Из бабушкиного сундука – Классный час “Чудеса из бабушкиного сундука”

Классный час "Чудеса из бабушкиного сундука"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

Карачевского района Брянской области

Разработка открытого классного часа

«Чудеса из бабушкиного сундука»

Подготовила и провела

учитель истории МБОУ Ревенская СОШ

Одринская Елена Евгеньевна

Тема: «Чудеса из бабушкиного сундука».

Цели:

Обучающая:

- познакомиться с бытом и жизнью наших предков;

- закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.

Воспитательная:

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать коммуникативную культуру.

Развивающая:

- развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;

- развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Оформление: интерьер русской избы: печка, колыбель, прялка, сундук.

Ход мероприятия.

Ведущий: (говорит с поклоном): Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу-ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте...

Песня «Ой, вы гости»

На доске название мероприятия «Чудеса из бабушкиного сундука»

Мы назвали свой праздник, именно так, чтобы хоть на время оказаться в прошлом, еще глубже познать быт и жизнь наших предков.

За печкою – невидимый сверчок.

И мне сверчка уже привычно пенье.

А рядом с печкой – бабушкин сундучок.

В том сундучке – все бабушкино именье.

Хранится в нем цветастый сарафан

И для косы нехитрые уборы.

Для них давно удел особый дан –

Напоминать девическую пору.

Ведущий:
Откроем бабушкин сундук!
И вдруг поймём: там русский дух!
Девичий строгий сарафан
И дедов свадебный кафтан –
Не пыль веков и не тряпьё,
А наше русское нутро!
В семейном старом сундуке
Хранится Память…


Ученики (по очереди):
О войне,
О добрых днях и о лихих,
О людях щедрых и святых.
Хранит сундук печаль-тревогу,
И то, как жизнь звала в дорогу,
Хранит пылинки целины
И треугольники с войны.
Ведущий:
Чудесный бабушкин сундук!
Не распродай богатство с рук!
Для внуков сохранить сумей
Ты аромат родных полей,
Дубрав прохладу и ветров,
И песни русских соловьёв!

Сундук – в прошлом это частичка жилья, неотъемлемая часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спали… Если соседи зайдут разговором потешиться – тоже на нем уместятся. Но самая главная тайна сундука была внутри. В бабушкином сундуке были спрятаны очень важные, дорогие  для нее  вещи: на самом дне – иконы,  альбом с фотографиями, письма ее сына, девичье приданное, одежда к празднику, узелок «на смерть», отрезы материи. Так и хочется вспомнить стихи:

«В заветный бабушкин сундук                         

Ты загляни, любимый внук:

Любая вещь из сундука-                       

Истории семьи строка».

Бабушка:

Ох, гостей полна изба, а я гуляю допоздна.

Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы.

Внук:

Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем……

Внучка:

Ну и пылище! Открываем? Что же там лежит?

Бабушка:

Ох, внученька! Я и сама давно этот сундук не открывала. Сейчас я вместе с вами вспомню мою молодость. (обращается к залу):

А Вы,   хотите посмотреть, что там лежит?

Все  :

Хотим!

Бабушка:

Давайте посмотрим. (открывает сундук и достает дорожки тканые). Ребятки, это половичок- пол устилали в горенке. Это теперь ковры везде да паласы, так с этими половичками меня и в дом не пускают. Вот и храню это в сундуке. Нравится Вам?

Все ребята:

Нравится.

Бабушка:

Вот мне выбрасывать их и жалко (кладет обратно)

Бабушка:  А это  мои вышивки  (достаёт  полотенце, дорожки и т.д.)

Каждая  незамужняя девушка готовила себе приданое: вышивала, вязала.

И снова память воскрешает

Былую Русь с одеждой той:

Рубахи, сарафаны проступают

В картинах древности седой.

(Слайд1)

Звучит мелодия русской народной песни «Красный сарафан».

Ведущий1: Традиционной крестьянской одеждой у женщин были длинные нижние рубахи, называемые по-разному: залокотницы, грибанки, станушки (от слова «стан»), сарафан-клинник, на голове лента золотого шитья – вязка, связка. Это для праздника. А для работы, кроме станушки – холщевая юбка.(слайд)

Рубахи носили девочки и мальчики, девицы и парни, мужчины и

женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти

не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым

силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи, богато

украшенные вышивкой. Эта вышивка —не только украшение, но и “оберег”.

Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

(Слайд 2)

Ведущий 2:

Вышивка представляла собой орнамент из определенных фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, —на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми

(Слайд 3)

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определенном порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки –«обереги» имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная и

близкая во все времена.

(Слайд 4)

Ведущий 1:

В сундуке для приданого невеста хранила пять-шесть, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. В этот же день надевалась и похожая на юбку понева.

(Слайд 5)

Заканчивалась беззаботная девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству. Крестьянки называли поневу “вечным хомутом» да «бабьей кабалой». Богатые крестьянки, кроме повседневной, имели три праздничные поневы, которые украшались по подолу нашивками –«оберегами». Самая нарядная понева называлась «годовой» надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам. Самую скромную по украшениям —“воскресную” —надевали к обедне по воскресеньям. Шили поневу из шерстяной ткани домашнего изготовления черного, синего или красного цветов.

(Слайд 6)

Ведущий 2:

Известны несколько разновидностей понев. Распашная понева —

самая древняя. Она не сшивалась по всей окружности тела, как юбка, а состояла из трех полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других, пришитых к нему, —по бокам. Спереди полотнища не сшивали, так как распашная понева надевалась непременно поверх длинной рубахи с расшитым подолом. В большинстве сёл такие поневы носили с “подтыком”, то есть поднимали полы и затыкали у пояса, чем достигали необычного

эффекта пышности, статности женской фигуры. Более поздняя понева —плахта —была сшитой кругом, как юбка. Понева-плахта была короче рубахи и не закрывала ее расшитый понизу подол.

(Слайд 7)

Ведущий 1:

Сверху рубахи и поневы русская крестьянка надевала передник. Его называли “запоном”, “занавеской”.

(Слайд 8)

Он тоже очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узором. Заканчивался запон зубчатым кружевом, вязаным крючком, или оборкой из шелковой ленты.

(Слайд 9)

Ведущий 2:(обращает внимание на характер узоров передника и других предметов костюма):

Посмотрите, какая великолепная цветовая гармония! Богатейшие узоры из полос (тканых, вышитых, кружевных) плавно переходят один в другой, ритмично нарастая к нижнему краю.

(Слайд 10)

Обилие красного цвета (это очень характерно для техники вышивки

«Орловский спис») придает узорам удивительную красоту и оптимистичность. Слово «красный» было у наших предков синонимом слова

«красивый» («красна девица», «не красна изба углами, а красна пирогами» и т. д.).

(Слайд 11)

Ведущий 1:

Красоту нашему женскому народному костюму придавал

головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам,

а замужняя женщина должна была полностью закрывать

волосы. По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой.

(Слайд 12)

Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права “опростоволоситься”, то есть показаться на людях с “простой” —непокрытой головой.

(Слайд 13)

Ведущий 2:

Головной убор русской крестьянки (“сорока”, или кичка) был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5 кг; украшался золотым шитьем, бисером,

бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень,

закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами «сороки».

(Слайд 14)

На Орловщине в некоторых местностях шились рогатые кички. Вид получался, конечно, весьма оригинальный. Это своеобразие женского головного убора заняло свое достойное место в истории русского народного костюма. Сорока –головной убор замужней женщины.

(Слайд 15)

Ведущий 1:

Священник не пускал в церковь, если кто придет «с рогами». Женщины по-своему «обманывали» его: в церковь они ходили в кичках с рогами, повязывая поверх кички платок.

(Слайд 16)

Так крестьянки отстаивали свое право сохранять традиции, не уступая даже священнику, хотя вера в Бога, в магические силы всегда была очень сильна в русском народе.

(Слайд 17)

Ведущий 2:

Убрусы и повои полностью закрывали волосы, а концы их спускались на спину, плечи, грудь. По древнему русскому обычаю, женская голова должна была быть покрытой. С непокрытой головой женщина не могла войти в церковь, традиция эта шла от времён язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и её близких, от злых сил.

(Слайд 18)

Ведущий 1:

Такое же значение имел для русской женщины и платок, в XIX веке изрядно потеснивший старинные головные уборы. От самого дорогого, шитого золотом, до самого дешёвого, холщового, слыл он символом честности женской жизни. Наибольшим позором для

женщины считалось на Руси насильственное обнажение головы. А кто знает, когда появились на Руси платки? Они появились в XVI –XVII веках и назывались канаватками. Это были большие платы из тонкого шёлка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили из далека, и хранились они в семье с

особой бережностью, переходя по наследству от матери к дочери, наравне с жемчужными украшениями.

Ведущий 2:

Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком —гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние —из более плотного(суконные). Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава

рубахи соединялись тканевой вставкой —прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую. Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком. В былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но и служил оберегами.

Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой силой воздействия. Изначально у мужчины рубаха была единственной и выполняла функции нижней (нательной) и верхней. Но постепенно, к XVI веку, рубахи уже были двух видов: нижние и верхние. Верхние рубахи более богато украшались. Чаще всего украшались вышивкой или аппликацией ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали “символической” вышивкой. Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от“дурного глаза”. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке —белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны —павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным

светом и теплом.

(Слайд 19)

Так выглядела свадебная мужская рубаха. На Руси была традиция: прежде чем выйти замуж, невеста должна была наткать холста и вышить жениху рубашку, на которой сделать оберег -тонкую вертикальную полоску на подоле, говорящую о силе мужского начала.

(Слайд 20)

Для себя невеста готовила рубаху из отбеленного льна с вышитыми рукавами и поневу из шерстяной тонкорунной пряжи со сложным вышитым узором. От сглаза невесту защищал пояс, а голову венчала сорока -убор,вышитый золотыми нитями.

(Слайд 21)

А наряды-то сами шили, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Относилась к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

(Слайд 22)

Такие рубахи носили на севере, на Вологодчине. "Магазинный" сатин говорил о том, что обладатель такой рубахи -состоятельный человек. Богатая вышивка украшала праздничный наряд, в таких рубахах не работали, их надевали по особому случаю.

(Слайд 23)

Одежда была, в основном, холщевая.

Ведущий 1. открывает сундук и достает оттуда холстину.

Холстину пряли изо льна. Хоть и грубовата она, но очень прочна. Приходилось немало трудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно: полоть, дергать, стлать, трепать…

Звучит русская народная песня «Научи-ка меня, мать».

Ведущий 2: Парни подшучивали над девчатами, сеявшими лен. А девчата не оставались пред ними в долгу. Может, так и появилась эта песня.

Песня «Пахал Захар огород»

Ведущий 1: Кто заленится, того «воробьем» прозовут. И до чего тот хитер – притворится больным, лишь бы на работу не идти!

Игровая песня «Дома ли, кума, воробей?»

Внук: Хватит петь. Я еще раз хочу взглянуть в бабушкин сундук (достает валенки)

Бабушка (поет):

Валенки, валенки,-

Не подшиты стареньки.

Ох, как я любила эту песню…

(продолжает):

Не в чем к милому  ходить,

Надо валенки подшить.

Звучит Песня «Валенки»

Бабушка:

А весело мы, ребятки, раньше время проводили. Не было у нас ни магнитофонов, ни компьютеров, но русская душа проявлялась в песнях, танцах  и частушках.

Внук:

Бабушка, говорят, частушки вроде,

В наши дни уже не в моде.

Внучка:

Только разве дело в моде,

Если любят их в народе!

Внучка и внук:

Ребята, споем для бабушки «Морквашские страдания». 

Внучка (подбегает к сундуку):

Бабушка, а про сапожки  забыла,

Бабушка:  Что ты внученька, это  был праздник, когда разрешали в праздник надеть сапожки да на свидание  к милому в них пройти.

Звучит Песня «Сапожки русские»

Внук:   Бабушка, а помнишь, а в чём ты по улице в детстве бегала.

Бабушка: Ой. Милые, этого, наверное, никто не забудет – босиком, а как чуть похолодает, одна обувь была - это лапти.

Бабушка (берет лапти, показывает всем):

Эх, лапти мои,

Лапотушечки,

До чего же хороши,

Как игрушечки.

Внучка:

Бабушка, а я песню вспомнила, которую ты мне пела.

Внучка поет песню «Во деревне то было в Ольховке». 

О боже мой, какие лапти…

Какие лапти были у меня!

Их сплел отец и спрятал на полати

За хомуты до праздничного дня.

Я их берег, я примерял украдкой,

Они светились, пахли, как цветы.

Я нюхал. Замирал в истоме сладкой.

А на ночь снова прятал в хомуты.

Во всех краях были свои мастера, умевшие плести добротные лапти.

В народе говорили:

«Лапти плесть – раз в сутки есть, а старые ковырять – с голоду помирать».

Плетение лаптей – одно из самых древних и необходимых для крестьянина дел. (слайд 24) желательно показать фильм как плелись лапти

Заранее готовили лыко и колодку по размеру ноги.

С помощью кочедыка – лапотного шила – вплетали лыко. Сплетут один лапоть, вспомнят старую шутку: «Слышали, забраковали семьсот пар лаптей. Почему? Да на одну ногу оказались!». Просто мастер перевернул колодку. Надо плести другой лапоть по этой же колодке, не забыв ее перевернуть. Вот отсюда и бытует выражение – «Сделаны на одну колодку!»

Внук: ( смотрит в сундук): А ну-ка, ребята, кто угадает:

1) Пляшу по горнице

С работою моей,

Чем больше верчусь.

Тем больше толстею.

(Веретено)

достает из сундука челнок и веретено.

Ведущий 2: Челнок – ткацкого станка дружок,

А веретено – как к прялке дно.

Они напоминают нам о том, как в долгие зимние вечера садились за прялки, станы…

Русская народная песня «Ой, ниточка…»

Ведущий1(подходит к прялке): Да, тысячи лет этой пряхе,

А прядей не видно седых.

Работала при Мономахе,

При правнуках будет твоих.

Декабрь сменяется маем,

Цветы окружают жнивье.

Намаешься в поле с серпами...

А прялка поет и поет…

Ведущий 2: Серп да жатва – как сестра с братом.

достает из сундука серп.

Отжинки от ржи назывались «стромой». А пойдем в гости к «строме».

Игровая песня «Кострома»

Ведущий 1: Излишки товаров везли на ярмарку, приобретая при этом для себя самое необходимое.

Песня «Где ты был, Иванушка?»

Ведущий 2: А тут наступила пора гуляний, свадеб, игрищ. Девушки прихорашивались и шли на круги водить хороводы.

Хороводная песня «Все мы, девушки, гуляли».

Ведущий 1: Раз появлялись девушки, то парни тут как тут. И пошли заигрыши.

Исполняются частушки «Как мы Ваню одевали».

Задание 1.

Ведущий 2: А теперь попробуйте, ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды.

1) Носик стальной,

Хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит.

Конец себе находит.

(Иголка и нитка)

2) Без рук, без ног

Под лавку скок.

( Клубок ниток)

3) Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдёшь на покой.

(Рубаха)

4) Надену –ободом сведёт,

Сойму –змеёй упадёт.

Тепла не даёт.

А без него холодно.

(Пояс)

5) Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу.

(Шапка)

6) Два Котика,

А четыре хвостика.

(Лапти)

7) На десятерых братьев двух шуб хватает.

(Рукавицы)

8) Два арапа, родные брата, ростом по колено.

Везде с нами гуляют, нас защищают.

(Сапоги)

9) Разошлись пальчики по чуланчикам.

Каждый пальчик в свой чуланчик.

(Перчатки)

Ведущий 1:

А вот и конец - делу венец.

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям!

Ведущий 2: Заканчивая свой рассказ, хочу лишь добавить, что наверное, у многих ваших бабушек до сих пор сохранились сундуки. И бабушки по-прежнему бережно хранят в них вещи, которые им так же дороги, как и те, что вы видели здесь. А может, ваши сундуки поведают вам другую историю или раскроют новые тайны? Кто знает?

Ведь мама сундучком тем дорожит,

Хотя не все в нем – утешенье взгляду:

В том сундучке на самом дне лежит

Одежда для последнего обряда.

…Я снова вижу маму сквозь туман,

У сундучка. Щемящая картина:

В одной руке – цветастый сарафан,

В другой – как лебедь белая, холстина.

infourok.ru

План-конспект урока по внеклассной работе (6 класс) по теме: Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."

Музейный урок:  «Секреты бабушкиного сундука»

   Цель урока: 

Познакомить детей с понятием музей, как о месте         погружения в прошлое.

Развивать логическое мышление, образное восприятие

истории, нашего прошлого.

Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту,

к народным ценностям , к родной земле, любовь к родному .

Задачи:

  1. Обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.
  2. Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение речевых игр,  тем самым, доставляя детям радость и удовольствие от занятия.

Оборудование: Музейные экспонаты, сундук, одежда из льна, компьютер (или фотографии), карточки с заданиями.

                               Ход урока

  1.  Организация урока.

          Объявление темы и цели урока

   2. Вступительное слово учителя

          И в старом  красоту находим,

          Хоть новому принадлежим.

          Чем дальше в будущее входим,

          Тем больше прошлым дорожим.

                                               ( Вадим Шафран)

 Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – скрынях дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

   А, что такое музей?

   - Место, где хранятся старые вещи.

   Это место, где хранятся старинные вещи. Чтобы мы с вами могли точно представить себе, что означает это слово, перенесемся мысленно в 19 век.

  В нашем селе дом назывался хатой.  Позже она начала состоять из двух комнат:  задней и передней. В передней и находился красный угол избы. А , что в нем ?  ( Большой красивый сундук) А, как вы думаете для чего предназначался  сундук? ( В нем хранили одежду) И не только одежду.  Давайте заглянем в бабушкин  сундучок  и узнаем ,  из чего и , как попали в него рубахи, рушники , скатерти, сарафаны.   Сколько здесь вещей.

Сообщение учителя.

Традиционный костюм уже в начале 20 века сохранялся главным образом в деревне; в дворянской среде его носили до 18 века., в купеческой и мещанской среде — до середины 19 века. Крестьянки в северных и среднерусских областях поверх холщовой рубахи надевали сарафан, в южных — поневу из шерстяной (главным образом клетчатой) ткани.

Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Вся одежда была украшена.
- Чем? (стеклярусом, мехом, вышивкой).
- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).

   

Достать кокошник.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.

- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).
- А причёски? (коса или распущенные волосы).
-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).
- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.

 

 Девушки носили на голове повязку — ленту, венец, в косу вплетали ленты; замужние женщины должны были надевать головной убор, скрывавший волосы, — кичку с сорокой, в праздники (главным образом на севере) — кокошник. Традиционные головные уборы на севере украшали речным жемчугом, на юге — разноцветным бисером. К концу 19 — началу 20 века все

виды женских головных уборов вытеснил платок.

Мужской костюм почти повсеместно состоял из рубахи-косоворотки, которую носили навыпуск поверх нешироких штанов, с поясом.

 

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
Верхняя одежда мужчин и женщин — суконный кафтан, зипун, пониток; зимой — шуба, полушубок, тулуп. Обувью крестьян были преимущественно лапти с онучами, постепенно распространялись кожаные сапоги, коты (женская обувь), зимой — валенки. Некоторые приемы отделки народной одежды (вышивка, кружево) используются в современном городском костюме.

   - А, что это такое? Для чего предназначалась эта вещь? Это утюг. Им гладили одежду. А как им гладили , ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было.

  - Нагревали на углях. Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и раздували для того , чтобы утюг нагревался, а затем гладили. Ими пользовались и ваши прабабушки, а может и бабушки. Я вам предлагаю потрогать его. Отличается от современного? А вот следующая вещь. Что это такое? Рубашка.

 А, как вы думаете, из чего сшита эта рубашка? Можете ее потрогать. обратите внимание на ткань, она прохладная. И называется она – полотно.

    В таких рубахах летом было не жарко , а зимой тепло. Это полотно дышит пропускает воздух в отличии от современных синтетических тканей. Эта ткань удивительно прочная. Этим вещам более 100 лет.

   Это скатерть тоже сделана из такой же ткани . Ими накрывали столы, и сундуки. А вот это полотенце- раньше его называли рушник. Может вы видели у своих бабушек.  Ими украшали красный угол. Их вешали на иконы, фотографии, зеркала. Рушники тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданное невесты и свидетельствовали о том какая она мастерица. Полотенца дарились на свадьбе жениху и его родственникам .  

   Великолепным по исполнению,  и различными по назначению,  были рушники  ( полотенца). Кроме повседневного использования они выполняли и обрядные функции. Их клали на руку куму на крестинах и священнику, подкладывали под голову покойнику, но особенную роль играло оно на свадьбе. Для свадьбы готовили по 20- 30 полотенец. Перед свадьбой гости невесты ехали в дом жениха и развешивали  рушники. Для повседневного использования мать давала дочери 10- 15 полотенец. Иногда к краю полотенца пришивали кружево. Которое тоже плели вручную. Вышивали поленца долгими осенними вечерами довольно часто сопровождая свое рукоделие песнями.  

Женщины проводили долгие часы за ткацким станком и овладевали всеми видами техники узорного ткачества. После работы садились женщины  и начинали из чистого волокна  прясть нити. У меня в руках один из предметов который использовали. Знаете, как он называется? Это веретено. Это прялка. Девочки учились в раннем возрасте прясть. За прялку садились они с 7 лет. А папы делали им маленькие прялочки. Девочки выходили замуж рано, значит к этому возрасту они  должны были не только научиться прясть, но приготовить себе целый сундук приданного. ( Показ вещей из сундука)

     И все эти вещи  сшиты из полотна.

  - Полотно – сделано из удивительного растения. В нашей деревне это была – конопля.  Об этом растении нам расскажет  ……….

  Льняная  одежда  почти ни чем не отличалась от одежды из конопли. Потому что в других областях одежда была не из конопли , а из льна.  Лен люди выращивали , а потом превращали  его в одежду. Лен и сегодня интересен. Последние годы она стала модной . Только обрабатывают его сейчас на заводах. И не вручную , как раньше, а теребильными машинами.  Вот перед вами современная женская одежда. Отличается от старинной одежды? Из него шьют скатерти носильное и постельное белье.

С этим растением нас познакомит ……….  

 

   Сегодня у нас на уроке присутствует гостья ……….. Она нам расскажет, как же все это происходило на самом деле.

     Расскажите нам пожалуйста , как выращивали коноплю?

 - А,  как из растения получалось  полотно?

-  Для чего использовали веретено, и прялку?

- Вы наверное , то же готовили себе приданное?

- Сидя за прялкой женщины пели песни, а вы пели? Может вы нам споете свою любимую песню? Большое вам спасибо за то , что вы пришли к нам в гости.

Все, что вы увидели, это старинные вещи, их осталось совсем немного, а те которые остались, хранятся в музее.

   Музей - это дом прошлого.    

Ну, что ж , как получали ткань для рубахи, я думаю вы все запомнили. Чтобы узнать, кто из вас лучше усвоил процесс изготовления рубахи, вот вам набор предложений. Расположите их в правильном порядке.

  1. Ткали холст.
  2. Пряли нитки.
  3. Выдернули лен с корнем.
  4. Отмочили в речке и высушили на лугу.
  5. Шили рубаху.
  6. Вытрепали лен.
  7. Посеяли льняное семя.

Проверяем свои ответы на слайде.

                             А теперь загадки.  

                                 

  1. Топили, колотили, мяли , трепали, рвали, крушили, ткали, на стол постлали?

( лен, полотенце, рушник)

  1. Деревянные ноги,  на лето убирают, на зиму достают.  (ткацкий станок)
  2. Голубым все поле стало, словно поле вниз упало. ( Поле льна в цвету)
  3. Зазвенел бубенец- Не зевай, молодец: Добывай рубашку да маслица на кашку. ( созревание льна)
  4. Был- тростинкой, стал – простынкой. ( льняное полотно)

Паренек синеглаз, нам рубашки припас.( семена льна)

Русский быт.

Древнерусские загадки.

  1. По сеням и так и сяк, а в избу никак (дверь).
  2. По сеням ходит, а в избу нейдет (дверь).
  3. Ходит без ног, держит без рук; кто идет, тот за порог берет (дверь в избе).
  4. Маленький, удаленький, в кулачке увяз (крюк и петли).
  5. Баран в хлеве, нога в стене (крюк дверной).
  6. Стоит мальчик, скривя пальчик (крюк).
  7. Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка (изба, печь, зола, уголь).
  8. Зимой все жрет, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места тебя не свезет (печь).
  9. Зимой нет теплей, летом нет холодней (лечь и погреб).
  10. Четыре братца под одним шатром стоят (стол).
  11. Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый (бочка, обручи, гвоздь).
  12. Новая посудина вся в дырах (корзина).
  13. Узловат Кузьма, развязать нельзя (цепь).
  14. Два ушка, два рожка, посередине прорость (крестьянский рукомойник).
  15. Встану я рано, пойду к барану, пустой голове (рукомойник).
  16. Висит (весится), болтается, всяк за него хватается (полотенце).
  17. Маленький шарик под лавкой шарит (веник).
  18. Скручен, связан, по избе скачет (веник).
  19. Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват).
  20. Кривая собака в печку глядит (кочерга).
  21. Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит (коромысло с ведрами).
  22. Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
  23. Два братца пошли в воду (в рай) купаться (ведра).
  24. У нас в избушке красны бабушки (т. е. игрушки, ложки).

Итог урока.

Вижу вы хорошо усвоили наш урок.

Как раньше: Всяк мастер свою науку

Передавал с годами внуку,

Сохраняясь в каждом роде

Мастерство живет в народе.

Вам спасибо, ребята

За игры, знанья на уроке.

Хоть не хочется прощаться,

Но пора нам расставаться.

Урок наш закрывается

Со всеми вами прощается.

 

Хочется поблагодарить Вас ……….  за то, что вы пришли к нам на урок.

Петряева Светлана Анатольевна        -  -

nsportal.ru

Конспект открытого занятия: "Из бабушкиного сундучка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №28»

Конспект открытого занятия

в подготовительной группе «Б»

по теме: «Из бабушкиного сундучка»

Воспитатель: Фоменко К.П.

В заветный бабушкин сундук 
Ты загляни, любимый внук: 
Любая вещь из сундука – 
Народной истории строка. 

г. МИХАЙЛОВСК

2015 г.

Тема занятия: «Из бабушкиного сундучка»

Цели: углубить знания детей об устном народном творчестве, развивать память сообразительность.

Задачи:

1. Знать и употреблять в своей речи элементы русского фольклора; активизация слов по теме НОД;

2.Развивать у детей познавательный интерес;

3.Продолжить знакомство детей с неповторимыми культурным наследием, созданным народом

4. Формировать уважение, нравственного и бережного отношения к традициям предков;

5. Воспитывать любовь к малой Родине.

Методы: наглядные (демонстрация), словесные, практические(игра)

Приемы: использование презентации, использование художественного слова, прием «Волшебный сундучок», выполнение игровых действий.

Оборудование: медиапроектор, сундук, прялка, маски сказочных героев.

Предварительная работа: заучивание считалок, чтение художественной литературы, работа с иллюстрациями.

Ход НОД:

Эпиграф:

В заветный бабушкин сундук 
Ты загляни, любимый внук: 
Любая вещь из сундука – 
Народной истории строка.

Звучит русская народная музыка. Дети вместе с воспитателем входят в зал, становятся в круг.

Психологический этюд.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу и нашим гостям.

(Дети стоят в кругу, воспитатель в центре, радом с ним прялка)

Воспитатель вместе с детьми: Доброе утро, солнце!(руки вверх)

Доброе утро, небо! (руки вверх)

Доброе утро, гости! (руки в стороны)

Воспитатель: ребята, перед вами старинная вещь. Это прялка. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленту. (воспитатель крутит прялку и говорит) Будьте на занятии легкими, веселыми и уверенными как эти ленточки. (все дети садятся на свои места в зале.)

Воспитатель:

Добрый день, детушки-касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Много у меня ребят, и для каждого из вас у меня доброе слово найдется. А доброе слово и для вас готово.

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду,

Сладки яблочки в саду!

Я - мудрая бабушка или бабушка народной мудрости. У каждого народа есть такая бабушка. Вот вы, в какой стране живете? (в России). Значит, я бабушка мудрости русского народа. Вы живете в России. Как вас всех можно назвать? Правильно, россияне.. . А россияне - это все народы, проживающие на территории России. Ребята, а как вы думаете, в чем моя мудрость? (ответы детей) Я много знаю. Знания мои копились веками, передавались из поколения в поколение. И вот дошли до вас. Все, что я знаю, отдаю людям. Мудренных советов да секретов у меня, ой, как много. Сумейте послушать, сумейте подумать, сумейте и ответ дать. А расскажу я вам сегодня об устном народном творчестве. Ведь русский народ богат на шутки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки и считалки, да веселые частушки.

Устное, потому что ничего не записывали, не умели писать), а только пересказывали друг другу. А ещё в старину говорили не рот, а уста. Вот и получается: передавали из уст в уста.

Народное, потому что придумывал народ.

Творчество, потому что сочиняли, творили сами люди.

Если вы обо всем этом знать будете, то и мудрее станете. А все мои секреты мудрости собраны в этот сундучок. Бабушкин сундучок-это кладезь мудрости. Расскажу вам все по порядку. А помогать мне будут мои внученьки. В моем сундучке разноцветные ленточки, выбрав любую из них, вы узнаете много нового.

Красная ленточка. Пословицы и поговорки.

Бабушка: В старые времена наш народ устно выражал все свое творчество, используя пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки-это меткие выражения, придуманные народом. Пословицы всегда поучительны и в каждой есть мораль, то есть вывод, к которому нужно полезно прислушиваться. Пословицы и поговорки есть почти на все случаи жизни. Чаще всего они учат нас простым истинам: не делать зла ближнему своему, быть трудолюбивым, дорожить дружбой. Ну а вот вы сейчас у меня в гостях. Внученьки, дорогие, давайте вспомним с вами, какие слова говорили на Руси при встрече гостей?

Внучка 1:Хороший гость дому радость. 

Внучка 2: Гостю первое место и красная ложка.

Бабушка: Ребята, а вы знаете пословицы о встрече гостей?

Доброму гостю хозяин рад.

Много гостей, много новостей.

Чем богаты, тем и рады.

Любишь гостить , люби и к себе звать.

Внимание на экран. Чему нас учат эти пословицы?

(Поскорей подрастай да в работе поспевай; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и др.)

- Чему учат пословицы?

Бабушка: Народ очень точно охарактеризовал пословицу. «Поговорка – цветок, половица-ягодка», «Пословица всем делам помощница», «Пословица-век не сломится»

Белая ленточка. Загадки.

Диалог внучек.

Внучка 1 : Ох, и не простое это дело загадки отгадывать.

Внучка 2 : А сколько таланта и мастерства нужно , чтобы создать загадки.

Бабушка : Загадки тоже придумывал простой народ, поэтому о них можно сказать, что они русские народные. Итак! Русские народные загадки! Да не простые, а с подсказками. Мои внучки знают много загадок, а отгадки на эти загадки вот здесь. (стол с предметами-«ответами»).

Внучки по очереди:

1.Сижу верхом, не знаю на ком.

Знакомца встречу, соскочу, привечу.(шапка)

2.Всех я вовремя бужу, никого не подвожу.(петух)

3.Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка-нос, в руке-метла,

Боится солнца и тепла.(снеговик)

4.Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.(ложка)

5.Я модница такая,

Что всем на удивление!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне одевают

Всего лишь раз в году! (Ель)

Бабушка: Ребята, что вы не нашли отгадку? Все внимание на экран. Конечно, это елочка. Но это непростая елочка. Давайте все встанем и послушаем что будет нам говорить елочка и попробуем повторить за ней. (На экране елочка. )

Дети выполняют физкультминутку.

Зеленая ленточка. Слова-перевертыши. Считалки.

Дети рассаживаются после разминки. Бабушка напоминает о сундучке.

Бабушка: Ребятушки, мы ещё не все секреты раскрыли. Давайте заглянем в наш сундучок. (Достают ленточку). Я сейчас вам прочту необычные стихи:

Жив, здоров-лежу в больнице,

Сыт по горло-есть хочу,

Хоть корову проглочу.

Рано утром, вечерком.

Поздно на рассвете,

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Эти стихи называются перевертышами. (вместе с детьми определяет, что же здесь перевёрнуто. Предлагается детям придумать свои перевертыши по методике Дж.Родари)

Игра «Скажи наоборот».(рисунки на экране)

1.Щенок лежит на коврике.

2.Маша ест за столом, а Мурка под столом.

3. Звонко мяукают утята,
Тонко квакают котята.

Какие мы с вами сочинители! Вот и народ сочинял пословицы, поговорки и считалки. Ребята, а вы знаете считалки? (Дети читают считалки) Бабушка читает детям свою считалку.

Белка прыгала-скакала
И на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит, это он
Выходи из круга вон!

Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,
И купили три арбуза -
Темный, светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принес,
Тот и водит! Всех за нос

Бабушка: А где используют считалки? Правильно, для игры. Вся хитрость считалок заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово, а еще можно выбрать ведущего в игре.

Желтая ленточка. Русские народные игры.

Бабушка: Славно мы с вами потрудились. Угадывали загадки, сочиняли стихи. Я думаю нам нужно отдохнуть. Согласны, ребята? Но сначала, давайте откроем сундучок и вытащим ленточку. Ой, да какая длинная. Это не простая ленточка, а игровая. Русский народ кроме пословиц. Загадок создал игры. После трудового дня или в праздники народ любил петь, танцевать, играть. И мы сейчас поиграем в игру колечко с лентой. Нам необходимо стать в круг. Теперь все обеими руками беремся за ленточку. Ребята, смотрите, на ленте колечко. Мы будем его быстро передвигать руками, пока ведущий с закрытыми глазами читает считалку. Как только ведущий идет искать колечко, тот, у кого на данный момент колечко крепко держит его в руке. А водящий должен с трех раз угадать у кого кольцо.Когда водящий угадывает и называет имя кого-либо, то ребенок должен обе руки снять с ленты. Если водящий угадал ребенка, то он ведущий.

Считалка:

Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Я иду кольцо искать!

(Игра заканчивается. Дети обмениваются впечатлениями.)

Розовая ленточка. Частушки.

Бабушка: Открываем сундучок, достаем ленточку. Частушки .

Внучка 1 :Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются они на одном дыхании, в быстром ритме.

Внучка 2 :Считается, что «частушка» и само слово образовалось от слов «частить» или «частый». Один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут.

Бабушка: Наши ребята подготовили нам частушки. Послушайте их.

(Дети поют частушки)

Бабушка: Вот и подошло к концу наше с вами первое занятие по устному народному творчеству.

Много интересного вы узнали. Но это еще не все. На следующих занятиях мы обязательно поговорим о русских народных праздниках, о русском народном танце, костюме и о народном прикладном искусстве. А завершить занятие « Из бабушкиного сундучка» я хотела бы русской народной пословицей: « А ларчик, просто открывался!»

Рефлексия.

Детям предлагают выбрать колобка веселого и грустного, чтобы определить свое отношение к занятию.

infourok.ru

Исследовательская работа "Секреты бабушкиного сундука"

Научно-исследовательская работа

Секреты бабушкиного сундука

Автор проекта: Хороняк Арина Алексеевна

ученица 4 «Б»класса

БОУ СОШ №2

ст. Динская, 2016г

Научный консультант: Мороз Наталья Вениаминовна

АННОТАЦИЯ

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

«Бабушкин сундук» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.

«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции.

Цель :

мотивировать учащихся и создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности школьников, воспитание любви к народной культуре через знакомство с образом тряпичной куклы.

Задачи:

-научить ставить и решать проблемы поиска информации;

-провести исследование истории возникновения сундука и вещей в них находящихся;

-проанализировать результаты работы и выбрать тему тряпичной куклы;

-собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту;

-изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол;

-развивать фантазию и художественный вкус;

-воспитывать интерес к народному творчеству.

Бабушкин сундук» работа по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Она дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

В данной работе на основе проведенных исследований и обзора литературы рассматриваются вопросы сохранения и передачи традиций подрастающему поколению. Происходит знакомство с прикладным творчеством старинных вещей, побуждение на самостоятельную и исследовательскую деятельность, активизация учащихся к творческой деятельности.

Межпредметные связи - окружающий мир, история, ОБЖ, народоведение, технология.

Что хранит бабушкин сундук?

Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.

В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохранятся.

Для чего же сундук был нужен нашим предкам? Что в нем хранилось?

Об этом моя научно- исследовательская работа.

Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к различным источникам - энциклопедиям, книгам, Интернету. Из разных источников узнала, что термин сундук (сундук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI века. Позднее он начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов.

Изготавливались они из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина.

К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века. Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева (дуба, ясеня).

О бабушкиных сундуках слагали стихи:

«Чем пахнет бабушкин сундук? Теплом её любимых рук,

Гвоздикой, тмином, имбирем... А уж диковинок-то в нем!

Вот - позолоченная пряжка, а это - дядина рубашка,

Он до войны её носил, и на вечёрки в ней ходил.

Вот бусы, запонки и брошки, а тут - чудесные серёжки.

Какой узор, какая скань, ну, просто чудо - филигрань!

А вот - альбом, и в нем цветок, то ль роза, то ли василек,

Так долго бережно храним - подарен мужем дорогим.

Тут в уголке - конфеты, сладости, для внуков милых много радости,

Былых годов воспоминания, любовь, надежды и страдания.

(Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?)

«Туфельки, шляпки с вуалью,

бисером шитый кисет,

Куклы тряпичные, старый корсет…

Старые вещи, светлой романтики дух…

Будит фантазии старый сундук.»

Г. Бернадский

« Обитель ветхой старины -

Сундук объёмного размера,

Невольник духа адюльтера

Манил мой взгляд…»

А. Анисимова

Визитка времени, в котором она жила, моя бабушка и я помню ее сундук. В нем чего только не было – игрушки-куклы, фотографии, одежда.……Это не просто хранимые вещи, это бережно хранимые воспоминания о прожитом. Это – сохранившаяся Тайна прошедшей эпохи. Стоит прикоснуться к ней – и она «заговорит». Это – Память, что не даёт забыть.

Щетинина Л.

Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.

Бабушкин сундук являлся предметом многофункциональным.В нем хранились – одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.

Из бабушкиного сундука я выбралиа тряпичные куклы, чтобы узнать историю появления куклы, из чего делали куклы, зачем была придумана обрядовая кукла и кукла-оберег, чтобы достать тряпочки, ниточки, тесёмочки, всё, что связано с женским рукоделием, открыть душу радости, сделать своими руками игрушку на счастье, здоровье, любовь.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКЛЫ

КУКЛА — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани.

От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных просторов до знойных песков и пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришла в голову идея предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов. Она была символом продолжения рода, символом плодородия. Куклы – обереги оберегали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни, несчастья, давали силу маленьким.

Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до ста штук, что указывает на их важность. Любой ребенок имел свою куклу. Как правило, изготовление кукол передавалось бабушками, мамами от старших к младшим.

Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Размеры кукол были разные:

- локтевые куклы - от локтя до конца среднего пальца;

- вдоль ладони - от конца среднего пальца до запястья;

- поперек ладони - т.е. на ширину четырех пальцев руки или их иногда называют пальчиковые куклы - т.е. размером со средний палец. Игрушечные фигурки всегда индивидуальны, неповторимы.

По своему назначению куклы делились на три группы

куклы-обереги

игровые

обрядовые

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено". Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ

Кукла «Барыня»

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня", бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоску, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

«Зайчик на пальчик»

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Куклы мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

Если было много кукол, их не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие). Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.

Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Обрядовая кукла — не игрушка. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

Кукла «Крупеничка»

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие. В основе куклы - маленький холщевый мешочек с гречей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм. Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай.

«Десятиручка»

Куколка Десятиручка. Такую куколку мама дарила дочке на свадьбу, чтобы та все успевала по хозяйству. Десятиручка - это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание.

Кукла"Купавка"

Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

«Свадебная кукла» «Неразлучники»

Как в наше время не бывает свадьбы без сомкнутых колец на машине и красивых купленных кукол, так и в русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтоб они отводили недобрые взгляды на себя.

Женское мужское начало в этой кукле соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

«Вепсская кукла»

Вепсская кукла была еще одним распространенным оберегом на Руси, она сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Ее тоже изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью.

Куклы «куватки»

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.

К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. У куклы появляются черты лица, которые обозначались как в виде рисунка лица, так и в виде вышивки с использованием знаков традиционного народного орнамента.

Результаты нашей работы - изготовление кукол.

Мастер-класс

На уроке технологии мной был проведен мастер-класс, на котором я с одноклассниками сделали куклу-оберег на "ЗДОРОВЬЕ". Такая кукла сделанная своими руками считается одним из самым сильных оберегов. Изготавливается из натуральных ниток, которые забирают болезнь на себя и помогает человеку поправиться. Если больной человек выздоравливает ,куклу сжигают, чтобы хворь не вернулась. Куклу делают без лица ,приобретая лицо кукла превращается в сувенир и теряет свою силу. Красный цвет-символ здоровья. Зеленый-символ жизни и счастья. Куклу можно подарить ребенку или хорошему человеку с пожеланиями здоровья и долголетия.

Кукла на "здоровье"

Экономическое обоснование

Выполненные куклы не потребовали экономических затрат, так как все материалы — это выпады предыдущего кроя и ткани от старых вещей. Именно поэтому себестоимость нашей работы равна нулю.

Изготовленные тряпичные куклы - это экологически чистые изделия, так как:

-не загрязняется атмосфера;

- нет вредных выбросов для здоровья человека;

-практически безотходное производство.

Экологическая оценка работы

Процесс изготовления и эксплуатации тряпичных кукол не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как наше изделие изготовлено из экологически чистых материалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству.

Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно том, что она никогда не бывает холодной

Самооценка

Мне удалось сделать все, что задумала

  • провела исследование и собрала информацию о секретах бабушкиного сундука

  • раскрыла один из них - это тряпичные куклы

  • изучила историю традиционной русской народной куклы и ее виды

  • поделилась результатами исследования с друзьями, одноклассниками

  • освоила технологию выполнения тряпичной куклы;

  • изготовила образцы кукол

  • провела мастер-класс и научила одноклассников технологии изготовления кукол

  • проанализировала результаты диагностики и сделала вывод

Вывод

В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель и задачи были достигнуты. Я выяснила и донесла, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей.

Данный исследовательский материал будет полезен широкому кругу читателей, его можно использовать на уроках истории, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, а также на занятиях и кружках во внеурочной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диаграмма опроса учащихся класса (Ноябрь 2015)

Какие современные куклы и куклы прошлого века вам известны?

Где, 85%-современные куклы

15%-куклы прошлого века

В январе был проведен мастер-класс, на котором была предоставлена информация о куклах-оберегах.

Диаграмма опроса учащихся (март 2016)

Где, 55%-куклы прошлого века

45%-современные куклы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

2. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

3. И.М. Бахтиярова. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии - №2 – 2001.с.108-114

4. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

5. И.Н.Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб: «Паритет», 2008.

6 . Л.Н. .Соловьёва, Игрушка.- Издательство «Интербук-бизнес», 2008.

infourok.ru

Из бабушкиного сундука » Военное обозрение

Говорят, что в жизни случаются такие странные вещи, что никакая фантазия не в состоянии подобное придумать. Совершенно с этим согласен. Вот вам, для примера, такой жизненный "анекдот".


В "старые добрые" семидесятые, жила в маленьком заштатном райцентре одна бабушка. Бабушка как бабушка - полола огород, тетёшкалась с внуками, стояла в очередях за всяческим дефицитом. Только мало кто знал, что на войне та милая старушка была снайпером, дослужилась до звания старшего сержанта и за зоркий глаз да твёрдую руку получила именную снайперскую винтовку - тогда подобные награды были в ходу. А винтовочка была ещё 30-х годов выпуска, с ореховой ложей и с оптикой немецкой фирмы "Цейсс" - мы в то время ещё с германцами дружили.

Потом, после Великой победы, всё именное да наградное оружие у фронтовиков быстренько поизымали бдительные "внутренние органы", а наша бабуля как поставила свой привезённый с фронта "винтарь" в шкаф, так о нём и позабыла. А может, и не позабыла, может, просто жалко стало отдавать потом и кровью заработанную награду - кто знает. Но только отличная снайперская винтовка "образца 1891 дробь 30-го г." тихо пылилась в углу шкафа, за старым пальто. Интересно то, что бдительное НКВД про этот ствол как-то запамятовало, а может, и не знали наши "органы" о нём - после войны-то много
оружия по рукам ходило, за всем не усмотришь. Короче - и на старуху бывает проруха, в прямом и переносном смысле.

И вот уже лет тридцать после победы прошло, как вдруг, как-то совершенно случайно, удивительная весть о том, что хранится в старом шкафу, неведомым образом просочилась за пределы бабушкиного дома. Как это вышло - о том, как говорится история умалчивает. То ли сама бабушка-снайпер потеряла бдительность и сдурма соседкам сболтнула, то ли досужие внуки затеяли в прятки в шкафу играть, да наткнулись на странную вещицу - про это нам неизвестно. Зато достоверно известно, что как-то чудным летним вечером, в час небывало жаркого заката, в бабулину калитку постучался некий очень приятный молодой человек, представившийся младшим научным сотрудником местного краеведческого музея. И стал этот приятный молодой человек лить бальзам на раны бывшего старшего сержанта и знатного снайпера - дескать, делаем мы в своём музее новую экспозицию, посвящённую героям-землякам, вот и про вас хотелось бы что-нибудь туда поставить. Надо же подрастающему поколению знать о героических делах своих предков!

Бабушка, конечно, растаяла, усадила дорого гостя на почётное место, напоила чаем с плюшками, а потом из заветного тайничка и припасённую четвертинку достала. Рассказы про боевую молодость, да ещё подогретые стопочкой-другой - тут кто хочешь в штопор войдёт. Вот бабуля и не удержалась, принесла пыльную винтовку с потускневшей пластиной на прикладе, где было написано, что старший сержант Зюкина награждается командованием за то, что самолично истребила 148 немецко-фашистких солдат и офицеров.

Гость, в свою очередь, вежливо поудивлялся, а потом возьми и предложи: а давайте мы включим в экспозицию и ваше оружие - ведь это ж как орден, этим же гордиться надо, а не от людей скрывать. Мы, говорит, только же на время, пока экспозиция будет работать, а потом вернём, конечно, нам, мол, чужого не надо.

Ну как тут устоишь против таких доводов? Старший сержант Зюкина ещё, может, и устояла бы против соблазна, а вот бабушка Маша уже не смогла. Говорят, говорят же умные люди, что грех тщеславия присущ всем, и не доводит он до добра!

Следующим утром приятный младший научный сотрудник прикатил в чёрной "волге" с табличкой "Музей" на стекле. За сим он живенько написал расписку, заставил бабушку её подписать, бережно погрузил драгоценную винтовку в багажник, сделал на прощание ручкой - и отбыл.

Несколько дней бабка Маша крепилась(о, грех тщеславия!), а потом не удержалась и пошла в музей посмотреть на стенд о своей фронтовой юности. Глядь - а никакого стенда-то и нет. Она - к директору, а у того глаза на лоб:
наш сотрудник? Ваша винтовка? Экспозиция?
Потом директор, как теперь говорится, фишку просёк и стал звонить в милицию. Пока он про бабушку, да про не существующий стенд толковал, милиция сдержано посмеивалась, но вот когда речь зашла про винтовку, мужикам враз стало не до смеха. Мигом доложили начальнику РОВД. Тот покурил, поел валидола, запил стаканом водки и, в свою очередь, стал звонить в КГБ - в таких вещах всегда лучше подстраховаться.

В КГБ тогда тоже деньги не зря получали - мигом сообразили, что к чему - снайперская, боевая, оптический прицел да дальность боя до километра - это уже не шуточки. Вы что, ребята, про Кеннеди уже забыли? А если у нас тут доморощенный Освальд объявился? Да ежели он с этой чёртовой винтовкой в Москву подастся, революцию делать?! Может, ему лавры Савинкова покоя не дают! Короче, труби, трубач, общий сбор!!!

И тут началось! Понаехало из центра всяческих комиссий да проверок- как грязи - злодея-то пока ещё поймают. а виноватого уже сегодня под топор нужно сунуть.
Крайними, как водится, оказались стрелочники: бабка Маша - как незаконно утаившая боевое оружие, подлежащее сдачи, и местный участковый - за то, что у него на участке террористы завелись, а он их вовремя не извёл.


Пока искали крайних, между делом пробовали ловить и злоумышленника. Сначала нашли "музейную" машину - она уже с пол года в угоне числилась. Потом стали музейщиков трясти - откуда, мол, негодяй про все ваши повадки знал? Но повсюду следствие ждал тупик - что за парень, откуда, кто ему про оружие рассказал и как он вообще сквозь плотные кордоны КГБ и милиции с винтовкой просочился - одни вопросительные знаки. Вы смотрели фильм "День Шакала"? Так вот, тут было примерно то же, но с поправкой на национальный менталитет и погодные условия русской провинции.

В общем, участкового того из милиции уволили, из партии исключили и потом ещё долго мурыжили по всяким инстанциям - пока он не плюнул на всё и не уехал в какое-то глухое лесничество, работать егерем. Разочаровался человек в благах советской цивилизации и решил стать ближе к природе.

Бабушку Машу чуть не посадили за незаконное хранение оружия, но потом вспомнили, что винтовка была всё-таки наградная, потому с учётом боевых заслуг ограничились строгим выговором по партийной линии. Да она и так в скорости померла, старушка.

А начальника милиции в обкоме так отрихтовали, что он потом неделю отпивался водкой, с наслаждением бил посуду и даже на полном серьёзе заявил жене, что по его мнению, бабка Маша на войне "не в тех стреляла".

Что же касается винтовки, то она "всплыла" только через много лет, в самый разгар перестройки, когда из неё "завалили" какого-то бандитского туза или тузика. Знакомый криминалист, рассказавший всю эту историю, говорил, что, судя по всему, "снайперка" поменяла много хозяев, повоевала и в Абхазии, и в Приднестровье. Винтовку кто-то отлично отладил, вывесил ствол "на три точки", как это принято у снайперов, и отрегулировал спуск. Приклад был изрезан зарубками, а на наградной пластинке, которую никто из владельцев почему-то так и не удосужился снять, цифра 148 была исправлена. Там было написано - 319.

topwar.ru

Разработка открытого классного часа «Чудеса из бабушкиного сундука»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
Карачевского района Брянской области

Разработка открытого классного часа
«Чудеса из бабушкиного сундука»

Подготовила и провела
учитель истории МБОУ Ревенская СОШ
Одринская Елена Евгеньевна

Тема: «Чудеса из бабушкиного сундука».
Цели:
Обучающая:
- познакомиться с бытом и жизнью наших предков;
- закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.
Воспитательная:
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать коммуникативную культуру.
Развивающая:
- развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;
- развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Оформление: интерьер русской избы: печка, колыбель, прялка, сундук.
Ход мероприятия.
Ведущий: (говорит с поклоном): Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу-ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте...
Песня «Ой, вы гости»
На доске название мероприятия «Чудеса из бабушкиного сундука»
Мы назвали свой праздник, именно так, чтобы хоть на время оказаться в прошлом, еще глубже познать быт и жизнь наших предков.
За печкою – невидимый сверчок.
И мне сверчка уже привычно пенье.
А рядом с печкой – бабушкин сундучок.
В том сундучке – все бабушкино именье.
Хранится в нем цветастый сарафан
И для косы нехитрые уборы.
Для них давно удел особый дан –
Напоминать девическую пору.

Ведущий: Откроем бабушкин сундук!И вдруг поймём: там русский дух!Девичий строгий сарафанИ дедов свадебный кафтан – Не пыль веков и не тряпьё,А наше русское нутро!В семейном старом сундукеХранится Память
Ученики (по очереди):О войне,О добрых днях и о лихих,О людях щедрых и святых.Хранит сундук печаль-тревогу,И то, как жизнь звала в дорогу,Хранит пылинки целиныИ треугольники с войны.Ведущий: Чудесный бабушкин сундук!Не распродай богатство с рук!Для внуков сохранить сумейТы аромат родных полей,Дубрав прохладу и ветров,И песни русских соловьёв!
Сундук – в прошлом это частичка жилья, неотъемлемая часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спали Если соседи зайдут разговором потешиться – тоже на нем уместятся. Но самая главная тайна сундука была внутри. В бабушкином сундуке бы

educontest.net

Вещи из бабушкиного сундука, которые стоят немалые деньги

Вещи из бабушкиного сундука, которые помогут разбогатеть.

По интернету гуляет немало статей о счастливчиках, которые в одночасье разбогатели только благодаря тому, что в их доме оказались ценные вещи. Многие мечтают стать героями подобных историй, но думают, что счастье возможно у кого-то, но не у них. Однако, на самом деле у многих в доме находятся очень ценные старые вещицы, которые стоят дорого, тем не менее на них никто не обращает внимания. В этой статье расскажем о восьми таких потенциальных ценностях.

Хрусталь

И даже IKEA сегодня делает хрусталь.

Для кого-то хрустальная посуда является отголоском Советского Союза, но на самом деле сейчас он в цене, причем абсолютно любой. Большой популярностью хрусталь пользуется в Западных странах. Сейчас имитацию хрусталя в своих коллекциях представляют крупные фирмы подобны IKEA. Поэтому, если вы не особый любитель хрусталя, то, как повод избавиться от него, — продать ценителям.

Старая посуда Pyrex

Pyrex – посуда, о которой мечтают хозяйки по всему миру.

Жаропрочная посуда этой марки пользуется ошеломляющей популярностью. Но закоренелые коллекционеры готовы потратиться не на новые коллекции, а на посуду 20-летней давности и более. В коллекциях российских домов продукция французского производителя была не такой частой, но, если вы как раз тот редкий счастливчик — можете смело выставлять дорогостоящий винтаж на аукцион.

Флаконы от старинных духов

Ах, какие душевные были флаконы!

Если флакон окажется еще и хрустальным с притертой крышкой — это пик удачи. Ведь именно такие интересны участникам аукционов, среди которых полно коллекционеров и дизайнеров интерьера.

Новогодние игрушки

Новогодние ретросокровища.

Еще одна страсть любителей раритетов — старинные елочные игрушки, причем даже советского производства. Вот только из-за повышенной хрупкости продукции, подобной роскоши осталось совсем мало, отсюда, наверное, и ценность продукта.

Формы для печенья

Формы для самого оригинального печенья.

Чем больше возраст у формочки, тем выше ее стоимость. Ну, а если ее форма приурочена к какому-то празднику, то эта формочка бесценна!

Плетеная мебель

Картины-литографии были популярны в начале XX века.

Возможно, в процессе продажи возникнут трудности с доставкой до покупателя, но это того стоит.

Литография

Картины-литографии были популярны в начале XX века.

Только подумайте — популярные и общедоступные ранее картины-литографии, датированные началом ХХ века из серии Currier and Ives, до сих пор продолжают украшать стены многих домов. При этом на аукционах они продаются по цене до $100 000.

Статуэтки из керамики

Среди фарфоровых статуэток есть действительно эксклюзивные экземпляры.

Здесь есть одна сложность — дать точную оценку и вообще выявить ценный экземпляр может только профессионал. Однако, если где-то в закутках завалялась редкая старинная вещица, лучше показать ее знатоку. Кто знает, может ненужная безделушка для вас станет для кого-то долгожданной ценностью

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

onashem.mediasole.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о