К юбилею маршака – Юбилей Самуила Маршака. Что мы знаем о великом детском поэте? Викторина | Материнство
Юбилей Самуила Маршака. Что мы знаем о великом детском поэте? Викторина | Материнство
3 ноября исполняется 130 лет со дня рождения С.Я. Маршака (1887-1964), русского поэта, драматурга, переводчика, литературного критика и сценариста.
Есть ли в нашей стране хотя бы один человек, который не знает, кто такой Маршак? Найдётся ли кто-нибудь, кто не вспомнит его имя и отчество? Существуют ли уникумы, ни разу в жизни не слышавшие или не читавшие ни одной его строчки, не видевшие мультфильмы, снятые по его произведениям? Думаю, что смело можно на каждый из этих вопросов отвечать — нет, нет и нет!
Но при этом о самом Самуиле Яковлевиче, его непростой жизни, разностороннем творчестве мы знаем до стыдного мало.
Проверьте себя: ответьте на 10 вопросов о С. Я. Маршаке
Маршак – переводчик
Филологи и люди, разбирающиеся в литературе, знают: Самуил Яковлевич Маршак — один из самых талантливых, самых тонких и вдумчивых переводчиков нашей страны.
Таким необычным увлечением он «заболел» ещё в юности, а в годы своей учёбы в Англии увлёкся переводами всерьёз. Поначалу переводил английские народные баллады и песни, а потом дошёл и до известнейших английских поэтов. Переводил не «всё подряд» и не по заказу, а выбирал для русских читателей самые талантливые, самые значительные произведения прославленных авторов. К сожалению, наслаждаясь переводами, выполненными Маршаком, мы далеко не всегда знаем, кто подарил нам эту возможность.
Переводить поэзию очень сложно, для этого необходимо и самому быть незаурядным поэтом. И Маршак был им, его переводы близки к источникам, бережно сохраняют стиль авторов, передают их самобытность. А.Т. Твардовский так отозвался о переводах Бернса, сделанных Самуилом Яковлевичем: «Маршак сделал Бернса русским, оставив его шотландцем». Не менее удачны и маршаковские переводы других авторов: Уильяма Шекспира, Джона Кидса и Редьярда Киплинга. В его арсенале переводчика даже Мао Цзэдун (Маршак использовал для работы подстрочный перевод), а также армянские, литовские, белорусские, еврейские поэты.
Талант Маршака-переводчика ценили знатоки литературы во многих странах, а в Шотландии за переводы баллад и стихотворений Роберта Бернса Самуила Яковлевича удостоили звания почётного гражданина и почётного президента Всемирной организации Роберта Бернса.
Чтобы помнили
К сожалению, до сих пор известнейшему и любимейшему поэту установлен единственный памятник. Появился он в 2015 году в Воронеже у дома №72 по улице Маркса, в котором жил Самуил Яковлевич. Правда, во многих городах есть мемориальные доски, посвящённые памяти Маршака.
А вот с чем Самуилу Яковлевичу повезло, так это с топографией: его именем названы улицы и проспекты в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ялте, Донецке, Чебоксарах, Краматорске и Киеве.
В последние годы стали навёрстывать упущенное и чаще вспоминать о С.Я. Маршаке: в Воронеже придумали детский театральный фестиваль, который носит имя знаменитого поэта, не так давно зародилась традиция проводить международные «Маршаковские чтения». Издатели отмечают, что в постоянно растёт популярность детских произведений Маршака. Так генеральный директор Издательской группы «Эксмо-АСТ» недавно заметил, что «по динамике продаж Маршак обгоняет Гарри Поттера».
Памятник С. Я. Маршаку в Воронеже. Фото с сайта http://cgdbvrn.ru/?page_id=1578
Как празднуем 130-летие?
- Витрины некоторых книжных магазинов, в том числе знаменитой «Москвы» оформлены к юбилею С. Маршака.
- С июня 2017 года по маршруту «Москва — Воронеж» курсирует двухэтажный поезд «Самуил Маршак». В пути пассажиры необычного состава, оформленного портретами Маршака и стикерами «130 лет со дня рождения С. Маршака», могут послушать переведённые поэтом сонеты Шекспира, которые читают известные российские актёры. Для маленьких пассажиров приготовлены книги Самуила Яковлевича.
- В Москве на Лялиной площади, неподалёку от места, где жил и любил гулять С.Я. Маршак, будет установлен памятник поэту.
- В Дарвиновском музее проходит интерактивная выставка «Детки в клетке», посвящённая творчеству Маршака (открыта до 17 декабря).
- В Московском метро запустили поезд Маршака. В его оформлении использованы не только широко известные детские стихотворения, но взрослая лирика, пьесы и переводы.
- Почта России планирует выпустить к юбилею коллекционные открытки, а в здании Московского почтамта провести выставку, посвящённую 90-летию стихотворения «Почта».
- В Турции прошла Всетурецкая Олимпиада по русскому языку для детей-билингвов (двуязычных), посвящённая 130-летию С.Я. Маршака.
- На всех крупнейших книжных выставках и фестивалях проводят специальные мероприятия, приуроченные к празднованию юбилея поэта.
- Книжные издательства страны в 2017 году выпустили и планируют выпустить переиздания произведений Маршака, в том числе собрание сочинений в 4-х томах, иллюстрированные как работами признанных советских и российских художников, так и молодых современных иллюстраторов.
- В Российской государственной детской библиотеке был проведён конкурс «Письмо в стихах», в ходе которого дети писали стихотворное послание Самуилу Яковлевичу. В конце октября прошло награждение победителей.
- В рамках празднования 130-летия поэта, драматурга и переводчика проходит огромное количество мероприятий, фестивалей и творческих конкурсов в детских садах, школах, библиотеках и т. д. по всей стране и за рубежом.
Так что творчество Маршака до сих пор любимо и востребовано. Хочется только, чтобы и его взрослая лирика и замечательные переводы тоже не были забыты читателями. А потому напоследок несколько стихотворений Самуила Яковлевича Маршака и сделанных им переводов:
В полутьме я увидел…
В полутьме я увидел: стояла
За окном, где кружила метель,
Словно только что с зимнего бала,
В горностаи одетая ель.
Чуть качала она головою,
И казалось, что знает сама,
Как ей платье идет меховое,
Как она высока и пряма.
Ветер жизни тебя не тревожит…
Ветер жизни тебя не тревожит,
Как зимою озерную гладь.
Даже чуткое сердце не может
Самый легкий твой всплеск услыхать.
А была ты и звонкой и быстрой.
Как шаги твои были легки!
И казалось, что сыплются искры
Из твоей говорящей руки.
Ты жила и дышала любовью,
Ты, как щедрое солнце, зашла,
Оставляя свое послесловье —
Столько света и столько тепла!
Как поработала зима!
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий.
Вокруг белеющих прудов –
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Из Уильяма Шекспира
По совести скажи: кого ты любишь?
Ты знаешь, любят многие тебя.
Но так беспечно молодость ты губишь,
Что ясно всем – живешь ты, не любя.
Свой лютый враг, не зная сожаленья,
Ты разрушаешь тайно день за днем
Великолепный, ждущий обновленья,
К тебе в наследство перешедший дом.
Переменись – и я прощу обиду,
В душе любовь, а не вражду пригрей.
Будь так же нежен, как прекрасен с виду,
И стань к себе щедрее и добрей.
Пусть красота живет не только ныне,
Но повторит себя в любимом сыне.
Дата публикации 02.11.2017
Автор статьи: Яна Перепечина
materinstvo.ru
Утренник “В гости к Маршаку”,посвящённый 130-летию со Дня рождения поэта.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы«В гости к С.Я. Маршаку»
Цели:
Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
Развивать навыки сознательного чтения.
Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.
Оборудование:
Мультимедиа, презентация «В гости к С.Я. Маршаку», портрет С.Я. Маршака (1887 – 1964), книги, сборники произведений С.Я. Маршака, рисунки детей к произведениям, плакаты
Ход праздника
1.Исполняется песня о книгах.
2.Стихотворения:
С книгой легче жить на свете.
Книга мудрости полна.
На любой вопрос она.
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Давайте представим хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно ,нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Почаще листайте.
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Хорошему учат
Учитель: Ребята, в 2017 году исполняется 130 лет со дня рождения С.Я.Маршака. Трудно представить себе наше детство без Рассеянного с улицы Бассейной, без умного мышонка, без теремка и Робина-Бобина, и сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну стихов, песен и сказок Самуила Яковлевича Маршака.
Самуил Яковлевич был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки…»
Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких (звучат стихотворения из книги «Детки в клетке»)
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Совята
Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Страусенок
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Зебры
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Ведущий: Все мы с детства знаем занимательные стихи-загадки, автором которых также является С.Я.Маршак. Давайте все вместе их вспомним.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И ни куда я не иду.
Покуда он идет (дождь)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?(очки)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб.(пила)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом- под столом,
А ночью – под кроватью.(сапоги)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то что он надут!(мяч)
Синий домик у ворот
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей-
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Пол часа проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят (почтовый ящик)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез (календарь)
Была зеленой, маленькой
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Держась рукой за тросточку,
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду (вишенка)
Учитель: С.Я.Маршак рассказывал занимательные и поучительные истории и сказки,стихами рисовал цветные картинки мира. Сейчас мы перелистнём нашу страницу и окажемся в разноцветной стране.
Зелёная страница
Эта страница зеленого цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться,
Я бы на этой странице прилег.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза
Синяя страница
А это страница- морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают , как тени,
Блуждает морская звезда.
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода
Жёлтая страница
Вы любите ребята
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок..
Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
Садовая дорога
Усыпана песком.
Но плохо, если много
Песка лежит кругом.
Белая страница
Это – снежная страница.
Вот прошла по ней лисица,
Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляли след крестом…
Цепь следов по снежной глади
Остается, как строка
В чистой, новенькой тетради
Первого ученика.
Ночная страница
Перед нами- страница ночная.
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи,
Троллейбусы мчатся домой.
Спешат на ночлег пешеходы.
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
Учитель:Стихи С.Я.Маршака мы слышим и дома, и на улице , и в школе. – Часто поэт высмеивал в своих стихах лентяев, неумех, хвастунов.
Послушайте историю о лодырях и коте, который мечтал учиться в школе.
Кот и лодыри
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
– Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
– Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
«Про ученика и шесть единиц»
Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
– Где твой дневник? -спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: “Очень плохо”.
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: – Шалопай!
Чем заслужил ты единицу?
– Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
– За это, – мать сказала строго, –
И единицы слишком много!
– У нас отметки меньше нет! –
Промолвил мальчик ей в ответ.
– За что вторая единица? –
Спросила старшая сестрица.
– Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Отец воскликнул: – Крокодил,
За что ты третью получил?!
– Я думал, что гипотенуза –
Река Советского Союза.
– Ну, а четвертая за что? –
Ответил юноша: – За то,
Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.
– А пятая? – спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.
– Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,
И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.
– Ну, а шестая, наконец? –
Спросил рассерженный отец.
– Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…
– Ты очень скверный ученик, –
Вздохнув, сказала мать. –
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!
Учитель: Благодаря С.Я.Маршаку мы можем прочитать все 154 сонета Уильяма Шекспира, стихотворения Роберта Бёрнса и Редьярда Киплинга, ведь Маршак был замечательным переводчиком . Многие из этих произведений положены на музыку. (Звучит песня на слова Р.Киплинга «На далёкой Амазонке» ,перевод С.Маршака).
А сколько английских и шотландских детских песенок перевёл С.Я.Маршак: «Шалтай-Болтай», «Три зверолова», «Робин-Бобин», «Дом, который построил Джек», «О мальчиках и девочках».
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зеленых лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
Из чего только сделаны парни?
Из чего только сделаны парни?
Из насмешек, угроз,
Крокодиловых слез.
Вот из этого сделаны парни!
Из чего только сделаны барышни?
Из чего только сделаны барышни?
Из булавок, иголок,
Из тесемок, наколок.
Вот из этого сделаны барышни!
.
Песня
Учитель: «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться –счастья не видать», «Умные вещи» – вот некоторые пьесы, написанные С.Я.Маршаком в разное время. С самого начала они писались не только для детей, но и для их родителей. В каждой сказке за внешне шутливым и безобидным сюжетом кроется мудрое слово о человеке, о смысле его жизни
«Теремок»-инсценировка
Звучит стихотворение «Пожелание друзьям» в исполнении автора.
Учитель: На стихах Маршака выросло не одно поколение детей. В свое время поэт получал письма со всех концов страны пачками. Дети спрашивали, как поживает Рассеянный с улицы Бассейной, интересовались,
сколько лет его создателю:
“Милый дедушка! Сколько тебе лет? Есть уже сто? Ведь еще моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и моя мама, и папа тоже…”
Стихи Маршака для детей чистые и честные, именно такие, какими хотел их видеть автор. Мы надеемся, что пожелание Самуила Яковлевича юным читателям исполнится: «Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет»
Звучит песня «Дорогою добра»
infourok.ru
Материал на тему: Досуг к юбилею С.Я.Маршака
Ведущий: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня с вами необычное путешествие, путешествие по страницам сказок Самуила Яковлевича Маршака. Самуил Яковлевич Маршак – детский писатель. (показывает портрет С.Я.Маршака) Он был очень умным, добрым и талантливым поэтом.
Как вы думаете, почему его называют детским писателем? Да, он написал много сказок, рассказов и стихов для детей.
Ребята, а какие произведения С.Я.Маршака вы знаете? («Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.).
Отправимся в путешествие по произведениям С.Я. Маршака.
Наша первая остановка. «Угадай героя произведения С.Я.Маршака»:
- Кто пел: Нет твой голос не хорош,
Слишком громко ты поёшь (глупый мышонок)
2. Кто стучится в дверь ко мне,
с толстой сумкой на ремне (почтальон)
3. Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки. (Рассеянный)
Ведущий: Молодцы, хорошо знаете героев разных произведений С.Я.Маршака. Отправляемся дальше.
Вторая остановка. А теперь вы должны угадать, как называется стихотворение:
Воспитатель читает отрывки из стихотворений С.Я.Маршака.
- Мой весёлый, звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой ,
Не угнаться за тобой! («Мяч»)
- Готово. Уложен багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж,
Картина, Корзина, Картонка
И маленькая собачонка. (Багаж)
- Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре!» («Слон»)
Ведущий: Продолжим наше сказочное путешествие.
Следующая остановка. Нужно назвать «Из какого произведения эта иллюстрация?». (показывает детям иллюстрации из произведений С.Я.Маршака:(«Багаж», «Усатый полосатый», «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч»)
Молодцы! А еще Самуил Яковлевич Маршак сочинял для детей загадки. Попробуйте их отгадать:
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце –
Тихо так,
Тихо так. (Часы)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки)
Тише, гости вы сидите!
И сюрприз наш не спугните!
Сказку мы сейчас расскажем,
И спектакль вам покажем!
Пожелание друзьям. Самуил Маршак
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
(происходит награждение грамотами подарками)
Ведущий: – Прошу всех участников выйти к нам сюда.
Ведущий: На этом наше путешествие по произведениям С.Я.Маршака закончилось.
nsportal.ru
Маршак Самуил Яковлевич к 130 – летию писателя | ||||||||
Русский поэт, драматург и переводчик. Автор популярных детских книг. Дата рождения 11 октября (3 ноября) 1887, город Воронеж Дата смерти 4 июля 1964, город Москва | ||||||||
Если в сознании большинства школьников слово «поэт» ассоциируется с именем Пушкина, то для любого дошкольника поэт – это прежде всего Маршак. Малыши до сих пор растут на его стихах («Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» и других), а ведь их автору сейчас исполнилось бы 130 лет! | ||||||||
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже в семье техника-изобретателя. В гимназии мальчик увлекся поэзией, и учитель всячески поощрял его литературные опыты. Тетрадь с его стихами попала в руки литературного критика Стасова, и он помог мальчику перебраться в Петербург, устроив его в одну из лучших гимназий. Позднее на даче Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который принял активное участие в жизни мальчика. С 1904 по 1906 год Маршак жил на ялтинской даче писателя, а его жена, Е. Пешкова, взяла на себя все заботы о юном даровании. | ||||||||
Вернувшись в Петербург, Маршак начинает paботать в различных журналах. В 1911 году он с группой студентов отправляется в путешествие по Ближнему Востоку в качестве корреспондента «Всеобщей газеты» и знакомится с Софьей Мильвидской, своей будущей женой. Осенью следующего года молодожены уезжают в Англию и начинают учиться в Лондонском университете, Самуил поступает на факультет искусств, а Софья – на факультет точных наук. | ||||||||
В 1912-1914 годах Маршак изучает английскую литературу, путешествует по стране, записывая народные песни и баллады. После Октябрьской революции Маршак занимается организацией детских учреждений в Краснодарском крае, где создает первый в России детский театр и сам пишет для него пьесы. В начале 1920-х издаются его первые детские книжки «Детки в клетке», «Дом, который построил Джек» и другие. | ||||||||
В 1923 году Маршак создает первый советский детский журнал «Воробей», переименованный потом в «Новый Робинзон». Он привлекает к сотрудничеству Е. Шварца, Б. Житкова, В. Бианки, убеждая их писать именно для детей. | ||||||||
На протяжении многих лет Маршак руководил Ленинградской редакцией «Детгиза», издавая произведения Хармса, Ильина, Введенского с иллюстрациями В. Лебедева. Сотрудники редакции создавали качественно новую детскую книгу. Они искали новые темы и жанры советской детской литературы. Маршак пишет, вспоминая то время: «Мы были убеждены в том, что детская книга должна и может быть делом высокого искусства, не допускающего никаких скидок на возраст читателя». | ||||||||
Но работа редакции у некоторых вызывала недовольство. Многочисленные доносы закончились в 1937 году разгромом редакции и арестом двух ее сотрудников. После этого Маршак принял решение переехать с семьей в Москву, где продолжил активную литературную деятельность. | ||||||||
Вклад, который внес Самуил Яковлевич Маршак в становление и развитие детской литературы (особенно поэзии) советского периода, кажется, не до конца оценен современниками. Ведь он обогатил нашу литературу не только собственными сочинениями, но и замечательными переводами западной классики (сонетов Шекспира, баллад Бёрнса, стихов Блейка и других английских поэтов). Кроме того, Маршак всю жизнь неустанно занимался поиском новых талантливых авторов. В детских стихах он особенно ценил звонкость и толковость, а, находя их, искренне восторгался. Его работа с молодыми писателями по редактированию и дальнейшему продвижению их произведений способствовала появлению новых замечательных книг и давала мощный толчок развитию литературного процесса в стране. Маршак умел работать с начинающими авторами, общаясь с ними на равных, без какого-либо зазнайства и превосходства. Они ценили такое отношение и тянулись к нему. | ||||||||
В своей книге «В лаборатории редактора» Лидия Чуковская, восхищенная работой Маршака с новыми авторами в «Детгизе», вспоминает, что каждый хотел «узнать своему труду настоящую цену; взвесить слово на точных весах; подставить страницы под свет прожектора такой силы и яркости, что в его луче становится видна малейшая удача и малейший изъян». | ||||||||
Поддержку Маршака ощутили на себе Ирина Токмакова, Валентин Берестов, Борис Заходер, Владимир Орлов и многие другие. | ||||||||
Поразительно, как немолодой и часто болеющий человек со слабым зрением успевал не только писать собственные книги, но еще и заниматься переводами, работать в Союзе писателей, быть в курсе всех литературных событий и вдобавок прочитывать многочисленные присланные по почте и принесенные молодыми авторами произведения. А потом обсуждать их, редактировать, договариваться с издательствами. Знакомые недоумевали, как же он все успевает, а Маршак в ответ отшучивался: «Бессонницы выручают». | ||||||||
В 1961 году была опубликована его книга «Воспитание словом». Этот сборник статей стал итогом творческого опыта писателя. Затем была издана «взрослая» поэзия Самуила Маршака, сборник назывался «Избранная лирика». А за год до смерти вышла книга «Лирические эпиграммы». | ||||||||
Самуил Яковлевич Маршак неоднократно получал государственные премии, был награжден шестью орденами. Он удостоен звания почетного гражданина Шотландии за переводы произведений Роберта Бёрнса. | ||||||||
4 июля 1964 года Маршак скончался. На его похороны из Шотландии прислали венок из вереска. Лучшим подтверждением памяти о писателе является продолжение издания его книг. К счастью, произведения Маршака в наши дни активно издаются, и число поклонников его таланта только растет. | ||||||||
infourok.ru
Сценарий урока “К юбилею Маршака”
СЦЕНАРИЙ
классного часа к 130-летию Самуила Яковлевича Маршака
-Добрый день, вот и снова мы собрались с вами в нашем уютном зале.(слайд №1)
-Послушайте стихотворение «Пожелание друзьям»:
Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас А сердце умным будет.
Вам от души желаю я Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево!
-А знаете ли вы, кто автор этого стихотворения?
-Правильно, Самуил Яковлевич Маршак, 3 ноября ему исполнилось бы 130 лет, наша встреча посвящена этому известному писателю, поэту, драматургу, переводчику и критику. (слайд №2-портрет Маршака)
-Родился Маршак 3 ноября 1887 года в городе Острогожске под Воронежем, и в 4 года уже начал сочинять стихи, к 11-ти годам он написал несколько поэм, талантливого Самуила Маршака приглашают в Петербург на учёбу в лучшую гимназию. В Петербурге Маршак знакомится со знаменитыми людьми: Львом Николаевичем Толстым, Максимом Горьким.
(слайд №3- С Максимом Горьким) 2 года живёт Маршак у Горького в Ялте, где русский писатель помогает молодому поэту создавать свои первые произведения. В 1912 году Самуил Маршак отправляется на учёбу в Англию, там он оканчивает Лондонский университет, основательно изучает английский язык и начинает переводить английские народные песни и баллады(слайд №4-портрет Маршака)
-Большую часть своего творчества Маршак посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал множество переводов. Его стихи дарят нам мудрость и радость, учат добру и любви, воспитывают любовь к земле и природе.
-А знаете ли вы, какая книжка Маршака была напечатана первой?(слайд №5-«Детки в клетке»)
-Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок
Не легко сорвать цветок!
-А вот про это стихотворение говорят, что оно пользуется огромной популярностью. Его перевели чуть ли не на все языки мира, хотя улицы Бассейной уже давно нет в Петербурге (её переименовали в улицу Некрасова), но выражение «рассеянный с Бассейной» многим людям знакомо.(слайд №6-«Вот какой рассеянный!»)
Инсценировка стихов Маршака(«Багаж», «Старуха,дверь закрой!», «Сундук»)-слайд №7-Маршак)
Какое чудо-оказаться в сказке!
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент!
-Приглашаем вас в театр.
–Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать загадки Самуила Маршака (слайд №8-загадки от Маршака)
1)Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт,
И никуда я не иду, покуда он идёт (дождь)
2)Что такое перед нами-две оглобли за ушам,
На глазах по колесу и сиделка на носу?(очки)
3)Бьют его рукой и палкой Никому его не жалко!
А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч)
4)Всегда шагаем мы вдвоём Похожие как братья,
Мы за обедом под столом, а ночью- под кроватью?(сапоги,тапочки)
5)Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб,зуб? (пила)
6)Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час, но вы друзья не бейте нас? (часы)
7)Под Новый год пришёл он в дом таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес и, наконец, совсем исчез. (календарь)
-А сейчас проверим, как вы знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака». Из какого стихотворения эти строчки:
1)Пела ночью мышка в норке: спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи! (Сказка о глупом мышонке)-когда отгадают, открыть слайд №9
2)Жил человек рассеянный на улице Бассейной! Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать. (Вот какой рассеянный!)-когда отгадают открыть слайд №10
3 )Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне, с цифрой «5» на медной бляшке, в синей форменной фуражке. (Почта)-отгадают, открыть слайд №11
4)Стала девочка котёнка спать укладывать : -Вот тебе под спинку мягкую перинку. Сверху на перинку чистую простынку… Уложила котёнка, а сама пошла ужинать. Приходит назад, что такое? Хвостик на подушке, на простынке- ушки. Разве так спят? (Усатый- полосатый)- отгадают, открыть слайд №12
5)Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой не угнаться за тобой! (Мяч)- отгадают, открыть слайд №13
6)Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то. (Весёлая азбука)- отгадают, открыть слайд №14
7)Вот один, иль единица, очень тонкая как спица…(Весёлый счёт)- отгадают, открыть слайд №15
-В нашей школе проходил конкурс чтецов, посвящённый юбилею Маршака, многие ученики начальной школы очень хорошо выступили(слайд №16)
Награждаем (вручение грамот).
-Самуил Маршак предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот, что он написал в 1962 году:
Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
-Спасибо за внимание, всего доброго и до новых встреч!
multiurok.ru
Сценарий «Литературная беседка» Класс: 3 К юбилею С.Я.Маршака
СЦЕНАРИЙ
«Литературная беседка»
Класс: 3
К юбилею С.Я.Маршака (3 ноября)
Цель:
– в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
– пробудить интерес к его творчеству;
– учить воспринимать содержание произведений;
– прививать интерес к чтению книг;
– развивать воображение, мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские способности;
– воспитывать милосердие, трудолюбие.
Оформление: портрет С. Я. Маршака, книжная выставка с произведениями писателя, презентация книг, по ходу мероприятия стенд с рисунками к стихотворениям Маршака.
Ход праздника:
Ведущий: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на литературный вечер. Но прежде чем его начать мне бы хотелось спросить. А слышали ли вы такие стихотворения?
Где обедал воробей? –
В зоопарке у зверей.
Пообедал у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена…
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
А вы знаете, кто написал все эти стихотворения? Их написал русский детский поэт Самуил Яковлевич Маршак. Самуил Яковлевич очень любил детей, поэтому он создавал для них театры, мастерские, дома – интернаты (показываю портрет).
Родился Маршак 3 ноября 1887 года в г.Воронеже в семье мастера-мыловара.
Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких (звучат стихотворения из книги «Детки в клетке»)
Самуил Яковлевич Маршак широко известен именно как поэт для детей младшего возраста. Открыть маленькому читателю, скорее слушателю, богатство окружающего мира – задача трудная, но важная. Она не каждому писателю по плечу. Маршак справился с ней великолепно!
Разговор о природе, об особенностях каждого месяца в году посвящено произведение «Круглый год» Оно состоит из двенадцати небольших стихотворений и заключительного четверостишия:
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлёвской башни
Свой салют – двенадцать раз!
Каждое из двенадцати стихотворений, являясь частью «Круглого года», в то же время совершенно самостоятельны, так как содержат характеристику месяца, имеющего свои ярко выраженные признаки. Так, «в январе много снегу на дворе», а в феврале «дуют ветры…». Звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года», дети читают стихотворение « Круглый год»
В стихотворении «Вчера и сегодня» поэт в сказочной форме ведёт разговор об изменениях быта в нашей стране, вызванного новой действительностью. Маршак рассказывает о том, как уходят в прошлое
Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
На смену им приходят электрическая лампочка, водопровод и пишущая машинка, а теперь уже и компьютер, сотовые телефоны. А в двадцатые годы прошлого столетия электрический свет и водопровод в квартире были большой редкостью.
Особенность стихов Маршака – четкость формулировки мысли. В стихотворении «Школьнику на память» эти качества проявляются особенно выразительно.
В нашей школе есть закон:
Вход неряхам запрещён!
Садясь на школьную скамью,
Не забывайте: вы – в строю!
В театре, в трамвае, в читальне, в кино
Веди себя скромно, прилично, умно.
На уроках не болтай,
Как заморский попугай!
Для Маршака работа для детей не была побочным делом. Он всего себя отдавал созданию детской литературы. На его стихах воспиталось не одно поколение людей. Поэзия Маршака несёт в себе гуманизм и патриотизм.
Стоит ли после этого удивляться, что имя Маршака – одно из самых известных у нас и одно из самых уважаемых. Если и найдутся люди, каким-то непостижимым образом не слышавшие о Маршаке, они всё-таки – от детей или знакомых, по радио или по телевидению, в кино или театре – наверняка слышали хотя бы одно или несколько его стихов.
Вот и мы с вами, ребята, сейчас вспомним стихи и загадки
Самуила Яковлевича Маршака!
ЗАГАДКИ
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Сапоги)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)
Чтение стихов учащимися с демонстрацией рисунков.
С.Я. Маршак « Весёлый счет» « Весёлая азбука про всё на свете»
Инсценированное прочтение стихотворения Маршака
«Книжка про книжки».
Демонстрация мультфильма по произведению Маршака.
Ведущий :
Маршак не только поэт, но и сказочник. Сказки его были написаны не только для чтения, но и для представления. Всем известны его сказки-пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Петрушка – иностранец». Особо полюбилась читателям сказка «Двенадцать месяцев». Эту чешскую сказку С. Маршак пересказал сначала в прозе. Но потом переделал на свой лад и написал в стихотворной форме. В этой сказке С. Маршак прославляет трудолюбие, смелость, стойкость. Все 12 месяцев падчерица знает в лицо, т.к. она постоянно на работе – в поле, в лесу, во дворе. И вот в трудную минуту они приходят ей на помощь. Природа начинает дружить с человеком, который не боится её. Для такого человека раскрываются все чудеса, все богатства природы и её изобилие.
С. Маршак многогранен. Знакомство с его творчеством не прекращается и тогда, когда человек взрослеет. Взрослые с удовольствием читают стихи С. Маршака из книги «Начало века», переведённые С. Маршаком сонеты В. Шекспира, стихи Р. Бернса и других зарубежных авторов.
Котята: (Юрьев С., Деменьева К.)
Тетя, тетя кошка,
Выгляни в окошко!
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!
Кот Василий: (Давид)
Кто там стучится у ворот?
Я – кошкин дворник, старый кот!
Котята:
Мы – кошкины племянники!
Кот Василий:
Вот я вам дам на пряники!
У нас племянников не счесть,
И всем охота пить и есть!
Котята:
Скажи ты нашей тетке:
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели…
Скажи своей хозяйке!
Кот Василий:
Пошли вы, попрошайки!
Небось хотите сливок?
Вот я вас за загривок!
Кошка (Вострикова П.)
С кем говорил ты, старый кот,
Привратник мой Василий?
Кот Василий
Котята были у ворот –
Поесть они просили.
Кошка
Какой позор! Была сама
Котенком я когда-то.
Тогда в соседние дома
Не лазили котята.
Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!
Сегодня мы с вами отметили чудесный юбилей, вспомнили прекрасного детского писателя. Я надеюсь, что вам захотелось прочитать его произведения, а кто уже читал – прочитать их ещё раз. И не сомневайтесь, вы получите большое удовольствие от прочтения «Двенадцати месяцев», «Рассказа о неизвестном герои», «Умные вещи», «Горя бояться – счастья не видать» и многих-многих других стихов и сказок Самуила Яковлевича Маршака.
И в заключении мы послушаем замечательное стихотворение – напутствие в исполнении самого автора.
Звучит стихотворение «Пожелание друзьям»
(запись в исполнении Маршака)
Классы покидают актовый зал .
infourok.ru
План-конспект занятия по теме: Внеклассное мероприятие к 125-летию С.Я. Маршака
«ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ».
К 125-летию со дня рождения
Самуила Яковлевича Маршака.
Ведущий:
Сегодня дети Маршаку
Приносят свой привет.
Его чеканную строку
Мы знаем с детских лет.
Звучит песня « Из чего же?»
Слова: Халемского Я., музыка: Чичкова Ю.
Ведущий:
Коротко рассказывает о жизни и творчестве С.Я. Маршака. Рассказ сопровождается показом слайдов.
С.Я. Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная.
Ученик:
Всё мне детство дарило
Чем богат белый свет:
Ласку матери милой
И отцовский совет…
Всё вокруг было ново:
Дом и двор, где я рос,
И то первое слово,
Что я вслух произнёс…
Ведущий:
Отец его, мастер – химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.
Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником.
Ученик: (Сидит за небольшим столиком)
«…Детство моё прошло при свете керосиновой лампы – маленькой, жестяной, которую обычно вешали на стену…. Железная дорога в наших краях ещё казалась новинкой. А заводы в те времена были так неуютны и мрачны, что мне иной раз было до боли жаль отца, когда он … отправлялся на работу – в копоть, в жар и холод, в лязг и грохот завода. Сознание полной необеспеченности нашей большой семьи отравляло нам лучшие годы детства, как не старалась мать скрыть от нас своё постоянное беспокойство о будущем. Нужда и надежда на будущее несли людей в неизведанную даль, как ветер несет, перекати – поле. Так в поисках счастья странствовала и наша семья».
Ведущий:
В цикле стихов «Память детства» Маршак воскресил картины этой кочевой жизни:
Ученик:
В край далёкий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У неё одна скамья.
Тесновато нам немножко
Это новое житьё.
Но открытое окошко
Перед столиком – моё!
Ведущий:
Книга в семье Маршаков была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. «Я любил в детстве смешное и героическое, – писал впоследствии Маршак. – сочинять стихи начал лет с четырёх. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация».
В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, поступает в одну из лучших столичных гимназий. Знакомится с известными людьми. Через несколько лет, в 1912 году, для завершения образования он отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествует по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни. Многие английские народные песенки и баллады мы помним с детства именно в переводах Самуила Яковлевича.
Учащиеся по желанию читают стихотворения С.Я. Маршака
Ведущий:
В годы первой мировой войны Маршак принимает деятельное участие в судьбе осиротевших детей, помогает детям беженцев. В начале 20-х годов он участвует в организации детских домов и создаёт «Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, и театром для детей. Здесь в детском театре начинается его творчество детского писателя.
В 1938 году Маршак переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны С.Я. Маршак печатает в газетах сатирические эпиграммы, пародии, высмеивающие и обличавшие врага. Одним из самых первых военных плакатов был – «Суворовцы – чапаевцы». Он напоминал о традициях русской воинской славы, и его стих звучал как солдатская песня:
Ученик:
Бьёмся мы здорово,
Колем отчаянно –
Внуки Суворова,
Дети Чапаева.
Ведущий:
С.Я. Маршак был одним из организаторов Недели детской книги в 1943 году.
Про это Самуил Яковлевич сочинил такое стихотворение:
Ученик:
Длятся только день единый
Именины у людей
А у книжки именины –
Целых семь весёлых дней!
Ведущий:
О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:
Ученик:
Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
Ведущий:
Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. К.И.Чуковский , приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика. А литературовед С. Сивоконь прибавил к этим пяти ещё пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. Десять Маршаков, воплощённых в одном – это не десять голов сказочного змея, спорящих между собой и мешающих ему жить. Нет, это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой – Самуил Яковлевич Маршак.
Ведущий:
А сейчас мы с вами поиграем
Викторина «Продолжи строчку»:
- «Не хотел котёнок мыться – опрокинул он … (корытце)»,
- «У Ваньки, у Встаньки – несчастные… (няньки)»,
- «Мой весёлый, звонкий … (мяч)»,
- «Выдали даме на станции четыре зелёных … (квитанции)»,
- «Вместо шапки на ходу он надел … (сковороду)».
Конкурс мыльных пузырей: «Чей больше, чей улетит дальше?»
Ученик читает стихотворение С.Я. Маршака «Мыльные пузыри»
(Соревнуются в надувании пузырей по 5-6 человек)
Конкурс «Что такое перед нами?» – отгадай загадку С. Маршака:
Загадки загадывают учащиеся
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём. (часы)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (утюг)
Игра «Детский театр»
В сегодняшнем спектакле
Все бороды из пакли,
А царская корона
Из лучшего картона!
К чему нам бархат и атлас,
Светящиеся краски?
Пусть чувства светятся у нас
Во время хода сказки!
(Демонстрация инсценированных стихотворений С.Я. Маршака)
Игра: «Доска объявлений»
Ответьте, кто написал объявление и из какого оно стихотворения.
- «Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО». (Пожарные и милиция. «Рассказ о неизвестном герое»)
- «Купим шляпы и ботинки» (Свинки. «Не может быть»)
- «Требуется няня к капризному мышонку» (Мышка-мать.«Сказка о глупом мышонке
- «Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки». (Девочка. «Усатый-полосатый»)
- «Срочно купим гвозди и подковы» (Кузнецы. «Кузнец», «Гвоздь и подкова»)
- «Пропала собака. Порода пудель». (Старушка. «Пудель»)
- «Потеряны гамаши. Нашедшего прошу вернуть. Живу на улице Рассеянной. Ой, нет! Бассейной!» (Человек рассеянный. «Вот какой рассеяный»)
- «Обучаю столярному ремеслу». («Мастер – ломастер»)
- «Пропала маленькая собачка». (Дама. «Багаж»)
Ведущий:
И закончить я хочу цитатой С.Я. Маршака:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…
Все классы исполняют
Песенку “Читайки”
Слова Владимира Борисова. Музыка Григория Гладкова
Как только появился я —
Читателем я стал:
Читала книжки мама мне
Мне папа их читал.
Я от родителей своих
Решил не отставать.
Брал в руки книги
И меня Читайкой стали звать.
Припев:
Не просто так,
Не просто так
Страницы книг
Листать.
А чтобы я,
А чтобы ты —
Сумел
ЧИТАЙКОЙ стать!
Все буквы, зная назубок,
Взял и сложил в слова,
И книга стала о себе
Рассказывать сама.
Чтоб лучше быть,
Чтоб больше знать,
Ты книгу почитай,
Её, как друга, каждый день
Ты к сердцу прижимай.
используемые
Используемые Интернет-ресурсы:
1.http://bibliogalina.ucoz.ru/index/viktorina_po_knigam_s_ja_marshaka/0-132
2.http://libr-sch-2.narod.ru/index/0-76
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/literaturnaya-viktorina-po-proizvedeniyam-sya-marshaka
4.http://www.detskiysad.ru/raznlit/avtobiografia_marshak.html
5.http://www.gpw-65.ru/index.php/samuil-jakovlevich-marshak
6.http://s-marshak.ru/articles/galanov/galanov03.htm
7.http://cgdbvrn.ru/?page_id=271
8.http://rudocs.exdat.com/docs/index-293831.html
9.http://deti.ledibashkirii.ru/detskie-zagadki/1281-samuil-marshak-chto-takoe-pered-nami-zagadki
10.http://www.gymnasia35.ru/?ml=24
nsportal.ru