Индивидуальный план коррекционной работы – . , – .

Материал по логопедии по теме: Индивидуальный план коррекционной работы на логопункте ДОУ

Индивидуальный план коррекционной работы

с _______________________________________________________

на   __ полугодие  20___- 20____уч.г.

Логопедический диагноз_______________________________

I.   Подготовительный этап

  1. Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т.д.
  2. Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с помощью тренажёра «Ёжик».
  3. Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений «Что звучит?», «Где звенит?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Посчитай звуки», «Найди звук в слове», «Где спрятался звук?».
  4. Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко – низко», «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т.д.
  5. Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).
  6. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка – Трубочка».
  7. Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик – Хоботок».
  8. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».
  9. Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».
  10. Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».
  11. Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».
  12. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».
  13. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».

                II .Постановка звуков __________________________________________________________________

  1. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах
  2. Дифференциация  звуков____________________________________________
  3. Работа над развитием речи
  1. Формировать грамматические навыки речи (словоизменение и словообразование).  Формировать правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
  1. Активизировать и обогащать словарный запас.
  2. Развивать связную речь.

Результат коррекционной работы ____________________________________________________________

Индивидуальный план коррекционной работы

с _______________________________________________________

на   __ полугодие  20___- 20____уч.г.

Логопедический диагноз_______________________________

I.   Подготовительный этап

  1. Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т.д.
  2. Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с помощью тренажёра «Ёжик».
  3. Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений «Что звучит?», «Где звенит?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Посчитай звуки», «Найди звук в слове», «Где спрятался звук?».
  4. Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко – низко», «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т.д.
  5. Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).
  6. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка – Трубочка».
  7. Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик – Хоботок».
  8. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».
  9. Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».
  10. Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».
  11. Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».
  12. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».
  13. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».

                II .Постановка звуков __________________________________________________________________

  1. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах
  2. Дифференциация  звуков____________________________________________
  3. Работа над развитием речи
  1. Формировать грамматические навыки речи (словоизменение и словообразование).  Формировать правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
  1. Активизировать и обогащать словарный запас.
  2. Развивать связную речь.

Результат коррекционной работы ____________________________________________________________

nsportal.ru

Методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему: Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год (2-й год обучения. Подг. гр.)

Направления

коррекционно-речевой работы

Задачи

Сентябрь – ноябрь

Декабрь – февраль

Март – май

Совершенствование функций артикуляционного аппарата

-Развитие мимической моторики, артикуляционной моторики, переключаемости

-Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

-Развивать мышечную силу и подвижность губ.

-Отрабатывать движения языка вверх, развивая его подвижность.          -Способствовать

растяжке подъязычной связки.

– Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука « р».

– Отрабатывать подвижность языка и вырабатывать качественную длительную вибрацию, необходимую для звука « р».

– Совершенствование мимической и артикуляционной моторики.               – Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

– Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

– Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.                  – Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов

артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и лёгкость, без подёргивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного  движения к другому.

Совершенствование мимической и артикуляционной моторики до нормального развития.

Совершенствование темпово-ритмической и интонационно-мелодической организации речи

– Отрабатывать силу выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр. «дуем на чашечку»)

– Воспитание длительного  ротового выдоха.

– Отработка слитности нескольких гласных.

– Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )

– Воспитание правильного темпа и ритма речи.

– Воспитание интонационной выразительности речи.

– Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

– Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

– Учить выразительно читать стихи, используя  естественные логические паузы, ударения, передавая своё отношение к окружающему.

– Постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного ротового                              выдоха.

– Работа над интонационной выразительностью речи: ритмические упражнения, различение разных видов интонации в экспрессивной речи.

– Формирование речевого дыхания (распределение выдоха и добор воздуха в процессе речи).

Совершенствование отрабатываемых навыков.

Формирование навыков правильного звукопроизношения

Автоматизация звука Л

Постановка правильного произношения звука р и его автоматизация

дифференциация зв. Л/ЛЬ

Автоматизация зв. Р, РЬ в предложении, чистоговорках, скороговорках, связной речи.

Дифференциация Р/Л, РЬ/ЛЬ

– Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения

Формирование фонематических процессов и слоговой структуры речи

– Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

– Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.

– Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.

– Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

– Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование чёткого акустического образа звука)

– Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении.

– Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков

Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

Вводить в самостоятельные высказывания слова сложной слоговой структуры.

Работа над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах.

– Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

– Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

 – Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

– Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)

– Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

– Формирование умения произносить 4х-5и сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам;

Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

– Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений

Совершенствование навыков формирования фонематических процессов и слоговой структуры речи.

Актуализация и обогащение словарного запаса

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение. Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

Обучение подбору слов-синонимов, антонимов,  родственных слов.

– Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток)

Обогащение словаря словами, обозначающими части предмета

 Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол). 

– Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение

(там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо,

плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).

Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов по лексическим темам.

Продолжать обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов, обучение подбору омонимов

образовании притяжательных прилагательных

Обогащение словаря словами сложных по семантике.

Актуализация и обогащение словарного запаса по всем лексическим темам до нормы развития.

Формирование навыков правильного грамматического оформления речи

– Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

– Образование множественного числа существительных Р.п.

– Практическое  употребление  в речи простых предлогов

под, над, перед, за, около

Образование сравнительной степени прилагательных.

– Образование относительных прилагательных.

– Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ.

Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая—-длинноволосая девочка

– Согласование притяжательных местоимений с существительными.

-Практическое  употребление  в речи предлогов из- за, из -под,  между, через.

– Употребление приставочных глаголов.

Совершенствование и образование сравнительной степени прилагательных.

– Образование наречий от прилагательных.

– Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

– Образование притяжательных прилагательных.

– Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ.

– Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.

Совершенствование навыков правильного грамматического оформления речи

Формирование связной речи

– Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений,

обстоятельств, однородных слов.

– Работа над распространением предложений с помощью дополнений.

– Работа над распространением предложений с помощью определений.

– Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений.

 – Работа над распространением предложений с помощью обстоятельств, однородных слов.

– Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них.Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы. Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

Учить составлять рассказы с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды).

– Составление различных типов сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

– Закрепление  умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану,

рассказов по сюжетной картине,

по серии картин.

– Обучение составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов.

– Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.

– Формирование и  закрепление  умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.

Продолжать работу над пересказом текста без опоры на наглядность, творческих рассказов.

Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения. Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов:

  • с распространением предложений;
  • с добавлением эпизодов;
  • с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета).

Совершенствование навыков формирования связной речи

Общее развитие

Усвоение эталонов формы прямоугольник, шар.

Усвоение величин: широкий – узкий, толстый – тонкий.

Формирование пространственного праксиса: навык определения правой и левой стороны тела.

Сравнение предметов, устанавление причинно- следственных связей;

Развитие логических операций: анализа, синтеза, обобщения.

Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки.

Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

Развивитие понимания и умения объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда.

Усвоение эталонов формы куб, цилиндр

Усвоение величин: высокий – узкий

Выполнение пробы “Хеда”

Определение простр. расположения предметов от себя

Ориентировка на листе бумаги.

Продолжать сравнивать предметы

Учить пониманию переносного значения слов и целых выражений

Закрепление усвоенных форм.

Закрепление усвоенных величин

Определение простр. расположения предметов при зеркальном расположении.

Развитие словесно – логического мышления.

Доведение до нормы развития.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по логопедии на тему: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

I. Подготовительный

Задача: Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)        вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)        развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в)        формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г)        в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д)        укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а)        устранение дефектного звукопроизношения;

б)        развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционного и акустически;

в)        формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3′, шипящий Ш, сонор Л, шипящий Ж, соноры Р, Р’, шипящие Ч, Щ . (способ постановки смешанный).

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: “Улыбка”, “Заборчик”, “Лопатка”, “Желобок “Щеточка”, “Футбол”, “Фокус”;

для шипяших: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок “Погреем руки”;

для Р, Р’: “Болтушка”, “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок “Барабанщик”, “Гармошка”, “Пулемет”; для Л: “Улыбка”, “Лопатка “Накажем язык”. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по

мере постановки может проводиться как индивидуально, так и подгруппе:

а)        С, 3, Ш, Ж, С, 3′, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

Данная последовательность определена естественным (физиоло-гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Звонкие согласные 3, Ж, 3′ не автоматизируются в обратных слогах.

б)        Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых со стечением согласных;

в)        Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Дифференциация звуков:

С-3, С-Сь, С-Ц, С-Ш;

Ж 3, Ж-Ш;

Ч-С , Ч-Г, Ч-Щ;

Щ-С, Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Рь, Р -Ль, Р-Й, Л-Ль;

Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Систематическиеупражнения на развитие внимания, памяти,мышления на отработанномв произношении материале.

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.

nsportal.ru

Индивидуальный план коррекционной работы

Индивидуальный план

коррекционной работы

с учени ………класса

……………………

201.-201. учебный год

Учитель: ……………………………..

Индивидуальный план коррекционной работы с учащ…

Основные причины низкой успеваемости (по итогам 1 четверти)

1. Низкий уровень развития внимания, памяти, интеллектуальных способностей (заключение ПМПК).

2. Проблемы речи: заикание.

3. Проблемы в ЗУН, вследствие низкого уровня развития интеллектуальных способностей.

Направления коррекционной работы

1. Общее развитие ребёнка

2. Ликвидация общего отставания по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру

Общее развитие ребёнка

  • работа по формированию внимания, развитию памяти и мышления осуществляется на всех уроках и во время индивидуальной работы

  • занятия в кружке

Общее отставание по математике

осуществляется на уроках математики и индивидуальных занятиях при решении задач, заданий на логику

осуществляется при решении выражений, неравенств, задач

Общее отставание по русскому языку и литературному чтению

осуществляется на уроках чтения, внеклассного чтения, развития речи; при работе с сюжетными картинками, написании творческих работ

осуществляется в творческих работах, при подборе синонимов, антонимов, написании изложений, сочинений

осуществляется на всех уроках через дополнительное чтение вопросов и заданий, чтение текста с предварительным вопросом, внеклассное чтение

Общее отставание по окружающему миру

осуществляется на всех уроках и во внеклассной деятельности через беседы, игры, конкурсы, просмотр фильмов и презентаций.

Развитие логического мышления

Уроки, индивидуальные занятия, внеурочная деятельность

Развитие навыков счёта

Уроки математики, индивидуальные занятия

Общее отставание по русскому языку и литературному чтению

Развитие речи и мышления

Уроки, индивидуальные занятия, внеурочная деятельность

Обогащение словаря

Уроки, индивидуальные занятия, внеурочная деятельность

Развитие техники чтения

Уроки, внеклассное чтение

Общее отставание по окружающему миру

Расширение кругозора

Уроки, индивидуальные занятия, внеурочная деятельность

infourok.ru

Индивидуальный план коррекционной работы с детьми с ОНР

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА _______________УЧ. ГОД

Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________________

Дата рождения ___________________ Группа_____________________________

Логопедическое заключение ________________________________________________

Сентябрь

(1-2 недели – логопедическое обследование состояния речи и психических функций.)

1. Развитие понимания речи в условиях наглядной ситуации с использованием режимных

и игровых моментов. Обучение пониманию обиходных обращений в повелительной

форме: покажи, положи, дай, возьми, принеси и т. д.

2. Уточнение понимания названий окружающих предметов, игрушек по планируемым

лексическим темам.

3. Развитие слухового внимания на неречевых звуках: постукивание, похлопывание, звуки

бубна, дудки, колокольчика, гармошки и т.п.

4. Уточнение произношения гласных звуков типа а, о, и, у.

5. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж пальчиков, пассивные упражнения на сгибание

и разгибание пальчиков (3 мин), складывание пирамидок.

Октябрь

1. Развитие понимания обращённой речи с использованием приёма комментирования действий

с предметами и игрушками (Напр.: Кукла, спи! – Кукла спит. Мишка, ходи! – Мишка ходит.)

2. Уточнение значения слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (шар шарик,

дом – домик и т. д.)

3. Уточнение произношения гласных звуков: а, о, и, у и доступных в произношении согласных

звуков: ль, в, вь, п, пь.

4. Развитие слухового внимания на звуковых комплексах: «а-а-а» (укачивание куклы),

«о-о-о» (больное ушко), «и-и-и» (песенка лошадки), «у-у-у» (игра на дудочке).

5. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж пальцев, показывание каждого пальчика,

сгибание и разгибание пальцев в кулачок, разучивание простых упражнений пальчиковой

гимнастики («Моя семья»).

Ноябрь

1. Расширение объёма понимания чужой речи. Выполнение простых и сложных инструкций.

2. Вызывание потребности подражать слову взрослого: на, дай, вот, да, нет, ух ты! ай-ай-ай!

ой-ой-ой! всё, идём и т. п.

3. Воспитание слухового внимания, выдержки в играх: «Покажи картинку», «Да или нет?»,

«Хлопни, когда услышишь слово…» и т. п.

4. Уточнение произношения согласных звуков: б, бь, т, ть, д, дь.

5. Развитие общей и мелкой моторики. Группирование мозаики по цвету, показ предметов

указательным пальцем.

Декабрь

1. Обучение умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением

(Покажи, кто спит, сидит, летит, идёт и т. д.)

2. Формирование умения называть имена детей, членов семьи, картинки по пройденным

лексическим темам.

3. Формирование длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных звуков и их

сочетаний: ау, уа, иа.

4. Уточнение произношения согласных звуков: н, нь, к, кь, г, гь, х.

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх («Зайка», «Коза»,

«Дерево», «Кольцо», «Цветок» и т. п.)

Январь

(1-2 недели – каникулы)

1. Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти в играх «Угадай, кто

сказал», «Повтори, как я» и т. п.

2. Активное усвоение глагольного словаря в игре «Магазин», в играх с куклой.

3. Развитие понимания грамматических форм речи. Обучение пониманию вопросов: где? куда?

кому? у кого?

4. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков. Разучивание

упражнений артикуляционной гимнастики.

5. Развитие различных звукоподражаний в играх (му-му, ам-ам, тик-так и т. п.)

Февраль

1. Развитие понимания грамматических форм речи: ед. и мн. ч. существительных (птица –

птицы) и глаголов наст. врем. (иди – идите, сядь – сядьте и т. д.)

2. Закрепление понимания обобщающих понятий по пройденным лексическим темам.

3. Восприятие содержания маленьких рассказов, стихов с опорой на картинки.

4. Договаривание слов в разучиваемых потешках, упражнениях пальчиковой гимнастики.

5. Работа над звукопроизношением в пределах доступного словаря с опорой на картинки.

6. Развитие силы и динамики голоса (тихо – громко – шёпотом).

Март

1. Развитие понимания предложных конструкций с простыми предлогами: на, в, под, за, у, с.

2. Развитие понимания вопросов, задаваемых по содержанию сюжетной картинки.

3. Развитие длительного речевого выдоха до 3-4 сек. Пение сочетаний гласных звуков,

слогов с согласными звуками м, н, п, т, д, б.

4. Узнавание и воспроизведение гласных звуков по их беззвучной артикуляции.

5. Развитие фонематического восприятия в игре «Хлопни, когда услышишь песенку комара,

ёжика…»

6. Формирование слоговой структуры слов:

– СГ+СГ (Таня, Дима)

– ГСГ (иди, усы)

– СГС (мак, дом)

7. Дальнейшее развитие словаря по лексическим темам.

8. Работа с разрезными картинками (2-3 части).

Апрель

1. Закрепление дифференциации ед. и мн. ч. существительных и глаголов.

2. Уточнение и обогащение активного словаря. Введение в речь наречий (тут, там, здесь,

хорошо, плохо, тепло, холодно, тихо, громко) и местоимений (я, ты, он, она, мы, вы).

3. Формирование слоговой структуры слова:

– СГ+СГС (лимон, веник)

– СГС+СГ (туфли, ветка)

– СГ+СГ+СГ (малина, собака)

4. Формирование фразовой речи с опорой на модели:

– подлежащее+сказуемое (Кукла спит. Дети поют.)

– подлежащее+сказуемое+дополнение (Папа читает газету.)

5. Восприятие содержания небольших рассказов, сказок, стихов с опорой на картинки.

Развитие умения понимать простые вопросы по их содержанию и отвечать на них.

6. Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх.

Май

1. Развитие произносительных навыков. Постановка и автоматизация звуков сь, зь.

2. Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных

с местоимениями (Мой мяч. Мяч красный, большой).

3. Обучение употреблению возвратной формы глагола (по картинкам:

умывается,

одевается и т. д.)

4. Формирование фразовой речи с опорой на модели:

– обращение+глагол+инфинитив (Мама, хочу спать)

местоимение+глагол+ инфинитив (Я хочу гулять)

– сочетаний типа: Можно хлеба? Не надо молока.

5. Заучивание наизусть небольших стихов из 2-4 строк с опорой на картинки.

6. Работа с разрезными картинками (3-4 части).

infourok.ru

Учебно-методический материал на тему: Перспективный план индивидуальной коррекционной работы

п/п

Направление

коррекционной

работы

Содержание коррекционной работы

Игры, упражнения

5 лет

6 лет

1

Коррекция  двигательных

возможностей

1. Логоритмика (на физкультминутках)

2. Развитие пальцевой моторики

«Капуста»,

«На постой»,

 «Гости»,

«Лунатики»,

«Жили мыши на квартире»,

теневой театр из пальчиков,

самомассаж с использованием карандаша,

массажной щётки, поролонового мяча.

2

Развитие  психологической

базы речи

1. Развитие пространственных ориентировок:

– ориентировка в пространстве;

– ориентировка на листе бумаги

– «Найди предмет»,

  «Где спрятано»,

– «Графический диктант», «Где находится фигура», «Куда полетела пчёлка»

2. Коррекция зрительного восприятия

«Что изменилось»,

 «Назови по порядку»,

3. Формирование слухового внимания

«Послушай, запомни, повтори»,

«Цепочка согов».

4. Коррекция внимания

«Найди отличия»,

 «Клепец»,

«Какие предметы спрятались на картинке»

6. Коррекция мыслительной деятельности

«Четвертый лишний»,

 «Что зачем» и т.д.

3.

Развитие речевого дыхания

1.Развитие правильного плавного выдоха.

2.Развитие силы голоса.

3.Развитие нижнедиафрагмального дыхания.

«Звуковые дорожки»

«Артисты»

«БОС-Здоровье»

«Мы отдыхаем»

4.

Коррекционно-воспитательная работа по речевому развитию

1. Формирование фонематического восприятия

«Ракета»,

«Паровозик»,

«Телега»

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Артикуляционные упражнения

3. Постановка и автоматизация звуков

Звуки

Постановка

Автомати

зация

Дифферен

циация

Гласны

Свистящие

Шипящие

Аффрикаты

Соноры

4. Совершенствование слоговой структуры слова

– звуковой наполняемости;

– произношение сложных слов

«Домики»,

«Паровозик»,

«Какое слово длинней», «Найди закономерность и продолжи»,

«Кнопочки»,

«Прошагай и -прохлопай»

5. Формирование звукового анализа и синтеза

«Телеграф»,

 «Где звук живет», «Назови по порядку»

6. Обогащение, активизация и уточнение словарного

запаса:

– предметный словарь;

– глагольный словарь;

– словарь прилагательных;

– словообразование;

– понимание и употребление антонимов;

– подбор синонимов;

«Кому, что нужно», «Доскажи словечко»

«Скажи по-другому»

«Скажи наоборот»

«Назови семью»

«Назови жилище»

«Кто, чем питается»

7. Коррекция грамматического строя речи:

– расширение фразы за счёт существительных в косвенных падежах;

– согласование слов во фразе;

– понимание и употребление предлогов;

– словоизменение

«Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Сосчитай», «Продолжи предложение», «Путаница»,

 «Добавь словечко», «Скажи, какой, какая, какое?»,

 «Чей, чья, чьи?» и т.д.

5.

Развитие связной речи

Составление рассказов по опорно-графическому плану;

– составление описательных рассказов;

– составление рассказов по серии картин;

– составление рассказов по картине;

– обучение пересказу

«Соблюдай последовательность», «Расскажи по порядку»,

6.

Подготовка руки к письму

Профилактика дисграфии, зеркального написания букв.

 «Дорисуй не достающий элемент»,

 «Буква спряталась», «Буквоед»

nsportal.ru

Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год

Индивидуальный план коррекционной работы

с ребёнком на учебный год

1 этап – Подготовительный.

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

  1. вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребности в них;

  2. развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

  3. формирование и развитие артикуляционной моторики дот уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

  4. в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

  5. укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

2 этап – Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

  1. устранение дефектного звукопроизношения.

  2. развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

  3. формирование практических умений и навыков пользования исправленной (Фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

  • Постановка звуков в такой последовательности:
    свистящие С, З, Ц, С*, З*.

Шипящий Ш

сонор Л

шипящий Ж

соноры Р, Р*.

шипящие Ч, Щ.

Способ постановки смешанный.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

  • Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

    • С, З, Ш, Ж, С*, З*, Л* автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных.

    • Ц, Ч, Щ, Л наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

    • Р, Р* можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

С-З, С-С*, С-Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-С*, Ч-Т*, Ч-Щ;

Щ-С*, Щ-Т*, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р*, Р*-Л*, Р*-Й, Л-Л*.

  • Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, экскурсиях, труде…)

3 этап – Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4 этап – Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5 этап – Развитие связной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения;

Нормализация просодической стороны речи;

Обучение рассказыванию.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *