Герои дети ленинграда – Дети-герои блокадного Ленинграда, о которых мало кто помнит.

Содержание

Дети-герои блокадного Ленинграда, о которых мало кто помнит.

1

0

0

0

2

2,146
просмотров

О блокаде Ленинграда сказано много. На эту тему писали люди, которые жили и работали в осажденном городе, и те, кто в нем никогда не был. Но герои этих историй, как правило, взрослые. О детях и подростках упоминается вскользь. А ведь среди них были настоящие герои: теряя близких, умирая от голода и холода, они всячески пытались помочь взрослым: сбрасывали "зажигалки", строили баррикады, выслеживали немецких сигнальщиков, трудились на заводах.

Им в 43-м выдали медали и только в 45-м — паспорта

75 лет назад Ленинград бы освобожден от блокады, которая длилась почти 900 дней. В сентябре 1941 года в городе находилось около 400 тысяч детей. Немногие из них дожили до салюта, который был произведен 27 января 1944-го.

Юра Булатов, Лида Положенская, Тамара Немыгина, Миша Тихомиров и другие юные ленинградцы, чьи имена забыты, боролись за родной город наравне со взрослыми. Это о них писал Юрий Воронов, поэт, переживший блокаду Ленинграда:

Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом — паспорта.

Михаил Сухачев

Начальник пионерского лагеря, где прошли последние дни детства Миши Сухачева, будущего летчика, педагога и писателя, уверял своих подопечных, что начавшаяся война будет короткой и совсем скоро завершится победой Красной армии. Он не лгал. Он в это верил, как верили в непобедимость советской армии миллионы жителей СССР.

До сентября 1941-го дети играли в войну - выслеживали вымышленных врагов, изображали из себя ловких разведчиков. С начала блокады игры закончились. Братья Миши Сухачева ушли на фронт. Он с матерью и сестрами остался в городе, который фашисты охватили обручами, чтобы туда, как они говорили, не проскочила и мышь. Впрочем, она и не могла проскочить... Совсем скоро в городе не осталось мышей.

Мать и сестры умирали. На улицах люди падали замертво. Смерть была повсюду, и она не шокировала даже детей. Миша и его друзья, истощенные, еле живые, находили в себе силы тушить зажигательные бомбы на чердаках, проверять светомаскировку, выслеживать диверсантов.

Почти все друзья Михаила Сухачева погибли. Он выжил чудом. Окончил военное училище, стал летчиком, дослужился до звания полковника, а выйдя на пенсию, занялся литературным творчеством. Одну из книг Сухачев посвятил юным защитникам Ленинграда.

Миша Тихомиров

Всему миру известен дневник Тани Савичевой. Но она была не единственным ребенком, который в те страшные дни вел записи. "В городе повысилась смертность. Гробы везут на саночках в большом количестве", — это из дневника Миши Тихомирова. Он писал обо всем, что происходит, ежедневно в течение пяти месяцев. Перерывы делал только во время болезни.

В сентябре 1941-го немецкая авиация начала засыпать Ленинград зажигательными бомбами. Пятнадцатилетний Миша возглавил противопожарное звено. По сигналу ребята занимали свои позиции на чердаках и крышах. После очередного пожара они увидели, что волосы у Миши стали белыми, словно припудренными известью. Но это была не известь, а седина.

Несмотря ни на что, дети продолжали учиться. Уроки проходили в бомбоубежище. В январе 1942 года Миша написал: "Трудно выдержать этот месяц, но нужно надеяться...". Это последняя запись в его дневнике. Миша Тихомиров погиб в марте 1942 года, во время артобстрела. В него попал осколок снаряда.

Балерины

Даже в дни блокады артисты давали концерты морякам — это нужно было для поднятия военного духа. Лида Положенская и Тамара Немыгина каждое воскресенье проходили долгий и опасный путь по замерзшей Неве к миноносцу "Строгий". Им было далеко до профессионалов — всего лишь ученицы балетной школы. Но лишь только завидев их, сигнальщик на мостике кричал: "Балерины пришли!", и матросы выбегали им навстречу.

Концерт был скромным: Лида пела, Тамара аккомпанировала ей на гармошке. А моряки слушали и понимали: если эти истощенные от голода девочки находят в себе силы прийти и выступить перед ними, то они должны победить врага во что бы то ни стало!

Юра Булатов

Юный ленинградец рыл окопы под Петергофом. Ученик седьмого класса трудился со взрослыми наравне. Спал по несколько часов в сутки где придется. Бывало и под открытым небом. Юре, как и сотням других детей блокады, пришлось совершать слишком много взрослых дел. О том, что детство прошло, он понял уже в начале войны.

В эвакуации

В конце ноября 1941 года начала действовать Дорога жизни. По этой ледовой трассе многих детей удалось отправить в эвакуацию. Они оказывались в безопасности, но обессиленные, ослабленные. Те, что были покрепче, трудились. В Ярославской области, куда были эвакуированы многие ленинградцы, дети работали в поле. Расстилали лен. Каждый стремился выполнить план — 12 соток.

Дети работали не только на себя. В одном из сел Тюменской области юным ленинградцам выделили дом, огород и даже корову. Они ловили рыбу, пололи грядки, собирали крапиву, из которой затем варили суп. А после отправлялись в госпиталь, где ухаживали за ранеными.

В 2010 году на острове Декабристов открыт памятник детям блокады. На его месте раньше была школа, большая часть учеников которой не дожила до освобождения города. Здесь в начале 50-х посадили яблони — в память о юных жителях блокадного Ленинграда.

homsk.com

Юные защитники блокадного Ленинграда — SurWiki

Актуальность: 900-дневная блокада Ленинграда одна из самых героических страниц истории нашей Родины в ВОВ 1941-1945гг. Победа 27 января 1944 года волнует нас, потомков, служит для нас предметом гордости за героизм и подвиг ленинградцев, устоявших в самой длительной блокаде.

«Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
То Армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу» - писала Ольга Берггольц.

Эта первая Победа–снятие блокадного кольца, во многом повлияло на дальнейший ход Великой Отечественной войны.
В этом году, 24 февраля, наш класс, 3-г посетил Урок мужества в музее истории народного образования, где была представлена презентация "Блокадной вечности страница", посвящённая 70-летию снятия блокадного кольца Ленинграда. Нас ознакомили с книгами писателей, описывающих Победу ленинградцев, пионерами-героями.

С одноклассницей Машей Белоусовой мы решили рассказать о героическом подвиге, совершенном во имя защиты нашей Родины от фашистских завоевателей, сверстниками: пионерами-героями, выбрали тему «Юные защитники блокадного Ленинграда».

Объект исследования: Блокада Ленинграда

Предмет исследования: Значимость Ленинградского Дня Победы. Подвиг пионеров-героев, сражающихся в партизанских отрядах под Ленинградом.

Гипотеза исследования: Разрыв кольца блокады Ленинграда – это великая моральная победа в ВОВ, а подвиг юных героев-пионеров помнят и чтят уже 70 лет.

Задачи исследования:

  • Изучить имеющийся в музее материал (плакаты) о пионерах-героях
  • Ознакомиться с литературой и справочной информацией по предмету исследования.
  • Провести систематизацию полученных данных в виде текстового материала.
  • Составить презентацию по предмету исследования.


Используемые методы: Эмпирический (изучающий)

Лёня Голиков

Памятник Лёне Голикову в Великом Новгороде
Леонид Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области.

Когда его родное село захватили немцы, он ушёл в партизанский отряд. Ходил в разведку, приносил в отряд важные сведения, не раз вступал в неравный бой с врагом. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Лёня сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. Лёня погиб в неравном бою 24 января 1943 г. в селе Острая Лука Псковской области.

Награды:
Орден Ленина
Орден Отечественной войны I степени
Медаль "За отвагу"
Медаль "Партизану Отечественной войны" II степени

Юта Бондаровская

Юта Бондаровская Мемориальная доска на станции Новый Петергоф, ул. Юты Бондаровской, д. 2. Мрамор. 45x70. 1972 год. Архитектор М. Ф. Егоров.

Юта Бондаровская, родилась в Псковской области, жила в Ленинграде. Училась в средней школе №415 в Петергофе. Великая Отечественная война ленинградскую пионерку Юту Бондаровскую застала в деревне под Псковом. Фашисты заняли деревню, и Юта начала помогать партизанам. С осени 1941 года была связной в 6-й Ленинградской партизанской бригаде, затем разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где находится штаб фашистов, как охраняется, сколько пулемётов. Когда в отряд пришло сообщение, что блокада Ленинграда прорвана, Юта радовалась больше всех. Юта Бондаровская погибла в одном из боёв в феврале 1944 года на территории Эстонии, на хуторе Роостове.

В память о юной героине установлена мемориальная доска на станции Новый Петергоф по ул. Юты Бондаровской, д. 2 - «Улица названа именем Юты Бондаровской (1929-1944), пионерки-партизанки, погибшей в бою с фашистскими захватчиками».

Награды:
Орден Отечественной войны I степени
Медаль "Партизану Отечественной войны" I степени

Три друга (Альберт Купша, Коля Рыжов, Маркс Кротов)

Альберт Купша, Коля Рыжов, Маркс Кротов Памятник у Белого озера

Альберт Купша вместе с Марксом Кротовым и Колей Рыжовым до войны жили под Ленинградом, в деревне Смердыня. Ходили в школу, учили уроки, проводили пионерские сборы.
Когда фашисты ворвались в деревню, мальчики поклялись мстить ненавистным захватчикам. Они установили связь с партизанским отрядом и помогали переправлять в лес одежду и продукты. Собирали оружие, передавали его партизанам, выводили из окружения бойцов Красной Армии.
Но главный свой подвиг они совершили в новогоднюю ночь 1942 года. По заданию командира партизанского отряда, мальчикам удалось, незаметно пробрались к тщательно охраняемому гитлеровцами, аэродрому, находившемуся под Тосно (в Ленинградской области) и подать нашим летчикам световой сигнал.
Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов. Гитлеровцы выследили патриотов и после допросов и пыток расстреляли их на берегу Белого озера.
На берегу Белого озера установлен памятник юным партизанам.

Саша Кондратьев

Саша Кондратьев Братское захоронение в г. Луга Плита с именем Саши Кондратьева, на братском захоронении в г. Луга

Саша родился в деревне Голубково. Перед войной он был самым обыкновенным мальчиком, учился в школе, помогал в колхозе, и мечтал стать лётчиком.
Когда началась война, вместе с другими сверстниками встал на защиту Родины.
Помогал укрывать раненных красноармейцев. Собирал трофейное оружие, мины, а позднее отец Саши переправлял всё это в партизанский отряд.
Неподалеку от деревни, где жил Саша располагался вражеский аэродром, с которого взлетали самолёты противника.
Однажды, укрывшись поблизости к аэродрому с трофейным ручным пулемётом в руках, Саша ждал появления вражеских самолётов…
Когда немецкий «мессершмитт» набирая высоту, стал подниматься в воздух, Саша в упор расстрелял его пулемётными очередями. Самолет рухнул за лесом.
Саша был схвачен немцами и расстрелян.
В центре деревни Голубково, близ южного берега Череменецкого озера, на доме, в котором жил герой-пионер, партизанский разведчик Саша Кондратьев, установлена мемориальная доска.

Галя Комлева

Экскурсоводы музея боевой славы 5-ой ленинградской партизанской бригады гимназии № 652 города Санкт-Петербурга рассказывают о героизме Гали Комлевой и Анны Петровны Семёновой.
Когда началась война и фашисты, приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи – на юге Ленинградской области – была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галя Комлева. Веселая, смелая, любознательная девочка шесть раз была награждена книжками с надписью «за отличную учебу».

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с картошкой, хлебом, продуктами, которые доставляли с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не прошёл в срок на условленное место встречи, полузамёрзшая Галя, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть отогревшись, поспешила назад, неся новое задание для подпольщиков. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки, ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили и схватили юных подпольщиков. Два месяца держали их в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на запрос. Ничего не сказала Галя врагу, никого не выдала.
Юная патриотка Галя Комлева была расстреляна фашистами.
В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой.

Награды:
Орден Отечественной войны I степени

Нина Куковерова

Нина Куковерова
Ленинградскую пионерку Нину Куковерову Великая Отечественная война застала в деревушке Нечеперть. Как только в деревню вошел враг, Нина начала помогать партизанам. А потом и совсем ушла к партизанам в лес, и стала разведчицей. Однажды ее послали в деревню Горы, где расположился карательный отряд врага. Нина притворилась нищенкой - попрошайкой, вошла в деревню и все подробно разглядела: где штаб, где арсенал, склад горючего. А ночью партизанский отряд разгромил фашистов, Нина указывала командиру всё, что высмотрела днем. Много славных боевых дел совершила девочка, но однажды ушла в разведку и не вернулась...

Награды:
Орден Отечественной войны I степени
Медаль "Партизану Отечественной войны" I степени

Не щадя себя, в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны,
Были настоящими героями!

Роберт Рождественский

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов... Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Сегодня мы рассказали о пионерах – героях, защищавших подступы к Ленинграду. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну - они показывали чудеса храбрости и мужества. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях, писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их име­нами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!
В наше время в моде другие герои и ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты.
Это значит, что таким памятником должна стать наша Память.

Презентация "Юные защитники блокадного Ленинграда"
Презентация СМИНО "Блокадной вечности страница"

  1. Комплект плакатов «Пионеры-герои» – М.: изд-во «Плакат», 1986. – 24 плаката
  2. Альбом-выставка «Пионеры-герои». Вып. II. – М.: изд-во «МАЛЫШ», 1969. – 17 плакатов
  3. Универсальная интернет-энциклопедия "Википедия"
  4. Дети военной поры (Вторая мировая, ВОв). Для младших школьников (7-9 лет).
  5. Книга Памяти. Памятники Второй мировой войны 1939–1945 гг. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  6. Мария Воинова - Дети войны

www.surwiki.admsurgut.ru

Город-герой Ленинград

8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город-герой», вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Звание присвоено «за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне»

Блокада Ленинграда длилась 871 день с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

От голода погибло свыше 640 тысяч жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.

Группа немецких армий «Север» должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля 1941 года овладеть Ленинградом.

Родственники везут на кладбище умершего от голода ленинградца

Блокада Ленинграда, 1942
Борис Кудояров Жители блокадного Ленинграда на уборке улиц от снега

Ленинград, 1942
Всеволод Тарасевич Тела убитых гитлеровцев в районе Шлиссельбурга

Ленинградский фронт, 1943
Борис Кудояров Волково кладбище. Блокадники везут хоронить трупы умерших от голода мирных_жителей

Ленинград, 1942
Борис Кудояров Тяжелые танки КВ-1 выходят с Дворцовой площади на Невский проспект и следуют на_фронт

Ленинград, 1942
Борис Кудояров Морские пехотинцы Балтийского флота ведут бой в ледяных торосах Финского залива

Ленинград, 1942
Александр Бродский Морской патруль у Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде, 1942

Александр Бродский Пустые рамы в залах Эрмитажа после эвакуации экспозиции

Блокадный Ленинград, 1941
Александр Бродский Раненые дети, пострадавшие от артиллерийских обстрелов города

Блокадный Ленинград, 1942
Борис Кудояров Жители блокадного Ленинграда на Невском проспекте. За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище

Ленинград, 1942
Михаил Трахман Бойцы местной противовоздушной обороны дежурят на крыше здания Академии наук

Ленинград, 1942
Григорий Чертов Жители блокадного Ленинграда выходят из бомбоубежища после отбоя тревоги

Ленинград, 1942
Борис Кудояров Разрушенный гитлеровцами детский сад в городе Тихвине

Ленинградская область, 1941
Георгий Зельма Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте блокадного Ленинграда, 1941

Борис Кудояров 21 августа 1941 года немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу, и через 8 дней овладели Тосно. 

30 августа 1941 года был захвачен крупный железнодорожный узел Мга.

8 сентября 1941 года был захвачен город Шлиссельбург, кольцо блокады замкнулось.

В окружение попало 2 миллиона 544 тысяч гражданского населения, 343 тысячи жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены, их должно было хватить на один-два месяца. 8 сентября 1941 года в результате авиационного налёта и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева.

Эвакуироваться удалось не всем. Когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, действовала военная цензура.

Ледовая дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной Дорогой Жизни, приобрела особое значение, когда связь с Большой землёй прекратилась.

Остановился общественный транспорт. Зимой 1941 года не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Продовольствие стремительно заканчивалось. В январе 1942 года на человека приходилось только по 200/125 граммов хлеба в день. К концу февраля 1942 года в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тысяч человек. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи.

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. В пробитом вдоль берега коридоре за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

14 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда.

К 27 января 1944 года советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Последний раз немецкая авиация бомбила Ленинград 14 мая 1944 года.

vid1.ria.ru

ДЕТСТВО ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ. ДЕТИ БЛОКАДНОГО ГОРОДА


"В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта.
И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда"

Юрий Воронов


Андрей Новиков подает сигнал воздушной тревоги. 10.09.1941г.


1 сентября 1941г. Начался новый учебный год


Ученик 4-го класса сш № 10 Свердловского района Виктор Смирнов. 12 лет



Дети из ленинградского интерната №7. 21.09.1941г.


Дети из ленинградского детского дома №38. 1942г.


Дети из ленинградского детсада на прогулке. 12.1941г.


Ребенок у плаката. Зима 1941—1942г.


На прогулке. Улица Дзержинского. 07-08.1942г.


Жители блокадного Ленинграда. Эвакуация. 1942г.


Перед отправкой в эвакуацию


Миша Никитин у кухонной плиты в блокадном Ленинграде. 01.1942г.


Семья Никитиных делит блокадный паек. 1942г.


Прохожие у новой столовой. 07.1942г.


Угол проспекта 25-го Октября (Невского просп.) и улицы Гоголя (Малой Морской). Лето 1942г.


Дети играют на одной из улиц г. Ленинграда. 1942 год


Воспитанники детских яслей за обедом в бомбоубежище. Ленинград. 1941 год


У грядок на Мытнинской набережной. 1942г.


В убежище


Дети в бомбоубежище


Школьный урок в бомбоубежище


Девочка, истощенная от голода, в одной из ленинградских больниц. 1942г.


Дети, пострадавшие от артиллерийских обстрелов города. Ленинград. Июль 1943г.


Раненые дети в палате Ленинградского государственного Педиатрического института. 1942 год


Подросток-калека. Видимо последствия немецких бомбардировок города


Новогодняя елка в одной из палат Дома ребенка. Ленинград


Дети блокадного города


Очередь в детскую поликлинику № 12


Прощание со сверстником. Весна 1942г.


Похороны ребенка на Волковом кладбище. Весна 1942г.


Письма Тани Савичевой


Смерть детоубийцам!


Ленинградские подростки осматривают трофейный немецкий танк. 1943г.


Занятие группы самозащиты ленинградского детдома №17. 12.07.1942г.


Ученики одной из школ на занятиях по строевой подготовке. Весна 1943г.


Женщина и ребенок подметают улицу города. 1944г.


Моряки Балтфлота с девочкой Люсей, родители которой умерли в во время блокады. 1943г.


Они тушили немецкие "зажигалки". Школьницы Валя Иванова (слева) и Валя Игнатович. 13.09.1941г.


Отличницы 4-го класса 47 школы г. Ленинграда, награжденные медалями "За оборону Ленинграда". Ноябрь 1943 года


Нина Афанасьева. Она родилась в дни блокады

(Продолжение следует...)

skaramanga-1972.livejournal.com

Семь известных пионеров-героев Второй мировой войны

1. Валя Котик родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.

Валя Котик Фото: Википедия

Валя Котик

2. Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. 21 июня 1941 года Петя вместе с другом Колей Новиковым, мальчиком старше его на год или полтора, который тоже был воспитанником в музвзводе, смотрели кино в Брестской крепости. Там было особенно людно. Вечером Петя решил не возвращаться домой, а переночевать в казармах вместе с Колей, а наутро мальчики собирались отправиться на рыбалку. Они еще не знали, что проснутся среди грохочущих взрывов, видя вокруг себя кровь и смерть... Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Он сильно ударился и потерял сознание. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку. Он справился с волнением и во всем помогал старшим товарищам. В следующие дни обороны Петя ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых. Все время рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях и в то же время был всегда весел, бодр, постоянно напевал какую-то песенку, и один вид этого удалого, неунывающего мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им силы. Что уж говорить: сызмала он выбрал для себя военное призвание, глядя на старшего брата-лейтенанта, и хотел стать командиром Красной Армии (из книги С.С. Смирнова "Брестская крепость" - 1965 г.) К 1941 году Петя уже несколько лет служил в армии как воспитанник полка и за это время стал заправским военным.

www.vologda.kp.ru

Дети блокадного Ленинграда

     Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал: "Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".

     Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

     У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

    

Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады". Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. Что ты нарисовал! спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же.

     Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.

 

    Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

     Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

     Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

     В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. "К урокам готовлюсь по-новому, писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".

     Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли зимовщиками.

     К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

     Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти". Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

     Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод".

    А весной у школьников началась "огородная жизнь".

 

     Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

     Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи медалями За оборону Ленинграда. Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

 

www.city.tambov.gov.ru

Дети блокадного Ленинграда / Назад в СССР / Back in USSR

Дети в блокадном Ленинграде: просто воспоминания разных людей... «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. В октябре 1941-го после бомбежки и ранения мама водила меня на перевязку в поликлинике на Красной улице. Всю дорогу она наставляла меня, что надо не плакать, когда медсестра будет снимать, а точнее отдирать старую повязку: „Стыдно плакать. Всем трудно, тяжело, больно, не только тебе, сожми кулачки и молчи“.

»… Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея… В городе исчезли все коши и собаки… Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их «кисками»
".«Мы не знали другой жизни, не помнили ее. Казалось, что это и есть нормальная жизнь – сирена, холод, бомбежки, крысы, темнота по вечерам… Однако я с ужасом думаю, что должны были чувствовать мама и папа, видя, как их дети медленно движутся к голодной смерти. Их мужеству, их силе духа я могу только позавидовать.»


«Однажды в октябре мама взяла меня с собой в булочную за хлебом… Я вдруг увидела муляж булки в витрине и закричала, что хочу ее. Очередь стала объяснять мне, что это не настоящая „булка“ и есть ее нельзя, можно сломать зубы. Но я уже ничего не слышала, не понимала, я видела булку и хотела ее. Я начала вырываться, бросаться к витрине, со мной началась истерика…»
«Школы закрывались одна за другой, потому что учеников становилось все меньше. А ходили в школу в основном из-за того, что там давали тарелку супа. Помню переклички перед занятиями, на каждой из которых звучало — умер, умер, умер…»

«Мама призналась, что не могла смотреть в наши ввалившиеся глаза, и приглушив совесть, выловила однажды в подвале такого же голодного кота. И чтоб никто не видел, – тут же его и освежевала. Я помню, что еще долгие годы после войны мама приносила домой несчастных бездомных кошек, раненых собак, разных бесхвостых пернатых, которых мы вылечивали и выкармливали.»
У мамы пропало молоко, и Верочку нечем было кормить. Она умерла от голода в августе 1942 года (ей был всего 1 год и 3 месяца). Для нас это было первое тяжелое испытание. Я помню: мама лежала на кровати, у нее распухли ноги, а тельце Верочки лежало на табуретке, на глазки мама положила ей пятаки".

«С каждым днем есть хотелось все сильнее. В организме накапливался голод. Вот и сегодня, я пишу эти строчки, а мне так хочется есть, как будто я давно не ела. Это ощущение голода всегда преследует меня. От голода люди становились дистрофиками или опухали. Я опухла и мне это было забавно, я хлопала себя по щекам, выпуская воздух, хвастаясь, какая я пухлая».
«Из всей нашей густонаселенной коммуналки в блокаду нас осталось трое – я, мама и соседка, образованнейшая, интеллигентнейшая Варвара Ивановна. Когда наступили самые тяжелые времена, у нее от голода помутился рассудок. Каждый вечер она караулила мою маму с работы на общей кухне. „Зиночка, – спрашивала она ее, – наверное, мясо у ребеночка вкусное, а косточки сладенькие?“.
»Умирали люди прямо на ходу. Вез саночки — и упал. Появилось отупение, присутствие смерти рядом ощущалось. Я ночью просыпалась и щупала – живая мама или нет".

"… Мама оказалась в больнице. В итоге мы с братом остались в квартире одни. В какой-то из дней пришел отец и отвел нас в детский дом, который находился около училища Фрунзе. Я помню, как папа шел, держась за стены домов, и вел двоих полуживых детей, надеясь, что, может быть, чужие люди их спасут".

«Однажды на обед нам подали суп, а на второе котлету с гарниром. Вдруг сидящая рядом со мной девочка Нина упала в обморок. Ее привели в чувство, и она снова потеряла сознание. Когда мы ее спросили, что происходит, она ответила, что не может спокойно есть котлеты из мяса своего брата…… Оказалось, что в Ленинграде во время блокады ее мать зарубила сына и наделала котлет. При этом мать пригрозила Нине, что если она не будет есть котлеты, то ее постигнет та же участь.»
«Ко мне вышла сестра, посадила меня на скамейку и сказала, что мама недавно умерла. …Мне сообщили, что все трупы они увозят в Московский район на кирпичный завод и там сжигают. …Деревянный забор почти полностью разобрали на дрова, поэтому подойти к печам можно было довольно близко. Рабочие укладывали покойников на транспортер, включали машины, и трупы падали в печь. Создавалось впечатление, что они шевелят руками и ногами и таким образом противятся сжиганию. Я простояла в остолбенении несколько минут и пошла домой. Такое у меня было прощание с мамой». «Первым умер от голода мой родной брат Леня — ему было 3 года. Мама на саночках отвезла его на кладбище, захоронила в снегу. Через неделю пошла на кладбище, но там валялись лишь его останки – все мягкие места были вырезаны. Его съели».
«Трупы лежали в комнате — не было сил их вынести. Они не разлагались. В комнате были промерзшие насквозь стены, замерзшая вода в кружках и ни крупинки хлеба. Только трупы и мы с мамой».
«Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе — как можно было отказаться от котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что они сделаны из человеческого мяса, потому что больше негде в такое голодное время достать фарш».
«Дед сказал отцу, уходившему на фронт: „Ну что, Аркадий, выбирай – Лев или Таточка. Таточке одиннадцать месяцев, Льву шесть лет. Кто из них будет жить?“. Вот так был поставлен вопрос. И Таточку отправили в детский дом, где она через месяц умерла. Был январь 1942-го, самый трудный месяц года. Плохо было очень – страшные морозы, ни света, ни воды…»
«Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту — это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: „Не води сюда больше никого… еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода“.От голода умерли многие дети в нашем саду — из 35 нас осталось только 11».
«Работникам детских учреждений пришло специальное распоряжение: „Отвлекать детей от разговоров и рассказов о пище“. Но, как ни старались это делать, не получалось. Шести- и семилетние детишки, как только просыпались, начинали перечислять, что им варила мама, и как было вкусно».
«Недалеко, на Обводном канале, была барахолка, и мама послала меня туда поменять пачку „Беломора“ на хлеб. Помню, как женщина там ходила и просила за бриллиантовое ожерелье буханку хлеба».
«Зима 1942 года была очень холодная. Иногда набирала снег и оттаивала его, но за водой ходила на Неву. Идти далеко, скользко, донесу до дома, а по лестнице никак не забраться, она вся во льду, вот я и падаю… и воды опять нет, вхожу в квартиру с пустым ведром, Так было не раз. Соседка, глядя на меня, сказала своей свекрови: „эта скоро тоже загнется, можно будет поживиться“
.»Помню февраль 1942 года, когда первый раз на карточки прибавили хлеба. В 7 часов утра открыли магазин и объявили о прибавке хлеба. Люди так плакали, что мне казалось, дрожали колонны. С тех пор прошел уже 71 год, а я не могу войти в помещение этого магазина".

«А потом весна. Из подтаявших сугробов торчат ноги мертвецов, город замерз в нечистотах. Мы выходили на очистительные работы. Лом трудно поднимать, трудно скалывать лед. Но мы чистили дворы и улицы, и весной город засиял чистотой».
«Когда в пионерский лагерь, где я оказался, приходила почта, это было великое событие. И мне пришло долгожданное письмо. Я открываю его и замираю. Пишет не мама, а моя тетя: „…Ты уже большой мальчик, и ты должен знать. Мамы и бабушки больше нет. Они умерли от голода в Ленинграде…“. Внутри все похолодело. Я никого не вижу и ничего не слышу, только слезы льются рекой из широко раскрытых глаз».
«Работала я в войну в семье одна. Получала по 250 граммов хлеба. Мама и старшая сестра со своей маленькой дочерью лишь по 125 граммов. Я худела, мама худела, племянница худела, а сестра пухла. Я в 17 лет весила немногим более 30 кг. Утром встанем, я каждому отрежу по полосочке хлеба, припасу по маленькому кусочку на обед, остальное — в комод… Снаряд весил 23-24 килограмма. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно. Норма за смену была 240 снарядов».

back-in-ussr.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о