Игрушка матрешка для детей – Купить детские деревянные матрёшки оптом и в розницу

Содержание

Знакомство детей с русской народной игрушкой "Русская матрешка"

Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у на живут,
Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.

В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой,
Будет третья во второй.

Половинку открути
Плотную, притёртую.
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.

А внутри пустая,
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.

– Сколько Вас, –
у них мы спросим.

И ответят куклы:
Восемь!

Немного истории.

“Мы уверены в том, – писала Е.Флерина, – что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики”.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Точёная деревянная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

В 90-х годах позапрошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрёшки.

Первая русская матрёшка была выточена токарем Звёздочкиным и расписана по эскизам художника Малютина. Кукла не походила на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике, с петухом в руках. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшка. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Все сразу полюбили весёлую матрёшку. Абрамцевские резчики по дереву принялись за работу. Вырезали матрёшек медленно, вручную, украшали выжиганием. И однажды появилась она на Сергиевском базаре.

Вот Машка, Дашка и Наташка –
Три штучки в одной кучке.
А сынок Ванюша
дома остался,
мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а там ещё одна! Вот так мастер! Любовались матрёшками многие, но купить могли только богачи. Потом сообразили, что гораздо легче вытачивать её на токарном станке. Токари изобрели специальные стамески, чтобы выбирать дерево из середины игрушки. Дело пошло быстрее. Изобретательные мастера придумывали разные формы матрёшек. Но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрёшка традиционной формы.

– Тарарушки, тарарушки
Это русские игрушки,
Очень славные, да забавные,
Да нарядные, ненаглядные.
Русских много есть игрушек:
И коней, и погремушек,
Разноцветные флажки,
Расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке –
Это русские матрёшки.

Матрёшки.

В начале ХХ века производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке своеобразную форму и роспись. Она более стройная, вытянутый верх плавно переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета. На её переднике всегда яркий большой цветок. Не похожа она на Загорскую матрёшку и чертами лица.

Загорская матрёшка плотная, приземистая. Верх плавно переходит к утолщённому низу фигурки. Она в сарафане с вышитым узором, кофточке, платке.

Семёновский промысел дошёл и до села Полхов-Майдан, что в ста километрах от Мурома, где точили удлинённые маломестные или даже совсем неразъёмные матрёшки. В окраске одежды господствует малиновый, фиолетовый, розовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты, резки, но необычно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрёшек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрёшки также отличаются от других. У них более плавный контур, и как бы вытянутые пропорции.

Калининская матрёшка отличается и формой и росписью. Она более вытянутая, стройная. Роспись так же своеобразна. На её сарафанах нет цветов, нет яркой вышивки, а чаще всего эта матрёшка в шубке, или в тулупчике, в платке. Краски не яркие, очень часто сочетаются красный и чёрный цвета.

Работа с детьми.

Учитывая особенности матрёшки, я пытаюсь целенаправленно использовать эту игрушку в детском саду. Работа проводится с детьми старшей группы. Основные задачи, поставленные мной, можно сформулировать так:

  1. Научить детей различать виды матрёшек по месту производства и основным признакам – цвету, форме, узору.
  2. Выяснить влияние русской народной игрушки на эстетическое развитие дошкольника.

Для реализации этих задач используются следующие методы и приёмы:

  1. Рассматривание и описание детьми матрёшек.
  2. Рассказ воспитателя о матрёшках и её мастерах.
  3. Рисование матрёшек.
  4. Заучивание стихотворений.
  5. Составление детьми рассказов с персонажем матрёшки.
  6. Дидактические игры.

Работа проводится в несколько этапов:

  1. Изучение представлений детей о матрёшке.
  2. Ознакомление детей с матрёшкой как с предметом народного творчества.
  3. Умение различать матрёшек по форме, цвету, узору, по месту производства.
  4. Составление сказок и рассказов о матрёшках.
  5. Использование детьми матрёшки в самостоятельной деятельности детей.

Рисование.

Мы с детьми рисовали матрёшек. Проведённая беседа помогла выяснить главное, на что надо обратить внимание: узор, цвет, форма. Дети рисовали матрёшек с удовольствием. Я не ограничивала детей в выборе красок. Анализ работ показал, что дети эмоционально воспринимают, передают цвет, форму, роспись.

При сравнении видов матрёшек детям задавался вопрос, – На какой матрёшке больше понравился узор?

Выводы.

На основании проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Матрёшка является важным средством эмоционального воздействия на детей.
  2. Разнообразие видов матрёшек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей.

urok.1sept.ru

занятия с матрешками для малышей

Как научить ребенка собирать трехместную матрешку?

Обычно трехместную матрешку малыши учатся собирать в возрасте с  1 года 9 месяцев — 2 л ет .

Нам понадобятся три матрешки с разницей в величине в 3-4 см. Например, маленькая матрешка может быть величиной 4-6 см, побольше – 7-9 см, большая – 10-12 см). Если малыш ранее никогда не играл с матрешками, то лучше использовать как самую маленькую неразъемную матрешку из комплекта.

Если малыш легко справляется с таким заданием, то тогда усложните его, и дайте матрешки, которые отличаются друг от друга высотой на 1,5-2 см.

Шаг 1.  Дайте ребенку три матрешки и попросите показать Вам большую, поменьше, самую маленькую. Пусть малыш рассмотрит их внимательно. Попросите его поставить матрешки в ряд: сначала маленькую, потом побольше, потом большую.

Шаг 2. Затем предложите малышу раскрыть матрешки и попросите каждой матрешке дать ее «юбочку» (расположить нижние части матрешек – их «юбочки» напротив верхней части). Покажите сами в случае затруднений, как это сделать.

Скажите, что матрешки очень хотят примерить свои «юбочки» и просят малыша помочь им. «Где у нас юбочка для самой большой матрешки? Давай поможем  и наденем юбочку на матрешку. А где юбочка для матрешки поменьше? Найди юбочку для самой маленькой матрешки. Вот какие матрешки – красавицы!»

Шаг 3. Дальше предложите малышу «спрятать матрешки» (т.е. собрать матрешку). Сначала у малыша возможны затруднения – тогда ему потребуется Ваша помощь и показ. Иногда возможно нужно будет взять его руку в свою руку и сделать рукой малыша нужное действие.

В дальнейшем при повторении игры с матрешками малыш уже будет более самостоятельным. Нужно учесть, что детки раннего возраста очень быстро забывают то, чему научились, и поэтому необходимо многократное повторение (как минимум 2-3 раза одно и то же задание).

В следующий раз занятие с матрешкой можно провести немного по-другому, например, так:

Шаг 1. Покажите трехместную матрешку, встряхните ее. Что гремит? Достаньте из матрешки среднюю матрешку и поставьте рядом. Какие они красивые, нарядные! Попросите малыша встряхнуть большую матрешку и маленькую. Ой! Внутри маленькой, оказывается, тоже что-то стучит! Что же это? Пусть малыш достанет самую маленькую матрешку.

Шаг 2. Поставьте три матрешки в один ряд: большая, маленькая, а между ними – средняя. Попросите малыша показать Вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Шаг 3. Собираем матрешку. Сначала в среднюю матрешку нужно вложить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому уточните этот момент – какую матрешку надо спрятать сначала). Покажите 2 оставшиеся матрешки. Затем открываем большую и вкладываем в нее среднюю.

Шаг 4. Даем малышу игрушку для самостоятельной игры. Пусть он снова разберет матрешку, расставит сам матрешки в ряд, а потом соберет в одну – «спрячет». Помогите совместить рисунок на матрешке.

Игры и занятия с матрешками для детей раннего возраста:

Игра 1. Матрешка потерялась.

Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.

Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.

Игра 2. Чаепитие.

Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

Игра 3. Прятки.

Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

Игра 4. Солнышко и дождик

По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) —  кроватки для матрешек.

Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте  из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

Игра 6. Сюрпризы.

Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.

Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.

Затем соберите каждую матрешку.

Игра 7. Матрешки покупают платочки.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой  платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

Игра 8. Матрешки перепутались.

Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку  нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

Игра 9.  Топ, топ, топ.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.

Затем предложите по голосу догадаться, какая матрешка идет, произнося топ-топ-топ в разной темпе и с разной высотой голоса.

Игра 10. Играем с платочком.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.

Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня  развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца.

Игра 11. Учимся считать.

Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки.

Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их.

Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память.

Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.

Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание —  взять для игры 8 матрешек.

Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики.

Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте  матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы.

Игра 14. Отгадай матрешку.

Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Уверена, что Вы тоже придумаете много занимательных развивающих игр с матрешками для малышей! Желаю успехов!

Еще об играх и занятиях с малышами Вы можете почитать:

Пирамидка — обучающая игрушка: какие бывают пирамидки, как их выбирать, 15 идей для занятий с пирамидками, как научить малыша собирать пирамидку.

Лепка для малышей: основные способы лепки, система игровых занятий для детей с 1 года до 3 лет.

Развитие мелкой моторики — игры и упражнения для маленьких

Рассказы для самых маленьких: что и как читать ребенку

Детская книжка своими руками.

Развитие ребенка в год.

20 самых необычных и интересных предметов и игрушек для развития мелкой моторики детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Педагогическое значение матрёшки. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

История 

Как известно из истории возникновения матрёшки, она изначально была создана как развивающая игрушка для детей. 

Авторская матрёшка «семейка» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности.

Семёновская матрёшка «семья» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Именно здесь зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным.

Развивающая игрушка

Матрёшку относят к дидактическим игрушкам. Это значит, что она создана в помощь по развитию у малышей речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества.

Матрёшка-чебурашка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Это игрушка разборная. Она имеет гладкую, округлую форму. Чтобы добраться до следующей куклы, которая прячется внутри, нужно терпеливо и настойчиво открыть её. Поэтому тут понадобятся — и усидчивость, и крепкость пальчиков, и настойчивость, и смекалка.

Когда все куколки извлечены и собраны, в них можно играть. При этом, можно дать каждой имя, строить по росту, воображать, что это семья или подруги. 

Ребёнку интересно прятать матрёшек друг в друга, подбирать подходящих по размеру. 

Сергиво-посадские матрёшки Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Поскольку матрёшки бывают различных видов, их можно иметь несколько. Каждая поможет развивать кругозор и речь. 

Так, матрёшка «Семья» воспитывает правильное представление о семье, вызывая положительные эмоции, привьёт понятия о предназначении каждого члена семьи. 

Матрёшка-семья Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Есть матрёшки в виде любимых героев из сказок или мультфильмов. Это так же развивает воображение и речь. С такими игрушками можно ставить спектакли в настольном театре.

Стихи о матрёшке

В помощь педагогам написаны стихи, потешки, загадки об этой яркой игрушке:

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская … (матрёшка) .

Рядом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста

Разнимается она на две половинки

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой

Будет третья во второй.

Половинку отвинти

Плотную, притёртую

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая Эта кукла меньше всех

Чуть-чуть больше, чем орех!

ru.russianarts.online

деревянные, игрушки, матрешки

Матрешек смело можно назвать игрушками-долгожителями, так как уже очень давно они радуют малышей все новых и новых поколений. Существует несколько школ росписи, стилей их украшения. Можно встретить матрешку семеновскую, хохломскую, климовскую и еще много других. Практически каждый район в средней части России рисует своих куколок. Попадаются забавные матрешки-животные или наборы по сказкам (Репка, Три медведя и другие). Размеры тоже встречаются самые разные — от крохотных до гигантов. Как правило, вытачивают их липы и расписывают потом гуашью. Без этой яркой игрушки не обойтись в детской.

Итак, почему же матрешки универсальны:

  • Подходят любому возрасту и полу
  • Они безопасны и экологичны
  • Огромный потенциал для развития
  • Долговечная игрушка

Когда покупать?

Можно купить матрешку даже самому маленькому ребенку. Конечно, родители должны будут убрать на время мелкие детали и знакомить кроху только с самой большой куколкой. Внутрь можно положить что-то гремящее и отличная погремушка надолго займет внимание малыша. Можно рассматривать с ним узоры на кукле, учиться называть ее по имени, находить глазки и носик или просто весело катать по полу. Постепенно, по мере роста ребенка, он будет учиться открывать и закрывать самую большую куклу, а затем и следующих по росту можно будет добавлять. Каждой можно будет придумать имя и играть в игру «Кто спрятался?», накрывая одну из игрушек платком. По ним и счет можно освоить. Игрушка послужит долго.

Почему дерево?

Кажется, что чем больше появляется в магазинах современных пластмассовых игрушек, тем крепче становится интерес родителей к натуральным материалам. Спрос на деревянные игрушки не падает, а растет. Все уже знают, что живое дерево невероятно полезно для детей, для их развития. Его отполированная поверхность отлично развивает сенсорную чувствительность малыша и благотворно влияет на его эмоциональное развитие. А как дерево пахнет! Все мы, даже взрослые, любим запах стружек, смолы, леса. А уж для малыша такой опыт просто незаменим.

А чем они полезны?

Чуть ли не главным в развитии ребенка является совершенствование его мелкой моторики. Это способствует и стимулированию мыслительной деятельности, и помогает ручкам малыша подготовиться к следующей важной задаче — взять карандаш, а потом и ручку. Сборные игрушки — идеальная возможность тренировать ловкость маленьких пальчиков.
Расставить их по росту, по размеру — отдельная обучающая задача. Если есть матрешки, то их легко превратить еще в один дидактический тренажер - «пирамидка наоборот». Можно взять только нижние части от фигурок и предложить ребенку собрать их все в один, самый большой, стаканчик.
Когда малыш немного подрастет, он сможет играть с матрешками и в сюжетно-ролевые игры, а это уже залог успешной коммуникации.
И, самое главное, они дарят радость, положительные эмоции.

Какую выбрать?

Наверное, нет больше игрушки, которая была бы так разнообразна. Сколько цветов, орнаментов, размеров! Рекомендуем подбирать ребенку повзрослее матрешку с изображением персонажей любимых сказок. Матрешка никогда не будет лишней, даже если вы купите ребенку вторую, третью или пятую.

vesnyshku.ru

Русская народная игрушка. Матрешка

Учебно-методическое обеспечение: Учебник “Изобразительное искусство в начальной школе” 3 класс, автор Кузин В.С.

Время реализации занятия: 45 минут.

Компьютерные медиапродукты: презентация 18 слайдов (среда POWERPOINT, Microsoft Word).

Цели и задачи:

  • создать эскиз росписи матрешки;
  • добиваться органического сочетания художественной практики детей и эстетических познаний учащихся в области народного искусства;
  • развивать потребность детей в творчестве;
  • продолжить формирование у детей умения кистевой росписи
  • рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке;
  • учить детей различать разные техники росписи матрешек;
  • развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки;
  • продолжать воспитывать детей на русских народных традициях;
  • углублять знания о народном творчестве;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Материалы для занятия:

для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, презентация;

для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования.

Карта урока

Комментарий к ходу урока Время (мин.) Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
1. Организационная часть 1 мин. Внимание  
2. Экспресс выставка народных игрушек. Беседа об истории создания русской матрешки. Чтение стихотворений, загадок о матрешке. 3 мин. Внимание, память, мышление Точность речи

Активность

3. Учитель предлагает сравнить роспись трех наиболее известных промыслов росписи матрешек. Детям предлагается ответить на вопрос: Какие приемы росписи используют мастера загорские, семеновские полхов-майданские. Для разрешения проблемы организуется групповая работа. Дети анализируют иллюстративный материал.

В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются.

5 мин. Внимание, память, мышление Аналитичность, аргументированность, коммуникативная культура, культура эмоций
3. Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице. Упражнение. Эмоциональный настрой. 7 мин. Внимание, память, мышление Ответственность, любознательность, гибкость
4. Постановка творческой задачи. 1 мин.    
5. Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки. Практическая работа. 25 мин. Внимание, память, мышление Ответственность, аккуратность, творчество
6. Итог. Выставление оценок. Хоровод матрешек. 3 мин. Внимание, память Глубина рассуждений, аргументированность, аналитичность, рефлексивность, культура эмоций, точность, уместность, выразительность речи

Конспект урока

1. Организационная часть

2. Экспресс выставка народных игрушек. Беседа об истории создания русской матрешки. Чтение стихотворений, загадок о матрешке.

Предлагаю совершить путешествие в далекое прошлое нашей страны.

В детстве все любят играть. Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Когда-то давным-давно в России, где еще не было специальных фабрик детских игрушек, в деревнях и посадов городов мастерили народные мастера всякие игрушки и забавы.

- Как вы думаете, из каких материалов изготавливали в старину игрушки?

Их лепили из глины, обжигали в печах, резали из дерева, мастерили из бересты и соломы, из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек.

- Какие игрушки были особенно популярны в то время?

- Обратите внимание на выставку игрушек, какими разными были игрушки.

Матрешка.

А вот еще одна игрушка. Угадайте, только загадку до конца прослушайте, она вам о многом расскажет.

Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская …

Матрешка

Русская деревянная матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (Загорск). Русским художникам - умельцам понравились японские игрушки, и они захотели придумать свой национальный вариант. Над созданием игрушки работали художник Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин. Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу же понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: “До чего же похожа на нашу Матрену!”. С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

По сравнению с другими игрушками эта деревянная расписная куколка молода. Ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениром за рубежом. Образ матрешки воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Давным-давно имя Матрена, Матреша считалось одним из самых распространенных женских имен. В его основе лежит слово “мать”. Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей.

Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка. В руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Но, главное, эта куколка - с секретом!

- С каким секретом?

Внутри нее прячутся сестрички, мал-мала меньше. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Теперь сядем, посидим,
На матрешек поглядим.

Выходят девочки, заранее выучившие стихи и частушки. На них юбочки, платочки, на щеках румянец.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Одежки деревянные,
Щечки румяные!
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем!
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из бруска березы.
До чего ж румяна я:
Щеки, словно розы!

 

Пять матрешек из шести
Днем и ночью взаперти.
Но однако не в обиде,
Что меня нечасто видят.
Аккуратные матрешки
Берегут свои одежки.
Я винить их не могу
- Сама шестую берегу.
Такую всю нарядную,
Румяную да ладную

Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.

3. Предлагаю сравнить роспись трех наиболее известных промыслов росписи матрешек. Ответьте на вопрос: Какие приемы росписи используют мастера загорские, семеновские полхов-майданские. Чем похожи и чем различаются игрушки? Для разрешения проблемы организуется групповая работа. Дети анализируют иллюстративный материал.

Загорская матрешка.

На загорской матрешке локальными цветами: красным, зеленым, синим, желтым четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пестрешкой”.

Прием декоративной росписи аналогичен приему “тычка”. Загорские мастера, украшая матрешку, часто работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным тампончиком наносят светлые пятна, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской, часто совмещая оба пятна в одном рисунке. Получается своеобразный “лепесток” декоративного цветка.

Семеновская матрешка.

В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки выглядят иначе. Узор наносится на естественную золотую фигурку. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами.

Полхов-Майданская матрешка.

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двуцветном фоне – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: “большая роза”, “колокольчик”, “яблочко”, “виноград” и т.д.

Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

В разных местах нашей большой страны игрушки привыкли делать по-своему. Обратите внимание на игрушки: боярыни, боярин, витязь. В Сергиевом Посаде даже создан музей русской игрушки. Давайте внимательно посмотрим на них. Вот, матрешка сюжетная, выполненная по сказке “Репка”. В этой игрушке 15 матрешек: “мышка”, “кошка”, “Жучка”, “внучка”, “дедка”, “бабка” и сюжеты: “дед тянет репку”, “дед с бабкой тянут репку” и т.д.

4. Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице. Упражнение. Эмоциональный настрой

Необходимо обратить внимание ребят на то, что надо постараться в наметке узора быть очень точными, т.к. неточности и ошибки уже не исправишь. Писать будем, пользуясь то тонкой кистью, то кистью потолще.

5. Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки. Практическая работа

Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.

Итог урока.

Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?

Понравилась ли тебе практическая часть урока?

Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?

Продолжи фразу: Как я сегодня работал на уроке (самооценка)?

Дети выходят с рисунками к доске, образуя хоровод матрешек.

Расскажи о своем рисунке.

Благодарю за участие в уроке.

Всем большое спасибо за проявленное творчество. До новых встреч! До свидания!

Презентация

urok.1sept.ru

Материал (младшая, средняя группа) на тему: Досуг «Русская матрешка» (для детей младшего дошкольного возраста

Досуг «Русская матрешка» (для детей младшего дошкольного возраста)

Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки – русской матрешки. Создание праздничного настроения у детей.

Материалы: аудиозапись с песнями и плясками, народной музыкой, матрешки (парные картинки) по количеству детей, матрёшка большая расписная и сундучок с угощением.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, к нам придёт, сегодня гостья. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это?  (Матрешка)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, Однажды из Японии привезли большеголовую деревянную игрушку - раскроешь её, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

 100 лет назад известный мастер,

Игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная,

Красавица игрушка похожа на Катюшку,

А может на Танюшку? - ей имя подбирал,

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку

Матреною назвал.

С тех пор живет матрешка,

Как русский сувенир,

Шагает по планете,

И ею любуется весь мир.

Воспитатель:

-Ребята, а давайте пригласим к нам в гости Матрешку.

Воспитатель:

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришла матрешка

Ложки деревянные

Матрешечка  румяная.   (В. Берестова)

( Под русскую народную мелодию дети играют на ложках и погремушках)

Входит   матрёшка (взрослый с сундучком). Матрешка пляшет – дети хлопают.

Матрёшка:

Я, нарядная матрешка, все скучала у окошка.
Но куда это годится? Я хочу повеселиться
К вам пришла на праздник я. Знаю вы мои друзья.
Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?
Дети – можно!

Воспитатель: Матрёшка! Ребята хотят исполнить для тебя песню.

Песня «Раз, два, три, сарафаны до земли..»

Матрёшка:

К вам пришла я не одна,

Вам подружек я вела,

Но веселые матрешки

Потерялись  на дорожке.

Плачут, слезы градом льют

Друг друга никак не найдут.

Что же делать?

Ведущий: Ребята, поможем матрешкам найти своих подружек?

Игра «Парные картинки »

На столах разложены матрешки. Под музыку дети ищут такую же матрёшку, как у них в руках.

Воспитатель: Ах, матрешечка- матрешка -

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Дети вместе с гостьей исполняют пляску« Мы матрешки, вот такие крошки!»

Матрёшка: Ребята, а вы любите играть?

Игра с матрешкой (3-4 раза)

Дети встают в круг. Под музыку водят хоровод. Ведущий стоит в центре круга, и держит матрешку. Когда музыка закончится, ведущий должен дать одному ребенку в руки матрешку. Ребенок выходит в центр и танцует под музыку, а остальные дети хлопают.

Мы с матрёшкаю играли, мы и пели и плясали, а сейчас нашей гостье пора прощаться с нами.

Матрешка: Я не просто так пришла
Вам угощенье принесла.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает. (В. Берестова)

Матрёшка раздаёт детям угощение.

nsportal.ru

Матрешка ("Славянка") - «Матрешка - кто ты??? Традиционно русский сувенир, или игрушка для детей???»

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к Вам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешки расписные да румяные.

Матрешка считается исконно русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, вообще матрешка является неофициальным символом России. Это русская красавица покорила сердца любителей красивых сувениров по всему миру.

Матрешка служит украшением для интерьера, с ней с удовольствием играют дети.

Матрешка считается символом материнства, плодородия, богатства, именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью. Существует такое поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно исполниться.

Далеко не каждый знает историю происхождения матрешки, оказывается у русской матрешки совсем не русские корни:

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок.

А назвали деревянную куклу от женского имени Матрена, распространенного в России, а еще имя Матрена произошло от латинского Matrona, в переводе "знатная женщина", которая могла похвастаться крепким здоровьем, дородной фигурой и была матерью огромного семейства.

Моя матрешка служит украшение для интерьера, подарила моему семейству мама на годовщину свадьбы - 5 лет (считается деревянной свадьбой). Очень нравится, хорошо гармонирует с интерьером.

Если кому-то надо сделать небольшой сувенир, считаю, что матрешка будет идеальным подарком (особенно если нужно подарить иностранному гостю).

irecommend.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о