Городецкая роспись 4 класс – Материал по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Наше творчество. Городецкая роспись.

План-конспект урока изобразительного искусства (ИЗО, 4 класс) на тему: Городецкая роспись

 «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

4 класс

И дальше тропой неизбежной,

Сквозь годы и бедствий, и смут,

Влечется суровый прилежный,

Веками завещанный труд.

В.Я.Брюсов, 1907г.

• Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

• Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение.

Цель: Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи, воспитание любви к народному искусству.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

2. Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

3. Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Оборудование:

• Зрительный ряд: произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Гжели, Дымки… Таблицы. Карточки для учащихся с изображением последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи, схемы узоров. Динамический плакат «Ярмарка».

• Литературный ряд: стихи о городецкой прялке.

• Музыкальный ряд: русские народные песни.

• ТСО: магнитофон.

• Материалы и инструменты: плотная бумага, гуашь, кисти, силуэты досок (шаблоны).

ПЛАН УРОКА

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.

5. Постановка художественной задачи.

6. Самостоятельная работа учащихся в группах-бригадах.

7. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

(Оформление динамического плаката «Ярмарка»).

Обобщение материала, изученного на уроке.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

Приветствие. (Положительный эмоциональный настрой на работу).

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись. Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.

  1. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

Вопрос: Есть ли на выставке предметы этих промыслов? Назовите их и покажите. Из чего они сделаны?

Спасибо. Хорошо, что вы знаете эти промыслы.

А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.

Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски.

Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

Яви же щедрость молодецкую –

Как в первый и последний раз,

Купи мне прялку городецкую –

Я буду нить живую прясть.

Не говори, что все распроданы,

Не говори, что нам не впрок

И кони черные, и розаны,

И нежный аленький цветок.

Не привози орехи грецкие,

И к серьгам, кольцам что за страсть?

Купи мне прялку городецкую,

Я судьбы наши буду прясть.

М.Котомцева

Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала донце (это нижняя часть прялки) на стену. Она украшала убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина.

Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись.

Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.

  1. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске.

Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.

В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.

У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.

Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультминутка

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

  1. Постановка художественной задачи.

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.

Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).

Мы с вами сейчас разделимся на 3 группы-бригады. Для работ каждой бригады на ярмарке будет отведено свое место.

(Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое ре-шение работы, в этом им помогают карточки «Последовательность вы-полнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».).

Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.

И мое пожелание каждому из вас:

Ничего не бойся –

Ты делаешь для всех.

Мы на тебя надеемся

И верим в твой успех.

Получится, как надо,

И даже сверх того.

Доска лежит здесь рядом,

Давай начнем с нее!

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей ра-боте. (Звучат русские народные песни).

  1. Итог урока

Выставка работ учащихся.

Учитель. На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А ка-кая оживка! Прекрасные получились работы!

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие:

Всё хотим вам показать

И подробно описать.

  1. Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы бригадам:

— С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?

— А где расположен этот промысел?

— Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?

  1. Рефлексия

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился

полностью?

– Кто считает, что работу не успел завершить?

– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

nsportal.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Городецкая роспись

Урок по изобразительному искусству 4 класс

Составила: учитель начальных классов Бурдастова В.В.

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания «Кухонная доска»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • ластик
  1. Для учителя:
  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
  • плакат «Городецкая роспись»
  • презентации «Городецкая роспись»
  • магнитофон с записями народных песен

План урока (40 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 3 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

                                                                    Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

                                                                    Постарайтесь все понять

                                                                    Кисточками дружно рисовать

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью)

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом  мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Всем спасибо за работу! Урок окончен!

nsportal.ru

Открытый урок в 4-м классе "Декоративное рисование. Городецкая роспись"

Разделы: МХК и ИЗО


И дальше тропой неизбежной,
Сквозь годы и бедствий, и смут,
Влечется суровый прилежный,
Веками завещанный труд.

В.Я.Брюсов, 1907г.

Тема коллективной работы: роспись разделочных досок.

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение.

Цель:

  1. Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи.

  2. Воспитание любви к народному искусству.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

  2. Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

  3. Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Оборудование:

Зрительный ряд:

  • произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Гжели, Дымки…;
  • таблицы, карточки для учащихся с изображением последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи, схемы узоров;
  • динамический плакат «Ярмарка».

Литературный ряд: стихи о городецкой прялке.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

ТСО: магнитофон.

Материалы и инструменты:

  • плотная бумага;
  • гуашь, кисти;
  • силуэты досок (шаблоны).

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

  4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.

  5. Постановка художественной задачи.

  6. Самостоятельная работа учащихся в группах-бригадах.

  7. Итог урока.

7.1. Выставка работ учащихся (оформление динамического плаката «Ярмарка»).
7.2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. (Положительный эмоциональный настрой на работу.)

2. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.

3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

Вопрос: Есть ли на выставке предметы этих промыслов? Назовите их и покажите. Из чего они сделаны?

Спасибо. Хорошо, что вы знаете эти промыслы.

А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров».

Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.

Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски.

Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

Яви же щедрость молодецкую –
Как в первый и последний раз,
Купи мне прялку городецкую –
Я буду нить живую прясть.
Не говори, что все распроданы,
Не говори, что нам не впрок
И кони черные, и розаны,
И нежный аленький цветок.
Не привози орехи грецкие,
И к серьгам, кольцам что за страсть?
Купи мне прялку городецкую,
Я судьбы наши буду прясть.

М.Котомцева

Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала донце (это нижняя часть прялки) на стену. Она украшала убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина.

Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись.

Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.

4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске.

4.1. Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.

4.2. В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.

4.3. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.

4.4. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультурная минутка.

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.

5. Постановка художественной задачи.

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.

Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).

Мы с вами сейчас разделимся на 3 группы-бригады. Для работ каждой бригады на ярмарке будет отведено свое место.

(Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогают карточки «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».)

Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.

И мое пожелание каждому из вас:

Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Доска лежит здесь рядом,
Давай начнем с нее!

6. Самостоятельная работа учащихся.

Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни.)

7. Итог урока.

7.1. Выставка работ учащихся.

Учитель. На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Всё хотим вам показать
И подробно описать.

7.2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы бригадам:

  1. С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
  2. А где расположен этот промысел?
  3. Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?

Рефлексия.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

- Кто считает, что работу не успел завершить?

- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

20.05.2009

urok.1sept.ru

Презентация "Городецкая роспись" - Начальные классы

Городецкая роспись

Городецкая роспись — русский народный

художественный промысел. Существует с

середины XIX века в районе города Городец.

Городец — один из древнейших русских

городов  на Средней Волге, основан во 2-й

половине XII века. Он был основан в 1152

году Юрием Долгоруким. Город расположен

на левом берегу Волги.

multiurok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Городецкая роспись

Тема «Городецкая роспись»

(урок-игра для учащихся 4 классов)

Цель: расширить знания учащихся по городецкой росписи.

Оборудование: для учителя – таблицы  «Элементы городецкой росписи», «Последовательность выполнения росписи», «Виды цветочной композиции», иллюстрации работ мастеров городецкой росписи, работы мастеров; для учащихся – простые карандаши, кисти, акварель, белая гуашь, деревянные дощечки.

Ход урока

  1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока.

Учитель. Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Городецкая роспись».

Вы уже знакомы с городецкой росписью. Поэтому я вам предлагаю игру – конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи». Разделимся на команды по рядам. Каждая команда придумает себе название, связанное с городецкой росписью.

  1. Основная часть.

Игра-конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи».

Вопросы:

– Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву? (По дереву)

- Как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать городецкий художник? (Замалевок)

- Чем завершается работа художника над цветком? (Оживкой)

- Какой цвет обязан быть в каждом элементе такой росписи? (Белый)

- Какие элементы, кроме цветов и листьев, изображают городецкие мастера в своих росписях? (Птиц, коней, барышень, кавалеров, сценки из жизни и т.д.)

- Почему городецкая роспись так называется? (Потому что появилась в городе Городец Нижегородской области)

- Как называется нерасписанное деревянное изделие? (Белье)

- Как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет»?

- Выберите из предложенных изделий то, которое расписано городецкой росписью (учитель показывает либо предметы, либо репродукции)

Практическая работа. Выполнение цветочной композиции.

Учитель. Вы знаете: городецкие художники в своих работах пишут цветы, листья, коней, птиц, людей, архитектуру. Объединяясь, элементы образуют композиции. Сегодня вы познакомитесь с тремя видами цветочной композиции.

(Учитель демонстрирует учащимся различные виды композиций: «Букет», «Ромб», «Полоса»: дает краткое их описание)

- Ребята, какое сегодня число? Какой праздник скоро будет? Чей это праздник? (8 Марта, мамин праздник)

- Как выдумает, какой подарок для мамы дороже: купленный ли сделанный вашими руками?

- Так что мы сегодня будем с вами делать?

Правильно, подарок маме. Мы будем с вами расписывать деревянную заготовку. Это может быть панно – его хорошо повесить на стену и любоваться, а можно использовать как разделочную доску.

Сейчас вы получите деревянные заготовки. Задание у вас будет следующее:

- те, у кого на дощечке в карандаше начата композиция «Букет», дополняют ее листочками и работают в цвете;

- ребята, у которых нет рисунка в карандаше, составляют любую из трех композиций, которая понравилась.

Вы можете начать выполнение работы в карандаше, потом продолжить в цвете, а можете сразу приступить работать над рисунком в цвете.

У всех на дощечках намечен центр, горизонтальная и вертикальные оси, которые помогут нам в работе.

Приступаем к работе. А чтобы было веселее работать, включаем музыку. (Учащиеся выполняют задание)

  1. Подведение итогов.

nsportal.ru

Конспект урока "Городецкая роспись" - изо, уроки

Цели урока:  1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г.Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

 2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:  

  Для учителя: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции плакат «Городецкая роспись»

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь,  салфетки.

План урока:

     1.Актуализация - 10 мин.Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Работа со словарем.

      2.Постановка художественной задачи - 2 мин. 

      3.Выполнение  упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции - 10 мин.

       4.Выполнение практической работы: выполнение росписи– 15 мин.

        5.Анализ детских работ - 3 мин.

        6. Рефлексия - 3 мин.

         7.Заключительное слово - 2 мин.

Ход урока.

1.  Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте.

 Ребята! Обратите внимание, как красиво оформлен наш класс. Какие интересные предметы мы здесь видим! Посмотрите!

Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

 Мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.

  Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал.  Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.

Но для начала я предлагаю вспомнить о тех народных промыслах, которые мы уже изучили.

Учитель: Ребята скажите.

Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются?

  Хохлома? — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)

Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.

  Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики – это район, состоящий из 27 деревень, расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.

(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике)

А вот такие прекрасные вещи (показ разделочная доска, коробочка), делают мастера ещё одного промысла - Городца.   

Это один из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».  

  На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан      

Как правило, все элементы городецкой росписи  имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.

  1. Постановка художественной задачи.

 Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи купавку и розан так, как это делают народные мастера.

 Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется  замалевок.  Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок

Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.

         Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

Поэтапный показ на доске учителя.

3. Практическая работа.

 В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.

4. Анализ детских работ, оценивание.

Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита.

 Учитель: Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы.

Учитель:  С каким народным промыслом  мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

 Учитель:  Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Учитель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

5.Рефлексия.

- Ребята вам понравился сегодня урок?

- Что нового для себя вы открыли  на уроке?

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

- Кто считает, что работу не успел завершить?

- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

6. Заключительное слово учителя.

 Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Городецкая роспись" »

Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме: «Городецкая роспись»

Цели урока: 1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г.Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

Для учителя: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

плакат «Городецкая роспись»

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.

План урока:

  1. Актуализация - 10 мин.

Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Работа со словарем.

  1. Постановка художественной задачи - 2 мин.

  2. Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой

декоративной композиции - 10 мин.

  1. Выполнение практической работы: выполнение росписи– 15 мин.

  2. Анализ детских работ - 3 мин.

  3. Рефлексия - 3 мин.

  4. Заключительное слово - 2 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте.

Ребята! Обратите внимание, как красиво оформлен наш класс. Какие интересные предметы мы здесь видим! Посмотрите!

Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

Мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.

Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.

Но для начала я предлагаю вспомнить о тех народных промыслах, которые мы уже изучили.

Учитель: Ребята скажите.

Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются?

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)

Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики – это район, состоящий из 27 деревень, расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.

(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике)

А вот такие прекрасные вещи (показ разделочная доска, коробочка), делают мастера ещё одного промысла - Городца.

Это один из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан

Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.

  1. Постановка художественной задачи.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи купавку и розан так, как это делают народные мастера.

купавка розан

Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок

Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

Поэтапный показ на доске учителя.

3. Практическая работа.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.

4. Анализ детских работ, оценивание.

Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита.

Учитель: Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы.

Учитель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Учитель: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Учитель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

5.Рефлексия.

- Ребята вам понравился сегодня урок?

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

- Кто считает, что работу не успел завершить?

- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

6. Заключительное слово учителя.

Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

kopilkaurokov.ru

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Городецкая роспись.

Конспект урока рисования для 2 «А» класса ГОУ школа №423

Тема: «Городецкая роспись»

Учитель: Надежда Сергеевна Баскакова

Цель: выполнить эскиз ковша, используя приёмы городецкой росписи.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей промысла и произведениями декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения и особенностями Городецкой росписи;
  • формировать практические умения и навыки рисования по образцу;
  • развивать композиционное мышление;
  • совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов;
  • способствовать развитию фантазии и наблюдательности учащихся, художественного вкуса;
  • развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность в работе, умение планировать свою работу;
  • развивать  умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность мышления, речь;
  • воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
  • дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами, стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

Вид урока:

Комбинированный (урок-объяснение, урок-практикум)

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная.

План урока (2 часа)

  1. Организационный момент.
  2.  Актуализации знаний учащихся. Сообщение темы урока.
  3. Проблемный вопрос.
  4.  Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи, композиции.
  5.  Практическая работа.

Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.

  1. Физкульт.минутка.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Самостоятельная работа учащихся: эскиз росписи ковша .
  4. Обобщение материала, изученного на уроке. Ответ на проблемный вопрос.
  5. Итог урока. Оценка. Выставка работ учащихся. Оформление динамического плаката «Ярмарка».
  6. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент .
  2. Актуализация знаний учащихся.  Сообщение темы урока.                                                               Народные промыслы – это гордость России.                                                                              - Как в  народе про них говорили? Вспомните пословицы о промыслах?                 «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».                       С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. Сейчас нужно их вспомнить и соотнести фотографию изделия с названием промысла.                                                                              (Один учащийся выполняет задание на доске, остальными самостоятельно на листах.)  

 -  Какую иллюстрацию вы оставили? Почему? (Нет названия данного промысла.)

- Кто догадался, что будем изучать на этом уроке, с чем знакомиться?

(Познакомимся с новым промыслом, его историей.)

- Кто озвучит тему урока? (Городецкая роспись.)

- Посмотрите на изделие, расположенное на доске.

(Выполним эскиз ковшика.)

- Вы сможете сразу выполнить эскиз росписи ковшика?

- Чему надо научиться? (Получился план урока.)

  1. Проблемный вопрос:

- Ребята, как вы думаете, востребована ли в современной жизни Городецкая роспись?

Гипотеза: Городецкая роспись является достоянием русского народа.

  1. Беседа об истории Городецкого промысла и основных элементах росписи.

    - Послушайте стихотворение и скажите, почему роспись получила такое название?

Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.    В народе говорили : «Лес заволжанина кормит»
Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Особой известностью пользовались прялки, в большом количестве продававшие на ярмарке.

 Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.         

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

Первичное закрепление полученных знаний:

- Почему роспись назвали Городецкой?

(В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.)

Истоки Городецкой росписи.

- Даня Сизов нашёл в словаре толкование слова «донце» и сейчас вам об этом расскажет.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

- Лиля Иванова

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
- Полина Ромашкина, Алёна Олих

Яви же щедрость молодецкую –

Как в первый и последний раз,

Купи мне прялку городецкую –

Я буду нить живую прясть.

Не говори, что все распроданы,

Не говори, что нам не впрок

И кони черные, и розаны,

И нежный аленький цветок.

Не привози орехи грецкие,

И к серьгам, кольцам что за страсть?

Купи мне прялку городецкую,

Я судьбы наши буду прясть.

М.Котомцева

Давайте совершим заочную экскурсию в этот город. А проведёт её Алина Валиуллина.

Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.


- Рассмотрите изделия Городецких мастеров.

- Из чего они сделаны?

- Что повторяется на всех изделиях? (цветы)

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Цветы. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым.

- Что вы видите в центре?

Изображения «петуха» и «коня» являются символами солнца, пожеланиями счастья.

Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

По розанам и купавам
Городецкий скачет конь,
Весь цветами он расписан
До чего ж красивый он.

Композиция

 - Рассмотрите изделия. Как мастер разместил элементы росписи? Что расположил в центре, что по краям? (Цветы. Эта композиция так и называется… цветочная.)
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников,

гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных

колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы:

пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Слайды)

- Как вы думаете, что за сюжет изобразил мастер на этой тарелке?

-Кто догадался, какой основной элемент Городецкой росписи? (цветы)

Вот их мы сегодня и научимся рисовать.

Цветочная роспись
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.


«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.


«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».
Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов(например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».

  1. Практическая работа.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать

Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски. Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.

Важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы . Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных линий.

Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

Существует 3 этапа выполнения Городецкой росписи.

Учитель демонстрирует с комментированием выполнение розана и купавки на доске.

1 этап: на этом этапе, мы делаем подмалевок или цветовое пятно.

Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым.

- Как получить эти цвета? (Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей.) Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.

- А листочки какого цвета? Тоже светло-зелёного.

- Что мы выполнили? (подмалёвки)

- У мастера подмалёвки выполняют ученики-подмастерья.

- Пока высыхают подмалёвки, я вам расскажу, откуда пошли такие названия цветков.

Название цветка «Розан» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой

Есть такой праздник Иван-Купала, справляется он в ночь с 6 на 7 июля. У трав в эти дни кончается буйный рост, начинается созревание злаков. Суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то пытается принести им наибольший вред, погубить наметившийся урожай. Эту нечистую силу надо уничтожать и лучше всего огнём.

В эту ночь люди зажигали высокие костры, проводили между кострами скот, прыгали сами через костёр, а отогнав таким образом злых духов, начинали веселиться: водили хороводы, играли, пели песни, гадали, пускали по реке венки - к какому месту приплывёт оттуда и суженый будет.

Каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. А у кого сердце не пугливое, уходили в глухие леса и овраги. Уходили на поиски удивительной красоты цветка папоротника – цветка счастья, который цветёт, говорят, только в эту единственную ночь в году.  Кто найдет такой цветок, тот будет счастливым человеком. Каков из себя этот цветок – никто  толком не знает: одни утверждают, что огненно-жёлтый,  светящийся, как языки пламени в костре. Другие сказывали, что тлеюще-алый, похожий на уголёк. А третьи же говорили, что он светится, вроде бы, синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной, лучше всех цветов на свете, потому что цветок папоротника – это цветок счастья. Многие пытались найти этот цветок, да так никто и не нашёл.

А Городецкие мастера придумали этот цветок и назвали его купавка – в честь праздника Ивана-Купалы. С тех пор мастера стали изображать его в своих росписях.

 2 этап: после того,  как сделали подмалевок, мы более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки.

 В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа. Существует

У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо делать так. Показ учителя на доске.

 У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.

На листочке темно-зелёной краской выполняем волнистые линии.

Пока подсыхает наша работа, давайте отдохнём.

  1. Физкульт.минутка.

3 этап. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Оживку выполняем и на листочке. Это могут быть волнистые линии или точки. Рисунок закончен.

-Кто может повторить последовательность выполнения цветов Городецкой росписи?

Розан. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки - дужки (Слайд№  ). А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий.

Цветок купавки (Слайд№   ) - голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок- серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

  1. Постановка художественной задачи.

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – ковши. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).                   –Какую композицию вы выберете? (Линейную.) Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей ра-боте. (Звучат русские народные песни).

  1. Обобщение материала, изученного на уроке.
  • С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
  • Где расположен этот промысел?
  • Часто используемый цвет для фона?
  • Как называются цветы, которые вы сегодня рисовали?
  • Что они означают?
  • Какие ещё элементы росписи вы запомнили?
  • Один из видов композиции?
  • Какое настроение создаёт  Городецкая роспись?
  • Где используют эту роспись?
  • Востребована ли она сегодня, в современном мире?

- Ребята, как вы думаете, востребована ли в современной жизни Городецкая роспись?

Подтвердилась гипотеза, предположение? (Городецкая роспись является достоянием русского народа.)

  1. Итог урока

Выставка работ учащихся.

- На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

Оценка: все отлично справились с работой.

Наши ковшики, какие!

Посмотрите, расписные!

Все хотим вам показать

И подробно описать.

  1. Рефлексия

Таблица ________________________________________Ф.И.

Вопросы

Да

Нет

1

Интересно ли тебе было работать на уроке?

2

Нравится ли тебе твоя работа?

3

Тебе понравились работы твоих одноклассников?

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился

полностью?

– Кто считает, что не всё удачно получилось?

– Кто бы хотел продолжить знакомство с  народными промыслами?

Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *