Изонить в детском саду – – . , – .

Педагогическая статья "Изонить в детском саду"

ИЗОНИТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

Бакулина Т.П., воспитатель МДОУ № 14 «Вишенка», г. Лыткарино

Цель прикладного искусства состоит в том,

чтобы «одушевить силою художества»

предмет материального назначения,

дать ему смысл, сделать его привлекательным.

А. Б. Салтыков

    Ниткография, или изонить, - это техника создания картин из ниток на твердой основе. Ее также называют вышивкой по картону. Чтобы заниматься ниткографией, не требуется больших затрат. Основными материалами служат: цветной картон и цветные нитки. Используя эту технику, можно создавать необыкновенные изделия, которыми приятно украсить интерьер группы, сделать подарок близким к 23 февраля и 8 марта. Изонитью с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Она удачно сочетается с такими видами изобразительной деятельности, как рисование и аппликация.

     Из опыта работы я знаю, что многие воспитатели с недоверием относятся к этой технике, боятся доверять дошкольникам иголки. Однако,  хочу напомнить, что в общеобразовательной программе дошкольного воспитания, в разделе художественно-эстетическое развитие, кроме рисования и аппликации, есть прикладное творчество: работа с тканью. Где у дошкольников  формируются умения работы с иголкой. Возникает вопрос, как же сформировать эти умения? Если в группе больше 20 человек, очень сложно организовать такие занятия, с точки зрения безопасности. Но я нашла выход из этой ситуации, благодаря технике изонити. Цели и задачи, которой соответствуют общеобразовательной программе дошкольного воспитания: учить детей владеть иголкой, ниткой; различать изнаночную и лицевую стороны; развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, координацию движений рук под контролем глаз; воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность. В настоящее время существует достаточное количество печатных изданий по изонити адресованных для дошкольников. Но я считаю, что они больше подходят для кружковой работы детей младшего школьного возраста. Так как в этих изданиях даются, такие понятия, как хорда, эллипс, прямой, тупой, острый углы, что программой дошкольного образования не предусмотрено. Поэтому я хотела бы поделиться своим опытом проведения занятий по изонити с детьми старшей и подготовительной групп, чтобы они были интересными и увлекательными.

       Занятия я провожу со всей группой, без деления на подгруппы, что дает возможность задействовать всех детей, взаимодействию друг с другом, созданию дружеской атмосферы. Для работы использую цветной картон, цветные нитки «ирис», иголки с широким ушком и тупым концом (для гобеленов), бумажный скотч. Такого нехитрого набора достаточно для создания и маленькой индивидуальной работы, и большой коллективной картины. Отверстия на картоне я накалываю шилом сама, детям выдаются готовые шаблоны, на изнаночной стороне картона, рядом с отверстиями на первых работах можно поставить цифры, для удобства показа и объяснения. Вместо узелков, нитки закрепляются на изнаночной стороне бумажным скотчем, приготовленным заранее. Вообще подготовка к занятию занимает время не больше, чем подготовка к аппликации. А теперь я хочу открыть маленький секрет по выполнению работ в технике изонити. Как правило, узоры и композиции в ниткографии строятся на сочетании заполнения углов и окружностей. Но мой опыт работы показал, что это очень трудно дается дошкольникам, поэтому я решила использовать в процессе вышивания только три доступных дошкольникам элемента ниткографии. Это протяжки ниток «луч в вершину», «лучи в центр» и диагональные протяжки ниток крест-накрест.

     Используя элемент «луч в вершину» и расположив отверстия на разных расстояниях, можно получить удивительные узоры для вышивания кленовых листьев, снежинок, цветов, перьев Жар-птицы, и т. д. На фото 1 представлена коллективная работа детей старшей группы, в рамках экологического проекта «Ёлочка – зеленая иголочка», проходившем в детском саду. Каждый ребенок вышивал шаблон еловой ветки, а затем из них была собрана одна большая елка.  Но эту работу можно сделать и индивидуальной, если к одинарному шаблону приклеить ствол и наклеить на цветной картон, добавив декоративные элементы. По желанию многие дети во второй половине дня оформляют свои работы с помощью рисования, аппликации или добавляют элементы, сделанные фигурными дыроколами. Выполняя работу «Тропические бабочки» (фото 2), была использована игра-соревнование, кто быстрее соберет бабочку. Дети были разделены на группы по четыре человека, каждый должен был вышить одно крыло, побеждала та команда, которая быстрее соберет все четыре крыла. В этой работе проявилось взаимодействие детей друг с другом, дружеская поддержка, взаимовыручка. Занятие получилось увлекательным и интересным для детей. На таких занятиях у дошкольников проявляется не только ответственность и самостоятельность, но и фантазия, творческий подход к будущей работе. Так готовя подарок мамам к 8 Марта, я предложила каждому вышить открытку с тюльпаном, но дети решили сделать коллективную работу, чтобы порадовать не только мам, но и бабушек, так появилась картина «Ваза с тюльпанами» (фото 3).

      С помощью элемента «лучи в центр», можно вышить солнышко, одуванчики, фрукты, снеговика, цыпленка и даже мышку. В работе «Кто в теремочке живет?», я использовала аппликацию домика, а внутрь мы вклеили вышитую мышку (фото 4). Ставни у домика открывались и закрывались, такая игрушка очень понравилась детям, весь вечер они играли с открыткой и пересказывали знакомую сказку, а некоторые придумывали и свой сюжет. Используя этот элемент, дети вышивали грудку снегиря и синички, что позволило закрепить характерные особенности этих птиц и расширить представления детей об окружающем мире. В подарок папам, к 23 февраля, дети подготовительной группы вышили «Парусник» (фото 5), с помощью элемента диагональные протяжки крест-накрест. Вначале протяжки «луч в вершину» были выполнены слева – направо, а затем справа – налево, таким образом, получилось красивое пересечение ниток. Цвет ниток и картона может быть разным, все зависит от фантазии и творчества.

       Уважаемые коллеги, я надеюсь, вы заинтересуетесь увлекательной техникой изонити и попробуете ее использовать в своей работе. Я уверена вам и вашим воспитанникам это занятие понравится. Главное проявить немного фантазии и творчества, и тогда все получится. Желаю вам успехов!

Автор:  Бакулина Т.П.

bakulina-lytmdou14.edumsko.ru

Конспект НОД "Знакомство с техникой "Изонить" старшая группа

«Знакомство с техникой «Изонить»

непосредственная образовательная деятельность

для детей старшей группы

Леушканова Анна Прокопьевна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 2»

2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка

Предмет (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Знакомство с техникой «Изонить».

Цель: формирование представлений о технике изонити как способе изображения предметов, явлений.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

  1. Сформировать понятие « Изонить».

  2. Формировать умение работать по образцу, выполняя пошаговые действия в технике «Изонить»

  3. Формировать навыки безопасной работы с иглой.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

1.Развивать произвольность внимания, воображение, предпосылки учебной деятельности (слушать взрослого, выполнять задания по образцу, умение контролировать свои действия).

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

1.Вызвать желание научиться новой технике изображения.

Этап обучения: ознакомительный, обучающий.

Тип образовательной ситуации: интегрированная (ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»).

Используемые технологии: Н.Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников» С-Пб, «Детство-Пресс» 2000 г.; А.В. Белошистова,

О.Г. Жукова « Волшебные ниточки: пособие для занятий с детьми»,

М.: АРКТИ, 2007 г.

Используемые приёмы и методы обучения:

Методы: наглядные - просмотр слайдов, выставки детских работ; продуктивные – изготовление работы по показу; словесные – ответы на вопросы, рассказ воспитателя.

Приёмы: приём «Проблемный вопрос», приём «Загляни в интернет», приём «Поработай с энциклопедией», показ, работа по образцу – заполнение угла, предоставление выбора материала, творческое задание.

Используемые формы организации познавательной активности детей: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, мультимедиаэкран, проектор, компьютерная презентация, карточки-символы, магниты, 3 столика, 2 магнитных мольберта, картонные заготовки разных цветов, швейные нитки разных цветов, иглы, ножницы, скотч.

Прогнозируемый результат:

-У детей сформировано понятие о технике «Изонить», возникло желание освоить её основной приём – заполнение угла.

- Дети умеют заполнять угол по показу, придумывать дополнение к изображению.

- Дети знают правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Непосредственно образовательная деятельность

для детей старшей группы

««Знакомство с техникой «Изонить»

Ход НОД

1.Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут Анна Прокопьевна. А ваши имена я вижу на бейджиках, с вами я познакомлюсь в ходе нашей встречи. Надеюсь что наше знакомство будет полезным и приятным для вас и для меня.

2.Мотивационный этап

Воспитатель: Я пришла к вам со своим другом гномиком. Он тоже рад вас приветствовать. (Прикрепляет изображение гномика на магнитный мольберт). Мы с гномиком хотим задать вам несколько вопросов. Скажите, как можно изобразить предмет или явление?

Дети: Нарисовать, слепить из пластилина, сделать аппликацию и т. д.

Воспитатель: Всё правильно! А теперь посмотрите, как изображён колпачок моего гномика? (Даёт детям посмотреть, потрогать).

Дети: Это нитки.

Воспитатель: Правильно, это нитки, которые пересеклись на картоне и образовали узор. У меня ещё есть такие работы. (Обращает внимание детей на выставку работ). Посмотрите: это паучок, это птичка, это кошка. А вот ещё несколько интересных работ. Все они выполнены в технике «Изонить». Как вы думаете, что означает это слово?

Дети: Это изображение нитками на картоне.

Воспитатель: Правильно, дети! Слово «Изонить» означает «изображение нитью». Изонить как вид искусства впервые появилась в Англии. А кто её придумал, и как она развивалась, я предлагаю вам узнать самим. Где и как вы можете это узнать?

Дети: Можно спросить у родителей, посмотреть в интернете, почитать в энциклопедии.

Воспитатель: Я надеюсь, что вы используете все эти источники и узнаете как можно больше о технике «Изонить». А как вы думаете, кто выполнил все эти работы? Это сделали дети из моей подготовительной группы. (Показывает слайды с фотографиями детей за работой. Слайд№1-4) А вы хотите так научиться? А зачем?

Дети: Такими поделками можно украшать стены, дарить их, устраивать выставки.

2. Практический этап

Воспитатель: Сегодня вы только начинаете этому учиться, и мы с вами выполним вот такой простой угол. Давайте подумаем, во что мы можем этот угол превратить? Что можно сделать, чтобы получилось какое-то изображение? (Дети предлагают свои варианты дополнения изображения). А посмотрите, какие у меня есть изображения, в основе которых тоже сшитый уголок. (Обращает внимание детей на экран.

Слайд № 5-9). Скажите, какие нам для этого потребуются материалы?

Дети: Картон и нитки.

Воспитатель: Выбирайте себе лист картона того цвета, который вам нравится. Выбрали? Тогда проходите и садитесь за столы. На столах у вас игольницы с иголками и нитками. А иголки у нас какие?

Дети: Острые.

Воспитатель: Поэтому мы обязательно должны позаботиться о безопасности своей и соседей. Правила безопасности нам подскажут эти картинки. (Работа с картинками-схемами.). Правила безопасности повторили, теперь давайте перед работой разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки»

Жили-были в домике маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Пики – платочки,

Лики – штанишки, Чики – носочки.

Мики умница был, всем водичку носил. (Загибают пальчики, начиная с больших).

Воспитатель: а теперь возьмите в руки ваши картонные заготовки, выберите иголку с ниткой того цвета, который вам нравится.(Воспитатель следит, чтобы цвет ниток не сливался с цветом картона). Найдите на картоне дырочку с цифрой 1, продеваем в неё иглу. Теперь найдите дырочку с цифрой 2, продеваем в неё иглу. (Воспитатель показывает все действия на своей картонной заготовке. Работа продолжается, пока не будут заполнены все отверстия). А теперь возьмите ножницы и отрежьте нитку так, чтобы остался «хвостик» примерно такой длины. (Показывает остаток нитки примерно 3-4 см). Чтобы «хвостик» не выбрался на лицевую сторону, мы приклеим его скотчем.

4.Рефлексивно-оценочный этап:

Воспитатель: Вам понравился угол, который у вас получился? Трудно ли было вам его сшить? Я предлагаю вам самостоятельно дополнить свои уголки какими-то изображениями и устроить в группе выставку. А если вы пригласите меня на вашу выставку, я с удовольствием приду.

Скажите, вам понравилась наша встреча? А что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Хотите ли научиться выполнять другие интересные работы в технике «Изонить»?

Наша встреча, дети, заканчивается и мне интересно узнать, с каким настроением вы сейчас уйдёте к себе в группу. Мои дети сделали вам в подарок гномиков. Посмотрите, их колпачки тоже выполнены в технике «Изонить». У гномиков разное настроение. Пусть каждый из вас выберет себе гномика с таким же настроением как у себя. Пусть эти гномики напоминают вам о том, как можно изобразить предметы в технике «Изонить». Мне было с вами очень приятно встретиться и пообщаться. До свидания.

infourok.ru

Изонить и малыши | Страна Мастеров

Доброй ночи! Продолжаем украшать квартиру к празднику. В этот раз наматываем ниточку с детишками 3,5 года (моя дочка) и 5,5 лет (дочкина подружка) на огроменное сердце и украшаем его. Идея найдена в интернете, там правда был скучный, картонного цвета квадрат, а у нас элемент декора - вариант 1. Ну а вариант 2 - это обычная намотка.

Вам понадобится:
картон и нож строительный,
карандаш, маркер, линейка, кисть и гуашь красного цвета
Нитки, типа "Ирис", крючок
Украшения: ленты атласные, бусины, бабочки-цветочки
Как сделать:
Начертите на картоне квадрат (мы брали 15х15 см) , найдите на 2-х сторонах середину и нарисуйте полукруги вокруг них, как на фото

вырезают взрослые

Обводят дети

Дети закрашивают и убегают играть, пока сохнет. Зкрашивать нужно с двух сторон

Вариант 1
Далее строительным ножом делаем надрезы по внешнему краю сердец глубиной 2,5 см и с шагом где-то 3 см. Заготовки готовы, можно мотать!

Я конечно, очень боялась, что они не справятся и переживала, а ОКАЗАЛОСЬ, что они ЛЕГКО сами справились!!! Вот полюбуйтесь, как сосредоточены!

Очередное сердце решили украсить бусинами. Нанизывали во время работы

Другую сторону украсили бабочками (магниты на холодильник), которые до этого валялись без надобности, сюда пригодились!

Вот заодно и с крючком познакомились! Банты завязывать учились, это правда пока тяжело, в основном я делала, оборотная сторона в начале поста.

Связала их между собой и подвесила к крепежу от точечной лампочки в потолке. Висят, крутятся, КРАСИВО! У нас есть ещё три заготовочки, так что заходите, мы будем закреплять навык намотки и придумаем ещё каких-нибудь украшательств!

ЕЩЁ одна подвеска из ажурных сердец

Вариант 2
По краю сердца с отступом 1,5 см делаем проколы. Можно, конечно и шилом, но оно оставляет "жуткий след", потом ребёнку трудно попасть иголочкой в дырочку, вокруг которой небольшой, но заборчик. Я купила для этих целей пробойник - очень нужная в доме вещь. (Например, раньше ремни дырявить в мастерскую носили, а теперь ДОМА сами)

Далее нужно сделать вот так! Обозначить отверстия, которые нужно соединить нитью, скрепками одного цвета. Цветов скрепок у меня не хватило, я обозначила их двойными скрепками. Теперь ребёнку нужно объяснить, что два белых брата (сестрички, подружки) хотят пойти к друг другу в гости, поэтому нам нужно построить мостик (наша ниточка).

Конечно, скрепки во время работы могут падать, но вы их всегда можете вернуть на место, вы же рядом. Нужно сказать, что Лидочка легко в середине работы поняла КАК нужно и мы обходились БЕЗ скрепок

Тут Лидочка показывает куда она будет вести нить, я подтверждаю правильность, либо предлагаю ещё подумать, если НЕ верно, как правило: со второго раза она указывала верно, если первый раз ошиблась

stranamasterov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *