Игры святочные – . , – .

Материал по теме: Зимние святки и русские народные подвижные игры

ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли? Навряд ли на эти и подобные вопросы смогут ответить все. Большинство, наверное, скажет, что так, мол принято, такова традиция.

Верно. Такова традиция. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие.

Шло время. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. В единое целое слились языческие праздники и христианские, приспособившись к народному быту. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.

Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.

Рождество христово – 07 января, Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.

Святки – это от слова “святой”.

Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.

Первый святочный праздник – Рождество.

Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было “вкушать скоромную пищу”, но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.

Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день “до первой звезды” следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.

Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.

После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.

Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж бы дядя доброход!

Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь,

Будем ждать,

У ворот стоять!

Золотая голова

Шёлкова борода!

Ты подай пирожка,

Ради праздника Христова

Пирожка-то хоть пресного

Хоть кисленького,

Да пшеничненького!

Отрежь потолще,

Подай побольше!

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-“козули”. Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь кваску-

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.

За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.

Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.

Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.

Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.

Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду.

Войдя в избу, дети сначала исполняли тропарь, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.

Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.

Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев: овсень. Название это идет от слова “овсень”. Это слово связано с древним названием у русских людей января – “просинец”, что значит “светлеющий”.

Мы ходили, подходили по проулочкам,

Эй, Овсеня, эй, овсень!

Мы искали, уж искали

И Сергевнин двор.

Мы нашли её двор посередь Москвы,

Посередь Москвы – ворота красны.

На Новый год были специальные поздравления.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеница, колос, чечевица,

На поле – копнами, на столе – пирогами.

В ночь под Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. Новогоднее застолье было особенно пышным. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.

С Васильева дня начинались “Страшные вечера” – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.

Черти, лешие,

Бесы, дьяволы,

Приходите ворожить!

Суженый, ряженый,

Приди меня разувать,

Умой меня, причеши меня.

Гадали и взрослые, но вопросы духам у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…

Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать “знак”, который подаёт нечистая сила.

Крещение – третий праздник Святок.

Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – “очищались”.

Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.

Девушки гадали на судьбу свою:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты по полу походи

И судьбу мою найди.

 

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; представляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникло споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмёшь?

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества.

Считалки

Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйдет вон!

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

Сговорки

Колокольчик голубой

Или жёлтый зверобой?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Сено косить

Или хомут золотой?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Игра – “Баба Яга”

Водящий – Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В тёмном лесу

Избушка стоит задом-наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Игра – “Два Мороза”

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два “дома”. Играющие располагаются в одном “доме”. Выбираются два “мороза”: Синий нос и Красный нос. По сигналу “морозы” говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я – Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова “мороз” все играющие перебегают в “дом” на противоположной стороне площадки, а “морозы” стараются их “заморозить”, коснувшись кого-нибудь рукой.

Игра – “Краской”

Играющие выбирают “мамку”, “ангела” и “чёрта”. Сами становятся в ряд, в конце ряда “мамка”.

Всем играющим даются имена – название какой-либо краски: красная, зеленая, и так далее. “Ангел” ходит с одной стороны, “чёрт” – с другой.

“Ангел” произносит:

Стук, стук под окном.

“Мама” спрашивает:

Кто тут? По что пришёл?

-За краской.

-За какой?

-За белой.

Названный выходит и становится на сторону “ангела”. “Чёрт” со своей стороны также стучит под окном и на вопрос “Кто тут?”, отвечает: “Я – чёрт с рогами, с горячими пирогами”. Затем также называет краску. Когда играющие разделятся на две партии, они перетягиваются на палке: на чьей стороне силы больше: на стороне “ангела” или “чёрта”.

Игра – “Салки”

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова “Раз, два, три, смотри” дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: “Я салка”. Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: “Я салка”. Игра повторяется.

Правила игры:

  1. Если играющий устал, он может прыгать то на одной, то на другой ноге.
  2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
  3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

nsportal.ru

Игры и конкурсы на Святки

Святки – становятся для многих людей ожидаемым событием. Вот почему каждый готов весело и интересно провести время.

Игра «Мыши водят хоровод»

Среди участников выбирается методом жеребьевки кот. Он садиться на скамейку и засыпает. Пока он спит, участники водят вокруг него хоровод. Как только слова песенки заканчиваются, участники должны разбегаться. Кот просыпается и бежит вслед за мышами. Кого он поймает, тот и станет следующим ведущим. А игра начнется сначала.

Игра «Попади в цель»

Участники делятся на две команды. Перед каждой командой в ряд будут выстроены кегли. Как только прозвучит сигнал, участники по очереди должны бросать в кегли мячиком. Если первый бросок не удастся и кегля не будет сбита, значит, следующий участник пробует сбить цель. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не собьет все кегли. Игра на время поможет выявить самых быстрых и умелых участников.

Игра «Сорви тэг»

Участники разделяться на две команды. Одна из команд будет прятаться, другая их искать. Те, кому нужно прятаться, во время игры должны найти спрятанные по всей территории предметы (выбранные в начале игры). А участники, которые ищут, прицепят на обувь маленькие колокольчики. Именно они будут оповещать всем о близости команды ловцов. Также на участниках будут прицеплены именные тэги. Как только ловец найдет участника, он должен сорвать его приклеенный на липучке тэг. После этого участник выбывает. За определенное время участники обоих команд должны выполнить свое задание. Победит та команда, которая быстрее выполнит задание. Или же найдет нужные предметы, или поймает всех участников.

Игра «Самый ловкий»

Из специальных кубиков слаживается большая ровная башня. Каждый участник должен по очереди вытаскивать одну частичку башенки. Главной целью каждого является вытаскивать частичку так осторожно, чтобы не разрушить башню. Тот, на ком башня развалится, проиграет.

Игра «Угадай предмет»

Перед участниками игры будут стоять закрытые коробки, в которых находятся разные предметы. Участники не знают, что именно скрывается в коробке. По очереди они должны опускать руку в коробку и трогая предмет, пытаться разгадать, что именно там. Участники, которые правильно отгадают предмет, перейдут к следующей стадии. А те, кто не догадается, провалиться. Игра продолжиться до того, пока не останется единственный участник. Вот он и будет победителем.

Игра «Попади в кольцо»

Команды построятся перед баскетбольным кольцом. Первые участники станут целиться в кольцо, забрасывая мяч. После первого броска первый участник направляется в конец и ждет своей очереди. За определенное время участники должны без перерыва забрасывать мячи. Победит та команда, где окажется наибольшее количество заброшенных мячей.

Игра «Нарисуй и отыщи»

Участники делятся на две команды. С каждой команды нужно выбрать одного участника, которому предстоит пройти важную миссию. Остальные должны нарисовать то, что им скажет ведущий. После готовый рисунок показывается выбранному участнику. А он должен отправиться на поиски таинственного предмета. Участники обоих команд соревнуются, из-за чего они должны показать скорость, быстроту и смекалку. Тот, кто быстрее отыщет нарисованный предмет и в случае, если его догадка окажется правильной, команда победит.

Игра «Художники»

Участники делятся по парам. В паре одному завяжут глаза. После ведущий каждому скажет определенный предмет, который нужно нарисовать. Как только участники закончат рисовать с закрытыми глазами, очередь работать перейдет ко второму человеку команды. Ему придется угадывать то, что было нарисовано его партнерам. Из-за того, что рисунок рисовали закрытыми глазами определить точную картину сложно. Но тот, кто справиться с задачей быстрее всего, сможет считаться победителем.

Игра «Снежный шар»

Участники делятся на группы по 2-5 человек. За определенное время команды должны скатать снежный шар больших размеров. Как только время закончится, организатор определит, чей снежный ком оказался наибольшим. Именно та команда, которая скатала снега больше, станет победителями.

Игра «Гонка мячей под ногами»

Участники становятся в одну шеренгу друг за другом и ставят ноги на ширине плеч. Первый участник берет в руки мяч, а после катит его под ногами так, чтобы мяч докатился до последнего участника. Тот хватает мяч, бежит вперед и становится первым. А после он выполняет те же действия, что и все остальные до него. Главное в этой игре не остаться последним. Ведь в таком случае тот, кто останется стоять в конце шеренги, станет проигравшим и получит наказание.

Игра «Счастливчик»

Такая игра поможет узнать, кто из участников наиболее удачный. В начале участники сядут в один большой круг. Перед ними на столе поставят закрытые стаканы с водой. В одном из стаканов находится соль. Участники должны выбрать себе стакан, а после выпить воду. Тот, у кого в стакане окажется соленая вода, в место обычной, проиграет и выйдет из игры. Так будет продолжаться до того, пока не останется единственный участник, которому больше всех повезло.

Игра «Съешь лимон»

Игроки разделятся на две команды. Перед каждой из них поставят  тарелку с чищеными лимонами. По сигналу организатора, все должны начать есть лимон. При этом важно делать это быстро. Ведь победить сможет команда, которая окажется быстрее и съест первой все лимоны. Здесь также важно, чтобы участники контролировали выражение лица и не кривились.

Игра «Найди вора»

В игре каждый играет сам за себя. Участники получат одинаковые карточки, которые распределят между собой. Но, сделано это таким образом, чтобы никто не увидел, что находится на обратной стороне карточки. Как только карточки окажутся перед участниками, они должны посмотреть незаметно обратную ее сторону. Среди всех карточек есть одна – вора. Тот, кому попадется именно такая роль, поймет это по специальной картинке и надписи. После участники начнут по кругу передавать карточки, а значит, карточка вора переместиться дальше. Следующим шагом будет тянуть жребий. Тот, кто в ней проиграет, получит еще одну карточку. И тогда участники по кругу должны будут выбирать между двумя карточками своего соседа. Таким образом, карточка вора перейдет, или же останется у кого-то. В конце игры участник, чья карточка окажется со знаком вора, проиграет и получит наказание.

Игра «Последний слог»

Игроки вновь соберутся за большим столом. Ведущий даст определенное слово, а первый участник должен на последний слог сказать слово. Так по очереди участники будут говорить слова. Постепенно темп игры нарастает. Это сразу покажет, кто не способен быстро говорить слова. Когда останется единственный участник, он станет победителем.

Игра «Гонка обручей»

Игроки делятся на две одинаковые команды. В каждой выбирают командира, на которого одевают десять обручей. По свистку командир в каждой команде должен снимать с себя обруч и передаваться его над головой, или же под ногами следующему человеку. Так обруч дойдет до последнего игрока, который на себя должен надеть полученный обруч. В это же время командир вновь снимает обруч и передает его дальше. Таким образом, участники должны надеть на последнего игрока все десять обручей. Играющие, чья команда справится с заданием быстрее, станут победителями конкурса.

Игра «Запрещенное движение»

Играющие выберут одного ведущего, после чего, они построятся в одну шеренгу. Тогда ведущий начнет под музыку показывать некоторые движения, которые все участники должны повторять. Еще до начала игры ведущий определит одно запретное движение, выполнение которого будет стоить участникам проигрыша. Во время игры ведущий может внезапно показать запрещенное движение, после чего тот, кто повторил за ним, должен выйти из игры. Таким образом, постепенно темп игры увеличивается, а игроков становиться все меньше. Именно это поможет  выявить победителя.

Игра «Добрая сказка»

В начале игры нужно выбрать сказку с грустным концом. Например, подойдет Снегурочка или Русалочка. А после участники должны придумать хороший конец. Каждый из них может высказать собственное мнение, что поможет раскрыть способности каждого. Лучший придуманный конец играющего, засчитается лучшим. Придуманный конец не должен быть большим, чтобы игра не затянулась.

Игра «Снежный ком»

Участники расположиться в кругу и первый из них должен сказать несколько предложений. Следующий продолжит рассказ, наполняя его своими предложениями. Так с помощью игроков получается определенная картина, которая в конце игры перерастает в сказку. Также участники могут в самом начале игры ввести правила и запреты, придерживаться которых нужно обязательно. В обратном случае тот участник, кто нарушит правило, должен покинуть игру.
Веселое времяпровождение за играми поможет каждому участнику запомнить Святки и получить хорошие впечатления от праздника.

***

Голосовые поздравления на телефон

 

www.pozdravik.ru

Мероприятие “Святки на Руси” (1-4)

Мероприятие

«Святки на Руси»

Святки на Руси

Цель мероприятия:

познакомить обучающихся с традициями празднования Святок на Руси;

вспомнить и разучить новые русские народные игры;

воспитывать дружный коллектив, уважение к традициям своего народа.

Оборудование: музыкальное сопровождение, оформление доски, костюмы для ряженых, колечко, башмачок.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

  2. Вступительная часть.

Сегодняшняя наша встреча поможет нам представить один из главных праздников на Руси – Святки. Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа.
В традиционном народном календаре – зима не только самое длинное время года, но и самое «богатое» праздниками. Когда урожай уже убран, а новая страда еще не началась, наступает период развлечений.
«Зима – за морозы, а мужик – за праздник» – гласит пословица.
Центральное событие зимнего периода – Новогодние Святки. Две недели от Рождества Христова до Крещения назывались Святками. От Рождества вплоть до Крещения никто уже не возмется за работу, боясь несчастья.
Существовали поверья вроде тех, что если кто-нибудь задумает делать в эти дни что-нибудь гнутое (обручи, коромысла) у того скот будет родиться кривоногим, кто вздумает в это время плести лапти, у того родится кривой, а кто шьет на Святки, у того может родиться – слепой.

Праздники начинались 7 января и продолжались 12 дней до 19 января. 7 января было не случайно выбрано днем начала рождественских праздников – на него приходится конец зимнего солнцестояния. Именно с этого времени солнце начинает все выше и выше подниматься над горизонтом и сильнее разогревать землю. Происходит как бы рождение нового светила. И в этот момент люди старались помочь Солнцу. Это желание заключалось в многочисленных обрядах Святок.

Обрядность Святок – игровая, но когда-то, в древности, носила серьезный, магический характер, направленный на то, чтобы рос хлеб и плодился скот.

Одно из развлечений молодежи – ряженые. Под вечер ряженые шли к кому-нибудь на посиделки. Лихо наяривала гармошка. Пусть знают – на посиделки – ряженые идут! (выходят ряженые с гармошкой).

На крыльце ряженым устраивался заслон: требовалась плата за участие в вечеринках.

(обращается к ряженым): – Что принесли, что наколядовали?
Из толпы ряженых:

1-й. Денег немае – сами занимаем.
2-й. Пряники, орешки взяли сладкоешки,
3-й. Но нам неча горевать – будем петь и танцевать.

С Рождественского Сочельника наступало время колядок. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались благие пожелания – здоровья, богатства, урожая, многодетности.

– Какие колядки вы знаете? Кто может исполнить?

(Дети исполняют колядки)

«Сею – сею, посеваю
С Новым годом поздравляю
Со скотом, с животом
С малыми «детушками»!»

Кто подаст пирожок –
Тому рожь густа, умолиста
С колоска полмерки,
С зернышка пирог,
С полузернышка блинок.

Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж бы дядя доброход!

Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь,

Будем ждать,

У ворот стоять!

Золотая голова

Шёлкова борода!

Ты подай пирожка,

Ради праздника Христова

Пирожка-то хоть пресного

Хоть кисленького,

Да пшеничненького!

Отрежь потолще,

Подай побольше!

Колядки исполнялись детьми или молодежью (в некоторых местах после детей дома обходили и взрослые), которые несли на шесте звезду.

Хозяева одаривали исполнителей колядок печеньем – козульками, конфетами, деньгами.

Если хозяева скупились, то для них пели озорные колядки с шуточными угрозами.

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь кваску-

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

Кто не даст пирога –

Тому куричья нога,
Да корова горбата.

В течение двух недель Святок деревенское население собиралось на посиделки.

На посиделках очень распространены были разные игры, которые почти всегда сопровождались игровыми припевками и плясками.

  1. Игровая часть.

Игра «Сахаринка»

Дети стоят в кругу. Один водящий в центре круга. Все весело поют:

Сахаринка на полу, да на полу.

Не ленива сахаринку подыму.

Сахар съела, песню спела.

Целоваться захотела. (все останавливаются)

Обращаются к водящему: – Сердце томит?

Водящий: – Томит.

Все: – О ком?

Водящий: – О… (выбирает и называет имя)

Встают спинами друг к другу. По хлопку поворачивают головы. Если в одну сторону, то жмут руку, обнимаются или целуются. Если в разные – расходятся.

Игра – “Баба Яга”

Водящий – Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие, ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В тёмном лесу

Избушка стоит задом-наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Игра – “Краской”

Играющие выбирают “мамку”, “ангела” и “чёрта”. Сами становятся в ряд, в конце ряда “мамка”.

Всем играющим даются имена – название какой-либо краски: красная, зеленая, и так далее. “Ангел” ходит с одной стороны, “чёрт” – с другой.

“Ангел” произносит:

Стук, стук под окном.

“Мама” спрашивает:

Кто тут? По что пришёл?

-За краской.

-За какой?

-За белой.

Названный выходит и становится на сторону “ангела”.

“Чёрт” со своей стороны также стучит под окном и на вопрос “Кто тут?”, отвечает: “Я – чёрт с рогами, с горячими пирогами”.

Затем также называет краску. Когда играющие разделятся на две партии, они перетягиваются на палке: на чьей стороне силы больше: на стороне “ангела” или “чёрта”.

Игра «Умер покойник»

Один человек лежит на скамейке (покойник).

Все в хороводе вокруг него поют:

Умер покойник в среду во вторник

Пришли хоронить он руками шевелит.

Умер покойник в среду во вторник

Пришли хоронить он ногами шевелит.

Умер покойник в среду во вторник

Пришли хоронить он глазами глядит.

Умер покойник в среду во вторник

Пришли хоронить он за нами бежит. (Ловит. Кого поймает, тот покойник. )

Игра «Прянична доска»

Дети садятся на скамейках (стульях) спиной друг к другу. Один водящий ходит вокруг. Дети поют:

Прянична доска

С целого пенька.

С целого пенька.

Сбрось-ка паренька.

Водящий дотрагивается до любого сидящего. Бегут в разные стороны. Кто быстрее займет место. Кто не успел, становится водящим.

Игра – “Салки”

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова “Раз, два, три, смотри” дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: “Я салка”. Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: “Я салка”. Игра повторяется.

Правила игры:

Если играющий устал, он может прыгать то на одной, то на другой ноге.

Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Игра «Башмачник»

Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

– Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки.

В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:

– Примеривай, примеривай!

После этих слов водящий должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейку, протянув руку, поймать кого – нибудь из участников игры. Пойманный становится водящим.

  1. Итог мероприятия.

Наше мероприятие подошло к концу. Я хочу, чтобы вы поняли самое главное – умение жить весело и в то же время по мудрым законам всегда было присуще русскому народу.

И главное для нас – не забывать лучшие народные традиции.

 

infourok.ru

Методическая разработка на тему: Святочные забавы

Святочные забавы

Внеклассное мероприятие

Подготовила: учитель обществознания и МХК

МКОУ «СОШ №4»

 Волкова Е.В.

2013 г.

Цель: заинтересовать детей русскими народными традициями празднования Святок, создание благоприятных условий для формирования у обучающихся положительного  отношения к народным традициям; знакомство с русским фольклором (колядки, гадания, песни).

Задачи:

  1. расширить знания учащихся по истории русских народных праздников;
  2. познакомить со святочными традициями и обычаями народа;
  1. воспитывать уважение, интерес к прошлому и настоящему своего народа.

Предварительная подготовка: изготавливаются народные костюмы, разучиваются колядки и народные игры.

Оформление: в классе декорации зимней деревенской улицы, крестьянский дом,  на столе – самовар, в тарелке пирожки, стоят чашки с блюдцами, украшенный ленточками шест со звездой, искусственные ёлочки, угощение.

Оборудование:  компьютер, проектор, фонограммы народных песен, украшенный ленточками шест со звездой, искусственные ёлочки, костюмы, угощение, принадлежности для игр.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, красны девицы!

                  Здравствуйте, добры молодцы!

                  Здравствуйте, гости дорогие!

                  Приходите, проходите, разомните кости!

                  Вас «Святочные забавы» приглашают в гости.

                 Спешите скорей! Спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей.

Гостей мы давно ждём-поджидаем,

Забавы без вас не начинаем.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

Ведущий:  Что такое – Святки?

                     Вы не слышали, ребятки?!

                    Что ж, придётся рассказать

                    И, конечно, показать!

Святки – это двухнедельные праздники, которые отмечали наши предки. Самым весёлым на святках было колядование, или колядки. Начинались колядки в рождественский сочельник, т.е. в ночь перед Рождеством. А было это так: Просмотр  ролика «РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ: РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ» http://www.youtube.com/watch?v=FiF2mvZgWK

Ведущий: Ряженые – наиболее важные персонажи святочной обрядности. Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Очень часто рядились в козу и медведя, журавля, старика и старуху, цыгана. В каких литературных произведениях мы уже встречались с колядками, ряжеными, другими святочными обрядами? (Жуковский “Светлана”, Гоголь “Ночь перед Рождеством”, А. С. Пушкин «Евгений Онегин»). Принято считать, что игры ряженых – это имитация прихода нечистой силы из иного мира. Такой переход был возможен именно в Святки, когда старый мир теряет свою форму, рушится. Кроме того, игры ряженых – это игры, которые должны обеспечить “воскресение” солнца, природы, торжество жизни над смертью.

Ведущий: Девушки и парни наряжались в костюмы, брали с собой старинные музыкальные инструменты трещётки, ложки, колокольчики,… и шли по домам, желая людям счастья, урожая,…,  и получали от хозяев угощения…  

Ведущий: Удивителен и загадочен русский народ. Вот взять, например Колядки. Мало кто может однозначно и вразумительно сказать — что это такое. Но всем нравится. Одни говорят, что это праздник Солнцеворота, другие говорят, что был у славян такой Бог — Коляда, который рождается как раз в этот самый тёмный период и вот, мол, его и славят.

Сценка.

Место действия: русская хата.

Время действия: вечер в сочельник.

Действующие лица:

– хозяйка дома, баба Глаша;

– её муж, дед Иван;

-её крестницы.

Иван! Поди привяжи собаку! Может кто до нас сегодня придет. А после принесёшь с погребу огурчиков, да  капусты не забудь. (Дед уходит. Хозяйка накрывает на стол и потихоньку поёт).

(Приходит дед, ставит всё на стол)

Дед Иван: Ой, жена! Так есть  хочется!

Баба Глаша: Что ты, старый , великий грех. Пока первая звезда нн взойдёт, вечерить нельзя!

Дед Иван: Бабка, а вон и звёздочка загорелась.

Баба Глаша: Ну что ж давай помолимся (крестятся).

(Стук в дверь, входят две крестницы)

1 крестница: Добрый вечер, крёстная. Батька с матерью передали Вам кутю.

2 крестница: Ещё вам низко кланяются и зовуть к нам завтра вечером на Рождество.

Баба Глаша: Да мои ж вы голубоньки! Да мои ж вы пташечки. Вот уважили (развязывает узелок и пробует кутю). Хороша кутя.Да за таку кутю я вам сейчас гостинцев дам. Тебе Оксана бусы, а тебе Катерина – косыночку, а тебе Мария- серьги.

1 крестница: Крёстная, а можно мы вам колядку споём?

Баба Глаша: Уважьте старуху!

1 крестница: 

Коляду, коляду,

Пошла свинья по льду,

Растеряла колбасу,

А ты тётка подбирай

И нам денежку давай!

Баба Глаша: Ой мои ж вы касаточки. Дам вам я еще пятак.

Крестницы: Спасибо, крёстная, до свиданья!

Баба Глаша: До свиданья!

Ведущий: А давайте представим, что вы те самые колядовщики, сейчас вы выберете  в моем лукошке свертки и прочтёте  нам колядки. А кому не достались колядки, должны хором кричать «Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!» (Ведущая раздает зрителям колядки)

Мы колядки, колядовщики

Мы пришли колядовать,

Мы пришли колядовать,

Вас с праздником поздравлять…

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю,

 Счастья, радости желаю.

 Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,

 Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,

 Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.

 Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

 Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,

 Овец с овсом, жеребца с хвостом.

 Кто не даст пирога, тому куричья нога,

 Пес да лопата, корова горбата.

Хозяин с хозяйкой,

 Слезайте с печи,

 Зажигайте свечи!

 Открывайте сундучки,

 Доставайте пятачки!

 Вам для потехи,

 Нам — на орехи!

Баба Глаша: Хорошо колядуют!

Дед Иван: А помнишь бывало и мы с тобой?!

(Баба Глаша  и дед Иван уходят)

Ведущий: После колядования  все собирались на игрища. А давайте и мы с вами сейчас поиграем:

Ведущий: Без веретена – не пряха,

                    Без иглы – не портной!

                    У ленивой пряхи

                   Нет про себя и рубахи!

                  Чтоб рубаху нам соткать,

                  Надо пряжу намотать!

Ведущий проводит игру «Веретено».

Один торговец держит конец верёвки, 2-ой – берёт второй конец верёвки и, бегая вокруг первого, наматывает на него верёвку, как нитку на веретено, то, поднимая её вверх, то, опуская вниз. Игроки в это время перепрыгивают, перешагивают через верёвку, подлезают под неё. Кто ошибётся, выходит из игры. Затем верёвка разматывается. В какой из команд останется больше игроков, та и побеждает. Победители получают подкову.

Ведущий: Ты, Милочек, не зевай, не зевай!

                     Валеночки обувай, обувай! –

 Звучит  русская народная мелодия. Все подскоками или шагом движутся по кругу. С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуть валенки. Ребенок, оставшийся без валенок, выбывает из игры. Убирается одна пара валенок, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем. Победители получают подкову.

Ведущий проводит игру «Чудеса в решете» 2 команды по 5 человек. У нас здесь две команды — Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы.
4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

Ведущий проводит игру «Прыжки в мешках».

Ведущий:    Хорошо мы поиграли,

                    И конечно же, устали.

                  А теперь мы посидим  и немножко помолчим.

Ведущий:    С посиделок молодежь расходилась далеко за полночь. Но так как веселое настроение, поднятое танцами и играми, сразу не проходит, то девушки идут домой гадать, а парни обычно продолжают шалости на улицах.

        Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи было заваливанье ворот деревенским хламом: дровами, бревнами, сохами, боронами. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так заваливали все выходы их избы, что утром хозяева могли очутиться как в плену и нередко не могли выбраться из хаты до самого вечера.

Сценка.

Место действия: русская хата.

Время действия: вечер в сочельник.

Действующие лица:

– Оксана;

– Катерина;

– Мария.

Оксана – Снова месяц на небе показался, не так страшно гадать будет.

Катерина – А мешки с калядованым добром мы потеряли.

Мария – Зря только песни горланили.

Оксана – Мешки кузнец принесёт.

Катерина – Только что- то нет его долго.

Мария – А может он Оксана тебя разлюбил?

Оксана – Ну и дуры Вы! А по мне хоть и разлюбил, велика честь – муж кузнец!

Катерина –Ну давайте погадаем! Кому кузнец, а кому принц достанется!

(Девушки исполняю песню «Снова звёзды светят на небе» группы ВИА – ГРА)

Ведущий:  Свечи зажигаются- гаданья начинаются…Каждый день Святок заканчивался гаданием. Все собирались в избе. Зажигали свечи и начинали гадать на любовь, на дружбу, на то, что ждёт в новом году.

И мы погадаем: Из мешочка вы будите вытаскивать предметы, а мы будем толковать их…

Лук- к слезам

Конфета- к сладкой жизни

Сердце- к любви

Медаль- к успеху

Денежка- к богатству….

Гадание подблюдное Подблюдные гадания (илея, “закидывать кольца”) – один из самых ярких видов святочных гаданий, основанный на принципе вытаскивания жребия. (Ведущая собирает колечки у девушек и кладет в блюдо и под песню вынимает по очереди колечка и предсказывает будущее девушкам).  Просмотр  видео ролика «Рождественские гадания.mp4» http://www.youtube.com/watch?v=rovQDhjWrhs

Гадание на чайном наборе  (Для этого приготовьте чайный набор – и под перевернутые чашки положите следующие предметы: колечко, пуговицу, монету, игральный кубик, пробку, зернышко. Одну чашку оставьте пустой). Теперь пусть каждая выберет ту чашку, которая ей больше всего приглянулась.

Толкование:

Кольцо – любовь, замужество

Пуговица – дела, заботы

Монета – деньги, богатство

Кубик – неожиданные повороты в судьбе, счастливые случайности

Пробка – грусть-печаль

Зернышко – новые начинания

Пустая чашка – жизнь без перемен в будущем году.

 Гадание  Кто раньше выйдет замуж.

Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очередность выхода замуж. Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Если нитка потухла сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.

Гадание на качество жизни и жениха.

В миску, блюдце или валенок кладутся предметы, девушки выбирают их. Выбор предмета символизирует будущую жизнь: зола – плохая жизнь, сахар – сладкая жизнь, кольцо – выход замуж, луковица – к слезам, рюмка – веселая жизнь, золотое кольцо – богатая жизнь и т.п.

Гадание валенками.

Кладем в валенки -лук(к слезам), корку хлеба(к обычной жизни, скромной), конфету(к сладкой жизни), деньгу(к деньгам соответственно), кольцо(к любви). Затем гадающему завязываем глаза, а валенки расставляем по разным местам в комнате, раскручиваем гадающего и он на коленочках ползает ищет валенок. Что вытащит, то и будет в году.

Ведущий:  Наш праздник подошел к концу.

                     Будьте здоровы,

                     Счастливы будьте,

Живите без бед много-много лет!

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал,

Иди, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять.

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%FF%E4%E0

http://slavs.org.ua/kolyada-7516

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.

Даль В.И. Пословицы русского народа.

История культуры русского народа /А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007.

Народная Русь / Аполлон Коринфский. – М.:  Белый город , 2007.

nsportal.ru

Зимние святки и русские народные подвижные игры

ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли? Навряд ли на эти и подобные вопросы смогут ответить все. Большинство, наверное, скажет, что так, мол принято, такова традиция.
Верно. Такова традиция. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие.
Шло время. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. В единое целое слились языческие праздники и христианские, приспособившись к народному быту. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.
Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.
Рождество христово – 07 января, Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.
Святки – это от слова “святой”.
Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.

Первый святочный праздник – Рождество.

Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было “вкушать скоромную пищу”, но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.
Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день “до первой звезды” следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.
Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.
После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили о

educontest.net

Святочные игры

Святочные игры

На Руси святки всегда считались самым большим, шумным и веселым праздником. Они охватывают период времени от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).

Кроме танцев, песен и гаданий любимым развлечением на посиделках в дни святок являлись так называемые игрища. Как правило, их затевали деревенские парни, желая развлечь таким образом девушек (хотя, как мы увидим, многие такие игрища поражают стороннего наблюдателя откровенным цинизмом). Следует отметить, что добрая половина этих игрищ сама по себе не имеет к христианству никакого отношения. Почти все они восходят к язычеству, которое так и не смогло победить христианство в течение многих веков.

Приведем примеры некоторых из таких игр:

1) Игра в кобылы

Собравшись в какую-нибудь избу на беседу, парни устанавливают девушек попарно и, приказав им изображать кобыл, поют хором:

Кони мои, кони,

Кони вороные…

Затем один из ребят, изображающий хозяина табуна, кричит: «Кобылы, славные кобылы! Покупай, ребята!» – покупатель является, выбирает одну девушку, осматривает ее, как осматривают на ярмарке лошадь, и говорит, что он хотел бы ее купить. Дальше идет торговля, полная непристойных жестов и неприличных песен. Купленная «кобыла» целуется с покупателем и садится с ним. Затем, с теми же жестами и песнями происходит переторжка, после чего начинается ковка кобыл. Один из парней зажигает лучину (т.е. горн), другой раздувает его (мехи), третий колотит по пяткам (кузнец), а покупатель держит ноги «кобылы» на своих, чтобы она не ушла.

2) Игра в блины

Эта игра состоит в том, что один из парней берет хлебную лопату или широкий обрезок доски, а другой поочередно выводит девушек на середину избы и, держа, за руки, поворачивает их спиной к первому парню, который со всего плеча дует их по нижней части спины. Это и называется «печь блины».

3) Игра в быка

Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок, причем бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки поднимают крик и визг, после чего быка «убивают»: один из парней бьет поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят. Кстати, иногда эта «игра» по-настоящему заканчивалась смертью «быка» или его увечьем.

4) Игра в гуся

«Гусь» приходит тоже под покрывалом, из-под которого виднеется длинная шея и клюв. Клювом гусь клюет девок по голове (иногда очень больно), и в этом состоит все его назначение.

5) Игра в лошадь

Над лошадью ребятам приходилось потрудиться, чтобы приготовить ей сверху покрывала голову, похожую на лошадиную. Но смысл игры тот же: лошадь должна лягать девок.

6) Игра в кузнеца

Это более сложная игра, напоминающая деревенскую комедию. В избу, нанятую для беседы, вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Впереди всех выступает главный герой – кузнец. Из одежды на нем только портки, а верхняя голая часть туловища разукрашена симметрично расположенными кружками, изображающими собой пуговицы. В руках у кузнеца – большой деревянный молот. За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли, пологом, под которым прячется человек пять-шесть ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать все, что угодно: замки, ножи, топоры, ухваты и, сверх того, умеет «старых на молодых переделывать». – «Не хочешь ли я тебя на молодую переделаю?» – обращается он к какой-нибудь девице не первой молодости. Та, разумеется, конфузится и не соглашается. Тогда кузнец приказывает одному из ряженых стариков: «Ну-ка ты, старый черт, полезай под наковальню, я тебя перекую». – Старик прячется под пологом, а кузнец бьет молотом по скамейке и из-под полога выскакивает подросток. Интерес игры состоит в том, чтобы при каждом ударе у кузнеца сваливались портки и он оставался совершенно обнаженным. Когда всех стариков перекуют на молодых, кузнец обращается к девушкам, спрашивая у каждой: «Тебе, красавица, что сковать? Тебе, умница, что сковать?» – И каждая девица должна что-нибудь заказать, а затем, выкупая приготовленный заказ, поцеловать кузнеца, который старается при этом как можно больше вымазать ей физиономию сажей.

Все перечисленные игры (как видно, многие из них довольно циничны и унижают чувство достоинства молодой девушки, будущей женщины), при всей своей грубости и жестокости, все-таки не заключают в себе ровно ничего такого, что оскорбляло бы религиозное чувство человека и что, так или иначе, связывалось бы с христианскими верованиями и обычаями. Но, к сожалению, существует целая группа других игр, которые окрашены не только цинизмом, но и содержат в себе элемент несомненного кощунства. Такова, например, игра в покойника (местные названия «умрун», «смерть» и т.д. Состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб, предварительно накрепко привязав веревками, чтобы, в случае чего, он не упал или не убежал. «Покойника» вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади идет «поп» в рогожной ризе, в камилавке из синей сахарной бумаги, с кадилом в виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся угли, сухой мох и куриный помет. Рядом с «попом» выступает «дьячок» в кафтане, с косицей сзади, потом «плакальщица» в темном сарафане и платочке и, наконец, толпа провожающих покойника родственников, между которыми обязательно найдется мужчина в женском платье, с корзиной шанег1 для поминовения усопшего. Гроб с покойником ставят посреди избы и начинается кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной, что называется, брани, которая прерывается только всхлипыванием плакальщицы да каждением «попа».

По окончании отпевания, девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами. Нечего и говорить, что один вид покойника производит на девушек удручающее впечатление: многие из них плачут, а наиболее молоденькие, случается, даже заболевают после этой игры. Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника хоронить, а другая часть остается в избе и устраивает поминки, состоящие в том, что мужчина, наряженный девкой, оделяет девиц из своей корзины так называемыми «шаньгами» – кусками мерзлого конского помета.

В некоторых случаях эта игра варьируется таким образом, что покойника, обернутого в саван, носят по домам, спрашивая у хозяев: «На вашей могиле покойника нашли – не ваш ли прадедка?» Находящиеся в избе, разумеется, приходят в ужас. Были даже случаи, когда маленькие ребятишки падали в обморок и долго после этого бредили.

Многие игры молодежи того времени рисуют святочные развлечения нашего народа с отрицательной стороны (как «Игра в покойника»). Но было, разумеется много игр совершенно невинных, характеризующих лишь наивность и простоту деревенских нравов. Из таких игр можно указать для образца, например, игру в голосянку.

Суть ее в следующем. На посиделках какой-нибудь бойкий парень выходит на середину избы и громким голосом произносит:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того за волосы-ы-ы-ы!..

И парень, а за ним и все другие начинают тянуть это «ы» до бесконечности. Посторонние же посетители (ребятишки и пожилые) всячески стараются рассмешить участвующих в игре и тем заставить прервать звук «ы». «Эй, ты, Егорка, лопнешь! – кричат они какому-нибудь парню, – смотри, как шары-то выпучил!» – Окрики эти сопровождаются обыкновенно самым заразительным смехом, и потому Егорка, не удержавшись, в конце концов расхохочется и прервет звук «ы». Тогда на него наскакивает целая толпа и теребит за уши, за нос, за волосы. Азарт при этом бывает так велик, что теребят даже не участвующие в игре.

Почти такой же азарт вызывает игра в молчанку. Она состоит в том, что по команде все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание, в то время как другие пытаются их рассмешить. Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условленной каре, например, съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, бросить в рот горсть пепла и т.д.

С посиделок молодежь расходится далеко за полночь. Но так как веселое настроение, поднятое танцами и играми, сразу не проходит, то парни обычно не идут по домам спать, а продолжают шалости на улицах.

Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи было заваливанье ворот деревенским хламом: дровами, бревнами, сохами, боронами. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так заваливали все выходы их избы, что утром хозяева могли очутиться как в плену и нередко не могли выбраться из хаты до самого вечера. Иногда, для большей потехи, парни взбирались на крыши заваленных изб и выливали в трубу ведро воды, после чего хозяева, как очумелые, носились по избе и звали на помощь.

Святки всегда считались праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население в святочные дни никогда не оставалось равнодушным к общему веселью, к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздником в деревне. Но все-таки центром празднеств служила молодежь: ее веселые игры, песни, посиделки и гадания всегда задавали тон общему веселью и скрашивали унылую деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляли святки для девушек, ведь в их однообразную жизнь врывалась целая волна новых впечатлений, и суровые деревенские будни сменялись широким привольем и целым рядом забав и развлечений.

davaiknam.ru

061_Зимние праздники. Святки – Исторические записки Старого Ворчуна

Святки

являлись и являются самым длинным праздничным периодом в русской жизни. Они начинаются 19 декабря (Николин день) и заканчиваются 19 января (Крещенье). Святки были преимущественно молодежным праздником, так как именно молодежные игры, песни и гадания задавали тон всем этим дням, но и взрослые не оставались в стороне и по-своему поддерживали праздничную атмосферу.

Но больше всего переживаний в эту пору выпадало на долю девушек: различные гадания должны были определить девушке будущего мужа и предсказать ей будущую жизнь с ним. Тут и без чертовщины не обходилось!
(О том, какие гадания поводились и как, я расскажу позже.) В такой волнующий период жизни матери, как правило, освобождали девушек от прялки и иглы. По улицам ходили ватаги парней и пели песни, а с наступлением темноты в “жировой” избе на посиделках заливалась гармонь или звенели балалайки. Посиделки, несомненно, были центром общественной жизни в этот период. К ним готовились заранее, чуть ли не за месяц! Девушки шили наряды, а парни готовили маскарадные костюмы. Очень важным был вопрос о выборе избы для посиделок, так называемой “жировой” избы. Обычно какая-нибудь одинокая женщина предоставляла свою избу за небольшую сумму денег и разрешала вынести всю домашнюю обстановку и убрать избу по усмотрению молодежи. Деньги за избу платились наличными: складывались все, и девушки не освобождались от взноса. В редких случаях разрешалась отработка взноса.

Святочные посиделки отличались от обычных тем, что на них и парни и девушки наряжались как на бал-маскарад. В первые дни святок это ряженье носило незамысловатый характер: девушки наряжались в чужие сарафаны, чтобы их не узнали по одежде, и закрывали лица платками, а парни или разрисовывали лица, или надевали разные маски и личины, а могли обойтись и без этого. Несколько позже, через несколько дней, обычно в Рождественскую ночь и позже, начиналось праздничное переодевание: парни надевали женскую одежду, а девушки – мужскую. Считается, что этот обычай пришел на Русь из Византии. Обычно так наряжались гости из других деревень или наиболее отчаянные односельчане. Такие переодевания позволяли дурачить наиболее простоватых и влюбчивых парней и девушек. А часто просто разыгрывался спектакль ухаживаний, сопровождавшийся неприличными шутками и жестами. Чтобы молодежь совсем уж не распускалась в “жировых” избах обычно находилось множество ребятишек, готовых доложить взрослым обо всех проделках парней и девиц, а также несколько пожилых человек, следящих за порядком. Им частенько подносили угощение, а когда они засыпали, вениками изгонялась из избы малышня и, хоть на время, наступало полное и безграничное веселье. Что там было в такие часы, никто не рассказывал!

Розыгрыши с переодеванием часто заканчивались тем, что парню, переодетому девушкой, удавалось одурачить какого-нибудь простофилю, пообещать выйти за него замуж (или что еще) и позволить себя обнять. Тогда эту пару окружала толпа хохочущей молодежи, а неудачнику набивали полные штаны снега (чтобы остыл). Иногда какой-нибудь девушке или солдатке, переодетой парнем, удавалось провести девушку, уговорить ее выйти за нее замуж и выпросить у нее в залог платок, колечко, гребешок или еще что-нибудь. Шуткам по этому поводу потом не было конца. Впрочем, жертве часто бывало не до смеху! Если кто-нибудь из ряженых позволял себе совсем уж неприличную шутку, то его или ее раздевали почти до гола и вываливали в снегу.

Присутствие гостей из других деревень тоже могло служить сдерживающим фактором в поведении молодежи. Если все шло заведенным порядком (т.е. гости приходили с выпивкой и не позволяли себе дерзостей), то хозяева были учтивы, уступали гостям почетные места на лавках, следили, чтобы пришедшие девицы не оставались во время танцев без кавалеров, а парни могли танцевать с самыми красивыми девушками. Впрочем, наличие гостей часто служило причиной ссор и жестоких драк. Если гость начинал откровенно ухаживать за девушкой из чужой деревни, а водки (отступного) парням не поставил, то его могли сильно за это поколотить, а иногда и изувечить. Обиженный возвращался домой, собирал парней, ставил им водки, и они шли в деревню к обидчикам. Там обычно начиналась массовая драка, во время которой девки с визгом разбегались по домам, а парни могли взяться за дрова и колья (в избе обычно дрались на кулаках). Такие драки могли происходить за время святок несколько раз. Кончалось это тем, что победители “сдирали” с побежденных водку, которую и распивали на посиделках.

Любимыми развлечениями на посиделках были танцы, пение песен и частушек, гадания, а также различные представления (игрища), которые часто носили циничный и неприличный характер. Церковь всегда осуждала эти игрища и боролась с ними, но искоренить их из быта русского народа так и не удавалось. Помимо сложных представлений, действующими лицами которых были различные короли, императоры, купцы, помещики, разбойники (чаще всего Степан Разин) и т.п., молодежь играла и более простые игры. Укажу некоторые из этих незамысловатых игр.

Игра в кобылы. Парни выстраивали девушек парами, велели им изображать кобыл и запевали какую-нибудь песню про лошадей, коней или кобыл. Затем “хозяин табуна” кричал:

“Кобылы, славные кобылы! Ребята, покупай!”

Ребята по одному подходили к “табуну”, выбирали себе “кобылу” и начиналась торговля, сопровождавшаяся множеством неприличных жестов, шуток и песенок. Даю волю вашей фантазии. Игра продолжалась до тех пор, пока не продавали всех кобыл.

Игра в блины. Это очень простая игра. Одному из парней давали в руки хлебную лопату, которой он должен был огреть девок ниже спины. Были разные варианты этой игры: от самого простого, когда девок по очереди выводили на середину избы, до самого сложного, когда в избе шли танцы, а водящий должен был испечь всех девок. За каждый удачный удар он мог получить награду, а за ошибку (попал по парню) его могли и оштрафовать.

Игра в быка. Парень, изображавший быка (иногда его и наряжали быком), держал в руках большой глиняный горшок, к которому были приделаны рога, и вся эта нехитрая конструкция накрывалась платком или покрывалом. Задачей “быка” было перебодать как можно больше девок, но так, чтобы им было не столько больно, а обидно, т.е., опять же, ниже спины. Девки с визгом и криком бегали по избе, а парни или защищали девок, или выталкивали их “быку”. Для окончания игры одному из парней надо было убить “быка”: для этого было нужно разбить поленом горшок, “бык” падал, и игра заканчивалась.

Игра в гуся. На парня, которого выбрали “гусем”, накидывают покрывало, а в руки ему дают гусиную шею с головой и клювом. Этим-то клювом “гусь” и должен ударять всех присутствующих, желательно по голове. Чаще всего доставалось, естественно, девкам. Во многих местностях роль гусиной головы и шеи с большим успехом выполняла рука парня, которой было намного удобнее и приятнее щипать девок.

Игра в коня (не путать с игрой в кобыл!). С этой игрой парням приходилось потрудиться немного больше, так как ее обязательным атрибутом была лошадиная голова, которую надо было сделать своими руками. Коня (лошадь) чаще всего изображали один или два парня, накрытых покрывалом (иногда их могло быть и больше), а на голову ведущего одевалась лошадиная голова. Задача лошади лягать всех подряд, а особенно девок.

Игра в кузнеца. Это более сложная игра и она имеет множество вариантов, но основные черты всегда одни и те же. Главное действующее лицо этой игры, разумеется, кузнец. Его изображает парень одетый только в портки большого размера и привязанную бороду. Верхняя часть туловища и лицо у него вымазаны сажей. В руках у него большой деревянный молот. Сопровождать “кузнеца” может компания таких же чумазых подмастерьев, но более одетых. Кузнец хвастает, что может сделать все, что угодно. Каждой девушке “кузнец” задает вопрос: что ей сковать? Он изображает работу, потом достает заранее приготовленную вещь и требует себе выкуп. Обычно девушка должна поцеловать “кузнеца”, а он старается как можно сильнее измазать ее сажей. Когда кузнец кует подарки, у него почти при каждом ударе молота сваливаются портки, что вызывает всеобщий смех.

В другом варианте игры кузнец предлагает перековать старых людей в молодых (вот когда уже была перековка, прославленная большевиками!). Для этого под широкую скамейку, накрытую покрывалом, которая изображает наковальню, прячется несколько мальчишек и девчонок. “Кузнец” обращается к старикам и старухам, прелагая сделать их молодыми. С некоторыми из них уже договорились заранее, за рюмочку, наверно.
Старик прячется за пологом, “кузнец” несколько раз бьет по скамье молотом, и из-под скамьи выскакивает какой-нибудь мальчишка. После двух-трех перековок начинается всеобщее веселье, и перековывают всех стариков и старух подряд. Очень часто эти варианты игр совмещаются.

Очень популярной в XIX веке была игра в барина, которая часто вырастала в целое сатирическое представление, а количество ее вариантов не поддается описанию.

Игра в голосянку. Какой-нибудь бойкий парень выходил на середину избы и запевал, например, такую запевку:

“Ну, давайте-ка ребята,
Голосянку тянуть.
Кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы-ы-ы!…”

И все начинали тянуть это “ы” до бесконечности, а ребятишки, пожилые люди и гости старались рассмешить участвующих в игре различными шутками и прибаутками и тем заставить их перестать тянуть звук. На первого рассмеявшегося и прервавшего тянуть звук наваливалась целая толпа и начинала теребить его за уши, за нос, за волосы и т.д. Заодно под шумок тискали и девок.

Игра в молчанку очень похожа на игру в голосянку, но только надо было заставить кого-нибудь рассмеяться и нарушить тем общее молчание. В этой игре провинившийся мог, по предварительному уговору, подвергнуться наказанию вроде фантов: могли заставить съесть из печи углей или золу, позволить облить себя водой или извалять в снегу, поцеловать какого-нибудь старика или старуху и т.д. Если кто отказывался выполнять условленное наказание, того могли покатать на палках. Для этого на пол укладывали несколько круглых и гладких поленьев, виновного(ую) дружно валили на эти поленья, хватали за руки и за ноги и начинали спиной возить по этим поленьям – операция довольно болезненная.

Но это были все игры веселые и осуждения не вызывали. Была, однако, одна довольно распространенная игра, которая вызывала резкое осуждение со стороны священнослужителей, да и большинство взрослых тоже ее осуждали. Это игра в покойника, которую в некоторых местах еще называли игрой в смерть или умрун. Какого-нибудь мужика или парня уговаривают (за денежку или выпивку, а то и все вместе) играть роль покойника. Его одевают во все белое, намазывают лицо мукой, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтоб казался страшнее, и кладут на скамью или в длинный короб, а то и в гроб, крепко привязав, чтобы не вывалился, да и не сопротивлялся, если, вдруг, передумает. Потом проводят “отпевание” отборной бранью, а девок заставляют целовать покойника. Часто “покойника” носили по избам и спрашивали, не ваш ли покойник? Девки и малые дети часто пугались “покойника” вплоть до нервных припадков. Так что не все святочные игры были такими уж веселыми для всех!

Обязательной составной частью святочных праздников были святочные песни, которые сопровождались хороводами или хождениями девушек рядами или кругами. Песни могли быть праздничными (прославляющими), диалогами, вопросами-ответами, а также традиционными хороводными песнями. Эти песнопения часто сопровождались сопутствующими играми.

Когда посиделки заканчивались, а часто это бывало далеко за полночь, молодежь ватагами расходилась по деревне, а парни могли колобродить до утра и пугать и будить мирно спящих обывателей. Стучали в стены и окна, могли оттащить в поле сани или телеги, могли завалить двери каким-нибудь барахлом или вылить в трубу ведро воды. Могли плеснуть в прохожего или хозяина избы разбавленным навозом. Мужики знали об этих проделках молодежи и часто объединялись для отпора. Пойманных озорников могли оходить и батогами: не балуй!

Взрослые в святочные вечера ходят в гости, угощаются там, а потом играют в кости, карты или другие азартные игры, но это уже после окончания рождественского поста. Причем игры носили до того азартный характер, что проигравшие могли вернуться домой нагишом, проиграв всю свою одежду. Часто дело доходило и до драк. В общем, все веселились, как могли!

arkaim.co

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о