Какое насекомое вы узнаете по звуку – 100 К 1. Какое Насекомое Вы Узнаете По Звуку (Андроид)?

Занимательные факты по окружающему миру (средняя группа) на тему: "Угадай насекомое"

Конспект  проведения экологической игры в средней группе № 8 МБОУ «Приволжская ООШ».

                 

                         Дата проведения: 15.09.2016г.

                Воспитатель: Измухамбетова Ф.Ж.

Тема. Угадай насекомое.

Цель: побуждать детей к поиску выразительных движений и звуков, передающих образы насекомых; развивать воображение. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение ко всему живому.

Задачи по образовательным областям:

«Познание» -  расширять и уточнять знания детей о насекомых, закрепить приметы весны;  « Музыка» - слушать и узнавать знакомые музыкальные произведения; « Чтение художественной литературы» - учить разгадывать загадки; «Коммуникация» - продолжать совершенствовать диалогическую речь,  активизировать в речи глаголы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, чтение художественной литературы, двигательная.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; проявляет чуткость к художественному слову, положительные чувства и эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Методические приемы: игровой, беседа,эмпатия, рассматривание и сравнение изображений насекомых.

Предшествующая работа: беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и сказок о насекомых, слушание музыкальных произведений: «Полет шмеля», песен « Кузнечик», «Добрый жук».

Оборудование: иллюстрации с изображением насекомых. аудиозапись музыкальных произведений, конверт с письмом.

Ход игры.

- Ребята, сегодня я получила необыкновенное письмо, а вот от кого оно пришло, вам придется отгадать.                                    Я раскрываю почки                                                                                  В зеленые листочки.                                                                                          Деревья одеваю,                                                                                             Посевы поливаю,                                                                                                  Движениями полна,                                                                                                             Зовут меня…(весна).

- А как вы догадались, что это весна, по каким признакам? ( Дети называют признаки весны).                                                           – Правильно. Именно по этим признакам мы узнаем весну. А теперь узнаем, что в письме ( достает диск с аудиозаписью). Весна просит послушать этот диск и угадать о ком эти музыкальные произведения. Давайте послушаем.(Дети слушают произведение «Полет шмеля», песни «Кузнечик», « Добрый жук»).                                           – О ком эти произведения? ( О насекомых).                                                                           – Правильно. А каких еще насекомых вы знаете?                       ( Дети называют).                                                                                                    – У всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылья.                                                                                               – А какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения, пчелы дают нам мед, муравьи и божьи коровки уничтожают вредных насекомых).                                                                – Но есть и вредные насекомые ( комары, мухи, тля, личинки насекомых и т.д.). Но мы знаем, что они вредны для нас, а кому-то служат кормом. Что может случиться, если вдруг исчезнут все насекомые?( Погибнут птицы, а за ними многие животные, т.е. нарушится пищевая цепочка в природе. И поэтому мы должны бережно относиться к самым маленьким обитателям нашей планеты.                                                               – А сейчас я предлагаю вспомнить, какие звуки издают разные насекомые. Что делает пчела?( Жужжит). Пожжужите как пчелы. Кто еще жужжит?Что делает комар?( звенит) Кузнечик?(Стрекочет).                                                                                     – Как же передвигаются насекомые? Жук?( летает).                                                            Кузнечик?( прыгает) Муравей?( бегает). Бабочка?(порхает).Гусеница?(ползет). Ребята, попрыгайте, как кузнечики. Полетайте, как бабочки, как жуки.А теперь превращаетесь в муравьев.                                                                               – А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Угадай насекомое». Вы по очереди будете показывать какое-нибудь насекомое, а остальные дети должны будут угадать, кто это.(Дети изображают с помощью характерных движений и звуков. Если дети затрудняются в выборе, подсказываю с помощью картинки).                                                                                                                                                      -  Ребята,о ком мы сегодня говорили (о насекомых). Что о них мы вспомнили? В какую игру играли? Почему мы должны их оберегать?                                                                                    - Все-все, все на свете, на свете нужны.                                                   И мошки не меньше нужны, чем слоны.                                                 Нельзя обойтись без чудищ нелепых,                                                                                    И даже без хищников, злых и свирепых.                                                Нужны все на свете, нужны все подряд.                                                                                     Кто делает мед и кто делает яд.                                                                           Плохи дела у кошки без мышки.                                                                 У мышки без кошки не лучше делишки.                                                                                   Да! Если мы с кем-то не очень дружны,                                                                 Мы все-таки очень друг другу нужны.                                                    И, если нам кто-то лишним кажется                                                                                То это, конечно, ошибкой окажется.

nsportal.ru

IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)

-А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.

Дети работают по учебнику (с.21)

- Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

- Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

- А для шмеля?

- Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

- Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Дети раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

  1. Выполнение аппликации

А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка. (СЛАЙД 16) Этого почти круглого жучка с красными или оранжевыми надкрыльями и черными точками зовут в украинских селах солнышком. Маленький, как будто безобидный жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Природа не зря наградила его такой броской внешностью. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой. Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.

  1. Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.

  2. Наклейте в середине листочка круг черного цвета.

  3. Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.

  4. Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.

  5. На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.

  6. Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.

6. Итог урока.

Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!

studfiles.net

Звуки Насекомых

Не будет большим преувеличением, если сказать, что звуки насекомых — одни из наиболее древних на Земле звуков биологического происхождения. Именно эти звуки на протяжении миллионов лет с девонского периода заполняли воздушные пространства Земли.

Песни различных насекомых представляют собой ритмические последовательности, которые оцениваются человеком с помощью таких сравнений, как стрекотание, трель, дробь, постукивание. Попытки описания звуков насекомых с помощью чисто человеческих понятий встречаются не только в обыденной жизни, но и в научной литературе.

Такие попытки сделаны, например, Ч. Дарвиным, который, будучи в Бразилии, описал звуки бабочек как

щелкающе звуки, подобные треску при движении зубчатого колеса под пружинной защелкой.

Чаще поют самцы

Исполнение песни является прерогативой самца, тогда как самка значительно молчаливее. Есть насекомые, которые очень «говорливы». Например, цикада, даже попав в руки человека, продолжает свою ритмическую песню. Сверчки, кузнечики и саранча, наоборот, обрывают пение при малейших признаках опасности. Пение самцов соотносится с брачным периодом, с их способностью к спариванию.

Для чего они поют?

Говоря о функциональном смысле звуков насекомых, на первое место необходимо поставить их значение для продолжения рода. И это неудивительно, если учесть, что весь период зрелости насекомого ограничен всего 2-4 неделями. После спаривания сигналы прекращаются, и возобновление вокальных способностей оказывается в прямой зависимости от нового брачного периода насекомого. Самка выбирает из хора самый громкий голос и, соответственно, того самца, который поет громче всех. Чем громче пение самцов, тем выше двигательная активность самки в поисках партнера. Не в этом ли важнейшее биологическое значение «хора» самцов в брачный период?

«Призывная» и «брачная» песни насекомых видоспецифичны, и именно благодаря этому почти исключается возможность спаривания насекомых, относящихся к различным видам. Самцы комаров, например, в любом шуме улавливают чувствительными участками антенн звук, частота которого составляет 500-550 Гц. А это значит, что антенны самца вибрируют в унисон с движениями крыльев самок.

Как насекомые издают звуки

Звукопродуцирующий аппарат насекомых связан, как правило, с крыловыми или летательными мышцами. Способ получения звуков у большинства насекомых — трение различных частей хитиновой оболочки.

  • Древесные сверчки, зеленые и длинноусые кузнечики извлекают звуки посредством трения стрекотательного канатика у основания одного надкрылья о зубцы на другом крыле. При поднимании вверх дрожащих оснований надкрыльев возникает резкое вибрирующее движение. Оно и является причиной возникновения звука.
  • Некоторые виды саранчи издают звуки посредством трения стрекотательной жилки, расположенной на крыльях и стрекотательного канатика на голени.
  • У цикад звуки возникают в тимбалах, расположенных по обеим сторонам тела на уровне его середины. Эти полости, наполненные воздухом, напоминают барабаны и служат резонаторами звуков. Звуки возникают при сокращении мышц, приводящих в колебательное движение барабанные мембраны. Каждая из этих мышц иннервируется всего одним нервным волокном, выходящем из среднегрудного ганглия. Считается, что ритм сокращения мышц зависит от нейрона — общего водителя ритма, который разряжается с частотой, в два раза превышающей частоту импульсов в мотонейронах и поочередно активирует мышцу с каждой стороны тела насекомого.
  • Реже звуковые сигналы возникают в результате постукивания по субстрату разными частями тела. Например, жук-часовщик производит щелкающие звуки ударом головы о дерево.

Таким образом, у многих насекомых органы звукопродукции, полета и ходьбы идентичны.

Именно ритмическая активность и особенности крыловых мышц определяют характерные параметры сопровождающих их звуков. Это не только свидетельствует об общих механизмах различных видов двигательной деятельности, но и заставляет искать связь между «демонстрациями» и «танцами» в полете и значением сопровождающих их звуковых сигналов.

Всегда считалось, например, что пчелы-фуражиры, нашедшие корм, сообщают о месте его расположения с помощью танца. Оказалось, что детали танца насекомые отлично распознают на слух.

Был проведен такой опыт. На «танцплощадку» подавался только звуковой сигнал, сопровождающий танец разведчицы, танцующей же пчелы не было. После завершения звуковой программы пчелы послушно полетели к кормушке, о которой сигнализировали звуки «танца» отсутствующей пчелы-разведчицы. Исследования показали, что волоски-сенсиллы, расположенные на голове пчелы, являются чувствительнейшими приемниками частот и длительностей звуков, возникающих во время танца разведчицы.

Другой, не менее показательный пример.

При полете саранчи возникают звуки с частотой 17-20 Гц, которые имеют важное значение для поведения насекомых. Если проиграть эти звуки, записанные на магнитную ленту, стая саранчи взлетает. Животные с поврежденными органами слуха не способны подняться в воздух при действии такого звука. А это значит, что сам звук полета стаи является мощнейшим акустическим раздражителем, определяющим поведение каждого насекомого в отдельности и стаи в целом.

zvuk-i-sluh.ru

Жужжание насекомых. Где стрекочет кузнечик? Курьезы слуха

Жужжание насекомых. Где стрекочет кузнечик? Курьезы слуха

Почему насекомые часто издают жужжащие звуки? В большинстве случаев у них вовсе не имеется для этого никаких особых органов; жужжание, слышимое только при полете, обусловлено просто тем, что, летая, насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду. Крылышко — это колеблющаяся пластинка, а мы знаем, что всякая достаточно часто (чаще 16 раз в секунду) колеблющаяся пластинка порождает тон определенной высоты.

Теперь вы поймете, каким образом удалось узнать, сколько именно взмахов делает в секунду при полете то или иное насекомое. Для этого достаточно лишь определить по слуху высоту издаваемого насекомым тона, потому что каждому тону отвечает своя частота колебаний. С помощью “лупы времени” (гл. 1) удалось установить, что частота взмахов крыльев у каждого насекомого почти неизменна; регулируя полет, насекомое изменяет лишь величину взмаха (“амплитуду” колебаний) и наклон крыльев; число взмахов в секунду увеличивается лишь под влиянием холода. Вот почему и тон, издаваемый насекомым при полете, остается неизменным...

Найдено, например, что комнатная муха (издающая при полете тон F) делает в секунду 352 взмаха крылышками. Шмель взмахивает 220 раз в секунду. Пчела, издающая тон A, взмахивает крыльями 440 раз в секунду, когда она летит свободно, и всего 330 раз (тон В), когда летит нагруженная медом. Жуки, порождающие при полете более низкие тона, движут крыльями менее проворно. Напротив, комар делает крылышками 500 — 600 колебаний в секунду. Для сравнения заметим, что пропеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в секунду.

Рис. 154 Где произведен выстрел: справа или слева?

Но они зачастую бессильны определить положение источника звука, если он находится прямо впереди или позади нас (рис. 155): выстрел, произведенный впереди, нередко слышится как донесшийся сзади.

Мы способны в таких случаях отличать лишь — по силе звука — отдаленный выстрел от близкого.

Вот опыт, который может нас многому научить. Посадите кого-нибудь посреди комнаты с завязанными глазами и попросите его сидеть спокойно, не поворачивая головы. З


атем, взяв в руки две монеты, ударяйте ими одну о другую, оставаясь все время в той отвесной плоскости, которая рассекает голову вашего гостя пополам, между его глазами. Пусть испытуемый попробует угадать место, где щелкнули монеты. Результат получается прямо невероятный: звук произведен в одном углу комнаты, а испытуемый указывает на совершенно противоположную точку!

Рис. 155. Где произведен выстрел?

Если вы отойдете от упомянутой плоскости симметрии головы в сторону, ошибки будут уже не так грубы. Это и понятно: теперь звук в ближайшем ухе вашего гостя слышен немного раньше и громче; благодаря этому испытуемый может определить, откуда исходит звук.

Этот опыт объясняет, между прочим, почему так трудно заметить стрекочущего в траве кузнечика. Резкий звук раздается в двух шагах от вас, справа от дорожки. Вы смотрите туда, но ничего не видите; звук доносится уже слева. Поворачиваете голову туда, но звук уже доносится из какого-нибудь третьего места. Чем быстрее поворачиваетесь вы в сторону стрекочущего звука, тем проворнее совершаются эти прыжки невидимого музыканта. На самом деле, однако, насекомое сидит на одном месте; его изумительные прыжки — плод вашего воображения, следствие обмана слуха. Ошибка ваша в том, что вы поворачиваете голову, помещая ее при этом как раз так, что кузнечик находится в плоскости симметрии вашей головы. При этом условии, как мы знаем, легко ошибиться в направлении звука: стрекотание кузнечика раздается впереди вас, но вы по ошибке относите его в противоположную сторону.

Отсюда практический вывод: если хотите определить, откуда доносится звук кузнечика, пение кукушки и тому подобные отдаленные звуки, не поворачивайте лица на звук, а, напротив, отворачивайте его в сторону. Впрочем, мы это и делаем, когда, как говорится, “настораживаемся”.

Когда мы грызем твердый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного шума. Как ухитряются они избегать этого грохота?

Дело в том, что шум и грохот существуют лишь в наших ушах и мало беспокоят уши наших соседей. Кости черепа, как и вообще твердые, упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается иногда до чрезвычайных размеров.

Доходя до уха через воздух, треск сухаря воспринимается как легкий шум; но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твердые кости черепа. Вот еще опыт из той же области: зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите тяжелые удары — так усилится тиканье часов.

Бетховен, оглохнув, слушал, говорят, игру на рояле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец которой он держал у зубов. Точно так же те глухие, у которых уцелело внутреннее ухо, могут танцевать под музыку: звуки достигают до их слуховых нервов через пол и кости.



class-fizika.ru

как с точки зрения физики обосновать то что комар чаще взмахивает крыльями чем муха

Ник Гор совершенно правильно ответил, только учитывать надо не массу, а момент инерции крыла. Попробуйте взять в руку палку за середину (близко к центру тяжести) и её покачать туда-сюда. Сами заметите, что чем чаще качать - тем больше сил на это надо. А потом сломайте палку пополам (момент инерции уменьшится в 4 раза) и опять попытайтесь покачать. И вы увидите, что уйти на более высокие частоты гораздо легче. Это упрощённая каритна (тут ещё нет резонанса) , но физика, надеюсь, понятна.

он мужик ему быстрее надо

короче, звук комара громче, значит у него больше частота колебаний, чем у мухи

По звуку кажеться, звук комара выше, значит и частота взмаха крылышек чаще.

Боюсь, что никак, поскольку работоспособной аэродинамической теории полёта насекомых не существут. До сих пор. Просто "майски жук об этом не знает и летает только поэтому" - слова одного известного авиаконструктора. А если это и вправду вопрос по акустике - то предложенные ответы верны: раз звук выше, значит частота звуковых волн больше и источник звука (крылья) колеблется чаще....

Качели легко раскачивать на резонансной частоте. Период колебаний пропорционален корню квадратному из массы, делённой на жёсткость (упругость) пружины. То есть для большого и тяжёлого летуна период резонансных колебаний больше - колебания медленные! ----------------- Летун "заморится" взмахивать, борясь с резонансом! Я сильно упростил, извините. Лауреат.

этож сколько ты считал???)))))))))

чем выше звук - тем выше частота взмахов. и наоборот, частота взмаха выше - и выше частота звукового колебания. если сравнивать комара, муху, шмеля - шмель гудит на более низких нотах, значит, крыльями он машет реже всех перечисленных. Комар издает более высокие звуки, соответственно, крыльями он должен махать чаще. Почему насекомые часто издают жужжащие звуки? У них нет особых приспособлений для этого. Звук слышим мы только при полете насекомого, и это вызвано тем, что, летая, насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду. Крылышко того же комара — это колеблющаяся пластинка. Как известно, всякая достаточно часто (чаще 16 раз в секунду) колеблющаяся пластинка порождает тон определенной высоты. По высоте тона можно узнать сколько взмахов делает в секунду при полете то или иное насекомое. Для этого достаточно лишь определить по слуху высоту издаваемого насекомым тона, потому что каждому тону отвечает своя частота колебаний. "Найдено, например, что комнатная муха (издающая при полете тон F) делает в секунду 352 взмаха крылышками. Шмель взмахивает 220 раз в секунду. Пчела, издающая тон A, взмахивает крыльями 440 раз в секунду, когда она летит свободно, и всего 330 раз (тон В) , когда летит нагруженная медом. Жуки, порождающие при полете более низкие тона, движут крыльями менее проворно. Напротив, комар делает крылышками 500 — 600 колебаний в секунду. Для сравнения заметим, что пропеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в секунду".

Всё гораздо просче т. к. у мухи плошадь поверхности крыла больше чеу комара следавательно своим крылом ей легче пддерживать себя в воздухе (больше воздеха она отталкивает за один взмах) а у комара крыло маленькое ему нужно очень быстра махать крыльями чтоб остаться в воздухе. Всё гениальное просто.

touch.otvet.mail.ru

Насекомые-музыканты

В большом концерте, который в летнее время звучит в полях, лугах и лесах, насекомые не самые последние участники. Прирожденные оркестранты — одни любители, другие профессионалы, — они с блеском владеют самыми неожиданными инструментами. Некоторые насекомые — признанные музыканты; они самым непринужденным образом издают звуки, которые являются выражением их существа. Для этого у них есть специальный звуковой аппарат, которым они пользуются в соответствии с обстоятельствами, вызывая определенные психические или физиологические реакции у своих врагов или сородичей.

Другие кажутся нам немыми или, по крайней мере, создают шумы только произвольно, безотносительно к тому или иному моменту своего существования, или издают их в диапазоне, не слышимом для человеческого уха. Так, муравьи и клопы, которых мы по традиции считаем абсолютно немыми, издают характерные звуки.

У некоторых муравьев в нижней части брюшка имеется покрытым бороздками участок, о который трется поперечный гребешок предыдущего сегмента. С помощью скурпулезнейших исследований Р. П. Репье показал, что муравьи посредством этого аппарата способны издавать звуки. Интенсивность этой музыки у некоторых муравьев очень слаба, а у других бывает настолько сильной, что человек различает ее на расстоянии в два-три метра.

У хищных клопов на нижней стороне груди имеется продольный желобок, дно которого пересечено поперечными бороздками. Голова клопа похожа на изогнутую шпору, нечто вроде мощного кривого клюва. Этим «клювом»-хоботком насекомое пользуется, чтобы прокалывать свои жертвы и высасывать из них соки. В обычном состоянии хоботок отогнут назад и входит в желобок, как лезвие перочинного ножа в рукоятку. И стоит только клопу быстро приподнять и опустить голову, как кончик хоботка чиркает по дну желобка с бороздками, и возникает слабое стрекотание, которое можно услышать, лишь поднеся насекомое к уху.

Звуки издают и некоторые жуки, например, усачи. Как только они вступают в конфликт с другими насекомыми или на них нападает хищник, можно слышать тихий, обычно едва различимый скрип. Правда, крупные насекомые, как, например, дубовый усач, издают звуки, которые можно услышать более чем за метр. Звуки эта возникают от трения друг о друга двух сегментов грудного отдела.

А у кузнечиков (почти у всех) есть специальные стрекочущие органы. В принципе они одинаковы и отличаются друг от друга лишь деталями строения и способами использования. У обычных больших зеленых кузнечиков, стрекотание которых наполняет ночи с июля по октябрь, «поют» полька самцы. Их музыкальный инструмент расположен на надкрыльях. На правом надкрылье насекомого имеется круглая перепонка из гладкого тонкого хитина, натянутая, как на барабан, на жесткую рамку из жилок; эта вибрирующая поверхность называется зеркальцем, или тимпаном.

Края зеркальца похожи на твердый изогнутый валик. Это «струна». Что касается «смычка», то он, естественно, расположен на внутренней поверхности другого надкрылья, левого, которое всегда лежит поверх правого. Это толстая жилка с мелкими зубчиками, их около 30. Сдвигая и раздвигая надкрылья, кузнечик заставляет крап зубчатого гребня касаться «струны»; раздается стрекотание. Оно было бы очень слабым, если бы кузнечик не имел своеобразной резонансной камеры, образованной брюшком и надкрыльями.

Движение надкрыльями дает очень сильное, у некоторых видов пронзительное, стрекотание, в котором внимательное ухо может различить два различных тона. Один получается при разведении, а другой — при сведении надкрыльев. В тихую ночь песня зеленого кузнечика слышится более чем за тридцать метров. Самки кузнечиков такого музыкального аппарата не имеют.

Трели сверчков в общем не особенно отличаются от музыки кузнечиков. Можно выделить разве только сверчка-трубачика — одного из самых великолепных музыкантов в мире насекомых. Это — нежное, хрупкое, почти прозрачное насекомое цвета слоновой кости, с крыльями более длинными, чем у других сверчков. Это деликатное существо не в состоянии вырыть себе норку. И обитает на благоухающих деревьях и кустах, которые растут на солнечной стороне холмов. С наступлением ночи сверчок заводит свою песню. Самое удивительное то, что он может создать иллюзию пения одновременно в разных местах. Фабр называет его чревовещателем.

Стрекотание этого сверчка также вызывается трением над крыльев, но насекомое в отличие от своих сородичей не довольствуется легким подъемом крыльев, оно ставит их за спиной вертикально, как паруса. Двигая надкрыльями, как ножницами, сверчок часами выводит нежную звонкую трель. А эффект чревовещания вызывается медленным перемещением насекомого во время пения. Распространение звука у сверчка очень направленное, и достаточно поворота на месте на несколько градусов, чтобы возникла иллюзия звука, идущего из другой точки.

Медведка стрекочет обычно у входа в нору, которая постепенно расширяется, как раструб духового инструмента. Так же, как сверчок и кузнечик, медведка движет надкрыльями, потирая их одно о другое. При этом голова насекомого спрятана в норке.

Но подлинный и полный свой смысл слова «музыканты» и «музыкальные инструменты» приобретают только по отношению к цикадам. У цикад звуковой аппарат независим от других органов. Это музыкальный инструмент в чистом виде.

На брюшке самца цикады — самка не музыкальна и песен не поет — есть две широкие полукруглые пластины, задние концы которых свободны. Это крышечки, приподняв которые можно обнаружить сам звуковой аппарат. Главными частями аппарата являются три перепонки: наружная — тимпан, мягкая передняя и жесткая задняя — зеркальце. К тимпану подходит большая мышца (около 3 миллиметров в диаметре и длиной в 5 миллиметров), которая другим концом касается мощной хитиновой арки, образованной в груди насекомого. Сжатие мышцы деформирует тимпан. За 1/20 000 секунды тимпан из выпуклого становится вогнутым; при этом получается резкий звук, подобный тому, какой мы слышим, когда ударяют по металлическому листу. Упругий тимпан тотчас восстанавливает свою первоначальную форму, а мышца немедленно опять его выгибает.

Эта вибрация вызывается нервным импульсом, передавшимся мышце. Каждый нервный импульс вызывает целый ряд последовательных сжатий. Этим изъясняется почти автоматическое непрерывное хлопанье тимпана и удивительная быстрота этих движений: несколько сот циклов в секунду!

Колебания усиливаются тремя полостями, расположенными в брюшке насекомого. Одна из них — центральная представляет собой обширную резонансную камеру объемом около кубического сантиметра. Камеры ограничены туго натянутыми окошками из слюдообразной пленки, разрушение которой вызывает полную немоту насекомого.

Цикада варьирует свой мотив, очень быстро и ритмично приподымая и опуская брюшко, это движение освобождает крышечки, прикрывающие резонансные камеры,— раздается мощное прерывистое «пение». Музыкальная фраза у цикад длится от 12 до 15 секунд; в тихую погоду насекомое можно услышать в более чем за 100 метров («песню» одного из индийских видов цикад можно услышать, даже находясь на расстоянии 800 метров).

Продолжение следует.

Автор: Жан Пьер, перевод с французского.

P. S. О чем еще говорят британские ученые: о том, что было бы здорово, если бы школьные учителя биологии/зоологии периодически отправлялись с учениками на природу, где те бы имели возможность воочию наблюдать за удивительными повадками насекомых (да и других представителей флоры и фауны). Такой подход к обучению был бы полезным, интересным, увлекательным не менее, чем, к примеру, образовательный интерактивный портал https://uchi.ru/.

www.poznavayka.org

Какое вы насекомое - онлайн тест

Известно, что первыми живыми существами­, появившими­ся на Земле, являются насекомые. И вот уже более 400 миллионов лет они живут припеваючи­, проигнорир­овав   пять массовых катаклизмо­в!   
Сегодня на Земле насчитывае­тся около миллиона видов насекомых,­ в результате­, на одного человека приходится­ более 250 миллионов жучков-паучков. И каждый из них интересен чем-то своим. Например, таракан может прожить без головы девять дней, не чувствуя при этом никакого дискомфорт­а. Муравьи никогда не спят. Человек, который недавно съел банан, чрезвычайн­о привлекате­лен для комаров. А вес насекомых,­ съеденных за год всеми пауками на планете, превышает вес всех людей, живущих на Земле. К счастью, мы (жители цивилизова­нных стран) намного от них отстаем - каждому из нас за свою жизнь приходитьс­я съесть только около 70 насекомых. Ведь все эти жуки и бабочки, пчёлы и муравьи, божьи коровки и кузнечики…­ - братья наши меньшие.
Хотите узнать, какое вы насекомое,­ пройдите наш онлайн тест.

Новый год. Бьют куранты. Какое желание хотите загадать?

Хочу найти любимые духи с огромной скидкой

Хочу найти вечную любовь

Мир во всем мире

Хочу новый телефон, квартиру, машину

Хочу счастья с любимым человеком

Хочу не потерять старых друзей и найти много новых

Какой праздник вы любите больше всего?

Люблю все праздники! Главное чтобы был выходной

Хеллоуин – можно наряжаться в разные костюмы

День рождения

Новый год: елка, друзья… оливье

У меня столько дел, что не до праздников

Рождество – можно погадать

Что любите покушать?

Картошечку. Жаренную. С курочкой

Чипсы, мивину… в общем, все, что продается в соседнем ларьке

Мороженное, коктейли

Бутерброд с красной икрой

Апельсины, яблоки, клубнику — вкусно и полезно

Конфеты, пирожные, торт! Ничего что вредно. Жить вообще вредно

Представьте ситуацию. Поздний вечер, вы дома и вдруг отключается свет во всем районе. Что вы будете делать?

Сяду у окошка, буду смотреть на звезды

Позвоню в аварийку

Буду долго злиться

Нет света - нет интернета и телевизора… Пойду спать

Давно собираюсь встретиться со старыми друзьями. Отличный повод

Наберу ванну с пеной, захвачу с собой аромалампу, свечки и буду отдыхать

Какая природа вам подходит?

Озеро с кувшинками

Темный лес

Горы

Болото

Тропики

Луг с цветочками

Какой жанр литературы любите читать?

Любовные романы (это так романтично!)

Полезные советы по уходу за собой

Меня вдохновляют ужастики

Захватывающие приключения

Зачем читать, если есть интернет?

Кулинарные рецепты и советы по дому

Какой вы бы выбрали костюм на карнавал?

Буду невестой Дракулы

А я приду в костюме Снегурочки

Снежинка… Хоть банально, зато красиво

Зеленый человечек с пружинками на голове

Пышное платье с маской. Пусть сами думают кто я

Принцесса в розовом платье с большим бантом на голове

kremchik.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *