нужной совокупности компонентов. 
    Для оценки достаточности и необходимости компонентов в рассматриваемой системе необходимо, прежде всего, на основе декомпозиции общей цели системы определить функции каждого ее компонента.  
    Рост научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки педагогов предполагает расширение и углубление их знаний и умений в области современных исследований, а также знаний и умений в области различных технологий, психолого-педагогических закономерностей организации воспитательно-образовательною процесса.  
    Поэтому, если на теоретических семинарах будут рассмотрены общие и частные (с учетом профессиональных затруднений педагогов) психолого-педагогические закономерности организации воспитательно-образовательного процесса, то первая часть общей цели (роста научно-теоретической подготовки педагогов) будет достигнута за счет функционирования в системе указанных выше ее компонентов.  
    Для достижения второй части цели необходимо рассмотрение вопросов совершенствования знаний и умений в области развивающих и личностно-ориентированных технологий вынести на педагогические чтения, а частные вопросы роста методической подготовки решить во время работы с наставником.  
    Таким образом, и эти два компонента сформированной системы работы с педагогическими кадрами, взаимно дополняя друг друга, и ранее названные компоненты, своим функционированием будут способствовать повышению уровня ее целостности.  
    Особое место в данной системе и обеспечении ее целостности снимает такой компонент как самообразование педагогов. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным, или групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в том объеме и темпе, которые необходимы каждой личности, а это возможно только в условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности.  
    При ее отсутствии или слабой организации не имеет смысла говорить об эффективности всей методической работы и результативности работы с ними. Самообразование педагогов, будучи самостоятельным компонентом системы методической работы с кадрами, одновременно пронизывает и другие ее компоненты, обеспечивая высокий уровень их функционирования, поэтому оно является ее системообразующим компонентом.  
    Однако недостаточно найти нужную совокупность компонентов и на основе раскрытия их функций в системе оценить их достаточность и необходимость. Дальнейшим чрезвычайно важным шагом формирования любой системы, а потому и системы методической работы с педагогическими кадрами является поиск рациональных форм и способов взаимодействия и взаимосвязи компонентов системы, определение роли и места каждого компонента внутри целого.  
    Подобное согласование всех функций элементов системы, определение способов связей между ними необходимы для обеспечения ее целостности.  
    Ю.А. Конаржевский считает, что одним из показателей целостности системы, которую необходимо определить на следующем этапе ее формирования, является обязательное наличие единой цели у всех элементов системы. В нашей системе это адекватность целей элементов и системы, их единство налицо.  
    Среди других показателей, характеризующих уровень целостности системы. Ю.А. Конаржевский выделяет полноту набора элементов системы и нагрузочный, равномерный по всем компонентам характер связей между ними, а они, как было показано, в рассматриваемой системе имеются. Следовательно, сформированная под конкретную цель – рост научно-теоретической подготовки педагогов, идеальная модель системы работы с педагогическими кадрами при создании материальной основы ее процессов (заключительный этап формирования системы) может начать свое реальное функционирование.  
    Итак, созданием системы работы с педагогическими кадрами является, во-первых, определение состава системы, т.е. выбор совокупности ее компонентов; во-вторых, раскрытие функциональных свойств каждого компонента системы и определение на этой основе их достаточного и необходимого количества; в-третьих, поиск рациональных форм и способов взаимосвязи и взаимодействия компонентов системы, определение роли и места каждого компонента внутри целого: в-четвертых, определение целостности системы; наконец, в-пятых, создание материальной основы функционирования системы.  
    Главное в работе с кадрами – оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, а также необходимых современному педагогу свойств и качеств личности.  
    Поэтому, для повышения эффективности функционирования системы работы с педагогическими кадрами необходимо руководствоваться важнейшими требованиями практической направленности: научности и конкретности, системности и систематичности, оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов этой работы и др.  
    Оценка качества образования возможна по следующим критериям: по результативности методической работы, рациональности затрат времени на ее осуществление, ее стимулирующей роли в развитии самообразования педагогов и их творчества.  
    2. Разделение и кооперация труда руководителей дошкольного образовательного учреждения – основа организации деятельности управляющей системы  
    Организация в системе управления дошкольным учреждением направлена на формирование не только управляемой, но и управляющей подсистемы, разделение и кооперация труда в которой должны осуществляться на более высоком уровне.  
    Четкое, продуманное разделение и кооперация труда руководителей дошкольного учреждения предупреждают дублирование специалистами деятельности друг друга, дают возможность охватить все звенья организации управления.  
    Знание уровня образования, опыта работы, теоретической и методической подготовки, деловых и личностных качеств заместителей позволяет руководителю ДОУ правильно распределить функциональные обязанности, осуществить разделение, решить вопрос о кооперации труда и создании необходимого микроклимата в управленческом аппарате, руководить деятельностью заместителей с учетом возможностей каждого из них.  
    Принципы распределения функциональных обязанностей сравнительно просты:  
    1. Оптимальное соответствие возлагаемых обязанностей и предоставленных прав руководителя его статусу в коллективе, организаторским способностям, уровню профессиональной подготовленности.  
    2. Соответствие объема работы возможностям работника. Этот принцип позволяет каждому из заместителей конкретнее, определеннее руководить отдельными участками, эффективнее использовать свои знания и опыт, проявлять большую инициативу и самостоятельность в решении вопросов.  
    Различие статуса руководителей в системе управления ДОУ (заведующий – субъект управления, а заместитель может быть субъектом и объектом управления) предполагает необходимость усиления, в частности, воспитательной, педагогической, административно-распорядительной и финансово-хозяйственной деятельности в работе заведующего ДОУ и инструктивно-методической, общественно-организаторской и педагогической в работе заместителя. Такое разделение должно быть учтено при дифференциации их функциональных обязанностей.  
    Однако самостоятельность действий заместителей не должна превращаться в автономию, чреватую снижением качества и общего уровня управлением дошкольным учреждением. Необходимо согласиться с М.М. Поташником, который в своей книге «Демократизация управления школой» пишет: «Чтобы имен, хорошие шансы на успех в демократических преобразованиях современной школы, нужно осознать необходимость демократизации, ее «вынужденность». Принцип коллегиальности идемократизма позволит органически сочетать управление сверху, из центра, с развитием инициативы и самодеятельности снизу.  
    Наряду с разделением управленческою труда ее непременным признаком является кооперирование. Единство взглядов руководителей на совместно решаемые воспитательно-образовательные задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентации, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления и оценке деятельности педагогов, гармония во взаимоотношениях – все это обеспечивает взаимозаменяемость управленческого аппарата в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.  
    Особое место в организационно-педагогической деятельности руководителя дошкольным учреждением занимают так называемые совещания при заведующем, которые могут иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций или отдельных членов коллектива.  
    Совещание при заведующем – это оперативный орган управления, организующий педагогический коллектив и его руководителей на выполнение поставленных задач. Участие в его работе всех заместителей и руководителей общественных организаций обеспечивает возможность координации заведующим работы его заместителей, администрации и общественных организаций  
    Как отмечает В.И. Зверева, совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа и срабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педагогического коллектива и управленческого аппарата.  
    Для того, чтобы у каждого заместителя заведующего поддерживать интерес к работе, их творческое горение, стремление к постоянному совершенствованию и высокий уровень личной ответственности за результаты управленческой деятельности, необходимо каждому совещанию при заведующем придать характер итогового совещанияза определенный (неделю, две недели, месяц) период деятельности. Следовательно, самооценка деятельности каждого руководителя на нем обязательна.  
    Согласуя и вырабатывая на освещении общие позиции в оперативном управлении ДОУ, руководители не только вооружаются едиными подходами к решению проблем, но и четко определяют, кто, что и как именно будет осуществлять в своей управленческой практике.  
    Совещание при заведующем – это также орган методического обучения, так как на нем формируются умения заместителей анализировать, планировать, организовывать, контролировать и регулировать деятельность коллектива и отдельных его членов, организовывать личный труд и оценивать его результаты.  
    Тематика вопросов, выносимых для обсуждения на совещание разнообразна и обусловлена содержанием задач стоящими перед коллективом и ориентирована на одну главную цель – организацию деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе организации деятельности управляющей системы ДОУ, каждый компонент которой (заведующий и его заместители) должен четко знать цель и содержание своей деятельности, форм и методов ее осуществления.  

    stud24.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о