Изо в начальной школе – . . , – .

Содержание

Картотека по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) по теме: Уроки ИЗО в начальной школе. Пошаговое рисование предметов.

Для кошачьего глаза сначала нарисуй кружок, а затем три темных треугольника вокруг.

Посередине сделай темный заостренный овал и белую точку-блик.

На плотной цветной бумаге нарисуй мелком два белых треугольника-уха

Соедини их овалом (это будет голова), снизу дорисуй мордочку, как показано на картинке.

Черным мелком нарисуй глаза, нос и рот. Глаза раскрась желтым и зеленым цветами.

Если рисовать боковой стороной мелка, линия получится широкой, а если острием - тонкой.

Пальцем или тряпочкой разотри рисунок (кроме ушек, глаз и мордочки). Розовым мелком раскрась уши и сделай несколько штрихов вокруг носа, глаз и рта.

Белым мелком (острым концом) нанеси отдельные штрихи и поставь две точки (блики) на зрачках.

nsportal.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: «Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

МКОУ Шиткинская СОШ

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Учитель изобразительного искусства:

 Котоман Виктория Александровна

МКОУ Шиткинская СОШ

Учитель изобразительного искусства: Котоман Виктория Александровна

Число: 22 февраля 2014 год

Класс: 2

Тема:  Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Цели: 

  1. Познакомить с новым термином «композиция», систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт).
  2. Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2 – 4 предметов на листе крупно)
  3. Воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности.

     Время урока: 45 минут (1 урок)

Методы:
-  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические).
-  репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый

- Методы контроля (текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль).
Приёмы:  работа с художественными материалами в сопровождении музыкального фона.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование и материалы:

1. Слайд-шоу. «Основы композиции».

2. Иллюстративный материал с изображением натюрмортов, построение композиции.

3. Художественные материалы.

План урока

  1. Слайд – шоу на тему: «Основы композиции». Беседа о композиции и натюрморте.
  2. Иллюстрации.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Физзарядка для глаз.
  6. Окончание работы. Обсуждение работ, оценка.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Изучение нового материала.

Композиция – это цельное объединение всех частей произведения искусства для наиболее яркого изображения его содержания.

Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением.

Учитель вместе с учащимися вспоминают жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусства – натюрморт. (Демонстрация иллюстраций)

Если видишь на картине

Чудо – вазу  на столе,

В ней стоит букет красивый

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется ……………(натюрморт).

Натюрморт (в переводе с фр. – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России.

  1. Рассматривание иллюстраций.

     IV. Постановка художественной задачи.

Учитель: сегодня вы узнали много нового об эмблемах. А сейчас я предлагаю вам выполнить свою собственную эмблему. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания об эмблемах. Самостоятельная работа построена следующим образом, вы прослушиваете мелодию («Мелодия ЛЕСА») и делаете первые зарисовки простым карандашом, а далее применяете цвет. Класс делится на два варианта, в конце урока учащиеся оценивают работы друг у друга.

V. Практическая работа.

VI. Физгимнастика.

Работа с активацией цвета: зажмурить крепко глаза и посмотреть на цвет, который показывает учитель. Это помогает расслабиться, улучшить настроение.

VII. Продолжение практической работы.

VIII. Вопросы учащимся:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что такое композиция, натюрморт?
  3. Где вы встречали изображение натюрмортов?
  4. Чему научились на сегодняшнем уроке?
  5. Что особенно понравилось на уроке, а что не понравилось?

IX. Анализ урока: завершение работы, просмотр выполненных работ, уборка рабочих мест. 

 Учитель: благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали для себя  новое,  что такое композиция и натюрморт.

 Награждение учащихся памятными открытками с изображением натюрморта  и сладким призом.

Список литературы

  1. Вифенн В.: Как научиться рисовать натюрморт: Пособие по рисованию / Пер. с англ. И. Гиляровой. М.: Изд – во Эксмо – пресс, 2001 год
  2. Газета «Искусство». – М.: издательский дом «Первое сентября», 2003 – 2004, 2010 – 20011 года
  3. Журнал «Изобразительное искусство в школе». – Москва, 2003 – 2004, 2008 – 2011 года
  4. Рисунок: натюрморт, голова.: технологические прием выполнения / автор – сост. А. А. Лагутин. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011 год
  5. Рутковская А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский Дом нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2001 год
  6. Фатьянов А. Д.: Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995 год
  7. Чиварди Д.: Техника рисунка: инструменты, материалы, методы / Пер. Л. Агаевой. – М.: Изд – во Эксмо – Пресс, 2002 год
  8. Энциклопедия рисования. -  М.: «Росмэн», 2001 год

nsportal.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Уроки ИЗО в начальной школе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...

Учебная стратегия «Трансформер» как эффективный способ конструирования урока математики в начальной школе. Урок одной задачи.

Данная стратегия поможет организовать работу с любой текстовой задачей на этапе закрепления знаний. Возможность конструировать, подстраивать урок под определённый вид задач, иными словами трансформиро...

Презентация к уроку по теме "Умножение и деление на 4. Четверть числа. Закрепление" (урок по программе «Начальная школа XXI века», математика 2 класс)

Умножение и деление на 4. Четверть числа. Закрепление.(урок по программе «Начальная школа XXI века», математика 2 класс)...

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)...

nsportal.ru

Статья по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Современные технологии в преподавании изобразительного искусства в начальной школе.

Современные технологии в преподавании

изобразительного искусства в начальной школе.

Фетисова Елена   Андреевна, учитель начальных классов

 МОУ СОШ № 2 г. Серпухова

     Деятельность учителя начальной школы, преподающего изобразительное искусство,  направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.

     Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

     Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиа - образования в систему работы учителя. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы. Именно поэтому я сторонник использования ИКТ при подготовке и проведении уроков  ИЗО.

     Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии:

  • Метод проектов;
  • Обучение в сотрудничестве;
  • Дифференцированное обучение;
  • Портфолио ученика;
  • Модульное обучение и т.д.

     Применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

     В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО:

  • Как источник информации
  • Поддержка учителя
  • Организация проектной деятельности учащегося
  • Использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.

     В соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в  школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.

Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

  • Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
  • Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
  • Проведение урока с мультимедиа выступлением;
  • Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.

     Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.

В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.

     Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

     Слайд-фильм - используется на всех уроках, можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования.

Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.

Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства очевидны:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  • обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

     Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.

     Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит "живого" общения учителя с учеником.

nsportal.ru

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: «Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного  искусства в начальной школе»

Основные объективные законы и некоторые правила композиции.

    Объективными законами композиции следует назвать: закон цельности, закон типизации, закон контрастов. Наиболее глубоко они обоснованы и полно сформулированы академиком Е.А. Кибриком.

 Закон цельности. Все элементы композиции находятся во взаимной связи  и взаимности, подчиняясь замыслу художника. Главной чертой закона цельности является неделимость композиции. Художник создаёт центр внимания и подчиняет ему всё второстепенное. Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому, как части целого. Серьёзно нарисовать что-либо можно только «построив» сначала мотив, найдя конструктивную идею (это наиболее трудоёмко).  При нахождении конструктивной идеи композиции следует вначале сочетать массы, в силуэтах которых разрабатываются многочисленные детали. Необходимо соблюдать связь и взаимную согласованность всех элементов композиции, а также важной чертой закона  является неповторимость элементов композиции (ни величины, ни пятна, ни интервалы, ни жесты).

 Закон типизации. Первоосновой закона является создание художественных образов, наличие их в композиции. Второй чертой закона принято считать движение. Под передачей движения Е.А. Кибрик понимает способность художника изображать жизнь в развитии.

 Закон контрастов. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют её выразительность. Человек воспринимает окружающие его предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму предмета человек воспринимает благодаря контрасту света и тени, живопись строится на контрасте тёплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом. Существенную роль в композиции играют контрасты величин (большого и малого).

 Итак, основные законы композиции вытекают из всеобщих законов природы, мышления.

 Наряду с законами композиции существуют правила, приёмы и средства, например,  необходимость сюжетно – композиционного центра, приём симметрии или асимметрии. Формат и размер картины важны для выразительности работы и выявления замысла автора.

 Немаловажное значение для выразительности композиции имеет выбор точки зрения и уровня зрения. Линия горизонта в некоторых случаях играет исключительную роль, помогая ярче выявить замысел художника.

 Конечно, перечисленные законы вводятся  в процессе урока в самых простых и понятных формах, начиная с 1-го класса. Термины адаптируются согласно возрастным особенностям детей.

   Здесь перечислены некоторые основные законы композиции. В течение школьного курса изобразительного искусства, учитывая концентричность обучения, терминология усложняется, изучаются новые особенности на примерах классических произведений изобразительного искусства.

   Данные задания и упражнения предназначены для работы с учениками 2-го класса общеобразовательной школы. Уровень обученности детей этого возраста, предполагает, что на протяжении предыдущего периода обучения в школе на уроках ИЗО рассматриваются классические образцы художественных произведений, обсуждаются вместе с детьми. Например, такие, как «Утро в лесу» И. Шишкина, «Алёнушка» В. Васнецова, «Первый снег» А. Пластова, «Девочка с персиками» В. Серова и др.

Тип урока: развивающий, частично – исследовательский.

Цель: сформировать основы составления сюжетной композиции.

Задачи:

- ознакомить с основными законами  и правилами композиции;

- моделировать ситуации, в которых ученик должен делать выбор и вывод;

- самостоятельно составить сюжетную композицию.

Фрагменты урока:

 Учитель: Посмотрите на картину Виктора Васнецова («Иван-Царевич на сером волке»).(Не называю произведение)

Как вы думаете, какое название больше подходит: «Дремучий лес», «Верхом на волке» или «Волшебная сказка»? Почему?

(Необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы у ребёнка была возможность обдумать и проанализировать ответ)

Дети: «Верхом на волке». Потому что в центре картины мы видим героя, он нарисован крупно.

У.: Так что же главное в картине?

Д.: Волк несёт героев на себе по лесу.

У.: А теперь я добавлю к этой картине несколько элементов. (Я прикрепила с помощью магнитов несколько вырезанных из бумаги деревьев на изображение волка и Ивана – Царевича, как бы частично прикрывая их от зрителя.)

Что вы теперь можете сказать о картине?

Д.: Не видно героя, хочется раскрыть его и посмотреть.

У.:А сейчас я добавлю ещё несколько деревьев сверху и слева от картины, обведя в рамку получившееся изображение (так, чтобы герои  оказались в правом нижнем углу нового прямоугольника). Какие новые впечатления от картины у вас появились?

Д.: Теперь героев картины нужно поискать глазами и всё время смотришь в один угол. Леса стало много и хочется его уменьшить.

У.: А если я перекрашу костюмы героев в серо-зелёный цвет, как они будут смотреться?

Д.: Их не будет видно, и картина станет неинтересной.

У.: Хорошо, давайте скажем, какие правила помогли художнику сделать картину интересной для нас?

Д.: То, что в картине главное, - нужно нарисовать ближе к центру и крупнее;

Нельзя закрывать главные изображения чем-то, их нужно рассматривать;

Картина должна выражать её название;

Цвета главных героев на картине должны отличаться и быть ярче, привлекательнее всего остального.

 Практическое задание.

У. Вспомним сказку «Царевна – лягушка», а именно тот момент, когда лягушка поймала стрелу. Где находится героиня сказки? (На болоте.) Чтобы показать, что лягушка маленькая, окружим её болотной растительностью так, что всё пространство будет занято только болотом. (Показываю 1-й вариант работы)

Но ведь можно дорисовать и лес и небо. Как в этом случае изменится наше впечатление? (Показываю 2-й вариант работы)

Д.: В первом случае нас ничего не отвлекает, здесь - только лягушка. Похоже на сказку. Во втором случае это как будто простая картинка или фотография с натуры.

Вопросы для обсуждения с детьми по окончании урока:

1. Что такое «композиция» и зачем художнику нужно о ней знать?

1. В каком месте картины лучше изобразить главных действующих лиц?

2. Когда их можно нарисовать мельче и на дальнем плане? Как это связано с названием картины?

3. Как цвет помогает выделить главное на рисунке, и не отвлекаться на второстепенное?

5.  Зачем иногда художник поднимает линию горизонта выше рамок картины? Какой эффект этим достигается?

Таковы лишь некоторые элементы нахождения опорных точек знаний при изучении темы «композиция». Она настолько широка, что ей можно уделять внимание при изучении любой темы. Не нужно повторять само слово «композиция», необходимо просто на примерах произведений искусства побеседовать с детьми, почему это получилось удачно, почему так красиво, почему это заметно, интересно, запоминается.

 К теме урока детей подвожу постепенно, говорю об авторе (В. Васнецов) и его произведениях, как достигается «сказочность» на его картинах, обязательно сменяю вид деятельности детей каждые 7-10 минут; даже в процессе рисования могу спросить «А как выглядит лист кувшинки, на котором сидит лягушка?» Трое желающих идут к доске и рисуют мелом варианты. Остальные обычно оживлённо помогают с места. Разрядка.

 В таких работах, как сказка, портрет героя, сюжетная композиция, дети могут использовать, кроме красок, фломастер или гель для подрисовки элементов лица и др. мелких деталей.

 В своей практике я  использую некоторые приёмы (игровые моменты), которые, по моему мнению, помогают детям в усвоении материала.

1. «Угадай название». В начальных классах можно предложить варианты игры, как в примере выше. В средней школе дети смогут самостоятельно предложить название картины, необходимо только предварительно очертить контуры возможного поиска. Например, работа К.Моне «Впечатление». Поговорив о приёмах работы мазками и точками, о новом видении художника, необходимо сказать о том, что название связано не с утренней рыбалкой, а с чувствами художника.

2. «Кто прав?». Особенно приемлем этот приём в начальной школе. Я представляю 3 или больше вариантов составленной композиции. Причём, это может быть как нарисованная композиция, так и постановка натуры, что наиболее наглядно, так как дети могут здесь же изменить постановку (натюрморта). Не стоит использовать более 3-х предметов, это затрудняет детей. Ещё одним дополнением к упражнению использую рамку-видоискатель. Это может быть картонная, вырезанная из открытки, да и сложенная из пальцев рамка. Можно менять её форму: квадрат, вытянутый прямоугольник, и т. д.  Это упражнение всегда активно приветствуется детьми, очень продуктивно, наглядно, вызывает массу эмоций, пробуждает активность даже у самых скромных учащихся. Но самое важное – это результат. При вложении соответствующих усилий он проявляется практически уже на последующих уроках. Очень важно не бросать то, что изучено на предыдущем занятии. Необходимо закрепить его в той или иной форме: изменить тему задания, заинтересовать новыми задачами и т. д., например, после работы над иллюстрацией к определённой сказке, можно попросить детей сочинить собственную сказку и проиллюстрировать её. Сказка может быть совсем маленькой, из нескольких предложений, но дети с удовольствием раскрывают её сюжет на рисунке, а в конце урока рассказывают её у доски.

                            Список использованной литературы

1. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977

2. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие.1970

3. Энциклопедический словарь юного художника/Сост. Н.И. Платонова,    В.Д. Синюков. – М., Педагогика, 1983

nsportal.ru

Статья на тему "Место ИЗО в системе начального образования"

«Место ИЗО в системе начального образования»

учитель начальных классов

Сазонова Наталья Леонидовна

Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.

Этому способствует предмет «Изобразительное искусство».

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.

В начальной школе решаются следующие задач:

- формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;

- формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

- развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

- овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;

- формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.

У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка.

Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.

В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп.

МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание образования — это социальный опыт, то есть деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования:

  1. Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).

  2. Способы деятельности (умения, навыки).

  3. Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).

  4. Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).

В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника.

Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

Эстетическое отношение к жизни — это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

    • непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;

    • видеть в окружающем мире своё продолжение;

    • чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;

    • осознавать неутилитарную ценность всего в мире;

    • осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

    Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

    Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин.

    Преподавание искусства (предметов эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр и др.) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе.

    В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса нерасчленённого по отдельным видам искусства. В этом возрасте искусства должны стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех предметов.

    Урок как форма преподавания отдельных видов искусства возможна во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства должно интегративным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое.

    На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

    Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

    В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни. Акцент в преподавании делается на развитии:

    • эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;

    • первичных форм художественного воображения;

    • способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

    Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется и в среднем звене становиться более значимой. Общее для всех видов искусства на уроках изобразительного искусства в начальной школе должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов. В среднем звене специфические средства выразительности изобразительного искусства должны стать для школьников более ясными.

    В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и др.

    Таким образом, важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

    Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

    Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.

    kopilkaurokov.ru

    Статья по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Значение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

    Статья на тему:

    «Значение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.»

    Само творчество есть необходимое условие существования

    человека и всё, что выходит за пределы рутины и в чём

    заключена хоть йота нового, обязано своим

    происхождением творческому процессу человека.

    В.А. Сухомлинский.

              Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободомыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять обще развивающую культурологическую функцию. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство, как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины [2].

               Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходимы большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение [3]. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве детей, его развитии и о значении творческой работы для общего развития ребёнка [1].

          Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребёнку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголками [3].

          Природа- это то, что питает и вдохновляет человека, даёт силы и успокаивает. «Леса учат человека понимать прекрасное», - говорил А.П. Чехов.

             Большое познавательное и воспитательное значение имеет пейзажная живопись в школе, которая знакомит учащихся с родной природой. Не менее важным является обучение ребят рисунку и живописи с натуры и по представлению. Эти занятия проводятся в тесном общении с природой. Они воспитывают патриотизм, помогают глубоко понять закономерности природы, а так же формируют материалистическое мировоззрение, развивают творческое мышление.

              Пейзаж – это всегда особое настроение, уникальное состояние природы: идёт ли снег, светит ли солнце, льёт ли дождь. Задача художника почувствовать это настроение и перенести его на свой лист бумаги. Ведь живопись в буквальном смысле означает «живое письмо». Она отражает внутренний мир художника, а нам позволяет посмотреть на этот мир другими глазами, - глазами ребёнка. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения», - писал К. Паустовский.

         Природа- это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открыть ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

        Именно поэтому актуальность пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства заключается в возможности формирования у детей младшего школьного возраста позитивного, эмоционально-чувственного восприятия действительности через творчество.

    Литература:

    1. Игнатьев Е.И., Психология изобразительной деятельности детей, М., УЧПЕДГИЗ, 1961, 225С.
    1. Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, учебное пособие для студентов высш.пед.заведений, 2-ое изд., М., Академия, 2002, 368с.
    1. Сокольникова Н.М., Программы интегрированного курса «Искусство», М.,Просвещение, 1998.

    nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о