Гжель детям рассказ – , , . , – .

Волшебная гжель

Конспект занятия по изобразительной деятельностис детьми
старшей логопедической группы

Волшебная гжель

Белякова Ирина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга

Пояснительная записка:

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Мною разработана серия занятий и игр, объединенных общим сюжетом «Волшебная гжель».

В средней группе дети получают первоначальные представления о народном промысле Гжели, учатся видеть самобытность и красоту изделий. Рассматривают на выставке различные изделия народных промыслов, учатся находить среди них предметы – гжели.

В старшей группе дети знакомятся с гжельской росписью, с историей возникновения народных промыслов Гжели.

В подготовительной к школе группе детей учим различать гжель по особенностям росписи, цвета красок, знакомим с технологиями изготовления изделий, с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего, приобщаем к посильному участию в создании образцов произведений декоративно-прикладного искусства.

Так реализуется связь с другими видами деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, художественно-речевой (театрализованные утренники, праздники и развлечения).

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

- принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

- принцип психологической комфортности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.

Задачи:

Образовательные:

- Дать понятие декоративно-прикладного искусства.

- Продолжить знакомить с народным промыслом Гжели:

ü учить видеть самобытность и красоту изделий,

ü учить выполнять узор из растительных элементов по краям каймы,   составлять узор на различных формах

ü развивать чувство цвета, ритма.

Коррекционные:

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие творческого воображения.

- Развитие речевой активности.

- Развитие внимания.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту окружающих предметов

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность

- Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.

 

Предварительная работа:

- Знакомство с промыслом Гжели

- Рассматривание книг, открыток, альбомов, посуды, игрушек, небольших скульптур.

 

Материал и оборудование:

Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящейся к гжельской и другим промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Игра «Собери посуду» (осколки гжельской разбитой посуды). Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, салфетки, вода, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

 

1. Вводная часть.

В: Ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!

2. Основная часть «Волшебная гжель»:

В: Ребята, отгадайте загадку:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми!

Ответы детей:Гжельская роспись

В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.

В: Небесно-голубое чудо – волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.

Гжель – это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов:  белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия – ГЖЕЛЬЮ.

В: Кто расписывает такими узорами?

Дети: Гжельские мастера.

В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?

Дети: в поселке Гжель.

В: Вспомните, из чего делают такую посуду?

Дети: Из глины

В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Дети: Может, если ее уронишь или сильно ударишь.

В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Дети складывают разрезные картинки.

В: Как называется посуда, которую вы сложили?

Дети: Гжельская

В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)

АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!

С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!

Край фарфорового чуда, а кругом него леса

Синеглазая посуда, как весною небеса!

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

-Как можно охарактеризовать эту посуду?

Дети: Нарядная, красивая, праздничная.

В: Что делает эту посуду такой?

Дети: роспись

В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)

Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на  кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?

Дети: ответы

В: Правильно, молодцы!

Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник         - надуть живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник               -другая согнута, как носик

Вот фарфоровые чашки                       

- приседать, одна рука на поясе

Очень хрупкие бедняжки

Вот фарфоровые блюдца                      - кружатся, рисуя руками круг

Только стукни – разобьются

Вот серебряные ложки                           - потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос,
он посуду вам принес                              - сделать большой круг.

В: А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.

Морфологическая дорожка:

1 карточка – белая глина

2карточка – цвет росписи

3карточка – элементы росписи

4карточка – предметы промысла

Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.

Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли!

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали!

МОЛОДЦЫ!

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила, все ли необходимые цвета у вас есть?

Д: нет голубой краски.

В: Что мы будем делать? Конечно, смешаем  на палитре белую и синюю краски. Отмечаем, что роспись рисуется кистью прямо на заготовке, для этого кисть необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно листу. Лист(заготовку) можно вращать для более удобного положения. Показать несколько приемов росписи (капелька, точка, извилистая волна, цвет). Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Дети самостоятельно работают. В процессе работы индивидуально оказывается помощь.

 

3. Заключительная часть. Итог занятия.

В: Молодцы ребята! Вы очень старались, ваша посуда получилась очень    красивая, роспись, как у настоящих гжельских мастеров!

Я предлагаю организовать выставку ваших замечательных работ, чтобы ими могли полюбоваться другие ребята и ваши родители!

ext.spb.ru

Внеклассное мероприятие на тему "Русская Гжель. Синяя сказка"

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству

Тема: Русская Гжель. Синяя сказка.

Цели:

1.Предметные:

  • Расширить знания учащихся о Гжельской росписи;

  • Познакомить с основными особенностями росписи;

  • Выполнить узор Гжельской росписи гуашью на листе бумаги

  • Создать работы для выставки Гжельской росписи.

2. Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением сравни­вать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол­нения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного мате­риала;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение ор­ганизовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более вы­соких и оригинальных творческих результатов.

3. Личностные:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусст­вом, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и ра­боту одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Оборудование:

  • ТСО: компьютер, экран, проектор;

  • Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, гуашь, ластик, простой карандаш, палитра, кисти, баночка для воды;

  • Выставка изделий из Гжели, образцы Гжельской росписи на печатной основе.

Ход занятия

І.Организационный момент

Ведущий. Сегодня, ребята, наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Вы видите, как преобразился наш класс. Все потому, что в нем поселились изделия Гжельских мастеров.

Слайд 1

ІІ.Основная часть

Дети читают стихи.

1.Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые  кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка

Тайна чудо - глины.

На Руси  живёт века

Промысел старинный.

Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли!

2. Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

Слайды 2-6

Ведущий. Сейчас мы вам покажем сказку, вернее, не совсем сказку, а может, даже быль. Впрочем, смотрите сами и решайте.

Дети показывают кукольный спектакль.

Действующие лица:

Дедушка

Бабушка

Внучка

Внучка : здравствуйте, ребята! как вас много! Сегодня, мне ребята бабушка и дедушка обещали рассказать сказку про «Сказочную гжель».

Бабушка: здравствуйте, ребята и внучка! Да, расскажем мы вам ,но не сказку, а быль.

Дед: Давным-давно это было.

Бабушка: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.

Дед: Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Бабушка: Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Дед: Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Бабушка: Стали дальше думу-думать.

Внучка : и как же они решили украсить такую затейливую посуду?

Бабушка: да ты слушай, слушай и вы слушайте! Разошлись по домам они. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Дед: Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Бабушка: Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Дед: И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду

Бабушка: А, вот и были конец, а кто слушал - молодец!

Внучка :

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!

Слайды 2-3

Ведущий.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.

Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Слайд 7

Ведущий. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Слайд 8-24

Ведущий. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Слайды 25-27

Дети.

Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.

Ведущий. Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.

Квасник — посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве закерамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.

Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.

Считается, что квасник — один из критериев профессионализма гончара.

Слайды 28-29

Ведущий. Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Дети.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.Кадухина

Ведущий.Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Дети.

1.Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.

2.Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Слайды 30-31

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

Ведущий. Давайте посмотрим, каков процесс изготовления Гжельской посуды.

Слайды 32-37

Дети исполняют песню «Незабудковая гжель»

1. Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, тихая речка.
В этой негромкой Российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.


Припев: И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветров свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

2. Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели Анютины глазки,
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повторится.


Пр.: И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветров свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

Слайды 38-47

Танец «Гжельская посуда»

Ведущий. Давайте посмотрим, как изменилась Гжельская роспись к настоящему времени. Художники проявляют чудеса фантазии.

Слайды 48-60

Игра «Собери чайник»

Ведущий. Давайте разделимся на две команды. Каждая получит пазлы «Гжель». Будем собирать чайники. Какая команда быстрее справится с заданием.

Слайд 61

Ведущий. Давайте внимательно рассмотрим выставку Гжельских изделий. (Рассматривают, какую посуду чаще расписывают мастера, какими узорами расписывают.)

А теперь каждый из вас выберет карточку с буквой. Если попалась буква «Ч», то вы будете расписывать чайники, если буква «Т», то будете расписывать тарелку, если буква «К», то распишете квасник. (Дети делятся на группы)

Практическая работа. Выполнение росписи на бумажных чайниках, тарелках, квасниках.

ІІІ. Итог. Создание выставки.

Обсуждение полученных результатов.

ІҮ. Рефлексия

Танец со свечами (звучит мелодия на этническую тему)

Дети получают в качестве награды за работу раскраски на тему «Гжельская роспись»

kopilkaurokov.ru

Методическая разработка (2 класс) по теме: СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «САМАРСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

                                     

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

                                    АВТОР: ЛУКЬЯНОВСКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

                                            УЧИТЕЛЬ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ                                                                                      


Цель мероприятия: создать условия для формирования знаний учащихся о русском народном промысле Гжели;

-развитие интереса к  народному искусству, эстетическое восприятие,

-воспитывать любознательность, трудолюбие, интерес к быту и традициям  народа

для учащихся: Бумага, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой.

Ход мероприятия:

Орг. момент

Дети входят в класс. Звучит народная мелодия.

-Добрый день! Садитесь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

-Любуясь многоцветием снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима!

 Мир вокруг тебя стал богаче и радостнее, а сам ты счастливее: глаза – зорче а сердце добрее!

  1. Создание мотивации занятия

Вступительное слово учителя:

-Всем сердцем любя родную природу и любуясь ею, человек издавна воспевал ее красоту и  создавал простые предметы обихода, украшая их нарядной и яркой росписью.

-

- Кто знает, что такое Гжель? Почему это искусство именно так назвали?

 (Выслушиваются ответы детей)

- Молодцы ребята! Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочную местность под названием Гжель. Познакомимся  с мастерами этого славного места и их изделиями.

Учащиеся читают стихи:

Гжель.

1.Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

2.Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые  кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

3.Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка

Тайна чудо - глины.

На Руси  живёт века

Промысел старинный.

4.Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли!

-  Гжель — один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень.

-Мало кто знает, что изначально Гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сел и деревень данной местности были прекрасными мастерами гончарного искусства. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. Гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого великого князя Ивана Калиты.

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.

- Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц.

1.Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

2.Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

3. Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

4.У каждого художника,

Есть свой узор любимый.

И в каждом отражается

Сторонушка родимая

 Её трава шелковая,

Её цветы весенние –

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

5.Из этих чашек с розами,

Ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

- Как же проходит процесс производства гжельских изделий?

1. Сначала вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а с помощью специальных резцов.

2. Из заготовки делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс, благодаря своей пористости, хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.

3. Изделия обжигаются.

4. Художник расписывает их окисью кобальта. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не  забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты , а также неизменным остается их фирменное гжельское сочетание белого и голубого.

Давайте с вами рассмотрим основные узоры Гжельской росписи.

Слайды.

Сегодня я вам предлагаю создать свой шедевр. На столах у вас лежат тарелочки . мы с вами сначала потренируемся на листочках, а затем вы украсите орнаментом свои поделки.

Слайды

Выставка работ.

Рефлексия.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

nsportal.ru

"Синяя сказка – гжельский промысел". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

#}

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства;
  • Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

Задачи урока:

Образовательная:

1. Научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

2. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

1. Прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

2. Способствовать творческому подходу работе,

3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

4. Индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Оборудование:

Для учителя:

- Презентация “Гжель”;

- Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран;

- Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике “гжель”;

- Книга “Сказочная Гжель”;

- Плакат-таблица “Гжель”;

- Альбом “Народное декоративное искусство”;

- Рисунки детей прошлых лет.

Для учащихся – белая бумага, простые карандаши, синяя и белая гуашь, кисти широкие и тонкие, раздаточный набор открыток с образцами гжельских изделий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа. Введение в тему урока.

- Сегодня мы совершим путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. (Слайд) Слово “Гжель” невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и далеко за ее пределами.

(Чтение стихотворения учащимся).

Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, (Слайд)
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель...
/П.Синявский /

Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Гжель – это место старинное, а вот что о нем нам расскажут учащиеся.

Сообщение учащихся: (Слайд)

1. Гжель – село в 60 км от Москвы по Казанской железной дороге, а также расположенный вокруг него гончарный район из 30 сел и деревень. (Слайд) Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. (Слайд) За тем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572 – 1578 гг. (Слайд) Слово “Гжель” происходит от слова “жечь”. И, действительно, издавна Гжель славилась своими глинами, которые люди научились обжигать. Крестьяне гжельских деревень и сел делали кирпич, посуду и игрушки.

И, действительно, мастера глину жгли еще VII-VIII веках. Делали необходимую посуду, обжигая ее в печах для прочности, называли ее черепками. Только в конце VIII века мастера стали применять и использовать эмаль – глазурь. Поливали посуду зеленоватой или коричневой глазурью (купали в Глазури), а потом ставили в печь для обжига. После обжига посуда становилась красивой, блестящей, не пропускающей воду. Посуду стали называть “муравленой”. А из глины, что попроще делали кирпичи и черепицу.

Глина в Гжели особенная, везде коричнево-красная, а здесь белая и серая (голубая глина).

Сообщение учащихся: (Слайд)

2. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ: “... во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать Глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”. В 1710 году Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу “для дела алхимической посуды”.

С середины XVIII века Гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины, квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Смело вводились синий, желтый, зеленый и коричневый цвета. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Кувшины, кумганы, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы.

Специально для изготовления аптекарской посуды было доставлено 15 возов глины. Мастера уже осваивали новый вид посуды – “алхимический”. Дети тоже помогали своим родителям, а из остатков глины лепили простые игрушки. Чтобы игрушки были красивыми, нарядными – расписывали их красками. Да и мастера были такие выдумщики, посуду украшали так искусно, ручки – веточки – завитки, на крышечке птичка, и многое другое...да еще и затейливо ярко раскрашено. Разноцветная посуда получила название “майолика”. (Слайд)

В XVI – XVII веках самой лучшей посудой в мире считался китайский фарфор. Он был белый, звонкий, стенки чашек были тонкими, ручки очень изящны. Китайцы никому не выдавали секрета изготовления своей посуды, и была она очень дорогая.

Но однажды случилось непредвиденное обстоятельство – Дмитрий Иванович Виноградов – большой знаток глин и гончарного искусства, пригласил самого знаменитого профессора того времени – Михайло Васильевича Ломоносова в Гжель. И вот что из этого получилось...

Сообщение учащихся: (Слайд)

3. В 1749 году знаток глин Д.И. Виноградов и М.В.Ломоносов дали самую высокую оценку гжельским глинам, смешав оренбургскую и гжельскую глины, получили настоящий чистый и белый порцелин (фарфоровую массу). В 1800-1804 гг. основан первый фарфоровый завод. Фарфоровые и фаянсовые изделия отличаются тонкостью стенок и белизной. Способы украшения их разнообразны.

После 1802 года меняется роспись изделий – вместо многоцветной стали делать одноцветные росписи с применением кобальта (синей краски). (Слайд)

Традиционные изделия – кувшины, кумганы, блюда – дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Посудные изделия дополнила скульптура, изображающая жанровые сцены.

В 1811 году Гжельская посуда считается самой лучшей в России. Гжельские изделия распространились не только по всей России, но и их вывозили и в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, Гжельские мастера создали устойчивый ассортимент “азиатского” фарфора – чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью.

Сегодня объединение “Гжель” - современное предприятие, в состав которого входит несколько производств с персоналом, состоящим из сотен высококвалифицированных рабочих.

Но во всех изделиях, начиная с самых простых и кончая самыми уникальными и сложными, применяют только ручную роспись! Синее изображение на белом фоне.

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Синие птицы по белому небу.
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – Быль или Небыль?
Изделия рук золотых.

III. Деятельность учащихся под руководством учителя.

А сейчас мы с вами познакомимся с основными элементами росписи гжельских мастеров (Слайд):

1. (Слайд) Чтобы посуда была нарядной, праздничной, ее украшали самыми разными элементами росписи. Самые простые и распространенные – это геометрические (полоса, точка, клетка, волна и др.). Ими украшали край - кромку посуды. При помощи этих простых орнаментов можно было подчеркнуть форму ручки, крышки; подчеркнуть, выделить центральную часть. (Слайд)

2. (Слайд) Второй элемент - это усик и капелька. Соединяя эти элементы, можно составить красивые узоры, которые украсят не только край-кромку, но и может украсить центральную часть.

Капелька – это листики, ромашки, колокольчики и многое другое.

3. (Слайд) Третий элемент росписи – это мазок. Мазок может быть прямым, волнистым, зигзагообразным, в форме запятой... Мазок хорошо смотрится, когда на кисточке одновременно взято темная и светлая краски. При помощи мазка можно нарисовать: деревья, облака, любимые Гжельские цветы – розы, конечно, Птицу Счастья – синюю Птицу. (Слайд)

Второй урок - Творческая работа учащихся.

Цели и задачи:

1. Закрепление пройденного материала.

2. Практическая часть:

- работа с трафаретом;

- роспись изделия под Гжель.

3. Экспресс-выставка – подведение итогов.

Вопросы:

1.Что такое майолика?

2. Назовите элементы росписи Гжельских мастеров?

3. Какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?

4. Из какого материала изготавливаются гжельские изделия?

(Слайд)

Итоги урока.

  • Выставка готовых работ.
  • Оценивание работ учащимися.

27.02.2014

urok.1sept.ru

Голубое чудо Гжели | Страна Мастеров

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера!
И сине - белые бутоны
Прекрасны нынче как вчера! 
                                Л. Куликова.

Гжель – один из старинных народных промыслов: посуда, фигурки, подарочные шкатулки и другие изделия с гжельской росписью очаровывают с первого взгляда. Гжель подразумевает сказку, гармонию и красоту, представляя собой, расписанный вручную сине-белый фарфор. Гжельский фарфор завоевал широкую известность не только на территории России, но и за границей. Профессиональными мастерами, сохраняя традиции и преемственность поколений, создаются истинные шедевры, которые привлекают внимание людей.

     

   Всякую роспись  Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

Чем же она отличается от другой росписи?

Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска - кобальт, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями – сюжет берут из жизни. Покрывают глазурью и после печи работа приобретает то многообразие оттенков,  те переливы, что так характерны работам гжели.  

   

Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются вручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.

Самый излюбленный узор - гжельская роза.

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда  написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

    

О гжели даже есть легенды. Вот одна из них:

 В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись вдоль Большого Касимовского тракта дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.

Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.  Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.  Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. 

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Знакомство с народным искусством в яркой и доступной для детей форме закладывает в них образные художественные представления, воспитывает художественный вкус, формирует творческие начало - качества, которые способствуют интенсивности развития личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные и патриотические чувства молодежи.

Важным моментом в эстетическом воспитании детей и школьников средствами народного искусства является формирование уже в раннем возрасте уважения к труду и навыков трудиться, творческой активности, инициативы, самостоятельности - качеств, необходимых не только в занятиях искусством, но и в любом виде деятельности.

 Мой, авторский конспект занятия «Голубое чудо Гжели» для детей 6 – 7 лет , дидактическая игра « Собери посуду» и  морфологическая дорожка создания росписи можно посмотреть здесь: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/izo/gjel.html  

 

Использованные источники: http://kidsmoy.su/index/gzhel/0-63

http://zavitok.rukodelof.ru/publ/6-1-0-21

 

   

 

 

 

stranamasterov.ru

Волшебная гжель

Конспект занятия по изобразительной деятельностис детьми
старшей логопедической группы

Волшебная гжель

Белякова Ирина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга

Пояснительная записка:

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Мною разработана серия занятий и игр, объединенных общим сюжетом «Волшебная гжель».

В средней группе дети получают первоначальные представления о народном промысле Гжели, учатся видеть самобытность и красоту изделий. Рассматривают на выставке различные изделия народных промыслов, учатся находить среди них предметы – гжели.

В старшей группе дети знакомятся с гжельской росписью, с историей возникновения народных промыслов Гжели.

В подготовительной к школе группе детей учим различать гжель по особенностям росписи, цвета красок, знакомим с технологиями изготовления изделий, с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего, приобщаем к посильному участию в создании образцов произведений декоративно-прикладного искусства.

Так реализуется связь с другими видами деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, художественно-речевой (театрализованные утренники, праздники и развлечения).

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

- принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

- принцип психологической комфортности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.

Задачи:

Образовательные:

- Дать понятие декоративно-прикладного искусства.

- Продолжить знакомить с народным промыслом Гжели:

ü учить видеть самобытность и красоту изделий,

ü учить выполнять узор из растительных элементов по краям каймы,   составлять узор на различных формах

ü развивать чувство цвета, ритма.

Коррекционные:

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие творческого воображения.

- Развитие речевой активности.

- Развитие внимания.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту окружающих предметов

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность

- Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.

 

Предварительная работа:

- Знакомство с промыслом Гжели

- Рассматривание книг, открыток, альбомов, посуды, игрушек, небольших скульптур.

 

Материал и оборудование:

Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящейся к гжельской и другим промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Игра «Собери посуду» (осколки гжельской разбитой посуды). Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, салфетки, вода, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

 

1. Вводная часть.

В: Ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!

2. Основная часть «Волшебная гжель»:

В: Ребята, отгадайте загадку:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми!

Ответы детей:Гжельская роспись

В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.

В: Небесно-голубое чудо – волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.

Гжель – это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов:  белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия – ГЖЕЛЬЮ.

В: Кто расписывает такими узорами?

Дети: Гжельские мастера.

В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?

Дети: в поселке Гжель.

В: Вспомните, из чего делают такую посуду?

Дети: Из глины

В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Дети: Может, если ее уронишь или сильно ударишь.

В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Дети складывают разрезные картинки.

В: Как называется посуда, которую вы сложили?

Дети: Гжельская

В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)

АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!

С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!

Край фарфорового чуда, а кругом него леса

Синеглазая посуда, как весною небеса!

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

-Как можно охарактеризовать эту посуду?

Дети: Нарядная, красивая, праздничная.

В: Что делает эту посуду такой?

Дети: роспись

В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)

Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на  кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?

Дети: ответы

В: Правильно, молодцы!

Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник         - надуть живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник               -другая согнута, как носик

Вот фарфоровые чашки                        - приседать, одна рука на поясе

Очень хрупкие бедняжки

Вот фарфоровые блюдца                      - кружатся, рисуя руками круг

Только стукни – разобьются

Вот серебряные ложки                           - потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос,
он посуду вам принес                              - сделать большой круг.

В: А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.

Морфологическая дорожка:

1 карточка – белая глина

2карточка – цвет росписи

3карточка – элементы росписи

4карточка – предметы промысла

Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.

Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли!

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали!

МОЛОДЦЫ!

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила, все ли необходимые цвета у вас есть?

Д: нет голубой краски.

В: Что мы будем делать? Конечно, смешаем  на палитре белую и синюю краски. Отмечаем, что роспись рисуется кистью прямо на заготовке, для этого кисть необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно листу. Лист(заготовку) можно вращать для более удобного положения. Показать несколько приемов росписи (капелька, точка, извилистая волна, цвет). Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Дети самостоятельно работают. В процессе работы индивидуально оказывается помощь.

 

3. Заключительная часть. Итог занятия.

В: Молодцы ребята! Вы очень старались, ваша посуда получилась очень    красивая, роспись, как у настоящих гжельских мастеров!

Я предлагаю организовать выставку ваших замечательных работ, чтобы ими могли полюбоваться другие ребята и ваши родители!

ext.spb.ru

Конспект НОД на тему "Эта звонкая сказка -Гжель"

Конспект НОД на тему

«Эта звонкая сказка – Гжель»

Цель: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Задачи:

  • Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством Гжели: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности.

  • Формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения.

  • Учить понимать содержание произведений искусства, выделять средства выразительности.

  • Учить оформлять объёмную форму элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.

Оборудование: Гжельские изделия, белый фарфоровый сервиз, пластилин белого и синего цвета, досточки, салфетки, фрагменты русской народной музыки.

Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом, роспись тарелочек из соленого теста гжельскими узорами, игра «собери гжельский узор»

Содержание НОД:

Сегодня мы с вами отправимся в мир красоты, добра и в удивительный мир творений народных умельцев. А куда именно вам придется угадать:

Синеглазая посуда ,расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела,

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Д: гжель

В: А почему вы так решили? (потому, что синие и голубые узоры на белом фоне – это гжельские узоры)

В: Кто придумал эти узоры? (гжельские мастера и художники)

В: А где живут и работают эти мастера? (в подмосковной деревеньке Гжель)

В Подмосковье есть деревенька Гжель. С16 века гжельские мастера изготавливают различные гончарные изделия: это и посуда, и скульптура малой формы, и различные сувениры. Из белой глины, высокого качества, обработанной особым способом, которую обжигают при температуре 1200 градусов. Называется этот материал фарфором. После обжига мастера расписывают изделия сине-голубым цветом, а потом изделие покрывают глазурью.

И по сей день живет деревенька Гжель. Трудятся в ней внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжая славные традиции, изготавливают удивительные гжельские изделия.

Сине-голубые розы, листья, птицы,

Увидев все впервые, каждый удивится

Чудо на фарфоре, синяя капель

Это называется просто сказка-Гжель.

Что ж, пойдем, полюбуемся этой красотой. Изделия изготавливаются вручную, и каждый художник расписывает в своей неповторимой манере: и цветы, и капельки, и пружинки и птиц каждый художник рисует по – своему. Вот и получается все гжельские изделия одновременно и похожими и совершенно разными.

А вы, знаете, почему мастера украшают свои изделия именно голубым и синим цветом? (Потому что, сами мастера говорят, что такого синего неба, как над крышами деревеньки Гжель, нет на всем белом свете. Вот и решили они перенести эту синеву на белый фарфор, чтобы светились изделия небесным цветом и напоминали о безоблачном и ласковом лете).

Я раскрою вам секрет: все гжельские изделия так хороши, что слава о Гжели разнеслась по всему белому свету. Почему так полюбилась гжель людям? Конечно, за её необыкновенный цвет он всегда бело-синий, яркий и звонкий, словно колокольчик звенит на морозе или журчит ручеёк быстрый.

Синяя сказка, глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская звонкая гжель.

Как вы думаете, как нужно обращаться с гжельскими изделиями? (аккуратно, бережно, осторожно)

Почему? (чтобы не уронить, не разбить.)

Гжельские узоры приятно рассматривать. И сегодня гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, на одежде, на постельном белье, в интерьере.

Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Очень редко можно найти пейзаж , на котором не были изображены птицы.

Чудо - птицы прилетели

Прилетели к нам из Гжели.

На ветвях они присели

Вдруг вспорхнули, улетели.

Снова птицы прилетели

Прилетели к нам из Гжели

На ветвях они присели

Вдруг вспорхнули, улетели.

И оставили разные перышки. Давайте, соберем их и украсим нашу дивную птицу, только смотрите внимательно, все ли перышки подходят. Вот моё перышко точно оставила гжельская птица, а ваше?

А сей час мы с вами составим морфологическую дорожку гжельского промысла, чтобы вы никогда не спутали данный промысел с другими.

Посмотрите, среди гжельской посуды есть необычный сервиз. А кто знает, что такое сервиз? (это полный комплект посуды столовой или чайной рассчитанный на определенное число человек.)

Чем же он необычен? (Чашечки совершенно белые)

Поэтому я вас приглашаю в мастерскую, возьмите каждый по чашечке, пришло время почувствовать себя народными умельцами. Только мастера расписывали свои изделия красками, а мы это сделаем с помощью пластилина.

Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым, рассмотрим узор на чайнике: Каким узором украшен чайник? (цветком)

Из каких элементов состоит цветок? (Капелек)

Какого цвета капельки? (синего)

А еще, из каких элементов состоит цветок? (из полосок)

Какого цвета полоски? (голубого)

А где нам взять голубой пластилин, у нас есть только синий и белый? (Путем смешивания белого и синего пластилина, точно так же как и в красках).

А теперь возьмите в руки пластилин, закройте глаза, сделайте 2 вдоха подружитесь с рабочим материалом. Подружились, можете приступать к работе, а чтобы работа спорилась, вашей помощницей будет народная музыка.

Потрудились вы на славу. Я вижу вы и, правда умелые ребята, знатные мастера и мастерицы. Можете отнести свою чашечку и поставить на свою тарелочку, которую мы с вами расписывали на прошлой неделе. Что ж давайте полюбуемся своей работой, теперь у нас настоящий сервиз получился. А вам нравится то, что у вас получилось?

Темно-синее чудо

Соловьиная трель,

Всем ты в душу запала,

Наша русская гжель.

Звучит «Незабудковая гжель».

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о