Гжель дымковская игрушка хохлома – .

Содержание

ГЖЕЛЬСКАЯ И ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА, ДЫМКОВСКАЯ И БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА"

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ГЖЕЛЬСКАЯ И
ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА, ДЫМКОВСКАЯ И БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

3 класс

Выполнила:

Надежда Александровна

Черепанова, учитель

МОУ-МАЛЕЕВСКАЯ СОШ

Малеевка 2013

Содержание

1. Пояснительная записка …………………… 3

2. Основная часть ……………………………. 4-10

3. Заключение ………………………………… 11

4. Список литературы ……………………….. 12

5. Приложение................................................. 13-20

Пояснительная записка

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных - воспитание гражданина, патриота.

В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы. Первыми штрихами этого «портрета» являются: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Чтобы воспитать всесторонне развитого человека, глубоко любящего свою Родину – надо развить эту любовь, показав всю красоту и неповторимость нашей страны. Научить гордиться своей Родиной, людьми. В нашей стране столько талантливых людей, мастеров с золотыми руками, которые прославили страну на весь мир. Изучая, произведения прикладного искусства на уроках литературного чтения, дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства, о связи содержания орнамента с окружающей природой, о связи искусства с бытом и жизнью народов, узнают традиции своей страны.

Произведения прикладного искусства являются памятниками культуры, сохраняющими историческую связь. Гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка - это традиционные народные ремесла.

Урок литературного чтения по данной теме помогает формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России; приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие человеку: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие; воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

1. Тема урока: Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

2. Возраст обучающихся: 3класс

3. Название предмета: литературное чтение

4. Авторы: Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

5. Вид урока: традиционный

6. Тип урока: изучение нового материала

7. Цель урока: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать изделия прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку; учить находить информацию о разных видах прикладного искусства; обогащать словарный запас

8. Проблемы, решаемые обучающимися: освоить новые знания; получить информацию из разных источников

9. Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся различать предметы прикладного искусства; называть отличия гжельской посуды от хохломской, дымковской игрушки от богородской.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.

Познавательные УУД: находить информацию о произведениях прикладного искусства в разных источниках.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе.

Личностные результаты: ценить произведения русских умельцев; проявлять интерес к произведениям прикладного искусства.

10. Оборудование: изделия прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка, проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, дополнительная литература

11. Этапы урока

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

1Мотивационный

создание и поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку; концентрирует внимание учащихся.

- Отбросим в сторону переживания.
Не опуская рук возьмемся за дела,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять
.

Настраиваются на работу

Регулятивные:

Эмоциональный настрой.

2. Актуализация знаний: пробудить интерес к получению новой информации; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями.

Включение учащихся в деятельность

Предлагает составить выставку изделий, принесенных на урок.

Проводит фронтальную беседу.

- Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (слайд 2)

- Как вы понимаете слово "устное"?

- Что означает слово "народное"?

- Что означает слово "творчество"?

Демонстрируют свои знания

Составляют выставку.

Участвуют в беседе, используя полученные знания.

- Устное народное творчество.

- Передаваемое из уст в уста (рассказанное).

- Созданное народом (многими людьми), а не одним человеком.

- От слова творить, создавать, придумывать.

Регулятивные: целостное восприятие учебной ситуации..

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать понятия слов "устное", "народное", "творчество".

Коммуникативные:.

формировать уважительное отношение к иному мнению.

3. Самоопределение к деятельности: в процессе диалога определение темы и целей урока.

Создание проблемной ситуации.

- Рассмотрите изделия на нашей выставке. Можно ли назвать их народным творчеством? Почему?

Предлагает выбрать правильное название для выставки (слайд3)

- Как вы понимаете слова "прикладное искусство"?

Предлагает сформулировать тему урока. (слайд 4)

- К каким видам прикладного искусства относятся изделия нашей выставке?

- Что бы вы хотели узнать на уроке о изделиях прикладного искусства?

(слайд 5)

Определить тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выбирают название, объясняя свой выбор.

Рассказывают, что такое прикладное искусство.

Формулируют тему.

Испытывают затруднения с ответом.

Ставят учебные задачи урока.

Личностные: проявлять желание узнавать новое.

Познавательные: определять тему и задачи урока.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные:.

учитывать разное мнение.

4. Работа по теме: освоение новых знаний; получение информации из разных источников; применение приемов сравнения, анализа, умения делать выводы, делиться полученной информацией.

Организовать деятельность учащихся, направленную на поиск необходимой информации.

- Где можно найти ответы на поставленные Вами вопросы?

Организует работу в группах. Предлагает рассмотреть предметы прикладного искусства, их фотографии, прочитать текст в учебнике и дополнительной литературе (Приложение 1-4). Подготовить сообщение о выбранном виде прикладного искусства руководствуясь планом.

(слайд 5)

Предлагает заслушать одного ученика от каждой группы и составить вопросы по каждому виду прикладного искусства.

(слайд 6-9)

Проводит обобщение полученным знаниям.

-Назовите характерные особенности гжельской и хохломской посуды, дымковской и богородской игрушки.

Включится в деятельность, направленную на освоение новых знаний.

-Учебник, справочник, интернет, библиотека.

Распределяются по группам, каждая группа готовит сообщение о выбранном виде прикладного искусства.

Рассказывают получившиеся сообщения, в ходе ответа остальные участники группы помогают товарищу.

Называют характерный признаки каждого вида прикладного искусства, о котором шла речь на уроке.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:.

уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.

Познавательные: уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными источниками, формулировать главную мысль, совершенствовать устную речь.

5. Рефлексия: обмен мнениями по изученной проблеме самооценка усвоения знаний по теме.

Организовать оценку учеником результата своей деятельности.

Предлагает проанализировать полученную информацию, что понятно, а что требует уточнения.

Оценить результат усвоения знаний.

Анализируют, полученные знания, высказывают результат анализа.

Познавательные: уметь анализировать, делать выводы, оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается

Коммуникативные:.

готовность слушать собеседника.

6. Итог: подведение итога урока; качественная оценка работы класса.

Подвести итог работы учащихся.

Предлагает вернуться к поставленным учебным задачам

(слайд 10)

- Все ли вы узнали на этом уроке, что хотели?

- Так что же такое изделие прикладного народного искусства?

- Какой же вывод можно сделать?

(слайд 11)

Обобщить полученные знания.

Отвечают на вопросы учителя

- Это изделие сделанное руками русских умельцев.

- Любой труд надо уважать, а трудом русских мастеров - гордиться.

Познавательные: уметь высказывать предположения, аргументировать свой ответ.

7. Домашнее задание

Сообщает и поясняет домашнее задание.

Записывают задание в дневник

Заключение

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры, воспитывает уважение к культурному наследию своего народа, содействует гармоничному развитию личности ребенка, совершенствует духовно- нравственных качества.

На данном уроке дети знакомятся с произведениями прикладного искусства. Созданная ими же выставка, позволяет наглядно увидеть и прикоснуться к народному творчеству. Урок по этой теме можно соединить с уроком изобразительного искусства по теме: "Твои игрушки" ( "Школа России" ). Интегрированный урок позволит добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися произведений народного прикладного искусства. Такой урок внесет в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и будет иметь определённые преимущества для учащихся: повысит мотивацию, сформирует познавательный интерес, что будет способствовать самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; будет способствовать формированию целостной картины , рассмотрению предмета, с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; позволит систематизировать знания.

Список литературы

  1. М. С. Соколова Художественная роспись по дереву. Гуманитарный изд. центр "Владас". 2002.

  2. Ю. Г. Дорожин Искусство - детям Сказочная Гжель, 2009.

  3. Л. Куцакова Искусство - детям Чудесная Гжель Худ. Ю. Разумовская.

  4. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11-XX веков. - М., 1960.

  5. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.

  6. Золотая Хохлома. Емельянова Т.И., 2001.

  7. Декоративно-прикладное искусство — Википедия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Гжель

Это местечко расположено под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал — фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина — наше золото». На скудных землях тех мест хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий. Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы были они не только теплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах. А потом из этой же глины стали и посуду делать, и игрушки.

  Говорят, не могли иначе расписывать в Гжели изделия. Выйдет, бывало, мастер на рассвете из избы, а кругом леса и долины, покрытые голубым туманом. Все вокруг, кажется, синим: каждая веточка, травинка, цветок и бутон. А зимой снежной, куда ни посмотри, расстилаются снега вокруг Гжели, и только синие дымки над крышами мастерских оживляют картину. Так и появилась сине-белая роспись, глядя на которую, ни с чем не спутаешь работу гжельских мастеров.

Особенностью гжельской росписи является использование трех основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дымковская игрушка

Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом, а сейчас - водно-эмульсионными белилами. По белому фону выполняют роспись красками. Яркие тона красного, желтого, синего, зеленого цветов создают жизнерадостное настроение росписи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Богородская резная игрушка

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом

На самом же деле, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.

Фигурки этих игрушек выполняют из мягкой древесины: липы, осины, ольхи. Богородские фигурки не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Хохлома

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда со всех ближайших сел свозили на ярмарку расписную деревянную посуду. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Эти деревянные изделия, словно излучают солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод.

 Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный, чёрный и золотистый. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Хохломские художники за работой. Палех. 1929 г.

(Палех — поселок в Ивановской области)

infourok.ru

Дымковская игрушка. Хохлома



Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».


К народным промыслам Центральной России относятся :

  • Дымковская игрушка.

  • Хохлома.

  • Гжель.

  • Жостовские подносы.

  • Палех.

  • Городецкая роспись.

  • Финифть.



«ДыМкОвСкАя ИгРуШкА».

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником СВИСТУНЬЯ, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мерзину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка"Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

1.ТЕХНОЛОГИЯ

  • Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья.



1.1 ТЕХНОЛОГИЯ

  • Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.



rpp.nashaucheba.ru

Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация по литературному чтению 3 класс УМК Л. Ф. Климановой "Произведения декоративно-прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка".

Слайд 1

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 518 Выборгского района Санкт-Петербурга ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ГЖЕЛЬСКАЯ И ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА, ДЫМКОВСКАЯ И БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА. Клыковская Альвина Владимировна у читель начальных классов 2014 год

Слайд 2

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Слайд 3

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство (от лат. - deko – украшаю) – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Слайд 4

Произведения ДПИ р азличная утварь (посуда ) м ебель т кани игрушки о дежда украшения

Слайд 5

Гжельская керамика Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель-визитная карточка России. Гжель включает около 30 подмосковных сёл и деревень. Ещё в Х VI веке гжельцы возили на московские ярмарки излишки бытовой посуды и глину московским гончарам. Гжельская посуда «лучшая из всех делаемых в России сего рода посуд».

Слайд 6

Дымковская игрушка Дымковская игрушка-один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более 400 лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек .

Слайд 7

Богородская игрушка Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря-центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка-это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Слайд 8

Хохлома Хохлома- старинный русский народный промысел, родившейся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелёным и чёрным тонами по золотистому фону.

Слайд 9

Хохлома и современность

Слайд 10

Музей декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге

Слайд 11

Экспозиции музея Музей принадлежит к числу интереснейших и самобытных явлений в России. Один из старейших и интереснейших художественных музеев Петербурга. В собрании музея представлено русское и западноевропейское декоративно-прикладное искусство XVI - нач. XX в.; советское прикладное искусство; промышленный дизайн; коллекции русских изразцовых печей XVIII в.; советских тканей 1920-1940 гг.

Слайд 12

Экспозиции музея В экспозиции, которая разместилась на 1 э таже здания, можно видеть художественную мебель, фарфор, керамику, ткани, стекло, костюм XVI- нач. XX в.

Слайд 13

Интернет- ресурс http://www.bogorodskoe.ru / http ://iamruss.ru / http://viki.rdf.ru/item/848 / http :// dymkatoy.ru http :// www.samovary.ru/ http://www.khokhloma24.com / http://katalog.spbmy.ru/? cat=18

nsportal.ru

гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка" (3 класс)

Урок 9. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи народного творчества своей местности (города, села, деревни), предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли.

III. Речевая разминка

- Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)

Погляди скорее –

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Т. Лисенкова

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Как бы вы назвали нашу выставку?

— Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к предметам декоративно-прикладного искусства.)

— Определите тему и цели урока.

— Сегодня мы поговорим с вами о музее народного творчества, о том, что там можно увидеть.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Ребята, пролистайте с. 14—19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)

— Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.)

— Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.)

2. Беседа после чтения текста «Гжель»

— Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель. Там делают посуду, светильники, вазы и др.)

— Что на них изображают художники? (Художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.)

— Какую краску используют чаще всего? (Чаще всего используют белую и синюю краски.)

3. Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке (Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.)

— Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.)

- Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.)

- Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)

4. Богородская резная игрушка

(Читает учитель.)

- Составьте вопросы по тексту. (Откуда такое название? Что представляют собой эти игрушки?Из чего они сделаны? И т. д.)

5. Чтение и обсуждение текста «Хохлома»

- Что вы знаете о хохломе? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь текстом «Хохлома». (В старинном селе Хохлома торговали деревянной красочной посудой.)

- Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц. Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.)

VI. Физкультминутка

Ох, как хочется трудиться!

Все делать охота!

Чтобы трудом насладиться,

Начинай работать!

Я и бодр, и силен,

Быстро все поделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

VII. Продолжение работы по теме урока

- Расскажите о тех изделиях, которые вы принесли.

- Бывали ли вы когда-нибудь в музее народного творчества? Что вы там видели? (Рассказы детей.)

- Рассмотрите еще раз иллюстрации на с. 14-19 и нашу выставку. Что на них изображено? К каким видам прикладного искусства относятся экспонаты выставки? (Это изделия народных промыслов.)

- Для чего их делают?

Такие фигурки делали для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итогов урока

— С каким видом народного творчества познакомились на уроке?

- О каких музеях узнали?

Домашнее задание

Читать произведения малых жанров устного народного творчества.

infourok.ru

Презентация к уроку по технологии (1 класс) на тему: презентация "Дымковская игрушка" "Хохлома"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Проект "Создание и исследование игрушки-вертушки и игрушки-балансира"

Проект....

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Гжель, дымковская игрушка, богородская резная игрушка, хохлома"

Данная презентация красочная и доступная для объяснения нового материала....

Стихи о народных промыслах России: Филимоновская, Богородская, Каргопольская игрушка, Жостово, Хохлома, Гжель. Автор Ольга Шарко

Подборка авторских стихотворений для дошкольников и младших школьников по темам "Хохлома", "Гжель", "Жостово", "Филимоновская игрушка", "Богородская игрушк...

nsportal.ru

гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка"

Урок литературного чтения по теме:

"Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка"

Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи народного творчества своей местности (города, села, деревни), предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Проверкадомашнегозадания

- Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли.

III. Речевая разминка

- Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)

Погляди скорее –

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Т. Лисенкова

— Прочитайте этот текст медленно.

— Попробуйте читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте текст скороговоркой.

— Прочитайте текст выразительно.

IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Посмотрите на доску. Как бы вы назвали нашу выставку?

— Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к предметам декоративно-прикладного искусства.)

Ребята, определите тему и цели урока.

— Правильно. Мы сегодня поговорим с вами о музее народного творчества, о том, что там можно увидеть.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Ребята, пролистайте с. 14—19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)

— Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.)

— Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.)

2. Беседа после чтения текста «Гжель»

— Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель.Там делают посуду, светильники, вазы и др.)

— Что на них изображают художники? (Художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.)

— Какую краску используют чаще всего? (Чаще всего используют белую и синюю краски.)

3. Самостоятельная работа: чтение учениками текста о дымковской игрушке (Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.)

— Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.)

- Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины.Их расписывают яркими, веселыми красками.)

- Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)

4. Богородская резная игрушка

(Читает учитель.)

- Составьте вопросы по тексту и задайте их, назовите кому из ребят адресуете вопрос

Откуда такое название?

Что представляют собой эти игрушки?

Из чего они сделаны? И т. д.

5. Самостоятельная работа: чтение текста «Хохлома»

Обсуждение:

-Что вы знаете о хохломе? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь текстом «Хохлома». (В старинном селе Хохлома торговали деревянной красочной посудой.)

- Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц.Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.)

VI. Физкультминутка

Ох, как хочется трудиться!

Все делать охота!

Чтобы трудом насладиться,

Начинай работать!

Я и бодр, и силен,

Быстро все поделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

VII. Продолжение работы по теме урока

- Расскажите о тех изделиях, которые вы принесли.

- Бывали ли вы когда-нибудь в музее народного творчества? Что вы там видели? (Рассказы детей.)

- Рассмотрите иллюстрации на с. 14-19 и нашу выставку. Что на них изображено? К каким видам прикладного искусства относятся экспонаты выставки? (Это изделия народных промыслов.)

- Для чего их делают?

Такие фигурки делали для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни. Слайд 1.А знаете ли вы , где находятся народные промыслы?

VIII. Рефлексия

Сегодня на уроке мне понравилось....

Сегодня на уроке мне понравился ответ (кого) ....

Сегодня на уроке я могу похвалить себя за ....

IX. Подведениеитоговурока

— С каким видом народного творчества познакомились на уроке?

- О каких музеях узнали?

Домашнеезадание

Читать произведения малых жанров устного народного творчества.

infourok.ru

Презентация к уроку (подготовительная группа) на тему: Декоративные росписи народных мастеров: «Дымка. Хохлома. Гжель. Городец»

Слайд 1

Гребенева Л.В. Декоративные росписи народных мастеров: «Дымка. Хохлома. Гжель . Городец»

Слайд 2

Гжельские узоры Россия издавна славилась своими мастерами. Есть в Подмосковье такой регион, который называется Гжель. Там изготовляются разнообразнейшие изделия из фарфора, которые популярны не только на территории России, но и во всем мире. Изделия, которые изготавливаются в Гжели, славятся своей красотой, гармоничностью. На протяжении многих поколении жители гжельской области изготавливали различные керамические изделия, которые носили больше прикладной характер . Изделиями таким были различные изразцы, черепица, майоликовая посуда . Затем, гжельские мастера научились делать различные изделия из керамики, которые расписывались богатой цветной росписью. Гжельскими мастерами изготавливались различные квасники, игрушки , тарелки , кумганы и многое другое. Русские мастера, которые проживали в Гжели, славились богатой фантазией и отличным мастерством . Одноцветная синяя роспись, является фирменным стилем гжельских мастеров . Современная гжельская продукция – это камины, вазы, люстры, посуда , различные сувенирные изделия и множество других товаров.

Слайд 4

Дымка Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков . Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины , Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц . В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски» , которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую , Ковровскую , Филимоновскую . И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Слайд 6

Хохлома Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью рос­сийской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения дра г оценного металла и своеобраз на я растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода. Искусство хохломы - это не только красиво выполненная рос­пись, но и умение создавать выра­зительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. В производстве используется дерево разных пород, в ос­новном - липа. Древесину сна­чала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изго­тавливают болванки, из которых вытачивают чашки, постав­ки, бочата , вазы, мат­решку, выре­зают ложки и ковши. Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Пре­жде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной об­работки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широ­ких полках-«колосниках» досуши­ваются белые точеные изделия, - до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красно­вато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиня­ные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при тем­пературе 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончатель­но и грунт не утратил вязкости, из­делия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящи­ми, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

Слайд 8

Городец Городецкая роспись — русский народный художественный промысел . Существует с середины XIX века в районе города Городец . Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой , украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы . Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *