Картинка буквы гласные и согласные – Дидактический материал , гласные и согласные звуки.

Дидактический материал , гласные и согласные звуки.

Гласные звуки.

  • произносятся при помощи голоса

  • не встречают преграды

  • поются

  • образуют слог

Назови картинки. Эти слова начинаются с гласных звуков.

Согласные звуки.

– произносятся при помощи голоса и шума или
только шума

Назови картинки. Эти слова начинаются с согласных звуков.

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

Назови картинки. Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?

Собери картинки в свои коробочки. Те предметы, которые начинаются с гласного звука – в белую коробочку, а те, которые с согласного – в серую.

Соедини друг с другом предметы, которые начинаются с гласного звука и соедини между собой предметы, начинающиеся с согласного звука.

Произнеси названия картинок. Какие из них начинаются на согласный, а какие – на гласный звук?

Произнеси названия картинок. Какие из них оканчиваются на согласный, а какие – на гласный звук?

Помоги рыбаку поймать только гласные буквы.
Соедини их с удочкой.

Помоги бабочке сесть только на цветочки с согласными буквами. Соедини бабочку и нужные цветочки.

Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на первые звуки (гласные и согласные).

Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на последние звуки (гласные и согласные).

Произнеси название этих предметов. В каких словах первый звук звучит твердо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зеленым цветом.

Закрась кружки с буквами в определенные цвета. Гласные в красный цвет, согласные – в синий, твердый и мягкий знаки – серым.

В схеме слова звуки можно обозначить квадратами разного цвета.

– мягкие согласные звуки

Посмотри, как можно составить схемы слов.

Раскрась буквы в словах в свои цвета.

Раскрась буквы в словах в свои цвета.

К

А

Р

Т

И

н

А

Б

Е

Р

Ё

Е

3

А

Я

Б

Л

О

К

О

т

Е

Л

Е

В

И

3

О

Р

Л

А

М

П

А

Назови картинки. Подбери к словам подходящие схемы.

После мягкого согласного звук

[а] – обозначается буквой Я

[у] – буквой Ю

[о] – буквой Ё

[э] – буквой Е

[ы] – буквой и

Назови все гласные и согласные звуки в этих словах.

Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.

Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного \М\ и с мягкого согласного |МЬ|.

Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.

Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного [Л] и с мягкого согласного [ЛЬ]

Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.

Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова или в середине слова после гласной, они обозначают два звука:

Назови все звуки в этих словах.

Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.

Согласные звуки [Ж], [Ш], [Ц], [Щ], [Й] всегда звучат мягко. Назови картинки. Раскрась схемы слов правильно.

Мягкий знак не обозначает звука, он обозначает мягкость согласного, после которого стоит.

Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.

Найди в словах Ь и обведи его в кружок, Ъ обведи в квадратик.

Выбери пары слов, начинающиеся с одинакового звука. У тебя получатся пары звуков – братцев – твердый и мягкий согласный.

Соедини предметы с подходящей к ним схемой.

Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сосчитай и напиши.

Что налили в стакан: сок или чай?

Что в шкафу: чашка или блюдце?

Что в портфеле: книга или тетрадь?

Что в пакете: груша или банан?

Какая сказка в этой книге: “Колобок” или «Морозко»

Кто спрятался за деревом: лиса или заяц?

Как зовут девочку: Марина или Наташа?

Как зовут котенка: Пушок или Чижик?

Что лежит в коробке: пирожное или печенье?

Что лежит на тарелке: яблоки или груши?

Что лежит в корзине: грибы или ягоды?

Что лежит в мешке: конфеты или игрушки?

infourok.ru

О звуках гласных и согласных расскажем ребёнку играя.

Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных  звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок  и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит».  Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например,  бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Поговорим с ребёнком  о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…

А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?

Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают  тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок  вообще «потухнет».

Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть  звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим  гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.

Обращаем  внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые  легко между собой соединяются.

На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ

Один важный момент!!! Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.

Вот примеры:

— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;

— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.

Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.

Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.

Пример:

— Произнесите слово арка, протягивая первый звук  [а] – ааааарка;

— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].

— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м],  [с],  [р],  [х],  [ш],  [р],  [в],  [з],  [л],  [н],  [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.

Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.

Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.

  1. Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:

-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?

-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?

А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому  я могу наглядно показать ребёнку, как  два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить  безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.

  1. Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…

Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках  прочитаете ниже).

  1. Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…

Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.

  1. Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…

Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.

  1. Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
  2. Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…

А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.

Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.

Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

Есть пара, где  мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.

Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно  [м],  [с],  [р],  [х], [р],  [в],  [з],  [л],  [н].

Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.

После таких упражнений-игр  для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.

И  об этом подробнее ЗДЕСЬ

nachalo4ka.ru

слоги – Гласные и согласные звуки

Карточки для обучения ребенка чтению по методике Зайцева.

Как просто и эффективно научить ребенка читать по слогам?!

Предоставленные карточки со слогами являются авторской работой детского портала chudo-udo.org и аналогом кубиков по методики Н.Зайцева. Гласные и согласные звуки выделены разным цветом, это помогает малышам различать их зрительно. В дальнейшем они смогут их различать автоматически. С помощью букв-слогов дети учатся составлять слова (не умея читать). После регулярных занятий с представленным материалом ребенок начинает самостоятельно читать печатный текст.

На нашем сайте карточки с буквами и слогами можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.

Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!

Покажите ребенку, что игры с такими кубиками могут быть не просто полезными, познавательными и обучающими, но и веселыми, развлекательными и интересными.

На нашем сайте вы также можете скачать Карточки-слоги – Твердые и мягкие согласные звуки

Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.

Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии – для нас это очень важно!!!

Скачать Карточки-СЛОГИ для обучения ребенка чтению по ссылке ниже

Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р, Ц, Ч

chudo-udo.info

Гласные и согласные буквы и звуки

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки – 5 слогов, ре-бя-та – 3 слога, он – 1 слог, о-но – 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

Правописание гласных в корне слов, окончаниях, суффиксах и приставках – это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв – 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все согласные звуки подразделяются на две разные категории:

  • звонкие – б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие – к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается твердых согласных, то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] – [н’], [т] – [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые – [ж], [ш] и [ц] и мягкие – [й’], [ч’] и [ш’].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные – это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:

  • пакет;
  • ребенок;
  • автомобиль;
  • речь;
  • одежда;
  • кровать;
  • компьютер;
  • Петя;
  • древесина;
  • мороз;
  • веселье;
  • маленький и прочие.

Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать фонетический разбор какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая согласная буква мягкой или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки – [й’], [ч’] и [ш’].

fb.ru

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Гласная плюс Согласная Слоги

По просьбе нашего читателя, мы сделали карточки со Слогами по принципу :  Слоги с первой гласной.
Скачиваем и распечатываем карточки с изображением слогов.
Всего: 8 больших карточек со слогами

Слоги с первой гласной

 

 

 

 

Здесь Вы можете скачать Не цветные Карточки- Слоги с первой гласной.
Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежьте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.

www.razvitierebenka.com

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.


Как образуются согласные звуки?

  • При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.


Как образуются гласные звуки?

  • Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).


Составьте слово… Первая буква которого обозначает безударную гласную в слове арбуз , Вторая буква стоит в начале слова здравствуйте , Третья буква спряталась в слове барабан в начале третьего слога, Четвертая буква образует первый слог в слове урожай , Пятая обозначает мягкий согласный звук в слове ракета , Шестая встречается два раза в слове стакан .


Азбука


Составьте слово по первым буквам слов, записанных на доске… Ананас, лисица, февраль, азбука, воровей, игрушки, тетрадь

Алфавит


Парад букв

Буквы всякие важны,

Буквы всякие нужны.

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.

Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в бук­вы и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля — АЛФА­ВИТ или королевы — АЗБУКА. Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.






  • Физкультминутка




Двадцать третье сентября.

Классная работа.

Упражнение 40.


В азбуке этой — Увидите сами! — Буквы живые: С хвостами, С усами, Бегать умеют они И летать, Ползать и плавать, Кусать и хватать… Буквы — мохнатые, Буквы — пернатые, Стройные буквы И даже горбатые, Добрые, Злые, Наземные, Водные — Кто же они? Догадались? — …………!

Борис Заходер   « МОХНАТАЯ АЗБУКА »

(животные)


А

Аист

Азбука Пусть начинается С  А ИСТА — Он, Как и азбука, С «А» начинается!


Б

Бизон

Никакого Нет резона У себя Держать  Б ИЗОНА, Так как это жвачное Грубое и мрачное!

kopilkaurokov.ru

Гласные и согласные буквы и звуки

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.
В переводе с греческого языка – звук, звучание.

Характеристика гласных букв и звуков

Гласных букв – 10 : а, о, у, э, ы, я, е, ю, ё, и.

Гласных звуков – 6 : [а], [у], [ы], [о], [э], [и].

Гласные буквы:

А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласного звука : [t].

Я, Е, Ю, Ё, И – обозначают мягкость согласного звука : [t’].

Примеры:

МОРЕ – В этом слове [м] – твёрдый звук, после него стоит буква О, которая обозначает твёрдость согласного
звука. А [р’] – мягкий звук, после него стоит буква Е. Она обозначает мягкость согласного звука.

ЛИСА – Буква И обозначает мягкость согласного звука – значит, в этом слове [л’] – мягкий звук,
а буква А обозначает твёрдость согласного звука – значит, [с] – твёрдый звук.

Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:

  • если стоят в начале слова;
  • если стоят после гласной буквы;
  • если стоят перед Ъ или Ь.

Буква И обозначает 2 звука :

  • если стоит после гласной буквы;
  • если стоит перед Ъ или Ь.

Помните:

я – [Йа], е – [Йэ], ё – [Йо], ю – [Йу], и – [Йи] или я – [‘я], е – [‘э], ё – [‘о], ю – [‘у], и – [‘и]

Характеристика согласных букв и звуков

Согласный букв – 21.

Согласных звуков – 36

Согласные звуки бывают : твёрдыми или мягкими; звонкими или глухими; парными или непарными.

Согласные звуки твёрдые

  • После согласного стоят : А, О, У, Э, Ы.
  • В конце слова или перед другим согласным.
  • Помните : всегда твёрдые – [ж], [ш], [ц]

Согласные звуки мягкие

  • После согласного стоят : Я, Е, Ю, Е, И.
  • После согласной буквы стоит Ь.
  • Помните : всегда мягкие – [й], [ч], [щ]

Примеры : угол[л] – уголь[л’]; шест[т] – шесть[т’]

Согласные звуки звонкие : образуются при участии голоса (Л, М, Н, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, З)

Согласные звуки глухие: образуются без участии голоса (Х, Ц, Ч, Щ, П, Ф, К, Т, Ш, С)

Примеры : колос[к] – голос[г]; шар[ш] – жар[ж]; том[т] – дом[д];

В русском языке 12 согласных парных звуков по признаку глухости-звонкости

б, в, г, д, ж, з – звонкие согласные;

п, ф, к, т, ш, с – глухие согласные.

info4kid.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о