Инклюзивные технологии это – Технологии инклюзивного образования – Коррекционная школа

Содержание

Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ

Библиографическое описание:

Музафарова Е. А. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1705/ (дата обращения: 08.09.2019).



В современное время одним из приоритетов российской государственной политики в области образования выделяется создание универсальной безбарьерной среды, безбарьерного образования, которое дает возможность обеспечить полноценное «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одна из последних стратегий специального образования это инклюзия. Как сообщает Н. В. Борисова, «инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы» [1. С. 87].

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменения или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.

«Безбарьерная среда — комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества» [4. С. 34]. Н. Н. Буковцова пишет, что безбарьерной образовательной средой является доступная среда для детей-инвалидов, которая обеспечивает доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Безбарьерное образование — основа развития инклюзивной практики в образовательных учрежджениях, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Уважения достоин каждый ребенок, поэтому он может и должен учиться в общеобразовательном классе и работа по созданию комфортных условий обучения является важным этапом для безбарьерного получения образования [3. С. 124].

Ситуация, которая складывается в настоящее время в системе образования, характеризуется процессами модернизации во всех ее структурных компонентах, включая федеральные образовательные стандарты, образовательные программы, принципы взаимодействия участников образовательного процесса, принципы организации образовательной среды и др. Основой инклюзивного образования является учет индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов обучающихся. В связи с этим появляется необходимость менять методы, формы и технологии работы.

По словам Н. В. Бабкиной, «методика обучения в лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально-техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения, модернизированы технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики» [2. С.13].

В целом, под образовательной технологией раскрывается «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» [5. С. 79]. Несмотря на различное понимание термина «педагогическая технология», большинство специалистов объединяют их четырьмя важными положениями:

1. Планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого результата.

2. Программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика.

3. Сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным результатом как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов.

4. Коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса [1. С. 154].

Говоря о технологиях инклюзивного образования, то мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей, то есть безбарьерного образования. Н. В. Борисова выделяет две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса:

‒технологии проектирования и программирования;

‒технологии командного взаимодействия учителя и специалистов;

‒технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. Классификация их осуществляется в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями.

1. Технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса.

2. Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе.

3. Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности.

4. Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.

5. Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс.

Следуя общим правилам и способам организации учебной работы на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка с теми или иными особенностями познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Чаще всего такой ученик может отставать от темпа всего класса, выполнять задания на уровне, доступном ему, но данный уровень не будет соответствовать уровню освоения содержания предмета его одноклассниками. Самостоятельная работа дает наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, так как задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей. Учитель создает условия для того, чтобы ученик мог поставить цели, сформулировать задачи, определить способы решения учебных задач, смог оценить результаты своих учебных действий. Такой процесс индивидуализации важен как для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для его нормативно развивающихся сверстников.

На технологическом уровне принцип индивидуализации воплощается в личностно ориентированной педагогике, педагогике поддержки, рефлексивно-деятельностном подходе в обучении, в технологиях проектной деятельности, технологиях тьюторского сопровождения.

Существует ряд факторов для реализации дифференцированного подхода к образовательному процессу:

‒противоречие между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала;

‒различиями в готовности к усвоению материала;

‒разным уровнем интереса учащихся;

‒необходимостью преодоления негативного отношения к обучению и др.

В. В. Хитрюк рассматривает дифференцированное обучение как форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, созданной с учетом наличия у них каких-либо значимых для ученого процесса общих качеств [5. С. 76].

Технология уровневой дифференциации обучения связана с уровнем освоения детьми программного материала. В этой технологии управление познавательной деятельностью происходит для обучения каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями через систему малых групп.

Технология функциональной дифференциации — организация работы в группах с распределением функций, т. е. когда каждый ребенок вносит свою лепту в общий результат, выполняя свое задание, при этом ребенку с особыми потребностями в обучении можно предложить вспомогательные материалы. Организация работы в группе предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей. В такой группе кто-то берет на себя функции лидера, кто-то выполняет определенные задания, кто-то следит за временем работы. Основным критерием эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе становится не ориентация на успех, а ориентация на согласованность, взаимовыручку.

«Технология смешанной дифференциации (модель сводных групп) — это объединенная форма двух видов дифференциации обучения — по интересам и по уровню развития. Для изучения учебных дисциплин вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы. Дети, интересующиеся данным учебным предметом и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации формируются еще две сводные группы» [2. С. 14].

Технологиями коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе являются специальные логопедические технологии и технологии специальной педагогики, направленные на коррекцию нарушения, технологии нейропсихологического подхода в коррекции учебных трудностей, технологии психолого-педагогической системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха, технологии прикладного анализа поведения АВА и др. Важным результатом инклюзивного образования является формирование жизненных навыков. Можно выделить следующие технологии, направленные на повышение социальной компетенции: прямое обучение социальным навыкам; формирование социальных навыков через подражание, организация групповых видов активности, в том числе и игровых. Через правила, примеры, которые показывает учитель, осуществляется прямое обучение социальным навыкам. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Обязательно нужно хвалить учащихся за выполнение правил. Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей, т. е. более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания для других детей. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому обучение не в однородных, а гетерогенных группах более эффективно. При организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в учебных группах, учитель:

‒ планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;

‒ выбирает участников для группы

‒ вводит эту активность;

‒ по ходу действия предлагает идеи взаимодействия, когда это необходимо.

В отечественной педагогике выделяют социоигровые технологии. Данный вид основан на театральных упражнениях, обучающих играх, которые развивают высшие психические функции. Благодаря данным технологиям дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в условия общеобразовательной школы. В процессе инклюзивного образования предметом оценки выступают как сами достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. Выбор формы текущего оценивания определяется общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации. «Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс, т. е. степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе» [5. С. 102].

Таким образом, можно сказать о том, что роль инклюзивного образования повышается и в настоящее время целью образовательных организаций является создание «безбарьерной» образовательной среды, модернизация упорядоченной системы действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Литература:

  1. Борисова Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика [Текст] / Н. В. Борисова, С. А. Прушнинский. — М.: Инфра—М, 2011. — 205 с.
  2. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. — 2011.— № 4. — С.12–17.
  3. Буковцова, Н. И. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы [Текст] / Н. И. Буковцова. — М.: МГППУ, 2011. — 286 с.
  4. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. — Минск: БГПУ, 2006. — 98 с.
  5. Хитрюк, В. В. Основы инклюзивного образования [Текст] / В. В. Хитрюк. — Барановичи: РИО БарГУ, 2014. —136 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное образование, групповая работа.

Похожие статьи

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика... Инклюзивное образование – проблемы и...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс, Консультативный пункт, дошкольное учреждение...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Применение интерактивных технологий в инклюзивном...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное... ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие. Проблемы формирования инклюзивного общества в...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с. - Обеспечение равных возможностей.

moluch.ru

Статья на тему: методы и технологии инклюзивного образования

Яруллина Раиса Габдельбаровна,

методист МКУ «Управления образования Алькеевского МР РТ»

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

METHODS AND TECHNOLOGIES OF INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация. В статье раскрывается суть инклюзивного образования, приводятся примеры работы индивидуальной работы с учащимися в начальной школе, технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.

Abstract. The article describes the nature of inclusive education, are examples of the work of individual work with the students in elementary school, technology assessment developments in the inclusive approach.

Ключевые слова: инклюзивное образование, индивидуализация образования, педагoгические технолoгии, организационные технологии,  технологии оценивания.

Keywords: inclusive education, individualization of education, educational tehnology organizational technology, assessment technology.

     В нaстoящее время oбразовaние детей с oграниченными возмoжностями здoровья - одна из актуальных и дискуссиoнных прoблем современного образования. В национальной обpазовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнуто, что новая школа является школой для всех, что в каждой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными вoзможностями здоровья, детей-инвалидoв, детей, oставшихся без пoпечения родителей, нахoдящихся в труднoй жизненнoй ситуaции. И  сoздaниe унивeрсальной безбарьерной срeды, даст возможность обeспечить полноценную интеграцию детeй с ограниченными возможностями здoровья

    Инклюзивнoе» oбразование - этo признание ценнoсти различий всех детей и их спосoбности к oбучению, которoе ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзивное образование предусматривает «подстройку» системы обучения под определенного ребенка, а не ребенка под систему. Преимущества пoлучают все дети, а не какие-тo особые группы, частo используются новые подходы к oбучению, применяются вариативные oбразовательные фoрмы и метoды обучения и воспитания.  

      Пoд технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две бoльшие группы инклюзивных технoлогий: организациoнные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технoлогии проектирования и прoграммирования, технoлогии кoмандного взаимoдействия учителя и специалистoв, технологии oрганизации структурированной, адаптирoванной и дoступной среды.

   Среди педагoгических технолoгий мoжно выделить те, кoторые мoгут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. Обучение с учетoм индивидуaльных особенностей учaщихся имеет место на кaждом уроке. Опыт такой работы имеется уже в начальной школе. Например, на урокaх чтения разным ученикaм предлагаются рaзличные виды перескaза: кто-то может перескaзать «близкo к тексту», кто-тo может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается. В этoм случае учителя могут испoльзовать иллюстрации-слайды, на кoторых, помимo картинки, есть текст с пропущенными словами. Ученик дoлжен сам вспомнить их и встaвить в свой рассказ. После такой рабoты многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель - пересказ «близко к тексту».

      На урокaх математики дифференциaция ясно выражается в pазнoуровневых заданиях. При pешении и составлении задач учащимся первой гpуппы предлагаются рисунки, по которым необходимо составить задачу и решить ее. Офoрмлением задачи они также занимаются самостоятельно. Естeственно, учитель чутко слeдит за работой учеников. Тeм детям, кто не справляется с составлением задачи, учитель задает наводящие вопросы

        Одним из основных рeзультатов инклюзивного образования являeтся формирование жизнeнных навыков, или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д.). Можно выдeлить 3 типа технологий, направленных на повышение социальной компетенции: прямое обучение социальным навыкам; формирование социальных навыков через подражание, организация групповых видов активности, в том числе и игровых.

    При прямoм обучении социальным навыкам учитель oбучает детей правильнoму поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным oпытом. Перед тем как дети приступают к работе фрoнтально или по группам, учитель может обсудить в классе правила взаимoдействия детей друг с другом. Например, «говорить по очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если чтo-то не понятно». Очень важнo научить детей договариваться o правилах, если вoзникает кoнфликтная ситуация, - как вести себя каждoму ребенку, что принять за основу. Учитель может регулировать этот процесс взаимодействия. Правила должны быть просты и понятны ребенку и не прoтиворечить друг другу. Правила нельзя вводить длинным списком. Одновременно можно принять в классе oдно-два правила. Следующие мoжно вводить только после того, как усвоены уже принятые правила. Ребенoк лучше усваивает правило, когда контролирует другого человека, будь то взрослый или ребенок. Если правилo нарушил взрослый человек, это следует отмечать так же, как если бы его нарушил ребенок. Обязательнo нужно хвалить учащихся за выпoлнение правил. Ребенoк обязательно должен получать положительные подкрепления своей деятельности.

       Формирoвание социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей, когда более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания для других детей. Обучение через пoдражание важнo для любого ребенка, но особенно оно важнo для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра.

     Следуя общим правилам и спoсобам организации учебной работы на уроке, учитель инклюзивного класса дoлжен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка с теми или иными особенностями познавательнoй деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик не мoжет полностью успевать за темпoм всегo класса, выполняет задания на уровне, доступном ему, нo ниже уровня освoения содержания темы, предмета его одноклассниками. Ширoкие возможности для индивидyализации обyчения представляет самостоятельнaя работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь oсуществляется зa счет тoго, что учащимся дaются не одинакoвые задания, а задания, котoрые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей. При организации индивидуальной рaботы на уроке - выполнении задания на карточке, индивидyaльного задaния в тетради необходимо учитывaть oсобенности ребенкa. В науке существует большое количество клaссификаций индивидуaльных особенностей, кoторые можно использовать в образовательном процессе.

       Немаловажным моментом в организации инклюзивного образования является технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе. Предмeтом оценки выступают как достигаeмые образовательные рeзультaты, так и процесс их дoстижения, а также мера oсoзнанности каждым oбучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимую, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцирoванная oценка (вычленение в работе oтдельных аспектов, например, сформированность вычислительных умений, выразительность чтения, умение слушать товарища, фoрмулировать и задавать вoпросы и т.д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся. Вмeсте с педагогом-психологом учитeль продумывает такую стратeгию рaботы сo всем классoм, при которoй дети учатся оценивать не толькo результат, качество прoдукта учения, а прoцесс - степень прилагаемых усилий, активнoсть, меру участия в группoвой работе, рост «над самим сoбой». В случае oбучения и oценивания результатoв деятельности ученика с осoбеннoстями развития учителю неoбходимo использoвать такие фoрмы и приемы, котoрые сooтветствуют возмoжностям ребенка, являются условием для сoхранения егo физического и психическoго здoровья, эмоциональнoго равнoвесия. Таким образoм, будут реализoвываться дифференцирoванный и индивидуальный пoдходы в oбучении.

    Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Список использованной литературы:

1.Юсупов А.Ю., Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2.Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения. СПб.: Реноме, 2012.

nsportal.ru

" Методы и технологии инклюзивного образования"

Тема: МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время образование детей с ограничен­ными возможностями здоровья - одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Сейчас школа является школой для всех, что в каждой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И создание универсальной безбарьерной среды, даст возможность обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзивное образование предусматривает «подстройку» системы обучения под определенного ребенка, а не ребенка под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы. Часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.

Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. Обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся имеет место на каждом уроке. Например, на уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дает­ся. В этом случае учителя могут использовать иллюстрации-слайды, на которых, помимо картинки, есть текст с пропущенными словами. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель - пересказ «близко к тексту».

На уроках математики дифференциация ясно выражается в раз­ноуровневых заданиях. При решении и составлении задач учащимся первой группы предлагаются рисунки, по которым необходимо со­ставить задачу и решить ее. Оформлением задачи они также занима­ются самостоятельно. Естественно, учитель чутко следит за работой учеников. Тем детям, кто не справляется с составлением задачи, учи­тель задает наводящие вопросы

Одним из основных результатов инклюзивного образования явля­ется формирование жизненных навыков, или социальных компетен­ций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятель­ности и т.д.). Можно выделить 3 типа технологий, направленных на повышение социальной компетенции: прямое обучение социальным навыкам; формирование социальных навыков через подражание, ор­ганизация групповых видов активности, в том числе и игровых.

При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает де­тей правильному поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Перед тем как дети приступают к работе фронтально или по группам, учитель может обсудить в классе правила взаимодействия детей друг с другом. Например, «говорить по очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если что-то не понятно». Очень важно научить детей договариваться o правилах, если возникает конфликтная ситуация, - как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. Учитель может регулировать этот процесс взаимодействия. Правила должны быть просты и понят­ны ребенку и не противоречить друг другу. Правила нельзя вводить длинным списком. Одновременно можно принять в классе одно-два правила. Следующие можно вводить только после того, как усвоены уже принятые правила. Ребенок лучше усваивает правило, когда контролирует друго­го человека, будь то взрослый или ребенок. Если правило нарушил взрослый человек, это следует отмечать так же, как если бы его нару­шил ребенок. Обязательно нужно хвалить учащихся за выполнение правил. Ребенок обязательно должен получать положительные под­крепления своей деятельности.

Формирование социальных навыков через подражание предпо­лагает взаимообучение детей, когда более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания для других детей. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра.

Следуя общим правилам и способам организации учебной работы на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка с теми или иными особенностями познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик не может полностью успевать за темпом всего класса, выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками. Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется за счет того, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей. При организации индивидуальной работы на уроке - выполнении задания на карточке, индивидуального задания в тетради необходимо учитывать особенности ребенка. В науке существует большое количество классификаций индивидуальных особенностей, которые можно использовать в образовательном процессе.

Немаловажным моментом в организации инклюзивного образования является технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе. Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимую, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированность вычислительных умений, выразительность чтения, умение слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и т.д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся. Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс - степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе, рост «над самим сoбой». В случае обучения и оценивания результатов деятельности ученика с особенностями развития учителю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

infourok.ru

"Инклюзивное образование, что это такое?

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

«Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

Л.Н.Толстой.

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?

Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания преимуществ и рисков каждой из них.

Обычное образование Специальное образование

«Нормальный ребенок» «Особый ребенок»

Круглые колышки для круглых отверстий

Квадратные колышки для квадратных отверстий

Обычные педагоги Обычные школы

Специальные педагоги Специальные школы

Инклюзивное образование

Все дети разные

Все дети могут учиться

Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.

Система адаптируется к потребностям ребёнка.

Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него. Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в котором имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями).

Современному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».

Задачи инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями сформулированы Н. Н. Малофеевым: – создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; – развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; – организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; – освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом; – коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития; – формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями; – охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей; – оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения; – успешная социализация обучающихся, воспитанников.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев: – что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; – что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; – насколько активно, свободно и творчески он их применяет; – усвоение разделов образовательной программы; – анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка; – индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.

Согласно исследованиям H. H. Малофеева успешному формированию инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении служит четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, участие в образовательном процессе специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников. Системообразующая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму. Создание инклюзивной образовательной среды требует от специалистов, включенных в состав консилиума, высокого уровня профессиональной компетентности, свободного владения своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, наличия ценностных ориентаций: уважение к человеческой личности; представление о ребенке как о самоценном, саморазвивающемся объекте ноосферы; осознание своей роли наставника и организатора. Инклюзивной школе нужен такой педагог, который должен отвечать современным требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, создавать необходимые условия для развития или компенсации, коррекции отстающих психических функций ребенка, способствовать формированию психологического базиса для становления учебной деятельности в целом и каждого школьного навыка в отдельности, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ. Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за их обособленности уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов.

В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение ведется по адаптированной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование, с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Список используемой литературы

1 Малофеев Н.Н. Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология. 2008, с71-78

2 Медведев Д.А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива. Выступление Президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль2010

3 Интернет-ресурсы: Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография/

Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С.71-95 Copy://www.inclusive-edu.ru/peoples/1/26/

infourok.ru

Технологии в инклюзивном образовании: все выигрывают от того, что учатся вместе / Newtonew: новости сетевого образования

В мировой практике существуют разные подходы к организации образования людей с ограниченными возможностями. Условно можно выделить два основных: один предполагает создание отдельных учебных заведений или классов для детей с физическими ограничениями и особенностями развития, другой — инклюзивный — предлагает изменение самого учебного процесса таким образом, чтобы в общеобразовательных школах создавались условия для совместного обучения «обычных» детей и тех, кто имеет особые потребности. Чаще встречаются различные комбинации этих подходов, когда для совместного обучения выделяется лишь определённое время в учебном процессе, или дети из «обычных» и коррекционных школ работают над общими проектами.

Инклюзивный подход отличается от всех других тем, что делает акцент не просто на равных возможностях в получении образования, а настаивает на возможности для всех учиться вместе.

В терминологии, которую используют практики инклюзии, осознанно не делается различий между «обычными» и «особыми» детьми: каждый ребёнок уникален и имеет свои особые потребности. При этом задача инклюзивного образования — в равной степени вовлечь всех учеников во все происходящие в школе процессы.

Нужно отметить, что инклюзия предполагает совместное обучение в школах не только детей-инвалидов, а всех, кто в настоящее время исключён из процесса образования: дети, плохо знающие язык страны проживания, малолетние матери, дети из неблагополучных семей, те, кто часто переезжает и так далее. Список можно продолжить, ведь наше общество слишком неоднородно, чтобы его потребности соответствовали одним стандартам.

Это требует больших организационных затрат, а также нередко вызывает скептические замечания: не оттягивают ли «особые» дети излишнее внимание учителя на себя, лишая возможности развиваться остальных? Сторонники инклюзивного образования говорят о том, что мировой опыт показывает необоснованность этих опасений. Если в школе созданы условия, делающие образование доступным для уязвимых категорий детей, значит, в ней есть условия для индивидуального подхода к каждому ребёнку. Реализация инклюзивной модели делает школу лучше для всех, в том числе для учителей.

В России случаи полноценной реализации инклюзии пока единичны, тем не менее, иногда они становятся единственным и естественным решением проблемы. Так, например, в 2011 году была опубликована статья, в которой рассказывалось об опыте родителей из небольших посёлков Новосибирской области, которые отстаивали право своих детей-инвалидов получать образование в школах рядом с домом, а не в коррекционных спецшколах в 500 км от семьи. Пока на официальном уровне специалисты рассуждают о востребованности инклюзивного образования, родители «голосуют ногами» за инклюзивные школы и детсады, отдавая в общеобразовательные учреждения своих детей и решая организационные вопросы хотя бы на уровне отдельных учреждений.

Технологии и инклюзия

Цифровые технологии используются в инклюзивном образовании для решения двух задач: повышения доступности образовательной среды и знаний и вовлечения всех детей в общий образовательный процесс.

Инструменты, которые помогают в обучении, называют вспомогательными технологиями. Важно отметить, что вспомогательные технологии не могут «вылечить» те проблемы, которые есть у ребёнка, но могут помочь детям учиться с этими проблемами. При этом не все вспомогательные технологии высокотехнологичны. 

К вспомогательным технологиям относится, например, программное и техническое обеспечение для незрячих пользователей компьютеров: синтезаторы речи, которые озвучивают то, что отображается на экране, голосовой ввод данных, брайлевский дисплей, который буквально делает информацию осязаемой.

Для людей с детском церебральным параличом и другими проблемами двигательной системы разработаны программы речевого управления интерфейсом компьютерных систем. Возможно, не так далеко то время, когда люди смогут управлять компьютером только силой мысли.

Другой аспект применения технологий в инклюзивном образовании касается его сути: создания такой среды, в которой все дети учились бы вместе и на равных участвовали в жизни школы.

В 2009 году исследовательский центр Futurelab опубликовал брошюру, посвящённую практике использования цифровых технологий в инклюзивном образовании в Великобритании. Помимо методических рекомендаций, в ней представлены разнообразные примеры того, как технологии помогают реализовать индивидуальный подход в обучении и вовлечь всех учеников в творческие проекты.

Технологии позволяют создавать совместные проекты

Такой проект — школьная телестудия — был реализован в Darlington Educational Village, федерации трёх учебных заведений, объединённых под одной крышей и реализующих инклюзивное образование. Создание собственной школьной телестудии позволило наглядно продемонстрировать, что каждому ученику есть, чем поделиться с другими. 

Здесь каждый может найти то, что у него лучше всего получается. Некоторые естественно ведут себя перед камерой, в то время как кто-то отличный редактор, оператор или звукорежиссёр. Каждый чувствует свой вклад в достижение успеха, как личного, так и командного.

— Майкл Бартабимультимедиа-менеджер проекта

 

В школьной телестудии созданы условия для удобной работы детей с ограниченными физическими возможностями, и совместный опыт создания общего творческого продукта как нельзя лучше помогает детям узнать друг друга, преодолеть барьеры в общении, осознать, что каждый человек является полноценным участником общественной жизни и может чему-то тебя научить.

Использование портативных технологий улучшает коммуникацию

В одной из школ для глухих детей в Бирмингеме решили использовать возможности мобильных телефонов для улучшения коммуникации между учениками и их семьями. Родным языком для учеников этой школы является британский язык жестов, в то время как для членов их семей этот язык — второй, а значит, они владеют им зачастую не так хорошо, как этого требует общение с детьми. В таком случае, даже рассказать ребёнку сказку на ночь становится проблемой. Именно со сказок и начали учителя школы. Они записали на мобильные телефоны видео, на которых рассказывали истории на языке жестов. Это стало стимулом и шпаргалкой для родителей. Кроме того, ученики школы тоже освоили запись и обработку видео с помощью мобильных и стали записывать так свои мысли.

Всё, что дают технологии образованию вообще, актуально для инклюзивного образования

Многие цифровые технологии, ставшие уже привычными будничными инструментами для решения простых задач, в ситуации инклюзивного образования вносят огромный вклад в преодоление барьеров. Например, ведение классного блога обретает дополнительный смысл, потому что таким образом создаётся площадка для равного общения всего класса, даже тех детей, которым физически сложно общаться в школе. Использование различных учебных платформ помогает отслеживать успехи каждого ученика, что особенно важно, когда в классе занимаются дети с очень разными потребностями.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

это какая? Что значит инклюзивная школа или инклюзивный театр?

Долгое время в отечественной системе образования детей делили на обычных и с ограниченными возможностями. Поэтому вторая группа не могла до конца интегрироваться в общество. Не потому, что сами дети не были готовы к социуму, напротив, это он не был подготовлен к ним. Сейчас, когда все стремятся максимально включить людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, все больше разговоров о новой системе. Это инклюзивное образование, о котором речь пойдет в статье.

Что это значит?

Чаще всего непривычный пока для нас термин используется в педагогике. Инклюзивная - это стратегия образования, которая включает как детей с особыми потребностями, так и обычных. Такой подход позволяет каждому, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей, обучаться вместе со всеми. Что же все-таки подразумевается под инклюзией?

Во-первых, введение в образовательный процесс всех детей с помощью программы, которая создается индивидуально для каждого ребенка.

Во-вторых, создание условий для обучения и удовлетворения индивидуальных потребностей личности.

Инклюзия в дошкольном учреждении

Новый подход в образовании начинается с самой первой его ступени: детского сада. Для того чтобы обеспечить детям равные возможности, помещение и оборудование дошкольного учреждения должно отвечать определенным требованиям. И не нужно забывать о том, что педагогические кадры должны иметь соответствующую квалификацию для работы с детьми. Также обязательно наличие в штате следующих сотрудников:

  • логопед;
  • дефектолог;
  • психолог.

Инклюзивный детский сад - это возможность с самого раннего возраста воспитывать в детях уважительное отношение ко всем сверстникам, независимо от их возможностей. В данный период времени существуют следующие виды инклюзии в дошкольном образовании:

  • ДОУ компенсирующего вида. Его посещают дети с определенными формами дизонтогенеза. Обучение организовано с учетом их потребностей.
  • ДОУ комбинированного вида, где вместе с детьми, не имеющими ограничений, воспитываются также дети с другими потребностями. В таком учреждении создается предметно-развивающая среда, которая учитывает индивидуальные возможности всех детей.
  • ДОУ, на базе которых создаются дополнительные службы. Например, службы ранней помощи или консультативные центры.
  • Массовые ДОУ, имеющие группу кратковременного пребывания "Особый ребенок".

Но не только в детских садах вводят инклюзию, она затрагивает все уровни образования.

Школьная инклюзия

Теперь речь пойдет о среднем образовании. Инклюзивная школа предполагает следование таким же принципам, что и ДОУ. Это создание подходящих условий и построение процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей школьника. Очень важно, чтобы особые ученики участвовали во всех аспектах школьной жизни, как и остальные учащиеся.

Учителя должны быть компетентны в инклюзивных вопросах, должны понимать потребности всех детей, обеспечивая доступность образовательного процесса. В школьный процесс должны вовлекаться и другие специалисты (логопед, дефектолог, психолог).

Также педагог должен активно взаимодействовать с семьей особого ученика. Одной из первостепенных задач учителя является воспитание у всего класса толерантного отношения к детям, чьи возможности могут отличаться от общепринятых.

В театре

Оказывается, область инклюзивная - это удел не только педагогов, но и людей других профессий. Например, театральных. Так бы создан инклюзивный театр.

В нем играют не простые актеры, а люди с различными формами дизонтогенеза (проблемами со слухом, зрением, ДЦП и т.д.). Работают с ними профессиональные театральные педагоги. Зрители могут наблюдать, как актеры выступают в известных пьесах, как стараются им понравиться. Примечательно, что их эмоции отличаются настоящей искренностью, которая свойственна детям.

Основатели подобных театров не просто помогают таким людям найти себя в обществе, но и доказывают, что они обладают большими возможностями. Конечно, ставить "особые" спектакли - это непросто, но те эмоции и чувства, которые получают все участники театрального действа, прибавляют им уверенности.

Проблемы инклюзии

Несмотря на то что принципы инклюзивные - это правильные и необходимые в современном обществе, внедрение в жизнь подобной программы дело непростое. И тому есть несколько причин:

  • непригодная инфраструктура детских садов и школ, построенных в то время, когда такой подход не практиковался;
  • детей с особыми возможностями могут считать необучаемыми;
  • недостаточная квалификация педагогических кадров для работы с такими детьми;
  • не все родители готовы ввести ребенка в обычный социум.

Инклюзивный подход - это возможность создать нужные условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей. Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности инновационного подхода, нужно создать необходимые условия для его успешной реализации. Россия сейчас находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только материальную, но и учебную базу для осуществления данного образовательного процесса.

fb.ru

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

Библиографическое описание:

Неустроева Е. Н., Прокопьева Ю. П. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 45-48. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13030/ (дата обращения: 08.09.2019).



В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, педагогические технологии

Инклюзивное образование — это совместное обучение, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. [2, с. 6]

Наблюдения за детьми с ОВЗ показывают, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах. [1, с.128] Поэтому перед учителями стоит большая задача, т. к. нужно подобрать эффективные методы и формы обучения, а также обеспечить дополнительные занятия по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Инклюзивное образование на ступени начального общего образования направлена на организацию комплексной педагогической, психологической и социальной помощи школьникам с ОВЗ для обеспечения возможности коррекции недостатков в их психофизическом развитии и освоения основной образовательной программы. При этом самым важным звеном всей системы коррекционной работы, на наш взгляд, является психолого-педагогическая компетентность учителя. Так как, важная роль в системе становления и развития личности ребенка отводится учителю.

При обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе особенно важным является создание условий для благоприятной адаптации ребенка, т. е. обеспечение благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей.

Педагог в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то — совершенно новые. В настоящее время основными задачами для учителя состоят в том, чтобы помочь ребенку в нахождении себя в учебной деятельности и овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, раскрыть индивидуальные способности, формировать умение самостоятельно добывать знания и найти эффективные пути взаимодействия с ребенком при формах организации занятий.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять технологии работы. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

По определению Б. Т. Лихачева педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. [3, с.6]

Под педагогическими технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Педагогические технологии могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса, технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе. [4, с.85]

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. Классифицировать их можно в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями:

‒ технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса;

‒ технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе;

‒ технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности;

‒ технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.

Учителя с первого класса уже после начала учебного года знают, что не всем детям легко удается адаптироваться в школе, у многих возникают сложности (не может усидеть на месте, вскакивает, бродит по классу, не слышит обращенную речь учителя, задания не выполняет).

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе инклюзивного образования использовали педагогические технологии в 1 классе МБОУ «Хатырыкской СОШ им. М. К. Аммосова». На первом этапе организации инклюзивного образования мы выбрали технологию сотрудничества. При первом знакомстве пригласили родителей и детей. Всего приняли участие 15 учащихся 1 класса и 16 родителей. На этой встрече мы провели экскурсию по школе, где знакомились с кабинетом. Во время экскурсии каждый ребенок выделялся своей особенностью. После экскурсии познакомились в неформальной обстановке. При включении ребенка во взаимодействие с одноклассниками мы использовали технологию гуманного воспитания Сухомлинского.

Детям надо объяснить, что каждый ребенок — особенный. Рассказать, что ему трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Если педагог показывает положительное отношение к «особому» ребенку: не старается выделить его из всех детей, включает в занятие, организует взаимодействие на занятии и перемене, то в группе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи.

Пока еще дети плохо знали друг друга, поэтому предложили им разделиться на 2 группы и дали задание. Сначала выполняли работу самостоятельно, а потом эту же работу, — но все вместе. В процессе знакомства мы заметили возможности, черты характера каждого ребенка.

Важно уже при первом знакомстве установить контакт не только с детьми, но и с родителями. Очень важно при этом, чтобы родители сами захотели поделиться с педагогом проблемами своих детей, рассказали о своих пожеланиях. Во время знакомства родители задавали вопросы, делились советами друг с другом, т. к. каждый родитель волнуется за своего ребенка. Также на первую встречу мы пригласили специалистов. Таким образом, технология сотрудничества при организации инклюзивного образования состоит в знакомстве и формировании основ взаимодействия всех участников образовательного процесса — детей, педагога, специалистов, родителей.

На втором этапе использовали технологии индивидуального обучения и технологию создания успеха для обучающихся. Здесь особенно важным является создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школе, т. е. обеспечение благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей.

Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках.

При выполнении индивидуальных заданий у особенного ученика Б.Айгылаана возникали трудности. Он обращался за помощью к учителю и ученикам. Но он отвечал у доски и заканчивал задания со всеми. Поэтому для формирования положительной учебной мотивации ему давали выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда он сам определял их сложность и объем. Выполняя такие задания, он чувствовал себя увереннее.

На третьем этапе использовали групповое обучение как одну из ведущих технологий инклюзивного образования. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную (это ситуация, когда один ребёнок учит другого под наблюдением педагога). Особенные дети также могут выступать в роли обучающих, это значительно повышает самооценку, особенно если они работают с младшими детьми.

Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний.

Для учеников было значительно легче работать в паре, т. к. во время занятий учащиеся находили решения и помогали друг другу. При работе в паре каждый раз меняли состав. Так вся группа постепенно приобретала опыт взаимодействия с особенными детьми.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися, академические знания помогают учащимся выявить главные жизненные ценности.

Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами. Поэтому среди технологий инклюзивного образования мы выделяем технологию взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. Специалисты, которые проводят углубленное обследование ребенка составляют предварительные рекомендации для его эффективного обучения.

Представляем важные условия взаимодействия педагога с особенным ребенком в процессе учебной деятельности:

  1. Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку.
  2. Вы должны относиться к ребёнку как к обычному.
  3. Найдите занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе.
  4. Подберите материал по теме урока и наглядные средства с учетом особенностей детей.
  5. Оберегайте ребёнка от переутомления.
  6. Тесно взаимодействуйте с родителями, давайте им рекомендации.
  7. Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
  8. Используйте формы и приемы, соответствующие возможностям ребенка.
  9. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил.
  10. Учитывайте желание ребёнка особенного «быть как все».
  11. Выбирайте задания, которые соответствуют возможностям ребёнка.
  12. Чаще проводите игровые приемы в процессе учебной деятельности.

Таким образом, инклюзивное образование говорит о том, что каждый ученик — особенный, своими интересами, способностями, потребностями и увлечениями требующая индивидуального подхода в процессе обучения и гибкости в разработке учебных программ, учитывающих эти особенности, поэтому индивидуальный подход требует от учителя высокого профессионализма, включающего в себя такие качества, как этичность, гибкость, деликатность, умение услышать и понять другого. Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. Поэтому учителям важно использовать эффективные технологии работы.

Литература:

  1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  2. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. — Казань: Издво «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 255с.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В. С. Кукушина.-М.: ИКЦ «МарТ»: — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. — 336с.
  4. Самсонова Е. В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2015. С. 85.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, образовательный процесс, учебная деятельность, учитель, ограниченная возможность здоровья, родитель, создание условий, взаимное обучение, благополучное развитие.

Похожие статьи

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, инклюзивное образование...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

инклюзивное образование, образовательный процесс...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика...

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *