Картинка для детей домашнее задание: D0 b4 d0 be d0 bc d0 b0 d1 88 d0 bd d0 b8 d0 b5 d0 b7 d0 b0 d0 b4 d0 b0 d0 bd d0 b8 d1 8f картинки, стоковые фото D0 b4 d0 be d0 bc d0 b0 d1 88 d0 bd d0 b8 d0 b5 d0 b7 d0 b0 d0 b4 d0 b0 d0 bd d0 b8 d1 8f

Содержание

Школы ищут способ отказаться от традиционной “домашки” — Российская газета

Сколько времени школьники тратят на домашние задания на дистанте? Можно ли сделать всю “домашку” цифровой? Или вовсе отказаться от набившего оскомину подхода: читаем параграф, решаем задачи – сдаем тетради? Эксклюзивные данные представил Институт стратегии развития образования РАО.

– Мы получили срез состояния домашней учебной работы в школах России. Провели массовое анкетирование: в нем более 217 тысяч участников – учителей, учеников и их родителей. Даже и не думали, что откликнется такое огромное количество людей, – рассказала на международной научно-практической конференции “Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования” завлабораторией дидактики и философии образования, доктор педагогических наук Ирина Осмоловская. – Некоторые результаты нас поразили. Например, когда мы спросили учителей, задают ли они школьникам задания на выходные дни и на каникулы, то 42% ответили: “Да, задаем”. А вот выполняют задания на выходных и на каникулах 80% учеников! Интересное получилось расхождение. И это при том, что по закону на каникулы задавать “домашку” нельзя. Но многие дети просто не успевают все сделать. Кроме того, у одного школьника несколько учителей преподают разные предметы. Вот и получается, что больше половины учителей на каникулы и выходные не задают, но “работают” на них все равно почти все школьники.

Еще пример: ученые совсем не ожидали получить результат, что 56% педагогов не видят необходимости менять практику домашней работы. То есть они всем довольны. А вот дети и родители – совсем наоборот. Еще до пандемии они жаловались на большой объем заданий на дом. Ситуация усугубилась во время массового перехода на дистант – когда вся школьная работа стала домашней.

– На вопрос, хотели бы вы учить и учиться дистанционно, 97,6% педагогов и 85% учеников ответили отрицательно, – говорит Ирина Осмоловская. – А более 70% родителей заявили, что перегрузка домашними заданиями резко увеличилась.

Такое масштабное и всестороннее исследование “домашки” в 40 регионах России было проведено впервые за всю современную историю. Причем в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ. Ключевые цифры: более 95% учителей российских школ задают “домашку” ежедневно после каждого проведенного ими урока. А две трети – даже после контрольных работ.

У первоклашек домашних заданий быть не должно. Но 88% родителей малышей уверяют: на дом задают, и прилично

– На вопрос: “На что бы вы потратили время, если отменить домашние задания”, старшеклассники отвечают однозначно: на подготовку к ЕГЭ. Ребята предлагают ввести персональный подход с учетом выбранных для сдачи ЕГЭ предметов, убрать задания по непрофильным предметам, – делится Ирина Осмоловская. – При этом на выполнение домашних заданий у них уходит до 2 до 7 часов в день. Санитарные нормы по учебной нагрузке нарушены.

Кстати, что говорят СанПиНы? Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. А у первоклашек домашних заданий вообще быть не должно! На практике в электронном журнале учитель пишет на месте “домашки” прочерк, а в родительский чат для малышей – полный набор. Здесь и задания в рабочих тетрадях, и прописи, и счет, и окружающий мир, и стихи наизусть. 88% родителей первоклашек подтверждают: на дом задают, и прилично.

Психологи уверяют: школьник должен научиться нести ответственность за какое-то дело, планировать свое время. “Домашка” подходит для этого лучше всего.

Но – без перегрузок. По словам Ирины Осмоловской, в некоторых зарубежных странах объем “домашки” в разы меньше российского или ее вовсе нет. Но чаще всего это школы полного дня, когда вся работа идет в классах. Плюс ко всему за рубежом школьные программы совершенно другие.

Совсем отменить “домашку” в России нельзя, но можно ее изменить. Вопрос: как сделать ее интереснее и полезнее?

– Мы спрашивали об этом учителей. Главная мысль в ответах: чтобы изменить домашние задания, необходимо прежде всего внести изменения в учебные программы по предметам, – говорит Ирина Осмоловская.

Учителям банально не хватает часов. Так, на биологию в 5-м классе отводится 1 час в неделю. Параграф учебника по этому предмету состоит примерно из 1,5-2 листов текста, включает около 7 ранее неизвестных школьнику терминов, 3-4 рисунка, вопросы по теме.

– Можно ли за 45 минут проверить прошлую “домашку”, объяснить новый материал, да еще выполнить небольшую лабораторную работу? Конечно нет! – считает старший научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования “Института стратегии развития образования РАО” Ирина Ускова.

В итоге в очередную “домашку” уходит чтение параграфа, изучение терминов и определений, ведение разнообразных дневников наблюдений и рабочих тетрадей. И это только биология.

А учитель литературы задает сочинение, обществовед просит подготовить реферат о государственном бюджете, математик – решить задачки с элементами матанализа, историк – подготовить конспект про денежную реформу. И все это надо сделать к завтрашнему дню… Исследование показало самые “популярные” типы домашних заданий в российских школах: чтение параграфа и ответы на вопросы, работа с контурными картами, решение задач и примеров, пересказ, грамматические упражнения, подготовить сообщение, презентацию. Все это работает только на закрепление знаний, уверяют эксперты.

Синекдоха, эпифора, анафора, метонимия, анапест… Слушала, как дочь разбирает “Анчар” Пушкина. Отпало всякое желание его когда-либо перечитывать

Но дети, оказывается, хотят совершенно другого. Их спросили: “Какая домашняя работа вам больше нравится”? В топе учеников 5-9 классов – задания практической направленности, с конкретным результатом.

Так, дома они хотели бы выращивать растения и наблюдать за ними, составлять бизнес-план, определять, как поступить в той или иной ситуации, просматривать научно-популярные фильмы с дальнейшим ответом на вопросы, создать модель собственного дома… Причем выбирая из двух типов заданий – на компьютере или в тетради – примерно 65 процентов ребят выбрали задания “в бумаге”.

– Необходимо сместить центр тяжести изучения и отработки материала именно на урок. По некоторым предметам можно вообще отказаться от домашних заданий. На ИЗО – дорисовать картину на уроке, на технологии – доделать поделку и не перекладывать ее на родителей, посмотреть фильм про композитора на уроке музыки, отработать порядок действий при чрезвычайной ситуации на ОБЖ вместе с учителем, – говорит Ирина Ускова. – Домашние задания должны “дружить” со здравым смыслом, не нарушать здоровье школьников.

Также среди идей – интегрировать темы по разным предметам в одно задание, сократить их объем, больше задавать творческих, практических и нестандартных заданий.

95 процентов учителей российских школ задают “домашку” ежедневно после каждого проведенного ими урока.

Сами учителя призывают разработать электронное домашнее задание к каждому параграфу в виде тестов или “цифровых” заданий с возможностью моментальной проверки. И – убрать из открытого доступа готовые домашние задания! Проблема списывания стоит очень остро.

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Ксения Колесникова

Мнения

Алихан Динаев, учитель обществознания, руководитель педагогической мастерской ЧГПУ, “Учитель года России-2018”:

– Пока новые идеи не пройдут через сердце и разум учителя, ничего не изменится. Опрос еще раз подтвердил, что мы живем в стране домашних заданий и катастрофически заваленных домашней работой детей. Нет ничего удивительного, что школьники активно списывают ответы из интернета. Конечно, одного урока катастрофически не хватает. И конечно, каждый учитель хочет, чтобы дети полностью освоили программу, лучше знали его предмет. Но пока каждый учитель решает эту проблему самостоятельно, ничего не изменится. Нужна координация на уровне школы и педагогического коллектива. А к этому пока, к сожалению, готовы далеко не все директора и педагоги. Вот мой опыт. В основной школе я практически не задаю домашних заданий, а если и задаю, то это творческие работы с длинным дедлайном. Например, зачем писать реферат (“писать” – громко сказано, очевидно, что он будет скачан из интернета с вероятностью в 95% или больше), если вместо этого можно попросить нескольких ребят в группе создать страницу в соцсетях о Петре Первом, М.А. Булгакове или даже теории относительности? Какое творчество ребята могут здесь проявить! Сколько интереса и радости это может у них вызвать! А на странице – видео, фото, картинки, цитаты, мемы, факты, которые дети с удовольствием будут презентовать и делиться со всеми.

Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки:

– Моей дочке-третьекласснице задали прочитать небольшой рассказ: волк гонится за козленком, затем падает в болото и погибает. Нужно было письменно ответить, понравился ли рассказ. И почему. Дочка написала: “Рассказ не понравился. Волка жалко”. Учитель ей пишет: “Неправильно, рассказ должен был понравиться!” Лучшего способа отбить у ребенка любовь к предмету мне представить сложно.

Зачем нужна “домашка” на зазубривание терминов, которые в обычной жизни никогда не пригодятся? Синекдоха, эпифора, анафора, метонимия, дактиль, амфибрахий, анапест… Я слушала, как дочь-девятиклассница разбирает стихотворение Пушкина “Анчар”, и у меня отпало желание его когда-либо перечитывать. К сожалению, наша система образования взяла из советской системы не только все хорошее, но и все плохое. И что-то пора с этим делать. Да, домашние задания нужны по основным и профильным предметам, но не в таком же количестве. Тем более на дистанционном обучении: любая “домашка” после семи онлайн-уроков – просто издевательство.

Тем временем

Измерение температуры, антисептики для рук, отмена массовых мероприятий – все эти и другие меры останутся в школах еще на один год. Опубликовано постановление Главного государственного санитарного врача РФ, которое продлевает требования к работе школ, лагерей и других детских организаций в условиях COVID-19 до 2022 года. За каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам. Исключение – занятия, требующие специального оборудования (физкультура, ИЗО, трудовое обучение, технология, физика, химия).

WOW! Онлайн-школа без домашних заданий

По данным Mail.ru, домашнее задание с детьми делают 70% родителей (причем, 56% признались, что порой делают «домашку за ребенка»). В среднем родители учатся за детей или вместе с детьми по 2 часа в день и больше всего сил вкладывают в русский язык и математику. 

Мы в «Алгоритме» решили освободить родителям время на личную жизнь и запустили онлайн-школу без домашних заданий. И обучаться у нас можно прямо с первого класса. Рассказываем, как все устроено.

Зачем уходить от привычной системы с домашними заданиями?

Для начала давайте разберемся, почему домашние задания стали головной болью для детей и родителей. Часто ребенок не понял темы в школе, и тогда дома ему просто не по силам справиться с задачей или написать текст. Бывает и так, что темы более-менее ясны, а вот заданий очень много. В 2016 году Россия заняла первое место в рейтинге стран мира, где на домашние задания дети тратят более 10 часов в неделю, в остальных странах предел — 6,5 часов. И этот объем приходится делать в «третью смену», так как первую часть дня ребенок проводит непосредственно в школе, вторую — на секциях и кружках. Неудивительно, что вечером школьник засыпает над тетрадями, а мама с папой берутся за дело. Увы, это привычный сценарий для большинства школ.

Не отменить ли домашние задания совсем? Смотря, какие у вас планы на будущее ребенка. Многие творческие школы и школы с авторским подходом пошли по пути отмены заданий на дом, столь обременительных для всех. Но стоит вспомнить о главной цели домашней работы — отработке и закреплении темы на практике, а также способе показать, как теоретический параграф из учебника применим в жизни. Без такой практики школьнику сложно овладеть основами наук, понять алгоритмы решения задач. И не стоит забывать, что ребенок, не имеющий опыта отработки навыков, вряд ли сможет рассчитывать на высокий балл на ЕГЭ в будущем.

Получается тупик? Ни в коем случае! Как оставить домашние задания в их самом приятном и необременительном виде мы придумали в школе «Алгоритм»

«В «Алгоритме» я не трачу время на дорогу. При очном обучении я в день на учебу тратила 7-8 часов в школе плюс 3-4 часа дома с домашним заданием. А сейчас, благодаря онлайн-обучению, я учусь в день максимум 6 часов (а не 10-12!!!)!»

Алиса Овсянниковатанцовщица и преподаватель tribal fusion, окончила 8 класс онлайн в «Алгоритме»

Как устроено обучение без домашних заданий в онлайн-школе «Алгоритм»

Коротко: 5 дней в неделю ребенок будет заниматься у нас онлайн, а после учебы выполнять домашнюю работу вместе с учителем в онлайн-классе. Классы у нас маленькие, до 14 человек, поэтому внимания всем хватит. Кроме того, это отличный способ мягко перейти на домашнее обучение — ребенок также остается в школе на полдня, только виртуально, с индивидуальным подходом.

Подробно: Наша система построена как в живой школе, только круче. У нас есть Учебный портал со всеми материалами для учебы, Планер, где школьники видят свое расписание, оценки и комментарии учителя, даты контрольных работ. По отзывам родителей, недели достаточно, чтобы ученик освоился с нашей системой.

Учебный процесс без домашних заданий построен так: