История деревянной ложки для детей – . , – .

История деревянной ложки

Цель: прививать устойчивый
познавательный интерес детей к процессу
открытия новых, необычных знаний о знакомом
предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных
    традициях, познакомить с предметами быта
    старины, нацелить на воссоздание культурных
    ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
  • Продолжать работу по сплочению коллектива
    детей, совершенствовать коммуникативные
    качества, творческие способности.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Я
рада вас приветствовать на нашем мероприятии.

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела
бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!



Дети: А как?



Ведущий: Ах, я совсем забыла приготовить
ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье!



Ученик:

Я ложкой люблю есть пирожное.

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку,

Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!!!



Ведущий: Оказывается, ложка – очень важный
предмет в нашей жизни, и без него невозможно
обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в
руку ложку, и никто не задумывается, когда
впервые появилась ложка и какой она была. А Вы,
дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?



Дети: Да.



Ведущий: Тогда я приглашаю вас отправиться
в путешествие “В историю ложки”

Исстари русский народ считался хлебосольным.
Самыми ценными продуктами для простого человека
всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)



Ведущий:

Как вы думаете, какими ложками ели в давние
времена на Руси? На Руси ложки начали делать
очень-очень рано. Простые русские люди с
незапамятных времен ели щи да кашу деревянными
ложками” Как вы думаете, из чего делали
ложки? А из каких деревьев? Ложки на Руси вырезали
из дерева – липы. Ложки получались легкими,
удобными, они не нагревались от горячей пищи.
Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные,
вырезные, непохожие на другие. Ложки
изготавливали специальные мастера, их называли
ложкари, ложечники”



Включается аудиозапись песни “Антошка”

Стук в дверь.



Ведущий:

– Ой, кто это к нам в гости пришел? Ребята, это
Антошка услышал песню про себя и пришел
посмотреть, что мы здесь делаем! Здравствуй
Антошка!!!



Антошка:

– Здравствуйте!!!! Я тут встретил одну девочку, и
она сказала, что вы умеете делать красивые ложки,
а у меня как раз любимая ложка испортились.



Ведущий:

– А что стало с твоей ложкой Антошка???



Антошка: (виновато и грустно):

– Я всегда ходил со своей любимой ложкой. Я люблю
кушать везде где меня угощают. Ем я своей любимой
ложкой. И вот она сломалась, а я ничего не умею и
не люблю делать, и не могу починить свою ложку.



Ведущий:

– Ребята! Так как хитрый Антошка ничего не любит
делать, кроме как есть, давайте подарим ему много
красивых ложек, и он перестанет грустить.

Вот видите, у нас есть нераскрашенные ложки, и я
вам предлагаю украсить эти ложки для Антошки с
помощью кистей и красок.



(Показывает образцы ложек с разными
орнаментами и узорами).

– Посмотрите, какие красивые ложки, какие на них
узоры, давайте мы с вами нарисуем цветочки на
наших ложках, а Антошка посидит и посмотрит как
мы умеем это делать!



Ученик: Давным-давно, в глухой деревушке,
жил-был парень Иван – деревянных дел мастер.
Бывало, заготовит он древесины из разных пород
деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки
инструменты: топор, нож, резаки разные и давай
мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то
лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из
остатков дерева, из обрубочков, резал мастер
ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили:
большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они
беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем
хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на
них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все
неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с
глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали,
скучали ложечки.

Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья –
девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила.
Увидала Марья, что у мастера на полках ложек
видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены,
лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют.
Пожалела девица ложки. Украсила их узорами
разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна
другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки
взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках
деревянных – расписных. Понаехало народу со всех
волостей, и скупили у Мастера и Мастерицы все
ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные
расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в
гости ждут!



Ведущий: Заготовки для деревянных ложек
называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить
баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши
считалось работой очень простой. После каждого
зачерпывания ложку облизывали и клали на стол,
лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола.
Если кто-то плохо себя вел за столом, его
наказывали, ударив ложкой по лбу.



Ведущий: У меня есть большая деревянная
ложка, она волшебная кто её возьмёт должен
рассказать загадку, стишок или пословицу.

Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают
стихи, пословицы, загадывают загадки.



Ведущий: На самый великий, светлый праздник
Пасхи среди маленьких детей устраивались
игры-забавы с яйцами и ложками: “Пронеси воду в
ложке”. “Пронеси яйцо в ложке”. Мы сейчас тоже с
вами поиграем в игру “Пронеси – не урони” (дети
разделяются в команды, по сигналу бегут и
проносят в ложке какой-либо предмет, стараясь его
не уронить по пути)



Антошка:

– Ой, ну когда же ребята сделают мне красивую
ложку? Пойду –ка я поищу, может найду какую-
нибудь другую ложку. Вот, для варенья – нашел, для
сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши –
нет!



Ведущий:

– Антошка, а зачем ты наши ложки забрал?



Антошка:

– А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже
устал! Я большую ложку ищу, а нашел только такие –
маленькие какие-то, даже каши как следует, не
зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об
ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и
дразнятся!



Ведущий:

– Нет, Антошка это не простые ложки, а
музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать,
на них можно и играть.



Антошка:

– А я и не слышал, да и вообще, разве могут они
играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же
ложки – так деревяшки.



Ведущий:

– Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки
делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И
почему ей не только кушают, но и на них играют?

Сейчас я расскажу вам о возникновении русской
ложки.



Просмотр презентации “История
возникновения ложки”

Давным-давно у людей не было ложек и они ели
руками. Затем у них появились первые ложки,
которые люди делали из глины, но эти ложки были не
прочные, они ломались, крошились. Люди стали
делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые,
неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие
на современные, появились в Египте. Ложки
украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки
были только у богатых людей. У нас на Руси ложки
появились во времена царя Алексея Михайловича. У
богатых были золотые и серебряные ложки, а у
бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и
люди расписывали их разными узорами. Сейчас
ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на
Руси, как на средневековом Западе, не было до
очень позднего времени. Пищу резали ножом,
который обычно носил с собой каждый человек
(обычно за поясом, иногда в кожаных ножнах).
Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После
того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в
рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно
прожевав пищу, человек снова брался за ложку и
черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не
выпуская ложку из рук, то он считался
прожорливым.

Делали ложки из разных пород деревьев. При этом
иногда первые этапы – раскалывание чурбана на
баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне -
доверяли детям, а заключительные – скобление
готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку
– женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение
“бить баклуши”, которое первоначально
означало: делать очень несложное дело, а позже
приобрело иной смысл – бездельничать, праздно
проводить время. При изготовлении ложек резчик
использовал особый ложкарный топорик, рашпили,
резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс
производства деревянной ложки, начиная с
простейшей топорной заготовки – “баклуши”,
занимал 20 минут.

С ложками на Руси было связано немало поверий.
Например, до сих пор сохраняется примета, по
которой добрая хозяйка всегда должна смотреть,
чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней
ложки. Верили, что тогда нечистая сила сумеет
сесть с людьми за один стол. Также нельзя было
класть ложку внутренней частью вверх, так как
считалось, что злой дух непременно захочет
положить в неё отраву; или класть ложку черенком
на стол, а головой на край блюда, потому что так
нечистая сила может забраться со стола в кушанье.
Кроме того, ложки были непременным атрибутом в
гаданиях, народном лечении и многочисленных
русских обрядах.

В традиционной культуре ложку рассматривали
как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали
пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя
мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой.
Парни и девушки свои ложки применяли в любовной
магии. На вечеринках девушка, которая задумала
приворожить парня, кормила его из своей ложки.
Потом она эту ложку прижигала и никому уже ее не
давала. Не разрешалось оставлять ложку на столе
или на бортике миски. Это значило открыть доступ
для враждебных человеку сил. Ложки часто носили
при себе в особых футлярах либо просто за поясом
или голенищем сапога. По этому поводу народ
создал много присказок и поговорок:
“Запасливый гость без ложки не ходит” или
“Со своей ложкой по чужим обедам”

Деревянные изделия не только красивы — это
экологически чистый материал. Для изготовления
ложек использовалась древесина яблони, липы,
рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями
не только безопасно, но и полезно для здоровья.
Недаром на Руси испокон века ели из деревянной
посуды деревянными столовыми приборами и были
здоровы до самой старости

Особенно любили те ложки, которые носили
подарочный характер. Они были расписаны
сказочными цветами и травами. Блеск золота и
киновари на них воспринимался как драгоценность,
ассоциировался с царственной роскошью. Такие
ложки были праздничными, а по будням продолжали
пользоваться ложками неокрашенными, из простого
дерева.

Однако это еще не все достоинства изделий из
дерева. Деревянные ложки можно использовать и
как превосходный музыкальный инструмент. Дело в
том, что они при соприкосновении издают
удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное
свойство деревянных изделий немедленно оценили
музыканты всего мира, и сейчас существует целая
школа игры на деревянных ложках.

“Ложкарной столицей” России и признанным
центром всемирно известной хохломской росписи
называют в народе город Семенов, что находится в
глубине керженских лесов Нижегородского края.
Здесь бережно сохраняется, приумножается и
передается из поколения в поколение
традиционный промысел предков, мастеривших
замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка – чаще всего просто
расписной сувенир, однако и есть ими – большая
радость. Сегодня есть мастера ложкари, кто
вырезает настоящие деревянные ложки, которыми
можно есть.

Деревянные ложки — это отражение самобытности
нашей русской культуры и ее наших культурных
традиций. Деревянные ложки пришли к нам из
глубины веков, очаровывая всех своей
неповторимостью и колоритом.

Ведущий:

– Людей, которые играют на ложках, называют
ложкари.

А вы слышали, как играют на ложках? Посмотрите, к
нам в гости пришли настоящие ложкари.



(Просмотр видеоролика “Игра на ложках”)



Антошка:

– Хочу также, что тут сложного вот смотрите
(ударяет ложками, берет их не правильно), какие -
то ложки у меня неправильные!



Ведущий:

– Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы
уметь на них играть, как и на любом музыкальном
инструменте, нужно много учиться.



Ученик:

Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два.

Два чуда –

Две чудесных ложки!

Округлых, звонких расписных!

Чечетку даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!



Ученик:

Бежали по дорожке, собирали ложки.

Ложки не простые, ложки хохломские

Вятские, смоленские, ложки деревенские.

Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.

Ой, же – говори, заиграем ложкари.



(Группа детей показывает игру на ложках под
мелодию “Посею лебеду”)

Ведущий:

– Посмотри, Антошка, какие ложки получились у
ребят! Вон теперь сколько их.

Антошка: – Вот молодцы ребята, какая красота!
Спасибо вам ребятки, теперь у меня много ложек
красивых!



Ведущий:

– А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить
упражнение “Собери загадку”

Загадки

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот –

Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт

И отправит в рот.

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри,

Угощение внутри!

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

Сама не ем,

А людей кормлю.

Кто такая?

Каши зачерпнет

И отправит в рот.

Я совсем как поварешка,

Но счастливее немножко,

– Людям я милей и ближе,

Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,

А людей кормит.



Ученик: Старинное предание рассказывает:
жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу
тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не
ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да
ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны
они из чистого золота. Узнал об этом царь и
рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого
мастера?! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул
посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы
доставили умельца во дворец. Отправились солдаты
выполнять царский приказ, но найти чудо мастера
не смогли.

– Ушел он неведомо куда, но прежде научил
местных крестьян делать золотую посуду. В каждой
избе сверкали золотом чашки да ложки.



Ведущий: Да, ребята, ничто не стоит на месте.
Идет время, и благодаря знаниям и умениям
человека все вокруг изменяется. Изменяются
условия жизни, изменяются бытовые приборы,
изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня,
путешествуя с вами, мы увидели, как появилась
русская деревянная ложка.

А на прощание давайте с вами построим
“Пирамиду желаний” (дети озвучивают свои

urok.1sept.ru

История ложки Компания Art-Salon

Ложка – это столовый прибор, которым пользуются люди по всему миру.

Этимологически слово «ложка» скорее всего уходит в корень «лог» (овраг, углубление), хотя это достаточно спорный вопрос. Многие предполагают, что происхождение слова «ложка» связано с глаголом «лизать», «елозить». В Киевской Руси термин «ложка» был известен уже в 10-ом веке.

Ложка напоминает собой лопаточку с ручкой, с помощью которой легко зачерпывать как жидкую, так и густую пищу.

Ложка появилась на свет намного раньше вилки. Что-то подобное ложкам по форме стали использовать для потребления жидкой и полужидкой пищи ещё в III веке до нашей эры. Первые предметы, похожие на ложки, изготовлялись из обожжённой глины. По форме это был круглый черпак с ручкой. В дальнейшем их стали производить из кости, рогов животных, дерева, камня, ореховой скорлупы, морских раковин, костей рыб.

В общем-то всё, что напоминало форму черпачка, могло пойти в качестве материала или основы для ложки.

В Древнем Риме и Греции ложки начали изготовлять из серебра и бронзы. Самое интересное, что они не являлись тогда предметами сервировки стола. Пищу из блюд ели руками, а чтобы подцепить кусочки еды, использовали хлеб. Ложки же служили, как правило, на кухне в качестве мешалок и черпаков.

Когда в Европе ещё ели руками в Древней Руси уже появилась деревянная ложка. Она упоминается в летописи 12 века «Повесть временных лет». Ложки, как и ножи, в старину носили при себе. Очень интересным изобретением на то время была вилка, зубчики которой при необходимости входили в пазы съёмного черпачка, и вилка превращалась в ложку.

Ложки, которые вы видите на картинке, относятся к началу 17 века. Бурлаки носили свои ложки за ленточкой шляпы на лбу. По примеру Петра I на Руси было принято ходить в гости со своими собственными столовыми приборами. Было даже такое понятие, как складная ложка.

В Средние века начали делать ложки из олова, латуни, меди. При этом аристократы предпочитали есть сугубо серебряными или золотыми ложками. Самое раннее упоминание о ложках из драгоценных металлов относится к 1259 году.  В 18-ом веке престижными и ценными считались ложки из алюминия. Этот металл был только открыт, поэтому был достаточно дорогим на то время. Например, при Наполеоне на торжественных приёмах императора самым почётным гостям подавались именно столовые приборы из алюминия. Другие же гости при этом пользовались приборами из более традиционных металлов – серебра или золота. Внешне алюминий отдалённо напоминал серебро, однако в будущем стал уделом дешёвого общепита.

Именно в 18-ом столетии ложки обрели форму эллипса и стали похожими на современные и знакомые нам модели. В это же столетие интерес к китайской культуре и огромное количество привезённых вещей и продуктов из этой загадочной страны познакомило Европу с чаем и культурой чаепития. Это время можно определить как начало эры чайной ложки. А для кофе понадобились и кофейные ложки. Таким образом, применение ложки, а соответственно и её формы и материалы сильно разнообразились.

В эпоху Барокко у ложек при этом ещё и вытянулась ручка. Скорее всего это было связано с появлением в одежде таких элементов, как длинный и широкий рукав и пышные жабо.

Ведь чуть ли не до 18-ого века ложки держали всей «горстью», а не пальцами, как в наше время. Поэтому и ручки у них были короткими, массивными и несколько закругленными.

В 1825 году немецкий врач Э. Гейтнер открыл в Саксонии фабрику и начал выпускать столовые приборы из аргентана (сплава меди с никелем и цинком). Это был красивый, похожий на серебро, материал. И сравнительно дешевый. Спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из аргентана, который называли по-разному: альфенид, мельхиор… Сегодня за приборами из такого материала закрепилось название «мельхиоровые».

В начале 20-ого века открытие нержавеющей стали стало важным событием для развития столовых ложек. Добавление хрома снизило риск коррозии металла и повысило его стойкость и долговечность. В настоящее время ложки изготовляются из разнообразных металлов и их соединений, однако, как и раньше наиболее красивыми, ценными, дорогими, качественными и безопасными остаются серебряные ложки.

Вокруг ложки ходит много интересных фактов и историй, примет и поверий.

Интересно, что ложка на протяжении всей своей истории рассматривалась как один из самых популярных и ценных подарков. В Европе, например, в эпоху Возрождения на религиозные праздники дарили ложки с изображением Христа и его учениками. Такие ложки назывались апостольскими.

Издавна на Руси было принято дарить серебряную ложечку на первый зубок младенца. В царские времена серебряную десертную ложку дарили при поступлении ребёнка в гимназию, а столовую – после окончания учёбы.

Традиционным подарком на Руси считалась деревянная расписная ложка на свадьбу. В последствии такую ложку использовали для определения пола будущего ребёнка в семье. Ожидающая малыша беременная мама кидала подаренную ложку через плечо – если она падала вверх углублением – ждали девочку, если выпуклостью – мальчика.

Стоит вспомнить, что на Руси в 18 веке появились первые музыкальные коллективы, играющие на ложках – до сих пор  понятие музыкального инструмента «ложки» не изжило себя.

Ложка обогатила свой образ и благодаря многим приметам, связанным с ней. Например, в Кембридже студенту, получившему на экзамене по математике самый низкий балл, дарили огромную ложку. Такая традиция просуществовала вплоть до 1910 года.

А истоки свои она берёт из английской известной древней традиции дарить ложки в качестве утешительного приза участнику с худшим результатом в конкурсах любого типа.

Это не единственный университет, который связывал некоторые свои традиции с этим столовым предметом. В Казани в 19 веке у студентов для успешной сдачи экзаменов было принято все имеющиеся в доме чайные ложки в ночь перед экзаменом складывать под книжный шкаф.

Неповторимый чудак Сальвадор Дали использовал ложку в качестве будильника, помогающего вовремя проснуться художнику и изобразить увиденное им во сне, ведь именно там он черпал своё вдохновение. Перед сном Дали брал ложку в руку, а на пол ставил жестяную тарелку. Когда он впадал в состояние дрёмы, ложка в какой-то момент выпадала из руки и стукалась об тарелку – он просыпался от получавшегося звука и успевал запомнить свой сон. Именно тогда из-под его кисти выходили самые знаменитые полотна. Кстати, Сальвадор Дали посвятил ложкам несколько своих работ и создал целую коллекцию столовых предметов.

Выражение «бить баклуши» имеет прямую связь с ложками, а именно с их изготовлением. Баклушами называли заготовки для деревянных ложек.

Разбивать полено на баклуши всегда считалось самым лёгким этапом, самой простой работой , не требующей особых навыков и практики. В результате появилось данное выражение, которое относилось к людям, которые занимаются ерундой или вообще ничего не делают. Оно стало синонимом к праздному времяпрепровождению.

Столовая ложка

  • Такая ложка является классической для всех первых горячих блюд.
  • 21 см.
  • По размеру она является чуть больше столовой вилки и чуть меньше столового ножа. Конец черпачка немного вытянут и сужен.
  • Кладётся при сервировке справа от тарелки рядом с ножом для рыбы черпачком вверх.

 

Десертная ложка

  • Предназначена для десертов, которые не требуют разрезания (пудинг, мус, фрукты в сиропе, ягоды со сливками и др.)
  • 18 см.
  • По размеру чуть больше десертной вилки.
  • Кладётся при сервировке над тарелкой ручкой направо черпачком вверх.

 

Чайная ложка

  • Предназначена для размешивания сахара в чае, горячем шоколаде, какао, кофе с молоком.
  • Около 15 см.
  • Похожа на столовую и десертную по форме, только гораздо короче.

 

Кофейная ложка

  • Используется для сервировки завтраков. Предназначена для размешивания сахара в чёрном кофе, капучино и др.
  • 13 см.
  • Похожа на чайную ложку, только короче.
  • Подаётся к столу, если частью трапезы является кофе.

 

Ложка для кофе Мокко

  • Предназначена для кофе, которое подают в маленьких чашечках (например, кофе эспрессо).
  • 10-11 см.
  • Похожа на кофейную ложку, только короче.
  • Подаётся отдельно.

 

Ложка для мороженого

  • Форма черпачка более круглая. Иногда ложка для мороженого выглядит как лопаточка со слегка изогнутыми краями.
  • 14.8 см.
  • Такая ложка подаётся отдельно вместе с мороженым.

 

Видов ложек существует невероятное количество, поскольку ложка является очень удобным столовым прибором. Большое их разнообразие применяется при сервировке блюд. (ссылка на статью «сервировочные предметы»)

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

art-salon.eu

Краткосрочный проект “История ложки”


История деревянной ложки на Руси 2 класс 2015год. Учитель Шахматова М.Н.


Краткосрочный познавательно-творческий проект для детей младшего школьного возраста, родителей .


Цель проекта:

  • Развивать любознательность и познавательный интерес к истории и быту русского народа.
  • Совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядную посуду – ложку (цвет, узор).
  • Развитие творческих способностей, эстетического восприятия.


Задачи проекта:

  • развивать у детей навыки исследовательской деятельности;
  • учить использованию разнообразных методов получения информации;
  • развивать творческие способности детей; умение видеть необычное в окружающем рукотворном мире;
  • содействовать сплочению всех участников проекта (воспитанников, родителей, педагогов) .
  • . раскрыть детям внешней красоты посуды (ложки). Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, железо, пластмасса).
  • Описывать предмет (ложку), соблюдать соотношение величины в лепке, рисовании, украшать силуэты посуды (ложки) аппликацией, равномерно наносить узор. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие


Гипотеза :

  • если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету обихода-ложке – и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у младших школьников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.


Сроки проведения: три недели Предполагаемый результат :

  • дети приобретут на практике элементарные компетенции исследовательской деятельности, которые смогут использовать самостоятельно; родители получат возможность организовать продуктивный семейный досуг (семейные истории и предания, связанные с ложкой; выполнение заданий по проекту совместно с детьми) . Появятся «театр ложек», «ложки настроений», альбом с творческим материалом о ложках, компьютерная презентация о ходе реализации проекта.


Этапы проекта

  • I.Подготовительный этап.
  • 1. Определение цели, задач проекта, его связи с программным материалом по развитию речи, знакомству с окружающим, музыке, изобразительной деятельности. Связь темы проекта с историей – в 2015 году современной ложке исполнилось 255 лет; компьютерная презентация о первых ложках, найденных археологами, для демонстрации на занятии детям и родителям на совещании по проекту.
  • 2. Разработка этапов проекта, его методического обеспечения.
  • 3. Подбор необходимой литературы и информации из разнообразных источников.
  • 4. Совещания и беседы с родителями и детьми по участию в проекте. Распределение обязанностей между участниками проекта.
  • 5. Разработка дизайна листов-клише для творческих работ учащихся, из которых по окончании проекта будет оформлен альбом.


II. Технологический этап.

1. Сбор интересных фактов, пословиц, поговорок о ложке, народных примет, материалов из словарей, энциклопедий, Интернет- ресурсов для оформления стенда «Ложка-это ложка, ложкой суп едят».

2. Оформление выставки «Такие разные ложки! » (разнообразные ложки, имеющиеся в семьях учеников).

3. Проведение классного часа «История деревянной ложки», в ходе которого дети знакомятся с русскими ложками: межеумок, бутырка, боская, полубоская, носатая, тонкая.

4. Оформление выставки детских рисунков и аппликаций «Ложка-это ложка, ложкой суп едят», выполненных на занятиях по изодеятельности и дома.

5. Проведение репетиций «театра ложек» с детьми (инсценировки детских стихотворений) .

6. Проведение конкурса на самое смешное, необычное название ложки (ложкой что-то мешают – мешалка, хлебают – хлебалка. В старину отец бил ложкой по лбу расшалившихся за обедом детей – значит, полбустукалка и т. п.)

7. Оформление листов-клише с рисунками и стихотворениями о ложке на заданные рифмы, оформление альбома.


III.Подведение итогов проекта.

1. Презентация итогов проекта на празднике «С днем рождения, ложка! » (выступление «театра ложек»; игры с «ложками настроения»; награждение активных участников проекта; передача адресатам пожеланий и поздравлений из «ложки щедрости»; выступление ложкарей; разгадывание кроссворда про ложку; игры, эстафеты и аттракционы с ложками: кто быстрее перенесет ложками теннисные мячики; сложит ложку из разрезных частей; придумает слова на каждую букву слова «ложка»; накормит куклу «кашей» – пшенной крупой; скажет, какой ложки не стало; выложит слово «ложка» из одноразовых ложек; ) .

2. Просмотр и обсуждение компьютерной презентации проекта.


Классный час «История ложки»


Вот такие ложки есть у нас в селе!


Игра на деревянных ложках!


6 девочек и я!


Наша коллекция!


Дорога ложка к обеду!


Выставка ложек. Участие в конкурсе






Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.


Заготовки ложек


Ложкарный промысел был распространён по всей России.


На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками»


Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.


Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.


Ложкарной столицей” России называют в народе город Семёнов,

что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края.


В старину русские люди носили ложку при себе, за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку.


Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких деревьев? Ложки на Руси вырезали из дерева – липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники»


Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров — это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли.


Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери… Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне.


Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком. А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком .


Поделки из ложек


  • Пословицы и поговорки про ложку.   Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. Дорога ложка к обеду. Каши мало, зато ложка большая. Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. Ложка дёгтя в бочке мёда. Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. Красна ложка едоком, лошадь ездоком. Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.


Загадки      

Обойдя все закоулки, Я пришёл домой с прогулки. Тут захотелось, вдруг, поесть Любого, что на кухне есть. И мама налила мне супа. Отказываться – просто глупо. Я на него так налетел, Что моментально весь вспотел. Хлебну ещё совсем немножко… Для этого в руке есть …

Длиннохвостая лошадка  Привезла нам каши сладкой.  Ждёт лошадка у ворот —  Открывай пошире рот. 

По моей тарелке

Если я пуста бываю,  Про тебя я забываю,  Но когда несу еду —  Мимо рта не пройду.  

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Маленький черпачок,  Красненький колпачок,  Три раза в день берётся  И опять на место кладётся. 

Отправляю в рот.

Кто такая?

Каши зачерпнет

Всех кормлю с охотою,  А сама безротая. 

И отправит в рот


multiurok.ru

Презентация к уроку на тему: Презентация для детей “Путешествие в прошлое ложки”

Слайд 1

Путешествие в прошлое ложки

Слайд 2

Древние времена Вначале люди ели руками…

Слайд 3

Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку . Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками.

Слайд 4

Но палочкой суп не поешь. Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая.

Слайд 5

Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений.

Слайд 6

Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

Слайд 7

Как делали деревянные ложки: а) раскалывали полено на чурбаки, б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши, в) снимали все ненужное (сучки, неровности, горбыльки), г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами.

Слайд 8

Так выглядела старинная ложка. А это мастера, которые делали деревянные ложки.

Слайд 9

Вначале ложки украшали резьбой.

Слайд 10

Время шло. Вид деревянных ложек меняется. Люди стали украшать ложи рисунками (росписью). Вначале только во внутренней части ложки. Позднее ложки стали украшать и снаружи.

Слайд 11

А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями.

Слайд 12

Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

Слайд 13

Люди, жившие у южных морей (древние греки) использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими.

Слайд 14

Время шло. Люди стали использовать металлы для изготовления ложек. Богатые – из дорогих металлов: золота и серебра, а бедные из простых металлов.

Слайд 15

Вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают , тоже меняются.

nsportal.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: “История ложки”

Цель:

устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Образовательные:

  1. Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу)
  2. Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).
  3. Конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, плавает-тонет, гнется – не гнется, притягивается- не притягивается магнитом)

Развивающие:

  1. Расширять словарный запас детей  (, части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, вытачивание, роспись).
  2. Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.      

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире

Интеграция образовательных областей: здоровье, социализация, коммуникация, художественное творчество, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:  камень, ракушки, коллекция ложек из разных материалов; презентация для детей: «Ложки»; музыкальные записи.

Предварительная работа: рассказы об истории возникновения ложек с подбором иллюстраций; подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам; выставка ложек, применяемых нами в быту; занятие по художественному творчеству «Украшение ложки хохломской росписью»

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, камни, ракушки, тарелка с вареньем, емкости с водой, коллекция ложек: деревянные, металлические, серебряные, позолоченные, пластмассовые, музыкальная запись, «солнышко» с лентами, пластмассовые ложки на каждого ребенка, ткань, лента для самостоятельной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет – создание проблемной ситуации)

Дети: А как?

Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки?

Дети: Пальцем, языком, каким-нибудь предметом! (Обсуждение с детьми, правильно ли использовать такие способы)

Воспитатель  дает детям ложки.

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

                    Ложка – труженик простой,

                    Кран подъемный городской.

                    Набирай скорей на ложку

                    Кашу, суп или картошку.

                    Поднимай скорее грузы,

                    Отправляй их прямо в пузо.

                    Доедай все сам до крошки,

                    Чтоб быстрей бежали ножки,

                    Чтоб росли скорей ребятки

                    Словно овощи на грядке.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?

Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите какими были первые ложки , (слайд № 1)

Воспитатель: Что это? Ракушки. В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки  .  (слайд№2,3)

 У нас есть  вода.  Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льется, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. (Ответы детей)  А чего не хватает? (Ручки)

В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости.  (слайд№ 4,5)

В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые называются хаси (слайд№6,7)

 Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано.  Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками  .  (слайд№8,9)

Воспитатель обращается к детям:

– Дети, у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику. Ребята, я услышала, что оказывается День  рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня мы устроим день рождения ложке. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место – музей ложек. Хотите и вы побывать вместе  со мной? (слайд № 12)

Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы!) закроем глазки и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь много разных ложек. И все они разные. ( Дети рассматривают ложки, трогают их руками).

.Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! А сейчас наиболее часто из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется металлической ложкой.

Воспитатель  находит металлическую ложку в «музее», показывает её детям .

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А ещё чем? Не знаете? Попробуем узнать – одинаково ли ведут себя ложечки в воде. Возьмем по одной деревянной, пластмассовой и металлической ложке и пройдем в комнату опытов.

Дети проходят с ложками за столы, на которых стоят  тазики с водой и с магнитами.

Воспитатель: Три ложки мы опустим в воду, а что будет, смотрите внимательно.

ОПЫТ С ВОДОЙ,  Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что одна ложка (из чего?) – железная, утонула сразу, другая (из чего?) – деревянная плавает в воде, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему одна ложка утонула? ( Она тяжёлая – железная). А почему плавают на поверхности две другие ложки? ( Они лёгкие – из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по – разному, они одинаковые? ( Разные).

– А теперь мы попробуем согнуть ложечки.

ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ. Дети  начинают  сгибать  ложки:  гнётся  пластмассовая, не гнутся – деревянная и железная, но деревянную можно сломать).

Воспитатель: Вот и гнутся ложечки тоже по –  разному.

А как можно ещё узнать, какая из ложек железная? ( Если дети не могут сказать – подсказать с помощью магнита).

ОПЫТ С МАГНИТОМ. Все ложки проверяют с помощью магнита.

– В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Мастера ложечники  изготовляли и расписывали  разными узорами ложки (слайд№10), а музыканты – ложечники (ложкари) играют (слайд №11) постукивая ложками  и получается ритмичная, задорная, плясовая мелодия. А тем более, раз сегодня День рождения ложки может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер.

Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)

1 ребенок:                Ложки, ложки

                                  Расписные ложки

                                 Ложки золоченые

                                 Узоры крученые

                                 Хоть щи хлебай

                                 А хоть музыку играй.

2 ребенок:               Наши деды на Руси – у любого ты спроси –

                                 Эту ложку уважали из берёзы вырезали.

                                 Расписная ложка – лаковая ножка,

                                 Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

                                 И для каши и для щей нету ложечки нужней

                                 И красива, и легка – для любого едока.

                                 Мы наелись от души ну и ложки хороши!

                                 А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!

Звучит народная музыка, дети играют на ложках.

Воспитатель: Какой замечательный подарок – концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное одеваете  красивые платья, рубашки?  Может быть и  мы с вам на день рождения ложку нарядим?!

На столах лежат пластмассовые ложки и атрибуты для украшения

Проводится пальчиковая гимнастика

«Дружба»

– Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в “замок”

– Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

– Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

– Начинай считать опять.

– Раз, два, три, четыре, пять.

– Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями

Самостоятельная работа по украшению ложек.

После того, как дети  нарядят  свои ложечки – они украшают пластилином их лица: из синего пластилина – глазки, из красного – ротики.

Затем дети любуются своими ложечками, относят их в музей.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!

Дети садятся вокруг круглой желтой коробочки с лентами.

 Воспитатель: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, мы увидели, как появилась и изменилась ложка – простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.

 Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. Как только вы скажете, потяните на себя ленточку.

 Дети вытягивают ленточки на себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии. Походу воспитатель задает вопросы по теме занятия. Например:

 –          Из чего была сделана первая ложка?

 –          Каким предметом греки заменяли ложки?

 –          какими ложками пользуются японцы?

 –          какими ложками пользовались на Руси?

 –          какие ложки тонут в  воде?

 –          какие ложки плавают  на поверхности воды?

 –          какие ложки держаться на поверхности воды?

 –          какую ложку можно согнуть?

 –          какую ложку можно сломать

 –          какие ложки не гнутся?

 –          все ли ложки притягивает магнит?

 –          где мы с вами побывали сегодня?

Воспитатель: Что у нас получилось

 Дети: Солнышко!

Воспитатель: Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.

nsportal.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Презентация “История деревянной ложки”

Слайд 1

ИИИстория ИСТОРИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОЖКИ Составила воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад №16 г.Выборга» Марченко Н.Н.

Слайд 2

Старинное предание: Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно !”. Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо мастера не смогли. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Слайд 4

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки – “баклуши”. У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы – раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне – доверяли детям, а заключительные – скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку – женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение “бить баклуши”, которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл – бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

Слайд 6

Вот так из чурки появляется заготовка

Слайд 7

Виды резьбы

Слайд 8

Станок для изготовления ложек

Слайд 9

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Слайд 10

Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.

Слайд 11

Ложкарями называли людей, изготавливающих ложки

Слайд 12

Ложечный базар

Слайд 13

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент.

Слайд 14

Загадки про ложку Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду – Мимо рта я не пройду . Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой. Ждёт лошадка у ворот – Открывай пошире рот .

Слайд 15

Загадки про ложку Сама не ем, А людей кормлю. Кто такая? По моей тарелке Лодочка плывёт. Лодочку с едою Отправляю в рот.

Слайд 16

Ложка является самым главным предметом среди столовых приборов. Ведь ложкой можно есть все, не только суп, но и заменить ею вилку, половник и даже нож. Ложка незаменимый столовый прибор. Люди давно поняли необходимость в приборе, которым можно есть жидкую пищу.

Слайд 17

Вот такие они , деревянные ложки!

nsportal.ru

Конспект НОД “История ложки” | Центр гражданских и молодежных инициатив

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок»

 

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по познавательно-речевому направлению

в старшей группе «История ложки»

 

Автор:

Кайсина Татьяна Вячеславовна,

воспитатель

высшая кв. категория

 

 

Архангельск, 2016г.

 

Форма проведения – фронтальная.

Цель: устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять кругозор детей; закреплять знания детей о предмете – ложка;
  2. Научить детей видеть, понимать и применять по назначению ложку как предмет быта, игры, театрализованного реквизита;
  3. Учить ритмично играть на ложках; продолжать учить составлять описательные рассказы.

Развивающие:

1Развивать связную речь, творчество, инициативу, самостоятельность в выполнении заданий, зрительное и слуховое восприятие, память, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки взаимодействия в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, артистизм.
  2.  Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.

Коррекционные:

  1. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных (железо – железная, пластмасса – пластмассовая, дерево – деревянная и т.д.)
  2. Активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, расписные.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы: наглядные, словесные, игровые.

Материалы к занятию:

Разные виды ложек; театр «Ложки» для сказки «Колобок», ширма, деревянные ложки; дидактическая игра «Составь узор на ложке; дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Технические средства: магнитофон, концерт ложкарей.

Методические комментарии:

Русские традиции и народное творчество – это неотъемлемая часть нашей истории, но в силу перемен в современном обществе всё более заметна утрата интереса к родной истории и традициям.

Данное занятие проводится фронтально, со всей группой детей.

Непосредственная образовательная деятельность состоит из трёх частей: вводной (организационный момент), основной и заключительной. Все части непосредственно образовательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, объединены одним сюжетом, что способствует поддержке интереса у дошкольников на протяжении всего занятия.

Перенапряжения детей во время занятия позволило избежать за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повысить у детей познавательный интерес. При построении НОД учитывала требования к структуре НОД: чёткость, красочность и компактность материала, логическая взаимосвязь частей НОД.

Организация детей: сначала дети сидят на стульях (стулья соответствуют росту детей) полукругом, после проведения физкультминутки (русская народная игра «Сахаринка»), дети проходят к стендам с экспонатами; затем переходят к центрам: театральному и творческому. Для активизации детей используется разный материал, смена действий.

Каждому ребёнку даётся возможность участвовать в занятии. Осуществляется индивидуальный подход. Длительность непосредственно образовательной деятельности выдержана в соответствии с СаНПиН, также возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Программный материал подбирался в соответствии с требованиями.

Большое значение на планируемый результат оказывает правильно организованная предметно – пространственная среда, которая направлена на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.

С большим интересом активное участие в подборе материалов принимали и наши родители. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно – образовательному процессу.

В данном конспекте представлен познавательный материал в помощь педагогу. Данный материал на занятии даётся с учётом знаний детей. Мои воспитанники дома с родителями рассматривали энциклопедии, подбирали материал об истории ложки, пословицы и поговорки, загадки и стишки о ложке, поэтому во время занятия дети принимали активное участие.

 

Предварительная работа:

Рассказы, подобранные родителями, об истории возникновения ложек и об основных видах с подбором иллюстраций. Подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам. Ложковый театр. Выставка ложек, применяемых нами в быту. Занятия по изодеятельности «Ложки, ложки, ложечки…». Дидактическая игра «Составь узор».

Ход занятия:

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

Дети заходят в группу, где сидят гости.

– Проходите, пожалуйста. Вы не забыли сказать волшебное слово? Давайте посмотрим на гостей, друг на друга, подарим всем свои добрые улыбки.

– Пройдите, пожалуйста, на стульчики. Садитесь удобно, чтобы стульчик был по вашему росту. Всем хватила стульчиков?

2. Основная часть: (22 минуты)

В: Были ли вы когда – нибудь в музее?

Д: Были. В музее деревянного зодчества Малые Карелы, в музее изобразительных искусств.

В: Что вы там видели?

Д: В малых Карелах деревянные дома, мельницы, амбары. В музее изобразительных искусств картины.

Физкультминутка:

– Предлагаю сыграть в русскую народную игру «Сахаринка», которую мы разучили в музее «Малые Карелы».

В: Кто знакомит в музее с экспонатами?

Д: Экскурсовод. Он рассказывает о том, что есть в музее.

В: Сегодня мы пойдём с вами в музей «Ложки». Экскурсоводом у нас будет София.

Дети проходят к стенду где расположен мини – музей.

                  

 

София: Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами.        

                      

                      

                                               

Сейчас ложки есть у всех. Здесь представлены ложки сделанные из разных материалов: (стеклянные, железные, деревянные, пластмассовые). Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?» – если ложка сделана из стекла – она стеклянная, из железа – железная, из дерева – деревянная и т. д.

София: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать загадку, стишок или пословицу. Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки

       .                      

Дети проходят к театрализованному центру, где есть ложковый театр.

София: У нас в музее есть ложковый театр. Давайте возьмём ложки и посмотрим какие персонажи в нём есть и покажем сказку.

Д: Персонажи из сказки «Колобок».

Дети показывают сказку «Колобок».

                       

Дети подходят к творческому центру.

София: Ещё у нас в музее есть мастерская «Иван-да-Марья».

В: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

                                   

В: Давайте рассмотрим ложки расписные. Что на них нарисовано?

Дети рассматривают узоры на ложках и рассказывают какие элементы узора они знают из какой росписи.

В: Ребята, мы с вами в мастерской Ивана-да-Марьи можем придумать свои узоры для ложек. Только сначала разогреем наши пальчики.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

В: У вас на подносиках есть разные элементы, составьте узор.

Дети украшают ложки.

В: Какие вы молодцы! У вас получились разные узоры!

                   

 Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей.

Дети подходят к музыкальному центру.

В: Ребята, ложки ещё использовались как музыкальный инструмент. Раньше, в деревнях, девушки и ребята играли в игры и использовали ложки, как музыкальный инструмент. Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей, дети подыгрывают на деревянных ложках.

                

  1. Заключительная часть (2-3 минуты)

– Спасибо, ребята сегодня вам за знания, которыми вы поделились с нами.

– Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек? 

В: Вот и закончилась наша экскурсия по музею «Ложки». Спасибо нашему экскурсоводу Софии. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть, вспомнить всё самое интересное, что вы узнали сегодня, можно подойти к тем стендам, которые вас заинтересовали и ещё раз посмотреть на экспонаты.

 

centrideia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о