Какие условия необходимы для жизни растений – Какие условия необходимы для жизни растений? Условия, необходимые для роста и развития растений
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ. – Книга для чтения по ботанике – Kaz-Ekzams.ru
admin 25.08.2010
Книга для чтения по ботанике
Как бы ни отличались растения друг от друга, все они нуждаются в свете, тепле, воде, воздухе и минеральных солях.
Свет — это одно из важнейших условий, необходимых для жизни растений. Недаром зеленые растения называют «детьми солнца».
Свет необходим растениям для образования хлорофилла и крахмала. Свет нужен для нормального роста растений. Попробуйте затенить растение, и стебли его изменятся. Они поблекнут, станут длиннее и тоньше. Это особенно заметно на комнатных растениях зимой и на молодых деревцах, растущих под пологом темного леса.
Тепло также необходимо для жизни растений. При понижении температуры до одного градуса мороза замирают почти все жизненные процессы в организме растений — дыхание, рост, размножение и другие. Весной, когда температура повышается, вновь усиливается деятельность органов растений. Но и к теплу различные растения относятся по-разному. Одни из Них теплолюбивы, другие, наоборот, достаточно холодостойки.
Теплолюбивые растения — южане по происхождению. Это кукуруза, просо, фасоль, тыква, огурцы, помидоры и другие.
Холодостойких растений в средней полосе и на севере большинство. Семена их способны прорастать при 1—3 градусах тепла. Всходы свободно переносят легкие весенние заморозки.
Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки растения. Без воды не могут передвигаться по растению и питательные вещества. Из углекислого газа и воды в хлорофилловых зернах на свету образуется крахмал. В жаркое время вода испаряется листьями, охлаждая растения. Жизнь растений без воды невозможна.
Одни растения, например ряска, кувшинка, кубышка, живут в воде. Другие, как капуста, тыква, растут на суше, но им необходимо много воды. Третьи растения, например просо, молодило, кактусы, нуждаются в Небольших количествах воды.
Воздух нужен растениям для дыхания и образования питательных органических веществ.
Дышат растения, как и животные, потребляя кислород. Кислородом дышат клетки всех органов растения. И если почва, где прорастают семена или находятся корни, слишком плотная, то семена и корни могут погибнуть, задохнувшись от недостатка кислорода.
Из воздуха для образования органических веществ растения поглощают и углекислый газ, который проникает через устьица листьев и чечевички стеблей.
Минеральные соли поступают в растение из почвы.
Рис. 111. Растения, выращенные в тени и на свету.
Рис. 112. Молодило.
Рис. 113. Кувшинка белая.
Рис. 114. Одуванчик, выросший на лугу и на сухом участке с уплотненной почвой.
В почве содержатся разнообразные . минеральные соли, но растениям больше всего нужны азотные, фосфорные, калийные соли. В очень небольших количествах необходимы также вещества, содержащие бор, марганец, железо и некоторые другие элементы. Минеральные соли необходимы для образования белков.
Как же влияют условия жизни на рост и развитие растений?
В солнечные майские дни многие из вас собирали золотисто-желтые одуванчики, из которых можно сплести тяжелые красивые венки. И, наверное, каждый заметил, что самые крупные одуванчики с высокими стрелками, несущими соцветие корзинку, встречаются на лугах и полянах среди густой высокой травы. В таких местах иногда можно найти одуванчики-гиганты, листья которых достигают нескольких десятков сантиметров в длину.
Совсем иначе выглядят одуванчики, растущие на сухих открытых участках с уплотненной тощей Почвой. Где-нибудь на утоптанной тропинке, между камней на мощеной дороге или на сухом, каменистом склоне они превращаются в карликов.
Почему так меняются одуванчики? Несомненно, что причина — в различных условиях их жизни. На лугу, где почва влажная и плодородная, растения лучше питаются и хорошо растут.
На сухих участках с малоплодородной уплотненной почвой одуванчику не хватает влаги, поэтому растет он плохо.
Особенно заметно изменяются культурные растения под влиянием условий, которые создает им человек.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотров: 4 606
kaz-ekzams.ru
Условия Жизни Растений
Условия жизни растений
Условия существования растений играют большую роль в их жизни . То, что растение усваивает извне, становится его внутренним. Изменяя условия жизни, можно напрвленно изменятьте или иные свойства и признаки растений.
Качества растений, в том числе и декоративные (размер цветка, яркость окраски венчика и т.п.), также зависят от условий жизни растения.
Надо знать условия жизни растений и уметь удовлетворять их потребности.
Решая вопросы усвоения растением питательных веществ из почвы, необходимо узнавать “мнение” самого растения.
На различных стадиях развития растения его требования к условиям существования далеко не одинаковы.
Требование к теплу. Тепло, так же как свет и влага, – необходимое условие для жизни растения.
Растения разных широт для нормального роста требуют определенных температур.
Арктические и альпийские растения требуют более низких температур; тропическим растениям нужна более высокая температура.
Каждая группа растений растет при определенном интервале температуры. От температуры зависит не только рост растений, фотосинтез, транспирация и другие физиологические, но также и биохимические процессы в жизни растения. С повышением температуры до определенного предела усиливается интенсивность всех процессов, протекающих в растении.
По требованию к теплу различают: комнатные растения для теплых помещений и комнатные растения для прохладных помещений.
Требования к свету. Про растения говорят, что они “дети солнца”. Свет — одно из необходимых условий жизни. Растения могут нориально развиваться только на свету определенной интенсивности. На свету в надземных органах растения образуются пигменты, участвующие в фотосинтезе. При недостатке света нормальное образование пигментов нарушается.
Только на свету происходит важнейший физиологический процесс в растении — фотосинтез.
Свет влияет на водный режим растения: на свету усиливается испарение воды листьями растения (транспирация).
Требование к влаге. Влага (вода), как свет и тепло, – необходимое условие для жизни растения.
Растения на 50 — 98% состоят из воды. Вода в жизни растения играет чрезвычайно разнообразную роль. Она является важнейшим материалом для построения органического вещества растений. Если при недостатке света и тепла фотосинтез замедляется, то недостаток воды может вызвать закрытие устьиц, и фотосинтез может совершенно пркратиться.
Водный режим растения складывается из трех процесов: поступления воды в растение из почвы через корневую систему; передвижения воды по растению от корней к листьям и испарения воды из листьев в атмосферу (транспирация).
Восходящий ток несет поглощенные корневой системой воду и растворенные корневой системой воду и растворенные в ней неорганические (минеральные) вещества. Нисходящий ток из ассимиляционного аппарата (листья и др.) разносит по всем частям растения органические вещества, обусловливающие рост и развитие растений.
Отвлажности почвы и воздуха зависит нормальный рост растений.
Почва, являясь для растения опорой и питательным субстратом, обеспечивает нормальный рост и развитие растения. Растение получает из почвы воду, питательные вещества и частично углекислоту. Почва должна удовлетворять тем требованиям, которые предъявляет к ней данное растение.
Аэрация почвы при культуре комнатных растений обеспечивается применением цветочной посуды с пористыми стенками, рыхлением поверхности почвы в цветочной посуде, правильным поливом, посадкой эпифитных растений в корзины и т.д. В водных культурах для данной цели применяют продувание питательного раствора.
www.rusarticles.com
Какие условия необходимы для жизни растений? Условия, необходимые для роста и развития растений
Каждому растению для здорового развития нужна определенная среда. Характер этой среды в основе своей обусловлен климатом, высотой над уровнем моря и месторасположением.
Климат
Воздействовать на климат человек не может. Он может только видоизменять среду в зависимости от запросов растений, используя орошение, защищая посадки от холодов, когда надо, создавая тень, окуривая и т. п., в результате чего в саду, на грядке, в парнике или теплице в значительной мере улучшается так называемый микроклимат.
Для того, чтобы растение хорошо развивалось, все времена года имеют одинаково важное значение. Так, зимой обильный снег или трескущий мороз без снега, образовавшаяся наледь или внезапная оттепель могут иметь как благоприятные, так и весьма нежелательные воздействия на дальнейшую жизнь растения. Очень важно, какой будет весна. Самое идеальное, когда снег сходит медленно, талая вода постепенно впитывается в почву, а не стекает стремительными потоками в реки и ручьи, как бывает при бурном таянии. От весны мы также ждем, что обильные в эту пору осадки установят правильный водный режим и позволят хорошо развиваться растениям с глубоко расположенной корневой системой. Желательно и медленное потепление без резких перепадов дневных и ночных температур. Тогда деревья не пробудятся от зимнего сна раньше времени и не пострадают от заморозков. Оптимальное соотношение между количеством осадков и температурой определяет успешное развитие растений летом и хорошее созревание урожая. Внезапное и преждевременное падение температуры осенью ниже 0° приводит к тому, что древесина кустарниковых и древесных пород не успевает как следует созреть. В результате эти растения будут более чувствительны к низким температурам и менее устойчивы к болезням. Нежные сорта овощных культур и цветов ранние заморозки погубят на корню.
Месторасположение
Для сада это один из решающих факторов. От него будет зависеть способ использования всего участка. Склон, на котором расположен сад (южная или северная сторона), может, например, усилить или уменьшить воздействие ветров, температурных изменений, солнечного освещения и т. д. Южные склоны сильнее всего освещаются солнцем. Они, как правило, и сухие, весной растения там начинают развиваться раньше. Восточная сторона также бывает хорошо освещена, и чаще всего она оказывается даже еще более сухой, чем южная, потому что ее в значительной мере высушивают восточные ветры. Западные склоны сравнительно теплые, но более влажные, чем южные. Самая холодная сторона – северная. Там почва позже оттаивает, растения задерживаются в развитии. Некоторые виды здесь вообще развиваются плохо из-за недостатка солнечного света.
Многое зависит от того, на защищенном или незащищенном, открытом месте будет расположен сад. Овеваемое ветрами свободное пространство обычно бывает сухим. Но в таком месте растения часто повреждает ветер. Наиболее подходят для разбивки сада такие участки, которые с северной стороны или же со стороны преобладающих ветров защищены лесом или зданиями. Закрытые места и холодные котловины для растениеводства не выгодны, так как здесь часто стоит туман, воздух бывает холодным, воздушные массы медленно перемещаются.
Высота над уровнем моря
Высота над уровнем моря имеет значение с точки зрения температуры, влажности воздуха и количества осадков. Чем высота больше, тем обычно менее благоприятными бывают климатические и почвенные условия, тем короче период вегетации. В основном различаются низменные, возвышенные и горные местности (низменность – до 250 м над уровнем моря, возвышенность – от 250 до 450 м и горная местность – от 450-600 м и выше).
Так как, разбивая сад, мы обычно не имеем возможности выбирать участок, который был бы идеальным по своему расположению и климату, то нам ничего не остается, как исходить из реальности и стараться к ней приспособиться. Прежде всего это значит правильно выбрать подходящие культуры. Существует целая шкала растений, отличающихся самыми разными требованиями к окружающей среде: начиная с растений исключительно влаголюбивых до крайне сухолюбивых, от светолюбивых до тенелюбивых. Выбирая подходящие культуры и сорта, можно полностью использовать имеющиеся на участке условия. Чтобы нейтрализовать преобладающие ветры, следует выбирать и соответствующие средства защиты, будь то кулисные посадки деревьев или же возведение различных стенок, которые одновременно будут выполнять декоративную функцию либо визуально разделять пространство. Если почва слишком сыра, ее следует осушить, а чрезмерно сухую, наоборот, придется обильно увлажнять. На слишком освещенных солнцем участках можно с помощью соответствующих посадок создать тень. Сделать микроклимат более влажным помогут искусственные водоемы.
Возможностей смягчить неблагоприятные условия много. Используя их, садовод сумеет и в гористой местности, и в менее подходящих условиях вырастить сад, в котором с весны и до осени будет что-то цвести и плодоносить, сполна одаривая хозяина и своей красотой, и своими плодами.
Климатические факторы
Комплекс климатических условий создает благоприятные или же неблагоприятные предпосылки для жизни растений. Главным образом речь идет об освещении (интенсивность, продолжительность светового дня), температуре, влаге (количество и распределение осадков) и ее содержании в атмосфере.
Свет
Различны требования растений к количеству света. Согласно этому критерию мы делим их на светолюбивые, растения полутени и теневыносливые. Светолюбивые растения хорошо растут только на солнечных местах. Те, что любят полутень, нуждаются в частичном затенении или же в так называемом «рассеянном свете», а растения теневыносливые можно сажать и в тени. Различные культуры для своего цветения и плодоношения требуют и различной продолжительности светового дня. Поэтому их подразделяют на растения ко
chrome-effect.ru
Условия жизни растений
Все жизненные процессы растений, от которых зависит их рост, развитие и плодоношение, происходят в определенных условиях тепла и света, источником которого является энергия Солнца.
Уникальная функция растения – фотосинтез – сложнейший процессе трансформации электромагнитной энергии солнечного луча в химическую энергию органических веществ. К. А. Тимирязев в одной из своих публичных лекций сказал: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он… образовал крахмал. Этот крахмал, превратясь в растворимый сахар, после долгих странствий по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала же или в виде клейковины. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. И вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу». Или короче: «Пища служит источником силы в нашем организме потому только, что она — не что иное, как консерв солнечных лучей».
Фотосинтез и дыхание – два противоположных процесса.
Сущность фотосинтеза в поглощении зелеными частями растения энергии солнечного луча, направленного на разложение воды с образованием свободного кислорода, который выделяется в окружающую среду, а водород присоединяется к углероду углекислого газа, восстанавливает его и в итоге создаются новые органические вещества – углеводы, белки, органические кислоты, витамины и др.
Дыхание сопровождается расходом органического вещества и выделением тепла.
Фотосинтез начинается при tо воздуха 0оС. Максимальная tо воздуха для фотосинтеза у большинства с-х культур 0-5 оС, Оптимальной tо является 20-30 оС, дальнейшее повышение tо воздуха резко снижет активность фотосинтеза, а при 40-45 оС он полностью прекращается.
Дыхание происходит и при отрицательной темп-ре. Нижний ее предел -10 оС, а у зимующих деревьев заметное дыхание наблюдается при 20-30 оС мороза. Дыхание возрастает почти пропорционально повышению темп-ры окруж. среды и более интенсивно при 35-40 оС. Полное прекращение дыхания при 50 оС.
Все растения по отношению к теплу делятся на теплолюбивые и холодостойкие.
Растения исторически формировавшие в условиях умеренного климата – горчица, горох, пшеница, рожь, ячмень, овес, лен – отличаются малой требовательностью к теплу. Семена их прорастают при tо от 1 до 5 оС, цветение и созревание возможно при средней tо 10-12 оС. Всходы свободно переносят -6-10 оС. Еще более холодостойки озимые формы этих растений.
К растениям южных широт относ-ся: кукуруза, фасоль, просо, хлопчатник, арбузы, дыни, огурцы – их семена прорастают при 8-15 оС, для цветения необходимо не менее 15-20 оС. Очень жаростойки, но мало усойчивы к низким темп-рам, только кукуруза, просо могут выдерживать кратковременные заморозки -2-3 оС.
Физиологическая роль воды в жизни растения огромна и многообразна. Процесс фотосинтеза начинается с разложения воды, насыщение растительных тканей – непременное условии нормальной жизнедеятельности растений. В листьях, в растущих верхушках стеблей, ветвей и корней воды содержится до 90-95%, в сочных плодах 85-90%, в сочной зеленой траве – 70-80%, в зимующих почках деревьев – 40-50%, в покоящихся семенах – 10-15%. Для проявления первых признаков жизнедеятельности покоящимся семенам необходимо воды 20-25% от их веса. Еще больше необходимо для их набухания и прорастания. Вместе с водой в растения поступают растворимые элементы почвы, необходимые для создания сложных орган. веществ. Для этой функции растению необходимо воды примерно 9% от потребленного количества. Остальная масса воды – 9/10 всего ее количества – идет на испарение с поверхности растений для охлаждения тканей и поддержания равномерных тепловых условий. Данный процесс наз-ся транспирацией, а количество воды, расходуемой аст-яи на создание единицы сухого органического вещества уожая – транспирационным коэффициентом, который представляет собой отношение веса израсходованной растениями воды к весу сухого вещества урожая.
Величина транспирационного коэф.различна и зависит от культуры и условий выращивания. Более экономно расходуют воду – просо, сорго, кукуруза. Средняя величина их трансп.коэф. 200-300. Рожь, пшеница, ячмень, овес – средний трансп.коэф.- 400-500. наибольшее количество воды расходуют: рис, хлопчатник, бахчевые, многолетние травы.
Засухоустойчивость растений – способность переносить длительный недостаток воды в почве и сухость воздуха с наименьшими повреждениями и снижением продуктивности. Во многом это зависит от мощности их корневой системы, от развития покровных тканей, предохраняющих от излишнего испарения влаги.
К числу наиболее засухоустойчивых растений относятся: сорго, просо, из зерновых – кукуруза, из зернобобоых – чина, нут, из масличных – софлор, подсолнечник, из корнеплодов – сахарная свекла, а так же бахчевые культуры, житняк, суданская трава.
Питание растений – процесс поглощения из окружающей среды веществ или элементов, необходимых для построения органического вещества и осуществления всех его жизненных функций.
Чтобы яснее представить какие вещества необходимы растениям, следует знать их химич. состав мы уже отметили, что сочные вегетирующие органы растения содержат 80-90% воды. На долю сухих веществ приходится 10-20% от их веса. Химич. состав сухих веществ у различных растений и в разный период их развития неодинаков.
Воздушным питанием растений называют процесс поглощения ими с помощью листьев углекислоты воздуха и усвоения в процессе фотосинтеза углерода для образования органического вещества. Среднее содержание углекислоты в воздухе не превышает 0,03 %. В приземном слое содержание углекислоты выше благодаря выделению ее из почвы при разложении микроорганизмами растительных остатков и вносимых в почву органических удобрений.
Почвенное или корневое питание – поглощение необходимых элем. питания из почвы коневой системой.
Из углерода воздуха и воды, являющиеся источником кислорода и водорода, растения создают углеводы – сахар, крахмал, клетчатку. А чтобы построить живое органическое вещество – протоплазму растительных клеток, важнейшей составной частью которой являются белки, растениям кроме углерода, кислорода и водорода, необходимы азот, сера и фосфор. Из минеральных элементов растения нуждаются больше всего в калии, фосфоре, магнии, сере и кальции. В значительно меньшей мере нужны микроэлементы – марганец, бор, железо, цинк, медь и молибден. Недостаток в почве хотя бы одного из этих элементов питания растений, резко ухудшает их развитие и рост, понижает продуктивность. При полном отсутствии одного из элементов приводит к гибели растения.
biofile.ru
Урок окружающего мира на тему “Условия, необходимые для жизни растений” (2 класс)
Урок окружающего мира
Тема урока: Условия, необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений.
Тип урока: комбинированный.
Задачи урока : учить различать части растений, делать выводы о значении корня, стебля, цветка; дать представление о питании растений.
Планируемые результаты
Предметные
Учиться различать части растений. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Личностные УУД
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Метапредметные
Познавательные УУД
Осознанно строить сообщения в устной форме.
Регулятивные УУД
Использовать книгу, как источник информации.
Коммуникативные УУД
Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Информационное обеспечение: интерактивная доска, ноутбук.
Оборудование: пророщенные семена, иллюстрации, таблицы с изображением пророщенных семян, рисунки, таблицы частей растений, рисунки с изображением различных растений.
Ход урока
1. Орг. Момент.
Мотивация.
– Хочу напомнить основные правила нашего урока: правильный ответ – хорошо! Неправильный ответ – тоже хорошо. (Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.)
Нам важен не только результат, но и путь его достижения.
Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно.
Желаю всем хорошего настроения!
3. Проверка домашнего задания:
1) На прошлом уроке, мы проводили исследование, чтобы определить свойства воды.
Я зачитываю описание свойства, а вы должны его определить.
1. В стакан с водой я высыпала ложку сахара и размешала. Сахар исчез. Какое свойство воды, я проверила? (Растворитель)
2. Я налила воду в стакан, вода приняла его форму, затем я перелила воду в банку, вода приняла её форму. Какое свойство я проверила? (Не имеет формы)
3. Я свободно могу перелить воду из одного стакана в другой, так как у воды есть это свойство. (Текучесть)
4. За стеклянным стаканом с водой я поместила картинку и хорошо её вижу, потому что у воды есть свойство … (Прозрачна)
5. Чистую воду я попробовала на вкус. Какая вода? (Без вкуса)
6. На дне стакана я поместила красную бусинку и посмотрела на нее сквозь воду. Какое свойство я проверяла? (Бесцветна)
7. Я добавила в воду капельки лимона и почувствовала лимонный запах, а какой запах я буду чувствовать, если понюхаю чистую проточную воду? (Без запаха).
2) Молодцы, все свойства воды мы повторили, а теперь ответьте на вопрос: в каких трех состояниях может находиться вода. (Жидком, твердом и газообразном).
4. Новая тема.
– Знаете ли вы, какие части имеет растение? (корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами) (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия) Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточкам.)
Проверка.
Посмотрите на доску (на доске рисунок цветочков).
Цветочки с мольбою на нас так глядят
И вот, что, ребята, они говорят:
Никак не поймут нас ни Миша, ни Маша,
Что так нужно нам для развития нашего.
Условия эти вы нам отыщите,
И вырасти вы поскорей помогите.
Поможем, нашим цветочкам вырасти?
Сегодня на уроке мы снова станем исследователями и определим, какие условия необходимы для развития растения.
– Рассмотрите травянистые растения. Они имеют мягкий травянистый стебель, на котором располагаются листья. Величина и форма стеблей может быть самой различной. Они могут быть прямостоячие, ползучие, цепляющиеся; достигать длины несколько метров или 1–2 см. Вьюн, фасоль имеют длинный вьющийся стебель. Он травянистый, зеленый, мягкий. Такой стебель не может удержать растение в вертикальном положении, и, чтобы вынести листья к свету, подняться вверх, он обвивается вокруг соседних твёрдых предметов. Одуванчик и подорожник имеют укороченный стебель: он так мал, что его почти не видно, а розетка листьев как бы лежит на земле. На эти растения часто наступают люди, животные – маленький стебель не ломается, и растение не погибает.
– Рассмотрите корни растений. Какие они разнообразные! У некоторых они располагаются почти на поверхности земли. У растений сухих мест очень длинные корни. Например, корни верблюжьей колючки, растущей в пустыне, достигают длины 20 м. С их помощью растения могут доставать воду из глубоких слоёв земли.
– Листья тоже очень разнообразны по форме, величине и располагаются на стебле так, чтобы не затемнять друг друга.
Вам хорошо известны кактусы и алоэ. Это растения пустынь и сухих степей. У кактусов мясистый стебель запасает влагу. Листья превратились в колючки. У алоэ влага запасается только в толстых листьях.
– А сейчас проведём опыт с комнатным растением бальзамином. Выкапываем растение очень аккуратно, чтоб не повредить корень. Промываем и опускаем в стеклянную банку. Заливаем водой только его корни. А сейчас мы несколько капель марганцовки капнем в воду и оставим на несколько минут.
– Что произошло с растением? (Стебель и листья изменили цвет.)
– Как поступает вода к листьям? (От корня по стеблям вода поступает к листьям через трубочки-сосуды.)
– Только ли корень участвует в росте растения? Вспомните загадку. – Дышит, растёт, а ходить не может. Что это? (Растение.)
Растение дышит. Как оно может дышать?
– Рассмотрите внимательно через лупу (или в учебнике с. 65) лист бальзамина с двух сторон. На нижней части листа есть отверстия. Они называются устьица. Через эти отверстия растения дышат.
Проведём опыт. Намажем вазелином верхнюю и нижнюю часть листьев бальзамина. Что произошло с этими листьями? (Через неделю те листья, которые были намазаны вазелином сверху, остались прежними, а те, у которых мы намазали нижнюю часть, – завяли.)
– Почему завяли эти листочки? (Потому что к ним не проходил воздух, они не могли дышать.)
– Какие части растений участвуют в дыхании? (Все части – корень, стебель и листья.)
– Какой газ из воздуха берёт растение для дыхания? (Растение берёт углекислый газ.)
– А какой выдыхает? (Кислород.)
Физминутка
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода.)
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце.)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
– Что значат для нас вода, воздух, солнце? (Необходимые условия для жизни.)
– Какие условия для жизни необходимы растениям? (Свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества.)
– Чтобы проверить ваши ответы, проведём опыты. Возьмем крупные, неповрежденные семена фасоли или гороха. Поместим их в две банки. В одну банку положим мокрую тряпочку и будем следить, чтоб она была всегда мокрой. Поставим семена в тёплое место. Что произойдет через 3–4 дня? (В баночке, где была мокрая тряпочка, у семян появились корешки, в другой они остались прежними.)
– Какие условия повлияли на прорастание семян? (Тепло и влага способствовали прорастанию семян.)
– Почему дома у мамы семена фасоли, гороха, риса, пшена и гречки не прорастают? Где их хранят? (Их хранят в сухом месте.)
– Сейчас узнаем, как воздух и свет влияют на прорастание семян. Возьмём баночки, поместим в одну банку фасоль с мокрой тряпочкой и накроем банку крышкой, поставим в тёплое место. В другую баночку тоже поместим фасоль с мокрой тряпочкой, но поставим её в тёмное тёплое место. Что произойдет с семенами через 3–4 дня? (В первой баночке семена фасоли заплесневели, так как к ним не поступал кислород. А во второй баночке семена еще не проросли, так как мало света.)
– Какие условия необходимы для прорастания семян? (Воздух, свет, тепло.)
– Третий опыт мы проведём с уже проросшими семенами и узнаем, какие условия необходимы для развития растения.
– Возьмём три горшочка и посадим в них проросшие семена фасоли. Первый горшочек поместим в тёплое, светлое место. Второй накроем от света коробкой, у которой проделаны маленькие дырочки в стенках. А третий горшочек поставим в прохладное, но освещенное солнцем место.
Наблюдайте, как в каждом горшочке будет расти росток фасоли. (Через 3–4 дня в первом сосуде появляются из земли листочки. Во втором горшочке стебелёк появляется только на 6–7 день, так как ростку мало света. А в третьем горшочке стебелёк появляется на 10–12 день, так как прохладная почва не способствует росту растений.)
Физминутка.
3. Питание и дыхание растений
– Чтобы растение росло, оно должно дышать. А чем питается растение? (Используя солнечный свет и тепло, воду и воздух, зелёные листья «готовят себе пищу».)
Вода, которая всасывается корнями растения из почвы, поступает в листья. Растение берёт из воздуха углекислый газ только на свету. Вот из воды и углекислого газа и образуется питание зелёного растения. Поэтому если зеленое растение окажется без солнечного света, то оно погибнет, так как не сможет «приготовить себе пищу».
При питании зелёный лист усваивает из воздуха углекислый газ и выделяет в воздух кислород.
– Питательные вещества растения берут из почвы. Поэтому чтобы получить хороший урожай, люди обрабатывают почву: вспахивают, боронят. Это делает почву более рыхлой. В неё хорошо впитывается вода, легко проходит воздух. В рыхлой почве семена быстро прорастают, ростки растений легко пробиваются наружу, а корни свободно ветвятся. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Каждое растение всасывает из земли корнями воду с растворенными солями, от этого почва истощается. Чтобы почва не истощалась, ей надо возвращать питательные вещества, взятые растениями. Для этого почву удобряют. В почву также вносят минеральные удобрения.
III. Закрепление изученного.
– Для чего растения поливают? (Без воды растение не сможет выжить.)
– Почему растения ставят к свету, а не в темноту? (Для нормального роста растениям нужен свет и тепло.)
– Какие условия необходимы для нормального роста растений? (Свет, тепло, вода, воздух.)
– Что произойдет с растением, если у него оборваны листья? (Растение погибнет, так как только в листьях образуется питание зеленого растения.)
– Сможет ли человек прожить без растений? (Нет.)
– Для чего нужны растения человеку? (Растения служат пищей для человека: овощи, фрукты.)
– Растения служат пищей для животных и птиц. Медведь очень любит малину. Птицы клюют фрукты и ягоды.
– Как вы понимаете выражение: «Растение кормит себя само»? (Плоды, листья опадают с дерева, перегнивают в почве, получаются питательные вещества для самого растения.)
IV. Рефлексия.
– Почему зеленое растение гибнет без света? (В листьях из воды и углекислого газа только на свету образуется основное питание зеленого растения.)
– Что поглощает зеленый лист? (Углекислый газ.)
– Что выделяет в воздух? (Кислород.)
V. Домашнее задание.
– Дома проделайте опыты 1 и 2 (с. 24–25 тетради) и запишите результаты в таблицу.
infourok.ru
Необходимые условия для жизни растений.
Проект «Необходимые условия для жизни растений».
Экспериментально-исследовательская деятельность учащихся 2-б класса
МБОУ СОШ с.Плеханово
Руководитель Штамм Н.В.
Цель:
- 1. Познакомить с необходимыми условиями жизни растений.
- 2. Формировать умения: выдвигать гипотезы и предположения; проводить сравнительный анализ; развивать речь.
- 3. Создать условия для исследовательской деятельности, выяснить значение воздуха, воды, тепла и солнечного света в жизни растений.
- 4. Воспитывать интерес и создать условия для формирования познавательного интереса, желания узнать больше.
- Задачи:
- Создать ситуацию возможности представления своих результатов исследования ; развивать познавательную деятельность детей.
- Учить высказывать своё мнение ,делать выводы.
Этапы исследования.
- 1. Постановка цели и задач исследования.
- 2.Сбор информации (беседа с родителями, поиск полезной информации в Интернете , просмотр плакатов-схем).
- 3.Подготовка исследовательского материала.
- 4.Установка исследовательского материала в разные условия .
- 5.Наблюдение.
- 6.Сравнительный анализ.
- 7. Вывод.
- 8.Оформление результатов исследования.
- 9.Публичный отчет.
Для исследования необходимых условий жизнедеятельности растений, мы поместили исследовательский материал в разные условия.
Эксперимент
- На подоконник, мы поставили баночки с водой и с луком. Присутствуют условия : воздух, вода, свет, тепло.
Эксперимент
- В закрытый шкаф убрали баночки с луком. Присутствуют условия :воздух, вода, тепло. А луковица красного цвета очень плотно входит в баночку и, соответственно, доступ воздуха ограничен.
Эксперимент
- На подоконник поставили баночки с луком. Присутствуют условия : воздух, свет, тепло. Воду не налили.
Эксперимент
- На подоконник поставили баночку с луком. Присутствуют условия : вода, свет, тепло. Луковица вплотную входит в баночку, воздух к корням недоступен.
Наблюдение
- Прошло 10 дней от начала эксперимента. Появились хорошие корни у луковиц на подоконнике .
Наблюдение
У луковиц в шкафу тоже появились корни , но не очень хорошие. У красной луковицы тоже появились корни.
Наблюдение
- У луковиц, которые стояли в баночках без воды , ничего не изменилось.
Наблюдение
- У луковицы, которая очень плотно входила в баночку, тоже появились корни. Но доступа воздуха к корням не было.
Наблюдение
- Прошло 25 дней от начала эксперимента . На некоторых луковицах появились ростки. Корни увеличились.
Наблюдение
В шкафу на одной луковице тоже появился росток ,но жёлтого цвета. Это говорит о том, что растению не хватает солнечного света.
Наблюдение
- У луковиц, которые стояли в баночках без воды , ничего не изменилось.
Наблюдение
- У луковицы, которая очень плотно входила в баночку, корни немного увеличились . Но доступа воздуха к корням, по прежнему, не было.
Наблюдение
- Прошёл 1 месяц. На луковицах ростки выросли ещё больше. А корни продолжают развиваться.
Наблюдение
В шкафу на луковице росток подрос ,но оставался жёлтого цвета. Это говорит о том, что растению, по прежнему, не хватает солнечного света. Корни у луковиц выросли больше. А на красной луковице развитие корней очень отставало. Доступа воздуха к корням, по прежнему ,не было.
Наблюдение
- У луковиц, которые стояли в баночках на подоконнике без воды , ничего не изменилось.
Наблюдение
- У луковицы, которая очень плотно входила в баночку, корни увеличились. Но росток не появлялся. Доступа воздуха к корням, по прежнему, не было.
Наблюдение
- Прошло 1,5 месяца. На луковицах ростки выросли ещё больше и корни увеличились.
Наблюдение
- В шкафу на луковице росток подрос ещё больше и оставался так же жёлтым. И на второй луковице появился росток и был тоже жёлтого цвета. Это говорит о том, что растениям не хватает солнечного света. Корни немного подросли. Красная луковица оставалась без ростка. Корни у неё перестали развиваться.
Наблюдение
- У луковиц, которые стояли в баночках без воды , ничего не изменилось.
Наблюдение
- Для эксперимента луковицу из шкафа поставили рядом с луковицами на подоконнике и стали наблюдать
Наблюдение
- Через 8 дней ростки луковицы из шкафа позеленели (это говорит о том, что растениям необходим был солнечный свет) и для сравнения поставили ещё одну луковицу из шкафа на подоконник, которая к этому времени уже подросла. Всего прошло два месяца от начала эксперимента.
Наблюдение
- Для чистоты эксперимента, налили воды в те баночки, которые стояли на подоконнике без неё. Прошло 5 дней и на этих луковицах появились корни, а спустя ещё 5 дней – ростки.
Наблюдение
- Две луковицы очень долго развивались, но конечный результат порадовал: появились корни и ростки.
Наблюдение
- А у двух луковиц так и не дождались ростков, хотя прошло уже 2,5 месяца. У обеих луковиц не было доступа воздуха к корням. Причём одна луковица стояла на подоконнике, а другая в шкафу.
Вывод
- Растениям для жизни необходимы: вода, солнечный свет, тепло, воздух.
multiurok.ru
КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ – РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И СРЕДА ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ – ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3 класс – по учебнику И. В. Грущинської – 2014 год
РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И СРЕДА ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Встреча 34. КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ?
Цель: ознакомить учащихся со стадиями роста и развития растения из семени условия прорастания семян; формировать навыки работы в группах; развивать наблюдательность, творческое мышление, умение точно и грамотно выражать свои мысли; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
— Как возникли культурные растения?
— Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?
— На какие группы по назначению можно разделить культурные растения? Приведите примеры.
— Какие культурные растения распространены в вашей местности?
— Какие культурные растения вы считаете целесообразным выращивать на нашей планете? Объясните.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке вы узнаете больше о условия, необходимые растениям для жизни.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 92-93)
— Вспомните! Где растут культурные растения?
Работа в парах
— Рассмотрите рисунок и составьте по ним рассказ о жизни растений в окружающей среде.
— Запомните! Среда обитания, или окружающей среде,— это все тела и явления, окружающие растение и влияют на ее жизнь. Всем организмам необходимы определенные условия существования в окружающей среде.
— Какие жизненно важные условия нужны для существования растений?
— Что рассказал Мудрый Лесовичок о значении света и тепла в жизни растений?
— Рассмотрите фотографии на с. 93. Назовите изображенные растения. Что вы о них знаете?
Работа в группах
— Вспомните и сравните внешний вид сосны и ели. Докажите, что одно из этих хвойных деревьев любит свет, а другое может расти и в тени.
— Рассмотрите фотографии на с. 94. Назовите изображенные растения. Что вы о них знаете?
Выводы
• Чтобы растение нормально жила и развивалась, ей нужны вода, свет, тепло, воздух и питательные вещества. Если не будет хоть одного из этих условий, растение погибнет.
2. Физкультминутка
Дружно в лес мы все пошли,
Сколько здесь грибов нашли!
В корзины мы их собирали,
Пока полными не стали.
Еще и побегали там немного.
Натомили свои ножки.
Возвращались бодрые,
А об этом уже знали в школе.
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Индивидуальная работа
— А теперь каждому из вас я предлагаю выполнить задание: обозначить последовательность стадий развития растений.
Карточка
Семена | |
Взрослое растение с плодами и семенами | |
Проросток-корешок | |
Взрослое растение с цветками | |
Зеленый росток со стеблем и парой листьев |
— Проверим правильность выполнения задания.
1 | Семена |
5 | Взрослое растение с плодами и семенами |
2 | Проросток-корешок |
4 | Взрослое растение с цветками |
3 | Зеленый росток со стеблем и парой листьев |
— А что происходит после пятой стадии? (Опять семена)
— Какой процесс в природе напоминает процесс роста и развития растений? (Круговорот)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
— Прочитайте страницы Книги важных знаний о природе на сек. 94.
— Продолжите утверждение.
• Для прорастания семени нужны…
• Первым появляется…
• Корни добывают из почвы…
• Для дыхания им нужен…
— А для чего каждому из нас нужно это знать? (Чтобы помочь выращивать культурные растения, сохранять экологическое равновесие в растительном мире.)
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 92-94.
schooled.ru